Нам всем кажется, что мы жизнь пишем на черновике.

С помарками, неточностями, ошибками. Потом, когда-нибудь мы ее перепишем. Это будет потом. А пока - ну, не так все. И страна не та, где родился, и обстоятельства не те, и происходит все не тогда, когда хочется, и хочется не того, что есть сейчас. И кажется, что потом, когда - нибудь, мы таки напишем свою жизнь. На красивой дорогой бумаге, без единой помарки, обернем эти рукописи в красивую дорогую обертку, украсим замысловатыми узорами. Заработаем на эту красивую книгу деньги. Мы когда-нибудь научимся писать ее без ошибок, и когда-нибудь на это все у на с будет и время, и деньги.

Мы когда-нибудь займемся своим здоровьем, купим цветы своей жене, поцелуем своего ребенка, с соседом покрасим стену в ярко-зеленый цвет. Когда-нибудь, когда на небосклоне станут определённым образом звезды, и они осветят наш трудный, но красивый путь, мы совершим подвиг, и наши дети будут гордиться нами.

Когда-нибудь мы построим дом, нет, не дом, мы сделаем ремонт в доме, куда будет приятно приглашать друзей и знакомых. Когда-нибудь мы родим детей, и помоем тех, которые уже есть. Когда-нибудь.

А пока мы будем терпеть нерадивого начальника, жаловаться на власть, не сможем организовать ОСББ в своем доме, потому что нет взаимопонимания у жильцов, дадим подзатыльник сыну, не разобравшись, почему у него произошла драка с мальчиком из класса, съедим пятый бутерброд на ночь и подумаем, что все самое хорошее будет завтра, ну, или с понедельника, в крайнем случае, со следующего месяца.

В один из солнечных дней, когда ничего не будет предвещать беды и все будет идти по намеченному плану, вдруг, как гром среди ясного неба, нам озвучат диагноз, который перечеркнет все наши планы. Ведь хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах.

Очень хочется сказать многим людям. Не мучайтесь, живите. Меняйте работы, меняйте профессии, находите интерес в жизни и находите занятие в жизни, от которого вы будете получать огромное удовольствие, и не будете считать, что вы на работе убиваете свою жизнь.

Ведь как говорил классик:

Покинь места, где зло тебя гнетет,
И дом, куда удача не идет.
Покинувший - найдет другую землю.
Но дважды жизнь нигде не обретет.

Не пишите жизнь на черновике, не пишите. Пишите на чистовик, может, с ошибками, может, с помарками, может, не на самой лучшей бумаге, может, потом бумага и написание будет лучше. Живите. Живите каждый день и каждую минуту. Ведь вы не знаете, что может быть там, совсем недалеко за поворотом. А за поворотом может быть конец. Поймите это и живите. Ведь жизнь одна, и никто другой, кроме вас, ее не создаст и не построит. Цените то, что имеете. Потому что и это можно потерять.

Это не пустые слова, я знаю, что говорю.

И я очень благодарна моим друзьям, которые ставят мозг на место и мне, в моих трудных жизненных ситуациях.

Жизнь не дает вам черновиков. Даже клякса в тетради жизни уже лежит набело. Как жизнь проживаешь так и получаешь. Все в этой жизни набело. Таков природа жизни.

Люди живут так, как будто пишут черновик. Не понравится вычеркнут и перепишут заново, уже по другому, так чтобы было все красиво.

Только вот беда. Жизнь не пишется на черновик. Все сразу идет на беловик. Нет в жизни черновиков. Жизнь на потом заранее проигранная позиция. Мы ходим в детский садик, потом в школу, техникум, ПТУ...

Что же предписывают чаньские монашеские правила? Прежде всего, они предусматривают два периода затвор­ничества - летний (цзе ся, или цзе чжи) и зимний (цзе дун, или цзе чжи). Летнее затворничество берет свое начало еще с индийской буддийской традиции, оно длится либо с 15 апреля по 15 июля, либо с 15 мая по 15 августа.

Девятинедельное зимнее затворничество представляет собой чисто китайскую традицию, что было новшеством, вве­денным Байчжаном, и длится с 15 октября по 15 января...

Дорогие друзья,

Мы собрались здесь сегодня, чтобы принести вам послание любви и надежды, т. к. видим, как много трудностей вы сейчас испытываете. Я - Иешуа, говорящий с вами, но сегодня я в большей степени предстваляю женский аспект энергии Христа.

В настоящее время, начавшееся примерно четыре месяца назад, происходит огромное вливание в земную сферу женской энергии. Эта волна энергии помогает осуществить новое рождение, возрождение ваше и Земли. Мы бы хотели немного больше поговорить о...

1. Осознанность.
Адепт старается осознавать себя на всех уровнях: осознавать все свои действия, все поступки до единого и их истинную мотивацию.

2. Страсть к познанию.
Маги относятся к 6-ой расе, в буквальном смысле слова, одержимы духом исследования, способностью докапываться до Сути, искать и открывать законы проявленного и непроявленного мира, а также способов его преобразования.

Магам присущ высочайший уровень Творчества.

В отличие от обычных людей, накапливающих...

С самого начала перед человечеством стояла проблема смерти, и поэтому люди размышляли о мистерии жизни и смерти. Мы рождаемся для отработки нашей кармы. Что мы посеем, то и пожнём. Цепь, которая приковывает нас к колесу жизни и смерти – закон кармы.

Карма связывает нас, но она также может и освободить нас. Карма – это неволя, пока мы цепляемся за преходящий мир чувственных восприятий. Как только мы обернёмся к вечному, карма освободит нас.

Когда мы смотрим на мир вокруг нас, мы...

Согласно Ведам, вселенная, в которую входит Земля, состоит из четырнадцати планетных систем. Планеты делятся на три категории: высшие планеты, средние планеты и низшие планеты. Низшие, или адские, планеты - место наказания за великие грехи с целью очищения. Средние планеты подобны Земле.

Высшие планеты - это небесные царства, которые люди иногда называют Небом, или Раем. Над всеми этими планетными системами находится царство Божие, или духовный мир. Он нематериален по природе и не имеет...

Хотя человеку генетически “гарантированы” сто двадцать лет жизни, однако на самом деле наш век значительно короче. Японцы в среднем живут до 79 лет, австралийцы, греки, канадцы и шведы - до 78, немцы и американцы - до 76.

У украинцев, русских и турков нить Ариадны обрывается значительно быстрее: уже после 67 лет. У нигерийцев и сомалийцев и того раньше - примерно в 47 лет.

Международная группа врачей, психологов и диетологов разработала “десять заповедей”, следуя которым мы сумеем...

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значить жить, и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких...

Есть такое старое выражение: "хамит так, словно у него в кармане запасная челюсть". У нас же с Оксаной за довольно приличный отрезок времени, в течение которого мы успели и пообщаться с людьми, и понаблюдать за ними, причём не только по долгу службы, сложилось впечатление, что немалая их часть живёт так, словно у них в запасе есть ещё одна жизнь. А эта - так, черновик пишется. С тем, чтобы потом скомкать листок, отправить его в корзину (топку, шредер - нужное подчеркнуть) - и начать писать всё заново, уже без ляпов и помарок.

Причём такой подход к жизни проявляется системно, то есть не в каком-то одном её аспекте, а по всем фронтам.

В том, что касается здоровья, ещё можно было бы понять - современный ликбез в плане профилактики и гигиены у нас не на высоте. А уж эти попытки пить до тех пор, пока печень не начнёт мешать завязывать шнурки - это вообще почитается за отдельный вид спорта. И ладно бы речь шла о существах юных - те до определённого возраста в массе своей мнят себя бессмертными. Но ведь и те, кто постарше и, предположительно, уже должны бы сделать какие-то выводы насчёт своей кощееморфности, продолжают наивно полагать, что до их яиц с иглами добраться невозможно. Не только в плане алкоголя: тут и прочие вредности, и упорное нежелание признавать, что что-то в организме пошло вразнос, и попытки активного соавторства с докторами в схемах лечения, и это "а лучше я какими-нибудь народными методами полечусь, шлаки повыведу, каловые завалы ёршиком прочищу"... А потом вдруг выясняется, что организм почему-то не похож на автомобиль, и не всё можно отрихтовать, и не все детали подлежат ремонту или замене.

А квартира, а вещи? Да ладно, возьмём пока что-нибудь плохонькое, зато будет наше. Ну и кому какое дело, что район дурной, что качество так себе, а вот тут болтается, а там треснуло? Синяя изолента - наше всё!

А учёба? Ведь сколько случаев, когда тот же ВУЗ выбирают не потому, что душа лежит или перспектива, которую открывает полученное образование, радужная. Кому-то он ближе к дому, кому-то, напротив, всё равно какой, лишь бы в столицах, кому-то лишь бы диплом был - а то вон кое-где даже уборщиц без вышки на работу не принимают. А ничего, что будут потрачены едва ли не лучшие годы?

А работа? Много ли тех, кто работает по призванию, по зову души? Ну да, самому смешно. Мы же теперь все сплошь прагматики. Кто-то скачет с места на место, подыскивая, где платят побольше. Кого-то ищет, чтоб из дома добираться было поближе, да чтоб график погибче. Кто-то хватается за любое предложение - лишь бы хоть что-то заплатили. Какая уж тут любимая, какое, нафиг, призвание.

Ну и о любимых. Точнее, о своих избранницах и избранниках. Я понимаю, что сейчас начать жениться или сходить замуж - это как парикмахера (ой, пардон - стилиста, конечно же) посетить. Ну бывает такое, что процесс затягивает и затягивается. Но если что - всегда можно разбежаться, детей-имущество поделив. Не будем о тех, для кого этот процесс - вид спорта или бизнес. Я о тех, для кого семья - это тоже своего рода черновик: не получилось тут, зачеркнём и перепишем набело.

Вот и думается: а может, зря в школах стали уделять так мало внимания чистописанию и каллиграфии? Я шучу, конечно. Просто уж очень много перед глазами примеров тех, кто слишком увлёкся своими черновиками, а потом вдруг выяснил, что времени на чистовик-то осталось всего ничего. А то и не осталось вовсе: жизнь прошла, как смазанный оргазм. Сами-то, наверное, тоже таких знаете?

Жизнь «на черновик»

«Нет ничего более постоянного, чем нечто временное»

Народная мудрость

Когда я задумалась на тему отложенной жизни, мне сразу вспомнилась «история маминого утюга». Эта история, в действительности имевшая место в моей жизни, является яркой иллюстрацией к тому феномену, который будет описан ниже.

Собственно, сама история. Мама моя всю жизнь пользовалась одним и тем же советским утюгом – может быть, вспомните, таким увесистым куском металла с тремя режимами нагрева. С годами чего-то там в нем перегорело и режим остался один, под названием «сжечь все». Но мама изворачивалась, мочила марлечку, брызгала водичкой на вещи, подвергаемые утюжке, и каким-то чудом утюг все же большинство вещей гладил, а не испепелял. При этом мама каждый раз сокрушалась по поводу очередной испорченной рубашки и повторяла, что как только будут свободные деньги, тот час купит новый утюг и выбросит вредителя в мусорное ведро. Поэтому, как только я смогла заработать на достаточно дорогой подарок родителям, первое, что было куплено – утюг с тефлоновым покрытием, функцией отпаривания и прочими приятностями. Утюг был торжественно вручен, и вот тут то меня ждала неожиданность: мама смутилась, испугалась и… убрала утюг подальше в кладовку. Четыре (!) года чудо техники пылилось в коробке рядом со всяким хламом, а на мой вопрос «доколе?!» мама смущенно отводила глаза и бормотала «Да мне пока и этот сойдет, он еще работает… Жалко новую вещь…» Вот эти «СОЙДЕТ» и «ЖАЛКО» и есть самые главные аргументы в пользу отложенной «на потом» жизни. Старый утюг я таки выбросила, чем вынудила маму достать новый из коробки. Подвиг меня на этот варварский поступок очередной мамин аргумент: «Ну зачем мне уже? Сколько мне осталось… (маме было 60 лет). А тебе пригодится».

Уже через неделю, с удовольствием орудуя новым утюгом, она мне сказала: «И зачем я так мучилась эти четыре года? Ведь могла же ЖИТЬ…»

Северный сценарий

Синдром отложенной жизни, как психологический феномен, был впервые описан профессором Северного Международного университета, психологом Владимиром Серкиным в его диссертации, посвященной теории «временщичества» у северян - людей, годами живущих идеей переезда, и ожидающих наступления настоящей жизни когда-нибудь «потом». Серкин исследовал психологию магаданцев и обнаружил, что из северян около 90 процентов, по глубоким опросам, хотели бы, если бы могли, уехать с Севера, и считают, что жизнь начнется, когда они заработают достаточное количество денег и переедут в регион с лучшим климатом и более развитой инфраструктурой. При этом жизнь, которой они живут в настоящем, их не устраивает, они живут как бы «на черновик», в ожидании неких призрачных событий, какого-то чуда, после чего собираются начать жить заново – в комфорте, по-настоящему. Но проходит десять, двадцать лет, а то самое «чудо» так и не происходит, жизнь так и остается написанной «начерно». Эти люди, по мнению Серкина, живут сценарием отложенной жизни.

Синдром отложенной жизни впервые появился, конечно, не на Севере и не несколько десятков лет назад. Подобный жизненный сценарий уже был некогда отмечен известным писателем Киплингом, который описывал жизнь английских колонизаторов. Когда-то в колонии уезжали жить англичане среднего и ниже среднего достатка, те, кто не мог заработать на родине на достойную жизнь. Уезжая на заработки, каждый из них был уверен, что как только заработает достаточно денег, вернется домой и богато заживет. Однако англичане могли жить в колониях 30-40 лет и все эти годы считать, что все еще не живут настоящей жизнью, копить деньги, жить в бараке и ждать, что еще немного - и начнется настоящая жизнь. Но только через лет 30-40 лет им самим уже было 50-60, и они решали, что в принципе жизнь то уже заканчивается и чего ради что-то менять…

В ожидании чуда

Подобный жизненный сценарий мы и сейчас можем наблюдать если не у себя самих, то уж точно у кого-то из знакомых. Многие из нас живут не настоящим, а неким призрачным будущим, чего-то ждут, чтобы наконец-то «зажить как люди». Самыми распространенными ожиданиями являются: «когда вырастут дети», «когда муж бросит пить», «когда появятся деньги», «когда подвернется интересная и доходная работа», и самое интересное – «когда появится время».

Следует отметить, что в ожиданиях событий, которые должны запустить «настоящую жизнь» как правило, отсутствует роль самого субъекта – он ждет, когда кто-то или что-то вырастет, бросит, появится, подвернется. То есть человек изначально не берет на себя ответственность за свою жизнь. Да, он растит детей, зарабатывает деньги и по большому счету МОЖЕТ жить так, как ему хочется, но постоянно откладывает желаемую жизнь. Владимир Серкин полагает, что таким образом формируется невроз отложенной жизни у здоровых людей. По мнению автора, здоровый человек свои проблемы стремится решать, а невротик стремится решение проблем отложить. И вполне аргументировано объяснить себе и окружающим, почему эти проблемы сейчас решать не надо, а они будут решаться (причем сами) потом. Какой смысл создавать семью, если нет достаточно денег. Как можно поехать в путешествие, пока не выросли дети. Зачем делать ремонт, если можно пока и так жить. Стоит ли чего-то добиваться на работе, если когда-нибудь будешь ее менять. И так далее. Вот когда все это произойдет - вот тогда он и заживет, а пока он только готовится к той самой настоящей жизни. В результате человек не решает свои по-настоящему реальные проблемы - не создает семью, не создает настоящего общения, не оборудует по-настоящему свою квартиру, не дает своей семье настоящие условия отдыха, не тратит деньги, копит их. И получается, что здоровый человек, который откладывает жизнь на потом, живет как невротик, откладывая решение проблем.

Конечно, можно возразить, мол не все дается сразу, и есть рациональное зерно в том, чтобы определенные решения, приобретения откладывать на будущее, планировать, мечтать о них, надеяться, иначе скучно будет жить. Однако стоит помнить, что стремление к достижению и откладывание решений – совершенно разные вещи.

Действительно, жить без мечты, откровенно говоря, скучно. Но мечта в норме должна все же реализоваться, а иначе это не мечта, а бесплодное фантазирование. Тот, кто откладывает свою жизнь на потом, лелеет свою мечту, как некую драгоценность - по сути живет в своей фантазии, которую не хочет терять, то есть реализовывать. Потому что мечтать – это вкусно и приятно, а что-то реально делать, работать – это нудно, скучно и тяжело. А если начинать работать над мечтой – она превратится из сладкой фантазии в суровую реальность, как жить то тогда? Вспоминается злополучный утюг. Ну почему бы не пользоваться им? ЖАЛКО. А так мучаешься с пятью килограммами раскаленного металла в руке и думаешь о том, что такая штука в кладовке стоит. И становится приятно, что когда-нибудь сможешь взять в руки качественную вещь. И ведь даже в голову не приходит, что ЖИТЬ с этой вещью гораздо приятнее, чем просто о ней думать.

Человек, который стремится чего-то достичь, принимает на себя ответственность за эти достижения и планомерно идет к цели – он зарабатывает деньги, авторитет, растит детей и проживает полноценно жизнь вместе с ними, разводится, если ему тяжело в браке или пытается наладить отношения. Он живет по схеме «хочу – могу – делаю». А схема невроза отложенной жизни, по мнению Серкина, выглядит так: «хочу – могу – откладываю».

Кроме того, Владимир Серкин устанавливает некий эмпирический срок для достижений – не более 5 лет, в этот период временное напряжение и даже пренебрежение какими-то ценностями ради достижения цели неизбежно. Но если человек откладывает достижение на 10-20-30 лет, никакой организм не сможет выдержать столь долгое напряжение, что неминуемо приведет к неврозу, и как результат – истощению, депрессии, апатии. То есть на смену периоду «когда-нибудь потом» придет период «да уж и не надо, сколько мне осталось»… Иллюстрацией может быть один из наиболее распространенных сценариев отложенной жизни - сценарий, завязанный на детей. В этом случае родители думают: «ребенок вырастет - вот тогда я заживу». Но ребенок встанет на ноги реально как минимум лет в 20, то есть человек 20 лет «готовится» к жизни, а не живет. А когда ребенок наконец «вырастет», родителям будет уже слишком много лет и слишком мало сил, чтобы начинать жить, и останется лишь ощущение непрожитой жизни.

Дорога в светлое будущее

В современном обществе, особенно в России, синдром отложенной жизни довольно распространен. Наибольшую роль в этом играют два основных фактора: культурные традиции и социально-экономическая депривация.

Культурные традиции в данном случае выступают в качестве своеобразной программы. Принято у нас страдать в ожидании радужного будущего, будь то райская загробная жизнь или «светлое будущее» советского человека. Прабабушки наши жили в страхе перед карой Господней и надеждой на райскую жизнь, а затем десятилетиями нашим бабушкам, дедушкам, мамам и папам регулярно втолковывалось идеологами, что «все и сразу» - это плохо, что надо много терпеть и много работать, быть скромным в своих желаниях – и тогда мы придем к счастливому коммунистическому «завтра». Правда, не зря были введены те самые «пятилетки», ведь пять лет – это довольно приемлемый срок для того, чтобы действительно поверить в реальность призрачного счастья, не взбунтоваться и не впасть в депрессию. Но проходила одна пятилетка, за ней другая, третья, четвертая… а светлое будущее так и не наступало. Однако наши родители, и мы вместе с ними уже привыкли постоянно ждать чего-то и жить по принципу «успеется…».

Бедность – не порок?

Не секрет, что большинство населения в России переживает социальную и экономическую депривацию. При социальной депривации блокируется удовлетворение потребности в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями, то есть возможность карьерного роста и социального престижа. В современном обществе эта форма социальной депривации тесно связана с экономической депривацией, то есть бедностью. Быть бедным - значит быть социальным аутсайдером, быть «неполноценным» членом общества, бедные испытывают моральное давление со стороны обеспеченных слоев общества: высокомерное отношение, порой даже осуждение. Как правило, малоимущие имеют изначально меньше шансов реализовать себя, по сравнению с другими социальными группами. Такие социальные вознаграждения, как престиж, власть, высокий социальный и экономический статус, оказываются для них менее доступными.

Зачастую те, кто склонен откладывать свою жизнь «на потом» изначально живут в родительской семье с невысоким достатком, среди людей с невысоким социальным статусом. Казалось бы, человек, изначально неискушенный какими-то благами, не должен испытывать депривацию. Однако благодаря СМИ, кино, литературе, реальной жизни, наконец, человек видит совсем другой уровень жизни других – и не на один порядок выше, чем у него самого. Таким образом, формируется ощущение некой «лишенности». При этом восприятие депривации тем сильнее, чем больше расхождение между тем, что люди, с их точки зрения, заслуживают, и тем, что происходит на самом деле. Такое расхождение может вызвать у человека чувство несправедливости, гнев, зависть, депрессию, отчуждение. Снижается самооценка, увеличивается потребность в посторонней помощи, что еще больше снижает самооценку. В целом депривационное состояние проявляется как утрата уверенности в себе. В результате человек прибегает к механизмам психологической защиты, таким как отрицание или вытеснение проблем, уход в фантазии вместо реальных действий, обесценивание интересов вместо их отстаивания и т. д. То есть человек перестает жить реальной жизнью, уходит в мир фантазий, а настоящую жизнь откладывает на потом. Это подтверждается исследованиями в области экономической депривации, проведенными Куанышбеком Муздыбаевым, кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником Социологического института РАН. В результате своих исследований он отметил, что для бедных более характерны пассивные формы совладания с материальными трудностями: отстраненное принятие ситуации; ожидание какого-то события или чуда; бесплодное мечтание; смирение и бездействие; стойкое перенесение трудностей; жесткая экономия, отказ от потребления и самообслуживание членов семьи; наконец, избегание общения либо обвинение и поиск виновных.

Кроме этого, формированию невроза отложенной жизни способствует и так называемая «выученная беспомощность» - модель поведения человека при длительной депривации, описанная Селигманом. Куанышбек Муздыбаев пришел к выводу, что у бедных формируется определенный тип личности, характеризуемый большей частью низким чувством возможного, большим ожиданием неудачи, ограниченным потенциалом социальных навыков. Таким образом бедность можно уравнять с беспомощностью. Низкий уровень дохода бедных резко сужает выбор и часто оставляет неимущих незащищенными в такой мере, что редко кто сможет сохранить власть над обстоятельствами своей жизни.

Владимир Серкин считает, что когда человек долго не решает свои проблемы, он «разучается» их решать. Сначала он их мог решать, но не решал, а потом уже и разучился справляться с проблемами, и тогда начинаются ссылки на всевозможные оправдания – нет времени, дети не выросли, работа плохая… В результате решение проблемы становится сверхценностью, но при этом человек не уверен в своих силах: он уже 10 лет эти проблемы не решал. А это только усиливает состояние напряженности, невротичность.

Таким образом, длительная депривация важных для человека потребностей, постоянное переживание неуспеха способствует снижению общей активности человека, вызывая чувство бесполезности усилий.

Так что же делать, если вы понимаете, что ваша жизнь тоже откладывается на неопределенный срок? Невозможно, долгое время только репетируя жизнь, взять и одним усилием мысли одномоментно начать жить по-настоящему. Привычка жить фантазиями, откладывать решение проблем, беспомощность перед этими проблемами не исчезнут словно по мановению волшебной палочки. Однако можно для начала хотя бы попытаться понять, какой именно видится вам настоящая жизнь, что реально вы можете для этого сделать и сопоставить с тем, что вы делаете сейчас. Результат таких размышлений будет, скорее всего, неутешительным. Но не смертельным. Судьбы творят не боги, а сами люди. Помните, что будущего не существует, есть только настоящее – то, что вы проживаете здесь и сейчас. И, возможно, вы в конце концов все-таки достанете с пыльной полки новый утюг.

8 октября состоялось первое судебное заседание по делу о ДТП со смертельным исходом. 7 апреля этого года в Махачкале был сбит насмерть стоявший на тротуаре Мурад Фаттулаев. За рулём автомобиля BMW X5, который сбил Фаттулаева и протащил 10 метров, находился действующий сотрудник Росгвардии Нариман Аскеров.

Согласно материалам дела, Нариман Аскеров двигался на красный свет с крайнего правого ряда. В этот момент автомобиль «Лада-Калина», которым управлял Мугутдин Шугаибов , по стрелке поворачивал на зелёный свет. Автомобили столкнулись, BMW, сломав о бордюр колесо, заехал на тротуар и подхватил Мурада Фаттулаева, протащил 10–15 метров до «Газели», от удара о которую и остановился. По мнению жены погибшего и матери трёх его детей Аиды Фаттулаевой , в расследовании обстоятельств ДТП допущено множество нарушений, сделанных не случайно.

Она указывает, что Аскеров является родным племянником командира отряда – начальника авиации Управления Росгвардии по РД Абдулмина Каибова . Его заместителем и по совместительству начальником отдела по работе с личным составом является Натик Балабеков .

Выходит, что именно он принимал на работу в Росгвардию водителем спецтранспорта Аскерова, а соответствующий приказ был подписан его дядей Каибовым, что уже незаконно (согласно ФЗ «О противодействии коррупции» военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве, не разрешается проходить военную службу в одной воинской части). Кроме того, на момент принятия Аскерова водителем он был лишён прав.

Скрыть этот факт от отдела кадров вряд ли было возможно: при приёме на работу в подобные организации в ИЦ МВД по РД была запрошена справка (форма №159), в которой указано, что с 1 июня 2015 года Аскеров был лишён водительских прав на 1 год и 6 месяцев. А приказ о принятии его на работу водителем датирован 13 октября 2016 года.

В протоколе задержания говорится, что после аварии Аскеров пытался сбежать, но был задержан полицией. В рапортах сотрудников ДПС говорится, что Аскеров, от которого исходил резкий запах алкоголя, всячески пытался сопротивляться, а полицейскому Касуму Касумову нанёс телесные повреждения лёгкой степени тяжести (подтверждается результатами экспертизы).

В распоряжении «ЧК» имеется видеозапись задержания Аскерова, при просмотре которой есть основания полагать, что Аскеров вряд ли в этот момент был трезв: звучит бессвязная речь, нецензурная брань, требования снять с него наручники, так как «они давят». На том же видео зафиксировано, как сотрудник ДПС спрашивает, согласен ли он ехать в наркологический центр, а Аскеров отвечает «нет». (На суде им было заявлено, что от медицинского освидетельствования он не отказывался.) Там же он требует предоставить ему адвоката…

ДТП, напомним, произошло 7 апреля, в 23:30, однако освидетельствование провели примерно в 10 часов 8 апреля. На видеозаписи из наркологического центра видно, что Аскеров выходит из кабинета врача вместе с полицейским, понятые при этом не присутствовали.

«Почему, в таком случае, мы должны верить, что анализы были взяты именно у Аскерова?» – спрашивает Аида Фаттулаева. Врач Чамсутдинов показал результаты полицейским, скрыв их от камеры. Позже в результатах освидетельствования говорится, что алкоголь в организме виновника ДТП не обнаружен.

Аскеров был арестован, однако адвокатом Баканай Гусейновой была подана апелляционная жалоба в Верховный суд с требованием избрать для подзащитного более мягкую меру пресечения – домашний арест, под который он и был помещён 12 апреля.

Основанием для смягчения меры пресечения Гусейнова указаны 8 похвальных грамот, выданных Аскерову за 18 месяцев его родным дядей, а также характеристика с места работы.

В документе за подписью Каибова утверждается, что водитель спецтранспорта – машины, подвозящей топливо к вертолётам, неоднократно «участвовал в контртеррористических операциях».

На заседании суда об избрании меры пресечения ни один из потерпевших по делу (жена и брат покойного) не присутствовал. Приказ об увольнении Аскерова из Росгвардии был подписан 13 октября.

Отметим, что на первом рассмотрении дела, прошедшем 8 октября, на подсудимом не оказалось специального браслета, отслеживающего его местонахождение. Адвокат поспешила объяснить это хорошим поведением подзащитного. Гусейнова заявила, что семья подсудимого готова оплатить семье погибшего 500 тыс. руб. в качестве морального ущерба, однако последние категорически отказались, ссылаясь на то, что родственники обвиняемого даже не извинились за своего сына.

«Они пришли на 8-й день после похорон, дядя и отец Наримана подошли к брату моего погибшего мужа и стали говорить, что их сын – спортсмен, что он вообще не пьёт и что они это докажут. А мать его говорила, что это мы сломали жизнь её сыну, что его теперь с органов уволили. И это всё вместо искренних извинений», – говорит супруга погибшего.

Как выяснили родственники Мурада Фатуллаева, начальник отдела кадров Натик Балабеков этого самого увольнения Аскерова очень не хотел и, возможно, поэтому подал в Управление Росгвардии в Пятигорск данные, в которых указал, что Аскеров только задел чужую машину. Тогда родственники дозвонились в Северо-Кавказское управление Росгвардии, сотрудники которого и сообщили о факте смертельного ДТП вышестоящему руководству…

Следующее заседание суда назначено на 24 октября, «ЧК» продолжает следить за развитием событий. ]§[