К созданию комикса, попавшего на полки российских магазинов под названием «Чужие: Противление», приложились сценарист Брайан Вуд (DMZ, Northlanders, Local) и целых три художника – Тристан Джонс (Ghostbusters), Рикардо Бурчелли (DMZ) и Тони Бресцини (Helsing).

Сюжет комикса развивается во временном отрезке между «Чужим» Ридли Скотта и «Чужими» Джеймса Кэмерона. Если уж быть совсем точным, то за иллюминатором 2137 год – т.е. действие происходит параллельно событиям видеоигры Alien: Isolation. Главный герой истории – рядовой колониальной морской пехоты Зула Хендрикс, отправленная корпорацией Вейланд-Ютани на специальное задание по присвоению дрейфующего в открытом космосе тягача «Европа», ранее принадлежавшего компании Сигсон, хорошо известной по все той же Alien: Isolation. Как это обычно случается во вселенной «Чужих», корпорация в очередной раз задалась целью обзавестись парой-тройкой особей ксеноморфов для изучения на Земле и последующего использования в качестве биологического оружия.

Однако Хендрикс, ставшая свидетелем последствий столкновения экипажа «Европы» с ксеноморфами, осознает обреченность человечества в случае контакта с Чужими на поверхности Земли и принимает решение нарушить распоряжения корпорации. Союзником в «противлении» приказам корпорации становится один из охранных андроидов версии «Дэвис 01», получивший некое подобие свободы воли и задавшийся целью спасти человечество. Обнаружив бортовой журнал, парочка дезертиров принимают решение пройтись обратно по маршруту «Европы» и уничтожить ксеноморфов, дабы предотвратить их появление на Земле.

Стоит отметить, что сюжет «Противления» изначально сосредоточен на персонажах, и этот факт в сочетании с сэттингом космического хоррора, способствует весьма тщательному раскрытию персонажей, заостряя внимание не только на сиюминутной мотивации главных героев, но и на их предыстории. Сопереживание происходящему на страницах комикса не ограничивается банальным интересом «кто умрет следующим?», как это часто случается в подобных историях, ну а ценителям сюжетов о любопытных ученых, заглядывающих в яйца ксеноморфов тут и вовсе не найдется, чем поживиться. Рядовой Хендрикс ведет себя вполне логично, частенько вызывая сочувствие у читателя своими жалобами на прогрессирующую болезнь, ставшую результатом травмы позвоночника и чертовски понятное желание поскорее вернуться домой.

Местами, «Противление» пугает не столько угрозой со стороны ксеноморфов, сколько враждебной атмосферой обреченности и одиночества главной героини, запертой на космическом корабле с отрядом охранных андроидов, которые, как известно любому ценителю вселенной «Чужих», тоже могут быть весьма опасны. Что касается отсылок к оригинальной вселенной, то тут найдется пища для самых хардкорных фанатов – начиная от формы с нашивками символики колониальных миссий до множества отсылок к фильмам и игре Alien: Isolation. В одной из сцен можно даже увидеть Аманду Рипли, которая по сюжету является подругой главной героини.

Рисунок Тристана Джонса, ответственного за четыре главы из шести, вызывает лишь восхищение – динамика, работа с деталями, мимика персонажей, мизансцены – все проработано на высшем уровне и идеально дополнено мрачными тонами колористом Дэном Джексоном.

В целом «Чужие: Противление» получился вполне интересным спин-оффом, не расширяющим вселенную, но с трепетом относящимся к наследию франшизы, предлагая окунуться в интригующую историю, полную боли, страха и противоречивого героизма.

Первая из двух частей уже в продаже – мягкая обложка, 160 страниц, издательство «Белый Единорог».

Продолжаем пополнять список каноничных комиксов по версии 20 Век Фокс.

Чужие: Изгой

Оригинальное название

: Aliens: Rogue

Год выпуска

: 1993

Описание

:Таинственный мистер Край является корпоративным шпионом, но даже он никогда не сталкивался с настолько опасной миссией! Край был отправлен на базу Шарон, чтобы добыть информацию о генетических экспериментах над ксеноморфами, которые проводит директор по исследованиям Эрнст Клейст.

Чужие: Колониальная Морская Пехота (1993)

Оригинальное название

: Aliens: Colonial Marines (1993)

Год выпуска

: 1993

Описание

:Группа морских пехотинцев во главе с лейтенантом Генри пытается сплотить местных колонистов против приближающейся угрозы ксеноморфов, он начинает подозревать что вся эта колония один большой эксперимент компании, может ли она нести ответственность за эти хорошо организованные атаки ксеноморфов? Интрига...

Чужие: Чума Мондо

Оригинальное название

: Aliens: Mondo Pest

Год выпуска

: 1994

Описание

: Повествует о легендарном охотнике на ксеноморфов Херке Мондо.

Чужие: Гнев Мондо

Оригинальное название

: Aliens: Mondo Heat

Год выпуска

: 1996

Описание

: Когда все вокруг кишит ксеноморфами, а Колониальной Морской Пехоты нигде не видно, вам не найти никого лучше чем истребителя ксеноморфов Херка Мондо. Но есть один нюанс Херк полностью безоружен и у него под носом действующий вулкан готовый начать извержение в любой момент.

Чужие: Лабиринт

Оригинальное название

: Aliens: Labyrinth

Год выпуска

: 1997

Описание

: Ксеноморфов невозможно контролировать, но что если будет возможность предвидеть их действия? В далеком космосе на исследовательской станции доктор Пол Чарч изучает поведение и реакции ксеноморфов.

Чужие: Цитадель

Оригинальное название

: Aliens: Stronghold

Год выпуска

: 1997

Описание

: Влюблённая пара Фил и Джой Странки, будучи уже в семейных отношениях, прилетают на далёкую планету. Они прекрасно знают, что на этой планете находиться специальная лаборатория Грант-Корп, в которой изучают жутких существ, которых называют Чужие. Чужие являются самыми опасными и жестокими хищниками во вселенной. Однако парочка понадеялась на силу человеческих ограждений и рискнула своими жизнями.

Dark Horse представляет: Чужие

Оригинальное название

: Dark Horse Presents: Aliens

Год выпуска

: 1992

Описание

: Специальный выпуск всех самостоятельных историй из прошлых выпусков Dark Horse в цвете впервые! Все запаковано в потрясающую новую обложку в стите Саймона Бисли.

Чужой 3

Оригинальное название

: Alien 3

Год выпуска

: 1992

Описание

:Настоящим ценителям художественного жанра научной фантастики конечно же известны фильмы серии Alien/Aliens (в русском переводе "Чужой", "Чужие"). Но знаете ли вы, что издательством Dark Horse Comics еще в далеких девяностых была выпущена серия комиксов на тему "Чужих". Комиксы, которые во многом повторяют сюжет оригинальных фильмов, также содержат много новых интересных подробностей о приключениях бесстрашной Рипли, сведений о далеких мирах, где встречаются зловредные твари - Чужие

Чужие: Приход / Цитадель

Оригинальное название

: Aliens: Advent/Terminus

Год выпуска

: 1990

Описание

: Веллингтон Фрик - обеспеченный человек, возглавляет команду археологов, исследующих пирамиды на далекой планете, экспедиция открывает возможность заработать огромные деньги, в том числе заполучить бесценные яйца ксеноморфов.

Чужие: Жатва

Оригинальное название

: Aliens: Reapers

Год выпуска

: 1991

Описание

: Это короткое произведение рассказывает об экспедиции посвященной захвата особей ксеноморфов-жнецов.

Предыдущая часть статьи

То, что в главных героях произведения о чужих опять боевая женщина, никого не удивит. То, что другой ключевой персонаж – это умный, рассудительный синтетик не без закидонов, тоже вполне обычное дело. И корпорация “Вейланд-Ютани” в качестве вечного неперсонифицированного зла – это уже такой обязательный штамп вселенной. Удивительно, что при таких стереотипных вводных комикс «Чужие: Противление» получился классной, агрессивной историей, за которой интересно следить, а герои показали себя совсем не шаблонно.

Та же Зула оказывается не очередной заменой Рипли, а непростым персонажем со своими слабостями, как физическими (старая рана дает знать о себе на протяжении всего комикса), так и психологическими (поиск признания и оправдания старшими), что в итоге приводит к проблемам. В этом комиксе мы впервые видим дронов, менее гуманоидных, чем Бишоп или Дэвид, синтетиков, жестко связанных запрограммированными командами. Но один из них, Дэвис, вдруг проявляет свободу воли и гуманизм. На его фоне безжалостные морпехи и корпорация, заигравшаяся в бога и охотящаяся на образец ксеноморфа, невзирая на любые потери, выглядят куда большими “андроидами”.

Брайан Вуд, прославившийся антивоенным DMZ , выписывает классическую научную-фантастику, в том смысле, что космос и инопланетные расы – это лишь повод поговорить о человечестве и, например, личных крестовых походах, которые иным из нас приходится вести. При этом персонажи не просто стреляют и кричат от ужаса, они вырастают над собой и меняются.

«Чужие: Противление» не то чтобы единая история, а скорее сборник сюжетов, ситуаций, которые происходят с Зулой, Дэвисом и другими. В каждой свои конфликты: зачистка станции от чужих, внутренний бунт дронов, нападение морпехов. На этом фоне единая сюжетная линия уходит на второй план, а арка превращается просто в набор серий. Такой подход имеет право на существование, но можно ли долго так тянуть – это вопрос.

Мне понравилось, как Брайан Вуд через маленькие детали говорит о большем. Тут и там проскальзывают упоминания станции “Севастополь” и Аманды, а самой гениальной тонкостью стали нелепые очки, которые Дэвис надевает, чтобы выделиться, когда обретает свободу воли.

И все же «Чужие» – это прежде всего хоррор, и его тут хватает. Художники постарались на славу: тесные коридоры кораблей, мрачные развороты с космосом и телами, липкие лапы чужих. Им хорошо удается передать ужас, ощущение одиночества, того самого, в котором “никто не услышит твой крик”. А еще в книге мы чуть ли не впервые видим морпехов на колониальной войне.

Образ родного дома – один из самых мощных в нашей культуре. Дом – это место, где ты чувствуешь себя спокойно и защищено, куда радостно возвращаться после работы или из путешествия… Но что если кого-то не привлекает идея проживания в одном и том же месте? Что же, он вполне может влиться в ряды «вечных туристов» – если, конечно, хватит решимости, хладнокровия и денег.

Заграница поможет

Их называют по-разному – «бессрочные путешественники», «вечные туристы», другие разновидности – «мировые» или «глобальные кочевники». Мало кто знает о существовании подобной субкультуры, а среди знающих отношение к ним крайне неоднозначное. Кто-то считает их благородными странниками, не признающими границ и политики. Кто-то – циничными наглецами, уклоняющимися от уплаты налогов путем постоянной смены мест проживания. Какая же точка зрения верна?

Концепцию «вечного туризма» в 1950 году сформулировал Гарри Шульц – бизнесмен, один из самых высокооплачиваемых инвестиционных консультантов своего времени. Ему пришлось много поездить по миру – поначалу, из-за характера работы, затем по привычке, и, в конце концов – в качестве стиля жизни. Он понял вещь, которую никто не говорил вслух до него – правительство почти любого государства относится к иностранцам лучше, чем к собственным гражданам. Какой из этого следует вывод? Все верно – нужно стать «вечным» иностранцем, туристом, который находится в стране лишь проездом. Даже если этот «проезд» непостижимым образом длится годами и даже десятилетиями. Парадокс, но многие «бессрочные путешественники» вовсе не любят путешествовать, да от них этого и не требуется. Нужно лишь уметь как следует притворяться.

Все флаги в гости будут к нам

Шульц не только придумал новый термин, но и проработал принцип «вечного туризма» до мелочей. Его теория получила название «трех флагов», позволяющих надежно обезопасить свое вечно подвешенное состояние в качестве не-гражданина. Флаг первый – нужно получить гражданство страны, в которой не существует налога на доход из других стран. Флаг второй – жить в ней в качестве туриста, если это разрешено законодательством. Флаг третий – все сбережения, а лучше и бизнес, должны находиться в ином государстве. Таким образом, правительство не сможет получить о вас всю нужную информацию, а следовательно – взять под контроль. Если ситуация обостряется, любой из «флагов» можно перенести в новое место, и продолжить безбедное существование.

Но если Гарри Шульц только наметил путь для жаждущих освободиться от власти правительства, дорогу протоптал другой человек – писатель под псевдонимом Билл Хилл. Его книги и статьи выпускало издательство Скоуп Интернешнл из южной Англии с 1980 года. Первоначально материалы носили шутливый характер – из них, например, можно было узнать, как стать священником по почте в Калифорнии за десять долларов, или, купив квадратный фут земли в Шотландии, получить к ней в придачу крохотный, но вполне законный аристократический титул. Но со временем юмора в заметках становилось все меньше, и все больше серьезных советов по борьбе с системой – как миновать бюрократические процедуры, как избежать слежки, как уклоняться от налогов. Разумеется, правительство Великобритании не одобряло распространение подобных материалов, но прикрыть издательство не удалось. Продажи книг Хилла били все рекорды, и даже в наши дни они частенько стоят на полках у адвокатов, инвесторов и банкиров.

Ветер перемен

С течением времени менялись многие законы, касающиеся туризма и гражданства, а вместе с ними менялась и концепция «бессрочных путешественников». Билл Хилл добавил к трем существующим «флагам» еще два – «деловую гавань», в которой создается начальный капитал и «площадь для игры» – страна фактического проживания и официального обязательно должны различаться. Таким образом, пятый флаг окончательно лишает «вечного туриста» понятия родины, пусть и освобождая от большинства обязательств. Еще позже – в 2006 году – анонимный автор под псевдонимом «Дедушка» (Granpa), опубликовал сенсационный труд в трех томах «BBBB». Название отсылает к роману Джорджа Оруэлла «1984» и расшифровывается как «Bye Bye, Big Brother» - «Прощай, Большой Брат». В книге, кроме всего прочего, описывается шестой «флаг» – киберпространство, позволяющее замести следы и сохранить анонимность тысячекратно надежнее, чем любые уловки реального мира. Таким образом, шесть флагов вечных туристов до сих пор гордо развеваются по ветру, свободные от законов и политики… или же нет?

Ни Шульц, ни Хилл не могли представить, что за несколько десятков лет мир так сильно качнется в сторону глобализации. И одновременно с этим – ужесточатся многие правила, касающиеся как раз туризма и путешествий. Больше нельзя бесконечно пребывать в стране, не имея регистрации – по крайней мере, в рамках закона. Зато двойное, тройное и далее – гражданство – сейчас вовсе не такая диковинка, как в середине прошлого века. Скрытые банковские счета и незадекларированные доходы жестко преследуются спецслужбами, но интернет спокойно позволяет открыть собственную компанию в любой точке земного шара за копейки. Ужесточился и паспортный контроль, но каждый «вечный турист» прекрасно знает, что сказать на строгий вопрос таможни, не является ли он «вечным туристом». Правильный ответ звучит как «Простите, что вы имеете в виду?»

Туристы и пустота

А как же романтика бесконечного путешествия, познание иных стран, культур и обычаев, свобода не от уплаты налогов, а от жизни в четырех стенах? Такое тоже встречается, пусть и гораздо реже. Люди с подобным образом жизни иногда зовут себя «мировыми кочевниками» и в основном принадлежат к творческим профессиям. Они работают художниками, журналистами, программистами, писателями, ремесленниками, преподавателями… Их, как правило, не интересуют теории флагов, дыры в бюрократическом аппарате и шифрование счетов. С «вечными туристами» их по сути роднит только огромная гордость за образ жизни, не привязанный к конкретному государству. Впрочем, таможенники и пограничники недолюбливают «кочевников» ничуть не меньше, чем последователей Шульца и Хилла.

Первые «вечные туристы» являлись детьми своей эпохи – когда исполинская тень Большого Брата нависала не только над жителями США, но и большинства развитых западных стран. Людей привлекали «шпионские» технологии, с помощью которых можно было зашифровать свои счета и проживание, даже если на самом деле скрываться не было ни малейшей причины. Когда же вступила в свои права постиндустриальная эпоха и правительства научились по крайней мере лучше маскировать средства слежения за гражданами, обостренная паранойя оказалась не у дел. «Мировые кочевники» – пока еще скорее увлечение, чем полноценная философия, а «вечные путешественники» медленно, но верно отходят в прошлое. Не каждый способен бросить свой дом и с головой увязнуть в тонкостях полулегального бизнеса ради возможности неуплаты налогов и зыбкой свободы от надзора правительства. Один неловкий шаг – и неудачливый «турист» взят на прицел спецслужбами не одной, а нескольких стран, где пытался наладить дела.

Отказ от родной страны и культуры – это во многом отказ от себя самого. Не потому ли на сайтах, посвященных «вечному туризму» так отчаянно описывают «современность» и «элегантность» данного подхода в попытке оправдать свою значимость? Но эту пустоту вряд ли удастся чем-то заполнить.

Максим Филаретов