В экономической социологии концепт «трудового общества» противостоит концепту «эксплуататорского» (т.е.присваивающего) капиталистического общества, получившего развитие в марксизме. В отличие от марксистского (радикального по определению западных социологов) направления в социологии, капитализм по их убеждению вырастает на так называемой «трудовой» основе, а не на «хищнической, грабительской» основе, которую описал Маркс как процесс «первоначального накопления капиатала».

Макс Вебер первым в ряду социологов подчеркнул важную роль религиозной (а именно «протестантской») этики и значение религиозного обоснования смысла труда для становления капитализма. Именно трудовая этика, сформированная протестантизмом, согласно М. Веберу, стала одной из основ капитализма.

Напряженная активность повседневной жизни, моральная дисциплина, трудолюбие и праведно накопленный (заработанный) капитал – именно эта шкала ценностей как нельзя лучше способствовала становлению новых экономических отношений. Эти ценности легли в основание принципиально нового цивилизационного типа общества, которое позднее западные социологи определили как «трудовое общество».

Для того, чтобы превратить капитал из средства господства и насилия над другими в средство созидания – средство труда и служения – необходимо совершенно иное мировоззрение. И, прежде всего необходимо, чтобы значение высшей ценности, освященной самим Богом, получил экономический труд , то есть всякая продуктивная деятельность, направленная на получение дохода, или законной прибыли. Именно такая, основанная на трудовой аскезе (самоотречении) и рациональном хозяйствовании, экономическая активность была возведена протестантской этикой в ранг религиозного призвания.

На протяжении нескольких веков, вплоть до XX в., парадигма трудового общества определяла пути развития западной цивилизации.

Осмысливая трансформацию современного капитализма, западные социологи еще в 70-х гг. XX века заговорили о «смерти трудового общества». Современная эпоха с ценностных позиций (в русле социокультурного подхода к развитию общества) все больше рассматривается как переход от трудового типа общества к обществу иного типа («потребительское», или «досуговое»). В качестве иллюстрации характерных черт этого «нового» общества, может быть приведено следующее высказывание: «Идеал мужчины, честного трудяги, зарабатывающего на достойную жизнь, уважаемого в семье и кругу друзей, остался в прошлом. Его заменил молодой сексуальный красавец, успешно торгующий своей славой». («Сильный пол пора защитить» // Комсомольская правда. 19 янв. – 2000. - № 9. – С

М. Вебер писал: «Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются “отсталыми” по западноевропейским масштабам». Указанная черта остается характерной для многих т.н. «переходных обществ», не прошедших трудовую реформацию и задержавшихся в своем социально-экономическом развитии. С другой стороны, кризис «трудового общества», переживаемый западной цивилизацией подвергает постоянной угрозе ее социогенетические основы и репродуцирует модернистские по форме, но архаичные по своему духу формы хищнической предприимчивости.


Влияние новой протестант­ской экономической культуры на развитие капиталисти­ческих отношении к Заиадной Европе вXVII-XVIII вв.

Суть влияния протестантской экономической культуры на экономическое поведение хозяйствующих субъектов заключалось в том, что ее нормы мотивировали, стимули­ровали, заставляли, наконец, производительно работать не один, а оба факто­ра : труд и капитал, рабочих и предпринимателей. Причем их функционирование теперь происходило и едином ритме, по одним законам.

«Прежде предприниматели нещадно эксплуатировали, спекулировали, стре­мились к наживе, попирая всякие нормы и ограничения. Со своей стороны, социальные низы, вынужденные заниматься непрестижным рутинным трудом, также обходили нормы и законы, но по своему: сознательно ограничивали производительность труда, саботировали, не подчинялись приказам, проявляли недовольство и пренебрежение работой. Векторы их экономической актив­ности были направлены в разные стороны, хотя по своему содержанию та и другая являлись иррациональными. И верхи, и низы стремились получить не­заработанное. Мера труда - этическая, экономическая, социальная - отсутст­вовала в качестве фундамента общественной организации труда.

Векторы экономической активности верхов и низов, труда и капитала вы­ровнялись в одном направлении только после переворота, совершенного про­тестантской этикой. Непрестижная деятельность рабочих, не располагающих богатством, стала столь же почетной, как и престижный труд профессионалов или деятельность капиталистов, инвестировавших подъем индустрии и про­цветание общества. Не стало двух разных типов трудовой этики и норм пове­дения. Восторжествовала единая, освященная высокими религиозными ценностями. Предпринимательство перестало быть авантюриз­мом, грабежом и спекуляцией, исполнительский труд перестал быть подне­вольной работой, от которой люди отлынивали при малейшей возможности. Ушла в прошлое социальная практика, при которой одни неправедно (неза­служенно) богатели, другие несправедливо (но добровольно) нищенствовали. Обе крайности - богатство и нищета - в равной мере осуждались. Умерен­ность, дисциплина и честность вышли в число центральных и приоритетных ценностей...

Бедные перестали завидовать богатым, легко добываемое богатство осуж­далось, а богатству, добываемому в поте лица и с риском для жизни, не поза­видует и последний бедняк. Все категории населения, как избранные Богом, нравственно уравнялись. А экономически? Неравенство сохранялось. Но бо­гатство как таковое не осуждалось, значит, оно сохранило привлекательность для тех, кто его пока не имел, но очень надеялся, был способен и хотел тру­диться. Богатство сохранилось в качестве стимула для вертикальной мобиль­ности, если она совершается легальным путем. А легальный путь - самый демократичный и общедоступный. Стало быть, формирование массового среднего класса уже не за горами.

Нравственный климат оздоровлялся (а его необходимо было оздоровить, поскольку Европу со времен заката античности захлестывали волны разврата, грабежей, спекуляций, непомерной жажды наживы и алчности) еще и благода­ря тому, что труд, получивший самую высокую из всех возможных форм ос­вящения, превратился в мерило ценности человека и его деятельности» (Кравченко А.И. «Социология Макса Вебера: труд и экономика». М., 1998).

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

1. Социальная сущность труда, его характер и содержание

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

- Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

- Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

- Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис. 1).

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций.

К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.

Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

При этом имеется ввиду само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

Достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке.

По отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (в частности, разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию.

Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.

В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

  • творческий и репродуктивный (стереотипный),
  • физический и умственный,
  • простой и сложный,
  • исполнительный и организаторский (управленческий),
  • самоорганизованный и регламентированный.

Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

Трудовые ресурсы - это население, обладающее физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для участия в трудовой деятельности.

Большая часть трудовых ресурсов - это население в трудоспособном возрасте. В соответствии с законодательством Российской Федерации трудоспособным возрастом считается:

  • - возраст от 16 до 54 лет для женщин;
  • - возраст от 16 до 59 лет для мужчин.

К трудовым ресурсам также относятся:

  • - работающие лица пенсионного возраста;
  • - работающие подростки в возрасте до 16 лет.

Исключаются из состава трудовых ресурсов следующие категории граждан трудоспособного возраста:

  • - неработающие инвалиды I и II групп;
  • - пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях.

Качественные характеристики трудовых ресурсов неразрывно связаны с такими понятиями как человеческий потенциал и трудовой потенциал.

Человеческий потенциал - это совокупность качеств конкретного индивида, сформировавшаяся под воздействием социальных сил и взаимодействия общества и личности.

Человеческий потенциал становится трудовым ресурсом только тогда, когда он включен в систему общественного производства.

Трудовой потенциал - это совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Трудовой потенциал характеризует качество трудовых ресурсов и их потенциальные возможности, а также количество трудовых ресурсов.

С точки зрения качества трудовых ресурсов можно выделить три составляющие трудового потенциала: физическую, интеллектуальную и социальную.

Физическая составляющая трудового потенциала - это физические и психологические качества трудовых ресурсов, зависящие от здоровья людей. Основными факторами физической составляющей являются уровень жизни, качество жизни, уровень здравоохранения, состояние окружающей среды, условия труда и так далее.

Интеллектуальная составляющая трудового потенциала - это накопление людьми знаний и опыта по различным аспектам трудовой и общественной деятельности. Факторами здесь выступают уровень и система образования, научные исследования, восприимчивость трудовых ресурсов к новым научным достижениям, врожденные способности отдельных индивидуумов и их развитие.

Социальная составляющая трудового потенциала - это восприимчивость трудовых ресурсов к факторам социальной сферы. К таким факторам можно отнести социальную среду, социальную справедливость и социальную защищенность.

К количественным характеристикам трудового потенциала можно отнести следующие показатели: численность населения, численность населения в трудоспособном возрасте, численность экономически активного населения, численность трудовых ресурсов (в том числе по годам). Основными факторами количественных показателей выступают: продолжительность трудоспособного возраста, уровень жизни населения, соотношение групп населения трудоспособного возраста, моложе трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста, миграция населения.

Представление о состоянии и динамике трудового потенциала дает такой интегральный показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который учитывает такие факторы как продолжительность жизни, образования, валовой внутренний продукт (ВВП).

Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ.

Понятие рабочая сила охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. В это понятие включаются также способности к труду безработных, ищущих работу которые будут использоваться в качестве наемной рабочей силы.

К потенциальной рабочей силе можно отнести способности к труду ближайшего трудового резерва - выпускников всех учебных заведений, военнослужащих подлежащих демобилизации и т.д.

Различают также всю совокупность способностей человека, и ту ее часть, которая используется в профессиональном труде, то есть оплачиваемом труде.

Вся совокупность способностей к труду - это общие способности к труду конкретного человека.

Способности, используемые в процессе труда - это первичные или профессиональные способности.

На рынке труда рабочая сила - это товар, ценой которого является заработная плата.

Именно первичные способности к труду являются товаром.

Процесс управления трудовыми ресурсами включает фазы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

На формирование трудовых ресурсов влияют следующие факторы:

  • - демографическое развитие общества, под воздействием которого формируется численность населения, его половозрастная структура, численность экономически активного населения;
  • - миграция, как внутренняя так и внешняя, оказывает влияние на структуру, количество и качество трудовых ресурсов;
  • - уровень развития профессионального образования и его доступность, что оказывает влияние на профессионально - квалификационную структуру трудовых ресурсов;
  • - наличие в экономике легальных доходов, не связанных с трудовой деятельностью;
  • - уровень оплаты труда.

Воздействие на данные факторы позволяет государству управлять формированием трудовых ресурсов.

Фаза распределения и перераспределения трудовых ресурсов состоит в первичном распределении ресурсов по видам работ, роду деятельности, предприятиям, организациям и регионам страны.

Использование трудовых ресурсов - это включение их в трудовую деятельность, в процессе которой непосредственно реализуется способность людей к труду.

Важнейшим показателем эффективного формирования и использования трудовых ресурсов является соответствие между человеческим потенциалом индивидуумов (физическими и интеллектуальными качествами) и их рабочими местами.

Для обеспечения эффективности управления трудовыми ресурсами могут применяться такие методы как:

  • - профессиональная ориентация;
  • - планирование профессионального пути;
  • - методы социально-трудовой адаптации;
  • - мониторинг в социально-трудовой сфере;
  • - целенаправленное воздействие государства на спрос и предложение на рынке труда.
  • - трудоустройство с помощью органов трудоустройства населения.

Результатом эффективного управления трудовыми ресурсами является конкурентоспособная рабочая сила. Под конкурентоспособностью индивидуума на рынке труда подразумевается:

  • - ориентация в выборе профессии на потребности экономического развития;
  • - профессиональная мобильность (способность овладевать системами требуемых знаний и навыков);
  • - физическая мобильность (способность сменить место жительства с целью трудоустройства);
  • - готовность к повышению квалификации или переквалификации.

Существует большое число количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов. Рассмотрим основные количественные характеристики. Их можно разделить на абсолютные и относительные. К абсолютным характеристикам трудовых ресурсов относятся:

  • 1. Трудовые ресурсы включают население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население трудоспособного возраста и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста.
  • 2. Количество населения в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет плюс женщины от 16 до 54 лет).
  • 3. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которое включает постоянное население в трудоспособном возрасте и иностранных граждан, занятых в экономике. Не включаются в этот показатель неработающие инвалиды I и II групп и неработающие лица, получающие пенсию на льготных условиях.
  • 4. Экономически активное население - население страны трудоспособного возраста, которое хочет и может работать. Экономически активное население состоит из занятых и безработных.
  • 5. Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. В численность занятых в экономике включаются также лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, участия в забастовках, других подобных причин. К занятым в экономике относятся лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая, работающих в личном подсобном сельском хозяйстве, для которых эта работа являлась основной (независимо от количества отработанного времени).
  • 6. Не занятое в экономике население - лица трудоспособного возраста - учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие, российские граждане работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать.
  • 7. Безработные - лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно ее ищущие.

К относительным показателям, характеризующим трудовые ресурсы можно отнести:

  • 1. Уровень экономической активности населения;
  • 2. Уровень занятости населения;
  • 3. Уровень безработицы;
  • 4. Число безработных, приходящееся на 1000 занятых:
  • 5. Уровень обращаемости населения в органы службы занятости4
  • 6. Средняя продолжительность трудоустройства граждан, дней:
  • 7. Нагрузка незанятого населения на одну вакансию;
  • 8. Средняя продолжительность безработицы.

К качественным характеристикам трудовых ресурсов можно отнести здоровье, интеллектуальные способности, профессиональный опыт и навыки, возраст, социализация индивидуумов, и так далее.

Основными показателями, характеризующими качество трудовых ресурсов относятся:

  • 1. Возрастная структура населения.
  • 2. Половая структура населения.
  • 3. Образовательная структура населения (уровень образования по видам образования).
  • 4. Семейная структура населения.
  • 5. Этническая структура населения.
  • 6. Профессионально квалификационная структура населения.
  • 7. Индекс средней ожидаемой продолжительности жизни.
  • 8. Индекс развития человеческого потенциала.

«Труд» (спорт. общество)

«Труд» , добровольное спортивное общество (ДСО) профсоюзов РСФСР, одно из крупнейших в СССР. Организует и проводит массовую оздоровительную и спортивную работу с трудящимися и учащимися, объединяемыми профсоюзами рабочих машиностроительной, электротехнической, металлургической, нефтяной, химической и газовой, угольной, текстильной и лёгкой, лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности, строительства и др.

Ведёт своё начало от физкультурных кружков, возникших в начале 20 в. на предприятиях Гужона, «Трёхгорной мануфактуре» в Москве, Яхромской прядильно-ткацкой фабрике, Орехово-Зуекской хлопчатобумажной фабрике и др. Как объединённое Всероссийское ДСО основано в 1957 на базе ведомственных спортивных обществ профсоюзов - «Авангард», «Красное Знамя», «Строитель», «Торпедо» и др.

В 1975 в «Т.» действовало 8719 коллективов физкультуры, в тои числе 107 спортивных клубов промышленных предприятий, строек и средних учебных заведений, объединявших 4,9 млн. чел.; физкультурно-спортивную работу вели свыше 500 тыс. общественных инструкторов и тренеров, около 320 тыс. спортивных судей.

В 1975 культивировалось 49 видов спорта. Имелось 726 стадионов, 2,3 тыс. спортивных залов, 136 крытых плавательных бассейнов, 2,8 тыс. футбольных полей, 3,7 тыс. оздоровительно-спортивных лагерей, домов охотника и рыболова, 2 тыс. лыжных баз; 472 детско-юношеские спортивные школы (121,9 тыс. учащихся, крупнейшая - в Москве на стадионе «Юных пионеров»); 77 специализированных школ (в них 19 отделении высшего спортивного мастерства) по олимпийским видам спорта (19,8 тыс. чел.).

В 1972-75 подготовлено 2,8 тыс. мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, около 5 млн. спортсменов массовых разрядов.

Лыжники «Т.» - неоднократные победители чемпионатов СССР и Кубка СССР. Футбольная команда «Торпедо» (Москва) - 5-кратный обладатель Кубка СССР. Женская команда «Луч» (Москва) - 3-кратный чемпион СССР по ручному мячу. В Высшей лиге по хоккею с шайбой выступают команды «Т.»; «Химик» (Воскресенск Московская область), «Торпедо» (г. Горький), «Трактор» (Челябинск).

Спортсменами общества завоёвано золотых медалей: на Олимпийских играх - 43, чемпионатах мира - 91, Европы - 161, СССР-790.

Среди спортсменов «Т.» чемпионы и призёры Олимпийских игр, мира, Европы, СССР - М. М. Ботвинник (шахматы), В. И. Алексеев, Р. В. Плюкфельдер, Д. А. Ригерт, А. Н. Воронин, Н. А. Колесников (тяжёлая атлетика), Г. А. Кулакова, Н. В. Балдычева, А. С. Олюнина, Л. А. Мухачёва, Е. П. Беляев (лыжные гонки), И. С. Ярыгин, В. С. Юмин (борьба), С. А. Четверухин, В. Н. Ковалев, И. В. Моисеева, А. О. Миненков (фигурное катание на коньках), И. В. Калинина (прыжки в воду), Ю. С. Тюкалов, Л. И. Пинаева (гребля), В. С. и Б. А. Стенины, Г. А. Степанская, Н. А. Статкевич (конькобежный спорт), Г. Сайхуджин (велоспорт), Л. И. Самотёсова, А. С. Спиридонов (лёгкая атлетика), В. В. Ушаков (водное поло), В. С. Коноваленко (хоккей), В. К. Иванов (футбол) и мн. др.

Свыше 100 спортсменов общества за спортивные достижения удостоены правительственных наград.

З. А. Федоренко.

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

За бой и за труд В наградной системе Советского Союза, кроме орденов, были предусмотрены также и

Из книги Большая книга афоризмов автора

Труд См. также «Работа» Труд облагораживает человека. Виссарион Белинский Труд - проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжелый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь. Билл

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мартышкин труд Выражение сложилось на основе басни «Обезьяна» (1811) И. А. Крылова (1769-1844). Мартышка старательно выполняет бессмысленную работу - перекатывает с одного места на другое большой чурбан: Рекой с бедняжки льется пот; И наконец она, пыхтя, насилу дышит: А всё ни от

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

Право на труд Из книги «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808) социалиста-утописта Шарля Фурье (1772-1837). Употребляется в прямом

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Сизифов труд Из древнегреческой мифологии. Как излагает этот миф в своей «Одиссее» легендарный поэт Древней Греции Гомер (IX в. до н. э.), царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осужден на бесконечный и

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Циклопический труд Из древнегреческой мифологии. Циклопы - одноглазые великаны.Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме «Теогония» рассказывал о них как о кузнецах, которые ковали для Зевса громовые стрелы, молнии. Гомер описывает циклопов в своей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Мартышкин труд

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги автора

Труд Труд - целесообразная деятельность. Понятие «целесообразность» весьма условно и в немалой мере зависит от мотивов, побуждающих нас к той или иной деятельности. Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг - завоевать

Из книги автора

Из книги автора

Труд См. также «Труд и капитал» (с.94)Труд – приправа к счастью.Ксенофонт (430–355 до н. э.),древнегреческий писатель и историкНет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.Александр Македонский (356–323 до н. э.) согласно ПлутархуТруд как бы

Введение

    Политика государства в области труда

    Труд как основа развития общества

Заключение

Список литературы

Введение

В современных экономических условиях изучение проблем экономики труда основано на фундаментально новых концептуальных представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда в условиях развития рыночных отношений в российской экономике.

Принципы рыночной экономики активно проявляются в процессе привлечения и использования рабочей силы, внедряются в системы социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, формирования и использования доходов работников, повышения уровня и качества жизни населения.

Экономика и социология труда помогают разобраться в весьма сложных вопросах, например, как следует организовывать труд в обществе и на конкретном предприятии (в организации), чтобы предприниматель получил наибольший эффект (прибыль)? Или как управлять трудовыми ресурсами, чтобы повысить эффективность использования трудового потенциала в обществе?

Знания в области труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.

Цель контрольной работы – рассмотреть политику государства в области труда и изучить роль труда в развитии общества.

1. Политика государства в области труда

Без труда невозможно себе представить человечества. Для того например, чтобы земля произвела жатву, руда превратилась в железо, железо в орудие или машину, а машина приготовила ткань - необходим труд. Если представить себе, хотя на время, что деятельность труда прекратилась на всей земле, то какое следствие имело бы бездействие? Ничтожество человечества. Поэтому, если жизнь есть удел человека, то труд составляет его право в отношении к другим и обязанность относительно самого себя.

Из этой истины вытекает непосредственно следующее заключение: если труд составляет для человека и право и обязанность, то он должен быть свободен, так как свобода и право суть понятия однородные, тожественные.

Свобода труда, по своему существу, есть право социальное, потому что труд, имея место в свободном обществе, влечет за собою для каждого из членов этого общества целый ряд взаимных прав и обязанностей, проистекающих из отношений к труду. Эти права и обязанности имеют характер социальный, т.е. человек за исполнение их отвечает не только перед своею совестью и Богом, но и перед другими людьми.

Государство есть власть, имеющая целью водворение господства правды в обществе, власть обеспечивающая каждому спокойное пользование его правами и принуждающая, каждого к исполнению своих обязанностей в отношении его сограждан. Поэтому, если труд служит для человека обильным источником прав и обязанностей в отношении других людей, то, очевидно, государство имеет право вмешательства, во-первых, чтобы дать санкцию этим правам и обязанностям и во-вторых, чтобы сделать их действительными, осуществимыми.

В принципе никто не оспаривает этого права государства. Но существует сильное разногласие относительно пространства этого права, тех границ, в которые должна быть заключена деятельность государства, чтобы свобода труда не была нарушена. Важностью этого вопроса оправдывается оживленность полемики, потому что ошибки двух противоположных сторон одинаково ведут к гибельным последствиям. Предоставить государству широкое право вмешательства, - значило бы отнять у труда его живительную силу, которая заключается в свободе труда. Если же дозволить нарушение законов справедливости в организации труда, ограничить право вмешательства государства преувеличенным уважением к свободе, допустить чтобы граждане были тревожимы в пользовании правом труда, - значит отрицать, в некотором смысле, право человека на существование.

Таким образом, обязанности государства прямо вытекают из цели его учреждения. С этой точки зрения свободу следует признавать высшим принципом, потому что каждый гражданин свободен развивать себя или не развивать, упражнять ту или другую способность, направлять свою деятельность в ту сторону, куда ему заблагорассудится. Государство не может приневоливать человека к достижению цели его назначения, по, напротив того, должно помогать ему всем, в чем будет ему для этого представляться надобность. Поэтому назначение государства состоит лишь в устранении препятствий, которые человек может встретить при развитии своих сил физических и духовных, и именно тех препятствий, которые он не в состоянии устранить собственными силами.

Эти препятствия принадлежат к двум различным категориям.

Во-первых, иногда может случиться, что другие люди препятствуют человеку пользоваться правом развития способностей своей двойственной природы. Очевидно, в этом случае, государство может и должно вмешаться для того, чтобы заставить одних членов общества уважать права других и руководствоваться в своих взаимных отношениях требованиями справедливости. Для выполнения этой задачи, государство должно определить права и обязанности граждан, совокупность коих составляет их юридическую личность; оно должно формулировать правила справедливости в человеческих отношениях, словом то, что римские юристы называли: "jus dicere". Но, коль скоро правила справедливости формулированы, взаимные права и обязанности определены, - государство должно позаботится об их охранении. Для этой цели оно учреждает целый класс лиц, коим поручается восстановлять, а иногда и наказывать за правонарушения, одним словом, охранять правила справедливости.

Во вторых ущерб, могущий произойти от нарушения права, может быть иногда так ничтожен, что государство как будто уполномочивает себя им не заниматься. Как математика, так и социальные науки имеют свои бесконечно малые величины; да и кроме того гораздо чаще встречаются действия неблаговидные, бесчестные, чем несправедливые. Если бы государство было обязано рассматривать все подобные действия, отступающие хотя на одну йоту от и до и справедливости, то его деятельность выступила бы за пределы. Жертвы, которые его вмешательство возложило бы на общество и опасности, могущие представиться от того индивидуальной свободе, были бы непропорциональны с вредом, часто ничтожным, который следует вознаградить.

Если эти препятствия столь сильны, что человек, предоставленный своим собственным силам, не в состоянии их преодолеть, а между тем условия его развития требуют устранения этих препятствий, то государство имеет право вмешательства для достижения этого результата. Государство в этом случае приходит на помощь частному лицу, с целью доставить ему возможность исполнить свое назначение. Эту вторую обязанность государства обыкновенно называют администрацией.

Экономические преобразования в России, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством.

Разработка стратегии развития трудового законодательства – это определение принципиальных подходов к решению ключевых проблем реформы трудовых отношений и трудового законодательства. Степень их обобщения и конкретизации проявляется по-разному на социальном, политическом и правовом уровнях.

На социальном уровне стратегическое значение имеют принципиальные положения, выражающие общую заинтересованность различных социальных групп в трудовом законодательстве и его дальнейшем развитии.

На политическом уровне к таким проблемам могут быть отнесены: политическая оценка причин реформы трудового законодательства, исторического наследия в трудовых отношениях и их современного состояния; определение целей, задач и приоритетов реформы трудовых отношений, содержания будущего трудового законодательства и механизма его исполнения; использование иностранных правовых систем, международного опыта и модельных правовых актов; определение степени радикализма в реформе трудового законодательства; создание механизма разработки и введения нового трудового законодательства, способного обеспечить социальное согласие в обществе.

Трудовое законодательство призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития.

При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростом особое значение и смысл имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда. Эти гарантии позволяют работникам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданном их трудом, а также дают им возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Главные направления вмешательства государства в трудовые отношения должны заключаться, во-первых, в установлении обязательных стандартов, во-вторых, в контроле и надзоре за соблюдением законодательства, в-третьих, в регламентации норм, механизмов и процедур, которым стороны трудовых отношений и их представители обязаны следовать, если не договорятся об ином.

К исключительной компетенции государства должны быть отнесены вопросы, касающиеся принципов регулирования трудовых отношений; основных прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений; основных гарантий и норм по условиям труда; ответственности за нарушение трудового законодательства; прав профсоюзов в сфере трудовых отношений, и другие.

2. Труд как основа развития общества

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

    Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

    Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Список литературы

    Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Виша школа, 2001.

    Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.

    Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. - М., Наука, 1987.

    Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007.

    Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М., Мик, 2005.

    Щербина В.В. Социология труда. - М.: Издательство Московского университета, 1993.