- «СТЕЛС» ТЕХНОЛОГИЯ (англ. Stealth technology, от stealth скрытность), авиационный термин, обозначающий средства и методы уменьшения радиолокационной, инфракрасной, оптической и акустической заметности военной техники. Предусматривается во всех… … Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 технология (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- … Википедия

- (англ. Stealth): Стелс технология техника и технология изготовления летательных аппаратов, военных кораблей и ракет с целью снижения их заметности в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения. Стелс вирус… … Википедия

СТЕЛС - СТЕЛС... первая составная часть сложных терминов, указывающая на принадлежность к средствам и методам уменьшения радиолокационной, инфракрасной, оптической и акустической возможности обнаружения военной техники, напр. стелс технология, стелс… … Большая политехническая энциклопедия

Методика Словарь русских синонимов. технология сущ., кол во синонимов: 34 биотехнология (1) … Словарь синонимов

- … Википедия

космическая технология - Технология, основанная якобы на уфологической информации и использованная, например, при разработке и строительстве американских самолетов неведимок В 2 Стелс и Локхид F 117А (т.н. технология радиопоглощающих покрытий), а также суперсовременного… … Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

Стелс (англ. Stealth): Стелс технология техника и технология изготовления летательных аппаратов, военных кораблей и ракет с целью снижения их заметности в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения. Стелс (самолёт)… … Википедия

Усама бен Ладен Усама бен Ладен лидер исламистской террористической организации «Аль Каида» был убит в Пакистане 2 мая 2011 года во втором часу ночи по местному времени … Википедия

Книги

  • , Уфимцев Петр Яковлевич. В книге изучается дифракция акустических и электромагнитных волн на телах, больших по сравнению с длиной волны. Развитая в ней асимптотическая теория может быть полезна при решении…
  • Основы физической теории дифракции , Уфимцев П.Я.. В книге изучается дифракция акустических и электромагнитных волн на телах, больших по сравнению с длиной волны. Развитая в ней асимптотическая теория может быть полезна при решении…

На первый взгляд описанный эксперимент выглядит как фантастика. Однако испытания удивительного воздушного судна происходили на самом деле. Авторами этого необычного проекта стали: известный в СССР авиаконструктор Роберт Бартини и профессор Академии им. Н.Е. Жуковского Сергей Козлов. Дело в том, что в 1930-е годы во многих странах Европы в преддверии очередной мировой войны шла самая настоящая гонка вооружений. В этой ситуации появление самолета-невидимки было для советских ВВС как нельзя кстати. Причем технология его создания была чрезвычайно проста. Поверхность самолета покрывалась специальным солнцеотражающим оргстеклом – родоидом. Во время полета обшивка воздушного судна создавала оптический эффект его полного исчезновения в воздухе. Для получения дополнительного эффекта Бартини оборудовал самолет устройством распыления газа голубого цвета, также способствующего оптическому исчезновению самолета в воздухе. Успех был налицо.

Возникает естественный вопрос, почему ни перед Второй мировой войной, ни после нее самолеты-невидимки не были пущены в серийное производство. А ответ прост. Дело в том, что данные самолеты были невидимыми только для наблюдателей с земли, радары же противника продолжали их фиксировать. Этот факт практически полностью нивелировал все оптические достоинства чудо-машин.

Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.

Технология «Стелс»

Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.

"Стелс" - самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель - до 12, а американский самолет «Стелс» - 0,3 кв.м.

Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.

Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.

Плюсы и минусы технологии

Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.

Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.

Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате "Стелс" (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.

Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.

На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».

Принцип работы самолета-невидимки

Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.

Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.

Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.

К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.

«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.

На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

Технические характеристики Lockheed F-117

Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.

В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме - 905 км/ч.

Описание невидимки B-2 Spirit

Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.

Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга - 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.

В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.

Характеристики F-22 Raptor

Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.

F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.

Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса - около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.

Российский проект-невидимка «Беркут»

В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.

Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.

Экипаж - 1 пилот. Номинальная масса объекта - 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.

Азиатская невидимка Shenyang J-31

Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.

Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев - и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта - 17,5 т. Максимальный скоростной порог - 2200 км/ч.

Су-27 — высокоманевренный самолет для завоевания превосходства в воздухе. Построено около 600 машин всех модификаций.
F-16 «Fighting Falcon» — легкий многофункциональный истребитель. Построено 4500 машин.
F-117A «Nighthawk» — дозвуковой тактический ударный самолет, выполненный по технологии «стелс». Построено 59 строевых машин и 5 прототипов YF-117.

Вопрос: как самолет, построенный в столь ничтожном количестве, смог стать одним из самых ярких символов авиации конца ХХ века? «Стелс» звучит как приговор. 59 тактических бомбардировщиков превратились в жуткое пугало, самую страшную угрозу, затмившую все остальные военные средства стран НАТО.

Что это? Результат необычной внешности самолета вкупе с агрессивным пиаром? Или, действительно, революционные технические решения, примененные в Lockheed F-117, позволили создать самолет с уникальными боевыми качествами?

Технология «Stealth»

Так называется комплекс методов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм, радиопоглощающих материалов и покрытий, что значительно уменьшает дальность обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины.

Все новое – хорошо забытое старое. Еще 70 лет назад немцев очень огорчал британский скоростной бомбардировщик DeHavilland Mosquito. Высокая скорость была лишь половиной проблемы. Во время попыток перехвата вдруг оказалось, что цельнодеревянный «Москит» практически невидим на радарах – дерево прозрачно для радиоволн.

Подобным свойством еще в большей степени обладало немецкое «вундерваффе» Go.229, реактивный истребитель-бомбардировщик, созданный по программе 1000/1000/1000. Цельнодеревянное чудо без вертикальных килей, похожее на рыбу-ската, по логике было вообще невидимо для британских радаров тех лет. Облик Go.229 очень напоминает современный американский «стелс»-бомбардировщик В-2 «Спирит», что дает некоторые основания полагать, что американские конструкторы любезно воспользовались идеями их коллег из Третьего Рейха.

С другой стороны, братья Хортен, создавая свой Go.229, вряд ли придавали конструкции какой-то сакральный смысл, им лишь казалась перспективной схема «летающее крыло». По условиям военного заказа, Go.229 должен был доставить одну тонну бомб на дальность 1000 км на скорости 1000 км/ч. А малозаметность – было дело десятое. Кроме того, снижению радиолокационной заметности уделялось внимание при создании стратегического бомбардировщика Avro Vulkan (Великобритания, 1952 год) и сверхзвукового стратегического разведчика SR-71 «Black Bird» (США, 1964 год).

Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР («эффективная площадь рассеяния» — ключевой параметр заметности самолета) . С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение было наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с фюзеляжем прямой угол, который является идеальным отражателем. Для «Чёрного дрозда» были специально разработаны многослойные ферромагнитные покрытия, поглощающие излучение радаров.

Одним словом, к моменту начала работ над секретным проектом «Сеньор Тренд» — созданием малозаметного ударного самолета – у инженеров уже имелись хорошие наработки в области снижения ЭПР летательных аппаратов.

«Ночной Ястреб»

При разработке «невидимки» впервые в истории преследовалась цель снизить все без исключения демаскирующие факторы самолета:
— способность отражать радиолокационное облучение;
— самому излучать электромагнитные волны;
— издавать звук;
— оставлять дымный и инверсионный следы;
— быть незаметным в инфракрасном диапазоне.

Разумеется, на F-11A7 отсутствовала радиолокационная станция – в условиях соблюдении скрытности пользоваться таким прибором было невозможно. Во время полета в режиме «Стелс» все бортовые системы радиосвязи, ответчик «свой-чужой» и радиовысотомер должны быть отключены, а прицельно-навигационный комплекс должен работать в пассивном режиме . Единственное исключение — лазерная подсветка цели, она включается после сброса корректируемой авиабомбы.

Отсутствие современного БРЭО, в сочетании с проблемной аэродинамикой, а также продольной статической и путевой неустойчивостью означало большой риск при пилотировании «невидимки».

Чтобы сократить время проектирования и устранить многие технические проблемы, конструкторы использовали на F-117A ряд проверенных элементов уже существующих самолетов. Так, двигатели для «стелса» взяли от палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18, некоторые элементы системы управления — от F-16. Также в самолете использован ряд узлов от эпичного SR-71 и учебно-тренировочного самолета T-33.

Как результат – столь инновационная машина была сконструирована быстрее и дешевле, чем обычный ударный самолет. Фирма «Локхид» гордится этим фактом, намекая на использование передовых на то время САПР (систем автоматизированного проектирования). Хотя тут есть другое мнение – всего лишь благодаря секретности программа создания «невидимки» избежала стадии длительного и часто бессмысленного обсуждения в Конгрессе и других бастионах американской демократии.

Теперь стоит сделать несколько замечаний по поводу самой технологии «Стелс», реализованной именно на самолете «Nighthawk» (ведь не секрет что уменьшить радиолокационную заметность самолета можно разными способами; тот же ПАК ФА реализует совсем другие принципы – параллельность кромок и «приплюснутая» форма фюзеляжа). В случае с F-117A, это был апофеоз технологии «стелс» — все было подчинено исключительно малозаметности, невзирая на пилотажные качества машины. Спустя 30 лет после создания самолета стали известны многие интересные подробности.

В теории технология «стелс» работает следующим образом : многочисленные грани, реализованные в архитектуре самолета, рассеивают излучение радара в направлении, противоположном антенны радара. С какой стороны не пытаться уставить с самолетом радиолокационный контакт – это «кривое зеркало» отразит радиолучи в другую сторону. Кроме того, внешние поверхности F-117 наклонены под углом более 30° от вертикали, т.к. обычно облучение летательного аппарата наземными РЛС происходит под пологими углами.

Если F-117 облучать с разных ракурсов и потом взглянуть на картину отражения, то окажется, что наиболее сильную «засветку» дают острые кромки корпуса F-117 и места нарушения непрерывности обшивки . Конструкторы добились того, что их отражения сконцентрированы в нескольких узких секторах, а не распределены сравнительно равномерно, как в случае обычных самолетов. В результате при облучении радаром F-117 отраженное излучение трудно отличимо от фонового шума, а «опасные сектора» настолько узки, что РЛС не может извлечь из них достаточной информации.

Все контуры сочленения фонаря кабины и фюзеляжа, створки ниш шасси и отсека вооружения имеют пилообразные кромки, причем стороны зубцов ориентированы в направлении желаемого сектора. На остекление фонаря кабины пилота нанесено электропроводящее покрытие, предназначенное для предотвращения облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика — микрофона, шлема, очков ночного видения. Например, отражение от шлема пилота может быть намного больше, чем от всего самолета.

Воздухозаборники F-117 прикрыты специальными решетками с размерами ячеек, близкими к половине длины волны радаров, работающих в сантиметровом диапазоне. Удельное электрическое сопротивление решеток оптимизировано для поглощения радиоволн, причем оно увеличивается по глубине решетки, чтобы предотвратить скачок сопротивления (который увеличивает отражение) на границе с воздухом.

Все внешние поверхности и внутренние металлические элементы самолета выкрашены ферромагнитной краской. Ее черный цвет не только маскирует F-117 в ночном небе, но и способствует рассеиванию тепла. В итоге ЭПР «стелса» при облучении с фронтальных и хвостовых ракурсов снижена до 0,1-0,01 м 2 , что примерно в 100-200 раз меньше, чем у обычного самолета аналогичных размеров .

Если учесть, что наиболее массовые ЗРК стран Варшавского договора (С-75, С-125, С-200, «Круг», «Куб»), имевшиеся на вооружении в то время, могли обстреливать цели с ЭПР не менее 1 м 2 , то шансы «Найтхока» безнаказанным проникнуть во вражеское воздушное пространство выглядели весьма внушительными. Отсюда и первые производственные планы: выпустить в дополнение к 5 предсерийным еще 100 серийных самолетов.

Конструкторы «Локхид» предприняли ряд мер и для снижения теплового излучения своего детища. Площадь воздухозаборников сделали больше, чем требуется для нормальной работы двигателей, а избыточный холодный воздух направили на смешение с горячими выхлопными газами, чтобы снизить их температуру. Очень узкие сопла формируют практически плоскую форму выхлопной струи, что способствует ее быстрому охлаждению.

Wobblin’ Goblin

«Хромой карлик» и не как иначе. Именно так называют F-117A в шутку сами летчики. Оптимизация формы планера по критерию уменьшения заметности настолько ухудшила аэродинамику машины, что ни о каком «высшем пилотаже» или сверхзвуке не могло идти и речи.

Когда ведущему аэродинамику фирмы Дику Кэнтреллу впервые показали желаемую конфигурацию будущего F-117A, у того случился нервный срыв. Придя в себя и осознав, что он имеет дело с необычным самолетом, при создании которого первую скрипку играют не специалисты его профиля, а какие-то электрики, он поставил перед своими подчиненными единственно возможную задачу — сделать так, чтобы этот «рояль» был в состоянии хоть как-нибудь летать.

Угловатый фюзеляж, острые передние кромки поверхностей, профиль крыла, образованный отрезками прямых, — все это плохо подходит для дозвукового полета . Несмотря на достаточно высокую тяговооруженность, «Ночной ястреб» является ограниченно маневренной машиной, обладающей невысокой скоростью, сравнительно малой дальностью и плохими взлетно-посадочными характеристиками.

Его аэродинамическое качество при заходе на посадку составило всего около 4-х, что соответствует уровню космического корабля «Спейс Шаттл». С другой стороны, на высокой скорости F-117A способен уверенно маневрировать с шестикратной перегрузкой. Аэродинамик Дик Кентрелл все-таки добился своего.

26 октября 1983 года оперативной готовности достигло первое подразделения «невидимок» – тактическая группа 4450 (4450th TG) на авиабазе Тонопа. По воспоминаниям пилотов, это означало следующее – ударный самолет в темное время суток кое-как достигал заданного района, обнаруживал точечную цель и должен был «положить» в нее высокоточную бомбу с лазерным наведением. Какого-либо другого боевого применения для F-117A не предусматривалось.

В связи с ростом численности F-117А 5 октября 1989 г. группу переформировали в 37-е тактическое истребительное крыло (37th TFW), состоящее из двух боевых и одной учебной эскадрильи + резервные машины. В составе каждой эскадрильи согласно распорядку находилось 18 «Найтхоков», но лишь 5-6 из них могли приступить к выполнению боевого задания в любой момент времени, остальные пребывали на тяжелых формах техобслуживания.

Почти все это время вокруг «стелсов» не ослабевал строгий режим секретности . Хотя авабаза Тонопа была одной из наиболее охраняемых баз ВВС, там предпринимались дополнительные, поистине драконовские меры, чтобы скрыть правду о F-117A. При этом американские режимщики часто практиковали весьма остроумные решения. Так, чтобы отпугнуть праздных «любителей авиации» из числа персонала базы, на F-117A и сервисное оборудование наносили специальные трафареты типа «радиация», «осторожно! высокое напряжение» и другие «страшилки». На самолете с такой внешностью они вовсе не выглядели бесмысленными.

Лишь в 1988 году Пентагон решился опубликовать официальный пресс-релиз о «самолете-невидимке», предоставив общественности ретушированную фотографию F-117A. В апреле 1990 состоялась первая публичная демонстрация самолета . Конечно, вид F-117A поразил мировое авиационное сообщество. Он стал чуть ли не самым дерзким вызовом традиционным понятиям аэродинамики за всю историю полетов человека.

Американцы возложили на «сто семнадцатый» ответственную роль убедительного примера технологического превосходства США над остальным миром, и для доказательства этого утверждения денег не жалели. «Найтхок» получил постоянную прописку на обложках журналов, стал крутым героем Голливуда и звездой мировых авиашоу.

Боевое применение

Что касается первого реального боевого применения F-117A, оно произошло во время свержения режима генерала Норьеги в Панаме. До сих пор идет спор, попал или нет F-117A управляемой бомбой по территории панамской военной базы. Панамские гвардейцы, разбуженные близким взрывом, в одних кальсонах разбежались по джунглям. Естественно, никакого сопротивления «стелсу» не оказывалось и самолет без потерь вернулся назад.

Гораздо более серьезным было массовое применение «Стелсов» в войне в зоне Персидского залива зимой 1991 года . Война в заливе была крупнейшим военным столкновением со времен Второй мировой войны, в конфликт было вовлечено в различной степени 35 государств (Ирак и 34 страны антииракской коалиции – многонациональные силы, МНС). С обеих сторон в конфликте принимало участие более 1,5 млн. человек, имелось более 10,5 тыс. танков, 12,5 тыс. орудий и минометов, более 3 тыс. боевых самолетов и около 200 боевых кораблей.

На вооружении ПВО Ирака имелись следующие типы ЗРК :
С-75 «Двина» (SA-2 Guideline) 20-30 батарей (100-130 ПУ);
С-125 «Нева» (SA-3 Goa) — 140 пусковых установок;
«Квадрат» (SA-6 Gainful) – 25 батарей (100 пусковых установок);
«Оса» (SA-8 Gecko) – около 50 комплексов;
«Стрела-1» (SA-9 Gaskin) – около 400 комплексов;
«Стрела-10» (SA-13 Gopher) – около 200 комплексов;
«Roland-2» – 13 самоходных и 100 стационарных комплексов;
HAWK – несколько комплексов было захвачено в Кувейте, но не были использованы.

РЛС раннего оповещения позволяли обнаружить цели на высоте 150 метров в большинстве случаев за пределами воздушного пространства Ирака (и Кувейта), а цели на высотах более 6 км обнаруживаются далеко в глубине территории Саудовской Аравии (в среднем – 150-300 км).

Развитая сеть наблюдательных пунктов, соединённых постоянными линиями связи с центрами сбора информации, позволяла достаточно эффективно обнаруживать маловысотные цели, например, такие как крылатые ракеты.

Полночь с 16 на 17 января 1991 года стала звёздным часом F-117A , когда первая группа из 10 «Найтхоков» 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы GBU-27, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. В 3.00 по местному времени «невидимки», не обнаруженные системой ПВО, атаковали два командных пункта секторов ПВО, штаб ВВС в Багдаде, объединенный центр управления и слежения в Аль Таджи, резиденция правительства и 112-метровую Багдадскую радиовышку.

F-117А всегда работали автономно, без привлечения самолетов РЭБ, так как постановка помех могла привлечь внимание противника. Вообще операции «стелсов» планировались так, чтобы ближайший самолет союзников находился от них на удалении не менее 100 миль.
Серьезную угрозу для «стелсов» представляли зенитная артиллерия и ЗРК малой дальности с оптическими системами обнаружения и прицеливания, каких у Ирака было не мало (ПЗРК Стрела-2 (SA-7 Grail), «Стрела-3» (SA-14 Gremlin), «Игла-1» (SA-16 Gimlet), а также зенитных орудий (ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шилка», С-60, ЗСУ-57-2). Летчикам запрещалось снижаться ниже 6300 м, чтобы избежать входа в зоны поражения этих средств.

В целом за войну F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т . Малозаметные ударные самолеты поразили 40% приоритетных наземных целей, при этом, по версии Пентагона, ни один из 42 «стелсов» не был потерян. Это особенно странно, учитывая, что мы имеем дело с дозвуковой маломаневренной машиной без какой-либо конструктивной защиты.

В частности, командующий ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива генерал-лейтенант Ч.Горнер приводит в пример два рейда против сильно защищенных иракских ядерных установок в Аль-Тувайте, к югу от Багдада. Первый рейд был выполнен днем 18 января, в нем участвовали 32 самолета F-16C, вооруженных обычными неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, четырех постановщиков помех EF-111, восьми противорадиолокационных F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135.

Этой многочисленной авиационной группе не удалось выполнить поставленную задачу. Второй рейд был совершен ночью восемью F-117A в сопровождении двух топливозаправщиков. В этот раз американцы уничтожили три из четырех иракских ядерных реакторов. В дальнейшем F-117A эпизодически появлялись в воздушном пространстве Ирака, во время операции «Лиса пустыни» (1998 г.) и вторжения в Ирак (2003 г.).

Охота на «стелсы»

Я хорошо помню тот день, 27 марта 1999 года. Канал ОРТ, вечерняя программа «Время». Прямой репортаж из Югославии, люди танцуют на обломках американского самолета. Старушка вспоминает, что именно в этом месте когда-то разбился «Мессершмитт». Следующий кадр, что-то мямлит представитель НАТО, потом снова пошли кадры с обломками черного самолета…

Югославская ПВО совершила невозможное – в районе деревни Будановцы (пригород Белграда) был сбит «стелс». Самолет-невидимка был уничтожен ЗРК С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО, которой командовал венгр Золтан Дани. Также существует версия, что F-117A был сбит из пушки истребителем МиГ-29, установившим с ним прямой визуальный контакт.

По американской версии, «сто семнадцатый» изменил режим полета, в этот момент перед решетками воздухозаборников образовался скачок давления, демаскировавший самолет. Неуязвимый самолет был сбит на глазах у всего мира. Командир батареи Золтан Дани, наоборот, утверждает, что наводил ракету используя французский тепловизор.

Что касается пилота «стелса», то подполковник Дэйл Зелко сумел катапультироваться и всю ночь прятался на окраине Белграда, пока его радиомаяк не засек EC-130. Через несколько часов прилетели поисково-спасательные вертолеты HH-53 Pave Low и эвакуировали летчика. Всего в ходе агрессии НАТО против Югославии, «стелсы» совершили 850 боевых вылетов .

Обломки сбитого F-117A «Night hawk» (сер. номер 82-0806) бережно хранятся в Музее авиации в Белграде, вместе с обломками самолета F-16. Эти потери официально признали США. Что касается «неведимок», то сербы заявляют, что подбили как минимум три F-117A, но два смогли дотянуть до авиабаз НАТО, где были по прилету списаны. Поэтому у них нет обломков.

Утверждение вызывает некоторое сомнение – поврежденный F-117A не мог далеко улететь. Даже исправный «стосемнадцатый» летал весьма плохо – пилот не в силах управлять этим «летающим утюгом» без помощи электронных систем повышения устойчивости. На самолете даже отсутствует резервная механическая система управления – всё равно при отказе электроники человек не в силах справиться с F-117A. Поэтому любая неисправность для «стелса» фатальна, самолет не может летать на одном двигателе или с поврежденными плоскостями.

К слову, кроме сбитого F-117A, по официальным данным, за 30 лет эксплуатации было потеряно шесть «невидимок» над территорией США во время учебно-тренировочных полетов . Чаще всего «стелсы» бились из-за потери ориентации пилотов. Например, ночью 11 июня 1986 года, F-117A (хвостовой номер 792) врезался в гору, пилот погиб. Другой трагикомичный случай произошел 14 сентября 1997 года, когда во время авиашоу в Мерилэнде F-117A развалился в воздухе.

22 апреля 2008 года F-117A «Nighthawk» последний раз поднялся в воздух . Как показало время, сама идея узкоспециализированного самолета в конструкции которого «выделяется» какое-либо одно качество (в данном случае — малая ЭПР) в ущерб другим, оказалась малоперспективной.

После исчезновения СССР, в новых условиях, на первое место стали выходить требования экономичности, простоты эксплуатации и многофункциональности авиационных комплексов. А по всем этим параметрам F-117A «Nighthawk» значительно проигрывал ударному самолету F-15E «Страйк Игл». Сейчас именно на базе F-15E создается малозаметный самолет F-15SE «Сайлент Игл».

09:34 09.04.2016

Технологии стелс, похоже, заходят в тупик: недавно американский военный корреспондент, колумнист Reuters Дэвид Акс, выступил со статьей, в которой заявил: «Столкнувшись с серьезными техническими и экономическими трудностями, Россия драматическим образом урезала программу создания первого стелс-истребителя, отложив закупку большой партии перспективных авиакомплексов фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50».

© Фото: Алексей Иванов ТРК «Звезда»/ U.S. Air Force/ Марина Лысцева

Технологии «стелс», похоже, заходят в тупик: недавно американский военный корреспондент, колумнист Reuters Дэвид Акс выступил со статьей, в которой заявил: «Столкнувшись с серьезными техническими и экономическими трудностями, Россия драматическим образом урезала программу создания первого стелс-истребителя, отложив закупку большой партии перспективных авиакомплексов фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50».По мнению Дэвида Акса, «Кремль молчаливо признал истину, которую американские военные узнали десятилетия назад и с которой китайским вооруженным силам еще придется столкнуться в ближайшее время, – создание стелс-истребителя является сложной задачей». Одновременно журналист Reuters констатирует: «Но, к счастью российской авиации и к сожалению Вашингтона, у Москвы есть запасной план». Так что же это за план? И почему на самом деле российские военные не спешат с закупками Т-50?Чтобы ответить на эти вопросы, для начала следует более подробно рассмотреть тему стелс-технологий.Принцип действия технологии «стелс» Какие базовые принципы лежат в основе технологии «стелс» (от англ. Stealth – втихомолку, украдкой)? Чтобы это понять, нужно для начала разобраться в принципах работы радара. Радар, или радиолокационная станция (РЛС), – это средство, которое позволяет оценить приблизительное месторасположение объекта в пространстве. Принцип действия РЛС основан на том, что отправленный с нее радиосигнал хорошо отражается от металлических поверхностей, например от корпуса самолета.Фюзеляжи летательных аппаратов обычно округлой аэродинамической формы, поэтому радиосигнал отражается от них во все стороны, в том числе и в сторону радара. Радар принимает сигнал, и по времени, которое радиоволнам было необходимо для того, чтобы проделать путь от РЛС до самолета, определяется расстояние. Сочетая эту информацию с направлением, откуда принят сигнал, радиолокатор определяет местоположение объекта. А современные радары, к примеру, такие как российские «Ирбис» или «Жук», могут еще сортировать цели по размеру и типу: «вертолет», «крылатая ракета», «истребитель»...Чем лучше объект отражает радиоволны, тем на большем расстоянии его можно засечь. Это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР) – способностью объекта рассеивать электромагнитную волну. Так, например, ЭПР бомбардировщика B-52 – это 100 квадратных метров, обычного истребителя – 3– 12 квадратных метров, а самолета-невидимки, выполненного по технологии «стелс», – всего 0,3– 0,4 квадратных метра.Технология «стелс» основывается на двух приемах: во-первых, максимальном поглощении радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, на отражении радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не могли вернуться назад к РЛС. Этот эффект достигается с помощью специального покрытия и специфической формы корпуса самолета: фюзеляж выполняется не округлой, а угловатой формы, с прямыми поверхностями и острыми углами.История создания самолетов-невидимок История технологий «стелс» началась в 1966 году, когда специалист по радарам, работавший на заводе Lockheed, читая популярный советский научно-технический журнал, наткнулся в нем на статью физика Петра Уфимцева. В ней говорилось, что летательные аппараты типа «крыло», сделанные из особых материалов, определенным образом граненные и окрашенные, могут быть практически невидимы для радаров.Статья заинтересовала американских военных, тем более что в Пентагоне тогда работали над программами создания самолетов нового поколения – высотного разведчика и перехватчика, которые должны были стать недосягаемыми для средств обнаружения и поражения противника. В США решили проверить версию советского физика и попытались построить такой летательный аппарат – благо деньги на это в бюджете были.В результате к середине 1970-х годов ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик SR-71 необычной аэродинамической формы, со специальной окраской, снижавшей радиолокационную видимость. Оценив проект как успешный, американцы двинулись дальше, приступив к разработке новых типов самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Этот проект получил название «Cтелс». (Кстати, сам Уфимцев через некоторое время эмигрировал в Штаты, где лично занялся продвижением этой технологии).В 1975 году в США была построена полномасштабная модель прототипа самолета-невидимки F-117A Have Blue. Зимой 1977 года он впервые взлетел, после чего командование ВВС США заказало сразу 24 истребителя F-117A, первый из которых был построен в июне 1981 года, а в 1983 году принят на вооружение. Затем командование ВВС США заказало фирме Northrop новый стратегический бомбардировщик, выполненный с применением технологии «стелc», который в ноябре 1988 года разработчики презентовали специалистам и представителям прессы.Самолет, похожий то ли на летучую мышь, то ли на инопланетный корабль, получил обозначение В-2 Spirit. Обе модификации новеньких американских «стелсов» – истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик В-2 – получили первое боевое крещение в 1991 году во время войны в Ираке.Их применение вызвало фурор в мире. На какое-то время F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем Coca-Сola, а для военных всех стран оказался зримой демонстрацией недосягаемого превосходства американского оборонного комплекса и современных способов ведения войн.По окончании операции «Буря в пустыне» заместитель командующего ВВС США Джон Уэлч заявил: «Технология "стелс" вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом. Если вы можете добиться эффекта неожиданности, вы получите большое преимущество».Действительно, в течение шести недель непрерывных ночных бомбардировок Багдада самолетами-невидимками было достигнуто серьезное военное превосходство над противником. Эти, как их называли, «черные призраки» свободно влетали в небо одного из наиболее охраняемых воздушных пространств мира и, сбросив боезапас, безнаказанно возвращались обратно абсолютно невредимыми.Отношение к стелс-технологиям в России На первый взгляд может показаться странным: почему, если технологии «стелс» были давно известны в России и даже имеют российские корни, в нашей стране не попытались, как это часто бывало, догнать и перегнать американцев? Неужели дело только в том, что аппараты, выполненные с применением этой технологии, были слишком дороги, а потому неподъемны для военного бюджета нашей страны? Так, известно, что бомбардировщик B-2 Spirit стоимостью 1,157 миллиарда долларов стал самым дорогим самолетом в истории мировой авиации.Однако дело, как оказывается, тут не только в стоимости разработок. Да, цена вопроса, безусловно, имеет значение. Но как утверждают военные специалисты, не решающее. В свое время генконструктор НПО «Люлька-Сатурн» Виктор Чепкин рассказывал, что эта технология была давно и хорошо известна советским конструкторам. Он говорил:– Вместе с разными институтами мы тщательно анализировали, что такое «стелс» и вообще технология невидимости, как она реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное применение «стелсовской» технологии – «стелс» ради «стелса» – чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов. Чисто «стелсовские самолеты можно применять только в очень узком боевом диапазоне для специфических целей. А технология при этом очень дорогая.Оказывается, еще в советские времена как минимум в двух КБ были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов, после чего авторитетные комиссии пришли к выводам, которые были сделаны не в пользу «невидимых» технологий. В первую очередь потому, что самолет-невидимка из-за своей формы обладал малой скоростью и маневренностью и был плохо приспособлен к боевому маневру.Военные увидели, что в результате применения этой технологии получается самолет с весьма неважными боевыми характеристиками. Он не способен нести много оружия, так как все оно спрятано исключительно в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и, наконец, вынужден с большой осторожностью применять радар, а то и вовсе от него отказаться, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет так же, как луч фонарика выдает крадущегося в темноте грабителя.Кроме того, самолет не такой уж и невидимый, как об этом говорят. Его можно обнаружить высокочастотными радарами. А при открытии бомболюков и в некоторых других режимах полета он виден и обычными радарами, а значит, после «засечки» может быть легко сбит. Об этом быстро догадались сербские специалисты ПВО во время балканской войны.Широкую известность получил инцидент, когда 27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным зенитно-ракетным комплексом Р-125 «Печора». Первая ракета 5В27Д, изготовленная еще в 1976 году на Кировском заводе имени XX партсъезда, оторвала американскому истребителю крыло, а вторая попала в фюзеляж. Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.Чуть позже командир расчета Р-125 югославских войск ПВО Драган Матич рассказал подробней, как все происходило:– Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире: источник помех двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала,что к нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее, сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к поражению. Через 17 секунд после команды «Огонь!» самолет был сбит нашими ракетами.Уничтоженный F-117 американцы еще долгое время называли «пропавшим», а потом попросили вернуть. Сербы, естественно, отказались. Сейчас кабина «стелса» украшает музей авиации в Белграде. По некоторым данным, сербские ракетчики подбили также F-16 и бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих аэродромов, поэтому доказательств их поражения нет.Но все же война в Югославии, где суперсовременные самолеты-невидимки НАТО были поражены старыми, еще советскими комплексами ПВО, сильно подпортила имидж хваленых американских «стелсов». А к сегодняшнему дню практически уже ни у кого не осталось сомнений, что самолеты типа дорогостоящей невидимки F-35 давно не являются трудной целью для обнаружения ни для китайских, ни для российских современных радаров.Разница в подходах к «стелс »Так какой же из этого можно сделать вывод? Неужели пора отказаться от применения технологий «стелс»? Ни в коем случае. Отказаться от технологий малозаметности было бы просто глупо. Они успешно применяются, к примеру, в ракетостроении. На флоте эти методы маскировки уже более 30 лет являются спасительными для стратегических и многоцелевых подводных лодок. Сухопутные войска также давно используют подобные технологии для уменьшения инфракрасного излучения от танков и другой техники.А в авиации ряд технологий «стелс» включены в конструкцию последних советских истребителей – МиГ-29 и МиГ-27. Новые российские самолеты Су-34, МиГ-35, Су-35С также обладают пониженной заметностью.Самолеты пятого поколения – тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА – также разрабатываются как самолеты-невидимки.Однако в американском и российском подходах к технологиям «стелс» при создании авиатехники все же имеются некоторые отличия. Основное из них в том, что американцы отказались от сверхманевренности в пользу малозаметности. По мнению же отечественных специалистов, сверхманевренность в военной авиации в последнее время снова приобретает все более важное значение. Этому способствует не только развитие радиолокации и появление новых высокочастотных радаров, но и постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения. Ведь при встрече двух малозаметных истребителей тактика ведения боя будет возвращаться к прошлому, когда сверхманевренность снова может играть важную, а может, и решающую роль.Кроме того, борьба за господство в воздухе давно уже переместилась в область радиоэлектроники. В наши дни воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии в сотни километров. Но при этом по-прежнему действует старое правило боя, то самое, о котором по окончании операции «Буря в пустыне» вспоминал заместитель командующего ВВС США Джон Уэлч: эффект неожиданности дает большое преимущество.Однако теперь этого эффекта, считают специалисты, можно добиться куда более простыми и дешевыми способами, нежели исключительно с помощью стелс-технологий. Именно это имел в виду американский военный корреспондент Reuters Дэвид Акс, когда говорил о так называемом «запасном плане Москвы». По его словам, «вместо того чтобы делать ставку на новый стелс-самолет, российское правительство закупает сильно модернизированные версии старых истребителей, что в свое время в США посчитали слишком расточительным. Это и поможет России отстоять свое преимущество в воздухе».Что касается преимущества в воздухе, посыл, надо полагать, верный. А вот насчет расточительности планов Кремля, то здесь Дэвид Акс, похоже, сильно ошибается, так как решение, реализуемое сейчас российским военным ведомством, в сотни раз экономичней того пути, по которому в свое время пошли американцы, сделав основную ставку в авиастроении на технологии «стелс».Суть российской альтернативы состоит в следующем: бурное развитие средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы, происходящее в последние годы, во многом нивелировало преимущества самолетов-невидимок, построенных с использованием стелс-технологий. Чувствительность современных радаров с активными фазированными антенными решетками намного выше, чем РЛС предшествующего поколения, и они способны уже гораздо лучше и дальше видеть стелс-самолеты, а потому невидимками их теперь можно назвать лишь условно.Кроме того, очень серьезно продвинулись вперед технологии РЭБ. Причем по тематике РЭБ Россия на сегодня занимает лидирующие позиции в мире, с чем очень неохотно теперь вынуждены согласиться уже и западные эксперты. А российские, в свою очередь, гордо замечают: по той технике РЭБ, что ставится на самолеты, мы с Западом идем ноздря в ноздрю, что же касается наземных станций РЭБ, то они у нас сегодня однозначно лучшие в мире.Теперь для российской армии уже не делается ни одного современного образца вооружения, который не оснащался бы комплексом РЭБ. Подобные комплексы способны полностью нейтрализовать возможности американских самолетов AWACS – систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления боем. Так, недавно принятую на вооружение российской армии станцию РЭБ «Красуха» называют шапкой-невидимкой: она «накрывает» все системы локации, существующие у противника, так, что они перестают видеть цели на дальности до 250 километров и более.И вот другой пример: на новую разработку самолета-невидимки F-35 Joint Strike Fighter (хотя уже известно: он не оправдал возложенных на него надежд – его прекрасно видно на радарах) американские авиаконструкторы потратили около 1,7 миллиарда долларов. А каждый экземпляр такого самолета предлагается покупателю за 169 миллионов долларов.В этом случае возникает вопрос: не проще ли вложить сотню тысяч долларов в разработку аппаратуры РЭБ (ящичка не самых больших размеров), боевая эффективность которой доказана, нежели вбухивать сотни миллионов в создание целого самолета, пусть даже пятого поколения, применение которого в плане боевой эффективности на сегодня вызывает сомнения?Ведь если самолет четвертого поколения оборудовать приборами электронного подавления, системами РЭБ, то он станет таким же незаметным для радаров противника (причем без потери маневренности), как и дорогостоящая стелс-новинка пятого поколения. Именно по такому пути сегодня предпочли пойти российские военные. На самолеты Су-27СМ, Су-30, другие машины, а также на различные наземные станции устанавливается аппаратура, которая с успехом слепит радары противника.Именно поэтому Минобороны не спешит с крупносерийными закупками самолетов пятого поколения, компенсируя их отработанными, надежными машинами предыдущих поколений, боевая эффективность которых повышается за счет куда более дешевых и продвинутых технологий, нежели «стелс».Причем, судя по всему, это уже не только российская, но и общемировая тенденция. Правда, от нее могут пострадать фирмы, которые вложили в создание стелс-самолетов огромные средства. Они, конечно же, будут сопротивляться и всячески настаивать на дальнейших разработках в этой области. Со временем это, возможно, приведет к каким-то новым открытиям. Но это будет уже совсем другая история...Напоследок один маленький штрих в качестве послесловия: в соцсетях гуляет мнение, что советский физик Уфимцев, открытия которого легли в основу американских разработок стелс-самолетов, якобы вполне мог быть «засланным казачком» – подбросил идею, выкачавшую из американского военного бюджета сотни миллиардов долларов, и все впустую. Версия, конечно, интересная, хотя и бездоказательная. А впрочем, чем спецслужбы не шутят...