Виды ответственности | Правонарушение | Закрепление в праве | Субъект привлечения | Порядок привлечения | Форма | Правоприменительный акт |
Уголовная | Преступле- | УК РФ | Суд | УПК | Лишение | Приговор |
ние | РФ | свободы | ||||
Админи- | Администра- | КоАП | Админист- | КоАП | Штраф | Постанов- |
стративная | тивный про- | РФ | ративные | РФ | ление | |
ступок | органы | |||||
Гражданс- | Гражданско- | ГКРФ | Суд (об- | ГПК | Пеня, . | Решение |
ко-право- | правовой | щий, | РФ, | |||
вая | деликт | арбитраж- | АПК | |||
ный) | РФ | |||||
Трудовая | Дисципли- | ТрК | Работода- | ТрК | Выговор, | Приказ |
нарный про- | РФ | тель | РФ | увольне- | ||
ступок | ние |
однако от этого социальная ответственность не получает юридического характера, а значит, и не может характеризоваться как юридическая.
6. Выводы. Таким образом, реализация норм права осуществляется в действиях людей, в их правовом поведении. Подавляющее большинство действий в правовой сфере составляют правомерные действия, т. е. социально полезные действия, соответствующие требованиям норм права. Именно они и являются целью правовой регламентации. Однако достаточно большое количество людей отступают от этих требований правовых норм, совершая правонарушения.
Одним из факторов, обеспечивающих борьбу с этими общественно опасными деяниями, является юридическая ответственность. Это деятельность, осуществляемая компетентными органами в установленных законом формах и порядке. Поэтому для юриста весьма важно знать основания привлечения к юридической ответственности, порядок ее осуществления, т. е. хорошо знать как материальное, так и процессуальное законодательство.
Глава 21. Законность и правопорядок
Глава 21 Законность и правопорядок
Государство крепко, когда в нем соблюдается закон.
Еврипид
1. Определение. Законность - это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.
2.1. В широком социально-политическом смысле законность выступает как режим общественно-политической жизни, т. е. своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан.
В юридической литературе законность анализируется и с иных позиций. Она понимается и как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и обеспечения неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность рассматривается и как принцип деятельности демократического государства, основа его эффективного функционирования. Можно трактовать законность и как принцип права, правового регулирования. Рассматриваемые подходы, безусловно, правильны. Но они характеризуют законность лишь с одной стороны. Категория же «режим», охватывая все указанные аспекты, наиболее полно и объективно характеризует содержание явления, показывает, что оно является стержнем нормального функционирования всей общественной системы. Причем законность -- такой общественно-политический режим жизни, такая правовая атмосфера, такие условия жизни, которые ограждают личность от произвола власти, людей - от анархии, общество в целом -от насилия, хаоса, беспорядка.
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. Она выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам права, всем участникам общественной жизни, урегулированных правом. Одна часть этих требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти.
Рассмотрим эти требования.
2.2. Основу законности составляет требование неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действующих законов и подзаконных актов. Это требование вытекает непосредственно из свойства права -- его общеобязательности. Ведь право, закон живет, действует только тогда, когда они исполняются всеми и безусловно. Советская юридическая наука все содержание законности сводила только к этому требованию. Это, безусловно, правильное понимание явления, однако оно однобоко отражает содержание и сущность законности. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан, их организации, на органы, непосредственно реализующие обязанности и запреты. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне содержания требования законности. Не отражает такое понимание законности и особенностей права как явления.
Поэтому подлинная законность предполагает всеобщность права (воплощение идеи господства права в жизни общества). Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, политические или идеологические мотивы должны лежать в основе социального регулирования. Поэтому все общественные отношения, требующие правового регулирования, должны быть законодательно регламентированы.
Подчеркивая господство закона, следует учитывать, что закон и право - не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления сами законы выступают выражением произвола. Но при «беззаконном режиме не может быть законных действий». Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало
Глава 21. Законность и правопорядок
идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «правовое» решение. О подлинной законности можно говорить при наличии не просто законодательства, а законодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма, справедливости, естественным правам человека. В современной юридической литературе подобный режим характеризуется как режим «правозаконности».
2.3. Верховенство закона. Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность снизывается с господством прежде всего законов. Однако сводить законность к требованию соблюдения только законов - значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний. Другое дело, что подзаконные акты должны соответствовать закону, и любое отступление от этого требования есть уже нарушение законности.
2.4. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование связано с необходимостью реализации прав. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их реальное осуществление. Конституция РФ закрепила весьма широкий круг прав и свобод граждан. Однако одни из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. В результате они остаются фактически не реализованными.
2.5. Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. Ведь одна из функций юридической ответственности -правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавливаются нарушенные права, следовательно, режим законности.
2.6. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. В условиях режима законности должностные лица, принимая властное решение (даже в рамках своей компетенции), должны руководствоваться не сиюминутными личны-
ми или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, волюнтаризма, субъективизма.
Только при реализации всех указанных требований в обществе реально осуществляется режим подлинной законности. Как видим, эти требования обращены прежде всего к властным структурам, к государству. Поэтому законность и выступает как принцип его деятельности.
3. Основные принципы законности. Подлинная, а не формальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее содержание и место в общественной жизни. К числу таковых относятся: единство, всеобщность, целесообразность.
3.1. Единство законности. При всем многообразии действующих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть единой для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии, учреждении) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип далеко не всегда проводится в жизнь. Отдельные субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, дезорганизует общественные отношения.
Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, не исключает самостоятельности и инициативы. Речь идет о том, чтобы при проявлении инициативы не допускалось отступлений от общеправовых принципов, а учет своеобразия местных условий не был направлен в обход закона.
3.2. Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. Все субъекты права должны нести юридическую ответственность в случае нарушения закона. В обществе не должно быть какого-либо субъекта, выведенного из-под влияния законности, на которого бы ее требования не распространялись.
Приходится, однако, признать, что в современной России имеют место отступления от этого принципа. Это проявляется в наличии определенных привилегий для отдельных должностных лиц, правового иммунитета для них, освобождении некоторых субъектов права от юридической ответственности и т. д.
3.3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан.
Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция, в свою очередь, диктует необходимость точной и неуклонной реализации содержащихся в нем предписаний независимо от субъективного к ним отношения. Только политике-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, субъективизма и волюнтаризма отдельных лиц.
Однако формально закрепленный закон не может сам изменяться вслед за изменяющимися общественными отношениями. Со временем он может устареть, утратить свою актуальность, отстать от требований жизни. Законы могут быть неудачными, неэффективными, неадекватно отражать характер общественной жизни. В этом случае соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний может повлечь негативные последствия. Поэтому нередки случаи, когда такие законы нарушаются по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности.
Однако с точки зрения принципов законности любые отступления от требований законности, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, строгое следование предписаниям закона всегда целесообразны. Повсеместное отступление от этих требований повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования. Поскольку
еория госуд. и права
Раздел III. Право. Общие понятия
цели правового регулирования не будут достигнуты, это нанесет ущерб обществу и правопорядку.
Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности. Основанное на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Не случайно нормы права преимущественно носят относительно определенный характер, допускают возможность индивидуального регулирования, когда неизбежен анализ особенностей конкретного случая и выбор целесообразного решения.
Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют связь законности и культурности, единство законности и справедливости и т. д. Не отрицая подобного единства, отметим, что связи законности с иными явлениями не могут выступать в качестве принципов.
4. Гарантии законности. Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию законности. Эти факторы характеризуются как гарантии законности. Гарантировать законность значит сделать ее незыблемой.
Гарантии законности - это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
4.1. Общие условия -- суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Естественно, что правовое регулирование общественной жизни осуществляется не в вакууме, а при определенных условиях. Одни из них способствуют эффективности права, его реализации, другие - затрудняют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые определяются как гарантии законности, т. е. как условия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих условий имеет важное значение. Речь идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.
К общим условиям (гарантиям) относятся экономические, политические, социальные, идеологические и правовые.
Экономические условия - это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние законности. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т. д. И напротив, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, роста цен возрастает напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту правонарушений, т. е. к снижению законности.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, которая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию своих велений, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не укрепляется, но, напротив, снижается, причем до опасного предела. Важным условием укрепления государства (а значит, и укрепления законности) является демократия. Демократическое государство - не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования. Именно в условиях демократического (а не тоталитарного или авторитарного) режима возможно наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация.
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. В частности, законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, к закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, правоприменителя, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, уважения к праву и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, культ силы в межличностных отношениях, вседозволенность на пути к обогащению и др.).
Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся - необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обхода закона, порождают национальные и социальные конфликты.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. В частности, детально разработанная система римского права, его кодификация предопределили и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Древнем Риме. Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно отвечать объективным потребностям и быть технически совершенным. При его формировании нужно использовать современный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Расплывчатые формулировки, пробелы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых предписаний, ущемление законности. Однако для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и содержательная сторона права, действующего законодательства. Прежде всего, законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно правовым, когда в нем находят отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответствует основным принципам международного права.
4.2. Субъективные факторы как гарантии законности. Помимо объективных условий на состояние законности оказывают влияние и соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.
Так, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистическое государство по своей сущности -- государство диктатуры пролетариата. Диктатура же - власть, не связанная никакими законами. В этих условиях вполне объяснимы и даже неизбежны были нарушения законности, ущемления прав и свобод, отступления от требований закона по причине «революционной целесообразности», необходимости подавления сопротивления свергнутых классов и т. д. Проявлениям беззакония и произвола в деятельности государственных органов способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования. Напротив, осуществляемая в последние годы научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности как государственных органов, так и граждан.
Уровень законности определяется и эффективностью деятельности политического руководства, правильным избранием государственными лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление законности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом зависит ее состояние.
4.3. Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
Среди них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).
Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и свобод и их защиту. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия.
Среди юридических гарантий различают следующие.
Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда РФ и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий органов и должностных лиц в суд.
Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 373 Трудового кодекса РФ (ТрК РФ) предусматривает, что расторжение по инициативе администрации трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в указанных в законе случаях возможно только с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа. Подобное законодательное решение имеет целью предупредить возможное нарушение работодателем трудовых прав работника, не допустить незаконного увольнения. Предупредительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т. д.
Меры пресечения правонарушений. Используются в тех случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостановка работы предприятия в связи с грубым нарушением противопожарных требований и т. д.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др.
Юридическая ответственность является важнейшим и необходимым средством обеспечения законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям. Процесс есть форма жизни закона, поэтому реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, четкий порядок реализации. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты.
Наконец, важной гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Помимо юридических средств специальные гарантии включают в себя и организационные средства. К ним относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это, например, кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков и др.).
Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями. Только целенаправленная работа общества и государства по совершенствованию объективных условий, эффективное применение специальных средств, постоянное совершенствование законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок -основу нормальной жизни общества.
5. Правопорядок. С законностью тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Его можно определить как состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм.
5.1. Особенности правопорядка. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, является итогом правового регулирования: Он обеспечивается государством. Условием правопорядка является законность.
Правопорядок как явление имеет двойственную природу. С одной стороны, его можно трактовать как цель правового регулирования, т. е. порядок, к достижению которого стремится законодатель. В этом случае в соотношении с законностью его можно рассматривать как реализованную законность.
С другой стороны, правопорядок можно рассматривать как результат правового регулирования. В этом случае он понимается не как должное или возможное, а как фактическое состояние урегулированное™ правом общественных отношений. Поэтому его с известной долей условности можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Идеальный правопорядок вряд ли может быть достигнут. Он зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры, состояния законодательства, эффективности гарантий законности и других факторов. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные показатели. Неслучайно поэтому в сфере функционирования государства особую роль играют направления его деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению) правопорядка.
5.2. Принципы правопорядка. Сформируем шесть основных принципов правопорядка.
Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность (реальную, а не формальную) общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не является совокупностью разрозненных актов поведения, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок - система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является функция охраны правопорядка.
Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» 1
Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие, и гарант правопорядка. Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти, результат их взаимодействия. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
5.3. Правопорядок и общественный порядок. Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления -общественного порядка, который понимается как состояние уре-гулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д. В силу этого он и обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Однако это не значит, что общественный порядок, его состояние безразлично для государства, так как он тесно связан с правопорядком. С одной стороны, правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, с другой - состояние общественного порядка во многом определяет характер правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. В частности, ст. 213 УК РФ и ст. 20.1 КоАП РФ предусматривают юридическую ответственность за хулиганство, которое определяется как грубое нарушение общественного порядка.
6. Основные пути укрепления законности и правопорядка. Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его основная функция.
К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране в настоящее время оставляет желать лучшего. В последние годы возросло количество правонарушений, в том числе и наиболее опасных из них -- преступлений. Поэтому укрепление законности, борьба с преступностью - жизненно важная задача сегодняшнего дня.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, работники правоохранительных органов, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Лишь в последнее время преодолено господствующее в науке представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика показала, что причины нарушения законности следует искать не в пережитках, не в прошлом, а в настоящем, в действительности. Они порождены отсутствием надлежащих объективных гарантий (экономических, политических, социальных) на современном этапе развития общества.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, питают преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступления от требований законности. Стабилизация экономических отношений, рост материального благосостояния людей, их нравственное и правовое воспитание - необходимые условия укрепления законности и правопорядка.
Cтраница 1
Пространственный признак практически может быть использован только в системах с дискретными сигналами. Для передачи большого потока информации использование этого признака требует значительного количества проводов, что противоречит принципу экономичности каналов связи.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном, анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
ЗПо пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более строительных предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
Его также следует отличать по пространственному признаку от понятий экологическое бедствие и чрезвычайная экологическая ситуация. Дело в том, что оно охватывает чрезвычайные происшествия, имеющие место только в акваториях (водном пространстве), вне зависимости от их правового статуса, и связанные с угрозой (риском) для безопасности людей и окружающей среды.
Характер преобразований растра при моделировании эффекта горизонтального движения (а, изменения высоты (б, бокового уклонения (s, изменения углов курса (г. тангажа (д и крена (е. Исходные растр и изображение показаны пунктиром. |
Модификация телевизионных ИБО, направленная на улучшение воспроизведения пространственных признаков, связана с усложнением аппаратуры. Поэтому модифицированные ИБО применяются в тех случаях, когда воспроизводимые ими дополнительные признаки играют решающую роль при пространственном восприятии летчиком моделируемых полетных ситуаций.
Первым показателем является то, что корковые клетки организованы по пространственному признаку. В этом плане они как бы повторяют рецепторное поле, которое первым отражает внешнюю энергию. Это позволяет человеку воспринимать размеры и форму раздражителя в пространстве, а также его перемещение.
1. По отраслевому признаку, отраслевой, учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельхозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики, или, другими словами; теорией АХД.
необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства.
2. По признаку времени АХД, подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).
2.1. Предварительный (прогнозный) проводится до осуществления хозопераций. для обоснования управленческих решений и плановых заданий,прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.
2.2. Последующий (ретроспективный) проводится после совершения хозактов. используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия, диагностики его состояния. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить неисп возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой, перспективного анализа.
В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.
Ретроспективный анализ делится на оперативный и итоговый (результативный).
2.2.1. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозопераций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозпроцессы.
2.2.2. Итоговый (заключительный) проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соотв период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Перспективный анализ делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года для выработки тактики, а долгосрочный - свыше года стратегической политики предприятия в области бизнеса. Он менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения.
3. По пространственному признаку внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный изучает деятельность только исследуемого предприятия. При межфирменном сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
4. По функциональному признаку, выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический
финансовый, его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финсостояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. его проводят финансовые службы предприятия. Внешний финанализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.
Управленческий проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.
Технико-экономический анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.
Социально-экономический анализ. Экономико-статистический анализ. Экономико-экологический анализ. Маркетинговый анализ. Инвестиционный анализ.
Функционально-стоимостный (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. назначение выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
логистический исслед товарные потоки, от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков, С ее помощью снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта на принципах "точно вовремя".
5. По методике изучения объектов качественный и количественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический анализ и т.д.
Качественный - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.
Фундаментальный это углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
С помощью экономико-математического анализа выбир наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявл резервы повышения эфф производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
6. По субъектам (пользователям) внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
7. По степени охвата изучаемых объектов сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном- по результатам обследования только части объектов
по пространственному признаку:
· внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений
· межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации.
по объектам управления
· технико – экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.
· финансово – экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.
· социально – экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.
· экономико – статистический анализ применяется для изучения массовых общественно – экономических явлений.
· экономико – экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды.
· маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.
по методике изучения объектов:
· сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово - хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности.
· факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
· диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
· маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью.
· экономико – математический анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования.
· стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансово–хозяйственной деятельности предприятия.
· функционально – стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.
по субъектам анализа:
· внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления.
· вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.
· комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне.
· тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.
Классификация методов и приёмов анализа.
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. (10)
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.
Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
Технические приемы (методы) АХД.
Группировка и аналитические таблицы.
Группировка показателей осуществляется по тем или иным признакам и необходимо для размещения показателей по месту и времени (по месту-предназначена для распределения показателей по объектам, цехам, участкам; по времени-предназначена для распределения показателей по периодам времени и необходима для быстрого, качественного и своевременного анализа экономических показателей работы предприятия).
Аналитические таблицы отражают сгруппированные данные в наиболее удобном виде для последующих выводов из проведенного анализа. Таблицы должны быть удобными, наглядными и включать в себя все необходимые показатели.
Сравнения показателей-важнейший технический прием АХД.
Сравнение показателей осуществляется для выявления отклонений фактических показателей от плановых, для выявления сдвигов в работе предприятия. В сравнении с прошлым периодом, для выявления лучших предприятий за анализируемый период и других целей.
Сопоставимость сравниваемых показателей.
Сущность данного приема заключается в том, что сравниваемые показатели должны быть сопоставлены по ряду признаков: объему, характеру деятельности, периодам работы, единицам измерения. При этом необходимо осуществлять пересчет показателей для их сопоставимости.
Метод исчисления разниц и метод цепных подстановок.
Эти два важнейших метода АХД применяются для определения влияния факторов на отклонение фактических показателей от плана. При пользовании данными методами анализируемых показателей необходимо представить как произведение ряда сомножителей-это фактор, влияющий на совокупность показателей.
Для определения влияния факторов на совокупность показателей в полученное произведение подставляем его разницу между фактическими и плановыми показателями.
Полученное произведение показывает размер влияния данного фактора на отклонение фактической совокупности показателей плана. Сначала подставляют количественные показатели, а затем качественные. Те факторы, которые повлияли отрицательно на совокупность показателей, является резервом его улучшения при условии устранения его отрицательного влияния.
Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель
Анализ рентабельности предприятия.
Рентабельность – относительный показатель эффективности производства, означающий прибыльность, доходность.
При анализе рентабельности предприятия сопоставляется фактическая рентабельность с плановой за анализируемый период и определяется абс. и отн. отклонения.
внутрихозяйственные резервы - резервы которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии (потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации производства, несовершенной технологии бесхозяйственности, воровства и т.д.);
отраслевые резервы – это резервы, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли (разработка новых технологий, нового поколения технологического оборудования выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, пород животных и т.д.);
региональные резервы – это резервы которые могут быть выявлены и использованы в пределах того или иного региона (использование местного сырья, и топлива, энергетических ресурсов, дешевой рабочей силы и т.д.);
общегосударственные резервы – это резервы использование которых возможно только путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне управления. Это ликвидация диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности и т.д.
II. По признаку времени резервы делятся на:
неиспользованные резервы – это упущенные возможности повышения эффективности производства;
текущие резервы - это возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы в течение ближайшего времени (месяца, квартала, года);
перспективные резервы – это резервы рассчитанные на время более одного года (обычно на несколько лет). Их связывают с инвестициями в производство (капитальными вложениями), инвестициями в инновации.
III. В зависимости от стадии жизненного цикла изделия различают:
резервы на предпроизводственной стадии;
резервы на стадии производства;
резервы на стадии эксплуатации.
На предпроизводственной стадии изучаются потребности в продукции её свойства, разрабатываются конструкция изделий, технология их производства. Исходя из этого, на этой стадии выявляются резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции.
На производственной стадии происходит освоение новых изделий, затем осуществляется их массовое производство. На этой стадии количество резервов уменьшается, их величина снижается, так как проведение работ по созданию производственных мощностей, налаживание процесса производства и его коренное изменение невозможно без значительного оттока средств.
Поэтому на этой стадии жизненного цикла изделий выявляются и используются в качестве резервов те изменения затрат ресурсов которые не затрагивают производственного процесса: улучшение организации труда; повышение интенсивности труда; сокращение простоев оборудования; экономия сырья и материалов.
На стадии эксплуатации объекта , включающей гарантийный и послегарантийный периоды, резервы зависят от качества выполненных работ при создании объекта.