По ленд-лизу. В послевоенные годы разработчикам торпед в СССР удалось значительно повысить их боевые качества, в результате чего ТТХ торпед советского производства были значительно улучшены.

Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами , которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 года

Занятый постройкой подводной лодки, Александровский смог приступить к изготовлению своей торпеды только в 1873 году, когда торпеды Уайтхеда уже стала поступать на вооружение. Первые образцы торпед Александровского были испытаны в 1874 году на Восточном Кронштадтском рейде . Торпеды имели сигарообразный корпус, изготовленный из 3,2-мм листовой стали. 24-дюймовая модель имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, 22-дюймовая - 560 мм и 7,34 м соответственно. Вес обоих вариантов составлял около 1000 кг. Воздух для пневматического двигателя закачивался в резервуар объемом 0,2 м3 под давлением до 60 атмосфер. через редуктор воздух поступал в одноцилиндровый двигатель, напрямую связанный с хвостовым винтом . Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта , направление хода - вертикальными рулями .

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов , на конечных - 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море . Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

13 января 1878 года в 23:00 минный транспорт «Великий князь Константин» подошел к рейду Батума и от него отошли два из четырех минных катеров: «Чесма» и «Синоп». Каждый катер был вооружен пусковой трубой и плотиком для для пуска и транспортировки торпед Уайтхеда. Примерно в 02:00 ночи 14 января катера приблизились на расстояние 50-70 метров к турецкой канонерской лодке Intibah, охранявшей вход в бухту. Две пущенные торпеды попали практически в середину корпуса, корабль лег на борт и быстро затонул. «Чесма» и «Синоп» вернулись к русскому минному транспорту без потерь. Эта атака стала первым успешным применением торпед в мировом военном деле .

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

Российские миноносцы и миноноски с неподвижными торпедными аппаратами оборудовались прицелами Азарова, а более тяжелые корабли, оснащенные поворотными ТА - прицелами, разработанными заведующим минной частью Балтийском флоте А. Г. Нидермиллером. В 1912 году появились серийные торпедные аппараты «Эриксон и К°» с приборами управления торпедной стрельбой конструкции Михайлова. Благодаря этим приборам, которые использовались совместно с прицелами Герцика, прицельную стрельбу можно было вести с каждого аппарата. Таким образом впервые в мире русские миноносцы могли вести групповую прицельную стрельбу по одной цели, что делало их безоговорочными лидерами еще до Первой мировой войны .

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа - округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа - две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Торпеды ВМФ СССР

Парогазовые торпеды

Морские силы РККА РСФСР были вооружены торпедами, оставшимися от российского флота. Основную массу этих торпед составляли модели 45-12 и 45-15. Опыт Первой мировой войны показал, что дальнейшее развитие торпед требует увеличение их боевого заряда до 250 и более килограмм, поэтому наиболее перспективными считались торпеды калибра 533 мм. Разработка модели 53-17 была прекращена после закрытия завода Лесснера в 1918 году. Проектирование и испытание новых торпед в СССР было поручено «Особому техническому бюро по военным изобретениям специального назначения» - Остехбюро, организованному в 1921 году, во главе которого стоял изобретатель изобретатель Владимир Иванович Бекаури. В 1926 году в качестве промышленной базы Остехбюро был передан бывший завод Лесснера, получивший название завод «Двигатель».

На базе имевшихся разработок моделей 53-17 и 45-12 было начато проектирование торпеды 53-27 , вышедшей на испытания в 1927 году. Торпеда была универсальной по базированию, но имела большое колличество недостатков, в том числе - малую дальность автономного хода, из за чего на вооружение крупных надводных кораблей поступала в ограниченных количествах.

Торпеды 53-38 и 45-36

Несмотря на сложности при производстве, выпуск торпед к 1938 году было развернут на 4 заводах: «Двигатель» и имени Ворошилова в Ленинграде, «Красный Прогресс» в Запорожской области и заводе № 182 в Махачкале. Испытания торпед проводились на трех станциях в Ленинграде, Крыму и Двигательстрое (в настоящее время - Каспийск). Торпеда выпускалась в модификациях 53-27л для подводных лодок и 53-27к для торпедных катеров.

В 1932 году СССР закупил в Италии несколько типов торпед, в том числе - 21-дюймовую модель производства завода в Фиуме, которая получила обозначение 53F. На базе торпеды 53-27 с использованием отдельных узлов от 53F была создана модель 53-36, но ее конструкция оказалась неудачной и за 2 года производства было построено всего 100 экземпляров этой торпеды. Более удачной стала модель 53-38 , которая по сути была адаптированной копией 53F. 53-38 и ее последующие модификации, 53-38У и 53-39 , стали самыми быстрыми торпедами Второй мировой войны, наряду с японской Type 95 Model 1 и итальянской W270/533,4 x 7,2 Veloce. Производство 533-мм торпед было развернуто на заводах «Двигатель» и № 182 («Дагдизель»).
На базе итальянской торпеды W200/450 x 5,75 (обозначение в СССР 45F) в Мино-торпедном институте (НИМТИ) была создана торпеда 45-36Н, предназначенная для эсминцев типа Новик и как подкалиберная для 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок. Выпуск модели 45-36Н был налажен на заводе «Красный прогресс».
В 1937 году Остехбюро было ликвидировано, взамен его в Наркомате Оборонной промышленности создано 17-е главное управление, в которое вошли ЦКБ-36 и ЦКБ-39, а в Наркомате ВМФ - Минно-Торпедное Управление (МТУ).
В ЦКБ-39 были проведены работы по увеличению заряда ВВ 450-мм и 533-мм торпед, в результате чего на вооружение стали поступать удлиненные модели 45-36НУ и 53-38У. Помимо увеличения поражающей способности, торпеды 45-36НУ оснащались неконтактным магнитным взрывателем пассивного действия, создание которого началось в 1927 году в Остехбюро. Особенностью модели 53-38У было использование рулевого механизма с гироскопом, позволявшим плавно изменять курс послен запуска, что позволяло вести стрельбу «веером».

Силовая установка торпеды СССР

В 1939 году на базе модели 53-38 в ЦКБ-39 было начато проектирование торпеды CAT (самонаправляющаяся акустическая торпеда). несмотря на все усилия, акустическая система наведения на шумной парогазовой торпеде не работала. Работы были прекращены, но возобновились после доставки в институт трофейных образцов самонаводящихся торпед Т-V. Немецкие торпеды были подняты с затопленной под Выборгом лодки U-250. Несмотря на механизм самоуничтожения, которым немцы оснащали свои торпеды, их удалось извлечь с лодки и доставить в ЦКБ-39. В институте составили подробное описание немецких торпед, которое было передано советским конструкторам, а также британскому Адмиралтейству.

Поступившая на вооружение уже в ходе войны торпеда 53-39 была модификацией модели 53-38У, но выпускалась в крайне ограниченном количестве. Проблемы с производством были связаны с эвакуацией заводов «Красный Прогресс» в Махачкалу, а затем. вместе с «Дагдизелем» в Алма-Ату. Позже была разработана маневрирующая торпеда 53-39 ПМ, предназначенная для уничтожения кораблей, идущих противоторпедным зигзагом.
Последними образцами парогазовых торпед в СССР стали послевоенные модели 53-51 и 53-56В, оснащенные приборами маневрирования и активным неконтактным магнитным взрывателем.
В 1939 году были построены первые образцы торпедных двигателей на базе спаренных шестиступенчатых турбин противоположного вращения. До начала Великой Отечественной эти двигатели проходили испытания под Ленинградом на Копанском озере.

Экспериментальные, паротурбинные и электрические торпеды

В 1936 году была предпринята попытка создать торпеду с турбинным двигателем, которая по расчетам должна была развить скорость в 90 узлов, что вдвое превышало скорость самых быстрых торпед того времени. В качестве топлива планировалсь использовать азотную кислоту (окислитель) и скипидар. Разработка получила условное наименование АСТ - азотно-скипидарная торпеда. На испытаниях АСТ, оснащенная стандартным поршневым двигателем торпеды 53-38, развила скорость 45 узлов при дальности хода до 12 км. Но создание турбины, которая могла быть размещена в корпусе торпеды, оказалось невозможным, а азотная кислота была слишком агрессивной для использования в серийных торпедах.
Для создания бесследной торпеды велись работы по исследованию возможности применения термита в обычных парогазовых двигателях, но до 1941 достичь обнадеживающих результатов не удалось.
Для повышения мощности двигателей в НИМТИ велись разработки по оснащению обычных торпедных двигателей системой обогащения кислородом. Довести эти работы до создания реальных опытных образцов не удалось из за крайней нестабильности и взрывоопасности кислородо-воздушной смеси.
Значительно более эффективными оказались работы по созданию торпед на электрической тяге. Первый образец электромотора для торпед был создан в Остехбюро в 1929 году. Но промышленность не могла в то время предоставить для торпед аккумуляторных батарей достаточной мощности, поэтому создание действующих образцов электроторпед началось только в 1932 году. Но даже эти образцы не устраивали моряков из за повышенной шумности редуктора и низкого КПД электромотора производства завода «Электросила».

В 1936 году благодаря усилиям Центральной аккумуляторной лаборатории в распоряжение НИМТИ была предоставлена мощная и компакнтная свинцово-кислотная батарея В-1. Завод «Электросила» был готов к производству биротативного двигателя ДП-4. Испытания первой советской электроторпеды проводились в 1938 году в Двигательстрое. По результатам этих испытаний были созданы модернизированная батарея В-6-П и электродвигатель повышенной мощности ПМ5-2. В ЦКБ-39 на базе этой силовой и корпуса паровоздушной торпеды 53-38 была разработана торпеда ЭТ-80 . Электроторпеды были встречены моряками без большого энтузиазма, поэтому испытания ЭТ-80 затянулись и на вооружение она стала поступать только в 1942 году, да и благодаря появлению информации о трофейных немецких торпедах G7e. первоначально производство ЭТ-80 было развернуто на базе эвакуированного в Уральск завода «Двигатель» и им. К. Е. Ворошилова.

Реактивная торпеда РАТ-52

В послевоенные годы на базе трофейных G7e и отечественных ЭТ-80 было налажено производство торпед ЭТ-46. Модификации ЭТ-80 и ЭТ-46 с акустической системой самонаведения получили обозначение САЭТ (самонаводящаяся акустическая электроторпеда) и САЭТ-2 соответственно. На вооружение советская самонаводящаяся акустическая электроторпеда поступила в 1950 году под индексом САЭТ-50 , а в 1955 году ей на смену пришла модель САЭТ-50М.

Еще в 1894 году Н. И. Тихомиров проводил эксперименты с самодвижущимися реактивными торпедами. Созданная в 1921 году ГДЛ (газодинамическая лаборатория) продолжила работы над созданием реактивных аппаратов, но позже стала заниматься только ракетной техникой. После появления реактивных снарядов М-8 и М-13 (РС-82 и РС-132) НИИ-3 получил задание на разработку реактивной торпеды, но реально работы начались только в конце войны, в ЦНИИ «Гидроприбор». Была создана модель РТ-45, а затем ее модифицированная версия РТ-45-2 для вооружения торпедных катеров. РТ-45-2 планировалось оснащать контактным взрывателем, а ее скорость в 75 узлов практически не оставляла шансов уклониться от ее атаки. После окончания войны работы над ракетными торпедами были продолжены в рамках проектов «Щука», «Тема-У», «Луч» и других.

Авиационные торпеды

В 1916 году товарищество Щетинина и Григоровича начало постройку первого в мире специального гидросамолета-торпедоносца ГАСН. После нескольких испытательных полетов морское ведомство было готов разместить заказ на построку 10 самолетов ГАСН, но начавшаяся революция разрушила эти планы.
В 1921 году году в Кронштадте проводились испытания циркулирующих авиационных торпед на базе модели Whitehead обр. 1910 г. тип «Л». С образованием Остехбюро работы над созданием таких торпед были продолжены, они были рассчитаны на сброс с самолета на высоте 2000-3000 м. Торпеды комплектовались парашютами, которые сбрасывались после приводнения и торпеда начинала движение по кругу. Помимо торпед для высотного сброса, велись испытания торпед ВВС-12 (на базе 45-12) и ВВС-1 (на базе 45-15), которые сбрасывались с высоты 10-20 метров с самолета ЮГ-1. В 1932 году в производство была передана первая авиационная советская торпеда TAB-15 (торпеда авиационная высотного торпедометания), предназначенная для сброса с самолетов МДР-4 (МТБ-1), АНТ-44 (МТБ-2), Р-5Т и поплавковом варианте ТБ-1 (МР-6). Торпеда TAB-15 (бывшая ВВС-15) стала первой в мире торпедой, предназначенной для высотного бомбометания и могла выполнять циркуляцию по кругу либо разворачивающейся спирали.

Торпедоносец Р-5Т

В серийное производство ВВС-12 пошла под обозначением ТАН-12 (торпеда авиационная низкого торпедометания), которая предназначалась для сброса с высоты 10-20 м при скорости не более 160 км/ч. В отличии от высотной, торпеда ТАН-12 не оснащалась прибором для выполнения маневрирования после сброса. Отличительной особенностью торпед ТАН-12 стала система подвеса под заранее установленным углом, что обеспечивало оптимальное вхождение торпеды в воду без применение громоздкого воздушного стабилизатора.

Помимо 450-мм торпед, велись работы над созданием авиаторпед калибра 533 мм, которые получили обозначение ТАН-27 и ТАВ-27 для высотного и обычного сброса соответственно. Торпеда СУ имела калибр 610 мм и оснащалась светосигнальным устройством контроля траектории, а самой мощной авиаторпедой стала торпеда СУ калибра 685 мм с зарядом 500 кг, которая предназначалась для уничтожения линкоров.
В 1930-х годах авиаторпеды продолжали совершенствоваться. Модели ТАН-12А и ТАН-15А отличались облегченной парашютной системой и поступали на вооружение под обозначениями 45-15АВО и 45-12АН.

Ил-4Т с торпедой 45-36АВА.

На базе торпед корабельного базирования 45-36 в НИМТИ ВМФ были спроектированы авиационные торпеды 45-36АВА (авиационная высотная Алферова) и 45-36АН (авиационная низкого торпедометания). Обе торпеды стали поступать на вооружение в 1938-1939 годах. если с высотной торпедой проблем не возникло, то внедрение 45-36АН встретило ряд проблем, связанных со сбросом. Базовый самолет-торпедоносец ДБ-3Т оснащался громоздким и несовершенным подвесным устройством Т-18. К 1941 году лишь несколько экипажей освоило сброс торпед с помощью Т-18. В 1941 году боевой летчик, майор Сагайдук разработал воздушный стабилизатор, который состоял из четырех досок, усиленных металлическими полосками. В 1942 году был принят на вооружение разработанный НИМТИ ВМФ воздушный стабилизатор АН-42, который представлял из себя трубу длиной 1,6 м, которая сбрасывалась после приводнения торпеды. Благодаря применению стабилизаторов, удалось увеличить высоту сброса до 55 м, а скорость - до 300 км/ч. В годы войны модель 45-36АН стала основной авиационной торпедой СССР, которой оснащались торпедоносцы Т-1 (АНТ-41), АНТ-44, ДБ-3Т, Ил-2Т, Ил-4Т, Р-5Т и Ту-2Т.

Подвеска реактивной торпеды РАТ-52 на Ил-28Т

В 1945 году был разработан легкий и эффективный кольцевой стабилизатор СН-45, который позволял производить сброс торпед под любыми углами с высоты до 100 м при скорости до 400 км/ч. Доработанные торпеды со стабилизатором СН-45 получили обозначение 45-36АМ. а в 1948 году им на смену пришла модель 45-36АНУ, оснащенная прибором Орби. Благодаря этому устройству торпеда могла маневрировать и выходить на цель под заранее заданным углом, который определялся авиационным прицелом и вводился в торпеду.

В 1949 году велись разработки экспериментальных реактивных торпед Щука-А и Щука-Б, оснащенных ЖРД . Торпеды могли сбрасываться с высоты до 5000 м, после чего включался ЖРД и торпеда могла выполнять полет на расстояние до 40 км, а затем погружаться в воду. Фактически эти торпеды являлись симбиозом ракеты и торпеды. Щука-А оснащалась системой наведения по радиоканалу, Щука-Б - радиолокационным самонаведением. В 1952 году на базе этих экспериментальных разработок была создана и принята на вооружение реактивная авиационная торпеда РАТ-52.
Последними парогазоваыми авиационными торпедами СССР стали 45-54ВТ (высотная парашютная) и 45-56НТ для низковысотного сброса.

Основные технические характеристики торпед СССР

Парогазовые торпеды, впервые изготовленные во второй половине XIX столетия, стали активно использоваться с появлением подводных лодок. Особенно преуспели в этом германские подводники, потопившие только за 1915 год 317 торговых и военных судов с общим тоннажем 772 тыс. тонн. В межвоенные годы появились усовершенствованные варианты, которые могли применяться самолетами. В годы Второй мировой войны торпедоносцы сыграли огромную роль в противоборстве флотов воюющих сторон.

Современные торпеды оснащены системами самонаведения и могут оснащаться боеголовками с различным зарядом, вплоть до атомного. На них продолжают использоваться парогазовые двигатели, созданные с учетом последних достижений техники.

История создания

Идея атаки вражеских кораблей самодвижущимися снарядами возникла в XV веке. Первым задокументированным фактом стали идеи итальянского инженера да Фонтана. Однако технический уровень того времени не позволял создать рабочих образцов. В XIX веке идею доработал Роберт Фултон, который и ввел в использование термин «торпеда».

В 1865 году проект оружия (или как тогда называли «самодвижущегося торпедо») предложил российский изобретатель И.Ф. Александровский. Торпеда оборудовалась двигателем, работающим на сжатом воздухе.

Для управления по глубине использовались горизонтальные рули. Спустя год аналогичный проект предложил англичанин Роберт Уайтхед, который оказался проворнее российского коллеги и запатентовал свою разработку.

Именно Уайтхед начал использовать гиростат и соосную гребную установку.

Первым государством, взявшим на вооружение торпеду, стала Австро-Венгрия в 1871 году.

В течение последующих 3 лет торпеды поступили в арсеналы многих морских держав, в том числе и России.

Устройство

Торпеда представляет собой самоходный снаряд, движущийся в толще воды под воздействием энергии собственной силовой установки. Все узлы расположены внутри удлиненного стального корпуса цилиндрического сечения.

В головной части корпуса размещен заряд взрывчатого вещества с приборами, обеспечивающими подрыв боеголовки.

В следующем отсеке расположен запас топлива, вид которого зависит от типа установленного ближе к корме двигателя. В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.


Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Возможно использование жидкого топлива (в основном керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).

При использовании жидкого топлива на борту имеется запас окислителя и воды.

Горение рабочей смеси происходит в специальном генераторе.

Поскольку при сгорании смеси температура достигает 3,5-4,0 тыс. градусов, то имеется риск разрушения корпуса камеры сгорания. Поэтому в камеру подается вода, снижающая температуру горения до 800°C и ниже.

Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой. Позднее в качестве окислителя стали использовать чистый кислород или концентрированную перекись водорода. Благодаря этому отработавшие газы полностью растворяются в воде и след от движения практически отсутствует.

При использовании твердого топлива, состоящего из одного или нескольких компонентов, не требуется использование окислителя. Благодаря этому факту снижается вес торпеды, а более интенсивное газообразование твердого топлива обеспечивает увеличение скорости и дальности хода.

В качестве двигателя применяются паротурбинные установки, оснащенные планетарными редукторами для снижения частоты вращения вала гребных винтов.

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

Часть воздуха при пуске подается на механизм раскрутки гироскопа.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.


При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

Параметр G7a 53-39 Mk.15mod 0 Тип 93
Производитель Германия СССР США Япония
Диаметр корпуса, мм 533 533 533 610
Вес заряда, кг 280 317 224 610
Тип ВВ Тротил ТГА Тротил -
Предельная дальность хода, м до 12500 до 10000 до 13700 до 40000
Рабочая глубина, м до 15 до 14 - -
Скорость хода, уз до 44 до 51 до 45 до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.


Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Для обеспечения наведения в 30-е годы стали разрабатываться автоматические системы.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

Боевая часть

Боевой заряд, расположенный в головной части корпуса состоит из заряда взрывчатого вещества и взрывателей. На ранних моделях торпед, применявших в Первую мировую войну, использовалось однокомпонентное взрывчатое вещество (например, пироксилин).

Для подрыва применялся примитивный детонатор, установленный в носовой части. Срабатывание ударника обеспечивалось только в узком диапазоне углов, близком к перпендикулярному попаданию торпеды в цель. Позднее стали применятся усы, связанные с бойком, которые расширили диапазон этих углов.


Дополнительно стали устанавливаться инерционные взрыватели, срабатывавшие в момент резкого замедления движения торпеды. Использование таких детонаторов потребовало введения предохранителя, которым стала крыльчатка, раскручиваемая потоком воды. При использовании электрических взрывателей крыльчатка соединяется с миниатюрным генератором, заряжающим конденсаторную батарею.

Взрыв торпеды возможен только при определенном уровне заряда батареи. Подобное решение обеспечило дополнительную защиту атакующего корабля от самоподрыва. К моменту начала Второй мировой стали применяться многокомпонентные смеси, обладающие повышенной разрушающей способностью.

Так, в торпеде 53-39 используется смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры.

Применение систем защиты от подводного взрыва привело к появлению взрывателей, обеспечивавших подрыв торпеды вне зоны защиты. После войны появились модели, оснащенные ядерными боеголовками. Первая советская торпеда с ядерной боеголовкой модели 53-58 была испытана осенью 1957 года. В 1973 году ее сменила модель 65-73 калибра 650 мм, способная нести ядерный заряд мощностью 20 кт.

Боевое применение

Первым государством, применившим новое оружие в деле, стала Россия. Торпеды использовались во время русско-турецкой войны 1877-78 года и запускались с катеров. Второй крупной войной с использованием торпедного вооружения стала русско-японская война 1905 года.

В ходе Первой мировой войны оружие использовалось всеми воюющими сторонами не только в морях и океанах, но и на речных коммуникациях. Широкое использование подводных лодок Германией привело к большим потерям торгового флота Антанты и союзников. В ходе Второй мировой войны стали применяться усовершенствованные варианты вооружения, оснащенные электродвигателями, усовершенствованными системами наведения и маневрирования.

Любопытные факты

Были разработаны торпеды больших размеров, предназначенные для доставки крупных боеголовок.

Примером такого вооружения может служить советская торпеда Т-15, имевшая вес около 40 т при диаметре 1500 мм.

Оружие предполагалось использовать для атаки побережья США термоядерными зарядами мощностью 100 мегатонн.

Видео

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова торпеда

торпеда в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

торпеда

торпеды, ж. (от латин. torpedo - оцепенение).

    Самодвижущаяся подводная мина сигарообразной формы (воен. мор.).

    Автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом (спец.).

    Рыба из группы скатов, с округлым телом, способная производить электрические удары (зоол.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

торпеда

Ы, ж. Самодвижущийся и самоуправляемый подводный взрывной снаряд. Противолодочная т. Реактивная т. Авиационная т. (сбрасываемая в воду с самолета).

прил. торпедный, -ая, -ое. Торпедная батарея. Т. аппарат (для выбрасывания торпед). Т. катер (вооруженный Торпедами). Т. удар.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

торпеда

    ж. Самодвижущийся и самонаводящийся подводный снаряд сигарообразной формы, а также особый вид авиационной бомбы.

    ж. Название легковой машины сигарообразной формы с открытым кузовом (в СССР в 20- 30-х годах).

    ж. Рыба округлой формы семейства скатов, способная производить электрические удары.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

торпеда

ТОРПЕДА (от лат. torpedo - электрический скат) самодвижущийся и самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов. Торпедами вооружены подводные лодки, надводные корабли, торпедные катера, самолеты, вертолеты. На кораблях выпускаются при помощи торпедных аппаратов.

Торпеда

[от лат. torpedo ≈ электрический скат (рыба)], вид оружия, представляющий собой самодвижущийся, самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий заряд взрывчатого вещества (обычного или ядерного). Предназначен для выведения из строя подводных лодок, надводных кораблей, разрушения причалов, доков и др. объектов, расположенных у уреза воды. Состоит на вооружении подводных лодок, противолодочных кораблей, эскадренных миноносцев, торпедных катеров, а также самолётов и вертолётов. На кораблях Т. выпускаются с помощью торпедных аппаратов.

Первый образец Т. был построен в 1866 англичанами Р. Уайтхедом и М. Лупписом. Она была похожа на веретено, длина 3,5 м, общая масса 140 кг (масса взрывчатого вещества около 8 кг), имела дальность хода до 800 м при скорости 6≈8 уз (11≈15 км/ч). С 70-х гг. Т. быстро поступали на вооружение флотов многих государств и вскоре составили основное оружие миноносцев, подводных лодок, торпедных катеров; имелись также на линейных кораблях и крейсерах. Впервые применены русскими кораблями во время русско-турецкой войны 1877≈78. Использовались в русско-японской войне 1904≈05 (выпущено 263 Т.) и 1-й мировой войне 1914≈18 (выпущено 1500 Т.). До 2-й мировой войны 1939≈45 в качестве двигателя Т. служила поршневая машина, работавшая на парогазовой смеси, во время войны ≈ турбина. В начале 30-х гг. появилась торпедоносная авиация . Во 2-й мировой войне только подводными лодками, надводными кораблями и торпедоносной авиацией США и Великобритании было выпущено около 30 тыс. Т. В вооруженных силах Японии использовались Т., управляемые человеком (см. Кайтен).

Т. современных флотов в зависимости от типа двигателя делятся на парогазовые, электрические и реактивные. Длина корпуса Т. составляет от 2,6 до 9 м и более. Т. имеет контактный взрыватель, срабатывающий при ударе Т. о корпус корабля, или неконтактный, срабатывающий при воздействии на него различных физических полей корабля на определённом расстоянии, обеспечивающем поражение корабля от взрыва заряда под его днищем. Т. оборудованы сложной аппаратурой, которая автоматически управляет их движением по направлению и глубине. В зависимости от характера траектории Т. делятся на самонаводящиеся, маневрирующие и прямоидущие. Универсальные Т. способны поражать подводные лодки и надводные корабли.

Ф. И. Козлов.

Википедия

Торпеда

Торпе́да - самодвижущийся боевой снаряд. В случае с морской торпедой - самодвижущийся подводный снаряд. Морская торпеда состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным соплом в хвосте (ракета-торпеда). В боевой части торпеды заключён ядерная или неядерная боевая часть , топливо, двигатель и приборы управления.

Наиболее распространённый калибр морских торпед - 533 мм (21 дюйм) (также известны образцы от 254 до 660 мм). Средняя длина - около 7 м, масса - около 2 т, заряд взрывчатого вещества - 200-400 кг.

Морские торпеды состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, миноносцев и пр.) и подводных кораблей, самолётов и вертолётов, как составная часть входят в состав противолодочных ракетных комплексов.

Примеры употребления слова торпеда в литературе.

Поэтому попадание торпед полностью могло уничтожить оба ангара, но сам авианосец при этом не получал смертельных повреждений, двигатели, как правило, оставались целыми, как и большая часть вооружения.

Операторы, видимо, уже получили подробные инструкции, поэтому уточнять не пришлось - авианосец выпустил четыре торпеды , которые умчались к астероиду.

Несмотря на то, что авианосец находился от него почти в километре, была хорошо видна каверна, прожженная в левом флайдеке взрывом торпеды .

Это был человек, каким он виделся обитателю морских глубин: ноги-плавники, сросшиеся, как у русалки, чуть утолщенное, как у аквариумной золотой рыбки, тело, покатые плечи пловца, тонкая шея и голая голова, напоминающая наконечник торпеды .

Тем временем эсминец-цель, зная, что по нему должен был показательно стрелять лучший специалист флота и что на атакующем корабле находится командующий, решил, что отсутствие следов торпед под килем означает только безобразное состояние собственной службы наблюдения.

Если мы сами напоремся на мину или торпеда угодит нам в борт, тогда даже валерьяновые капли не помогут: от нас останется пепел.

Космоглиттер, уходя от очередной торпеды , шел прямо на вращающийся сгусток камней, каждый из которых весил несколько тонн и при таких скоростях был бы в состоянии пробить ракету навылет.

Счетчик продолжал отсчитывать уменьшающееся расстояние, и, когда до цели осталось две с половиной тысячи километров, Блейр выпустил торпеду , заметив красно-синий выхлоп ее двигателя.

Удрать гардиан не успел - финн выпустил торпеду , та в мгновение преодолела расстояние между ними, и гардиан взорвался, разбрасывая обломки вокруг хвостового плавника.

Тем временем торпеды стремительно приближались и Джи Гегемон вывел на экран схему матричной защиты.

Торпеда перешла в режим активной гидролокации, подает сигнал и прислушивается, подает сигнал и прислушивается.

А тут было ясно, что уже через минуту Голдсмит получит возможность засадить по супостату торпедой .

Используй Брор торпеды или ракеты, дефлектор убережет и от этой напасти, но потом придется его восстанавливать.

В ночь на 4 июля, около трех часов, конвой был атакован самолетами-торпедоносцами и потерял свое 104первое судно -- транспорт, поврежденный торпедой противника, но добитый кораблями эскорта.

Проведенный мною анализ сенсорных схем в торпеде , которую демонтировал Марк, показал, что они представляют собой дуплексную систему.

  Человек подошёл к развалившемуся на скамейке Юрию, спросил:
  - Ты Юра Б.?
  - Ну, я.
  Человек сделал движение рукой, как будто здороваясь. Через секунду он медленно, спокойной походкой двинулся к выходу из парка.
  Юрий Б. Остался сидеть на скамейке, но только поза его приняла более вальяжный вид, и казалось, что алкоголь сморил его окончательно. Прошло не менее пяти-десяти минут, прежде чем раздался девичий визг. На скамейке с незаметной ранкой в груди сидел труп.

  (Я понимаю, что очень похоже на «Место встречи изменить нельзя», только нож, естественно, из груди не торчал. Но, то, что я пишу, было в действительности. И этот труп на скамейке я наблюдал лично. Как потом говорили, при этом убийстве был использован нож-выкидуха на кнопочке, поэтому никто ничего не заметил.)

  «Торпеда» - человек на зоне проигравшийся в карты на жизнь. Неважно на чью. Если не забираешь чужую, отдаешь свою. Выбор небогатый.

  «Торпеда» выбрал жизнь «бывшего мента».
Как надо было служить этому Юре, что на него так ополчились зека, приговорив его к своей высшей мере? Это случается очень редко. Я думаю, в этом Юрии, в его серой до армейской жизни, тихом омуте, водились такие бесы, что он сам о них не подозревал. Получив власть над заключёнными людьми, он дал волю этим своим бесам.
  Что привело к закономерному концу.

  Человек, совершивший убийство, решил «обмануть» ментов и рванул на север.

  Необходимое пояснение. С моего города есть только два направления по ж/д и автостраде: или в сторону Петрозаводска (юг), или в сторону Мурманска (север).
  Южное направление, в центр страны, конечно, предпочтительнее для беглеца из-за возможности в дальнейшем скрыться по непредсказуемому маршруту. Бежать в сторону Мурманска – бежать в одну сторону, которую без сомнения, тоже перекроют. Но перекроют не в такой степени и не теми силами, которые, как он должен был понимать, кинутся его искать после этого громкого дела. Человек-торпеда решил рискнуть, проскользнув на север, и там «лечь на дно».

  Но середина восьмидесятых, ещё не девяностые. По тревоге были подняты все оперчасти зон. Как-никак, уничтожен был их «коллега» и если не поймать «торпеду» сейчас, в будущем казни сотрудников УИС (сейчас: уголовно-исполнительная система) могли участиться. Это тоже понимали. Поэтому перекрыли всё. Проверяли даже рыбацкие лодки и безлюдные острова многочисленных озёр. В городе ходили патрули ВВ с собаками. Одно из общежитий «химиков» брали приступом отряд людей, которых позже обзовут ОМОН-ом. Прохождение отряда по этажам здания можно было проследить по летящим вниз из разбитых окон стёкол, горящих матрасов и обломков мебели.

  Как в таких условиях, парень доехал до Мурманской области и умудрился скрываться там ещё два дня непонятно. И это при условии, что его личность была установлена, буквально в течении получаса после дерзкого убийства. Но его взяли, как ходили слухи, простые менты, дежурившие на вокзале какой-то деревни. И здесь ему повезло. Попадись он в руки работникам УИС, вряд ли они доставили его в СИЗО (следственный изолятор) живым. Стрельбу при попытке к бегству ещё никто не отменял.
  Конвою с зоны даже не доверили этапировать схваченного человека до города, где он совершил преступление. Его в милицейском «козлике» привезли ночью в райотдел милиции города.
  И лишь два-три дня спустя его доставили (отдали) в СИЗО, т.е. в эту самую УИС.

* * *   При водворении убийцы в СИЗО в город начала поступать «достоверная» информация о случившемся за те дни, что «торпеда» был в бегах.   Надо здесь отметить, что самые болтливые люди на земле мл. персонал пеницитарной системы. Любят они за рюмкой чая, придавая себе значимость осведомлённого крупного «гражданина начальника» выдавать слухи, факты, события происходящие в их учреждениях откровенно и даже, я бы сказал, вдохновенно привирая и приукрашивая. Впрочем, тем же самым не отличается и сторона другая. Зека, которые не заслужили большого авторитета среди заключённых, тоже могут много и красочно разговаривать на «тему».

  Вот таким образом и начала поступать информация гражданскому населению. Информация такая. Юру Б., срочника ВВ, что вообще невероятно, (первый случай в практике 70-80гг.) приговорили к смерти с полгода назад «авторитеты» зоны, где он служил. Моё предположение. Что нужно было сделать солдату срочной службы на охраняемом объекте, что бы заслужить такой приговор? Мне кажется, это может быть выполнение незаконных распоряжений администрации зоны или тюрьмы. Организация и участие в наказаниях особо отличившихся з/к в «отрицалове». Для этого (кажется, примерно в это время) начали создаваться . «Опускание авторитетов по беспределу». Если он принимал в этом участие – неудивителен и приговор. Но, это, я повторяю, только моё предположение.
  Решили «солдата» «кончать» в родном его городе и показательно.
  Именно поэтому труп видело столько много людей. Даже я, тогда ещё подросток.
  Подготовили «торпеду» здесь, благо далеко ходить не надо – полгорода бывшие заключённые. Потом произошли события, что я описывал в первой части истории.

  По поимке убийцы версия простая: сдался сам, поняв, что если его схватят сотрудники УИС ему не жить. Поэтому и вышел на маленьком полустанке и сам пришёл в отделение милиции на ж/д. Логически этот шаг можно понять. Или пуля в лоб сразу, или возможность избежать «вышки», получив свой «пятнарик» и уважаемым человеком «сидеть на подогреве» у «авторитетов»

  Но жизнь это совершенно не те планы, что мы строим. То, что «торпеда» за добровольную сдачу может избежать «вышку» по суду понимали и сотрудники УИС. Этого они допустить не могли. Следствие по делу шло примерно месяц, когда однажды утром в одиночной камере СИЗО, где сидел подследственный, нашли труп. Человек висел с узлом на шее, сделанном из тюремного полотенца. В самоубийство никто не поверил. Однако оформили это происшествие как факт тюремного суицида. Дело закрыли.

  Версии ходящие по городу после убийства «торпеды».

  Официальная – самоубийство. Все усмехались, всё понимали, но молчали. В данном случае эта версия не учитывается и не рассматривается.

  1) Близкая к официальной, но за разговор о которой можно было получить в морду. Именно тогда (может быть и ранее были, но в нашем городе именно тогда). В этом предположении говорили, что человек-торпеда прошёл через такую , созданную именно для него, а потом быстро расформированную. Покончил жизнь самоубийством, так как не мог оставаться «опущенным». Опытные сидельцы эти разговоры пресекали посредством «коррекции вестибулярного аппарата» распространяющего такие слухи человека. Их «герой» не мог уйти из жизни «петухом». Скорее всего, они были правы. В СИЗО из той шпаны, что там находилась (а это подследственные из районов Карелии, провинциалы-бакланы), создать «пресс-хату» было бы затруднительно.

  2) На допросах начал говорить лишнее, почему и был задавлен «авторитетами». Версия очень слабая и непохожая на правду. Что «торпеда» мог знать? Ему показали человека (даже и не показывали, он этого Юру в лицо не знал), просто назвали имя и обусловили место казни.

  3) Самая вероятная – месть и показательное устранение палача сотрудниками УИС для всего мира тюрьмы. Понятно, что сделано это руками какого-либо уголовника за снисхождение в приговоре или даже за свободу. Но этого никто, никогда не узнает.

В свое время торпеды принципиально изменили характер сражений на море. Даже в век современных авианосцев с их оборонительной начинкой, это оружие представляет наибольшую опасность для военных кораблей всех типов.

Новинка от «Стабилименте техника Фьюмано»

Общепринятая версия гласит, что создателем первой торпеды является англичанин Роберт Уайтхед. Согласно другой, не столь популярной теории, ее придумал австро-венгерский офицер Иван-Бланж Луппис, который еще в 1860 году, то есть за шесть лет до демонстрации торпеды Уайтхеда, показал императору Францу-Иосифу I самодвижущий по воде снаряд. Однако изобретение Лупписа было далеко от совершенства и содержало в себе ряд нерешенных технических проблем. Именно поэтому он обратился в фирму «Стабилименте техника Фьюмано», расположенную в средиземноморском городе Фиуме. Её возглавлял тот самый Роберт Уайтхед, который и вошел в историю. Произошло это в 1864 году.

Англичанин Уайтхед сразу же осознал перспективность нового оружия, и к тому же в отличие от Иван-Бланжа Лупписа, хорошо разбирался в механике. Помогал ему в этом деле его двадцатилетний сын Джон Уайтхед. Они оснастили снаряд гидростатом, горизонтальными рулями, гироскопическим прибором системы Обри, резервуаром сжатого воздуха с давлением до 150 атм., поршневым пневмодвигателем и, конечно же, зарядом. Всё это позволило торпеде, со средней скоростью 5.7 узлов, плыть на трехметровой глубине почти 700-800 метров. В конечном счете, Уайтхед сконструировали подводные самодвижущие снаряды двух типов: нормальный и малый. Первый имел длину 4,28 м и нес взрывчатку весом 27 кг, второй – был на полметра короче и имел тринадцатикилограммовый заряд.

Управляемые мины Бориса Якоби


Аналогичные работы велись и в России. Известно, что торпедам предшествовали мины. Уже в 1807 году это пассивное, но грозное оружие успешно применялось для защиты береговых укреплений. Идея управляемой транспортировки этих зарядов к эскадрам противника была вполне логичной. В частности, на Адриатике пытались создать управляемые с берега винтовые лодки с пироксилином. Однако использование вместо полноценных двигателей часовых механизмов делало такие плавучие мины медленными и ограниченными по дистанции.

Между тем эти проблемы были решены в России. Создатель гальванотехники Борис Семенович Якоби еще в сентябре 1838 года на Неве продемонстрировал ботик с электродвигателем, самостоятельно проплывший 14 км. Позднее Якоби создал управляемые мины, которые не срабатывали, если они касались наших кораблей, но взрывались при контакте с судами противника. В 1847 году в районе Ораниенбаума он показал императору Николаю I принцип действия такой системы.

В 1873 году, за год до своей смерти, Борис Якоби написал: «Изобретенные мною и улучшенные (управляемые) мины не уступают новейшим торпедам других государств, несмотря на приложенные там старания к усовершенствованию этого снаряда, которым Россия владела задолго до того, как подобное средство военной обороны стало известно за границей».

Параллельно с разработками Якоби свои торпеды сконструировал другой русский инженер И.Ф. Александровский, который в 1865 году представил в военное ведомство России своей вариант торпеды. Однако вместо денег изобретатель получил резолюцию «преждевременно».

Как океанограф торпедировал канонерку

Кем только не был Степан Осипович Макаров. И кораблестроителем, и океанографом, и полярным исследователем и даже автором русской семафорной азбуки. В историю он вошел как прославленный вице-адмирал и изобретатель бронебойных наконечников артиллерийских снарядов. Эксперты убеждены, что, если бы царское правительство прислушалось к доводам «неудобного» человека во дворе, каким был Макаров, то дуэль между «Варягом» и «Асамой» закончилась бы победой русского крейсера.

Степан Макаров совершил первую в мире успешную торпедную атаку, будучи еще лейтенантом. Произошло это в ночь на 25 января 1878 года во время похода на Батум. Являясь командиром катеров «Чесма» и «Синоп», он атаковал турецкую сторожевую канонерскую лодку «Интибах». Из двух торпед, пущенных с расстояния 60 метров в боевой корабль противника, взорвалась только одна. Но и этого оказалось достаточно, чтобы сорокаметровая канонерка легла на правый бок и в считанные минуты затонула.

Удача – награда за смелость

Если в Первой мировой войне по части торпед Россия была на уровне с ведущими странами мира, то в начале Великой Отечественной войны мы значительно уступали в этом Германии. В арсенале немецких подводников были бесследные торпеды G–7E, самонаводящиеся – Т–5, сверхточные «Лерхе», управляемые с помощью гидрофонов, а также залповые торпедные аппараты.

Историки справедливо утверждают, что основные морские баталии развернулись между подводными лодками Kriegsmarine и королевским флотом Великобритании. До 1943 года суммарный тоннаж потопленных кораблей союзников был запредельным, но уже во второй половине войны три из четырех подлодок Германии шли ко дну. Причем, по большей части благодаря флоту США и Великобритании.

Именно поэтому так остры споры вокруг торпедной атаки «Лунин против Тирпица». Основные контраргументы сводятся к формуле «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Мол, профессионализм советских подводников был не достаточным для того, чтобы на расстоянии 35-40 кбт попасть в корабль, идущий со скоростью 20 узлов. Между тем факты говорят о том, что немецкий «Тирпиц» получил повреждение именно там, где находилась подлодка «К-21» под командованием Николая Лунина. Кстати, сам командир счастливой подлодки не утверждал, что попал в линкор. Так в вахтенном журнале записано:

«18.01.30. «Пли!» Ш = 71° 22" 2"", Д = 24° 34" 3"". Залп произведен четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины 2 м с интервалом 4 секунды. Дистанция залповая 18-20 каб., угол упреждения = 28°, угол встречи = 100°. Скорость цели Vц = 22 уз; скорость ПЛ 3,5 уз». быстроходной торпеды 53–39. Американскую торпеду Мк-48 образца 1972 года в Советском Союзе догнали в 1980 году, когда приняли на вооружение УСЭТ–80.

В СССР параллельно шла разработка принципиальной иной торпеды. Некоторые эксперты считают, что рывок в торпедостроении произошел после того, как американская противолодочная ракета «Асрок» была утеряна в Тихом Океане и, по некоторым сведениям, подобрана кораблем, с пропиской во Владивостоке. Именно тогда и начиналась разработка противолодочного комплекса «Шквал», который был принят на вооружение ВМФ 29 ноября 1977 года. Его боевые возможности были поразительны: при скорости 100 метров в секунду торпеда ВА-111 «Шквал» могла уничтожить корабли на дистанции до 20 км. В то же время в СМИ появилась информация о немецкой «Барракуде» с аналогичными характеристиками, и даже об иранской «Hoot», которую, впрочем, многие эксперты считают клоном «Шквала».