Вечером во вторник на одной из площадок «Винзавода» собрались те, кого интересует цифровая реальность - здесь проходило открытие новой выставки Recycle Group, лауреатов Премии Кандинского и участников 57-й венецианской биеннале. Художники и исследуют взаимодействие людей и машин в эпоху, когда цифровые технологии все активнее вторгаются в нашу повседневность.

Выставка «Template of Life» дает возможность испытать «ощущение» машины в момент перехода из рабочего состояния к полному отключению.

Главный объект обсуждения - светящаяся капсула, напоминающая тоннель. Внутренняя часть инсталляции оборудована рельсами, по которым неспешно передвигается мягкий лежак. На него ложатся посетители и погружаются в ту самую неизведанную виртуальную реальность.

Среди гостей выставки советник , предприниматель и советник президента , руководитель центра МАРС , комиссар Российского павильона Венецианской биеннале Семен Михайловский, владельцы галереи «Триумф» и , поэт и телеведущий .

Recycle Group

С первых минут открытия выставки возле капсулы уже скопилась огромная очередь из желающих протестировать объект и ощутить процесс отключения компьютера от сети. Эффект полного погружения в виртуальную реальность создают визуальные и звуковые эффекты.

«Отчасти тоннель символизирует полное отключение от реальности, схожее с тем, что мы испытываем, попадая в интернет. Главная же задача экспоната - дать людям возможность ощутить то, что могла бы чувствовать машина в тот момент, когда ее выключают», - рассказал «Газете.Ru» Андрей Блохин.

По словам куратора выставки Полины Могилиной,

виртуальная реальность - религия нашего времени, и количество последователей в ее перспективе грозит стать больше, чем у какой-либо другой в настоящее время. .

«Новая выставка Recycle Group - как минимум интересный опыт, который вряд ли можно получить в обычной жизни. Ты чувствуешь себя в шкуре собственного лэптопа, при этом вопрос, положительные или отрицательные эмоции испытывает твой компьютер, остается абсолютно открытым. Думаю, на выставке человек с любым уровнем подготовки найдет для себя что-то интересное. Детям будет прикольно просто прокатиться в трубе. Взрослые, увидев, что работа основана на философии , дай бог залезут и почитают, что в принципе он думает про бессмертие, и как люди будут жить в искусственном интеллекте».

На каждую степень глубины интеллекта и желания у художников найдется что показать.

Recycle group всегда поднимают актуальные вопросы, например, что будет с нами после жизни», - рассказала арт-консультант и основатель компании Everal Люси Шатковская.

Второй объект, приковывающий внимание, — черные круги на стене. Чтобы понять их предназначение, нужно пройти вдоль инсталляций быстрым шагом - тогда каждый из кругов начнет особенным образом отражать свет. По словам Андрея Блохина, черные круги - некие милисекунды в момент отключения. «Машина не отключается сразу. Есть какие-то доли секунд преломления света. То, что мы видим на инсталляции, как раз те самые преломления электричества и света», - уточнил он.


Recycle Group

Интерпретировать инсталляцию можно по-разному. Одним она напомнит пиксели, как, например, на фотографии, другим покажется просто красивой деталью интерьера, которая интересным способом отражает свет. «Есть такое понятие, как битый пиксель, который не отражает ничего. Как отразить пустоту? Малевич делает это через черный квадрат, Recycle Group создали круги, похожие на пиксели. Инсталляцию можно воспринять как что-то, скрытое от большинства, загороженное цензурой. Или что-то, что в силу технических неполадок не увидеть на картине», - поделилась своими впечатлениями Люси Шатковская.

Исследовать отношения между людьми и машинами краснодарские художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов начали четыре года назад. Сначала они выставлялись в московских галереях, затем география стала расширяться, и их работы увидели в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. На Венецианской биеннале работы Recycle Group были представлены уже трижды, в 2011, 2013 и 2015 годах. Самой громкой выставкой, которая стала настоящим признанием Recycle Group в России, стал проект «Blocked Content».

Художники представили его в 2017 году на 57-й Венецианской биеннале. Тогда Андрей Блохин и Георгий Кузнецов поднимали тему виртуальной реальности и место человека в ней. Инсталляция была связана с мобильным приложением: только с помощью него посетители могли оживить пространство и увидеть персонажей, тела которых передают тепло. По словам авторов, выставка представляла собой «рассуждение о возможности смерти человека в виртуальном пространстве».

В начале лета Recycle Group выставились в ГМИИ им. Пушкина с экспозицией «Homo Virtualis» — художники размышляли о трансформации восприятия искусства в эпоху масс-медиа.

Сейчас Recycle Group входит в десятку рейтинга Топ-100 молодых художников России в 2017 году.

По словам совладельца галереи «Триумф» Дмитрия Ханкина, Recycle Group — серьезные игроки на рынке современного искусства. «На выставку «Template of Life» я смотрю как на некую точку в очень важной для меня, и для художников, группе проектов. Все началось в Венеции проектом в церкви Святого Антонина (тогда художники представили выставку «Conversion», где поднимали вопрос, какое будущее нас ждет, если одержимость новыми телекоммуникационными технологиями сохранит нынешний накал — «Газета.Ru»).

Затем продолжилось на венецианской биеннале, после которой шел Пушкинский музей. И вот сейчас точка, большая тотальная инсталляция на Винзаводе», - объяснил он.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
LA FABRIQUE BARBOT ET FOURNIER, ФРАНЦИЯ
ГАЛЕРЕЯ «ТРИУМФ»

Видео с выставки

В рамках параллельной программы 56-й Венецианской Биеннале — La Biennale di Venezia — Московский музей современного искусства, La Fabrique Barbot et Fournier, Франция и галерея «Триумф» представляют персональную выставку Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов). Тотальная site-specific инсталляция «CONVERSION» будет показана в церкви Св. Антонина, основанной в VII веке.

Проект «CONVERSION» Recycle Group рассказывает о жизни современного человека в эпоху развития Интернета и появления новых гаджетов. Скорость распространения информации, ее ежесекундное обновление и доступность — -смартфоны есть у каждого седьмого жителя планеты - породили культ -технологий. Recycle Group в своем проекте сравнивают подключение к глобальной сети с обрядом обращения в религию, где главное божество — это сумма всей информации, находящейся в виртуальном пространстве.

В старинной церкви Recycle Group представят руины святилища XXI века. В выставку «CONVERSION» войдут скульптуры и барельефы, на которых фигуры «неоапостолов» предстают носителями нового сакрального знания, существующего в потоке виртуальной информации. Для этой грандиозной конструкции художники выбрали традиционное местоположение храмового алтаря, в центре которого находится гигантский «крест» Facebook. Экспозицию дополняют деревянные «останки» Ноева ковчега, в фрагментах которого угадываются знакомые иконки приложений с экранов смартфонов.

Для создания скульптур «святых», проповедников новых технологий, и многофигурных барельефов Recycle Group используют резину, пластиковую сетку, полиэтилен и современные технологии. Мусор становится искусством и сохраняется для будущих поколений, а взгляд зрителей художники направляют на то, как будут выглядеть свидетельства парадоксов нашей эпохи в будущем, что из них останется в истории. Скульптуры и барельефы принимают вид древних памятников, в которых, словно в артефактах некой ушедшей и забытой цивилизации, видна опустошающая сила времени.

Формы и композиционные особенности работ Recycle Group отсылают к традиционной христианской иконографии, в которой присутствуют элементы современности — в виде иконок электронных устройств и логотипов приложений. В одном из рельефов «сакральными» фигурами предстают вышки сотовой связи, а в работе «В поисках сети» люди толпятся, пытаясь поймать сеть на своих мобильных телефонах. По иронии судьбы в колокольне церкви Св. Антонина находится действующая вышка для передачи радиосигналов.

Джеймс Патнэм, куратор выставки: «Работы Recycle Group отличает тонко рассчитанный эпатаж, построенный на противопоставлении: архетипы и классические каноны художники сочетают с элементами массовой культуры нашей эпохи. Проект «CONVERSION» уподобляет компьютерную технологическую революцию христианскому просвещению обращенных народов. Только теперь священные знания, которые ранее были даны свыше, располагаются в виртуальном пространстве облачных сервисов».

О RECYCLE GROUP
АНДРЕЙ БЛОХИН И ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ В 2006 г. художники Андрей Блохин (род. 1987, Краснодар) и Георгий Кузнецов (род.1985,Ставрополь) основали арт-группу Recycle. С 2008 г. они регулярно участвуют в российских и международных выставках современного искусства. В 2010 г. Recycle Group получила за проект «Reverse» премию Кандинского в номинации «Молодой художник». После этого арт-группа активно выставлялась на различных площадках современного искусства во Франции, Италии, Беликобритании, США и Бельгии. В 2012 г. в МАММе прошла большая персональная выставка группы «Paradise Network». Художники участвовали в программе Венецианской биеннале в 2011 и 2013 гг. Работы группы Recycle отличает ирония и необычный подход к понятию «современности», сочетающий классические темы и нетрадиционные материалы - полиуретан, силикон, пластмассу, и др. Работы группы находятся в целом ряде государственных и частных коллекций, в том числе в коллекции Glasstress в Венеции, Королевском музее Шотландии, МАММе, и др.

О КУРАТОРЕ
ДЖЕЙМС ПАТНЭМ — независимый куратор и автор. С 1999 по 2003 г. он выступал куратором Программ Британского музея в области современного искусства и культуры. Ранее Патнэм занимал в нем пост хранителя Отдела египетских древностей (1985 -1998). В 1994 он задумал и воплотил новаторский выставочный проект «Машина времени», в рамках которого работы современных художников выставлялись бок о бок с древней скульптурой из египетских залов Британского музея. Его монография «Искусство и Артефакты — музей как средство выражения» (Thames & Hudson in 2000/10) исследует взаимодействие между современными художниками и музеем. Он является куратором серии выставочных проектов современных художников в музее фрейда в Лондоне, получившей признание критиков и продолжающейся по сей день. Патнэм также выступал куратором выставок в Музее Питри и Университетском Колледже Лондона, а также с 2004 по 2006 г. состоял младшим хранителем в Музее Боуз, графства Дюрэм. В 2005 году он был назначен куратором фестиваля Arte all’ Arte 9, в Тоскане, а в 2006 состоял в кураторском комитете международного арт-фестиваля «Триеннале Этиго Цумари» (Япония). В 2009 г. он выступил куратором двух проектов 53-й Венецианской биеннале - «Искажение» и «Библиотека». Он также был куратором проектов Биеннале в Пусане (Южная Корея) в 2010 г. Джеймс Патнэм представил свой проект «Знание» на 54-й Венецианской биеннале и параллельный проект «Белый свет - белая жара, Glasstress» на 55-й Венецианской биеннале. С 2003-2004 гг. он был приглашенным преподавателем по музеологии в Нью-Йоркском университете. На данный момент читает курс по выставочной деятельности в качестве старшего научного сотрудника Лондонского университета искусств.

О МУЗЕЕ
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Московский музей современного искусства - молодая активная институция, которая играет важную роль на российской сцене современного искусства. Это первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Коллекция музея насчитывает около 12 000 экспонатов и продолжает пополняться. На нескольких площадках в центре Москвы музей представляет широкий спектр явлений российского и мирового современного искусства. Исследовательская работа музея сосредоточена, прежде всего, на изучении коллекции. При музее существует библиотека с обширной подборкой книг по искусству русских и зарубежных авторов. Научно-исследовательская лаборатория Московского музея современного искусства является одним из ведущих технико-технологических центров по изучению предметов искусства.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
КОМПАНИИ LA FABRIQUE BARBOT ET FOURNIER, Лодэв, Франция
Персональная выставка Recycle Group является первым проектом компании, созданной Олегом Чиркуновым в 2014 году для поддержки и продвижения современных российских художников за рубежом.

ГАЛЕРЕЯ «ТРИУМФ» Галерея «Триумф» основана Емельяном Захаровым и Дмитрием Ханкиным в 2006 году. Галерея занимается современным искусством и работает с крупными российскими и зарубежными художниками. Самые известные российские художники галереи — AES+F, Александр Бродский, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алексей Беляев-Гинтовт, Recycle Group. Галерея также выставляет зарубежных художников, среди которых: Дэмиен Хёрст, братья Чепмены, Вольф фон Ленкевиц, Тим Ноубл и Сью Вебстер и другие. Помимо проектов в собственном пространстве, «Триумф» курирует большие выставки в России и за рубежом и поддерживает молодое искусство. С 2013 года совместно с «Манеж/МедиаАрт-Лаб» галерея организует выставки молодых медиахудожников в рамках проекта «Большие надежды». В 2013 году галерея основала междисциплинарный научно-художественный проект «Department of Research Arts».

Мы сейчас бегаем по Краснодару, - рассказывает Андрей Блохин. - В какой-то момент я понял, что не успеваю доехать до студии. Поэтому пользуюсь скайпом через телефон.

Вы редко бываете в столице?

Для нас Москва – это большой офис. Мы приезжаем, чтобы решить важные дела, а затем уезжаем обратно. В Москве, конечно, хорошо, но мы предпочитаем более тихие города.

Но всё же есть любимые места?

Мы ходим по стандартному набору заведений.

Наверное, стоит начать с того, что наши родители были художниками. Детство у меня и у Егора проходило в движении: путешествие по пленэрам, общение с людьми искусства. Но они были из более классической среды: живопись и скульптура.

Почему Recycle?

Мы учились в институтах и параллельно с учёбой начали совместно работать. Изначально мы сделали первую выставку, которая так и называлась «Recycle». Это было в 2008 году, в галерее современного искусства «М’АРС». После экспозиции мы запомнились под таким именем, и нам эта идея, как название нашей арт-группы, тоже приглянулась.

Расскажите про первую совместную работу.

Я думаю, что выставка Recycle, которая была в галерее «М’АРС», это и есть выставка с совместными работами, потому что каждый участвовал в обсуждении и процессе создания объекта.

Какие материалы используете?

Сперва были простые: пенопласт, полиэтилен. Они не дорогие, и это удобно. Затем начали использовать более качественные: резина, пластик. Нам нравится экспериментировать с технологией и формами.

Относите себя к некоему экологическому движению?

Мы в большей степени художники! Экология, конечно, тоже волнует… Но мы занимаемся в сфере искусства.

С кем из современных художников вы бы хотели сделать совместную выставку?

Мы периодически принимаем участие в совместных выставках заграницей: Ластрес, Венеция. Фигурируем в проектах с и Жауме Пленса. Со многими художниками мы дружим, но чтобы участвовать в совместных выставках, надо выбирать тех, кто более приятен в общении.

Расскажите о выставке Fast Food в Арт-галерее К35, в которой вы приняли участие. О чем ваши работы?

Одна из наших работ показывает, что цивилизация потребления лишена образов окончательности, так как ни одна вещь, принадлежащая современности, не способна обрести последнюю форму, обратиться в прах и возвратиться в землю. Именно мусор, а не образ предмета, составляют самую суть современности. Мусор, который современное общество накапливает с молниеносной скоростью благодаря безграничному и бесконтрольному потреблению. Потребительская цивилизация лишена цели. В отсутствие цели и образов окончательности нашей цивилизации только и остаётся, что превращаться в технологическую помойку. Это наша подлинная и аутентичная среда. История современности завершается в мусорном баке, и бак становится её универсальной упаковкой.

Бывают ли у вас споры, конфликты?

Они всегда присутствуют. Если у меня или у Егора появилась новая идея, начинается обсуждение, которое идёт параллельно с технической и визуальной частью. Затем, когда мы вместе говорим «да» по поводу вопроса, объект делается.

Чье мнение о творчестве для вас важно?

Профессионалов! Критика всегда важна. Особенно здравая.

Что вы чувствуете, когда зрители смотрят на ваши работы?

Интересно, о чём они думают: могут ведь размышлять о том, что и никому в голову не придёт.

Считаете ли вы, что нашли своего зрителя?

Думаю, да. Но описать его невозможно. В наших работах нет целевой аудитории. На выставки ходят и дети, и старики. Все зависит от эстетического предпочтения.

Любимая часть творческого процесса?

Придумывание и рисование эскизов.

Случались взлеты и падения?

У нас они случаются периодически. Были трудности с кинетическими работами, которые мы впоследствии перепарывали. Когда работаешь с экспериментальными материалами, так или иначе, есть риск потерпеть неудачу.

Как держите себя в форме?

Любые виды досочного спорта и йога.

Ваши планы на лето?

Грядёт большая выставка, над которой мы сейчас работаем. Она пройдёт в Манеже в феврале-марте будущего года. Делаем четыре объекта. Приблизительное название выставки - «Гласс-тресс». А еще нас ждёт одна из галерей Нью-Йорка.

Кем вы видите себя через пять лет?

Мы не хотим меняться кардинально, поэтому предпочитаем оставаться всё теми же!

За помощь в организации интервью благодарим Арт-галерею «К35» и в частности Полину Ельшину

Каждый день человечество обретает новые границы посредством внетелесного опыта внутри пространства интернет-сети. Неосязаемое и невизуализируемое пространство сконструировано человеком, но с развитием искусственного интеллекта люди все чаще ощущают себя гостями в виртуальном мире, который совсем недавно создали сами.

На протяжении нескольких лет участники Recycle Group размышляют над феноменом виртуального мира. «Можно ли считать, что сеть обещает бессмертие пользователю?» - задаются вопросом художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов. Вдавленные в интернет пространство онлайн-портреты продолжают существование в независимости от того, пользуется ли аккаунтом создавшая его персона. Однако вечная виртуальная жизнь обещана только праведникам сети. Ослушавшихся машина заблокирует: к ним относятся спаммеры, сквернословы, самозванцы, притворщики, навязчивые продавцы товаров и услуг. За этим последует вечное пребывание в виртуальном аду, информационном ничто, белом шуме без репостов и лайков. Получить индульгенцию невозможно, алгоритм считывает нарушение и блокирует профиль.

Проект Recycle Group Blocked Content - визуализация виртуального ада, граничащая с абсурдом. Попав в черный куб, он же черный квадрат в третьей степени, зритель сталкивается с неосязаемым - заблокированной информацией. Запрещенное содержимое или просто наложение друг на друга всех картин мира? Единица или ноль? Или, возможно, абстрактная универсальная величина? Blocked Content - это одновременно все и ничто, спрессованные карты нового виртуального мира.

Материализация виртуальных функций продолжается в самой цифровой пещере, где страдают заблокированные системой персонажи. Человеческий глаз различит лишь полигональные скульптурные формы, напоминающие ледяные торосы. Заблокированных в буквальном, физическом смысле интернет-грешников можно рассмотреть посредством компьютерного глаза. Приложение с дополненной реальностью показывает профайлы страдающих, отлученных от онлайн-активности. Сгенерированные компьютерной программой как идеальные образы людей, они пытаются фотографировать невидимую еду, дерутся из-за количества непоставленных лайков, молят систему о возвращении к активности.

Изображённая художниками цифровая пещера замерзшей информации, испещренная символами, которыми машина характеризует пользователя, становится будущим отражением доисторической каменной пещеры. Наскальная живопись обозначила первую победу когнитивного прогресса, разделившего искусство, верование и науку. Она - символ развития разума из восприятия. Возраст, пол, активность в сети - это то, что остается в сухом остатке от интернет пользователя. Система не обладает органами чувств и восприятия, подобными человеческим, чтобы проанализировать стоящего за профайлом реального персонажа. Разница в восприятии реальности человеческим существом и роботом является одним из ключевых парадоксов, затронутым в проекте. Виртуальный мир предлагает идеальный, сгенерированный по своему умозрению образ человека, который зритель Blocked Content сможет увидеть, заменив человеческое око на компьютерное.

На первый взгляд абстрактная тотальная инсталляция основана на материализации принципов функционирования социальных сетей. Однако виртуальный ад, созданный художниками, визуально отсылает к классическому образу преисподней из «Божественной комедии» Данте Алигьери. В девятый круг ада он помещает предателей и обманщиков всех мастей, обреченных на вечные терзания в замерзшем озере Коцит. Застрявшие во льду грешники заливаются слезами, мгновенно умножающими объем ледяных глыб. Литературное произведение, созданное на рубеже эпох, соединяет в себе черты энциклопедии, визионерского послания, мистического священного текста. Этот новый моральный кодекс был адресован к простому читателю: поэтическое назидание изложено на «вольгаре», языке народа, а не на латыни, используемой в высоких литературных жанрах эпохи. В свою очередь, виртуальное пространство демократизирует коммуникацию и уравнивает социальные статусы - оно глобально и понятно всем.

Ссылка на «Божественную комедию» выводит на первый план проблематику новой морали. Машина сети является не вспомогательным средством производства, не объектом, а творящим субъектом, готовым составить конкуренцию своему создателю не только в продуктивности, но и в духовности. Созданная после конца света, в новом мире эта пост-цифровая притча содержит ироничный намек на свою грядущую реальность.

По предположениям экспертов футурологии момент технологической сингулярности, когда уровень технического прогресса выйдет за грань человеческого понимания и контроля, произойдет в 2030-2045 годах. С развитием роботизации человек все больше зависит от решений искусственного интеллекта. Кого должен спасти самоуправляемый автомобиль - пассажиров или пешеходов? Как обучить робота мыслить в категориях человеческой морали? Что означает вред, а что пользу? И почему роботу не может вздуматься захватить мир, чтобы оградить человека от вреда? Кто прав в логическом противостоянии машины и человека? Художники из коллектива Recycle Group пытаются ответить на эти вопросы и берут на себя роль предсказателей будущего, обещающего апокалиптические картины и появление новых технологичных форм жизни, которые несмотря ни на что являются учениками человека: ведь робот не может страдать, если мы его этому не научим.

МОСКВА, 19 мая — РИА Новости, Анна Кочарова. Художники из Краснодара Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, работающие вместе как Recycle Group, представили Россию на 57-й Венецианской биеннале современного искусства — самой известной и престижной мировой художественной выставке. Их проект Blocked Content ("Заблокированный контент") стал частью выставки павильона России в садах биеннале.

Один из участников дуэта Андрей Блохин рассказал Анне Кочаровой о том, зачем современному художнику 3D-принтеры и чем полезна вторичная переработка материалов.

"Первый проект совместно мы сделали в 2008 году. Recycle переводится как переработка. Мы так назвали выставку, потому что использовали в работе материалы, которые поддаются вторичной переработке.

Со временем это название стало для нас смысловым: мы берем какие-то идеи, трансформируем их, переосмысливаем. И по-прежнему используем в своей работе материалы, которые можно перерабатывать.

Постепенно мы начали выставляться в разных московских галереях. С 2012 года появились выставки в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Поле деятельности и география расширились.

Сначала наши работы брали на международные групповые выставки. Первый "сольный" проект мы сделали во Франции, в Париже. На Венецианской биеннале мы выставлялись уже несколько раз — в 2011-м и 2013 году. На прошлой биеннале делали проект в церкви Святого Антонина. Это барочная церковь, в которой свои условия, взгляды на архитектуру, пространство. Идея нашей выставки была связана с религией.

© Фото предоставлено Recycle Group


© Фото предоставлено Recycle Group

Сейчас мы живем по большей части в самолетах. У нас есть две студии — одна в Краснодаре, другая во Франции. Выставку Blocked Content ("Заблокированный контент") для павильона России в Венеции мы создавали у себя в Краснодаре.

Технологии всегда были вовлечены в искусство. И мы все время экспериментируем. На этой выставке мы используем новые технологии: 3D-печать и специальное приложение, которое позволяет увидеть дополненную реальность.

Мы создавали эскизы, потом трансформировали в 3D-модели, затем печатали фрагменты на 3D-принтере и уже потом соединяли и красили.

Мы впервые использовали 3D-принтеры, и мне пришлось неделю разбираться с тем, как они работают, как самостоятельно их настроить. Впервые в масштабах павильона мы использовали приложение, которое позволяет увидеть наши скульптуры с эффектом "тепловизора".

Это приложение работает не только на выставке, но и в городе — здесь, в Венеции. У нас по городу есть восемь точек, где человек, используя это приложение, может увидеть дополненную реальность.

Это приложение дает нам новое пространство для деятельности, еще одно измерение, в котором можно что-то рассказывать и показывать. Изначально мы хотели сделать пространство, где художник независим ни от кого. Нам нравится ощущение свободы, которое дарит это виртуальное пространство.