Величина заработной платы российских бюджетников урегулирована на федеральном уровне. Оплата за полностью отработанный период не может быть ниже определенного государством значения. За основу в этом случае берется так называемый МРОТ - минимальная сумма платы за труд. Это тот индикатор выплат за выполнение профессиональных обязанностей, на который должны ориентироваться работодатели.

Повышение МРОТ и зарплата бюджетников: есть ли зависимость

От величины МРОТ напрямую зависит и трудовой доход бюджетников. Он не может быть ниже, чем установленный минимальный размер.

Внимание! Легально работодатель сможет платить меньше определенного минимума тогда, когда работник отрабатывает положенный период не полностью, либо трудится по совместительству, не на полную ставку.

При повышении минимальной суммы по Российской Федерации корректируются в большую сторону и оплата труда тех бюджетников, что в результате такого увеличения стала ниже определенного государством порога. У той категории, чьи трудовые доходы сравнялись либо превысили законодательно урегулированное значение, все остается на прежнем уровне.

Зависит ли зарплата бюджетников от величины МРОТ


Чтобы понять, как зависит доход от работы сотрудников бюджетной сферы от величины МРОТ, рассмотрим следующие примеры.

Пример № 1. Гражданка А. работает на предприятии и ее трудовой доход на 1 мая 2018 года составлял 10 000 рублей. Так как после увеличения порога оплаты с 1 мая 2018 года до 11 163 руб. размер стал ниже определенного государством значения, ее зарплату подняли на 2 000 руб. Пример № 2. Гражданин Б. трудится в учреждении и его зарплата до 1 мая 2018 года составляла 15 000 руб. После повышения МРОТ его доход не стал ниже определенного значения, поэтому руководство не посчитало нужным увеличить заработную плату Б. Важно! Регионы имеют право самостоятельно устанавливать на основании регионального или иного соглашения. Однако она не может быть ниже федеральной планки. Если это происходит, например, как в Белгородской и Владимирской области, то применяется общероссийский минимум.

Изменения в зарплатах бюджетников с 1 мая 2018 года

Величина минимального порога оплаты труда с 1 мая 2018 года была определена в 11 163 рубля, что составило сумму прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для группы трудоспособного населения.

Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ

Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника - обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.

По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ. Она может состоять из:

  • оклада;
  • премии;
  • доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.

Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.

При этом районные коэффициенты и иные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также за другие климатические условия при сопоставлении с заработной платой работника с МРОТ не учитываются, также не учитываются повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, в выходные и праздничные дни (за исключением, если работа в ночное время и выходные и праздничные дни, не является работой не превышает установленную норму часов).

Пересчет заработной платы при повышении МРОТ


Если работник в результате повышения государством величины трудового дохода стал получать плату за труд ниже определенного значения, обязанность работодателя - произвести ее повышение. Оно достигается путем пересчета зарплаты сотрудника. Работодатель может увеличить оклад либо ввести повышенные доплаты. Например, установить ежемесячную премию, выплачиваемую вне зависимости от результата работы. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах.

Пример 1

Работник К. до увеличения МРОТ в мае 2018 года получал заработную плату в сумме 10 500 рублей. Она состояла из оклада в 6 000 рублей и ежемесячной премии в размере 75% от него, то есть 4 500 руб.

Руководством было принято решение увеличить сумму ежемесячной премии К. до 100% оклада, то есть до 6 000 руб. Таким образом, заработная плата сотрудника стала составлять 12 000 руб., что выше установленного минимума. При этом величина оклада осталась неизменной.

Пример 2

Сотрудник М. до 1 мая 2018 года получал зарплату в размере 9 500 руб. Она состояла из оклада в сумме 5 000 руб., ежемесячной премии в 3 000 руб. и доплаты за выслугу лет в 1 500 руб.

После увеличения государством суммы платы за труд работодатель решил повысить размер заработной платы М. путем увеличения его должностного оклада до 7 000 руб.

Таким образом, доход сотрудника составил 11 500 руб. в месяц, что выше установленной минимальной величины.

Рост зарплат с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ

Так как федеральным законодательством установлено повышение минимального порога оплаты ежегодно до величины прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2 квартал предшествующего года, то с 1 января 2019 года увеличение зарплаты стоит ожидать тем бюджетным работникам, чей доход от трудовой деятельности при полной рабочей неделе в результате станет ниже минимального порога.

Работодатели будут поставлены перед выбором, какую обязательную часть платы за труд увеличить, чтобы подтянуть ее размер до необходимого минимума. Те из них, кто затянет с решением данного вопроса либо откажется производить подобные мероприятия, могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности.

С 01.01.2019 г. установлен МРОТ в сумме 11 280,00 рублей в месяц (Федеральный закон № 481-ФЗ «О внесении изменении в статью 1 Федерального закона «Минимальном размере оплаты труда»).

На данный момент с 01.01.2020 года будет установлен МРОТ 12 130,00 рублей (Приказ Минтруда России от 09.08.2019 года № 561н, но Федеральным законом данный размер еще не установлен).

Связь зарплаты бюджетников и МРОТ


Государство гарантирует сотрудникам бюджетной сферы такую оплату труда, которая не может быть ниже установленного им порога. Если работодатель по каким-либо причинам нарушит установленное правило, то за это он понесет ответственность.

Более низкий размер МРОТ порой может быть установлен в субъекте РФ на основании соглашения. Такая ситуация наблюдается в ряде областей, например, Курганской. Поэтому в таких регионах применяется за минимальный порог сумма, определенная на федеральном уровне.

Как зависит оклад бюджетников от МРОТ


Как было отмечено выше, не всегда увеличение размера платы за труд ведет к обязательному повышению оклада бюджетника. Это происходит только в том случае, когда общая сумма заработной платы не дотягивает до установленного минимума и работодатель примет решение увеличить именно оклад сотрудника.

С 1 мая 2018 МРОТ повысился до 11163 рубля и сравнялся с прожиточным минимумом. Теперь заработная плата работников не может быть менее этой суммы. А что на деле?

Повышение в «бюджете»

По данным статистики, около 1,6 млн. работников бюджетной сферы получали зарплату ниже прожиточного минимума.

Распоряжением Правительства от 16.03.2018 №440-р выделены ассигнования в размере 20 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ с 1 мая.

Кроме того, Распоряжением от 27.04.2018 №780-р из резервного фонда Правительства выделяются ассигнования в размере 16,3 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на выплату районных коэффициентов к зарплате и процентных надбавок, установленных на федеральном уровне и на повышение оплаты труда бюджетников в связи с увеличением МРОТ.

«Еще никогда в Российской Федерации не было такого роста заработных плат отдельных категорий в бюджетном секторе», - заявил глава Минтруда Максим Топилин.

Повышение в «коммерции»

Коммерческие фирмы должны самостоятельно изыскать средства для доведения зарплаты своих сотрудников до федерального МРОТ. Отметим, что работодателям из некоторых регионов не придется суетиться из-за нового федерального МРОТ. Им нужно ориентироваться на региональную «минималку», которая выше федеральной.

Например, в Москве МЗП составляет 18742 руб., в Московской области - 13750, в Санкт-Петербурге - 17000, в Ленобласти - 11400 руб. Кроме того, региональная МЗП выше общероссийского МРОТ в таких регионах как Тульская область, Магаданская область, Камчатский край.

Напомним, в северных регионах «минималка» должна быть увеличена на показатель районного коэффициента.

Тем работодателям, которые до 1 мая платили сотрудникам меньше МРОТ, необходимо пересмотреть выплаты и внести изменения в трудовые договоры.

Как показывают предварительные итоги , который проводится на нашем сайте, 30% работодателей провели повышение. К слову, большинство (45%) и так платили своим работникам больше, чем 11163 руб.

Неповышение в «коммерции»

Между тем 25% опрошенных нами работодателей пошли другим путем. Они повысили зарплату, не повышая ее.

Как известно, согласно ст. 133 ТК платить не ниже МРОТ следует тем сотрудникам, которые полностью отработали норму рабочего времени. Если сотрудник работает неполное рабочее время, то и зарплата ему выплачивается пропорционально.

Например, до 1 мая 2018 сотруднику Иванову начислялась зарплата в размере МРОТ в сумме 9489 руб.

С 1 мая при 8-часовом рабочем дне на стандартной пятидневке его зарплата не может быть ниже 11163 руб. Однако работодатель одновременно с повышением оклада до нового МРОТ переводит сотрудника на неполный день, формально соблюдая нормы ТК.

9489/11163*8=6,8 часов или 0,85 ставки.

Таким образом, если сократить рабочий день сотрудника на 1 час, сделав его 7-часовым, то платить Иванову можно не 11163, а 9767,63 (11163/8*7).

Отметим, что причины для такого изменения рабочего времени по инициативе работодателя, ограничены нормами ст. 74 ТК.

Однако инициативу может проявить и сам работник. Если сотрудники вдруг решили с мая 2018 перейти на неполный рабочий день, письменно заявив об этом, работодатель вправе удовлетворить их просьбу.

Что грозит работодателям

За выплату зарплаты ниже МРОТ тем, кто отработал месячную норму, полагается штраф.

Штрафы на этот случай прописаны в ч.6 ст. 5.27 КоАП и составляют:

  • на юрлиц - от 30 до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. рублей;
  • на ИП - от 1 до 5 тыс. рублей.
Отметим, в последнее время контролирующие органы уделяют немало внимания работе по легализации зарплат. Под руководством Минтруда в каждом субъекте РФ созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов

Кроме того, например, трудинспекторам данные по работодателям, которые начисляют взносы с зарплаты, начисленной ниже МРОТ.

ПФР граждан сообщать информацию о работодателях, которые предлагают получать часть зарплаты «в конверте».

Налоговики по ряду признаков фирмы с серыми зарплатами. Например, их внимание заострится, если они заметят, что у сотрудника на новом месте работы заработная плата ниже, чем на предыдущем (по данным справок 2-НДФЛ), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях.

За последний год существенно увеличился минимальный размер оплаты труда (на 01.01.2018 он составлял 9489руб., с 01.05.2018 повысился до 11163руб., а с 01.01.2019 будет равен 11280руб.). В связи с этим в адрес редакции поступает множество вопросов о том, какие составляющие зарплаты должны быть не ниже установленного лимита, а какие — начисляться сверх «минималки». Ознакомим вас с новыми разъяснениями чиновников и судей на этот счет.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ ). Соответственно, если заработная плата сотрудников ниже МРОТ, она должна быть повышена. Возникает вполне справедливый вопрос: о каких составных частях заработной платы идет речь?

Обратимся к ст. 129 ТК РФ , в соответствии с которой заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

— компенсационные выплаты (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

— стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты).

Из сказанного выше можно сделать вывод, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу ст. 129 ТК РФ являются элементами заработной платы (ее составляющими), не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 141/ООГ-7353 ).

Однако из этого правила есть исключения.

Компенсация за работу в районах Крайнего Севера

Согласно ст. 148 , 315 — 317 ТК РФ оплата труда в особых климатических условиях должна осуществляться в повышенном размере. Конституционный суд в Постановлении от 07.12.2017 № 38П сделал важный вывод: районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 1 ст. 133 ТК РФ ) должны выплачиваться сверх МРОТ.

В частности, вывод суда был основан на следующем: вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно базироваться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. В то же время повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении МРОТ, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ.

В резолютивной части постановления КС РФ сказано, что оно окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Компенсация за вредные условия труда

Итак, вопрос с выплатой «северных» надбавок и порядком исчисления МРОТ решен. Однако по тексту мотивировочной части Постановления КС РФ № 38П прослеживается и другой вывод: при установлении системы оплаты труда нужно соблюдать в равной мере как норму, гарантирующую работнику, отработавшему полный месяц (выполнившему полностью трудовые обязанности), заработную плату не ниже МРОТ, так и правила, установленные ст. 147 ТК РФ , согласно которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере (определения от 01.10.2009 № 1160О-О , от 17.12.2009 № 1557О-О , от 25.02.2010 № 162О-О и от 25.02.2013 № 327О ). То есть, по мнению КС РФ, доплата за «вредность» также должна начисляться сверх «минималки» (подчеркнем, что данный вывод проходит красной нитью по тексту постановления, но не является предметом спора).

Доплата за сверхурочную работу

Вопрос о том, должны ли доплаты за сверхурочную работу включаться в МРОТ либо начисляться сверх него, рассмотрели чиновники Минтруда (письма от 04.09.2018 № 141/ООГ-7353 , от 09.10.2018 № 142/В-808 ). По их мнению, с учетом того, что сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата также не должна включаться в МРОТ.

Иные компенсационные выплаты

Также Минтруд сделал вывод, что аналогичный подход следует применять при учете иных выплат компенсационного характера, например:

— за работу в ночное время (ст. 96 ТК РФ );

— за работу в нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ ).

Вместе с тем чиновники разъяснили, что если работа в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время осуществлялась в пределах рабочего времени, то ее оплата учитывается в составе МРОТ.

Нужно учитывать положения региональных соглашений

Стоит отметить, что на уровне субъекта РФ устанавливается свой (региональный) МРОТ, который может быть равен федеральному или превышать его.

Обратите внимание

Региональный МРОТ не действует в отношении работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ ).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 — 8 ст. 133.1 ТК РФ , не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ, при условии что указанный работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Для справки

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения и подлежит обязательному исполнению ими (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ ).

Кроме того, региональными трехсторонними соглашениями субъектов РФ может быть установлен порядок определения МРОТ. Например, в силу п. 3.1.3 Московского трехстороннего соглашения на 2016 — 2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей размер минимальной заработной платы в Москве (18742руб.) включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (норму труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии:

— со ст. 147 «Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ТК РФ ;

— со ст. 151 «Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором» ТК РФ ;

— со ст. 152 «Оплата сверхурочной работы» ТК РФ ;

— со ст. 153 «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» ТК РФ ;

— со ст. 154 «Оплата труда в ночное время» ТК РФ .

То есть в Москве названные выше компенсационные выплаты должны начисляться сверх МРОТ.

Таким образом, при решении вопроса о том, какие части заработной платы учитываются в составе МРОТ, а какие должны начисляться сверх него, учреждения должны ориентироваться на региональные соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

Ответственность работодателя

Работодатели, не выполняющие требования трудового законодательства (в том числе в части установления размера заработной платы), могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ .

Кроме того, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности (Письмо Минтруда РФ от 09.10.2018 № 142/В-808 ). В соответствии со ст. 145.1 УК РФ выплата из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации (руководителем филиала, представительства или иного обособленного (структурного) подразделения организации) заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ наказывается:

— либо штрафом в размере от 100000 до 500000руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до трех лет;

— либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового;

— либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.

Каждому работнику гарантируется заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (если на учреждение распространяется действие регионального соглашения по вопросам социально-трудовых отношений — не ниже регионального МРОТ). При этом надо учитывать, что некоторые компенсационные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. На сегодняшний день можно твердо сказать, что сверх МРОТ должна начисляться доплата на работу в особых климатических условиях (районный коэффициент и «северная» надбавка), поскольку данный вопрос решен на уровне Конституционного суда и не может трактоваться подругому.

Что касается иных компенсационных выплат (за работу во вредных условиях, работу в праздники и выходные, работу в ночное время и пр.), в настоящее время есть лишь рекомендации чиновников Минтруда на этот счет. По их мнению, эти доплаты также должны начисляться сверх МРОТ. Если работодатель не будет следовать названным рекомендациям, не исключены негативные последствия в виде штрафов.

Кроме того, все работодатели, подпадающие под действие региональных соглашений, должны соблюдать установленные ими требования.

С 1 января 2019 года правительство решило поднять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 117 рублей, то есть на 1,048%. Эксперты выдвинули предположения, зачем это нужно властям

В некоторых регионах, с учетом местных надбавок повышение может достигать даже 351 рубля..

Повышение минимальной зарплаты на стоимость полутора десятка яиц или двух поездок на московском транспорте, вряд ли можно называть помощь малообеспеченным гражданам страны. А некоторые, воспринимают такие решения правительства, как издевательство.

Подгоняют цифры под отчет

На деле оказывается, что повышение МРОТ на один процент нужно на самом деле не нам, а правительству. Просто, чтобы подогнать цифры под еще один отчет.

«По идее МРОТ повышают потому, что действительно минимум заработок должен номинально быть выше уровня налогов, плат за коммуналки и так далее. Раз правительство увеличило нам налоги, цены растут постоянно, то должна увеличиться и минимальная зарплата. А для граждан страны – это ни о чем. Никак не скажется. Просто есть такой показатель, или индикатор. – объясняет заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ Елена Ведута. – Знаете, у нас почти в каждой диссертации вводится новый индикатор. Так вот МРОТ – это не просто индикатор. О нем много говорят, но от него не зависит ни управление экономикой, ни какие другие серьезные процессы».

Улучшают статистику

Повышение МРОТ, если и улучшит ситуацию, то только для тех россиян, которые получают зарплату, исходя из его размера. Да, и то – чисто символически. А вот государство может покормиться с этих 117 рублей.

«Это такая статистическая поправка, которая будет использоваться для расчетов и улучшения статистики. Плюс к МРОТУ все еще привязаны некоторые государственные сборы, пошлины и штрафы», - комментирует независимый экономический эксперт Антон Шабанов.

Правительство также готовит проект бюджета, в котором предполагается, что МРОТ будет увеличиваться каждый год – с января 2020 года он вырастет на 2,9%, а с 2021 года – на 2%. В бюджете уже запланировали 62,2 млрд рублей для того, чтобы покрыть расходы от повышения «минималки».


При этом, какую сумму получит государство от подорожавших сборов и штрафов, не сообщается.