Что же такое арт-терапия? Это сравнительно новое направление, которое постепенно набирает все больше популярности в психологии, в социальной работе. Суть данной терапии состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий стресса, в выявлении психологических и личностных проблем. Цели индивидуальной и групповой арт-терапии заключаются в самовыражении и познании себя через символы в творчестве. К целям арт-терапии относится также самореализация, гармонизация личностного развития детей и взрослых.

Сегодня я расскажу об одном из современных приемов арт-терапии, который использую в своей работе. В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. В работе с детьми необходимо создание условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых форм работы с детьми является метод мандалы.

Мандала – это, как правило, это круг, имеющий выраженный центр.

Мандала - это не просто красивый замысловатый рисунок. Это сложнейшая геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку.

Мандала - это ценный инструмент для развития положительных качеств человека, его силы и энергетики.

Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развития саморегуляции.

Мандалы очень полезны, как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, то есть с бессознательным.

В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии, используя различные виды мандалатерапии:

Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Предлагаем вам внимательно разглядеть картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально.

Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными) .

Цель работы при закрашивании мандалы:

  • развитие творческих способностей
  • развитие произвольности поведения, коррекция эмоционального состояния
  • диагностика актуального настроения (раскрашивание белого круга)
  • развитие воображения
  • снятие внутреннего напряжения, релаксация
  • развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков
  • воспитание аккуратности
  • активизация бессознательного.

Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.

Данный вид деятельности в нашем дошкольном учреждении используется с детьми, начиная с младших групп, в таких направлениях:

Предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;

Создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.

Существуют правила работы при использовании мандалы:

  1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению) .
  2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.
  3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.
  4. Практикуется использование музыкального сопровождения.
  5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.
  6. Педагог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.
  7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.
  8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводится беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы) .

Время работы с одной мандалой 20 минут. Если ребёнок не успел на одном занятии закончить мандалу, то он это делает на следующем занятии.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с ярко выраженной двигательной активностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.

Мы практикуем использование мандал и в методической работе, что способствует улучшению эмоционального состояния педагогов, изменению психологической атмосферы в коллективе, снятию напряженности, групповому сплочению.

Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью будет не создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе выйти из состояния ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново.

Игнатова Елена Михайловна

Мандалатерапия в работе с дошкольниками

Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним законам.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь ребенка исключительно насыщена и разнообразна. Эмоции кратковременные и поверхностные, легко возникают и быстро сменяют друг друга. Слабо развитые тормозные процессы, не сформированный самоконтроль не позволяют требовать от детей сдержанности непосредственно возникающих чувств.

Важнейшим новообразованием в указанный период является потребность в социальном соответствии. Ребенок в этом возрасте стремится соответствовать предъявленным к нему требованиям, особенно в сфере социальных отношений.

Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день, так как является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия - просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции.

В норме потребность в социальном соответствии дополняется потребностью в социальных знаниях, особых умениях, т. е. в социальной компетентности. Дети в этом возрасте должны начинать различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства; уметь управлять своим настроением, а порой и скрывать его; находить способы более сдержанного выражения эмоций. Зачастую у детей проявляются негативные эмоциональные состояния: капризы, истерики, чрезмерная тревожность, гнев и раздражение. Существенно меняется природа детских страхов. Уважительное отношение к нормам и правилам порождает страх несоответствия.

Одним из методов в работе с проблемными детьми является арт-терапия, которая основана на механизме сублимации. Сублимация - это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего - творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

В работе с дошкольниками можно использовать различные виды мандалатерапии :

Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательное разглядывание картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально

Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.

Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.

Раскрашивание мандал также можно использовать для достижения конкретных целей диагностической и коррекционно-развивающей направленности:

В целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

В целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);

В целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);

С целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Правила работы педагога-психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию - спокойная и умиротворяющая музыка.

Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Приложение 1

Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием мандалатерапии

Тема: «Волшебный круг»

Цель: повышение эмоционально-личностного благополучия детей, через направленное рисование.

Задачи:

Обучение новым способам снятия эмоционального напряжения, вследствие неприятных переживаний (знакомство с мандалой, способами работой с ней)

Формирование навыков мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.

Развитие эмоционального интеллекта

Развитие творческих способностей, мышления, восприятия, мелкой моторики.

Снятие эмоционального напряжения

Воспитание дружеских чувств, умения работать в коллективе.

Оборудование: оборудование для мультимедиа и видео, аудиопроигрыватель, презентация для показа, видеозапись «Мир танцующих мандал», аудиозапись спокойной музыки для релаксации, белый круг из картона, 3 обруча, 3 набора строительных кубиков, цветные карандаши по количеству детей, большое количество разнообразных раскрасок с рисунком мандалы.

Ход занятия:

Дети встают полукругом на против экрана.

1 слайд (пустой)

Приветствие «- … (имя) я рад (а) тебя видеть. – Спасибо, я тоже рад (а) тебя видеть» Проходит по кругу.

Педагог-психолог. Садитесь на стульчики

Вводная часть (повторение)

Педагог-психолог. Давайте вспомним основные эмоции, которые испытывает человек.

2слайд – «фото человека испытывающего радость»

Педагог-психолог. Какая это эмоция? (ответы детей)


7 слайд пустой.

Беседа по теме:

Педагог-психолог. Мы знаем, что все чувства делятся на приятные и неприятные. Какие чувства испытывать человеку приятно (ответы детей – радость, удивление). Какие неприятно испытывать (ответы детей – грусть, злость, страх).

Почему эти чувства неприятные? (ответы детей)

А как же избавиться от неприятных чувству? Что для этого нужно сделать? (ответы детей – поиграть, порисовать, погулять, посмотреть мультики и т. п.)

Правильно. Молодцы!

Основная часть

Педагог-психолог. Я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций. Этот способ поможет вам успокоиться, не грустить, не злиться, не бояться. Он дарит хорошее настроение. Хотите о нем узнать?

(Показать белый круг)


Что это у меня? (ответы детей)

Какой он? (ответы детей)

Да, кажется, что это обычной белый круг: совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».

8 слайд – «мандала»

Педагог-психолог. Посмотрите, какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный. Узоры могут быть разнообразными.

9 слайд – др. мандала.

Педагог-психолог. - Значит, круг с таким необычным узором называется мандала. Повтори, Андрюша, как называется этот круг? (спросить других детей).

10слайд - Индия

Педагог-психолог. Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад.

11 слайд – мандала вселенная

12 слайд – мандала жизни

13 слайд – мандала любви

Педагог-психолог. А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы детей).

Мандалы можно рисовать, раскрашивать, плести из ниток, делать аппликацию, составлять из мазайки, из природного материала. И когда грустный человек рисует, раскрашивает мандалу или даже просто рассматривает ее, он успокаивается, у него улучшается настроение. Злой, что сделает? (ответы – подобреет) , грустный -, испуганный -, скучающий - ….

А сейчас мы с вами немного поиграем. Для этого разделимся на три команды. Я положила обручи, а вы из кубиков выложите в обруче, то есть в нашем волшебном кругу, красивый узор – волшебную мандалу.

(Дети работают)


Посмотрите на ваши мандалы. Какие они? (Ответы детей – красивые, необычные, разные).

А сейчас я вам покажу настоящие мандалы (показать раскраски). Мы с вами будем их раскрашивать цветными карандашами. Работать будем под музыку, недолго. Раскрашивать будем, пока звучит музыка. Если кто-то не успеет раскрасить, не огорчайтесь, доделаете в свободное время после занятия. Хорошо? Ну, и прекрасно, договорились.

Выберите мандалу ту, которая вам понравится (раздать раскраски, проговорить названия мандал. Дети садятся за столы, включить музыку).


Приступаем.

(Пока дети работают, выключить презентацию, подготовить видео).


Музыка больше не звучит, отложите карандаши. Кто не закончил, дорисуете потом, можно будет взять домой.

Понравилось вам раскрашивать мандалы? А что вы чувствовали, когда работали? (ответы детей)


Мы с вами раскрашивали мандалы, волшебные круги, которые помогают нам успокоиться. Подобреть, улучшить свое настроение. А еще, чтобы успокоиться, мандалы можно просто рассматривать. Оставьте свои рисунки на столах, пройдите на коврик и сядьте удобно "по турецки" перед экраном.

(Включить видеозапись «Мир танцующих мандал», просмотр 2 минуты).


Рефлексия.

Педагог-психолог. Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось? (ответы детей).


Итог: мы познакомились с мандалами. Что такое мандала? Волшебный круг. А какими волшебными свойствами он обладает? Помогает успокоиться, улучшить свое настроение, избавиться от злости и страха. Молодцы! Мне понравилось сегодня с вами работать. На этом наше занятие заканчивается. Я желаю всем хорошего дня! Можете взять свои рисунки и пойти в группу.

Приложение2

Совместное практическое занятие для детей 5-6 лет и их родителей "Мандалатерапия для детей и взрослых"

1 часть

Вы знаете, что человек испытывает разные эмоции. Основные чувства – это

1 слайд - радость,

2 слайд - грусть,

3слайд- злость,

4 слайд - страх,

5 слайд - удивление.


Все их можно разделить на приятные и неприятные. Какие приятные чувства? А какие неприятные? Почему эти чувства неприятные? Что же сделать, чтобы успокоиться, избавиться от неприятных переживаний? Я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций.

6слайд – белый круг

(Показать белый круг)

Что это у меня?

Какой он? (ответы: белый, плоский)

Да, кажется. Что это обычной белый круг. Совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».

7 Слайд мандала


Посмотрите какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный.

8-10 слайды Мандала – это круг с центром. Узоры располагается от центра к окружности и могут быть разнообразными.

11 слайд - Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад. Их появление окутано тайной.

12 Слайд - Тибетские мандалы

Буддийские храмы, мусульманские мечети и христианские соборы включают мандалы в свою архитектуру.

13 слайд Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты. Затем, то что создавалось так долго, уничтожается в одно мгновение.

14-16 слайд

Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. Посмотрите мандалу можно увидеть в цветке или в снежинке.

17слайд

Кстати, наш, Павловопосадский платок тоже может быть мандалой, у него узор имеет симметрию и центр. Раньше, каждая “закорючка”, каждый цветочек имели смысл. Это мог быть оберег от всего плохого, или “магнит” для чего-то хорошего.

18 слайд

А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы).

Потому что в процессе создания мандалы человек успокаивается, обретает жизненные силы, в его душе поселяется мир и покой.

Создание мандал – это техника называется Мандалатерапия – это метод из области арт-терапии. Вы знаете, что арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.

Какие методы арт-терапии вы знаете?

19 слайд изотерапия,

20 слайд танцевальная и игровая терапия,

21 слайд фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, мандалатерапия,

22 слайд маникюр, мыловарение, бисероплетение, создание открыток, макияж, прически).


23 слайд Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация - это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего - творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

24 слайд Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

25 слайд Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

26 слайд Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

27 слайд Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

Мандалы можно 28 слайд рисовать,29 слайд рассматривать, 30 слайд создавать из разных материалов, 31,32 слайд раскрашивать.

2 часть

Практическая часть: родители с детьми раскрашивают или рисуют мандалы под красивую музыку для релаксации

33 слайд А сейчас я предлагаю выбрать мандалу, которая больше всего нравиться и раскрасить ее.




3 часть Познакомить с раскрасками «антистресс».

Использование раскрасок для взрослых - это одна из новинок в арт-терапии и отличный способ расслабиться, повысить ясность ума и снять стресс. Раскраски для взрослых появились в книжных магазинах США и Европы в 2010-2011 году. Сейчас популярны в нашей стране. Они с родни мандалатерапии и обладают тем же эффектом, что и мандалы. 34-39 слайд

(можно купить или скачать с интернета) 40-41 слайд

Как я уже говорила мандалы можно не только рисовать, создавать или раскрашивать. Их еще можно рассматривать, что обладает не меньшим эффектом. Рассматривать можно нарисованные мандалы и специально созданное видео.

Включить видео «Мир танцующих мандал».

Показать круг

Что это у меня? Волшебный круг. Какой он? Почему он волшебный? Потому что, процесс работы с ним обладает магичекой силой.

Подарить детям и родителям раскраски мандалы и антистресс.

МБДОУ «Детский сад «Флажок» пгт. Гвардейское»

Симферопольский район Республика Крым

Презентация разработана:

Педагогом - психологом

МБДОУ «Детский сад «Флажок»

пгт. Гвардейское»

Доброжанской Т.О.

Презентация темы по самообразованию:

«Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога».

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребёнком своих чувств – важный показатель понимания им собственного внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В последнее время все чаще и чаще приходиться сталкиваться с детьми, у которых наблюдаются нарушения эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты, агрессивны, застенчивы, с повышенной тревожностью, с низкой самооценкой, с наличием страхов. Такие дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения и в работе с ними очень важно использовать, гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Все это диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Одной из приемлемых, форм работы с детьми является методы арт-терапии. Это и оказало влияние на выбранную тему по самообразованию. Одним из методов арттерапии является и мандалотерапия.

Мандала (санскр., «круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Яркой иллюстрацией религиозной мандалы могут быть буддистские изображения . Мандала как отражение процесса развития и изменений в разных культурах это: «Эффект зеркала», «Мировое древо», «Колесо», «Священное место».

Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

Мандала терапия: показания

  • Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • семейные конфликты;
  • детское непослушание и отстранение от взрослых;
  • депрессии;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • склонность к суициду;
  • потеря творческого потенциала;
  • кризис среднего или подросткового возраста;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.

Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

Значение цветов и символов

Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
Основные символы в мандале:

Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.

Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.

Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.

Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.

Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.

Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.

Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.

Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.

Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.

Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.

Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.

Корни – связь с родными, с родной землёй.

Деревья – мироздание, основательность.

Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.

Собака – дружелюбие, преданность.

Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.

Змея – мудрость, хитрость.

Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.

Голубь – счастье, любовь.

Павлин – сила характера, гордость.

Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.

Рыба – уединение, желание справедливости.

Цвета и значения:

  1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
    Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
  2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
  3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
  4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
  5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
  6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
  7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
  8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.

Диагностика по сочетанию цветов:

  • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
  • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
  • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
  • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
  • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
  • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.

Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:

  • Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
  • Контур – ключ взаимодействия с миром.
  • Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Основы рисования

Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.

Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.

Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.

Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.

Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

Лариса Ткаченко


Дети их долго рассматривали, восхищались. Одна из моих воспитанниц сказала, что когда она смотрит на этот узор, то ей хочется мечтать. Ребятишки заинтересовались и захотели сами нарисовать какой-либо орнамент. Вот и созрела идея коллективной работы .

Нам понадобился лист ватмана с заранее нарисованным кругом и нанесенным в нем орнаментом. Сделаю небольшое уточнение : для детей среднего возраста орнамент должен быть крупным и простым для закрашивания пальчиком детской руки.


Ребятишки могут наглядно увидеть, как появляется тот или иной орнамент.

Также в работе использовались индивидуальные лоточки с заранее наполненными гуашевыми красками, кисточки. Необходимо также приготовить салфетки и мокрые тряпочки.

Итак, приступим к раскрашиванию.

Дети раскрашивают мандалу , начиная от центра, подушечкой указательного пальца.

Постепенно переходя от фрагмента к фрагменту и используя различные цвета дети закрашивали орнамент.

Теперь дети наносят кисточкой узоры.

На сегодняшнем занятии у нас получилась вот такая мандала .

Публикации по теме:

Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска Методическая разработка.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Райкова Кристина Сергеевна воспитатель МАОУ школы №31 дошкольно о отделения. Использование интерактивного пола в работе с младшем дошкольниками.

Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАНДАЛ ПРИ РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ Логинова Галина Анатольевна, воспитатель (первая квалификационная категория).

Использование песка и воды в работе с дошкольниками В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных.

Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.