theoutlook.com.ua

Как конфета на палочке завоевала мировую популярность и почему Сальвадор Дали согласился придумать и нарисовать логотип компании, пишет издание vc.ru

Испанская компания, которая позже прославилась за счёт знаменитой конфеты на палочке, была основана в 1946 году и носила название Granja Asturias S.A. Она производила сладости преимущественно из яблочного сиропа. Дела компании шли не слишком успешно и к началу 1950-х годов она была на пороге закрытия.

Именно в этот момент к компании присоединился Энрике Бернат — потомственный кондитер, благодаря которому в ассортименте появился мармелад и другие сладости, главной из которых стала peladillas (типичная испанская конфета).

Peladillas

Усилия не пропали даром — сделав фирму по-настоящему успешной, в 1958 году Бернат за свои старания получил 50% акций компании. Тогда у него появились амбиции выкупить вторую половину и полностью преобразовать производство.

Рождение Chupa Chups

С самого начала Бернат задавался вопросом: «Зачем изготавливать так много разных товаров для одного рынка, когда можно сделать один специальный товар для всех рынков?». Он мечтал создать идеальную конфету для детей. Ради этого он даже заказал маркетинговое исследование — подобные инструменты в то время были непопулярны, — которое показало, что основные потребители его товаров — дети до 16 лет. Тогда как до этого, опросы по улучшению ассортимента охватывали только взрослым.

В процессе исследования кондитер узнал следующее. Леденец требовал времени на рассасывание, и, как правило, ребёнку было интересно посмотреть, как он уменьшается. Малыши доставали конфету изо рта, из-за чего руки становились липкими, грязными, а следом пачкалась и одежда, об которую дети вытирали пальцы. Родителям это не нравилось, поэтому, несмотря на желания детей, взрослые старались реже покупать эту сладость. Бернат понял, что при создании нового леденца угодить нужно в первую очередь родителям.

Согласно другим источникам, на создание идеальной конфеты Берната подтолкнули детские воспоминания, когда раздражённая мать ругала его, видя грязные липкие руки после поедания конфет.

В 1956 году он запатентовал свое изобретение — фигурную карамель на палочке, которую Chupa-Chups монопольно производила в течение 20 лет.

Бернат нашёл компромисс — конфете нужен держатель, некий буфер между рукой и липкой сладостью. Первой его идеей стала маленькая вилка. Цель была достигнута — руки оставались чистыми. Сладость так и называлась — «конфета с вилкой» — и продавалась только в магазинчике Берната.

Новинка настолько понравилась покупателям, что было решено запустить её в массовое производство. Название для нее было выбрано Gol (в переводе с испанского — гол). Бернат был футбольным фанатом и своей формой конфета напоминала мяч.

Вскоре вилка была заменена на деревянную палочку, так как её было дешевле производить, и этот материал был безопаснее для детей. Сменилось и название конфеты — с Gol на Chups. Согласно истории, Бернат понимал, что название должно быть запоминающимся, и Gol для этого не подходит. Поэтому он обратился в рекламное агентство, которое и предложило название Chups (на испанском глагол chupar — лизать, сосать).

Первыми были запущены леденцы с семью вкусами — клубничный, апельсиновый, клубника со сливками, шоколад с ванилью, кофе со сливками и мятный.

Первый рекламный слоган, который должен был привлечь внимание испанских покупателей, гласил: «Chupa Chups» (соси Chups - исп.). Первая реклама на радио звучала так: «Chupa, Chupa el Chupa Chups» (Лизать, лизать, лизать что-то как Chups). Слоган оказался настолько популярным, что люди приняли его за название конфеты. В 1961 году Бернат официально переименовал конфету в Chupa Chups.

Продвижение Chupa Chups

Первая маркетинговая кампания включала в себя слоган «És rodó i dura molt, Chupa Chups», что в переводе с каталонского означало «Он круглый и долговечный».

Конфета стала настолько популярной, что, получив все права на компанию, Бернат ликвидировал остальные 200 разновидностей сладостей, сосредоточив всю деятельность бренда только на Chupa Chups.

Он лично разработал стратегию продажи сладостей — в отличие от конкурентов, которые выкладывали товар на полки, Бернат распорядился , чтобы в магазинах были установлены специальные стенды с леденцами. Причём они должны были быть расположены на уровне глаз маленьких детей.

Запуск конфет на палочке начался в 1958 году. Тогда конфета стоила одну песету, для того времени это было дорогое удовольствие. С самого начала бренд выбрал стратегию позиционирования себя как дорогого продукта и всегда превосходил в цене свои аналоги.

Тем не менее, настолько нравилась потребителю, что её продажи достигли 200 тысяч штук в день — специальные грузовики бренда развозили конфеты по киоскам, магазинам сладостей, супермаркетам, барам. К 1964 году дистрибьюторская сеть насчитывала более 300 тысяч точек продаж по всей Испании.

Первыми после испанцев конфету попробовали французы. В 1969 году там была открыта иностранная дочерняя компания производителя Chupa Chups. Спустя несколько лет во Франции появился ещё один завод сладостей. Однако 90% продаж по-прежнему приходилось на испанский рынок, и только 10% были распроданы за пределами Испании. В 1970-х годах конфета появилась, помимо Франции, в Италии и Португалии.

Конец 1960-х годов стал для компании знаменательным. Было принято решение сменить деревянную палочку на пластиковую, которая была безопаснее, чище и намного выгоднее для производителя.

Но главное событие, которое произошло прежде, чем леденец появился на международном рынке, — смена логотипа. Бернат осознавал, что, если он хочет выйти за пределы испанского рынка, продукт нужно качественно подать. За идеей нового логотипа он обратился к своему другу-художнику, знаменитому сюрреалисту Сальвадору Дали.

Согласно одной версии гению понадобился всего лишь час, чтобы создать логотип, согласно другой — художник часами рисовал на газетах то, что стало отличительным знаком Chupa Chups. Так или иначе, идея Дали оказалась крайне проста — разместить красные буквы на желтом фоне в форме цветка маргаритки. Ребрендинг логотипа был проведён только однажды — в 1988 году.

Кроме того, художник предложил революционную задумку — разместить логотип не сбоку, как это делалось обычно, а на верхней части конфеты. Во-первых, так название сразу же бросалось в глаза и легко читалось. Но главное, при снятии фантика логотип не разрушался, цветок растягивался и дети могли сохранить красивую обёртку.

Это дало конфете индивидуальность, она была необычна как внутри, так и снаружи. Когда у Дали спрашивали, ради чего он принял участие в создании бренда, художник, не стесняясь, заявлял: «Ради денег». За подобные заказы сюрреалист получил даже прозвище Avida Dollars, что переводится как «стремящийся к деньгам».

Новая упаковка помогла завоевать международный рынок. К 1980-му году 90% продаж приходилось уже на другие страны и только 10% на Испанию.

Мировая экспансия Chupa Chups

В 1970-х годах американский телеканал CBS запустил сериал про детектива Коджака с одноименным названием. Циничный полицейский с брутальной внешностью брался за раскрытие сложных преступлений. В первых эпизодах детектив много курил, но поскольку в США назревала антиникотиновая кампания, в дальнейшем было решено, что Коджак должен бросить сигареты. Вместо этого главный персонаж стал появляться с неизменным Chupa Chups во рту.

В начале 1980-х годов бренд продолжил участие в борьбе с курением и запустил мощную антиникотиновую кампанию под слоганом «Кури Chupa Chups».

До сих пор компания участвует в движении против курения, их лозунг звучит так: «Хватит курить, начинай сосать». Для взрослой аудитории бренд разработал специальную упаковку для леденцов, подобную сигаретной пачке. На ней вместо надписи, предупреждающей о вреде курения, красуются слова: «Сосание не убивает».

Открытие новых рынков и увеличение спроса на существующих помогли бренду достигнуть рекорда продаж — в 1979 году была продана 10-ти миллиардная конфета. Девять лет спустя компания удвоила этот результат — с момента создания Chupa Chups было куплено 20 млрд леденцов по всему миру. Тогда это означало, что на одного человека приходится четыре леденца.

В 1994 году конфета стала первой сладостью, запущенной в космос. Космонавтам Международной космической станции «Мир» были доставлены леденцы в качестве десерта.

В конце 20 века компания отпраздновала продажу 40-миллиардного леденца. Кроме того, конфета Chupa Chups вышла за пределы детской аудитории. Многие известные люди не стеснялись появляться на публике с леденцом во рту. Например, Мадонна, Майкл Джексон, Джордж Клуни.

Новые достижения производителя конфет

В 1990 году компания начала работу над конфетами для взрослых. Тщательно изучив аудиторию, производитель пришёл к выводу, что старшее поколение предпочитает освежающий вкус. Так началась работа над мини-конфетами без сахара Smint. Компания занималась их производством уже под руководством сына Берната — Хавьера, которому отец передал бразды правления в 1991 году, отойдя от дел.

Поиски идеальной конфеты для взрослых заняли четыре года. Она была представлена в 1994 году. Маленькая освежающая конфетка необычной треугольной формы с буквой S посередине сразу стала востребована среди взрослых покупателей. На протяжении последующих шести лет Smint стала синонимом свежего дыхания. Помогла ей в этом удачно запущенная брендом маркетинговая кампания со слоганом «Нет Smint, нет поцелуя».

Также компания присоединилась к движению по борьбе с раком груди и начала отчислять в фонд долю с каждой проданной упаковки Smint с клубничным вкусом. Это сотрудничество продолжается и до сих пор.

Что касается детских леденцов Chupa Chups, то компания также не останавливается на достигнутом. Начиная с 2015 года владелец компании ежегодно инвестирует около EUR 4 млн в новые идеи. За всё время успели появиться конфеты с жевательной резинкой внутри, леденцы, которые окрашивают язык в разные цвета, а также свистящие и взрывающиеся во рту Chupa Chups.

В 2006 году Хавьер Бернат продал бренд компании Perfetti Van Melle — итальяно-нидерландскому концерну, который занимается производством кондитерских изделий и жевательной резинки. Сумма сделки составила EUR 400 млн. Компания к тому моменту уже владела такими брендами, как Mentos и Fruittella.

Сумма продаж конфеты в 2014 году составила почти €98,4 млн евро. Сейчас леденцы на палочке продаются в 150 странах мира.

Оказалось, сосать Чупу научили всех испанцы! Ай молодцы!

А обертку и логотип конфетки наваял сам Сальвадор! Покупая кажду конфэээтку, приобретаешь копию произведения исскуства, =)))

Так же, компании принадлежит знаменитый дом-музей Гауди в Барселоне (The Casa Batlló)

Шикарно я вам скажу!

Далекая Барселона, родина Христофора Колумба и Сальвадора Дали, середина ХХ века. Внук крупного бизнесмена получает права на руководство компанией своего деда "Гранха Астуриас". Уже через несколько лет предприятие начинает процветать. И именно тогда Энрике Бернат, а так звали этого молодого человека, принимает неожиданное и в то же время судьбоносное решение. Его компания, производившая около двухсот видов продукции, начинает выпускать один - карамельки.
Все гениальное - просто.

Сделать такой шаг ему помогли исследования специальной фирмы. Оказалось, что в то время еще никто не производил карамель специально для детей. Основным отличием карамели Энрике было то, как ее можно есть. Обычно у всех детей, после того как они съедали карамель, становились липкими руки, и они, не долго думая, вытирали их об одежду. Карамель, которую собирался создать Энрике, была на палочке, и ее можно было сосать, держа как будто на вилке и не пачкая одежду. (Сначала палочка была деревянной, затем ее стали делать из пластика).

Чупа Чупс и сюрреализм.

Назвал Энрике свою карамель "Чупсом", и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность "Чупса" росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы "Чупс" узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка "Чупа Чупс", которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип "Чупа Чупс" во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки.
Первый филиал "Чупа Чупс".

К этому времени количество продаваемых "Чупсов" в Испании было намного больше, чем в других странах (90% к 10%), но очень скоро эта цифра изменится почти на противоположную. Когда Энрике понял, что успех его "Чупсу" гарантирован, то он переименовал свою компанию "Гранха Астуриас" в "Чупа Чупс". В конце 60-х годов "Чупа Чупс" отправился к своим соседям, французам. Где, одновременно с открытием второй фабрики в Испании, появился первый зарубежный филиал "Чупа Чупс".

Каждый хоть раз в жизни пробовал эту восхитительную карамельку, да и яркая обертка с логотипом выделяется из разнообразия сладостей. Но не каждый знает историю создания такого популярного бренда. Что же стало залогом столь великого успеха? Или, может быть, кто? А началась эта история около века назад в прекрасном городе Барселона. По легенде, Энрике Бернат – владелец компании «Гранха Астуриас» – принял очень серьезное решение, которое могло поставить крест на его карьере. Молодой предприниматель решил, что его предприятие, которое производило до двухсот видов различных сладостей, отныне будет производить всего один. Говорят, что такая идея зародилась в голове Берната, после того как он увидел малыша, которого ругала мать за испачканные конфетами руки и одежду. Предприниматель провел исследование, в ходе которого выяснил, что именно дети являются наибольшими потребителями «сладкой» индустрии. Дабы избежать всех неудобств, он принял решение, что нужно карамельку помещать на палочку. Эта сладость получила название Чупа Чупс .


Благодаря этому простому решению дети больше не пачкались, и ничто не мешало им наслаждаться карамелью. На первых порах роль палочки выполняла металлическая вилка, далее деревянная палочка и только потом пластмассовая. Казалось бы, все проблемы решены, но все не так просто. Новые сладости были очень вкусны, но выпускались в весьма незаурядной обертке и не очень привлекали своих главных покупателей – детей. Но и тут судьба не оставила Энрике. Он пришел с просьбой создать нечто оригинальное, яркое и запоминающееся к своему гениальному земляку – Сальвадору Дали. Великий художник с пониманием отнесся к просьбе и где-то за час нарисовал картинку, на которой был изображен цветок ромашки с надписью Чупа Чупс . Стоимость услух С. Дали была очень велика, но это того стоило, расходы покрылись почти сразу. Именно этот на протяжении стольких лет сопровождает эту любимую детьми, да и не только, сладость. Судьба была настолько благосклонна к молодому предпринимателю Энрике Бернату, что через несколько лет Чупа Чупс стала всемирно известной конфетой, которую обожали во всех развитых странах. Это невероятно, но конфета побывала даже в космосе! Позже даже компания-производитель «Гранха Астриус» была переименована в «Чупа Чупс ». Благодаря чему же все-таки так популярна эта конфета? Конечно же, это и предприимчивость Энрике, и прекрасное сочетание вкусов. Но наивысших похвал достоин Сальвадор Дали, создавший столь привлекательный логотип, который привлекал и продолжает привлекать взгляды покупателей. Энрике Бернат не ошибся и на этот раз.

Современный ребенок знаком с творчеством Сальвадора Дали с колыбели. Знаменитый сюрреалист в свободное от живописи и писательства время зарабатывал на жизнь в рекламе. Как-то раз его друг Энрик Бернат попросил художника подумать над дизайном логотипа леденцов на палочке. Дали все придумал за час. И содрал с друга внушительный гонорар, который тот без колебаний уплатил. Зато логотип чупа-чупса не изменился до сих пор.

Длинные усы Сальвадора Дали всегда стоили дорого. За любую полезную деятельность художник требовал больших денег. Минута съемок в рекламе приносила Дали десять тысяч долларов, потому что «руки художника должны рождать золото». Его коллега по сюрреализму Андре Бретон даже придумал анаграмму Avida Dollars («жадный до долларов»), высмеивая способность своего товарища делать деньги любым способом, не всегда легальным.

Только законные способы заработка Сальвадора Дали показаны на выставке, которая открылась в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Гоголевском бульваре. Телевизионную рекламу, обложки журналов работы Дали, фотографии его самого для журнала Playboy и школьные сочинения маэстро о мастерах мировой живописи предоставил фонд «Гала - Сальвадор Дали» (Испания, Фигерас), а расставила по залам музея куратор Алена Долецкая.

Дали уделял огромное внимание средствам массовой информации. Как сюрреалист, он не ограничивал себя работой только с реальными СМИ. В 1945 году Дали выпустил собственный журнал Dali News. Monarch of the Dalies, имитирующий популярную газету Daily News. Формат журнала Дали был поменьше, но зато с громадными заголовками.

А здесь от восхищения шоколадом Lanvin у Дали даже закручиваются усы. 15-секундный ролик снят в 1968 году, но и сегодня не смотрится архаичным.

С 15 лет Дали начал писать. Для школьного журнала Studium, который он выпускал с приятелями, Дали создал серию статей о мастерах мировой живописи: Гойе, Эль Греко, Дюрере, Микеланджело. В 1930-е художник иллюстрировал журнал Harper’s Bazaar, в 1940-е - Esquire и Vogue (последний благодаря Дали получил звание передового журнала о моде). В 1970-е журнал Playboy предложил Дали сессию под названием «Эротический мир Сальвадора Дали». На старости лет главнокомандующий сюрреализма не отказался поработать моделью вместе с юными красавицами.

Изображение: ©Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí

Писал Дали и книжки. В 1942 году он выпускает книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», а в 1950-60-е ведет «Дневник одного гения», в котором с подробностями описаны выходки и причуды «радикального ницшеанца», как называл художника искусствовед Александр Якимович. Наверное, Якимович ошибался насчет ницшеанства, так как писателем Дали стал из любви к человечеству. Редакция «Ленты.ру» порылась на полках и нашла книжку, где рукою Дали написано: «Поскольку в мире так много всевозможных лишений и довольно многие люди пукают лишь изредка и с трудом, а из-за этого с ними случается великое множество всяких несчастий и болезней, я подумал, что мой долг - написать что-нибудь для них».

Задумайтесь о пользе сюрреализма и, если в вашей жизни не хватает Сальвадора Дали, сходите на выставку в ММСИ и пукайте на здоровье.