Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации "Прайм"

Поставки нефти в Китай выросли в прошлом году до рекордных объемов, а собственная добыча снизилась - впервые с середины 80-х годов. По объему импорта нефти Китай обогнал США и стал основным партнером ОПЕК. Состояние китайской экономики теперь будет определяющим фактором для мирового рынка нефти.

Россия в 2016 году значительно увеличила экспорт нефти в Китай, догнав Саудовскую Аравию. Поставки в восточном направлении будут только расти.

ДОБЫЧА НЕФТИ В КИТАЕ ОКАЗАЛАСЬ УБЫТОЧНОЙ

Обвал нефтяных цен стал тяжелым испытанием для нефтегазовой промышленности КНР. По результатам трех кварталов прошлого года чистая прибыль PetroChina - крупнейшей нефтяной компания Китая, добывающей больше половины всей нефти в стране - резко упала на 94% по сравнению с тем же периодом годом ранее до 1,73 млрд юаней (около 250 млн долларов). При этом добыча нефти принесла исключительно убытки, которые удалось компенсировать за счет переработки и маркетинга. Китайские нефтяные компании были вынуждены сократить инвестиции и пересмотреть свои планы добычи в сторону понижения, поскольку разработка месторождений внутри страны стала убыточной.

Впервые с середины 80-х годов прошлого века в Китае произошло значительное снижение добычи нефти. По данным китайских официальных источников, в 2016 году добыча упала ниже 4 млн барр./сут. (менее 200 млн т/г) по сравнению с 4,31 млн барр./сут. годом ранее. Специалисты Международного энергетического агентства (МЭА) оценивают падение в 335 тыс. барр./сут.

Причины падения - высокие затраты, которые не окупают добычу на старых истощенных месторождениях, а также на месторождениях, где залегает трудноизвлекаемая нефть. Даже существенное ослабление юаня по отношению к доллару США и всесторонняя поддержка нефтяных компаний со стороны государства не сделали добычу нефти в Китае рентабельной. Китайским НПЗ выгоднее купить дешевое сырье на международном рынке, чем покупать нефть у отечественных компаний. Ничего личного, только бизнес.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА РАСТЕТ И БУДЕТ РАСТИ

Потребление углеводородного сырья, наоборот, достигло рекордного уровня на фоне увеличения объемов переработки, прежде всего, на независимых НПЗ. Более того, несмотря на существующие экономические проблемы, было продано рекордное количество легковых автомобилей - 28 млн новых машин, что привело к увеличению спроса на моторное топливо.

По данным Главного таможенного управления КНР, поставки нефти в страну за прошлый год выросли на 13,6% по сравнению с годом ранее, достигнув 381 млн т. При этом потребление нефти в стране выросло на 2,8% по сравнению с 2015 г. - до 556 млн т. Таким образом, доля импортной нефти в структуре потребления Китая достигла 65%.

По объему импорта нефти Китай обогнал США и стал основным партнером для стран ОПЕК, включая Саудовскую Аравию - крупнейшего экспортера нефти в мире. В связи с этим Эр-Рияд рассматривает возможность использования юаня в качестве валюты для расчетов за поставки углеводородного сырья.

Тенденция роста потребления и увеличения доли импорта продолжится и в 2017 году. В CNPC - материнской компании PetroChina - ожидают увеличения потребления нефти в стране до 594 млн т, а импорта - до 396 млн т (около 8 млн барр./сут). При этом добыча "черного золота" сократится на 40-50 тыс. барр./сут., полагают специалисты CNPC. МЭА, Bernstein & Co. и Nomura Holdings прогнозируют более значительное снижение - на 240 тыс. барр./сут. Более того, ряд экспертов уверены, что зависимость от поставок углеводородов из-за рубежа будет только расти, а доля импорта в структуре потребления нефти этой страны увеличится до 70% к 2020 году.

НЕФТЯНОЙ ПОТОК ИЗ РОССИИ НА ВОСТОК

Китай стал крупнейшим потребителем российской нефти. По предварительным данным, импорт из России в прошлом году составил около 52 млн т - на 26% больше чем в 2015 году. В прошлом году Россия догнала Саудовскую Аравию по объему поставок нефти на китайский рынок.

Поставки из России осуществляются, в основном, по ответвлению трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и через Казахстан по трубопроводу Атасу - Алашанькоу, что является большим преимуществом перед конкурентами.

Трубопроводные поставки из России будут только расти. "Транснефть" завершила работы по расширению пропускной способности ВСТО. Теперь китайские партнеры должны выполнить необходимый объем работ со своей стороны границы. Ожидается, что по трубопроводу Сковородино - Мохе - отвод ВСТО в Китай - в 2018 году будет прокачано до 30 млн т нефти.

Сейчас отгрузки китайским потребителям осуществляются также через терминал Козьмино - конечной точки ВСТО. В прошлом году в Китай было отгружено 22,2 млн т - почти 70% от всего объема экспорта через дальневосточный терминал.

Также в Китай экспортируется нефть с острова Сахалин и терминала Де-Кастри в Татарском проливе.

Восточное направление имеет все большее значение для российской нефтегазовой промышленности, поэтому объемы экспорта в ближайшие годы будут только расти, чему будет способствовать запланированное увеличение мощности ВСТО с нынешних 58 млн т/г до 80 млн т/г.

Эксперты исследовательской и консалтинговой компании WoodMackenzie прогнозируют снижение собственной добычи нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе с 7,5 млн барр./сут. до 6,5 млн барр./сут. к 2020 году. При этом потребление углеводородов продолжит расти.

Фото Reuters

КНР входит в первую пятерку ведущих производителей нефти. Однако залежи истощаются, затраты на эксплуатацию скважин и транспортировку топлива из Синьцзяна в прибрежные провинции растут. Поэтому госкорпорации сокращают добычу. Но они ответственны не перед частными инвесторами, а перед правительством, которое не позволит увольнять массу рабочих. Убыточные месторождения будут продолжать эксплуатироваться. По прогнозам экспертов, потребности Поднебесной в импорте «черного золота» тоже будут расти.

Некоторые аналитики считают, что нефтедобыча в Китае достигла своего пика. Главные корпорации приходят к выводу, что разумней оставить больше нефти в земле, чем вести разработки, пишет Wall Street Journal. В подтверждение газета приводит данные о производстве, обнародованные этими корпорациями.

China Petroleum & Chemical Corp., более известная как Sinopec, сообщила, что у нее производство сырой нефти упало в прошлом году почти на 5%. Ее конкурент - гигант PetroChina Co, находящийся в собственности государства, информировал, что добыча упала на 1,5% за первые три квартала 2015 года. Вместе на Sinopec и PetroChina приходится примерно 75% производства нефти в Китае. Cnooc Ltd. – третья по добыче китайская компания. Она добывает нефть, в основном, на морском шельфе. Эта фирма объявила, что ожидает снижения добычи на 5% в этом году.

Питер Ли, аналитик по энергетике в группе Fitch ,комментирует: «В Китае знают, что под землей большие ресурсы, но дешевле импортировать».

В последние месяцы рынки сосредоточили внимание на противоречиях между США, Россией и членами ОПЕК. Брокеры ждут, когда крупный производитель начнет сокращать производство, чтобы поднять цены. Но пока сокращение добычи было минимальным. Тем не менее аналитики прогнозируют, что добыча в Китае в этом году снизится в размере от 100 тыс. до 200 тыс. барр. в день. В 2015-м она достигла рекордного показателя в 4,3 млн барр. в день. По словам Нельсона Вана, специалиста по нефти в брокерской фирме CLSA в Гонконге, сокращение производства в Китае приведет к тому, что избыток предложения на глобальном рынке уменьшится.

В беседе с «НГ» партнер компании «Русэнерджи» Михаил Крутихин отметил, что в «западных районах Китая есть нефтеперерабатывающие мощности. Но запасы там стали истощаться. Они давно находятся в производстве. Поэтому нефть приходится ввозить, в том числе из соседнего Казахстана. Там даже есть нефтепровод, который можно использовать для получения нефти из России. Сейчас он не используется, Казахстан занимает эти мощности». А на востоке Китая нефть получают сразу из нескольких источников, но не из Средней Азии. Это собственная добыча, нефть морем и из России по контракту с «Роснефтью».

Касаясь перспектив китайского импорта, Крутихин сказал: «В последнее время стало очевидно, что статистике китайских государственных органов доверять нельзя. Неизвестно, прирастает или перестал прирастать ВВП Китая. Поэтому и оценить рост импорта нефти трудно. Можно предположить, что рост будет, но не такой объемный, как ожидалось раньше». По словам эксперта, Китай заполнил свои стратегические хранилища, но все еще не начал строить вторую очередь хранилищ. Поэтому пока нефти ему требуется не так много.

Предельные издержки производства на некоторых самых дорогих месторождениях составляют примерно 40 долл. за баррель. Это выше 30 долл. за баррель, по которой нефть продавалась в последние недели. Продолжать добычу китайским компаниям становится невыгодно. Однако снижения добычи в Китае будет недостаточно для достижения равновесия на мировых рынках. Предложение, вероятно, превысит потребность примерно на 1,5 млн барр. в первой половине этого года, предсказывает Международное энергетическое агентство.

МОСКВА, 4 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова . Торговый конфликт с США вынудил Китай отказаться от покупки американской нефти. По словам президента China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлиня, китайские импортеры прекратили закупку сырья в сентябре.

Поставки нефти из США в Китай составляют всего 2% из общего объема импорта, поэтому КНР легко сможет найти замену американскому сырью, говорят опрошенные агентством "Прайм" аналитики. К тому же, последние несколько месяцев Китай наращивал нефтяные запасы и планомерно снижал импорт из США.

Новым поставщиком для Китая может стать Иран. Не исключено, что он предложит китайским потребителям скидки в обмен на большое количество импорта. В целом, ни США, ни Китай сильно не пострадают от такой меры, однако она ставит под удар глобальные товарные рынки.

НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ

Китаю не составит больших проблем заместить импорт нефти из США поставками из других стран, к тому же КНР в последние годы наращивает запасы нефти, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. "Доля поставок нефти в Китай из США невелика — около 2%. Поэтому больших проблем заместить этот объем за счет того же Ирана будет несложно. Не стоит забывать и о запасах нефти, которые Китай в последние годы наращивает", — отмечает она.

По ее словам, ситуация не спровоцирует дефицита на рынке, однако временно может осложнить работу НПЗ, которые полагались на эту нефть.

Новак: РФ продолжит программу "нефть в обмен на товары" с Ираном, несмотря на санкции США

Возможно, китайские импортеры сейчас максимально переориентируются на иранскую нефть, соглашается старший аналитик по нефти и газу "Уралсиба" Алексей Кокин. "Трудно сказать, какую роль в этом сыграл риск введения Китаем импортных пошлин на нефть из США и были ли прямые указания властей отказаться от американского импорта. Так или иначе, Китай, видимо, станет основным покупателем иранской нефти с ноября, поскольку все другие импортеры - Япония, Корея, Индия, крупные европейские компании - с большой вероятностью прекратят все закупки", — рассуждает он.

Не исключено, что Иран предложит китайским компаниям скидки в обмен на максимально возможные объемы импорта нефти и конденсата, полагает Кокин, добавляя, что в такой ситуации китайские импортеры вполне могут отказаться от поставок из США. В то же время американская нефть может уйти на рынки, куда иранская нефть перестанет поставляться, говорит аналитик.

Экспорт нефти из США в КНР действительно небольшой и составляет около 9,7 миллиона баррелей в месяц, утверждает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.

"Для Поднебесной не составит труда заместить эти объемы, да и в структуре экспорта США поставки в Китай занимают лишь шестую часть", — отмечает она.

Объемы поставок нефти в КНР из Штатов снижались несколько месяцев подряд. "Для самых бдительных сообщение о прекращении поставок не стало неожиданностью", — считает она.

По словам главного аналитика "БКС Премьер" Антона Покатовича, экспортные позиции США на мировом рынке все еще сравнительно слабы, несмотря на активный рост производства и экспорта в течение 2017-2018 годов. Экспорт сырой нефти США в Китай по итогам июля составлял порядка 380 тысяч баррелей в сутки, или 18,3% от общего объема американских экспортных поставок нефтяного сырья. В то же время в составе нефтяного импорта Поднебесной на долю США приходится всего 3%.

"Данные объемы поставок для Китая смогут возместить страны-участники ОПЕК+, РФ в данном случае получит очередной шанс еще сильнее укрепить свои экспортные позиции в азиатском регионе", — не исключает он. В свою очередь, американское нефтяное предложение может найти покупателей среди стран, которые откажутся от иранской нефти под угрозой американских санкций.

КТО КОГО

Китайские импортеры беспокоились, что потенциальное повышение таможенных пошлин в отношении нефти из США может привести к росту издержек импорта нефти, говорит заместитель главы постоянного комитета исследовательского центра России и Средней Азии при Китайском нефтяном университете (Пекин) Лю Цянь "Поэтому в июне этого года начали постепенно сокращать импорт американской нефти", — сказал он.

Новак: Россия не достигла пика добычи нефти, способна нарастить ее

По его словам, прекращение закупок американской нефти не создаст проблем для Китая, он может компенсировать это за счет увеличения поставок из России, Ирана и других стран. В этом году Россия почти вдвое увеличила по сравнению с прошлым годом поставки нефти в Китай по трубопроводу, напомнил он.

Негативным является сам факт дальнейшего обострения отношений между двумя странами, который отражается на товарных рынках, говорит Кокорева.

"Чем ответит Пекин на действия Вашингтона, пока не известно, нет уверенности, что КНР вообще будет предпринимать какие-либо действия", — рассуждает она.

Данная ситуация оказывает более негативное влияние на США, чем на Китай, полагает Покатович. "Планомерное сведение на нет торговых отношений между двумя державами в рамках конфликта торговых интересов рано или поздно должно было затронуть и нефтяные поставки", — считает он. По его оценке, действия США в данном случае в очередной раз носят характер жесткого торгового давления.

Торговая война между Китаем и США началась после того, как 6 июля этого года в силу вступили взаимные повышенные таможенные пошлины между государствами. США ввели пошлину в 25% на импорт 818 наименований товаров из Китая общим объемом поставок в 34 миллиарда долларов в год. В качестве контрмеры Китай в тот же день ввел пошлину в 25% на импорт равнозначного объема американских товаров.

В конце сентября вступили в силу новые пошлины США в размере 10% на товары из Китая объемом импорта в 200 миллиардов долларов в год. Китай в ответ ввел пошлины в размере 10% и 5% на американский импорт объемом 60 миллиардов долларов. При этом нефть не подпадает под эти пошлины.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Развитие добычи нефти в Китае

Китай обладает крупнейшей в мире экономикой. Собственных запасов углеводородного сырья этой стране явно недостаточно. Начиная с 1993-го года, Китайская Народная Республика стала превращаться в одного из крупнейших экспортеров «черного золота» в мире, что значительно повлияло на энергетический рынок всего азиатско-тихоокеанского региона. Несмотря на некоторое снижение темпов китайского экономического роста, наблюдающееся в последнее время, в ближайшей перспективе потребности этой страны в углеводородах будут только расти.

До 90-х годов прошлого столетия сведения о нефтяных запасах этой страны представляли собой государственную тайну. Помимо этого, следует различать потенциальные запасы сырья от разведанных.

По сей день специалисты вынуждены довольствоваться данными, которые предоставляет китайская сторона. Согласно этим данным, объем достоверных китайских нефтяных запасов на суше составляет 5 миллиардов 300 миллионов тонн, а на шельфе Тихого океана – 4 миллиарда тонн.

Несмотря на нехватку добываемой в Китае нефти для собственных нужд, часть её некоторое время даже шла на экспорт (в основном – в Японию, и немного – в КНДР и Вьетнам). Однако, начиная с 1980-го года, экспорт стал неуклонно сокращаться. К примеру, если в 1986-ом из КНР на экспорт было отправлено 28 миллионов 400 тысяч тонн сырой нефти, то в 1999-ом этот показатель составил лишь 8 миллионов 300 тысяч тонн, а начиная с 200-го года экспортные поставки прекратились совсем.

Общая длина китайских магистральных нефтепроводов превышает 10 тысяч километров.

Одной из таких магистралей является трубопровод, соединяющий Цайдамское месторождение (город Голмуд) и Тибет (город Лхаса). Его длина составляет 1080 километров.

Самая обширная группа нефтяных промыслов в этой стране сосредоточена на Северо-Востоке этой страны, в бассейне рек Ляохэ и Сунхуацзян (нефтеносный бассейн Сунляо). Эта группа месторождений носит общее название Дацин.

Эта нефтеносная провинция объединяет нефтяные промыслы Чанво, Дацин, Дацин-Е, Синьчжоу, Шэнпин, Гаоси, Сунпантун, Чанцунлинь и Путаохуа-Абобаота. Общий объем запасов этого региона оценивался от 800 миллионов до одного миллиарда тонн «черного золота», но интенсивная разработка существенно сократила запасы этих промыслов.

Недалеко от группы месторождений Дацин расположено другое китайское месторождение – Ляохэ, с которого в середине 80-х годов прошлого века получали до 10 миллионов тонн «черного золота» ежегодно. Также рядом расположено месторождение под названием Фуюй, с годовым объемом добываемого сырья до 2-х миллионов тонн в год.

Дацинские нефтяные промыслы соединяются с портами Циндао и Далянь, а также со столицей КНР Пекином, областью Аньшань и с месторождением Даган (самым большим в Северном Китае) системой трубопроводов. С месторождения Даган в конце прошлого столетия получали до трех с половиной миллионов тонн нефтяного сырья в год.

Самыми известными месторождениями Восточного Китая являются промыслы, которые объединены общим названием Шэнли.

В эту группу входят такие нефтяные поля, как Гудун, Цзинцю, Чэндун, Ихэчжуан, Янсаньму, Шэнто, Хэкоу гудао, Юнаньдунсинь, Хацзя, Чунь Хаочжэнь, и Шаньдянь. На рубеже двадцатого и двадцать первого веков здесь ежегодно добывали до 33 миллионов тонн сырья. Шэнли соединяется магистральными нефтепроводами с городами Чжэнчжоу и Синань. Также в восточно-китайской провинции Хэбэй есть нефтеносный регион под названием Цзинчжун, с объемом годовой добычи до пяти миллионов тонн.

Если говорить о юго-западных провинциях Китая, то там тоже есть нефтяные залежи, сосредоточенные в провинции Сычуань (севернее города Чунцин). Эти месторождения называются Наньчун, Иншань и Панланьчэнь.

Объем добычи – около 2 миллионов 200 тысяч в год. Именно в этой китайской провинции еще за 6 веков до нашей эры китайцы из неглубоких выработок при помощи бамбуковых.

В провинции Гуандун (Южный Китай) нефть есть на месторождении под названием Саньшуй. Объем добычи – около двух миллионов тонн нефти ежегодно.

В последнее время КНР возлагает большие надежды на свои северо-западные месторождения «черного золота», сосредоточенные на западе Синьцзян-Уйгурского китайского региона. В этот автономный район входят Юймэнь, Джунгария, Цинхай, Карамай, Турфан-Хами и Тарим.

По оценкам китайских специалистов, здесь находится примерно 30 процентов общекитайсских нефтяных запасов. Если в 1997-ом на этих промыслах добыли за год 16 миллионов 400 тысяч тонн сырья, то уже в 2001-ом эта цифра выросла до 23-х миллионов тонн. Самыми крупными в этой провинции месторождениями являются промыслы Таримской впадины.

Объем разведанных запасов здесь составляет 600 миллионов тонн, а потенциальных – почти 19-ть миллиардов. На севере этой впадины сосредоточены промыслы под названием Тамарик, Кань, Ичкелик, Дунчэтан, Дунцулитагэ, Якела, Бостан, Тугалмин, Акекум, Терген, Цюнькэ, Сантаму и Луньнань. На юге Таримской впадины сосредоточена группа промыслов под общим названием Тачжун. С северной частью (промыслом Луньнань) их соединяет трубопровод протяженностью 315 километров.

На западе Тарима (граница с Киргизией и Таджикистаном) также открыты нефтеносные районы (Башэтопу и Карато). Только с месторождений Таримской впадины в 2010-ом году было получено более 14-ти миллионов тонн нефтяного сырья. В Джунгарии между Алтаем и Тянь-Шанем расположено старое месторождение нефти Карамай, открытое еще в 1897-ом году.

Потенциально запасы этого нефтеносного региона оцениваются в полтора миллиарда тонн. Отсюда проложены трубопроводы Карамай – Шаньшань и Карамай – Урумчи. Годовой объем добычи – около пяти миллионов тонн. В Цайдамской впадине расположена группа промыслов под названием Лэнху, дающие до 3,5 миллионов тонн «черного золота» в год. Есть нефтепровод, соединяющий Лэнху и Ланьчжоу.

В настоящий момент 90 процентов китайской нефти добывают на суше. Морская нефтедобыча началась в 1969-ом году на шельфах Бохайского залива, Восточно- Южно-Китайского и Желтого морей. Есть разведанные нефтяные залежи на шельфе острова Хайнань.

Потенциальные нефтяные запасы в Южно-Китайском море, на шельф которого претендуют 12 стран этого региона, специалисты оценивают от 10-ти до 16-ти миллиардов тонн. Все государства этого региона в год на этом шельфе добывают от 150-ти до 200 миллионов тонн «черного золота». Из этого количества на долю Китая приходится чуть более 16-ти миллионов.

Если говорить о китайской нефтеперерабатывающей промышленности, то общая мощность её предприятий составляет более 5-ти миллионов баррелей сырья в день.

Китайские НПЗ, производящие нефтепродукты, сосредоточены в крупных китайских городах и поблизости от самых значимых месторождений. Постепенно доля импортного сырья для этой отрасли китайской экономики возрастает, поскольку китайские нефтяные сорта отличаются высоким содержанием серы, из-за чего выгоднее становится перерабатывать легкие ближневосточные сорта этого полезного ископаемого. Самым крупным китайским НПЗ является завод, расположенный в провинции Хайнань (город Даньчжоу). Первая очередь этого предприятия обошлась в 2 миллиарда 200 миллионов долларов США.

Добыча китайских полезных ископаемых находится под жестким государственным контролем и вертикально интегрирована. В настоящее время, после проведенной в 1998-ом году реструктуризации, крупнейшими в Китае являются три нефтяных компании:

  • Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC). Под контролем этой компании находится 70 процентов разведанных нефтяных ресурсов государства, сосредоточенных в северных, северо-восточных и западных провинциях. В 1999-ом была образована новая дочерняя компания под названием PetroChina Company Ltd, которая получила от CNPC большую часть внутренних активов национальной корпорации. Сама CNPC оставила за собой весь зарубежный бизнес, а также управление нефтепроводной системой.
  • Китайская национальная морская нефтяная корпорация (CNOOC). С дочерними компаниями CNODC и CONHE. Как ясно из названия, она занимается морской нефтедобычей.
  • Китайская нефтехимическая корпорация Sinopec. В её ведении находится китайская нефтеперерабатывающая промышленность.

Помимо этих трех гигантов, есть и другие компании, которые были созданы для узкоспециализированных целей:

  • CPECC – занимается строительством инфраструктуры для нефтяного экономического сектора, а также принимает участие в строительстве нефтеперерабатывающих заводов.
  • Китайское нефтегазовое бюро (КНБ) – таких предприятий несколько, их основная задача – строительство трубопроводов.
  • Добычу на юге Китая осуществляет компания под названием China National Star Petroleum Co, образованная в 1997-ом году.
  • Shanghai Petrochemical занимается нефтепереработкой на северо-востоке КНР.
  • Zhenhai Referining & Chem – занимается нефтепереработкой на юго-востоке Китая.

Достаточно неплохо проработанная правовая база дала возможность иностранным корпорациям достаточно успешно начать работать в этой стране. Еще в 1998-ом году между КНР и 67-ми зарубежными компаниями, представляющими 18-ть стран мира, было подписано 130 контрактов, разрешающих им разведку и эксплуатацию месторождений нефти, расположенных на шельфе Южно-Китайского моря. Общий объем привлеченных инвестиций составил почти 3 миллиарда долларов США.

Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC)

В последнее время сдвинулась с мертвой точки и совместная российско-китайская программа сотрудничества в этой отрасли. Первой ласточкой должен стать газопровод «Сила Сибири», строительство которого полным ходом ведет корпорация «Газпром» совместно с китайскими коллегами. Россия в последнее время стала одним из главных экспортеров «черного золота « в КНР, и дальнейшие перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере, особенно на фоне улучшившихся в последнее время отношений с этой страной, оцениваются как весьма широкие.

Многие знают, что Китай – это страна, явившая миру порох, фаянс, компас, шелк и бумагу. Сейчас эти сведения стали чем-то обыденным и не вызывающим удивления. Но ведь эти изобретения – еще далеко не все. Если говорить о нефтегазовой отрасли, то и здесь Китай обладал передовыми технологиями.

Как это делали в Китае

В глубокой древности, еще до нашей эры, в Китае уже освоили добычу нефти и газа с помощью бурения скважин. Изобретение ударно-канатного способа бурения принадлежит китайскому строителю Ли Бину, который возводил дамбу на реке Миньцзянь в 250 г. до н.э. Изначально так получали соляной раствор, а позже стали использовать для извлечения из недр нефти и газа.

Для получения нефти сначала выкапывался колодец. В него вставляли трубу из дерева, сверху накрытую камнями – одним или нескольким, но так, чтобы оставалось небольшое отверстие. Далее в трубу опускали металлический груз весом около двухсот килограмм (так называемая «баба»). Груз крепился на канате из тростника и служил сверлом. Силой людей или животных его поднимали и вновь роняли в колодец, разрушая силой удара горную породу. Время от времени «бабу» вытаскивали, содержимое колодца вычерпывали, а скопления воды выкачивали своеобразным насосом из бамбуковой трубы с клапаном. Таким методом китайцы бурили скважину примерно по 60 см в день. Глубокие скважины разрабатывались не один год.

Что касается природного газа, то китайская нация считается первой, кто открыл миру широкие возможности его применения. Уже во II веке до н.э. добыча газа бурением велась систематично. Китайцы изобрели первый в мире трубопровод из бамбука для транспортировки газа из месторождений. И, что поражает еще больше, научились контролировать его горение. Для этого была придумана сложная конструкция из деревянных камер конусообразной формы. Самую большую из них вкапывали в землю на глубину трех метров – в нее из скважины подавали газ. От большой камеры шли трубы к нескольким камерам меньшего размера, установленным над землей. В маленьких камерах были сделаны отверстия для подачи воздуха и смешивания его с газом. Таким образом, рабочие могли постоянно регулировать состав смеси газа с воздухом и избежать взрывов. Избыток газа направляли в трубы, «смотрящие» вверх.

Известно, что в древности добыча газа велась в провинциях Сычуань, Шэньси и Юньнань. Надо ли говорить, что китайский народ прикладывал много усилий для охраны своих технологий. Ведь во всех других частях света нефть все еще добывали примитивными способами – собиранием, копанием вручную колодцев и ям. А природный газ считался чем-то потусторонним или божественным и был, в основном, для людей предметом поклонения и трепета.

Сферы применения

В эпоху правления династии Сун (с 960 по 1270 гг. н.э.) известно об использовании нефти в переносных бамбуковых трубах, которые в ночное время использовались как факелы. Хотя нефть и применяли для освещения жилищ в Китае, но широкого распространения она не получила, может быть, из-за ее неприятного запаха. Тем не менее, у китайцев были в обиходе глиняные горшки с фитилями из тростника, пропитанные нефтью.

Великий китайский ученый Шэнь Ко назвал нефть «каменным маслом» и отметил, что запасы ее в стране огромны и это может оказать влияние на весь мир. Предсказание получилось как нельзя точным. В 1080 –1081 гг. Шэнь Ко применил сажу, образованную при сжигании нефти, в изготовлении туши для живописи и каллиграфии. Его способ стал заменой производству туши от сжигания сосновой смолы.

Китайцы использовали нефть в качестве смазочного материала, в кожевенном деле и медицине для лечения кожных заболеваний.

В 347 году н.э. китайский географ Чжан Цюй в своих записках упоминал, что в месте слияния рек Хуоцзинь и Бупу есть «огненный колодец». Так он назвал место выхода природного газа на поверхность. По его словам, жители этого района приносят сюда головешки из домашних очагов и получают огонь, поднеся их к колодцу. Для поддержания света люди пользуются трубами из бамбука, с их помощью газ можно перенести из одного места в другое на довольно большое расстояние – день пути от колодца.

Газ использовался и для подогрева котлов, в которых выпаривалась добытая из скважин соль.

В справочнике эпохи династии Цин (1644-1912) говорится, что для получения света и тепла, необходимо сделать отверстие в кожаной емкости, наполненной газом, и поджечь.

Война и «китайский греческий огонь»

Нефть, благодаря своим горючим свойствам, использовалась многими народами не только в мирных целях. Так, «греческий огонь», по мнению многих ученых, включал в свой состав нефть, серу, битум и другие горючие вещества. Греки и византийцы с успехом применяли его в сражениях и побеждали, даже если противник имел численное превосходство. В Византии состав «греческого огня» составлял государственную тайну, и продолжал использоваться даже тогда, когда на смену зажигательным смесям пришел порох.

Китайцы познакомились с «греческим огнем» относительно поздно — около 300 года до н.э., но смогли успешно применить его в военном деле. Горючий состав на основе нефти они соединили с другим своим изобретением – «огненной трубой», которая могла извергать непрерывную струю огня. Это древнее устройство имело два впускных клапана – воздух всасывался с одной стороны трубы и выталкивался другой. Рецепт держался в строгом секрете, известно только, что в списке ингредиентов, помимо прочих, были нефть и сера.

В X веке в Китае были изобретены «огненные копья» — трубы из бамбука (или железа), которые наполнялись горючей смесью и привязывались к копьям. Такое копье могло гореть 5 минут и считалось очень грозным оружием. В XIV веке применялись уже передвижные огнеметные батареи на колесах, и, по словам одного из китайских авторов военного руководства, одна такая батарея стоила десятка храбрых солдат. В то время в Китае порох стал постепенно вытеснять нефть в военном деле, а огнеметные батареи позже сменились пушками.

Остается только догадываться, как могла бы развиваться нефтегазовая отрасль в Китае, если бы не маньчжурское завоевание, начавшееся в 1644 году. Многие отрасли в стране, раздираемой войной, деградировали, а технологии забылись. Китай оказался изолирован от внешнего мира, а феодальные отношения укоренились в нем почти на три столетия. Только к середине XIX века здесь снова стали появляться зачатки капитализма.