С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца
- адрес сайта оператора фискальных данных
- признак расчета (приход или расход)

- форма расчета (наличные или электронный платеж)
- сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
- заводской номер фискального накопителя
- дата, время и место осуществления расчета
- наименование товаров
- номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

Онлайн касса - это устройство, выдающее кассовый чек и передающее сведения о продаже в налоговую инспекцию через интернет. С середины прошлого года на такую технику перешло большинство розничных продавцов. В 2018 году в закон о применении ККТ внесены очередные изменения.

ККТ и режимы налогообложения

Новый порядок применения ККТ онлайн в 2018 году для разных категорий налогоплательщиков, принимающих оплату наличными и картой, зависит от налогового режима продавца.

До 2017 года многие предприниматели и организации могли работать без касс. При расчётах за услуги населению вместо чека они выдавали (бланк строгой отчётности). Кроме того, все торгующие на и ПСН были вправе принимать оплату за товары без каких-либо документов. Только в случае требования покупателя ему выписывался товарный чек.

Причина таких послаблений в том, что на ПСН и ЕНВД для налогообложения учитывается:

  • потенциально возможный годовой доход для ПСН;
  • доход, который вменяется (т.е. предполагается) для плательщиков единого налога на вменённый доход (ЕНВД).

А вот на упрощённой системе налогообложения, а также на ОСНО и ЕСХН, для расчёта налоговой базы применяются показатели реально получаемого дохода. От кассовых аппаратов старого образца большего и не требовалось, информация об объёмах продаж фиксировалась в ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая).

Применение ККТ для оформления наличных расчётов при ЕНВД в 2018 году, а также для ИП на патенте зависит от того, есть ли у них работники. Если в сфере торговли или общепите работники есть, то новые кассы для этих режимов нужны с 1 июля 2018 года. Причём, реальные доходы на ЕНВД и ПСН по-прежнему не будут учитываться при расчёте налогов. Новые кассы для этих спецрежимов внедряются с целью обеспечить права потребителей.

Хотя новые кассы сейчас применяют больше бизнесменов, по-прежнему есть ситуации, когда ККТ при наличных расчётах можно не использовать. Этот ограниченный перечень приводится в статье 2 закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Среди них:

  • продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в специализированных киосках;
  • продажа билетов в салоне общественного транспорта;
  • торговля из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • продажа вразвал сезонных овощей, фруктов, бахчевых;
  • разносная торговля некоторыми товарами;
  • продажа лекарств в сельских аптеках и др.

В отношении торговли на рынках требования ужесточены - как к торговым местам, так и категориям товаров. Так, Правительство разработало непродовольственных товаров, которые нельзя продавать на рынках без касс. Независимо от типа торгового места придётся применять ККТ при торговле одеждой, изделий из кожи, мебелью, деревянными изделиями, коврами, резиновых и пластмассовых изделий и прочего (всего 17 групп товаров).

Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Важное новшество для Интернет-магазинов - с 1 июля 2018 года применять кассовые аппараты надо будет и в случаях онлайн-оплаты картой или через такие сервисы, как Яндекс Касса. Покупатель при этом получает только электронный чек. Раньше такого требования не было. Для онлайн-фискализации можно использовать решение Яндекс.Кассы с партнёрской ККТ или свой вариант, например, отправку чеков средствами CMS или CRM-системы. Яндекс.Касса будет передавать информацию о заказах и оплатах на вашу ККТ и информировать магазин об успешной оплате и регистрации чека.

Если же вы оказываете дистанционные услуги/продаёте товары и до сих пор не подключили Яндекс.Кассу, советуем сделать это прямо сейчас. На сегодняшний день - это наиболее адаптированный к новому закону платёжный сервис. Оставив заявку по кнопке ниже, вы получите 3 месяца обслуживания на премиум-тарифе с минимальным процентом (само подключение бесплатное):

Когда надо перейти на новую ККТ

Сроки перехода на онлайн кассы зависят от режима налогообложения и направления деятельности. Напомним, что те, кто торгует на УСН, ОСНО и ЕСХН, применяют онлайн-кассы уже с середины 2017 года. Если на ЕНВД и ПСН вы занимаетесь торговлей или общепитом и при этом имеете работников, касса вам нужна с 1 июля 2018 года. Если же работников на этих режимах нет, то есть, вы торгуете или оказываете услуги общепита самостоятельно, то срок перехода на кассы - 1 июля 2019 года.

В этот же срок - с 1 июля 2019 года - должны перейти на онлайн-кассы все, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения с выдачей типографского бланка строгой отчётности. Для наглядности приведём особенности применения ККТ в таблице.

Требования к онлайн-кассе

Что такое онлайн-касса? Самое простое объяснение - это контрольно-кассовая машина, которая работает в онлайн-режиме, т.е. подключена к интернету. Информация о покупке передаётся оператору фискальных данных, который отправляет подтверждение, что сведения приняты, а чеку присваивается фискальный признак.

Новые кассовые аппараты должны соответствовать требованиям, приведённым в статье 4 закона № 54-ФЗ.

  • иметь корпус с заводским номером;
  • внутри корпуса должны находиться часы реального времени;
  • иметь устройство для печати фискальных документов (внутреннее или вне корпуса);
  • обеспечивать возможность установить фискальный накопитель внутри корпуса;
  • передавать данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме и их передачи оператору сразу после внесения данных в фискальный накопитель;
  • обеспечивать печать фискальных документов двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм);
  • принимать от оператора подтверждение получение данных или информацию об отсутствии такого подтверждения.

Кроме того, отдельные требования установлены к самому фискальному накопителю (статья 4.1 закона № 54-ФЗ), который должен:

  • иметь корпус с заводским номером и пломбой изготовителя и энергонезависимый таймер;
  • обеспечивать информационную безопасность фискальных данных и их шифрование;
  • формировать фискальный признак длиной не более 10 цифр для каждого фискального документа;
  • обеспечивать аутентификацию оператора фискальных данных и проверку достоверности его подтверждений;
  • формировать записи в памяти контрольно-кассовой техники;
  • исполнять протоколы информационного обмена, установленные статьёй 4.3 закона № 54;
  • иметь ключ документов и ключ сообщений длиной не менее 256 бит;
  • обеспечивать возможность считывания фискальных данных, записанных и хранящихся в памяти в течение пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Реестр ККТ , которые соответствуют требованиям онлайн касс и разрешены для применения, опубликован на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Прежде чем самостоятельно решать, какие ККТ (кассовый аппарат) можно использовать, обязательно убедитесь, что выбранная модель есть в этом реестре.

Расходы на онлайн-кассы

Новая ККТ, так же как введение в действие изменений, принятых законом о кассовых аппаратах, потребует от продавцов определённых расходов. Причем, здесь надо учитывать не только то, сколько стоит онлайн касса, но и расходы на услуги оператора фискальных данных (ОФД).

ОФД - это посредник, который через интернет принимает данные из онлайн-кассы, а затем передаёт их в налоговую инспекцию. Оператором может быть только специализированная коммерческая организация, выполняющая технические и информационные требования ФНС. За нарушение процедуры передачи данных, их сохранности и защищённости ОФД может быть оштрафован за крупную сумму (от 500 тысяч до 1 млн рублей).

Естественно, что услуги оператора будут стоить денег. Чтобы привлечь клиентов, большинство операторов предлагает на первый год обслуживания невысокие тарифы - от 3000 рублей за один аппарат, т.е. стоимость услуг зависит от количества касс. В дальнейшем ожидается, что обслуживание вырастет до 12 000 рублей в месяц.

Обратите внимание: оператора фискальных данных надо выбирать только из официального списка , размещённого на сайте ФНС и имеющего разрешение на подобную деятельность.

Что касается расходов на сам аппарат, то если он у вас уже есть, возможно, что его получится модернизировать, а не покупать новый. Узнать, насколько ваше кассовое оборудование соответствует обязательным требованиям и возможности установить вместо ЭКЛЗ фискальный накопитель, можно у производителя или оператора.

В таблице мы привели примерную стоимость затрат на онлайн-касс и первый год их работы.

Таким образом, замена кассовых аппаратов происходит постепенно. Окончательный переход к онлайн-кассам предположительно завершится в середине 2019 года.

Для оплаты страховых взносов, налогов и безналичного расчета мы рекомендуем открыть расчетный счет. К тому же многие банки предоставляют льготные условия обслуживания. Так, для пользователей нашего сайта Альфа-Банк предоставляет 3 месяца полностью бесплатного обслуживания и бесплатное подключение онлайн-банка.

В прошлом году федеральным законодательством было закреплено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие наличные продажи работ, товаров, услуг, должны перейти на использование новых кассовых машин. Онлайн-касса с 2017 года кто должен перейти на новую ККТ это прежде всего упрощенцы, субъекты на общем режиме налогообложения. В добровольном порядке ее могут устанавливать и другие предприятия и ИП.

Онлайн-касса представляет собой контрольный аппарат, содержащий фискальный накопитель, а также имеющий доступ в интернет. Каждая операция продажи, фиксируемая с помощью них, передается через коммуникационные средства связи на специальный сервер оператора ФД, который осуществляет ее хранение и предоставляет эти данные налоговым органам.

У ККА должен быть на корпусе нанесен заводской номер, он должен обладать устройством для печати чека и иметь часы, отражающие реальное время.

Основной целью введения онлайн-касс является попытка налоговых органов вывести из тени продажи с целью их учета для налогообложения.

Перед регистрацией такой кассовой машины хозяйствующим субъектам необходимо предварительно оформить договор с компанией-оператором ФД. Чек онлайн кассы обязательно должен включать в себя QR-код. Также он должен включать ряд обязательных реквизитов, которые перечислены в законе. Помимо этого, использование онлайн-кассы предполагает возможность получения покупателем электронной версии чека.

Внимание! Действующие ранее ККА не обладали такой функцией. Поэтому их регистрация закончена с 01 февраля 2017 года, а с 01 июля они вообще перестанут применяться. Допускается переоборудовать ранее действующие кассы специальными средствами для связи, но это должно быть официально оформлено.

Кто должен применять онлайн кассы с 2017 года

Онлайн кассы с 2017 года новый закон устанавливает с 01 февраля по 01 июля переходный период, когда действовать могут как новые кассовые машины, так и старые. Однако, поставить на учет, в том числе осуществить смену ЭКЛЗ с февраля уже нельзя.

В категорию субъектов, для которых онлайн кассы станут обязательными, в первую очередь попали организации и ИП, применяющие общий и упрощенный режим налогообложения. Они обязаны фиксировать получаемый доход для целей расчета налогов.

В эту же группу попали и продавцы алкоголя, для которых использование кассового аппарата и ранее было обязательным. Теперь онлайн касса для ИП торгующих пивом и другими видами алкоголя обязательна с 31 марта 2017 года, при этом это требование распространяется даже на вмененщиков и на патент.

Онлайн кассы для ИП на ЕНВД и фирм на этом же режиме, а также субъектов, применяющих ПСН, станут необходимы к применению с 01 июля 2018 года. В настоящее время они до сих пор могут осуществлять свою хозяйствующую деятельность без использования ККА. Данное послабление дано в связи с тем, что у этой категории доходы учитываются не фактические, а потенциальные и вмененные.

Но примерно через год и эти компании и ИП должны будут работать на онлайн-кассах. Так как используемые им БСО, нужно также будет оформлять только через онлайн-кассу.

Внимание! Законом об онлайн-кассах предусмотрен перечень лиц, которые будут освобождены от применения таких аппаратов. Сюда включаются субъекты, работающие в труднодоступных местах, где отсутствует возможность подключится к интернету. подробно описан здесь.

В каком случае можно не применять онлайн кассы?

Законом установлено, что в настоящее время освобождены от применения онлайн-касс реализаторы на не оборудованных рынках, осуществляющие торговлю с транспортных средств, выполняющие ремонт обуви, киоски с периодической литературой, арендодатели, сдающие свои жилые помещения в наем.

Применение онлайн аппаратов необходимо только при наличных платежах. Если фирма осуществляет безналичные перечисления через свой банковский счет и не ведет непосредственного расчета наличными деньги, то она может не приобретать онлайн-кассу.

Освобождены от применения этого оборудования также кредитные учреждения, фирмы-участницы рынка ценных бумаг, компании, занимающиеся общественным питанием в школах, садах и других образовательных учреждений.

Могут не использовать онлайн-кассу религиозные организации, реализаторы товаров народного промысла, почтовых марок и т.д.

Внимание! Хозяйствующие субъекты в местах, где отсутствует связь, также могут не применять это оборудование. Но все эти территории определены на законодательном уровне и включены в единый перечень.

Льготы при использовании новых ККТ

Существует законопроект, согласно которому с 2018 года хозяйствующий субъект, применяющий ЕНВД или ПСН, получит право на вычет за приобретение онлайн-кассы в размере 18000 рублей при определении суммы обязательного платежа. Вычет будет предоставляться за каждый аппарат.

Воспользоваться им они смогут только в отношении кассовых аппаратов, поставленных на учет с 2018 года.

Данный документ предполагает возможность перенесения сумм вычета на следующие периоды, при невозможности его использования в этом периоде. При этом данное право будет дано единожды, и смена режима не позволит получать такой вычет и на ЕНВД и на ПСН.

Особенности применения онлайн касс для интернет магазинов

Одной из целей введения онлайн касс был контроль за работой интернет-магазинов. Многие предприниматели не регистрировали такие сайты, а значит полностью отследить все покупки, и соответственно, доходы, было затруднительно.

Поправки в закон о применении кассовых аппаратов обязуют использовать кассу при каждом факте продажи товаров. Это означает, что онлайн-касса для интернет-магазина должна не просто применяться, а выдавать покупателю чек при каждом факте оплаты. Из этого разрешено только одно исключение - когда платеж за товар поступает безналично напрямую на расчетный банковский счет фирмы или предпринимателя.

Обязанность применять онлайн-кассу и отправлять покупателю чек распространяется также на расчеты при помощи банковских карт, а также электронными деньгами Webmoney, Яндекс-Деньги, и т. д.

Внимание! Касса, которая будет работать в связке с интернет-магазином, не должна печатать бумажные чеки, а сразу, в момент совершения платежной операции, отправлять покупателю электронный чек. По состоянию на середину апреля 2017 года в реестр разрешенных ККМ внесена только одна касса такого рода – АТОЛ 42 ФС.

Внимание! В случае, когда у магазина существует курьерская доставка, необходимо также иметь переносную кассу, чтобы выбить чек в момент передачи товара покупателю.

Особенности применения новых ККМ при торговли алкоголем

Новым законом был установлен постепенный переход на онлайн кассы. Так, начало массового применения таких аппаратов был назначен на 1 июля 2017 года, а их применение «льготниками» должно было начаться с 1 июля 2018 года.

Однако для всех субъектов, которые осуществляют торговлю алкогольной продукцией (включая слабоалкогольную), применять новые аппараты необходимо уже с 31 марта 2017 года. Это устанавливают поправки к закону об обороте алкогольной продукции.

Согласно ему, к такого рода товарам относятся: водка, коньяк, вина и винные напитки, пиво и слабоалкогольные напитки на его основе.

Кроме этого, новые кассы при сбыте алкоголя обязаны применять все фирмы и предприниматели, не зависимо от того, каким образом происходит его реализация. При этом в законе нет никакого упоминания о системах налогообложения, а это значит, что использовать онлайн кассу необходимо даже предпринимателям на ЕНВД и патенте.

В этой части закон вступает в противоречие с законом о применении кассовых аппаратов. Последний, как известно, разрешает не использовать кассу тем, кто находится на ЕНВД и патенте, до середины 2018 года. Специалисты считают, что «алкогольный закон», как более специальный, в этом случае превалирует над «кассовым», более общим. Официальных комментариев по этому поводу до сих пор не опубликовано.

При выборе кассового аппарата необходимо помнить, что он должен соответствовать сразу двум критериям - уметь передавать чеки в ФНС, а также передавать сведения об обороте алкоголя в систему ЕГАИС.

Важно! Если раньше систему ЕГАИС должны были использовать только реализаторы крепких напитков, то теперь подключаться к ней будут обязаны даже продавцы пива.

Стоимость перехода на новые кассовые аппараты

Закон предусматривает необходимость передачи сведений о произведенной покупке через интернет в налоговую. Старые кассовые аппараты не могут осуществлять эти действия, а потому больше не подлежат применению. Однако, многие производители кассовой техники выпустили специальные наборы обновлений.

Стоимость такого набора, в зависимости от модели кассы, колеблется от 7 до 15 тысяч рублей. После проведения модернизации аппараты получают фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ, а также устройство передачи информации в интернет. Необходимо понимать, что модернизировать кассу имеет смысл только в случаях, когда ежедневный оборот достаточно невысок, а номенклатура не содержит много позиций (до 5-8 штук).

Для полноценной работы все же нужно приобретать новый, специальный кассовый аппарат, вот некоторые из них:

Модель Сфера применения Примерная цена
Атол 30Ф Небольшие торговые точки микро и малого бизнеса с небольшим количеством покупателей 21000
Viki Print 57 Ф Небольшие торговые точки, поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 20500
Атол 11Ф Небольшие торговые точки микро и малого бизнеса с небольшим количеством покупателей. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 25100
Viki Print 80 Plus Ф Модель с большим функционалом, включая автоматический отрез чеков. Средние и крупные торговые точки. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 32000
Атол 55Ф Модель с большим функционалом, поддерживает автоматический отрез чеков, подключение денежного ящика. Рекомендуется для крупных торговых точек. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 31000
Атол FPrint-22ПТК Универсальный аппарат для применения в различных отраслях. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 33500
Атол 90Ф Оборудована аккумулятором с автономной работой до 20 часов. Рекомендуется для разносной торговли и небольших магазинов. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 18600
Эвотор СТ2Ф Небольшие магазины, кафе, парикмахерские. Позволяет вести складской учет. Оборудована сенсорным экраном и операционной системой на базе Android 29500
ШТРИХ-ON-LINE Небольшие магазины с низким ассортиментом и малым количеством покупателей. 15600
ШТРИХ-М-01Ф Подключается к торговому терминалу, оборудована автоматическим отрезом чеков. Подходит для средних и крупных магазинов. 24300
ККМ Элвес-МФ Предназначена для небольших магазинов с небольшой номенклатурой. Благодаря встроенному аккумулятору может применяться при выносной и выездной торговле. 11600
АТОЛ 42 ФС Предназначена для применения только в интернет-магазинах. Не оборудована механизмом печати чеков 20000

Порядок обслуживания касс

Новый закон об онлайн-кассах не устанавливает обязательное обслуживание аппаратов в технических центрах, как это наблюдалось при использовании старых касс с ЭКЛЗ. Однако, с другой стороны, производители новых аппаратов обязаны обеспечить ремонт и обслуживание своих изделий по всей стране.

Поэтому, старые ЦТО вероятнее всего, не останутся без работы. Для них также введено некоторое послабление - для выполнения работ с кассовой техникой теперь не нужно регистрироваться в налоговой службе.

Такой подход, со временем, породит большое количество специалистов, способных заниматься ремонтом кассовых аппаратов - как в рядах фирм, так и одиночек.

Соответственно, у каждой компании появляется выбор:

  • Заключить с техническим центром постоянный договор на обслуживание;
  • Обращаться в центр только при поломке кассового аппарата;
  • Обращаться к частному мастеру для ремонта аппарата;
  • Принять в штат собственного специалиста (этот шаг будет выгоден в случае, когда у фирмы большое количество касс).

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Поправки в закон о ККТ: что изменится в обозримом будущем, а какие законодательные корректировки уже действуют? Ответы на эти и другие животрепещущие вопросы - в нашем обзоре.

Изменения, вступившие в действие в июле 2018 года

Законодательство в сфере применения онлайн-кассовой техники постоянно изменяется. Последние корректировки вступили в действие совсем недавно. Актуальная редакция закона «О применении ККТ…» № 54-ФЗ - от 03.07.2018 - привнесла ряд изменений в порядок использования онлайн-касс бизнесменами, занимающимися различными видами деятельности. Причем поправки, внесенные в закон, касаются не только тех, кто пока еще планирует перейти на обновленную кассовую технику, но и тех, кто уже с ней работает.

Основные вопросы, которые освещены в обновленном законе:

  • Более четко сформулировано понятие «расчеты».
  • Отложен срок перехода на онлайн-технику для отдельных категорий налогоплательщиков.
  • Некоторых бизнесменов освободили от ККТ.
  • Определена обязанность применения онлайн-техники при погашении займов.
  • Уточнены действия продавца при поломке фискального накопителя (ФН).
  • Увеличен срок получения карточки регистрации.
  • Изменены правила снятия кассового аппарата с учета в налоговой.
  • Откорректированы обязательные реквизиты чека ККМ.

Рассмотрим данные нововведения более детально.

Онлайн-касса, наличные и безналичные платежи

Одно из наиболее важных изменений, закрепленных обновленной редакцией закона 54-ФЗ, заключается в следующем: из понятия «расчеты», определение которому дано в ст. 1.1 этого нормативного акта, исключена фраза «электронные средства платежа», вызывавшая ранее множество вопросов и споров.

Теперь под расчетами понимаются как наличные, так и безналичные платежи. В связи с этим скорректировалось и само название закона:

Изменения Редакция от 03.07.2016 Редакция от 03.07.2018
Название закона О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации
Определение понятия «расчеты» Расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Это значит, что обязанность использовать онлайн-технику при продаже товаров или услуг возникает независимо от того, каким способом покупатели за них рассчитываются.

При перечислении средств с расчетного счета плательщика на расчетный счет получателя-ИП (или юрлица) кассовый чек пробивать не нужно.

Данное правило теперь закреплено и по отношению к авансовым платежам: если клиент (физлицо, предприниматель или компания) вносит предоплату наличными (или картой) в кассу, чек нужно пробить обязательно. При этом его можно отправить клиенту на e-mail или телефон в электронном виде.

Если же покупатель-гражданин внес безналичную оплату, не контактируя с продавцом, например, через оператора в банке или в интернет-магазине, пробить чек нужно не позднее, чем на следующий день (но до передачи товара), а также «вручить» его клиенту одним из следующих способов:

  • отправить в электронном виде, если известны контакты покупателя;
  • отправить бумажный вариант чека вместе с товаром;
  • передать бумажный чек при ближайшем взаимодействии с клиентом.

Следующий нюанс, на котором нужно остановиться, касается ситуаций, когда физлицо требует продавца вернуть переплату за предоставленные услуги (их перечень приведен в подп. 2.1 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ) либо если производится зачет авансов, внесенных за эти услуги.

В этих случаях продавец вправе сформировать один кассовый чек (или БСО) с указанием данных обо всех подобных расчетах за период, не превышающий месяца: за день, неделю, декаду и т. д. Такой сводный документ будет передаваться налоговикам в целях контроля.

И последнее новшество, на котором стоит остановиться: к расчетам теперь отнесены предоставление и погашение займов, направленных на оплату товаров, работ, услуг (в том числе кредитование граждан ломбардами). Однако до 01.07.2019 при предоставлении таких займов гражданам, не относящимся к ИП, онлайн-ККТ разрешается не использовать.

Кто вправе использовать ККТ с 01.07.2019

Для некоторых бизнесменов новая редакция закона о ККТ перенесла срок установки онлайн-касс до 01.07.2019 года. Это касается спецрежимников, работающих на ЕНВД или ПСН и соответствующих следующим критериям:

Кого дополнительно освободили от обязанности применять кассовую технику

Согласно обновленному законодательству, расширен перечень хозсубъектов, имеющих право не использовать онлайн-ККТ. В него добавлены (ст. 2 закона 54-ФЗ):

  1. Продавцы воды и молока в розлив.
  2. Продавцы товаров через механические автоматы при расчетах исключительно монетами, например, при реализации жвачек или бахил. При этом обязательным условием является отсутствие возможности подключения аппарата к электрической сети, а также автономной работы от батарей или аккумуляторов.
  3. Все кредитные организации.
  4. Торговцы бумажных журналов или газет.
  5. Разносная торговля на борту самолетов.
  6. Реализация страховых полисов через граждан-агентов.
  7. Компании, предоставляющие за плату парковочные места на дорогах общего пользования.
  8. Библиотеки (за исключением частных), предоставляющие платные услуги.

Кроме того, разрешено не выдавать чек и не отправлять его электронный аналог покупателям:

  • За перевозку грузов, пассажиров или багажа при расчетах посредством банковской карты, вебкошелька или иных средств электронных платежей;
  • В случае продажи товаров (за исключением подакцизных и технически сложных) через вендинговые аппараты с нанесенным заводским номером. При этом с 01.02.2020 года данные устройства должны выводить на дисплей QR-код, чтобы покупатель мог отсканировать чек на свой смартфон.

Другие изменения в законе «О ККМ»

Обновленный закон предусматривает ряд иных нововведений:

  • С 03.07.2018 года чек ККМ обязательно должен отображать QR-код.
  • Для исправления ошибочных сведений в чеке следует использовать чек коррекции. Раньше законодатели рекомендовали пробивать чек с признаком «возврат прихода» и оформлять новый на приход.
  • При ликвидации продавца больше нет необходимости представлять налоговикам заявление о снятии кассового аппарата с учета. Теперь это делается в автоматическом режиме на основании выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
  • Увеличен срок выдачи карточки регистрации кассовой машины с 5 до 10 дней. Без нее применять ККМ запрещено.
  • Разъяснены действия налогоплательщика при поломке фискального накопителя (ФН). Прежде всего, в течение 5 дней следует подать налоговикам заявление о снятии ККТ с учета либо о перерегистрации. Нерабочий ФН необходимо направить изготовителю на экспертизу. Если причиной поломки ФН является брак, то восстановленные сведения необходимо направить налоговикам в течение 60 дней с даты подачи заявления о снятии с учета.

Штрафы за некорректное применение ККМ

В соответствии с обновленным законом значительно расширился круг субъектов, обязанных применять онлайн технику с июля 2018 года. Следовательно, для них начинают действовать санкции за отсутствие кассовых машин и их некорректное применение.

Рассмотрим, какие штрафы ожидают компании и ИП, обязанные применять онлайн машины (п. 2-6 ст. 14.5 КоАП):

Вид нарушения Величина штрафа
На должностных лиц На юрлиц
Неприменение ККМ От 25% до 50% от суммы расчета без использования кассового аппарата, но не менее 10 тыс. руб. От 25% до 100% от суммы расчетов без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб.
Повторное нарушение в виде неприменения ККМ, если совокупная сумма расчетов составила 1 млн руб. и более Дисквалификация от 1 до 2 лет Приостановка деятельности до 90 суток
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям От 1,5 до 3 тыс. руб. От 5 до 10 тыс. руб.
Не представление сведений, запрошенных налоговиками
Невыдача кассового чека 2 тыс. руб. или предупреждение 10 тыс. руб. или предупреждение

Работа на устаревших ККТ контролерами приравнена к работе без кассовой техники (письмо ФНС РФ от 31.01.2017 № ЕД-4-20/1602), за это тоже последует наказание.

Срок исковой давности по перечисленным выше нарушениям - 1 год с того дня, когда было совершена провинность (п. 1 ст. 4.5 КоАП).