Бог изрек проклятие Каину: «Шатающимся и сетующим» («стенающим и трясущемся» в греч. переводе) будешь ты на земле» (Быт. 4:12). Каин уже не может молчать, он уже смертельно напуган («трясущийся») и испустил первое «стенание»: он выпросил себе «Каинову печать». То, что сказал Каин Господу (Быт. 4:13), имеет двойственный смысл, и в переводе с еврейского его можно передать только двумя предложениями разного смысла:

– «больше вина моя, чем [можно] оставить мне»;

– «больше наказание мое, чем [можно] снести мне».

Каин не просто «стенающий» («сетующий» с покачиванием головы), он речистый, находчивый в слове, умеющий обращать слова – оборачивать их с разным смыслом… Если Каин «в лицо» Богу солгал, что не причастен убийству (Быт. 4:9), то и сейчас он себя ничем не стесняет. Каин умеет пользоваться языком, таков и отец его – диавол.

По звучанию, каинское стенание объединяет в себе уныние и ропот:

1) Вина моя больше, чтобы можно было простить. – Уныние.

2) Наказание мое больше, чем можно вынести. – Ропот.

При самонаблюдении душевных состояний уныние есть подавленность и бессилие, а ропот, наоборот – энергический протест; вещи, казалось бы, несовместимые. Если мы хотим услышать «стенание» Каина, нужно подняться над психологическим правдоподобием: Каин – духовный противник Церкви, в стенании Каина ропот и уныние, уныние и ропот – один звук. Каин жалуется тому, на кого ропщет и кому лжет в лицо. Сочетание этих несовместимых качеств называется «наглость».

Каин еще сказал – он обвиняет Бога: «Вот Ты изгоняешь меня днесь от лица земли» (Быт. 4:14). Бог Каина не гонит, но Каин хочет на Бога переложить: меня изгнали. Да еще «в лицо» говорит: «Ты меня изгоняешь». Вновь слышим Каиново «стенание» – Каин жалуется и в лицо лжет.

Дальше – больше: Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал, он готов скрыться от лица Божия: «от лица Твоего скроюсь... и будет: всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14). Каин во всяком человеке видит подобного себе убийцу. Каина постиг его особенный страх – внутренняя шаткость и трясение плоти. Каин не видит людей, Каин, как в зеркале, видит во всех подобных себе убийц. Если во всяком встречном видеть только себя самого, то это и есть – одиночество. Страх Каина стал смертельным: все убийцы меня.

Господь освобождает Каина от этого страха, Он положил на Каина знамение: «И сказал ему Господь: посему всякий, убивший Каина, всемеро отмстится [ему]. И положил Господь на Каина знамение, чтобы не поразил его всякий встречающий его» (Быт. 4:15). «Всемеро отмстится» (ему) - в переводе на греческий: «отмстительно расслаблен будет». Речь идет именно о расслаблении (парализации). Если убийце воздавать смертью, то не семь раз. Слова о семикратном отмщении за смерть Каина имеют смысл, если Каин – не только конкретный индивид, но духовный тип личности: « Каин» – это не только имя собственное, но обозначение некоторой духовно-исторической общности.


Если противостоящая «Каину» общность прибегнет к насилию, то сама потерпит семикратное ослабление. «У Меня отмщение и воздаяние», – говорит Господь (Втор. 32:35; Рим. 12:19). «Каин» отмщается от Бога.Людям – под угрозой семикратного воздаяния – нельзя «Каина» бить.

Каинова печать – двузначна: Каин и совершенно охранен от преследования, и совершенно одинок и навеки скорбен. Одиночество и вечная скорбь, которым обречен Каин, таковы, что его скорбь не «депрессия», а одиночество – не временное состояние. Душевные переживания проходят, а проклятие Каина – для него лично, для его ближайших потомков и для тех, кто по духу Каин – не проходит.

Открывается вопрос: если Каин хочет скрыться от лица Божьего, как это сделать? Разве может человек скрыться от Бога? «И исшел Каин от лица Бога и поселился в земле Нод на восток от Едема» (Быт. 4:16). Имя земли «Нод» происходит от глагола со значением «сетовать, качаться, убегать». Страну проживания «стенающий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование » (или земля «Бегство»). Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78). Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад... Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога. Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся.

Каин не пошел на запад от Бога, потому что знал, что милостив Господь. И действительно, когда Господь воплотился, Он «пришел к темному западу – естеству нашему» (Акафист Иисусу Христу, кондак 10) и спас человека. В удаленности от Бога – на «западе» возможна милость, возможно богообщение и спасение.В мире христианских культур «Запад» и «Восток» суть два направления исторического развития.Поскольку в современном мире «Запад» живет на западе, у себя дома, милость для него возможна. Однако в веках мы наблюдаем агрессивное движение Запада «на Восток», – это путь Каина.

Итак, Каин не пошел на Запад, он пошел на Восток, он будет строить свою историю, свою цивилизацию.

В истории грехопадения мы видели наказание первых людей. В истории Каина мы видим, что человек был проклят. Необходимо различать проклятие и наказание.

Наказание от Бога – никогда не кара, не мучительство, не месть, не осуждение: когда за одно (преступление) тебе дают другое(заключение, казнь, лишение в правах). В библейском мировоззрении: сам грех и есть страдание; преступление и есть наказание. От Бога – только так. И в языках это осталось (русское «наказание» – это «указание на» что-то, это «наказ»; греческое «наказывать» – это «делать положенное с отроком»; в еврейском языке одно слово авóн – это и «вина», и «наказание» за вину).

Сам грех есть страдание. Если человек окончательно решается жить в грехе и, соответственно, страдать, он – «Каин», он проклят. Проклятие есть окончательное отвержение наказания как пути к исправлению и прощению. У человека, подпавшего проклятью, от наказания остается голое страдание – без «указание на» покаяние.

Человек, подпавший проклятию, сделает из своих обезбоженных страданий знак избранности, который отличает его от всех остальных человеков, что от Адама (Человека). Каин и каиниты мыслят себя отдельно от всех людей – и как отдельная общность, и как народность, которая имеет другую природу, чем у остального человечества.

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет - «первый». Каин - первый ребенок Адама и Евы. То есть первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а родившийся от папы и мамы. Кроме того, он первый строитель - создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления - зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин - часть урожая, а Авель - лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.

Можно ли считать человека лишь игрушкой в руках Бога? Есть ли у Бога «любимчики» и «гадкие утята»? Чем человек отличается от куклы, а Бог от Карабаса Барабаса? У каждого из нас, как и у одного из читателей «Фомы», иногда возникают такие вопросы. Ответить на них попытался психолог и постоянный автор нашего журнала Александр Ткаченко.

Так и с жертвой Богу - она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: «Смотри, Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Без Твоего благословения эти плоды никогда не стали бы такими прекрасными, возьми их часть Себе!» Так человек своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть - из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.

Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.

Бог не оставил его Своей любовью и после того, как он решил убить своего брата. Увидев, как один лишь замысел братоубийства уже изменил саму внешность Каина, Бог обращается к нему с такими словами: …почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4:6–7). Грех у дверей - образ мыслей Каина, которые всеведущий Бог провидел так же ясно, как мы слышим произнесенные слова. Мысль - дверь, ведущая к поступку. Мысль об убийстве - путь к убийству. Бог дал Каину понять, что замысел убить брата Ему известен. Однако при этом Бог не угрожает наказанием, а объясняет ему, словно маленькому ребенку, как должен вести себя человек, когда его одолевают нехорошие мысли: грех влечет тебя, но ты господствуй над ним. Но Каин снова отвергает этот совет и предупреждение. Мало того, даже убив своего брата, Каин все равно не захотел услышать призыв Бога, теперь уже - к покаянию в сделанном. Где Авель, брат твой?Это ведь очень страшные слова. Бог спрашивает его так вовсе не потому, что не знает, где Авель. «Что же ты натворил, Каин? Подумай, где теперь из-за тебя твой брат, опомнись!» - вот что звучало в этом, таком простом с виду, вопросе. Но Каин уже окончательно окаменел душой: Не знаю, разве я сторож брату своему? Так действует на человека совершенный грех: сердце становится невосприимчивым к голосу совести, разум мутнеет, и вот - уже самому Богу он готов врать.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).

Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.

Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. И пресловутая каинова печать - знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца на Земле - Каин.

Значение фразеологизма «Каинова печать» отсылает нас к библейскому преданию. Согласно ему, это был особый знак, метка, наложенная Богом на Каина, сына Адама и Евы, после того как тот совершил братоубийство. Что же значит выражение "Каинова печать"? Оно обычно употребляется в переносном смысле, когда говорят о чем-то порочном в облике человека, каких-то особых, чаще всего негативных и зловещих чертах.

История возникновения выражения

Каин был первым рожденным, а не сотворенным Богом человеком. Он стал первенцем у Адама и Евы, рожденным после их грехопадения и изгнания из Рая. Каин имел младшего брата по имени Авель. Он стал скотоводом и пастухом, тогда как Каин возделывал поля и работал в саду.

Однажды, как говорится в предании, Каин и Авель принесли Богу свои жертвы. Авель - ягненка, а Каин - первые колосья пшеницы и плоды нового урожая. Но Господь дары Авеля принял благосклонно, тогда как каинову жертву оставил без внимания. Некоторые комментарии к Ветхому Завету указывают, что старший брат поступил неподобающим образом, принеся к алтарю незрелый хлеб и порченые плоды. Однако сама Библия об этом умалчивает.

После того как Бог не принял жертву Каина, тот, будучи завистливым и угрюмым от рождения, затаил на брата обиду. Каин считал, что, поскольку он первый из рожденных на земле людей, то и прав имеет больше, поэтому его жертва, несомненно, благосклонно будет принята Богом, какой бы она ни была. Но этого не произошло. И озлобившийся Каин обманом заманил Авеля в поле и убил его. Это стало первой попыткой человека исправить в мире то, что не нравилось лично ему. Тем самым Каин начал череду убийств, творящихся на земле.

Тогда Господь проклял Каина, наложив на него печать изгоя и убийцы. Однако назначение печати было не только в том, чтобы все узнавали, кто перед ними, но и в том, чтобы никто не смог навредить преступнику, ибо сказал Господь, что того, кто поднимет руку на Каина, ждет страшная судьба.

Версии о сущности Каиновой печати

По словам Папы которые тот высказал во время одной из устных бесед, «вид обезображенного Каина, отмеченного печатью отвержения, внушал страх, ужас и отвращение». Но что же сегодня мы вкладываем в значение фразеологизма «Каинова печать»? Под этим выражением можно понимать и некую «тень преступления» на лице у человека, уже совершившего неправедный поступок, и настоящее клеймо, подобное тому, которое позже выжигали на лбу у преступников.

Однако нельзя с достаточной долей уверенности утверждать, что же точно значит "Каинова печать" и как именно Бог отметил Каина. Текст Библии лаконичен и поэтому труден для интерпретации. Некоторые ученые, в частности английский востоковед и библеист Уильям Робертсон-Смит, еще в конце XIX века утверждали, что знаки отличия, подобные Каиновой печати, были распространены среди племен различных народов. Это могла быть прическа или рисунок на теле (татуировка). Но вряд ли такое возможно, если речь идет не об узкой традиции, а о событии, действительном для всего человечества - так, по мнению Иоанна Златоуста, братоубийца своим видом должен был убедить всех «не покушаться на подобные дела, чтобы не потерпеть таких же наказаний» (полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста). Тем более что, согласно Ветхому Завету, проклятие пало не только на самого Каина, но и на землю, по которой он ходил и на которую он пролил кровь брата. Она больше не могла его прокормить. Поэтому Каин вынужден был стать скитальцем.

Каинова печать - метафора?

Следовательно, отвечая на вопрос: "Что значит Каинова печать?" - говорить, вероятно, нужно о некоей метафорической метке изверга и убийцы, «клейме преступления», признаке порочности человека. Один из комментаторов Писания и Талмуда Шломо Ицхаки (Раши) поясняет, что, возможно, это была одна из букв имени Всевышнего, которую он начертал на лбу у Каина. Этот знак должен был внушить окружающим - и людям, и диким зверям - страх перед ним. Однако имя Бога - имя табуированное, так называемый «тетраграмматон» (четырехбуквенное непроизносимое слово). Впервые это понятие встречается в Торе. Имя Господа и не могло быть названо, поскольку оно - выражение сущности, а Бог, согласно Книге книг, вездесущ и неопределим. Таким образом, смысл выражения "Каинова печать" подводит нас к более глубинному пониманию значения этого фразеологизма.

Тот же явленный так или иначе знак становился и благодеянием, защитой Бога, поскольку должен был вернуть преступнику уверенность в себе. Прежде всего для того, чтобы рассеялись злоба и отчаяние, и он нашел в себе силы, чтобы раскаяться. Поэтому у другого знатока Талмуда, Авраама Ибн Эзры, появились все основания говорить о том, что Каинова печать - это «знамение божье», «чудо», которое он сотворил для Каина. Этот знак появляется на лице у того, кто исполнил заповедь и признал, что находится целиком во власти Всевышнего и под его защитой.

С учетом всего вышесказанного становится понятным, что значение фразеологизма "Каинова печать" может быть истолковано куда шире, чем это обычно принято.

«Каинова печать» в современном словоупотреблении

Итак, если кратко: значение фразеологизма "Каинова печать" сообщает о преступных замыслах какого-либо человека, либо что на нем уже лежит тень совершенного проступка. А имя Каин является нарицательным для указания на злобную, завистливую личность, способную на низость, предательство, часто уже совершившую какое-либо преступление.

Не случайно древнерусская языковая параллель приводит нас к слову окаяти («проклясть»), старинному аналогу слов окаянный и неприкаянный . А в церковно-славянском языке существует слово каяться , т. е. исповедоваться в своих грехах, признаваться в них.

Другие сходные выражения

Фразеологизм «Каинова печать» вместе со своим первоначальным значением породил и множество родственных выражений. Это, например, и «Каиново семя», «Каиново отродье», «Каиново племя», «Каиновы дети» (дурные, плохие люди); «Каиново раскаянье» (признание под действием неопровержимых улик); «Каинова цивилизация» (аморальная, безнравственная идеология, в которой один человек возвышен над другим по какому-либо признаку - экономическому, социальному, расовому).

Каин. Каинова печать

В библейском мифе Каин – один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог "сделал ему "знамение" (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как бранное выражение. Возникшее отсюда же выражение "каинова печать" употребляется в значении: клеймо преступления.

  • - ...

    Этнографические термины

  • - герой мистерии Д.Г.Байрона «Каин» . В интерпретации Байрона библейский Каин превращается в романтического героя - богоборца, революционера духа, восставшего против божества...

    Литературные герои

  • - Там мир заключен. И, как Каин, Там заштемпелеван теплом Окраин, забыт и охаян, И высмеян листьями гром. П915 ; Пусть сосны бурей омамаены И тучи движутся Батыя, Идут слова, молчаний Каины, - И эти падают святые. Хл...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - одежда у народов Юго-Восточной Азии: полотнище, обертываемое вокруг пояса, достигающее колен или щиколоток; используется, в основном, как рабочая одежда...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - первый сын Адама и Евы, брат Авеля. Согласно Книге Бытия, К. был земледельцем, чью жертву Бог отверг, приняв при этом жертву его брата, пастуха Авеля...

    Католическая энциклопедия

  • - и Авель, согласно ветхозаветному преданию, сыновья первой человеческой пары - Адама и Евы: «И человек познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина и сказала: приобрела я мужа вместе с богом...

    Энциклопедия мифологии

  • - в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля - "пастыря овец". Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком...

    Современная энциклопедия

  • - вор, грабитель и сыщик, уроженец села Иванова, принадлежавшего купцу Филатьеву...

    Биографический словарь

  • - Способ воспроизведения объемных изображений на плоскости полиграфическими средствами. Суть его состоит в изготовлении двух изображений одного объекта, сфотографированного с двух точек...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, был угрюм и злобен и из зависти убил своего кроткого брата Авеля...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Большевистская печать, революционная печать нового типа, созданная В. И. Лениным, большевистской партией...
  • - согласно библейскому мифу, старший сын Адама и Евы, земледелец...

    Большая Советская энциклопедия

  • - что Клеймо изгоя или преступника. Подразумевается совершение поступков, обладание характеристиками, которые отвергаются обществом...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Книжн. Экспрес. Внешние признаки преступности на ком-либо. - люди меня боятся, «убивцем» зовут, а тогда я всё одно как младенец был, печати этой каиновой на мне ещё не было...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /i> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 грех преступления...

    Словарь синонимов

"Каин. Каинова печать" в книгах

Нет! Я не из каинова племени!

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора

«Каин»

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

«Каин» Мы, артисты Московского Художественного театра, оставшиеся в Москве, надеялись перенести разразившуюся над нами катастрофу одни, т. е. без помощи студии. Для этого надо было найти и поставить новую пьесу. В соответствии с переживаемым временем, это должна была быть

Нет! Я не из каинова племени!

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь четвертая: Сквозь Большую Гарь автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Нет! Я не из каинова племени! И вот я снова шагаю по Сибири. Отнюдь не по моему желанию, но по моей вине…Я не принадлежу к каинову племени, которому нечистая совесть не дает осесть на одном месте. Я так была измучена теми неожиданными и незаслуженными пинками и ударами, при

Каин

Из книги Два образа веры. Сборник работ автора Бубер Мартин

Каин За рассказом о древе познания в Писании следует рассказ о братоубийстве; он отличается от первого по манере и стилю, лишен иронии и, не останавливаясь на отдельных эпизодах, сжато и сухо повествует о случившемся, сохраняя архаическиеэлементы, - его язык, безусловно,

Глава III. «КАИНОВА ПЕЧАТЬ»

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Глава III. «КАИНОВА ПЕЧАТЬ» В книге Бытие мы читаем, что Каину после убийства своего брата Авеля было запрещено общаться с людьми. Это обрекало его на жизнь изгнанника и скитальца. Боясь, что всякий встречный может отныне убить его, Каин стал жаловаться богу на свою горькую

Каин

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Каин (библ.) - старший из двоих сыновей Адама и Евы, земледелец. Убил своего младшего брата скотовода Авеля, позавидовав тому, что жертва брата оказалась угоднее Богу, чем его собственная, а затем был вынужден уйти в изгнание, потому что земля, принявшая кровь брата,

Каин

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Каин Каин (с евр. «приобретение») – имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен и из зависти убил своего кроткого брата Авеля. За это убийство он проклят был Богом и, удалившись от общества других людей,

Большевистская печать (революц. печать)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Каин

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Каин

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Каин Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, что Каин, сын Адама и Евы, убил своего кроткого брата Авеля. Это вызвало гнев Господа (Бытие, гл. 4, ст. 11 - 12): «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь

Каин

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Каин Итак, Адам и Ева оказались на земле, после чего у Господа появляются два новых воспитанника: Каин и Авель. Эти два брата одинаково честным образом трудились и решили (видимо, в порядке уважения и благодарности) сделать Господу подарки. Господь ни того, ни другого не

КАИНОВА ДЕМОКРАТИЯ

Из книги Честь и бесчестие нации автора Бушин Владимир Сергеевич

КАИНОВА ДЕМОКРАТИЯ

Поясните, пожалуйста, эпизод из книги Бытия: гл.4: 22–24 про Ламеха Каинова

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Поясните, пожалуйста, эпизод из книги Бытия: гл.4: 22–24 про Ламеха Каинова священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряМесто это для толкования является весьма трудным. Обращает на себя внимание, что в стихах 23–24 присутствует литературный прием:

Печать Христова и печать антихристова

Из книги Печать антихриста в Православном Предании автора митрополит Никопольский Мелетий

Печать Христова и печать антихристова В Священном Предании Православной Церкви говорится о трех печатях Христовых.Первой печатью верные запечатлеваются во время Крещения и Миропомазания. В святоотеческой литературе часто встречается определение, относящееся к

8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его "И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его..." Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. (Бытие 4:1-2 )
История Каина и Авеля известна очень многим, и даже тем, кто не знает, что такое Библия, эти люди стали героями множества произведений искусства и, казалось бы, что нового можно увидеть в этой истории?
Попробуем всё-таки разобраться подробнее, в чём состоял конфликт двух братьев и почему они не смогли решить его мирным путём. Начнём с того, что доподлинно неизвестно, когда родились братья – некоторые считают, что это произошло ещё в Эдемском саду, когда Бог создал Еву Адаму, в тот же день они, помня первую заповедь Божью “плодитесь и размножайтесь ”, приступили к этому. А так как это произошло до грехопадения, то беременность и роды произошли сразу же без 9-месячного ожидания и мучительных болей, которые были обещаны Богом как наказание (Быт.3:16 ). То, что описание рождения братьев находится в 4-й главе, после описания изгнания из рая, не означает, что события происходили именно в таком порядке.
Другие исследователи считают, что первые люди появились уже на проклятой земле, поэтому и интимные отношения супругов изначально не предполагались, и они, собственно, нужны лишь для выполнения вышеупомянутой первой заповеди.
Впрочем, как там было на самом деле, – неизвестно, свечку никто не держал, оставим эту семейную тайну первых людей. Посмотрим на то, что открыто, сначала на имена.
Каин ” от “кана ” – “приобретать, покупать ”. Он был земледельцем, работягой, он в полной мере ощутил проклятие земли, которая теперь не является плодородной, с ней надо бороться за урожай. Он – первенец, первое творение людей, через которого они уподобились Богу, весь процесс получения детей с ним описан (познал-зачала-родила-сказала, что приобрела от/у Господа). Про его младшего брата сказано только “родила”.
Авель ” – “хэбель ” – “суета, пустота, дуновение ”, именно это слово часто употребляется, когда говорится о суетных идолах, это слово 5 раз употребляется в книге Иова в рассуждениях о земной суете, в Псалмах, Притчах и особенно в Екклесиасте. В этой книге данное слово встречается очень часто, например, в Екклесиасте 1:2 целых 5 раз: “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует – всё суета!” И, в отличие от старшего ребёнка, у Авеля есть только роль брата, младшего брата, который отнимает внимание родителей, который раздражает своими замечаниями (вспомните Иосифа), который ведёт свободный образ жизни, потому что он – пастух, он не привязан к земле и, в общем, не особо дорожит ею, как Каин, для которого изгнание хуже смерти (Быт.4:13-14 ).
Каин в данном контексте человек плотский, земной, о чём говорится в послании Иуды, его путь сравнивается с путём жителей Содома и Гоморры (ст.7-11), он пример братской нелюбви о чём пишет апостол Иоанн (1Ин.3:11-18 ).
Авель же предстаёт в Писании как первый праведник, погибший за веру, об этом говорит Иисус, обличая религиозных лидеров Своего времени (Мф.23 , Лк.11:37-54 ), автор послания к Евреям говорит, что верой он принёс лучшую жертву, но кровь Христа превзошла по значимости кровь пролитую Авелем.

Конфликт пастухов и земледельцев наиболее ярко предстаёт нам в истории Исхода евреев из Египта, исхода пастухов из земледельческой империи, история освобождения свободных людей Божьих из рабства языческого Мицраима (Египта), страны зла.

Но в чём же жертва Авеля оказалась лучше, чем у Каина?
В тексте написано, что Каин “спустя несколько времени ” (буквально “в конце дней ” -”кэц йом”) принёс плоды земли. Казалось бы, ну и что, хорошо, что принёс, не зажал же у себя? Но потом описывается жертва Авеля, вероятно, она была принесена позже (говорится “также принёс ”), но какова она была – от первородных и от тука, Авель отдаёт Богу самое лучшее – первенцев и самые лучшие их части. Первенец – это будущее, а тук – это самое дорогое, самое вкусное, самое ценное. И недаром в послании к Евреям говорится, что он сделал это “верой”, ведь фермеры лучшие плоды и лучших животных всегда оставляют себе, чтобы они дали лучшее потомство, отдавать лучшее Богу неразумно с точки зрения житейской мудрости. Но Божья мудрость говорит: “Отдай мне лучшее здесь, и получишь небесные богатства в новой жизни ”.
Отметим и то, что идея принести дар Господу, вероятно пришла Каину, Авель, скорее всего сделал вывод, увидев, что Бог не принял дар старшего брата. Но что же Каин, чем он виноват?
Он принёс жертву в конце сезона, собрал плоды, сделал запасы и, увидев, что он имеет достаток, решил и Богу кое-что отсыпать, “Получи, Боже, что мне негоже ”, – говорят подобные люди, сначала обустраивая свою жизнь и лишь потом думающие “о духовном”. А когда он увидел праведный поступок брата, разгневался (синодальный текст говорит обтекаемо “огорчился”), но не как Моисей, который в гневе на тельца и пляски израильтян разбил скрижали, а как Валак на Валаама (Чис.24:10 , также в послании Иуды,11), как Саул услышав хвалебные песни Давиду. И не внял советам Господа, о которых, например, написано в Пс.36:8 Перестань гневаться и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло ”. И если в псалме говорится о том, чтобы не гневаться на нечестивых людей, то тем более на тех, чьи правильные поступки обличают твоё нечестие.
А дальше в тексте Писания загадка, в Быт.4:8 написано: “…и сказал Каин Авелю, брату своему…И когда они были в поле… ”. По какой-то причине от нас скрыто то, о чём говорили братья. Возможно, Каин что-то хотел узнать у брата после разговора с Богом, возможно, Авель не смог найти нужных слов, чтобы успокоить брата, обьяснить ему суть его ошибки. Очевидно то, что Каину не хватило любви, вероятно, зависть и раздражение ослепили ему глаза, и он не смог с ними совладать.
И восстал Каин на брата своего (или “воздвиг себя на брате, поставил себя выше”) и убил его. Обратите внимание на то, что в тексте повторяется и повторяется слово “брат ”, сначала с именем, а потом говорится только о крови брата. А всё от того, что Каин так и не смог полюбить брата настолько, чтобы преодолеть свою зависть, свою злость и раздражение.
Но Бог дал ему шанс исправиться, во-первых, Он оторвал его от земли, к которой он был привязан, Каин на себе почувствовал, что такое быть странником как его брат. Земля Нод, возможно, не имя собственное, а просто обозначение состояния, это слово означает “изгнание”. Как Адам был изгнан за грехи из Эдема, так Каин был изгнан со своих любимых полей. И Каину это страшнее смерти и убийства, у него буквально выбили почву из под ног, он боится как Сэм из “Властелина колец” Толкина, всё, что за границами его полей, полно чудовищ и смерти. Его преступление (и наказание-на иврите это одно слово “авон авон ”) ещё не понято им самим, он всё ещё видит только собственные лишения, ведь он “не сторож брату своему ”, хотя Бог говорит иначе, “любите друг друга ”, “любите братьев ”, “носите бремена друг друга ”, “поступайте так, как хотите, чтобы с вами поступали ”.
Во-вторых, Бог даёт ему знамение, “от” (ивр.знамение , знак, слово происходящее от слова “соглашаться ”), радуга будет таким знаком-соглашением с Ноем и его семьёй, обрезание и суббота будут таким знаком-соглашением с израильским народом, “дева во чреве примет и родит Сына ” (Ис.7:14 ), и это будет знамение-соглашение для всех людей, любовь друг к другу будет таким знаком-соглашением с верующими в Иисуса Христа (Ин.13:34-35 ). Бог не убивает Каина, как не убивает Адама и Еву за их преступления, Он даёт шанс измениться каждому, даёт возможности и инструменты для этого. Потомки Каина научились жить в шатрах, стали кузнецами, но, кажется, так и не смогли превозмочь эту эгоистичную страсть к приобретению и превосходству, например, Ламех, хвастающийся убийством “мужа и отрока”.
Впрочем, возможно, что и мы несём в себе часть этой крови, по преданию жена Ноя была потомком Каина. Но даже если и не так, то по духу многие из нас несут эту Каинову печать эгоцентричности, любви к приобретениям, небрежного отношения к Богу и Его дарам, агрессии, зависти, угнетённости, косности и нежелании что-либо менять, чтобы не поломать своё комфортное существование. И нам стоит услышать голос Божий, взывающий: “Где брат твой? Где сестра твоя? Не нуждаются ли они в помощи? ”, ведь Господь Иисус Христос показал любовь Божью в том, что “Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ” (1Ин.3:16 ), чтобы мы не словом и языком любили, но делом и истиной (там же, ст.18).
Итак, история Каина и Авеля открывает нам то, как важно любить ближнего, как важно не поддаваться своим греховным желаниям и как Бог ждёт преданной веры и покаяния, если кто согрешит.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: t.me/jcmlru

Благословений и мира во Христе Иисусе!