Saturday, May 20, 2017

Практика налогового консультирования ТоргПромПраво специализируется на представлении интересов бизнеса во взаимоотношениях с налоговыми и правоохранительными органами.
В настоящей статье приведено обобщение практики по наиболее актуальным в 2017 году вопросам, связанным с проблемой фиктивности сделок.

Проблематика

Saturday, May 20, 2017


В процессе проведения проверочных мероприятий налоговая инспекция может сделать вывод о фиктивности сделок и хозяйственных операций налогоплательщика с определенными контрагентами. В данном случае подразумевается, что при совершении сделок (операций) проверяемая организация не преследовала какой-либо разумной хозяйственной цели. Сделки (операции) оформлялись исключительно с целью снижения налогов.

Подобные выводы налоговых органов приводят к достаточно серьезным последствиям для компании. Могут быть доначислены налоги, пени и штрафы в размере, сопоставимом с годовой выручкой юридического лица. Кроме того, неуплата налогов в крупном размере влечет автоматическую передачу материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов.

При этом часто подобные выводы касаются далеко не полуформальных теневых компаний. В группу риска вполне могут попасть и организации, ведущие легальный «белый» бизнес и не применяющие «околозаконные» методы налоговой оптимизации. Для этого достаточно просто иметь партнеров по бизнесу (контрагентов), которые по каким-либо причинам попали в поле зрения налоговиков.

Методы выявления фиктивности сделок и хозяйственных операций

Saturday, May 20, 2017


В процессе проведения плановых проверочных мероприятий или камеральных проверок налоговые органы проверяют контрагентов налогоплательщика на предмет вхождения в списки фирм-однодневок и другие реестры компаний, ведущих «подозрительную» деятельность.
При выявлении у проверяемой организации подобных контрагентов налоговые органы осуществляют комплекс мероприятий, направленных на сбор доказательств фиктивности хозяйственных операций.

В числе таких действий налоговые органы могут предпринять нижеследующее:

Осмотр помещений юридического лица и его контрагентов. В ходе таких осмотров выявляются факты присутствия/отсутствия юридического лица по месту его регистрации, наличие/отсутствие необходимых для выполнения работ (оказания услуг) площадей или оборудования, наличие на месте руководства и другого персонала.Опросы очевидцев. Налоговики часто подкрепляют свои доводы показаниями очевидцев. Здесь налогоплательщику следует обратить внимание на идентификацию лиц, дающих показания. Очень часто в протоколе осмотра налоговые органы ограничиваются лишь общими формулировками, например, «со слов сотрудников других организаций, проверяемое юридическое лицо они не знают».Допросы свидетелей. Протоколы допросов свидетелей также являются одним из доказательств, которые в совокупности могут подтвердить правоту налоговых органов. Поэтому при подготовке к судебному оспариванию решений налоговых органов следует внимательно изучить и проанализировать все подобные документы.Осмотры, оперативные/следственные мероприятия, проводимые правоохранительными органами. При наличии признаков налоговых или других преступлений в офис компании могут быть направлены сотрудники правоохранительных органов. Это может быть как совместный рейд с налоговой инспекцией, так и мероприятие, проводимое по инициативе правоохранителей.

При проведении таких мероприятий в организации крайне желательно присутствие внешнего адвоката, имеющего опыт подобной защиты доверителей. Юристы, сотрудники службы безопасности в указанной ситуации могут быть подвергнуты допросу, как рядовые сотрудники компании. А адвокат обладает определенным иммунитетом (адвокатская тайна), конечно, при условии, что ранее он не участвовал в схемах незаконной налоговой оптимизации в отношении данной компании.

Сотрудники налоговых инспекций и правоохранительные органы иногда находят документы и печати контрагентов компании в ящике стола бухгалтера, в помещении архива и в сейфах компании. Данные факты документируются и являются в дальнейшем очень серьезными доказательствами вины налогоплательщика. Кроме того, часто изымаются компьютеры сотрудников компании, в которых в дальнейшем обнаруживается весьма нежелательная переписка и файлы «черной» бухгалтерии.

Получение сведений из банков. В процессе проведения проверочных мероприятий контрагенты осуществляют анализ банковских операций налогоплательщика и его контрагентов. Такой анализ, при этом, может коснуться и контрагентов следующих уровней. Налоговые органы при проведении данного анализа выявляют цепочки кругового движения денежных средств, перехода денежных средств на счета аффилированных компаний, вывода средств через фирмы-однодневки (обналичка) либо на счета зарубежных компаний.

Признаки фиктивности сделок. Что оспаривать?

Saturday, May 20, 2017


Итак, собрав доказательственную базу налоговые органы принимают решение о наличии или отсутствии фиктивных сделок в составе хозяйственных операций компании. Если решение положительное, то это, как правило приводит к перерасчету налоговой базы. Так, по налогу на прибыль для целей налогообложения не учитываются расходы по фиктивным операциям, а по НДС отказывается в возмещении сумм налога, перечисленного в составе платежей по фиктивным сделкам.

В итоге это дополнительно влечет доначисление пеней и штрафов. Если сумма недоплаченных налогов за трехлетний период составит более двух миллионов рублей, налоговые органы передадут материалы дела в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
Из данной ситуации есть только два выхода: оплатить сумму налоговых претензий в полном объеме либо оспаривать незаконные акты налоговых органов.

Если принято решение об оспаривании нужно быть готовыми опровергнуть все аргументы, выдвинутые налоговыми органами.

Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных признаков фиктивности сделок/хозяйственных операций, к которым апеллируют налоговые органы:

Отсутствие контрагента по юридическому адресу/регистрация контрагента по адресу массовой регистрации. Само по себе отсутствие контрагента по юридическому адресу не может подтверждать фиктивность сделок. Тем не менее, данный довод налоговой, как правило, принимается во внимание судами наряду с другими доказательствами. При отсутствии других признаков фиктивности деятельности юридического лица, суд скорее всего примет сторону налогоплательщика.Отсутствие ресурсов для выполнения контракта. Такими ресурсами могут быть необходимый персонал, оборудование, производственные площади, товары на складе. Так, иногда дорогостоящие контракты на выполнение сложных работ заключаются с компаниями, не имеющими каких-либо активов, в штате которых числится только генеральный директор. Хотя данный довод и не является самостоятельным подтверждением фиктивности сделок, он весьма существенен и не будет оставлен судом без внимания. Налогоплательщику для доказательства своей правоты придется обосновать причины заключения контракта с компанией без активов и персонала и ответить на вопрос, почему он остановился на выборе именно этого контрагента. Кроме того, целесообразно привлечь самого контрагента и представить документы, подтверждающие реальное выполнение спорных работ.

Неуплата контрагентом налогов в бюджет либо уплата им сумм налогов в минимальном размере.
Если контрагент получил от налогоплательщика серьёзный контракт на приличную сумму, но при этом имеет серьезную налоговую задолженность либо сдает в налоговые органы «нулевую» отчетность - это будет серьезным аргументом в пользу налоговых органов. Здесь налогоплательщику важно доказать проявление им должной осмотрительности, а именно - проведение необходимых проверочных мероприятий по контрагенту, наличие очных контактов с руководством и т.п.Показания руководства контрагента. Очень часто с подачи фирм, осуществляющих регистрацию юридических лиц, генеральным директором компании назначается лицо, не имеющее к компании какого-либо отношения. Как правило, это нуждающиеся граждане либо лица, ведущие асоциальный образ жизни, которые за деньги подписывают у нотариуса малопонятные им документы. Являясь директорами в десятках, а зачастую и в сотнях юридических лиц, они уже одним этим фактом компрометируют возглавляемые ими организации и контрагентов этих организаций.

Более того, налоговые органы производят допросы данных лиц относительно действительности сделок, в отношении которых имеются подозрения фиктивности. Данные директора в подобных ситуациях отказываются подтвердить свое отношение к организации и реальность спорных операций. Протоколы допросов данной категории свидетелей- серьезный аргумент в пользу налоговых органов.

Дополнительно у директоров отбираются образцы почерка и проводится экспертиза договорных и первичных документов на предмет их подписания руководством контрагента.

Экспертное заключение представляется в материалах проверки и служит весомым доказательством правоты налоговых органов.Транзитный характер движения денежных средств по расчетному счету. Бывают случаи, когда денежные средства, перечисляемые на счет контрагента, почти в полном объеме переводятся затем на счета третьих лиц. Это порождает сомнения в экономической обоснованности включения подобного контрагента в производственную цепочку и влечет пристальную проверку субподрядчиков второго, третьего и даже более высокого уровня.Признаки кругового движения денежных средств. Как указывалось выше, налоговые органы анализируют исходящие и входящие финансовые потоки налогоплательщика на предмет возврата платежей по фиктивной сделке. Таким образом, могут быть выявлены цепочки, в которых задействовано большое число фактически независимых юридических лиц. К возврату денежных средств могут быть приравнены зачисления денежных средств на счета аффилированных с налогоплательщиками организаций.Признаки нелегального вывода денежных средств. Под пристальное внимание налоговых органов подпадают также цепочки операций, финальными звеньями в которых являются фирмы-однодневки или зарубежные (в особенности оффшорные и приравненные к ним) компании. Данные операции документируются и представляются налоговыми органами наряду с другими доказательствами.

Выводы

Saturday, May 20, 2017


1.Необходимо тщательно взвешивать все плюсы и минусы каждого средства налоговой экономии. Не стоит надеяться на применение судом принципа презумпции невиновности налогоплательщика либо истолкования в пользу налогоплательщика всех неточностей и неясностей. Суды в настоящее время применяют доктрину «баланса частных и публичных интересов». И это означает, что если организация столкнется с подозрением в фиктивности сделок, то именно самой компании придется доказывать свою добросовестность и наличие в проведенных операциях экономической целесообразности.

2.При заключении договоров стоит максимально подробно проверять информацию о контрагентах и документировать процесс сбора информации и полученные результаты. В компании на уровне высшего руководства должна быть исключена возможность подписания контракта без подобной проверки. Следует встречаться с директором и сотрудниками компании-партнера и фиксировать подробности таких встреч. Времена, когда для доказательства своей добросовестности достаточно было запросить копию свидетельства ОГРН, прошли. Налоговые органы, а затем и суды, сегодня очень пристально рассматривают все шаги, которые налогоплательщики делают при выборе своих партнеров.

3.При проведении в отношении организации проверочных мероприятий целесообразно как можно раньше привлечь специалиста, имеющего опыт сопровождения подобных проверок. Именно на этой стадии формируется доказательственная база как для налоговых органов, так и в интересах налогоплательщика. И при отсутствии надлежащих доказательств своей правоты противостоять в споре с налоговым органом будет очень сложно.

Фиктивные организации или фирмы - однодневки В настоящее время проблемной сферой работы налоговых органов является работа с так называемыми фирмами - однодневками. Основное количество указанной категории организаций, ее наиболее криминализированную часть составляют организации, не представляющие отчетность в налоговые органы или представляющие "нулевые балансы".
Налоговыми органами региона на постоянной основе проводится работа по выявлению фиктивных организаций и по формированию их перечня, их учредителей, руководителей, доказательств использования реальными налогоплательщиками фиктивных фирм для применения схем ухода от налогообложения по следующим критериям (минимальный размер уставного капитала; государственная регистрация осуществляется по недействительным паспортам либо на граждан, не имеющих реального отношения к организации, предоставивших паспорта за вознаграждение; учредителем является, как правило, одно физическое лицо; государственная регистрация осуществляется по несуществующему адресу (месту нахождения) юридического лица, либо по адресу массовой регистрации; постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица; не представляет отчетность в налоговые органы либо представляет отчетность с нулевыми или незначительными показателями, отсутствуют признаки ведения финансово-хозяйственной деятельности; нет ликвидного имущества, в том числе основных средств и ресурсов, необходимых для ведения того или иного вида деятельности; в штатном расписании предусмотрены только должности административного звена, производственный персонал, который необходим для выполнения определенного вида работ, услуг вообще отсутствует; привлечение агентов, комиссионеров и других посредников, использование при расчетах векселей, счетов третьих лиц, уступок права требования долга и т.д.).
Также в распоряжении налоговиков имена «клиентов» данных фиктивных фирм и суммы, перечисленные ими через расчетные счета этих фиктивных фирм. Пополнение данных проводится на постоянной основе в ходе проводимых проверок, а также, на стадии регистрации, а затем в процессе анализа показателей отчетности и учетных данных всех налогоплательщиков региона.
Налогоплательщик должен понимать разницу между выбором оптимальной формы налогообложения и уклонением от уплаты налогов. В первом случае объекта налогообложения не возникает, а во втором - предпринимаются действия по сокрытию объекта.
Налоговая обязанность и налоговая ответственность согласно НК РФ и ст. 57 Конституции РФ носят сугубо персональный характер.
Поэтому соучастие в налоговом правонарушении должно и будет иметь негативные для налогоплательщика последствия.
Во избежание негативных последствий налоговых проверок, а также для безопасности собственного бизнеса рекомендуем при выборе контрагентов проверять их благонадежность, а именно: соответствие данных о руководителях организаций, местонахождении организаций с данными, заявленными в регистрационных документах ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), ЕГРИП ((Единый государственный реестр индивидульных предпринимателей), ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков).
Проверить данные об учредителях и руководителях организаций, а также о юридическом адресе можно направив запрос в соответствующие налоговые инспекции. Сведения об адресах массовой регистрации можно посмотреть на сайте ФНС России.

Список адресов массовой регистрации по Омской области

Список организаций - «фирмы-однодневки» участники схем

Список физических лиц - руководителей участвовавших в схемах минимизации налогов

Л.В. Шевченко,
начальник отдела контрольной работы
УФНС России по Омской области

Участникам экономических отношений, контрольным институтам, аналитикам и наблюдателям для понимания происходящих в экономике процессов необходимо не только знать правовые нормы, положения и принципы экономической теории, но и ориентироваться в производных инструментах ведения бизнеса.

Фиктивную организацию можно признать одним из самых популярных применяемых сегодня «деривативов». Такие субъекты экономики в России появились еще в начале 1990-х годов, но наиболее активно стали использоваться лишь в последние десять лет.

По сути, существование фиктивных организаций противоправно и поэтому не предполагается законодательством. Как следствие, в нормативных актах отсутствуют их определение и описание принципов работы. В рамках процессуальных отношений о таких фирмах упоминают только при рассмотрении конкретного случая, ограничиваясь констатацией обстоятельств и квалификацией в пределах случая на основе действующей правовой системы. Научное определение также окончательно не сформировано.

В различных группах общения признается достаточным поверхностное знание сущности и особенностей деятельности фиктивных организаций. Для взаимного восприятия используются отдельные сленговые определяющие понятия: «ёжик», «космонавт», «помойка», «ромашка», «синяк», «фирма-однодневка», «фонарь» и т. д.

Обобщая правоприменительный опыт, в качестве фиктивной следует признать организацию (данное определение в полной мере может быть отнесено и к индивидуальным предпринимателям), зарегистрированную и (или) осуществляющую деятельность с нарушением гражданского законодательства РФ, которое выражается в отсутствии у правомочных лиц (учредителя, руководителя) цели осуществления организацией хозяйственной деятельности.

Определяя нарушение при регистрации, необходимо располагать достоверными сведениями, что лицо, которое заявлено учредителем организации, не выражало намерений и одновременно не осуществляло действий по регистрации юридического лица, то есть является «формальным учредителем». При этом мероприятия по регистрации проводятся иными лицами, которые составляют и подписывают от имени формального учредителя документы регистрационного пакета и предоставляют их в государственный орган. При посещении налоговой инспекции используются либо поддельные документы, удостоверяющие личность формального учредителя, либо подложные доверенности от его имени. Случается, что документы на регистрацию представляются от имени умершего человека или человека, находящегося в бессознательном состоянии по медицинским показателям; лица, потерявшего и не использующего паспорт, указанный в документах регистрационного пакета или лица, находящегося в момент регистрации за границей Российской Федерации. Аналогичными следует признавать случаи, когда регистрация осуществляется от имени иной фиктивной организации.

Наиболее часто сейчас используется другой вариант создания фиктивной организации, когда нельзя говорить о нарушениях при регистрации, а следует признавать формальность деятельности. Здесь учредитель по каким-либо основаниям выражает свое желание на создание фирмы, подписывает документы «регистрационного пакета» и представляет их для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Мотивы могут быть разные — от наивного желания быть собственником своего предприятия до стремления к обогащению за счет оплаты этих действий другим лицом. После получения свидетельства о регистрации такой организации учредитель теряет к ней интерес, а учредительные и регистрационные документы передает ее реальным пользователям, чаще всего за вознаграждение. Для повышения размера оплаты учредитель может лично заключить договор на ведение банковского счета и подать документы для получения лицензии или вступления в саморегулируемую отраслевую организацию. Почти всегда указанные мероприятия проводятся по инициативе и под кураторством лиц, которые признают создание таких производных инструментов своим бизнесом («реальные создатели»).

В дальнейшем создатели уже самостоятельно распоряжаются фиктивной организацией и ее «ресурсами». Она может быть продана, что фактически происходит путем передачи покупателю оригиналов учредительных и регистрационных документов, а также электронных ключей доступа к банковским счетам, а может использоваться создателями для обеспечения производными инструментами собственной хозяйственной деятельности или деятельности по предоставлению производных финансовых услуг:

— обналичивания денежных средств;

— нелегального перевода денежных средств на указанный банковский счет (в том числе с конвертацией в иностранную валюту и зачислением на счета в иностранном банке);

— организации фиктивного денежного оборота;

— легализации денежных средств, полученных противоправным путем и т. д.

При использовании фиктивных организаций учредитель, являющийся в большинстве случаев и генеральным директором, не осведомлен об операциях, которые согласно документам осуществляет фирма. Сопутствующие сделкам документы и отчетность составляют и подписывают представители реального пользователя.

Особенности контрольной и правоохранительной деятельности в налоговой сфере, сформировавшиеся в последние семь лет, стали причиной появления самого дорогостоящего для создателей и пользователей типа фиктивных организаций, наиболее распространенное название которых — «белки». Учредители (руководители) таких фирм сами подписывают не только учредительные документы, но и отчетность и документы об операциях, в которых участвует организация. Также они посещают государственные органы и некоторых контрагентов, где подтверждают легальность существования организации и свою причастность к подписи на документах. Признаком фиктивности таких организаций является то, что их правомочные руководители самостоятельно не принимают управленческих решений, сами организации не осуществляют полноценную хозяйственную деятельность, а используются как финансовый механизм для различных сделок по инициативе сторонних лиц.

Для придания вида законности существования фиктивных организаций с их счетов производится перечисление налогов (сборов) и иных обязательных платежей, а также выплата заработной платы сотрудникам (чаще всего только генеральному директору).

Таким образом, наиболее ценными «ресурсами» фиктивной организации являются, во-первых, наличие регистрации и юридически признаваемых реквизитов, во-вторых, возможность открытия расчетных счетов в банках и использования их для осуществления платежей.

Чаще всего банковские счета фиктивной организации используются для следующих операций:

1. «Транзитные» операции (сквозное перечисление денежных средств по счету)

Цель: сокрытие источника происхождения денежных средств при необходимости их перевода на иной счет или обналичивания. Механизм: денежные средства поступают на банковский счет со счета иной фиктивной организации. Затем, чаще всего в течение короткого промежутка времени (не более одного дня), денежные средства перечисляются на счет следующей фиктивной организации или частями на счета нескольких фиктивных организаций. После последовательной цепочки операций денежные средства поступают на счет конечного получателя и (или) на счет, с которого осуществляется противозаконное обналичивание денежных средств. Вознаграждение организаторов схемы: чаще всего не предполагается, так как является внутренним механизмом работы схемы. Возможно получение вознаграждения с иных «схемников», если предоставляются услуги по использованию данной схемы. Вознаграждение рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая должна быть переведена на счет конечного получателя.

2. Продажа товаров (работ, услуг) без идентификации поставщика

Цель: сокрытие лица, являющегося поставщиком товаров (работ, услуг) и суммы полученного им дохода. Это необходимо для сокрытия факта осуществления предпринимательской и (или) хозяйственной деятельности или занижения налоговой базы по налогам. Механизм: поставщики товаров (работ, услуг) (клиенты «схемников») оформляют сделку с «реальной» организацией от имени фиктивной организации. В соответствии с условиями договора реальная организация перечисляет денежные средства на счет фиктивной. Клиенты «схемников» дают поручения в схему о переводе полученных средств на определенный счет и (или) их обналичивании. Вознаграждение организаторов схемы: рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая зачислена на счет фиктивной организации. Размер процента зависит от порядка использования денежных средств (транзит или обналичивание).

3. Покупка товаров (работ, услуг) без идентификации покупателя

Цель: сокрытие лица, являющегося покупателем товаров (работ, услуг) и суммы осуществленных им расходов. Необходимо для сокрытия факта осуществления предпринимательской и (или) хозяйственной деятельности. Механизм: покупатели товаров, работ, услуг (клиенты «схемников») оформляют сделку с реальной организацией от имени фиктивной организации. Клиенты «схемников» организуют зачисление на счет фиктивной организации денежных средств для сделок. В соответствии с условиями договора фиктивная организация перечисляет денежные средства на счет реальной организации. Вознаграждение организаторов схемы: рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая зачислена на счет фиктивной организации. Клиенты «схемников» могут одновременно использовать операции и по покупке и по продаже товаров (работ, услуг) без идентификации покупателя.

4. Обналичивание денежных средств

Цель: получение наличных денежных средств, оборот которых не контролируется государством. Механизм: осуществляется организаторами схемы путем зачисления денежных средств на счет фиктивной организации и их дальнейшего обналичивания через банк под различные операции — выплату заработной платы, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, приобретение ценных бумаг у физических лиц и т. д.

5. Вывод денежных средств со счета под видом сделки.

Цель: вывод денежных средств со счета реальной организации с возможностью отражения в ее учете операции, определяемой как соответствующая законодательству. Это необходимо для:

— хищения денежных средств должностными лицами реальной организации;

— занижения налоговой базы реальной организации (в случае если часть выведенных денежных средств используется на оплату товаров (работ, услуг) поставщику, поступление которых отражено в учете реальной организации или если документы фиктивной организации используются для уклонения от уплаты налогов реальной организации при отсутствии встречных обязательств);

— оплаты иных сделок, отражение которых в учете реальной организации недопустимо;

— дальнейшего обналичивания денежных средств с целью их неофициального использования на нужды реальной организации (черная заработная плата, оплата поставщикам, «откаты», взятки и т. д.). Механизм: реальная организация (клиент «схемников») оформляет сделку с фиктивной организацией и переводит на ее счет денежные средства. Реальная организация дает поручения в схему о переводе средств фиктивной организации на определенный счет и (или) их обналичивании. Вознаграждение организаторов схемы: рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая зачислена на счет фиктивной организации. Размер процента зависит от порядка использования денежных средств (транзит или обналичивание).

6. Зачисление денежных средств на счет под видом сделки

Цель: зачисление денежных средств на счет реальной организации с возможностью отражения в ее учете операции, определяемой как соответствующая законодательству. Необходимо для ввода дополнительных инвестиций в реальную организацию без указания их источника; занижения налоговой базы реальной организации (в случае если цена с конечным покупателем товаров (работ, услуг) определена значительно выше, чем отражено в сделке между реальной и фиктивной организациями); получения оплаты по иным сделкам, отражение которых в учете реальной организации недопустимо. Механизм: реальная организация (клиент «схемников») оформляет сделку с фиктивной организацией. Клиенты «схемников» организуют зачисление на счет фиктивной организации денежных средств для сделок. В соответствии с условиями договора фиктивная организация перечисляет денежные средства на счет реальной организации. Вознаграждение организаторов схемы: рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая зачислена на счет фиктивной организации.

Перечень рассмотренных ситуаций не является исчерпывающим и может быть дополнен в ходе более тщательного изучения особенностей российской экономики.

Реквизиты фиктивной организации могут использоваться во всех случаях, когда требуется наличие зарегистрированного юридического лица. Использование фиктивной организации может быть как формальным, например, для увеличения числа участников при заявлении на тендер, так и активно противоправным, например, для хищения имущества или уклонения от уплаты налогов.

Лимонов Сергей Владимирович, начальник службы внутреннего аудита ОАО «Тоннельный отряд №44» (г. Сочи, Краснодарский край).

С.В. Лимонов для журнала «Бизнес-эксперт»

Создание и использование фирм-«однодневок» влечет не только финансовые потери, но и чревато для лиц, участвовавших в их создании, привлечением к уголовной ответственности.

В уголовном законодательстве фирмы-«однодневки» обозначены как «фирмы, созданные в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом» (ст.173.2 УК РФ).

За незаконное образование (создание) юридического лица через подставных лиц предусмотрена уголовная ответственность (п.1ст.173.1 УК РФ). Такое преступление наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Расследованием подобных дел занимаются органы внутренних дел и уголовные дела по данной статье – не редкость. В том случае, если надлежащим образом собрана доказательная база создания фирм-«однодневок», то руководители таких фирм привлекаются к уголовной ответственности (Постановление ВС Республики Дагестан от 18.05.2016 г. №44У-49/2016).

Так, в одном из уголовных дел органами УВД раскрыта схема по обналичиванию и транзиту денежных средств. Физические лица зарегистрировали на подставных лиц компании, открыв в банках соответствующие расчетные счета. Клиенты, нуждающиеся в обналичивании денежных средств, перечисляли определенные суммы на счета, подконтрольных физическим лицам фирм, после чего те сами, перечисляли эти суммы на другие расчетные счета подконтрольных фирм или счета физических, юридических лиц, указанных клиентом, либо снимали деньги в наличной форме. В последующем наличные деньги возвращались клиенту, за вычетом установленного процента от суммы возвращенных денежных средств в наличной форме или в безналичной форме. Одному из создателей такой схемы был назначен реальный срок ограничения свободы (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 10.12.2015 г. №22-5758/2015). В аналогичном деле организатору фирмы-«однодневки» назначили реальный срок в виде 2 лет лишения свободы (Апелляционное определение Тульского областного суда от 09.11.2015 г. №22-2089/2015).

Деятельность фирм-«однодневок» приводит к сокрытию налогов и, соответственно, влечет уголовную ответственность за их неуплату.

ПРИМЕР №1

Компанией были получены кредиты, которые перечислялись на расчетные счета юридических лиц, обладающих выраженными признаками фирм - «однодневок»:

  • зарегистрированы по местам «массовой» регистрации;
  • имели незначительный размер уставного капитала;
  • руководителями этих организаций являлись лица, на которых было зарегистрировано множество организаций;
  • фактическая хозяйственная деятельность этими организациями не осуществлялась;
  • фирмы являлись контрагентами друг друга в систематическом проведении безналичных перечислений при отсутствии договоров, что в совокупности свидетельствует об отсутствии реальной деятельности этих компаний.

Большинство фирм обслуживались в одном филиале банка и имели отношения друг с другом. Денежные средства, поступающие на счета этих компаний, перечислялись ими друг другу мгновенно, обороты участников расчетов по дебету были равны оборотам по кредиту. Кредитные ресурсы компании дробились на части, проводились через расчетные счета и снова перечислялись на счета участников схемы расчетов при отсутствии экономического смысла совершаемых операций. Таким образом, кредитные ресурсы компании размывались по счетам участников схемы расчетов путем выведения с расчетного счета и из оборота предприятия и не были использованы по целевому назначению в финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

ПРИМЕР №3

Руководитель организации включил в налоговые декларации по НДС за налоговый период заведомо ложные сведения, путем занижения налоговой базы о фактической реализации (передачи) товаров (выполнении работ и услуг).

В результате совершенных махинаций компания уклонилась от уплаты НДС в общей сумме не менее ,9 млн рублей, что превышает более 10 млн рублей и составляет более 20 % от причитающихся к уплате сумм налогов организации. Таким образом, неуплата налога квалифицируется как неуплата в особо крупном размере (ст.199 УК РФ).

Суть преступления заключается в следующем. Руководитель компании разработал схему, согласно которой им планировалось через «подставную» организацию (фирму-«однодневку»), фактически не обладающую функциями и признаками юридического лица, проводить часть коммерческих сделок.

Несмотря на то, что неуплата налогов квалифицируется по ч.2 ст.199 УК РФ как в особо крупном размере, судом учтен характер и степень общественной опасности преступления, а также обстоятельства, смягчающие наказание.

Судом был вынесен приговор о признании руководителя виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст.199 УК РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 380 тыс. руб. (Приговор Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга №1-274/2015 от 13.07.2015 г.).

В похожем деле руководитель был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 199 УК РФ и ему было назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 2 (два) года, с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью на 3 (три) года (Приговор Лефортовского районного суда г. Москва №1-367/2015 от 15.10.2015 г.).

С 1 января этого года вступили в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Изменения предоставили фискалам право проверять достоверность сведений, которые компания просит внести в ЕГРЮЛ или которые уже содержатся в реестре. Ревизию фискалы вправе проводить в случае возникновения сомнений в достоверности информации, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц (п. 4.2 ст. 9 закона № 129-ФЗ). В ходе проверки контролеры вправе изучать документы и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа, получать необходимые объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение. Также они могут получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки, проводить осмотр объектов недвижимости и привлекать экспертов.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона 129-ФЗ мероприятий, а также порядок использования их результатов, как раз и были утверждены приказом ФНС от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72.

Кроме этого, документ содержит формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава компании или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ. Проводить проверку достоверности информации, содержащейся в реестре, будет сам регистрирующий орган. В некоторых случаях контролеры смогут поручить такую ревизию другим территориальным органам ФНС.

Большая часть оснований для проверок, перечисленных в приказе ФНС от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72, связана с сомнительным, по мнению контролеров, местом регистрации организаций. Налоговики проверят сведения, включаемые или уже внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. На что контролеры обратят внимание?

1. Противоречивые сведения

Ревизоры могут проверить не только уже действующие фирмы, но и новые. Если они обнаружат ошибки в ЕГРЮЛ, то могут внести запись, что сведения неверны. Поэтому уже на этапе регистрации некоторые организации могут столкнуться с трудностями – их просто не внесут в реестр.

2. Фирма открыта по адресу «массовой регистрации»

Компаниям, представляющим при регистрации сведения об адресе юридического лица, по которому уже зарегистрировано пять и более организаций, не избежать дополнительного внимания со стороны ФНС. У добросовестных фирм, офис которых находится в бизнес-центрах или просто в зданиях с большим количеством арендаторов, могут возникнуть проблемы. В лучшем случае на начальном этапе им не избежать дополнительной проверки. В худшем – после контрольного мероприятия компанию признают фиктивной, а ее адрес внесут в «черный» список адресов массовой регистрации.

3. Указан адрес в ветхом здании

Организации, которые в качестве адреса указывают разрушенное здание, – еще одна «мишень» для фискалов. Однако этот критерий не повлияет на работу добросовестных компаний, которые не указывают при регистрации адрес в ветхих зданиях.

4. Организация указывает «несвободный» адрес

Юрлиц, указывающих адрес, который заведомо не может свободно использоваться для связи с компанией (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и т. д.), фискалы обязательно проверят. Введение такого повода для ревизии может отразиться только на организациях, которые располагаются в таких зданиях. Поэтому необходимо избегать регистрации по «несвободным» адресам.

5. Заинтересованное лицо подает возражения

Фискалы вправе проверить любую компанию при наличии возражения заинтересованного лица относительно предстоящей регистрации изменений учредительного документа или сведений. Правда, не совсем понятно, что это за «заинтересованные» лица, которые могут возразить против регистрации. Очевидно, таковым может стать, к примеру, бывший генеральный директор, который выступает против внесения в учредительный документ сведений о новом руководителе. В этом случае компании грозит проверка фискалов и, возможно, отказ в регистрации изменений.

Однако из этого правила есть исключения. И их не мало. Все они перечислены в рассматриваемом документе. Так, если поступившее возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ составлено не по нужной форме или направлено с нарушением порядка представления, ревизоры не примут его во внимание. То же самое произойдет, если в бумаге не указаны подтверждающие обстоятельства, либо к ней не приложены доказательства (за исключением случаев, когда заявитель утверждает, что отсутствовало его волеизъявление на совершение юридически значимого действия). Также подавшему возражение лицу необходимо документально аргументировать, в чем состоит его заинтересованность и подтвердить ее. В противном случае на документ регистраторы не обратят внимание. Помимо этого, бесполезно ссылаться на какие-то оспоримые доказательства или обстоятельства, которые опровергнуты вступившим в силу решением суда. Как можно увидеть из вышеперечисленного, не каждое возражение контролеры примут во внимание. Они тщательно проверят обстоятельства подачи бумаги, и только если есть доказательства, что внесение изменений в устав незаконно, они откажут в регистрационных действиях.

6. Компанию проверяют фискалы

ФНС проверит компании, если включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам контрольного мероприятия, либо если у юрлица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам. Организациям, у которых есть недоимка или в отношении которых проводится проверка, лучше повременить с внесением изменений о новом местонахождении. Это позволит избежать лишних проверок ФНС.

7. Фирма указывает противоречивые сведения

Компаниям, которые подают при регистрации сведения, не соответствующие данным, содержащимся в документах ФНС, также не избежать дополнительного внимания ревизоров. Добросовестные компании этот критерий затронуть не должен, однако возможны накладки, в том числе и связанные с техническими ошибками.

8. Директор совершил правонарушение

Не избежать дополнительной проверки организациям, подавшим в регистрирующий орган документы для включения в ЕГРЮЛ сведений о руководителе компании либо об участнике ООО, в отношении которых в реестр ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо которые были привлечены к ответственности за непредставление или подачу недостоверных либо заведомо ложных данных, если срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек.

9. Компания подает документы на переход доли

Компании, представляющие в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале к ООО, заявление участника о выходе из общества, оформленное до 1 января 2016 года, попадут «под прицел» фискалов. Однако если заявление участника общества удостоверено у нотариуса, проблем не возникнет. В остальных случаях проверки не избежать.

10. В реорганизации участвуют несколько юрлиц

Фирмам, которые подали документы на реорганизацию, в некоторых случаях не избежать дополнительного внимания ревизоров. Это произойдет, если: в реорганизации участвуют два и более юридических лица; в отношении компании, которая в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по ее результатам, либо у нее имеется недоимка и (или) задолженность попеням и штрафам.

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи.