Монолог женщины "Планета" (исполнитель: Е. Гришковец (Чулпан Хоматова) )

Почему так…почему так странно…происходит…вот… Ты живешь какой то своей жизнью: она тебя радует или печалит…но ты живешь, и ты понимаешь, что ты счастливая. Ты понимаешь, что ты счастлива. А понимаешь это потому, что ты знаешь, что самое значительное и самое прекрасное в жизни у тебя впереди. И ты чувствуешь, что оно очень-очень скоро с тобой произойдет. И конечно же ты уверена в том, что ты достойна самого значительного и самого прекрасного в жизни. И вдруг однажды в твоей жизни появляется человек. Мужчина. Вернее даже вначале ты появилась в его жизни, а ты его даже не заметила. Так, какой то силуэт промелькнул, и ты не обратила на него никакого внимания и пошла дальше. Это потом уже, когда с тобой все случится, все произойдет, тебе захочется вспомнить вот тот самый-самый первый момент, когда ты его увидела, и ты начнешь отматывать все события назад в обратную сторону и раз – твоя память выдаст тебе вот этот эпизод. Но вот этот человек, этот силуэт, он так стремительно будет стараться приблизиться к тебе, что постепенно…постепенно…сама того не замечая, ты начнешь видеть его очертания все более ясно и четко. И пройдет какое то время, и ты увидишь перед собой очень конкретного, очень определенного человека. И вот когда ты его так близко и конкретно увидела…ты подумаешь…… «НЕТ. Ну это совсем не тот мужчина, который должен быть рядом». Не потому что он не соответствует там каким то представлениям общепринятым, каким он должен быть, этот мужчина, а просто потому, что вот этот конкретный и определенный человек, он не имеет ничего общего с тем, каким то размытым, нереальным и почти…почти сказочным образом, который ты уже очень давно нарисовала себе в своем воображении…..и к которому ты уже привыкла. Но вот этот человек, конкретный и определенный, он конечно же ничего этого о тебе не знает. И он будет стараться как можно стремительней заполнить собой твою жизнь. И вдруг…в какой то момент…его окажется так много: он будет возникать в каких-то неожиданных местах для тебя, он будет провожать тебя на работу и встречать тебя, он будет звонить тебе по телефону и молчать…но ты точно будешь знать, что это он молчит…или же он осмелится и будет что-нибудь говорить тебе…что-нибудь такое…что…ммм, лучше б наверное молчал…И тебе будет казаться – ты придешь домой, включишь телевизор и там его лицо появится…и ты почувствуешь себя так неуютно, странно…от такого внезапного вторжения и присутствия этого незнакомого тебе человека…. И так может длиться какое то долгое время…И вот однажды, сидя в кафе с друзьями о чем-то там разговаривая, ты вдруг посмотришь на часы, увидишь который час и подумаешь: «Ой, а вот в эту минуту, вот где он, этот человек? И о чем он сейчас подумал?» А потом ты подумаешь: «А почему я о нем подумала?» И вот как только ты подумала, что ты о нем подумала, ты начинаешь думать о нем все чаще и чаще. И так проходит какое то время и ты понимаешь что ты вообще ни о чем другом и думать то не можешь…ты можешь думать только о нем…И вдруг ты видишь, что весь твой мир, такой огромный и интересный..он начинает сужаться, сужаться, сужаться до вот этого одного очень конкретного и определенного человека, который совсем недавно был для тебя не важен, не нужен и совсем не интересен…а все те люди, которые были важны и интересны тебе, они перестают иметь какой либо смысл в твоей жизни… И ты понимаешь, что у тебя нет другого выхода – тебе нужно делать шаг навстречу к нему. И конечно же ты делаешь этот шаг….И тогда ты вдруг почувствуешь себя такой счастливой и ты подумаешь: «Ну боже мой, какая же я глупая, почему же я сама так долго сопротивлялась тому, чтобы быть такой счастливой». Но вот это вот состояние такого безумного счастья – оно длится очень очень недолго…. Проходит какое то время, ты так смотришь на него…и с ужасом обнаруживаешь, что он УСПОКОИЛСЯ. Он успокоился…не в том смысле, что вот он тебя добился и ты ему теперь больше неинтересна, нееет… Ты знаешь, что ты ему нужна, ты даже знаешь, что ты ему необходима, но ты теперь есть в его жизни, и он может спокойно и счастливо жить дальше. СПОКОЙНО И С

ФОТО Getty Images

Задание, о котором идет речь, выглядит просто. Я даю его всем участникам программ по практике внимательности - медитации, которая учит нас возвращать свое внимание в настоящее и проживать это настоящее максимально полно, открыто и без оценочных суждений. Нужно в течение недели каждый день отметить одно счастливое, радостное событие прямо в тот момент, когда оно происходит. И обратить внимание на то, какие ощущения были в вашем теле в этот момент, какие эмоции и мысли возникли в связи с этим событием и как эти эмоции и мысли проявились на уровне физических ощущений. А потом вечером записать это все в «Дневник внимательности». И в конце недели изучить те закономерности, которые станут видны.

Практически все, кто делает это упражнение (как правило, это работающие люди), замечают: в постоянной спешке, из которой состоит их жизнь, они не привыкли обращать внимание на себя. На свои эмоции. На то, есть ли в их жизни счастье - не как что-то выдающееся и редкое вроде отпуска или повышения, а как тихая радость, которая словно подсвечивает собой изнутри ткань бытия.

Второе упражнение, которое связано с первым, - начать замечать, какие эмоции вы больше испытываете в течение дня - положительные или отрицательные. Для этого я прошу поставить таймер на телефоне и каждый час в момент сигнала просто обратить внимание, что вы чувствуете прямо сейчас. Поразительным открытием для многих становится тот факт, что по большей части они в течение дня переживают, тревожатся, волнуются или чувствуют напряжение, вместо того чтобы радоваться, быть воодушевленными или испытывать удовольствие. И эти фоновые чувства для них так привычны, что они их даже не замечают - вот только к вечеру совершенно без сил!

Это не случайно. Нейропсихолог Рик Хэнсон, автор книги Buddha’s Brain, пишет о том, что наш мозг становится тефлоновым, когда речь идет о радостных и приятных переживаниях, и впитывает словно губка любой негатив. 1 Нашим древним предкам, чтобы выжить и передать потомству те гены, благодаря которым спустя века появились мы, нужно было находится в постоянной готовности к опасности. Эволюционно наш эмоциональный мозг запрограммирован на то, чтобы гораздо активнее реагировать на малейшие признаки того, что нам что-то угрожает (даже если нам показалось и это вовсе не так), нежели на красоту осеннего парка.

Однако оказалось, что если мы начинаем заниматься практикой внимательности, у нас появляется возможность выбирать свои эмоции! Мы можем выбрать, страдать нам или радоваться, смотреть на мир открыто и доброжелательно или через призму тревоги и страха. Это происходит благодаря нейропластичности - способности нашего мозга меняться в ответ на новый опыт.

Для начала мы учимся вновь и вновь обращать внимание на те эмоции, которые испытываем прямо сейчас, - просто замечаем их. На втором шаге мы исследуем - а имеет ли эта эмоция отношение к реальности? Что в моей реакции оправдано, а что - просто привычка? Программа, доставшаяся в наследство от предков или сформировавшаяся под влиянием обстоятельств, которые давно в прошлом? А затем пробуем изменить привычную реакцию.

Например, один из участников программы сказал: «Я был уверен, что постоянное напряжение от перегрузки на работе - это данность. Все топ-менеджеры так живут. А благодаря практике внимательности я заметил, что я сам взваливаю на себя кучу задач, потому что иначе у меня возникнет чувство вины. И я начал замечать эти моменты и пробовать реагировать иначе. Теперь я ухожу с работы раньше и каждый вечер бегаю в парке. Если бы я не начал специально обращать внимание на свои реакции и менять их, я бы никогда не поверил, что смогу так изменить свой график».

А какие эмоции в течение дня чаще всего испытываете вы? Есть ли в вашей жизни место счастью?

1 Р. Хэнсон, Р. Мендиус «Мозг и счастье» (Эксмо, 2013).

(Москва)


От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец ,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.
Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил;
Чредою шли к тебе забавы и чины.
Посланник молодой увенчанной жены ,
Явился ты в Ферней — и циник поседелый ,
Умов и моды вождь пронырливый и смелый,
Свое владычество на Севере любя,
Могильным голосом приветствовал тебя.
С тобой веселости он расточал избыток,
Ты лесть его вкусил, земных богов напиток.
С Фернеем распростясь, увидел ты Версаль.
Пророческих очей не простирая вдаль,
Там ликовало все. Армида молодая ,
К веселью, роскоши знак первый подавая,
Не ведая, чему судьбой обречена,
Резвилась, ветреным двором окружена.
Ты помнишь Трианон и шумные забавы?
Но ты не изнемог от сладкой их отравы;
Ученье делалось на время твой кумир:
Уединялся ты. За твой суровый пир
То чтитель промысла, то скептик, то безбожник,
Садился Дидерот на шаткий свой треножник,
Бросал парик, глаза в восторге закрывал
И проповедывал. И скромно ты внимал
За чашей медленной афею иль деисту,
Как любопытный скиф афинскому софисту.
Но Лондон звал твое внимание. Твой взор
Прилежно разобрал сей двойственный собор :
Здесь натиск пламенный, а там отпор суровый,
Пружины смелые гражданственности новой.
Скучая, может быть, над Темзою скупой,
Ты думал дале плыть. Услужливый, живой,
Подобный своему чудесному герою,
Веселый Бомарше блеснул перед тобою.
Он угадал тебя: в пленительных словах
Он стал рассказывать о ножках, о глазах,
О неге той страны, где небо вечно ясно,
Где жизнь ленивая проходит сладострастно,
Как пылкий отрока восторгов полный сон,
Где жены вечером выходят на балкон,
Глядят и, не страшась ревнивого испанца,
С улыбкой слушают и манят иностранца.
И ты, встревоженный, в Севиллу полетел.
Благословенный край, пленительный предел!
Там лавры зыблются, там апельсины зреют...
О, расскажи ж ты мне, как жены там умеют
С любовью набожность умильно сочетать,
Из-под мантильи знак условный подавать;
Скажи, как падает письмо из-за решетки,
Как златом усыплен надзор угрюмой тетки;
Скажи, как в двадцать лет любовник под окном
Трепещет и кипит, окутанный плащом.
Все изменилося. Ты видел вихорь бури ,
Падение всего, союз ума и фурий ,
Свободой грозною воздвигнутый закон ,
Под гильотиною Версаль и Трианон
И мрачным ужасом смененные забавы.
Преобразился мир при громах новой славы .
Давно Ферней умолк. Приятель твой Вольтер,
Превратности судеб разительный пример,
Не успокоившись и в гробовом жилище,
Доныне странствует с кладбища на кладбище .
Барон д"Ольбах, Морле, Гальяни, Дидерот,
Энциклопедии скептической причет,
И колкий Бомарше, и твой безносый Касти,
Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти
Забыты для других. Смотри: вокруг тебя
Все новое кипит, былое истребя.
Свидетелями быв вчерашнего паденья,
Едва опомнились младые поколенья.
Жестоких опытов сбирая поздний плод,
Они торопятся с расходом свесть приход.
Им некогда шутить, обедать у Темиры
Иль спорить о стихах. Звук новой, чудной лиры,
Звук лиры Байрона развлечь едва их мог.
Один все тот же ты. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск