С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту . Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

Что нас миновало

Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов. Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж. По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов , что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани . Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга) , были полностью за введение налога с продаж.

«Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным. Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога. Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами. Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне. «Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог . Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением) .

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

«Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью. На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности. Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности .

Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора .

Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги . Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей). Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы. Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате .

Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств. Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы. Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора .

Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях .

«Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор .

Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов . Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей . При том, что в Москве с её 260 тыс. торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей .

Что такое торговый сбор и зачем он введён

Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества .

Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД .

Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м 2) + 50 рублей * 17 м 2 (ставка за каждый метр превышения 50 м 2) = 60 850 рублей.

Необходимо также указать, что в НК РФ установлена максимально возможная ставка торгового сбора, которая не может превышать расчётную сумму налога при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) в муниципальном образовании или в Москве, как в нашем случае. Суть ПСН заключается в том, что индивидуальный предприниматель (далее – ИП) имеет право уплатить лишь 6% (расчётную сумму налога) от суммы предполагаемого дохода, указанной для данного вида деятельности. Так, например, в соответствии с изменениями, внесёнными Законом города Москвы от 19.11.2015 №52 «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения», размер налога в квартал для стационарного объекта розничной торговли площадью не более 50 м 2 составляет 60 тыс. рублей , то есть та же самая ставка, установленная для торгового сбора.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов.

НК РФ предполагает возможность зачёта суммы торгового сбора в счёт уплаты других налогов, то есть уменьшения сумм уплаченных налогов по налогу на прибыль организаций (но не всей суммы, а только подлежащей зачислению в региональный бюджет – она составляет 90% от всей суммы), налогу на доходы физических лиц, в рамках упрощенной системы налогообложения, однако из-за специфики уплаты вышеперечисленных налогов и применения упрощённой системы налогообложения, необходимо будет сначала заплатить сумму торгового сбора перед тем, как уменьшать суммы к уплате по другим налогам.

«Торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов»

Наш магазинчик в ЦАО, уплатив 60 850 рублей за 3 квартал, смог бы уменьшить свои платежи по налогу на прибыль только по итогам 4 квартала (или всего налогового периода 2015 года, в соответствии с терминологией НК РФ), так как фактически уплата сбора должна была бы произойти до 25 числа первого месяца 4 квартала, то есть до 26 октября (25 октября – выходной). Если размер налога на прибыль превышает сумму торгового сбора, то магазинчику было бы необходимо заплатить только положительную разницу между налоговыми обязательствами по налогу на прибыль и суммой торгового сбора. Если же сумма налога на прибыль оказалась меньше или магазинчик получил убыток по итогам периода, то сумма налога на прибыль не перечисляется в бюджет, а сумма уплаченного торгового сбора не сможет быть зачтена в счёт уплаты налога на прибыль, вследствие того, что у нас для этого «не хватает» налога на прибыль. При этом за убыточный период мы также должны заплатить сумму торгового сбора, ведь обязанность его уплаты не зависит от финансового результата деятельности, а зависит только от факта осуществления квалифицированной торговой деятельности.

Таким образом, на крупные торговые предприятия налоговая нагрузка не возрастёт, потому что сумма торгового сбора для них достаточно символична, даже при наличии значительных торговых площадей, и поэтому им не составит труда зачесть уплаченную сумму торгового сбора в счёт, например, налога на прибыль. Но для небольших добросовестных торговых предприятий, выплата дополнительного сбора может привести к существенному понижению прибыли.

Необходимо также заметить, что исчислять и уплачивать сумму налога налогоплательщик должен самостоятельно, что несёт в себе дополнительные риски неуплаты торгового сбора в отношении объекта движимого или недвижимого имущества, с помощью которого осуществляется торговая деятельность.

Каким же образом стать налогоплательщиком по торговому сбору? С 1 по 7 июля 2015 года все лица, использовавшие объекты движимого и недвижимого имущества для ведения квалифицированной торговой деятельности, должны были подать уведомление о постановке на учёт в налоговый орган по месту нахождения объекта имущества или по месту жительства (в случае с ИП). В случае изменения размера площади торгового объекта или появления нового торгового объекта, налогоплательщик должен в течение 5 дней уведомить об этом уполномоченный налоговый орган или поставить его на учёт в налоговый орган (п. 2 ст. 416 НК РФ).

По данным СМИ, из 260 тыс. торговых предприятий в Москве к середине июля подали уведомления около 35 тысяч . Это связано в том числе с тем, что штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, составляет всего 200 рублей . Однако если в ходе налоговой проверки будет выявлено, что лицо вело деятельность без подачи уведомления о постановке на учёт и уплате торгового сбора в установленном размере, то оно может быть привлечено к более серьёзной ответственности (п. 2 ст. 116 НК РФ): штраф в размере 10% от доходов, полученных в данный период, но не менее 40 тыс. рублей.

Как можно избежать уплаты торгового сбора законными способами

Во-первых, в соответствии с Законом о торговом сборе, в Москве освобождаются от уплаты торгового сбора при условии подачи уведомлений :

  • розничная торговля через вендинговые аппараты;
  • разносная торговля в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговля на территории розничных рынков (сбором облагается только деятельность по организации розничных рынков);
  • торговля на территории агропродовольственного кластера;
  • отделения «Почты России»;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках;
  • торговля в театрах, кинотеатрах и музеях, планетариях и цирках;
  • торговля через объекты нестационарной торговли (ларьки) со специализацией «Печать»;
  • лица, оказывающие бытовые услуги и осуществляющие при этом торговлю.

Во-вторых, освобождаются от уплаты торгового сбора без подачи уведомлений :

Некоторые предприниматели предлагают различные варианты по объединению нескольких торговых предприятий в рамках договоров о совместном использовании объектов движимого и недвижимого имущества и, соответственно, платить торговый сбор не как за отдельные объекты торговой деятельности, а как за один объект торговой деятельности. Такая опция возможная, так как суммы сбора за небольшой торговый объект площадью 25 м 2 и 250 м 2 различаются незначительно (например, для ЦАО 60 тыс. рублей и 70 тыс. рублей, соответственно).

Выводы

Торговый сбор направлен в первую очередь на установление минимальной планки налогов, которые обязано платить торговое предприятие вне зависимости от финансового результата, а только за факт ведения торговой деятельности в Москве. В связи с этим, многие предприятия, для которых уплата торгового сбора представляет собой значительную сумму, будут прекращать вести деятельность или уходить в «теневой» рынок, то есть не платить налоги вовсе. Поэтому вторая цель, на которую было направлено введение торгового сбора – уменьшение размера «теневой» торговли – может потерпеть крах, так как, скорее всего, «теневой» сектор торговли может только вырасти без должного контроля со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы и ФНС.

Источник главного фото: http://ecoplus-buh.ru/

Независимые книжные магазины увидели угрозу в новом торговом сборе [Электронный ресурс]: Новая газета, — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1695270.html (дата обращения 27.12.2015); Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания [Электронный ресурс]: Ридус, — Режим доступа: (дата обращения 27.12.2015).

http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017, млрд руб. [Электронный ресурс]: budget.mos.ru, — Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Новые сборы с бизнеса коснутся только торговли [Электронный ресурс]: РБК, — Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/11/2014/5469b8edcbb20fe3da6ccbf0 (дата обращения 27.12.2015).

С 1 июля 2015 года в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ вводится торговый сбор для малого бизнеса.

Торговый сбор является обязательным платежом, который необходимо ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Плательщиками торгового сбора являются занимающиеся торговлей организации и индивидуальные предприниматели, применяющие как общий, так и упрощенный режим налогообложения.

ИП на патентной системе, а также налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, от уплаты торгового сбора освобождаются (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Статья 413 НК РФ определяет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Также к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

В подпункте 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ дается следующее определение торговли:

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Под объектом обложения торговым сбором понимается:

  • здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговая деятельность;
  • объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничный рынок.

Если объект осуществления торговли использовался хотя бы один раз в квартал, согласно п. 1 ст. 412 НК РФ этого будет достаточно для признания торговца плательщиком торгового сбора.

Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Власти этих городов будут вправе, в частности (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • установить различные ставки для разных районов города и для разных объектов торговли;
  • снижать ставку сбора вплоть до нуля.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

Эти значения могут зависеть от нескольких различных показателей, а именно:

  • от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
  • от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
  • от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

Статьей 2 установлены следующие ставки торгового сбора:

N
п/п
Вид торговой деятельности Физический показатель Ставка торгового сбора (рублей за квартал)
1. Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:
районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 81000
2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 28350
3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 40500
2. Развозная и разносная розничная торговля Объект осуществления торговли 40500
3. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:
1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в: Объект осуществления торговли
60000
21000
в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы; 30000
2) свыше 50 кв. метров, расположенные в: 1 кв. метр площади торгового зала
а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
4. Организация розничных рынков 1 кв. метр площади розничного рынка 50

Статьей 3 устанавливаются льготы по торговому сбору:

1. Освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:

1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

2. Освобождаются от уплаты торгового сбора:

1) организации федеральной почтовой связи;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Кроме того, не облагается торговым сбором торговля со склада, а также торговля организациями, оказывающими бытовые услуги населению (сопутствующая торговля.)

Согласно пункту 1 статьи 416 НК РФ, если организация или индивидуальный предприниматель подпадают под уплату сбора, то им необходимо самостоятельно встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора. Для этого нужно представить специальное уведомление о постановке на учет.

В уведомлении указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
Плательщик сбора для малого бизнеса представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Ведение торговли без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. А за это пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей. Также для должностных лиц возможен и административный штраф от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.

Уплата сбора производится не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения.

Организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Организации на общей системе налогообложения вправе уменьшить налог на прибыль (авансовые платежи) на торговый сбор, который фактически уплачен с начала налогового периода до даты уплаты налога. Но при условии, что налог на прибыль уплачивается в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 10 ст. 286 НК РФ).

ЕНВД по тем видам деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор, применять нельзя.

Стоимость патента по различным видам деятельности можно посмотреть .

Заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ю. Подпорин 9.06.15 ответил на некоторые спорные вопросы о торговом сборе.

1. Если товар отпускается со склада, находящегося в Московской области, продавец не должен платить торговый сбор

Вопрос:
Нужно ли платить торговый сбор в следующей ситуации. Компания занимается оптовой торговлей в г. Москве. Образцы товара представлены в выставочном зале. Деньги принимаются в офисе компании или поступают на ее расчетный счет. Там же (в офисе) выписываются документы (ТОРГ-12 и счета-фактуры). Отпуск (отгрузка) товара производится со склада, расположенного в Московской области.

Ответ:
Напомню, что плательщиками торгового сбора признаются организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 411 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 413 НК РФ к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, относится, в частности, торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Пунктом 7 статьи 416 НК РФ установлено, что постановка на учет организации в качестве налогоплательщика торгового сбора происходит, в том числе, по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

В связи с тем, что оптовая торговля осуществляется путем отпуска товаров покупателям со склада, находящегося в Московской области, а на этой территории законодательство о торговом сборе не принято, организация не обязана уплачивать торговый сбор.

2. Торговый сбор нужно платить до момента снятия организации с учета в качестве плательщика этого сбора

Вопрос:
Организация зарегистрировалась как плательщик торгового сбора в первом квартале (подала уведомление). В первом и втором кварталах были продажи. В третьем квартале продаж не будет. Нужно ли платить торговый сбор за третий квартал? Когда и как уведомить налоговый орган о том, что в третьем квартале продаж не будет?

Ответ:
В случае прекращения деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик торгового сбора должен представить соответствующее уведомление в налоговый орган. Об этом сказано в пункте 4 статьи 416 НК РФ.

Датой снятия организации или ИП с учета в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения вида деятельности, указанная в уведомлении.

Таким образом, если организация не снялась с налогового учета как плательщик торгового сбора, она не освобождается от уплаты этого сбора.

3. Торговый сбор перечисляется за тот квартал, в котором использовался объект осуществления торговли, а не когда поступила оплата за товар

Вопрос:
Организация является плательщиком торгового сбора. Во втором квартале была единственная торговая операция - отгрузка большой партии товара. Покупатель оплатит эту партию товара в третьем квартале, и больше торговых операций в третьем квартале не будет. За какой квартал надо заплатить торговый сбор?

Ответ:
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

В данном случае объект осуществления торговли использовался во втором квартале. Значит, торговый сбор нужно заплатить за второй квартал.

При этом следует иметь в виду, что в случае неподачи уведомления о снятия с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ), налогоплательщик должен будет заплатить торговый сбор и за третий квартал.

4. При уменьшении единого «упрощенного» налога на сумму торгового сбора 50-ти процентное ограничение не применяется

Вопрос:
Правильно ли мы понимаем, что единый налог при применении УСН можно уменьшить на сумму торгового сбора только в том квартале, в котором уплачен торговый сбор? Действует ли 50-ти процентное ограничение при уменьшении налога по УСН (объект «доходы») на сумму уплаченного торгового сбора?

Ответ:
Первый вопрос Вы понимаете правильно. При применении УСН с объектом «доходы» сумма налога (авансового платежа), исчисленная за налоговый (отчетный) период по объекту налогообложения от деятельности, по которой платится торговый сбор, уменьшается на сумму торгового сбора, уплаченного в этом периоде. Об этом сказано в пункте 8 статьи 346.21 НК РФ. При том 50-ти процентное ограничение, предусмотренное пунктом 3.1 статьи 346.21 НК РФ, не действует.

Но обратите внимание, что уменьшить на сумму уплаченного торгового сбора можно не всю сумму налога, исчисленного в целом по налогоплательщику, а только ту сумму налога, которая начислена по виду предпринимательской деятельности, облагаемой торговым сбором.

5. Единый налог по УСН нельзя уменьшить на сумму торгового сбора, если компания не состоит на учете в качестве плательщика этого сбора

Вопрос:
Ввиду неясности в определении объекта обложения торговым сбором, организация приняла решение добровольно уплачивать торговый сбор с арендуемого офиса. Можно ли уменьшить единый налог при применении УСН на добровольно уплачиваемый торговый сбор?

Ответ:
В случае осуществления вида предпринимательской деятельности, облагаемого торговым сбором на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога при УСН на сумму фактически уплаченного торгового сбора. Это положение закреплено в пункте 8 статьи 346.21 НК РФ.

Однако в этой же норме сказано, что сумма налога не уменьшается, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика этого сбора.

6. Интернет-торговля не подпадает под действие главы 33 «Торговый сбор» НК РФ

Вопрос:
Организация арендует офисное помещение, в котором сотрудники принимают заказы, поступившие по сети интернет и по телефону. Заказанные товары со склада организации доставляются покупателям сторонней транспортной компанией. Обязана ли организация уплачивать торговый сбор? Что является объектом обложения торговым сбором - офис или склад? Непосредственно со склада торговля не ведется.

Ответ:
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). При этом к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;

Торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

Торговля через объекты нестационарной торговой сети;

Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Под объектом осуществления торговли понимается здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, используемые для ведения деятельности, с которой уплачивается торговый сбор.

Поскольку при интернет-торговле указанные объекты не используются, торговый сбор по данному виду торговли платить не нужно.

7. Куда перечислять торговый сбор, если компания зарегистрирована в одной ИФНС, а склад, с которого отпускаются товары, расположен на территории другой ИФНС

Вопрос:
Организация на УСН (объект «доходы минус расходы») зарегистрирована на территории ИФНС № 24 по г. Москве. Торговля осуществляется путем отпуска товаров со склада через обособленное подразделение на территории Новомосковского округа г. Москвы (51 налоговая). Куда подать уведомление об уплате торгового сбора, куда перечислять торговый сбор и каким образом уменьшить налог по УСН на торговый сбор? Общая площадь склада 800 кв. метров. Как определить сумму торгового сбора?

Ответ:
Постановка на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора осуществляется по месту нахождения объекта недвижимого имущества, используемого в деятельности, по которой уплачивается указанный сбор (п. 7 ст. 416 НК РФ). Следовательно, в приведенном примере компания должна встать на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговой инспекции № 51. Сумма торгового сбора зачисляется в бюджет г. Москвы.

Уменьшение суммы налога при УСН осуществляется по месту регистрации налогоплательщика в налоговом органе, т.е. по месту подачи налоговой декларации по налогу при УСН. При этом уменьшить налог можно только по тому виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор.

Что касается ставок торгового сбора, то они устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 415 НК РФ). Ставка торгового сбора по торговле путем отпуска товаров со склада определяется в расчете на 1 кв. метр площади торгового зала. При этом она не может превышать расчетную сумму налога при патентной системе налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту торговли, выданного на три месяца, деленную на 50. Об этом сказано в пункте 3 статьи 415 НК РФ.

8. Законами о введении торгового сбора на той или иной территории могут устанавливаться льготные ставки сбора

Вопрос:
Компания на УСН (объект «доходы минус расходы») оказывает услуги по заправке картриджей, а также продает картриджи. Работают два человека. Компания арендует в жилом доме помещение площадью 20 кв. метров (в 7 кв. метрах осуществляется заправка картриджей), остальное помещение - офис (там же стоят стеллажи с картриджами). Обороты небольшие. Компания платит минимальный налог за год 1% от суммы (примерно 20 000 руб.) Денег на уплату торгового сбора (23 500 руб. в квартал) нет. Предусмотрены ли льготы по уплате торгового сбора в такой ситуации?

Ответ:
Законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки торгового сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщиков сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена до нуля (п. 6 ст. 415 НК РФ).

В связи с этим по вопросу оптимизации налоговой нагрузки по торговому сбору следует обращаться в законодательные органы указанных субъектов РФ.

9. Встать на учет как плательщик торгового сбора по месту нахождения офиса можно в том случае, если это помещение используется для отпуска товаров покупателям

Вопрос:
Организация оптовой и розничной торговли зарегистрирована в ЕГРЮЛ по месту аренды офиса. Склада (в собственности или по договору аренды) у компании нет. Должна ли организация подать уведомление об уплате торгового сбора, указав в качестве объекта обложения торговым сбором арендованный офис?

Ответ:
Обратимся к определениям, которые даны в пункте 4 статьи 413 НК РФ. Под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

При этом к объектам стационарной и нестационарной торговой сети относятся задания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых налогоплательщик осуществляет вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Поэтому организация может подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора с объекта стационарной торговой сети (офиса), только если помещение офиса используется непосредственно для отпуска товаров покупателям.

10. Если нет объекта осуществления торговли, платить торговый сбор не надо

Вопрос:
Должна ли торговая организация, у которой нет никакого помещения, кроме места нахождения единоличного исполнительного органа (указано в ЕГРЮЛ), платить торговый сбор?

Ответ:
В данном случае отсутствует объект обложения торговым сбором (объект движимого или недвижимого имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор). В связи с этим организация не должна платить торговый сбор.

Торговый сбор – это не налог, а обязательный взнос местного значения, который обязаны уплачивать все ИП и организации за право на осуществление торговой деятельности.

Содержимое страницы

Введение торгового сбора регламентируется законом от 29.11.2014 №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». Новому сбору в Налоговом кодексе Российской Федерации посвящена новая 33 глава.

В настоящий момент торговый сбор введен только для предпринимателей Москвы. Закон действует с 1 июля 2015 года. Если данное введение хорошо себя зарекомендует и позволит увеличить налоговые сборы в местный бюджет, торговый сбор смогут ввести еще в двух городах федерального значения – в Санкт-Петербурге и Севастополе. Властям именно этих городов законом разрешено ввести торговый сбор с 1 июля 2015 года. В остальных регионах возможность введения нового сбора появится только после принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Это регламентируется п. 4 ст. 4 ФЗ-382.

Кому и как платить торговый сбор

Закон о торговом сборе регулируется на региональном уровне. Это означает, что объекты обложения, процентные ставки, порядок и сроки уплаты, льготы устанавливаются органами местной власти.

Торговый сбор – это дополнительный муниципальный сбор, который уплачивается организациями, занимающимися мелокооптовой, крупнооптовой и розничной куплей-продажей товаров, которая осуществляется с использованием стационарных или нестационарных объектов недвижимости, а также товарных складских помещений. Этот сбор предприниматели платят за право на ведение торговой деятельности. Объектом налогообложения является не доход, а торговая площадь.

Кто должен платить торговый сбор?

1. При применении объекта налогообложения «доходы», торговый сбор отражается в строках 140-143 Раздела 2.1. Он указывается вместе с суммами страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей по договорам добровольного личного страхования.

2. При применении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» сумма уплаченного торгового сбора учитывается в составе расходов, отражаемых по строкам 220 – 223 Раздела 2.2.

Гусарова Юлия Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - Торговый сбор

В соответствии с гл. 33 НК РФ, введённой в действие Федеральным законом №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года, на территории городов, которые имеют федеральное значение, предусматривается возможность установления торгового сбора.

Торговый сбор относится к местному обязательному взносу, который взимается на территории трёх городов - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Дата начала действия торгового сбора - 1 июля 2015 года. В границах других городов установление торгового сбора возможно только в соответствии с отдельным (специальным) федеральным законом.

Торговый сбор - это обязательный ежеквартальный платёж, плательщиками которого являются организации и индивидуальные предприниматели, работающие на ОСНО или УСН .

Виды деятельности, которые облагаются торговым сбором, исключают использование ЕНВД.

Налогоплательщикам на ЕСХН и предпринимателям, которые применяют патентную систему, предоставлено освобождение от уплаты торгового сбора в соответствии с п.2 ст.411 НК РФ.

Федеральным законом №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года не регламентируется конкретный перечень товаров, которые подпадают под торговый сбор. Другими словами, сбор взимается с любых товаров, относящихся к видам торговли, к которым применяется торговый сбор.

Какие виды торговли облагаются торговым сбором?

Статья 413 НК РФ вводит обязанность уплачивать торговый сбор в отношении следующих видов торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, которые не имеют торговых залов (кроме АЗС);
  • через объекты нестационарной торговой сети;
  • через объекты стационарной торговой сети, которые имеют торговые залы;
  • посредством отпуска товаров со склада.

Кроме того, деятельность по организации розничных рынков также считается торговой деятельностью.

Основание для возникновения обязательства по уплате торгового сбора

С юридической точки зрения обязанность по уплате торгового сбора не возникает по факту ведения соответствующего вида торговли. Не возникает она и при получении дохода от такой торговой деятельности. Основанием для уплаты торгового сбора является фактическое использование объекта осуществления торговли.

Речь идет о:

  • здании, сооружении, помещении, стационарном или нестационарном торговом объекте или торговой точке, которые используются для осуществления торговой деятельности;
  • объекте недвижимого имущества, который использован управляющей рынком компанией для организации розничного рынка.

Обязанность по уплате торгового сбора возникает у организации или индивидуального предпринимателя уже после одного использования объекта осуществления торговли в течение квартала (основание: ст.412 НК РФ). Причём неважно, является ли магазин или торговый павильон собственностью ООО или ИП, либо же арендуется.

Расчёт торгового сбора

Расчёт суммы торгового сбора осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно в отношении каждого объекта торговли по формуле:
ТС = Ст х Ф,
где Ст - ставка сбора;
Ф - фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли.

Величина ставки сбора может законодательно устанавливаться властями городов федерального значения в рублях в расчёте на объект или площадь объекта осуществления торговли.

Уплачивать сборы необходимо до 25 числа месяца, который следует за периодом обложения (кварталом).

На основании ст.415 НК РФ власти городов федерального значения имеют право на изменение ставок торговых сборов, а именно:

  • установление разных ставок, которые действуют в различных районах города и для различных объектов торговли;
  • снижение ставки сбора вплоть от нулевого уровня.

Суммы торгового сбора в Москве

На территории Москвы торговый сбор взимается по ставке 200 рублей в год за 1 кв. метр для объектов торговли. Эта ставка применяется к объектам торговли, площадь которых превышает 50 кв. метров.

Объекты стационарной торговли, которые имеют площадь 50 кв. метров или менее, облагаются в границах Москвы годовым торговым сбором:

  • на территории ЦАО в размере 240 тыс. рублей;
  • на территории Новой Москвы (за пределами МКАД) в размере 84 тыс. рублей.

Объекты стационарной торговли, которые имеют площадь более 50 кв. метров, облагаются на территории Москвы годовыми суммами торгового сбора, указанными выше, к которым добавляются сборы из расчета 200 рублей за каждый кв. метр площади, превышающей 50 кв. метров.

Объекты стационарной и нестационарной торговли, которые не оборудованы торговым залом, облагаются в границах Москвы годовым торговым сбором:

  • на территории ЦАО в размере 162 тыс. рублей;
  • на территории остальных округов (в пределах МКАД) в размере 120 тыс. рублей;
  • на территории Новой Москвы (за пределами МКАД) в размере 113,4 тыс. рублей.

Как встать на учёт для уплаты торгового сбора

У организаций и индивидуальных предпринимателей, которые попадают в категорию плательщиков торгового сбора, появляется обязанность зарегистрироваться в налоговом органе в статусе плательщиков сбора. Как это сделать? Необходимо подать на бумажном носителе или в электронном виде (применяя телекоммуникационные каналы связи и используя усиленную квалифицированную электронную подпись) уведомление о постановке на учёт ИП или ООО в качестве плательщика торгового сбора по форме ТС-1.

Постановка на учёт в качестве плательщика сбора является очень важной процедурой. Если ООО и ИП не уведомляют о своем статусе плательщика торгового сбора, то налоговый орган приравнивает их к тем, кто осуществляет свою деятельность без постановки на налоговый учёт.

В этом случае индивидуальных предпринимателей и организации ждёт штраф, который составляет 10% величины доходов (но не меньше 40 тыс. рублей), которые получены от такой незаконной деятельности. Кроме того, должностные лица могут быть подвергнуты административному штрафу в размере до 3 тыс. рублей на основании ст. 15.3 КоАП РФ.

Ещё один нюанс: налогоплательщик, который не подал уведомление, лишается права уменьшить налоговую нагрузку на величину торгового сбора. Такой запрет в прямой форме содержит текст Федерального закона №382-ФЗ от 29 ноября 2014 года.

Как торговый сбор отразится на налоговой нагрузке?

При уплате торгового сбора индивидуальные предприниматели могут снизить налоговую нагрузку на УСН и размер НДФЛ. Организации также имеют возможность сократить налоговую нагрузку на УСН и при уплате налога на прибыль.

Торговый сбор и НДФЛ. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем торговой деятельности по месту регистрации он имеет право снизить размер НДФЛ за отчётный налоговый период в размере всей суммы налогового сбора, который был уплачен в течение налогового периода (основание: п.5 ст. 225 НК РФ).

Если индивидуальный предприниматель состоит на учёте в одном городе, а торговая деятельность и уплата торгового сбора осуществляются им в другом городе, такой предприниматель лишается права на уменьшение НДФЛ в размере уплаченного торгового сбора.

Торговый сбор на УСН. При ведении деятельности на УСН у организаций и индивидуальных предпринимателей имеется право уменьшать величину единого налога на сумму торгового сбора, который уплачен в отчётном налоговом периоде.

При этом должно соблюдаться условие: зачисление единого налога производится в бюджет города, на территории которого действует торговый сбор (основание: п.8 ст.346.21 НК РФ).

В случае наличия обособленных подразделений уплату УСН осуществляет головная организация. Поэтому ключевым фактором при снижении величины единого налога на сумму торгового сбора является наличие на территории города федерального значения именно головной организации.

Торговый сбор и налог на прибыль. При ведении деятельности на ОСНО организации получают право уменьшить размеры авансовых платежей по налогу на прибыль на величину торгового сбора, фактически уплаченного на дату уплаты налога с начала налогового периода.

Здесь также должно соблюдаться условие: зачисление налога на прибыль производится в бюджет города, на территории которого действует торговый сбор (основание: п.10 ст.286 НК РФ).

Важно отметить, что в случае наличия обособленных подразделений налог на прибыль уплачивается по месту их нахождения. Другими словами, такие организации, работающие на ОСНО, смогут (в отличие от УСН) гарантированно уменьшить размер налога на прибыль на величину торгового сбора.

Самый простой способ расчёта и уплаты торгового сбора

Для того чтобы рассчитывать и уплачивать торговый сбор вовремя и в полном объеме, нужно сделать только одно: обратиться к услугам интернет-бухгалтерии «Моё дело». Среди огромного количества инструментов, которые необходимы бухгалтеру в повседневной работе и в период сдачи отчётности, есть замечательный сервис расчёта торгового сбора.

Теперь Вам не придется каждый раз обращаться за консультациями по поводу порядка расчёта и уплаты торгового сбора. Благодаря интернет-бухгалтерии «Моё дело» Вы всегда будете точно знать, когда и сколько Вам необходимо заплатить.

В системе Вам всегда доступны бланки уведомления о постановке на учёт (форма ТС-1) и снятии с учёта (форма ТС-2) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора.

Торговый сбор - это просто, ведь теперь Вам помогает интернет-бухгалтерия ! Прямо сейчас пройдите простую регистрацию, чтобы работать с учётом сегодняшних реалий!

На территории столицы вводится торговый сбор с 1 июля 2015 года. Рассмотрим кто будет платить торговый сбор с 2015 года, виды деятельности, попадающие под уплату, порядок постановки и снятия учета плательщика, периодичность платежа и меру ответственности за не постановку на учет. Также обращаем внимание, что ведение деятельности, попадающей под применение сбора и не уведомление при этом ФНС в установленном порядке приравнивается к работе без постановки на учет.

В качестве плательщиков торгового сбора выступают индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющих торговую деятельность на территориях муниципальных образований (Городов федерального назначения), в отношении которых законами городов Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга установлен данный сбор по введенных ими правовыми актами. При этом такая деятельность ведется с использованием недвижимого и (или) движимого имущества (НК РФ ст. 411, п.1).

К плательщикам будут относиться категории компаний и предпринимателей, у которых вид торговли предусмотрен соответствующим законом. Так скажем, в случае продажи со складов торговый сбор уплачиваться не будет, так как не попадает под условия закона – там такой бизнес не прописан.

Величина торгового сбора будет дифференцированной и будет зависеть от площади объекта и его месторасположения. Так скажем сумма сбора, уплачиваемым магазином в ЦАО будет превышать сумму сборов в остальных районах старой Москвы, и ориентировочно в 3 раза больше, чем на вновь присоединившихся территориях.

Организации попадающие по условия применения торгового сбора должны встать на учет в ФНС включительно до 7 июля 2015 г. в качестве плательщика и получить свидетельство (НК РФ ст.416 п.2). После вступления в силу закона все вновь организующиеся компании или те, кто начал вести деятельность попадающие под условия применения сбора должны встать на учет в течение 5 суток с начала ведения такой деятельности.

Уплата сбора будет производится ежеквартально в установленные сроки – не позже 25 числа месяца, который следует после окончания налогового периода. Соответственно первый раз платеж необходимо осуществить уже включительно до 25 октября 2015 года.

Виды деятельности, попадающие под уплату торгового сбора в Москве

Применения сбора касается организаций и ип, осуществляющих торговую деятельность, к которой относятся следующие виды:

  • Осуществление торговли через стационарную торговую сеть, которая не имеет торговые залы (за исключение автозаправочных станций).
  • Осуществление торговли посредством объектов нестационарной сети.
  • Торговля посредством торговых залов стационарной сети.

Организация розничных рынков приравнивается к торговой деятельности. Также не имеет значение вид торговли, попадают под уплату все: розница, опт и мелкий опт.

Под объектом осуществления торговли понимаются помещения, сооружения, здания, торговые точки, стационарные и нестационарные объекты, используемые для осуществления деятельности, попадающего под уплату сбора.

Под торговлей понимается вид деятельности, который связан с торговлей в розницу, мелким оптом и оптом, осуществляемыми посредством объектов стационарной и нестационарной сети, в том числе с помощью товарного склада.

Кто освобожден от уплаты сбора

От уплаты торгового сбора освобождаются плательщики, если они применяют специальные налоговые режимы ЕСХН или ПСН по данному виду деятельности (НК РФ ст. 411, п.2). А также автозаправочные станции.

Кроме этого, для отдельных категорий налогоплательщиков на основании НК РФ ст.410, п.3, на муниципальном уровне (на основании законов, изданных городом Федерального назначения) могут быть установлены льготы.

Обращаем внимание, что согласно под применение сбора не попадает торговля, которая осуществляется путем отпуска товаров со склада.

В соответствии с 62 законом г.Москвы от уплаты торгового сбора освобождаются следующие налогоплательщики:

  • Осуществляющие розничную торговлю с использованием автоматов (торговых и вендинговых).
  • Осуществляющих торговлю на ярмарках, организованных в выходные дни, а также на региональных и специализированных ярмарках.
  • Осуществляющих торговлю на территории розничных рынков посредством объектов нестационарной и стационарной торговой сети.
  • Осуществляющих разносную торговлю в зданиях, помещениях, сооружениях, которые находятся в оперативном управлении казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Освобождаются следующие учреждения:

  • Почтовой связи.
  • Бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Уменьшение налогов на сумму уплаченного сбора

По итогам года налогоплательщики вправе уменьшить начисленную по следующим видам налогов (НК РФ ст. 286, п.10, ст. 346.21, п.8):

  • Налог на прибыль (региональную часть).
  • Упращенку, рассчитываемую по объекту налогообложения «доходы».

Что касается УСН по системе “доходы минус расходы”, по ней прямой нормы нет. Однако в перечне расходов, на которые можно уменьшить налог присутствуют статься расходов по сборам, уплаченным согласно законодательства о налогах и сборах (НК РФ ст.346.16, п.1, пп. 22).

Важно! Минфин в дал разъяснение по определению торговой площади, в том случае, если от нее зависит величина торгового сбора. По предложению чиновников ее необходимо определять исходя из НК о патентной системе.