Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.

Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

Что такое интеллигентность, культурность человека? Знания, эрудиция, осведомленность? Нет, нет и нет! Избавьте человека от всех его сведений, лишите его памяти, но если он при этом сохранит умение понимать людей иных культур, понимать широкий и разнообразный круг произведений искусства, широкий круг чужих идей, если он сохранит навыки «умственной социальности», сохранит свою восприимчивость к интеллектуальной жизни, - вот это и будет интеллигентный и культурный человек.

Способность к приобретению знаний - это тоже интеллигентность.

А кроме того, интеллигент - это человек «особой складки»: терпимый, легкий в интеллектуальной сфере общения, не подверженный предрассудкам - в том числе шовинистического характера.

Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение - главный, хотя и не единственный воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо». «Не угашайте духа!»

Изучить десятый иностранный язык гораздо легче, чем третий, а третий легче, чем первый.

Способность приобретать знания и самый интерес к знаниям растут в каждом отдельном человеке в геометрической прогрессии. К сожалению, в обществе в целом общая образованность падает, и место интеллигентности заступает полуинтеллигентность.

Нравственный климат в обществе определяется степенью его культуры.

Недостаток культуры в нашем обществе волнует меня больше всего. Никакие законы истории или издаваемые государством, никакие надежды на будущее не оправдаются, если не будет поднят общий культурный уровень нашей жизни, «культурный тонус» нашего общества.

Сейчас это особенно важно осознать, так как уровень культуры не просто низок - он падает. Десятилетия истребления интеллигенции, десятилетия падения школьного образования и «остаточный принцип» в отношении финансирования культуры, бесконечные катастрофы с наиболее важными хранительницами культуры - библиотеками (научными и «народными»), неправильная издательская политика, при которой публиковалось не то, что требовалось читателю, а то, что ему навязывалось по разным соображениям, сыграли свою отрицательную роль. И все это на фоне общего застоя нашей культуры, который начался гораздо раньше самого так называемого «застойного периода». Боязнь не только самостоятельной мысли, но вообще всякой самостоятельности привели к тому, что даже самое поведение людей сильно изменилось к худшему - к вызывающе неряшливому.

Не удивляйтесь сказанному: постараюсь объяснить, какое отношение не только к науке, экономике, политическому мышлению, но и общему поведению людей, даже к их облику имеет культура.

Не буду вдаваться в чрезвычайно сложные вопросы - что такое культура и интеллигентность. Остановлюсь на чем-то, представляющемся мне элементарно ясным.

Культура основывается на знаниях, хотя сама не является просто большим объемом знании. Можно много знать и не быть культурным человеком. Культура - это прежде всего результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность.

В самом деле, чем больше человек знает, тем яснее он понимает недостаток своих знаний. Сама наука развивается не столько путем ответов на вопросы, сколько путем постановки все новых и новых тем, в основном возникающих в результате полученных наукой ответов, которые не столько объясняют для нас мир, сколько открывают в нем неизвестное. Часто повторяемый афоризм «я знаю, что я ничего не знаю» не является кокетливым самоуничижением. Это закон упорядоченного знания.

В науке XVIII века жила уверенность, что мир скоро будет объяснен до конца и все в нем станет понятным. Человечество стояло как будто бы на грани полного познания мира - во всех областях. Сейчас теоретики-физики знают, что мы очень далеки от подлинного объяснения мира. Это знание того, что мы очень мало осведомлены о вселенной, о строении материи, об экономике, об искусстве (в теоретическом отношении) и т.д., - свойственно сейчас всем наукам (кроме самых отсталых), всем ученым...

Отсюда особая осторожность подлинно знающих людей, осознающих зыбкость человеческих знаний, и - рядом с ними - чрезвычайная самоуверенность полузнаек. Самоуверенность и агрессивность, крайняя ненависть к осторожным культурным людям, которые представляются им просто нерешительными или даже умышленно сопротивляющимися.

Полузнайке кажется, что он знает все и прежде всего рецепты благополучия человечества, быстрый выход из временных затруднений. Полузнайке кажется, что ученый или просто культурный человек - плохой проводник его самоуверенной политики, но еще и живой укор его невежеству - укор крайне оскорбительный для полузнаек, уверенных в своем «всезнайстве».

Агрессивный полузнайка ищет панацей от всех общественных бед то в сплошной насильственной коллективизации, то в более элементарных вещах вроде «ветвистой пшеницы», свиноводства, кролиководства, массовых посевов кукурузы, плотин различного рода гигантских предприятий, в уверенности, что в природе все можно менять (это еще Салтыков-Щедрин заметил). Отсюда - естественный рост командно-административных методов управления. Отсюда же - грубость с подчиненными, нежелание менять раз принятое решение («лобная психика») малокультурных людей («полузнаек»). Отсюда же - существовавшее в свое время пристрастие полузнаек к «командирской» военной или полувоенной одежде, к военной и милицейской терминологии в языке. Некультурность видна во всем облике «полузнайки», в его поведении. Принципиальная агрессивность во всем: в мировоззрении, в отношении к гласности, в отношении к природе, к истории, к различным течениям в искусстве (особенно к тем, которые не сразу понятны и требуют от человека несвойственной полузнайкам восприимчивости)! Агрессивность идет рука об руку с уверенностью, что все инакомыслящие - враги, а если не враги, то принадлежат к народностям, искони не обладающим какими-то свойствами или обладающим только дурными. Отсюда же - уверенность, что все беды - от злых свойств каких-то народностей или от многовековых таинственных заговоров, тайных обществ...

Одним словом, полузнайка ведет себя так, как будто бы он находился в полузнакомом ему лесу в сумерках: стволы деревьев он принимает за разбойников, жаждущих на него напасть, он не видит дороги и с радостью бросается на все, что покажется ему дорогой или тропинкой. А самое главное - цель для него оправдывает средства, ибо он верит только в им самим сконструированное будущее и для него не существует ни прошлого, ни уроков истории. Он движется на ощупь и вот-вот станет на четвереньки, чтобы душить и уничтожать любое препятствие: «ликвидировать», «пускать в расход». Он верит в «высшую меру», точнее в убийство, как в наиболее действенный способ борьбы с преступностью.

Итак, полузнайство, полуинтеллигентность воспитывает определенные, очень опасные черты характера, поведения, отношения к окружающему миру - людям и природе, к истории, памятникам культуры и искусству. В наиболее кризисных ситуациях полуинтеллигентность создает таких людей, как Гитлер, Муссолини, Сталин и «иже с ними». Создает сообщество таких же полузнаек с психологией стадности, «вождизмом» (наиболее агрессивный из полузнаек легко становится вождем или, точнее, вожаком стаи). Полузнайство - опаснейшая социальная болезнь.

Но если полузнайство - болезнь, болезнь, вызванная частичной незаполненностью мозговой деятельности, приводящей к самоотравлению, то, может быть, эту болезнь можно все же лечить? Это чрезвычайно трудно. Во-первых, никто из полуинтеллигентов или полузнаек не осознает себя таковыми. Они окружают себя людьми такого же невысокого интеллектуального уровня, среди которых чувствуют себя вполне сносно. Во-вторых, они обычно ведут борьбу за практическое использование знаний. Они покровительствуют техническим наукам и техническим профессиям, их «немедленной полезности», ибо в технике есть что-то понятное по результатам.

Но самое главное, тип полуинтеллигента со всеми «выходами» этого состояния в мироощущение и общественное поведение складывается, в основном, еще в юности. Огромное значение имеет семья и средняя школа, дополнительное - высшее образование. Последнее дает только окончательную шлифовку. Техническое образование дает совсем мало. Главное, формирующее человека, его нравственный мир и, в какой-то мере, отношение к окружающему, дается гуманитарными науками, гуманитарной культурой в целом, искусством.

Но дело не так безнадежно. Спасает высокий профессионализм в своей области, который может быть достигнут и в зрелом возрасте, и даже в старости. Осознанный профессионализм в какой-то одной области (технической, медицинской, педагогической и т.п.) заставляет человека не вмешиваться в то, чего он не знает в достаточной мере. Профессионализм учит, приучает. На примере своей хорошо освоенной профессии специалист понимает важность знаний в целом. Мне приходилось встречать вполне интеллигентных столяров, наборщиков, крестьян. В них была приобретенная их специальностью, хорошим знанием и владением своим ремеслом «мудрость». Мудрые старики - это в основном хорошие работники в прошлом. Мне иногда представляется, что можно составить список профессий, которые очень часто воспитывают с годами мудрое отношение к людям, природе и прошлому.

Итак, мы поговорили о бедах полуинтеллигентности, о бедах не их самих, полуинтеллигентов, но о бедах, сыплющихся от полуинтеллигентных людей на окружающих и окружающее. Поговорим об интеллигентности. Какими чертами отличается она, как сказывается на поведении интеллигентных людей и на человеческом обществе.

Интеллигентного человека характеризует прежде всего уважительное отношение к окружающему и окружающим, сознание того, что он не обладает полнотой знаний, а находится только на пути к знаниям. Поэтому он постоянно пополняет свои знания, особенно в области гуманитарной культуры. Отсюда - осторожное отношение к другим людям и их убеждениям, отрицание насилия как пути к счастью, неверие в принцип «цель оправдывает средства». Отсюда - отсутствие самоуверенности в поведении и в манере себя держать. Отсюда уважение к опыту истории, к культуре вообще. И вместе с тем интеллигентный человек лишен комплекса неуверенности в себе. Это объясняется отсутствием боязни чужого мнения, чужих предложений и готовностью согласиться с мнением специалистов, людей так или иначе заинтересованных.

По существу, внешне неуверенный интеллигент гораздо увереннее в себе любого агрессивного полуинтеллигента. Когда полуинтеллигент категоричен, не способен изменить своего прежнего мнения, болезненно относится к своему престижу, груб с подчиненными, то это все признаки слабости, впрочем редко осознающиеся самими полуинтеллигентами.

Почему я все время говорю о роли гуманитарных наук и искусства в воспитании общей интеллигентности юношества? Здесь дело простое. Литература, живопись - вообще все искусства учат жизненному опыту. Они не только позволяют человеку прожить несколько жизней, пережив различные жизненные ситуации, возвышают чувства, которые могли бы остаться обыденными, ничем не примечательными: например, кончину друга, любовь и пр., но и заметить в обычном необычное, красоту простого явления, в иных случаях представляющегося скучным и серым. Они знакомят с «чужим» сознанием - другого человека, другого народа, другой страны, с красотой природы. Искусства воспитывают эстетически и этически. А кроме того, искусства развивают интуицию, которая очень важна во всех науках. Недаром великие ученые увлекались и увлекаются музыкой, сложными формами живописи, поэзией.

«Красота спасет мир!» На многие вопросы помогает ответить искусство. Причина проста: зло зовет к хаосу, и поэтому во все века и у всех народов оно изображается как безобразное, доброта зовет к гармонии и единению, и поэтому она - прекрасна.

Истина, добро и красота едины, человечество всегда объединяло три этих ипостаси одной сущности. Но литература и живопись еще и непосредственно проповедуют нравственность.

Искусства должны приучать видеть в мире добро и красоту - борющееся добро и борющуюся красоту.

Я за разные типы средних школ. Только тогда учащиеся будут гордиться своей школой, своими учителями. Надо возродить в учащихся гордость своими знаниями, своим умением в той или иной области. Нельзя отделять труд от учения. Учение, приготовление уроков, пребывание в классе - это и есть труд, труд упорядоченный, приучающий к аккуратности, к чувству долга за приготовление к занятиям.

Но я слишком много, кажется, говорю о средней школе... Это не случайно, ибо средняя школа, как и семья, в первую очередь воспитывает интеллигентность, А нельзя ли это восхождение к интеллигентности совершить как-либо побыстрее? Не будем обманываться - нельзя. Нельзя, но крайне необходимо. Интеллигентность должна быть свойством всего народа, всей страны. Интеллигентность в какой-то мере «заразительна», если она авторитетна. В нашей стране слишком долго (с 60-х годов XIX в.) интеллигентность считалась чем-то чуть ли не позорным. Антиинтеллигентские настроения проникли даже в литературу (вспомните Вассисуалия Лоханкина у Ильфа и Петрова - образ интеллигента, подчеркнуто отрицательный).

Вспомните, в советской литературе так ли уж часто встречается персонаж - интеллигентный рабочий. А между тем не сразу, но в конечном счете интеллигентными должны стать и рабочие, и крестьяне, и все служащие от самых мелких до самых крупных, и все руководители предприятий, областей, министерств (что не всегда сейчас бывает). Для этого нужно, чтобы каждый осознал свою полную причастность к культуре, ощутил в себе достоинство человека, не лгал бы в «служебных целях» - для утверждения своего проекта, сметы, плана и т.д. Правдивость перед самим собой - это общественная позиция, на основе которой только и может укрепиться правдивость общественная, подлинная гласность, которую следует рассматривать не только как право получать информацию, но и как обязанность руководителей своевременно информировать о всем, что может представлять интерес для других.

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интел­ли­гент­нос­ти? А если он не смог получить образования: так сложились об­стоя­тельст­ва? А если окружающая среда не позволяет? А если интел­ли­гент­ность сделает его "белой вороной" среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой "штуковины", сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, – вот это и будет интеллигентный человек… Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать "бывальщину" (т. е. то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, на все неправильно реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да – красивым.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения этого злого человека лишены изящества, не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и "ауры" [От лат. aura (дуновение ветерка)] доброжелательности вокруг него и к нему (обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого, – прошлого, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье.

Национальная Идея

Стань гордым росс
непокоренный!

Общенациональная идея России
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Дева Мария

ВДОХНОВЕНИЕ

СУДЬБЫ ПОДАРЕННЫЙ УДЕЛ

ЖИЗНЬ СОЗНАНИЕ ТРУД
АКТИВНОСТЬ РАЗУМ ДОЛГ
ДОБРО ИСТИНА КРАСОТА
ОПЫТ ПРОЗРЕНИЕ ТВОРЧЕСТВО
ЗНАНИЕ ПОНИМАНИЕ УМЕНИЕ
ПРОШЛОЕ БУДУЩЕЕ НАСТОЯЩЕЕ
ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ
МУДРОСТЬ ПРАВДА ДЕЛО
СОВЕСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ СТЫД
ВОЛЯ МЕРА ЧЕСТЬ
ДУША ДУХ ЗЕМЛЯ

АКТИВНОСТЬ ЗНАНИЕ ПРОШЛОЕ ОПЫТ
СОЗНАНИЕ ПОНИМАНИЕ БУДУЩЕЕ ПРОЗРЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО УМЕНИЕ НАСТОЯЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО

ВОЛЯ ВЕРА ПРОШЛОЕ МУДРОСТЬ
ДУХ НАДЕЖДА БУДУЩЕЕ ПРАВДА
ДЕЛО ЛЮБОВЬ НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО

Общенациональная Идея России
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Как никогда раньше Российское Общество и ее социально-политическая Элита – экономическое, художественное и теоретическое сообщество нуждаются в Общенациональной Идее России (далее обозначение ОИР).

Пора завершить безрезультатные поиски «Русской Идеи», «Русской Души», «Самоидентификации России» и ПРАКТИЧЕСКИ приступить к единению всего Гражданского Общества на основе онтологического алгоритма высокоэффкктивной деятельности. Пора остановить разрушительный процесс духовно-практической деградации общества, остановить теоретические потуги поисков ответов на вопросы «Что есть Россия», «Куда идет Россия» и обратить все усилия поисков новой идеологии на простую Задачу-Цель, на СТИЛЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ каждого гражданина нашего Отечества во всех сферах жизнедеятельности. Без решительного изменения фундаментального основания стиля Жизни все благие намерения и попытки совершенствования работы будут продолжаться в драматической стихии «человеческого фактора», в поисках и начинаниях, пробах и ошибках.

Главный ресурс России – Человеческий потенциал. Стремлением к знанию, пониманию и творческому умению выходить на лучшие образцы технологий. Россия богата особенными природными качествами прироста талантов. Великие жизненные просторы страны, ее уникальный исторический опыт, ее несметные богатства недр, ее региональное многообразие бесценны. Готовность региональных талантов без лишнего пафоса отдать себя общему делу, необычна. Дав таким людям вдохновляющую идею, Общество в ответ получит бескорыстную отдачу подлинных патриотов, великую одержимость в науке и практике.

Антинаучная эволюция Российского Общества сегодня погружает все глубже и глубже в смятение бесценный человеческий потенциал, и он постепенно теряет ориентацию. Чахнут без государственной поддержки гениальные технические и технологические наработки энтузиастов своего дела.

Российское Общество наполняется желанием изменить ситуацию и начать жить в осмысленном мире. Необходим решительный идейный ПОВОРОТ правящей Элиты на всех этажах Гражданского Общества к провозглашению и освоению ОИР. Только такой поворот проявит в Обществе великую конструктивную силу.

Такой ОИР может с самым большим успехом стать ТРИАДА КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ – «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ». Это понятие содержит в себе онтологический алгоритм человеческой жизнедеятельности, основополагающие качества активности личности. Этот алгоритм формировался в природе действующего человека и складывался в единство трех составляющих компонентов: «ЗНАНИЕ», «ПОНИМАНИЕ», «УМЕНИЕ»

Эти три потока информации в духовно-практической деятельности, обогащаясь чувствами нравственности и красоты, на долгом эволюционном пути становления разумного человека то складывались в гармоническое единство, то рассогласовывались. Страсти, эмоции, жизненные коллизии рождали энергетические доминанты в психике и деятельности человека, разрушая единство эффективной деятельности личности. Человеческая история полна драматизма и трагизма в результате дисгармонии ТРИАДЫ.

Основополагающие составляющие вышеобозначенного алгоритма были интуитивно определены религиозным чувством древних мудрецов и постепенно оформлены в религиозные ДОГМАТЫ - ТРИАДЫ: В Христианстве они воплотились догматом «СВЯТОЙ ТРОИЦЫ», где «Отец, Сын и Святой Дух» выражали онтологические значения опыта прошлого, прозрения будущего и творческое настоящее, обогащая натуру человека ЗНАНИЕМ, ПОНИМАНИЕМ и УМЕНИЕМ. В Индийской традиции Йоги ТРИАДА оформилась в догмате «ТРЕХ ГУН» как воплощение трех Сил, трех Источников всякой деятельности («Тамас», «Саттва», «Раджас»). Древние Латиняне оформили эту ТРИАДУ понятийным обозначением в слове «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ», воплотившее такие качества личности: человек знающий, понимающий, умный, т.е. умеющий претворить понятые знания в деле.

Но на долгом двухтысячелетнем пути становления европейской цивилизации понятие «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ» постепенно утеряло свое смысловое содержание; все больше усиливалась доминанта «ЗНАНИЯ». Именно оно явно показывало свою силу в активно действующем человеке в эпоху Возрождения, в Новое и Новейшее время. Все прочнее утверждалась в философском сообществе гносеологическая Парадигма. Полное завершение сущностного извращения понятия «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ» произошло в ХIХ веке с введением понятия «интеллигенция», в которое вкладывался совершенно иной смысл: принадлежность к определенному слою населения, занимающегося производством знания, идей. Это роковая подмена-замена открывала широкую дорогу окончательной деградации целостного алгоритма жизнедеятельности человека, наполняя мир революционными идеями разрушения, волюнтаризма и безумством храбрых безответственных личностей. Результатом деятельности интеллигенции, этого маргинального социального слоя, особенно российской интеллигенции, явились творения революционных ситуаций ХХ века в России.

В первом приближении анализ такого деструктивного алгоритма деятельности российской интеллигенции дали российские мыслители в сборнике статей «Вехи» после революции 1905 – 1907 годов. Но к великому сожалению ни тогда, ни после второй революции в России ни российским, ни международным сообществом их предупреждения не были осмыслены.

Если Запад с боязливой осторожностью использовал революционное творчество российской интеллигенции, то в послереволюционной России эта «социальная прослойка» свое революционное творчество активно наращивало, сметая со своего пути интеллигентных людей, разрушая общественный организм «мертвыми идеями», стремясь к мировой революции. И только в конце 20-х и в 30-е годы жестокими мерами в СССР было пресечено их авантюристическое творчество. Сложнейшие задачи становления и защиты молодого советского государства потребовали опоры на сохранившихся еще интеллиген-тных людей во всех слоях разворошенного общества.

Новая советская интеллигенция в своей основной массе переняла традиции и методы деятельности революционной интеллигенции и все активней утверждала себя ведущей творческой силой общества, медленно осознавая свои пороки. С середины пятидесятых годов активизировались духовные наследники первого бурного советского десятилетия, внося больше духовного разлада в общество, чем конструктивного творчества, доведя страну к концу XX –го века к глубокому Системному Кризису.

Величайшая драма России сегодня должна быть осмыслена на опыте всего тысячелетнего пути Православной Российской и Советской Цивилизации. Только глубокое ПОНИМАНИЕ причин и следствий совершенного поможет политической Элите России принять Вызовы Времени.

Сила политика укрепляется нравственной силой – служением ИДЕЕ. Взятая ТРИАДА «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ» как ОИР позволит преодолеть усиливающуюся маргинализацию культуры современного Российского общества и направить социальную активность граждан на самосовершенствование, объединит единством благородной ЗАДАЧЕЙ-ЦЕЛЬЮ, зримо обогатит общество высококачественными результатами во всех сферах Жизни.

Алгоритм «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ» не ущемит творческую активность личности, ибо он во благо самой личности. Поэтому его необходимо не опасаясь демагогических обвинений в авторитарности власти смело вводить в общественную жизнь.

По мере обретения большинством граждан предлагаемого алгоритма постепенно начнут уменьшаться и исчезать негативные проявления в жизнедеятельности граждан. Превращаясь в повседневную ЗАДАЧУ-ЦЕЛЬ социального становления и функционирования личности, «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ» обретет центральное место во всех программах обучения и воспитания гражданина на этапах его развития от детского до зрелого возраста, формируя высшую человеческую потребность к познанию и самосовершенствованию, наполняя характер личности положительными качествами.

ОИР станет главным средством для реализации Задач-цели. Тем самым закладываются «Цель–Задача–Средство». Общество обретет эту важную кольцевую причинность и обретет огромные силы для преодоления кризиса Русской цивилизации.

Приобретение личностью такого центрирующего алгоритма жизнедеятельности не подавит эмоциональную природу человека, а поставит все богатство чувств под самоконтроль воспитанной личности, даст чувствам подлинно человеческое направление в развитии.

Осмысление и обретение предлагаемой ОИР будет нелегким Делом для Государства и граждан. Российское общество, попавшее в очередную «историческую ловушку» по вине советской и особенно постсоветской интеллигенции за прошедшие два десятилетия хаотического стихийного развития, обрело широкий спектр таких негативных стилей жизни, где господствует ложь, авантюризм, безответственное политиканство, посредственность рассудка, безнравственность и разгулявшаяся преступность. Утверждение «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ» встретит сопротивление разбушевавшейся стихии «свободных личностей с изменчивостью очей», не желающих посягательства на их творчество вседозволенности.

Процесс перевода ОИР на эмпирический уровень жизнедеятельности потребует подлинной научно-практической перестройки всего государственного аппарата, всех организованных сил гражданского общества, особенно СМИ. Такая перестройка потребует несуетной и авральной, а чрезвычайно тонкой организационно-психологической работы на всех уровнях гражданского общества и государственного руководства и управления.

Превратить ОИР в объединяющую решительную силу возможно только организованными коллективными усилиями интеллигентных активных граждан, сохранивших этот благодатный алгоритм деятельности. Качественно возрастает в этом Деле роль Элиты общества. Именно она стоит на «капитанском мостике» общественного корабля. От ее поведения зависит курс и гибель «корабля». Это доказал опыт ЦК КПСС.

Сегодня смертельно опасна самонадеянность Элиты, ее упование на имеющиеся властные полномочия и «тугие кошельки», на рыночный механизм саморегулирвания социальных процессов. В зашоренности прагматическими вожделениями различной духовной закваски представители такой безответственной элиты - антиэлиты не ощущают своим инстинктом самосохранения иллюзорного от реального и обрекают себя на неожиданный трагический исход, на конечную бессмысленность своих полуслепых усилий. Они не способны понимать, как незаметно складываются из их «бессознательных» действий разрушительные силы гражданского общества. Они забывают урок, полученный дореволюционной российской элиты.

Именно поэтому для одухотворения современной Элиты предлагаемый ОИР потребуется государственное усилие, особо продуманная идейно-организационная политика и мудрая организаторская работа.

Началом Поворота к такому большому Делу должен стать Поступок Главы Государства и Правительства, а за ними и всего многочисленного их окружения. Это начинание сразу же разрешит главную драматическую ситуацию современной России – концептуальную пустоту власти.

Момент обозначения ОИР Президентом станет Выбором в точке бифуркации Российской Цивилизации, станет судьбоносным решением на близкое и далекое будущее в условиях бурлящего идейным хаосом настоящего. Именно в этой точке Президент направит ход событий в новое русло своим на первый взгляд минимальным воздействием призывом, которое постепенно породит максимальные последствия в жизнедеятельности всего общества на всех социальных уровнях, новые эффективные Задачи-Цели в регионах. Это станет проявлением синергетического закона «Минимакса».

В современных условиях духовной разрухи в головах, духовного хаоса в обществе судьбоносная задача Верховной Власти самоорганизоваться и стать духовно-практическим общественным резонатором всей системы жизнедеятельности общества, приступить к сборке его «интеллектуальных элементов». Только такой Поступок Власти сдвинет на эффективный путь развития весь идейно-теоретический, политический, организационный и психологический процесс Жизни России.

Несмотря на деформацию всех уровней жизнедеятельности гражданского Общества, оно не лишилось полностью ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ в своих лучших представителях Элиты и рядовых граждан, выдерживающих величайшую катастрофу СССР. Именно они терпеливо и самозабвенно, добросовестно и качественно выполняют свои гражданские и государственные обязанности. Это качество онтологически задано в интеллигентской семье с рождения всем укладом семейной жизни, независимо от места жительства и формального образования. Интеллигентным человеком может быть и сельский труженик в далекой глубинке России и житель столичных городов, выдающийся ученый и рядовой труженик, государственный служащий, учитель, врач. Но к великому сожалению много не интеллигентных людей среди бравирующей своим многознанием интеллигенции, заручившейся званиями и должностями. Только интеллигентные люди в полной мере могут стать субъектами воплощения ОИР, если государственные структуры власти поставят их в центре своего внимания и судьбоносного дела. Кроме того, в обществе есть нравственно здоровые граждане – специалисты своего дела, способные с пониманием откликнуться на ОИР и обеспечить ее утверждение. Они всегда ценили и ценят благородное качество интеллигентности.

Сегодня перед Элитой Российского Общества встает важнейшая нелегкая задача: сформировать новую философию развития, новый стиль жизнедеятельности всего общества. Стиль работы коллектива задает руководитель! Достойных руководителей в нашем Отечестве много! Но не все они призваны к государственному делу, а нередко бьются в своих творческих начинаниях как рыба на льду, не получая государственной поддержки.

Приобщение к ОИР всех граждан – это двусторонний процесс удовлетворения потребности общества в высококачественной работе и одновременное удовлетворение основополагающей потребности личности в высококачественном алгоритме жизнедеятельности. Предлагаемая ОИР становится методологической базовой основой государственных функций регулирования жизнедеятельности общества и его граждан. Облагораживается весь «человеческий фактор» государства и общества, повышается качество самоуправляемости и самоорганизации гражданского общества, позволяя государству постепенно разгружаться от контрольных и корректирующих функций. Наконец-то эта «вечная» проблема противостоянии государства и личности начнет обретать единонаправленность усилий к обоюдному совершенствованию и гармонизации, постепенно освобождая государство от принудительных функций.

На первом этапе широкого осмысления ОИР огромная роль принадлежит СМИ. Они обретают для себя основное смыслообраз-ющее ядро для формирования многообразной информации. Сегодня без такого ядра СМИ утопают в фактологической стихии бурного эмпирического океана интересов и событий, фактов и настроений, мнений и спекуляций мыслетворчества, постепенно теряя доверие и уважение к своей работе и слову. Сосредотачивая свое внимание на различных аспектах освоения гражданами ОИР, на популяризации благотворных ее результатах, показывая примеры отклонения какого-либо элемента ТРИАДЫ или его извращение, порождающие драматизм и трагизм различных жизненных ситуаций, СМИ обретают достойное место во всей системе жизнедеятельности социального организма, укрепляя его духовное и материальное здоровье.

Обретая методологическое ядро в своей работе, СМИ встают на благородный путь действительной помощи гражданам и государству, всему гражданскому обществу в обретении истинных знаний, пониманию их использования в выборе путей будущего, разработке планов, просветления идеалов, учат умению претворять все это идеальное богатство личности и общества в настоящее творчество ре6альной жизни. Тем самым СМИ станут работать не на понижение общественного и индивидуального сознания, как это широко практикуется сегодня, а на его возвышение.

Современный человек, живя в «рассыпанной» мозаичной культуре неструктурированных понятий, плохо связанных смыслообразую-щими ценностями фактов, незаметно обрекается на деградацию. Особенно оно поражает быстро молодое поколение. Великий долг СМИ – помочь людям.

Сегодня пробил час Концептуального Выбора! Он СУДЬБОНОСЕН как для Средств Массовой Информации так и для России! Или продолжится строительство виртуального мира, производство знаков и символов, далёких от подлинной духовности разумного человека, игры в заказываемые адептами постмодернистской парадигмы, или СМИ найдут в себе силы обрести ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ и окончательно развенчать понятие «интеллигенция», спасая обозначенный этим словом перевертышем огромный слой населения от деградации бездуховности, маргинальности, снобизма.

Полемика вокруг ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ идет давно. Но все разговоры безрезультатны. Показательна в этом отношении телепередача на НТВ 30 ноября 2011 г. Вновь столкнулись во мнениях виднейшие представители интеллектуальных Элит России.

Осмысление и претворение в жизнь ОИР как алгоритм журналистской деятельности пробудит благородную самоцензуру в сознании журналистского сообщества, заменит официальные государсвенные формы цензуры, упрочит подлинную свободу информации. В современных условиях обострения всех кризисных процессов на планете Россия должна принять максимум ответственности за своё печатное слово и не допустить рынка идей, разгула безбрежной «свободы» использования этого интеллектуального оружия как бы к этому ни толкали безответственные торговцы идеями, империалисты духа.

Потребность в прояснении знаний, освобождения ото лжи и извращенных понятий, потребность в новых идеях о сущности человека и общества, о структуре и законах его функционирования назрели предельно. Только понимание процессов гармонизации человеческих отношений станет условием выживания человека и всего Человечества. Сегодня дисгармонию функционирования институтов гражданского общества создаёт иллюзию его отсутствия в России и рождает словопрения о создании некоего, ещё не ведомого, но горячее желанного интеллигенцией нового гражданского общества.

Политическая, хозяйственная и все другие типы элит, принимающие общегосударственные решения и возглавляющие их претворение в жизнь, возглавляющие общественные движения и организации переживают драматические столкновения интересов взглядов на принципиальные вопросы жизнедеятельности общества и бессильны ответить на глобальные вызовы Эпохи. Строя свои суждения и выводы по разрешению проблем в России, они зачастую разлагают сознание и волю общества, трудовых коллективов и граждан. Интеллектуальная Элита мечется в своём осознании исторических времен Отечества. Без глубокой перестройки СМИ бессильно оказывать конструктивное влияние на все эти болезненные для общества процессы.

Идеологический вакуум заполняется антигуманными идеями. Обновленный бихевиоризм претендует на глобальные цели обучения человечества приемам и формам поведения человека. Новое обличие этого идеологического монстра пока не осознаётся в достаточной мере гуманитариями и политиками. А современные промышленные корпорации Запада почувствовали его ценности для создания человека с заранее детерминированным поведением – «человека организации».

Освоение предлагаемой ОИР постепенно сформирует Новую идеологию России, основанную не на мифологических спекулятивных пророчествах и националистических схемах «идентификации», а на подлинной онтологической сущности жизнедеятельности личности и общества.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ являясь онтологическим алгоритмом человеческой деятельности, не есть локальная норма одного народа – она подлинно абсолютная норма жизнедеятельности человека в отличие от животного! И цена этой общечеловеческой нормы поведения самая высокая – спасение человечества от самоуничтожения в безумия виртуального мира. Обретя подлинные знания о сущности человека, понимания роли материальных и духовных потребностей, приоритетов элементов этого единства на различных этапах развития социума, человечество возвратит себе счастье гармонии взаимодействия природного и искусственного. И тогда ХХI век может стать веком обретения человечности.

Утверждение ОИР постепенно гармонизирует два необходимых и соотносительных начала общественного бытия как элемента гражданского общества с целостной структурой гражданского общества, создаст максимально благоприятные условия функционирования в нем всех социальных процессов на всех его уровнях и даст благоприятные условия взаимодействия между уровнями организации гражданского общества.
Предлагаемая ОИР может стать основой «новейшей философией духовности», которая освежит всю атмосферу культуры Гражданского общества. Интеллигентный человек всегда имеет высокоразвитую потребность в познании. в определении истинности знания, в различении подлинного знания от ложного. У него физиологические и физические потребности всегда одухотворены ценностями высокой нравственности и культуры. Мера вмешательства в материальные процессы у него становится важнейшей нормой поведения. Его сенсорный механизм более тонко воспринимает реальность, увеличивая глубину и широту гаммы чувствования мира. Интуиция получает у такого человека все больший простор в познании и понимании действительности. Интеллигентный человек обретает то благодатное ощущение гармонии с природой и обществом, которое создает глубинное духовное единство с миром, возбуждая творческие силы человека. А такое состояние в свою очередь усиливает физиологические механизмы выработки гармонов жизни. И не случайно большинство интеллигентных людей активны до преклонного возраста и долгожители, если кованые случайности не подстерегут на жизненном пути.

Всемерное освоение ОИР политическими, идейно-теоретическими сообществами постепенно превратит их в свободно развивающиеся, подлинно творческие структуры гражданского общества, выполняющие заказы государственных институтов. Политические партии всё больше станут сосредотачиваться на анализе реальных интересов граждан, на согласовании различных интересов регионов и профессий. Коварные политические игры в борьбе за власть из политиканства постепенно превратятся в ценную для общества работу пассионарных граждан. Освоенная политическим сообществом ОИР постепенно исключит из состава политических лидеров одиозных фигляров и сформирует достойных политических руководителей.

Особо благоприятное воздействие предлагаемая ОИР окажет на молодое поколение! Интеллигентность определит главную ценность их самовоспитания, облагородит весь сложных процесс их социали-зации, весь их стиль жизни, упорядочит протекание интериоризации, постепенно станет основой внутренней профилактической силой против наркомании, преступности и других негативных отклонений, формирование у молодёжи на основе ОИР различных интересов и потребностей в знании, понимании и умении для выбора своей профессиональной деятельности, вовлечёт с детства в благодатный процесс самотворчества. Государство и общество всё больше будут сосредотачивать свои усилия благоприятных условий для самовоспитания.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ неся в себе программу самовоспитания и развития личности, личной ответственности за свое индивидуальной время. свою индивидуальную жизнь, аккумулирует в своем алгоритме высшие достижения единства духовно-материального творчества, раскроет широкие возможности в гармонизации отношений между людьми, природой и вещным искусственным миром.

Освоение ОИР создаст благоприятные условия преодолеть драму исторической науки и позволит повысить человеческого сознания учится на опыте прошлого, пересматривать опыт своих предков, анализировать стиль их жизнедеятельности, возвращать в современ-ность лучшие образцы деятельности, оживлять в современности их несвершенные благие замыслы, цели, забытые или непонятые следующими за ними поколениями. Сколько их кануло в забвение! Именно в этом и проявляется «возвращение истории», так называемое «сослагательное наклонение», пренебрегаемое большинством научного сообщества.

Сегодня у большинства граждан России, их сознание лишилось важнейшего интеллектуального компонента: БУДУЩЕГО, этого вдохновляющего комплекса идей, без которых обедняется внутренний мир человека, усиливается ностальгическое чувство. При таком психологическом состоянии затухает самодетерминация личности, искажается осознание окружающего мира.

Триада ОИР осмысленная историками как становление и развитие стиля жизни, повторяющегося каждым поколением по-своему и одновременно с преемственностью «вечных» человеческих алгоритмов, поможет историкам выстроить живую логику истории становления государства и общества, поможет понять драматизм становления Православной Цивилизации в «Святой Руси», причин ее трагического исчезновения. Только в сибирских да северных далях России ее дух хранили старообрядцы.

Сегодня лженаука на волнах антикоммунизма, безответственного либерализма, постмодернизма, беспринципного плюрализма пытается заполнить идеологический вакуум. Воистину «промедление смерти подобно»! Только при освоении предлагаемой ОИР утвердится онтологическая державность общества и личности. И эта духовно-практическая основа позволит спокойно наращивать системную целостность Нового мировоззрения в России, её интеллектуальное могущество. Постепенно и неуклонно Россия начнет восстанавливать своё общечеловеческое достоинство и уважение всех народов мира. Она еще окончательно не утеряла свою великую способность самовосстанавливаться.

Новый Вызов Эпохи Россия обязана принять с пониманием всей сложности и непредсказуемости последствий прошедших лет в условиях становления однополярного мира на планете. Российское общество в силах пробудить свой духовно-пракитческий потенциал и осознать, что подлинное богатство народа в его умении использовать современные научные знания, понимать тенденции развития своей Цивилизации в мировом сообществе и эффективно работать. Управляющей элите и нарождающемуся второму активному поколению постсоветской эпохи необходимо всесторонне изучить и понять драму и трагедию предшествующих поколений так называемой «интеллигенции» и максимально быстро обрести интеллигентность, превратив её в норму жизнедеятельности граждан России.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, являясь онтологическим алгоритмом человеческой деятельности не есть локальная норма одного народа – она подлинно абсолютная норма жизнедеятельности человека в отличие от животного! И цена этой общечеловеческой нормы поведения самая высока – спасение человечества от самоуничтожения в безумиях виртуального мира. Обретая подлинные знания о сущности человека, понимание роли материальных и духовных потребностей, приоритетов потребностей этого единства на различных этапах развития социума, человечество возвратит себе счастье гармонии взаимодействия природного и искусственного. И тогда XXI век может стать веком обретения человечности.

Для нашего Отечества настал Момент Истины. Россия ждет обозначения Символической Идеи Соборности. Не в мистических обозначениях, не в абстрактых философских системах «Всеединства», а в современных средствах духовно-практической деятельности – онтологическом алгоритме человеческой активности.

Впервые в постсоветской России перед политическим руководством встала НЕОБЫЧНО ПРОСТАЯ и одновременно МНОГОГРАННО ТРУДНАЯ задача духовного обновления общества. Открывается возможность оздоровить Россию высшей интеллектуальной технологией для преодоления социальной нестабильности и войти в 3-е тысячелетие с Пониманием и Умением принимать любые вызовы Времени. Россия обязана избежать очумления американскими потребительскими технологиями. Сегодня все человечество на планете Земля находится в состоянии Системного кризиса. Ожидать когда экологические, социально-политические и психологические процессы достигнут необратимого характера, становится для господствующих Элит всех государств Высшим Преступлением перед своими народами! Жизнь требует направить человеческую мысль на выход из мировоззренческого тупика. Политическая Элита государств сегодня в драматическом состоянии увлеченности проблемами Глобализации, борьбы с терроризмом, поисками путей удовлетворения своих геополитических интересов. Решая эти «горячие» задачи политические элиты государств не осознают необходимости обогатить свою политическую пассионарность знаниями о сущности Гражданского Общества и законов его развития и функционирования. Поэтому элита обречена на импровизации и рекомендации политических технологов, которые сами интеллек-туально не вооружены Всеобщим Синтезом и Знания Жизнедея-тельности Человека. В этом не их вина, а их беда. Ибо накопленные локальные знания о человеческой эмпирической деятельности не позволяют увидеть Целостность всего механизма социальной активности человека. До сих пор философское сообщество не разработало Центральную философскую категорию Бытия Человека – категорию «ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

К великому сожалению философская наука сегодня находится в затяжном кризисе. Тяжелым грузом лежит на ней Целерациональная Парадигма и Гносеологическое направление Разума. Расчлененность ветвей философского знания не завершена Всеобщим Синтезом. Все это не позволяет философскому сообществу оказать действенную помощь социологам и политикам. А новое направление философии – Постмодернизм – встало на путь окончательной деградации философского знания.

В современных условиях расширяющего взаимодействия государств и народов при продолжающимся малоэффективным стремлением ООН создать гармоничное сотрудничество мирового сообщества возникла первостепенной необходимости задача замены стихийных алгоритмов деятельности четко осмысленным онтологическим алгоритмам, приемлемым для всех народов. Философская концепция о субъекте познания непростительно медленно уступает место концепции Целостного Человека. Но только в этой целостности и проявляется онтологический алгоритм «ЗНАНИЕ», «ПОНИМАНИЕ», «УМЕНИЕ» Проблематика ЗНАНИЯ здесь становится центральной для «ПОНИМАНИЯ» современного Общества. Проблематика ПОНИМАНИЕ одновременно и необходимо поднимается над ограниченностью герменевтического направления, и становится неотъемлемым моментом бытия субъекта деятельности, антиципацией. Одновременное наличие в алгоритме составляющего элемента – «УМЕНИЕ» воплощает деятельностно – практическую направленность ЗНАНИЯ и ПОНИМАНИЯ в темпаральный итог гармонизации ПРОШЛОГО, БУДУЩЕГО в НАСТОЯЩЕМ. Тем самым органично вводится парадигмальная концепция «ВРЕМЯ».

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки. Издательство «Альпина Паблишер» перевыпускает сборник одного из самых известных ученых XX века. «Теории и практики» публикуют несколько писем - о том, почему карьеризм может сделать человека несчастным и невыносимым, как интеллигентность поможет жить долго и для чего человеку «бескорыстное» чтение.

Письмо одиннадцатое

Про карьеризм

Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

Потом отроком и юношей он тоже учится.

И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…

Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

Письмо двенадцатое

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с .

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, .

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Семья Лихачевых, Дмитрий - в центре, 1929 год; Дмитрий Лихачев, 1989 год, © Д. Бальтерманц

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой - великое счастье.

Письмо двадцать второе

Любите читать!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю - обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время - величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения - это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

Скоростное чтение создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

«Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные чему-то научить»

«Незаинтересованное», но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует - как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и . Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

Письмо двадцать шестое

Учитесь учиться!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо , роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно . Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может , человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка - с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете - напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости - радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!