муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад № 000 «Журавушка» комбинированного вида»

ПРОЕКТ

на тему:

Выполнили: ,

Новосибирск 2015 г.

ПРОЕКТ

на тему:

«Основы народного и декоративно-прикладного искусства»

Воспитатели МКДОУ д/с № 000 «Журавушка»: ,

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-практический.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

База проекта: МКДОУ д/с № 000 «Журавушка».

Срок реализации: 2 месяца.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями.

К сожалению, сейчас появляются попытки навязать новому поколению другую историю развития нашего государства. В России совсем иная культурная традиция, которая основывается на любви и доброте. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: увеличить объем знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

    Образовательные:

1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения;

2. вызвать интерес у детей к народному творчеству.

    Воспитательные:

1. воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству;

2. воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства.

    Развивающие:

1. развивать технические умения и навыки кистевой росписи;

2. развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память;

3. активизировать тематический словарь.

Интегрированные образовательные области:

· социально-коммуникативная;

· познавательно-речевая;

· физическая;

· художественно-эстетическая.

Ожидаемые результаты проекта:

· На уровне ребенка:

1. знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства;

2. умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

3. развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей.

· На уровне педагога:

1. подготовка к презентации проекта;

2. выставка рисунков и поделок детей группы №5 «Подснежник»;

3. развлечение «Ярмарка».

· На уровне родителей:

· консультации для родителей: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».

Виды деятельности:

    Игровая деятельность :

1. дидактические игры: «Обведи элемент и раскрась», «Найди пару», «Продолжи рисунок», «Сложи игрушку», « Пазлы», «Собери матрешку»,

лото «Народные промыслы» и т. п.

народные подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Горелки»

2. ознакомление с окружающим миром.

    Беседы: «Народное и декоративно-прикладное искусство», «Народные росписи: городец, гжель и дымка», «В гости к дымковской игрушке», «Расписные матрешки» Развитие речи:

1. активизировать словарь: матрешки, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т. п.

    Художественная литература:

1. чтение стихотворений, сказок, народного фольклора о декоративно-прикладном искусстве;

2. загадывание загадок;

3. заучивание стихов, потешек.

    ФЭМП:

1. ориентировка в пространстве;

2. ориентировка на листе бумаги;

3. умение складывать из частей целое.

    Изобразительная деятельность:

1. раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;

2. рисование элементов дымковской, хохломской и гжельской росписи;

3. роспись дымковской лошадки.

    Лепка: «Дымковская лошадка». Музыкальное воспитание:

2. исполнение танца «Танец с платками».

3. игра на ложках.

· Физическая культура: гимнастика, народные игры.

Реализация проекта.

1. Подготовительный этап.

· Деятельность педагога:

1. ввести детей в игровую ситуацию;

2. сформулировать проблему;

3. определить задачи и продукт проекта.

· Деятельность детей:

1. вжиться в игровую ситуацию;

2. осознать проблему;

3. принять задачи проекта.

2. Организация работы над проектом.

· Деятельность педагога:

1. помогать в решение задач;

2. помогать планировать деятельность и организовать ее;

3. провести консультации для родителей на тему: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».

· Деятельность детей:

1. объединение в группы (гжель, матрешки, дымка, хохлома).

3. Практическая деятельность.

· Деятельность педагога:

1. практическая помощь;

· Деятельность детей:

1. использовать иллюстрации;

2. работать над рисунками и поделками.

4. Презентация.

· Деятельность педагога:

1. выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;

2. совместная деятельность воспитателя и детей «Ярмарка».

· Деятельность детей:

1. готовить костюмы;

2. рассказывать о народных промыслах;

3. играть в народные музыкальные игры;

5. исполнять песни, частушки, танцы;

6. водить хоровод.

Роль родителей в реализации проекта:

· чтение с детьми стихотворений и их заучивание;

· загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;

· совместное с ребенком изготовление кукол в народных костюмах;

· организация выставки народных промыслов;

· изготовление стенгазет и т. д.

· выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству, проведение совместной деятельности «Ярмарка».

Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

ГЛОССАРИЙ

Гжель – это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса , фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.

Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.

Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.

Жостово – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Завиток – закрученная линия.

Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.

Розан – устаревшее название бутона розы.

Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п., расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Фон – основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

Элемент – часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т. п.

МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ

Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%.

84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.

16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.

Литература, используемая в проектной деятельности:

1. , От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл.

2. , Артемьева рисование с детьми 5-7 лет.

3. Комарова художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв. вкл.

4. Комарова по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 128 с,: цв. вкл.

5. Комарова детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл.

6. Лыкова деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.

7. Соломенникова творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. . - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.

10. Международный образовательный портал: http://www. maam. ru/

Муниципальное образовательное учреждение МБДОУ Д/С №9 «Теремок»

МО «Барышский район»

Проект

На тему: «Декоративно - прикладное искусство»

в старшей группе

г.Барыш 2017г

Тип проекта: Информационно- практический.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта : Воспитатели, родители, дети старшей группы.

Цель : формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием « народное искусство».

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

Расширять представление о многообразии окружающего мира.

Воспитывать чуткость к художественному слову.

Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.

Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

Актуальность:

В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно- прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.

Предполагаемый результат:

Заинтересованность детей и родителей народным декоративно- прикладным искусством.

Активное участие в осуществлении проекта.

Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.

1 этап - Подготовительный:

Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.

Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

Подбор художественной литературы по теме проекта.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

2 этап - Практический:

Перспективное планирование работы с детьми:

2 – я половина января - Знакомство с городецкой росписью.

Познавательное развитие:

Беседа на тему «Городец»

Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала.

Презентация «Городецкая роспись»

Речевое развитие:

Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце.

Д/и « Составь узор», « Дорисуй узор», « Собери картинку (Городецкий конь)»

Художественно- эстетическое:

Рисование «Городецкая роспись» (11.01)

Рисование «Укрась доску» (20.01)

Февраль – «Золотая Хохлома»

Познавательное развитие:

Рассматривание альбома «Хохлома»

Презентация «Золотая Хохлома»

Речевое развитие:

Чтение: Н. Бедник «Хохлома»,

В. Набоков «Хохлома»,

П. Синявский «Хохломская роспись»,

Разучивание стихотворения Е.Н.Николаевой «Золотая Хохлома».

Социально- коммуникативное развитие:

Д/игра «Найди отличия»,

Д/игра «Дорисуй узор»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование по мотивам Хохломской росписи «Укрась ложку» (02.02)

Рисование «Золотая Хохлома» (15.02)

Март – Матрешка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка. Гжель.

Познавательное развитие:

Беседа «Что такое народная игрушка?»,

Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами.

Беседа «в тереме расписном я живу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.)

Интегрированное занятие «Дымковские чудо- мастера» с применением ИКТ (презентация «Дымковская игрушка») (14.03)

ООД «В гостях у художника» (об искусстве Гжельских художников). (21.03)

Речевое развитие:

Чтение- Моисеева «Матрешки», М.Г.Смирнова «Дымка», «Красная девица», А.Дьякова «Веселая Дымка», В.В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска», «Филимоновская игрушка».

Разучивание стихотворений Е.А.Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели».

Социально- коммуникативное развитие :

Д/игры «Составь узор», «Назови правильно», «Собери Гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку», «Магазин игрушек», «Сравни дымковскую и филимоновскую игрушки»

Художественно- эстетическое развитие:

Конструирование из бумаги дымковских игрушек и роспись их «Барышня», «Индюк».

Рисование «Гжельская ваза» (10.03)

Лепка «Петух» (дымковская игрушка) (27.03)

Лепка «Козлик» (филимоновская игрушка).(13.03)

Народные хороводные и подвижные игры:

«Каравай», «Заря- заряница», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Капканы», «Карусель».

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания»

Привлечение родителей к сбору материала для оформления мини- музея « Народные промыслы»

3 этап - заключительный:

Создание мини-музея «Народные промыслы».

Список использованной литературы

1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.

3.Вершинина Н., Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр».// Дошкольное воспитание. 2004 №6.

4.Гаранина Н.К. «Приобщение дошкольников к народной культуре»

5. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», 2-е изд..- М. Просвещение, 2006.

6. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании», -М.: Мозаика- Синтез, 2012.

7. Ляпина Л.А. «Народные игры в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, 2009.


ангелина гордиенко
Проект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная к школе группа)

Вид проекта : творчески – информационный средней продолжительности

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы

Срок реализации : сентябрь – декабрь

Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными

видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной

общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы » / под ред.

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования

творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий,

оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у

Цели :

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве .

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в

ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка» .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с народными промыслами.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской , филимоновской

игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Учить понимать образный смысл загадок.

Закрепить умение сочетать движения и речь.

Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской,

городецкой, гжельской росписи.

Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Учить использовать растительные элементы.

Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Учить наблюдать за живой природой

Воспитательные : Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству .

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Воспитывать любознательность.

Развивающие :

Развитие познавательной активности детей.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение

анализировать.

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотаяХохлома» , дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

Планируемые результаты проекта :

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской,

филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Схема реализации проекта

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

Дидактические игры : «Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Собери целое» , «Обведи

рисунок», «Продолжи рисунок» , «Найди пару» .Ознакомление с окружающим

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи,

целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.

Беседы : «В гости к городецким мастерам» , «Путешествие к мастерам хохломы» , «В гости к

дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка» .

Развитие речи

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая

Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейникХудожественная литература Чтение стихов : М. Г. Смирнова «Дымка» , «Красная девица» ; А.

Дьякова «Весёлая дымка» , Л. Гулыга «Пёстрый хоровод» ; В. В. Гаврилова «Индюк» , «Водоноска» ,

П. Синявский «Хохломская роспись» , Ю. Николаева «Чаша» , В. Набоков «Хохлома» .

См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» . В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.

Заучивание стихов.

Загадывание загадок.

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое» .

Изобразительная деятельность

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками : «Волшебные лошадки» , «Распишем наряды

козлятам», «Дымковская барыня» , «Сказочные птицы» .

Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень» .

Рисование элементов дымковской, хохломской росписиЛепка : «Дымковская лошадка» , «Козлик по мотивам дымковской игрушки» , «Дымковский индюк» ,

«Барыня, няня, водоноска» , посуда «Гжель» , «Хохлома» .

Посуда «Гжель» .

Музыкальное воспитание

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…» ;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;

Частушки;

Парный танец.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный .

Деятельность педагога

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта :

Деятельность детей

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта .

2 этап. Организация работы над проектом .

Деятельность педагога

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему : «Влияние народных промыслов на

эстетическое воспитание детедошкольного возраста »; «Художественно – эстетическое

воспитание детей в семье».

Деятельность детей

1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка) .2. Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. Работа над поделками.

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу. 4 этап. Презентация.

Деятельность педагога

1. «Весёлая ярмарка» .

«» .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

3. Читают стихи.

5 этап. Обсуждение нового проекта , решение другой проблемы.

1. Постановка новой проблемы.

оздоровления организма.

Деятельность детей

проекта4 этап . Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка» .

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство » .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

2. Рассказывают о народных промыслах.

3. Читают стихи.

4. Загадывают и отгадывают загадки.

5. Исполняют песни, частушки, танцы.

6. Водят хороводы. 7. Играют в народные музыкальные игры.

5 этап. Обсуждение нового проекта , решение другой проблемы.

1. Постановка новой проблемы.

2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для

оздоровления организма.

Деятельность детей

1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта4 этап . Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка» .

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство » .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Роль родителей в реализации проекта :

Чтение и заучивание стихов.

Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному

искусству .

Изготовление поделок, картин.

Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.

Продукт проектной деятельности : Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству .

Альбом «Декоративно – прикладное искусство » .

ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей ». Разработчик: Кожевникова Светлана Александровна воспитатель структурного подразделения «Детский сад 13 комбинированного вида» МБДОУ«Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района



Паспорт проекта Вид проекта: По количеству участников: групповой. По направленности: предметный (художественно – эстетическое развитие). По приоритету метода: творческий (создание методического пособия) По контингенту участников: разновозрастной (6-7 лет). По продолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).


Актуальность проекта: Проблема развития дошкольного творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ее становлении. Искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.




Задачи: Приобщение к эстетической культуре; Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; Вовлечение детей и взрослых в художественно – творческую деятельность; Развитие художественно – творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь; Формирование креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя элементы народного творчества; Развитие мелкой моторики рук дошкольников, обогащение словаря.






Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.


При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как Н. Н. Алексахин, Ю. В. Максимов, Т. Н. Доронова, Л. Д. Рондели, Т. Г. Казакова, И. В. Тюфанова, Н, Б, Халезова, Т, С, Комарова. Это явилось методологической основой моей работы.


Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь показать развивающие функции декоративно – прикладного искусства народов России как целостного этнического, культурно - исторического и социально – педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечении личностного роста детей.


Формы организации: *индивидуально-творческая деятельность; * творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей); * учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность); * фольклорные праздники, посиделки, развлечения; * родительские гостиные, мастер-классы, выставки. Формы организации: *индивидуально-творческая деятельность; * творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей); * учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность); * фольклорные праздники, посиделки, развлечения; * родительские гостиные, мастер-классы, выставки.


Обоснование результативности: Предполагается, что организованная работа по развитию творческих способностей детей через народное декоративно – прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического уровня детей: 1.Дети будут иметь представление о народных промыслах; 2.Уметь различать изделия разных народных промыслов; 3.Приобретут практические умения по работе с глиной. различными изобразительными материалами; 4.У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа; 5.Развивается художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество; 6.Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.


Список литературы Мастерская юных художников. Конспекты занятий. И. В. Тюфанова, Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. « ДЕТСТВО - ПРЕСС » С. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Н. Б. Халезова, Москва, Просвещение Народное декоративно - прикладное искусство. Л. Д. Рондели, Москва, Просвещение Программа развития и воспитания детей в детском саду « Детство » под ред. Т. И. Бабаевой, З. Амихайловой, Л. М. Гурвич. Санкт - Петербург « ДЕТСТВО - ПРЕСС », 2003, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки » под ред. И. А. Лыкова М.: « Карапуз - дидактика » Промыслы Мордовии. А. С. Лузгин Развивайте у дошкольников творчество. Т. Г. Казакова. Москва, Просвещение У истоков мастеров. Ю. В. Максимов, Москва « ПРОСВЕЩЕНИЕ » 1983.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

ХМАО - Югра

Конспект урока по технологии
в 7 классе

«Творческий проект»

подготовила

учитель технологии

Медведева Вера Викторовна

г. Нижневартовск

2013

Характеристика темы урока.

Продолжают осваивать алгоритм преобразовательной деятельности и знакомятся на практике с новой организацией изготовления изделия, бригадным методом. Что способствует воспитанию коллективизма, ответственности за свою работу. Для этого отводится 6 часов занятий.

Закрепляют знания в выборе цвета деталей узора. Знакомятся с возможностями компьютера на практике. Освоив новый узор лоскутной пластики, они могут расширить свои возможности выборе рисунка для изделий и продолжить оформление интерьера кухни декоративными и утилитарными изделиями, выполнив коллективный творческий проект. В результате своей деятельности дети получают конечный результат, изделие, что способствует желанию к последующей деятельности.

Тема изучается после разделов «Материаловедение» и «Машиноведение», что позволяет учащимся пользоваться полученными знаниями и совершенствовать работу на швейной машине. Для выполнения работы потребуется 5 швейных машин и 2 утюга.

План урока.

Класс 7

Тема раздела. Декоративно – прикладное искусство.

Тема урока: Творческий проект.

Тип урока – комбинированный.

Цель урока:

Образовательная: закрепить полученные знания, умения по рукоделию «Лоскутная пластика»; продолжить освоение алгоритма преобразовательной деятельности учениками.

Воспитательная - воспитывать коллективизм, ответственность.

Развивающая: развивать художественный вкус; развивать самостоятельность в решение проблем.

Методы обучения : рассказ – объяснение, обсуждение, мозговой штурм, метод проекта, практический показ приемов работ.

Межпредметные связи: история, краеведение, математика, рисование.

Внутрипредметная связь: машиноведение, материаловедение, технология изготовления изделий.

МТО. Образцы работ. Плакаты-с таблицами 1,2,3. Листы с таблицей 4, папка по проектированию, ПЭВМ, ткань – лоскут, инструменты, швейная машина, утюг.

Литература:

1. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

2. Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

3. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

4.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

5. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

6. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент-3мин.

1.1Проверка посещаемости учащихся.

1.2 Подготовка к уроку.

1.3 Проверка домашнего задания.

2. Повторение пройденного материала-7 мин.

2.1. С какими видами рукоделия вы познакомились в этом году?

Ответ: вышивка и лоскутная пластика.

2.2.Дайте определение рукоделию «Лоскутная пластика».

Ответ: «Лоскутная пластика» - создания изделия из лоскутков ткани.

2.3. Перечислите основные правила по изготовлению изделий в «Лоскутной пластике».

Ответ: определение прочности окраски;

подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку;

соединять детали одинаковым швом;

швы заутюживать.

2.4. Как называется изученный вами рисунок?

Ответ: алмаз.

3. Новый материал: 25-30 мин.

Выполнение краткосрочного и коллективного проекта.

Проблему формулирует учитель.

Проблема.

На основе изученного рисунка выполнить сувенир.

Чтобы решить нашу проблему давайте поставим перед собой цели.

Цели:

проверить свои знания и умения;

выполнить работу самостоятельно.

совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.

Для решения проблемы нужно сформулировать задачу.

Краткая формулировка задачи.

Выполнить сувенир своими руками за 2 занятия.

Исследование 1. Мозговой штурм.

Вопрос: Какие изделия можно выполнить, используя изученный рисунок?

Ваши идеи.

Ответ: прихватку, салфетку, закладку, платочек, вымпел.

Исследование 2.

Вопрос: Каким требованиям должно отвечать изделие?

Ответ: красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологично), легкое в обработке (технология) и с минимальными затратами по времени. Рассмотреть каждый предложенный вариант идеи с учетом выработанный требований.

Критерии

Таблица 1

итого: 6 3 3 5 2

Вывод: из предложенных изделий всем требованиям отвечает салфетка.

Исследование 3. Выбор ткани.

Ученикам предлагаются ткани разные по волокнистому составу. Хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные, искусственные и синтетические.

Задание: используя полученные знания по материаловедению и требования к тканям для работы в лоскутной технике необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 2

Требования

Всего 9 11 4 4

Вывод: Наиболее полно отвечают требованиям хлопчатобумажные ткани.

Исследование 4.Экологическая справка.

Ответ: на натуральные и химические.

Ответ: из хлопка.

Ответ: к натуральному.

Вывод : хлопчатобумажные ткани экологически чистые т.к. они натуральные.

Исследование 5. Экономический расчет.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 3

п/п

Примечание: ученики имели домашнее задание узнать стоимость аналогичных изделий.

Вывод: Изделие экономически выгодно изготовить самим. Оно дешевле рыночной цены. Подобные изделия на рынке стоят от 15-20 рублей.

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Таблица 4

Цвет

Исследование 7. 4. Вводный инструктаж-10 мин.

Используя данные таблицы и компьютер, подберите сочетаемые цвета.

Примечание: первую часть задания выполняет учитель в редакторе Word .

1.(для учителя) Включите панель «Рисование». На ней нажмите кнопку «прямоугольник». Подведите курсор «Мышью» к месту рисования. Нажмите левую кнопку «мыши» и, удерживая кнопку, растяните прямоугольник. Если при этом удерживать нажатой клавишу « Shift », то получится квадрат.

Нажмите еще раз кнопку «прямоугольник» и рядом нарисуйте еще один квадрат и выделите его (наведите на него курсор «мыши» и нажмите один раз левую кнопку «мыши»). На панели «Рисование» нажмите кнопку «свободное вращение». Установите указатель «мыши» на любую зеленую точку, нажмите левую кнопку «мыши» и удерживая кнопку, движением «мыши» разверните квадрат на 45 градусов. Если при этом удерживать нажатую клавишу « Shift », то проще зафиксировать нужный угол. Нажмите на панели рисования кнопку «свободное вращение». Теперь впишите перевернутый квадрат в первый квадрат. Для этого перенесите «мышью» перевернутый квадрат в середину первого квадрата. Изменяя размеры перевернутого квадрата, добейтесь точных размеров. При этом держите нажатой клавишу «Alt». Аналогично нарисуйте третий квадрат и впишите его в перевернутый.

Примечание: вторую часть задания выполняют ученики, имеющие опыт работы на компьютере вместе с остальными учащимися. Это работа позволяет с экономить время на уроке, наглядно поработать с цветом и познакомится с возможностями компьютера.

2.(для учеников) Выделите любой квадрат. Нажмите значок треугольника справа от кнопки «цвет заливки» на панели «рисование». В открывшемся окошке выберите желаемый цвет, наведите на него курсор «мыши» и нажмите левую кнопку «мыши» один раз. Выбранный квадрат окрасится нужным цветом.

3. Повторите п.2 для других квадратов.


5. Практическая работа -20 мин.

1. Подобрать ткань по цвету.

2. Вырезать детали, по шаблонам соблюдая правила раскроя:

крой производят по изнаночной стороне;

нить основы проходит по одной из сторон детали;

раскладка деталей выполняется экономно.

6. Заключительный инструктаж-10мин.

6.1 Анализ характерных ошибок и их причин. 6.2 Закрепление материала. Назовите основные этапы проекта.

Каким требованиям должно отвечать изделие?

Назовите требования, предъявляемые к тканям.

6.3 Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.4 Домашнее задание.

Принести детали кроя, нитки, инструменты.

7. Уборка рабочих мест-5 мин.

Творческий проект.

Поисковый этап.

Проблема.

Какие изделия можно выполнить, используя изученный узор?

Исследование 1.

изделия

Конструкторский этап.

Исследование 2.

Требования потребителя.

Критерии

Вывод:

Исследование 3. Выбор ткани.

Требования, предъявляемые к тканям. Таблица 3

Требования

Всего

Исследование 4.Экологическая справка.

Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?

____________________________________________________

Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?

Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?

_____________________________________________________

Вывод:

Исследование 5.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2

п/п

Вывод:

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Используя данные таблицы, подберите сочетаемые цвета.

Таблица 4

Цвет

Заключительный этап.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Вопросы для самооценки:

Удовлетворяет ли изделие потребность. Опишите кратко.

Оцени свою работу над проектом .

Что нового тобой приобретено в ходе его выполнения?

Литература.

    Гузеев В. Метод проектов. Директор школы. 1995. №6.

    Джонс Д.К. Методы проектирования. Москва. Мир.1986.

    Использование метода проектов на уроках «Технологии» в школе: Методические рекомендации. Под редакцией М. Б. Павловой. –СПб.1996.

    Тихонов А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования. Школа и производство. 1995. №1.

    Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб. Просвещение, 1995.

    6. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Великий Новгород, 1999.

    Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

    И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

    Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

    Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997; №3, 1998.

    Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994