Алексей Мякишев. Из серии «Паломники», 1998

Любая фотография — документ. Когда она возникла, это сразу стало очевидным. Фотограф просто брал форматную камеру, ставил на штатив и фиксировал кадр для определённых целей. Но при этом вдруг оказывалось, что снимок запечатлел и что‑то другое: то, что при съёмке никто не видел.

Это в фотографии осталось. Например, манипулировать видео намного проще, видеомонтаж — великая вещь. В фотографии это сложнее: есть такие нюансы, которые вроде скрыты, а оказывается, нет. Убрали часы на фотографии Патриарха, а отражение их выдало. Это свойство человеческого восприятия: движущуюся картинку мы не воспринимаем как документ, а статичную — да. Фотография сама по себе документ, который можно анализировать, извлекать из него знания.

Когда появилась «цифра», фотография, фотожурналистика вдруг стали трансформироваться — уходить в сторону искусства. Появились возможности обработки снимков. Сейчас так много фотографий, что порой ты не можешь отличить — кто это, что за автор? Сделать технически качественный снимок стало просто, и все поняли, что нужны новые средства — для выражения своего «я». Сейчас важнее, чтобы у автора был свой визуальный язык. Кто‑то добивается этого техническими средствами, например, делает удивительный фильтр, который никто не повторит — это имеет право быть. Но, с другой стороны, так ты трансформируешь пространство, в чём‑то его искажаешь.

Документальная фотография ушла от бесстрастности. Сейчас больший интерес вызывает личное переживание автора: когда он высказывает своё отношение к миру, прочувствованную оценку ситуации. Это как раз очень близко к искусству. Фотографии — это мои личные переживания, я это всё перемалываю, как мельница, и в результате получаются картинки. Очень важно насколько автор вложил себя в ту или иную фотографию. Если он просто пришёл на событие, то получается стандартная работа фотожурналиста. А вот если он вложил что‑то большее, тогда фотография переходит в другой разряд. Но так можно приблизиться к объективности, а можно от неё уйти. И это уже личное дело каждого.

Алексей Мякишев. Из серии «Вятка», 1996

Искренность в фотографии всегда видно. Когда я снимаю, я честен перед собой. На мой взгляд, фотография, которой я занимаюсь, максимально честна и с точки зрения этических рамок и рамок общественной морали. Я через них не перешагиваю. Но на этапе итогового отбора ты выстраиваешь историю и всё равно её немного переделываешь, подстраиваешь под свою идею. Что‑то в этот рассказ подходит, что‑то — нет. Отбор — одна из самых важных вещей: ты можешь всё перевернуть с ног на голову, наврать. А можешь, наоборот, быть максимально честным перед людьми и перед собой. Я не обманываю ни себя, ни зрителя. Я не занимаюсь фотомонтажами, постановкой, игрой. Хотя, конечно, я — это я. Я пропускаю ситуацию через себя, и это получается в чём‑то моя личная история. И тут важно, чтобы реальность не искажалась кардинально.

Алексей Мякишев. Из серии «Колодозеро», 2012

Да, мир вроде бы изменился и критерии поменялись. Сейчас за небо Бальтерманца не убьют, но если ты вмонтируешь фигуру или птичку, клонируешь дым, то это уже неправда. И фотожурналист всё‑таки так не должен поступать. Если ты «шириком» снял трубу так, что она стала выглядеть большой — это просто фотография, снятая «шириком». А если ты ещё одну трубу нарисовал с помощью фотошопа, это уже манипуляция. Художник может не писать те же провода на улице, но фотограф не может их замазать. Ему сложнее: он должен их как‑то обойти, скадрировать. И каждый сам для себя устанавливает некий баланс: что и как он выбирает для кадра.

Энергия равномерно по миру разлита, это нужно увидеть и оказаться в нужном месте в нужное время. И всё!

Я никогда не знаю, что меня ждёт на съёмке: полный провал или невероятная удача. Но это откроется только по мере общения с людьми, в процессе поиска сюжетов. У меня никогда нет чёткой задачи — снять то или это. Для меня очень важна импровизация. Это намного интереснее, чем когда ты что‑то придумал заранее. Это такой драйв — ты как будто плывёшь по течению: заплыл в одну бухточку, в другую. У тебя набрался реальный, не срежиссированный материал — и потом уже из него формируешь некую тему. Она сама по себе начинает выкристализовываться, когда смотришь негативы — это бесконечный процесс. Но хотя это всё максимально документально, тут всё равно присутствует моё «я». Никому не интересно смотреть голое документальное отображение, а интересно, когда твой внутренний свет, твои ощущения передаются на фотографии. И зрители сразу видят эту фишку, этот стержень в снимке.

Алексей Мякишев. Из серии «Колодозеро», 2012

Фотография — интереснейшая вещь. Она и объективная, и субъективная, и документальная, и нет. Там много чего. Для меня важнее всего в ней ее «фотографичность»: в этом её главная ценность. Это уникальность зафиксированного тобой момента: он не повторится никогда. Это некий срез времени. Я понимаю, что если я приду на следующий год в то же место, сниму тот же сюжет, он не будет таким же, потому что все изменилось. Когда люди концептуально подходят к фотографии, то начинают сознательно менять реальность и эту ценность теряют. Они используют фото как технологию для своих идей, как инструмент. Мне же не хочется придумывать, мне хочется брать из жизни то, что она даёт. Энергия равномерно по миру разлита, это нужно увидеть и оказаться в нужном месте в нужное время. И всё! И ты понимаешь, что ты обрёл некое чудо. Чудо формы, чудо содержания. Зачем придумывать? Оно всё уже придумано.

На днях в Музее Москвы открылась выставка работ российских фотографов «С чего начинается Родина?». Отдельным стендом представлены карельские фотографии Алексея Мякишева, который известен своими оптимистичными фото из русской глубинки. По замыслу организаторов, в масштабной экспозиции идет рассказ о 39 совершенно разных героях, которые проживают на территории нашей необъятной страны: от Калининграда до Курильских островов, от Махачкалы и Кызыла до Мурманска и Тикси. Наш собеседник, фотограф Алексей Мякишев представил на выставке историю сельского священника, отца Аркадия, который служит в храме Рождества Пресвятой Богородицы маленького поселка Колодозеро Республики Карелия.

Персонажей фотографии Алексея Мякишева, в какой бы точке России он их не находил, отличает простота и самобытность. Эти лица и характеры мы встречаем на улице, в электричке или на рынке. Они знакомы каждому, и потому понятны и близки. Любовь, тепло, душевная радость - фотографии будто пронизаны живым светом, который просвечивает сквозь снимок и согревает зрителя. По всей видимости, за это «мякишевскую» фотографию так любят и ценят соотечественники и зарубежные коллеги. В интервью «Искусство Коломны» фотограф рассказал о своей первой книге, любимой бабушке и фотографии.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM

В марте этого года фотограф выпустил первую персональную книгу «Вятка». На первой странице посвящение бабушке Фаине Мякишевой… «Да, моя любимая бабушка подтолкнула меня к тому, чтобы я начал заниматься фотографией. Она все для этого делала. Я ей говорю: «бабушка, мне нужен фотоаппарат». «Хорошо!» Через какое-то время (понятно, что жили небогато. У нее пенсия, у деда пенсия. Мне 14 лет было) она скопила эти 200 рублей по тем советским временам и выделила мне на фотоаппарат. Я тогда купил Зенит-11. Причем когда зашли в ЦУМ, я смотрю, там еще один объектив лежит. И я его тоже купил! Бабушка потом очень сильно ругалась, что я потратил все деньги. Она рассчитывала, что я принесу сдачу. Но тем не менее! Она была совершенно искренний человек, воспитывала меня и очень любила. Всю жизнь бабушка прожила в Вятке и логично и естественно было посвятить эту книгу ей», — рассказывал Алексей.

Тогда в 7-м классе еще совсем юный Мякишев настолько увлекся фотографией, что бросил футбол и все дни напролет пропадал в фотокружке. Первый учитель подростка Владимир Александрович Лимонов сразу приметил увлеченного юношу и всячески поощрял его тягу к фотографии. В то время небольшой фотокружок, как рассказывает Мякишев, перерос в серьезную по местным меркам фотостудию, которая гремела на весь город. Каждый месяц в Дворце пионеров молодые кировские дарования устраивали фотовыставку. Когда в конце 80-х годов Алексей окончил школу и собрался поступать в университет на фотокорреспондента, оказалось, что ничего подходящего в перечне профессиональных специальностей нет. Сохранив мечту о фотографии, ушел служить в армию. «Когда я служил, мне уже тогда хотелось стать фотографом, потому что в армии я снимал сослуживцев, печатал им фотографии. (у нас там был старенький Фэд). Когда вернулся домой, друг подсказал пойти устроиться в новую демократическую газету. Я пришел к редактору, показал снимки, он меня взял на испытательный срок, а затем и на совсем. У них уже был один фотограф в штате, то есть новый им не требовался. Но видимо у меня было такое большое желание работать, именно фотографом, фотокорреспондентом, что главный редактор это почувствовал и решил «этот парень будет для нас работать».


Как вспоминает сейчас Алексей Мякишев большое влияние на формирование его взглядов тогда оказала общественная среда. Настоящим фотографом он стал именно благодаря ней. Коллеги журналисты и фотокорреспонденты из других печатных изданий, местные поэты и музыканты - все понемногу принимали участие в становлении будущего певца русской провинции. «Это было такое ельцинское время, когда дух свободы везде летал. Потому что был Советский союз, ничего не было разрешено, а тут «ба-бах»! И все разрешено, то есть, делай, что хочешь. И в творчестве, и в искусстве тогда в нашем городе это чувствовалось. Вот этот дух такого творчества и среди художников, поэтов. Кстати, у нас много замечательных в Вятке поэтов и художников. И в этой среде мы все варились и эта среда помогала меня питать».

В то время, в отсутствии развитого интернета молодой фотограф Алексей Мякишев жадно глотал любое новое знание: посещал библиотеку, увлекался работами импрессионистов, часами рассматривал альбомы по искусству и задавал себе все больше вопросов, не находя на них ответов. Именно в такой непростой период Алексей встречает в Вятке куратора из Германии Ганса Путниса, который помог ему выбрать собственный путь в фотографии. «Было очень интересно наблюдать за тем, как он смотрит фотографии. Я ему показывал свои отпечатки, он очень внимательно их изучал, всегда что-то говорил. И это было такой подпиткой, потому что человек приехал из какого-то другого мира. Тогда у меня было такое состояние, когда я не знал, куда двигаться. Снимал на монокль, все хотел уйти от документальной реальности и погрузиться в художественные образы. И Ганс мне сказал: «Алексей, снимай свой город. Вот посмотри, есть альбом Брессона. Такой замечательный французский фотограф, который снимал всю жизнь Париж. Ты должен снимать Вятку». Я посмотрел и вдохновился, но понимал, что фотографии Брессона наполнены другой составляющей. Правда, сама идея, что ты должен жить в этом месте и пополнять свой багаж какими-то фотографиями, которые я делаю не только для газет, очень здорово меня вдохновила. И в 95-м году я начал активно снимать город и по области много ездил».

Первые удачные снимки Вятки принесли Алексею и первое признание профессионального сообщества. Он вошел в Союз фотографов, получил стипендию Министерства культуры России, стал призером «Интерфото». Правда, вместе с триумфом столичные конкурсы привнесли в жизнь вятской творческой среды и неизбежные изменения. «99-й год был переломный, потому что многие ребята, Сережа Михеев, Паша Смертин, после Интерфото познакомились с главными редакторами столичных газет и затем вдруг стали работать в Коммерсанте. А я остался работать в Вятском наблюдателе и меня это как-то жутко угнетало. Я понял, что вятский период моей жизни подошел к концу, потому что среда ушла, общение среди коллег ушло. И что-то изменилось. И я понял, что нужно что-то менять. В 99-м году я также уехал в Москву, и тоже начал работать в Коммерсанте. Очень смешно, три вятских фотографа работали в Коммерсанте. Нас называли вятская мафия».


Большая и шумная Москва, так не похожая на мирную знакомую Вятку внесла в жизнь фотографа свои коррективы - на первый план вышла необходимость заработка, а фотографии для души остались на потом. Но Алексей не унывал и продолжал интенсивно работать. После Коммерсанта, был Русский Newsweek и другие издания. С отрудничая с ними, Мякишев по сути объездил всю Россию. Побывал на Кавказе и Северном Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. «И в какой-то момент мне захотелось просто «перешерстить» весь свой вятский архив. Потому что я почувствовал: «ага, картинки-то отлежались!». Это как вино, набрало свой вкус. То есть прошло 10 лет и я вернулся к этому своему вятскому архиву. И выбрал те кадры, которые на мой взгляд, оказались бриллиантами, которые я раньше не замечал. Они лежали в этом архиве, я их не видел. И вдруг они проявились. Наверное, потому что к этому времени я начал понимать какие-то вещи, варился в московской среде, был знаком с разными удивительными фотографами. Георгий Колосов и Владимир Семин, Щеколдин — много фотографов, которые для меня были раньше закрыты, а теперь я с ними общался».

Вот так, разбирая архив, Алексей вернулся к родному городу в своем творчестве. «Когда выбирал фотографии, я понял, что снимал не только как для газеты, но интуитивно я снимал и для себя. То есть мое ощущение, что мной двигала в тот момент вот эта среда. И когда я выбрал уже 200 кадров, понял, что это такая полноценная история, готовый проект. Прошло еще не мало времени, чтобы я смог сделать выжимку из 100 кадров, которую уже можно было как-то выстраивать.

В основе первого авторского альбома фотографий Алексея Мякишева - 20 лет съемок в родном городе и 3 года подготовки книги. Полиграфический первенец появился на свет весом в 60 документальных снимков и форматом 15 на 21 сантиметр, с именем «Вятка». «Формат мне подсказал маленький альбомчик Moleskine , который всегда с собой, который удобно в сумочку бросить. Я раньше носил с собой такой альбомчик и вклеивал туда фотографии. То есть он мне подсказал, что это должна быть мобильно-удобная для просмотра книжка. Тогда ее хочется купить, посмотреть, взять с собой. Но! При этом должно быть очень мощное, хорошее содержание «внутренности». Должно быть такое высказывание, чтобы - пусть в маленьком формате, но работало на твое восприятие. То, о чем я хотел рассказать в этой истории».

Все затронутые пласты, все смыслы, образы, чувства и переживания, которые Алексей Мякишев так тщательно и аккуратно укладывает в свою фотографию, он представляет исключительно в классической аналоговой черно-белой технике. Говорит, что настоящая фотография должна быть только такой, без лишних цветовых образов и ненужных дополнений. «Цвет пусть останется для художественной живописи, а фотография - это графика жизни. Любой сюжет в фотографии равносилен мгновению, которое больше не повторится. Поймать момент, запечатлеть настоящую жизнь - какая живопись на это способна? Нет, только фотография. В каждом лице - маленькая история. За это я и люблю фотографию».

Другой отличительно чертой фотографий Мякишева является отсутствие названий снимков. «Это принципиально. В том плане, что визуальный язык, образы часто о большем говорят, чем подписи к фотографиям. Мне хочется, чтобы сам зритель домысливал сюжет. На мой взгляд, удачная фотография, когда соблюден баланс: вроде есть сюжет и есть загадка. И подпись в таком случае не нужна».

Последние годы Алексей часто выступает перед студентами, ведет мастер-классы, рассказывает о своих фотографиях на выставках. «Первое, что я хочу передать, это любовь к фотографии, чтобы студенты полностью отдавались этому делу. Мне хочется, чтобы люди, которые серьезно занимались фотографией, чтобы этот инструмент, камера, был не только фиксатором каких-то жизненных событий, но и участником каких-то историй, которые их лично трогали. Чтобы человек мог понять мир через камеру. И увидеть какие-то сюжеты, которые неподвластны другим».


Герои Мякишева подобно героям Шукшина знакомы каждому, как в городе, так и в деревне. Они бесхитростны и откровенны. Удивительно только, как фотографу удается сохранить эту неподдельную искренность своих персонажей, когда на них смотрит объектив фотокамеры. «Мне нравится, когда люди открытые. Я часто бываю в провинции (сейчас езжу на Север, Архангельская, Костромская, Вологодская область), там люди по-другому живут. Ты приезжаешь в какую-нибудь глухую деревню и там ничего не происходит. Там нет ничего. Но при этом все равно там живут люди. И приходится, конечно, общаться с людьми, чтобы сделать какие-то сюжеты. Потому что просто там не получится. Кадр без человека мне уже не интересен. То есть, мне всегда интересен человек, я свой взгляд обращаю на человека. Для меня интересен человек, его взаимоотношения с другими людьми или окружающим миром».

Выставка «С чего начинается Родина?» в Музее Москвы включает работы 36 фотографов, которые при помощи языка фотографии старались ответить на вопрос, поставленный в названии. В экспозиции представлены снимки, сделанные на на всей необъятной территории нашей страны — от Калининграда до Курильских островов, от Махачкалы и Кызыла до Мурманска и Тикси. Выставка продлится до 8 июня по адресу: город Москва, Зубовский бульвар, д.2. Подробнее: www.mosmuseum.ru

Фотограф Алексей Мякишев родился в 1971 году в городе Киров. Сейчас живет и работает в Москве. Более 20 лет работает профессиональным фотографом. Победитель конкурса Best of Russia в 2012 году, дважды стипендиат Министерства культуры России, призер конкурса «Интерфото» и многих других. Отпечатки ручной работы Мякишева хранятся в частных коллекциях Франции, Германии, Испании и других стран. Фотографии Алексея Мякишева принимали участие в десятках выставок в России и зарубежом. Подробнее о фотографе и книге «Вятка».

Галерея Классической Фотографии представляет выставку одного из лучших мастеров современной черно-белой фотографии в России - Алексея Мякишева . Мы уже проводили авторскую выставку этого фотографа . Теперь рады представить его новый фотопроект - «Колодозеро» .

Работы Алексея Мякишева узнаются сразу. Его фотографиям присущ особенный авторский почерк, выделяющий их из, ставших уже привычными, работ в жанре новой русской документалистики. Так и в этом проекте, автор сумел запечатлеть жизнь нескольких сел на берегу северного озера со свойственной только его камере особенностью.

«Когда я попал в Колодозеро первый раз, была зима, меня вдруг охватило чувство, что я очутился в сказке, - рассказывает Алексей Мякишев. - Это было в канун Рождества. Сказка меня поглотила целиком, и я дал себе слово вернуться. Потом была весна, лето, осень, снова зима. Цикличность ощущений и впечатлений фиксировались на фотопленке. Люди, природа, харизматичный отец Аркадий. Он как добрый сказочник, рассказывал мне об этом месте удивительные истории. Деревянная лодка скользит по озеру сквозь густой вечерний туман... возникает храм в небе, и как призрак в этой сказке плывет тихо-тихо. Звуки воды, шелест травы, ветра проникают в меня настолько глубоко, что хочется кричать от счастья. В какой-то момент понимаю, что это моя родина. Здесь есть то, что помогает задуматься - oткуда мы?».

Колодозеро - это еще история о небольшой православной общине в Карелии. По словам автора, эта тема имеет для него большое значение.
«Через визуальные образы я пытаюсь изучить людей, которые живут вдалеке от цивилизации, показать их быт, их единение с природой, и насколько это связано с верой», - рассказывает Алексей.

Все эти темы нашли отражение в новом выставочном проекте. «Клодозеро» -это погружение в ежедневную жизнь одноименного села Колодозеро в Карелии, где жизнь показывается автором одновременно легко и глубоко. Как и всё творчество автора – этот проект о людях, которые живут в данном месте и в данное время. И показать их так, как это удается автору, мало кому удается.

«Его герои окутаны светом и светятся изнутри, словно на фотографиях проявляются их души, - говорит специалист по фотоискусству Наталья Ударцева. – Секрет автора прост – в взгляд фотографа на объект съемки соткан из любви и сочувствия к людям. Алексей почти 20 лет снимает обыденную жизнь обычных людей. Жизнь во всех ее проявлениях и незатейливых сюжетах. Почти в каждой его фотографии есть недосказанность, интрига, нерв».

Фотография, по мнению фотографа, не только фиксирует и преломляет все то, что нас окружает, но и рассказывает о скрытом и неочевидном внутри нас самих.
Возможно, поэтому сегодня Алексей Мякишев - один из немногих востребованных в Европе русских авторов, показывающих образы «глубинки» по-настоящему искренними.

Об авторе:
Алексей Мякишев родился в городе Кирове (Вятка), профессиональный фотокорреспондент.
С 1991 по 1999 годах работает в различных газетах города Кирова.
В 1999 году переезжает в Москву и становится свободным фотографом.
Сотрудничает с российскими и зарубежными изданиями. Среди них “Русский Newsweek”,”Коммерсант”, “ Helsingin Sanomat” ,”APU”, ”Talouselama” (Финляндия) и многие другие.
В данный момент работает над несколькими документальными проектами, посвященными провинциальной России.
Призер Интерфото в 1998 и 2001 году, стипендиат Министерства Культуры РФ в 1996 и 1997 году. Призер конкурсов “Bestphotographer”,”The Best of Russia”,”Премия ФРФ”,”Sony World Photography Awards.” Преподаватель образовательной программы “Leica-Akademia”.В багаже участие во множественных коллективных выставках, а также персональные выставки в России, Франции, Германии, Канаде,
Италии, Чехии, Австрии.
Фотографии хранятся в муниципальной библиотеке города Осер(Франция),а также в коллекции “Leica-Russia” , Пушкинском Музее, Музее Органической Культуры и различных частных собраний
Германии, Франции, Испании, Австрии, Италии, России.

Время работы галереи с 12:00 до 21:00.
Адрес: Саввинская набережная, д. 23 стр.1, Галерея Классической Фотографии.
https://гкф.рф
8-495-510-77-13.
[email protected]

Генеральный телевизионный партнер – телеканал «Страна».

Генеральный радио партнер – радио Jazz 89.1 FM.

Информационные партнеры:

Газета «Собеседник», общественно-политическая газета «Труд», Региональное информационное агентство Московской области (РИАМО), журнал «Российское фото», профессиональный сайт о мировой фотографии Photographer.ru, журнал о фотографии Fototips.ru, портал для фотографов Club.foto.ru, афиша событий современного искусства ArtTube.




В 1993 году, когда я начал ходить в Великорецкий крестный ход, всё было не так, как сейчас. Не было для паломников камер хранения, которые везет большая машина, пунктов питания, солдатских палаток и прочих благ. Не было еще восстановленной гороховской церкви и памятника Николаю Чудотворцу. А было не больше ста бабушек в белых платочках с котомками за спиной, которые всю дорогу пели песни, прославляя святого Николая. И представить, что через пятнадцать лет пойдет уже несколько тысяч человек, было сложно.

Но жизнь меняется, и время течет неумолимо.

Начало. Жители Кирова провожают крестный ход. Великорецкий крестный ход - один из крупнейших ежегодных крестных ходов в России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца

Старый мост через Вятку. Маршрут хода традиционен: Киров - село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области - Киров. Протяженность - 150 км

Еще в селе Загарье погода для уже многотысячного Крестного хода внесла свои коррективы. Дороги, и без того плохие, стали еще хуже. Грязь и слякоть добавили испытаний.

После Монастырского моя любимая дорога до Горохово превратилась в месиво грязи. А маленький ручей стал полноводной рекой. Мост смыло, но идти надо. Один из крепких мужичков залез в ледяную воду и восстановил шаткую переправу. Многотысячная людская масса скопилась у переправы. Но, что удивительно, никто не роптал, все просто терпеливо ждали своей очереди.

Я сделал несколько снимков и продолжил путь. Такого я не видел за много лет. Моя камера фиксировала подвиг паломников.

На привале

Во дворе Гороховской церкви традиционно варят для паломников кашу в огромных котлах

Этой девочке очень хотелось помогать взрослым

И уже в Москве, проявив пленки и посмотрев снимки, я еще раз убедился, насколько полон наш народ живой верой…

Последний привал перед Великорецким. На этом месте раньше стоял дом

Приближаясь к Великорецкому…

Фото Алексея Мякишева