Искусство вязания узлов может пригодиться во многих случаях. Существует множество нюансов при работе с веревкой, бечевкой, канатом, фалом и тросом из-за различной толщины материала и прочности, от которой, в конечном счете, может зависеть ваша безопасность и даже жизнь. Веревка всегда должна находиться в снаряжении туриста, охотника или рыбака.

При необходимости выживания в природе, с ее помощью можно изготовить: одежду, обувь или «болотоступы» для преодоления заболоченной местности; переправиться через реку и горную расщелину; перевязать рану и наложить шину; сделать плот; шалаш и т.д.

Узлы и обвязки при передвижении и преодолении препятствий

При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9-11 мм, длина 30-40 м) и вспомогательных (толщина 5-7 мм, длина 30-40 м и 4,5-5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Успешность применения веревки во многом определяется умением правильно вязать узлы и обвязки.

Узлы для связывания двух веревок

Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом прямым («морским») или ткацким (фото 1, 2) . При разной толщине веревок применяют прямой (фото 3, 4) и брамшкотовый узел (фото 5, 6, 7) .

При вязке узлов не следует забывать о том, что на концах связанных веревок необходимо делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы, при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в саморазвязывающемся варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.

Фото 2 Фото 3 Фото 4
Фото 5 Фото 6 Фото 7

Узел для петель и обвязки.

Применяется для привязывания веревки петлей к неподвижному предмету (дереву, скале) и для обвязывания человека при организации страховки.

Наиболее распространенный узел «проводника» (фото 8, 9) . Данный узел прост, может быть сделан как на конце, так и в середине веревки, но после натяжения с трудом развязывается.

При страховке эти узлы используются обычно в сочетании с подтяжками, получая так называемую грудную обвязку.

Обвязка-седло вяжется из короткого конца вспомогательной веревки и применяется при навесной переправе.

Фото 8
Фото 9

Вспомогательные узлы

«Схватывающий» узел (фото 10, 11) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т.п. Своеобразие узла состоит в том, что будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки или петлей. При вязке узла на обледенелой веревке, вторую половину узла следует закончить лишь одним оборотом, т.е. сделать узел асимметричным.

Узел «удавка» (фото 12, 13) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.

Фото 10
Фото 11

Фото 12
Фото 13

Узлы для прочего использования

Трос, продетый в небольшое отверстие, нередко приходится утолщать с одной стороны, чтобы избежать проскальзывания. С такой необходимостью можно столкнуться при крепеже веревки к саням, при изготовлении поводка для собаки и т.д. При буксировке автомобиля вручную, этот узел станет хорошим упором для рук.

Очень быстро вяжется, но развязать его довольно затруднительно, особенно если он туго затянут. Кроме того, он нередко портит трос. Если же трос обрывается, то обычно именно в том месте, где был узел (фото 14, 15) .

Фото 14
Фото 15

Если лишний раз продеть конец троса в петлю, получится узел восьмерка . Он развязывается гораздо легче предыдущего. Он надежен везде: на струне гитары, на ручке к ведру и т.д., его вполне можно использовать и как стопор в блоке. При этом он значительно меньше портит трос (фото 16, 17) .

Фото 16
Фото 17

Многократная восьмерка получится, если сложить трос вдвое, несколько раз обвив его поперек узором восьмерки. Он пригодится в качестве ручки к собачьему поводку и т.п. (фото 18, 19, 56, 57) .

Фото 18
Фото 19

Фото 56
Фото 57

Как и простой, быстро вяжется, но трудно развязывается. Хорошо держится на растительных тросах, а на синтетических тросах и леске «ползет» (фото 20, 21) .

Фото 20
Фото 21

Вяжется на основе восьмерки. Он надежен, не портит трос, хорошо развязывается. Крепко держит даже на рыболовной леске.

Выполнив одним тросом восьмерку, концом второго повторите первое сплетение, но навстречу ему, затяните (фото 22, 23) .

Фото 22
Фото 23

Рифовый узел (прямой) повсеместно применяется в быту для связывания двух веревок. Вяжут его несколькими способами: бытовым, морским и ткацким.

В быту Рифовый узел вяжется поочередно. Так удобнее крепить бинт на ране или стягивать бечевку. В морском варианте трос продевается вовнутрь и по кругу назад. Недостаток этого узла является то, что он плохо держит на леске (фото 24, 25) .

Фото 24
Фото 25

Имеет восемь переплетений и не портит даже стальные тросы, не затягивается и не ползет. Перед приложением сильной нагрузки сначала затяните его руками, чтобы в дальнейшем он не перекручивался (фото 26, 27) .

Фото 26
Фото 27

Прочно держит две поперечные рейки даже без помощи гвоздей. Используется для удержания округлых стержней, полок, поднятия тяжестей, для упаковки емкостей (фото 28, 29) .

Фото 28
Фото 29

Удавка (с полуштыками) при всей своей незатейливости с успехом применяется для подъема значительных тяжестей – рельс, бревен и т.д. Сначала вяжутся два полуштыка, затем трос обносится вокруг предмета и 3-4 витка укладываются внутри петли, способствуя самофиксации удавки. Сам узел укладывается в стороне от середины бревна. Без полуштыков подъем тяжестей недопустим (фото 30, 31, 54, 55) .

Фото 30
Фото 31

Фото 54
Фото 55

Проста и надежна. Сложенный вдвое трос вяжется одним быстрым движением простым узлом. Петля не ползет даже на синтетической леске, но затягивается слишком туго и ослабляет трос, перегибая его.

Дубовая петля, связанная в середине троса, используется как петля проводника у альпинистов, для прикрепления к одному тросу нескольких человек в связку. Она удобна и для уменьшения длины троса в случае сомнения в его прочности (фото 32, 33) .

Фото 32
Фото 33

Вяжется на основе восьмерки. И хотя она немного сложнее, но зато развязывается гораздо легче и не ослабляет трос (фото 34, 35) .

Фото 34
Фото 35

Бурлацкие петли вяжутся, когда надо впрячься в трос, сделать деревянную лестницу и т.д. Сделав виток, подвиньте один из его краев на трос. Просунув ладонь под трос, вытяните верхний конец на себя. Перед использованием петли проверьте ее, натягивая, так как бурлацкая петля может немного ползти вдоль, пока не зафиксируется (фото 36, 37) .

Фото 36
Фото 37

Беседочный узел (булинь) удобен для спуска с высоты и широко используется альпинистами. Вяжется за несколько секунд, даже в полной темноте, разными способами. Например, оберните себя по талии тросом и проденьте в петлю свободный конец снизу вверх. Обведя ходовой конец вокруг коренного, заведите его снова в петлю вниз и к себе. Потянув за концы одновременно вверх и вниз, зафиксируйте узел (фото 38, 39) .

Фото 38
Фото 39

Внизу (фото 59-64) изображена пошаговая хронология вязания «беседочного узла» . Данный узел идеально подходит при завязывании на тросах, в том числе не толстых стальных, когда необходимо буксировать транспортное средство. «Беседочный узел» также легко развязывается, как и вяжется.

Фото 59 Фото 60 Фото 61
Фото 62 Фото 63 Фото 64

Применяется для спуска или подъема даже безвольно обвисшего, потерявшего сознание человека. Одну из петель можно сделать больше другой, тогда в одной можно будет сидеть, а другая будет находиться под мышками, не сковывая движение рук. Если обе петли одинаковы, то тогда в них опускаются обе ноги, а под мышками вяжется один или два полуштыка. Этот же узел можно использовать и для переноски длинных предметов (фото 40, 41) .

Фото 40
Фото 41

Если на тросе необходимо завязать петлю, не используя самого троса, вяжется лиановый узел . Он хорошо держится под нагрузкой на сухом тросе, особенно, если завязан веревкой немного меньшего диаметра, чем основной. Но на обледенелом или мокром тросе он может соскользнуть. Связанную вкруговую веревку вяжут глухой петлей, оборачивая вокруг троса дважды. Далее остается лишь вывести петлю и зафиксировать узел в нужном месте. В петлю навешивают груз или используют ее как ступеньку (фото 42, 43) .

Фото 42
Фото 43

Для простейшей затягивающейся петли одним круговым движением вяжется бегущий простой узел . Проведите трос сквозь петлю и получите простой узел для крепления конца троса, связывания тюков и т.д.

Более надежен бегущий узел на основе восьмерки . Он затягивается плавно и развязывается проще, чем предыдущий. Ходовым концом просто «нарисуйте» восьмерку (фото 44, 45) .

Фото 44
Фото 45

В случае, когда петля должна быть переброшена на какое-то расстояние (на берег, лодку, через расщелину), то ее утяжеляют эшафотным (висельным) узлом . Если масса петли все равно окажется маловатой, достаточно будет вымочить ее в воде. Сложите веревку втрое и обвейте круговым движением вверх на нужное количество «этажей». Конец проденьте в петельку и потяните за правое крыло петли, фиксируя его (фото 46-49).

Фото 46
Фото 47

Фото 48
Фото 49

Для быстрого развязывания двух тросов используют двойной рифовый или фалевый узел (фото 50, 51) . Он широко используется в быту под названием двойной бантик .

Фото 50
Фото 51

Если вам на привале придется стреножить лошадь, пригодится специальный стреножный узел . Он состоит из трех сплетений рифового узла. Для стреноживания узлы не затягиваются слишком туго, чтобы конь мог немного двигать передними ногами. Для вязки в этом случае практичнее использовать мягкий поясок из натуральной кожи (фото 52, 53) .

Фото 52
Фото 53

В конце статьи добавлены ссылки на два видео. На видео слева Владислав демонстрирует использование узлов и »Многократная восьмерка» . С их помощью перетаскивается полено весом около 70 кг. А на втором видео (справа) демонстрируется завязывание и развязывание ‘‘беседочного узла» для буксировки транспортного средства.

С уважением, Владислав Зверев.

E-mail: [email protected]

Веревка - незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмерка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Грейпван - более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Вариант 1

Вариант 2

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть веревку. Один конец веревки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой - для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две веревки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового - брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
  • для связывания веревок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Больше информации об узлах на видео:

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Туристические узлы . Балабанов И.В.

Узлы — это способы соединения веревок , лент , рыболовных лесок , различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам . Кроме того , узлом называется само соединение веревок .

Узлов существует достаточно много . Как пишет Л.Н. Скрягин вкниге «Морские узлы », американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов . Очевидно , что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно , да и нет необходимости .

К туристическим узлам предъявляются определенные требования , продиктованные практикой их применения . Туристические узлы должны : завязываться просто (легко запоминаться ); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия ; не «ползти » при ; не затягиваться «намертво » без необходимости ; соответствовать своему назначению . Кроме того , если есть сомнения в правильности вязания узла , лучше от него отказаться и использовать другой узел , хорошо вам известный .

Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» — на 25%, узел «булинь» — на 30%, ткацкий — на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать , что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой.

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

Прямой узел
Самопроизвольно развязывается ("ползёт"), поэтому использование без контрольных узлов допустимо только в бытовых целях.

Рифовый узел
Вариант прямого узла с петлёй, облегчающей развязывание. Используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой. Вариант с двумя петлями на ходовых концах известен каждому с детства под названием "бантик ".

Ткацкий узел.

Встречный узел.
Не ползёт, под нагрузкой сильно затягивается, используется для связывания верёвок любого диаметра и сочетаний лента-верёвка.

Встречная восьмёрка
Характеристики аналогичны встречному узлу.

Шкотовый (а-в) и брамшкотовый (г) узлы
Под нагрузкой не затягиваются, но "ползут" при переменных нагрузках.
Шкотовый узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра,
брамшкотовый - для верёвок как одинакового, так и разного диаметров. Обязательны контрольные узлы.
В левой части рисунка "г" авторы перепутали коренной и ходовой конец верёвки.

Узел "грейпвайн"
Надёжный и красивый. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок.

Привязочные узлы

Узел "удава"
Быстро и сильно затягивается (при сильных нагрузках - "намертво"), не "ползёт".
Для облегчения развязывания вяжется петля со длинным свободным концом (г).

Двойной узел "удава"
Затягивается ещё сильней.

Рыбацкий штык (а), простой штык со шлагом (б), штык с обносом (в)
Штык с обносом в отличие от узла "простой штык" (у которого отсутствует второй оборот верёвки вокруг опоры) при маятниковых нагрузках не скользит вдоль предмета, вокруг которого завязан.

Петли

Проводник (I - петлёй, II - одним концом)
Вяжется как на конце верёвки, так и в середине. Поз нагрузкой сильно затягивается, "ползёт", особенно на жёсткой верёвке, необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках - очень сильно снижает прочность верёвки.

Восьмёрка (I - петлёй, II - одним концом)
Под нагрузкой сильно не затягивается, не "ползёт", прочность верёвки снижает меньше, чем проводник.
Примечания Аналитика: 1) На этом эскизе правый нижний рисунок не соответствует левому верхнему. 2) После завязывания "восьмёрки" петлёй рисунок узла получается несколько неправильным и требует корректировки. Объяснить, какой именно, словами проблематично, будете вязать - догадаетесь сами.

Девятка
Имеет наибольшую прочность (70-74%) по сравнению со всеми остальными узлами серии "проводник" - снижает прочность верёвки даже меньше чем "восьмёрка".

Булинь (беседочный узел)
Был известен египтянам и финикийцам за 3000 лет до н. э.
Под нагрузкой сильно не затягивается, "ползёт" при переменных нагрузках, необходим контрольный узел.
Булинь, особенно незатянутый, чувствителен, к какому концу приложена основная нагрузка. Если тянуть за один конец, узел сильно (иногда даже чересчур) затягивается. Если же тянуть за другой - эта нагрузка способствует саморазвязыванию узла.
Кстати, в описание булиня сопровождается рисунком казачьего узла.

Двойной булинь
Позволяет делать петли как одной, так и разной длины.
Чтобы рисунок узла получился правильным, нужно петлю "А" полностью вытянуть в противоположном от петель "Б" направлении (1), после этого затянуть узел (2). Применяется в альпинизме для вязания беседки (каждая петля для одной ноги), в морской практике узел используется для страховки человека: в одной петле сидят, а другая охватывает тело под мышками.

Эскимосская петля (а-в)
Позволяет быстро регулировать размер петли в узле, удобен для вязания оттяжек. Под нагрузкой не затягивается, не "ползёт".
Рыбацкая петля (г)
Не "ползёт", под нагрузкой сильно затягивается.

Австрийский проводник , он же обратный проводник , он же ездовая петля ,
он же в просторечии "бабочка" или "пчёлка"

Позволяет сделать надёжную петлю в любом месте верёвки, ослабляя её прочность меньше, чем "проводник" и "восьмёрка". Может быть использован для вязания верёвочной лестницы (см. также "стремя").

Узел "заячьи ушки"
Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв. Не ползёт. Под нагрузкой сильно затягивается.

Казачий узел (а-в). Калмыцкий узел (г).
Надёжные узлы, не "ползут", под нагрузкой сильно не затягиваются, не требуют контрольного узла.
Для облегчения развязывания можно использовать вариант с петлёй (г).
На рисунке справа показан альтернативный вариант завязывания казачьего узла, а рисунок сопровождает почему-то описание булиня.
Для удобства запоминания и сравнения рисунки первоисточников были развёрнуты вокруг разных осей.

Вспомогательные узлы

Маркировочный узел
Позволяет держать верёвку в компактном состоянии при помощи марки (марка - несколько оборотов концом верёвки вокруг сложенных колец). Незаменим при транспортировке верёвки.

Верёвочная цепочка
Позволяет временно укоротить верёвку в 3-3,5 раза. При необходимости верёвка расправляется в считанные секунды.

Специальные узлы

Схватывающие узлы: а) Прусика (Prusik) б) Маршара (Marchard) в) Бахмана (Bachman) г) полусхватывающий

Узел Маршара держит гораздо лучше остальных, в том числе при неблагоприятных соотношениях диаметров основной верёвки (отмечена штриховкой) и репшнура, не допускает проскальзывания даже не будучи плотно затянутым перед нагружением.

Стремя
Петли узла используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (самовылаз из трещин и т. п.).
Идентичен привязочному выбленочному узлу, который завязывается другим способом, и здесь не показан, так как менее эффективен, чем узел "удава". Показан перевёрнутым для удобства вязания.

Узлы для привязывания рыболовных крючков

Источники:http://spelestology.km.ua/news/uzly/2010-03-16-58 и http://www.phototerritory.ru/index/uzly/0-159

Если требуются еще изображения узлов для рассмотрения - изучения, посмотрите во вложении к данной статье книга Игоря Балабанова - , какие-то материалы можно найти на форуме нашего сайта в разделе "Штурмальп"

Там-же отличное видео на тему практического применения узлов: , особенно полезным в нем будет разбор узлов с помощью которых можно заменить специфическое альпинистское железо, которого может не оказаться с собою: жумар, восьмёрку, набор блоков для полиспаста...

Представить себе охотника, путешественника или даже садовода, который не использует в процессе своей деятельности веревку, практически невозможно. Да и в повседневной жизни зачастую может пригодиться мастерство вязания различных узлов. Однако чаще всего умение человека ограничивается весьма скудным представлением о способах вязания.

Для того чтобы научиться вязать морские узлы, вам понадобится совсем немного – веревка и терпение. Веревка должна быть выполнена из натурального материала, быть достаточно мягкой и не слишком толстой. Внимательно рассмотрите предложенную схему и шаг за шагом попробуйте завязать узел. Не думайте, что завязав несколько раз, вы станете мастером. Новички очень быстро забывают схемы плетения новых узлов. Поэтому практикуйтесь постоянно, попробуйте довести свои действия до автоматизма. Главное – запомните последовательность операций, а не название узла, поскольку лишь малая часть имеет установившиеся названия, остальные варьируются в зависимости от источника. На сегодняшний день известно около пятисот различных способов вязания узлов. Самый распространенный имеет название “простой”. Прежде чем приступить к вязанию, запомните, что свободный конец веревки (тот, который вы будете привязывать) называется ходовым, а длинная часть зовется коренным концом. Чтобы выполнить простой узел, скрутите петлю на окончании веревки и проденьте в нее ходовой конец. Затяните. Вы получите небольшой узелок, который трудно устранить. Несмотря на свою простоту, он практически вдвое уменьшает прочность веревки. Если на рыболовной снасти случайно завязался простой узел, то его следует обрезать и заменить леску или завязать концы другим подходящим узлом.


В быту таким способом легко связать две веревки, за исключением синтетических, так как на таких материалах он ползет. Поэтому вместо простого узла лучше использовать так называемую “восьмерку”. Несмотря на небольшое отличие в исполнении, восьмерка не оказывает разрушительное действие на бечевку и относительно легко развязывается. Она применяется для ограничения движения веревки, а также часто используется в качестве элемента некоторых более сложных узлов. Для соединения двух веревок в быту или в профессиональной деятельности стоит выбрать прямой узел. Он также известен под названием “рифовый”. Этот узел имеет хорошие характеристики относительно прочности, а также не повреждает веревку. Чтобы добавить узлу надежности, перед его исполнением завяжите на каждом ходовом конце простой узел, а лучше – узел-восьмерку. К сожалению, прямой узел имеет и ряд недостатков: при попадании воды его практически невозможно развязать, но при этом он имеет малую надежность на ненатуральных веревках. Он легко развязывается, что может быть как достоинством, так и недостатком. Для этого необходимо потянуть за любой ходовой конец по направлению к коренному. Чтобы укрепить рифовый узел, достаточно увеличить количество оборотов шнура его ходовыми концами. После таких манипуляций получается прочный узел, получивший название хирургического. Главная хитрость при выполнении – следить за направлением каждого витка. На предложенной схеме: первый пункт – обносы осуществляются против часовой стрелки (относительно коренного конца веревки, которая находится слева). Второй пункт – меняем направление, и обносы выполняются уже по часовой стрелке. При упущении из виду этой тонкости в результате ваших усилий получится не хирургический узел, а слегка усовершенствованный бабий, который намного уступает в надежности. Хирургический узел рекомендуется применять на натянутых канатах. Причина очень проста: после выполнения первого пункта схемы вы закрепляете ходовые концы, а значит, совершать все последующие действия становится намного проще.


Научиться завязывать элементарные морские узлы очень просто, главное – точно запомнить пошаговую схему каждого.