Управленческая отчетность – один из важнейших источников получения информации о результатах деятельности компании, на основе совокупности финансовых, сбытовых, маркетинговых, производственных и прочих показателей.

Информация в управленческой отчетности должна быть экономически интересна и активно использоваться руководителями, учредителями и собственниками бизнеса. Раскрытые в управленческой отчетности данные необходимы для анализа всей деятельности. Это помогает вовремя выявить причины возможных отклонений от параметров, заданных стратегией бизнеса, а также показать резервы (финансовые, материальные, трудовые, и пр.), которые до этого времени не использовались компанией. Процесс постановки и внедрения управленческой отчетности можно условно разделить на 7 этапов.

Шаг 1. Диагностика существующей системы управления в компании.

Данный этап необходим для анализа организационной структуры компании, определяется формат моделирования процессов. При наличии у компании схем бизнес-процессов и их описания, проводится анализ данных документов, и выявляются основные проблемные зоны, требующие оптимизации.

Цели диагностики

Поиск системных подходов к увеличению эффективности управленческой отчетности

Классификация и анализ существующих форм отчетности

  • По форме представления - табличные, графические, текстовые;
  • По сегментам деятельности – отчеты по закупке, отчеты по реализации, отчет по налогам;
  • По адресности представления - отчеты для руководства, отчеты для руководителей ЦФО, отчеты для менеджеров;
  • По объему информации – оперативные отчеты по текущим проектам, инвестиционные отчеты, итоговые финансовые отчеты, сводные (мастер) отчеты;
  • По содержанию - комплексные отчеты, аналитические показатели, отчеты по ключевым показателям эффективности KPI.

Повышение качества и уменьшение сроков получения выходной аналитической информации, необходимой для принятия качественных управленческих решений.

Аналитические отчеты имеют высокую ценность тогда, когда могут быть получены в короткие сроки и содержат информацию в виде, который максимально отвечает потребностям сотрудника, который принимает решения на основе данного отчета.

Повышение достоверности хранимой информации.

Для принятия решений необходимо полагаться только на достоверную информацию. Не всегда можно понять, насколько информация, которая представлена в отчётах достоверна; соответственно повышается риск принятия некачественных решений. С другой стороны, если сотрудник не несет служебной ответственности за достоверность введенной информации, то с очень большой степенью вероятности он не будет относиться к информации с должной аккуратностью.

Повышение аналитической ценности информации.

Несистемный подход к вводу и хранению информации приводит к тому, что, несмотря на то, что в базу данных введено большие объемы информации, представить эту информацию в виде отчетов практически невозможно. Под не системностью здесь понимается ввод информации сотрудниками без разработки общих правил, что приводит к ситуации, когда по смыслу одинаковая информация представлена для разных сотрудников в отличном друг от друга виде.

Исключение противоречивости и рассогласованности информации

В случае нечеткой определенности в вопросе разделения между сотрудниками обязанностями и правами по вводу информации зачастую происходит многократный ввод одной и той же информации в разных подразделениях компании. В совокупности с несистемным подходом факт дублирования информации бывает даже невозможно определить. Подобное дублирование приводит к невозможности получить полный отчет в разрезе введенной информации.

Повышение предсказуемости получения определенного результата

Принятия решений практически всегда основано на оценке информации по прошедшим периодам. Но зачастую бывает, что нужная информация просто никогда не вводилась. В большинстве случаев недостающую информацию хранить не представляло бы никакой сложности, если бы кто-то заранее предположил то, что она когда-нибудь понадобится.

Результат

На основе диагностики и принятых решений дорабатываются должностные инструкции, производится реинжиниринг существующих бизнес процессов, исключаются формы отчетности, которые не несут информации для анализа данных, вводятся показатели KPI, адаптируются учетные систем для получения фактических данных, фиксируются состав и сроки представления управленческой отчетности.

Шаг 2. Создание методологии управленческой отчетности

Данный этап необходим для делегирования полномочий в части составления операционных бюджетов и определения ответственности, конкретных центров финансовой ответственности (ЦФО) за составление тех или иных бюджетных планов (сегментов управленческой отчетности).

Цели и задачи, решаемые в результате внедрения управленческой отчетности в компании:

  • Установление и достижение конкретных ключевых показателей эффективности (KPI);
  • Выявление «слабых» звеньев в организационной структуре компании;
  • Повышение системы контроля результатов деятельности;
  • Обеспечение прозрачности денежных потоков;
  • Усиление платежной дисциплины;
  • Разработка системы мотивации сотрудников;
  • Оперативное реагирование на изменение: конъюнктуры рынка, каналов сбыта и т.д.;
  • Выявление внутренних ресурсов компании;
  • Оценка рисков и т.д.

Состав управленческих отчетов зависит в первую очередь от характера деятельности компании. Как показывает практика, состав управленческой отчетности (мастер-отчет) обычно включает в себя:

  • Отчет о движении денежных средств (прямым методом);
  • Отчет о движении денежных средств (косвенным методом);
  • Отчет о прибылях и убытках;
  • Прогнозный баланс (управленческий баланс);

Консолидация бюджетов

Формирование консолидированной управленческой отчетности представляет собой довольно трудоемкий процесс. Консолидированная финансовая отчетность рассматривает группу взаимосвязанных организаций, как единое целое. Активы, обязательства, доходы и расходы объединяются в общую систему управленческих отчетов. Такая отчетность характеризует имущественное и финансовое положение всей группы компаний на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Если холдинг состоит из компаний, которые между собой никак не связаны на операционном уровне, то задача консолидации управленческой отчетности решается достаточно просто. Если же между компаниями холдинга осуществляются хозяйственные операции, то в этом случае не все так очевидно, ведь нужно будет исключить взаимные операции, чтобы на уровне холдинга в консолидированной отчетности не исказить данные о доходах и расходах, активах и обязательствах. В бюджетной политике компании необходимо закрепить правила и принципы элиминации ВГО.

Для этого целесообразнее использовать специализированные информационные системы, например, «WA: Финансист». Система позволяет производить элиминирование внутрифирменных оборотов на уровне проведения первичных документов и быстро получать корректную информацию, что упрощает и ускоряет процесс формирования управленческой отчетности, минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором. При этом сверка внутригрупповых оборотов, их элиминация, выполнение корректирующих проводок и других операций осуществляются в автоматическом режиме.

Пример: Компания А владеет компанией Б на 100%. Компания А продала товар на сумму 1500 рублей. Покупка данного товара обошлась компании А в 1000 рублей. Компания Б оплату за поставленный товар произвела в полном объеме. На конец отчетного периода компания Б не продала товар, и он числится у нее в составе отчетности.

В результате консолидации необходимо исключить прибыль (500 рублей), которую компания еще не получила и уменьшить стоимость запасов (500 рублей). Чтобы исключить ВГО и прибыль, которую компания Б еще не заработала. Необходимо сделать корректировки.

Результат консолидации управленческой отчетности

Определение ключевых показателей эффективности (KPI – Key performance indicators)

Введение ключевых контрольных показателей позволяет управлять центрами финансовой ответственности, устанавливая лимиты, нормативные значения или предельные границы принимаемых показателей. Набор показателей эффективности отдельных ЦФО существенно зависит от роли этого центра ответственности в системе управления и от выполняемых функций. Значения показателей устанавливаются с учетом стратегических планов компании, развития отдельных направлений бизнеса. Система показателей может принимать иерархическую структуру, как для компании в целом, так и с детализацией до каждого центра финансовой ответственности. После детализации KPI верхнего уровня и передачи их на уровни ЦФО и сотрудников к ним можно привязать вознаграждение персонала и т.д.

Контроль и анализ исполнения управленческой отчетности.

Для исполнения бюджетов, входящих в состав управленческой отчетности можно выделить три направления контроля:

  • предварительный,
  • текущий (оперативный)
  • заключительный.

Цель предварительного контроля - это профилактика потенциальных нарушений бюджета, иначе говоря, предупреждение необоснованных расходов. Он проводится до совершения хозяйственных операций. Наиболее распространенная форма такого контроля - согласование заявок (например, на оплату или отгрузку товаров со склада).

Текущий контроль исполнения бюджета подразумевает регулярный мониторинг деятельности центров финансовой ответственности для выявления отклонений фактических показателей их деятельности от запланированных. Проводится ежедневно или еженедельно по оперативной отчетности.

Заключительный контроль исполнения бюджета - не что иное, как анализ выполнения планов после закрытия периода, оценка финансово-хозяйственной деятельности компании в целом и по объектам управленческого учета.

В процессе исполнения бюджетов важно выявлять отклонения на самых ранних этапах. Определить, какие методы предварительного и текущего контроля бюджета можно использовать в компании. Например, ввести процедуры согласования заявок на платеж или отпуск материалов со склада. Это позволит избежать неоправданных расходов, предупредить неисполнение бюджета и заранее принять меры. Обязательно регламентируйте процедуры контроля. Создайте отдельный регламент бюджетного контроля. Опишите в нем виды и этапы проверок, их периодичность, порядок пересмотра бюджетов, ключевые показатели и диапазоны их отклонений. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным, повысит исполнительскую дисциплину в компании.

ШАГ 3. Проектирование и утверждение финансовой структуры компании.

Этот этап включает в себя работы по формированию классификаторов бюджетов и бюджетных статей, разработке совокупности операционных бюджетов, статей планирования и их взаимосвязей между собой, наложению видов бюджетов на организационные звенья структуры управления компанией.

На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются центры финансовой ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры. Главная задача построения финансовой структуры предприятия - получить ответ на вопрос, кто и какие бюджеты на предприятии должен составлять. Правильно построенная финансовая структура предприятия позволяет увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться и, скорее всего, перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за расходами и доходами компании.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – объект финансовой структуры компании, который несет ответственность за все финансовые результаты: выручку, прибыль (убытки), затраты. Конечная цель любого ЦФО – максимизация прибыли. Для каждого ЦФО составляются все три основных бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс (управленческий баланс).Как правило, в качестве ЦФО выступают отдельные организации; дочерние фирмы холдингов; обособленные подразделения, представительства и филиалы крупных компаний; регионально или технологически обособленные виды деятельности (бизнесы) многопрофильных компаний.

Центр финансового учета (ЦФУ) – объект финансовой структуры компании, отвечающий только за некоторые финансовые показатели, например за доходы и часть затрат. Для ЦФУ составляются бюджет доходов и расходов или некоторые частные и функциональные бюджеты (бюджет трудовых затрат, бюджет продаж).В качестве ЦФУ могут выступать основные производственные цеха, участвующие в единых технологических цепочках на предприятиях с последовательным или непрерывным технологическим циклом; производственные (сборочные) цеха; сбытовые службы и подразделения. Центры финансового учета могут иметь узкую направленность:

  • центр маржинальной прибыли (профит-центр) – структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых непосредственно связана с реализацией одного или нескольких бизнес-проектов фирмы, обеспечивающих получение и учет прибыли;
  • центр доходов – структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых направлена на получение дохода и не предусматривает учет прибыли (например, служба сбыта);
  • центр инвестиций (венчур-центр) – структурное подразделение или группа подразделений, которые непосредственно связаны с организацией новых бизнес – проектов, прибыль от которых ожидается в будущем.
  • центр затрат – объект финансовой структуры предприятия, который отвечает только за расходы. Причем не за все расходы, а за так называемые регулируемые расходы, расходование и экономию которых руководство ЦЗ может контролировать. Это подразделения, обслуживающие основные бизнес-процессы. Для ЦЗ составляются лишь некоторые вспомогательные бюджеты. В качестве ЦЗ могут выступать вспомогательные службы предприятия (хозяйственный отдел, служба охраны, администрация). Центр затрат может также именоваться МВЗ (место возникновения затрат).

ШАГ 4. Формирование бюджетной модели.

Не существует каких-либо жестких требований по разработке классификатора внутренней управленческой отчетности. Так же как нет двух абсолютно одинаковых компаний, точно также нет одинаковых бюджетных структур. В отличие от формализованной финансовой отчетности: отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, управленческая отчетность не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура внутренней управленческой отчетности зависит от специфики компании, принятой в компании бюджетной политики, пожеланий руководства по степени детализации статей для анализа и т.д. Можно лишь дать общие рекомендации, как составить оптимальную структуру управленческой отчетности.

Структура управленческой отчетности должна соответствовать структуре повседневной деятельности компании.

Классификация статей на примере Отчета о движении денежных средств.

ШАГ 5. Утверждение бюджетной политики и разработка регламента.

Бюджетная политика формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования и консолидации показателей данных статей и методов их оценки. Сюда включаются: определение временного периода, процедуры планирования, форматы бюджетов, программа действий каждого из участников процесса. После разработки бюджетной модели, необходимо переходить к регламентации бюджетного процесса.

Нужно определить какие бюджеты, и в какой последовательности формируются в компании. Для каждого бюджета необходимо выделить ответственного за подготовку (конкретный сотрудник, ЦФО) и ответственного за исполнение бюджета (руководитель направления, руководитель ЦФО), установить лимиты, нормативные значения или предельные границы показателей эффективности ЦФО. Обязательно следует сформировать бюджетный комитет – это орган, создаваемый для целей управления бюджетным процессом, контроля его исполнения и приятия решений.

Шаг 6. Аудит учетных систем.

На этапе разработки и утверждении состава управленческой отчетности компании также необходимо учесть, что классификатор бюджетных статей должен быть достаточно детализированным для обеспечения Вас полезной информацией о доходах и расходах компании. При этом нужно понимать, что чем больше уровней детализации будет выделено, тем больше времени и трудозатрат потребуется для составления бюджетов и отчетов, но тем более подробную аналитику можно получить.

Также необходимо учесть, что в результате разработки методологии управленческой отчетности может потребоваться и адаптация учетных систем, т.к. для анализа исполнения бюджетов плановые показатели должны будут сопоставляться с имеющейся фактической информацией.

Шаг 7. Автоматизация.

Этот этап включает в себя работы по выбору программного продукта, создание технического задания, внедрение и сопровождение системы.

Что такое управленческая отчетность? Говоря простым языком, управленческая отчетность - информация, которую используют руководители, а чтоб использовать, у кого-нибудь ее спрашивают. Например, спросить управленческую отчетность можно у бухгалтера. Или сами смотрят в банковских выписках и в бухгалтерской программе. А затем, бывает, переписывают управленческую отчетность в свою записную книжку и пересчитывают на калькуляторе.

Сначала такой набор информации (будущая управленческая отчетность), то есть управленческой отчетности, появляется стихийно: понадобилось - спросил. Потом руководитель догадывается, что надо сделать фиксированную форму для отчетности, которую спрашивать в заполненном виде с определенной периодичностью. Потом одной формы становится недостаточно, появляется несколько, и заполняют их разные люди. Потом руководитель начинает «блуждать» в тридцати разных таблицах, где одни и те же данные, например, о продажах по регионам, написаны в разном порядке и почему-то имеют разные значения, швыряет все в корзину, и зовет бухгалтера: «сделай мне одну форму, но чтоб было понятно!» И … начинается сказочка про создание управленческой отчетности сначала.

Как сделать, чтобы внутренняя управленческая отчетность была удобной, актуальной и достоверной? Только не думайте, что это легко. Разработка управленческой отчетности - это организаторская, а не экономическая, задача, и она требует системного подхода.

Управленческая отчетность по шагам

Для того, чтобы грамотно составить управленческую отчетность, сделать нужно вот что.

1. Составить список людей, которым нужно пользоваться управленческой отчетностью.

Например: генеральный директор, коммерческий директор, менеджеры по продажам, начальник ОМТС - всем им когда-то понадобиться управленческая отчетность.

2. Собрать существующую управленческую отчетность в том виде, в каком она есть. Если для управленческих целей используется бухгалтерская отчетность (директор как умеет разбирается в оборотке), включить в комплект и ее.

В качестве примеров различный отчетностей, возьмем: отчет о продажах по филиалам, анализ счета 10 по субконто, отчет по текущим платежам (составляет экономист в Excel), отчет по дебиторской задолженности (делает зам. главного бухгалтера) и т.д.

3. Составить матрицу для управленческой отчетности: пользователи отчетов / виды отчетов, на пересечении вписать, что именно каждый пользователь смотрит в отчете (буквально куда он смотрит, в какую ячейку, на какой итог - чтобы обнаружить бесполезную информацию или информацию в неудобном виде, когда пользователь отчета еще что-то пересчитывает на калькуляторе). Нужно также собрать «хотелки» нашей отчетности: задать вопросы и записать, чего людям не хватает в существующей отчетности. Если на предприятии есть показатели, которые используются как целевые и контрольные, т.е. по которым оцениваются сотрудники и по которым собственник контролирует генерального директора, то надо обязательно включить их в таблицу в ячейки тех отчетов, из которых берутся их значения. Этот пункт является важным при составлении управленческой отчетности.

Например:

На этом этапе вы получаете картину «как есть», из нее надо вытащить все рациональное, чтобы в новой управленческой отчетности все, что ранее использовалось, было.

4. Составить управленческий классификатор доходов и расходов (БДР), движения денежных средств (БДДС), бюджета инвестиций и статей для учета оборотов между статьями баланса. Образец классификатора можно взять здесь.

5. Далее, для создания управленческой отчетности необходимо принять решение, какие еще аналитические справочники нужны для составления управленческой отчетности. Например, глядя на таблицу выше, можно сразу сказать, что разработки отчетности понадобятся справочники подразделений (филиалов), регионов, номенклатурных групп, менеджеров по продажам, а возможно, еще статей затрат и контрагентов. Для денежных отчетов (денежных управленческих отчетностей) обычно нужна аналитика по местам хранения денежных средств: расчетные счета, кассы, подотчетники. Эти справочники нужно либо взять из имеющихся баз данных (например, справочник контрагентов можно взять из бухгалтерской базы данных), либо составить самим и согласовать со всеми, кто пользуется отчетностью в разрезе такого справочника. При составлении управленческой отчетности рекомендуется также обратить внимание на этот пункт.

6. Далее, для создания управленческой отчетности нужно сделать основные формы отчетности: БДР, БДДС, Баланс. Убедиться, что в отчетность попала та информация, которой руководители пользовались раньше. Составить эти формы на реальных данных. Если формы управленческой отчетности делаются в Excel, то сразу в эту форму включить нужную аналитику, например, по статьей оборотов вывести регионы или номенклатурные группы, а колонки сделать по месяцам. Если формы управленческой отчетности делаются в программе «Бизнес-планирование», то достаточно заполнить справочник «Формы бюджетов» и проверить, что в отчет выводится расшифровка по всей нужной аналитике. Примеры отчетов (управленческую отчетность) можно посмотреть здесь.

7. Сделать остальные формы управленческой отчетности на базе статей оборотов, аналитических справочников. В первую, для создания управленческой отчетности, очередь сделать формы, аналогичные тем, что уже используются на предприятии. Затем посмотреть материалы похожих предприятий, посмотреть собранные «хотелки» пользователей и предложить дополнительные формы управленческой отчетности.

8. Добавить в созданные отчеты формулы и вычисляемые значения. На этом шаге наша управленческая отчетность уже начинает обретать надлежащий вид для управленческой отчетности.

9. Сформировать (или заполнить) формы управленческой отчетности реальными данными за один и тот же месяц. Согласовать получившиеся заполненные формы с исполнителями, которые ранее составляли управленческую отчетность.

10. Согласовать заполненную отчетность с пользователями по списку из п.1. Процесс может оказаться итеративным, т.е. управленческую отчетность нужно будет доделывать по замечаниям.

Управленческая отчетность, что на выходе?

Вы удивитесь, как быстро люди привыкают к удобным формам, уже через неделю никто не помнит, как было раньше. Но это если они получились удобные. Если по-прежнему руководитель что-то пересчитывает в записной книжке, или звонит и спрашивает, что означает какая-то строка, или сравнивает дублирующуюся информацию из разных таблиц - работайте дальше, система управленческой отчетности пока не получилась.

Таким образом, управленческая отчетность составляется поэтапно. Важно, при составлении управленческой отчетности, на каждом этапе следить за правильностью заполнения отчетности. При тщательном выполнении всех «заданий», управленческая отчетность будет составлена грамотно.

09.03.2013

В статье рассматриваются самые распространенные проблемы, связанные с составлением управленческой отчетности и пути их решения. Приводится оптимальный состав управленческой отчетности, чтобы она не была перегружена и вместе с тем давала пользователям информацию, необходимую им для принятия управленческих решений.

Не секрет, что часто собственник бизнеса бывает не удовлетворен составом и качеством получаемой им управленческой отчетности.

То отчетность готовиться с большим опозданием, то ее достоверность вызывает сомнение, то раз за разом переделываются форматы управленческой отчетности.

Распространена ситуация, когда в компании нет универсального набора форм управленческой отчетности.

Самыми распространенными претензиями со стороны собственника в таком случае бывают следующие:

  1. Отчетность предоставляется неоперативно : с момента вопроса до получения ответа может пройти несколько часов, а в особо тяжелых случаях - дней. Понятно, что когда данные, наконец, готовы, они могут потерять актуальность. Принять грамотное управленческое решение на их основе будет проблематично, придется подключать интуицию. Собственник задает следующий вопрос, для ответа на который финансистам требуется еще несколько часов/дней… О высокой управляемости бизнесом говорить в этом случае не приходиться.

  2. Вызывает сомнение достоверность отчетности . Зачастую собственник, получив информацию и начиная задавать вопросы, не может получить от финансистов быстрого, грамотного ответа (см. причину №1), либо, получив расшифровки, находит в них неточности, а найдя что-то одно, начинает сомневаться во всех цифрах. Либо собственнику не ясен сам процесс формирования отчетности и от этого появляется недоверие к финансистам. Я не хочу сказать, что собственник должен понимать технологию составления отчетов, но он должен быть уверен, что у финансистов есть все механизмы для получения достоверной отчетности, а задача финансового директора, в случае возникновения у собственника вопросов, простым языком объяснить, откуда взялась конкретная цифра.

  3. Формат отчетов сложен для восприятия . Многие собственники жалуются на то, что им сложно самостоятельно читать и понимать громоздкие таблицы, испещренные цифрами, которые им предоставляют финансисты. Зачастую собственник не имеет финансового образования, либо ему в силу индивидуальных особенностей сложно читать и понимать цифры, он лучше воспринимает информацию на графиках.

Все эти причины в совокупности могут привести к патовой ситуации, когда собственник забрасывает финансистов все новыми и новыми запросами, а те для ответа на них готовят все новые и новые формы управленческой отчетности.

Иногда собственник просит расшифровать предоставленную информацию и чтобы такую расшифровку подготовить финансист буквально на коленке в сжатые сроки изобретает новую форму.

А так как одним вопросом, изучая управленческую отчетность, собственник, как правило, не ограничивается, количество таких форм растет и множится в геометрической прогрессии. Надо ли говорить, что всякий финансист имеет еще и текущую загруженность? Отсутствие утвержденного и понятного всем перечня отчетных форм, сроков их предоставления и ответственных лиц влечет за собой переработки и повышает уровень стресса в финансовом отделе.

Первое, о чем всегда надо помнить: состав управленческой отчетности должен быть достаточным, но не чрезмерным.

Качество управленческих решений зависит не от количества подготовленных отчетов, а от того, насколько быстро они готовятся, насколько информация в них достоверна, насколько она читаема и понятна.

Таким образом,

  • скорость формирования (своевременность)
  • достоверность данных
  • простота восприятия конечным пользователем
  • не перегруженность отчетности лишними формами

Это, на мой взгляд, основные критерии, которым в идеале должна удовлетворять управленческая отчетность в любом бизнесе.

В состав управленческой отчетности, как уже не раз говорилось (подробнее можно прочитать в статье "Связь и отличия управленческого учёта от бухгалтерского"), входят операционные (или вспомогательные) и итоговые финансовые бюджеты.

И операционные, и финансовые бюджеты должны формироваться как по плану, так и по факту. По своей сути, операционные бюджеты - это расшифровки цифр финансовых бюджетов. Если их состав достаточен, никаких дополнительных расшифровок к управленческой отчетности не требуется.

В целом, рецепт для решения вышеперечисленных проблем в составлении управленческой отчетности очень прост. Вот он:

  1. Шаг 1: Определить полный перечень операционных бюджетов .

Например, для небольшой розничной торговой сети этот перечень может быть таким:

  • План по выручке
  • Расчет плановой себестоимости
  • План по аренде и коммунальным услугам в детализации по торговым точкам и аппарату управления (аренда офиса и центрального распределительного склада).
  • План по коммерческим и административно-управленческим расходам аппарата управления.
  • План по зарплате и отчислениям с зарплаты продавцов
  • План по зарплате и отчисления сотрудников аппарата управления
  • План по налогам: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, УСН, ЕНВД и т.д.
  • План по амортизационным отчислениям
  • План по прямым расходам: в детализации по торговым точкам и аппарату управления

Состав операционных бюджетов для производственного предприятия будет несколько сложнее и шире, принцип, думаю, понятен.

А перечень финансовых бюджетов для любого бизнеса всегда будет таким:

  • Бюджет доходов и расходов (БДР)
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС)
  • Управленческий баланс
  • Изменения капитала (как дополнительная форма)
  1. Шаг 2: По каждому операционному бюджету прописать и утвердить периодичность составления (варианты: ежедневно, ежемесячно, ежеквартально), сроки подготовки и согласования. Прописать и утвердить ответственных. Все это верно как для подготовки плановых, так и для составления фактических бюджетов.
  2. Шаг 3: По каждому финансовому бюджету прописать и утвердить периодичность составления (варианты: ежедневно, например, БДДС, ежемесячно, ежеквартально), сроки подготовки и согласования. Прописать и утвердить ответственных. Все это тоже верно как для подготовки плановых, так и для составления фактических бюджетов.

СОВЕТ 1:

Я бы рекомендовала прописывать сроки подготовки и согласования плановых бюджетов отдельно от сроков подготовки и согласования фактических бюджетов. Потому что процесс планирования (бюджетный период) в отличие от подготовки фактических бюджетов, во-первых, больше растянут во времени, а, во-вторых, сам механизм формирования планов отличается от механизма сбора фактических данных.

СОВЕТ 2:

При установлении сроков подготовки и сдачи операционных бюджетов (как плановых, так и фактических) нужно идти «с конца», т.е. сначала определить дату, к которой нужно получить итоговые финансовые бюджеты. И дальше, отталкиваясь от этой даты, «раскручивать» цепочку бюджетов назад. Таким образом, для планирования будет рассчитана дата начала бюджетного периода.

С фактическими бюджетами ситуация иная: надо отталкиваться от дат готовности операционных бюджетов, т.к. они зависят от сроков, к которым удается собрать первичные документы, и от них выходить на дату сдачи фактических финансовых бюджетов.

  1. Шаг 4: разработать унифицированные форматы операционных и финансовых бюджетов. Здесь рекомендация простая: надо стремиться к тому, чтобы форматы операционных и финансовых бюджетов были унифицированными для всех подразделений компании. Это особенно важно выполнять и контролировать для компаний холдингового типа, у которых несколько направлений бизнеса, а также для компаний с развитой филиальной сетью.

Если это требование не выполнить, то консолидация данных будет отнимать колоссальное время и приведет к росту количества ошибок.

Вот, собственно, и весь алгоритм для решения самых распространенных проблем, связанных с составлением управленческой отчетности.

Вы можете сказать, что рассуждать в теории легко, а на практике одних рекомендаций недостаточно.

И да, и нет. Если для решения проблем с управленческой отчетностью взять вышеприведенный алгоритм и четко в соответствии с ним все продумать и реализовать, уверяю вас, ваши самые сложные проблемы с управленческой отчетностью уйдут. Другое дело, что да, вам придется самим очень над этим потрудиться. Продумать состав бюджетов, их взаимосвязь и сроки непросто. Но реализуемо.

Желаю вам всяческих успехов в этом начинании! Свои вопросы вы можете присылать мне на электронную почту .

Российские предприятия, в силу законодательных требований, могут иметь обязательства по предоставлению в государственные органы различных видов отчетности - в частности, бухгалтерской. Составление соответствующих документов может потребовать консолидации значительных объемов внутрикорпоративных ресурсов. Вместе с тем, многие фирмы уделяют внимание формированию конкретно управленческой отчетности. Ее предоставление в госорганы необязательно, однако многие корпорации формируют ее, и этот процесс может потребовать приложения не меньших усилий со стороны компании. Почему имеет смысл их прикладывать? Какова полезность соответствующего типа отчетности?

Роль управленческой отчетности

Что такое управленческая отчетность и какова ее роль на предприятии? Под данным термином понимают совокупность внутренних документов, которые содержат цифры, отражающие различные аспекты бизнес-активностей компании.

Управленческая отчетность, в отличие, например, от бухгалтерской, составляется добровольно. Ее не нужно направлять в ФНС и другие государственные органы. Ее роль - в том, чтобы предоставлять руководству компании или ее собственникам достоверную информацию о положении дел в организации.

Управленческая отчетность может дополнять бухгалтерскую или финансовую в части формирования данных, исключительно важных для оптимизации бизнес-модели и повышения рентабельности фирмы. Рассматриваемый вид активностей также может включать нефинансовую информацию, которая важна для корректной интерпретации эффективности принимаемых руководством фирмы управленческих решений. Рассматриваемый тип отчетности ценится не за то, что в нем содержатся внушительные цифры, а как раз наоборот - за возможность обнаружить в бизнес-модели предприятия недоработки, мешающие успешному росту.

Управленческая отчетность - значимый компонент планирования. Документы, которые ее формируют, включают данные, имеющие большое значение для просчета перспектив внедрения тех или иных решений на уровне менеджмента. В свою очередь, по факту завершения того или иного этапа развития фирмы рассматриваемый вид отчетности позволит проанализировать, в каких-моментах руководство компании должно было действовать по-другому и с чем это связано.

Преимущества управленческой отчетности

Чем принципиально различаются финансовая, бухгалтерская, управленческая отчетность? Прежде всего, методологией. Первые два типа финансовой отчетности предполагают сбор главным образом статистической информации, отражающей оборачиваемость капиталов на тех или иных участках бизнес-процессов. В свою очередь, в управленческой отчетности предполагается не только отражение статистики, но также и интерпретации соответствующих цифр. Руководство фирмы сможет не только наблюдать некие показатели, но также и понимать, что они означают.

Так, управленческая отчетность организации может показать, чем обусловлена более высокая рентабельность при производстве конкретных видов продукции либо, наоборот, какова причина недостаточных показателей выручки и слишком больших издержек на том или ином участке бизнеса. Интерпретация цифр, фиксируемых в управленческой отчетности, позволяет руководству фирмы принимать грамотные решения в части необходимых закупок, обновления основных фондов, модернизации оборудования и т. д.

Внутренняя управленческая отчетность при условии своевременного ее составления может вовремя выявить те участки бизнес-процесса, на которых эффективность работы сотрудников фирмы недостаточно высока.

Что может содержаться в документах, составляющих рассматриваемый вид отчетности? Дело в том, что источники информации соответствующего типа могут быть представлены в рамках большого количества разновидностей. Как правило, те или иные документы адаптированы для конкретных руководителей. Отчетность именуется управленческой главным образом в силу того, что предназначена она именно для менеджеров.

В структуре управления современными организациями, как правило, присутствуют должности генерального директора, а также его заместителей. Таковыми могут быть: зам по производству, по продажам, либо, например, по финансовым вопросам. В первом случае внутренняя управленческая отчетность может включать данные, касающиеся:

  • себестоимости выпускаемой продукции либо сервисов (в соотнесении с конкретными разновидностями продуктов);
  • характеристик незавершенного производства, выпуска товаров и сервисов в соотнесении с заказами от конкретных клиентов;
  • величины производства продукции, которая направляется на склад;
  • запасов сырья, материалов или комплектующих, что задействуются при выпуске товаров.

Если отчетность подлежит предоставлению заместителю директора по продажам, то в ее структуре могут присутствовать:

  • сведения о структуре продаж соотносительно с конкретными видами товаров и сервисов, с конкретными заказчиками;
  • данные о динамике отгрузки продукции;
  • сведения о запасах на складе;
  • данные о величине затрат на реализацию товаров либо на доставку потребителю;
  • плановые показатели, касающиеся поступления товаров на склад;
  • сведения о дебиторской задолженности по реализованным позициям.

Если отчетность подлежит предоставлению заместителю директора по финансам, то в ней могут содержаться:

  • информация об исполнении бюджета предприятия;
  • сведения о затратах, связанных с хозяйственными активностями;
  • цифры, отражающие себестоимость производимых товаров или сервисов;
  • данные о прибылях и убытках;

Также в отчетности могут присутствовать сведения о дебиторской задолженности и собственных долгах фирмы по кредитам и иным обязательствам.

Периодичность составления управленческой отчетности

Как часто должно осуществляться составление управленческой отчетности? Желательно, чтобы информация, отражающая указанные направления активностей предприятия, не устаревала более чем на неделю. В некоторых случаях на конкретном предприятии могут быть определены ключевые показатели, которые будет необходимо обновлять чаще. Аналогично и менеджмент может зафиксировать второстепенные индикаторы, на составление которых можно не тратить много времени, а потому предоставляться такие сведения могут значительно реже.

Отчетность для акционеров

Главная особенность здесь в том, что акционеры компании могут не принимать никакого участия непосредственно в управлении фирмой. Часто бывает, что единственная область, интересующая их, - это чистые цифры по прибыли. Детализация управленческих решений в отчетах, предоставляемых акционерам компании, в ряде случаев неуместна. Однако, поскольку собственники фирмы - те, кто принимает ключевые решения в части назначения топ-менеджеров, в отчетах можно будет отразить сведения, характеризующие эффективность работы генерального директора и его заместителей.

Как может выглядеть отчетность?

Какие есть формы управленческой отчетности? Выше мы отметили, что, в отличие от финансовых и бухгалтерских документов, соответствующего типа бумаги носят, по сути, неофициальный характер. Формы управленческой отчетности никак не регулируются законодательством. Поэтому они могут быть разработаны организацией исходя из наиболее целесообразной структуры - например, в зависимости от адресата отчетов.

Возможно, заместителю директора по финансам будет комфортнее иметь дело с табличными документами, а собственнику фирмы - с графиками, которые наглядно показывают, как меняется прибыль в зависимости от тех или иных факторов. В некоторых случаях формы отчетности, о которой идет речь, могут быть очень схожими с теми, что составляются в порядке сбора финансовых или бухгалтерских показателей

Порядок составления отчетности

Каким образом могут формироваться документы рассматриваемого типа? Составление отчетности, о которой идет речь, предполагает решение двух групп задач.

Во-первых, это сбор необходимых цифр. Их источником, вероятно, будут файлы, формируемые бухгалтерскими и производственными подразделениями фирмы в ходе текущих активностей. Например, если некий объем товара был отгружен на склад - соответствующие данные обычно фиксируются в CRM-системе фирмы. Аналогично отражаются и данные по другим бизнес-активностям, осуществляемым на предприятии.

Во-вторых, это интерпретация показателей, собранных на различных участках производства либо представленных в бухгалтерских цифрах. Необходим анализ управленческой отчетности. Его проведение, опять же, будет зависеть от того, куда конкретно должны передаваться соответствующие документы. Более того, в одних случаях желательна меньшая, а в других - большая детализация показателей. Аналогично может приветствоваться пространная интерпретация результатов или, наоборот, требоваться предельная лаконичность.

В некоторых случаях как таковая интерпретация цифр может и вовсе не потребоваться - например, если дело касается передачи отчетности опытному финансовому директору. Вероятно, он лучше любого другого менеджера интерпретирует результаты, и ему достаточно будет цифр в чистом виде.

Алгоритм формирования отчетности

Рассмотрим то, как может осуществляться формирование управленческой отчетности на практике. В среде российских экспертов популярен алгоритм, предполагающий решение рассматриваемой задачи в рамках следующих этапов.

Первым делом необходимо выяснить, какого рода сведения, составляющие отчетность, желают видеть генеральный директор, его заместители и собственники, и с какой периодичностью. Кто-то, возможно, предпочтет знакомиться с цифрами еженедельно, другому будет достаточно видеть ключевые показатели раз в месяц. Также будущему составителю отчетности желательно уже в самом начале взаимодействия с руководством выяснить, какого типа данные, скорее всего, будут приоритетными, а какого - второстепенными.

Следующий шаг - коммуникации с бухгалтером на предмет определения алгоритма, в рамках которого человек, занимающийся решением рассматриваемой задачи, будет запрашивать необходимые цифры. Составитель отчетности может также взаимодействовать и с иными сотрудниками фирмы на тех участках, где формируются значимые для необходимых документов показатели. На предприятии должна сформироваться система управленческой отчетности, в которой будут участвовать все компетентные сотрудники.

Следующий шаг - создание форм документов, в которых будут, с одной стороны, фиксироваться цифры, с другой - интерпретироваться. При этом человек, ответственный за отчетность, может столкнуться с необходимостью создания разных форм документов, адаптированных для конкретного адресата - генерального директора, его заместителей, собственников.

Следующие шаги будут связаны собственно с практическим формированием отчетов. Если предприятие небольшое, то, в принципе, человек, занимающийся решением рассматриваемой задачи, может попробовать собрать нужные цифры сам. Но вполне вероятно, что ему понадобится помощь коллег по работе. В этом случае практическим этапам, связанным со сбором информации, могут предшествовать некие совещания, на которых человек расскажет другим сотрудникам о том, каковы основы управленческой отчетности, с какой целью формируются соответствующие документы и почему это важно для компании. Решение данной задачи может облегчить руководство фирмы посредством издания локальных правовых актов, предписывающих отдельным сотрудникам содействовать работе человека, ответственного за составление отчетности.

Разновидности отчетности

Рассмотрев ключевые принципы управленческой отчетности, мы можем изучить отдельные разновидности соответствующих моделей отображения цифр, отражающих деятельность предприятия.

Первая разновидность отчетности, о которой идет речь - управленческий баланс. Каковы его особенности?

Управленческий баланс, в принципе, схож с бухгалтерским. Его принципиальное отличие заключается в функциональном предназначении. Управленческий баланс призван не только отражать цифры, но также и интерпретировать их с точки зрения эффективности бизнес-модели организации, положения дел в части активов организации, обязательств компании перед партнерами и наоборот.

Цифры, которые включает в себя бухгалтерская, управленческая, финансовая отчетность, могут, в принципе, заноситься в одни и те же формы. Однако то, как соответствующие показатели будут интерпретироваться, может предопределить создание документов в совершенно оригинальной структуре. Имеет значение то, кто пользователи управленческой отчетности - об этом мы сказали выше.

Рассматриваемый нами баланс предполагает включение информации, которая может быть интересна как директору, так и любому его заместителю, равно как и собственнику компании. В этом смысле он может быть в достаточной мере универсальным документом.

Какие есть еще виды управленческой отчетности? В числе таковых - отчет о прибылях и убытках. При этом его традиционно принято относить к бухгалтерским источникам. Отчет о прибылях и убытках - документ, который предприятия обязаны предоставлять в порядке официальной отчетности в регулирующие органы. Вместе с тем он вполне может использоваться в качестве источника при формировании также и управленческой отчетности. Это обусловлено прежде всего весьма удобной структурой данного документа.

Отчет о прибылях и убытках организации фиксирует финансовые результаты активностей фирмы за конкретный период времени. В нем отражаются цифры, касающиеся доходов, издержек, а также финансовых результатов с нарастающим итогом. В структуре документа рассматриваемого типа отражаются: источники выручки, статьи расходов, прибыльность фирмы. Но, как мы определили выше, управленческий учет и отчетность предполагают не столько решение задач, связанных со сбором цифр, сколько интерпретацию различных показателей. Поэтому рассматриваемый документ, вероятно, нужно будет сопроводить дополнительными источниками, в которых будут фиксироваться необходимые разъяснения касательно цифр, отражающих доходы, расходы и прибыль фирмы.

Другой значимый документ - отчет о движении денежных средств. Данный источник отражает финансовые поступления фирмы в корреляции с источниками, а также выплаты компании соотносительно с ключевыми направлениями расходов - также в привязке к конкретному периоду. Отчет о движении денежных средств может показывать то, как обстоят дела в компании в части текущих результатов на производстве, в области ликвидности. Данный документ позволяет оценить кредитоспособность фирмы. Рассматриваемый источник может оказаться полезным как руководству фирмы, так и ее собственникам.

Рассмотренные нами основные виды управленческой отчетности - отчет о прибылях и убытках, баланс, а также документ, фиксирующий данные о движении денежных средств, могут, безусловно, дополняться иными источниками. Они могут быть как схожими с теми, что мы изучили, так и основываться на принципиально иных подходах к составлению.

Сложности составления отчетности

Итак, мы изучили то, что такое управленческая отчетность, чем она отличается от бухгалтерской или финансовой, ознакомились с порядком ее формирования. Полезно будет также рассмотреть возможные сложности, сопровождающие ее составление.

Как считают эксперты в области управления бизнесом, самая главная проблема, характерная для процесса формирования отчетности, о которой идет речь - в недостаточной лояльности к соответствующему документу со стороны сотрудников предприятия, а в ряде случаев - также топ-менеджеров и собственников. Работники фирмы - бухгалтеры, сотрудники производственных участков - не всегда воспринимают управленческую отчетность как документ, которому следует уделять время, на который имеет смысл тратить силы. Предприятия, как известно, и без того обязаны предоставлять в государственные органы официальные документы, составление которых - не самая легкая задача.

Подобной позиции, когда управленческая отчетность не воспринимается как что-то, стоящее внимания, могут придерживаться также топ-менеджеры и собственники, как мы отметили выше. Многие из руководителей, как считают эксперты, относятся к документам, о которых идет речь, как к разновидности метода введения менеджмента в заблуждение, особенно если нужно отвлечь внимание от не самых выдающихся производственных показателей.

Как решить подобную проблему? Аналитики рекомендуют начинать с уровня как раз-таки руководства. Будет более оправдано заинтересовать в необходимости составления управленческой отчетности прежде всего менеджеров, чтобы они, в свою очередь, сформировали необходимые локальные правовые акты, по которым другие сотрудники должны будут содействовать в формировании соответствующих документов.

Другая сложность, характеризующая решение задачи, о которой идет речь - необходимость постоянной выработки новых подходов к интерпретации цифр, содержащихся в отчетности. Это может быть обусловлено, прежде всего, изменениями в производственной структуре бизнеса. В случае с бухгалтерской и финансовой отчетностью, как мы знаем, какой-либо интерпретации цифр не требуется. Поэтому становится возможным использовать стандартизованные формы, в которых фиксируются соответствующие показатели.

Управленческая отчетность организации, в свою очередь, решает несколько иные задачи. Она нужна, в первую очередь, самой компании, а не государственным органам, как в случае с бухгалтерскими и финансовыми показателями. Если интерпретация цифр, содержащихся в управленческой отчетности, при заданной структуре производства в определенный период сыграла свою положительную роль, то не гарантируется, что она будет такой же полезной при условии, что характеристики тех или иных бизнес-процессов изменились. Скорее всего, составителю отчетных документов придется по мере изменений в сфере производственных активностей фирмы совершенствовать подходы к интерпретации. Это может потребовать большого количества времени - как его личного, так и коллег, к которым он может обращаться за советом, мнением либо некими вспомогательными показателями, отражающими результаты деятельности компании, для того чтобы понять, каким образом можно улучшить подход к интерпретации цифр.

Решить отмеченную проблему можно, опять же, посредством периодических коммуникаций с коллегами в формате совещаний, предмет которых - рассмотрение текущих производственных показателей, а также разработка мер по их улучшению, в том числе посредством введения новых методов отчетности, таких как управленческая. В контексте позитивных подходов к оптимизации производственных показателей она с большей вероятностью будет воспринята сотрудниками компании позитивно.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по ПРЕДМЕТУ

"Бухгалтерский управленческий учет"

"ВНУТРЕННЯЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ"

Введение

1.1 Понятие и виды отчетности

1.3 Пользователи управленческой отчетности и периоды ее представления

Глава 2. Использование управленческой отчетности на примере ООО "Черек"

2.1 Обратная связь в системе оперативного управления

2.2 Формы внутренних отчетов

2.3 Аналитические расчеты

Заключение

Составление отчетности - завершающий этап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, которые получают в конце отчетного периода с помощью соответствующей обработки данных текущего учета. Отчетность может содержать как количественные, так и качественные показатели, как в стоимостном, так и в натуральном выражениях. Таким образом, отчетность представляет собой источник информации для анализа и принятия решений.

Целью курсовой работы является изучение управленческой отчетности.

Задачами данной курсовой работы являются:

изучение целей создания управленческой отчетности;

изучение видов управленческой отчетности;

изучение требований к управленческой отчетности;

анализ управленческой информации.

Предметом исследования является управленческая отчетность организации.

Методологической и методической основой написания курсовой работы являются федеральные законы РФ, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), учебная и справочная литература .

Глава 1. Внутренняя управленческая отчетность

1.1 Понятие и виды отчетности

Применяемую на практике отчетность можно разделить на несколько видов по трем основным характеристикам:

1) объем информации, представляемой в отчете;

2) цель составления;

3) период отчетности.

По объему информации различают частную и общую отчетность. Частная отчетность содержит информацию о результатах деятельности какой-либо структурной единицы предприятия или об отдельных направлениях ее деятельности, или о результатах деятельности по конкретным географическим регионам (филиалам). Общая отчетность характеризует результаты деятельности предприятия в целом .

В зависимости от целей составления отечность может быть внешней и внутренней. Внешняя отчетность служит средством информирования пользователей, заинтересованных в характере деятельности, доходности и имущественном положении предприятия. Составление внутренней отчетности вызвано потребностью внутрифирменного управления.

В зависимости от периода, который охватывает составляемая отчетность, различают периодическую и годовую отчетность. Периодическая отчетность - это отчетность, составленная через определенные промежутки времени (день, неделя, декада, месяц, квартал, полгода). Годовая отчетность составляется в сроки, регламентированными действующими нормативными актами РФ.

Управленческая отчетность - внутренняя отчетность, т.е. отчетность об условиях и результатах деятельности структурных подразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельности по регионам .

Целью составления управленческой отчетности является удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путем предоставления стоимостных и натуральных показателей, позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия (отдельные направления его деятельности), а также конкретных менеджеров.

Цель составления внутренней отчетности обусловливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных зависят от организационно-технологических и экономических особенностей, присущих предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета. В связи с этим разработка внутренней отчетности является главной задачей предприятия. Содержание, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а также пользователи зависят от условий хозяйствования на конкретном предприятии .

1.2 Система управленческой отчетности

Система управленческой отчетности - один из наиболее сложных и важных элементов управленческого учета, позволяющий руководству предприятия, с одной стороны, понять пределы своих возможностей в получении необходимых сведений от исполнителей, а также возможностей информационной и технической служб, а с другой стороны - получить эти сведения оформленными надлежащим образом, т.е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться для принятия управленческих решений .

Кроме того, система управленческой отчетности - это результат деятельности любой системы управленческого учета или, иначе говоря, продукт ее деятельности, то, для чего она создается на предприятии.

При формировании системы управленческой отчетности требуется:

определить форму, срок предоставления отчета и ответственного за его составление;

составить схему формирования управленческих отчетов, определить владельцев исходной информации;

наделить ответственного полномочиями координатора, т.е. административно разрешить ему получение информации у ее владельцев;

определить пользователей информации и форму, в которой она будет им предоставляться.

Для успешного ведения проекта необходимо выполнить ряд действий .

Этап 1. Сформировать комитет управления проектом

Задачами такого комитета являются:

1) принимать решения по утверждению вышеперечисленных стандартов;

2) принимать оперативные решения в процессе производства работ;

3) оценить деятельность групп на местах и при необходимости делать выводы.

Процесс внедрения системы управленческой отчетности возникновением многочисленных ситуаций, когда необходимо принимать решения, например, по вопросам стандартизации процедур и справочников, финансирования проекта, что требует наличия группы оперативного реагирования, наделенной максимально возможными полномочиями. В принципе, анализ процесса может осуществлять один человек, но высокая критичность принятых решений и их глубокая взаимосвязь с важнейшими бизнес-процессами компании требует принятия взвешенных решений с участием максимального числа представителей заинтересованных сторон.

Этап 2. Сформировать рабочую (проектную) группу в центральном офисе и на местах (или филиалах, если таковые существуют)

Такая группа решает в процессе создания системы управленческой отчетности, следующие задачи:

1) осуществлять внедрение системы;

2) администрировать систему и приложения;

3) настраивать опции для конкретного филиала (если таковой существует);

4) руководить процессом и контролировать его в целом;

5) готовить вопросы на утверждение управляющего комитета;

6) осуществлять непосредственные контакты с поставщиком.

Если компания имеет сложную структуру, необходимо наличие дополнительного персонала, обеспечивающего разработку и поддержание в актуальном состоянии учетных и управленческих стандартов предприятия, возможно, в составе экономических подразделений (бухгалтерии, планового отдела) или в виде самостоятельного подразделения.

Этап 3. Сформировать корпоративные стандарты

Формируются следующие стандарты:

1) финансового учета (план счетов, учетная политика, шифры аналитического учета);

2) материального учета (справочник - кодификатор материалов, стандарты учета товародвижения, финансовые документы, учетные регистры, сопроводительные документы, принципы управления складскими запасами в разрезе материалов);

3) производственного учета (принципы расчета себестоимости, принципы отнесения затрат, принципы учета вспомогательных и побочных производств).

Приведенный перечень корпоративных стандартов является примерным и в значительной степени зависит от вида деятельности компании и ее текущего состояния (размер, наличие или отсутствие филиалов и т.д.).

Уровень детализации корпоративных стандартов зависит от степени интеграции финансовых процессов головной организации и ее подразделений.