Читая сказки со своими малышами, всегда хочется продлить волшебное ощущение от прочитанной истории. И занятия с ребенком творчеством - самый простой вариант для осуществления этой цели и . Подкинем вам несколько несложных идей, как сделать из цветной бумаги аппликацию сказочной птицы, которая станет одной из коллекции .

Аппликация жар птицы из бумаги

Аппликация "Птица счастья"

Вспоминая о жар птице, нельзя забыть и о загадочной птице счастья. Как она выглядит? Никто не видел. Но именно это и послужит хорошим толчком для того, чтобы ребенок проявил свою фантазию и придумал свою птицу счастья. Мы вам поможем определиться с техникой.

Аппликация "Перо жар птицы"

Если вам не хочется продумывать элементы всей птицы, можно попробовать сделать лишь перышки. Занимаясь их оформлением, ребенок также развивает свои творческие способности, ведь делая перышко необходимо продумывать каждую деталь. А мы, как всегда приготовили для вас примеры подобных детских работ.

Кстати, вместо основы можно использовать и обычные белые гусиные перья, которые можно покрыть обыкновенной краской. А если хотите получить необычный эффект, то просто покройте все блестящим лаком для волос.

Кнарик Мурадян

Цель : учить детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.

Образовательные задачи : Закреплять технику вырезания кругов и овалов из квадратов и прямоугольников, таким образом, преобразовывая одни фигура в другие.

Развивающие задачи : Развивать внимание, зрительный контроль действия рук, дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.

Воспитатель :

Тихо-тихо рядом сядем,

Входит чудо в каждый дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

Вместе с чудом и весельем

К нам приходит волшебство

Осторожно-осторожно,

Не спугнуть бы нам его…

Рассказ воспитателя :

«Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех - всех людей своим теплом. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом радость, добро и красоту. Но не к каждому прилетала птица. Лишь тот дом навещала она, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она птица Счастья!» Ребята как вы думайте, что за птица? И интересно, какая же она, эта птица Счастья? Давайте закрываем глаза, пофантазируем и попробуем представить, как бы она могла выглядеть.

Воспитатель достает перо павлина.

– Открывайте глаза. Что у меня в руках? (ответ детей)

– Чьё это перо? (ответ детей)

– У какой птицы в наше время можно встретить такое перо? (ответ детей)

– В какой сказке встречается? (ответ детей)

– Почему в народе называют “Жар-птица” ? (ответ детей)

Жар-птица – красивейшая из птиц, благодаря своему яркому оперению. Образ птицы Счастья, её описание встречается во многих сказках. Там, где появлялась она, все расцветало и от этого становилось солнечно и красиво.

(Показываю детям портрет Жар-птицы .) Вот как выглядела птица раньше. Какой у нее был красивый и яркий хвост.

Воспитатель :- Ребята, а какую сказку мы читали, в которой говорится о Жар-птице ?

Дети :- «Царь-девица» «Конек-горбунок»

(Рассматривание Жар-птицы ) Хорошо. Посмотрите на эту Жар-птицу . Почему птицу в сказках называют Жар-птица ?

Дети : - Потому что она яркая, а хвост ее похож на пламя…

Воспитатель : - Да, птица эта красочная, у нее необычные крылья, хвост, хохолок.

Она похожа на обычную птицу?

Дети : -Да

Воспитатель : - Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела. Какие части тела есть у птиц?

Дети : - туловище, крылья, хвост, голова, шея, лапки, клюв.

Я предлагаю вас пофантазировать и создать образ Жар-птицы такой , какой вы себе представляйте. Но прежде чем мы приступим к работе, мы с вами поиграем.

Физкультминутка

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» .)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Теперь садимся за столы. Что вы видите перед собой?

(ответ детей - цветные бумаги красного и жёлтого цвета, клей, ножницы, лист бумаги, карандаши и так далее)

Самостоятельная работа детей за столами (под музыкальное сопровождение) .

В конце занятия устроить выставку картин о Жар-птице - птице Счастья .

Ребята, вы не забыли, для чего мы создали таких красивых Жар-птиц ? Что было для вас самым сложным? Как вы думаете, хвост у чьей птицы, наиболее интересен и красив? Молодцы, все проявили фантазию, постарались .

Публикации по теме:

Сказка «Жар-птица» В неком царстве-государстве. Яркий праздник. Ждут гостей. Принесли подарков разных Для царя на юбилей. Во дворце готовят пир, Чтоб свести.

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию и рисованию в старшей группе «Жар-птица, лес ты освети!» Программное содержание: Закреплять знакомство детей с народным творчеством. Учить детей в рисунке передавать характерные черты сказочной.

Конспект открытого занятия по художественному творчеству в старшей группе «Птица счастья» Цель: изготовление птицы как символ счастья, принятый в народной культуре России. Задачи: Расширить представления о русской народной культуре;.

Конспект оздоровительного занятия в старшей группе по сказке В. Сутеева «Что это за птица»? Конспект оздоровительного занятия по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?» Задачи: Сохранять и укреплять здоровье детей;.

Нашему садику день рождение,и вот в связи с этим знаменательным днем,я решила сделать жар птицу из оригами Делаем модули из бумаги разных.

Горохова Татьяна Мастер-класс "Жар-птица" Уважаемые коллеги, позвольте представить вам детский мастер-класс под названием "Жар-птица",который.

Тема урока : Жар-птица

Цель урока : знакомство с образом сказочной жар-птицы в искусстве.

Задачи урока :

Предметные: закрепить знания о цветовом круге, об основных и составных, холодных и теплых цветах; формировать представления о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.

Метапредметные: продолжать способствовать развитию фантазии и умению стилизовать формы животного мира в декоративные, развитию творческого воображение и фантазии в процессе выполнения коллективноготворческого задания.

Личностные: развивать интерес и любовь к русскому народному фольклору; воспитывать чувство красоты и бережного отношения к птицам; расширение кругозора.

Тип урока : урок-фантазия.

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: слайды, рисунки, картина В. Васнецова «Ковёр-самолёт», незаконченное изображение сказочной Жар-птицы.

Для учителя: шаблоны перьев, листы бумаги, краски, кисточки, клей, салфетки, презентация.

Для учащихся : краски, кисточки, салфетки.

Музыкальный ряд: голоса птиц.

Задание: расписать перья и наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы (коллективная творческая работа).

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о цветовом круге. Это нам очень пригодится на сегодняшнем уроке.

Как называются главные цвета цветового круга?

Какие в нём есть цвета, а каких нет?

На какие две группы делятся цвета?

Назовите эти цвета по группам.

Как можно получить составной цвет, если есть только три основных цвета?

Если картина или рисунок выполнены холодными цветами, какое настроение у зрителя они могут вызвать?

А если тёплыми?

3. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня я пришла к вам за помощью. Долго думала, к кому же мне обратиться за ней и решила, что только вы мне можете помочь.

Какая же тема сегодняшнего урока? На этот вопрос вы сможете ответить, отгадав загадку. Дослушайте ее до конца и будьте внимательны.

В замечательной стране.

На Земле, иль на Луне

Поселилась чудо-птица -

Настоящая царица.

Удивляют красотой

Перья, хвостик золотой.

Светом радужным искрится.

А зовут ее - (дети хором отвечают) Жар-птица.

Молодцы! Именно над образом этой удивительной птицы и будем работать сегодня на уроке.

Птичка эта не простая, она на своих крыльях нам тепло приносит.

Народные мастера любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы - гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.

В народных сказках и поверьях птицы - символ света, радости, счастья, удачи.

Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивали с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу - солнцу.

Сказочные птицы - очень красивые, умные и добрые.

4. Работа над новым материалом.

Любите ли вы сказки? Я тоже их люблю. А в каких сказках встречалась вам Жар-птица?
(«Конек - Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).

Говорят, что тот, кто найдет ее перо , у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.

Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Её перья блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминают драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.

Красоту и лучезарность эту запечатлели художники и мастера прикладного искусства.

Встречается она на изделиях хохломской и гжельской росписи,

на жостовских подносах и шкатулках,

в городецкой росписи и дымковской игрушке,

в резьбе по дереву и вышивке,

делают её из соломки, лозы, щепы,

металла и бумаги.

Этот образ настолько любим в народе, что его изображение можно увидеть даже в вязаных изделиях.

Ну и, конечно, в картинах художников. Виктор Васнецов в картине «Ковёр-самолёт», Иван Билибин и Виктор Корольков в иллюстрациях к сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок».

Какая она получается у всех художников? (красивая, волшебная, сказочная, яркая)

Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.

Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.

Вот и мнезахотелось нарисовать Жар-птицу.

Вдохновение тотчас же пришло комне, но, к сожалению, так же быстро оно меня и покинуло.

Я осталась у незаконченного шедевра. И птица у меня совсем не живая.

(учитель показывает птицу без пёрышек)

Вот тут как раз и нужна ваша помощь.

Давайте вместе оживим нашу волшебную птицу.

Красота и сказочность ее будет зависеть от вас.

И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.

Перед вами лежат шаблоны перышек.

Обратите внимание, что не у всех они одинаковые. У кого-то маленькие, у кого-то чуть больше, а у некоторых еще больше. Думаю, что каждый из вас справится с задачей.

Какова нашазадача? (раскрасить эти перышки, украсить их красивыми узорами)

После того как будут готовы перышки что мы сделаем? (будем ими украшать птицу)

А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить перья Жар-птицы?

(Тёплые: красный, желтый, оранжевый…)

Почему? (потому что она похожа на огонь, солнце)

Конечно же, за сходство с огнем, пламенем.

Какого цвета язычок пламени?(жёлтый, оранжевый, красный)

Давайте сравним настоящий огонь и Жар-птицу.

Чем они схожи? (больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста)

Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

5. Физкультминутка.

Птицы летят,

(ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).

Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)

Прогнулись над землей, Качают головой. (Поворот головы.)

прямо и гордо умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину- проверить осанку, пауза 3-4 с.)

И очень бесшумно (Руки вниз - потянуться вверх.)

На место садятся. (Сесть на место, держаться прямо)

А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.

Тонкой кисточкой очень аккуратно наносите узоры.

(выполнение задания)

Кто уже выполнил, подходите к птице и крепите перышки.

Ах, какая красота! Что за прелесть!

Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания.

Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук она ожила.

6. Рефлексия.

Ребята, чем вы помогли Жар-птице?

А что нового вы узнали с ее помощью?

Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?

За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю вас!

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали: Добрее сердцем и теплее душой.

Молодцы! Наш урок окончен.

Тайны Жар-Птицы


В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны.

В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками. У Славян Жар-Птица, ptak Ohnivak (чех. и словак.) - сказочная, огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.
По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке.
По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье - молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие.
У Жар-Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.
Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото.

И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Жар Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого») царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель».


Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конём-птицей.

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Перо жар птицы– предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами. Кто не читал или не слушал в детстве сказку про Ивана-дурака, который нашел перо жар птицы. Именно с этой находки и начались его приключения.

С жар птицей и его пером связано много различных сказок, которыми в итоге стали легендами. Более известным, пожалуй, является лишь цветок папоротника. Также можно отметить, что наша жар птица явно является родственником феникса – огненной птицы из европейских легенд и сказок.

Жар птица по описаниям из сказок и иллюстрациям к ним похожа на павлина, и перо жар птицы – так же напоминает перо из павлиньего хвоста. Размером жар птица также с павлина, в то время как феникс описывается размером с орла.

Говорят, что поймать жар птицу можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Так как не только найденное перо жар птицы, но и все ее оперение горит огнем, голыми руками такую птицу не схватишь, мгновенно обожжешься. Вот и пришлось Ивану заманивать ее в клетку и накидывать мешок, чтобы жар до рук не достал.

Также по легендам жар птица стережет цветок папоротника в ночь на Ивана Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.

Огненное перо жар птицы
По всем известной сказке Иван-дурак нашел перо жар птицы в лесу на пне, когда ночью проходил мимо. Это перо светится в темноте, горит, будто огнем светится. Сначала Иван даже решил, что это огонь горит во тьме ночной, но, подойдя поближе, они увидел перо неземной красоты.

По некоторым описаниям это перо золотое, как и все оперение жар птицы, некоторые говорят о красном, оранжевой, желтом и даже малиновом окрасе перьев жар птицы. Кто-то упоминает, что жар птица светится серебром и золотом, а крылья ее огненные, что еще раз доказывает связь жар птицы с фениксом. В книжках жар птицы и ее перья рисуют обычно красными и оранжевыми.

Свойства пера жар птицы
Перо жар птицы может осветить любое, самое темное помещение так, что ночью там будет светло, как не бывает самым ясным днем. Если вы помните сказку, именно так слуга царя заметил, что у Ивана дурака появилось перо жар птицы, мигов доложив об этом своему господину.

По легендам со временем перо жар птицы перестает светиться и гореть огнем, затвердевая и превращаясь в золото. Найдя несколько таких перьев, можно неплохо разбогатеть, знать бы еще, где искать.

Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

Перо жар птицы еще долгое время, пока не станет золотым, сохраняет свойства оперения жар птицы. И кроме того, что оно ярко светится, оно дает тепло. По всей видимости, не такое, чтобы им можно было обжечься, так как Иван-дурак брал его голыми руками, но достаточное, чтобы можно было согреться от него. Этакая неплохая грелка.

Как-то мне случайно попалась статья, в которой ссылаясь на славянскую легенду, говорилось о том, что когда боги увидели, что люди ходят по земле ни кого не любя и холодом сердец своих себя губят, отправили они на землю волшебный огонь любви в виде птицы - Жар-птицы.

И с тех пор летает она по земле и разносит огонь любви.
Счастье тому кому удастся поймать ее, но в сто раз большее счастье тому кого Жар-птица почтет за своего повелителя. Ведь Жар-птица больше похожа на расплавленный металл из которого она скорее всего и состоит. Поймать ее можно только в рукавицах, уж очень горяча - обжечься можно очень сильно. Тому-же кому покорится она по своей воле, будет она отдавать свое благотворное тепло всю жизнь. Но как только почувствует она равнодушие тут же улетит - не выносит она его, и убить ее просто... Посади в клетку и погибнет она. Остынет ее пламенное тело и будет в клетке вместо горячей любви холодный кусок золота...

Такая вот красивая легенда. Жаль, что мне так и не удалось найти оригинал.


Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. Феникс – это душа Осириса, это надежда на преодоление пути мертвых. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира».

Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца.

Иранцы знали другое имя этой птицы – Симург. Птица обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки.

В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.

В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной".

Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.

Алхимики средневековой Европы считали Феникса символом возрождения, завершения «Великой Работы». Для них он также означал очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет.

Описание Птицы весьма сходно для разных народов. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах...» - так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. - Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» - говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.

«О Атум-Хепри, ты воссиял [в образе] Бену на предвечном Холме Бен-Бен…» - так звучат слова древнеегипетского Гимна о сотворении мира. Никем не сотворенная, бывшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе, наконец, гнездо на холме Бен-Бен. А может, это был вовсе не Бену, а прекрасный белый гусь Великий Гоготун, снесший на все том же холме яйцо, из которого родился солнечный бог? Впрочем, многие народы рассказывают истории, что в процессе создания мира принимала участие птица. Вряд ли люди точно знали, кто сотворил мир, но образ ослепительной птицы остался в мифах и легендах, и сияли, отражая солнце, обелиски на памятном холме близ Гелиополя.

Если попытаться по сохранившимся преданиям восстановить историю сказочной Жар-птицы, или как она чаще известна - Феникса, то можно рассказать такую легенду.

Прекрасная Птица с ослепительным оперением существовала с самого начала мира, погибая и возрождаясь в очищающем пламени на рубеже эпох. Сама она приносила себя в жертву, и каждый раз, вновь восставая из пепла, обращала свой взгляд за земные пределы, сквозь звезды, к миру чистого света, туда, где рождены были некогда бессмертные боги, и куда она отправлялась в те три дня, пока тело ее превращалось в прах, а душа становилась свободной. Птица знала что было, что есть и что будет, и все же она хранила мир, в котором свила себе гнездо. Люди же, слышавшие о Птице, верили, что подобно ей и они обладают бессмертной душой, лишь меняющей оболочки.

Жила волшебная Птица далеко-далеко, на самом краю земли. Где точно, никто не знал. Одни говорили, что гнездо ее спрятано от людских глаз на вершине горы, другие – что свила его она средь бескрайней пустыни, в тридесятом «ином» государстве, совершенном и далеком от мирской суеты. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем.

Чтобы добраться до Птицы, надо было преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления, Пустыню Уничтожения и Смерти. И этот долгий путь можно было пытаться пройти по дорогам, стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи, а можно было – в своем сердце, преодолевая и изменяя себя.

Редко смертные могли лицезреть прекрасную Птицу во всей ее красе. Чтобы случилось это, на земле должны были воцариться мир и согласие. Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение».

Она была совершенным творением Единого, и каждый, кто хотя бы издали видел ее, становился обладателем чудесного дара. Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем. И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света.

Сказание о Жар-Птице

Хотите - верьте, хотите - проверьте.
Хотите - слушайте, хотите - услышьте.
Но дело было, былью поросло,
и то, чего не было – небылицами.

Только в одном тридевятом царстве,
небесном государстве
жили-были, красны девицы –
все такие они рукодельницы,
своей статью светлой пригожие,
красотою души погожие.
Только с людями, кто из них знался,
птицей райской представлялся,
птицей огненной обжигающей,
светом мир души озаряющей.
Звали их потому всех Жар-птицами,
изгоняющими все нечистое,
оттого-то всем людям не просто так
песни райских птиц теперь услыхать.
Но ждет каждого птица огненна,
что рукой не взять, не дотронуться,
там, где леший даже не хаживал,
Древо есть одно Жизни верное,
сидит птица там распрекрасная,
жаром пышит и дивным голосом
дарит путнику покой сладостный
и сжигает все, что неладно в нем.
Самому дойти к Древу вряд ли смочь,
не пускают люд силы темные,
стерегут от глаз стражи строгие
по указу свыше небесному.
С давних пор туда провожатые
находились, что знамо-ведали
обойти как чащи темные
и кручины гор непролазные.
Но достойных лишь и удачливых
привести моглось к Древу вечному,
чтоб при встрече с той птицей-девицей
перестал огонь обжигать ее.

Вот и весь сказ дивний тот.
Кто послушен был, пировать – за то.
по добру, по здорову, да во Славу
поживать, да при том не кручиниться!!!

Легенда Крыма о Жар-птице
Давным-давно мир, радость и благоденствие царили в нашем крае. Приезжали гости заморские с диковинными дарами, привечали их местные жители, водили смотреть на диво дивное – Жар-Птицу.

Была птица та красоты необыкновенной: каждое перышко на ней горело и переливалось, и светилась она в ночи, как ясно солнышко. Прилетала Жар-птица каждую ночь, чтобы полакомиться молодильными яблочками, которые росли в то время на нашей плодородной земле. Наевшись, начинала петь небесным голосом песни ангельские. Гости слушали целительное пение и восхищались таким богатым краем и его добрыми жителями.

Шел год за годом, и как-то с одним кораблем приплыла из-за моря Жадность. Заходила она в избы к людям, шептала на ушко злые умыслы.

Стали соседи ссорится друг с другом, выискивали себе гостей побогаче, чтобы доставались им лучшие и самые богатые дары. Мысли чёрные опутали головы, зависть лютая поселилась в добрых сердцах. Стали люди жадными, злыми да негостеприимными, стали злословить и часто ногами топать от гнева.

И затвердела земля, пошла каменьями, иссушилась без людской любви.

Засохли от этого яблоньки с наливными яблочками, некому стало ухаживать за ними. Да и не растут никогда волшебные яблони на земле, где брат брату руки не подаст и где раздор царит между людьми.

Перестала прилетать дивная Жар-Птица за любимым лакомством. Упало последнее наливное яблочко с ветки, зернышки попали в земные трещинки, да и не проросли вновь.

Так и лежат они там до сих пор, ждут, когда почва снова станет мягкой и заботливой. А земля лучше будет, только если на ней люди добрые и хорошие станут жить.

Как снова начнут люди в любви друг с другом сосуществовать, перестанут завидовать и козни злые чинить, так и земля и природа ответят им тем же. И прорастут тогда зернышки молодильной яблони, и снова станет прилетать к нам Жар-Птица. И вновь заморские гости пожалуют с дарами посмотреть на диво дивное, послушать песни ангельские, будут хвалить наш чудный процветающий край.

Цели:

  1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистки, о холодных и теплых цветах.
  2. Формировать навыки декоративного рисования карандашом, фломастерами. Развивать зрительную память, творческое мышление
  3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся – карандаши цветные, фломастеры, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками (холодные и теплые цвета).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”.

Литературный ряд: загадки.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Задачи:

1. Создать комфортную обстановку для работы на уроке.

2. Психологически подготовить учащихся к общению.

Проверка готовности к уроку.

Только учитель начал сообщать тему урока как послышался стук, непонятный шум, появляется кукла-птица Каркуша (перчаточная кукла).

Ох, как я вовремя! Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы птиц умеете рисовать, вот и принесла я вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: нарисовать птиц необычных, сказочных. Хотим выставку рисунков у себя в лесу открыть на “Праздник птиц”, да с фантазией у нас что-то плохо, ничего нового придумать сами не можем, решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста!

Ну что, ребята, поможем?

Тема урока у нас сегодня будет: “Сказочная птица”.

Кукла “Каркуша”:

А я вам еще и загадки про птиц принесла, вот послушайте и отгадайте

Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках - яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птице
Могут в море пригодиться
Птица крыльями гребет,
На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицы
Клюв, как две спицы,
Ноги длинные, как у циркуля
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись... (Дятел)

Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

Не только отгадки знаем, но и рисовать этих птиц умеем. Правда, ребята? (Да!) А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

Итак, тема нашего урока “Сказочная птица”. Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы (дети называют: Царевна Лебедь - “Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, птица Феникс в восточных сказках и т.д.)

А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.

Демонстрация слайдов: “Образ птицы искусстве”

В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской ит.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.). А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс.

Можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

2. Этап проверки понимания учащимися материала.

При работе над заданием нам надо будет вспомнить о теплых и холодных цветах, о контрасте. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра в паре “Подбери цвет”

Задача:

1. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах.

2. Уметь подбирать разные сочетания цветов и оттенков.

На столе у ребят квадратики теплых и холодных цветов, а так же оттенки.

Задание: подобрать из двух цветов.

1 - контрастное цветовое сочетание (холодное-теплое)

2 - нежное цветовое сочетание (холодные и теплые пастельные сочетания)

3 - злое цветовое сочетание, печальное (холодные цвета)

Наиболее удачные варианты ребята показывают всему классу.

Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Геплые, яркие)

Дя злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки (можно показать это на доске, чтобы ребята смелее фантазировали, а не повторяли увиденные образы).

В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)

Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге.

3. Работа над заданием.

По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд.

Уборка рабочих мест.

4. Подведение итогов урока.

На стенде представлены работы ребят

Каркуша хвалит всех ребят, восхищается их работами, отмечает самые необычные работы, оригинальные, отличающиеся именно своей сказочностью. Каркуша благодарит ребят за то, что они откликнулись на ее просьбу - выполнить рисунки сказочной птицы для лесной выставки, и пригласила всех ребят к ним на праздник.

5. Рефлексия.

А сейчас мы с вами вернемся к нашим цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета.

6. Домашнее задание.

Каркуша просит ребят дома, вместе с родителями придумать небольшой кроссворд о птицахдля лесной газеты.

Вот и подошел к концу наш урок. Каркуша очень довольна вашими рисунками, а я очень довольна вами. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Урок закончен.