В ординатуру можно поступать, имея диплом о высшем медицинском образовании.

Генетика - удивительная наука, которая приоткрыла завесу над тайнами человеческого тела. Она изучает наследственность и изменчивость организмов, что можно использовать для конкретной практической помощи человеку. Но куда впечатляющими кажутся перспективы этого направления. Ведь его можно считать ступенькой к реализации самых революционных идей: продлить среднестатистический срок жизни, избавить человечество от многих грозных недугов.

Специальность 31.08.30 «Генетика» предназначена для пытливых умов. Такой специалист сможет выявлять генетическую природу недуга. Он играет значимую роль в планировании беременности. Так как может выявить риски и провести конкретные мероприятия по их предупреждению.

Условия поступления

Цель этого курса - воспитать квалифицированного врача путем обучения глубоким теоретическим знаниям и конкретным практическим навыкам. В ординатуру можно поступать, имея диплом о высшем медицинском образовании.

При поступлении предстоит пройти собеседование либо тестирование. Какие именно предметы предстоит сдавать во время проверки уровня знаний, подскажут на кафедрах вузов Москвы.

Будущая профессия

Это направление предназначено для ответственных и целенаправленных студентов, которые готовы заглядывать в будущее, составляя прогноз для будущей беременности. Они же смогут заниматься конкретной медицинской помощью, грамотно устанавливая диагноз и составляя схему лечения. Увлекательная профессия заставит прочувствовать высокий уровень развития современной науки. Ведь благодаря новейшему оборудованию и технологиям можно ответить на вопрос, насколько высоки риски возникновения недуга с наследственными корнями. Также врач подскажет, какие нужны профилактические меры для уменьшения такой угрозы.

Куда поступать

Ординатура по этой специальности есть в следующих заведениях:

  • Российская медицинская академия последипломного образования;
  • НИИ медицинской генетики;
  • Северо-Западный государственный медицинский университет имени Мечникова;
  • Воронежская государственная медицинская академия имени Бурденко.

Срок обучения

Согласно государственным нормативам, ординатура рассчитана на 2 года.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущий врач-генетик в процессе учебы проходит углубленное знакомство с такими предметами:

  • генетика человека;
  • клиническая генетика;
  • лабораторные методы диагностики наследственных недугов;
  • профилактика наследственных заболеваний;
  • биохимия;
  • физиология: нормальная и патологическая;
  • экологическая генетика;
  • фармакогенетика.

Приобретаемые навыки

После окончания ординатуры выпускник будет иметь следующие профессиональные компетенции:

Перспективы трудоустройства по профессии

Это направление является очень перспективным. По факту профессия врача-генетика является специальностью будущего. Так как наука не стоит на месте, регулярно происходят открытия, которые открывают все новые возможности для медицины.

Сегодня выпускник ординатуры нужен практически в любой поликлинике, больнице, частной клинике. Он же может заниматься работой исследовательского толка при научном центре.

Кем работают студенты после окончания курса:

  • врач-генетик;
  • заведующий отделением.

Средняя зарплата такого специалиста - 25-30 тысяч рублей. Но многие врачи совмещают должности при частной и государственной клинике, зарабатывая намного больше.

Преимущества профессионального совершенствования

Революционные открытия в генетике - это только начало работы с тонкой сферой наследственности. Впереди еще немало работы, и выпускник ординатуры может сделать весомый вклад в развитие науки, поступив в аспирантуру. Занимаясь научными изысканиями, он открывает для себя путь ученого. После можно выбирать и практическую стезю, и претендовать на должность преподавателя.

Генетик — это научный специалист, изучающий механизмы наследственности и изменчивости в организмах людей, животных и растений.

Заработная плата

25.000 руб., верхняя планка отсутствует (rabota.yandex.ru).

Место работы

Профессия генетика востребована в научных центрах и лабораториях, клиниках и институтах, предприятиях, специализирующихся на создании лекарственных препаратов.

Обязанности

Поле деятельности генетика колоссально! Идеи, над которыми работаю ученые, важны во многих областях: сельское хозяйство, медицина, микробиология и пр.

Медицинская генетика изучает различные заболевания, генетические предрасположенности, условия окружающей среды, влияющие на развитие. В криминалистике генетика помогает найти преступника по частичкам пота, крови, кожи. При беременности генетики еще на стадии зарождения плода могут определить различные отклонения.

Генетики проводят различные исследования, ставят эксперименты, пишут научные трактаты.

Важные качества

Для большинства генетиков свойственен высокий уровень интеллекта и пытливый ум, стремление дойти до конца и, конечно же, склонность к естественным наукам.

Отзывы о профессии

«Я считаю генетику одной из самых интересных наук, которая раскрывает многие тайны — они всегда интересовали людей. Например, что делает каждого из нас непохожим на других? Чем объяснить, что дети похожи на родителей не только внешне, но и характером? Или почему не бывает трехцветных котов? Профессия генетика очень интересна и увлекательна! Достижения генетики могут применяться в криминалистике, медицине, сельском хозяйстве, пищевой промышленности и других отраслях».

Надежда Казачкова,
молекулярный генетик, доктор наук.

Стереотипы, юмор

— В биологическом университете скрестили муху и слона.
— И чего?
— А вы видели, как оно в окно бьётся?

— Что получится если скрестить медведя и далматинца?
— Панда.

— Возможен ли трансфер генов между акулой и картошкой?
— Тебя интересует способная постоять за себя картошка, или богатая крахмалом акула?

Обучение

Чтобы стать генетиком, необходимо получить соответствующее высшее образование по специальностям: «Врач-генетик», «Генетик», «Генный инженер». Однако наука не стоит на месте, современные генетики посещают различные курсы и семинары.

Высшее образование можно получить в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И. И. Мечникова.

Медицинские вузы в Москве: МГУ им. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет РНИМУ имени Н. И. Пирогова.

Наибольшие перспективы в науке открываются сейчас на перекрестках научных дисциплин. Очевидно: ни один физик, астроном или химик не обойдется без математики. Взаимодействие атомов и молекул можно рассматривать как с физической, так и с химической точек зрения.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Что такое экология и что такое генетика, всем примерно ясно. Генетический аппарат человека, как и других обитателей Земли, подвержен влиянию различных факторов среды. Более того, человек считается одним из наиболее чувствительных к таким воздействиям видов.

Влиянием на наследственность ионизирующих излучений занимается радиационная генетика .

Генотоксикология изучает изменения генов под воздействием химических веществ.

Организмы и виды взаимодействуют, что не проходит бесследно для их генетического аппарата - впрочем, как и для самой экологической генетики; ее соответствующий раздел называется несколько громоздко: генетика межорганизменных и межвидовых взаимодействий.

Внутри него есть даже такая интересная вещь, как симбиогенетика - генетика взаимодействия видов, живущих в симбиозе.

Влияние Чернобыля и лекарств

Экологический генетик занимается не только фундаментальными исследованиями в НИИ - он найдет себе применение и в конкретной практике. Работать есть над чем. В этом году исполнилось 20 лет со дня памятной аварии на Чернобыльской АЭС, да и вообще масштаб использования радиоактивных веществ сейчас велик. Кроме того, лекарства и другие новые вещества - полученные из естественных источников или искусственно синтезированные - также должны проверяться на мутагенность. А для решения многочисленных вопросов современной экологии необходимы квалифицированные специалисты, владеющие и генетическими методами, и знаниями о взаимодействии организмов с окружающей средой на различных уровнях.

Работая в любой из этих областей, профессионал занимается тестированием конкретных факторов среды - то есть выясняет, как данный фактор и в какой дозе влияет на живой организм, его хромосомы и гены в них. Либо он проводит экспертизу - выяснение влияния именно этого фактора именно в этой дозе именно в этом конкретном случае.

Так что же делают с мышами

Тесты бывают не только психологическими - а еще и токсикологическими. Токсикологические генетики выявляют мутагенные (когда мутируют гены или разрывается хромосомная ДНК) и канцерогенные эффекты различных веществ. Для этих целей существуют различные тесты и системы тестов. В случае, когда нужно быстро произвести первичную оценку влияния вещества на организм и его геном (то есть на совокупность наследственных признаков), используют краткосрочные тесты. Разумеется, они не так надежны, как долгосрочные тесты, минусы которых - дороговизна испытаний и, по определению, длительность. Поэтому чаще всего используют среднесрочные тесты.

Кроме того, обычно проводят не одну проверку, а батарею из трех или более различных тестов, причем с использованием разных модельных объектов, например мышей. В зависимости от полученных результатов делают вывод о вреде или относительной безопасности испытуемого вещества. Контрольную группу, понятное дело, составляют такие же «объекты», но уже без воздействия исследуемого вещества. Показателем вреда обычно служит выживаемость модельных объектов .

Во время тестов высчитывается также частота возникновения у подопытных животных злокачественных образований и мутаций. Увы, любой биолог-экспериментатор (которыми обычно и являются экологические генетики) должен сразу же смириться с этим печальным обстоятельством: оно будет сопровождать его работу. Как бы ни было жаль мышей, крыс или лягушек, ими приходится жертвовать, чтобы позднее жертвами не стали мы. Могу лишь утешить особо впечатлительных читателей тем, что во Львове установлен памятник Лягушке, в СПбГУ - памятник Кошке, в научном Институте экспериментальной медицины (Петербург) - памятник Собаке.

Какие же конкретно проводятся тесты, из каких дел состоят рабочие будни? Изо дня в день токсиколог-генетик проводит рутинный метафазный анализ - помечает хромосомы специальным красителем, после которого и сами хромосомы и, соответственно, многие их перестройки (это и есть предмет изучения) можно наблюдать в микроскоп. Под наблюдением ученого также проходят микроядерные тесты (при делении клетки сигнализирующие о болезни аномальные хромосомы часто уходят в так называемое «микроядро», которое значительно меньше обычного клеточного ядра; при соблюдении некоторых условий и окрашивании красителями эти микроядра можно наблюдать на препаратах). Есть еще анателофазный тест ; он основан на том, что некоторые аномалии хромосом мешают им при делении клетки правильно и своевременно разойтись по новым ядрам, поэтому на поздних стадиях деления можно наблюдать характерные отклонения деления - например, перемычки или отставания.

Если исследуемое вещество показало понижение выживаемости, повышенный риск мутации или возникновения злокачественных опухолей хотя бы в одном из тестов, оно уже считается небезопасным.

Посмотри в микроскоп - и скажи, было ли облучение

Радиационные генетики занимаются изучением влияния на геном ионизирующих излучений - то есть излучений, обладающих достаточно высокой энергией для того, чтобы вызвать ионизацию молекул. Помните, что ДНК состоит из двух цепей-нитей, связанных друг с другом? Часть одной такой цепи можно синтезировать искусственно. Затем этот так называемый зонд нужно специальным образом пометить, а после «гибридизовать» с имеющимся препаратом лимфоцитов крови. Наш зонд «свяжется» с необходимым геном или областью хромосомы, как если бы это была часть «родной» второй цепочки ДНК, и эту область можно будет увидеть благодаря сделанной метке. Так будет получена возможность проследить за специфическими для облучения хромосомными перестройками. Поскольку это исследование проводится на уровне клетки, такой метод - он называется
гибридизация in situ - относится к цитогенетическим. Впрочем, и все вышеописанные тесты - тоже цитогенетические. Исследования также проводятся и на другом уровне - на уровне молекул.

Но в любом случае ученые смотрят, как ведут себя хромосомы. Например, знаете ли вы, что появление в клетке хромосомы с двумя центромерами (в норме соединяющая «плечи» хромосомы перетяжка, или центромера , должна быть одна) почти наверняка свидетельствует об имевшем место облучении? Самопроизвольно такие хромосомы образуются крайне редко. Поэтому так называемая дицентрическая хромосома служит своеобразным сигналом тревоги для людей, занимающихся диагностикой облучений. Считается, что по количеству тех же дицентрических хромосом можно приблизительно установить полученную дозу облучения. На этом основана биодозиметрия.

Генетика привлекательности

Генетики межорганизменных взаимодействий , симбиогенетики исследуют взаимодействие геномов различных организмов и их видов.

Известно несколько удобных моделей для подобных исследований. Одна из наиболее доступных - система взаимодействия дрожжей (Sacharmyces cerevisia ) и плодовой мушки. Drosophila melanogaster . Мушке для нормального развития и возможности оставлять потомство необходимы гормоны-стероиды - а сама она их не вырабатывает. Выход она нашла именно благодаря дрожжам. Мушка потребляет их вместе с синтезируемыми ими стероидами! Генотип дрожжей сказывается на мушках - одни «семьи» дрожжей, характеризующиеся строго определенным набором генов, мушкам «нравятся» больше, чем другие, они более эффективны, а некоторые могут быть даже вредны для мушек.

Помимо мушек с дрожжами, изучается также генетика взаимодействия клубеньковых бактерий с бобовыми растениями (бактерии вызывают на их корнях образование опухолей, так что, возможно, какие-то находки в этой области применимы в онкологии - так или иначе, а благодаря им уже найден новый способ генетической модификации растений); эндо- и экзомикориза; лишайников (генетически интересного тесного соединения гриба и водоросли в один организм). Здесь очень многое остается исследовать и прояснять.

Кроме того, есть и другой интересный вопрос. Как всё больше становится известно, в выборе брачных партнеров принимают участие феромоны. Феромональные вещества выделяют даже дрожжи - и таким образом две дрожжевые клетки с разными так называемыми «типами спаривания» (похоже на пол у более высокоразвитых существ) находят друг друга, чтобы продолжить свой жизненный цикл. У высших организмов в деле замешана также иммунная система. Чем сильнее различаются наборы особых молекул (так называемого главного комплекса гистонесовместимости) у разных особей, тем более они привлекательны друг для друга. Это - еще одна тема для исследований генетика межорганизменных взаимодействий.

Где и как учиться

Экологической генетикой студенту можно заниматься на биологических факультетах, кафедрах генетики (или даже специально - экологической генетики) разных вузов. Это могут быть отдельные специализации или магистерские программы либо просто темы дипломных работ выпускников.

Помимо непосредственно профильных, среди изучаемых дисциплин - генетические механизмы адаптации, механизмы модификационной изменчивости (той, которая не обусловлена ни генами, ни их мутациями и возникает в течение жизни организма в зависимости от ее условий), гены внешней среды и наследственность человека и другие. Бывают дополнительные курсы по цитогенетике генетике популяций, иммуногенетике ,генетике старения и прочим, не менее интересным предметам.

На практикумах учат работать с модельными объектами, правильно (то есть в соответствии с поставленной целью) планировать и ставить эксперименты, получать результаты - и анализировать полученные данные с применением методов математической статистики.

И генетика, и экология - и можно без хлеба?

В наше время быть биологом непросто. Не секрет, что науке в нашей стране уделяется крайне мало финансового внимания. Однако генетику в этом смысле повезло. Поддерживать энтузиазм молодых генетиков призвано большое количество разнообразных стипендиальных программ, конкурсов, грантов - как российских, так и совместных с зарубежными коллегами. В частности, одними из наиболее популярных отечественных финансовых программ являются гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Кстати сказать, средства могут быть выделены как на фундаментальные проекты лабораторий в целом, так и на проекты исследований отдельных молодых ученых - в зависимости от конкретных программ и условий конкурсов.

Экологический генетик может заняться не фундаментальной наукой, а прикладной деятельностью. Тут всё будет зависеть от того, куда он устроится работать. Если проводить тестирования и экспертизы в государственных и частных фирмах и лабораториях, не занимающихся наукой как таковой, частные компании могут предложить вполне неплохой заработок. Однако и количество подобных мест ограничено. С другой стороны, при наличии начальных средств можно создать свою компанию или независимую экспертную лабораторию - возможно, объединив свои усилия, например, с химиками-аналитиками.

Однако большая честь экологических генетиков, желающих работать по специальности, всё-таки остается в науке. Для обмена информацией и установления контактов между молодыми учеными постоянно проводятся многочисленные конференции и школы - отличный способ поиска перспектив: так можно набрести на интересные темы и разработки, узнать о стажировках. С недавних пор начала регулярно проводиться школа по экологической генетике, и организаторами этой школы стали именно активисты кафедры генетики и селекции СПбГУ. Для радиационных генетиков ежегодно проводится Школа радиобиологов в г. Обнинске - весьма интересное и полезное мероприятие, организатором которой выступает Обнинский медицинский радиологический научный центр.

Особенные перспективы представляют для нас, конечно же, международные конференции. Так, несколько моих знакомых завязали полезные контакты в различных странах и получили приглашение работать за границей (например, одна девушка сейчас работает в одной из лабораторий Германии). Существуют также, например, совместные российско-германские проекты по радиологическим исследованиям.

Нелишние люди

Так быть или не быть? А вот уже это решать исключительно каждому индивидуально. От себя могу заверить: экологическая генетика и все описанные мною ее разделы - очень интересные, в огромной степени полезные и весьма перспективные. Я уже не говорю о том, что, как и любая наука, экологическая генетика изучает то, что вокруг нас, только в значительно более важном аспекте - аспекте непосредственного влияния на нас. Ведь наш мир - это всё, с чем мы соприкасаемся и взаимодействуем каждый день.

И напоследок зароню зерно надежды в души тех, кто хотел бы пойти в науку (в частности в экологическую генетику), но кого всё же гложет вопрос финансовых перспектив. К сожалению, из-за низкой зарплаты в науку в наше время идут в основном лишь заинтересованные энтузиасты. Таковых немного. С другой стороны, с каждым годом в нашей стране всё больше экономистов, юристов и представителей других ныне престижных и очень хорошо оплачиваемых профессий. Всё это - до поры до времени… Представьте себе, что будет лет через 10-15, когда мудрое, уважаемое, но, увы, не вечное старшее поколение еще тех, советских ученых уйдет на заслуженный отдых… Ученый станет редким видом, занесенным в Красную книгу. А ведь государству на самом деле нужна наука. И, чтобы привлечь людей в эту сферу, оно начнет (да вот, кажется, уже начинает - зарплату сотрудников РАН повысили в 2 раза) поощрять занятие наукой рублем. Быть научным работником станет престижно не только из-за общественного уважения к умственному труду, но и в финансовом смысле.

Кто придет на место старшего поколения ученых? Вы. В то время как «лишние» юристы и экономисты не будут знать, куда себя деть…

– Чем занимается врач-генетик?
– Традиционно считается, что врач-генетик занимается редкими наследственными синдромами, ставит сложные диагнозы. Такой врач обследует пациента на предмет изменения в генах и хромосомах и дает прогноз относительно возможности развития заболевания.
Однако сегодня генетика меняется: она становится наукой, которая связана не только с лечением заболеваний, патологий и т. п., но и вмешивается в повседневную жизнь, помогает поддерживать здоровый образ жизни.

Появились генетические тестирования, которые позволяют действовать превентивно, то есть предотвращать развитие заболеваний, вовремя исправлять образ питания, физическую активность, чтобы генетический негативный потенциал не смог реализоваться.

В новом контексте генетик - своего рода врач-терапевт, который подкован в генетике и хорошо понимает биохимию. Например, мы видим, что у 20-летнего молодого человека есть генетическая предрасположенность к нарушенному обмену холестерина, и мы предупреждаем его о том, что развитие атеросклероза у него может наступить раньше, чем у других. Он находится в зоне риска и должен изменить свой образ жизни с учетом полученных данных.

Или возьмем различные предрасположенности в спорте. Часто люди думают: у нас ничего не получается, потому что мы ленивые. Но на самом деле у каждого человека своя генетика. Например, есть люди, которые не хотят ничего делать, но у них есть очень хорошие задатки в развитии мышечной массы, силы, скорости. Иными словами, они могли бы добиться хороших результатов, если бы захотели. Узнав о своих генетических данных, они могут получить дополнительную мотивацию и, приложив чуть больше усилий, добиться хороших результатов.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы не только лечить, но и мотивировать людей в сторону здорового образа жизни. Более того, для некоторых людей, имеющих наследственную предрасположенность к определенным заболеваниям, это жизненно необходимо. Например, родители болеют сахарным диабетом второго типа и уже в 50–55 лет имеют проблемы со здоровьем. Видя это, их дети, подростки, молодые люди, начинают задумываться и выяснять, что нужно сделать, чтобы этого избежать. В некоторой степени генетика отвечает на вопрос, как сделать так, чтобы определенные предрасположенности не реализовались.

– Чем еще занимается врач-генетик?
– Важно продлить активное долголетие человека без болезни. Этому помогает регулярное обследование в совокупности с изменением образа жизни. Генетика дает людям дополнительную информацию о рисковых зонах (болезнях, особенностях обмена веществ) и повышает мотивацию к изменению образа жизни в сторону более здорового.

Кроме того, генетика помогает максимально снижать риски онкологических заболеваний. Например, можно определить наследственные формы рака (всем известна история Анджелины Джоли) и вовремя вмешаться, до развития заболевания. Есть также онкология приобретенная, к которой, однако, тоже может быть своего рода предрасположенность, и ее можно выявить с помощью генетических тестов (например, предрасположенность к раку простаты, раку молочной железы, яичников и так далее). В этих случаях онкологическое заболевание возникает не потому, что есть один какой-то ген, который сломался, и все пошло не так, а из-за того, что есть целая совокупность измененных генов, которые при наличии неблагоприятных факторов (экология, сопутствующие изменения здоровья, вредные привычки и т. д.) могут быть спусковым механизмом в развитии онкологии.

– Как выглядит траектория профессионального развития для врачей-генетиков?
– Я могу рассказать на собственном примере. Я закончила лечебный факультет Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова. На последних курсах мне нравилась офтальмология, гинекология и генетика. (Моя мама - генетик, и она все время оперировала какими-то понятиями, которые в детстве казались мне очень смешными и сложными одновременно, но все равно это осело, видимо, в подсознании.) Со временем я поняла: когда ты занимаешься генетикой, ты можешь заниматься генетикой в гинекологии, урологии и во многом другом. Условно: надоела тебе гинекология - ты можешь переключиться в другую сферу и еще что-то узнать. Это будет полезно и для тебя как для врача, и для пациента. В результате после шести лет учебы в институте я пошла в ординатуру по клинической генетике (в отличие от лабораторного генетика, у которого более биологическая направленность, клинический генетик консультирует пациентов, выписывает назначения, ставит диагнозы). Моя ординатура была на базе Первый год проходил в Республиканской детской клинической больнице, а второй я совмещала ординатуру и стажировку в Институте стволовых клеток человека. Я работала там год, хотя официально стажировки у них нет, но я просто пришла и сказала, что это очень интересно, попросила взять, и меня взяли. Дело в том, что в институте дается классическая программа, которая была придумана давно. А мне было интересно, что происходит в мире сейчас. Например, в институте стволовых клеток я впервые познакомилась с методом ДНК-генотипирования с помощью твердых чипов, когда за раз исследуется до нескольких миллионов изменений в ДНК, а также с секвенированием, когда можно прочесть хоть весь геном от А до Я.

Во время стажировки мне посчастливилось работать с заведующей генетической лабораторией Екатериной Померанцевой. Благодаря ей я много узнала про редкие наследственные заболевания и способы профилактики рождения ребенка с патологией. Я видела, например, пары, которые боялись заводить детей, потому что у них была одинаковая генетическая мутация. Но сейчас есть потрясающий метод - преимплантационная генетическая диагностика. В рамках ЭКО, когда оплодотворение происходит в пробирке, выбираются те эмбрионы, которые не несут плохих мутаций, наследственных заболеваний, и именно этих здоровых эмбрионов и подсаживают женщине, а она уже рожает здорового ребенка.

Основам биоинформатики и методам лабораторной диагностики меня обучал Федор Коновалов, клинический биоинформатик, один из лучших специалистов в нашей стране.

После стажировке в Институте стволовых клеток я устроилась работать в «Атлас». Когда я увидела список их требований к врачу-генетику, то поняла, что, хотя я многое уже знаю, но чему-то все равно нужно будет учиться. К счастью, у нас в компании принято обучать и помогать молодым специалистам. В результате уже два года я каждый день узнаю что-то новое, совершенствую свои навыки не только как врач-генетик, но и немного как специалист по работе с большими данным.

– Какие компетенции необходимы для этой профессии?
– Генетика всегда идет рука об руку с биологией, эмбриологией (наукой о том, как развивается эмбрион и на каких этапах могут быть проблемы), биохимией, анатомией, не стоит также забывать акушерство и гинекологию. Многое зависит и от сферы, которую выбирает генетик. Есть, например, офтальмогенетик, который занимается наследственными заболеваниями глаз. Можно быть генетиком в эндокринологии. Нужно понять, что тебе интересно из терапевтических специальностей, и насколько ты готов погрузиться в эту область. Что касается личностных качеств, то необходимо проявлять определенную долю эмпатии, потому что чаще всего приходят тяжелые пациенты. В случае наследственной патологии нужно еще быть и психологом. Необходимы усидчивость и желание обучаться: здесь недостаточно один раз почитать учебник или пару рекомендаций. Нужно быть готовым пересмотреть информацию и объяснить пациенту, почему, например, вчерашняя мутация, которая была «плохая» и «злая», сегодня больше не «плохая» и не «злая».

Еще многое зависит от компании, в которой человек хочет работать. Я, например, поняла, что с моим темпераментом, характером и стремлением к свободе я не могу работать в государственном учреждении с его строгим регламентом. В частной медицине, особенно в биомедицине, сейчас все достаточно демократично, но, с другой стороны, в зависимости от сложности и срочности поставленных задач, график работы может быть совершенно ненормированным. Иногда приходится работать в выходные.

–​ От чего может уставать врач-генетик?
– Иногда, когда в течение дня, общаясь с пациентами, повторяешь много раз одно и то же насчет распространенных мифов в этой области, от этого начинаешь уставать, хочется иногда просто порекомендовать почитать книгу по теме. А так я очень люблю свою работу, свою специальность, поэтому меня практически ничего не раздражает.

– Какие вузы сейчас выделяются как наиболее сильные в подготовке специалистов?
– Тем, кто хочет стать генетиком, я бы рекомендовала факультет фундаментальной медицины в . Генетикой занимаются и в Новосибирском государственном медицинском университете. Хорошая генетическая лаборатория есть в
Если говорить о студентах, то при всей загруженности в вузе необходимо находить время на стажировки. Можно стажироваться не часто или брать некоторые задания на дом, а потом обсуждать их по скайпу. Надо понимать, что стажировка - дело добровольное, но она очень помогает.

– Что можно посоветовать школьникам, которых заинтересовала генетика?
– Нужно точно понимать, интересно ли тебе этим заниматься или это, скорее, выбор родителей, преподавателей и т. п. Я, например, в младшей школе читала книги из серии «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей». Я бы рекомендовала для начала найти и почитать разные статьи по генетике, биологии и т. п, написанные понятным языком, а потом попробовать походить в разные кружки по ботанике или биологии.

Можно смотреть лекции TED . И обязательно нужно выучить английский, потому что на этом языке выходят большинство передовых исследований в этой области.

Школьникам старших классов или студентам я бы посоветовала зайти на ресурс Handwritten Tutorials , где собраны рукописные обучалки: на простых схемах, например, объясняется работа почки или сердца. На youtube есть канал Vsauce , где также рассказывается о том, как все устроено в биологии и медицине. Оба эти ресурса на английском языке. Интересные статьи можно поискать и в Академии Google . У нас есть портал AtlasMed , где собрано много информации и видеолекций о генетике.

– Как будет развиваться генетика в целом?
– В каждом большом российском регионе, как мне кажется, должны быть региональные научные центры, занимающиеся генетикой, чтобы врачи разных специальностей могли всегда туда обратиться за нужной информацией. Врачей-генетиков, конечно, должно становиться больше, потому что кто-то должен учить не-генетиков понимать генетику, но потребности в очень большом количестве врачей-генетиков в каждой больнице, как мне кажется, нет.

Сейчас мы подготавливаем настолько понятную интерпретацию генетических тестов для врачей, что они уже сами могут ей пользоваться, становятся «мини-генетиками». Но было бы здорово, если бы в будущем появились врачи-генетики по каждой отдельной специальности: эндокринолог-генетик, гинеколог-генетик и так далее. Это позволило бы обеспечить более персонализированный подход к пациентам.

– Какие книги вы бы посоветовали почитать и/или какие фильмы посмотреть тем, кто хочет понять, что такое генетика?
– Меня заставила задуматься о генетике книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь», которую я прочитала классе в десятом. Можно почитать книгу Александра Панчина «Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей» или автобиографическую книгу Джеймса Д. Уотсона «Двойная спираль». Сейчас я читаю книгу Сэма Кина «Исчезающая ложка, или Удивительные истории из жизни периодической таблицы Менделеева». Еще я бы назвала книгу Нила Шубина «Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней», «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Дмитрия Жукова и две книги Аси Казанцевой «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». Недавно попалась очень интересная книга «Здоровье по Дарвину: Почему мы болеем и как это связано с эволюцией» Джереми Тейлора.

– Как вам кажется, кто является ролевой моделью в вашей профессии?
– Есть много уникальных врачей-генетиков. Мне бы хотелось взять лучшее от каждого из них. Например, внимательно относиться к каждому пациенту я училась у моего научного руководителя Светланы Сергеевны Жилиной (доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ведущий научный сотрудник НПЦ Медпомощи детям). А здравый смысл Екатерины Померанцевой и способность отсекать лишнее в поиске нужной информации научил меня проявлять долю скепсиса во время литературного обзора научных статей и все перепроверять, прежде чем делать окончательные выводы.

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

От греч. γενητως - происходящий от кого-то Профессия подходит тем, кого интересует биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

Особенности профессии

Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также в генетической инженерии.
Наука генетики подразделяется на генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и др.
Генетики могут в своих исследованиях пользоваться методиками смежных дисциплин. В зависимости от этого различают молекулярную генетику, экологическую генетику и др.
Наиболее близкая к насущным проблемам людей - медицинская генетика. Она изучает зависимость заболеваний от генетической предрасположенности и условий окружающей среды. Это необходимо для профилактики и лечения наследственных болезней.
Генетические исследования проводятся не только в интересах науки.
Она бывают необходимы в криминалистике - для установления личности преступника, оставившего следы на месте преступления (пот, кровь и пр.).
При беременности - для выявления возможных патологий плода.
Для установления родства (например, отцовства).

Рабочее место

Рабочее место генетика - в лабораториях, научно-исследовательских институтах, клиниках, предприятиях по производству лекарственных средств.

Важные качества

Будущему генетику необходим хороший интеллект, аналитический пытливый ум и склонность к естественным наукам.
Бессмысленно идти в науку в расчёте на большие доходы и скорую славу.

Где учат

  • Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ)

Биологический факультет
специальность «Генетика»
квалификации: врач-генетик, генетик, генный инженер.