Что такое Палеография? Значение и толкование слова paleografija, определение термина

1) Палеография - - историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления времени и места их создания.

2) Палеография - (дословно с греч. - "древнеписание") - очень трудная и сложная специальная наука, находящаяся на грани искусства. Наиболее важна для источниковедения, так как занимается изучением истории письма. Ее задачей является подготовка старинных текстов к прочтению, определение по письму, почерку места и времени написания рукописей, если они не датированы. Палеография существует с XVII века. Ее основы были заложены французами, талантливым, трудолюбивым монахом - бенедиктинцем Жаном Мабильоном, ученым Монфоконом, которые установили некоторые правила расшифровки письма, выяснили историю букв разных алфавитов. Особенно успешно палеография развивалась во второй половине XIX века.

3) Палеография - (от греч. palaios - древний и grapho - пишу), специальная историческая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, исследует изменения графической формы письменных знаков, украшение и оформление рукописей и книг. В зависимости от системы письма, алфавита и языка делится на греческую, латинскую и др. Славянская П. изучает памятники, написанные кириллицей и глаголицей. Как наука сложилась к середине 19 в. Курсы и пособия по славянской П. составлены И. И. Срезневским, А. И. Соболевским, И. А. Шляпкиным, В. Н. Щепкиным, Е. Ф. Карским, М. Н. Тихомировым, А. В. Муравьевым, Л. В. Черепниным и др.

Палеография

Историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления времени и места их создания.

(дословно с греч. - "древнеписание") - очень трудная и сложная специальная наука, находящаяся на грани искусства. Наиболее важна для источниковедения, так как занимается изучением истории письма. Ее задачей является подготовка старинных текстов к прочтению, определение по письму, почерку места и времени написания рукописей, если они не датированы. Палеография существует с XVII века. Ее основы были заложены французами, талантливым, трудолюбивым монахом - бенедиктинцем Жаном Мабильоном, ученым Монфоконом, которые установили некоторые правила расшифровки письма, выяснили историю букв разных алфавитов. Особенно успешно палеография развивалась во второй половине XIX века.

(от греч. palaios - древний и grapho - пишу), специальная историческая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, исследует изменения графической формы письменных знаков, украшение и оформление рукописей и книг. В зависимости от системы письма, алфавита и языка делится на греческую, латинскую и др. Славянская П. изучает памятники, написанные кириллицей и глаголицей. Как наука сложилась к середине 19 в. Курсы и пособия по славянской П. составлены И. И. Срезневским, А. И. Соболевским, И. А. Шляпкиным, В. Н. Щепкиным, Е. Ф. Карским, М. Н. Тихомировым, А. В. Муравьевым, Л. В. Черепниным и др.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...
Ясельничий - (от ясли ящик для корма скота), придворный...
Ятвяги - древнее литовское племя между pp. Неман и Нарев. ...

И, ж. Наука, изучающая историю письма, его графики, а также историю создания памятников древней письменности. Палеография славянских надписей. || Особенности письма и внешнего вида какой-л. рукописи. [От греч. παλαιός - древний и γράφω - пишу] Малый академический словарь

  • Палеография - (от Палео... и... графия (См. ...графия)) специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма (См. Письмо), закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения... Большая советская энциклопедия
  • палеография - Палеография, палеографии, палеографии, палеографий, палеографии, палеографиям, палеографию, палеографии, палеографией, палеографиею, палеографиями, палеографии, палеографиях Грамматический словарь Зализняка
  • Палеография - Изучает историю письма по рукописным памятникам, начертанным на папирусе, пергаменте и бумаге, т. е. на таком материале, на котором буквы не вырезываются, а написываются. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • палеография - ПАЛЕОГР’АФИЯ, палеографи, мн. нет, ·жен. (от ·греч. palaios - древний и grapho - пишу) (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. | Особенности письма и внешнего вида какой-нибудь рукописи. Палеография этого памятника очень своеобразна. Толковый словарь Ушакова
  • ПАЛЕОГРАФИЯ - ПАЛЕОГРАФИЯ (от палео... и...графия) - историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма... Большой энциклопедический словарь
  • палеография - орф. палеография, -и Орфографический словарь Лопатина
  • палеография - ПАЛЕОГРАФИЯ ж. часть археологии, древлеписьменность; наука о древних почерках и письменах; палеограф м. занимающийся этим ученый; палеографический, к сему относящ. Палеонтология ж. наука об ископаемых орудных телах, о допотопной растительности и животных. Толковый словарь Даля
  • палеография - палеография ж. Вспомогательная филологическая дисциплина, занимающаяся изучением древних рукописей с точки зрения способа написания букв, их форм, особенностей материала, на который они нанесены, и т.п. с целью определения времени и места их написания. Толковый словарь Ефремовой
  • ПАЛЕОГРАФИЯ - (от греч. palaios - древний и grapo - пишу) - спец. ист. дисциплина, изучающая историю письма, выявляющая и исследующая закономерности развития его графич. форм. П. подразделяется в зависимости от алфавитов и языка на греч., лат., славяно-рус., арм. Советская историческая энциклопедия
  • палеография - Это заимствование было сделана из французского языка в XVIII в., когда в России стала формироваться наука, названная этим словом – изучающая развитие письменности, древние рукописи. Французское paleographie – образовано на базе греческого palaios – "древний" и graphein – "писать". Этимологический словарь Крылова
  • палеография - ПАЛЕОГРАФИЯ -и; ж. [от греч. palaios - древний и graphō - пишу] 1. Историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания. 2. Особенности письма и внешнего вида какой-л. рукописи. Толковый словарь Кузнецова
  • палеография - Палеографии, мн. нет, ж. [от греч. palaios – древний и grapho – пишу] (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой-н. рукописи. Палеография этого памятника очень своеобразна. Большой словарь иностранных слов
  • палеография - сущ., кол-во синонимов: 1 история 61 Словарь синонимов русского языка
  • Этот вопрос будет рассмотрен детально в данной статье. Прежде всего, стоит дать определение кратко. Что изучает палеография, можно определить в нескольких словах. Область ее исследования - исторические документы. Ученые, занимающиеся этой наукой, изучают рукописи, а также печатные книги, с целью выявления закономерностей развития шрифтов.

    Палеография как отрасль исторической науки

    Изучает документы этот раздел знаний не только для того, чтобы проследить развитие письма, но также для определения других характеристик литературных памятников.

    Что же еще интересует деятелей науки? Палеография изучает авторство, время и место написания документа. В данном случае она выступает в качестве вспомогательной отрасли истории.

    Благодаря трудам ученых, работающих в этой области, современное человечество обладает информацией о дате многих значимых событий. Как уже было сказано, кроме времени, исследователи также способны с той или иной степенью вероятности сказать о том, кто написал текст, а также выявить место, где он был создан.

    Первые исследования

    Основоположники этой науки Мабильон и Монфокон были французскими монахами, жившими в семнадцатом веке. Первый из них издал монументальный научный труд, состоящий из репродукций многочисленных рукописей древних времен, сопровождавшихся характеристиками встречающихся в этих документах.

    Это многотомное издание было издано тиражом около 2000 экземпляров, который разошелся в считанные месяцы, что стало большим достижением зарождающейся науки. Стоит сказать о том, что в те далекие времена редко бывали случаи, когда книга, даже принадлежащая к жанру художественной литературы, раскупалась так быстро и в таком количестве. А для научной работы это стало невиданным до той поры успехом.

    Сомнение - причина научных открытий

    Палеография - это специальная наука, которая изучает исторические документы, а именно шрифты, которые для них характерны, материал, письменные принадлежности и так далее.

    Французский монах Монфокон, являющийся одним из отцов-основателей этой отрасли знаний, был автором многочисленных работ, посвященных проблемам данной науки. Причиной того, что он заинтересовался этими вопросами и активно стал их разрабатывать, послужило его сомнение в подлинности некоторых документов, подписанных видными историческими личностями.

    Это и явилось толчком к активному изучению шрифтов.

    Различные виды шрифтов

    Область изучения палеографии - авторство, время, место. Эти характеристики могут быть определены по особенностям написания отдельных букв текста. Так какими же бывают шрифты, чем они отличаются друг от друга? Первые исследования в этой области проводились на основе материала греческих документов. Самые древние из них были выбиты на камнях. В таком виде дошли до нас своды законов, различные политические соглашения, а также изречения правителей. Эта информация была высечена на стенах зданий и на отдельных каменных глыбах. Шрифт таких текстов не отличался особой изысканностью и состоял из простейших геометрических элементов: прямых линий, кругов и так далее.

    Он вошел в историю как алфавит надписей.

    В то время уже появился папирус, но на нем сохранялись только сведения, которые были необходимы для видения деловых отношений, торговли, а также для переписки между рядовыми гражданами. Позже, когда правители осознали тот факт, что все многочисленные законы не могут поместиться на стенах зданий, и что необходимо найти для них иной материал, которым стал папирус, появилась другая разновидность шрифта. Она имела форму, схожую с прописными буквами, выведенными от руки. Такой шрифт применялся в Европе вплоть до Средневековья. И именно он послужил основой для внешнего вида букв кириллической азбуки, которыми написаны все древнерусские памятники литературы, такие как "Ипатьевская летопись", "Слово о полку Игореве" и так далее.

    Появление курсива и строчных букв

    Говоря о том, что изучает палеография в истории, следует упомянуть о том факте, что ученые, занимающиеся этой наукой, сделали многие открытия, которые могут показаться занимательными для людей, интересующихся историей и филологией.

    Например, вплоть до эпохи Возрождения такие элементы, как прописные, строчные буквы, а также курсив, редко употреблялись совместно, а существовали как отдельные шрифты.

    Когда древнегреческие правители приняли решение о переводе сводов законов с камня на папирус, появился новый вид букв - заглавные.

    Наука стремительно развивалась, труды философов приобретали все большую популярность. Вместе с этим пользовалась популярностью и художественная литература, а также драматургия. Все это требовало тиражирования многочисленных текстов. Этим занимались писари. Они должны были копировать объемные сочинения за непродолжительный отрезок времени. По этой причине каллиграфические особенности рукописей, как правило, страдали. Буквы приобретали специфический наклон, характерный для быстрого их начертания. Такой шрифт получил название курсива.

    Он, наряду с алфавитами, состоящими из прописных и заглавных букв, употреблялся самостоятельно до эпохи Средневековья.

    Готика в рукописях

    В эпоху Средневековья стал известен другой материал для письма - пергамент. Изменились и инструменты, с помощью которых производились надписи. Перья с широким основанием уступили место заостренным канцелярским принадлежностям, которые требовали от каллиграфов изменять степень нажима при начертании линий различной толщины. Это повлияло и на внешний вид самих букв. Они приобрели более вытянутый вид. Появились многочисленные поперечные штрихи и декоративные элементы. Этот стиль получил название

    Существуют различные его разновидности. Можно перечислить такие виды готических шрифтов, как текстура, фрактура и так далее. Именно в таком стиле была оформлена первая в истории книга, выпущенная немецким мастером Иоганном Гуттенбергом.

    Реформа в области письма

    Продолжая разговор о том, что изучает палеография, нельзя не упомянуть еще об одном важном историческом факте.

    В эпоху Средневековья, как уже было сказано, в книгопечатании господствовал готический стиль.

    Однако деятели Возрождения пришли к выводу, что в тех древних латинских и греческих рукописях, что они изучали, можно найти буквы, более совершенные по внешнему виду, чем те, которыми были напечатаны книги современных им авторов.

    Поэтому некоторые деятели искусства приступили к созданию нового шрифта. Он получил название антиква. И именно буквы такого вида стали прародителями тех шрифтов, которые чаще всего используются сегодня в печати.

    Данное изобретение принадлежит итальянским деятелям искусства. В числе его создателей был и знаменитый поэт Петрарка. В течение непродолжительного времени почти вся европейская печатная литература перешла на латинский алфавит этого образца.

    Исключением была лишь Германия, в которой приверженность готическому стилю сохранялась вплоть до середины XX века.

    Печатная экзотика

    Краткий обзор того, что изучает палеография, можно продолжить, упомянув еще об одной сфере деятельности ученых этой отрасли. В XVIII веке после издания первых сборников, включавших в себя репродукции древних рукописей, многие люди заинтересовались внешним видом букв, которые применялись в этих текстах. Некоторые промышленники стали выпускать литературу, применяя различные редкие шрифты. Но часто издатели не учитывали тот факт, что латинский алфавит в стиле фактура прекрасно выглядит в словах французского языка, но абсолютно не сочетается с испанскими и многими другими.

    Виды тайнописи

    В область того, что изучает палеография, входят также и различные типы передачи информации, при которых используются зашифрованные письменные послания.

    Все виды такого кодирования имеют общее название - криптография.

    Еще один феномен, который следует упомянуть в разговоре о том, что изучает палеография, - стеганография. Под этим термином понимается шифрование послания таким образом, чтобы не был заметен и сам факт наличия в нем какой-либо тайны. При подобном способе передачи информации написанное либо выглядит внешне как отрывок совершенно другого содержания, либо скрывается сам текст.

    Примеры

    В качестве образцов употребления стеганографии можно назвать такие ее формы, как существовавшие в древности надписи на бритых головах рабов. При этом когда человек, носивший на себе послание, достигал адресата, его волосы, отросшие еще до времени отправления в путь, уже скрывали от посторонних глаз сообщение. Тот, кому оно предназначалось, мог прочитать его, обрив голову раба.

    Еще одним примером стеганографии может быть часто показываемая в фильмах про шпионов методика шифровки текста с помощью специального трафарета. Когда адресат получает такое письмо, он накладывает на него приспособление, которое показывает ему только те буквы текста, которые следует читать.

    Заключение

    В данной статье был рассмотрен вопрос о том, что изучает палеография. В частности были названы такие ее направления, как исследование шрифтов, тайнописи, материалов для письма и так далее. Можно сказать, что результаты работы, проведенной учеными в этой области, могут быть интересны не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

    Обратимся к этимологии этого слова: «палео» - древний и важный и «графо» - писать. Это вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю письма, закономерности развития его исторических форм, а также памятники письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Кроме того, в ведение этой науки входят и эволюция графических форм букв, письменных знаков, пропорций их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, система сокращений и их графическое обозначение, материал для письма а также инструменты для письма. У палеографии есть свои отрасли, которые изучают какую-либо одну из сторон этой науки. К примеру, графику систем тайнописи - криптографию. Орнамент, вид переплета, форматы рукописей - это тоже объекты изучения этой науки.

    Как появилась наука?

    Впервые термин был введен лишь в 1708 году Монфоконом - французским монахом. В России зачатки палеографии есть в трудах старообрядческих полемистов начала 17 века.

    Что же изучает палеография?

    У палеографии две стороны:

    Первая изучает внешний вид рукописи . К нему относят писчий материал (изучает вид бумаги, папируса или пергамента), переплет, линии, орнаменты, сокращения и упрощения, украшения. Важным моментом здесь является и орудие письма. Писать можно чем угодно: ручкой, гусиным пером, каламом.

    Вторая сторона изучает внутренний вид и содержание рукописей .

    Кроме внешней формы букв изучается и наклон букв, угол письма, дукт - то есть последовательность и направление в начертании отдельных букв и символов, размеры букв в миллиметрах, а также пропорции ширины и высоты. В этой науке есть также свои термины, такие как «тяжелое письмо» - письмо с жирным начертанием букв, делается мягким пером и «легкое письмо» - письмо с тонкими линиями, обычно делается жестки пером. О формах письма Важнейшую роль в палеографии несут в себе различные формы письма.

    К примеру, выделяют следующие формы письма:

    минускул - письмо строчными буквами курсив - то есть скоропись,

    маюскул - письмо, которое подразделяют на два вида: устав - «капитальное» письмо, это почерк с четким угловато- геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке с малым числом выступающих вверх и вниз элементами. Для него характерно малое число сокращений, медленность и торжественность исполнения.

    Второй разновидностью маюскула является полуустав - более округлое и позднее письмо. .Младший полуустав изобилует различными надстрочными и подстрочными знаками. Для заголовков применяется вязь - техника декоративного сочетания букв.

    Интересный факт, что отличие минускула и курсива оформляются только в 13 веке, до того писали либо только строчными либо только прописью. Маюскул вскоре был сменен минускулом, на западе около 800 года, а в Греции - значительно позже. На Западе произошла смена на готическое письмо. Также во времена Петрарки то есть в 14 веке гуманисты обнаружили красивое письмо, которым были сделаны труды античных авторов и назвали его «каролинским минускулом». Это письмо их так поразило своей красотой и удобочитаемостью, что они стали также писать им. На его основе возник современных латинский шрифт. Реформа шрифта в России произошла в 18 веке в связи с реформами Петра I.

    Таким образом, палеография - очень интересная и вместе с тем сложная наука, которая может помочь также с датировкой исторического документа или при разгадках многих тайн авторства и подлинности произведения.

    Палеография (от Палео... и... графия (См. ...графия))

    специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма (См. Письмо), закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. П. исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков (например, иероглифов), пропорции их составных элементов, виды и эволюцию Шрифт ов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль П. изучает графику систем тайнописи (Криптография). В сферу П. входит также изучение Орнамент а и водяных знаков (См. Водяной знак) бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей (в странах Западной Европы и в СССР комплексом вопросов, связанных с изготовлением и судьбой рукописной книги, занимается возникшая во 2-й половине 20 в. специальная дисциплина - кодикология).

    В П. разработаны специфические методы исследования (техника анализа графических данных, методика датировки рукописей по совокупности палеографический примет и др.). Используются также методы др. наук и специфических дисциплин: языкознания (уточнение датировки и топологии рукописи по данным языка), текстологии (См. Текстология) и дипломатики (уточнение тех же данных по содержанию, стилю, истории текста, по формулярам грамот и документов), искусствоведения (то же - по художественным данным миниатюр, орнамента), химии (анализ чернил и др. красящих веществ), физики (использование радиоактивных изотопов для датировки органических материалов и т.п.) и др. Теоретическая сторона П.- история письма, являясь частью истории культуры данного народа, даёт научную основу для практической её стороны - выработки суммы практических приёмов для безошибочного чтения рукописей, правильной их датировки и т.д. Обе задачи П.- теоретическая и практическая - тесно связаны между собой.

    П. подразделяется в зависимости от алфавитов и языка на греческую, латинскую, славяно-русскую, армянскую, грузинскую, арабскую и др. Общей П. не существует; некоторые учёные (французский - Ж. Маллон, австрийский - Л. Сантифаллер, бельгийский - Ф. Мазе, чехословацкий - П. Спунар и др.) ставят вопрос о необходимости создания общей П., выявляющей законы развития, общие для любого письма. Термин «П.» был впервые употреблен в 18 в. французским учёным Б. Монфокон ом, с именем которого связано и выделение П. из дипломатики (См. Дипломатика) в качестве самостоятельной дисциплины. С середине 20 в. в П. проявилась тенденция исследовать письмо всех видов памятников независимо от их материала - не только письмо на восковых табличках, пергамене (пергаменте), бумаге (См. Бумага), но и надписей на твёрдом материале, на Папирус е (до середины 20 в. надписями и папирусами занимались главным образом Эпиграфика и Папирология) и на бересте (см. Берестяные грамоты). С 50-х гг. 20 в. предметом П. постепенно становится также письмо нового и новейшего времени, ранее почти не изучавшееся.

    С. М. Каштанов, В. Н. Малое, В. Л. Романова.

    Греческая П. Термин «греческая П.» впервые был употреблен в начале 18 в. Б. Монфоконом, описавшим историю греческого письма (См. Греческое письмо) с древнейших времён до падения Византийской империи (1453). С конца 18 в. греческая П. изучает лишь письмо Византийской империи по пергаментным и бумажным рукописям (письмо на твёрдом материале и папирусах в круг изучения греческой П., как правило, не входит). Для 18-19 вв. характерно накопление сведений, отдельных наблюдений по истории византийского письма на основе изучения рукописных собраний (находившихся после турецкого завоевания Византии главным образом в библиотеках Италии и Франции). В 19 в. публикуются описания собраний византийских рукописей из европейских библиотек (например, немецкого филолога Ф.Баста, французского - А. Омона), подготовившие появление во 2-й половине 19-1-й половине 20 вв. обобщающих руководств по греческой П.: немецких палеографов В. Гардтхаузена, В. Шубарта (главным образом по истории письма на папирусе), греческого учёного А. Сигаласа (история греческого письма с древнейших времён по 15 в.) и др. Со 2-й половины 19 в. осуществляются научные издания факсимиле греческих рукописей немецким палеографом В. Ваттенбахом, А. Омоном. Продолжалась и научная публикация снимков с рукописей (например, издание американскими учёными К. и С. Лейк серии факсимиле датированных греческими минускульных рукописей до 13 в.). Во 2-й половине 20 в. греческая П. за рубежом развивается в двух направлениях: составление библиографических справочников, научных описаний рукописей и рукописных собраний (французские учёные М. Ришар, А. Ден, Р. Девреес и др.); исследования по истории отдельных мастерских письма [французский - Ж. Иригуэн, греческий - Л. Политис, Ф. Дёльгер (ФРГ) и др.].

    В Россию первое известное значительное собрание греческих рукописей было привезено с Афона (см. Айон-Орос) в середине 17 в. А. Сухановым (ныне хранится в Историческом музее в Москве); большое собрание составили греческие рукописи, поступившие в 19 в. в Публичную библиотеку в Петербурге (современная Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Занятия греческой П. в России первоначально были связаны с потребностями развивающейся славистики (см. Славяноведение). С середины 19 в. появляются сборники фотокопий с греческих и славянских рукописей, статьи о связях между византийской и славянской письменностью (И. И. Срезневский, В. И. Григорович, архимандриты Савва, Амфилохий, Антонин Капустин, Порфирий Успенский и др.). Для дальнейшего развития греческой П. в России характерно научное описание эллинистами и византинистами (В. К. Ернштедт, В. Г. Васильевский, В. Н. Бенешевич и др.) греческих рукописных собраний и отдельных рукописей. После установления Советской власти изучение, описание и составление каталогов греческих рукописей продолжали В. Н. Бенешевич, Г. Ф. Церетели, М. А. Шангин, Е. Э. Гранстрем.

    Лит.: Гранстрем Е. Э., Современное состояние византийской палеографии, в сборнике: Археографический ежегодник за 1961 г., М., 1962; Церетели Г. Ф., Сокращения в греческих рукописях, 2 изд., СПБ, 1904; Gardthausen V., Griechische Paläographie, 2 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1911-13; Devreesse R., Introduction à I’étude des manuscrits grecs, P., 1954; Richard М., Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs, 2 ed., P., 1958; Turyn A., Dated Greek manuscripts of the 13th and 14th centuries in the libraries of Italy, v. 1-2, Urbana, 1972.

    Е. Э. Гранстрем.

    Латинская П. изучает памятники письма на европейских языках с латинским алфавитом (См. Латинский алфавит). Основы латинской П. были заложены в 17 в. Ж. Мабильон ом (рассматривавшим историю письма как составную часть дипломатики). Им было введено деление письма на книжное и дипломатическое (письмо документов), выявлены и описаны так называемые национальные типы письма (термин, введённый в 18 в.) - вестготский, лангобардский, англо-саксонский и меровингский; основная роль в их возникновении, согласно ошибочному мнению Мабильона, принадлежала варварским народам. В 1-й половине 18 в. итальянский учёный Ш. Маффеи доказал, что национальные типы письма являются результатом переработки античного (римского) письма. Во 2-й половине 18 в. Французские учёные-бенедиктинцы Р. П. Тассен и Ш. Ф. Тустен («Nouveau traité de dipiomatique...», v. 1-6, P., 1750-65) лишь эклектически соединили концепции Мабильона и Маффеи. Для развития латинской П. в странах Западной Европы в 19 в. характерно активное выявление, палеографического изучение и публикация национальных фондов рукописей. Были созданы учебные заведения, готовящие палеографов и ведущие исследовательскую работу (парижская Школа хартий, флорентийская Школа палеографии и дипломатики и др.). Большую палеографическую работу в связи с изданием «Monumenta Germaniae Historica» проделало общество по изучению ранней германской истории (основано 1819). С середины 19 в. появляются многочисленные факсимильные издания образцов средневекового письма и книжного орнамента, расположенные в хронологической последовательности. В них делались попытки отразить общий ход развития латинского письма и по отдельным странам. Издаются также факсимиле рукописей крупнейших библиотек (Ватиканской, Французской национальной библиотеки, библиотеки Британского музея и др.). В начале 20 в. новое направление в латинской П. возглавил немецкий филолог Л. Траубе, создавший так называемую теорию амфиктионий; он выдвинул принцип палеографического изучения рукописей по месту их создания - по группам средневековых мастерских письма (амфиктиониям); историю письма он рассматривал как неотъемлемую часть истории культуры. Его ученики и последователи выявили особенности графики, свойственные различным мастерским: работы английского учёного У. М. Линдсея о Веронской мастерской в Италии, американского - Е. К. Рейда о Турской мастерской во Франции, Л. В. Джонса о Кельнской мастерской в Германии и Корбийской во Франции, немецкого учёного К. Лёфлера о Санкт-Галленской мастерской (территория современной Швейцарии). Советский палеограф О. А. Добиаш-Рождественская исследовала рукописи Корбийской мастерской 8-9 вв. К середине 20 в. был накоплен большой фактический материал, потребовавший отказа от старой схемы развития латинского письма. Французские палеографы Ж. Маллон, Ш. Перра, Р. Маришаль, включив в сферу своих исследований письмо папирусов и надписей и изучив все виды памятников письменности 1 в. до н. э.-5 в. н. э., предложили новую теорию развития римского письма. Главная роль в её разработке принадлежит Маллону, показавшему, что формы строчных букв латинского алфавита появились уже в 3 в. в римском книжном письме. В основе развития письма Маллон видит видоизменение графики так называемого обычного письма, более беглого и свободного по сравнению с его каллиграфическими формами. Основные причины развития письма Маллон и его последователи ищут в изменении материальных условий письма. Маллон предложил новую методику исследования письма, основанную на изучении технических приёмов работы писца. Во 2-й половине 20 в. ставится вопрос о палеографическом исследовании «нового» письма (после 15 в.). С начала 20 в. центром изучения каллиграфии 16-18 вв. стала Великобритания (школа С. Морисона). Возрос интерес к проблеме происхождения, развития готического письма (См. Готическое письмо) 12-15 вв. (французский учёный Ж. Буссар, нидерландский - М. Г. Лифтинк и др.). Ставятся проблемы физиологии, психологии письма (работы бельгийского палеографа Х. Каллеверта), поднимается вопрос о роли социальных и культурных условий в появлении и эволюции письма (австрийский учёный Г. Фихтенау, бельгийский - Ж. Стьенон, французский - Р. Маришаль). Большое внимание уделяется характеристике индивидуальных почерков и их генезису в 13 в. Один из актуальных вопросов лат. П.- выработка единой международной номенклатуры, терминологии - был рассмотрен на Международном палеографическом коллоквиуме в Париже в 1953; по его решению в 1957 был создан Международный палеографический комитет, в который входят представители многих стран, в том числе СССР. Под руководством этого комитета ведётся издание каталогов датированных рукописей (на латинском и европейском языках с латинским алфавитом) и рукописей, имеющих указание места написания. Широкое развитие получила работа по описанию и палеографическому изданию рукописей. Изучаются методы анализа письма с помощью различных лабораторных методов (например, голографии), используются ЭВМ.

    Значительных успехов латинская П. достигла в социалистических странах. Вышли общие курсы по латинской П. венгерского палеографа Л. Мецеи, польского - В. Семковича, немецкого (ГДР) - А. Гейштора, М. Хамана, чешского - И. Шебанека, югославского - В. Новака.

    В России начало латинской П. было положено Добиаш-Рождественской, которая впервые ввела её преподавание. После Октябрьской революции 1917 Добиаш-Рождественская написала первую в СССР общую работу по латинской П., составила каталоги рукописей, хранящихся в Государственной публичной библиотеке в Ленинграде.

    Латинской П. описано историческое развитие типов латинского письма (Капитальное письмо , унциал и полуунциал, каролингский минускул, готический минускул и гуманистический шрифт, легший в основу письма большинства европейских стран). Современные палеографы изучили многие важные проблемы: генезис готического письма (Т. В. Луизова), его развитие в книгах (В. Л. Романова) и документах (Л. И. Киселева). История латинского письма доведена до 18 в. в работе В. Н. Малова. Обобщающая работа по латинской П. принадлежит А. Д. Люблинской. Составляется сводный каталог латинских рукописей, хранящихся в СССР.

    Лит.: Добиаш-Рождественская О. А., История письма в средние века, 2 изд., М.- Л., 1936; Люблинская А. Д., Латинская палеография, [М., 1969]; Foerster Н., Abriss der lateinischen Paläographie, 2 Aufl., Stuttg., 1963 (имеется лит.); Mallon J., Paléographie romaine, Madrid,1952; Gieysztor A., Zarys dziejów pisma łacińcskiego. Warsz., 1973; Stiennon J., Paleographie du moyen âge, P., 1973.

    В. Л. Романова, В. Н. Малов.

    Славяно-русская П. подразделяется на глаголическую, изучающую памятники, написанные глаголицей (См. Глаголица), и кирилловскую, изучающую памятники, написанные кириллицей (См. Кириллица) (так как большинство славянских рукописей написано кириллицей, кирилловская П. является главным направлением славяно-русской П.).

    Некоторые практические приёмы графологического анализа (главным образом для выявления подложных подписей) получили распространение в Русском государстве в 15-17 вв. Первым исследованием были так называемые «Поморские ответы» учёного-старообрядца Андрея Денисова (1717), который разоблачил сфабрикованные православной церковью документы, относящиеся якобы к 12 в. («Соборное деяние на еретика арменина на мниха Мартина») и к 14 в. («Требник» митрополита Феогноста). Публикация и изучение источников в 18 в. подготовили становление к 19 в. славяно-русской П. как научной дисциплины. Для 1-й половины 19 в. характерно накопление палеографических наблюдений, составление описаний рукописей, издание: альбомов с образцами древнего письма: и орнамента, издание альбомов водяных знаков (А. Н. Оленин. Е. А. Болховитинов, К. Ф. Калайдович, П. М. Строев, А. Х. Востоков, А. Н. Пыпин, К. Я. Тромонин и др.). С середины 19 в. возникают также обобщающие труды (В. М. Ундольский, П. И. Иванов, И. П. Сахаров). В середине 19 -начале 20 вв. появляются классические теоретические исследования И. И. Срезневского (См. Срезневский) (история письменности у славян и палеографический разбор датированных памятников письменности 11-14 вв.), И. В. Ягич а (исследования главным образом в области глаголической П.), А. И. Соболевского (материал по истории русских и славянских рукописной книги, исследование эволюции букв - разбор наиболее характерных знаков устава, Полуустав а, включая Скоропись 15-17 вв.), Е. Ф. Карского (указатели рукописных хранилищ, описание датированных рукописей 11-14 вв.). В. Н. Щепкин разработал методы графологического анализа, датировки рукописей по совокупности примет и др. Русские учёные 19 -начала 20 вв. много сделали для разработки южнославянской П. (В. И. Григорович, О. М. Бодянский, П. Успенский, особенно П. А. Лавров и С. Кулябкин) и славяно-молдаво-румынской П. (А. И. Яцимирский). После Октябрьской революции 1917, в 20-40-х гг. существенный вклад в развитие славяно-русской П. внесли исследования Н. М. Каринского, уделившего большое внимание «социологическому элементу палеографии» (отношения писцов и заказчиков и т.п.), И. Ф. Колесникова, изучавшего скоропись 15-18 вв., М. Груньского (изучение глаголицы), М. Н. Сперанского (особенно в области изучения тайнописи). В 50-60-х гг. развитие славяно-русского П. вступило в новую фазу: были открыты берестяные грамоты и стало изучаться их письмо (А. В. Арциховский, М. Н. Тихомиров, Л. П. Жуковская), что явилось крупным шагом к стиранию граней между П. и эпиграфикой; началось внедрение в П. методов химии и физики (Д. П. Эрастов и др.). В области палеографической методики (в том числе и по письму берестяных грамот) много сделано М. В. Щепкиной, важные исследования по филиграням принадлежат С. А. Клепикову и др. Особое место занимают исследования о происхождении глаголического письма (А. М. Селищев, П. Я. Черных, Е. Э. Гранстрем и др.). С 50-х гг. наметилось некоторое оживление работы по факсимильному изданию рукописных памятников, главная заслуга в этом принадлежит М. Н. Тихомирову. Предметом палеографического исследования становится письмо 19-начала 20 вв. (С. А. Рейсер). Специальному исследованию подвергаются диакритические надстрочные знаки (Р. В. Булатова, В. В. Колесов), цифровая система (Р. А. Симонов). Разрабатывается П. нотных (певческих) рукописей (М. В. Бражников). Общие курсы М. Д. Приселкова (1938), Н. С. Чаева и Л. В. Черепнина (1947), Л. В. Черепнина (1956), А. Т. Николаевой (1956), А. П. Пронштейна (1973) по славяно-русской П. установили более тесную связь П. с источниковедением и исторической наукой. В славяно-русской П. имеется и др. направление, представители которого рассматривают П. как преимущественно филологическую дисциплину, служащую целям исторического языкознания (фактически же данные П. используются как историческим источниковедением, так и историческим языкознанием). В разработку южнославянской П. крупный вклад внесли сербско-хорватские учёные. В 1-й половине 19 в. ими были опубликованы факсимильные издания образцов письма и орнаментики (П. Солярич, А. Драгославлевич, Д. Аврамович и др.). Во 2-й половине 19 - начале 20 вв. активно исследовалась проблема происхождения глаголического письма (Е. Копитар, В. С. Караджич, Ф. Рачки, Ф. Мнклошич, И. Чрнчич, В. Ягич, С. Ившич, Р. Нахтигаль). В конце 19 - начале 20 вв. большое внимание уделяется кирилловской П. Публикация рукописных памятников сопровождается палеографическими исследованиями (Л. Стоянович, Н. Родойчич, В. Мошин, Б. Конецкий, М. Динич и др.), исследуются криптография (Д. Костич), аббревиатуры (Г. Чремошник), издаются сборники филиграней и исследования по филиграням (В. Мошин, С. Тралич). Во 2-й половине 20 в. изучается так называемый курсивный тип кириллицы (1-я половина 18 в.), послуживший основой для современного письма. В 19-20 вв. заметную роль в разработке южнославянской П. сыграли чешские учёные, занимавшиеся преимущественно изучением глаголицы (И. Добровский, П. Й. Шафарик, Й. Гануш, Л. Гейтлер, В. Вондрак, Й. Вайс и др.). В 20 в. важным центром исследований по южнославянской П. стала Болгария. Здесь ведётся палеографическое издание и изучение рукописей, описание наиболее крупных рукописных собраний с палеографическим анализом (Б. Цонев, Э. Георгиев, М. Стоянов, И. Гошев, Х. Кодов, К. Мирчев и др.), исследования болгарского орнамента (Н. Райнов и др.), филиграней и составление справочников по филиграням (В. Николаев и др.). Славяно-молдавская П. разрабатывается в СРР (Й. Богдан, Д. Миок). В конце 19-20 вв. исследованиями в области южнославянской П. стали заниматься учёные Великобритании (И. Тейлор, М. Гастер), Германии (Р. Абрихт, А. Лескин), Австрии (В. Леттенбауэр), Франции (В. Водов), главное внимание уделяя изучению глаголицы и проблеме происхождения славянской письменности в целом, а также кирилловскому письму.

    Лит.: Черепнин Л. В., Русская палеография, М., 1956 (имеется лит.); Жуковская Л. П., Развитие славяно-русской палеографии, М., 1963 (имеется лит.); Тихомиров М. Н., Муравьев А. В., Русская палеография, М., 1966; Рейсер С. А., Палеография и текстология Нового времени, М., 1970; Пронштейн А. П., Кияшко В. Я., Вспомогательные исторические дисциплины, М., 1973.

    С. М. Каштанов.

    Армянская П. Основы армянской П. как теоретической дисциплины были заложены в конце 19 в. армянским учёным-мхитаристом (См. Мхитаристы) Я. Ташяном, составителем образцового каталога армянских рукописей, хранящихся в мхитаристской библиотеке в Вене. Ташяну принадлежит первое пособие по армянской П. [«Обзор армянской палеографии», Вена, 1898 (на армянском языке)], в котором рассматриваются вопросы датировки отдельных видов армянского письма (См. Армянское письмо) 5-18 вв., история их наименований, анализируются армянские палимпсесты, освещаются проблемы эпиграфического письма. Созданная Ташяном классификация видов армянского письма легла в основу их современной классификации. Подобно греческому, латинскому, грузинскому и др., армянское письмо делится на маюскульное, вписывающееся в две параллельные горизонтальные линии, и минускульное, определяемое четырьмя линиями. К первой группе относятся две разновидности шрифта «еркатагира» - округлый и прямолинейный. Вторую группу составляют «болорагир» (лежит в основе современного типографского шрифта), «нотрагир» и «шлагир», к которому восходит современная скоропись. В конце 19-начале 20 вв. публикуются факсимильные издания армянских рукописей. Важным пособием для датировки рукописей остаётся подготовленный в 1913 армянским учёным Г. Овсепяном (Эчмиадзин) альбом факсимиле 143 образцов армянского письма 5-18 вв. на мягком материале, камне, металле (с пояснительным текстом). Материал альбома был использован армянским исследователем Р. Ачаряном [«Армянские письмена», Вена, 1928 (на армянском языке)] для решения проблем возникновения и употребления отдельных видов армянского письма. Происхождению армянской письменности, её связи с арамейским письмом посвящено исследование А. Г. Периханян (в книге: Переднеазиатский сборник, 2, М., 1966). Наиболее широким по охвату является труд «Армянское письмо и письменность» А. Г. Абрамяна (Ереван, 1973, на армянском языке, с русским и французским резюме), в котором рассматриваются эволюция армянского письма, датировка различных видов письма, аббревиатуры (См. Аббревиатура), идеограммы (См. Идеограмма), криптограммы (см. Криптография) и многое др. Важный палеографический материал содержится в «Своде армянских надписей» (в. 1-4, Ереван, 1960-73), издаваемом АН Армянской ССР. Палеографическое исследование армянских рукописей в СССР ведётся преимущественно в Матенадаран е.

    К. Н. Юзбашян.

    Грузинская П. Зарождение грузинской П. как научной дисциплины (конец 19 в.) связано с именем Д. З. Бакрадзе, в основном определившего периодизацию всех видов грузинского письма (См. Грузинское письмо) и опубликовавшего палеографические таблицы. Одно из главных мест в исследованиях грузинских учёных занимает проблема происхождения грузинского письма. Большой вклад в развитие грузинского П. внёс И. А. Джавахишвили. Происхождению грузинского письма посвящены исследования Г. В. Церетели («Армазская билингва», Тбилиси, 1941, на грузинском языке; «Армазское письмо и проблема происхождения грузинского алфавита», 1948-49) и Р. М. Патаридзе («Грузинское письмо асомтаврули», 1972, на грузинском языке). В 1958 на базе отдела рукописей Музея Грузии (Тбилиси) образован институт рукописей АН Грузинской ССР.

    Лит.: Такайшвили Е. С., Палеографический альбом, тетр. 1-2, Тб., 1909-1920.

    С. С. Какабадзе.

    Китайская П. Своеобразие развития китайской П. обусловлено спецификой китайского идеографического письма (см. Китайское письмо). Вплоть до 20 в. китайской П. как самостоятельной научной дисциплины не существовало. Палеографические исследования являлись составной частью 3 смежных отраслей науки: «науки о письменности» (вэньцзысюэ), эпиграфики (цзиньшисюэ), каллиграфологии (шуфасюэ), «Наука о письменности», возникшая в 9-10 вв., изучала начертание, произношение и семантику иероглифов словаря «Шовэня» (рубеж 1-2 вв.). Исследование древних начертаний «Шовэня» проводилось особенно широко в 18 в. (Дай Чжэнь, Дуань Юй-цай, Гуй Фу и др.).

    Эпиграфика возникла в 11-12 вв. на базе изучения надписей на бронзовых сосудах 11-6 вв. до н. э. В конце 19 в. после открытия гадательных костей с надписями 14-11 вв. до н. э. эпиграфика стала изучать также иероглифы с середины 2-го тыс. до н. э. С 30-х гг. 20 в. надписи на костях с палеографической точки зрения изучаются многими китайскими и японскими учёными; Дун Цзо-бинем были заложены основы для датировки гадательных надписей по графическим особенностям письма. Много сделано в этом направлении учёными Китая Ху Хоу-сюанем, Тан Ланем и др. Каллиграфология исследует памятники письменности (главным образом на твёрдом материале) в основном 4-8 вв.- периода формирования современного почерка кайшу. Проявляется тенденция к формированию единой китайской П., изучающей общие закономерности развития китайского письма (исследования Цзян Шань-го и др.).

    Лит.: Ху Пу-ань, Чжунго вэньцзысюэ ши (История науки о письменности в Китае), Шанхай, 1937; Чэнь Цзинь, Шовэнь яньцзюфа (Изучение «Шовэня»), Шанхай, 1934; Чжу Цзянь-синь, Цзиньшисюэ (Эпиграфика), Шанхай, 1955; Цзян Шань-го, Ханьцзы синтисюэ (Морфология китайской письменности), Пекин, 1959.

    М. В. Крюков.

    Арабская П. изучает памятники, написанные буквами арабского алфавита (на арабском, персидском, тюркском и др. языках). Описание почерков арабского письма (См. Арабское письмо) было предпринято с практическими целями арабами ещё в 10 в. Ибн Дурустия (умер в 956) описал главные почерки и их варианты, применявшиеся в халифской канцелярии. В Европе изучение арабского письма надписей, рукописей началось в 17 в., было отмечено кардинальное графическое различие между письмом куфи (угловатым письмом надписей, монет, Корана) и письмом пасхи (более округлым скорописным письмом). С 18 в. исследуется проблема происхождения арабского письма, хронологической последовательности пасхи и куфи. Многие европейские учёные 18-1-й половины 19 вв., следуя средневековой арабской традиции, ошибочно считали более ранним письмо куфи (в действительности оба вида письма существовали одновременно). В 18 в. появились первые палеографические таблицы: сирийского арабского письма и куфи Л. Адлера (Дания), куфи (по рукописям корана) Э. Фурмона (Франция); значительно более совершенные таблицы были составлены в 1-й половине 19 в. Ж. Ж. Марселем (Франция), который положил начало систематическому изучению арабского письма по надписям и рукописям («Арабская палеография», pt. 1-2, P., 1828). В 19 в. в Западной Европе сложились основные собрания арабских рукописей, к концу 19 в.- крупнейшее собрание арабских папирусов в Вене. Началось интенсивное собирание и изучение эпиграфических памятников, подготавливались научные описания памятников арабского письма, включающие палеографический анализ. Первые публикации арабских папирусов были осуществлены в 1-й половине 19 в. французским ориенталистом А. Сильвестром де Саси. В конце 19 в. арабским папирусам посвятил многочисленные работы И. Карабачек (Австро-Венгрия), в начале 20 в.- К. Х. Беккер (Германия). Во 2-й половине 19 в. появляются специальные палеографические работы. Итальянский палеограф М. Ланчи проследил варианты арабского письма в зависимости от фактуры памятника; У. Райт (Великобритания) и В. Альвардт (Германия) издали палеографические таблицы арабского письма 7-17 вв. Французский исследователь О. Уда дал описание североафриканского почерка (магриби). Капитальные работы о письме арабских надписей швейцарских учёных М. ван Бершама (конец 19 в.) и С. Флюри (20-е гг. 20 в.) заложили фундамент для последующих исследований в области эпиграфики.

    В России собирание арабских рукописей и копирование надписей началось при Петре I. Значительные собрания арабских рукописей и др. памятников письма сосредоточились в созданном в 1818 при Кунсткамере (См. Кунсткамера) Восточном кабинете (ныне Отдел рукописей Ленинградского отделения института народов Азии - важнейшее хранилище арабских рукописей). Его возглавил Х. Д. Френ, положивший начало изучению первых крупных собраний арабских рукописей в России; классифицировал и установил терминологию для разновидностей куфи. Со 2-й половины 19 в. усилилась работа по выявлению и описанию памятников арабского письма, их публикации, что способствовало накоплению палеографических наблюдений. Н. В. Ханыков показал необходимость при палеографическом анализе письма учитывать место написания.

    Советские учёные продолжают работу по научному описанию, публикации арабских надписей и рукописей. Значительная часть исследований в области развития письма (работы О. Г. Большакова, М. М. Дьяконова, Ц. П. Кахиани, В. А. Крачковской, М. Х. Нейматовой, С. Б. Певзнера и др.) базируются на изучении памятников арабского письма на территории СССР (Закавказье, Средняя Азия).

    Лит.: Крачковская В. А., Арабские надгробия Музея палеографии АН СССР, Л., 1929 (имеется библ.); её же, Эволюция куфического письма в Средней Азии, в сборнике: Эпиграфика Востока, в. 3, М.- Л., 1949; её же. Памятники арабского письма в Средней Азии и Закавказье до IX в., там же, в. 6, М.- Л., 1952; Крачковская В. А., Крачковский И. Ю.,. Древнейший арабский документ из Средней Азии, в кн.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1, М.- Л., 1955; Moritz. В., Arabic palaeography. A collection of Arabic texts from the first century of the Hidjra till the year 1000, Cairo, 1905; ero же, Arabische Schrift, в кн.: Enzykiopaedie des Islam, Bd I, Leiden - Lpz., 1913; Abbott N., The rise of the north-Arabic script and its Kur’ anic development, Chi., ; ее же, Arabic paleography, в кн.: Ars Islamica, v. 8, Ann Arbor, 1941; Grohmann A., Arabische Paläographie. t. 2, W., 1971.

    В. А. Крачковская.


    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Синонимы :