Чем отличается администратор от управленца? АдминистраторУправленец Контролирует выполнение сотрудниками своих обязанностей Контролирует соответствие действий существующей норме Руководит людьми и поддерживает существующее функционирование Соблюдает установленную схему финансирования Создает видение будущего продукта, результата Определяет назначение, цели и задачи организации Создает организационную структуру, для достижения целей организации Мотивирует персонал и т.д. Определяет стратегию, управляет процессами и их изменениями Распределяет ресурсы для поддержания эффективного функционирования Поддерживает требуемый документооборот


Управление это: Управление это вид профессиональной деятельности. Управление это вид профессиональной деятельности. Назначение этой деятельности состоит в организации, преобразовании и координации деятельностей специалистов, ради достижения целей организации Назначение этой деятельности состоит в организации, преобразовании и координации деятельностей специалистов, ради достижения целей организации Объекты управления – процессы - деятельность. Объекты управления – процессы - деятельность.


Управление (продолжение): Цели управления (миссия, стратегия) формулируются высшим звеном управленцев, которые с их помощью задают свое видение назначения организации, содержание ее деятельности, в том числе и будущих результатов. Цели управления (миссия, стратегия) формулируются высшим звеном управленцев, которые с их помощью задают свое видение назначения организации, содержание ее деятельности, в том числе и будущих результатов. Основные функции управления: планирование (разработка программы развития организации), организация (разработка организационной структуры), мотивация персонала и контроль. Выделяют еще и дополнительные функции: руководство (управляют процессами, руководят людьми), принятие решений и организация коммуникации (обмен информацией). Основные функции управления: планирование (разработка программы развития организации), организация (разработка организационной структуры), мотивация персонала и контроль. Выделяют еще и дополнительные функции: руководство (управляют процессами, руководят людьми), принятие решений и организация коммуникации (обмен информацией). На сегодня, такое понимание деятельности управления получило в мире наибольшее распространение.


Эволюция понятия качества в экономике соответствие результата стандарту выработанного производителем внешний контроль (инспекция) параметров результата Недостатки модели: 1.Инспекция враг производителя 2.Удовлетворяет ли стандарт (продукт) ожиданиям потребителя?? Модель 1 Соответствие применению (ожиданиям, потребностям потребителя) Постоянное улучшение и самоконтрол ь каждого процесса Обратная связь от потребителя Модель 2 Соответствие скрытым потребностям - удовлетворени е нужд потребителя прежде, чем он осознает эти нужды Модель 3


Качество это: Ориентация на потребителя (продукции, услуг, результатов) Ориентация на потребителя (продукции, услуг, результатов) Справедливость – равенство в доступе к образованию Справедливость – равенство в доступе к образованию Лидирующая роль руководства (стратегия развития качества) Лидирующая роль руководства (стратегия развития качества) Постоянное совершенствование продукции, услуг результатов необходимых потребителю Постоянное совершенствование продукции, услуг результатов необходимых потребителю Вовлечение всех сотрудников в достижение целей в соответствии со стратегией развития Вовлечение всех сотрудников в достижение целей в соответствии со стратегией развития Постоянное совершенствование деятельности сотрудников для достижения целей организации Постоянное совершенствование деятельности сотрудников для достижения целей организации Процессный подход (определение всех процессов необходимых для достижения цели организации, обеспечение их ресурсами и создание условий для их эффективного функционирования) Процессный подход (определение всех процессов необходимых для достижения цели организации, обеспечение их ресурсами и создание условий для их эффективного функционирования) Не внешний контроль, а внутренняя экспертиза деятельности организации (самообследование) с целью выявления проблем и определения способов их решения Не внешний контроль, а внутренняя экспертиза деятельности организации (самообследование) с целью выявления проблем и определения способов их решения


Качество-резюме: Качество не равно стандарту Качество не равно стандарту Качество = самосовершенствованию и созданию организационных условий Качество = самосовершенствованию и созданию организационных условий Качество – свойство организации достигать результат необходимый потребителю (обществу) Качество – свойство организации достигать результат необходимый потребителю (обществу) Качество – способность организации определять тенденцию развития и отвечать на еще не сформулированный запрос потребителей Качество – способность организации определять тенденцию развития и отвечать на еще не сформулированный запрос потребителей


В чем специфика качества в образовании? Кто и как определяет результат? В каком виде должен быть сформулирован результат, чтобы он смог удовлетворить потребителя? Кто является потребителями образовательного результата? Как определить, что необходимо потребителям? В каких областях потребитель может использовать результат? Имеет ли значение какими способами достигать результат? В представлении и применении образовательного результата (продукта)


Качество образования это: Социальный заказ: Договоренность относительно требований к образовательны м результатам (в том числе, по результатам исследований) между: Правительством Обществом Работодателями Академическим сообществом ВУЗов Учащимися Родителями Программ а Развития Трансформа ция данных требований в миссию, цели и задачи образовате льного учреждения Организация условий Создание условий и их совершенствов ание для достижения образовательн ых результатов определенных в соответствии с социальным заказом – реализация Программы Внутренняя и внешняя экспертиза внутришкол ьной системы управления качеством, образовате льных условий (удовлетво ренность родителей, учащихся и учителей) и образовате льных результатов


Вызовы образованию человека со стороны современного общества Соответствовать динамизму (постоянные изменения) и многообразию жизни и деятельности в современном обществе Соответствовать динамизму (постоянные изменения) и многообразию жизни и деятельности в современном обществе Ориентированность на базовые демократические ценности Ориентированность на базовые демократические ценности Самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат Самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат Толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе Толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе


Управление качеством образования – обеспечение и развитие качества (государственный уровень) На уровне государственной политики – определение основных приоритетов в области достижения требуемых образовательных результатов На уровне государственной политики – определение основных приоритетов в области достижения требуемых образовательных результатов Самостоятельность школ (бюджет, изменения содержания образования, использование средств его достижения, общественно- государственное управление, отсутствие государственной инспекции) Самостоятельность школ (бюджет, изменения содержания образования, использование средств его достижения, общественно- государственное управление, отсутствие государственной инспекции) Определение ключевых компетенций необходимых молодому человеку для его успешной социализации в данном обществе (компетентностная модель выпускника) Определение ключевых компетенций необходимых молодому человеку для его успешной социализации в данном обществе (компетентностная модель выпускника) определяется результатом переговоров всех заинтересованных сторон относительно требований к образовательным результатам, которые отражаются в формулировке образовательных целей и задач. определяется результатом переговоров всех заинтересованных сторон относительно требований к образовательным результатам, которые отражаются в формулировке образовательных целей и задач.


Образовательная политика США 1.Доступность образования для большинства граждан вне зависимости от их социального положения, принадлежности к расовой или этнической группе. 2.Образование должно способствовать реформе общества. 3.Образование должно способствовать подготовке политической, академической и научной элиты. 4.Образование должно способствовать самосовершенствованию и нахождению человеком своего жизненного пути. (Гуннар Мирдаль Образование. В книге: Америка: народ и страна. М., ППП (проза, поэзия, публицистика), 1993)


Развитие качества образования в ОУ Качество образования в ОУ Анализ исходного состояния в области качества образования. Решение о преобразованиях Разработка философии, миссии в соответствии с социальным заказом Согласование в целях образования и приоритетах (учителя, родители, учащиеся) Разработка программы реализации и критериев оценки результатов Создание условий для реализации миссии и целей (уклад, пед. технологии, организация образовательного процесса и т.д.) Внутренняя экспертиза деятельности по развитию качества образования


Система качества образования в ОУ Общая стратегия реализации социального заказа Общественно- государственное управление Миссия и цели (образовательные результаты) Педагогические принципы Педагогические технологии Способы и процедуры оценивания результатов Подходы к обучению разных категорий детей Школьный уклад (школа и класс – жизненное пространство Совершенствование педагогической компетентности Сотрудничество с родителями Социальное партнерство Внутренняя и внешняя экспертиза


Что обеспечивает образовательный результат школьника в системе управления качеством образования? Миссия, цели (компетентностная модель ученика) Общие педагогически е принципы Образовательный результат Преподавание, деятельность учителя (методы) Организация образовательног о процесса Оценка образовательных результатов Формирован ие социального заказа Внутренняя и внешняя экспертиза Совершенствовани е компетентности педагогического коллектива Школа, класс как жизненное пространство Общественное управление (самостоятельност ь, автономия школ) Сотрудничество с родителями Вовлеченность всех в деятельность по реализации целей Социальное партнерство (отношения с внешней средой)


Общественно-государственное управление ОУ Школа самостоятельная организация на «рынке образовательных услуг» (исключены инспекторские проверки) Школа самостоятельная организация на «рынке образовательных услуг» (исключены инспекторские проверки) Управляющие советы (администрация, родители, представители муниципалитетов, учителя, «люди из внешнего окружения», старшеклассники) Управляющие советы (администрация, родители, представители муниципалитетов, учителя, «люди из внешнего окружения», старшеклассники) Участие в принятии решений по ключевым вопросам организации образовательного процесса Участие в принятии решений по ключевым вопросам организации образовательного процесса Идея самостоятельной, ответственной и активной школы (любой организации образования) является ядром и стратегическим направлением развития систем обеспечения качества образования в развитых странах.


Гражданская школа « Только граждански понятая школа, в которой родители и учителя на основе общих основных убеждений в рамках обязательных для всего общества целевых установлений формируют определенную педагогическую программу, в состоянии соответствовать требованиям образования, ориентированного на ценности и учебные достижения в условиях плюралистического общества». Франк Рюдигер Йах


Стратегическая схема управления изменениями в рамках управления качеством образования Достижения ученика Что мы собой представляем? К чему мы стремимся? Что мы еще должны попытаться достичь? Мы начали меняться? Каковы результат ы? Что нам удалось достичь? Каковы наши новые действия? Что мы должны для этого сделать? Основные вопросы внутренней экспертизы (эвалюации)






Концепция – стратегия развития: Ключевая идея (миссия)– указывает на конечный результат образовательной деятельности и условия его достижения (в обобщенной форме) Ключевая идея (миссия)– указывает на конечный результат образовательной деятельности и условия его достижения (в обобщенной форме) Ценности (педагогическая философия) – основание выбора данного конечного продукта Ценности (педагогическая философия) – основание выбора данного конечного продукта Проблема – раскрывает социальное противоречие Проблема – раскрывает социальное противоречие Цели – конкретные новые образовательные результаты учащихся Цели – конкретные новые образовательные результаты учащихся Средства – педагогические способы, приемы, техники, система оценивания результатов, условия необходимые для достижения требуемых образовательных результатов Средства – педагогические способы, приемы, техники, система оценивания результатов, условия необходимые для достижения требуемых образовательных результатов


Программа реализации Анализ исходного состояния (сильные и слабые стороны в деятельности педагогического коллектива относительно достижения заявленных целей) Анализ исходного состояния (сильные и слабые стороны в деятельности педагогического коллектива относительно достижения заявленных целей) Задачи – действия и промежуточные результаты необходимые для эффективного достижения поставленных целей: Задачи – действия и промежуточные результаты необходимые для эффективного достижения поставленных целей: изменение педагогических принципов и технологий, форм организации образовательного процесса, системы мотивации, компетентности педагогического коллектива, уклада школьной жизни изменение педагогических принципов и технологий, форм организации образовательного процесса, системы мотивации, компетентности педагогического коллектива, уклада школьной жизни изменения в управляющей системе школы (новая структура управления; новые механизмы и методы управления; новые функционалы; новые способы получения информации и т.п.); изменения в управляющей системе школы (новая структура управления; новые механизмы и методы управления; новые функционалы; новые способы получения информации и т.п.); Оценка результативности – экспертные оценки деятельности учащихся по заданным критериям и тестовые материалы PISA и ЕГЭ Оценка результативности – экспертные оценки деятельности учащихся по заданным критериям и тестовые материалы PISA и ЕГЭ Этапы достижения целей со своими результатами Этапы достижения целей со своими результатами Оценка рисков (кадровые, экономические и т.д.) Оценка рисков (кадровые, экономические и т.д.) Первый шаг в реализации концепции Первый шаг в реализации концепции


Формирование социального заказа: Формирование механизма определения социального заказа: Формирование механизма определения социального заказа: Определение тенденций развития социально- экономической системы Определение тенденций развития социально- экономической системы Учет мировых тенденций развития образования Учет мировых тенденций развития образования Определение потребностей потребителей в результатах обучения Определение потребностей потребителей в результатах обучения Определение качеств и умений (компетенций), обеспечивающих эти потребности – результаты национальных и международных исследований (PISA) Определение качеств и умений (компетенций), обеспечивающих эти потребности – результаты национальных и международных исследований (PISA) «Договоренность» между всеми заинтересованными сторонами относительно требований к образовательным результатам: учащиеся и их родители, учителя, работодатели, академическое сообщество, гражданские институты «Договоренность» между всеми заинтересованными сторонами относительно требований к образовательным результатам: учащиеся и их родители, учителя, работодатели, академическое сообщество, гражданские институты


Миссия, ключевая идея Примеры – как не надо формулировать: Креативное обучение на основе методологии системной динамики, как новая образовательная практика, … Креативное обучение на основе методологии системной динамики, как новая образовательная практика, … Как следует формулировать: Как следует формулировать: Обеспечить получение учащимися качественного лингвистического образования, путем овладения коммуникативной компетентностью (работа с информацией, участие в дискуссии, понимание текста, написание разных текстов) Обеспечить получение учащимися качественного лингвистического образования, путем овладения коммуникативной компетентностью (работа с информацией, участие в дискуссии, понимание текста, написание разных текстов) Обеспечить овладение коммуникативными, исследовательскими, проектными компетенциями и умением решать проблемы необходимыми для успешной социализации учащихся в современном обществе Обеспечить овладение коммуникативными, исследовательскими, проектными компетенциями и умением решать проблемы необходимыми для успешной социализации учащихся в современном обществе Создание образовательной развивающей среды, обеспечивающей самостоятельный выбор, поиск информации, решение проблем, порождения знаний, ответственность за результат, постановку личностно значимых целей Создание образовательной развивающей среды, обеспечивающей самостоятельный выбор, поиск информации, решение проблем, порождения знаний, ответственность за результат, постановку личностно значимых целей Формирование естественно-научного мышления как методологии научного объяснения Формирование естественно-научного мышления как методологии научного объяснения


Образовательные цели Как правильно формулировать цели? Информатизация образовательной среды Построение новой модели Построение новой модели образовательной среды образовательной среды Стимулировать мотивацию Стимулировать мотивацию учащихся учащихся Часто употребляемые глаголы: развить, активизировать, подготовить, обеспечить, увеличить, продолжать, организовать, совершенствовать и т.п. Умение выделять в тексте факты, оценки, интерпретации Объяснять причины физического явления (описывать, выдвигать гипотезы, использовать модели и т.д.) Анализировать и обобщать информацию Ставить цели и формулировать задачи (правильно) Гармоничная личность Развивающийся тип личности Учить физике Развивать логику Независимый интеллектуал Как средства: Неконкретный образовательный результат: Как конкретный образовательный диагносцируемый результат: (не правильно)


Педагогические принципы и подходы к обучению: Образование для жизни (личной, профессиональной, общественной) Образование для жизни (личной, профессиональной, общественной) Учение на основе собственной мотивации и ответственности Учение на основе собственной мотивации и ответственности Не передача знания, а его порождение учащимся на основе своего опыта и осмысленного действия Не передача знания, а его порождение учащимся на основе своего опыта и осмысленного действия Создание развивающей среды, побуждающей учащихся к поиску, исследованию, решению проблем, коммуникации и самоопределению Создание развивающей среды, побуждающей учащихся к поиску, исследованию, решению проблем, коммуникации и самоопределению Включение в самостоятельную деятельность, удовлетворяющую интересам учащихся Включение в самостоятельную деятельность, удовлетворяющую интересам учащихся Учет индивидуальных интересов, способностей и особенностей учащихся Учет индивидуальных интересов, способностей и особенностей учащихся Постоянная поддержка слабых и помощь в достижении ими максимально высокого уровня Постоянная поддержка слабых и помощь в достижении ими максимально высокого уровня


Позиции взрослого в учебном процессе Учитель Учитель Куратор (решение социальных проблем) Куратор (решение социальных проблем) Тьютор Тьютор Психолог Психолог Специальный учитель (работа с отстающими) Специальный учитель (работа с отстающими) Ассистент (работает в классе вместе с учителем) Ассистент (работает в классе вместе с учителем) Мастер Мастер Медицинская сестра (профилактика здоровья) Медицинская сестра (профилактика здоровья)


Совершенствование компетентности учителя для достижения заявленных образовательных результатов Организация условий профессиональной коммуникации учителей в рамках методической работы в ОУ: Организация условий профессиональной коммуникации учителей в рамках методической работы в ОУ: Коллективные и групповые формы: Научный семинар, педагогический консилиум, экспертный совет, открытый урок, круглый стол, творческие группы,взаимопосещение уроков, предметные и межпредметные семинары, методический совет, Научный семинар, педагогический консилиум, экспертный совет, открытый урок, круглый стол, творческие группы, взаимопосещение уроков, предметные и межпредметные семинары, методический совет, школа мастерства, практическая конференция, методическая выставка, методический марафон, методическое объединение, панорама педагогических идей, педагогическая ярмарка, деловая игра, конкурс мастерства, конференция учителей, опытно- экспериментальные группы, школа молодого мастера Индивидуальные формы: Собеседование, самоанализ, консультация, самообразование, курсовая подготовка, авторская работа, творческий портрет, исследовательская работа, тренинг, презентация авторской педагогической технологии, авторская школа, наставничество, аспирантура, стажировка


Ключевые компетентности Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т.п. (чтобы сделать то, что требуется) Компетентный – достаточный, адекватный (Оксфордский словарь) Компетентность –Способность Умение Знание Необходимые для достижения требуемого результата Ключевые компетентности – качества, способности, умения необходимые каждому человеку в его профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе Ключевые компетентности – это такие умения, которые можно применять в ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний и навыков.


Виды ключевых компетентностей Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление) Операции с числами (Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Операции с числами (Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов). Информационные технологии (Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Информационные технологии (Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей). Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Оксфордско – Кембриджская модель ключевых компетенций (2000 г.):


Виды ключевых компетентностей (продолжение) Австрийская модель: Компетенции в определенных сферах деятельности – язык и коммуникация, творчество и дизайн, человек и общество, здоровье и движение, природа и техника. Социальные компетенции -способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др. Личностная компетенция -развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. Немецкая модель: Предметные компетентности Компетентность методов (умение учиться) Личностные компетентности Социальные компетентности По типам деятельности: Научные (исследовательские) Педагогические Управленческие Экспертные Инженерные и т.д.


Новый дом учения (направленность инновационных программ, инновационных технологий на развитие компетентностей) Предметная компетентность Компетентность методов Социальная компетентность Личностная компетентность Работа и учение на основе собственной мотивации и ответственности Возможные учебные работы Организационные формы Работа по эпохам (в системе погружений) Работа в группах, по этапам Проекты, учебная исследовательская деятельность Работа по индивидуальному учебному плану Работа по недельному плану Изготовление учебных продуктов Доклады / Коммуникация Запрос и поиск информации из разных источников (узнавать и спрашивать) Тренинг методов ученияРабота в командеКоммуникативный тренинг Ключевые компетентности


Современные педагогические технологии Метод проектов – назначение - научить разным типам компетентностей: Предоставить учащимся возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям Предоставить учащимся возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям Научить школьника планировать и реализовывать работу (в соответствии с его возрастом) Научить школьника планировать и реализовывать работу (в соответствии с его возрастом) Научить школьника самостоятельно заниматься анализом содержания в соответствии с поставленными задачами Научить школьника самостоятельно заниматься анализом содержания в соответствии с поставленными задачами Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически ее оценивать и использовать Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически ее оценивать и использовать Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения Научить целеустремленно индивидуально и в группе участвовать в событиях и решающим образом влиять на них Научить целеустремленно индивидуально и в группе участвовать в событиях и решающим образом влиять на них


Компетентность учителя Что должен уметь делать учитель, используя метод проектирования? 1.Уметь проектировать (знать методологию проектирования) 2.Уметь организовать самостоятельную проектировочную деятельность учащихся 3.Уметь организовать групповую работу 4.Уметь обучать разным умениям (коммуникативным, исследовательским, рефлексивным и т.д.) 5.Уметь быть партнером, консультантом, организатором деятельности учащегося 6.Уметь оценить вклад каждого в конечный продукт Учитель должен уметь делать все то, чему он учит учащихся


Компетентность учителя Что должен обеспечить учитель в проектной форме организации деятельности учащихся? Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.) Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.) Самостоятельную учебную работу, планирование своей деятельности (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений); Самостоятельную учебную работу, планирование своей деятельности (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений); Осознанность цели работы и ответственность за результат Осознанность цели работы и ответственность за результат Реализацию индивидуальных интересов учащихся Реализацию индивидуальных интересов учащихся Групповую работу (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов) Групповую работу (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов) Формирование понятий и организацию своих действий на их основе Формирование понятий и организацию своих действий на их основе Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (критериальное оценивание, портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.) Использование системы оценивания адекватной требуемым образовательным результатам (критериальное оценивание, портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.) Демонстрацию своего компетентного поведения Демонстрацию своего компетентного поведения


Оценка образовательных результатов - компетентностей Эссе (бальная оценка по уровням достижения – А,В,С,Д,Е требуемых показателей – аргументирование, оригинальность идеи, логическая связность и обоснованность, структурированность, использование источников, оформление и т.п.) Эссе (бальная оценка по уровням достижения – А,В,С,Д,Е требуемых показателей – аргументирование, оригинальность идеи, логическая связность и обоснованность, структурированность, использование источников, оформление и т.п.) Защита проекта – отчет – рефлексия результатов и процесса работы Защита проекта – отчет – рефлексия результатов и процесса работы Портфолио (собрание работ учащегося – его достижения – оцениваются в баллах) Портфолио (собрание работ учащегося – его достижения – оцениваются в баллах) Экспертные оценки конкретной деятельности и поведения по известным критериям путем наблюдения Экспертные оценки конкретной деятельности и поведения по известным критериям путем наблюдения Тестовые задания, позволяющие фиксировать уровень достижения умения (компетентности) Например, PISA Тестовые задания, позволяющие фиксировать уровень достижения умения (компетентности) Например, PISA Разные виды экзаменов Разные виды экзаменов


Экспертиза как: Экспертиза (франц. Expertise, от лат. Expertus – опытный) – исследование экспертами каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. (БСЭ, 1978, т.30, с. 9). «Оценка представляет собой сравнение оцениваемого с эквивалентом как мерой оцениваемого. Наличие эквивалента как меры оцениваемого Является наиболее важным фактором, отличающим процесс оценки от процесса познания». (Горбунова Т.И. Экспертиза как оценка человеческой деятельности и ее результатов.) Исследование Оценка


Внутренняя экспертиза Осуществляется экспертной группой в составе: учителя, родители, учащиеся, администрация (на выборной основе) Анализируются следующие основные области жизнедеятельности школы: Анализируются следующие основные области жизнедеятельности школы: Управление – наличие идеи и стратегии, а также включенность в ее реализацию большинства членов педагогического коллектива Управление – наличие идеи и стратегии, а также включенность в ее реализацию большинства членов педагогического коллектива Содержание образования – результаты – социальный заказ Содержание образования – результаты – социальный заказ Система оценивания – соответствует результатам Система оценивания – соответствует результатам Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса Повышение компетентности учителей – овладение новыми методами, формы профессиональной коммуникации Повышение компетентности учителей – овладение новыми методами, формы профессиональной коммуникации Работа с родителями Работа с родителями Уклад жизни школы Уклад жизни школы Социальное партнерство (взаимодействие с внешним окружением) Социальное партнерство (взаимодействие с внешним окружением)


Внутренняя экспертиза (продолжение) Анализируется удовлетворенность школьников своей жизнью в школе (организация учебного процесса, образовательные результаты, взаимоотношения с учителями, наличие свободного времени и т.п.) Анализируется удовлетворенность школьников своей жизнью в школе (организация учебного процесса, образовательные результаты, взаимоотношения с учителями, наличие свободного времени и т.п.) Анализируется удовлетворенность учителей организацией их профессиональной деятельности и жизни в школе Анализируется удовлетворенность учителей организацией их профессиональной деятельности и жизни в школе Анализируется удовлетворенность родителей тем, что происходит с их детьми в школе Анализируется удовлетворенность родителей тем, что происходит с их детьми в школе Инструменты: специально разработанные анкеты, интервью, наблюдение



На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.

Понятие качества

В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие качества в общем смысле этого слова. Качество образования - это что такое?

Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?

Качество образования

Качество образования - это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:

  • Содержание образовательного процесса.
  • Методика, разработанная в отношении норм обучения.
  • Формы обучения.
  • Материально-техническая база.
  • Состав кадровой структуры.

Абсолютное и относительное понятие качества

Важно отметить, что понятию качества (качество образования - это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.

Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй - взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.

Комплексный показатель

Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:

  • Взаимосвязь цели обучения и результата.
  • Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
  • Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
  • Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации.
  • Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.

Понятие мониторинга

В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:

  • Применение системного подхода.
  • Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
  • Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
  • Использование исключительно качественных инструментов.
  • Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.

Мониторинг как основное условие качества образования и его виды

Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:

  • Информационный мониторинг.
  • Диагностический мониторинг.
  • Сравнительный мониторинг.
  • Прогностический мониторинг.

Важно отметить, что предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.

Управление качеством образования

Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем - действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.

Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует , обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.

Качество образования и школа

На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:

  • Математизация образовательных процессов.
  • Создание исторического самосознания.
  • Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
  • Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
  • Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
  • Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
  • Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
  • Улучшение качества профессионального образования.

Качество образования и вуз

В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:

  • Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
  • Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
  • Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
  • Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.

Пути повышения качества образования

Сегодня - важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:

  • Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
  • Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
  • В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
  • Развитие дистанционной системы образования.
  • Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
  • Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
  • Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.

Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Общая черта системных изменений в образовании как на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы его оценки, приведение в соответствие с требованиями общества.

Основным документом, исходя из которого строится вся система работы в нашем образовательном учреждении, является Программа развития школы, в которой четко определены стратегия и тактика развития образовательного учреждения. При этом стратегия развития школы соответствует идеям приоритетных направлений национального проекта "Образование", а тактика выражена в программе развития. Программа развития - это план будущего. Главная задача программы - перевод школы из режима функционирования в режим развития. Разработка программы развития и ее реализация есть основной документ управления. И если этого нет, то нет и никакого управления.

В нашей школе уже давно сложилась модель управления качеством образования. Это серьезный педагогический анализ всей учебно-воспитательной работы (годовой, четвертной, ежемесячный, еженедельный) - планирование - контроль - руководство.

Основная ответственность в обеспечении и развитии качества образования ложится на администрацию школы, которая должна создать все необходимые условия для реализации намеченных целей, осуществив для этого правильные и грамотные управленческие шаги:

  • вовлечение всех членов педагогического коллектива в реализацию программы развития;
  • повышение педагогического мастерства учителя;
  • анализ исходного состояния школы.

Уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать, исходя из этого, правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно - проверенные методы, точные календарные сроки. И еще, каждый руководитель должен помнить и знать, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой руководства и только 4% - ошибками исполнителей. Эти данные подтверждены научно.

Качество образования зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения. Это, прежде всего, правильная кадровая политика, деятельность педагогического коллектива по сохранению и поддержанию здоровья детей, создание материально-технической базы школы.

В современных условиях на первом мете по степени важности для руководителя стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качественного преподавания и воспитания. Сегодня наш педагогический коллектив - это 58 педагогов. Из них 14 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 28 - первую, 11 -вторую.3 педагога награждены премией Президента РФ "Лучшие учителя России".

Повышение качества педагогического мастерства ведется через методическую работу, которую возглавляет методический совет. В школе функционируют 9 предметных методических объединений и методическое объединение классных руководителей, через работу которых реализуется методическая тема школы. Каждое объединение имеет свои документы, тему, созвучную с темой школы, реализующую цели и задачи школы. На методических объединениях обсуждаются такие вопросы, как:

  • новые методы обучения;
  • информатизация образовательного процесса;
  • изучение педагогического опыта коллег-новаторов;
  • работа с одаренными детьми;
  • подготовка к ЕГЭ;
  • здоровьесберегающие аспекты урока и др.

Тщательному анализу подвергается работа каждого учителя по достижению базового уровня знаний учащихся, результаты итоговой аттестации, участие школьников в олимпиадах и различных конкурсах, самообразование учителя и его успешность, участие в различных творческих группах. Из числа творчески работающих педагогов формируются творческие и экспериментальные группы по разработке и внедрению новых методов работы со школьниками. Школьными методическими объединениями была проделана большая работа по распространению педагогического опыта не только через публикации в СМИ, на муниципальных семинарах, но и на курсах повышения квалификации и через участие в конференциях и Интернет- педсоветах, проводимых МОиНРТ.

У каждого учителя нашей школы сегодня есть добротный "инструмент" - это его творческая лаборатория, которая работает на ученика и на его результат. А началось все 14 лет назад. Тогда мы поняли, что без своей методической копилки невозможно дать качественное образование и воспитание ученику. Трудная это была работа, где-то и из-под палки. Отслеживали, что наработал учитель за четверть, за год для урока, внеклассной работы по предмету и для осуществления воспитательной работы. Но процесс пошел. Сегодня творческая лаборатория учителя: это и его личный портфолио, дополнительный и углубленный материал по предмету к каждому уроку, богатый материал для осуществления воспитательного процесса, а также диагностика своей работы. Так, например, по каждому предмету, начиная со 2-го класса, мы проводим обучение учащихся решению тестовых зданий А это работа на перспективу - на подготовку к ЕГЭ.

Качеству творческой лаборатории педагогов и содержанию методического кабинета школы (наш кабинет занял 1 место по району) были удивлены эксперты МОиН РФ по реализации национального проекта "Образование", которые посетили школу в июне 2008 года. Опытом своей методической работы мы постоянно делимся: в апреле 2009г. мы встречали Кукморскую делегацию педагогов, к нам приезжали представители МО и Н РТ, а также с нашими коллегами в городе на различных ярмарках педагогических идей, фестивалях методических находок, конференциях и других мероприятиях.

Хорошим подспорьем в достижении качества образования является материальная база школы. Сегодня это: 2 компьютерных кабинета, 2 интерактивные доски, 4 проектора, цифровая лаборатория "Архимед" по химии и физике, компьютерные учебные программы по всем предметам, единая локальная сеть компьютерного парка школы, выход в Интернет, начиная с кабинета директора, завучей, кабинетов информатики до методического кабинета и библиотеки.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне школы необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации, на наш взгляд, возможно при осуществлении мониторинга всего учебно-воспитательного процесса. Мониторинг - это инструмент для анализа, промежуточная остановка, позволяющая определить, куда идти дальше. Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация - еще один необходимый элемент мониторинга, а, следовательно, и управления школой; на ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.

Педагогический мониторинг, осуществляемый в нашей школе, основан на следующих принципах: открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования, широкого обсуждения содержания, процедуры, средств мониторинговых обследований, принятия и реализации управленческих решений на основе результатов. У нас отслеживается уровень обученности и качества знаний по всем предметам, уровень воспитанности учащихся по четвертям и годам, определяется успешность учителя в конкретном классе, выявляется резерв качества, т.е. отслеживается успешность обучающихся, имеющих 1-2 тройки и т.д. Данные анализа отражаются в текстовых аналитических справках, схемах, графиках, таблицах диаграммах. Таким образом, практика мониторинга позволяет рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректировку всех видов управленческой деятельности и, самое главное, выявление путей и условий повышения эффективности и качества образования.

Без продуманной системы мониторинга вообще, педагогического мониторинга в частности, сделать эффективным образовательный процесс невозможно. Это наше твердое убеждение.

Анализ качества обучения учащихся начальных классов учитель проводит посредством отслеживания результатов обученности каждого учащегося по всем предметам и за весь период обучения в начальном звене. (Рисунок 1)

Результаты мониторинга каждого класса анализируются и заносятся в сводную таблицу по школе. (Рисунок 2)

Следующим этапом мониторинга является отслеживание динамики развития учащихся, обучающихся по традиционной образовательной программе и по системе Л.В.Занкова. Анализ результатов качества знаний по предметам в классах, обучаемых по программе Занкова, показал, что обучающиеся имеют устойчивую мотивацию к обучению. Качество знаний сохраняется на протяжении ряда лет по всем предметам выше 60%. (Рисунок 3)

В течение ряда лет предметом нашего внимания является проблема преемственности, возникающая при переходе обучающихся из начальной школы на вторую ступень обучения. Педагогический мониторинг, осуществляемый в начале учебного года в 5-х классах, способствует решению возникающих вопросов. Изучается уровень адаптации детей при переходе на вторую ступень, проводится обмен опытом работы, совместно с учителями начальных классов обсуждаются программные требования с целью устранения разрыва между первой и второй ступенями и выработке единых требований к учащимся. Сравнительный анализ достижений учебной деятельности учащихся 4 и 5 классов показывает, что учащиеся 5 классов подтверждают свои результаты. (Рисунок 4)

Образовательный процесс в начальной школе строится по традиционной федеральной программе и развивающей системе Л.В.Занкова. Со 2-го класса введен английский язык, а с 3-го класса информатика как учебный модуль в рамках учебного предмета "Технология". В своей работе учителя начальных классов используют здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии, занимаются проектной деятельностью.

При оценке деятельности учителя-предметника во второй и третьей ступени обучения отслеживается качество знаний и успеваемость ежегодно и каждую четверть, как показано в таблице. Таким образом подвергаются анализу те изменения, которые произошли в течение года, а также в течение нескольких лет. (Рисунок 5)

Одним из важнейших показателей результативности работы школы является участие ее учащихся в предметных олимпиадах. (Рисунок 6, 7,8)

Единый государственный экзамен является важным аспектом качественного образования и позволяет получить объективную оценку знаний учащихся.

Безусловно, в школе ведется целенаправленная подготовка выпускников. В течение года проводятся пробные экзамены. Результаты анализируются и делаются выводы. (Рисунок 9,10,11)

В период подготовки к государственной аккредитации, к проведению внешней экспертизы, в образовательном учреждении осуществлялся мониторинг по различным направлениям деятельности. В процессе самоанализа проделывается большая работа по анализу качества образования. Самоанализ деятельности школы - это коллегиальное выявление проблем, определение путей их решения по таким основным направлениям:

  • управленческая деятельность;
  • оценка учебно-материальной базы;
  • оценка кадрового состава; (Квалификационная характеристика коллектива- сравнительный анализ за 3 года)
  • методическая работа;
  • анализ образовательного процесса, его содержания; (сравнение средних показателей качества образования по всем предметам - схема)
  • результативность деятельности (участие учителей и учащихся в различных конкурсах и конференциях за три года)

Основной диагностикой развития нравственных, познавательных, коммуникативных, эстетических и физических качеств личности является определение уровня воспитанности учащихся.

Мониторинг уровня воспитанности каждый классный руководитель производит дважды - в начале учебного года и в завершении его посредством анкетирования самих учащихся, их родителей, и собственной оценки (по пятибалльной системе) каждого из значимых качеств личности: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, труду, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный уровень. Заполняется сводная таблица с показателями уровня воспитанности каждого ученика и всего класса, по которой видно, в каком направлении воспитательную работу нужно корректировать. Затем подводятся итоги по параллелям, по звеньям, по всей школе за год. Таким образом, отслеживается динамика уровня воспитанности по годам.

Анализируются также такие количественные показатели, как число учащихся, участвующих в работе школьного самоуправления, трудовых и социальных акциях, коллективных творческих делах и школьных традиционных праздниках, участие в деятельности городского социума, показатели соревнования "Класс года", уровень досуговой занятости учащихся.

Такая работа для школьного коллектива трудна, но полезна и очень необходима: она помогает осознать как сильнее, так и слабые стороны работе, увидеть перспективу, наметить пути дальнейшего совершенствования, определить приоритеты для развития.

Таким образом, качество образования - это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чтобы добиться успеха, управлять данной системой необходимо комплексно. Для администрации школы управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения.

Модель управления качеством образования

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые в образовательном учреждении для выполнения требований к качеству.

Система требований к качеству российского образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями по лицензированию и аккредитации образовательного учреждения.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта. Общественный определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны), социальный -соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные требования к содержанию образования (программам и педагогическим технологиям), профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Значит, качество дошкольного образования в учреждении - управляемый процесс. Поэтому можно выделить два подхода к управлению качеством: один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ.

Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Однако для реализации данной модели в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ.

На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации -пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ.

Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.

Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного
образования - организация воспитательно-образовательного процесса. Уже
отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель

развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в
усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитие
ребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного
образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению
воспитательно-образовательного процесса. Используется такая

закономерность, как взаимное «пронизывание» различных видов детской деятельности.

В предлагаемой модели данный компонент основной. Все предыдущие и последующие действия направлены на подготовку, обеспечение, реализацию и корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса.



Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.

По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.

Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий.

Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д.

Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что

соответствует задачам современной политики.

Для каждого дошкольного учреждения показатели качества образования всегда специфичны, так как они соответствуют модели управления, определяющей цели, задачи, содержание воспитательно-образовательного процесса данного учреждения, его кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия воспитания, обучения и развития детей в нем.

Но вместе с тем показатели качества могут быть общими для всех. Это уровни: обученности детей; развития навыков учебной деятельности; творческой деятельности; воспитанности; развития личности в психическом, социальном аспектах; жизненной защищенности, социальной адаптации личности.

В связи с этим можно выделить критерии, используемые при измерении качества образования:

1. Качество обучения (качество учебного материала и действий
педагогов, рациональность и логичность, разработки учебного
расписания, оптимизация времени, пространств и размещения
воспитанников и педагогов, разработки учебного плана и учебно-
программной документации).

2. Поиск, подбор и внедрение инновационных форм и методов
работы, в том числе экспериментальной деятельности.

Параметры результатов образования, оценка результативности, продуктивность, видимый результат.

Наиболее перспективной для формирования системы управления ДОУ представляется программно-целевая структура. Вся работа ДОУ по организации воспитательно-образовательного процесса рассматривается под углом зрения достижения цели, предусмотренной проектом. °

Постоянными элементами в организационной структуре являются подразделения:

· Попечительский совет, призванный решать вопросы материально-технического оснащения воспитательно-образовательного процесса;

· Совет педагогов, главный организующий орган по утверждению учебных планов, рабочих программ, обобщению педагогического опыта, решению стратегических задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, разработки рабочих программ;

Методический совет решает вопросы обновления, структуры и
содержания образования в свете концепции модернизации образования,
активный участник организации работы по мониторингу, выявляет
запросы родителей на образовательные услуги;

· Собрание трудового коллектива решает вопросы, связанные с жизнью и деятельностью ДОУ, решает производственные вопросы, связанные с нормативным правом, решением педагогических задач, укрепления и сохранения здоровья людей;

· Совещания при заведующей, призванные решать текущие вопросы деятельности ДОУ.

Новым элементом в управлении является создание временных творческих, инициативных групп, методических объединений на базе ДОУ для решения конкретных и актуальных проблем. Такая организационная структура управления способствует созданию коллектива единомышленников и обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных задач. Управление будет осуществляться на основе соуправления с опорой на инициативу и творчество педагогов ДОУ. Для определения результативности системы управления ДОУ на любом уровне предусматривается разработка приоритетов, показателей в виде положений, локальных актов.

Управленческий аппарат в дошкольном учреждении, работающем в режиме развития - это люди, умеющие работать с целями и сами обладающие четкими и осознанными целями. Речь идет о понимании целей функционирования и развития дошкольного учреждения, о понимании целей системы управления и личной индивидуальной управленческой деятельности.

Говоря о роли современного старшего воспитателя в управленческой деятельности необходимо отметить, что он должен:

Понимать мотивы поведения педагогов;

· побуждать педагогов к продуктивной работе, стимулировать их профессиональный рост;

· создавать в коллективе отношения максимально благоприятные для продуктивной работы;

· давать задания педагогам так, чтобы они понимали, чего от них ждут, и стремились это выполнить;

· эффективно контролировать работу педагогов;

· адекватно оценивать новых педагогов, их возможности и интересы;

Строить деловые отношения с педагогами в соответствии с их
индивидуальными особенностями и ситуациями.

Старшему воспитателю развивающего ДОУ должны быть присущи определенные личностные качества, характеризующие его управленческую деятельность. К ним можно отнести: умение управлять собой; личные ценности; личные идеи; саморазвитие; навыки решения проблем; умения творческого подхода; понимание управленческого труда; навыки руководства; способность формировать коллектив.