Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. А. Эйнштейн

Прагматизм и философия успеха

Философии прагматизма очень близка философия успеха или успешного человека . Последняя — фактически частный случай или одно из следствий философии прагматизма. И здесь мы видим ослиные уши чисто прагматического подхода. Философия успеха загоняет человека в прокрустово ложе малых и внешне эффектных дел. Она в значительной мере лишает человека возможности рисковать, дерзать. Ведь риск, дерзание неизбежно связаны с ошибками, неудачами, т. е. с тем, что является неуспехом (противоположностью успеха). Человек, воспитанный в духе философии успеха, крайне негибок, хрупок. Серьезная неудача может его сломать, убить, уничтожить.

Философия успеха проникла в психологию. Евгения Белякова, психотерапевт, пишет: «Какая там душа! Торговля «счастьем» у психологов идет не хуже, чем у колдунов. Не зря же самым большим спросом пользуются тренинги, где людей «делают успешными». Когда о человеке говорят, что он умный, или талантливый, или профессионал высокого класса, это понятно. А успешный - это кто? У которого ни ума, ни таланта, ни профессионализма - зато смог денег «настричь»?»
(«Осторожно, психолог! Из записок психотерапевта» — ЖЖ: http://impressionante.livejournal.com/20750.html#comments )

Президент России, выступая 2-го сентября 2013 г. в одной из школ Кургана по случаю начала нового учебного года, сказал буквально следующее: "Для того чтобы быть успешным, нужно заниматься любимым делом..." При всем уважении к В.В.Путину не могу с ним согласиться. Всё вроде в его словах правильно: и успех нужен человеку, и любимое дело, безусловно, должно быть. Однако, мотивация любимого дела неизмеримо шире и глубже мотивации успешности, того, что вкладывается в понятия «успех», «успешный человек». Человек занимается любимым делом не для того, чтобы непременно достигнуть успеха. Успех может быть, а может и не быть. Ведь любимое дело, творческий труд связаны, как правило, с серьезными рисками, т.е. не всегда ведут к личному успеху.

Вообще, если внимательно приглядется к словосочетанию "успешный человек", то можно увидеть, что оно по сути нелепо. Тут явное несоответствие масштабов. Где успех, а где человек?! Успех - нечто быстротекущее, ограниченное во времени и пространстве жизни человека. Ты можешь быть успешным в каком-то деле, в каком-то виде деятельности, в каком-то виде общественного признания, на каком-то пятачке-отрезке времени, но не можешь быть успешным вообще, всегда, во всех средах, на всех этапах жизненного пути, от рождения до смерти.

________________________________________ ______

ИЗ ПЕРЕПИСКИ:
Екатерина Сваровски @esvarovski follows you: "Быть здоровым - значит быть успешным".

Катя, извините, я сразу Вас покритикую. Ваш девиз "Быть здоровым - значит быть успешным" - весьма сомнителен. Как практический философ, я хорошо знаю, что такое философия успешности. Быть успешным - не должно быть целью настоящего человека, да и вообще нормального человека. Успех не всегда сопутствует человеку и добиваться непременно его - значит сильно обеднять свою жизнь. Человек - рисковое существо. Это его сущность. А риск не всегда ведет к благоприятному результату. Что же, человек не должен рисковать, чтобы не искушать себя в смысле неуспеха?! Философия успеха - близорукая и слишком приземленная. Это американские прагматисты пытаются ее внедрить в сознание людей. В итоге мы видим, какие американцы, ну ту-пы-е, как говорил Задорнов. Я шучу, конечно, но кое-что в этой шутке есть.

С уважением, Л.Балашов


В этом высказывании Эйнштейн поднимает проблему смысла жизни человека. Это проблема, безусловно, актуально в условиях современного общества, в котором люди считают, что успех – есть то, к чему должен стремиться каждый.

Я согласна с высказыванием Эйнштейна, так как считаю, что если человек не имеет жизненной цели, то его жизнь становится скучна и бессмысленна.

Мы знаем, что успех – это достижение цели в каком - то определенном задуманном деле, в то время как смысл жизни – это проблема, имеющая отношения к конечной цели существования людей.

То есть успех – есть малая цель жизни, которую может достичь каждый, а смысл жизни – проблема, которая преследует человека на протяжении всего его существования, и может быть достигнута далеко не каждым.

Каждый человек строит свою жизнь из определенных целей. Но легко ли найти смысл жизни? Рассмотрим некоторые примеры.

Предположим, молодой мужчина поставил перед собой цель «обрести семью, прожить долго и счастливо». Он получил работу своей мечты. Это, определенно, успех и он будет чрезвычайно этому рад, но получение работы – не есть конечный рубеж его жизни. Это лишь одно из того, что бы он хотел получить. Молодой человек продолжает жить и создавать условия для того, чтобы достичь совей главной цели – создать семью.

В конечном итоге, скорее всего, он придет к этому и будет счастлив до конца своих дней.

Также примером может послужить образ Евгения Онегина. На протяжении всего романа Евгений находится в поиске смысла жизни, он бежит от пустоты, которой было наполнено его существование. Онегин имел огромные амбиции, был не последним человеком светского общества. Достиг многого, но смысла жизни в рамках романа он так и не нашел, тем самым обрек себя на вечные мучения.

Таким образом, приведенный пример подтверждает высказывание Альберта Эйнштейна о том, что главное в жизни – не добиться успеха, а обрести смысл существования.

Обновлено: 2017-07-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл (Альберт Эйнштейн)

Мастер – класс «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл » (Альберт Энштейн)

    осмыслить философскую проблему бытия: для чего живет человек;

    побудить учащихся к размышлениям о смысле жизни, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезным и добрым;

    познакомить с жизнью Ю. Вревской

I. Вступительное слово учителя.

Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающей смысл жизни, приводил человека к открытиям. Открытия окрыляли, убеждали: не зря, не зря…

Складывался опыт, убедительный, жизнеутверждающий. Казалось бы – повтори, умножь. Но каждый человек каждый раз начинает всё заново. Человеческая жизнь должна быть осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живёт, и попытался ответить на него.

С чего бы вы начали такое осмысление? Попробуем начать с простого. Пусть каждый вспомнит наиболее значимые для него собственные поступки, любые…

Что мы называем поступком? (Поступок – совершенное кем-либо действие).

Запишите свои поступки. (на листочках учащиеся записывают)

Каждый из вас записал поступки. И что же мы видим? Хотим мы этого или не хотим, но все наши поступки бывают хорошими или плохими. Любые поступки (плохие он или хорошие) оставляют в других людях тот или иной след. Попробуем задуматься над этим. Посмотрите на свои записи и определите, какой знак вы бы дали этической окрашенности своих поступков?

Наша жизнь – сложная цепь поступков собственных, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетём мы сами… Но не всегда осознаём это. А ведь это наш след в жизни.

II. Сообщение темы и цели.

- У дагестанского поэта Расула Гамзатова есть такие строки: «Но мы живём, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово». Сегодня, наверняка, пришла пора и нам задуматься над этим.

III. Обсуждение рассказа.

Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на Земле?»

Старый Мастер построил каменный дом. Стал в стороне и любуется. «Завтра в нем поселятся люди », - думает с гордостью. А в это время возле дома играл Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, который еще не затвердел.

Зачем ты портишь мою работу? - сказал с укоризной Мастер.

Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и побежал себе. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым мужчиной. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не наклонялся - ни руками, ни душой. Пришла старость. Вспомнил старый Мужчина свою родную деревню на берегу Днепра. Захотелось ему побывать там. Приехал на родину, встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами. Никто не помнит такого.

Что же ты оставил после себя? – спрашивает старого Мужчину один дед.

Есть у тебя сын или дочь?

Нет у меня ни сына, ни дочери.

Может, ты дуб посадил?

Нет, не посадил я дуба...

Может, ты поле выпестовал?

Нет, не выпестовал я поля...

Это, наверное, ты песню сочинил?

Нет, и песни я не сочинил.

Так кто же ты? Что же ты делал всю свою жизнь? - удивился дед.

Ничего не мог ответить старый Мужчина. Вспомнилась ему тот момент, когда он оставил след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит тот, словно вчера построен, а на самой низкой ступеньке – окаменевшее отражение хлопчиковой ножки.

Вот и все, что останется после меня на земле, - с болью подумал Человек.

Но этого же мало, очень мало... Не так надо жить...

IV . Беседа.

– Что оставил на земле после себя старый Мужчина?

– Что он делал всю жизнь?

– Как вы понимаете слова «ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой»?

– Почему он с горечью произнес слова: «Не так надо было жить!»

– Что он понял?

V . Вывод . Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть. Он рождается для того, чтобы оставить по себе след. Человек оставляет память о себе прежде всего в поступках, в своих детях, в добрых делах, в труде.

Наш вывод подтверждает и сам Василий Сухомлинский в своих работах:

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный».

«Не должно быть людей незаметных, людей - безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»

Знаете ли вы людей, которые «сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»?

VI . Рассказ о Ю. Вревской.

В нашей жизни всё меняется: время, правители, даже природа не постоянна. Одно остается неизменным одно сострадание, милосердие. Желание помочь ближнему, попавшему в беду, во все времена вызывало только глубокое уважение. Литература позволяет нам не только узнать о подвигах, но и сопереживать героям, учиться мужеству и стойкости.

Гибель Юлии Петровны Вревской вызвала у великого поэта и писателя И.С.Тургенева чувство скорби и уважения. Произведение «Памяти Ю.П. Вревской» позволяет почувствовать переживания автора.

Внимательно послушайте стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской». Какие чувства, мысли посетят вас? (видеоролик)

    анализ стихотворения в прозе;

Каковы ваши впечатления от услышанного?

Что вы знаете о жизни Ю.П. Вревской?

«В 1877 году началась русско-турецкая война. В освободительном походе на Балканах, как известно, участвовали не только мужчины–воины. Накал благородных чувств был таков, что многие женщины направились на фронт. Милосердные сёстры – так их тогда называли. Среди них была и та, кого благословил Тургенев, Юлия Петровна Вревская – одна из блистательных петербургских красавиц, баронесса…»

Это русская женщине, которую по праву можно назвать Ангелом милосердия
Юлия Петровна Вревская – баронесса, народная героиня России и Болгарии.

Что вы узнали о ней из текста И.С. Тургенева?

(«Она была молода, красива…», «Жизнь ей улыбалась…», «…с лишком две недели умирала она от тифа….», «…она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.

Почему в произведении И. С. Тургенева нет подробного описания жизни Юлии Петровны?

Где в тексте проявляется «я» лирического героя?

(Учитель предлагает перечитать заключительную фразу, в которой явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!» ) Что мы узнаем о лирическом герое произведения? (Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо ». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.

Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее». Ирония «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…» .

Восхищение «и такая сила, такая жажды жертвы!»

Умиление – «Нежное кроткое сердце…»

Сожаление «Всякое другое счастье прошло мимо» .

Скорбь «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…» )

Милосердные сёстры. Сейчас мы называем их «сёстры милосердия». Главное слово «милосердие». Что это? Чем его измерить?

Как вы можете объяснить данное понятие? Запишите на листочки.

(Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

Какие понятия являются противоположностью милосердию?

(Противоположность милосердия: равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.)

Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему и участие в жизни другого. Этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью.

Вот как о милосердии говорит Гилберт Честертон: «Милосердие – это сила, которая может защитить то, что беззащитно ». А Хелен Келлер пишет: «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении ».

Как Вы их понимаете?

Именно так, «не думая о вознаграждении» и желая «защитить то, что беззащитно», поступали сёстры милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других. Именно так прожила свою жизнь Ю. Вревская.

Как вы думает, почему Ю.П. Вревская и другие сёстры милосердия сделали именно такой жизненный выбор?

Давайте попробуем составить синквейн о милосердии.

Итог урока.