В широком смысле понятие коммуникации связано с осуществлением изменений, влиянием на деятельность для достижения процветания фирмы. В узком смысле ее цель - добиться точного понимания принимающей стороной отправленного ей сообщения. Средства, формы коммуникации весьма разнообразны. В комплексе они формируют достаточно сложную и многоуровневую систему.

Классификация коммуникаций

Она осуществляется по различным критериям. Типы коммуникации выделяют по составу участников. Так она может быть массовой, групповой и межличностной. Типы коммуникации выделяют в зависимости от:

  1. Метода установления и поддержания контакта. По этому критерию выделяют прямые (непосредственные) и дистанционные (опосредованные) коммуникации.
  2. Инициативности участников. По данному признаку различают пассивные и активные взаимодействия.
  3. Степени организованности обмена информацией. Этот критерий позволяет выделить организованные и случайные коммуникации.
  4. Используемым знаковым системам. По данному признаку выделяют невербальные и вербальные взаимодействия.

СМК

В массовой коммуникации используются специальные средства, которые представляют собой каналы и передатчики, посредством которых информация распространяется на значительные территории. Современная система включает в себя несколько звеньев. В частности, в СМК входят СМИ, информатика и телекоммуникация. Первые включают в себя прессу, аудиовизуальные каналы (радио, телетексты и пр.), информационные службы. СМИ состоят из технических средств фиксации, тиражирования, копирования, хранения данных, а также постоянного, системного распространения больших объемов музыкальных, словесных, образных сведений.

ОБЩЕНИЕ - это процесс передачи и восприятия сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, охватывает обмен информацией между участниками общения, ее восприятия и познания, а также их влияние друг на друга и взаимодействием по достижению изменений в деятельности.

Динамику процесса общения можно представить следующим образом: а) передатчик, отправитель; б) получатель, приемник, адресат; в) канал связи; г) шум, сигнал; д) код, декодер.

В структуру общения относятся:

Коммуникативно-информационный компонент, означает прием (реципиент) и передачи (коммуникатор корреспондент) сообщений и будущий обратную связь, в основе которого - психологический контакт;

Познавательный (перцептивный) компонент, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

Интерактивный (конативный) компонент, связанный с процессом воздействия, поведением.

Выделяют следующие виды общения:

Межличностное;

Между личностью и группой;

Групповое и межгрупповое;

Массовое;

Доверительное и конфликтное;

Интимное и криминогенная;

Деловое и личное;

Прямое и опосредованное;

Терапевтическое и ненасильственное.

Безусловно, общение возможно только с помощью знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Когда общаются с помощью невербальных средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и тому подобное. Причем выражение лица иногда лучше, чем слова, говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, которые выражают преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть и тому подобное.

В межличностном общении обычно применяют письменное и устное вещание.

Преимущества письменной речи становятся определяющими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; проявлять эмоции, отражать оценку ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Невербальные средства точно скоординированы между собой и словесными текстами. Несогласованность отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. Невербальные средства общения, в отличие от языка, человек, который говорит, а также та, которая слушает, понимает не полностью. Никто не может все свои невербальные средства полностью контролировать.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

Кинетика (движение рук, ног, головы, туловища)

Направление взгляда и визуальный контакт;

Выражение глаз

Выражение лица;

Вне (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

Кожные реакции (покраснение, пот);

Дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему; личное пространство)

Вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средств изменения внешности (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и др.).

2. Акустические (звуковые):

Связанные с речью (интонация, звук, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

Не связаны с речью (смех, плач, кашель, дыхание, скрежет зубов, "шморгання" носом и т.п.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением):

Физическое воздействие (вести слепого за руку, контактный танец и др.);

Такевика (рукопожатие, хлопки по плечу).

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическая взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Эту проблему нужно ограничивать умениями и навыками коммуникативного поведения и использования средств общения. Главное в успехе контактов - в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего вида партнеров с помощью органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность. Реакции приема-неприятие оказываются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, свидетельствующие о том, нравимся мы друг другу или нет.

На стадии возникновения контакта значительную роль играет внешняя привлекательность человека, благодаря которой она приобретает особый, высший Коммуникативный потенциал. На этом пути ей необходимо продемонстрировать другие, столь же значимые для достоинства своей личности свойства. Это могут быть привлекательны психологические свойства (ум, доброта, отзывчивость и т.д.), деловые качества, социальный статус, который проявляется в различных формах невербальной и вербальной поведения. В них проявляются все грани человеческой привлекательности, которые определяют обаяние личности.

Обаяние - это нечто большее, чем физическая привлекательность. Человек может быть красивой, но холодной, нечаривною. Очарование - в глазах, которые искрятся, в сверкающих улыбке, в мягких жестах и ласковой интонации, в настроении и одновременно - в оправданных ожиданиях партнера.

Обратная связь как процесс взаимонаправленных соответствующих действий служит поддержанию контакта. Однако его наличие не всегда свидетельствует прочность и психологическую глубину общения. В частности, в реальном общении обратная связь является чисто внешним, демонстрационным. Партнер поддакивает своему собеседнику, не углубляясь в то, что ему говорят. Тот, кто говорит, начинает проявлять агрессивность и другие нарушения коммуникативного поведения. Психологическая общность партнеров укрепляет их контакты и обусловливает развитие взаимосвязи.

В рамках информационного аспекта общения расширяется круг психологических проблем, связанных с передачей и восприятием сообщений. Информационные потоки в каналах коммуникации является живой силой человеческого общения и общественного прогресса.

Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и т.п.), по которым закреплено вполне конкретные значения. Системы знаков образуют естественные и условные языки, с помощью которых происходит процесс общения. Знание языков расширяет информационные возможности человека. Количество языков может быть неограниченным в зависимости от практических потребностей и технических возможностей.

По целям сообщения информацию разделяют на информационную, регуляторную и эмоциональную. Если передают только сведения об объекте, то информация должна информационных целей. Если же общение рассчитано на побуждение партнера к действию, то информация приобретает регуляторной нагрузки. Эмоциональную информацию адресовано к чувствам и переживаниям реципиентов.

Информационная беспристрастность сообщений требует четкой логики, лаконичности, лексической взвешенности с точки зрения содержательной идентичности, наибольшей однозначности в понимании сообщения партнерами. Побудительный эффект регуляторной информации в большей степени связан с мотивационной заинтересованностью участников общения в том или ином сообщении. Эмоциональности информация приобретает в основном благодаря экспрессивном аранжировке сообщения. В этом большую роль играют выразительные движения и интонация участников общения.

В информационном аспекте общения появляются два направления психологического взаимодействия партнеров. Один из них связан с восприятием и пониманием смысла сообщения, другой - с восприятием и пониманием личности партнера. Эти процессы находятся в сложных взаимоотношениях. Известно, что с большим доверием воспринимают сообщение, передает корреспондент с привлекательным внешним видом, близкий по профессиональным и возрастным статусом, чем человек, который ближе реципиенту за социально-психологической идентичностью.

Межличностный характер общения выводит партнеров на проблему взаимопонимания, что активизирует познавательные функции субъектов общения, и они предстают в роли практических психологов. Вопрос о том, кто мой собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать и многие другие, связанные с личностью партнера. Они становятся главными психологическими загадками для участников общения. Познавательный аспект общения охватывает не только познание другого человека, но и рефлексивно - самопознание. Обобщающим эффектом этих процессов становятся образы - представления о себе и о партнерах. Такие образы формируются через групповую оценку личности и социально-психологическую интерпретацию личности по ее внешним проявлениям.

Другая особенность этих образов в том, что взаимопознания направлено прежде всего на понимание тех свойств партнера, наиболее значимые для участников общения на время их взаимодействия. Поэтому в образе представления о партнере не обязательно выделяют доминирующую свойство его личности.

Практическое назначение взаимных представлений партнеров в том, что понимание психологического облика личности является отправной информацией для определения тактики своего поведения в отношении участников взаимодействия. Это означает, что стандарты и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный или отрицательный образ партнера закрепляет отношение определенной направленности, устраняя или устанавливая психологические барьеры между партнерами. В различиях взаимного представления и самооценки партнеров скрытые психологические конфликты, познавательные по сути, что время от времени перерастают в конфликтные отношения между людьми, которые взаимодействуют.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге концентрируются в групповые оценки личности, функционирующих в процессах общения в виде общественного мнения о человеке.

От непосредственного образа партнера мы поднимаемся к знанию о человеке вообще и возвращаемся к самооценке. Делая эти круги взаимопознания, мы уточняем знания о себе и о том месте, которое можем занимать в обществе.

Интерактивный, конативный (поведенческий) аспект общения, то есть направлен на согласование внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Здесь раскрывается стремление человека к тем или иным ценностям, оказываются побудительные силы, которые регулируют поведение партнеров в совместной деятельности. Универсальным механизмом регуляции поведения людей является установка, которая во многом определяет стратегию жизни, и пронизывает все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов достигают корнями подсознания и поэтому их достаточно трудно согласовывать рациональным способом. Партнеры с различными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, чаще идут на радикальный разрыв. Позитивному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.

Позиции партнеров согласуются и координируются с помощью обмена мнениями, взглядами, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки планов совместной деятельности. Во время общения формируются цели, мотивы и программы поведения вовлеченных в него индивидов, а также осуществляются взаимная стимуляция и взаимный контроль этого поведения.

Установки, потребности, интересы, отношения в целом, являясь как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, а тактика общения регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге и о себе. При этом регуляция взаимодействия и отношений осуществляется не одним, а группой образов. Кроме образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов общения входят образы-представления о себе - "Я-концепция", представление партнеров о впечатлениях друг от друга, идеальный образ общественной роли, которую они выполняют. Эти образы люди не всегда четко осознают в процессах общения. Чаще всего они возникают как неосознанные впечатления.

Познавательные функции общения оказываются в рамках проблемы "отношение - поведение", эффективное решение которой предполагает согласованность взаимодействия партнеров. Большую роль в этом играет аттракция, эмпатия.

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Проявляются они в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. В них находят свое выражение отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, определяя большее или меньшее успех совместной деятельности.

Взаемонамагання предусматривает столкновения партнеров в процессе согласования позиций, как следствие - у них возникают отношения согласия-несогласия друг с другом. В случае согласия партнеры привлекаются к совместной деятельности. При этом между ними происходит распределение ролей и функций. Эти отношения особым образом направляют волевые процессы субъектов взаимодействия или на отступление, или на завоевание определенных позиций.

В процессе совместной жизнедеятельности происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров.

Взаимовлияние реализуется в способах и приемах воздействия людей друг на друга во время общения. С помощью взаимовлияния партнеры "обрабатывают" друг друга, стремясь к изменению и преобразования психических состояний, установок и, в конечном итоге, поведения и психологических свойств личности.

В результате взаимовлияния возникают отношения "подчинение-сопротивление", "подражание-уклонения", "солидарность-противодействие" и другие, основанные на волевых качествах партнеров, признании или отрицании их авторитета, статуса и ролей. Влиятельность личности зависит от ее места в системе общественных и групповых отношений, от тех средств, которыми они располагают в организационной структуре совместной деятельности.

Одним из видов общения является доверительное общение, во время которого сообщают особенно значимую информацию. Доверие - существенный признак всех видов общения, без нее нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Стоит рассмотреть деловое общение, актуальность которого в последнее время значительно возросло во всех сферах. Оно неоднородно по своей природе. Деловое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительной сфере и т. Д. Общаясь в сфере экономики, партнеры должны знать, как вести телефонные разговоры, деловые совещания и тому подобное. Телефонный разговор часто становится первым шагом к деловому партнерству. По телефону проводят переговоры, отдают распоряжения, выражают просьбу. Несоблюдение правил ведения служебных разговоров негативно влияет на экономическую выгоду, а также свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов. Недостаточная подготовка к разговору, неумение выделить в ней главное, лаконично и грамотно выразить свои мысли приводят к значительным (до 20-30%) потерь рабочего времени.

Известно, что большинство плодотворных идей возникает при контакте мыслей. Именно поэтому распространена такая коллективная форма поиска решений, как совещание. Однако на их проведение тратят слишком много времени, и, кроме того, это один из самых дорогих видов служебной деятельности.

Однако совещание является основной и самой распространенной формой группового решения проблемы. Это связано с такими аспектами: группа имеет большие знания и опыт, чем отдельный индивид; она успешно избегает ошибок и неудач в работе; те, кто должен выполнять решение группы, воспринимают результаты ее работы дружелюбно, чем решение индивида; если решение группы внедрять ее члены, они сделают это более эффективно (существует "групповой эффект", благодаря которому результат работы группы выше сумму взносов индивидов).

Эффективность проведения совещаний повышается при соблюдении определенных правил. Каждого участника совещания нужно проинформировать о необходимости высказаться, и ему надо предоставлять такую возможность. Для облегчения выступления и усвоения слушателями материала желательно использовать рисунки, схемы, графики. Однако плохо подготовлен наглядный материал будет только раздражать слушателей и мешать докладчику. Для формирования социально-психологической компетентности используют специальные тренинги, в частности сенситивный (тренинг межличностной чувствительности) и тренинг делового общения.

Одним из видов делового общения является так называемое представительное общения. В реальной жизни это взаимодействие людей, которые предстают не как свободные личности, а как представители тех или иных государств, социальных групп и институтов. Особенность такого общения и устанавливаемых с его помощью отношений в том, что оно осуществляется в виде переговоров. Это общение часто можно наблюдать в телевизионных трансляциях из залов заседаний, репортажах о визитах глав государств и во встречах деловых людей. В таком виде общения отношения симпатий-антипатий имеют минимальное значение по сравнению с умением людей представлять свое сообщество, вести переговоры, организовывать и планировать совместные действия.

Специфика этой формы общения оказывается в речи людей, в их поведении, манерах общения. Она направлена на создание определенных отношений, обеспечения принятия совместных решений, реализацию взаимных действий в интересах тех сообществ, позиции которых выступают представители участвующих в таком общении.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции общения
Рубрика (тематическая категория) Психология

Функции общенияэто роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Общение - процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделœению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, в случае если исходить из критерия целœеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции крайне важно наличие единой или сходной системы кодификации/декодифи-кации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функциястимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функцияфункция объединœения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5)координационная функциясогласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция пониманияадекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция - общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть целœенаправленным или непроизвольным. И т.п.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция - общение как социальный механизм передачи информации и управления определœенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция - средство объединœения людей.

Функция самовыражения - средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция - взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля - регламентация поведения и деятельности.

Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Из всœего выше сказанного можно сделать следующий вывод: общение многолико, а многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов общения.

Функции общения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции общения" 2017, 2018.

  • - Функции общения

    Виды управленческого общения. По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно... .


  • - Виды и функции общения.

    ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Лекция 3. План 3.1. Виды и функции общения. 3.2. Коммуникативные барьеры. 3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров. Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер,... .


  • - Сущность и функции общения в социально педагогической деятельности

    Общение как специфическая характеристика жизнедеятельности образовательно-воспитательных учреждений Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной,... .


  • - Социально-деятельностная природа общения. Сущность, типология и функции общения.

    Общение как социальная связь. Средства и техника общения Тема 4. Психология общения и межличностных отношений Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта,... .


  • - Понятие и функции общения

    Средства общения. Этапы, стратегии и виды общения. Понятие и функции общения. Психология общения Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две... .

  • Как ни именовали человека: иhomo sapiens (человек разумный), homo faber (человек производящий), иhomo habilis (человек умелый),homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назватьhomo communicans - человек общающийся.

    Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

    Категория общения в психологии: содержание, структура и функции

    Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением.

    Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

    • формирование определенных образцов и моделей поведения;
    • взаимодействие людей;
    • взаимное влияние людей друг на друга;
    • обмен информацией;
    • формирование отношений между людьми;
    • взаимное переживание и понимание друг друга;
    • формирование образа внутреннего «Я» человека.

    В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

    При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы общения.

    • материальное - обмен продуктами и предметами деятельности;
    • когнитивное - обмен знаниями;
    • деятельное - обмен действиями, операциями, умениями;
    • кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями;
    • мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

    Цель общения

    Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

    Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью , средством удовлетворения потребности в общении.

    Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением , служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

    Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении , которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

    Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

    Средства общения

    Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

    Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.

    Структура общения

    Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной (рис. 16).

    Рис. 16. Структура общения

    Перцептивная сторона общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

    Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

    Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного.

    Функции общения

    Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

    В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

    Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция , в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

    Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

    • во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
    • во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

    Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

    Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

    Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

    Сущность общения и его формы

    Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная человеку природой родовая особенность и помогла ему выжить и утвердиться среди других более физически сильных, чем человек, животных.

    Признается, что одной из национальных особенностей русских людей является как раз высокий уровень развития у них этого качества. Русские мыслители называли его общинностью, соборностью, дружинностью, братством (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.). Именно эта национальная черта русского духа помогала России устоять в самые трагические моменты ее истории. В этом духе коллективизма видели деятели русской культуры одно из главных отличий русского самосознания от западной культуры, основой которой является дух индивидуализма. Конечно, на рубеже XX-XXI вв., в годы постсоветских реформ, эта особенность русской духовности значительно ослабла, хотя, по-видимому, и не исчезла совсем.

    — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. В общении выделяются три составляющие:

    • коммуникативная сторона или обмен информацией;
    • интеракции или обмен действиями:
    • взаимная перцепция или восприятие и оценка партнера.

    Все три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.

    Однако это сближение имеет свои пределы, границы. Оно не может быть беспредельным, потому что как бы ни сближались люди друг с другом в процессе их взаимодействия, они тем не менее всегда остаются отдельными системами и по своим интересам, и по формам поведения.

    Каждая личность, в каком бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную автономию, самобытность, оставаясь, как говорили древние. «микрокосмосом». т.е. целым миром уникальных мыслей, чувств, интересов.

    Поэтому любые контакты, общение людей редко протекают без трудностей, проблем, конфликтов. Эти проблемы возникают как в малых социальных группах, семье, в трудовых коллективах, так и на уровне общества в целом, между большими социальными группами, классами и этносами. И разрешаются эти проблемы и трудности опять-таки только в процессе того же общения, в котором могут участвовать и управленческие структуры различного уровня.

    В связи с множеством трудностей и конфликтов, возникающих в ходе взаимодействий людей, формы человеческого общения оказываются бесконечно многообразными.

    Формы общения классифицируются на основе разных критериев. Так, если за основу классификации взять критерий направленности общения , то его можно подразделить на два вида:

    • общение по вертикали , например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;
    • общение по горизонтали, примером которого может служить общение братьев, близких по возрасту; общение коллег по работе, равных по статусу.

    Если же за базу классификации видов общения взять характер его целей , то в качестве его форм можно выделить:

    • общение как самоцель . например общение между друзьями, родственниками;
    • общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели: именно таким является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Здесь цель находится за пределами самого процесса общения: она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д. И наконец, можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников.

    Тогда основные типы общения будут выглядеть следующим образом:

    • общение по схеме «человек-природа» , примером которого могут быть такие занятия, как охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными и т.п.
    • общение по схеме «человек-вещь», характерными примерами которого является исполнительская деятельность в сфере материального производства, торговли, такие занятия, как коллекционирование; эта форма общения может принимать болезненные формы в виде чрезмерной страсти к приобретению и накоплению вещей, так называемый «вещизм»:
    • общение по схеме «человек-человек », являющееся наиболее психологически насыщенным и сложным. Поскольку эта форма общения отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, о ней иногда говорят как о высшей роскоши, доступной человеку. Но с этой же формой общения связаны и наибольшие сложности общения.

    Множество разнообразных проблем возникает в процессе семейного общения, а также в ходе взаимоотношений людей в трудовых коллективах Известно, что «сквозной» функцией руководителей трудовых коллективов является психологическое воздействие на отдельных работников и группу в целом, их побуждение к активной деятельности по достижению целей организации в процессе постоянного и многообразного управленческого общения с людьми.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

    Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

    При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

    При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

    1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнёре. Направляя ему информацию необходимо ориентироваться на него, т.е. анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему.

    По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

    2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

    3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.

    4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

    Сама по себе информация , исходящая от коммуникатора, может быть двух типов : побудительная и констатирующая.

    Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.

    Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.