Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение.

Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Тем самым препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов типа разного рода центров, фирм и т.п.

Во-вторых, классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности 13

Разные ученые в области гражданского права приводят различные классификации юридических лиц. В рамках данной курсовой работы автор считает необходимым остановиться на трех наиболее значимых классификациях:

I. В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации.

К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями)

Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации, создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).

Основной целью деятельности некоммерческих организаций является удовлетворение духовных, бытовых и иных некоммерческих потребностей, либо членов этих организация (потребительский кооператив), либо определенной социальной группы (фонд), либо населения в целом (образовательное учреждение).

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.

II. В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования (утрачивая, следовательно, право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование). К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

III) по организационно-правовой, так называемая ОПФ, форме юридические лица делятся на:

I. Коммерческие организации

  • 1) хозяйственные товарищества и общества, в том числе:
    • - полные товарищества;
    • - товарищества на вере (коммандитные);
    • - общества с ограниченной ответственностью;
    • - общества с дополнительной ответственностью;
    • - акционерные (закрытые и открытые) общества.
  • 1) производственные кооперативы;
  • 2) унитарные предприятия:
    • - государственные;
    • - муниципальные;
    • - казенные.

II. Некоммерческие организации

  • 1) общественные объединения:
    • - организации;
    • - учреждения;
    • - движения;
    • - фонды;
    • - органы общественной самодеятельности;
    • - союзы общественных объединений.
  • 2) религиозные организации;
  • 3) фонды;
  • 4) некоммерческие партнерства;
  • 5) учреждения;
  • 6) автономные некоммерческие организации;
  • 7) ассоциации (союзы);
  • 8) потребительские кооперативы;
  • 9) товарищества собственников жилья.

ГК РФ устанавливает принцип, согласно которому юридические лица могут быть созданы только в какой-либо из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм. Для коммерческих организаций исчерпывающий перечень таких форм содержится в самом ГК (п.2 ст.50 и ст.66-115). Содержащийся в ГК перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц (ст.116-123) не является исчерпывающим, поскольку согласно п.3 ст.50 ГК, он может быть дополнен другими законами, что в отношении коммерческих юридических лиц в ГК не предусмотрено.

Однако в любом случае учредители юридического лица должны облечь его в одну из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм, и только в такую форму, которая предусмотрена ГК РФ или иными федеральными законами.

Данный принцип, именуемый замкнутым кругом, организационно-правовых форм юридического лица позволяет исключить возникновение юридически не надежных, не обладающих конструктивной устойчивостью юридических лиц. Этот принцип обеспечивает возможность контроля со стороны государства и служит одним из средств предотвращения дезорганизации экономического оборота, охрана стабильности, устойчивости которого, является важнейшей задачей гражданского права14

Известно, что классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Классификация юридических лиц обеспечивает посредством различных критериев ясную видимость конструкции, саму сущность, разновидность по своему содержанию юридических лиц, т.е. с помощью оснований классификации юридических лиц мы можем определить права учредителей (участников) в отношении юридического лица или их имущества; цели деятельности (коммерческие и некоммерческие организации); формы собственности (публичная и частная); объем вещных прав организации, данный критерий классификации, на взгляд автора, в юридико-техническом плане имеет огромное значение, поскольку необходимость оформления коллективных интересов, актуальная для законодательства о корпорациях, может не приниматься в расчет при конструировании норм об учреждении.

Таким образом, классификация юридических лиц имеет очень большое значение, тем более, если эта классификация вытекает из текста самого закона, поскольку она устраняет сумятицу, путаницу различного по своему содержанию (составу, целями, документами) организаций. Тем самым классификация придает определенную стабильность, эффективность, схематичность гражданскому обороту в интересах граждан, самих юридических лиц и для государства в целом.

Также отдельно следует выделить такой вид юридических лиц, как юридические лица с особым правовым статусом. Это такие коммерческие организации, которые ограничены в правах законом, осуществляющие специфические (исключительные) виды деятельности при одновременном запрете осуществлять другие.

Понятие «особый правовой статус юридического лица» включает в себя не только особую правосубъектность, но и особый порядок создания, реорганизации, ликвидации такого юридического лица, права и обязанности его участников, права и обязанности его кредиторов, специфическую юридическую ответственность15.

Правовое положение юридических лиц с особым правовым статусом определяется общим и специальным законодательством. К общему относится: ГК РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др., в качестве специальных законов выступают законы, принятые в соответствии с прямым указанием ГК РФ и других общих законодательных актов.

Так, особенности правового положения организаций в сфере банковской деятельности, особенности порядка их создания, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Правовое положение организаций в сфере страховой деятельности определяется Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», согласно которому: предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность; основой финансовой устойчивости страховщиков являются страховые резервы, собственные средства, а также система перестрахования.

I. В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации.

К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями).

Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).

Основной целью деятельности некоммерческих организаций является удовлетворение духовных, бытовых и иных некоммерческих потребностей, либо членов этих организация (потребительский кооператив), либо определенной социальной группы (фонд), либо населения в целом (образовательное учреждение).

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.

II. В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования (утрачивая, следовательно, право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование). К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

Юридические лица классифицируются по различным основаниям - критериям. Все критерии имеют юридическое значение, т.е. подразделяют соответствующие организации по тем или иным группам в зависимости от особенностей их правового положения.

Юридические лица классифицируются:

1. по характеру (цели) деятельности:

а) коммерческие, для которых основная цель деятельности - получение прибыли;

б) некоммерческие, для которых получение прибыли не является основной целью.

б) юридические лица, основанные на государственной или муниципальной собственности (унитарные предприятия, учреждения);

в) юридические лица, основанные путем объединения имущества, находившегося в различных формах собственности

Смешанные, где доля публичных (государство, субъекты РФ, муниципальные образования) и частных (граждане и юридические лица) субъектов;

Совместные, где доля иностранного капитала.

4. по характеру прав учредителей на имущество юридического лица:

а) юридические лица, где учредители (участники) имеют обязательственные (имущественные) права, т.е. права требования (хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственный и потребительский кооперативы);

б) юридические лица, где учредители имеют право собственности (унитарные предприятия, учреждения);

в) юридические лица, где учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).

5. по порядку образования:

а) образуемые добровольно (по воле учредителей);

б) образуемые в распорядительном порядке (по решению собственника или органа им уполномоченного).

6. по особенностям правового положения:

а) национальные (резиденты);

б) иностранные (нерезиденты).

7. по наличию членства:

а) корпорации - образованы на началах членства (хозяйственные общества и товарищества и др.);

б) учреждения - не имеют фиксированного членства (унитарные предприятия, учреждения)

Организационно-правовые формы коммерческих организаций:


Государство как субъект гражданского права

Правовое положение государства и государст-венных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского прав, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.

Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может расс-матриваться как единый и единственный субъект.

В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выпол-няемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории ко-торой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникаль-ны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъ-екта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельст-вах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных уров-ней — Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных (муниципальных) обра-зований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в граж-данском обороте строится на одинаковых принципах.

Муниципальные образования как субъекты гражданского права

Государство участ-вует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как сово-купность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т.д.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-право-вых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадле-жащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (п. 4 и 5 ст. 126 ГК), если только он не дал гарантию (поручительство) в отношении такого обязательства.

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, ав-тономные округа;

3) муниципальные образования.

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправ-ление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и вы-борные органы местного самоуправления.

Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного само-управления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного само-управления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Какие органы выступают от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодатель-ством?

От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Феде-рации — Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Гос-комимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государ-ственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, пре-дусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государст-венные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п.3 ст. 125 ГК).

Таким образом, российское законодательство исходит из плю-ралистической модели участия государства в гражданском обороте, ког-да его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют.

Понятие объектов гражданских прав. Классификация объектов гражданских прав

Объекты гражданского правоотношения - это то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение.

Все объекты гражданских правоотношений можно объединить в четыре группы:

1. Имущество

2. Действия

3. Результаты творческой деятельности, интеллектуальная собственность

4. Нематериальные блага

1. Имущество - это объединение вещей и имущественных прав, имеющих денежную оценку. В состав имущества входят вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права и иное имущество.

Вещи - это материальные объекты внешнего мира, продукты производственной деятельности либо объекты природы.

Деньги выступают в качестве особого материального объекта гражданского права в различных правоотношениях.

Деньги могут быть:

· основным объектом правоотношения (например, заём);

· платежным средством в других договорах;

· выступать в качестве индивидуально-определенных вещей (например, коллекция);

· служить целям правоохранительным органов в качестве вещественного доказательства.

Характеристике ценных бумаг как объектов гражданского правоотношения посвящена глава 7 ГКРФ. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Характерной особенностью всех ценных бумаг является необходимость их предъявления для осуществления прав, удостоверенных ценной бумагой. По данному признаку ценные бумаги отличаются от других объектов гражданского правоотношения.

Имущественные права - это различного рода требования имущественного характера (например, вклад в банке, права участников на имущество юридического лица, требования заимодавца к заёмщику).

Иное имущество - это новый какой-то вид имущества, который нельзя назвать ни вещами, ни деньгами, ни ценной бумагой, не имущественными правами (например, страховка).

2. Действия, в том числе работы и услуги являются объектами главным образом обязательных правоотношений (например, подряд строительный или бытовой, обязательство выполнения научно-исследовательских работ, страхование, оказание консультационных услуг)

3. Интеллектуальной собственностью называются права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ и оказанных услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания). Они регулируются специальным законодательством, например, закон «об авторских правах», «патентный закон». Большое значение имеют нормы международных договоров.

4. Нематериальные блага - это жизнь и здоровье человека, достоинство личности, ее честь, доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя, неприкосновенность частной жизни и т.д. Эти отношения не могут стать предметом товарообмена. Данные блага неотделимы (неотчуждаемы) от человеческой личности и не могут передаваться другим лицам, ни прекращаться по каким-либо основаниям.

Понятие сделки. Виды и формы сделок.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменения или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

В процессе установления, прекращения и изменения прав и обязанностей сделка занимает наиважнейшее место; это наиболее распространенные и многообразные юридические факты, с которыми закон связывает возникновение гражданских прав и обязанностей.

Сделка является действием, совершаемым в расчете на получение определенного результата, право же способствует его реализации.

Признаки сделки:

  • Сделка - это волевое действие (или волеизъявление);
  • Правомерное действие (действие, которое соответствует требованиям закона);
  • Совершается субъектами гражданского права (порождает гражданско-правовые последствия)
  • Результативность сделки (установление, изменение, прекращение гражданских правоотношений).

Виды сделок

Классификация сделок на виды производится по различным признакам. В качестве классификационных оснований выступают количество сторон в сделке, момент возникновения прав и обязанностей, возмездность и т.п.

В зависимости от числа участвующих в сделке сторон, сделки бывают односторонние, двусторонние и многосторонние.

Односторонней считается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (например, составление завещания, доверенности, объявление конкурса, отказ от права собственности на имущество, отказ от наследства и др.). Права по односторонней сделке могут возникать как у лица, совершающего сделку, так и у третьих лиц, к интересу которых сделка совершена.

Сделка, для совершения которых требуется согласование воли двух или более лиц, являются дву - и многосторонними . Такие сделки именуются договорами. Примеры двусторонних сделок: заем, купля-продажа, дарение и другие.

Договоры по экономическому содержанию подразделяются на возмездные и безвозмездные. Возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей по договору (купля-продажа, поставка). Если сторона по договору обязуется исполнить свои обязанности без какого-либо встречного предоставления, имеющего имущественный характер, то такой договор является безвозмездным (дарение). По общему правилу, любой договор предполагается возмездным, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа и содержания договора.

Сделки бывают бессрочными и срочными. В бессрочных сделках не определяются ни момент её вступления в действие, ни момент её прекращения. Такая сделка немедленно вступает в силу. Сделки, в которых определен либо момент вступления сделки в действие, либо момент её прекращения, либо оба указанных момента, называются срочными . Срок, который стороны определили как момент возникновения прав и обязанностей по сделке, называется отлагательным. Если сделка вступает в силу немедленно, а стороны обусловили срок, когда сделка должна прекратиться, такой срок называется отменительным. Например, стороны договорились, что безвозмездное пользование имуществом должно быть прекращено до 1 января. Такой срок будет отменительным.

Возможно упоминание в договоре и отменительного и отлагательного сроков. Так, договор аренды школы на летний период, заключенный в феврале, начнет действовать с 1 июня и прекратится 31 августа.

Форма сделки

Гражданское право знает две основные формы сделки: устную и письменную . Письменная, в свою очередь, бывает простой и нотариальной. По общему правилу, для простых бытовых сделок закон требует письменной, а иногда и нотариальной формы. Устная форма установлена для сделок, которые исполняются при самом их совершении. Сделки, исполняемые при совершении, могут заключаться в устной форме независимо от их суммы и субъектного состава. Устно не могут быть совершены сделки, для которых установлены письменная нотариальная форма (завещание), и сделки, несоблюдение простой письменной формы которых, влечет их недействительность (договор поручительства, договор о залоге и др.).

Письменная форма выражается в составлении документа, к которому предъявляются определенные требования: он должен выражать содержание сделки (её условия) и быть подписан одним лицом (при совершении односторонней сделки) или двумя и более лицами (при совершении дву-и многосторонней сделки). Документ может быть подписан и уполномоченным лицом.

Ст. 161 ГК устанавливает сделки, которые должны совершаться в простой письменной форме. Сделкам, для которых установлена нотариальная форма, посвящена ст. 163 ГК. Нотариальная форма требует засвидетельствования совершенной сделки у нотариуса.

В силу прямого указания ГК нотариально должны быть удостоверены следующие сделки: завещание (ст. 1124 п. 1 ГК), уступка требования и перевод долга, основанные на сделке, совершенной в нотариальной форме (ст. 389 и 391 ГК), договор об ипотеке (п.3 ст. 339 ГК) и другие.

Стороны по соглашению между собой могут придать нотариальную форму любой сделке, для которой законом такая форма не требуется.

Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет её ничтожность.

В настоящее время легальная классификация юридических лиц выступает на основании сохранения своей юридической силы и значения в форме собственности, в рамках которой создаётся и формируется юридическое лицо.

Юридическое лицо, являясь весьма сложным по своей природе правовым явлением, может рассматриваться в самых различных аспектах. Поэтому и различных классификаций юридических лиц может быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других.

Юридические лица могут классифицироваться:

  • 1. По формам собственности. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются: а) государственные юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т.е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организации на юридические лица публичного и частного права; б) частные (негосударственные) юридические лица.
  • 2. По целям деятельности разделяются по признаку разделения основных целей их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством: а) коммерческие организации - имеют своей целью получение прибыли; б) некоммерческие организации.

По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

  • 3. В зависимости от состава учредителей можно выделять юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия и государственные корпорации) или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).
  • 4. По характеру прав участников. Различный характер прав участников в отношении имущества юридического лица позволяет выделить: а) организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения; б) организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации; в) организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации.
  • 5. В зависимости от объема вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать: а) юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия; б) юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных); в) юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.
  • 6. В зависимости от личного или имущественного участия. Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
  • 7. Порядок создания (образования) юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
  • 8. По составу учредительных документов. По составу учредительных документов разграничиваются :
    • а) договорные юридические лица
    • в) уставные юридические лица - хозяйственные товарищества

Существует и другая классификация юридических лиц - в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество:

  • 1. Юридические лица - собственники. Участники такого юридического лица имеют лишь права требования по обязательствам (то есть право одного лица (кредитора) требовать от другого лица (должника) совершения определенных действий имущественного характера (например, передачи вещи, уплаты денег) либо воздержания от каких- либо действий) на имущество, а право собственности на это имущество утрачивается, если, конечно, оно прямо не передается организации только во временное пользование. К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - не собственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (ст. 50 ГК РФ) и некоммерческие партнерства.
  • 2. Юридические лица - не собственники. У участников такого юридического лица сохраняется либо право собственности (характерно для унитарных предприятий и учреждений), либо иное (ограниченное) вещное право (например, для дочерних и унитарных предприятий) (ст. 50 ГК РФ). Существование таких юридических лиц не является свойственным для нормального имущественного оборота и характерно для переходного этапа отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.
  • 3. Юридические лица - собственники. Участники не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав на имущество такого юридического лица. К ним относится большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Различие в статусе этих юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, которая причитается на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае участник получает весь остаток имущества юридического лица в случае его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации. Помимо юридического лица существует также иная форма ведения предпринимательской деятельности - предприятие без образования юридического лица или индивидуальное предпринимательство.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что представленная классификация юридических лиц не является исчерпывающей. Это связано с тем, что всегда можно найти критерии, по которым появится возможность выделить отдельные виды юридических лиц в те или иные категории, но она является наиболее распространенной.

1. По целям деятельности:

Коммерческие (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности); * Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками). * Юридические лица, являющие некоммерческими организациями могут создаваться в организационно-правовых формах 1.) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2.) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 3.) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; 4.) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья; 5.) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 6.) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; 7.) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; 8.) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9.) автономных некоммерческих организаций; 10.) религиозных организаций; 11.) публично-правовых компаний.

* Новая классификация

Корпоративные (Корпоративные юридические лица (корпорации) – это юридические

лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с законом.);

Унитарные (Унитарные юридические лица – это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства).

3. По характеру прав участников в отношении юридического лица:

Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют вещные права - учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления;

Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права, - хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица;

Юридические лица, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.

4. В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:

Субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);

Субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);

Субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).

5. По форме собственности:

Частные;

Государственные (государственные юридические лица (в том числе и муниципальные) преследуют общегосударственные цели).

6. По способу образования юридического лица:

Распорядительный порядок (юридические лица создаются по распоряжению (указу, постановлению, приказу) собственника либо уполномоченного им органа);

Разрешительный порядок (юридическое лицо создается по инициативе учредителей с согласия соответствующего государственного либо иного органа. В частности, такой порядок создания предусмотрен для предприятий с иностранными инвестициями);

Явочно-нормативный порядок (для создания данного юридического лица специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законодательством. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка).

Образование и прекращение юридических лиц.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ (СОЗДАНИЕ) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями).

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Законом о регистрации юридических лиц, в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 51 ГК, ст. 2 названного закона).

Возможность получения выписок из указанного реестра, а также копий документов регистрационного дела позволяет любому участнику оборота получить необходимую и достоверную информацию о своем потенциальном партнере.

Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать предоставления иных документов закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например, из-за «отсутствия целесообразности». При этом решение об отказе в государственной регист-

рации может быть обжаловано в судебном порядке.

К сожалению, законодательно оформленное стремление к упрощению и ускорению государственной регистрации юридических лиц, особенно коммерческих организаций, содействовало появлению многочисленных злоупотреблений, в том числе созданию по подложным документам и фиктивным адресам значительного количества «фирм- однодневок», в действительности являющихся подставными лицами – «пустышками» с символическим или вовсе отсутствующим уставным капиталом, не имеющим ни прав требования и долгов, ни реальных участников и органов, – которые используются для совершения различных неправомерных действий. Для борьбы с такими злоупотреблениями предлагается ввести обязательную проверку достоверности и законности представляемых для регистрации документов, использовать типовые формы уставов наиболее распространенных видов юридических лиц и т.п. В перспективе данные государственного реестра юридических лиц должны стать публично достоверными, а на их действительность, гарантированную государственными органами, будут вправе полагаться все участники имущественного оборота.

Необходимо также установление контроля за регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц и иные данные государственного реестра, а также обязанности информировать о них всех заинтересованных лиц. Действующий уведомительный порядок таких изменений также ведет к многочисленным нарушениям

прав и интересов участников юридических лиц, особенно хозяйственных обществ, нередко узнающих об изменениях своего статуса и(или) имущественного положения уже при отсутствии у общества реальных активов (имущества) или после наступления иных фактически необратимых последствий.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Реорганизация;

Ликвидация;

Банкротство.

Статья 57. Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.

Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Статья 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица

1. Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

2. Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

3. В случае признания решения о реорганизации юридического лица недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами.

4. Лица, недобросовестно способствовавшие принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. Солидарно с данными лицами, недобросовестно способствовавшими принятию решения о реорганизации, отвечают юридические лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения.

Если решение о реорганизации юридического лица принималось коллегиальным органом, солидарная ответственность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения.

Статья 60.2. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся

1. Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать реорганизацию несостоявшейся в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

2. Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет следующие правовые последствия:

1) восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в едином государственном реестре юридических лиц;

2) сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

3) переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление (платежи, услуги и т.п.), осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60). Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации;

4) участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 65.2 настоящего Кодекса.

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.