Экономический кризис в Белоруссии, который грозит стать перманентным, все больше толкает местное руководство на поиски дополнительных источников заработка

Не имея возможности модернизировать местную промышленность и сельское хозяйство, которые выживают только за счет государственных дотаций, в Минске уже сконцентрировались на получении прибыли из своего географического положения. При этом речь сегодня идет не столько о поисках наиболее выгодных путей экспорта белорусской продукции, сколько о включении республики в транзит китайских товаров в Европу и наоборот.

Как известно, через Белоруссию проходит один из наиболее выгодных и простых маршрутов «Восток - Запад - Восток», который используется странами и Евросоюза, и Азиатско-Тихоокеанского региона. Особую ценность белорусский транзит должен получить с началом полномасштабного функционирования китайского проекта «Новый шелковый путь», который вполне может превратить Белоруссию в один из узловых торговых хабов на пути китайских товаров в Европу. Для Минска такое развитие событий представляется наиболее перспективным, а страна рассчитывает получить за счет Пекина немалую валютную выручку. Исходя из своих интересов, Белоруссия уже увеличила прямые контакты с Европой, и в первую очередь с Литвой, Латвией и Польшей.

Страны Прибалтики не первый год являются одними из основных партнеров Белоруссии в области транспортировки грузов. Через прибалтийские порты республика экспортирует практически все свои нефтепродукты и калийные удобрения. Это обусловлено их близостью и выгодными тарифами, которые прибалты предоставляют белорусам. Именно поэтому Минск планирует в будущем более эффективно использовать данное направление. Например, «Беларуськалий» приобрел в собственность 30% «Бирю кровиню терминалс», а Белорусская нефтяная компания и латвийское ЗАО «WT OIL Terminal» в мае подписали соглашение о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском свободном порту. Правда, вся эта активная деятельность белорусов в Риге, Вентспилсе и Клайпеде в нынешнем году не смогла принести дополнительной выгоды самим портам, которые борются на Балтийском море с Россией, но смогла помочь литовским и латвийским портам выжить в условиях сокращения транзита из России. Объем белорусских грузов, например, в Литву составил 10,3 млн т и показал плюс 12% в сравнении с аналогичным периодом 2014 г., а по транзиту рост наметился на 8,6% - до 6,9 млн т.

В сложившейся ситуации Белоруссия получила шанс стать стратегическим партнером прибалтов, и в Минске этому только рады.

Сегодня больше трети объема грузовых перевозок Белорусской железной дороги в международном сообщении осуществляется именно в сообщении с Латвией (20%) и Литвой (15%), а в структуре транзитного грузопотока, обслуживаемого БЖД, все большее место стали занимать доставки казахстанских и китайских грузов в направлении балтийских портов. Так, транзитные перевозки грузов из РБ через порт Клайпеды возросли на 8,6% - до 7 млн т., а транзит на литовском направлении составляет 8,2 млн т. Причем основная часть этих потоков сконцентрирована на контейнерных перевозках, которые, по мнению экспертов, будут только расти с вводом в действие «Нового шелкового пути».

Уже сегодня Белоруссия, которая всерьез и надолго рассчитывает стать одним из главных логистических центров не только в китайском проекте, но и во всей Восточной Европе, организовала транзит по своей территории 19 контейнерных поездов, 8 из которых связывают Западную Европу и Китай. При этом к белорусам не прочь присоединиться и прибалты вместе с поляками. Например, белорусская и польская железные дороги сегодня вместе работают над проектом нового контейнерного поезда «Волот», который должен будет следовать по маршруту Гданьск - Белоруссия и далее на Восток. Литва и Белоруссия совместно используют проект мультимодального контейнерного поезда «Викинг» (Балтийское море - Черное море), при помощи которого за 8 месяцев текущего года было перевезено более 27 тыс. контейнеров и к которому уже присоединились Финляндия, Швеция, Турция, Болгария и Румыния. Этот проект сегодня и вовсе приобретает новый смысл на фоне недавней информации о создании консорциума между Казахстаном, Турцией, Азербайджаном, Грузией и Китаем по транспортировке грузов из КНР в Европу в обход России (транспортный маршрут «Китай - Турция - Европа»). Не отстают в данном случае и украинцы, с которыми, как известно, у Минска по-прежнему весьма теплые отношения, а в прошлом году доля белорусских грузов в общем объеме грузов, переваленных через южные порты Украины, превысила 12% (в основном нефть и нефтепродукты, которые идут с Мозырьского НПЗ).

Примеров белорусской активности можно приводить довольно много. Однако самое печальное во всем этом то, что Минск постепенно перестает смотреть на интересы своих партнеров по ЕАЭС, и в первую очередь России. Часть транзитных проектов, в которых так хотят участвовать белорусы, оставляют Россию сторонним наблюдателем. Более того, контейнерные перевозки и вовсе могут стать яблоком раздора в белорусско-российских отношениях. Контейнеры, содержимое которых проверить достаточно сложно, являются одним из наиболее распространенных способов провоза контрабандой продукции. Тем более, если учитывать, что идти они будут из прибалтийских (западная продукция) и украинских (местные и турецкие товары) портов через Белоруссию, граница с которой у России практически не защищена. Но белорусов проблемы их партнера мало интересуют. Вряд ли Минск действительно будет препятствовать реализации серых схем в поставках на российский рынок. В обратном случае Белоруссия рискует недополучить долгожданную прибыль от увеличения грузопотока через свою территорию. И в этом плане Минску становится абсолютно не важно, действительно ли контейнеры идут в Китай, или растворяются на российском рынке. Деньги и сиюминутная прибыль, а не союзнические отношения, сегодня являются для белорусского руководства главными.

Теперь ещё об одной братской (теперь уже по отношению к РФ) стране - Белоруссии . Наши соратники по Союзному государству ведут игру сразу в двух пересекающихся транзитных «треугольниках»: РБ – Литва – Латвия и РБ – РФ – Латвия.

Как мы уже отмечали, белорусы успешно используют Литву для транзита своих грузов. Но здесь есть камень преткновения: Вильнюс категорически не приемлет строительство в соседней стране АЭС. И не только на уровне риторики, но и активно апеллируя к европейскому сообществу. Даже принят закон, который запрещает попадание энергии БелАЭС в литовские сети. Всё это чрезвычайно раздражает Минск. Посол Беларуси в Литве Александр Король даже пригрозил возможным уходом белорусского транзита из Клайпеды в том случае, если Вильнюс не изменит свою позицию.

В Риге к проекту БелАЭС относятся вполне индифферентно. На этом и пытаются сыграть белорусы: заигрывая с Латвией, они пытаются сделать Литву сговорчивей в вопросе строительства атомной станции. Но пока эти хитроумные ходы не приводят к реальным переменам.

Данный пилотный проект поможет белорусской стороне просчитать экономическую целесообразность переориентации транзита с портов Прибалтики на мощности России.

Схожая ситуация в треугольнике РБ – РФ – Латвия. Российское правительство старается выполнить поручение президента Владимира Путина и привлечь белорусских экспортёров нефтепродуктов в российские порты. Но получается не очень здорово. Длительные переговоры и существенные (сначала 25%, а потом и все 50%) скидки со стороны «Российских железных дорог» пока не возымели успеха: белорусские НПЗ не собираются переориентировать грузопотоки в сторону России, объясняя это наличием долгосрочных контрактов. Есть и другие веские причины, по которым отказаться от услуг портов Прибалтики по этим группам товаров Минску непросто: принадлежность белорусской стороне 30% Клайпедского порта, а также значительные инвестиции РБ в модернизацию портов Прибалтики.

По данным «Infoline-Аналитики», в прошлом году Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов, в том числе почти 8,5 миллиона тонн через порты Балтии. В конце декабря вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что в 2018 году Минск готов экспортировать через российские порты до одного миллиона тонн нефтепродуктов. Данный пилотный проект поможет белорусской стороне просчитать экономическую целесообразность переориентации транзита с портов Прибалтики на мощности России. Но без сопоставимых условий перевалки заявленный 1 миллион тонн через Усть-Лугу перевезён не будет, считают в «Infoline-Аналитике».

Посол РФ в Минске Александр Суриков также признаёт, что скидки на услуги РЖД явно недостаточно. Сюда должны быть включены услуги самого порта: быстрая перевалка, хранение, складирование, экспедирование и фрахт судов. Дипломат указывает и на логистические особенности петербургского узла, который придётся объезжать, теряя скорость и выгоду. В итоге Александр Суриков приходит к выводу, что «надо просто договариваться, предлагать субсидии».

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru отметил, что 2018 год станет в этом отношении пробным и пилотным: «Думаю, что пока и в России, и в Белоруссии тоже не до конца понимают, какова будет экономика этих проектов, где будет генерироваться прибыль».

Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках визита в Минск премьер-министра Латвии.

Сниженный тариф РЖД пока лишь усилил переговорные позиции Минска: Беларусь теперь требует более выгодных условий экспорта и от Латвии, где местный бизнес в свою очередь пытается воздействовать на своё правительство. «Латвийские официальные лица, железнодорожники и портовики должны работать именно на Белоруссию, чтобы хотя бы это направление оставить, и сделать всё возможное, чтобы мы могли предоставить конкурентоспособные тарифы на перевалку белорусских грузов. И чтобы были у нас твердые аргументы перед российскими», – убеждён отраслевой эксперт Талис Линкайтс . Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках упомянутого выше визита в Минск премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса .

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что усилиями всех заинтересованных сторон на балтийском транзитном рынке сложилось динамическое равновесие, своего рода система сдержек и противовесов: когда кто-то пытается изменить баланс в свою пользу, эта попытка успешно купируется остальными участниками.

Реального притока новых грузов ждать неоткуда. Прибалтам не стоит рассчитывать на российский транзит, а россиянам - на белорусский. Все призывают другу друга укреплять сотрудничество (за счёт третьей стороны), и при этом с надеждой и опаской смотрят на Восток, потому как только Китаю под силу изменить сложившийся порядок и установить новый.

Михаил Задорожный

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) и министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии не смогли договориться о тарифах на транспортировку нефти по белорусской территории в 2017 году. Минск требует увеличить тарифы сразу на 20,5 процента, Москва настаивает на экономически обоснованном повышении.

"Регулярно использовать шантажистскую политику в отношении России власти Белоруссии склоняет замглавы правительства Владимир Семашко, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" заместитель декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики, эксперт по Белоруссии Андрей Суздальцев . – Минск регулярно использует эту политику в нефтегазовых вопросах, считая, что Москва поддастся на давление и уступит. Противостояние длится уже несколько месяцев – на сегодняшний день правительство РФ требует от Белоруссии погасить долги за газ. Но Минск упорно не желает платить, вводя все новые элементы шантажа. Однако Белоруссия итак уже получает газ по самым низким ценам на евразийском континенте, даже российские компании платят больше. Но Минск считает, что Москва все еще ему много должна".

Ранее стало известно, что ФАС и МАРТ так и не пришли к договоренностям по тарифам на транзит российской нефти по территории РБ в 2017 году. Минск в конце ноября сообщил о намерении увеличить тариф на прокачку "черного золота" по своим трубопроводам на 20,5 процента. Российская сторона направила в Минск предложения повысить цену до экономически обоснованного уровня: на услуги ОАО "Гомельтранснефть Дружба" - на 5,8%, ОАО "Полоцктранснефть Дружба" - на 11,76%. При отсутствии официальных договоренностей тарифы, согласно контрактам с "Транснефтью", вырастут на уровень прогноза российской инфляции плюс 3 процента. Прогноз Минэкономразвития по инфляции в РФ на 2017 год составляет 4 процента.

"Теоретически Москва может вообще отказаться от транзита нефти о территории Белоруссии – для этого достаточно перенаправить потоки поставок на Финский залив, через морской торговый порт Усть-Луга. Нефть будет доставляться в Европу танкерами, как принято во всем мире. Такой сценарий сулит выгоды России – загружаются собственные портовые мощности, отпадает необходимость платить за транзит. Однако существуют договорные обязательства по контрактам, так что "расстаться" с Минском быстро и просто все же не удастся. Тем не менее, Москва, устав от шантажа со стороны Белоруссии и Украины, уже ведет целенаправленную политику по налаживанию альтернативных путей поставок нефти и газа в Европу", - отмечает эксперт.

Цели Лукашенко и ответ Москвы

Минск продолжает шантажистскую политику в нефтегазовой политике по отношению к России

С июля 2016 года российская сторона сократила поставки нефти Белоруссии примерно на треть (до 3,5 миллиона тонн) в ответ на недоплату республики за газ. Минск заявил: стоимость поставляемого из РФ газа его не устраивает. После чего стал перечислять оплату по, на его взгляд, "разумной цене". В итоге на сегодняшний день задолженность перевалила за полмиллиарда долларов.

"Минск полагает, что экономическое состояние РФ настолько тяжелое, что не поддаться на шантаж Москва не сможет. Этим и вызвана иждивенческая политика белорусских властей – им слишком долго потакали. Однако за всеми выпадами Минска стоит чисто прагматичная цель – спасти собственную экономику. Как известно, страны ЕАЭС до 1 июля 2019 года стороны должны создать единый рынок электроэнергии, а до 2025 года - единый рынок нефти и газа. Но президент Белоруссии Александр Лукашенко требует создать единый нефтегазовый рынок уже сейчас.

И он полагает, что ему пойдут на уступки. Ведь заполучив в свое распоряжение нефть России и Казахстана, он сможет напрямую продавать их Европе, что решит многие сегодняшние проблемы белорусской экономики. Едва ли Москва пойдет на уступки Минску – слишком уж демонстративно Лукашенко использует шантажистскую политику. Одним из явных выпадов было в конце 2016 года, свое участие в котором президент Белоруссии заранее подтвердил. Демонстрационным актом он показал, что намерен любыми путями добиваться уступок.

Россия уже постепенно отказывается от услуг газотранспортной сети Украины, делающей невозможной работу на партнерских условиях. Если Белоруссия продолжит шантаж, у России не останется выбора, кроме поиска других возможностей торговли с Европой. Такие пути есть, но на перестройку логистических цепочек нужно время и средства – более выгодно оставить все как есть", - делает вывод Андрей Суздальцев.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Белорусские транзитные номера

Хочу выехать в Россию на белорусских транзитных номерах, для продажи авто. Есть ли какие ограничения? Какие нужны документы для продажи автомобиля в России?

Т.к. Белоруссия и Россия входят в единое таможенное пространство, нужны документы, подтверждающие право собственности на данный автомобиль. Тогда вы сможете поставить его на учет согласно Приказам МВД РФ №605 и 399 (Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. N 605 - Административный регламент и Приказ МВД РФ от 26 июня 2018 г. N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России"), на основании которых производятся регистрационные действия.

Какое время я могу ездить на белорусских транзитных номерах в России, если авто не проходит евро-5? Что теперь делать?

Можете ездить, но не более 10 дней, в течение которых вы обязаны поставить машину на учёт в ГИБДД, иначе будете оштрафованы, машина попадет на штрафстоянку.

Могу ли я ездить на белорусских транзитных номерах в России?

Можете но не более 10 дней, в течение которых вы обязаны поставить машину на учёт в ГИБДД, иначе будете оштрафованы, машина будет поставлена на штрафстоянку.

Можно ли на белорусских транзитных номерах выехать в рф и нужно ли покупать российскую страховку?

Да, можно. Нужно иметь "зеленую карту" для въезда на территорию Российской Федерации, это аналог полиса обязательного страхования гражданской ответственности.

Могу ли вьехать в РФ на белорусских транзитных номерах?

Можете въехать в Россию на белорусских транзитных номерах без проблем, только зачем? Можете въехать в Россию на белорусских транзитных номерах без проблем, только зачем?

Белорусское юр.лицо приобретает новый авто Toyota , как получит транзитные номера и техпаспорт (пластик)?

Нужно обращаться в ГИБДД. См. Приказ МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 13.02.2015) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2008 N 13051) _ Регистрация транспортных средств иностранных юридических лиц производится по месту нахождения филиалов (представительств, корреспондентских пунктов) и иных подразделений, являющихся обособленными подразделениями иностранных юридических лиц, на срок действия документов, подтверждающих аккредитацию (регистрацию, создание) филиала (представительства, корреспондентского пункта) на территории Российской Федерации.

Если покупка в РФ и планируется вывоз в Белоруссию, то юр. лицо вправе получить транзитные номера в ГИБДД (в соответствии с Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»)

Здравствуйте. Обратитесь в ГИБДД. В соответствии с Административным регламентом МВД по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: а) заявление б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий. в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий; г) документ об уплате государственной пошлины; д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; е) транспортное средство. ж) документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); з) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства. Если вы собираетесь ехать домой своим ходом, не забывайте, что при движении по территории РФ на автомобиль должно распространяться действие страховки Green Card.

В наличие на автомобиль имеются следующие документы:
Белорусские транзитные номера.
Договор куплипродажи из Белорусии.
Счет справка Белорусская.
Белорусская страховка.
Белорусский техпаспорт.
Смогу ли я имея такие документы поставить на учет машину в гибдд?

Сможете поставить на учет.

Можно ли ездить на транзитных белорусских номерах (бессрочных) по РФ? и если можно, то сколько?

НЕТ, на белорусских ТРАНЗИТАХ ездить нельзя. УДАЧИ ВАМ

Скажите, что будет, если по окончании 90 дней пребывания в РФ на белорусских транзитных номерах, я все еще буду ездить на территории РФ? Что будет, если меня остановят сотрудники ГИБДД? И что мне будет по возврщению в Беларусь?

Здравствуйте, Валентина Петровна! Вас выдворят. Всего Вам доброго.

Смогу ли я продать россиянину свою машину на белорусских транзитных номерах? Сможет ли гражданин России (покупатель) поставить ее на учет? Машина 2001 года выпуска.

Добрый день! Ему на таможне выдадут российские транзиты. За растаможку заплатит

Пожалуйста сколько можно ездить на белорусских транзитных номерах в России?

Добрый день! Срок действия транзитных номеров указан или в расшитом пластике или прямо на справке-счет. От 60 до 90 дней.

В начале августа этого года муж подарил мне спортивный авто на транзитных белорусских номерах. На руках у меня белорусский птс, договор купли-продажи, справка о том что авто растаможен для пстоянной езды на территории рб и все таможенные сборы выплачены, ну и страховка осаго. Могу ли я смело передвигаться на моем авто и как долго. Что нужно сделать чтобы все было законно. Ведь машина приметная и вызывает много внимания со стороны сотрудников гаи.

Здравствуйте, Виктория. Ездить на авто вы можете не более 5 дней. Далее необходимо проходить таможенную очистку авто. Договор купли продажи действует не ограниченное время, но авто необходимо зарегистрировать в течение 10 дней. Потребуется практическая помощь - обращайтесь.

Хочу купить авто на белорусских транзитных номерах. Вопрос: Могу ли ездить на этих транзитах без растомаживания авто и постановки на учет в ГИБДД? Можно ли оформить на этот автомобиль на территории России ОСАГО, нужно ли проходить техосмотр? Как на это будут реагировать представители закона (инспекторы ГИБДД)?

В Белоруссии -да, а в России только с растаможкой и постановкой на Российский учет.


Р езультаты первого тура выборов в литовский парламент указывают на то, что Литва продолжит развитие антибелорусских активностей в связи с неприятием проекта возведения АЭС в Островце. На этом фоне Российская Федерация предлагает белорусской стороне отказаться от транзита отечественных нефтепродуктов через Прибалтику и на льготных условиях переориентировать грузопоток на российские порты.

Результаты литовских выборов
не имеют для Беларуси принципиального значения

Н а самом деле результаты парламентских выборов в Литве и конфигурация будущей правительственной коалиции не имеют для Беларуси принципиального значения. Так как, к сожалению, практически все значимые силы литовской политики, за исключением, пожалуй, Партии Труда и «Избирательной акции поляков», в той или иной мере использовали тему противодействия строительству Белорусской АЭС для самопиара и мобилизации избирателей.

Поэтому, несмотря на то что в качестве мобилизующего фактора белорусский мирный атом не оправдал ожиданий литовского истеблишмента (явка не дотянула даже до 50%), вопрос АЭС теперь является важной составляющей не только внешней, но также внутренней политики Литвы.

Если же вернуться к результатам первого тура выборов в Сейм и попытаться спрогнозировать результаты второго, то и вовсе выходит, что к власти придут наиболее непримиримые противники белорусской атомной программы — «Союз крестьян и зеленых Литвы» и консервативная партия «Союз Отечества — Литовские христианские демократы».

Официальному Минску интересна не столько позиция тех или иных литовских политиков, сколько диапазон их практических возможностей по блокированию проекта БелАЭС.

Геополитический вес Литвы, несмотря на активную наступательную дипломатию, на самом деле весьма невелик, и на фоне «перезагрузки» отношений Беларуси с ЕС и США Вильнюс вряд ли способен спутать карты внешней политики нашей страны на западном направлении.

Вместо заведомо бесперспективных попыток вразумления литовского бомонда гораздо важнее заручиться нейтралитетом или (в лучшем случае) благожелательной позицией Германии и Польши, а также международных организаций.

Позитивная тональность отчетов МАГАТЭ наряду с поступательным снижением конфликтности в отношениях с лидерами западного мира указывает на то, что белорусские дипломаты не зря едят свой хлеб и выполняют поставленные задачи достаточно эффективно.

Успехи в торговле с Литвой
перекрывают политические риски

Ч то касается непосредственно белорусско-литовских отношений в транзите, в том числе в контексте новых российских предложений, то целесообразно несколько абстрагироваться от эмоций и действовать не быстро, а умно.

Литва традиционно является одним из важнейших европейских партнеров нашей страны в экономической сфере.

По итогам 2015 года Литва заняла 8-е место в общем объеме товарооборота (1,2 миллиарда долларов США) и 6-е место в объеме экспорта (0,96 миллиарда долларов).

Также немаловажно, что Литовская Республика — одно из тех государств, с которыми у Беларуси складывается весомое положительное сальдо торгово-экономического баланса (в размере 686,7 миллиона долларов по итогам прошлого года).

Чтобы проследить динамику развития торгово-экономического сотрудничества достаточно отметить, что еще в 2009 году товарооборот составлял 557,4 миллиона долларов, а позитивное сальдо — лишь 167,1 миллиона.

Незамерзающий Клайпедский грузовой порт является наиболее близким для белорусских грузоотправителей. В направлении Клайпеды налажено бесперебойное железнодорожное сообщение по общей колее, что создает возможности для безопасной, быстрой переброски грузов, идущих из Беларуси в 65 стран мира, и, кроме того, транзитных грузов, следующих через Беларусь и Литву в страны Западной Европы и Скандинавии.

По итогам 2015 года объем транзитных перевозок в сообщении с Литвой занял второе место после РФ и составил порядка 16% общего объема или более 5 миллионов тонн грузов. Немаловажным доводом в пользу транзита через Литву является и тот факт, что около 30% акций Клайпедского терминала принадлежат отечественному флагману «Беларуськалий».

Таким образом, торгово-экономические отношения с Литвой развиваются достаточно успешно, несмотря на постоянно сотрясающие информационное пространство политические скандалы.

Ведь в Минске всегда отдавали себе отчет, что на территории Литвы при поддержке правящего класса развернута целая инфраструктура по подготовке «революционеров» для смены власти в Беларуси, зарегистрированы представительства различных сомнительных иностранных организаций и т. д.

Однако, видимо, эти политические риски, как и начавшаяся недавно в Литве «охота» на каких-то «белорусских шпионов», представляются руководству нашей страны столь незначительными, что на подобные действия литовских партнеров просто не обращают должного внимания за подсчетом экономических дивидендов.

Российское предложение:
как «журавля» превратить в «синицу»

П оэтому если рассматривать предметно российское предложение о переориентации грузопотока нефтепродуктов, то видится, что на настоящем этапе совершенно нецелесообразно ломать устоявшуюся схему взаимодействия с Литвой, особенно вмешивая в данную область политические соображения.

Представляется, что реальных возможностей воспрепятствовать возведению БелАЭС у Вильнюса нет, а литовские пляски с бубном вокруг костра с белорусскими радикалами уже давно в Минске никого не пугают и не интересуют.

В сухом остатке остается только прагматичный и взаимовыгодный бизнес и ничего личного, тем более что Литва также весьма серьезно зависима от сотрудничества с Беларусью.

Тем не менее совсем отказываться от обсуждения российского предложения не стоит, так как диверсификация стран-транзитеров — один из приоритетов нашей государственной политики.

Нужно прорабатывать различные варианты кооперации с партнерами в РФ, Латвии, Украине, Польше хотя бы для того, чтобы не складывать яйца в одну корзину и не стать объектом шантажа, что так часто случается в международных отношениях.

Для принятия принципиального управленческого решения о диверсификации поставок нефтепродуктов на российские порты одного льготного тарифа на перевозки по РЖД до 2018 года явно недостаточно.

Очевидно, что вопрос необходимо увязывать с получением дополнительных «плюшек»: например, с концессиями для компании «Белоруснефть» на разработку российских нефтяных месторождений, увеличением запланированных объемов поставок российской нефти на отечественные НПЗ и т. д.

А затем, в процессе переговоров, вполне возможно найти взаимовыгодное решение, когда переориентация транзита на российские порты перестанет быть «журавлем в небе» в сравнении с литовской «синицей в руке».