Виды ответ­ственности Правонару­шение Закреп­ление в праве Субъект привлечения Порядок привле­чения Форма Правопри­менитель­ный акт
Уголовная Преступле- УК РФ Суд УПК Лишение Приговор
ние РФ свободы
Админи- Администра- КоАП Админист- КоАП Штраф Постанов-
стративная тивный про- РФ ративные РФ ление
ступок органы
Гражданс- Гражданско- ГКРФ Суд (об- ГПК Пеня, . Решение
ко-право- правовой щий, РФ,
вая деликт арбитраж- АПК
ный) РФ
Трудовая Дисципли- ТрК Работода- ТрК Выговор, Приказ
нарный про- РФ тель РФ увольне-
ступок ние

однако от этого социальная ответственность не получает юри­дического характера, а значит, и не может характеризоваться как юридическая.

6. Выводы. Таким образом, реализация норм права осуще­ствляется в действиях людей, в их правовом поведении. Подав­ляющее большинство действий в правовой сфере составляют правомерные действия, т. е. социально полезные действия, со­ответствующие требованиям норм права. Именно они и явля­ются целью правовой регламентации. Однако достаточно боль­шое количество людей отступают от этих требований правовых норм, совершая правонарушения.

Одним из факторов, обеспечивающих борьбу с этими об­щественно опасными деяниями, является юридическая ответ­ственность. Это деятельность, осуществляемая компетентны­ми органами в установленных законом формах и порядке. По­этому для юриста весьма важно знать основания привлечения к юридической ответственности, порядок ее осуществления, т. е. хорошо знать как материальное, так и процессуальное за­конодательство.



Глава 21. Законность и правопорядок

Глава 21 Законность и правопорядок

Государство крепко, когда в нем соблю­дается закон.

Еврипид

1. Определение. Законность - это общественно-политичес­кий режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и от­сутствии произвола в деятельности должностных лиц.

2.1. В широком социально-политическом смысле законность выступает как режим общественно-политической жизни, т. е. своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справед­ливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, ре­альность и незыблемость прав является основой жизни обще­ства, его граждан.

В юридической литературе законность анализируется и с иных позиций. Она понимается и как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отноше­ний посредством издания и обеспечения неуклонного осуще­ствления законов и других правовых актов. Законность рассмат­ривается и как принцип деятельности демократического госу­дарства, основа его эффективного функционирования. Можно трактовать законность и как принцип права, правового регули­рования. Рассматриваемые подходы, безусловно, правильны. Но они характеризуют законность лишь с одной стороны. Катего­рия же «режим», охватывая все указанные аспекты, наиболее полно и объективно характеризует содержание явления, пока­зывает, что оно является стержнем нормального функциониро­вания всей общественной системы. Причем законность -- та­кой общественно-политический режим жизни, такая правовая атмосфера, такие условия жизни, которые ограждают личность от произвола власти, людей - от анархии, общество в целом -от насилия, хаоса, беспорядка.

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. Она выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам права, всем участникам общественной жизни, урегу­лированных правом. Одна часть этих требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям госу­дарственной власти.

Рассмотрим эти требования.

2.2. Основу законности составляет требование неукоснитель­ного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действую­щих законов и подзаконных актов. Это требование вытекает не­посредственно из свойства права -- его общеобязательности. Ведь право, закон живет, действует только тогда, когда они исполняются всеми и безусловно. Советская юридическая на­ука все содержание законности сводила только к этому требо­ванию. Это, безусловно, правильное понимание явления, одна­ко оно однобоко отражает содержание и сущность законности. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан, их организации, на органы, непосредственно реа­лизующие обязанности и запреты. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне содержания требования законности. Не отражает такое понимание законности и осо­бенностей права как явления.

Поэтому подлинная законность предполагает всеобщность права (воплощение идеи господства права в жизни общества). Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократи­ческом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводит­ся основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, политические или идеологические мотивы должны лежать в основе социального регулирования. Поэтому все общественные отношения, требующие правово­го регулирования, должны быть законодательно регламентиро­ваны.

Подчеркивая господство закона, следует учитывать, что за­кон и право - не идентичные понятия. Политическая практи­ка показывает, что, например, при тоталитарных режимах, дес­потических формах правления сами законы выступают выраже­нием произвола. Но при «беззаконном режиме не может быть законных действий». Законность требует, чтобы при всеобщно­сти регламентации общественных отношений содержание за­кона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало

Глава 21. Законность и правопорядок

идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве дол­жно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «право­вое» решение. О подлинной законности можно говорить при наличии не просто законодательства, а законодательства, адек­ватного объективной природе общественных отношений, ос­новным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма, справедливости, естественным правам человека. В современной юридической литературе подобный режим характеризуется как режим «правозаконности».

2.3. Верховенство закона. Закон - акт высших органов госу­дарственной власти, непосредственно выражающий волю наро­да, интересы гражданского общества. Поэтому законность сни­зывается с господством прежде всего законов. Однако сводить законность к требованию соблюдения только законов - значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний. Другое дело, что под­законные акты должны соответствовать закону, и любое отступ­ление от этого требования есть уже нарушение законности.

2.4. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование связано с необходимостью реализации прав. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компетентным органам государства. Мало предоставить граж­данам права. Важно создать условия, обеспечивающие их ре­альное осуществление. Конституция РФ закрепила весьма ши­рокий круг прав и свобод граждан. Однако одни из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реа­лизации, другие не подкреплены экономически. В результате они остаются фактически не реализованными.

2.5. Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона свое­временно вскрывались, последствия правонарушений устраня­лись, а виновные в их совершении привлекались к ответствен­ности. Ведь одна из функций юридической ответственности -правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавлива­ются нарушенные права, следовательно, режим законности.

2.6. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, осно­ванной не на нормах права, а на субъективистских, произволь­ных решениях. В условиях режима законности должностные лица, принимая властное решение (даже в рамках своей компе­тенции), должны руководствоваться не сиюминутными личны-

ми или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, го­сударства, правовые принципы и требования морали. Это пра­вило обращено не только к правоприменительным, но и к пра­вотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, во­люнтаризма, субъективизма.

Только при реализации всех указанных требований в обще­стве реально осуществляется режим подлинной законности. Как видим, эти требования обращены прежде всего к властным структурам, к государству. Поэтому законность и выступает как принцип его деятельности.

3. Основные принципы законности. Подлинная, а не формаль­ная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее содержание и место в общественной жизни. К числу таковых относятся: един­ство, всеобщность, целесообразность.

3.1. Единство законности. При всем многообразии действу­ющих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть единой для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном пред­приятии, учреждении) своей законности, отличной от общего­сударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип далеко не всегда проводится в жизнь. Отдельные субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ. Подобное положе­ние нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, дезорганизует общественные отноше­ния.

Единство законности, однако, не означает шаблона в при­менении правовых актов, не исключает самостоятельности и инициативы. Речь идет о том, чтобы при проявлении инициа­тивы не допускалось отступлений от общеправовых принципов, а учет своеобразия местных условий не был направлен в обход закона.

3.2. Всеобщность законности. Данный принцип характеризу­ет действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Правовые предписания должны выпол­нять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. Все субъекты права должны нести юридическую ответственность в случае нарушения закона. В обществе не должно быть какого-либо субъекта, выведенного из-под влияния законности, на которо­го бы ее требования не распространялись.

Приходится, однако, признать, что в современной России имеют место отступления от этого принципа. Это проявляется в наличии определенных привилегий для отдельных должност­ных лиц, правового иммунитета для них, освобождении неко­торых субъектов права от юридической ответственности и т. д.

3.3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает ре­шение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из цен­ности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организо­ванности и дисциплины. Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция, в свою очередь, диктует необходимость точ­ной и неуклонной реализации содержащихся в нем предписа­ний независимо от субъективного к ним отношения. Только политике-правовой режим законности, основанный на целесо­образности, может оградить общество от случайностей, субъек­тивизма и волюнтаризма отдельных лиц.

Однако формально закрепленный закон не может сам изме­няться вслед за изменяющимися общественными отношения­ми. Со временем он может устареть, утратить свою актуаль­ность, отстать от требований жизни. Законы могут быть неудач­ными, неэффективными, неадекватно отражать характер общественной жизни. В этом случае соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний может повлечь не­гативные последствия. Поэтому нередки случаи, когда такие за­коны нарушаются по соображениям их устарелости, несовер­шенства, т. е. нецелесообразности.

Однако с точки зрения принципов законности любые от­ступления от требований законности, чем бы они ни мотиви­ровались, терпимы быть не могут. Законность, строгое следова­ние предписаниям закона всегда целесообразны. Повсеместное отступление от этих требований повлечет за собой неопреде­ленность, нестабильность правового регулирования. Поскольку

еория госуд. и права

Раздел III. Право. Общие понятия

цели правового регулирования не будут достигнуты, это нане­сет ущерб обществу и правопорядку.

Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, послед­ствий принимаемого решения не только допустим, но и необ­ходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности. Основанное на принципе законности, пра­во само предоставляет возможность учитывать фактор целесо­образности в ходе правоприменительной деятельности. Не слу­чайно нормы права преимущественно носят относительно оп­ределенный характер, допускают возможность индивидуального регулирования, когда неизбежен анализ особенностей конкрет­ного случая и выбор целесообразного решения.

Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют связь законности и культурности, единство законности и справедливости и т. д. Не отрицая по­добного единства, отметим, что связи законности с иными яв­лениями не могут выступать в качестве принципов.

4. Гарантии законности. Несмотря на свою значимость, тре­бования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие ус­ловия и определенный комплекс организационных, идеологи­ческих, политических, юридических мер, обеспечивающих реа­лизацию законности. Эти факторы характеризуются как гаран­тии законности. Гарантировать законность значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности - это объективные условия, субъектив­ные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

4.1. Общие условия -- суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Естественно, что пра­вовое регулирование общественной жизни осуществляется не в вакууме, а при определенных условиях. Одни из них способ­ствуют эффективности права, его реализации, другие - затруд­няют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые определяются как гарантии законности, т. е. как усло­вия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих ус­ловий имеет важное значение. Речь идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют ук­реплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организа­ционных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

К общим условиям (гарантиям) относятся экономические, политические, социальные, идеологические и правовые.

Экономические условия - это состояние экономического раз­вития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние за­конности. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в эко­номической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объе­ма производства, устойчивая денежная система и т. д. И напро­тив, в условиях нестабильности экономики, падения производ­ства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, роста цен воз­растает напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту правонарушений, т. е. к снижению за­конности.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величи­ной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, кото­рая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государ­ства обеспечить реализацию своих велений, расцвета бюрокра­тизма, коррупции законность не только не укрепляется, но, напротив, снижается, причем до опасного предела. Важным условием укрепления государства (а значит, и укрепления за­конности) является демократия. Демократическое государ­ство - не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, осно­ванной на демократических принципах формирования и функ­ционирования. Именно в условиях демократического (а не то­талитарного или авторитарного) режима возможно наличие де­мократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей куль­туры населения. В частности, законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, к закону является личным убеждением человека, причем не только ря­дового гражданина, но в первую очередь государственного слу­жащего, правоприменителя, законодателя. Необходимый уро­вень культуры обеспечивается организацией правовой пропа­ганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, уважения к праву и законности. В условиях разрушения системы воспи­тания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисципли­ны, организованности, законности (распространение порногра­фии, культ силы в межличностных отношениях, вседозволен­ность на пути к обогащению и др.).

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уваже­ние к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая си­стема социальных услуг, достаточно высокий жизненный уро­вень населения, отсутствие безработицы, государственная защи­та нуждающихся - необходимые условия укрепления законно­сти. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным об­разом сказываются на уровне законности, провоцируют граж­дан на поиски путей незаконного обогащения, обхода закона, порождают национальные и социальные конфликты.

Правовые условия. Состояние законности как политико-пра­вового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. В част­ности, детально разработанная система римского права, его ко­дификация предопределили и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Древнем Риме. Для обеспе­чения необходимого уровня законности законодательство долж­но отвечать объективным потребностям и быть технически со­вершенным. При его формировании нужно использовать совре­менный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Расплывчатые формулировки, про­белы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за со­бой нарушение правовых предписаний, ущемление законности. Однако для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и со­держательная сторона права, действующего законодательства. Прежде всего, законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно правовым, ког­да в нем находят отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответ­ствует основным принципам международного права.

4.2. Субъективные факторы как гарантии законности. Поми­мо объективных условий на состояние законности оказывают влияние и соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, науч­но-теоретических конструкций.

Так, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистичес­кое государство по своей сущности -- государство диктатуры пролетариата. Диктатура же - власть, не связанная никакими законами. В этих условиях вполне объяснимы и даже неизбеж­ны были нарушения законности, ущемления прав и свобод, отступления от требований закона по причине «революцион­ной целесообразности», необходимости подавления сопротив­ления свергнутых классов и т. д. Проявлениям беззакония и произвола в деятельности государственных органов способство­вали теоретические положения об усилении классовой борьбы, об отмирании государства, о сокращении сферы правового ре­гулирования. Напротив, осуществляемая в последние годы на­учно-теоретическая разработка идеи правового государства, вне­дрение ее положений в законодательную и правоприменитель­ную практику позволяют укрепить законность в деятельности как государственных органов, так и граждан.

Уровень законности определяется и эффективностью дея­тельности политического руководства, правильным избранием государственными лидерами приоритетов при принятии поли­тических решений, готовностью и умением соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление закон­ности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод челове­ка и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом за­висит ее состояние.

4.3. Специальные средства обеспечения законности - это юри­дические и организационные средства, предназначенные исключи­тельно для обеспечения законности.

Среди них можно выделить юридические и организацион­ные средства (гарантии).

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в за­конодательстве средств, а также организационно-правовая дея­тельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и сво­бод и их защиту. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и ор­ганов правосудия.

Среди юридических гарантий различают следующие.

Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительно­го расследования, Конституционного Суда РФ и т. д. Эти га­рантии связаны с работой компетентных органов, направлен­ной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий. Некоторые гарантии связаны с дея­тельностью граждан. Таково, например, конституционное пра­во на обжалование незаконных действий органов и должност­ных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить воз­можные правонарушения. Например, ст. 373 Трудового кодекса РФ (ТрК РФ) предусматривает, что расторжение по инициати­ве администрации трудового договора с работником, являю­щимся членом профсоюза, в указанных в законе случаях воз­можно только с учетом мотивированного мнения профсоюзно­го органа. Подобное законодательное решение имеет целью предупредить возможное нарушение работодателем трудовых прав работника, не допустить незаконного увольнения. Предуп­редительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т. д.

Меры пресечения правонарушений. Используются в тех случа­ях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостанов­ка работы предприятия в связи с грубым нарушением противо­пожарных требований и т. д.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудитель­ное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановле­ние на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др.

Юридическая ответственность является важнейшим и необ­ходимым средством обеспечения законности, причем его эффек­тивность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процес­суальным гарантиям. Процесс есть форма жизни закона, поэто­му реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, чет­кий порядок реализации. Можно справедливо гордиться широ­той правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, однако это не дает оснований закрывать глаза на недостат­ки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты.

Наконец, важной гарантией законности является правосу­дие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Помимо юридических средств специальные гарантии вклю­чают в себя и организационные средства. К ним относятся раз­личные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению за­конности. Это, например, кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образо­вание в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распростране­нием наркотиков и др.).

Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя пре­увеличивать, ибо эффективность их работы во многом определя­ется объективными условиями. Только целенаправленная работа общества и государства по совершенствованию объективных ус­ловий, эффективное применение специальных средств, посто­янное совершенствование законодательства позволят обеспе­чить стабильную законность и устойчивый правопорядок -основу нормальной жизни общества.

5. Правопорядок. С законностью тесно связано другое пра­вовое явление - правопорядок (правовой порядок). Его можно определить как состояние упорядоченности общественных отно­шений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм.

5.1. Особенности правопорядка. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права. Правопорядок возни­кает в результате фактической реализации правовых норм, явля­ется итогом правового регулирования: Он обеспечивается государ­ством. Условием правопорядка является законность.

Правопорядок как явление имеет двойственную природу. С одной стороны, его можно трактовать как цель правового ре­гулирования, т. е. порядок, к достижению которого стремится законодатель. В этом случае в соотношении с законностью его можно рассматривать как реализованную законность.

С другой стороны, правопорядок можно рассматривать как результат правового регулирования. В этом случае он понима­ется не как должное или возможное, а как фактическое состо­яние урегулированное™ правом общественных отношений. Поэтому его с известной долей условности можно охарактери­зовать как систему правовых отношений. Идеальный правопо­рядок вряд ли может быть достигнут. Он зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня по­литической и правовой культуры, состояния законодательства, эффективности гарантий законности и других факторов. Сле­довательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные показатели. Неслучайно поэтому в сфере фун­кционирования государства особую роль играют направления его деятельности по укреплению (упрочению, совершенствова­нию, обеспечению) правопорядка.

5.2. Принципы правопорядка. Сформируем шесть основных принципов правопорядка.

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность (реальную, а не формальную) об­щественных отношений. Этим он отличается от системы отно­шений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопо­рядок не является совокупностью разрозненных актов поведе­ния, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок - система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собствен­ности, единстве государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является функция охраны правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспе­чиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, ус­тойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пре­секаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый един­ством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются госу­дарственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарак­теризовать как порядок, обеспечивающий стабильность обще­ственной жизни и социальный прогресс. Поскольку он опреде­ляется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отно­шений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базиру­ющуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государ­ство, как не общий правопорядок?» 1

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие, и гарант правопорядка. Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и вла­сти, результат их взаимодействия. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов обще­ственной, политической и государственной жизни четко опре­делены законами и защищены государственной властью. Наи­более адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

5.3. Правопорядок и общественный порядок. Правопорядок сле­дует отличать от близкого, но не идентичного ему явления -общественного порядка, который понимается как состояние уре-гулированности общественных отношений, основанное на реализа­ции всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д. В силу этого он и обеспечивается преимущественно силой общественного воздей­ствия. Однако это не значит, что общественный порядок, его состояние безразлично для государства, так как он тесно связан с правопорядком. С одной стороны, правопорядок является важ­нейшей частью общественного порядка, с другой - состояние общественного порядка во многом определяет характер право­порядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не ока­зывая влияния на общественный порядок, который поэтому не­редко поддерживается принудительной силой государства. В ча­стности, ст. 213 УК РФ и ст. 20.1 КоАП РФ предусматривают юридическую ответственность за хулиганство, которое опреде­ляется как грубое нарушение общественного порядка.

6. Основные пути укрепления законности и правопорядка. За­конность и правопорядок - величайшие социальные ценнос­ти, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обще­ством, одно из основных направлений деятельности государ­ства, его основная функция.

К сожалению, состояние законности и правопорядка в на­шей стране в настоящее время оставляет желать лучшего. В последние годы возросло количество правонарушений, в том числе и наиболее опасных из них -- преступлений. Поэтому укрепление законности, борьба с преступностью - жизненно важная задача сегодняшнего дня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, работники правоохранительных органов, которые якобы недостаточно ак­тивно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика по­казывает ошибочность подобных взглядов. Лишь в последнее время преодолено господствующее в науке представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошло­го в сознании людей. Юридическая и политическая практика показала, что причины нарушения законности следует искать не в пережитках, не в прошлом, а в настоящем, в действительности. Они порождены отсутствием надлежащих объективных гарантий (экономических, политических, социальных) на со­временном этапе развития общества.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юри­дическая проблема. Для ее решения должны быть устранены, из­житы те объективные факторы, которые поддерживают, питают преступную активность, создают условия для совершения право­нарушений, для отступления от требований законности. Стабили­зация экономических отношений, рост материального благосос­тояния людей, их нравственное и правовое воспитание - необхо­димые условия укрепления законности и правопорядка.

Cтраница 1


Пространственный признак практически может быть использован только в системах с дискретными сигналами. Для передачи большого потока информации использование этого признака требует значительного количества проводов, что противоречит принципу экономичности каналов связи.  

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном, анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.  

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.  

По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.  

ЗПо пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.  

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более строительных предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

Его также следует отличать по пространственному признаку от понятий экологическое бедствие и чрезвычайная экологическая ситуация. Дело в том, что оно охватывает чрезвычайные происшествия, имеющие место только в акваториях (водном пространстве), вне зависимости от их правового статуса, и связанные с угрозой (риском) для безопасности людей и окружающей среды.  

Характер преобразований растра при моделировании эффекта горизонтального движения (а, изменения высоты (б, бокового уклонения (s, изменения углов курса (г. тангажа (д и крена (е. Исходные растр и изображение показаны пунктиром.  

Модификация телевизионных ИБО, направленная на улучшение воспроизведения пространственных признаков, связана с усложнением аппаратуры. Поэтому модифицированные ИБО применяются в тех случаях, когда воспроизводимые ими дополнительные признаки играют решающую роль при пространственном восприятии летчиком моделируемых полетных ситуаций.  

Первым показателем является то, что корковые клетки организованы по пространственному признаку. В этом плане они как бы повторяют рецепторное поле, которое первым отражает внешнюю энергию. Это позволяет человеку воспринимать размеры и форму раздражителя в пространстве, а также его перемещение.  

1. По отраслевому признаку, отрас­левой, учитывает специфику отдельных от­раслей экономики (промышленности, сельхозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, является теоретической и методологической ос­новой АХД во всех отраслях экономики, или, другими словами; теорией АХД.

необходимость отраслевого АХД обусловле­на спецификой разных отраслей производства.

2. По признаку времени АХД, подразделяется на предва­рительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

2.1. Предварительный (прогнозный) проводится до осуществления хозопераций. для обо­снования управленческих решений и плановых заданий,прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

2.2. Последующий (ретроспективный) проводится после совершения хозактов. используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности пред­приятия, диагностики его состояния. Без ретроспективного анализа невозможно сде­лать перспективный. Анализ результатов за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить неисп возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он явля­ется основой, перспективного анализа.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективно­го анализа. Если плановые показатели недостаточно обосно­ваны и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обо­снованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ делится на оператив­ный и итоговый (результативный).

2.2.1. Оперативный анализ про­водится сразу после совершения хозопераций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сут­ки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозпроцессы.

2.2.2. Итоговый (заключительный) проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соотв пери­од. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Перспективный анализ делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года для выработки тактики, а дол­госрочный - свыше года стратегической политики предприятия в области бизнеса. Он менее детализирован, чем первый, но его роль значи­тельно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения.

3. По пространственному признаку внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный изучает деятельность только исследуемого предприя­тия. При межфирменном сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, ре­зервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

4. По функциональному признаку, выделяют финансовый, управ­ленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономи­ческий, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический

финансо­вый, его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финсо­стояния предприятия и выявлении резервов повышения его ус­тойчивости. его проводят финансовые службы предприятия. Внешний финанализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий проводят все службы предпри­ятия с целью предоставления руководству информации, необ­ходимой для планирования, контроля и принятия оптималь­ных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности пред­приятия.

Социально-экономический анализ. Экономико-статистический анализ. Экономико-экологический анализ. Маркетинговый анализ. Инвестиционный анализ.

Функционально-стоимостный (ФСА) иссле­дует функции, которые выполняет объект, и методы их реали­зации. назначение выявить ненуж­ные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

ло­гистический исслед товар­ные потоки, от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логисти­ка координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению ма­териальных и денежных потоков, С ее помощью снижать затраты за счет организации снаб­жения, производства и сбыта на принципах "точно вовремя".

5. По методике изучения объектов качест­венный и количественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический анализ и т.д.

Качественный - это способ исследования, осно­ванный на качественных сравнительных характеристиках и экс­пертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) основан на коли­чественных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагности­ки состояния экономики предприятия на основе типичных при­знаков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный это углублен­ное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого слож­ного инструментария.

С помощью экономико-математического анализа выбир наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой задачи, выявл резервы повышения эфф производства за счет более полного использования имею­щихся ресурсов.

6. По субъектам (пользователям) внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производствен­ной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, фи­нансовыми органами, акционерами, инвесторами.

7. По степени охвата изучаемых объектов сплошной и выборочный. При сплошном анали­зе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном- по результатам обследова­ния только части объектов

по пространственному признаку:

· внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений

· межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации.

по объектам управления

· технико – экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

· финансово – экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.

· социально – экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.

· экономико – статистический анализ применяется для изучения массовых общественно – экономических явлений.

· экономико – экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды.

· маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.

по методике изучения объектов:

· сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово - хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности.

· факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

· диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

· маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью.

· экономико – математический анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования.

· стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансово–хозяйственной деятельности предприятия.

· функционально – стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.

по субъектам анализа:

· внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления.

· вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.

· комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне.

· тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.

Классификация методов и приёмов анализа.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. (10)

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Технические приемы (методы) АХД.

Группировка и аналитические таблицы.

Группировка показателей осуществляется по тем или иным признакам и необходимо для размещения показателей по месту и времени (по месту-предназначена для распределения показателей по объектам, цехам, участкам; по времени-предназначена для распределения показателей по периодам времени и необходима для быстрого, качественного и своевременного анализа экономических показателей работы предприятия).

Аналитические таблицы отражают сгруппированные данные в наиболее удобном виде для последующих выводов из проведенного анализа. Таблицы должны быть удобными, наглядными и включать в себя все необходимые показатели.

Сравнения показателей-важнейший технический прием АХД.

Сравнение показателей осуществляется для выявления отклонений фактических показателей от плановых, для выявления сдвигов в работе предприятия. В сравнении с прошлым периодом, для выявления лучших предприятий за анализируемый период и других целей.

Сопоставимость сравниваемых показателей.

Сущность данного приема заключается в том, что сравниваемые показатели должны быть сопоставлены по ряду признаков: объему, характеру деятельности, периодам работы, единицам измерения. При этом необходимо осуществлять пересчет показателей для их сопоставимости.

Метод исчисления разниц и метод цепных подстановок.

Эти два важнейших метода АХД применяются для определения влияния факторов на отклонение фактических показателей от плана. При пользовании данными методами анализируемых показателей необходимо представить как произведение ряда сомножителей-это фактор, влияющий на совокупность показателей.

Для определения влияния факторов на совокупность показателей в полученное произведение подставляем его разницу между фактическими и плановыми показателями.

Полученное произведение показывает размер влияния данного фактора на отклонение фактической совокупности показателей плана. Сначала подставляют количественные показатели, а затем качественные. Те факторы, которые повлияли отрицательно на совокупность показателей, является резервом его улучшения при условии устранения его отрицательного влияния.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель

Анализ рентабельности предприятия.

Рентабельность – относительный показатель эффективности производства, означающий прибыльность, доходность.

При анализе рентабельности предприятия сопоставляется фактическая рентабельность с плановой за анализируемый период и определяется абс. и отн. отклонения.

    внутрихозяйственные резервы - резервы которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии (потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации производства, несовершенной технологии бесхозяйственности, воровства и т.д.);

    отраслевые резервы – это резервы, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли (разработка новых технологий, нового поколения технологического оборудования выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, пород животных и т.д.);

    региональные резервы – это резервы которые могут быть выявлены и использованы в пределах того или иного региона (использование местного сырья, и топлива, энергетических ресурсов, дешевой рабочей силы и т.д.);

    общегосударственные резервы – это резервы использование которых возможно только путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне управления. Это ликвидация диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности и т.д.

II. По признаку времени резервы делятся на:

    неиспользованные резервы – это упущенные возможности повышения эффективности производства;

    текущие резервы - это возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы в течение ближайшего времени (месяца, квартала, года);

    перспективные резервы – это резервы рассчитанные на время более одного года (обычно на несколько лет). Их связывают с инвестициями в производство (капитальными вложениями), инвестициями в инновации.

III. В зависимости от стадии жизненного цикла изделия различают:

    резервы на предпроизводственной стадии;

    резервы на стадии производства;

    резервы на стадии эксплуатации.

На предпроизводственной стадии изучаются потребности в продукции её свойства, разрабатываются конструкция изделий, технология их производства. Исходя из этого, на этой стадии выявляются резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции.

На производственной стадии происходит освоение новых изделий, затем осуществляется их массовое производство. На этой стадии количество резервов уменьшается, их величина снижается, так как проведение работ по созданию производственных мощностей, налаживание процесса производства и его коренное изменение невозможно без значительного оттока средств.

Поэтому на этой стадии жизненного цикла изделий выявляются и используются в качестве резервов те изменения затрат ресурсов которые не затрагивают производственного процесса: улучшение организации труда; повышение интенсивности труда; сокращение простоев оборудования; экономия сырья и материалов.

На стадии эксплуатации объекта , включающей гарантийный и послегарантийный периоды, резервы зависят от качества выполненных работ при создании объекта.