Огромные объемы современного промышленного производства привели к необходимости концентрации продукции при помощи специальных элементов инфраструктуры, именуемых складами. Это общее название мест для хранения, которые могут подразделяться на базы, терминалы и собственно хранилища.

Что такое склад?

Складские помещения требуются любому предприятию, выпускающему какую-либо продукцию, торговой компании или любой хозяйственной структуре. Чем крупнее фирма, тем выше роль склада в общем комплексе помещений.

Современный склад - сложный многомерный объект как с управленческой, так и с технической точки зрения. Складирование осуществляется на любом этапе производства - от добычи сырья до этапа окончательной реализации продукции. Поэтому разновидностей таких помещений существует великое множество, и поневоле требуется классификация складов. Для уяснения этого нужно понимать, как устроен и работает склад.

Поговорим о его структуре

Склад - не просто помещение, где весь груз свален вперемешку. Он обладает собственной структурой, часто довольно сложной. Склад делится на зоны различного назначения и с разным оборудованием. Рассмотрим основные из них:

  • Зона выгрузки-погрузки (одна или две раздельные). Там расположены площадки, непосредственно обслуживающие транспорт. Требования к ним зависят от вида этого транспорта.
  • Зона приемки, отделенная от других. Там принимают грузы и направляют к местам хранения. Эта зона наиболее автоматизирована.
  • Зона хранения с предназначенным для этого оборудованием.
  • Сортировочная зона, где принимают заявки на перемещение и транспортировку груза.
  • Прочие помещения (бытовые, хозяйственные, административные).

Как выбрать склад?

Рынок очень изменчив, для эффективной работы компании часто ищут новые складские помещения. Грамотный выбор хранилища - важная хозяйственная задача. Решая ее, следует предусмотреть наиболее оптимальную технологию обработки груза, а также определиться с необходимой площадью. Излишки квадратных метров для хранения приведут к дополнительным расходам, что нерационально.

На чем следует в первую очередь заострить внимание, выбирая складские помещения для производственных нужд? Важнейшими параметрами следует считать площадь здания и его объем, высоту и площадь каждой зоны, число, расположение и оборудование ворот, а также размеры места, на котором транспорт может маневрировать.

При этом главное - определиться с размером помещения. Это важно для максимально эффективного использования объекта. Для оценки различных технологических решений в складском хозяйстве применяются нормативные коэффициенты. Реальные показатели должны стремиться к установленным нормам, в противном случае эффективность работы склада будет снижена.

Кто должен этим заниматься?

Лучше всего доверить выбор склада специалистам, имеющим опыт и необходимое образование. Это профессионалы довольно узкой специализации, и позволить себе иметь их в штате могут лишь самые крупные компании. Остальным можно порекомендовать прибегнуть к услугам специализированных фирм, выполняющих такие проектировочно-расчетные работы.

Затраты на оплату их услуг в итоге окажутся на порядок ниже убытков, понесенных вследствие неправильного выбора склада и его планировки.

Классификация складов в логистике

Для упрощения задачи следует определиться, по какому критерию выбирать помещение. Виды складов и их классификация различны по отношению к отдельным областям и участникам логистической системы, по функциональному назначению, по принадлежности к определенной форме собственности, по технологической оснащенности или ассортиментной специализации, по режиму хранения, виду складского здания или складирования, по типу транспортных связей или в зависимости от общего масштаба деятельности.

Если площадь более пяти тысяч квадратных метров, существующая классификация складов позволяет считать такой объект терминалом.

Имеются специальные склады для хранения товаров, вывозимых и ввозимых на территорию нашей страны. На них предусмотрены особые правила хранения, которые регламентирует Таможенный кодекс. Особенностью их является отсутствие налогов и пошлин на товары на период хранения.

Как классифицируют в РФ складские помещения

Разные компании, специализирующиеся на оценки недвижимости коммерческого характера и логистике, имеют собственные системы классификации. Ведущими в мире признаны системы лондонской компании Knight Frank, также стоит принять во внимание продукт группы РМС (Санкт-Петербург). Последняя классификация складов - результат отечественной разработки, учитывающей требования российских покупателей и арендаторов, а также особенности различных регионов нашей страны.

Данная классификация предусматривает 4 категории. Обозначение их ведется при помощи латинских заглавных букв.

Высший уровень - склад класса А

К классу А относятся современные одноэтажные здания, построенные из высококачественных материалов по предписанным технологиям. Требования к таким складам следующие: помещение должно иметь высоту от 8 метров и выше для беспрепятственного размещения многоуровневых стеллажей, ровные полы с отсутствием дефектов и имеющие антифрикционное покрытие.

Обязательно наличие пожарной сигнализации и автоматизированной системы пожаротушения (порошкового либо спринклерного типа), возможности регулировать температурный режим, автоматический ворот с гидравлическим пандусом (регулирующимся по высоте) и тепловая завеса.

Также непременные требования - присутствие совмещенных со складом офисных помещений, видеонаблюдения, охранной сигнализации, центрального кондиционирования и выделенной линии интернета. Склад класса А должен обладать удобным подъездом (желательно вблизи центральной магистрали) и площадкой, достаточно просторной для маневрирования большегрузных автопоездов.

Другие типы складов

Под складом класса В существующая классификация подразумевает многоэтажное капитальное строение с высотой потолков в пределах от 4,5 до 8 м, бетонными либо асфальтными полами без покрытия, оборудованное противопожарной системой, пандусом для разгрузки, охраняемой территорией и необходимыми телекоммуникациями. На территории склада подразумеваются также офисные помещения, а температурный режим обязан поддерживаться в диапазоне от +10 до +18 °С.

Складом класса С именуется утепленный ангар либо производственное помещение капитального типа, имеющее высоту 3,5-18 м и полы без покрытия (бетонные, асфальтные или из плитки). Ворота такого склада находятся на нулевой отметке, то есть заезд транспорта осуществляется внутрь помещения. Температурный режим обязан поддерживаться зимой в интервале от 8 до 14 градусов Цельсия.

Самые щадящие требования - к складам, имеющим класс D. Под такой склад разрешается использовать помещения подвалов, объектов гражданской обороны, а также ангары и неотапливаемые здания производственного назначения. Понятно, что цена аренды или покупки склада в основном зависит от его класса.

Западная система

Классификация складов, разработанная упомянутой британской компанией, вобрала в себя многолетний мировой опыт. Для работы в условиях российской действительности она адаптирована несколько хуже отечественной, но большинство ведущих фирм, специализирующихся на оценке коммерческой недвижимости, придерживаются именно ее принципов.

Рынок недвижимости складского типа развивается стремительно. Его участникам необходимо выработать единые критерии в оценке объектов как уже построенных, так и только проектируемых. Приведенная ниже система может стать ее основой.

Назначение и классификация складов, согласно ей, подчинена основному критерию - наличию в помещении условий для хранения определенной продукции. Все складские помещения разбиты на 6 классов. Самый высокий - А+, самый низкий - D (классов C+ и D+ не существует). К классам А и А+ требования жестче, чем к аналогичным в отечественной классификации.

В чём же отличия?

Разница между классами А и А+ наблюдается в требованиях к высоте потолка (10 и 13 м соответственно), шагу колонн и ширине пролетов, нагрузке на пол, площади застройки, количеству и системам оборудования ворот. Различия также касаются таких моментов, как присутствие автоматизированной системы товарного учета, электроподстанции, ограждения, охраны и парковки.

Принимаются во внимание уровень благоустройства территории, наличие отдельной железнодорожной ветки. В целом большая часть складских помещений, которым по принятой в компании РМС классификации присвоен класс А, по западным меркам заслуживают лишь класса В или В+.

Следует помнить, что классификация функции складов по любой системе носит достаточно условный характер. Чтобы определить реальную стоимость приобретения или аренды склада, необходимо учесть гораздо большее количество важных производственных параметров.

ВИДЫ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ

Складские помещения являются на сегодняшний день одним из наиболее важных элементов любой предпринимательской или производственной деятельности. Различаются по самым разнообразным критериям:

· по функциональному назначению.

Существуют распределительные, производственные склады либо склады специального назначения;

· по специализации. Склады бывают универсальными и специализированными под какой-либо определенный вид хранения;

· по режиму хранения. Различают склады с фиксированным температурным и влажностным режимом, склады-холодильники, холодные и утепленные склады, отапливаемые и неотапливаемые;

· по конструктивному решению складских зданий. Это могут быть капитальные ж/б здания и легкие склады-ангары, закрытые и открытые складские площадки и площадки под навесом и т. д.;

· по основным потребительским качествам складских помещений, например, виду и качеству инженерных коммуникаций, напольному покрытию, расположению склада, наличию подъездных путей и др.

Цивилизованное развитие рынка в том или ином его сегменте, в частности, на рынке складской недвижимости, предполагает наличие единой классификации как эксплуатируемых, так и строящихся объектов в соответствии с современными требованиями, учитывающими динамику его развития. В России, как и во всем мире, принято условно классифицировать склады и складские комплексы в зависимости от соответствия помещений определенному набору требований, иначе говоря, от их назначения, технических и функциональных характеристик и т. д.

Классификация необходима для оценки того или иного складского помещения по его потребительским качествам и включает в себя особенности конструкции, вид складирования, размеры, степень механизации и многие другие параметры. Так, например, различают складские комплексы классов А+, А- и В+, а также просто склады классов В, С, С- и D (по классификации, предложенной агентством Swiss Realty Group в 2004 году).

Складские помещения класса «А+» представляют собой самую современную модель такого рода помещений, созданную с учетом новейших технологий и достижений в этой области, обладающую необходимым набором технических средств и систем, таких как системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (сплинкерные и порошковые), системы вентиляции, кондиционирования и отопления, аварийные системы электропитания, системы видеонаблюдения, охранная сигнализация и т. д.

Наличие высоких потолков позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и др.) оборудование. Показателем принадлежности к высшей категории является также благоустроенная, озелененная территория, современный дизайн самого здания, предполагающий отделку современными фасадными системами, остекление, витражи и т. д.

Наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, дорожных указателей и прочих атрибутов развитой транспортной инфраструктуры, возможность адаптации под любые виды грузов, самое современное оборудование и многое другое являются гарантией обеспечения высокой скорости грузооборота и сохранности грузов.

Класс «А-», отличается от высшего лишь возрастом зданий (20-30 лет) и их менее престижным расположением.

Складские помещения класса «В наиболее распространены. Это здания, как правило, 90-х годов постройки, подвергнутые реконструкции. Обычно это капитальное одно- или многоэтажное строение на основе железобетонных конструкций. Обладают техническим оснащением, ненамного уступающим помещениям классов «А» и «А-». Такие здания требуют незначительных финансовых вложений, например, может понадобиться замена напольного покрытия либо установка более продвинутых охранных систем и др. Так, в таких помещениях может быть недостаточное по нормам количество ворот, менее удобные подъездные пути и т. д.

Складское помещение класса «В» - это, в большинстве случаев, капитальное здание, построенное в 70-80 годах прошлого века, либо изначально предназначенное для хранения, либо ставшее таковым в результате реконструкции. Поскольку возраст таких строений более 15 лет, их реконструкция сопряжена с дополнительным вложением средств (замена и ремонт полов, установка охранных систем, восстановление и ремонт систем отопления и пожаротушения и т. д.), и хотя инфраструктура, в основном, соответствует нормативам для складских помещений, прогрессивных современных систем здесь не встретишь. Значительная часть оборудования таких складов не автоматизирована, температура воздуха обычно поддерживается на заданном уровне, а не регулируется, как в. складах класса «А». Однако допускается наличие в здании офисных помещений, так же как в складских помещениях более высокого класса.

Складское помещение класса «С» - это капитальное строение, представляющее собой обычное производственное помещение (таксомоторный парк, автобаза и др.), или отапливаемый ангар, не рассчитанные на использование в качестве складов. В данном случае соответствуют необходимым техническим требованиям лишь такие параметры, как температура воздуха в помещении, обеспечиваемая наличием центральной системы отопления и не превышающая 15 градусов С, а также его площадь. Ни подъемного оборудования, ни систем кондиционирования, ни вентиляции и многого другого здесь, как правило, нет. Такие помещения нуждаются в существенных строительных и технических изменениях (установка рамп, пандусов, замена остекления капитальными стенами, а также в некоторых случаях демонтаж устаревшего оборудования и многое другое).

К шестому классу «С-» относят здания 30-60 годов постройки. К ним относятся, например, бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощехранилищ. Как правило, это ветхие, изношенные строения, в большинстве случаев полностью не соответствующие действующим нормам пожарной безопасности. Понятно, что и о соответствии современным техническим, экологическим и эксплуатационным требованиям здесь говорить не приходится. В строительном плане такие здания нуждаются в капитальном ремонте и модернизации, например, может потребоваться установка пандусов, дополнительных ворот, пожарной сигнализации, подведение системы отопления, отделочные работы и т. д. Невыгодное по отношению к основным транспортным магистралям расположение (зачастую это промышленные зоны в черте города), недостаточные по площади и возможностям маневрирования прилегающие территории не добавляют популярности таким складам.

Складское помещение класса «D» - это обычно неотапливаемый ангар, гараж, бомбоубежище или подвальное помещение, в которых не предусмотрено никаких, отвечающих нормам содержания складских помещений, технических систем. С экономической точки зрения такое здание восстановлению не подлежит, поскольку для этого потребуется слишком много финансовых и трудозатрат.

Помимо технического оснащения складские помещения разных классов разнятся и местоположением. Помещения классов «А» и »В» расположены, в основном, вблизи центральных автомагистралей и оборудованы отличной подъездной и парковочной зоной.

Складские помещения классов «С» и «D», как правило, размещены в производственной зоне, либо за городской чертой. Принимая решение о хранении продукции в таких складах, вероятно, стоит тщательно взвесить все за и против такого решения, ведь поскольку такие помещения изначально не отвечают требованиям и нормативам, предъявляемым к хранению той или иной продукции, то получение вместо предполагаемой прибыли убытков может стать вполне реальной перспективой.

Целесообразность существования и соответствие данной классификации реалиям рынка складской недвижимости были подвергнуты сомнению ведущими девелоперскими и логистическими компаниями и, в первую очередь, главным конкурентом компании Swiss Realty Group (Moscow) компанией Knight Frank, контролирующей около 90% рынка. Основной претензией к предложенной Swiss Realty Group классификации была ее недоработанность, выраженная в отсутствии конкретных числовых показателей, в частности, по допустимой нагрузке на квадратный метр пола складского помещения, высоте потолков, шагу колонн и т. д. Причем те показатели, которые нашли отражение в классификации, во многом не соответствовали международным нормам и стандартам. Предложенная международной консалтинговой компанией Knight Frank обновленная концепция классификации складских помещений в России, разработана с учетом как отечественного, так и международного опыта строительства и эксплуатации таких помещений.


В новой классификации уточнена привязка объектов складской недвижимости к годам их постройки. Например, если по версии Swiss Realty Group склады высшей категории (класс А+) - это помещения, изначально рассчитанные на использование в качестве хранилищ и построенные позднее 1994 года, то согласно классификации Knight Frank к высшему классу относят только новые объекты. Обязательным требованием к складским помещениям класса А+ является обеспечение высокой скорости грузооборота, приспособленность для хранения любых видов грузов, близость к основным транспортным линиям. Что касается конкретных числовых значений различных конструктивных и технических параметров, то для зданий класса А+ предполагается наличие потолков высотой не менее 13 м, что делает возможным монтаж многоуровневого (6 - 7 ярусов) стеллажного оборудования. Бетонные выровненные полы в складских помещениях высшей категории должны быть рассчитаны на высокую нагрузку (не менее 5-7 тонн/м2) и обладать антипылевым покрытием, стойким к истиранию и химической агрессии. Пол должен быть приподнят на высоту 1,2 м.

Еще одним обязательным атрибутом складов класса А+ является наличие достаточного количества въездных автоматических ворот докового типа с гидравлическими пандусами, регулируемыми по высоте. На 500 м2 полезной площади складского помещения должно приходиться не менее одной погрузочно-разгрузочной площадки регулируемой высоты.

Оборудование терминалов логистических компаний (логистические компании - это компании, предоставляющие полный спектр услуг, связанных с грузоперевозками, в том числе и складское хранение) включает в себя докшелтеры, иначе говоря, герметизаторы погрузочно-разгрузочных портов, служащие защитой груза от воздействий внешней среды в процессе погрузочно-разгрузочных работ, а также используемые в целях энергосбережения.

Складские помещения класса А+ предполагают наличие всего комплекса инженерных коммуникаций: автономных систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, тепловых завес на воротах, системы приточно-вытяжной вентиляции, а в некоторых случаях и системы центрального кондиционирования. Также является обязательным обеспечение высокой степени пожарозащиты, достигаемой за счет наличия пожарных резервуаров и устройства автоматической системы пожаротушения и сигнализации.

Дополнительными требованиями, повышающими сохранность продукции, является наличие современных систем видеонаблюдения и охранной структуры, обеспечивающих круглосуточный мониторинг подведомственной территории, ночное освещение периметра комплекса и прилегающей территории, обеспечение строгого контроля доступа сотрудников на территорию складского комплекса.

Степень комфорта таких складов также соответствует самому высокому уровню: современные линии связи, включающие в себя телефонные и оптоволоконные линии, офисные помещения, вспомогательные помещения для персонала, такие как комнаты отдыха и раздевалки, душевые и подсобки, также являются одной из необходимых составляющих внутреннего оснащения складских помещений класса «А+».

Значимыми требованиями к прилегающей к зданию комплекса территории являются ее размеры, наличие площадок для стоянки, удобство для подъезда и маневрирования большегрузных автомобилей. Не лишним является и наличие на территории парковки для легковых автомобилей.

Важной особенностью данных складских комплексов является их наиболее выигрышное в сравнении со складами низших категорий местоположение вблизи развитой сети автодорог, а также железной дороги, предполагающее устройство собственной железнодорожной ветки и железнодорожных дебаркадеров. Расположение предполагает размещение на расстоянии до 40 км от городской черты при условии прямого доступа с автомагистрали.

Согласно классификации, разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank, складские помещения класса «А+» - это современные одноэтажные здания, построенные на основе сэндвич-панелей, либо из легких металлоконструкций, как правило, прямоугольной формы без колонн либо с шагом колонн не менее 12 м, с расстоянием между пролетами не менее 24 м. Площадь застройки комплекса составляет 40-45%. Прилегающая территория, занимающая оставшуюся площадь, включает в себя внутренние дороги, парковки, зоны разворота, озеленение и хозяйственные строения.

Температурный режим в складских помещениях класса «А+» является регулируемым. Электро- и теплоснабжение осуществляются с помощью автономной электростанции и теплового узла. Обязательным для помещений данного класса является наличие автоматизированной системы контроля доступа и учета продукции.


Профессиональная система управления и наличие опытного девелопера также являются обязательным условием принадлежности складского помещения к классу «А+».

Складские помещения класса «А» мало чем отличаются по своим строительным и техническим характеристикам от своих аналогов более высокого класса.

Шаг колонн в одноэтажных складских зданиях должен составлять не менее 9 метров в отличие от аналогичного параметра в 12 м у складов класса «А+». Площадь застройки 45 - 55 %. Высота потолков не должна быть менее 10 метров. Количество автоматических ворот докового типа с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты должно быть не менее 1 на 700 м 2 .

Наличие железнодорожной ветки необязательно. К желательным критериям относят также такие критерии, как наличие опытного девелопера и системы учета и контроля доступа сотрудников, также необязательным является и наличие собственной электроподстанции и теплового узла.

Складские помещения класса В+ согласно классификации Knight Frank представляют собой одноэтажные складские здания, предпочтительно прямоугольной формы, как новые, так и подвергшиеся реконструкции с высотой потолков не менее 8 метров. Площадь застройки аналогична складским помещениям класса «А» и составляет 45-55%. Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) - не менее 1 на каждую 1000 м 2 .

Наличие пандуса для разгрузки автотранспорта является обязательным. Также необходимо наличие, наряду с телефонной связью, оптоволоконных телекоммуникаций. Облагороженная, освещаемая в ночное время территория, также является одним из требований принадлежности складских помещений к данному классу. Наличие ж/д ветки является желательным, но не обязательным критерием. В остальном строительные и технические характеристики помещений данного класса соответствуют аналогичным параметрам складов класса «А». Такие критерии, как профессиональная система управления, наличие опытного девелопера, система учета и контроля доступа сотрудников, ж/д ветка и автономная электроподстанция и тепловой узел являются необязательными.

Что касается помещений «В» класса, то здесь различия более явственны. Во-первых, складские помещения данного класса могут быть двухэтажными, что требует наличия лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн. На 2000 м 2 площади складского помещения должно приходиться не менее 1 такого подъемного механизма. Высота потолков - от 6 метров и выше. Различия коснулись и полов в таких помещениях: это может быть как асфальтовое покрытие, так и просто бетон без покрытия. Система отопления присутствует, однако температурный режим не является регулируемым. Обязательно наличие пожарной сигнализации и системы пожаротушения, автоматической или неавтоматической.

К обязательным критериям относится также наличие системы отопления, пандуса для разгрузки автотранспорта, площадки для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта, охрана по периметру территории, наличие системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации, телекоммуникации, подсобные и прочие вспомогательные помещения. Необязательным, но желательным является наличие системы приточно-вытяжной вентиляции, системы учета и контроля доступа сотрудников, наличие автономной электроподстанции и теплового узла, офисных помещений при складе, а также наличие железнодорожной ветки.

Классы «С» и «D» относятся к классам низшей категории. Складские помещения класса «С» - это капитальные строения, переоборудованные под складское хранение различных грузов и товаров, зачастую это бывшие производственные цеха с прилегающими вспомогательными площадками, а также утепленные ангары, огромное количество которых можно увидеть на незастроенных пустырях и прочих свободных территориях.

К обязательным критериям принадлежности складского помещения к классу «С» относятся также требования к высоте потолка (не менее 4 метров), напольное асфальтовое покрытие либо бетонная плитка, а также просто бетон без покрытия.

НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ КРИТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ:

· наличие грузовых лифтов-подъемников (в случае многоэтажности строения);

· ворота на нулевой отметке (нулевая отметка или чистый пол - это отметка пола в створе ворот с учетом его финишной отделки);

· наличие офисных помещений;

· наличие пандуса для разгрузки автотранспорта;

· наличие телекоммуникаций;

· наличие подсобных помещений;

· наличие ж/д ветки.

Складские помещения класса «D» - это неотапливаемые производственные помещения или ангары, а также подвальные помещения или объекты гражданской обороны.

Все остальные критерии принадлежности складского помещения к классу «D» являются желаемыми, но необязательными:

· наличие системы пожаротушения и пожарной сигнализации;

· наличие площадок для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта;

· наличие систем вентиляции и отопления;

· наличие офисных помещений;

· наличие телекоммуникаций;

· охрана по периметру территории;

· наличие ж/д ветки.

Бесперебойная, ритмичная, четкая работа складов, всего склад-ского хозяйства — одно из решающих условий нормальной работы производящих продукт предприятия, объединения, отрасли народ-ного хозяйства, своевременного выполнения и перевыполнения ими планов производства по объему и номенклатуре выпускаемой про-дукции.

Склад - комплекс со своей инфраструктурой, в которую входят инженерные коммуникации, транспортные пути внутри склада (базы), здания, открытые площадки, навесы, эстакады для размещения хранимых материалов, подъездные пути внешнего транспорта, административные и бытовые сооружения.

Складское хозяйство это отдельный объект, обычно состоящий из:

Капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);

Вспомогательных построек (электроподстанция, котельная и др.);

Системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канали-зация);

Системы дорог и стоянок на территории склада;

Системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.);

Системы погрузки, разгрузки (мостовые краны, краны-штабелёры , погрузчики, электроштабелёры, рампы);

Внутренние транспортные системы (электроштабелёры , ручные тележки, конвейеры, вагонетки);

Системы переработки грузов (системы штрих-кодирования, линии сортировки, пакетирования, комплектации (комиссионирования) - составления заказов);

Системы хранения грузов (поддоны, стеллажи, резервуары, спецоборудование для сохранения качества грузов);

Системы складского учёта (ручные и автоматизированные);

Специального оборудования для оснащения помещения склада и офисов (упаковочное и весовое);

Персонала склада.

Независимо от выполняемой роли любой склад выполняет следующие ос-новные операции:

Прием, хранение, обработку и отгрузку товаров;

Учет движения товаров;

Обеспечение сохранности товаров.

Место склада в логистической системе и выполняемые им функции (закупочные, производственные и распределительные) напрямую влияют на его техническую оснащенность.

1. Склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем со-стоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки и относительно постоянной оборачиваемости, что позволяет полностью механизировать все операции и дает возможность ставить вопрос об авто-матизированной складской обработке груза.

2. Склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой относительно однород-ной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ. Они работают с постоянной номенкла-турой с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.


3. Склады распределительной логистики , основное назначение которых — пре-образование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и внутри себя разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных реги-онах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуе-мых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизи-рованную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

4. Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют запасы с очень широкой номенклатурой товара (от нескольких сотен до нескольких тысяч наиме-нований) и неравномерной оборачиваемостью (сезонный товар) товара, реализуемого различными партиями поставки (от объема менее одного паллета до нескольких паллет одной группы товаров). Все это делает не-целесообразным внедрение автоматизированной обработки товаров на таких складах. Здесь может применяться механизированная обработка то-варов, хотя доля ручных операций весьма высока.

5. Склады розничной торговли ведут снабжение розничной торговой сети, объединенные этими складами в единую организационно-хозяйственную единицу. Как и на оптовых складах, здесь хранятся товары очень большого ассортимен-та партий. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми поставками. Такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить механизированную обработку груза при ручной комплектации заказа, поскольку практически всегда идет расформирование поступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер).

6. Склады транспортных организаций, предназначенные для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся склады железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранс-порта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным.

Срок хранения грузов сведен к минимуму, так как целью существования такого скла-да является эффективное и своевременное снабжение клиентов посредством пере-валки с одного вида транспортного средства на другой. Грузы поступают и отправля-ются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (поддон или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходимо приме-нение высокого уровня механизации.

Группа этих складов может находиться как в рамках закупочной, так и распре-делительной логистики.

7. Контрактное складирование - это партнёрское соглашение между пользователем и провайдером складских услуг.

8. Логистические терминалы могут быть следующих основных типов:

Терминалы на магистральном транспорте, которые создаются в пунктах взаимодействия разных видов транспорта и обеспечивают передачу грузопотоков с одних видов транспорта на другие, преобразовывая параметры транспортных партий грузов;

Терминалы, обеспечивающие снабжение предприятий продукцией производственно-технического назначения (сюда же относятся региональные распределительные центры);

Терминалы в системах оптовой и розничной торговли, на которых перерабатываются промышленные и продовольственные товары народного потребления.

Грузовые терминалы на магистральном транспорте сооружаются на грузовых железнодорожных станциях, в морских и речных портах, в аэропортах.

9. Распределительные (логистические) центры или терминалы — это складские комплексы, которые получают товары от предприятий-изготовителей или от предприятий оптовой торговли (например, находящихся в других регионах страны или даже за рубежом), и распределяющие их (на основе свободной купли-продажи) более мелкими партиями по заявкам потребителей (промышленных или торговых предприятий мелкооптовой и розничной торговли) через собственную или чужую товаропроводящую сеть. Важными задачами распределительных центров является организация эффективных входящих и выходящих грузопотоков товаров на основе принципов деловой логистики. Поэтому их называют также логистическими терминалами.

Распределительный центр по своему организационно-правовому статусу может быть самостоятельным коммерческим предприятием, акционерным обществом (в том числе с участием капитала предприятий-изготовителей, которые продают свою продукцию через этот складской комплекс) или унитарным муниципальным торговым предприятием, данным с участием администрации города, где он расположен, с целью улучшения снабжения товарами населения.

Обычно распределительные центры расположены в районах потребления товаров, т. е. территории целевого рынка. Это позволяет складам установить более тесные и эффективные связи с потребителями и сократить транспортные расходы по доставке товаров потребителям, а соответственно — и розничные цены, или увеличить прибыль распределительного центра. При этом важно обоснованно установить необходимую емкость складов, запасы хранения и номенклатуру грузов, всегда доступную для приобретения потребителями.

Производственные склады делятся на:

Сырьевые;

Склады полуфабрикатов;

Склады заготовок, деталей и сборочных единиц;

Склады готовой продукции;

Склады отходов производства.

Для всех видов перечисленных складов независимо от их технической осна-щенности переработки товаров управление складскими операциями, учет движения ТМЦ и обработка информационных потоков должны быть автома-тизированы.

По техническим характеристикам и оснащению склады можно разделить на четыре класса.

Склад класса А:

Современное одноэтажное складское здание, построенное по современ-ным технологиям с использованием высококачественных материалов. Высота потолка от 10 м, позволяющая установку многоуровневого стеллажного обо-рудования. Ровный пол с антипылевым покрытием. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (спринклерная или по-рошковая). Регулируемый температурный режим. Тепловые завесы на воротах. Автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом,
регулируемым по высоте. Центральное кондиционирование или принуди-
тельная вентиляция.

Система охранной сигнализации и видеонаблюдения. Офисные площади
при складе. Оптико-волоконные телефонные линии. Достаточная территория
для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов. Расположение на
основных магистралях, обеспечивающих хороший подъезд.

Склад класса А-:

По функциональности приближается к складам класса А, но уступает им
по качеству используемого оборудования, по менее выгодному расположе-нию, или же помещения такого уровня не предоставляют полный спектр ус-луг или не полностью соответствуют всем требованиям помещений класса А.

Склад класса В:

Капитальное здание одно- или многоэтажное (реконструированные бывшие
производственные помещения, с необходимыми коммуникациями и оборудова-нием). Высота потолков от 4,5 до 8 м. Пол — асфальт или бетон без покрытия.
Пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения.

Пандус для разгрузки автотранспорта. Офисные помещения при складе. Телефонные линии. Охрана по периметру территории.

Склад класса С:

Капитальное производственное помещение или утепленные ангары. Вы-сота потолков от 3,5 до 18 м. Пол — асфальт или бетонные плиты. Ворота на нулевой отметке, автомашина заходит внутрь помещения.

Склад класса D:

Подвальные помещения или объекты гражданской обороны, не отаплива-емые производственные помещения или ангары.

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «A», «B», «C», «D».

Ниже приведена классификация складов компаний Knight Frank и Swiss Realty Group

Классификация складов Knight Frank

Складские помещения класса А+

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

2. Площадь застройки 40-45%.

4. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).

7. Наличие системы вентиляции.

9. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

10. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (не менее 1 на 500 кв.м.) .

11. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

12. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.

13. Наличие офисных помещений при складе.

14. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16. Оптико-волоконные телекоммуникации.

17. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

18. Расположение вблизи центральных магистралей.

19. Профессиональная система управления.

20. Опытный девелопер.

21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса А

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

2. Площадь застройки 45-55%.

3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.

4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.

5. Регулируемый температурный режим.

6. Система вентиляции.

7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.

8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 700 кв.м.) .

10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.

17. Профессиональная система управления.

18. Опытный девелопер

19.

20.

21. Ж/Д ветка

Складские помещения класса В+

1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. Площадь застройки 45-55%.

3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.

4. Высота потолков от 8 метров.

5. Регулируемый температурный режим.

6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.

7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.) .

8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

9. Система вентиляции.

10. Пандус для разгрузки автотранспорта.

11. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

12. Наличие офисных помещений при складе.

13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

14. Оптико-волоконные телекоммуникации.

15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

16. Расположение вблизи центральных магистралей.

17. Профессиональная система управления.

18. Опытный девелопер.

19. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

20. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса В

1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. В случае двухэтажного строения v наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).

3. Высота потолков от 6 метров.

4. Пол - асфальт или бетон без покрытия.

5. Система отопления.

6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

7. Пандус для разгрузки автотранспорта.

8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

9. Охрана по периметру территории.

10. Телекоммуникации.

11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

12. Наличие вспомогательных помещений при складе.

13. Система вентиляции.

14.

15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

17. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса С

1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.

2. Высота потолков от 4 метров.

3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

4. В случае многоэтажного строения v наличие грузовых лифтов/подъемников.

5. Ворота на нулевой отметке.

6.

7. Система вентиляции.

8. Система отопления.

9.

10. Офисные помещения при складе.

11. Ж/Д ветка.

12. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

13. Пандус для разгрузки автотранспорта.

14.

15. Телекоммуникации.

16. Наличие вспомогательных помещений при складе.

Складские помещения класса D

1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.

2. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

3. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

4. Система отопления.

5. Система вентиляции.

6. Офисные помещения при складе.

7. Ж/Д ветка.

8. Телекоммуникации.

9. Охрана по периметру территории.

Примечание: курсивом выделены желательные, но не обязательные опции.

Классификация Swiss Realty Group

Класс А

Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование таких складов призваны отвечать следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.

1. Расположение: на основных транспортных магистралях. Прямой доступ на территорию склада непосредственно с трассы или по удобным дорогам-сателлитам.

2. Одноэтажное/однообъемное здание с высокими потолками позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и т. п.) оборудование, в том числе и многоэтажные (мезонинные) стеллажные системы.

3. Плоские бетонные полы с антипылевым покрытием, обеспечивающие высокую скорость и безопасность движения погрузочной техники.

4. Высокая проектная нагрузка на поверхность пола позволяет использовать тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.

5. Редкая сетка колонн, позволяющая варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать организацию движения механизмов и складских работников.

6. Не менее одних погрузо-разгрузочных ворот на каждую тысячу квадратных метров склада и обособленная зона погрузки/разгрузки и комплектации заказов позволяют максимально быстро разгружать и загружать грузовой транспорт.

7. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (или возможность установки).

8. Отопление.

9. Автономные системы тепло- и водоснабжения.

10. Погрузочно-разгрузочные ворота оборудованы (или позволяют установку) гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.

11. Прилегающая территория (хозяйственные постройки, внутренние дороги, парковки, зоны разворота и озеленение), составляющая не менее 40% от всей территории складского комплекса.

12. Привлекательный внешний вид (отделка современными фасадными системами, современное остекление).

Класс А-

Полностью реконструированные с применением современных материалов и технологий складские или производственные площади 20-30-летней постройки. Характеристики таких помещений практически идентичны классу А, за исключением местоположения: такие склады часто находятся в черте города, в промзонах.

2. Капитальное одноэтажное (иногда двухэтажное) здание, железобетонная или сборная металлическая конструкция).

Класс В+

Складское помещение недавней постройки, по ряду причин не соответствующее 2-3 ключевым параметрам, необходимым складам класса А: недостаточное количество ворот, неудобство подъездных путей и пр. Таких помещений на рынке достаточно много, что связано с хаотичным ростом инвестиционной активности в сфере строительства складов.

Год постройки: с начала 1990-х годов.

Класс В

Складские помещения доперестроечного периода. Построенные в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения часто требуют некоторых (незначительных) вложений и изменений для оптимизации складской деятельности: смена напольного покрытия, установка современных охранных систем и пр.

1. Год постройки: 1970-1980-е годы.

3. Центральное отопление (иногда собственные котельные).

4. Высота потолков 6-9 метров.

5. Бетонный пол.

6. Пожарная сигнализация и пожарные краны/рукава.

7. Крытый пандус или рампа для погрузки/разгрузки транспорта.

Класс С

Бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку. Требуются значительные строительные и технические изменения: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация напольного покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.

1. Год постройки: 1950-1990-е годы.

2. Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).

3. Высота потолков от 7 до 18 метров.

4. Бетонный или асфальтированный пол.

5. Пожарная сигнализация и рукавная система пожаротушения.

6. Низкое соотношение количества ворот к площади помещения, отсутствие пандусов.

7. Расположение в промзонах в черте города.

Класс С-

Старые и сильно изношенные складские помещения советского периода; многие из них строились еще в 1930-1960-х годах. К этому же классу относится большинство овощехранилищ и продуктовых оптовых баз. Склады класса С- зачастую не соответствуют современным требованиям по нормам пожарной безопасности и экологичности, не отвечают требованиям современных компаний по возможностям грузооборота, требуют значительных вложений в капитальный ремонт и модернизацию.

1. Год постройки: 1930-1980-е годы.

2. Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонные конструкции), часто с большим цокольным этажом.

3. Центральное отопление.

4. Высота потолков от 4-5 метров.

5. Бетонный или асфальтированный пол.

6. Крытый/открытый пандус или рампа для разгрузки транспорта.

7. Расположение в промзонах в черте города (часто в ЦАО).

8. Ограниченные прилегающие территории, недостаток места для парковки и маневра большегрузных машин.

9. Устаревшие системы охраны и пожаротушения.

Класс D

Неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать или реконструировать. С финансовой точки зрения для повышения класса склада часто выгоднее снести такой объект и построить новое здание. Пригодны лишь для хранения низкооборачиваемых грузов, нетребовательных к условиям хранения: сырья для промышленного производства, горюче-смазочных материалов, металлических, резиновых, пластиковых изделий и т. п.

2.4.1. Роль складов в логистике

Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.

Основное назначение склада – концентрация запасов, хранение их и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций.

Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов. В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, размер и движение запасов на различных участках логистической цепи.

Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это – расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Положительная роль складирования заключается в том, что обеспечивается выравнивание производства, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.

2.4.2. Виды и функции складов

Классификация складов

Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материальных потоков, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потреблением. Этим объясняется наличие большого количества видов складов.

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

  • Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение прежде всего производящих потребителей.
  • Склады потребителей продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, такие как приборы, инструменты, запчасти и др. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.
  • Склады сбытовых организаций (в сфере распределения) служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.
  • Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может находиться в рамках как снабженческой, так и распределительной логистики.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

  1. склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;
  2. склады хранения , обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;
  3. склады комиссионирования , предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;
  4. склады сохранения , обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;
  5. специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным характеристикам склады подразделяются на:

  • закрытые ,
  • полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены),
  • открытые площадки .

В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные . В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).

Различают склады и по степени механизации складских операций:

  • немеханизированные ,
  • механизированные ,
  • автоматизированные ,
  • автоматические .

Функции складов

К основным функциям склада можно отнести следующие:

  1. Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом потребителей . В закупочной и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства. В распределительной логистике данная функция имеет особое значение. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в потребительский, в соответствии с заказом клиента. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в том объеме, который требуется клиенту.
  2. Складирование и хранение . Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.
  3. Унитизация партий отгрузки и транспортировка грузов . Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.
  4. Предоставление услуг . С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

2.4.3. Процесс складирования

Комплекс складских операций осуществляется в определенной последовательности.

Разгрузка и приемка грузов производится в соответствии с условиями заключенного договора. Технология выполнения указанных работ на складе зависит от характера груза (штучный, сыпучий), от типа транспортного средства (трейлер, контейнер), а также от вида используемых средств механизации. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товаро-сопроводительных документов, оформление прибывшего груза через информационную систему и формирование складской грузовой единицы.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения . Процесс хранения включает обеспечение соответствующих для этого условий и контроль за наличностью запасов на складе. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.

Процесс комплектации сводится к подготовке товаров в соответствии с заказами потребителей и включает отбор товара по заказу клиента, подготовку товара к отправке (укладывание в тару), объединение отдельных заказов в партию отправки и оформление транспортных накладных, погрузку грузов в транспортные средства.

Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение грузов между различными зонами склада: с разгрузочной площадки – в зону приемки, оттуда – в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Транспортировка грузов внутри склада Должна осуществляться по сквозным прямоточным маршрутам. Это позволяет избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Оперативно-производственная деятельность склада на предприятии включает работы по выгрузке, рассортировке и приемке поступающих на склад материалов и изделий, их размещение и хранение, а также по отпуску и доставке потребителям.

Доставка грузов на материальный склад производится в соответствии с планом завода. Материалы и изделия на складе принимаются в соответствии с требованиями, изложенными в технической документации и инструкциях. Принятые материалы размещаются в отведенных для них местах хранения в установленном порядке – по маркам, сортам, размерам и т.п. Наиболее часто и в большом количестве потребляемые материалы размещаются ближе к отпускным площадкам, малоходовые – в более удаленных местах хранения. Тяжелые громоздкие грузы хранятся в местах, удобных для выполнения складских операций.

С целью снижения трудоемкости работ по комплектации материалов перед выдачей их в производство и облегчения контроля за комплектным обеспечением производства материалами применяется групповой метод размещения хранимых материалов, при котором материалы, входящие в комплект, хранятся в непосредственной близости друг от друга. Ячейки стеллажей и другие места хранения нумеруются и снабжаются табличками с названием и индексом материала. Подготовка материалов к выдаче производится по особому плану или непосредственно после их поступления.

Операции, связанные с отпуском материалов и изделий, включают отборку, комплектование и соответствующую подготовку материалов. Подготовка материалов к производственному потреблению включает операции их очистки, резки на заготовки, раскрой листового материала и др.

Учет движения запасов материалов на складе ведется с помощью специальной картотеки. Регулирование уровня запасов осуществляется по системе с фиксированным размером или периодичностью заказа.

Штат персонала складов определяется в зависимости от трудоемкости выполняемых складских операций, применяемых транспортных средств и степени механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и других складских операций.

2.4.4. Формирование системы складирования

Выбор формы складирования

Выбор формы складирования связан с решением вопроса владения складом. Существует две основных альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования.

Ключевой фактор выбора между этими вариантами или их комбинаций – объем складского товарооборота . Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией, выше качество предоставляемых клиенту услуг и гибкость поставок.

Склады общего пользования целесообразно арендовать при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса. В закупочной и распределительной логистике (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения) многие предприятия стремятся воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Аренда складов общего пользования имеет следующие преимущества:

  • не требуются инвестиции в развитие складского хозяйства;
  • сокращаются финансовые риски;
  • повышается гибкость использования складских площадей (возможность изменения размера и срока их аренды);
  • снижается ответственность за поддержание рационального уровня и сохранность запасов.

Определение количества складов
и размещение складской сети

Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей и т.д. Малые и средние предприятия, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Увеличение числа складов связано с изменением общих расходов на размещение складской сети.

Зависимость общих расходов от увеличения количества складов в логистической системе показана на рис. 2.4.1.

Рис. 2.4.1. Зависимость общих расходов на
размещение складской сети от количества складов


При увеличении числа складов в системе уменьшаются транспортные расходы на доставку со склада конечному потребителю и расходы от упущенных продаж; одновременно происходит увеличение расходов на содержание складов и хранение запасов в связи с ростом процента на капитал, вложенный в запасы. Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко и точно реагировать на изменение их требований, что позволяет сократить расходы от упущенных продаж.

Принимая решение о количестве складов, предприятие должно исходить из условия минимизации общих суммарных издержек обращения. На практике используются два варианта формирования и размещения складской сети – централизованная и децентрализованная система складов.

Централизованная система складирования включает в себя один крупный центральный склад, где накапливается основная часть запасов, и филиальные склады (в их числе и склады общего пользования), располагающиеся в регионах сбыта.

В децентрализованной системе основная часть запасов концентрируется в сети складов, рассредоточенных в различных регионах в непосредственной близости от потребителя. Такая схема размещения складов наиболее целесообразна в системе распределения, где основным клиентом выступает розничная сеть, осуществляющая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.

Расчет складских площадей

Основным показателем , характеризующим то или иное складское помещение, является размер общей площади склада .

Общая площадь склада подразделяется на следующие составляющие:

  • грузовую или полезную , занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения;
  • оперативную , занятую приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами;
  • конструктивную , занятую перегородками, колоннами, лестницами и т.п.;
  • служебную , занятую под конторы и бытовые помещения.

Определение размера грузовой (полезной) площади склада может производиться двумя методами: по удельным нагрузкам; с помощью объемных измерителей.

По первому методу размер полезной площади определяется по формуле

где S пол – полезная площадь склада, м²;

Z max – максимальный размер запасов, подлежащих хранению, т;

q доп – допустимая нагрузка на 1 м² полезной площади склада, т.

В этом случае общая площадь S oбщ определяется по формуле

где K и – коэффициент использования общей площади склада.

Второй метод более точный. Полезная площадь склада определяется по формуле

где S ст – площадь, занимаемая одним стеллажом, м²;

n ст – количество стеллажей для хранения, шт.:

где n яо – общее количество ячеек стеллажей, необходимое для хранения максимального запаса, шт.;

n яст – количество ячеек в данном стеллаже, шт.;

где V я – объем ячейки стеллажа, м²;

g – удельный вес хранимого материала, т/м³;

К о – коэффициент заполнения объема ячейки.

2.4.5. Оценка работы складов

Оценка работы действующих складов, а также выбор наиболее выгодного варианта строящихся и реконструируемых производится по следующим группам технико-экономических показателей:

Показатели интенсивности работы складов

Показатели интенсивности работы складов включают складской товарооборот и грузооборот, а также показатели оборачиваемости материалов на складе.

Складской товарооборот – показатель, характеризующий количество реализованной продукции за соответствующий период (месяц, квартал, год) с отдельных складов предприятия, торгово-посреднических организаций и т.д.

Складской грузооборот – натуральный показатель, характеризующий объем работы складов. Исчисляется количеством отпущенных (отправленных) материалов в течение определенного времени (односторонний грузооборот).

Грузопоток – количество грузов, проходящих через участок в единицу времени.

Грузопереработка – количество перегрузок по ходу перемещения груза. Отношение грузопереработки к грузообороту склада характеризуется коэффициентом переработки, который может быть больше грузопотока в 2-5 раз. Снижение коэффициента грузопереработки говорит об улучшении технологии переработки грузов и внедрении комплексной механизации и автоматизации на складе.

Коэффициент оборачиваемости материалов – это отношение годового (полугодового, квартального) оборота материалов к среднему остатку его на складе за тот же период. Если обозначить Q – расход (отпуск) материала на складе за какой-либо календарный период (год, квартал, месяц); q 1 – остаток материала на складе на 1-е число первого месяца; q 2 – то же на 1-е число второго месяца; q n- 1 , – то же на 1-е число предпоследнего месяца; q n – то же на конец последнего месяца, то скорость оборота материалов рассчитывается по формуле

где m – количество остатков, использованных для расчета.

K об всегда должен быть больше единицы.

Коэффициент неравномерности К н поступления (отпуска грузов со склада определяется отношением максимального поступления (отпуска) груза в тоннах Q max за определенный период времени к среднему поступлению (отпуску) Q ср т.е.:

Неравномерность поступления (отпуска) грузов оказывает большое влияние на размеры приемочных (отпускных) площадок, работу подъемно-транспортных механизмов.

Показатели эффективности использования площади склада

К данной группе показателей могут быть отнесены:

  • коэффициент использования складской площади;
  • коэффициент использования объема склада;
  • грузонапряженность.

Коэффициент использования складской площади K ип представляет собой отношение полезной (грузовой) площади к общей площади склада

Коэффициент использования объема склада K v характеризующий использование не только площади, но и высоты складских помещений, устанавливается по формуле

где V пол – полезный объем, определяемый произведением грузовой площади на полезную высоту (т.е. высоту стеллажей, штабелей);

V общ – общий объем склада, определяемый произведением общей площади на основную высоту (т.е. высоту от пола склада до выступающих частей перекрытия, ограничивающих складирование груза).

² полезной площади показывает, какое количество груза располагается одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада

где g – удельная нагрузка на 1 м² полезной площади, т/м²;

Z max – количество единовременно хранимого груза или максимальный запас материалов, хранимый на складе, т.

Грузонапряженность 1 м² общей площади склада М в течение года устанавливается по формуле

где Q f – годовой грузооборот склада, т.

Коэффициент грузонапряженности дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность за рассматриваемый период.

Показатели механизации складских работ

Показатели механизации складских работ включают:

  • степень охвата рабочих механизированным трудом – определяется отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к общему числу рабочих, занятых на складских работах;
  • уровень механизации складских работ – определяется отношением объема механизированных работ к объему выполненных работ;
  • объем механизированных работ – определяется как произведение грузопотока, перерабатываемого механизмами, на количество перевалок грузов механизмами.

Вопросы для повторения

  1. Понятие склада.
  2. Классификация и функции складов в логистике.
  3. Организация работы складов на предприятии.
  4. Выбор формы складирования.
  5. Расчет складских площадей.
  6. Показатели работы складов.