Все фотографы знаю о том, что для качественного снимка одного недостаточно: необходимо иметь набор объективов и некоторых других приспособлений. Особая роль отводится светофильтрам для объективов – специальным стеклам, которые надевают на объективы.

Зачем нужны светофильтры

Главная задача светофильтров – придание снимку определенного эффекта сразу, без использования графических редакторов. Это позволяет затемнить или осветлить фото, избавиться от пересвета или бликов. Еще одной немаловажной задачей является защита линзы от пыли и песка при съемке в природных условиях.

Важно помнить, что использование светофильтров может привести к ухудшению самой фотографии из-за наличия между объективом и предметом съемки дополнительного «препятствия». Также не рекомендуется надевать сразу несколько фильтров, так как это создаст излишне толстую «стенку».

По типу крепления все объективы делятся на:

  1. Накладные: имеют прямоугольную форму и могут использоваться на любом объективе, но требуют установки дополнительного крепления;
  2. Навинчивающиеся круглой формы: их подбирают по диаметру объектива и прикручивают сверху. При необходимости можно использовать специальные переходные кольца.

Но гораздо чаще деление происходит в зависимости от назначения самого светофильтра. Они могут быть:

  • защитными;
  • нейтральными;
  • поляризационными;
  • обладающими определенным эффектом.

Каждый вариант обладает своими особенностями использования.

Защитные светофильтры

Их используют для защиты от:

Существует четыре разновидности таких фильтров:

  1. Neutral: самый простой бесцветный фильтр, который позволяет уберечь линзу от механического воздействия;
  2. Haze: светофильтр против дымки;
  3. UV: защита против УФ-излучения, которое может навредить объективу;
  4. Skylight: имеют светло-розовый оттенок стекла, который помогает скорректировать цвет фотографии, сделав его более теплым. Их применяют для смягчения кадра в портретной съемке и увеличения резкости в пасмурную погоду.

Внимание! Защитные фильтры стоят недорого, но изделия дешевых фирм могут ухудшить качество фото из-за более слабой способности пропускать поток света. Необходимо выбрать оптимальный вариант.

Нейтральные серые светофильтры

Также их называют Neutral Density (ND) и применяются для достижения мягкого размытия путем снижения количества света. Изначально добиться этого можно при помощи зажатия диафрагмы или уменьшения выдержки, но эти ухищрения могут значительно упростить саму композицию, лишив ее других достоинств. Кроме того, применение фильтра намного проще и освобождает руки фотографа.

Существует два типа фильтров:

  1. Простой: имеет однородный цвет без переходов;
  2. Градиент: имеет плавный переход от белого к серому. Он может быть мягким, жестким и круговым: в последнем случаи серый цвет выходит из центра.

Простой нейтральный фильтр используют при:


Наиболее яркий пример применения нейтрального светофильтра – фотография водопада в яркий солнечный день. Для достижения эффекта целостной воды, не разбитой на капли, необходима длительная выдержка в несколько секунд или минут. Используя фильтр, можно легко добиться этого, не травмируя объектив.

Фильтр-градиент применяют подобным образом, но в несколько иных ситуациях. Он позволяет оставить часть фотографии в естественном освещении, а вторую часть затемнить. Это помогает при съемках излишне яркого неба, снега или моря.

Значительным минусом градиента является четкое разделение на половины: если границы засвеченного участка не явные, могут возникнуть проблемы. Стоит также помнить о том, что у каждой фирмы-производителя свое понятие насыщенности градиента: у кого-то цвет может уходить полностью в темный, у других остается слишком светлым.

Насыщенность серого цвета изменяется в стопах – от одного до десяти. Наиболее востребованными остаются фильтры на один, два и три стопа. Для удобства и экономии некоторые фирмы начали выпускать фильтры с переменными стопами, их количество колеблется от одного до восьми. Они состоят из двух поляризационных фильтров, которые необходимо вращать для достижения необходимого результата.

Поляризационный светофильтр

Фотографы часто называют этот фильтр «поляриком», можно заметить, что он присутствует практически у всех профессионалов. Его основное достоинство заключается в удалении солнечных бликов практически со всех поверхностей, кроме металла: с воды, стекла, зеркала и т.д. Благодаря этому объекты, цвета которых кажутся излишне тусклыми из-за большого количества света, становятся ярче и насыщеннее, приобретают контрастность. Это позволяет работать даже при излишках света, не теряя в качестве изображений.

Классическим примером «работы» поляризационного фильтра является фотография неба в солнечный день. Из-за обилия света объект обычно кажется блеклым и плоским. Убрав блики с капель влаги, которые находятся в атмосфере, фильтр позволяет получить четкое и фактурное изображение. Это же относится к съемкам воды, например, озера или моря: за счет устранения бликов вода выглядит прозрачной.

Существует два типа светофильтров:

  1. Линейный: более дешевые варианты, которые могут применяться только на пленочных фотоаппаратах с ручкой фокусировкой;
  2. Круговые или циркулярные: применяются на цифровых аппаратах с автофокусом. Они состоят из двух оправ – подвижной со стеклом и неподвижной, которая закрепляется на объективе. Для получения результата необходимо осторожно вращать подвижную часть.

Стоит напомнить и о недостатках «полярика», главный из которых – его цена. Этот фильтр является одним из самых дорогих, но экономить на нем не стоит: дешевые аналоги непроверенных фирм либо работают плохо, либо не работают вообще.

Внимание! Вторая неприятная особенность связана с достоинствами фильтра: он «съедает» свет. Из-за этого фотография может получиться более темной, чем хотелось бы.

Также стоит помнить о том, что светофильтр плохо работает с излишне широкими объективами, так как он не способен полностью удалить все блики с такого широкого угла. Лучше всего использовать фильтр при фокусном расстоянии в 28 мм и нахождении источника света под прямым углом: например, солнце должно быть в зените.

Специальные светофильтры

Помимо основных фильтров, существует несколько стекол, которые могут помочь добиться интересного эффекта на фото без дополнительной обработки.

  1. Теплые и холодные фильтры: позволяют менять оттенки цветов за счет изменения баланса белого, делая фотографию «холоднее» или «теплее»;
  2. Цветные стекла: позволяют «окрашивать» фотографию в разные цвета;
  3. Фильтры с софт-эффектом: помогают затуманить объект, размыть его, сохраняя высокую четкость;
  4. Инфракрасные стекла: они пропускают излучение от 700 нм, что позволяет делать сюрреалистические фотографии, полностью меняя цвета. Например, небо может стать черным, а листва – белой, хотя облака останутся без изменений;
  5. Лучевые фильтры или «звездочки»: благодаря наличию специальной сетки источники точечного света, например, лампы, вытягиваются и приобретают вид «звездочек» с несколькими лучами;
  6. Туманные светофильтры: на их поверхности расположено большое количество полупрозрачных точек, которые создают легкую дымку – утренний туман.

Многие фотографы сознательно отказываются от применения светофильтров, другие, напротив, не могут представить себе процесса без них. Фильтры являются небольшими, но важными помощниками в деле фотосъемок, помогая добиться лучшего качества, четкости, а в некоторых случаях и необычных эффектов.

Как выбрать светофильтр для объектива — видео

Светофильтры по-прежнему имеют много применений в цифровой фотографии и должны быть важной частью экипировки любого фотографа. Это могут быть поляризационные фильтры для снижения яркости и повышения насыщенности или просто защитные фильтры для пущей сохранности передней линзы. Данная глава познакомит вас с этими и другими фильтрами, которые нельзя воспроизвести при помощи цифрового редактирования. Общие проблемы и недостатки, а также размеры фильтров обсуждаются в конце.

Обзор: типы светофильтров

Наиболее часто в цифровой фотографии используют поляризационные (линейные или круговые), защитные (UV/haze), нейтральные, градиентные и холодные/тёплые или цветные фильтры. Примеры использования каждого из них приведены ниже:

Линейные и круговые поляризационные фильтры

Поляризационные фильтры («поляризаторы») обозначаются аббревиатурой PL (C-PL). Это, пожалуй, самые важные фильтры в пейзажной и ландшафтной съёмке. Их работа заключается в снижении количества отражённого света, попадающего на сенсор камеры. Аналогично поляризующим очкам, поляризаторы придадут небесам более глубокую синеву, уменьшат яркость и отражения от воды и других поверхностей, а также уменьшат контраст между небом и землёй.

два независимых кадра, снятых один за другим

Заметьте, как небо становится намного более синим, и как листва и камни прибавляют в цвете. Интенсивность поляризующего эффекта может быть изменена вращением фильтра, хотя не имеет смысла вращать его более, чем на пол-оборота (180°), поскольку далее все возможные интенсивности повторяются. Используйте видоискатель или экран камеры, чтобы наблюдать за эффектом, который достигается вращением поляризационного фильтра.

Эффект поляризации может значительно усиливаться или ослабевать в зависимости от направления камеры относительно солнца. Эффект усиливается в направлении,перпендикулярном к солнечному свету . Это значит, что если солнце находится в зените, максимальный эффект будет достигнут во всех направлениях.

Однако использовать поляризационные фильтры нужно с осторожностью, поскольку они могут негативно повлиять на снимок. Поляризаторы существенно сокращают количество света , который достигает сенсора камеры, зачастую на 2-3 f-ступени (от 1/4 до 1/8 количества света). Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным.

Вдобавок, использование поляризатора на широкоугольном объективе может создать неравномерное или ненатурально выглядящее небо с видимым затемнением. На примере слева заметны неоднородность и чрезмерное затемнение неба.

Линейные и круговые поляризаторы : на сегодня разработано широкое разнообразие круговых поляризаторов, которые позволяют системам экспозамера и автофокуса камеры функционировать корректно. Линейные поляризаторы намного дешевле, но не могут использоваться с камерами, в которых применяется сквозной (через объектив) метод экспозамера и автофокуса, называемый также TTL (through-the-lens), - а он используется практически во всех цифровых зеркальных камерах. Можно было бы, конечно, делать предварительный экспозамер и автофокус, но вряд ли это удобно.

Нейтральные фильтры

Нейтральные фильтры обозначаются аббревиатурой ND (neutral density). Их действие заключается в равномерном уменьшении количества света, попадающего на сенсор камеры. Они полезны для получения достаточно большого времени экспозиции, если его невозможно достичь иначе в диапазоне доступных апертур диафрагмы (при минимальной светочувствительности ISO).

Ситуации, в которых могут пригодиться нейтральные фильтры:

  • Сглаживание движения воды в водопадах, реках, океанах и т.д.
  • Достижение меньшей глубины резкости в очень ярком свете
  • Уменьшение дифракции (которая снижает резкость) посредством раскрытия диафрагмы
  • Размытие или исключение движущихся объектов (таких как люди и машины)
  • Создание размытия для передачи движения объектов (motion blur)

фотография с эффектом сглаживания воды вследствие длинной выдержки

Используйте нейтральные фильтры только тогда, когда это абсолютно необходимо, поскольку они эффективно уменьшают освещённость, которую можно было использовать, чтобы получить более короткую выдержку (чтобы заморозить движение), закрыть диафрагму (для глубины резкости) или понизить чувствительность ISO (чтобы уменьшить визуальный шум). Кроме того, некоторые нейтральные фильтры могут незначительно изменить цветовой баланс изображения.

Понять, насколько уменьшает освещённость тот или иной нейтральный фильтр, порою затруднительно, поскольку производители используют разные форматы обозначений:

Степень снижения освещённости Hoya, B+W и Cokin Lee, Tiffen Leica
f-ступени Части
1 1/2 ND2, ND2x 0.3 ND 1x
2 1/4 ND4, ND4x 0.6 ND 4x
3 1/8 ND8, ND8x 0.9 ND 8x
4 1/16 ND16, ND16x 1.2 ND 16x
5 1/32 ND32, ND32x 1.5 ND 32x
6 1/64 ND64, ND64x 1.8 ND 64x

Обычно для большинства сцен наподобие водопадов достаточно нескольких ступеней диафрагмы, так что большинство фотографов просто держат при себе один или два разных нейтральных фильтра. Экстремальное подавление освещённости может позволить довольно длительные выдержки даже в яркий солнечный день.

Градиентные нейтральные фильтры.

Градиентные нейтральные фильтры обозначают аббревиатурой GND (graduated neutral density). Они снижают степень освещённости изображения в соответствии с мягким геометрическим шаблоном. Порой их также называют «сплит-фильтры». Градиентные фильтры идеально подходят для съёмки сцен с простой геометрией света, такой как линейное изменение от тёмного к светлому, которое часто встречается в пейзажной и ландшафтной съёмке (внизу).

До появления цифровых камер градиентные фильтры были абсолютно необходимы при съёмке драматично освещённых пейзажей. Цифровые камеры позволяют сделать два разных снимка и совместить их программно, используя линейный градиент. С другой стороны, применить такую технику невозможно для быстро движущихся предметов или изменяющегося освещения (если только не иметь дела с одной экспозицией, извлечённой дважды из файла в формате RAW , но тем самым умножаются шумы). Многие предпочитают использовать GND, чтобы видеть, каким будет итоговое изображение, в видоискателе или на ЖК-экране.

Существует широкое разнообразие градиентных фильтров. Наиболее важным параметром является скорость изменения от светлого к тёмному , что обычно называют «мягкой» или «жёсткой» гранью для постепенного или более резкого изменения, соответственно. Выбирают их, исходя из того, насколько резко изменяется освещённость сцены, где резкий переход от тёмной земли к яркому небу может потребовать более жёсткого фильтра, например. Иначе, затемнение может быть круговым, чтобы добавить или убавить света на краях изображения (виньетирование).

учтите: на приведенных диаграммах белый означает прозрачный, пропускающий 100% света

Использование фильтра подразумевает аккуратность и обычно требует штатива. Мягкий фильтр обычно более гибок и толерантен к неточностям. С другой стороны, мягкая грань может привести к лишнему затемнению или осветлению вблизи зоны перехода освещённости, если этот переход резче, чем фильтр. Стоит также принять во внимание, что вертикальные объекты, пересекающие зону перехода, могут оказаться неестественно тёмными.

Обратите внимание на то, как верхушки камней становятся ненатурально чёрными;
зачастую при использовании градиентных фильтров этого эффекта избежать невозможно.

Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра.

Второй важной характеристикой является разность между пропуском света на концах градиента (в вышеприведенных примерах между верхней и нижней частями). Эта разность выражается в тех же терминах, что и для нейтральных фильтров из предыдущей главы. «0.6 ND» в этом случае означает на 2 f-ступени (1/4) меньше пропускаемого света на затемнении, чем на светлой части фильтра. Аналогично, 0.9 ND означает на 3 f-ступени меньше света (1/8) на одной стороне. Для большинства пейзажей достаточно 1-3 f-ступеней.

Противотуманные и ультрафиолетовые фильтры

Сегодня UV-фильтры в-основном используют для защиты передней линзы объектива, поскольку они прозрачны и не вносят заметных изменений в изображение. Для плёночных камер ультрафиолетовые фильтры уменьшали дымку и повышали контраст, минимизируя попадание ультрафиолетового излучения на плёнку. Проблема с ультрафиолетовым светом в том, что он невидим для человеческого глаза, но зачастую, когда солнце в дымке, значительное количество ультрафиолета рассеивается в атмосфере и влияет на экспозицию, уменьшая контраст. К счастью, сенсоры цифровых камер настолько менее чувствительны к ультрафиолету, чем плёнка, что фильтровать его больше нет необходимости.

UV-фильтр 77 мм

Однако ультрафиолетовые фильтры потенциально способны понизить качество изображения, прибавляя блики, меняя оттенки цвета или снижая контраст. Многослойные фильтры практически лишены бликов, и сохранение фильтра в чистоте минимизирует потери качества изображения (хотя даже невидимые микроцарапины повлияют на резкость и контраст). Высококачественные ультрафиолетовые фильтры не вносят никаких изменений в соотношение цвета.

Для цифровых камер преимущества ультрафиолетового фильтра (защита) в противовес потенциальным потерям в качестве изображения являются предметом частых дискуссий. Для дорогих объективов фактор защиты зачастую является определяющим, поскольку намного проще заменить фильтр, чем починить объектив. Однако для объективов среднего класса или компактных цифровых камер защита намного менее важна, и выбор определяется скорее личными предпочтениями.

Ещё одно соображение состоит в том, что защитные фильтры могут повысить продажную стоимость объектива, сохраняя его переднюю линзу в нетронутом виде. В этом смысле защитный фильтр может даже рассматриваться как повышающий качество изображения (по сравнению с незащищённым объективом), поскольку он может быть легко заменён, как только станет заметно влиять на изображение.

Тёплые и холодные фильтры

Тёплые и холодные фильтры изменяют баланс белого света, достигающего сенсора камеры. Это может быть как средством коррекции неестественного соотношения цветов, так и средством создания такового, например, добавляя теплоты в облачный день, чтобы он выглядел как на закате.

Оранжевый свет на снимке вверху вызван монохроматическими уличными фонарями;
при таком типе источника освещения практически никакая коррекция баланса белого
неспособна восстановить полный цвет.
Холодный или специальный фильтр уличного освещения можно применять
для восстановления цвета при других источниках освещения.

Такие фильтры существенно потеряли свою важность с приходом цифровых камер, поскольку они автоматически корректируют баланс белого, и он может быть скорректирован впоследствии вручную при съёмке в файл формата RAW . С другой стороны, некоторые ситуации могут по-прежнему требовать цветных фильтров, такие как необычное освещение (на вышеприведенном примере) или при съёмке под водой, поскольку обилие монохроматического света делает невозможным восстановление цвета без появления большого количества шумов в отдельных каналах цвета.

Проблемы использования фильтров

видимое виньетирование,
вызванное фильтром

Следует использовать фильтры только по необходимости, ведь они могут также отрицательно повлиять на изображение, поскольку вносят дополнительный слой стекла между сенсором камеры и предметом съёмки и в результате могут снизить качество изображения. Обычно это проявляется в форме изменения соотношения цвета, снижения локального или общего контраста, а также появления или увеличения числа бликов , вызванных светом, непредвиденно отразившимся внутри фильтра.

Фильтры могут также вызвать физическое виньетирование (затемнение на краях изображения), если их оправа оказывается на пути света, попадающего в объектив (на примере справа). Эта виньетка вызвана размещением поляризационного фильтра поверх защитного при использовании широкоугольного объектива, что вызвало попадание оправы внешнего фильтра в кадр. Наложение фильтров может усилить все вышеописанные проблемы.

Выбор размера фильтра для объектива

Существует два основных вида фильтров: навинчивающиеся и накладные. Последние предоставляют большую гибкость, поскольку могут быть использованы практически с любым объективом, однако их использование может также оказаться и более обременительным, поскольку их придётся держать перед объективом. С другой стороны, существуют наборы для фиксации фильтров, которые могут упростить процесс. Навинчивающиеся фильтры могут обеспечить герметичное соединение, необходимое для защиты, и не могут быть случайно сдвинуты в процессе экспозиции. Основным недостатком является фиксированный диаметр резьбы.

Размер навинчивающегося фильтра выражается его диаметром, который соответствует диаметру передней кромки объектива, обычно указанному на нём. Этот диаметр выражается в миллиметрах и как правило варьируется от 46 до 82 мм для цифровых зеркальных камер. Переходные кольца могут позволить использовать на данном объективе фильтр с большим или меньшим диаметром, однако уменьшение диаметра может вызвать серьёзное виньетирование (поскольку фильтр может заблокировать свет на краях линз), а увеличение диаметра означает, что фильтр выступает за края объектива (и вносит потенциальные неудобства).

Высота оправы фильтра тоже может быть важна. Для использования на широкоугольных объективах без виньетирования разработаны ультратонкие и другие специальные фильтры. С другой стороны, они могут стоить значительно дороже и зачастую не имеют передней резьбы для наложенного фильтра (а иногда и пространства для крепления крышки объектива).

Когда был изобретен фотоаппарат, народ сильно не волновало качество изображения - ведь было просто приятно видеть свою физиономию, пусть и ужасно нечеткую, на какой-то поверхности, ведь таким образом твой лик консервировался в том возрасте, когда был снят, но человеку редко бывает чего-то достаточно, и перфекционизм попросту не дает покоя, хочется от хорошего побыстрее перейти к лучшему. Постепенно на фотоаппаратах появились объективы, увеличилась разрешающая способность и, в конце концов, появился цвет, и вот тогда стало ясно, что цвета не очень-то соответствуют тому, что видит глаз. Появилась необходимость коррекции этих самых цветов, которая осложнялась еще и тем, что каждая пленка тоже имела свой оттенок.

Нет, не подумайте, во времена фотографии черно-белой светофильтры тоже были необходимы: опыт показывал, что теплые светофильтры неплохо помогают при портретной съемке, красный делает более удобоваримым лицо и более контрастным небо - все равно ведь в результате картинка получалась монохромной, так какая разница, какого цвета стекляшку ставить, ведь с отсутствием цвета конечный кадр не получал и ненужных тонов.

На закате пленочной фотографии всем стала править цифра, а появление удобных программ редактирования и мощных процессоров с каждым годом править карточки становится все легче и быстрее. Такая ситуация привела к тому, что цветные светофильтры практически перестали применяться, на смену им давно пришли светофильтры цифровые, ставшие чуть ли не стандартным инструментом в программах редактирования. Из продаваемых и производимых фильтров сегодня остаются только те, что имеют нейтральный цвет. Впрочем, есть и цветные светофильтры для портативного света, но их необходимость никогда и не отпадала.

Какие бывают светофильтры?

Прежде всего, есть светофильтры для объективов (вкручивающиеся в резьбу крепления светофильтра или вставляющиеся в специальный держатель на объективе) и фильтры для импульсного света, устанавливающиеся в крепеж для светофильтра во вспышке или просто фиксирующиеся резинкой для денег. Мы поговорим обо всех.

Фильтры для объектива:

  • защитные , самый простой вид фильтров, просто защищают переднюю линзу от царапин, устанавливаются при покупке и не снимаются, так как имеют аналогичную посадочную резьбу для других светофильтров с обратной стороны. По структуре это обычная стекляшка, просто чуть лучшего качества, по сравнению с оконным стеклом. В маркировке обычно используется «protector ».

  • ультрафиолетовые , которые часто используются как защитные, дополнительно еще и снижают поток ультрафиолетового излучения, которое глаз человека не видит, но прекрасно видит матрица. На финальном изображении УФ и часть поляризованного света приводят к появлению цианистого оттенка в небе и даже могут его сильно пересвечивать. Использование УФ-фильтра часто способно снижать этот эффект, делая небо чуть темнее и чуть синее. Обозначаются обычно как «UV ».
  • инфракрасные , наоборот, фильтры очень специфические. В противовес ультрафиолетовым, которые блокируют только ультрафиолетовую часть спектра, наоборот, отфильтровывают весь видимый спектр, а инфра-красный оставляют. Современные цифровые фотоаппараты улавливают его часть, потому могут регистрировать информацию в очень специфических условиях. Так как фильтр закрывает весь видимый спектр, вы даже сфокусироваться не сможете или экспозицию измерить - в видоискателе будет абсолютная темнота. Потому, нужно обязательно использовать штатив (обязательно будете ставить длинную выдержку), ручной и фокусироваться на объекте заранее. Результат применения фильтра очень необычен: деревья получаются по-зимнему белыми, небо черным, а часть объектов глючно меняет свой цвет. Обозначаются фильтры как «IR ».

  • , которые бывают двух типов, линейные и круговые - первые не очень эффективно снижают поляризованный свет, невидимый нашему глазу, зато по всему полю фильтра и под любым углом, вторые гораздо эффективней снижают этот поток только под прямым углом к оптической оси, любой из них необходимо вращать перед каждым кадром, контролируя эффект в видоискатель. Вторые куда популярнее первых (естественно, ведь сильнее давят ненужный спектр), отчего первые куда сложнее купить. На деле, эффект применения фильтра выглядит как более контрастная картинка: небо очень синее, тени глубже, а вода практически прозрачная, с минимальным количеством бликов, под таким углом даже наш глаз дно не видит, а в кадре слой воды будет абсолютно прозрачным, в зависимости от ее чистоты, конечно. За счет того, что фильтр фактически состоит из двух колец, он получается очень толстым и на широкоугольных объективах срезает виньетированием углы изображения, отчего многие производители перешли на тонкие поляризационные фильтры (маркировка «slim » и более высокая цена). Маркируются фильтры как «PL » (линейные) и «C-PL » (циркулярные).Хороший урок, посвященный поляризационному фильтру.
  • , которые тоже бывают двух видов, вращающиеся 50/50, которые имеют затемнение на половину кадра и вращаются, как поляризационные, и обычные, квадратной формы для установки в специальное крепление на объективе. Нужны они для выравнивания экспозиции при съемке пейзажей, чтобы немного затемнить верхнюю часть изображения, а низ, соответственно, экспонировать лучше. Как результат, вы получаете изображение с корректно экспонированным небом (синим с красивыми облаками) и землей или водной гладью (без провалов в тенях, с достаточной детализацией). Неудобны оба вида фильтров: круглые делят кадр вопреки канонам кадрирования, ровно пополам, а квадратные требуют специального адаптера, так что далеки от компактности и оперативности. Как аналог применения фильтра, сейчас часто используют панорамную или HDR склейку.

  • , которые бывают одного вида, но различающиеся по плотности. Они все нужны для того, чтобы удлинять экспозицию, не привнося никаких цветовых эффектов. Это простые «темные очки» для объектива, которые затемняют изображение на 1 / 2 ступени и более. Их эффект обычно указан в маркировке, например, ND2 (на две ступени, т.е. доступна выдержка в четыре раза длиннее, при прочих равных) или 400x (девять ступеней, с округлением - такие могут устроить закат солнца вручную). Помните, что затемняют тени они больше, чем света, и, в большинстве случаев, если использовать слишком темные, тени получаются провальными. Эффект их применения виден, когда требуется снять, к примеру, портрет при ярком солнце, но с открытой диафрагмой, к тому же, с полнофункциональной вспышкой, либо размытую воду при съемке заката или рассвета, когда над экспозицией довлеет солнце, многие так же снимают водопады в солнечных местах - в общем, все случаи, когда вам требуется принудительно удлинить выдержку или открыть диафрагму, если условия освещения вам этого сделать не позволяют. Обозначаются, как можно понять из сказанного выше, «ND », после чего следует определенная цифра.
  • цветные , которые были актуальны в пленочную эру для работы с черно-белыми и цветными пленками.

Светофильтры для вспышек

С этими все гораздо проще, потому что они бывают только одного вида, цветные . Казалось бы, зачем в наше время они нужны - ведь цвет так просто поправить ползунком баланса белого в конвертере?! Ничего подобного - ведь ползунком вы правите сразу все изображение, а перекрасить его локально может обойтись довольно дорого, в плане затрат времени, так не лучше ли все делать сразу и верно?

Вспышечные светофильтры бывают разными: пластиковыми, из стекла, и даже из желатина (в народе называемые гелевыми, что в корне неверно - кто видел их, подтвердит, что к гелю они имеют уж слишком отдаленное отношение). Суть у них одна - скорректировать цвет вспышки, называемый еще и цветовой температурой.

Для понимания необходимости в этом включаем мозг и обращаемся к шкале цветовой температуры (откройте Lightroom или хотя бы панель настройки монитора - там есть общепринятая шкала Кельвина), можно еще и предустановки покрутить, чтобы посмотреть, как что меняется (поэкспериментируйте и поснимайте один объект с одним освещением в JPEG, меняя баланс белого, все поймете). Конвертеры сделали баланс белого и цветовую температуру вообще вещью относительной: кадру, снятому в , вы можете присвоить любой параметр, в пределах кельвиновской шкалы. Неважно, к чему это приводит, но смысл в том, что, к примеру, лампочка накаливания, которой присвоен соответствующий ей параметр баланса белого, будет в кадре белой, а импульс вспышки в том же кадре будет уже синеватым, если то же самое проявить с установкой «день», лампочка станет желтой, а вспышка белой. Но настоящее веселье начинается дальше: при установке «люминесцентная лампа» появится явный оранжевый оттенок у лампочки и красный у вспышки.

Такие вот шатания от синего красному и обратно, принципе, нестрашны, когда вы не страдаете перфекционизмом, и когда источник света в кадре один - вы просто тыкаете серой пипеткой в нейтральное место на кадре, и все становится красивым… но стоит вам увлечься стробистскими тонкостями, как все вокруг меняется. Вспышка по цвету совместима только с дневного светом - все остальное будет у нее вызывать стойкое отторжение. Именно поэтому все хорошие вспышки продаются с каким-то минимальным набором цветных фильтров - нужны они не для световых спецэффектов, а для выравнивания цветовой температуры под имеющиеся источники, чтобы лампочки в кадре не казались глючными - ведь яркость вспышки будет перебивать по яркости любые из них, и корректные цвета будут лишь у объектов, ею освещенных.

Получается, что мало просто внести в кадр - ее свету надо придать еще и соответствующий оттенок, если вы не хотите ужасной мешанины. Совершенно серьезно, у вас все объекты с одной стороны могут быть белыми, с другой желтыми, и, пытаясь охладить «горячую» сторону, вы сделаете другую еще холодней, поэтому коррекция должна быть локальной, либо светофильтрами, либо масками в конвертере - второе обычно требует на порядок больше времени.

У цветных светофильтров есть два параметра: цвет и плотность. Цвет подбирается под оттенок мешающегося нам в кадре освещения:

  • красный - под «теплые» люминесцентные лампы и цвет заката
  • оранжевый - под «теплые» люминесцентные лампы или лампы накаливания, может отчасти заменить отсутствующий желтый или красный
  • желтый - под лампы накаливания
  • зеленый - под «холодные» люминесцентные лампы
  • синий - отчасти заменяет зеленый, для эффекта к нему можно добавить желтый

Не забывайте также о смещении цветов (или цветовом сдвиге) - тогда из одних можно получить другие.

Стоит также помнить и о цветовом контрасте, подчас необходимом в кадре, помимо контраста яркостного, например, темно-синему небу можно противопоставить теплое, в желтоватых или оранжевых тонах лицо. Естественно, это не значит, что на фоне малинового заката лицо обязательно должно быть зеленым.

Однако, вернемся… второй параметр светофильтра - плотность, выражающийся в количестве ступеней яркости, которые он крадет, соответственно, надо будет поднимать яркость вспышки. Маркировка написана на самом фильтре, вроде 1.2 EV и пр. Более плотный фильтр, естественно, добавляет больше цвета в кадр, т.е., применять его следует, в зависимости от того, насколько ярко освещен кадр «чужеродным» цветом. Это как с краской - положишь дополнительный слой, темнее и насыщеннее будет поверхность.

— отфильтровывает ультрафиолетовые лучи и поглощает избыток голубого спектра, тем самым нормализуя цветовой баланс при дневном осещении.

Clear-фильтр

— просто защищает линзу, не влияет на снимок. Также у разных производителей может называться защитным или P-фильтром.

Какие фильтры лучше и насколько они ухудшают фото

Надеюсь все понимают, что улучшать фото они в принципе не могут. Это еще одна поверхность воздух-стекло, которые так сильно влияют на качество оптики.
До изобретения просветления такие переходы воздух-стекло просто «убивали» картинку. Мало того, что каждый такой переход снижал количество проходящего света на 4-8%, так еще и неидеальность линз добавляла аберрации, а непрошедший через линзу свет переотражался и снижал контраст.

После изобретения просветления, а затем и мультипросветления ситуация в корне изменилась. Стали возможны объективы с огромным количеством линз и переходов воздух-стекло.

Современные объективы теряют примерно ½-1% света при прохождении его через такую границу.

Соответственно нас в первую очередь будет волновать, чтобы защитный или UV-фильтр имел . И имел его с обеих сторон стеклянной поверхности.

Например, у Hoya , известного производителя фильтров есть три градации фильтров.

Standard, Hoya Multi-Coated (HMC), Super Hoya Multi-Coated (Super HMC).

97% света проходит

Данные фильтры имеют мультипросветление с обеих сторон. В тоже время фильтры некоторых производителей, которые заявляют о мультипросветлении имеют мультипросветление только с одной стороны. Кто-то добавляет просветление методом напыления и такое покрытие быстро снашивается. Правильный метод — приклеивание слоёв мультипросветления к стеклу.

фильтры с мультипросветлением

Super Hoya Multi-Coated (Super HMC)

99.7% света проходит

в 1996-ом году Hoya выпустила на рынок Super HMC фильтры, которые включают в себя: Skylight, 1B, UV (0), ND 2X, ND4X и ультра-тонкий круговой поляризатор (CPL), который имеет аж 7 слоёв просветления с задней стороны. Такие фильтры имеют по 6 слоёв просветления с каждой стороны. Собственно 1 слой это обычный, для того, чтобы можно было безбоязненно чистить, а остальные 5 слоёв — просветляющие, предотвращающие рассеяние света при попадании на линзу. На таких фильтрах теряется в среднем лишь 0.3% (!) от всего попавшего на поверхность фильтра света.

На сайте Hoya приведён простой пример, понятный каждому. Скажем вы купили объектив 24-70/2.8 за 500долл., но одели на него дешевый фильтр из простого стекла. Зная, что простое стекло отражает до 9% попавшего на него света, вы потеряли 9% от светосилы вашего объектива. Таким образом ваш объектив превратился в 24-70/3.

Фильтры Hoya я здесь разобрал всего лишь для примера. Есть еще хорошие производители фильтров, такие как B+W (Schnieder Group, Schott Glaswerk), Marumi , Carl Zeiss (Zeiss Group, Schott Glaswerk) и т.д.

Верить или не верить таблице с сайта lenstips — ваше дело (я не очень верю). Мой личный опыт говорит, что если сравнивать марки B+W , Marumi и Hoya , то они по убыванию качества выстроятся так:

1. B+W XS-PRO UV-Haze MRC Nano / B+W XS-PRO Clear MRC Nano (нет в этой таблице)
2. B+W F-PRO UV-Haze MRC
3. Carl Zeiss T* UV
4. Hoya HD UV
5. Hoya Fusion
6. Marumi Super DHG UV, Marumi Super DHG Lens Protect (он не фильтрует УФ)
7. Tiffen

Таблицу наши польские друзья предпочли изобразить в «попугаях», но точные значения результатов теста вы можете найти по указанной мной ранее ссылке.

Из всех фильтров особенно отличились Hoya UV G series , King UV и Tiffen UV , которые по характеристикам были не лучше хорошего оконного стекла.

Материалы оправы фильтров

Материалы оправы фильтров чаще всего встречаются из алюминия и латуни. Например, Hoya использует алюминий, объясняя это тем, что он износостойский и при падении линзы скорее пострадает алюминиевый фильтры, нежели оправа объектива, которая сейчас чаще всего бывает из алюминия же или поликарбоната.

В тоже время B+W делает оправы фильтров преимущественно из латуни, объясняя это тем, кто алюминиевый фильтр часто «прикипает» к алюминиевой оправе объектива и его не снять. А с латунью такой проблемы нет.

Тут уже выбирает пользователь, что ему важнее.

Надеюсь данная статья поможет вам определиться с выбором фильтра!

И удачных всем снимков!

Светофильтры для объективов хоть и не являются обязательной частью арсенала фотографа, но могут значительно разнообразить творчество и решить целый ряд насущных проблем. Их главная задача - оптимизация проще говоря, задержка "ненужного" света, который не должен отображаться в кадре. А кроме того, они прекрасно защищают главную в прямом смысле подставляя себя под удар. Разнообразие светофильтров довольно велико, поэтому рассмотрим главные их типы, чтобы лучше разобраться в том, что же это такое.

Поляризационные фильтры

Такие фильтры для объективов прекрасно подойдут для съемки пейзажей. Они задерживают и преобразуют

ND-фильтры

Нейтральные серые фильтры нужны для тех моментов, когда ещё выше поднять значения диафрагмы просто невозможно. Эти приспособления снижают количество поступающего на матрицу света. Пример - необходимость снять водопад при ярком освещении. Без фильтра, скорей всего, получится просто застывшая обездвиженная вода.

Градиентные ND-фильтры

Основное отличие от обычного ND-фильтра - способность затемнять градиентно, от тёмного к почти прозрачному. Такие светофильтры для объективов хороши, когда нужно сделать небо более выразительным. Большинство градиентных приспособлений прямоугольной формы и крепятся к объективам с помощью специальных держателей.

Градиентные фильтры

Цветные светофильтры для объективов используются не так часто. Нередко их применяют для чёрно-белой съемки с целью манипуляции контрастностью снимка. К примеру, красный фильтр, который позволяет повышать контраст между облаками и небом.

Макро-фильтры

Нельзя сказать, что фильтры макро являются обычными - они больше напоминают дополнительный объектив. Многие из них можно комплектовать, накручивая друг на друга. Они расширяют возможности съемки крупным планом. Конечно, они не составляют конкуренции макро-объективам, но прекрасно подходят для различных творческих экспериментов. Зато и цена их намного ниже, чем у объективов, и они могут стать настоящей находкой для начинающего фотографа.

Ультрафиолетовые фильтры

Ультрафиолет невидим человеческому глазу. УФ-фильтры часто используются для сокращения туманности и дымки, к примеру, в горах. На цифровых камерах они не так актуальны, как для 35-мм плёнки, ведь матрица намного менее чувствительна к УФ-свету. Однако УФ-фильтры повсеместно используются с целью защиты главной линзы объектива от механических повреждений, пыли, влаги.

Как выбрать светофильтр для объектива?

В разнообразии представленных на современном рынке фильтров несложно и растеряться. Определяющим фактором должны быть личные предпочтения фотографа, а также цели, которые приспособление должно решать. Помочь выбрать светофильтры для объективов могут и консультанты специализированных магазинов. Идеальный вариант - совершать покупку в тех салонах, которые дают возможность предпродажного тестирования. При выборе обязательно учитывать и модель объектива, то есть размер его передней линзы. Это, а не производитель камеры является главным. К примеру, светофильтры для 52 мм подойдут и на Canon, и на Pentax с таким же диаметром линзы, а вот на 49 они не "сядут".