Клуб Увлеченных Мам
Второй и третий год жизни являются наиболее значимым периодом в становлении самостоятельности ребенка . Любимая фраза малыша «я сам» в этот период жизни должна скорее радовать родителей, а не тревожить и заставлять нервничать и переживать. Что нужно знать родителям о развитии самостоятельности ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет , чтобы поддержать стремление малыша к самостоятельности, а не подавить ее? Давайте попробуем выяснить.
Под самостоятельностью в этот период мы будем подразумевать умение делать что-либо без помощи других людей, стремление действовать по собственной инициативе, владение навыками самообслуживания и опрятности.
Самостоятельные умения и навыки в 2-3 года
В возрасте двух лет ребенок уже достаточно уверенно пользуется ложкой и вилкой, ест сам из тарелки, пьет из чашки. Малыш сам, без напоминания может умыться и вымыть руки с мылом, вытирая потом полотенцем. Самостоятельно расстегивает большие пуговицы на одежде, замок на куртке, снимает верхнюю одежду, когда она расстегнута, может даже надеть и снять маечку, трусики, шапку, варежки. Если удобная застежка на обуви, то сам может обуться.
В два года малыш чаще остается сухим в течение дня, он уже сам просится на горшок и самостоятельно может сходить в туалет.
К трем годам ребенок уже способен одеваться сам, если подготовлены нужные вещи. Можно заранее приготовить необходимые вещи и положить перед ребенком на диван или кровать. Также важно выделить побольше времени на самостоятельное одевание малыша, чтобы он мог спокойно собраться. При этом по-прежнему необходимо присутствие родителей рядом для того, чтобы организовать малыша и помочь, если есть трудные для ребенка застежки на одежде, или подсказать последовательность надевания вещей.
Наличие собственной инициативы
Самый оптимальный вариант развития самостоятельности ребенка в раннем возрасте – это не подавлять его инициативу, а всячески поддерживать ее, и тогда вам не придется прикладывать усилий, чтобы научить чему-либо своего малыша. Стремление делать что-то самостоятельно довольно часто проявляется у малыша на втором-третьем году жизни. В этот период важно вовремя поддержать ребенка в его стремлении. Родителям нужно всего лишь показать, как это сделать, или просто на словах рассказать о том, что нужно знать малышу, чтобы у него получилось выполнить то или иное действие. И конечно, самое главное в этом деле, дать малышу попробовать это сделать самостоятельно. Как правило, когда ребенок сам проявил инициативу в освоении какого-то дела, он очень быстро усваивает нужную информацию и схватывает все на лету. В стремлении к самостоятельности ребенку важно одобрение и совет взрослого. При этом родители должны также помнить, что не стоит подавлять инициативу или смеяться над неумелыми действиями малыша.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Постановка и достижение цели
Самостоятельность к концу второго года жизни существует пока еще на уровне целеполагания: ребенок уже ставит перед собой цели, но не всегда может сам до конца пройти путь для их достижения. Поэтому в этом возрасте ещё требуется помощь взрослого для удержания цели, выполнения определенной последовательности действий и оценки результата. Очень важно вовремя оказать дозированную помощь ребенку, иначе у него может просто пропасть желание действовать в случае постоянных неудачных попыток. Для дальнейшего развития самостоятельности важно, чтобы малыш, достигая цели, видел результат произведенных им самим и совместно со взрослым действий.
К концу третьего года жизни ребенок уже способен путем проб и ошибок организовывать собственную деятельность. Ребенок уже может сам удерживать в памяти поставленную цель, что позволяет достигать ее самостоятельно. Малыш ищет и использует собственные способы осуществления деятельности для достижения цели, становится усидчивым, внимательным. Важным в этот период является именно самостоятельность ребенка при организации деятельности, а не качество результата. А уже с помощью взрослых ребенок оценивает результаты своей деятельности, сравнивает с тем, что хотел получить вначале, что в дальнейшем будет являться основой для формирования еще одного компонента самостоятельности — самооценки.
Я сам
К трем годам происходит ещё одно важное событие в жизни малыша – он начинает осознавать себя как отдельная личность — «я», «мое», «я сам». В это время бурного кризиса ярко проявляются негативизм, своеволие, упрямство, протест, обесценивание того, что раньше было значимо. Для взрослых особенно сложен этот период, когда необходимо кардинально менять свое поведение с ребенком. Все это связано с возрастающей активностью и самостоятельностью ребенка , которые не укладываются в сформировавшиеся отношения со взрослыми. Потребность ребенка в реализации собственных намерений и замыслов является преобладающей в этом возрасте. Кризис «я сам» нельзя избежать или игнорировать, а также с ним не стоит бороться, потому что это важный этап развития личности ребенка. Этот период следует понять и пережить вместе с ребенком, находя опору в любви и принятии друг друга.
Таким образом, к трем годам ребенок уже осознает себя как отдельную личность, при этом также владеет необходимыми навыками самообслуживания и опрятности. Задача взрослого на данном этапе развития малыша состоит в том, чтобы принять этот факт и построить на основе этих изменений соответствующие отношения со своим малышом. А как вы реагируете на активное проявление самостоятельности у вашего малыша?
Творческая выставка совместного творчества детей и родителей “Чудеса с обычной грядки”
Выставка получилась очень “богатой”.
Состоялась выставка группы “Дошколята”
“Аппликации из листьев”
В рамках месячника ОБЖ прошла выставка совместного творчества “Мой весёлый светофор”
Огромное спасибо всем участникам выставки!!!
2017-2018 уч.год.
В рамках недели дружбы с природой в детском саду прошла выставка совместного творчества “Пёстрый мир насекомых”
Огромное спасибо всем участникам выставки!
Выставка детских рисунков “Моя семья”
Творческая выставка “Фейерверк фантиков”
С 23 апреля в детском саду проходит творческая выставка “Фейерверк фантиков”
Вот такая замечательная выставка у нас получилась.А сколько много интересного можно смастерить из обычного фантика, в этом мы убедились сами. Большое спасибо всем участникам выставки!!!
Выставка, посвящённая Дню космонавтики
Ребята группы “Полянка” сделали из лего-конструктора ракеты, космические корабли,
а ребята группы “Дошколята” делали из лего-конструктора – инопланетян.
Творческая выставка “Папа может всё, что угодно”
С 19.02.2018 в детском саду проходит творческая выставка “Папа может все, что угодно”.
Цель выставки: развитие всех видов декоративно-прикладного творчества среди детей и отцов и повышения роли отца в воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
- развитие творческого потенциала путем вовлечения детей и отцов в активную творческую деятельность;
- создание условий для самореализации детей и отцов, развитие у них декоративно-прикладных навыков, творческого мышления.
Дорогие наши папы, огромное Вам спасибо, за участие в творческой выставке, вы действительно можете всё, что угодно!
Творческая выставка ЭКО-ЁЛКА”
В преддверии Нового года и окончания года Экологии в детском саду прошла творческая выставка “Эко-ёлка” с целью привлечь внимания к охране ёлок, ведь какие интересные ёлки можно сделать из подручных материалов, мы убедились в этом сами.
Выставка “Мамины руки не знают скуки”
У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Мамины руки – добрые, нежные, ласковые. Сколько дел у них и забот в повседневной жизни! И при этом наши мамы не перестают нас удивлять своими творческими идеями. В нашем детском саду в канун “Дня матери” была организована выставка «Мамины руки не знают скуки», где были представлены работы, выполненные в различной технике (вышивка, живопись, работа с бумагой, вязание, кулинарные шедевры).
Цель выставки: укрепление детско-родительских отношений, воспитание эмоциональной сферы ребёнка, воспитание уважения к маминому труду.
Мы благодарны нашим мамам за инициативность, активное участие в жизни детского сада!!!
В рамках проекта “Добрых рук мастерство” в детском саду прошла выставка
“Творчество наших сотрудников”
Выставка детских рисунков “Мой любимый сотрудник детского сада”
посвящённая Дню дошкольного работника
Выставка совместного творчества детей и родителей “Осенний букет”
Большое спасибо, всем участникам выставки, вы у нас самые творческие и самые талантливые!
2016-2017 уч.год.
Выставка картин – вышивок “Как прекрасен этот мир”
В рамках проекта “Добрых рук мастерство” в детском саду прошла выставка картин-вышивок сотрудницы детского сада Мамзелевой Х.А.
Весенняя выставка совместного творчества детей и родителей “Цветущая весна”
Большое спасибо всем участникам, выставка получилась действительно весенняя и “цветущая”.
Выставка, приуроченная к Новому году,
“Рукавичка деда Мороза”
В канун Нового года мы объявили смотр-выставку «Рукавичка Деда Мороза» и предложили родителям и детям пофантазировать на тему сказки «Рукавичка», переделав её в сказку
« Рукавичка Деда Мороза».
Можно было вместе с детьми придумать: где потерял Дед Мороз свою рукавичку, кто в ней поселился, или что с ней произошло интересного, кто помог отыскать рукавичку Морозу, а затем изготовить рукавичку Деда Мороза так, как вы ее себе представляете из любых материалов. И вот что получилось!
Выставка детских творческих работ “Мама, мамочка, мамуля”
Выставка детских творческих работ “Край любимый и родной нет тебя красивей”
Пригласительное письмо.
Здравствуй,
________________________________________!
Это, наверное, первое письмо, которое написано лично тебе.
И, несмотря на то, что читает его мама или папа, дедушка или бабушка, оно адресовано тебе.
«А от кого это письмо?» - удивляешься ты…
Давай познакомимся. Зовут меня Галина Васильевна.
Я - воспитательница. Люблю заниматься с маленькими детьми, вместе с ними играть, путешествовать по сказкам. Мне нравится учить с детьми стихи, решать весёлые и хитрые задачки, рисовать картинки и устраивать из них выставки для родителей.
Детский сад- это дом детей, дом радости и дружбы. Ты хочешь жить в этом доме? Приходи в мою группу! Я жду тебя! Я буду рада с тобой познакомиться!
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Мы благодарим Вас за то, что Вы выбрали наш детский сад. Чтобы совместно с Вами спланировать работу группы, которую будет посещать Ваш ребёнок, мы приглашаем Вас на ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ , которое состоится
_________________________________________________________
ЖДЁМ ВАС!
Ваша Галина Васильевна
Приложение 3
Примерное содержание портфолио дошкольника.
№ | Раздел | Содержание |
1. | «Давайте познакомимся!» | Фото. Фамилия, имя ребёнка, название группы. Высказывания и рисунки ребёнка на темы: «Я люблю», «Мне нравится», «Обожаю, когда…» |
2. | «Я расту» | Антропометрические данные (в художественно – графическом решении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой» и т.д. |
3. | «Портрет моего ребёнка» | Сочинение родителей о своём ребёнке. |
4. | «Я мечтаю…» | Высказывания самого ребёнка на темы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Кем я буду, когда вырасту…» и т.д. |
5. | «Мои достижения» | Грамоты, дипломы, медали и призы. |
6. | «Посоветуйте мне…» | Лист рекомендаций по организации индивидуальной работы родителей с ребенком дома, который заполняется воспитателем и специалистами ДОУ. |
7. | «Вот что я могу!» | Продукты творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книжки-самоделки). |
8. | «Устами младенца» | Интересные высказывания детей. |
9. | «Спрашивайте, родители!» | Вопросы родителей специалистам ДОУ и ответы на них. |
Приложение 4
Информационного уголка для родителей.
Название рубрики | Содержание |
· «Новости группы» | Информация о делах (настоящих или будущих), событиях. |
· «Учимся играя» | Сетка занятий. |
· «Всё по порядку» | Режим дня. |
· «Приятного аппетита» | Меню |
· «Вкусные истории» | Рецепты, предложенные воспитателем, родителями, медсестрой. |
· «С днём рождения!» | Поздравление именинников. |
· «Карман приятных неожиданностей» | Карман для небольших подарков имениннику. |
· «Домашняя игротека» | Описание игр, проводимых дома с родителями. |
· «Это интересно» | Материал по педагогике и психологии, «шпаргалки», заповеди для родителей. (Материал помещают воспитатель, психолог, специалисты ДОУ). |
· «Объявление» | Доска объявлений. |
· «Будьте здоровы!» | Информация медицинского характера, советы. |
· «Наши растеряши» | Коробка для забытых вещей. |
· Визитка группы. | Название группы, фото детей и воспитателей. |
· Тетради «Пойте вместе с нами!», «Учите вместе с нами». | Содержание стихов и песен для заучивания. |
· Поздравительные папки –раскладушки. | Поздравления с праздниками, приглашения на утренники. |
· Уголок творчества детей. | Работы детей в папках – файлах. |
· «Родительская почта» | Ящик для записок с вопросами, замечаниями и предложениями. |
· «Наши родители советуют» | Советы, информация от родителей. |
Приложение 5
Обращения к родителям от имени детей.
Объявление.
Дорогие мамы и папы!
Мы так стараемся быть аккуратными, что душистое мыло опять закончилось, а от туалетной бумаги скоро останутся одни воспоминания.
Выручайте срочно!
Ваши сыночки и дочки.
1. Благодарность.
Большое спасибо Вам, наши мамы и папы,
за яркий, весёлый новогодний праздник.
Ваши дети.
2. Домашнее задание-просьба.
Дорогие мамочки!
Занятия спортом нам очень нравятся, мы с удовольствием ходим на гимнастики, аэробику, физкультурные занятия. Наша спортивная форма просится в стирку. Давайте заберём её на выходные и вместе постираем. Да, напомните нам пожалуйста, чтобы мы принесли её в понедельник.
Ваши будущие чемпионы.
3. Информация о результатах…
Дорогие мамы и папы!
Сегодня у нас прошли «Осенние олимпийские игры».
Мы показали такие результаты:
Ждём ваших поздравлений.
Ваши дети.
Приложение 6
Приёмы активизации родителей на родительском собрании.
№ п/п | Название приёма | Содержание деятельности участников родительского собрания |
1. | «Шапка вопросов» | Родители пишут записки-вопросы друг другу, кладут их в шапку, а потом поочерёдно их вытягивают и отвечают. Тематика вопросов может быть разной: - по теме собрания; - о жизни детей в детском саду; - о воспитании и развитии детей и др. |
2. | «Волшебная палочка» | Родители отвечают на вопросы воспитателя поочерёдно, передавая палочку друг другу. Например, называют качества личности… |
3. | «Рассказ по картине» | Предлагаю родителям придумать название детскому рисунку или составить рассказ на определённую тему. |
4. | «Слово-эстафета» | Родители заканчивают начатые ведущей предложения. |
5. | Музыкальная пауза» | Родители слушают аудиозаписи с высказываниями детей или их музыкальными выступлениями. |
6. | Участие детей | Показ фрагмента занятия, выступления детей. |
7. | Практические задания | Предлагаю родителям выполнить задание, аналогичное тому, которое выполняли их дети. |
8. | Проблемные ситуации | Предлагаю обсудить жизненные ситуации, возникшие между детьми, между детьми и родителями, и найти пути их решения. Иногда предоставляю варианты решения. |
9. | Конкурс | Например, предлагаю поучаствовать в конкурсе «Кто дольше похвалит» (то есть, кто больше скажет слов-комплиментов для своего ребёнка). |
10. | «Окно» | Сообщаю родителям очень короткие новости по теме собрания. |
11. | «Острое блюдо» | Родители передают друг другу воздушный шар с вопросом. По сигналу останавливаются, и тот, у кого шар, отвечает. |
12. | «Устами младенца» | Зачитываю интересные высказывания своих воспитанников из тетради «Говорят дети» |
13. | Организация выставок | Организую выставки детских работ, педагогической литературы. |
14. | Выступления родителей | Родители выступают с заранее подготовленными сообщениями (тематическими или из опыта воспитания и развития детей). |
Приложение 7
Сценарий посиделок
«Мы за чаем не скучаем».
Цель : Создание условий для общения с родителями посредством совместной
творческой деятельности.
План :
1. Приветствие. (Самый распространённый напиток в мире – чай).
2. Сведения о чае и чаепитии. (Готовят сообщение родители).
3. Деление на 2 команды. (Придумывание названий команд, связанных с чаепитием).
Конкурсы:
· Назовите предметы, относящиеся к чаепитию.
· Отгадайте загадки о предметах чаепития:
Ø Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
Ø Белый камень во рту тает. (Сахар)
Ø Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый. (Хлеб)
Ø Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко)
Ø Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Ø Закипит, исходит паром,
и свистит и пышет жаром,
крышкой брякает, стучит:
– Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
· Кто больше скажет названий чая.
· Угадай на вкус, из чего сварено варенье.
4. Подсчёт количества набранных баллов.
5. Награждение команд сладкими призами.
6. Чаепитие.
7. Минидискотека.
Приложение 8
Сценарий посиделок
«Блинный вечерок».
Цель: Создание условий для общения с родителями посредством совместной творческой деятельности.
Объявление.
С ____ по ____будет масленичная неделя, а это значит, что пора есть блины. Приглашаем Вас, дорогие наши родители, на «Блинный вечерок», который состоится ________________.
В программе:
· «Коротко о масленице»;
· Стихи, загадки, пословицы о масленице;
· Угощение блинами, приготовленными Вашими детьми;
· Обмен рецептами приготовления блинов.
Ждём Вас!
Начало __________
План:
С _____по_____ неделя не простая, идёт неделя масленичная.
Здравствуй, сударыня Масленица!
Будем Масленицу величать,
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Что такое Масленица? (вопрос к детям, родителям)
Масленица – самый удалой и весёлый весенний праздник. Он пришёл к нам из далёкой старины. Это время, когда зиму провожают, а весну встречают.
Сколько пословиц создал русский народ про Масленицу. Давайте вспомним хотя бы некоторые из них. (Задание для родителей и детей).
Ребёнок читает пословицы о Масленице.
В масленицу у каждого дня недели было своё название:
Понедельник – «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Широкий четверг», пятница – «Тёщины вечёрки», суббота – «Золовкины посиделки», воскресенье – «Развесёлая Масленица». (Дать краткую информацию о каждом дне, привлечь родителей к рассказу).
В воскресенье катались на горках, играли в снежные городки и крепости, жгли костры. Люди должны были обязательно поваляться, считалось, что земля передаёт свою силу.
Мы с Вами тоже будем зиму провожать (дети читают стихи о Масленице).
Угадайте, какое самое главное угощение на Масленицу? (дети загадывают загадки о блинах).
Сегодня ребята испекли для всех блины и оладьи с начинками. Приглашаем всех попробовать наше угощенье!
Обмен рецептами приготовления блинов.
Приложение 9
Примерная тематика выставок.
Приложение 10
Сводная таблица
результатов анкетирования родителей
младшей группы (2008 г.)
Воспитатель: Кренева Галина Васильевна.
Цель анкетирования – выявление оценки и уровня удовлетворённости родителей процессом и результатами сотрудничества с воспитателем.
Вопросы и варианты ответов | Результаты | |
Кол-во выбо-ров | Сумма баллов | |
1. Довольны ли Вы отношениями, сложившимися у Вашего ребёнка с воспитателем: А) очень доволен Б) доволен В) не совсем доволен Г) недоволен | - - | |
2. Довольны ли Вы Вашими отношениями с воспитателем: А) очень доволен Б) доволен В) не совсем доволен г) недоволен | - - | |
3. Считаете ли Вы, что оценка знаний, поступков и поведения Вашего ребенка воспитателем объективна и справедлива: А) да, это так Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) нет, воспитатель часто бывает несправедлив к ребёнку | - - | |
4. Бывало ли так, что Вам хотелось поговорить с воспитателем о проблемах, связанных с ребенком, но это почему-то не получалось: А) нет, всегда могу спокойно обратиться к воспитателю Б) нет, мне достаточно родительских собраний В) да, было 1 или 2 раза Г) да, и довольно часто | - - | |
5. Чувствуете ли Вы воспитателя своим помощником в деле воспитания Вашего ребенка: А) безусловно, да Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) безусловно, нет | - - - | |
6. Чувствуете ли Вы себя помощником воспитателя в деле воспитания Вашего ребенка: А) безусловно, да Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) безусловно, нет | ||
7. Охотно ли Вы идете в детский сад на родительское собрание: А) да, охотно Б) не всегда охотно В) всегда неохотно Г) стараюсь избегать посещения родительских собраний | - - - | |
Баллов всего: |
Пепеляева Марина Александровна
Наумова Татьяна Аркадьевна,
воспитатели МБДОУ
«Центр развития ребенка
– детский сад № 30», г. Кунгур
Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников.
Дошкольный возраст – это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.
Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс, взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее.
Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.
Основной целью организации мини-выставок в группе является: создание условий для сплочения детско-родительского коллектива, создание благоприятной среды в совместной деятельности.
Организация тематических мини-выставок в группе позволяет нам успешно решать ряд воспитательно-образовательных задач :
- повышать познавательный интерес дошкольников к разным образовательным областям;
- направлять детей к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе;
- способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, побуждая к творческой деятельности;
- повышать культуру родителей.
Организация тематических выставок в группе позволила, прежде всего, реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи. Это нестандартная форма организации общения педагогов и родителей по вопросу воспитания. Никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к тематическим выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить вставку.
Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании, который можно использовать во время НОД по ознакомлению с окружающим миром, с предметным миром. Активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении.
Первую тематическая выставка была организована в сентябре. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о том, какие овощи выросли у них в огороде. Попросив детей и родителей из овоща сделать необычную поделку, принести их в группу. Совместно оформили выставку «Дары природы». На НОД, дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как и где можно использовать овощи, как выращивают их, чем они были ценны. Наших детей поразила красота и причудливость форм.
Это выставка так увлекла нас, что следующим нашим шагом было продумывание организации других выставок, отражающих мероприятия календарно-тематического плана.
Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами организовали дни посещения выставок – приглашали детей других возрастных групп и проводили мини-экскурсии, рассказывали об экспонатах.
В результате такой творческо-практической деятельности сложилась система по организации тематических мини-выставок в нашей группе.
Таким образом, использование тематических выставок соответствует интересам детей, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.