Helicopters соглашение о поставках 55 вертолетов на сумму €555 млн, сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. «Подписали важное соглашение между и корпорацией Airbus Helicopters о поставках 55 вертолетов для нужд полиции, Нацгвардии, пограничников и Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Сумма контракта €555 млн», — подчеркнул он в своем твиттере.

В эту сумму входят закупка вертолетов, техническая поддержка, а также обучение пилотов и обслуживающего персонала. По словам Гройсмана, часть финансирования по этому соглашению обеспечивает французская сторона.

Отмечается, что Киеву будут поставлены 24 легких многоцелевых вертолета модели H125, предназначенных в основном для решения задач санитарной авиации. Также Украина получит 21 тяжелый вертолет модели H225s, отличающихся своей высокой грузоподъемностью и большой дальностью полета.

«Эта модель будет переоборудована по запросу Киева для проведения поисково-спасательных операций», — отметили в пресс-релизе Airbus.

Об этом в ходе встречи с представителями Airbus Helicopters говорил президент Украины . Он сообщил, что Киев обратится к компании с просьбой переоборудовать часть закупаемых вертолетов под нужды украинской армии. «Сумма, выделяемая на этот контракт, является очень значительной, и мы бы просили, чтобы часть этого контракта, часть вертолетов, могла бы пойти для Вооруженных сил Украины», — отметил он, уточнив, что поручил проработать этот вопрос до момента подписания основного соглашения.

По заявлению компании, в рамках контракта стороны подписали также соглашение о создании местного учебно-технического центра, где будет проходить обучение личный состав украинских служб. Первые вертолеты H225 прибудут на Украину до конца 2018 года. О том, когда состоится поставка других моделей, пока не сообщается.

Поставка французских вертолетов даст Украине возможность технически не зависеть от России, заявил первый заместитель министра внутренних дел Украины . «Год назад возник вопрос, что украинский парк вертолетов зависит от поставок комплектующих из Российской Федерации. Мы приняли решение организовать работу с французской компанией Airbus Helicopters для того, чтобы обеспечить техникой все наши подразделения без участия РФ», — приводит слова Ярового пресс-служба МВД.

По словам политика, Украина все еще использует советские вертолеты Ми-8, все время нуждающиеся в ремонте. При этом их обслуживание невозможно без российских комплектующих.

Несколько раньше в этот же день украинские воздушные силы оценил генерал-лейтенант запаса Вооруженных сил Украины (ВСУ) Дмитрий Уманец. По его словам, ситуация с противовоздушной обороной Украины на данный момент довольно плачевная. Он подчеркнул, что большая часть стоящих на вооружении Украины ракет для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) производится в России. При этом другие ЗРК были сняты с вооружения.

Уманец отметил, что «не спешит отремонтировать даже имеющиеся в наличии комплексы». К тому же на Украине, по его словам, существует проблема с порохом и ракетами для оставшихся ЗРК.

Отставание в области воздушного вооружение ставит перед Украиной некоторые препятствия. Так, 13 июля бывший премьер-министр Украины сообщил, что не будет рассматривать вопрос вступления страны в альянс в ближайшие десять лет, сказал он в интервью .

По его словам, проблемой для вступления Украины в альянс является несоответствие ее военной техники стандартам блока. Более того, от отметил, что входу украинской стороны в организацию препятствуют также и внешнеполитические проблемы.

Как отметили источники издания в НАТО, альянс не собирается говорить о вступлении Украины в организацию, пока на востоке государства не установится полное перемирие.

Впрочем, проблемы у украинской армии есть не только в воздухе, но и на воде. Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Украины Валентин Бадрак признает, что на данный момент украинские военно-морские силы являются слабым местом страны. «Военно-морские силы всегда были аутсайдером — в плане взглядов Киева на то, как развивать и как финансировать», — отметил Бадрак в интервью украинскому «Апострофу».

Куда суровее оценил современную ситуацию заместитель министра Украины по делам «оккупированных территорий» Георгий Тука. В эфире телеканала ZIK Тука сказал, что украинская сторона в Азовском море может показать России только «дулю» (кукиш). «У нашей армии на море есть только дуля. И вы это прекрасно знаете. Нам нечем оказывать сопротивление российскому военному флоту», — подчеркнул украинский замминистра.

МОСКВА, 9 июл — РИА Новости. Перспектива поставок французской техники, а именно вертолетов, на рынок РФ туманна после того, как Франция утратила доверие надежного поставщика из-за ситуации с "Мистралями", заявил журналистам первый зампред думского комитета по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев.

Ранее французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан официально заявил, что Франция не будет поставлять "Мистрали" в Россию, и понимает, что это обойдется стране в порядка 1,2 миллиарда евро. Позже в СМИ сообщалось, что французская компания Airbus Helicopters объявила о начале разработки нового тяжелого вертолета — конкурента МИ-35, рассчитанного на российский рынок.

Лябевьер о планах продать "Мистрали" США: так поступают лавочники Французский специалист по вопросам безопасности сравнил позицию Франции по "Мистралям" с поведением мелких торговцев. По его мнению, немыслимо, чтобы США согласились выкупить у Парижа корабли, которые им не нужны.

"Французские разработчики вертолета анонсируют, что лопасти будут изготавливать по особой технологии, позволяющей значительно снизить их шумность. Впервые на европейских машинах предусматривается так называемая всеобъемлющая антиобледенительная система. Руководство Airbus Helicopters заявило, что вертолет, в первую очередь, будет применяться в арктических условиях для обеспечения наиболее эффективной работы газо- и нефтедобывающих компаний", — отмечает Гутенев.

"Некоторые посчитали это заявление добрым знаком того, что санкции против нашей страны долго не продержатся — иначе французы вряд ли бы стали вкладывать средства в дорогостоящий проект, связанный с Россией. Не знаю, говорит ли этот факт о том, что Франция видит свет в конце санкционного туннеля, но для меня очень туманна перспектива поставки сложной французской техники на наш рынок в стратегические отрасли после того, как Франция утратила доверие надежного поставщика из-за ситуации с "Мистралями", — подчеркнул депутат.

По его мнению, увязывать развитие наших стратегических областей, Арктической зоны с французами было бы чрезвычайно неправильно.

Парламентарий отметил также "прагматичный подход" нынешнего руководства холдинга "Вертолеты России". "Оно сегодня решает важнейшие задачи, увеличивая долю российской продукции на мировом рынке. География экспорта уже превышает более 100 стран мира", — сказал Гутенев.

"Вместе с тем перспективы отрасли в большей степени видны в сервисе и сопровождении поставляемой на экспорт техники. Расширение доли на рынке продажи существующих вертолетов — это формирование задела на десятилетия вперед, в том числе в развитии ремонтно-сервисной базы. Это чрезвычайно важно, и этим надо заниматься в приоритетном порядке", — добавил депутат.

В Париже министр внутренних дел Украины Арсен Аваков и госсекретарь министерства экономики и финансов Франции Дельфин Жени-Стефан подписали соглашение о поставке Украине 55 вертолетов Airbus. Речь о трех моделях - Н125, Н145 и Н225. Стоимость сделки оценивается в 551 млн евро. В украинском бюджете на это выделен 1 млрд грн, то есть 32,9 млн евро. Остальная сумма - предоставленный французской стороной кредит под 1% годовых.

Аваков рассказал, что сперва Франция поставит Украине 37 вертолетов, из которых 21 - машины Н225 грузоподъемностью более 10 т. "Такая техника не выпускается в Украине, а нам она очень нужна. Уже в этом году мы получим первые четыре машины, - уточнил глава украинского МВД. - Остальные 18 единиц получим позже".

Также в ведомстве сообщили, какие задачи должны будут выполнять закупаемые вертолеты: аэромедицинская эвакуация, спасательные операции, поддержание общественного порядка, антитеррористические и специальные операции, охрана государственной границы и обеспечение безопасности на дорогах.

Геликоптеры выглядят очень привлекательно и, конечно, оснащены современным оборудованием.

Однако данное соглашение имеет, как водится, две стороны - положительную и отрицательную. И само по себе решение довольно противоречиво с практической точки зрения.

Начнем, пожалуй, с отрицательной стороны. Данные вертолеты - новинка для Украины. "Новинка" - ключевое слово. Это значит, что неизбежны проблемы с освоением, эксплуатацией, обслуживанием, ГСМ, по крайней мере, на начальном этапе. Опять же придется раскошеливаться на фирменный сервис, и остается неясным, позволит ли продавец заняться его локализацией на имеющихся мощностях. В любом случае не хотелось бы, чтобы оказался неучтенным опыт с подаренными США джипами HMMWV, на которые умельцам случалось наваривать бамперы от ГАЗ-66.

Нельзя, конечно, утверждать, что эти вертолеты Украине не нужны. Учитывая необходимость в модернизации отечественного авиапарка, "рожденного в СССР". Но как быть с украинским оборонпромом, с головой окунувшимся в ремонт и улучшение своих вертолетов и самолетов? В этот процесс ведь были вложены немалые средства и силы. Военный эксперт Михаил Жирохов в декабре прошлого года для " " подробно , кто и сколько поставил "на ноги" украинской авиации. Так, по его словам, к концу прошлого года по сравнению с 2011-м "прирост по уровню исправности авиапарка составил более 300%".

И, в частности, если говорить о вертолетах, в той или иной степени модернизацию прошли боевые вертолеты Ми-24 и транспортно-десантные Ми-8 с замещением запчастей российского производства украинскими или западными аналогами. Михаил Жирохов отмечал, что, например, ГП "Конотопский авиаремонтный завод "Авиакон" занимается ремонтом/модернизацией Ми-8 и Ми-24, и в 2017 году один Ми-24ПУ-1 уже передали ВСУ. Помимо конотопского предприятия, в улучшении авиапарка задействована и та же запорожская "Мотор Сич". Так, завод продлил ресурс авиадвигателей собственного производства на три Ми-8 ВС ВСУ.

Правда, с "Мотор Сичью" и ее владельцем, пардон, почетным президентом Вячеславом Богуслаевым (экс-нардеп от Партии регионов, сейчас депутат от "Воли народа"), ситуация неоднозначная ввиду апрельских обысков СБУ. Спикер спецслужбы Елена Гитлянская тогда их объяснила подозрением на подготовку к диверсии. Также решением Шевченковского райсуда Киева были арестованы 56% акций предприятия, которые, как отмечают силовики, незаконно проданы иностранным компаниям со счетами в офшорах, связанным с китайской корпорацией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. В СБУ подчеркивали, что иностранные акционеры намеревались "противоправно сконцентрировать приобретенный пакет акций и получить полный контроль над его деятельностью в сфере военных оборонных заказов". Еще и Беларусь, как " ", подключилась.

Обыски и расследование привели к приостановке торговли акциями "Мотор Сичи" украинскими биржами, отмене годового собрания акционеров. К тому же "Украинские новости" со ссылкой на свои источники писали 23 мая, что в ГПУ уже лежит проект представления о снятии неприкосновенности с Богуслаева, но Юрий Луценко пока раздумывает. В общем, как говорилось выше, ситуация неоднозначная и трудно спрогнозировать будущее предприятия, занятого в украинской оборонке. Будет ли простое переформатирование с целью устранения от руководства завода экс-"регионала" и, следовательно, сохранение его мощностей. Или французский контракт как раз указывает на отказ от "услуг" предприятия.

"Мотор Сич" - просто пример, поскольку украинский оборонпром не завязан лишь на предприятие Богуслаева. Как отмечает в Facebook директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бардрак, это еще и "Антонов", и порядка 15 заводов поменьше. Которые, отметим, могли бы получить ныне выделенный на французские вертолеты миллиард. Ну, может, меньше, если бы речь зашла о необходимости приобретения технологий для качественного скачка в сфере производства отечественной авиации. Правда, в одном с Аваковым трудно не согласиться - парк вертолетов большой грузоподъемности у нас как таковой отсутствует. Теоретически на базах хранения имеется свыше двух десятков законсервированных Ми-26, но они выработали межремонтный ресурс еще к началу 2000 года. К тому же, помимо восстановления до летного состояния, они требуют и глубокой модернизации, что по цене может быть сопоставимо с покупкой летающей техники поновее.

Тем не менее решение касательно вертолетов Airbus имеет явную политическую окраску. Впрочем, как и любая сделка по закупке вооружений и техники для силовых структур. Причем политический подтекст не только внутреннего характера, но и внешнего. Что, вероятно, и является ключевым мотивом для соглашения с Парижем. Если оценивать ситуацию с этой точки зрения, то здесь мы видим положительную сторону.

Во-первых, еще более тесное вовлечение Франции во внутренние украинские процессы в контексте противодействия российской агрессии и на фоне . Иными словами, Украина показывает правительству Эммануэля Макрона перспективу заработка. Что, учитывая его напряженные отношения с профсоюзами и проседающую экономику, важно как минимум с точки зрения пиара.

Во-вторых, вертолетная сделка с Парижем выглядит как расширение коридора сотрудничества с западными поставщиками вооружений, открытого с поставкой ПТРК "Джавелин". Причем если контракт перейдет в практическую плоскость (его еще ждет ратификация ВР), то Киев тем самым диверсифицирует и каналы поставок, не привязываясь только к США. Кроме того, реализация этой сделки, очевидно, станет еще одним шагом в приближении к эксплуатационным моделям и стандартам НАТО. Это безусловный позитив и движение вперед.

Франция и Индия

Тип : легкий вертолет общего назначения

Вместимость : пилот и два пассажира

ALouette II (имевший тогда обозначение SE 3130), созданный на базе вертолета SE 3120 компании «Сюд-Ист» (Sud-Est), был полностью переделан для установки более мощного турбовального двигателя «Артист» I на месте звездообразного поршневого двигателя «Сальмсон» (Salmson) 9NH, устанавливавшегося на исходном вертолете. Впервые взлетев в марте 1955 года, вертолет получил сертификат во Франции только через год и был немедленно поставлен в производство. Обозначение вертолета изменилось на SE 313В после слияния компании SNCASE с компанией «Сюд-Авиасьон» (Sud Aviation), с последующим поглощением их компанией «Аэроспасьяль» (Aerospatiale) в 1970 году.

Оснащение вертолета новым двигателем в 1961 году привело к созданию отличного вертолета SA 318С с силовой установкой «Астазу» НА. Эта модификация производилась большой серией и завершилась выпуском 1303 экземпляров. Последней модификацией, попавшей в производство, был оптимизированный для полетов на большой высоте и полетов при высокой температуре наружного воздуха вертолет SA 315В «Лама», строившийся специально для индийской армии и объединявший планер вертолета «Алуэтт» II, а также более крупную силовую установку и подвижные агрегаты с вертолета «Алуэтт» III. До 1989 года компания «Аэроспасьяль» построила 407 экземпляров. В то же время индийский производитель - компания HAL и сегодня продолжает лицензионное производство этого вертолета малыми темпами.

Индийские вертолеты известны под названием «Читах» (Cheetah).Более 50 стран используют вертолет «Алуэтт» II на военной службе, а немецкая армия является крупнейшей эксплуатирующей организацией с 226 вертолетами SA 315В и 54 вертолетами SA 318С. Многие вертолеты и сегодня все еще остаются на службе в боевой авиации по всему земному шару. Кроме «Алуетт» II, построенных специально для гражданских эксплуатирующих организаций и лиц, за последние десять лет в гражданские регистры в Европе попали освобождающиеся с военной службы германские и особенно французские вертолеты.

Aérospatiale Alouette II - многоцелевой французский вертолёт. Спроектирован и производился предприятием Sud Aviation, позже - Aérospatiale, серийное производство - 1956-1975. Произведено более 1300 вертолётов. Alouette II - первый в мире серийный вертолёт с газотурбинным двигателем. Применялся, как в вооруженных силах (в качестве связного, разведывательного, противотанкового, тренировочного), так и в гражданской авиации для разрешения задач более общего назначения.

Проектирование вертолета велось в рамках госконтракта. Компания SNCASE на конкурс представила прототип X.310G с силовой газотурбинной установкой - двигателем Turboméca Artouste. Первый полет нового вертолета, обозначенного как SE 3130, был сделан 12.03.195; принято решение о начале серийного производства вертолета.

Первые серийные экземпляры строили для французских заказчиков (гражданских и военных). Вертолет по лицензии также выпускался в Швеции, Бразилии, США, Индии.

Вертолёт с рулевым винтом классической схемы. Трехлопастный несущий винт. Ферменная конструкция хвостовой балки. Турбовальный двигатель. Полозковое шасси.

Вертолет использовался в 80 странах, из них в 47 - военными ведомствами.

Характеристики вертолета Aérospatiale Alouette II:

    Количество членов экипажа:1

    Наибольшее количество пассажиров:4

    Длина:9,66м

    Диаметр несущего ротора:10,20м

    Высота:2,75м

    Площадь, ометаемая несущим ротором:81,7кв.м.

    Вес пустого:895кг

    Наибольший взлетный вес:1600кг

    Силовая установка:1×ГТД TurbomécaArtousteIIC6

    Мощность: 530л.с., дефорсированный до 460л.с.

    Наибольшая скорость:185км/ч

    Скорость на эшелоне:170км/ч

    Дальность:565км

    Практический потолок:2300м

AS.565 PANTHER Многоцелевой ударный вертолет


AS.565 Panther - многоцелевой ударный вертолет, разработанный консорциумом Eurocopter на базе француского многоцелевого ударного вертолета Aerospayiale-Eurocopter France SA.365M Dauphin II. Вертолет является специализированной военной версией вертолета SA.365 Dauphin. У вертолета более длинный фюзеляж построенный с большим процентом использования композитных материалов, частичным бронированием кабины, с усиленным полом и посадочным шасси. Первый полет вертолета состоялся в феврале 1984 года. Вертолет принят на вооружение в 1989 году. Вертолет поставлялся в ВС Бразилии.

Модификации вертолета:
AS.565M - первая серийная модификация.
AS.565AA - многоцелевой ударный вариант.
AS.565СA - противотанковый вариант с ПТУР HOT.
AS.565UA - вертолет для высадки десанта.
AS.565 800 - перспективная модификация вертолета с 2 ГТД LHTEC T800- LHT-800 и РЭО IBM.

Год принятия на вооружение
1989
Диаметр главного винта, м 11.94
Диаметр хвостового винта, м
1.10
Длина,м 12.11
Высота,м 3.39
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 2193
- 4100
- 4250
Внутренние топливо, л
1135 + опционально 180
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Arriel IM1
Мощность, кВт
- максимальная
- при взлете
- при полете

- 2 х 584
- 2 х 558
- 2 х 487
Максимальная скорость, км/ч
296
Крейсерская скорость, км/ч
278
Практическая дальность, км
875
Дальность действия, км
400
Скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м
4300
Статический потолок, м
2600
Экипаж, чел
2
10 десантников или 1700 кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
2 ПУ 22х68-мм Thomson- Brandt или 19х70-мм Forges de Zeebrugge или
2 контейнера NC 20M61 с 20-мм пушкой GIAT M621 и 180 патронов или 2х2 УР "воздух-воздух" Matra Mistral или
4 ПТУР НОТ

AS.532 HORIZON Многоцелевой разведывательный вертолет


AS.532 Horizon - многоцелевой разведывательный вертолет, созданный французской фирмой Eurocopter France на базе многоцелевого транспортного вертолета AS.532 Cougar (SA-332 Super Puma). Вертолет носит обозначение AS.532 UL, его назначение обозначается в НАТО как С3I (Command, Control,
Communications and Intelligence). Первый полет вертолета состоялся в 1992 году. Вертолет принят на вооружение в 1996 году. На вертолете установлена доплеровская РЛС с радиусом действия в 200 км и захватывает площадь в 20000 км в течении 10 секунд. Вертолет состоит на вооружении в армии Франции и Швейцарии.

Разработанный на базе вертолета AS.532 Cougar, вертолетный комплекс ДРЛО предназначен для наблюдения за районом боевых действий в зоне армейского корпуса, при этом обеспечивается решение задач дальнего обнаружения движущихся наземных транспортных и боевых средств на удалении 100-150км от линии соприкосновения войск в полосе шириной 60-80км. Предусматривается использование этого комплекса ДРЛО во взаимодействии с разведывательным комплексом многократного применения на базе беспилотного летательного аппарата CI-189, состоящего на вооружении французской армии.
Для размещения на вертолете РЛС LCTAR "Орхидея" фирмы Tomson соответствующим образом была модернизирована задняя часть фюзеляжа, благодаря чему приемно-пере-даточная антенна может в полете перемещаться в рабочее положение под фюзеляжем вертолета. Вся аппаратура РЛС, а также средства обработки и передачи разведывательной информации размещены в грузовой кабине вертолета.

Диаграмма направленности антенны РЛС имеет незначительный уровень боковых лепестков, в станции предусмотрена перестройка частоты излучаемого сигнала, что увеличивает ее помехоустойчивость в условиях применения противником средств РЭБ. Дальность действия РЛС состовляет 200км. Полученные сведения о наземной обстановке передаются на передвижные наземные пункты сбора ии формации с помощью цифровой линии связи, дальность действия которой около 100км. Мощность связного передатчика незначительна благодаря применению остронаправ-ленной наземной приемной антенны. В аппаратуре связи используется быстрая перестройка несущей частоты, информация кодируется с помощью корректирующих кодов, позволяющих обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие в процессе передачи.

При разработке вертолетного комплекса ДРЛО особое внимание было уделено его живучести в условиях противодействия противника. С этой целью предусматриваются различные меры по снижению демаскирующих признаков вертолета-носителя в инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн и повышению скрытности работы радиоэлектронных средств. Так, сектор наблюдения РЛС сканируется однократно в случайные моменты времени, полученная информация обрабатывается и запоминается. Частота излучения изменяется в зависимости от тактической обстановки. Защищенность вертолета от ракет с инфракрасными системами наведения обеспечивается за счет применения средств индивидуальной защиты - ложных тепловых целей. По мнению зарубежных военных специалистов, вертолетный комплекс ДРЛО имеет по сравнению с самолетным комплексом ДРЛО ряд существенных преимуществ: большую автономность применения, возможность базирования на переднем крас, оперативность использования, а также мобильность, соответствующую скоростям перемещения наземных средств сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1996
Диаметр главного винта, м
15.60
Диаметр хвостового винта, м 3.05
Длина,м
18.70
Высота,м
4.92
Масса, кг
- пустого
- максимальная взлетная

- 4330
- 9550
Внутренние топливо, кг
1596
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Makila IA1
Мощность, кВт
2 х 1400
Максимальная скорость, км/ч
278
Крейсерская скорость, км/ч
262
Практическая дальность, км
1176
Дальность действия, км
842
Продолжительность полета, ч.мин
4.20
Скороподъемность, м/мин
420
Практический потолок, м 4100
Статический потолок, м
2700
Экипаж, чел
3
до 5 человек операторов и опционально 10 солдат

АS.565MA PANTHER Поисково-спасательный вертолет


SA.365F Dauphin II - многоцелевой морской вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета SA.365 Dauphin 2. Первый прототип носивший обозначение SA.365N совершил полет в январе 1975 года. Основные задачи вертолета - противокорабельные и противолодочные действия. Для этих целей на вертолете установлены РЛС Omera-Segid ORB 32 Hеraclеs II или Thomson-CSF Agrion-15, система обнаружения магнитных аномалий Sextant Avionique (Crouzet) или Thomson-Sintra ASM HS 31 и навигационная система Sextant Avionique ONS 200A с навигационным компьютером Avionique Nadir Mk II. Вертолет принят на вооружение в 1982 году.
После образования в 1992 году концерна Eurocopter вертолет получил обозначение AS.565 Panther. Вертолет поставлялся на вооружение ВМС Франции, Чили, Ирландии и Саудовской Аравии.

Модификации вертолета:
SA.365F Dauphin 2 - первая серийная модификация c ПКР AS.15TT.
SA.365F-1 Dauphin 2 - модификация с ГТД Arriel IM1.
AS.565MA Panther - невооруженная поисково-спасательная версия.
AS.565SA Panther - противолодочная модификация с РЛС Dassault Varan, тактической РЛС Thomson-CSF, ПКР AM.39 Exocet и торпедами Murena.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1982
Диаметр главного винта, м
11.94
Диаметр хвостового винта, м 1.10
Длина,м
12.11
Высота,м 3.98
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 2240
- 4100
- 4250
Внутренние топливо, л
1135 + опционально 180
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Ariel IM1
Мощность, кВт
- при взлете
- при полете

- 2 х 558
- 2 х 487
Максимальная скорость, км/ч
296
Крейсерская скорость, км/ч
274
Практическая дальность, км
875
Дальность действия, км
240-420
Скороподъемность, м/мин
420
Практический потолок, м
4575
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 2
10 пассажиров или 1700 кг груза в кабине или 1600 кг груза на подвеске
Вооружение: Боевая нагрузка - 600 кг на 4 узлах подвески:
4 ПКР AS.15TT или AM.39 Exocet, или 4 торпеды Mk.46.
Возможна подвеска УР "воздух-воздух" Matra R550 Magic.

SA.330 PUMA Транспортно-десантный вертолет


Разработка вертолета была начата фирмой Sud Aviacion (Aerospatiale) в начале 60-х годов по заказу французского правительства. 15 апреля 1965г. совершил первый полет первый из двух прототипов, а 30 июля 1968г. поднялся в воздух последний из шести предсерийных образцов вертолета SA.330 Puma.
Вертолеты Puma используются в вооруженных силах Франции, Великобритании и ряда других стран мира в основном для переброски войск на поле боя и тылового обеспечения соединений и частей, а при оснащении соответствующим вооружением и оборудованием - для огневой поддержки сухопутных войск, противолодочной обороны и воздушной разведки. Поставка серийных вертолетов этого типа в вооруженные силы Франции началась в 1969 году, а в ВВС Великобритании - в 1970 году (решение о принятии их на вооружение ВВС Великобритании была принято в 1967 году, в связи с чем английская фирма Westland приняла участие в разработке и производстве вертолета). Всего было построено около 700 вертолетов Puma для 46 стран мира.

SA.330 Puma относится к вертолетам одновинтовой схемы с рулевым винтом. Несущий винт имеет четыре лопасти, крепление которых осуществляется посредством шарниров. Рулевой винт пятилопастный. Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции разделен на двухместную кабину экипажа и грузовую кабину длиной 6.05м. В грузовой кабине могут разместиться до 18 десантников с оружием (в модификациях с удлиненным фюзеляжем число десантников увеличено до 25). На внешней подвеске могут перевозиться крупногабаритные грузы массой до 2500кг. Кабина экипажа и грузовая кабина имеют по одной двери с каждой стороны фюзеляжа. Кроме того, в задней части фюзеляжа имеется аварийный люк. В верхней части фюзеляжа размещена силовая установка в составе двух газотурбинных двигателей с воздухозаборниками, снабженными пылезащитными устройствами.

На вертолетах Puma устанавливались двигатели Turbomeca Turmo различных модификаций. В частности, использовались двигатели Turmo III с4 с взлетной мощностью 955кВт и Turmo IV А мощностью 1030кВт. Запас топлива во внутри фюзеляжных баках составляет 1560л. Все модификации вертолетов Puma снабжены трсхстоечным убирающимся в полете колесным шасси, конструкция которого выдерживает жесткую посадку с вертикальной скоростью до 3м/с.
Вертолет выпускался по лицензии в Румынии под обозначением IAR-330 и собирался в Индонезии из деталей, поставленных из Франции. В ЮАР государственная корпорация АРМСКОР производила свой вариант Пумы, получивший обозначение ХТР-1. В отличие от французского прототипа, этот вертолет имеет крыло малого удлинения, на каждой из консолей которого установлены два пилона с пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм. Конструкция пилонов обеспечивает отклонение пусковых установок в вертикальной плоскости. Вертолет вооружен также 20-мм пушкой GA-1, установленной под фюзеляжем. Прицеливание осуществляется с помощью нашлемного прицела. Для придания большей устойчивости машине при сопровождении цели и ведении огня конструкция стабилизатора усовершенствована, а под хвостовой балкой установлен дополнительный нижний киль.

Модификации вертолета:
SA.330А - прототип вертолета.
SA.330В - первая серийная модификация для французских вооруженных сил.
SA.330С - экспортная версия с ГТД Turmo IVC.
SA.330Е - модификация английской фирмы Westland.
Puma HC.Mk.1 - обозначение SA.330Е после принятие в 1971 году на вооружение английских ВВС.
SA.330F - гражданская версия.
SA.330G - модификация транспортного вертолета SA.330F с ГТД Turmo IVC.
SA.330Н - модификация SA.330С с ГТД Turmo IVC.
SA.330J - гражданская версия на базе SA.330F с ГТД Turmo IVC.
SA.330L - экспортная многоцелевая версия. Существует ударно-транспорная версия вертолета с системой наведения и оружием с вертолета CSH-2 Rooivalk (AH-2), на 2 узлах подвески на концах крыльев и 4 подкрылевых узлах. Вооружение включает УР "воздух-воздух" Armscor Darter, 4 ПТУР Atlas Swift.
IAR-330H - румынский транспортный вариант фирмы IAR на базе SA.330H.
IAR-330L - румынский ударно-транспортный вариант с 2 20-мм пушками, 4 ПТУР Малютка, или 4 ПУ 16х55-мм или 8 ПУ 122-мм НУР, или 4 100 кг бомб, или 2-4 контейнера ГМП-2 с 2 7.62-мм пулеметами и 550 патронами.
Oryx - гибридная версия разработанная фирмой Atlas(ЮАР) на базе SA.330L, но с двигательной системой вертолета SA.332.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1969
Диаметр главного винта, м
15.00
Диаметр хвостового винта, м
3.04
Длина,м
14.06
Высота,м
5.14
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 3615
- 7400
- 7500
Внутренние топливо, л
1544 + опционально 1900
ПТБ, л
2 х 350
Тип двигателя 2 ГТД Turbomeca Turmo IVC
Мощность, кВт
2 х 1175
Максимальная скорость, км/ч 271
Крейсерская скорость, км/ч 258
Дальность действия, км 572
Скороподъемность, м/мин
552
Практический потолок, м
6000
Статический потолок, м
4400
Экипаж, чел 2-3
20 солдат или 6 носилок и 6 сидячих раненых или 3000 кг груза в кабине или 3200 кг на подвеске
Вооружение(опционально): 1 20-мм пушка GIAT M621 или 2 7.62-мм пулемета
2 ПУ Matra 155, Thomson-Brandt 68-22 или
Thomson-Brandt 68-36 c 18, 32 или 36 68-мм НУР, или
2 контейнера с 30-мм пушкой DEFA или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметом