Корпорация Sony - гигант электронной промышленности. Благодаря инновациям и качеству, она заняла ведущие позиции на рынке электронных устройств премиум-класса. За последние годы она расширила сферы своей деятельности и кроме производства электроники стала заниматься индустрией развлечений и финансовыми вопросами.

Бренд Sony неоднократно переживал трудные времена, но умение сосредоточиться на своих основных задачах помогло компании выйти из затруднительной ситуации и вернуть доверие потребителей. На сегодняшний день Sony - это один из ведущих производителей Android-смартфонов и планшетов. В это Рождество во многих домах появится новая игровая приставка PS4. А как же зарождалась эта всемирно известная японская корпорация?

Откуда взялось название Sony?

Компания, которой суждено было стать Sony, была основана после Второй мировой войны. Инженер Масару Ибука и физик Акио Морита в 1946 году открыли в Токио небольшую фирму. Она получила название Tokyo Tsushin Kogyo K.K. (Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация). Это было местом, где талантливые инженеры-изобретатели могли проявить себя и получить поддержку и понимание.

Так зародилось производство самой разнообразной продукции, в том числе мегафонов, магнитной бумажной ленты для звукозаписи и магнитофонов под маркой G-Type. Вскоре после покупки лицензии у Bell Labs, новоиспеченная компания наладила выпуск радио транзисторов, после чего в 1955 году была запущена линия по производству транзисторных радиоприемников TR-55. Это был первый продукт, выпущенный под брендом Sony. Название Sony является производным от двух слов - "Sonus" (что на латыни означает "звук") и "Sonny" (фраза “sonny boy” взята из американского английского, в Японии она получила значение "молодой и вдохновленный"). Название компании получило статус официального в 1958 году.

Страсть к технологии

С самого начала компания Sony ставила самые амбициозные цели. Было стремление опередить всех конкурентов и наладить выпуск высококачественных электронных устройств. Серьезное отношение к научным исследованиям вскоре привело к результатам. Изучение технологии производства транзисторных радиоприемников открыло дорогу к телевидению. В 1960 году компания Sony заручилась поддержкой США, что помогло ей построить новые производственные мощности в Японии. Благодаря этому был выпущен первый портативный телевизионный приемник модели TV8-301. Проницательный Масару Ибука осознал, что дни радио сочтены, и будущее принадлежит телевидению.

Инженеры Sony продолжали совершенствоваться. Было выпущено большое количество разных магнитофонов, небольших телевизоров, а в 1965 году на свет появился первый цветной телевизор, первый записывающий видеомагнитофон, а затем и первый стереоусилитель, полностью собранный на основе кремниевых транзисторов. В 1968 году в производство был запущен первый цветной телевизор Trinitron KV-1310, оказавшийся очень удачной моделью, пользовавшейся большим успехом у покупателей.

Парад инноваций и новых моделей продолжился в 70-е годы прошлого века. Наиболее заметным шагом вперед стало появление цветного кассетного видеомагнитофона в 1971 году. А в 1979 году портативный музыкальный плеер Walkman принес музыку в широкие массы слушателей. Даже во времена рецессии, наступившие в начале 80-х, Sony выпустила первый CD-плеер (1982) и 8-мм пленочную видеокамеру (1985).

Промахи с мобильными телефонами

Последнее десятилетие прошлого века японцы называют "Потерянным десятилетием". В это время быстрыми темпами начала развиваться Южная Корея, которая начала теснить Sony на рынке. Период был не простой, но именно в те годы появились первые мобильные телефоны. Компания Sony слишком медлила с разработкой новой продукции и упустила шанс с MP3-плеером Walkman, хотя прототип плеера был разработан японцами до того, как Apple выпустила свой iPod.

Действия Sony на рынке мобильных устройств были полным разочарованием. Она пошла неверным путем и так и не смогла добавить "телефонную" составляющую своим карманным компьютерам. Надо было еще в 2000 году бросить все силы на разработку смартфонов, но подобных действий предпринято не было.

Заключение союза с Ericsson

В те годы пионерами мобильной индустрии по праву считались компании Motorola, Nokia и Ericsson. Шведская компания Ericsson давно занималась телекоммуникационным оборудованием. Ни у кого не было такого богатого опыта, как у нее. Доля Sony на мобильном рынке составляла всего 1%, ей срочно нужен был сильный партнер. Опыт Ericsson и инновационное мышление Sony могли дать толчок развитию обеих компаний.

Первым совместным продуктом в 2002 году стал мобильный телефон T68i. За ним последовал целый ряд других моделей, и постепенно влияние Sony стало усиливаться. В 2003 году появился T610 - первый мобильный телефон со встроенной камерой.В 2005 году вышел K750i с 2мп-камерой и MP3-плеером, а вместе с W800i вернулся бренд Walkman. Началось великое противостояние двух гигантов - Sony Ericsson и Nokia.

Особое внимание Sony уделяла камерам, оснащая мобильные телефоны модулями Cyber-shot. Так, в 2006 модель K800i получила цифровую камеру 3.2 мп с ксеноновой вспышкой. В 2007 разрешение камеры K850i возросло до 5 мп, но японцы снова совершили ошибку. Она заключалась в использовании проприетарных накопителей памяти "memory stick". Продвижению на рынке также мешали высокие цены на карты памяти и мобильные телефоны бренда Sony Ericsson. Ситуацию в один момент изменила компания Apple, выпустив iPhone. После 2007 года в Sony Ericsson начался кризис.

"Спасение утопающих"

Компании Sony в сотрудничестве с Ericsson удалось увеличить долю на рынке до 9%, но в 2008 году она упала до 7.5%. Однако худшее произошло в 2009. В этом году финансовые потери достигли своего максимума, из-за чего был отложен выпуск нескольких новых моделей телефонов. Рыночная доля Sony Ericsson скатилась до 4.5%. Падение вниз было стремительным и нужно было срочно что-то делать.

В этот момент стало очевидным, что мобильная платформа Symbian достигла пика своего развития, и будущего у нее нет. В 2010 году было принято решение взять на вооружение Android. Но и здесь Sony Ericsson оказались в числе опоздавших: HTC, Samsung, и Motorola уже наладили выпуск Android-смартфонов. Надо отдать японцам должное - они не опустили руки, а были полны решимости и по-прежнему следовали своему основному принципу: выпускать продукты премиум-класса, отличающиеся высоким качеством.

Переход на Android

Первым Android-смартфоном под брендом Sony Ericsson стал Xperia X10. У него был 4-дюймовый экран разрешением 480 x 854 пикселей, процессор частотой 1 ГГц и камера 8.1 мп. У смартфона были свои сильные и слабые стороны. Самым большим минусом было наличие Android 1.6. Эта версия была слишком неповоротливой, у нее отсутствовала поддержка мультитач, не было вспышки у камеры, много нареканий вызывала клавиатура.

Следующей моделью в 2011 году стала Xperia Arc. Она получилась более удачной. На нее установили Android 2.3.2, лаги исчезли, появилась камера со вспышкой. Все, казалось бы, было замечательно... кроме слишком высокой цены.

Примерно в одно время с Arc Sony Ericsson выпустила долгожданный смартфон Xperia Play, который стал своего рода PlayStation среди смартфонов. На короткое время это стало спасением. Xperia Play стоил слишком дорого, выбор игр был небольшой, а конкуренция на рынке становилась все жестче.

Разрыв отношений

Объемы продаж Sony Ericsson продолжали падать. К середине 2011 года доля Sony Ericsson сократилась до 2%, состояние стало критическим. В октябре компания Sony объявила о покупке доли Ericsson. Сделка состоялась в начале 2012 года.

Подразделение Sony Mobile, избавившись от Ericsson в наименовании бренда, в упорной борьбе начало завоевывать позиции на мобильном рынке. Первым вышел смартфон Xperia S, но обойти флагманы Samsung и HTC ему не удалось. В 2012 году компания Sony также попробовала свои силы, выпустив первый планшет Xperia Tablet S. Мало-помалу японцы продвигались вперед на пути к успеху.

Новое начало

Вышедший в 2013 году смартфон Sony Xperia Z потеснил ряды флагманов. Sony впервые удалось создать лучший Android-смартфон. Он выгодно отличался от остальных конкурентов и полностью соответствовал маркетинговому слогану "Самое лучшее от Sony, воплощенное в смартфоне". Sony Xperia Z обладает великолепными техническими характеристиками.

Первые продажи показали, что модель пользуется успехом. Sony снова начала восхождение. Совершенство дизайна смартфона было решено повторить в планшете Xperia Tablet Z. Есть все основания считать эту модель одним из самых лучших Android-планшетов, который может на равных конкурировать с Apple iPad. В сегменте фаблетов свое место занял Xperia Z Ultra.

Линейка выпускаемых на данный момент смартфонов и планшетов Sony отличается узнаваемым фирменным стилем, минималистичным дизайном и самыми передовыми характеристиками.

Создание собственной экосистемы

Тот факт, что Sony достигла успеха в индустрии развлечений, говорит о неплохих перспективах компании на будущее. Война игровых приставок с Microsoft в самом разгаре. Консоль PlayStation 4 ничем не уступает Xbox One. Телевизоры Sony долгое время имели прекрасную репутацию, но выпускать их стало невыгодно. А какой другой производитель может похвастаться наличием собственного каталога музыки, фильмов и игр? Если Sony удастся найти оптимальный способ объединить все эти компоненты с мобильными устройствами, корпорация снова превратится в гиганта электронной индустрии.

Лайкнуть

Корпорация Sony, мировой лидер в производстве электроники, появилась на рынке фототехники сравнительно недавно, однако уже успела занять на нем весьма прочные позиции. В общем-то, это неудивительно, ведь стремительные технологические прорывы и рискованные маркетинговые ходы — обычная тактика компании, сформировавшаяся еще на заре ее деятельности.

Годом основания Sony принято считать 1946-й, когда в разбомбленном американскими самолетами Токио встретились бывшие коллеги по оборонному предприятию Акио Морита и Масару Ибука. Друзья выпили саке, поздравили друг друга с тем, что уцелели в войне, и тут же решили организовать какое-нибудь производство.

Первоначальный капитал партнеров был невелик: 84 500 иен, или 375 долларов по курсу того времени, большую часть которых Морита занял у своего отца, преуспевающего винокура. Этих денег оказалось достаточно для того, чтобы 7 мая на втором этаже полуразрушенного торгового центра заработала Tokyo Tsushin Kogyo — «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», штат которой составлял 20 человек (все эти люди являлись бывшими сотрудниками все того же оборонного завода).

Акио Морита и Масару Ибука, основатели компании Sony

Первый магнитофон

Несмотря на громкое название, предприятие выпускало далеко не самые высокотехнологичные продукты: жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки, которыми приходилось торговать вразнос. На вырученные деньги Морита и Ибука скупали разнообразные иностранные электроприборы, хлынувшие в страну с приходом американских войск. Самое большое впечатление на инженеров произвел американский магнитофон с металлической магнитной лентой, на которую можно было записывать радиопрограммы. Быстро смекнув, что дорогая и тяжелая металлическая пластина — не самая удачная основа для магнитного покрытия, друзья задались целью разработать более совершенный носитель. В результате они додумались разрезать лист ватмана на узкие полоски и уже на них тонким слоем нанести магнитную краску. Нехитрая технология производства легкой и гибкой магнитной ленты была тут же запатентована, а в 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила первый японский магнитофон G-Type.

Первый японский магнитофон G-Type весил почти полцентнера

Сборка магнитофонов в цеху «Токийской телекоммуникационной инженерной компании», 1950-е годы

Творение оказалось сложным, громоздким и очень дорогим. Вряд ли оно получило бы распространение, если бы не неожиданный заказ из окружного суда: магнитофоны были тогда большой редкостью даже в США, и японское судебное ведомство, страдавшее от вечной нехватки стенографисток, было радо заполучить отечественные устройства для записи голоса. Продажа сразу 24 магнитофонов принесла предприятию 1 млн иен и уверенность в своих силах. В следующем году компания выпустила более совершенную модель магнитофона H, весившую всего 13 кг. Морита тут же отправил конструктора устройства Масао Курахаси в лекционное турне по стране — рассказывать о новых технологиях звукозаписи в учебных заведениях. А сам принялся убеждать чиновников из Министерства образования в необходимости устанавливать магнитофоны в школах. В конце концов под напором Мориты и впечатленных новинкой учителей чиновники сдались, и компания получила очередной массовый заказ на свою продукцию. И только третья модель магнитофона, Р, стала настоящим хитом продаж без всяких государственных заказов — не в последнюю очередь благодаря привлекательной цене и существенно облегченному управлению.

Первые радиоприемники на транзисторах пользовались небывалой популярностью

Транзисторы из Америки

В марте 1952 года Масару Ибука отправился в США, чтобы изучить применение магнитофонов в повседневной жизни, а заодно посмотреть, как налажено их производство в американских компаниях. Главным результатом этой поездки стала покупка у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Эти полупроводниковые приборы, предназначенные для усиления электрического тока и управления им, были изобретены в Германии еще до войны, но инженеры пока смутно представляли, где именно их можно использовать. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной технике, Ибука сконструировал на их основе… невинный бытовой радиоприемник. В отличие от своих громоздких собратьев, транзисторная модель была размером с толстую книгу и могла работать не только от сети, но и на батарейках. TR-2 — такое название дали новому устройству — стал первым по-настоящему портативным радиоприемником в мире.

Презентация прототипа бытового видеомагнитофона U-matic VTR

Микротелевизор Sony TV5-303

Недорогие легкие приемники, которые можно было брать с собой куда угодно, стали пользоваться бешеной популярностью, и Ибука решил расширить сферу применения транзисторов. В 1960 году он сконструировал на их основе маленький переносной телевизор с 8-дюймовым экраном, а спустя пять лет появился и первый видеомагнитофон, способный записывать телепрограммы на магнитную ленту. Оба эти устройства вышли уже под новой маркой, название которой звучало кратко и благородно: Sony.

Рождение звука

«Телекоммуникационная инженерная компания» окончательно сменила свое сложное имя в 1958 году. Акио Морита, который к тому времени стал отвечать за продвижение продукции компании, не без оснований уверял: «Чтобы закрепиться на мировом рынке, нам нужно другое название — простое, короткое, легкое для произношения и запоминающееся. А вместо иероглифов нужно использовать интернациональную латиницу». Например, американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже сокращение Totsuko — а продавать в США продукт, произведенный компанией с непроизносимым названием, было бы, мягко говоря, непросто. Сначала Морита и Ибука хотели сократить имя своего детища до трех букв — TTK, но тогда неизбежно возникли бы проблемы на внутреннем рынке. Ведь TTK очень похоже на TKK — японскую железнодорожную компанию. И тогда, порывшись в словарях, друзья выудили оттуда латинское слово sonus — «звук», которое, по их мнению, идеально отражало направление деятельности фирмы. Слегка модернизировав его, Морита и Ибука придумали слово sony, которому и суждено было стать международным именем компании.

Современный логотип Sony был утвержден в 1973 году

Первые логотипы Sony, появившиеся на радиоприемниках в 1955-м, представляли собой надпись, выполненную динамично наклоненным шрифтом. Через два года шрифт заменили на более спокойный и читаемый, и с тех пор в начертании слова Sony менялась лишь толщина букв. Последний вариант логотипа, который мы сейчас видим на продукции Sony, был утвержден в 1973 году.

Привычка удивлять

В 1968 году Sony учредила свою первую дочернюю компанию за рубежом — Sony UK Ltd. в Великобритании, в 1971-м представила первую в мире профессиональную кассетную систему звукозаписи, а в 1972-м получила свою первую (из пятнадцати последующих) музыкальную премию Emmy. О японской корпорации заговорили, в причинах ее успеха стали разбираться как конкуренты, так и студенты факультетов менеджмента и маркетинга крупнейших университетов.

Акио Морита представляет очередной мини-телевизор Sony, 1960-е годы

Масару Ибука и Акио Морита во время празднования 50-летия основания Sony, 1996 год

Сам же Акио Морита основными предпосылками для столь динамичного развития называл постоянное стремление выбирать крупные цели и ставить амбициозные научно-технические задачи. В своей книге «Сделано в Японии» он приводит простую схему такой тактики: «Сцена 1: на рынке еще отсутствует ныне всем знакомый продукт (транзисторный радиоприемник, переносной телевизор, бытовой видеомагнитофон). Сцена 2: специалисты утверждают, что такой товар никому не нужен. Зачем делать маленький приемник, если у большого звук лучше? Зачем нужен телевизор с малым экраном в больших комнатах американских домов? Кому понадобится видеомагнитофон при изобилии интересных и разнообразных передач, идущих по многочисленным телепрограммам?»

«Сцена 3: лидер фирмы четко объясняет философию новинки — транзисторный приемник последует за хозяином в любое место; Walkman, первый в мире карманный аудиоплеер, заменит грохот и шум большого города той музыкальной средой, которую вы выбрали сами; видеомагнитофон ликвидирует тиранию телекомпаний, заставляющих всех смотреть передачи только в то время, когда они транслируются. Сцена 4: инженеры Sony берутся за дело и решают сложную задачу, производственники обеспечивают безупречное качество, а отделы сбыта — оглушительный рыночный успех новинки».

Компания Sony не раз представляла передовые форматы видеозаписи. Во многом благодаря ей появилось такое понятие, как «видео с высоким разрешением»

От видео к фото

Применяя описанную Моритой тактику, к середине 1970-х Sony cтала крупнейшим мировым производителем разнообразной электроники, от мелкой бытовой техники до компьютеров и профессиональных стереосистем. Не в последнюю очередь благодаря Sony стали активно развиваться видеотехнологии, практически полностью вытеснившие кинокамеры с любительского рынка. А разработанные компанией системы видеозаписи с высоким разрешением оказали значительное влияние даже на кинематограф. Однако компания долгое время не обращала внимание на еще один прибыльный сегмент рынка — производство и продажу любительской фототехники. Это упущение было ликвидировано в 1981 году, когда Sony cовершила не просто прорыв на рынок, а настоящий переворот в фототехнике, представив цифровую зеркальную камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с появления которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. За регистрацию изображения в этом аппарате отвечал CCD-cенсор размером 10 х 12 мм, в котором умещалось 0,28 мегапикселей. Сформированные матрицей изображения сохранялись в аналоговом NTSC-видеоформате на специальном гибком магнитном диске, напоминавшем современные floppy-диски. Диск был перезаписываемым, на нем умещалось до 50 кадров, оставалось и место для звуковых комментариев.

Sony Mavica, 1981 год

Технически Mavica являлась продолжением линейки телевизионных видеокамер Sony на основе ССD-матриц, просто результатом ее работы был не видеопоток, а статичные картинки, стоп-кадры, которые можно было просматривать на экране телевизора или монитора. В остальном Mavica была полноценной зеркалкой с привычным видоискателем и оригинальным байонетом под сменные объективы, представленные одновременно с камерой: 25 мм f/2, 50 мм f/1.4 и зум 16-65 мм f/1.4.

Sony ProMavica MVC-2000 поставлялась только на заказ в комплекте со специальным дисководом

Наделав много шуму и записавшись в пионеры цифровой фотографии, Sony успокоилась и забыла о зеркальных фотоаппаратах на двадцать с лишним лет. В 1986 году фирма представила большую камеру ProMavica MVC-2000, оснащенную 0,38-мегапиксельным CCD-сенсором с диагональю 2/3 дюйма и великолепным несменным зум-объективом 48-288 мм с постоянной светосилой f/1.4. Модель лишилась зеркала и пентапризмы, а ее конструкция, да и внешний вид, стали еще больше напоминать видеокамеру — однако это все-таки был фотоаппарат, способный отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/15 до 1/1000 с. К камере прилагался специальный портативный дисковод для магнитных дисков, облегчающий просмотр сделанных снимков на экране телевизора. Это очень интересная для своего времени модель стоимостью $3395 так и не поступила в широкую продажу, а поставлялась лишь на заказ в качестве пробного камня, с помощью которого предполагалось изучить спрос на подобные устройства.

Sony Mavica MVC-C1 и Сanon RC-250 XapShot, 1988 год

Спрос был невелик, и специалисты Sony, полагая, что время профессиональных цифровых фотоаппаратов еще не пришло, сконцентрировались на разработке более простой и дешевой потребительской модели. Результатом их усилий стало появление в 1988 году сразу двух моделей — Mavica MVC-C1 Personal Camera и MVC-A10 Sound Mavica стоимостью $230 и $350 соответственно. Обе камеры оснащались матрицами в 2/3 дюйма с разрешением 0,28 Мп и светосильными объективами с фокусным расстоянием 15 мм. Снимать можно было только при значении светочувствительности 80 ISO в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/500 с. На магнитный диск можно было записать 25 фотографий, а модель MVC-A10 Sound Mavica к каждому снимку позволяла записать еще и десятисекундный комментарий. Камеры получились вполне жизнеспособными, но отнюдь не революционными: в том же году схожие по функциям и даже дизайну серийные модели выпустили компании Canon и Konica, а Pentax представил прототип очень похожей камеры EI.

Оптика Carl Zeiss cтояла уже на первом Cyber-shot, появившемся в 1996 году

Киберснимки

В 1996 году Sony выпустила цифровую фотокамеру весьма любопытной конструкции: модуль со встроенной вспышкой и 35-миллиметровым объективом мог поворачиваться на 180 градусов относительно основного корпуса. Это был аппарат абсолютно новой электронной формации, что подчеркивало его название — Sony Cyber-shot F1. Cнимки с разрешением 640 х 480 пикселей записывались уже не на магнитный диск, а на миниатюрную карту памяти — и главное, их можно было сразу просмотреть на 1,8-дюймовом дисплее и, если какие-то из них не понравились, тут же удалить. Эта модель стала родоначальницей знаменитого семейства камер Cyber-shot, благодаря которым компания Sony через несколько лет оказалась в числе лидеров рынка любительской фототехники.

2-мегапиксельная камера Cyber-shot F505 необычной конструкции стала прародительницей всех последующих «псевдозеркалок» Sony, вплоть до модели Cyber-shot R1

В 1999 году появилась серьезная модель Cyber-shot F505, у которой довольно внушительный по размерам зум-объектив Vario-Sonnar от Carl Zeiss мог двигаться вниз или вверх относительно корпуса камеры. Эволюцией этого отнюдь не компактного фотоаппарата можно в какой-то степени считать все последующие «псевдозеркалки» фирмы, вплоть до 10-мегапиксельной Cyber-shot R1, выпущенной в 2005 году. Все ждали от компании, освоившей производство столь серьезных аппаратов, следующего шага — выпуска полноценной цифровой зеркальной камеры. Но предпосылкой к этому важному этапу в истории Sony послужило событие, в прямом смысле слова потрясшее весь фотомир: в феврале 2006-го компания KonicaMinolta объявила о своем уходе с фоторынка. Надо сказать, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства. Первая стала выпускать форматные камеры на Японских островах еще в XIX веке, вторая начинала с разработки среднеформатных фотосистем, аналогов немецких Rolleiflex, в 1920-х. Позже Konica сконцентрировалась на выпуске дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, тогда как Minolta активно включилась в производство зеркальных фотоаппаратов и оптики, завоевав доверие не только любителей, но и профессиональных фотографов во всем мире. А в начале 2006 года уже объединенная компания KonicaMinolta вдруг неожиданно объявляет о свертывании фотопроизводства и передаче всех технологических наработок в этой области корпорации Sony! Последнее дополнение как-то потерялось на фоне шока, испытанного многочисленными приверженцами фотосистемы Minolta. А ведь это известие означало одно: очень скоро им придется потратить немалые суммы, чтобы перейти на другую систему.

Но не успело пройти всеобщее изумление, как в июне этого же года Sony представила свою 10-мегапиксельную любительскую зеркальную камеру А100, а спустя полтора года выпустила и полупрофессиональную модель А700. В характерном угловатом дизайне и обилии разнообразных механических узлов управления новых зеркалок чувствовалось наследие Minolta. В остальном же камеры получились отнюдь не консервативными: инженеры начинили их современнейшими электронными системами, позволявшими вести успешную борьбу за самого требовательного потребителя на полях рыночных сражений. Одновременно с камерами, которые унаследовали от Minolta и тип байонета , было представлено несколько зум-объективов Sony, а также целый парк высококлассной оптики Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года. Сегодня Sony с завидной регулярностью выпускает на рынок разнообразные цифровые камеры — от изящных компактных моделей до полупрофессиональных зеркальных аппаратов — и вот-вот примерит на себя лавры самого плодовитого и энергичного фотопроизводителя в мире.

создатель компании Sony

Рецепт «японского чуда » сами японцы вмещают в два слова: «ВАКОНИ эсай «. Это означает «взять новейшие знания, выработанные иностранцами, но не позволить им пошатнуть основы японского образа мышления».

Япония оказалась на удивление открытой для свежих идей. Однако для «чуда» одних инноваций было бы мало. Не менее важной составляющей «ВАКОНІ эсай» было развито общинное сознание японцев, что нашло свое выражение в корпоративном духе. Наиболее гармонично «старое и новое» соединилось в детище знаменитого Акио Морита — в концерне Sony .

Компания Sony одна из тех, которые подарили фразе «Made in Japan» престиж и сделали Японию одной из самых технологически развитых стран в глазах всего мира. Sony была создана после окончания Второй мировой войны, в нелегкое для страны время. Это был самый подходящий момент для возрождения страны. У истоков компании стояли два физика: Акио Морита и Масару Ибука.

Морита стал легендой еще при жизни. У основателя Sony было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен (в течение 30 лет каждый вторник, ровно в 7.30 утра, бодрый и подтянутый председатель Совета директоров Sony Corporation появлялся на корте; а еще плавание с аквалангом, виндсерфинг, водные лыжи …).

родился 26 января 1921 года в Нагое, в семье почтенных винокуров. Его предки зарабатывали на жизнь тем, что делали саке — рисовую водку; потому и родители Акио Мориты рассчитывали со временем передать ему семейное дело. Акио был старшим сыном, а в тогдашней Японии почти все дети торговцев и предпринимателей шли по стопам родителей. Однако Акио не желал изучать древнее мастерство и варить сакэ, как это делали все его родственники до пятнадцатого колена включительно. На дворе был XX века, и мальчика интересовали математика и физика. Как не странно, отец одобрил решение сына и позволил ему следовать своим путем.

Для этого Морита поступает до Императорского университета в Осаке. После его окончания он отправляется на военную службу, где успевает получить звание офицера. После окончания срока службы Акио Морита отправляется работать в «Компании точных инструментов Японии», где и знакомится с Масару Ибука.

Масару Ибука был физиком с ног до головы. Он был старший Мориты на 13 лет. Уже со студенческих лет выделялся на фоне однокурсников, за что и получил прозвище «гений-изобретатель». На момент прихода Мориты в «Компании точных инструментов Японии» Ибука был ее генеральным директором. Будущие основатели Sony довольно быстро нашли общий язык. Увлечение техникой для обоих было смыслом жизни. Они не думали о каких-то революциях, а просто занимались тем, что приносило им удовольствие и деньги … с которыми вскоре наступили проблемы.

После окончания войны «Компании точных инструментов Японии » лишилась военных заказов, которые поддерживали ее жизнь последние несколько лет. Все сотрудники в одночасье лишились работы, а Ибука своего бизнеса. Акио Морита для того, чтобы хоть как-то заработать устраивается преподавателем в университет, а Ибука идет в небольшую мастерскую по ремонту электроприборов. Но для обоих данные решения стали клеткой, в которую может быть заключена птица. Они жаждали изобретать, создавать что-то свое. И конечно зарабатывать на этом деньги, которые никак не могла принести небольшая ремонтная мастерская и преподавания в университете, которого Морита избавился довольно быстро, потому что по закону офицеры не имели права быть преподавателями.

Начало

7 мая 1946 года была основана компания «Токио Цусин Когіо Кабусікі Кайса», уставный капитал которой составил 375 долларов (при этом Морита даже занял небольшую сумму у родителей). Всего в компании изначально было 20 сотрудников (все из предыдущего проекта Ибуки). Впрочем, деятельность фирмы не была революционной. Никаких изобретений и открытий на первых порах. Нужно было просто выжить. Деятельность компании в связи с этим заключалась в основном в производстве вольтметров, жаровни для риса и мелких электроприборов.

«История нашей компании , — писал впоследствии Морита, — это история группы людей, стремящихся помочь Ибуке осуществить свои мечты «. Для бизнеса Ибука был слишком фантазером, он не вписывался в отлаженный ритм работы. Поэтому Морита, взяв на себя руководство предприятием, поручил компаньону техническую часть работы. Деловой тандем просуществовал около полувека.

Ибука активно плодил идеи. Придумал, например, электрическую рисоварку, такой себе гибрид ведра и электроплитки. Варить рис в ней было можно, но есть его потом — нет: он или пригоряв, или выходил недоваренным.

Однако именно на таких агрегатах формировалась и оттачивалась философия компании, состояла в том, чтобы не доводить до ума уже существовала на рынке продукцию, но производить совершенно новые товары.

Первое серьезное открытие компании состоялось в 1949 году, когда Масару Ибука запатентовал магнитную ленту для воспроизведения звука. Годом позже вышел магніофон G-Type, который, несмотря на свою нищету, стал основой для будущих разработок компании. Магнитофон G-Type имел всего два минуса. Но они ставили крест на его будущем. Он был тяжелый и дорого стоил. Вес G-Type составлял 35 килограмм, а стоимость равна 900 долларам. Всего было произведено 20 таких видеомагнитофонов. Продать их не получалось, пока Акио Морита не решил обратиться в верховный суд Японии, сделав им предложение приобрести данные магнитофоны, чтобы заменить ими стенографисток. Сделка состоялась и 20 G-Type пошли в суд (уже через два года выйдет новая версия магнитофона вес которой составит 13 кг). В начале 1950-х годов Акио Морита и Масару Ибука приобретают лицензию на производство транзисторов в американской Western Electric (цена патента составила 25 тысяч долларов). Это был переломный момент в истории компании. В 54 году выходит первый транзистор, произведенный в недрах «Токио Цусин Когіо Кабусікі Кайса». После этого выходит первый радиоприемник, разработанный не для военных целей. Приемнику дали название TR-2 (до того момента TR1 уже существовал, это был неудачный приемник). Данный радиоприемник стал пользоваться достаточно большим спросом и вскоре Ибука и Морита выпустили телевизор и відемагнітофон. В основе этих устройств также лежал транзистор. В 1956 году в компанию приходит физик, будущий обладатель Нобелевской премии Рейон Есаки, который поспособствует будущим успехам компании.

К концу 50-х годов Морита и Ибука стали подумывать о выходе компании на рынок США. Было понятно, что текущее название для этого не подходит. Оно было слишком сложным и долгим. Было решено переименовать компанию в Sony.

Слово это было образовано от латинского sonus, что означает «звук». Другим созвучием было английское sonny, «сынок». Оно как бы подчеркивало, что фирмой управляют молодые и энергичные люди. Но по-японски «Сонные» означало бы «потерять деньги». При удалении одной буквы получилось Sony. Слово легко запоминалось и произносилось, а также не привязывалась ни к одному известному национальному языку.

Экспансия в США

В 1963 году Sony представила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Она оказалась первой японской компанией, попавшей в списки NYSE (New York Stock Exchange). Чтобы добиться более прочного положения на американском рынке, Акио Морита переехал в Соединенные Штаты и вскоре перевез туда всю свою семью. Обосновавшись в Нью-Йорке на фешенебельной Пятой Авеню, Морита временно стал американцем. Таким образом он стремился понять специфику американского бизнеса, особенности рынка, традиции и характер американцев. Коммуникабельный и остроумный японец легко завязал знакомства в деловых кругах Нью-Йорка. Он понял, чего не хватает его компании — открытости. Традиционная замкнутость, непроницаемость японской культуры снижала эффективность его управленческих решений. Новый взгляд на западный бизнес, взгляд изнутри, позволил Морите соединить в своей политике опыт Востока и Запада, японскую вдумчивость, централизованность и европейскую открытость.

В 1968 году в лабораториях Sony был сделан первый цветной телевизор Trinitron, потом открылись торговые представительства и предприятия в США, Великобритании, Германии. Строились фабрики и заводы — в Сан-Диего, Бридженде, росло количество служащих и сотрудников (сейчас на предприятиях Sony трудится 173 тысячи человек).

Эпоха рок-н-ролла

Морита был настоящим трудоголиком и требовал такой же самоотдачи от своих сотрудников. При этом круг его интересов ограничивался делами корпорации: Морита любил живопись и музыку, особенно Бетховена, занимался спортом и внимательно следил за успехами знаменитых теннисистов. А еще Морита писал книги, из которых самой популярной стала его автобиография «Сделано в Японии: Акио Морита и Sony» («Made in Japan: Akio Morita and Sony», New York, 1988).

В начале 1960-х, с появлением рок-н-ролла, молодежь стала больше слушать музыку. Морита часто наблюдал, как его дети с утра до вечера слушают «Битлз», Литтл Ричарда и Элвиса Пресли. И не только тинейджеры: даже взрослые японцы теперь покупали дорогие стереосистемы для автомобилей и брали с собой на пикник или на пляж большие и тяжелые магнитофоны. И хотя отдел новых технологий принципиально не хотел выпускать магнитофон без записывающей функции, Морита настоял на своем. Так появился портативный плеер Walkman, бестселлер конца 1970-х. Сочетание Sony Walkman показалось менеджерам не очень удачным, и они придумали несколько вариантов названия для Европы и Америки: Freestyle для шведов, Stowaway для Великобритании и Soundabout для Соединенных Штатов. Однако уровень продаж сразу упал — торговая марка перестала узнавать, и Морита снова унифицировал название. Правильность его решения была сразу подтверждена новым ростом прибыли.

1975 Первый домашний кассетный видеомагнитофон SL-6300

1979 Первый портативный плеер TPS-L2 1980 Первый прототип компакт-диска

1982 Видеокамера BVM-1

1982 Первый CD плейер CDP-101

1984 Портативный CD плейер D-50

В 1982 году Sony Corporation выпустила на рынок первый компакт-диск. Самый привычный для человека 1990-х годов носитель информации, компакт-диск изначально предназначался только для записи звука, переведенного в цифровой формат. Стандартная емкость CD-rom’а в 640Мб была определена достаточно интересным способом. Морита провел маркетинговое исследование, в ходе которого выяснилось, что среди потенциальных покупателей CD-rom’а большинство составляют сторонники классической музыки, готовые ради высокой точности воспроизведения раскошелиться на отнюдь не дешевый компакт-диск. А на японском музыкальном рынке среди прочей классики абсолютным лидером по продажам является Девятая симфония Бетховена, выполнение которой занимает 73 с половиной минуты. Перечислив 74 минуты 16-битного стереозвука на байты, инженеры Sony и получили емкость в 640Мб.

В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., Позже преобразованную в Sony Music Entertainment. А совсем недавно купила киностудию Columbia Pictures, одной из крупнейших киностудий Америки.

Чтобы совсем породниться с музыкой, в 1988 году Sony приобретает звукозаписывающую компанию CBS Records Inc и переименует ее в Sony Music Entertainment. На сегодняшний день эта компания является одним из крупнейших представителей звукозаписи в мире. Через год компания Sony приобретает и Columbia Pictures Entertainment Inc., Тем самым вписывая свое имя еще и в киноиндустрию.

Далее наступают 90-годы — время, когда Sony стала просто клепать технологические новинки. Участие в разработке формата DVD, создание Blu-Ray, новые телевизоры, популярнейшая серия ноутбуков Sony Vaio, игровая приставка Play Station и Play Station Portable, карты памяти Memory Stick, серия цифровых фотоаппаратов Cyber-Shot, батареи для ноутбуков, мониторы, развлекательный органайзер под названием CLIE, серия DVD-проигрывателей, видеокамера и камрекордери, телевизоры Bravia, мобильные телефоны, произведенные совместно с компанией Ericsson и многое другое. Вот что сделала Sony за последнее время.

Надо отметить, что в начале своего существования Sony разительно отличалась от других японских компаний, тем самым дав им пищу для размышлений (и даже изменив концепцию японского бизнеса). Дело в том, что в Sony принимали на работу людей на конкурсной основе, не рассматривая их успеваемость в вузе и какие-то связи в компании. Это разительно отличалось от принятых в Японии в то время традиций, так как 99% компаний брали на руководящие должности людей, так или иначе знакомых с президентом. Sony сделала процедуру приема на работу беспристрастной. Говорят, что долгие годы лично Акио Морита беседовал с кандидатами. Такую практику впоследствии возьмут на вооружение и другие компании Японии.

Философия успеха

Революционные разработки стали фирменным знаком Sony. Компания создала первый транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый видеомагнитофон (1964 г.) и т.д.

«К успеху идут по нехоженым тропам», — любил повторять Морита. Именно этот принцип он положил в основу своей философии компании.

А формирование корпоративной философии Морита считал важнейшей задачей менеджера. Руководителю-лидеру теоретически сильная и практически применима концепция нужна, чтобы выработать такой образ мышления, который подталкивал бы подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях.

Действия управляющего решающим образом зависят от того, как он понимает суть предприятия. Принятая в США концепция управления состоит из выдвижения измеримых целей-заданий и выработки конкретных средств их достижения. Свои проекты менеджеры американского типа иллюстрируют блок-схемами в виде квадратиков, кружочков и стрелочек между ними.

Для менеджера-японца фирма — не пассивный объект управления, а нечто органически целое, живой организм, наделенный душой. Чтобы он жил, его недостаточно только спроектировать и собрать из отдельных кубиков. Его надо вырастить. А источник развития фирмы — ее душа, иначе говоря, ее философия, система ценностей и убеждений. Пресловутые же гимны, программные речи руководителей и настенная агитация — не что иное, как наиболее образное и емкое выражение миссии, идеалов и смысла существования предприятия.

Тысячи сотрудников объединялись в едином трудовом порыве с помощью невитіюватих заклинаний. Их авторы как никто знали национальные слабости своих соотечественников.

Прежде всего, чувство долга перед коллективом, почти тождественно чувству стыда: японцу психологически неудобно, стыдно не делать то, что делают другие — не оставаться после работы, не помогать товарищам.

Эксплуатировалось и обостренное у японцев чувство благодарности. Так, устроился на работу японец до конца жизни чувствует себя в долгу у работодателя и выплачивают долг своим трудом. Отсюда понятно, почему в Японии смогла устояться система пожизненного найма.

Учредители

Морита запомнился общественности как прирожденный бизнесмен. В то время как Ибука отдавал предпочтение всему изобретательство и работу в лаборатории, Акио занимался управленческими вопросами. И справлялся с ними на отлично. При этом он написал две книги. Первая называлась «Ничего не значащие школьные достижения». В ней автор рассказывал, почему успешное обучение в школе никак не влияет на будущие достижения человека в жизни, и в частности в бизнесе (вообще, Акио был ярым противником суждений о том, что успех зависит от успешной учебы в школе и в институте). Второй книгой Мориты стала знаменитая «Made in Japan» — история корпорации Sony. Эта книга вышла в конце 80-х годов, но переиздается и сегодня.

Акио Морита за свою жизнь удостоился многих премий. Он является первым японцем получил медаль Ордена искусств Великобритании. Кроме того, он был удостоен почетного звания обладателя Национального Ордена Почетного легиона, а также получил Орден Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии. Акио Морита был трудоголиком, отдаваясь полностью работе. Кроме того, этого же требовал он и от своих подчиненных. Правда, при этом стоит отметить, что Морита совсем игнорировал и другие стороны жизни. Да, он был достаточно активным игроком в теннис, любил кататься на горных лыжах и нырять с аквалангом. На Западе любили Морита. Именно он нашел путь к сердцу американцев и европейцев для Sony.

Масару Ибука менее знаменитый за пределами Японии. Причиной тому стало то, что он занимался научными разработками новых продуктов компании и пытался не быть все время на виду, как Морита. Четкое разделение обязанностей руководителей компании во многом стало одним из ключевых факторов успешного менеджмента в Sony. Но не стоит думать, что Ибука занимался только техническими вопросами. Например, именно он составил знаменитый устав компании, который соблюдается до сих пор: «Мы никогда не будем получать доход нечестным путем. Мы сосредоточимся на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Мы не будем делить нашу продукцию на механическую и электронную, но постараемся применять наши знания и опыт одновременно в обеих областях. Мы предоставим полную независимость тем предприятиям, которые будут с нами сотрудничать, и будем стараться укреплять и развивать отношения с ними. Мы будем отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В нашей компании не будет формальных постов. Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложим все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование ». В этом году Масару Ибуке исполнилось бы 100 лет.

Читайте еще...


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и отрасли рекламной деятельности, ее главные цели, задачи и функции, значение в процессе стимулирования сбыта и продвижения товаров. Начало деятельности и развитие компании Sony, ее место на рынке, анализ и оценка маркетинговой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2015

    Маркетинговая деятельность компании "ЮгСтройИнвест Кубань". Анализ ситуации на рынке недвижимости, динамики экономических показателей компании и ее конкурентов. Проведение анкетирования для выяснения потребительской аудитории и ее отношения к компании.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2012

    Теоретико-методологические основы эффективности маркетинговой деятельности предприятия. Анализ рынка сбыта нефтепродуктов города Алматы и Алматинской области. Оценка роли маркетинга в компании. Анализ потребителей. Реструктуризация службы маркетинга.

    магистерская работа , добавлен 28.09.2010

    Виды рекламной деятельности. Определение бюджета рекламной компании. Подготовка эффективного рекламного текста. Краткая характеристика туристического агентства "Волга Тур". Предложения по устранению недостатков в рекламной деятельности компании.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Рекламная деятельность как составная часть маркетинга. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, планирование и организация рекламной компании. Анализ организации рекламной деятельности телекомпании "ТНТ-Эфир", направления ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Инвестиционная деятельность: состояние и проблемы. Цели, функции и роль PR в сфере инвестиций. Организация деятельности компании "MMCIS". Характеристика базисного субъекта пиара, особенности этой области деятельности компании. Рекомендации к деятельности.

    дипломная работа , добавлен 15.09.2015

    Сущность маркетинговых механизмов. Виды маркетинговых коммуникаций, их использование. Специфика маркетинговой деятельности на рынке детских товаров, пути ее совершенствования. Оптимизация маркетинговой деятельности, оценка ее экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2014

    Социально-этическая концепция в деятельности современного маркетинга. Консьюмеризм и его влияние на маркетинговые компании. Характеристика компании "L’ Oreal". Анализ социальной ответственности компании в сфере рекламы, ее правовое регулирование.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

Производители гаджетов

Корпорация Sony является японским мультинациональным конгломератом. Её диверсифицированный бизнес ориентирован, прежде всего, на электротехнику (телевизор, холодильники, игровые консоли), а также развлекательные и финансовые услуги. Компанию можно назвать одним из ведущих производителей электронных продуктов для потребительского и профессионального рынков. В рейтинге «Fortune Global 500» 2014 года Sony оказались на 105-м месте.

Корпорация Sony является бизнес единицей материнской компании Sony Group, ответственной за производство электроники. Четыре основных операционных сегмента – электроника (включая видеоигры, сетевые службы и медицинский бизнес), кинофильмы, музыка и финансы – делают Sony одной из самых полноценных развлекательных компаний в мире.

За разные сегменты отвечают различные подразделения. Компания Сони входит в Топ-20 лидеров по продаже полупроводников, а также является третьим по величине производителем телевизоров в мире (после и ).

Корпоративная группа Sony сосредоточена в основном на производстве электроники и финансовых услугах (например, на страховом и банковском секторе). Её основание связывают с именами Акио Мориты и Масару Ибуки.

Они выбрали название «Sony» как производное от «sonus» (переводится с латинского языка как «звук»), а также от слова «sonny», что на английском языке означает «сынки» (в начале 50-х годов в Японии «sonny boys» означало презентабельных и умных молодых людей).

Кстати, использование латинских букв в названии было весьма необычным для компании Японии. Именно Морита настаивал на таком имени, требуя, чтобы оно не было привязано к какой-либо отрасли (несмотря на то, что многие были против).

Будущий японский промышленник и соучредитель Sony, Масару Ибуки, родился в 1908 году. Он окончил Университет Васэда в 1933, после чего устроился работать в фотохимическую лабораторию, где проходили обработку киноленты. Вслед за этим судьба распорядилась так, что он поступил на службу в Императорский военно-морской флот Японии.

В то время шла Вторая мировая война, а Ибука был членом военно-морского научно-исследовательского комитета. В 1946 году он покинул лабораторию и флот, и основал мастерскую по ремонту радио.

Соучредителем нового предприятия стал Акио Морита.


При этом Масару сыграл важнейшую роль в лицензировании транзисторной технологии для Sony в 1950-е. В результате этого компания Sony стала одной из первых, кто впервые применил эту технологию в мирных целях. Ибука был президентом фирмы более двадцати лет, а затем – её председателем между 71-м и 76-м.

В 1961 он был награждён Медалью Почёта с голубой лентой, а в последующие годы – также различными орденами и званиями. У Масару была степень почётного доктора Софийского университета Токио. Он является автором книг по детской психологии и обучению.

Ибука умер в 97-м году в возрасте 89 лет. Он был посмертно награждён Большой лентой Ордена восходящего солнца.

Акио Морита, будущий японский бизнесмен и соучредитель компании Sony, родился в 1921 году в городе Нагоя. Его семья занималась изготовлением мисо, соевого соуса и саке в селении Косугая (ныне часть городе Токонома) на западном побережье полуострова Чита в префектуре Айти с 1665.

Акио был старшим из четырёх детей, и его отец обучал его для того, чтобы он мог впоследствии вести семейный бизнес. Однако Морита нашёл своё истинное призвание совсем в другом благодаря своему увлечению физикой и математикой. В 1944 году он окончил Осакский Императорский университет и получил степень в области физики.

Во время Второй мировой войны он также служил в Императорском военно-морском флоте Японии и трудился на благо научно-исследовательского комитета, где и познакомился с Масару Ибукой.


Семья Акио Морита была крупнейшим акционером компании Sony и вложила много денежных средств, поддержав её финансово на раннем этапе. В 1950 году фирма продала свой первый магнитофон в Японии; далее пришёл черёд карманного радиоприёмника. Акио Морита был инициатором многих изобретений Sony.

Именно он придумал придать радиоприёмнику «карманный» формат. В 1994 году Морита ушёл с поста председателя компании после того, как перенёс мозговое кровоизлияние. Его сменил Норио Ога. Акио Морита был автором книг о школьном обучении; также написал автобиографию.

Его наиболее скандальной работой стало соавторство с политиком С. Исихарой. В данной работе они критиковали американский мир бизнеса, и призывали японцев принять независимое положение при ведении собственных дел. Позже эти главы были удалены из английской версии книги.

Как и Ибука, Акио Морита стал обладателем различных медалей и наград, включая медаль Королевского общества искусств в 82-м году, орден «Легион почёта» два года спустя и Орден Священного Сокровища от императора Японии в 1991 году.


В 1993 Морита получил рыцарский британский орден, и так далее. Умер в 99-м году в возрасте 78 лет от пневмонии. Был посмертно награждён Большой лентой Ордена восходящего солнца.

Итак, компания Сони ведёт свою историю фактически со времён Второй мировой войны, когда познакомились два её основателя. В 1946 году Масару Ибука открыл магазин электроники в универмаге Токио, пострадавшем от бомбардировок. У новой фирмы был начальный капитал $530 и в общей сложности восемь сотрудников.

В следующем году к Масару присоединился его коллега, Акио Морита, и ими была основана компания под названием Tokyo Tsushin Kogyo.

Именно эта компания стала создателем первого японского кассетного магнитофона (модель Type-G). Летом 1955 года появился первый японский транзисторный радиоприёмник Sony TR-55. В 1958 название компании было изменено на Sony.


В 1975 Sony запустили новый формат записи видеокассет – Betamax. К сожалению, последующие годы ознаменовались печально известной «войной видеоформатов». В 80-х Sony поставляли системы Betamax для видеомагнитофонов, конкурируя с форматом VHS от JVC.

В конце концов, VHS всё же удалось стать мировым стандартом, и Sony также использовали этот формат. Тем не менее, стоит отметить следующий факт: хотя Betamax можно уже фактически считать устаревшим форматом, профессионально-ориентированный формат Betacam (его основой стал Betamax), всё ещё используется, особенно в телевизионной индустрии, хоть и в меньшей степени в связи с распространением цифровых технологий и высокого разрешения.

В 1985 году пришёл черед продуктов Handycam и формата Video8, которые стали популярными на потребительском рынке. Через два года появился новый цифровой аудиостандарт 4 mm DAT.

В 1979 фирма представила первый в мире портативный музыкальный проигрыватель Walkman, который поддерживал компактные аудиокассеты. В 2004 Sony выпустили Hi-MD. Это был формат, позволявший воспроизводить и записывать аудио на новых Hi-MD дисках объёмом 1 гигабайт.

В дополнение к этому новый формат позволял хранить компьютерные файлы – документы, видео и фотографии. Следует добавить, что компанией Sony совместно с был разработан формат S/PDIF, а также аудиосистема SACD. Впоследствии потребитель всё же отдал предпочтение компакт-дискам. К другой продукции компании Sony можно отнести дисковые хранилища и флеш-память.

Современный ассортимент корпорации Sony включает различную потребительскую электронику, в том числе портативные аудио- и видеопроигрыватели, компьютеры и так далее.

В 2011 году компания Sony, стремясь выйти на рынок планшетов, выпустила свою серию Sony Tablet под управлением Android.


С 2012 года продукты на базе этой платформы стали поступать на рынок под брендом Xperia (к ним можно было отнести и смартфоны).

Ассортимент компании также включает широкий спектр цифровых камер (в том числе модели Cyber-shot), телевизоры, полупроводники и электронные компоненты (датчики изображения, лазерные диоды, панели OLED и так далее). Произведённые датчики изображения широко используются в цифровых камерах, планшетных компьютерах и смартфонах Sony.

Компания также имеет бизнес, связанный с медициной, биотехнологиями и сферой здравоохранения. Осенью 2012 года Sony объявили о создании совместного предприятия с Olympus для разработки новых хирургических эндоскопов. В следующем году были созданы Sony Olympus Medical Solutions.

В 2014 было создано предприятие P5 (совместно с Illumina и M3) для обеспечения научно-исследовательской работы.

Компания успешно производит портативное игровое оборудование. Кстати, самой продаваемой игровой видео-консолью всех времён является PlayStation 2. В 2014 была анонсирована новая технология виртуальной реальности для PlayStation 4.

Мобильное подразделение Sony имеет штаб-квартиру в японской столице. Оно было основано осенью 2001 года как совместное предприятие с Ericsson. Компания Sony приобрела долю шведской фирмы зимой 2012 года.

В 2013 году появился флагман Xperia Z3. Смартфон работал на базе платформы Android и был оснащён 5,2-дюймовым дисплеем с разрешением Full HD. У мобильного устройства был аккумулятор ёмкостью 3100 мАч, а также корпус с высокой степенью защиты от влаги и пыли.


Ещё в начале 90-х годов Ericsson сотрудничали с General Electric в США. Они назывались Ericsson Mobile Communications. Такое имя было выбрано не случайно, и в первую очередь для того, чтобы компания была узнаваема в США. Чипы для своих телефонов Ericsson поставлял завод Philips в Нью-Мексико.

В 2000 году на этом объекте произошёл пожар, и производство оказалось приостановленным на неопределённый срок. В то время как уже наладили поставки из альтернативных источников, столкнулись с серьёзными проблемами. В течение десятилетий эта компания была на рынке мобильных устройств и сумела добиться значительных успехов.

В итоге пошли многочисленные спекуляции на тему возможной продажи мобильного подразделения, хотя сам президент Ericsson и отрицал это, отмечая, что мобильный телефон – это профильный бизнес. В то время Sony были второстепенным игроком на мировом рынке устройств, с долей менее 1%. Окончательные условия слияния двух компаний были объявлены летом 2001 года.

Стратегия объединённой компании включала в себя выпуск новых моделей с функцией цифровой фотографии, а также иными мультимедийными возможностями. Для этого Sony Ericsson специально выпустили несколько мобильных устройств с камерой и цветным экраном.

Несмотря на успех продажи новинок, совместное предприятие продолжало нести потери. В 2005 была представлена модель K750i. У аппарата была камера на 2 мегапикселя.

Примечательным устройством также стала модель W800i. Это был первый телефон из серии Walkman, способный воспроизводить музыку до 30 часов.


В 2007 был выпущен первый 5-мегапиксельный камерофон, K850i, а в следующем году – устройство с камерой на 8 мегапикселей. На выставке 2009 компания представила первый аппарат с камерой на 12 мегапикселей – Satio.

Известно, что в те годы также неоднократно становились спонсором профессиональных спортивных команд.

В 2011 году компания Sony объявила о приобретении доли шведского партнёра Ericsson за $1,47 блн. Этот выкуп был одобрен Евросоюзом в 2012. Примерно к тому же времени компания решает полностью сосредоточиться на производстве смартфонов, исключив выпуск всех других мобильных устройств.

Для поддержки игровой сферы Sony также выкупают «облачный» сервис Gaikai. Логотип Sony был заменён на новую кнопку питания, и эти изменения потребитель смог наглядно увидеть после новых мобильных устройств серии Xperia в 2013. В том же году были представлены модели Z и ZL. Далее последовали флагманы Z1 и Z2. В 2014 также был анонсирован Z3.

Начиная с 2012, вся мобильная продукция компании была выпущена в рамках линейки Xperia. В следующем году появился дизайн, известный как «OmniBalance». С 2014 года всё больше внимания уделяется изделиям высокого класса, в то время как бюджетный сегмент практически полностью игнорируется.

Компания еще принимает участие в производстве телевизоров и кинопродукции. Существует специальное подразделение под названием Sony Pictures Entertainment, а также звукозаписывающая компания Sony Music Entertainment - вторая по величине среди компаний «большой четвёрки», основой для формирования которой стало приобретение CBS Records, а также выкуп доли Bertelsmann.

Дочернее предприятие, занимающееся разработкой и изданием видеоигр, называется Online Entertainment. Еще имеется лейбл ATV Music Publishing. Интересный факт: лейбл владеет большей частью издательских прав The Beatles.