Предприниматели, осуществляющие торговлю на ярмарках, часто интересуются вопросом, не нарушают ли они закон, отказываясь от применения онлайн-кассы для расчетов с покупателями товаров. Давайте разберемся, представив конкретную ситуацию. Торговое предприятие, применяющее специальный (льготный) налоговый режим УСН (упрощенную систему налогообложения), решает участвовать в региональной выставке-ярмарке. Пусть это будет так называемый «Школьный базар». Возникает ли необходимость брать с собой на ярмарку контрольно-кассовую технику, или торговать можно без применения кассы при условии выдачи клиентам квитанции об оплате товара по их требованию. Об этом и поговорим в данной статье «Торговля на ярмарке ККТ».

Торговля на ярмарке ККТ – основные положения

При решении вопросов, связанных с применением контрольно-кассовой техники, опираться следует на текст Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ . Данный нормативный акт регламентирует все случаи применения кассового аппарата организациями и индивидуальными предпринимателями на любой системе налогообложения при проведении наличных и безналичных (с использованием платежных карт) расчетов с покупателями.

В настоящее время предприятия установили кассы нового образца – онлайн-кассы, оборудованные фискальным накопителем вместо ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной) и способные хранить и передавать сведения о расчетах с клиентами по сети интернет в налоговую службу через посредника – оператора фискальных данных (ОФД).

Согласно положениям данного Федерального закона, применять онлайн-кассы обязаны не все налогоплательщики. Чтобы понять, в каких случаях можно отказаться от использования у себя ККТ, необходимо обратить внимание на место осуществления торговли, обустроенности данного места, вида товара, приспособленности места торговли для обеспечения сохранности и демонстрации товара.

Важно! Отклонение времени на кассе от текущего времени не должно превышать 5 минут. Иначе предприятие будет оштрафовано на основании ч. 4 ст. 14.5 КоАП . Должностные лица заплатят от 1,5 до 3 тысяч рублей, ООО – от 5 до 10 тысяч рублей.

Торговля на ярмарке ККТ – нужно ли применять кассу при торговле на ярмарке

Обратимся к тексту пункта 2 статьи 2 закона № 54-ФЗ.

Согласно его указаниям, отказаться от применения кассы при проведении расчетов с покупателями имеют право индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются торговлей на ярмарках, на розничных рынках, в выставочных комплексах и на иных специально обустроенных для торговли территориях, но при условии, что товары не продаются со следующих мест торговли: (нажмите для раскрытия)

  • открытых прилавков, расположенных внутри крытых рыночных помещений, когда осуществляется продажа непродовольственных товаров (за исключением продажи непродовольственных товаров, перечисленных в тексте утвержденного Правительством РФ перечня (в данный момент таковой не утвержден));
  • магазинов, павильонов;
  • помещений контейнерного типа;
  • киосков, палаток;
  • автофургонов, автомагазинов, автолавок;
  • прочих торговых мест, обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров (помещений и автотранспортных средств, включая прицепы и полуприцепы).

Выходит, чтобы разобраться в том, нужна ли касса при торговле на ярмарке, необходимо сперва представить себе, как именно организована торговля на ярмарке, в которой налогоплательщик на УСНО желает участвовать. Кроме того, придется изучить ассортимент своих товаров. Давайте рассмотрим несколько вариантов:

Описание торгового места Уточнение Необходимость применения ККТ
Торговое место специальным образом обустроено (не важно, как именно, к примеру, отгорожено от соседних точек тряпичными стенами и потолком) Такое торговое не обеспечивает сохранность товаров.

Однако, торговля осуществляется практически из палатки.

Применять ККТ нужно, иначе налоговая служба предъявит претензию
Реализуются продовольственные товары. Продавец торгует со стола (с открытого прилавка) В данном случае значения не имеет, осуществляется торговля вне помещения или внутри рыночного помещения. ККТ применять не требуется
Фирма продает канцелярские принадлежности с лотка Ярмарка проходит вне помещения (под открытым небом) ККТ можно не применять
Торговля происходит внутри крытого помещения ККТ необходима

Торговля на ярмарке ККТ – административная ответственность за нарушения

В случае, если ККТ на ярмарке следовало применять, но ООО или ИП пренебрегли данным требованием закона и осуществляли расчеты «мимо кассы», это приводит к наложению административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ :

  • организации обязаны будут отдать от 75% до 100% выручки, полученной наличными средствами и/или через электронные системы платежа без использования кассы (минимальная сумма штрафа – 30 тысяч рублей);
  • должностные лица и индивидуальные предприниматели будут оштрафованы на 25-50% размера суммы расчета, осуществленного без использования кассы (как минимум 10 тысяч рублей).

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники организациями и ИП
ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ Об административной ответственности за отказ от применения ККТ при расчетах с покупателями

Типичные ошибки

Ошибка: Торговец на ярмарке обязан применять ККТ при расчетах с покупателями, но не устанавливает кассу, поскольку верит в то, что налоговые органы не узнают о нарушении закона.

Ярмарочная торговля представляет собой кратковременную и периодически повторяющуюся реализацию товаров с последующим совершением актов купли-продажи на основе осмотра и подбора образцов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Принципы ярмарочной торговли лежат в основе организационного построения и функциональной деятельности выставок-продаж, выставок-салонов, поэтому мы рассмотрим ярмарочную, выставочную торговлю в тесной взаимоувязке.

Ярмарочная торговля в России является традиционной формой торговли, имеющей достаточно древние исторические корни. Еще в 1641 г. по указу царя Михаила Федоровича была организована первая Российская ярмарка у стен Макарьевского монастыря, недалеко от Нижнего Новгорода. Среди участников ярмарочной торговли были богатые российские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, Ташкента, которые предлагали для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, серебро, лен и многие другие редкие товары. После пожара гостиного двора с 1816 г. ярмарочные торги перешли во вновь отстроенный каменный гостиный двор уже непосредственно в Нижнем Новгороде и с 1822 г. начинает работать Нижегородская ярмарка. Нижегородская ярмарка стала не только торговым сердцем России, она превратилась в крупный промышленный и культурный "перекресток" державы. В 1896 г. под председательством крупного российского предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова открылась первая Всероссийская торгово-промышленная выставка.

В начале XIX в. на Руси появляется еще одна крупная ярмарка - Ирбитская (бывшая Пермская губерния). В 1844 г. произошел бурный рост золотодобывающей промышленности в Сибири, что стало мощным импульсом активизации ярмарочной торговли.

Возрождение ярмарочной торговли в России можно отметить с 1991 г. Уже в 1993 г. Всероссийскому акционерному обществу "Нижегородская ярмарка" вручена высокая награда в Мадриде "Арка Европы Золотая Звезда", которая ранее вручалась лишь четырем компаниям планеты: Японии, Германии, Мексике и Испании.

Ярмарочная торговля в России как организационная форма установления коммерческих связей получила достаточно широкое распространение. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию торговли в виде выставок-продаж или выставок-салонов.

Выделим отличительные черты ярмарочной торговли: это -- оптовая реализация товаров по представленным образцам; периодичность торгов, предварительное установление сроков и места продажи, единовременное и массовое участие продавцов и покупателей.

Как правило, открытие и проведение ярмарок-выставок осуществляется на основе решения учредителей совместно с государственными местными органами власти. В результате издается приказ, в котором определены сроки проведения, порядок и условия участия, а также назначены общественные лица за проведение этих мероприятий.

При организации биржевой и выставочной торговли следует выделить три важных этапа: предварительный, организационный и подведения итогов.

Предварительный этап включает принятие решения и подготовку приказа о проведении ярмарки. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые обязаны разработать положение о проведении ярмарки и разослать информационные письма для участников с полной информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа разрабатывает и другие рекламные материалы типа пригласительных билетов, рекламных буклетов, карточек гостя и т. д. Издается рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия, т.е. стоимость участия с экспонатами и без них, цена аренды павильонов, стоимость заочного участия с использованием рекламных материалов и т. д.

Основными источниками доходов от проведения ярмарочной торговли является плата за участие, аренду под экспозиции, транспорт, аренду складских площадей, бронирование и приобретение билетов, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиторских работ, проведение технической и информационно-коммерческой консультации и комплекса дополнительных услуг.

Основная работа на организационном этапе заключается в подготовке рекламного каталога, включающего всех участников ярмарки, подавших заявки. Попасть в рекламный каталог в качестве участника ярмарки достаточно престижно, так как предоставляется возможность заявить о своей фирме и предлагаемых товарах, услугах. Помимо участников, в каталогах публикуется и другая новейшая рекламная научная и научно-техническая информация о других передовых фирмах России и мира, о передовом опыте, соответствующем профилю и тематике ярмарки или выставки-продажи. Организационный этап включает также оперативную работу по размещению гостей, организации их досуга, проведению ежедневных показательных ярмарочных торгов, презентаций и др.

Ответственными являются организация и проведение заключительного этапа , который включает в себя подведение итогов с выделением как положительных, так и отрицательных сторон в работе ярмарки. Именно этот этап является основой для принятия стратегических решений по дальнейшей перспективе ярмарочной торговли.

Организационное построение ярмарки включает в себя функционирование ярмарочного комитета вместе с его исполнительным органом -- рабочей группой. Каждый член оргкомитета имеет право решающего голоса. Возглавляется оргкомитет председателем. В некоторых организационных структурах по управлению ярмарочной торговлей предусматривается генеральный директор с его исполнительной дирекцией, который решает вопросы по оперативному руководству работой ярмарки-выставки, определяет порядок ее работы и осуществляет контроль за работой подчиненных ему служб по завозке образцов, их складированию, хранению. В его подчинении находятся многочисленные ярмарочные службы: технические, юридические, медицинские, правовые, транспортные, финансовые, рекламно-информационные и издательские, гостиничного или общего хозяйства, службы сервиса.

В целях отбора лучших образцов на время работы ярмарки создается конкурсная комиссия, членами которой приглашаются ведущие ученые, промышленники, крупные бизнесмены, представители государственных органов власти. Совершенно очевидно, что данное организационное построение ярмарок-выставок приводится как примерное, так как в конкретном случае организации ярмарочных или выставочных торгов учитываются те или иные особенности в зависимости от профессиональной направленности, объема и комплекса услуг, а также поставленных целей.

Основная цель ярмарочных торгов -- оптовая продажа товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями.

Предметом деятельности ярмарки является оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживанию деловых контактов, упорядочению процесса оптовой торговли, анализу и подготовке конъюнктурной информации, организации рекламы.

В отличие от ярмарок выставки-продажи, как правило, систематизируются по научным тематикам и направлениям.

В мире проводится ежегодно множество тематических выставок. Наиболее популярные из них: по проблемам экологии -- в Ганновере, Нижнем Новгороде, по проблемам металлургии и изготовлению машиностроительной продукции -- в Москве, Дюссельдорфе и т. д. Понятно, что в настоящих условиях, когда в России объемы производства падают, большинство видов продукции производственно-технического назначения без труда найдет своего покупателя. Поэтому именно сегодня становится очень важной выставочная продажа, на которой можно ознакомиться с новейшей информацией об аналогах более дешевых и более качественных товаров, о более перспективных направлениях научных технологий изготовления популярных и необходимых видов продукции, что мы имеем традиционно на товарном рынке сбыта.

Цель выставки-продажи -- демонстрация и представление с последующей реализацией новых видов продукции, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями.

Выставочная продажа является целесообразной формой апробирования рынка новейших товаров, реализация которых только начинается, т. е. они находятся на начальной стадии своего жизненного цикла, они еще не произведены массовыми партиями из-за опасения понести неоправданные убытки изготовителями в случае отсутствия спроса на эти товары.

Предметом деятельности выставки-продажи (выставки-ярмарки) является оказание услуг по ознакомлению с новыми видами продукции и заключению торговых сделок по ним, а также предоставление коммерческой и научно-технической информации с привлечением ведущих ученых и специалистов.

Классификационные признаки ярмарочно-выставочной торговли следующие:

Товарный , или продуктовый, признак выделяет ярмарки-выставки специализированные , на которых происходят показ и торговля определенными видами продукции той или иной отдельной отрасли, и универсальные , на которых реализуются различные виды товаров различных отраслей как промышленного, так и сельскохозяйственного комплекса.

Отраслевой признак разделяет ярмарки-выставки на отраслевые и межотраслевые . Среди межотраслевых следует выделить ярмарки, которые охватывают многоотраслевую продукцию, такие как медицинская, машиностроительная, биохимическая, космическая и т. д., а не товары строго одной какой-либо отрасли.

Классификация по территориальному признаку , по масштабу деятельности и объему товарооборота подразделяет ярмарки-выставки на международные, российские, межрегиональные, зональные и местные , ориентированные на территорию и масштабы внутреннего, национального, местного или внешнего рынка.

В современных условиях создаются новые организационные формирования по типу ярмарочно-выставочных организаций. К ним относятся ведущие ярмарочно-выставочные комплексы, такие как Внешнеторговое объединение АО "Экспоцентр", Всероссийское акционерное общество "Нижегородская ярмарка", внешнеэкономическое объединение "ЛенЭкспо", региональный коммерческий центр "Сибирская ярмарка" и др.

14-18 февраля 2005 года в Москве в выставочном комплексе ЗАО "Экспоцентр" проходила "Продэкспо-2005" - 12-я международная ярмарка продовольственных товаров, сырья и оборудования для их производства. "Продэкспо-2005" организована под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ при содействии Министерства сельского хозяйства РФ и Правительства Москвы. Экспозиционная площадь ярмарки - более 36 тысяч кв метров. Свою продукцию на ней представило 2200 фирм, предприятий и организаций из 60 стран.

Международная выставка-ярмарка "Твой бизнес - 2005", состоялась с 25 по 28 мая 2005 года в павильоне № 57 Всероссийского Выставочного Центра (ВВЦ). Организатором выступила выставочная фирма с 10-летним опытом работы ООО "АЗС-ЭКСПО" при поддержке Федерального агентства по промышленности, "ОПОРЫ России" (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства) и Российской Ассоциации Маркетинга. Основные задачи выставки: организация профессионального смотра рынка оборудования и технологий для малого бизнеса; представление широкого спектра услуг для малых предприятий; показ товаров и услуг малого бизнеса (в основном производственного назначения). http://www.rosprom.gov.ru/

  • 6 http://www.exponet.ru/
  • 2-31 августа 2005 года в г. Тюмень при организации Тюменской международной ярмарки состоялась выставка рекламной и издательской деятельности, товаров народного потребления, мебели, офисного и торгового оборудования «Школьная ярмарка - 2005».
  • 25-28 октября 2005 года на территории ВВЦ состоялась IV Московская международная промышленная ярмарка «MIIF -- 2005», которая за четыре года существования зарекомендовала себя идеальной платформой для демонстрации перспективных тенденций и технологий для всех отраслей промышленности и внедрения новейших достижений на российский рынок. Единая экспозиция ярмарки включила в себя семь специализированных выставок: «Промышленная автоматизация», «Гидравлика, пневматика, приводы и их элементы», «Энергосберегающие технологии и электрооборудование», «Испытательное и измерительное оборудование», «Электроника и связь в промышленности», «Промышленная кооперация и интеграция. Компоненты и материалы». Подобное объединение отраслевых выставок в крупнейшую промышленную ярмарку России позволяет расширить представление о возможностях отечественной промышленности, дает уникальную возможность успешного взаимодействия, как для продавцов, так и для покупателей. Экспозиция выставки размещалась на 360 стендах и была представлена 17-ю государствами (США, Австрия, Турция, Финляндия, Франция, Сербия, Черногория, Великобритания, Польша, Германия, Италия, Болгария, Китай, Латвия, Беларусь, Украина, Россия). Число экспонатов составило более 10 000 единиц. Выставку посетили более 1000 профильных специалистов региональных подразделений министерств и ведомств, среди них более 900 VIP-персон из 20 стран.

С 15 по 18 ноября 2005 г. в «Павильоне №69» Всероссийского выставочного центра в рамках «Международной промышленно-технологической ярмарки» состоялась IV Международная специализированная выставка «Подшипник-2005». По данным регистрации выставку «Подшипник-2004» посетили 3117 специалистов из России, Украины, Беларуси, Польши, Франции, Германии, Индии, Китая, Сингапура, Чехии, Литвы и Латвии. В числе участников такие крупнейшие заводы как: Самарский подшипниковый завод, Десятый и Второй подшипниковые заводы, Вологодский и Курский подшипниковые заводы, Торговый дом подшипникового завода №6, МОЗАЛ, SKF Eurotrade AB , TIMKEN , International Bearings PTE , Минский подшипниковый завод и Торговый дом ГПЗ-11, Харьковский и Луцкий подшипниковые заводы и т.д. Также в это время была проведена IV Международная специализированная выставка восстановленного, модернизированного и подержанного оборудования «РемашЭкспо-2005». Выставка «РемашЭкспо» - доказала свою значимость, экспоненты сообщают об успешных результатах по итогам участия. Такой успех участники связывают с возросшим качественным уровнем посетителей, число которых растет из года в год. «РемашЭкспо-2004», по данным регистрации, посетило 6132 специалиста из России и стран дальнего и ближнего зарубежья - Германии, Бельгии, Индии, Китая, Малайзии, Белоруссии, Украины, Латвии. Более 120 компаний из 17 стран мира приняли участие в выставке. В их числе такие крупнейшие предприятия как: Дмитровский завод фрезерных станков, европейская ассоциация восстановленного оборудования EAMTM, торговый дом Донпрессмаш, SA Muller, DUMA, завод Станкомодернизация СПБ, Luthy, RD Machines, ББ Консалтинг. http://www.1expo.ru/

11 января в Сочи проходила XII международная туристическая выставка-ярмарка "Курорты и туризм-2006". Это одна из крупнейших и популярных российских выставок в курортно-туристической индустрии. На ней была полноценно представлена информация обо всех курортах юга России и их лечебно-оздоровительных возможностях.

С 11 по 14 мая 2006 года в выставочном центре "Гостиный двор" будет проведена ежегодная Московская международная туристская ярмарка (MITF). Выставка является официальным мероприятием Правительства Москвы. MITF - одна из крупнейших туристских выставок в России. За 5 лет выставка выросла по числу экспонентов в пять раз. В 2005 году в работе MITF приняли участие 1029 компаний из 40 стран, 80 регионов России. MITF - 2005 посетило более 75 тысяч человек, что в три раза выше показателей 2001 года. http://www.turist.ru/

Подобные выставки представляют свой регион с позиции промышленного потенциала, масштабов деятельности, многопланового и взаимовыгодного сотрудничества, а главное -- четко обозначают ориентиры перспективного развития народного хозяйства и предпринимательской инициативы.

Рассматривая ярмарочную, выставочную торговлю, нельзя не выделить такой вид оптовой и розничной торговли, как аукционная торговля , при которой продавец, желая получить прибыль, использует принцип прямой конкуренции нескольких покупателей, одновременно присутствующих на продаже.

Аукцион (от латинского audio -- продажа с публичного торга) представляет собой продажу таких товаров, которые обладают индивидуальными свойствами и ценностями. Их реализация осуществляется с публичного торга в определенном месте и в заранее установленное время.

Аукционы как форма организации продажи товарных и иных ценностей по принципу "кто больше" бывают товарными и валютными. Основными сторонами аукциона являются: владелец ценностей -- продавец -- организатор аукциона -- покупатель. Аукционные торги проводит аукционист, наделенный полномочиями объявления цен во время торгов.

На товарных аукционах продаются произведения искусств; ювелирные изделия, меха, предметы антиквариата и другие уникальные, редко встречающиеся и пользующиеся повышенным спросом товары и иные ценности. Аукционы бывают, как правило, на повышение или на понижение цены в гласной или негласной форме.

При так называемом гласном аукционе на повышение цены торги начинаются после объявления минимальной цены, установленной продавцом. После этого покупатели делают добровольные прибавки до окончательной цены покупки, которые прекращаются после третьего удара молотка аукциониста, и гласного объявления номера покупателя и окончательной цены. Первоначальная цена определяется в договоре между организатором аукциона и владельцем товара.

При негласном (немом) аукционе покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки согласия на поднятие цены. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Негласное проведение аукциона позволяет сохранить в тайне покупателя.

При аукционной продаже аукционист не несет ответственности за проданный товар, так как покупатели имеют возможность достаточно подробно с ним познакомиться предварительно до проведения торгов.

Аукционы могут проводиться и на понижение цены, так называемые голландские аукционы. Они начинаются с объявления первоначально явно завышенной цены, которая постепенно понижается до той, по которой один из участников торга не выразит согласие продать товар.

Валютные аукционы организуются для конкурсной продажи за национальную валюту свободно конвертируемой валюты, имеющей высокую покупательскую способность. Валютные аукционные торги являются прообразом валютных биржевых торгов.

В последнее время получает распространение новая форма аукционных торгов в банковской системе -- ломбардно-кредитные аукционы, организуемые Центральным банком России с приглашением многочисленных представителей промышленности и коммерческих банков. В качестве аукционного лота (типовая единица купли-продажи в натуральном выражении) выставляются кредиты на товары, ресурсы и материалы.

Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированными специалистами. Организационное построение аукциона как коммерческой организации напоминает построение ярмарок. Управление осуществляет аукционный комитет, в состав которого входит директор аукциона, представители местных органов муниципальных властей. Директору аукциона непосредственно подчинены исполнительные службы, в том числе: финансовая, правовая, экспертная, коммерческая, транспортная, общего хозяйства и др. Аукционный комитет разрабатывает и утверждает правила аукционных торгов с графиком их проведения и назначением ведущего торгов -- аукциониста.

Экспертная работа завершается установлением стартовой цены. Все условия аукционной продажи фиксируются в аукционном соглашении, подписываемом торгующими сторонами.

Принятые от продавцов товары сортируются в зависимости от качества по стандартным партиям или единицам товара, т.е. по лотам. От каждой партии отбирается образец. Каждому лоту присваивается номер, по которому он будет выставляться на аукцион. Перед открытием аукциона подготавливается рекламный каталог с включением всех номеров лотов, который вместе с пригласительным билетом и правилами участия и проведения аукциона высылается всем приглашенным участникам. Все товары, включенные в рекламный каталог, вносятся в аукционную ведомость и в обязательном порядке выставляются для предварительного осмотра.

До начала аукциона, заблаговременно, обычно за 1,5--2 месяца, в прессе помещаются рекламные объявления с подробной информацией о времени проведения аукциона, месте, сроках, количестве и видах основных товаров, допущенных к торгам. Как правило, торги проводятся в специальном аукционном зале, имеющем форму амфитеатра. Аукционист объявляет номер лота, называет стартовую цену, вопрошая при этом "кто больше". После третьего удара молотка произносит слово "продано" и объявляет покупателя, назвавшего наивысшую цену. Бывают случаи, когда аукционист, не достигает намеченной цели, т.е. не удовлетворен предложенными ценами. В этих случаях он имеет право без лишних объяснений снять лот с торгов и выставить его повторно в следующий раз. После окончания торгов покупатель оформляет аукционную сделку, при этом получает от бухгалтера аукциона товарный чек в двух экземплярах. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего перераспределения полученной выручки, т. е. разницы между стартовой ценой и полученной. Порядок распределения выручки между организаторами аукциона и владельцами товаров предусмотрен в подписанном аукционном соглашении.

В практике проведения зарубежных аукционов используются автоматизированные способы. При этом изменение цены на повышение или понижение фиксируется покупателями с помощью нажатия электрических кнопок, отражающих цену на циферблате. Лот покупает тот, кто первый нажмет электрическую кнопку, останавливаемую стрелкой циферблата. Эта система проведения аукционов снижает трудоемкость и время проведения торгов.

На российском аукционном рынке наиболее популярными являются аукционы по продаже пушнины, например, всемирно известный пушной аукцион в Санкт-Петербурге, а также международные аукционы по торговле уникальными племенными рысаками в Пятигорске, Ростове-на-Дону, Москве.

Совет директоров РАО "ЕЭС России" рассмотрел подходы к формированию рынка мощности в рамках оптового рынка переходного периода и сделал заявление о планировании провести первый аукцион мощности в конце 2006 года. С 2010 года планируется начать торговлю мощностью, проданной на долгосрочном аукционе на три года вперед. Для того чтобы этот механизм заработал, необходимо принять ряд нормативных документов: постановление Правительства РФ об изменении правил оптового рынка переходного периода, порядок определения качества мощности, регламенты взаиморасчетов участников рынка и т.д., а также разработать правила проведения аукциона мощности на год вперед и долгосрочного аукциона мощности.

Как считают в Департаменте рынка РАО "ЕЭС России": "Запуск рынка мощности обеспечит дополнительные доходы производителям электроэнергии и станет серьезным инструментом привлечения инвестиций в российскую энергетику". http://www.rao-ees.ru/

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) РФ провело в 2005 году в России 270 (вдвое больше, чем в 2004 г.) аукционов на разработку нефтяных месторождений. Общая стоимость аукционных лотов, в которые были включены лицензии на нефтеразработку в России, превысила 30 млрд. руб. против 6.5 млрд. руб. по итогам торгов в 2004 г. http://www.inmarsys.ru/

Регулярно проводятся аукционы по продаже облигаций Банка России, аукционы департамента недвижимости (муниципальные торги), аукционы по продаже редких автомобилей, аукционы (в том числе и благотворительные) произведений искусства и др.

Организация ярмарочной, выставочной и аукционной торговли нуждается в действенном управлении со стороны государства, т. е. в создании единого органа -- центра, координирующего и обладающего достоверной информацией о деятельности этих прогрессивных форм торговли не только в России, но и во всем мире. Работа такого координирующего центра позволила бы участникам оптовой торговли согласовать свои действия и осуществить право оптимального выбора.

ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ЯРМАРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

в XVII-начале XX в.

ассистент кафедры истории Комсо-мольского-на-Амуре государственного педагогического университета

Татьяна Викторовна КИТ,

В настоящее время получают большое распространение международные, краевые, городские ярмарки, стимулирующие развитие рынка. Ярмарочная торговля способствует активизации конкуренции, создает благоприятные условия для продвижения к потребителю новых видов продукции, а также для развития передовых технологий и методов торговли. Поскольку история ярмарок в России насчитывает не одно столетие, полезным для современного развития Дальнего Востока является изучение исторического опыта организации ярмарочной торговли в регионе, государственной торговой политики.

Рост численности и значения городов в XVII в. заставил правительство установить правила ведения торговых операций, определить правовое положение купцов. Соборное Уложение 1649 г. сделало торговлю монополией посадских жителей: только посадские люди могли заниматься торговлей и ремеслом (гл. 19 «О посадских людях», ст. 1, 17)1. Крестьяне могли продавать лишь с возов и стругов.

Государство стимулировало развитие внутренней и внешней торговли, проводило протекционистскую политику (Торговые уставы 1653 и 1667 гг.): вместо множества пошлин устанавливался единый налог, ограничивалась торговая деятельность иностранцев в России. Для ее поощрения на окраинах страны, в первую очередь в Сибири, власть воевод над «купецкими людьми» ограничивалась «таможенным уставным правом» (Новоторговый устав 1667 г., ст. 35)2.

Торговые отношения, особенно касавшиеся иногородних и иноземных купцов, регулировались в законодательном порядке. Поскольку на ярмарках местные купцы чаще всего встречались с приезжими, торговля подлежала специальной регламентации. Определялся порядок ввоза и вывоза товаров, контролировалось их качество. Если купец вез купленный в своем городе товар в другой город, то он должен был объявить об этом в таможне и записать товар в отпускную книгу. Он подавал выпись в таможню, где голова сверял наличный товар. При обнаружении чего-либо сверх выписи голова брал товар «на великого государя» (ст. 28). Если на ярмарке выявлялись «худые товары», то их отсылали с «...бесчестьем с ярманки, чтобы впредь таких худых не возили и добрым товарам цены не портили» (ст. 45)3.

Свобода торговли иностранных купцов в Русском государстве значительно ограничивалась. Тот же Новоторговый устав запретил иноземцам продавать свои товары приезжим торговым людям, а продавать купецким людям того города, в котором, собственно, торговля и происходит, «и у них також товары всякие покупать» (ст. 60). Лишь на ярмарках и в пограничных городах разрешалось московским купецким людям торговать «с иноземцы всякими товарами вольно» (ст. 61)4. Некоторые исключения, сделанные из общих правил для ярмарочной торговли, особое внимание за порядком продаж на ярмарках стимулировали еще большее развитие самой распространенной формы русской торговли.

В эпоху Петра I произошли изменения в экономической жизни страны, которые неоднозначно сказались на положении крупного купечества. Менялись условия и структура торговли, пересматривались традиционные для Московской Руси нормы взаимоотношений купечества с государством. Однако правительство продолжало политику широкого распространения и поощрения ярмарочных торгов, в то же время узаконивались государственные налоги с ярмарок. В регламенте Главного магистрата (гл. 17) зафиксирована такая его обязанность, как «пещись об умножении ярманок»5, поскольку благодаря ярмаркам и торгам «...умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промыслы»6.

Сбор государственных пошлин на ярмарках производился при посредстве таможенного начальства уезда или города. На крупных ярмарках для взимания сборов назначались таможенные головы и целовальники. Помимо платы за право торговли в пользу государства существовали арендные сборы за торговые места в пользу местного собственника земли, на которой проходила ярмарка: монастыря, церкви, частного лица или города.

Царским Указом от 16 января 1721 г. все городское население, кроме иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей», было разделено на две категории, которым разрешалось открывать свои дела-торговать, оказывать услуги. Этим Указом купечество лишилось былой монополии-теперь могли торговать все кроме военных.

В 1754 г. был принят закон «О суде и о хранении купцов от обид на яр-манках», согласно которому под ведомством магистратов и ратуш в Москве и других городах создавались Словесные суды между купцами, в них входили по два человека из купечества по выбору и по одному человеку из членов магистратов и ратуш. Два купеческих выборных менялись погод-но. Законодатель беспокоился о «нечинении обид и притеснений купцам, приезжающим наярманку». Из ближних городов от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий было необходимо определять «пристойные команды», чтобы они в случае необходимости помогали купцам и от обид их охраняли, «.дабы чрез то ярманки умножаться, а купецкие люди в лучшее состояние приходить могли»7. Необходимость торгового регулирования, обеспечения ярмарочного мира привела к возникновению особого ярмарочного права.

В русле политики поощрения внутренней торговли вышел в 1755 г. Таможенный устав, который разрешил «.все российские товары на внутренний расход российским купцам продавать, покупать и внутри России торговать беспошлинно» (гл. 1)8. В восьмой главе устава, озаглавленной «О суде и о хранении купцов от обид на ярманках» подтвержда-

ются принятые ранее положения о создании Словесного суда и пристойных команд. Устав предусматривал ситуацию, когда судом в «купеческих просьбах. удовольствия чинено не будет», тогда «.просить определенного от Магистратов и Ратуш члена, который должен чинить по справедливости»9.

Таможенный устав стал в то же время первым шагом в изменении прав торговавших на ярмарках, что было связано с завершением формирования новой социальной и торговой политики, основанной на принципах сословности. «Свободная торговля на ярмарках, даже и вне городских поселений, предоставлена была только купцам, а крестьянская торговля была ограничена покупкою или продажею только определенных предметов, необходимых большей частию для удовлетворения нужд сельского населения»10. Еще большие сословные ограничения в ярмарочной торговле устанавливались Положением о процентном сборе с капитала 1775 г. и Городовым положением 1785 г. («Грамота на права и выгоды городам Российской империи»). Они закрепили отстранение от ярмарочной торговли не только сельского населения, но и части купечества и городского посада.

В период реформ 70-80-х гг. XVIII в. оформилась организация гильдейского купечества, была продолжена правовая регламентация торговых отношений. По Городовому положению каждый, каким бы он ни был (пола, лет, рода, поколения, семьи, состояния, торга, промысла, рукоделия или ремесла), мог записаться в купеческую гильдию. Единственное условие - объявление капитала: для первой гильдии - от 10 до 5 0 тыс. руб., для второй-от 5 до 10 тыс. руб., для третьей - от 1 до 5 тыс. руб. Принадлежность к гильдии определяла социально-экономические права купца. Купцам первой гильдии дозволялось «.производить всякие внутри и вне империи торги» (ст. 104)11, иметь фабрики, заводы и морские суда. Купцы второй гильдии могли торговать лишь внутри империи и «.товары возить водою и сухим путем по городам и ярманкам» (ст. 108)12. Не запрещалось им иметь фабрики, заводы и речные суда. Купцам третьей гильдии «.не только дозволялось, но и поощрялось производить мелочный торг по городу и по уезду, продавать мелочный товар в городе и в округе, и тот мелочный товар возить водою и сухим путем по селам, селениям и сельским торжкам, и на оных торжках продавать, выменивать и покупать потребное для мелочного торгу оптом или подробно в городе или округе» (ст. 114)13.

Городовое положение не делало внутреннюю торговлю привилегией лишь гильдейского купечества, но права на ведение торговых операций другими социальными категориями были урезаны. Посадские могли иметь в своем доме лавку с «собственным рукоделием или с мелочию. продавать плоды, овощи» (ст. 141-144)14, т.е. торговля жителей посада ограничивалась его территорией так же, как ограничивалась торговля купцов третьей гильдии уездом того города, в котором они были записаны. Неограниченное право торговли на ярмарках всей России имели только купцы двух первых гильдий. Крестьяне могли заниматься торговлей (имелось в виду профессиональное занятие) только в том случае, если поступали в купцы и брали на себя несение городского тягла.

В целом система ограничений осуществлялась определенным порядком.

1.На городских ярмарках могло торговать местное население, несущее купеческое или мещанское тягло. Из приезжих иногородних могли торговать оптом или в розницу только купцы первой и второй гильдий. Дворянам разрешалось торговать оптом и лишь продуктами собственного хозяйства или изделиями своих фабрик и заводов, а крестьянам - предметами своего хозяйства. Крестьяне могли закупать оптом и в розницу разрешенные им к продаже товары.

2. На уездных сельских ярмарках могли торговать оптом или в розницу только купцы первой и второй гильдий. Купцам третьей гильдии разрешалось торговать оптом и в розницу на тех ярмарках, которые проходили в городах уезда, где эти купцы были записаны. Дворяне и крестьяне торговали на уездных ярмарках на тех же основаниях, что и в городах, причем крестьянам на ярмарках предоставлялось право розничной продажи товаров, перечисленных в Таможенном уставе15.

Городовое положение регламентировало порядок проведения ярмарок и еженедельных базаров. Назначалось в городе «.место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте городовой магистрат велить поднять знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать; со спущением же знамени запрещение таковое снимается» (ст. 25)16.

В каждом городе согласно Городовому положению должна учреждаться одна ежегодная ярмарка или более «.смотря по обстоятельствам и удобности» (ст. 26). Для этого назначалось время и место, куда «.иногородние люди всякие товары беспрепятственно привозить, торги, покупки и продажи производить могли, непроданное же не запрещается за город отвозить» (ст.26)17.

Процедура открытия ярмарок предусматривала инициативу и установление контроля местной и центральной властей. В городах купеческое и мещанское общества могли подавать ходатайства губернаторам после обсуждения их на городских купеческих и мещанских собраниях. Побудительной причиной для городских обществ была материальная выгода, которую приносили ярмарки вследствие оживления в городе торговой деятельности и культурно-общественной жизни. «Увеличение численности населения города за счет покупателей и торговцев на период ярмарки приносило городу доход от сдачи в аренду мест и лавок на торговых площадях, горожанам - от сдачи квартир под жилье, а хозяйственных построек - под склады»18.

В губерниях и уездах открытие ярмарок регулировалось Общим губернским учреждением. Инициаторами могли выступать сельское общество или губернская администрация. В отличие от городских сельские ярмарки часто возникали как стихийные «торговые дни» во время приходских церковных праздников, стечения народа на богомолья к чудотворным иконам и лишь после того, как сроки и время торговли становились более-менее постоянными, учреждались официально. Многие сельские ярмарки, начавшись с сезонной торговли, получали статус торжка, а затем-ярмарки.

После проведенной Александром I административной реформы вопросы торговли и промышленности перешли в ведомство Министерства внутренних дел, в том числе проблемы создания частных торгов, учреждение ярмарок, сведения о движении на них товаров. Правительство

продолжало политику поощрения развития ярмарочной торговли. Была пересмотрена проблема ограничения крестьянской торговли, поскольку именно крестьяне составляли основную массу податного населения. Для стимулирования торговли среди крестьян государство разрешило им торговать по специальным свидетельствам, оплачиваемым пошлинами по трем разрядам. Однако, уравняв крестьян в торговых правах с купцами, правительство невольно ущемило их интересы в ярмарочной торговле, так как раньше крестьяне могли беспошлинно торговать предметами собственного хозяйства и промыслов.

В 1814 г. министр внутренних дел ознакомился с частными просьбами о разрешении иногородним купцам 3-й гильдии и другим низшим классам, крестьянам участвовать в ярмарочной торговле, чего ранее не допускалось, так как пространство их торга по Городовому положению должно было ограничиваться тем уездом или городом, где они записаны. Кроме того, «.постановление о сборе с крестьян пошлин за торговые свидетельства затрудняло допущение на Макарьевскую ярмарку крестьян, не имеющих свидетельства»19. По представлению нижегородского губернатора выяснилось, что с самого начала существования ярмарки в Нижнем Новгороде на ней торговали все свободно, и от этого со временем она увеличивалась. Поскольку торговавших разночинцев было почти вдвое больше, чем торговых гостей высшего класса, то при воспрещении им торга, как утверждал губернатор, «купцы терпят важную расстройку».

Исходя из полученных сведений министр внутренних дел нашел, что «ярмарки учреждать дозволено именно для того, дабы иногородние могли туда привозить, покупать, продавать товары. без ограничения какого-либо класса. ярмарка не что иное, как общий рынок, где свободная троговля всем состояниям должна быть дозволена беспрепятственно»20. В результате 29 мая 1814 г. вышел закон «О дозволении производить торговлю на ярмарках всем состояниям». Суть этого закона заключалась в предоставлении всем состояниям беспрепятственной свободной торговли на всех существовавших в России ярмарках во «.время продолжения оных; по окончании же срока ярмарок распродажа товаров должна подвергаться общим государственным постановлениям»21.

Для стимулирования экономического развития государства, увеличения оборотов внутренней торговли ярмарки были выделены в особую беспошлинную форму торговли. Согласно принятому в 1826 г. закону «О допущении некоторых облегчений по части гильдейских повинностей» сделки купли-продажи на ярмарках «.оставлены свободными, кроме того, что особенно постановлено относительно иностранцев, то и никакой проверки торговли на ярмарках и при проезде на оные не делать»22.

В 1827 г. было подтверждено право торговли на ярмарках без покупки торговых свидетельств.

Торговый устав, действовавший в первой половине XIX в., включал в себя уставы 1832, 1842, 1857 гг., изложенные в XI томе Свода законов Российской империи. Все они основаны главным образом на законе от

14 ноября 1824 г. «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Торговля признавалась преимуществом городских сословий: купеческого и мещанского. Чтобы лицо, не принадлежавшее к этим сословиям, могло заняться торговлей, оно должно было записаться в мещане или в одну из купеческих гильдий, что было

сопряжено с отбыванием всех повинностей того сословия, к которому обыватель приписывался. Исключение сделали только для крестьян, которым торговать разрешалось без «записки» в купеческое и мещанское сословие: для них была установлена запись в особые торговые разряды (Устав торговый, ст. 13, 337, 343). Лавочная торговля, мелкие промыслы в селах и деревнях были предоставлены исключительно крестьянам, причем в своем селе они могли торговать и промышлять беспошлинно. Городским обывателям - купцам, мещанам и посадским-лавочный торг в селениях и вне города был воспрещен. Лишь на сельских ярмарках городские жители могли вести торговлю (там же, ст. 344, 345, 349, 351)23.

Таким образом, в законодательном порядке ярмарочная торговля была выделена в особый вид торговых отношений, регулируемый специальными нормами права. В отличие от других видов торговли ярмарочная не облагалась пошлинами и на нее не распространялся принцип сословности. По Уставу торговому ярмарки определялись как общие торги, на которых в продолжение определенного законом или обычаем времени дозволялась вольная и беспрепятственная торговля для всякого рода товарами. Такая правительственная политика делала ярмарки привлекательной и доступной формой торговли и способствовала их распространению.

После освобождения крестьян были изданы новые положения о пошлинах за право торговли и других промыслов (законы 1 января 1863 г. и 9 февраля 1865 г.), установленные на иных началах. В законе 1863 г. говорилось, что «свидетельства, как купчие, так и промысловые, могут выдаваться лицам обоего пола русским подданным всех сословий и иностранцам»24. Мелочные, разносные торги и мещанские промыслы были дозволены лицам всех состояний. Однако прочие виды торговли (оптовая, розничная) остались преимуществом купеческого сословия.

Ярмарочная торговля была особым привилегированным видом торговли, на который не распространялись некоторые ограничительные правила, характерные для торговой политики. В сентябре 1864 г. приняли «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета» о применении существующих для Нижегородской ярмарки правил к другим ярмаркам25. Тем самым подтверждался вышедший в 1814 г. закон о дозволении производить на ярмарках торговлю всем состояниям. Закон 9 февраля 1865 г. «О пошлинах на право торговли и промыслов» освобождал торги, совершаемые на ярмарках, от платежа торговых пошлин.

Развитие капиталистического рынка в России во второй половине XIX в. в корне меняло характер и значение торгового капитала. Если ярмарки были основными центрами торгового оборота в экономике крепостнической России, то с развитием сети железных дорог, укрупнением купеческого капитала стала складываться единая постоянно действующая система организации торговли. С ростом внутреннего товарооборота на первое место по значению вышла стационарная торговля.

Во второй половине XIX в. произошла смена правительственного курса по отношению к ярмаркам. В 1869 г. Министерство внутренних дел сделало предложение по поводу некоторых изменений и дополнений в положения о пошлинах на право занятий торговлей и промыслами. Министерство находило «.необходимым отменить льготу с платежа пошлин ярмарочных торгов»26. По мнению министерства, такое приви-

легированное положение ярмарок отрицательно сказывалось на развитии местной стационарной торговли.

Основная причина пересмотра льгот для ярмарок заключалась в том, что государство теряло доход, который мог бы поступать в казну с данного вида торговли, как и с остальных видов и форм торга. Появилась целая категория купцов, уклонявшихся от уплаты торговых пошлин. Они вели свои торговые операции только на ярмарках, переезжая с одной на другую и не платя ничего в казну. Если бы они занимались стационарной торговлей, то им пришлось бы выкупать свидетельства и билеты, а также платить установленный процент с товарооборота.

Ярмарочная торговля, как объяснялось в министерской записке, - это торговля вразвоз, «.и если закон облагает пошлиной ничтожную развозную торговлю, то нет оснований оставлять беспошлинной ту же торговлю в более широких размерах»27.

В 1876 г. Министерство финансов и Министерство внутренних дел приступили к разработке проекта об отмене беспошлинной ярмарочной торговли. 3 марта 1883 г. Государственный совет рассмотрел проект закона

об отмене беспошлинной торговли на ярмарках Российской империи, согласно которому все ярмарки делились на пять разрядов. К первому относилась Нижегородская ярмарка; ко второму-ярмарки, длившиеся более чем двадцать один день; к третьему-от пятнадцати до двадцати одного дня; к четвертому-от восьми до четырнадцати дней; к пятому-ярмарки, длившиеся менее семи дней.

От уплаты торговых пошлин освобождались:

Торговля сельскохозяйственными предметами, продуктами, кустарными произведениями;

Развозная и разносная торговля мануфактурными товарами, но только мещанами, имевшими специальные свидетельства;

Стационарная торговля в помещениях в пределах местности, отведенной под ярмарку;

Предприниматели, имевшие право на мелочный торг и ведущие исключительно мелочный торг;

Вся торговля на ярмарках пятого разряда.

Остальные разряды ярмарок, действовавших более семи дней и имевших крупный товарооборот, подлежали обложению пошлинами.

При выдаче ярмарочных билетов независимо от казенных пошлин взимался процентный сбор в пользу города или земства. Если в городе не действовало положение о городах и земствах, то взыскивался сбор в пользу государства. Оптовые торговцы должны были приобрести билет первой гильдии, розничные - второй гильдии, мелочные - билеты на мелочный торг, а приказчики - свидетельства. Ярмарочные билеты и свидетельства приказчиков сохраняли свою силу в течение всего срока торгов.

Проект, утвержденный Государственным советом 26 апреля 1883 г., лишил ярмарочную торговлю одной из ее привилегий - беспошлинно-сти торгов. Другая прерогатива ярмарок-бессословный принцип торговли стал характерен для всех видов торговой деятельности и перестал служить поощрением ярмарочной торговли.

В конце XIX в. окончательно потеряли силу сословные ограничения в торговой политике. Положение о государственном промысловом налоге от 8 июня 1898 г. обусловило право производства всех видов торговли

выборкою промысловых свидетельств, которые никаких сословных преимуществ не предоставляли. С них взимались сборы в зависимости от разрядов торговых предприятий. Налог брался с цены промысловых свидетельств на торговые предприятия первого и второго разрядов, включая и ярмарочные. Однако государственному промысловому налогу не подлежали торговые предприятия третьего, четвертого и пятого разрядов, личные промысловые занятия на всех ярмарках, а также все торговые предприятия на базарах и ярмарках, продолжавшихся не более четырнадцати дней.

Торговля на окраинах государства остро нуждалась в поощрительных льготах, как и мелкие ярмарки четвертого и пятого разрядов. Поэтому от уплаты пошлин освобождалась торговля и другие промыслы, производимые донскими и уральскими казаками в пределах их войсковых земель, а амурскими и уссурийскими казаками - в Амурской и Приморской областях (Положение о государственном промысловом налоге)28.

В развитии ярмарочного права в России можно выделить следующие этапы:

Середина XVII в. - началась специальная регламентация торговых отношений на ярмарках, появились поощрительные исключения из правил торговли для них;

Середина XVIII в. - вышли особые законы о порядке ярмарочных торгов, возникло ярмарочное право;

Первая четверть XIX в. - выделение ярмарочных торгов в особую беспошлинную форму торговли, введение бессословного принципа ярмарочной торговли;

Вторая половина XIX в. - смена правительственного курса по отношению к ярмаркам, отмена беспошлинности ярмарочной торговли кроме торговли на ярмарках пятого разряда;

Конец XIX в. - искоренение принципа сословности торговых отношений, освобождение от пошлин ярмарок, продолжавшихся менее четырнадцати дней.

Развитие стационарной торговли оттеснило ярмарки на второй план, привилегии сохранились лишь за небольшими ярмарками.

Изменения затронули также порядок открытия и закрытия ярмарок.

2 января 1845 г. были учреждены губернские правления, в компетенцию которых вошли дела по учреждению ярмарок. Открытие в уездных селах новых ярмарок и базаров зависело от губернаторов. Местные жители извещались об этом через губернские ведомости. Если открытие ярмарки или базара намечалось в городе, губернатор вместе с губернским правлением составлял соответствующее представление в Министерство внутренних дел, которое решало вопрос29.

Особыми полномочиями обладали комитеты казачьих войск на территории своих поселений. В мае 1886 г. было принято Положение военного совета «О предоставлении комитету казачьих войск разрешать перенесение ярмарок, а также открытие и закрытие оных». Комитет в поселениях казачьих войск имел право разрешать перенесение времени ярмарок в том пункте, где они учреждены, перемещать ярмарки из одного места в другое, открывать и закрывать ярмарки в тех случаях, когда к удовлетворению ходатайств местных начальств не встречались препятствия со стороны министерств30.

Согласно Торговому уставу в течение года в населенном пункте могла состояться одна ярмарка, но при необходимости учреждалось и более. Это обуславливалось тем, что в определенное время года в город или село стекалось большое количество торговцев и покупателей и обороты товарообмена представляли интерес и с точки зрения экономического развития региона, и с точки зрения фискальной, так как с каждой ярмарки шел определенный доход в местную казну в виде ренты, выплачиваемой с арендных площадей и помещений. Инициаторами открытия торгов могли быть мелкие торговцы, крестьяне и сельские общества.

Ежегодные статистические сведения о численности ярмарок, их товарооборотах, денежных сборах поступали в казну и собирались департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов. К сожалению, ни одним ведомством не было составлено полного списка ярмарок, существовавших в империи.

С появлением в ходе земской реформы новых органов местного управления порядок открытия ярмарок изменился. Согласно ст. 83, п. 7 Положения о земских учреждениях 1890 г. открытие новых ярмарок, перенесение их в другие местности, продление сроков прохождения ярмарок и закрытие разрешалось министром внутренних дел. Предварительно ходатайства сельских обществ и частных владельцев по вопросам, касавшимся ст. 83, п. 7, рассматривались уездными и губернскими земскими собраниями и передавались затем начальникам губерний на окончательное заключение губернских по земским и городским делам присутствий31.

Министерство внутренних дел составляло сообщение об открытии ярмарок и передавало его в Третье отделение Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов. Третье отделение рассматривало все препровождаемые бумаги (постановления земских собраний, заключения местных начальств) и, если встречало во всех отзывах единогласие, сообщало Министерству внутренних дел о неимении препятствий к открытию новых ярмарок. Если из переписки усматривались неясности или разногласия, например между земством и губернатором, то о действительном положении дела и нуждах местной торговли запрашивались управляющие казенными палатами и составлялся ответ Министерству внутренних дел.

В большинстве случаев ходатайства губернаторов удовлетворялись министром внутренних дел по соглашению с финансовым ведомством. «Вследствие согласия в точке зрения двух Министерств на значение ярмарок для нашей торговли, случаи отказов в открытии оных-редкие исключения»32.

В губерниях, где Положение о земских учреждениях не было введено в действие, губернаторы по ходатайству местных сельских и городских общественных учреждений разрешали посредством губернского правления открытие новых и закрытие в селениях, городах, посадах и местечках старых ярмарок, как и перевод с места на место торгов, торжков и базаров, изменение их сроков. Открытие ярмарок по ходатайству местных общественных учреждений разрешалось губернаторами в том случае, если определяемый для ярмарок срок не превышал одной недели (Свод губернских учреждений, т. 2, изд. 1892 г., ст. 331).

Обилие инстанций, рассматривавших вопрос о ярмарках (два земских собрания, губернатор, губернское по земским и городским делам

присутствие), в достаточной степени гарантировало правильность его решения, но в то же время создавало волокиту и промедление. Поэтому в 1899 г. министр финансов направил министру внутренних дел предложение во избежание излишней переписки между ведомствами «.передать разрешение вопросов, связанных с открытием, перенесением в другие местности, продлением сроков и закрытием ярмарок, местным начальст-вам»33. Министр финансов полагал вполне достаточным для губернаторов требовать заключение по данным вопросам от управляющих местными казенными палатами, представителей интересов финансового ведомства в губерниях. В этом случае ходатайства относительно ярмарок могли бы рассматриваться местными инстанциями и разрешаться губернаторами; и лишь при несогласии с мнением губернских присутствий управляющих казенными палатами вопрос должен был поступать на окончательное решение министра внутренних дел по соглашению с министром финансов.

На данное предложение министр внутренних дел ответил согласием. В свою очередь он предлагал к делам, означенным в п. 7 ст. 83 Положения

о земских учреждениях, применить установленные в ст. 82 и ст. 84 того же положения правила относительно постановлений земских собраний, подлежавших утверждению губернатора, чтобы «.на рассмотрение губернского присутствия подлежали передаче также и те из указанных в п. 7 ст. 83 Положения о земских учреждениях дел, по которым не состоится соглашение губернатора с управляющим казенными палатами, а окончательное разрешение сих дел зависело бы от министра внутренних дел по соглашению с министром финансов»34.

Министр внутренних дел находил нужным соответственно изменить и ст. 331 Общих губернских учреждений, предоставляя власти губернаторов разрешение ходатайств об открытии ярмарок на срок свыше одной недели, а также о закрытии или переводе с одного срока на другой или с одного места на другое ярмарок уже существовавших.

Проект постановления, предложенный министром внутренних дел,

28 апреля 1900 г. был рассмотрен на Государственном совете, а 5 июня 1900 г. утвержден Его Императорским Величеством. Появился новый закон «О ярмарках», согласно которому вопросы, касавшиеся открытия и закрытия ярмарок, перенесения их в другие местности, изменения сроков ярмарок, передавались на рассмотрение и решение местным властям. Лишь в случае несогласия управляющих местных казенных палат с мнением губернского присутствия упомянутые вопросы должны были решаться министром внутренних дел по соглашению с министром финансов. К компетенции губернаторов по новому закону относилось удовлетворение ходатайств об открытии ярмарок на срок более одной недели. Это способствовало быстрому открытию новых ярмарок и было особенно важно для местностей, удаленных от городов и торговых путей.

В соответствии с законом открывались ярмарки и базары и на Дальнем Востоке. В середине 80-х гг. XIX в. в с. Никольском Приморской области была сделана попытка учредить ярмарку, но вследствие малонаселенности с. Никольского и окрестностей, а также из-за отсутствия путей сообщения она не осуществилась.

В начале XX в. в г. Никольске-Уссурийском картина экономического развития была иной. Проведение железной дороги привело к наплыву новых переселенцев. Из деревень стали ежедневно приезжать крестьяне для

сбыта своих продуктов, а в праздничные дни их наплыв был настолько велик, что на базаре не хватало места для возов. Поэтому собрание уполномоченных города решило ходатайствовать об учреждении в Николь-ске-Уссурийском ярмарки и высказало свои соображения: «.город находится на скрещении двух железнодорожных линий, в связи с чем он стал центром района Южно-Уссурийского края, населенного почти исключительно земледельческими крестьянами и корейцами. Из Европейской России переселяются только землепашцы (т.к. малоземелье), кустари остаются в центре России, поэтому кустарные производства в крае находятся в зачаточном состоянии и деревни вынуждены приобретать на стороне простейшие предметы ремесла. Ярмарки здесь более необходимы, чем в Европейской России»35. Поскольку более оживленный обмен сельскохозяйственными продуктами и привозными товарами осуществлялся в городе весной и осенью, то уполномоченные предлагали проводить ярмарки в это время.

Сообразуясь с ярмарками в окружающих город селениях, уполномоченные полагали более подходящим для Никольска-Уссурийского назначить весеннюю ярмарку 17 марта, в день Алексея, человека Божия, а осеннюю -22 октября, в день Казанской Божьей Матери36. Оба праздника были хорошо известны в простонародье. В это время дороги были сухими, твердыми, а население свободно от зимних и летних работ.

Постановление уполномоченных об учреждении в г. Никольске-Уссу-рийском ярмарки было представлено городским общественным управлением в присутствие Приморского областного правления 17 июля 1901 г. Основываясь на статьях Устава торгового, изданного в 1893 г., на ст. 331 Общего губернского учреждения, изданного в 1892 г., на ст. 108 Городового положения, на циркуляре хозяйственного департамента 10 октября 1879 г., Приморское областное правление определило разрешить создание двух пятидневных ярмарок в Никольске-Уссурийском, но предварительно было необходимо разрешение военного губернатора Приморской области, который утвердил постановление областного правления и согласно ст. 331 Общих губернских учреждений обратился за одобрением своего решения к министру внутренних дел 25 июля 1901 г.

Последовательный порядок рассмотрения проблемы открытия ярмарки в Никольске-Уссурийском можно представить таким образом:

Постановление собрания уполномоченных города;

Представление городского общественного управления;

Определение Приморского областного правления;

Утверждение военного губернатора Приморской области;

Уведомление министра внутренних дел.

Одновременно в г. Хабаровске рассматривался вопрос, поднятый Городской управой, об учреждении двух ежегодных ярмарок. 20 марта 1901г. Городская управа вошла с докладом в Городскую думу о необходимости учреждения в Хабаровске ярмарки. Управой были представлены доводы.

1. В бытность Хабаровска еще селением при губернаторе генерале Тих-меневе с открытием весной навигации существовал съезд инородцев, привозивших на продажу пушнину и покупавших предметы домашнего обихода и орудия лова зверей. Этот съезд существовал и в начале XX в.

2. Весной с первыми пароходами сверху, с рек Сунгари, Амура и Уссури, открывалось массовое движение грузов в Хабаровск. Зерновым

хлебом, рогатым скотом, растительными маслами снабжались потом весь Северо-Уссурийский край и низовья Амура.

3. Осенью, с половины сентября, начиналась доставка в город предметов добывающей промышленности, огородных овощей, фруктов, изделий кустарных промыслов.

4. По отзывам торгующих, потребителей можно разделить на четыре категории: 40 % - горожане,10%- переселенцы, 10-15 % - инородцы, 35-40% - казаки и крестьяне, т.е. 60% товаров, находившихся в городе, приобретались чуждым городу населением.

Исходя из сведений управа сделала вывод: «Экономический рост города в торговом отношении, что подтверждается данными пароходных обществ, железных дорог и фирм за последние пять лет увеличился вдвое; необходимо открыть в городе две ярмарки: с 10 мая по 1 июня и с 15 сентября по 1 октября»37.

Рассмотренные Городской думой документы были переданы Городскому голове, который в свою очередь ходатайствовал перед военным губернатором Приморской области об учреждении в Хабаровске двух ежегодных ярмарок.

Военный губернатор Приморской области по областному управлению

20 октября 1901 г. составил представление приамурскому генерал-губернатору и приложил копию ходатайства Городского головы. Военный губернатор отмечал, что «ввиду того крупного в экономическом и торговопромышленном смысле значения для города Хабаровска и тяготеющих к нему поселений, которое будут иметь проектируемые ярмарки, я нахожу ходатайство думы заслуживающим удовлетворения»38.

3 ноября приамурский генерал-губернатор сообщил на благоусмотрение министра внутренних дел о намерении открыть в Хабаровске две ежегодные ярмарки: первую (весеннюю) Николаевскую (с 9 мая по 1 июня) и вторую (осеннюю) Воздвиженскую (с 14 сентября по 1 октября).

Для открытия ярмарок в Хабаровске были задействованы иные органы местного управления в отличие от Никольско-Уссурийского. Схематично порядок создания ярмарок в Хабаровске можно изобразить в таком порядке:

Доклад Городской управы;

Решение Городской думы;

Ходатайство Городского головы;

Представление военного губернатора Приморской области;

Сообщение приамурского генерал-губернатора министру внутренних дел.

Развитие ярмарочного права в России происходило в тесной взаимосвязи с поощрительной политикой государства в области внутренней торговли. Во второй половине XIX в. государственные приоритеты изменили роль и место ярмарок в экономической жизни страны. Власть переключила внимание на стационарные формы торговли, однако не могла не стимулировать и развитие мелких ярмарок, поскольку крестьяне были основными налогоплательщиками и получаемый ими доход от продажи товаров гарантировал своевременную уплату податей. Поэтому в конце XIX-начале XX в. была упрощена процедура открытия ярмарочных торгов и подтвердилось освобождение от пошлин ярмарок низших разрядов.

1 Российское законодательство X-XX веков. М., 1985. Т. 3. С. 201-205.

2 Там же. Т. 4. С. 123.

3 Там же. С. 122-125.

4 Там же. С. 127.

5 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Типография II отделения с. е. и. в. канцелярии, 1830. Т. 6. 1720-1722.

6 РГИА Ф. 1287, оп. 4, д. 3382, л. 25.

7 ПСЗРИ. Т. 14. 1754-1757. С. 66-67.

8 Там же. С. 463.

9 Там же. С. 473.

10 Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX-начале XX в.: Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул, 2001.С. 49.

11 Российское законодательство. Т. 5. С. 92.

12 Там же. С. 93.

13 Там же. С. 94.

14 Там же. С. 122-123.

15 Щеглова Т.К. Ярмарка юга Западной Сибири. С. 50.

16 Российское законодательство. Т. 5. С. 73.

17 Там же. С. 74.

18 Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири. С. 53.

19 РГИА. Ф. 20, оп. 4, д. 3382, л. 26.

20 ПСЗРИ. Т. 32. 1812-1815. С. 808.

21 Там же. С. 806.

22 Там же. Собрание второе. СПб., 1868. Т. 1. С. 685.

23 Вольтке Г. Право торговли и промышленности в России в историческом развитии. СПб., 1905. С. 4-20.

25 ПСЗРИ. Собрание второе. СПб., 1868. Т. XLIII. С. 278.

26 РГИА. Ф. 20, оп. 4, д. 3382, л. 23.

27 Там же. Л. 25.

28 ПСЗРИ. Собрание третье. СПб., 1901. Т. 18. 1898. С. 494.

29 Шумилов М.М. Губернатор и экономическая жизнь губерний России на рубеже 50-60-х годов XIX века // Проблемы социально-экономической истории России. СПб., 1991. С. 180-181.

30 ПСЗРИ. Собрание третье. СПб., 1888. Т. 6. 1886. С. 245.

31 РГИА. Ф. 22, оп. 4, д. 466, л. 1-2.

32 Там же. Л. 2.

34 Там же. Л. 4.

35 Там же. Ф. 1287, оп. 26, д. 1337, л. 2.

36 Там же. Л. 3.

37 Там же. Л. 7.

38 Там же. Л. 5.

SUMMARY: “Fair Trade in the Russian Far East in the 17th-the Early 20th cc.” is the title of the article by Tatyana Kim from Komsomolsk-on-Amur State University. The author thinks that the development of the Laws dealing with fairs in Russia were in close connection with encouraging policy of state in the field of domestic commerce.

ВВЕДЕНИЕ

Прогрессивной формой оптовых закупок товаров является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках. Заключение договоров на поставку товаров на таких ярмарках обеспечивает свободные рыночные отношения и коммерческую инициативу производителей товаров и потребителей. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении их ассортимента и качества, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте, что достаточно удобно для обеих сторон. Для крупных компаний участие в оптовых ярмарках значительно увеличивает объемы реализации товаров и услуг, а также количество заключаемых договоров на поставку продукции, большая часть которых осуществляется непосредственно на выставочных стендах компаний.

Целью курсовой работы является исследование понятия и сущности ярмарок, ее назначение, процесс подготовки и проведения.

Задачами курсовой работы являются:

  • 1. Рассмотреть сущность и формы ярмарочной торговли;
  • 2. Изучить роль оптовых ярмарок в закупочной работе;
  • 3. Раскрыть современную концепцию ярмарок;
  • 4. Изучить виды оптовых ярмарок;
  • 5. Заключение договоров на оптовых ярмарках.

Предметом деятельности ярмарок является оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживание деловых контактов, упорядочение процесса оптовой торговли, а так же анализ и подготовка конъюнктурной информации.

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Оптовые ярмарки и их роль в закупках товаров

Ярмарочная торговля имеет древние исторические корни. Одновременно со становлением и развитием рыночных отношений развивалась ярмарочная и выставочная деятельность. Наиболее важным периодом в становлении ярмарок и выставок является первая половина XII в. В это время ярмарки получили широкое распространение во Франции, Англии, Швейцарии, Римской империи. До того времени в крупных центрах Ближнего Востока местные ярмарки проводились во время больших религиозных праздников.

Поступательное развитие промышленного производства, совершенствование средств связи, все более широкое использование возможностей заключения торговых сделок по образцам вместо ранее осуществляемых прямых продаж товаров, размещаемых крупными предприятиями в местах торговли, предопределило дальнейшее развитие ярмарочной и выставочной деятельности.

Такая деятельность особенно активной стала в XIX в. В эти годы стали проводиться всемирные выставки. Первая из них состоялась в 1851 г. в Лондоне. За ней последовала выставка в Париже в 1867 г., на которой было представлено около 52 тыс. экспонентов (Экспонент - это участник выставки). В 1879 г. состоялась Всемирная выставка в Филадельфии.

В конце XIX в. ярмарочная деятельность достигла широкого развития во многих странах мира, в том числе и в России. В 1886 г. в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская выставка. На этой выставке, продолжавшейся 120 дней, было представлено 9700 экспонентов, которые размещались в 172 крытых павильонах.

Оптовая ярмарка - мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и(или) информация, которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.

Главными характерными чертами оптовой ярмарки являются:

  • 1. Оптовая реализация товаров по представленным образцам.
  • 2. Периодичность проведения.
  • 3. Установление определённых сроков и определённого места для всех участников.
  • 4. Единовременное массовое участие продавцов и покупателей.

Оптовая реализация товаров по представленным образцам является одним из главных преимуществ ярмарок перед другими формами оптовой реализации товаров.

Управлением ярмаркой осуществляет ярмарочный комитет. Основными участниками являются продавцы (торговцы) и покупатели. В отличие от этого, на выставках основные участники - это экспоненты.

Предметом деятельности ярмарки является оказание услуг участникам по заключению торговых сделок, упорядочению оптовой торговли, анализу спроса и предложения продукции. Оптовые ярмарки весьма разнообразны по характеру деятельности, экономическому значению, объёму товарооборота и т.д. В разнообразии и разновидности оптовых ярмарок проявляются их сущность и особенности. В настоящее время правовой статус ярмарок и процедура их проведения не урегулированы отдельным законом.

Ярмарка организуется в установленном месте и на определенный срок с целью заключения договоров купли-продажи по выставляемым образцам и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

После этого этапа в течение определенного срока в определенном месте проводится работа ярмарки, в ходе которой устанавливаются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями, в сжатые сроки устанавливаются многочисленные договорно-хозяйственные связи, решаются вопросы сбыта и снабжения, осуществляется купля-продажа товара, демонстрируются образцы большого количества товаров самых разных отраслей экономики.

Признаки оптовых ярмарок следующие:

  • 1) эпизодический характер;
  • 2) предварительно установленные сроки проведения ярмарок;
  • 3) определенное место проведения ярмарки;
  • 4) ведение торговли в форме гласного публичного торга;
  • 5) торговля товарами осуществляется по образцам, стандартам, сертификатам, каталогам и описаниям.

Преимущества ярмарок:

  • - создают предпосылки для так называемых «случайных» встреч;
  • - обеспечивают непосредственность общения;
  • - экономят время покупателей и продавцов;
  • - представляют товары в их естественном виде;
  • - предоставляют покупателю возможность сравнить однородную продукцию в отношении коммерческих условий ее продажи, качества, цены и т. д.;
  • - содействуют механизму обмена информацией;
  • - информируют своих участников о тенденциях в развитии технологии и т. д.;
  • - должны легко запечатлеваться в памяти, ограничиваться конкретными темами и быть вразумительными и приемлемыми.

Организация учета и контроля за оптовыми закупками - это очень значимая часть коммерческой деятельности. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего количества и качества.

Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров, а так же выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщикам претензий. Поэтому актуальной задачей коммерческой работы является механизации и автоматизации учета поставок с помощью ЭВМ (электронно-вычислительная машина или просто компьютер) и другой современной компьютерной техники. Успешному проведению закупочной работы способствует разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих суммы товаров, сроки заключения договоров, а также согласования и уточнения спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц за проведением закупок.

Основным методом организации оптовой реализации товаров на ярмарках является выставки-продажи товаров по представленным образцам. Образцы товаров доставляются на ярмарку предприятиями-поставщиками за свой счет.

Руководство оптовой ярмаркой осуществляет постоянно действующий ярмарочный комитет, в состав которого включаются ответственные представители органов государственной власти и управления торговлей, промышленных предприятий - изготовителей товаров, коммерческих структур - покупателей и др. Решения ярмарочного комитета по вопросам, входящим в его компетенцию, являются неукоснительными для участников ярмарки.

Руководство ярмарки и их функции:

  • 1. Ярмарочный комитет
  • - определяет сроки и место проведения ярмарки;
  • - создает рабочие органы ярмарки (дирекцию, арбитраж, группу (бюро) по учету договоров и другие органы, необходимые для выполнения стоящих перед ярмаркой задач), утверждает их руководителей и состав;
  • - определяет графики встреч поставщиков и покупателей;
  • - утверждает смету доходов и расходов ярмарки, размер средств на ее проведение и источники их получения;
  • - порядок, режим работы ярмарки;
  • - разрешает споры, возникающие при заключении, изменении и расторжении договоров, в том числе при согласовании, изменении и уточнении спецификаций к договорам, либо поручает разрешение таких споров арбитражу ярмарочного комитета и в этих случаях утверждает решения арбитража после истечения срока на обжалование и рассматривает жалобы на его решения.

Решения ярмарочного комитета оформляются протоколами, подписываемыми председателем ярмарочного комитета или его заместителем.

  • 2. Дирекция ярмарки
  • - осуществляет руководство группой (бюро) по учету договоров, ведет организаторскую, рекламную и коммерческую деятельность, связанную с подготовкой и проведением ярмарки (аренда помещений и торговых площадей, их оборудование и оформление, подготовка необходимой документации, размещение участников, реклама товаров, оснащение оргтехникой и АСУ, определение регламента работы и т. д.);
  • - обеспечивает прием и хранение представленных, на ярмарку образцов и моделей товаров, оказывает техническое содействие участникам ярмарки в заключении договоров, ведет необходимую отчетность.
  • 3. Группа (бюро) по учету договоров
  • - ведет необходимую учетную документацию и регистрирует договоры, заключенные на ярмарке;
  • - анализирует ход заключения договоров и согласования спецификаций, готовит по поручению ярмарочного комитета или дирекции ярмарки соответствующие аналитические справки, записки, предложения.
  • 4. Арбитраж ярмарочного комитета
  • - обеспечивает правовое обслуживание ярмарки;
  • - консультирует участников ярмарки по правовым вопросам;
  • - рассматривает возникающие на ярмарке преддоговорные споры.

При организации ярмарочной торговли принято выделять три основных этапа ее проведения, такие как предварительный, организационный и заключительный:

1. Предварительный этап.

Включает принятие решения и подготовку приказа о проведении оптовой ярмарки. На данном этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые разрабатывают положение о проведении ярмарки и рассылают письма возможным участникам с абсолютной информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа также разрабатывает и другие рекламные материалы типа пригласительных билетов, рекламных буклетов, карточек гостя и т.д. Издается рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия в ярмарке, т. е. стоимость участия с экспонатами и без них, цена аренды павильонов, стоимость размещения рекламных материалов и т.д. За определенный срок до открытия участники ярмарки вносят регистрационный взнос и оформляют заявку на участие, в которой сообщают информацию о себе и своих реквизитах, требованиях по размещению экспозиций и др. Основным источником доходов от проведения ярмарки является плата за участие, аренду площади под экспозицию, транспорта, аренду складских помещений, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ, проведение технических и информационно-коммерческих консультаций и оказание дополнительных услуг.

2. Организационный этап.

Заключается в подготовке рекламного каталога, включающего всех участников ярмарки, подавших заявки. Помимо участников в каталогах публикуется и другая новая рекламная научная и научно-техническая информация о других прогрессивных фирмах России и мира, о их опыте, соответствующем профилю и тематике ярмарки. Данный этап включает также оперативную работу по размещению участников, организации их досуга, проведению аукционных торгов, презентаций и других различных мероприятий.

3. Заключительный этап.

Предполагает подведение результатов ярмарки с выделением как положительных, так и отрицательных моментов в ее работе. Обобщенные результаты анализа конъюнктуры торговли товарами ассортимента ярмарки, предложения по производству товаров и т. д. представляются заинтересованным организациям и органам управления торговлей для принятия мер к наиболее глубокому удовлетворению потребительского спроса.

Так же существуют требования к организации ярмарок и продажи товаров на них, они взяты с Федерального закона " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (см. прил. №1)