Атомная подводная лодка «Карп» - головной корабль проекта 945. Поставлена на ремонт, который затем был остановлен

Наиболее известным видом атомных подводных лодок являются, конечно, носители межконтинентальных баллистических ракет, которые обозначаются аббревиатурами РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) или ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими). Между тем не менее важной и гораздо более активно используемой частью современного флота являются многоцелевые субмарины. В СССР было построено немало боевых кораблей этого класса, наиболее многообещающими из которых в 70-е и 80-е годы прошлого века какое-то время выглядели подводные лодки проекта 945 «Барракуда» и 945А «Кондор».

История разработки и создания АПЛ

Начиная с 60-х годов прошлого века, США активно наращивали боевые возможности своего подводного флота. Количество стратегических атомных ракетоносцев в его составе постоянно увеличивалось, а мощь их становилась всё более значительной. В начале 70-х годов руководство Министерства обороны СССР уже знало о работах по созданию субмарин типа «Огайо», на борту которых планировалось разместить по 24 ракеты с четырнадцатью ядерными боеголовками . С другой стороны, ожидалось также и появление «охотников-убийц» — подводных лодок типа «Лос-Анджелес», которые могли представлять крайне серьёзную угрозу для советских ВМС.

Необходимо было предпринимать срочные меры, которые позволили бы решить несколько основных задач:

  1. Поиск и при необходимости уничтожение американских ПЛАРБ нового типа;
  2. Борьба против новейших многоцелевых субмарин вероятного противника;
  3. Уничтожение надводных кораблей из состава авианосных ударных группировок.

Наибольшее значение приобретала противолодочная оборона. Её новая концепция была представлена в 1973 году и предполагала создание комплексной системы оповещения обстановки (КСОПО) «Нептун», важнейшей частью которой предстояло стать многоцелевым атомным подводным лодкам третьего поколения. Перечень других элементов КСОПО таков:

  1. Надводные корабли и самолеты (вместе с АПЛ составляли маневренную часть системы);
  2. Орбитальные комплексы, позволяющие обнаруживать субмарины вероятного противника;
  3. Сеть гидроакустических буёв. Для их установки могли использоваться как корабли, так и морская авиация, включая вертолеты;
  4. Береговые станции освещения подводной обстановки.

Вся собранная информация должна была поступать в единый центр для последующей обработки, отображения, координации дальнейших усилий и принятия решений.

Еще в марте 1972-го, то есть до завершения работ над новой концепцией противолодочной обороны, были выработаны требования к новой многоцелевой атомной субмарине. Одним из пунктов тактико-технического задания было обеспечение возможности организации строительства АПЛ на предприятиях, расположенных во «внутренней» части территории СССР.

Завод «Красное Сормово», расположенный в Нижнем Новгороде (в те годы — Горький), вполне отвечал данному требованию. Кроме того, находившееся в этом городе конструкторское бюро «Лазурит» (современное название, присвоено в 1974-м) вело работы по созданию перспективных многоцелевых АПЛ еще с начала 60-х годов.

Посмотрев на карту, можно заметить, что Нижний Новгород находится довольно далеко от всех морей, омывавших берега СССР. Это обозначало, что построенную подводную лодку придется доставлять по назначению по рекам. Другими словами, требовалось ввести определенные ограничения на вес, осадку и водоизмещение корабля. В то же время субмарина должна была оставаться достаточно прочной и выдерживать погружение на большую глубину.

Подобные качества в известной мере противоречат друг другу, однако в ЦКБ «Лазурит» это предвидели. Основной идеей стало изготовление новой подводной лодки из сплавов на основе титана. Использование этих материалов позволяло «нырять» на 50% глубже, чем это удавалось субмаринам второго поколения и в то же время сократить водоизмещение на 30%. Одновременно резко ослабело электромагнитное поле, создаваемое корпусом, что положительно сказалось на скрытности.

Проект подводной лодки, получивший индекс 645 и обозначение «Барракуда», разработал коллектив инженеров, возглавлял который главный конструктор Н.И. Кваша. Следует отметить, что еще в 1971-м году ЦКБ «Лазурит» одержало победу в конкурсе по созданию аванпроекта субмарины третьего поколения, проводившимся Центральным научно-исследовательским институтом имени академика Крылова (ныне Крыловский государственный научный центр). Соперником «Лазурита» в этом творческом соревновании было знаменитое конструкторское бюро «Малахит», разработавшее когда-то самую первую советскую АПЛ.

Эскизный проект новой субмарины предусматривал семь различных вариантов. В конце июля 1973 года один из них, имевший исходный индекс I, был утвержден Министерством судостроительной промышленности СССР. Анализ, проведенный специалистами ЦНИИ им. Крылова показывал, что такие лодки будут превосходить АПЛ второго поколения не менее чем вдвое при атаке надводных целей и в 7-12 раз – при поиске и уничтожении стратегических подводных ракетных крейсеров.

КБ «Малахит» тоже не осталось без дела – туда была передана вся документация на вариант II (отличался, прежде всего, стальным корпусом). Впоследствии на основе этих наработок были созданы АПЛ проекта 971 «Щука-Б».

В 1974-м году началась подготовка рабочей документации по проекту 945. На первых чертежах изображался прочный корпус подводной лодки. Отдельно проектировалась динамическая модель и опытный натурный отсек, который создавался для проведения цикла испытаний в Северодвинске. У горьковских инженеров в те годы еще не было опыта работы с титановыми сплавами, и им пришлось пройти курсы дополнительного обучения в ЦНИИ.

Несмотря на довольно высокий уровень энтузиазма конструкторов, проявленного в ходе преодоления целого ряда сложных проблем, возникавших во время выполнения проектных работ, изготовление опытного титанового отсека явно затянулось, в поставленные сроки уложиться не удалось. Тем не менее сами испытания прошли вполне успешно, что позволило уже в 1979 году приступить к строительству первой подводной лодки проекта 945, получившей название (шифр) К-239 «Карп». Следующая субмарина, К-276 «Краб», была заложена спустя пять лет. В состав ВМФ эти лодки были включены, соответственно, в 1984-м и 1987-м годах.

В 1982 году в ЦКБ «Лазурит» начались работы по созданию проекта улучшенной многоцелевой подводной лодки третьего поколения. Этот проект обозначался как 945А «Кондор». Изменения по сравнению с «Барракудой» оказались довольно значительными – обновился комплект вооружения, было использовано новое оборудование, количество отсеков увеличилось до семи, выросло также и водоизмещение.

В конечном счете советский, а затем российский ВМФ получил в своё распоряжение две лодки проекта 945А — К-534 «Зубатка» и Б-336 «Окунь», получившие впоследствии названия «Нижний Новгород» и «Псков». После этого все дальнейшие работы были свернуты. В начале 2010-х годов озвучивались планы по модернизации «Барракуд» и «Кондоров», однако они до сих пор остаются неосуществленными – развитие проекта остановлено.

Конструкция подлодки

АПЛ проекта 945 в целом имеет двухкорпусную схему. Лишь небольшой участок шестого отсека субмарины лишён наружного лёгкого корпуса. Форма носовой оконечности подводной лодки представляет собой полуэллипсоид вращения. Кормовая часть по своим очертаниям напоминает веретено, ватерлинии заостряются под углом в 18 градусов.

Конструкторы постарались уменьшить количество выступов и вырезов на поверхности лёгкого корпуса. Установлены специальные устройства, при помощи которых закрываются шпигаты. В носовой части расположен обтекатель из трёх слоев титанового сплава.

Отсеки

Количество отсеков – шесть. Расположены они следующим образом:

  1. Торпедный отсек. Находится в носовой части прочного корпуса подлодки. Здесь установлены все торпедные аппараты. Загрузка оружия осуществляется через особый люк;
  2. Второй (жилой) отсек. Разделен палубами на четыре отдельных помещения. Самое верхнее из них – это центральный пост, из которого осуществляется управление подводной лодкой. На второй и третьей палубах находятся жилые помещения для экипажа и медпункт с изолятором. В самом низу второго отсека установлены различные насосы, кондиционеры и прочие устройства, не работающие в малошумном режиме;
  3. Отсек вспомогательных механизмов. Здесь, в частности, размещаются подъемно-мачтовые устройства (ПМУ);
  4. Реакторный отсек. Предназначение понятно уже из названия – здесь находится основная силовая установка корабля;
  5. Турбинный отсек. Здесь тепловая энергия, выработанная реактором, превращается в кинетическую, приводящую в движение гребной винт;
  6. Еще один отсек вспомогательных механизмов.

Второй и третий отсеки могут использоваться как убежище при возникновении аварийных ситуаций. Поперечные переборки, ограничивающие их объем, сделаны наиболее прочными. Безопасности вообще уделено значительное внимание – лодка оборудована спасательной камерой (размещена в прочной рубке), при помощи которой может быть поднят из глубины весь экипаж, а цистерны главного балласта могут быть продуты продуктами сгорания дизельного топлива при помощи отдельной системы аварийного всплытия.

Вооружение

Для обнаружения вражеских субмарин используется аналоговый гидроакустический комплекс МГК-503 «Скат-КС». Он способен не только выявить само присутствие цели, но и определить её точный тип и координаты. Кроме того, это оборудование может быть использовано и для навигации в сложных условиях для своевременного обнаружения препятствий по курсу движения лодки. Максимальная дальность, на которой МГК-503 способен засечь подводную цель, составляет 230 километров.

В носовом отсеке лодки размещено шесть торпедных аппаратов: два калибром 650 мм и четыре по 533 мм. В основной состав вооружения входят следующие средства поражения:

  1. Ракетный противолодочный комплекс РПК-6 «Водопад». Запускается через торпедный аппарат калибром 533 мм. Могут быть использованы ракеты 83Р и 84Р, отличающиеся по типу боевой части. Дальность действия – до 50 километров;
  2. РПК-7 «Ветер». Запускается через торпедный аппарат калибром 650 мм. Могут быть использованы ракеты 86Р или 88Р, отличающиеся по типу боевой части. Дальность действия – до 100 километров;
  3. Торпеда ТЭСТ-71. Калибр – 533 мм. Обладает комбинированной системой наведения на цель. Вначале управление осуществляется оператором по проводу, присоединенному к торпеде. Когда до цели остается около восьмисот метров, включается активно-пассивная головка самонаведения. Подрыв боевой части обеспечивается неконтактным взрывателем.

Боевые части ракет Р-84 и Р-88 представляли собой ядерную глубинную бомбу . Мощность её для Р-88 точно неизвестна, а для Р-84 этот параметр составлял 200 килотонн, что позволяло уничтожить сразу несколько подводных и надводных целей.

В качестве боевой части ракет Р-83 и Р-86 использовалась торпеда УГМТ-1 калибром 400 миллиметров. Она приводнялась на парашюте, который затем отделялся. Поиск подводной лодки противника торпеда выполняла самостоятельно, маневрируя в соответствии с заданной программой. Головка самонаведения УГМТ-1 обеспечивает захват цели на расстоянии в полтора километра. Скорость движения такой торпеды – 41 узел, а максимальная дистанция «пробега» — 8 километров.

Всего подводные лодки проекта 945 могли взять на борт до 12 торпед и ракет-торпед калибром 650 мм и до 28 – калибром 533 мм. Дополнялся весь этот комплекс вооружения восемью ПЗРК «Игла» для защиты от самолетов и вертолетов в надводном положении.

Субмарины проекта 945А «Кондор» оборудовались шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. По этой причине они, в отличие от «Барракуд», утратили способность применять РПК-7 «Ветер». Зато в боекомплект модернизированных подводных лодок вошли крылатые ракеты «Гранат». Они могли применяться против крупных надводных кораблей, а также и по стационарным наземным целям. В последнем случае обеспечивалась дальность действия до 3000 километров (с ядерной боевой частью). Ракеты «Гранат» являются прямыми предками нынешних «Калибров», отличаясь от них главным образом своим бортовым оборудованием.

Силовая установка

На подводные лодки проекта «Барракуда» устанавливался атомный реактор ОК-650А. Он относится к так называемому водоводяному типу (тепловая энергия, переданная рабочей жидкости в контуре охлаждения, передается воде, циркулирующей по системе трубопроводов, не проходящих через активную зону). Максимальная мощность основной силовой установки достигает 180 мегаватт, что примерно соответствует сорока трем тысячам лошадиных сил.

Вращение турбин, приводящих в движение гребной винт, а также генераторы, снабжающие корабль электричеством, обеспечивается четырьмя парогенераторами. Для подачи постоянного тока используются преобразователи, а также аккумуляторы, разделенные на две группы.

На субмарине установлены два гребных электродвигателя. Они могут быть включены при вынужденной аварийной остановке атомного реактора. Скорость движения в таком режиме составляет не более пяти узлов. Энергия для гребных двигателей вырабатывается двумя дизель-генераторами ДГ-300. На борту имеется запас топлива для них, которого хватает на десять суток.

АПЛ проекта «Кондор» оснащались реактором ОК-650Б, мощность которого доведена до 190 мегаватт.

Классификация

Многоцелевые подводные лодки иногда дополнительно делят на разные виды, ориентируясь на то, каким вооружением они оснащаются. При таком подходе субмарины исходного проекта 945 могли быть отнесены к классу ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная).

В то же время «Кондоры» уже следовало относить к ПЛАРК, то есть к лодкам с крылатыми ракетами на борту. Это несколько странно, особенно если учесть, что программа модернизации «Барракуд» предполагала их оснащение «Калибрами».

Впрочем, подобная классификация почти всегда предполагает некоторую долю условности.

Технические характеристики

Многие, в том числе и такие важные для субмарин параметры, как шумность и сила создаваемого корпусом магнитного поля, остаются для «Барракуд» и «Кондоров» засекреченными. Открыты лишь наиболее обобщенные характеристики.

АПЛ проекта 945 АПЛ проекта 945А
Надводное водоизмещение 5 940 тонн 6 470 тонн
Подводное водоизмещение 9 600 тонн 10 400 тонн
Надводная скорость 12,1 узла 19 узлов
Подводная скорость 35,15 узла 35 узлов
Рабочая глубина 480 м 520 м
Предельная глубина 550 м 600 м
Длина корпуса 107,16 110,5 м
Ширина 12,28 м 12,2 м
Осадка 9,62 8,8 м
Состав экипажа 31 офицер, 30 мичманов 28 мичманов и 31 офицер

Автономность плавания этих подводных лодок достигает ста суток.

Применение на учениях и на боевом дежурстве

К сожалению, информации об использовании подводных лодок проекта 945 в составе советских военно-морских сил очень мало. Известно лишь, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», начиная с момента своего вступления на боевую службу (а это произошло 21 сентября 1984 года), на протяжении последующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усиленном режиме. Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики субмарины.

На страницы западных СМИ новая лодка попала еще до принятия на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 удалось каким-то образом сфотографировать. Американские эксперты оценили советскую субмарину очень высоко, хотя достоверных сведений о ней они тогда еще не имели.

Впоследствии, рассказывая про опыт эксплуатации «Барракуд», вице-адмирал М.В. Моцак, занимавший в 2000 году пост начальника штаба Северного флота, отметил, что оборудование этих подводных лодок позволяло уверенно устанавливать контакт с противником и фиксировать все его перемещения. Российские субмарины при этом оставались незамеченными. Моцак, в частности, сказал, что одна только К-239 в 1995 году обеспечила слежение за американскими подводниками в течение вчетверо более продолжительного времени, чем все надводные корабли.

Самый известный инцидент с участием субмарины проекта 945 произошел в феврале 1992 года, во время учений. Находясь в пределах российских территориальных вод, близ острова Кильдин, подводная лодка К-276 «Краб» (впоследствии переименована в Б-276 «Кострома») протаранила американскую АПЛ SSN-689 Baton Rouge. Эта многоцелевая субмарина типа «Лос-Анджелес» пыталась, оставаясь незамеченной, следить за ходом маневров.

Результат столкновения для американских моряков оказался довольно печальным – на лодке вспыхнул пожар, последствия которого в конце концов привели к списанию боевого корабля. На «Крабе» была повреждена рубка, восстановить которую удалось уже летом того же 1992 года. Оценка этого происшествия едва ли может быть однозначной – противники ухитрились не увидеть друг друга, что не говорит в чью-либо пользу. «Смертельные» повреждения американской АПЛ стали, таким образом, результатом случайности.

Сегодня обе подводные лодки проекта 945 выведены из состава флота и отправлены в ремонтные мастерские. Но едва ли им суждено вернуться в строй – денег на проведение модернизации нет. Та же судьба, к сожалению, может постигнуть и две субмарины проекта 945А.

Достоинства и недостатки

Основным преимуществом как «Барракуды», так и «Кондора» является их скрытность. Достигнута она в первую очередь за счет снижения уровня шума, создаваемого механизмами подводной лодки. Кроме того, большое значение имеет и «размагничивание», обеспеченное использованием титановых сплавов. Состав комплекса вооружения также неплох, особенно на лодках проекта 945А.

Дать объективную оценку уровню безопасности экипажа довольно сложно, поскольку построено всего четыре субмарины. Во всяком случае, прочность конструкции после инцидента у острова Кильдин можно считать доказанной.

Динамические характеристики превосходны и никаких нареканий не вызывают. Главный минус обоих проектов – это очень высокая стоимость изготовления титанового корпуса. Именно этот фактор сделал АПЛ «Щука-Б», которые очень близки по своей конструкции к «Барракудам», куда более многочисленными – ведь они сделаны из сравнительно дешевой стали.

Кроме того, бортовое электронное оборудование лодок проектов 945 и 945А сегодня выглядит уже устаревшим. Его бы следовало заменить еще в начале «нулевых», а сейчас перспективы дальнейшей модернизации выглядят довольно туманно, если не полностью безнадежно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Созданные в 70-е годы прошлого столетия подводные лодки «Барракуда» имеют уникальную конструкцию корпуса, которая остается неповторимой на протяжении 45 лет. Полученный, в ходе разработки и эксплуатации кораблей, опыт широко применяется на современных российских подводных лодках.

Усовершенствованные методики расчета и применение новых марок сталей уже сейчас позволили новым кораблям превзойти параметры прочности титановых корпусов подводных лодок проекта 945 «Барракуда». Старые лодки, после запланированной модернизации, останутся в строю, предположительно, до середины 2020-х годов.

История создания

При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и , параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.

Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.

Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».

Ведущим разработчиком проекта стал Николай Кваша, а наблюдателем от флота – Игорь Богаченко.

В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.


Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).

Применение титана позволило снизить водоизмещение корабля и интенсивность магнитных полей, что снизило риск обнаружения противником.

Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».

Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях завода «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).

В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).

Конструкция

По всей протяженности корпус лодки «Барракуда» двухкорпусный. Гидродинамически совершенный наружный легкий корпус формирует эллипсоидную носовую часть и вытянутую в форме веретена кормовую.

Под легкой оболочкой расположен основной корпус, имеющий цилиндрическую центральную часть, с которой состыкованы конические элементы в носу и корме.

Между корпусами корабля расположены две цистерны для размещения главного балласта, оснащенные шпигатными затворами и кингстонами.

При возникновении аварийных ситуаций продувка цистерн выполняется газами, образующимися при сгорании пиротехнических зарядов. Балластные цистерны прикреплены к внешней поверхности прочного корпуса, что позволило избежать деформации и изгибов, неизбежных при нахождении на больших глубинах.

Внутри прочный корпус разделен на шесть отсеков, между которыми установлены водонепроницаемые переборки. В одном из отсеков «Барракуды» установлена спасательная капсула, рассчитанная на размещение всего экипажа лодки (по штату 59…61 человек). Капсула, после отделения от подлодки, самостоятельно всплывает на водную поверхность.


Основным элементом силовой установки кораблей проекта 945 «Барракуда» является реактор модели ОК-650А, использующий воду в качестве теплоносителя и замедлителя реакции.

В качестве топлива применяется двуокись урана с высоким процентом содержания изотопа 235. Тепловая мощность установки составляет 180…190 МВт. Реактор укомплектован четырьмя парогенераторными установками и продублированными циркуляционными насосами в контурах охлаждения.

Совместная работа устройств обеспечивала надежное охлаждение реакторной установки.

Парогенераторы подают пар на турбозубчатый агрегат мощностью до 43 тыс. л.с., который вращает основной многолопастный гребной винт лодки. Применение винта такой схемы позволило сократить число оборотов и снизить уровень гидроакустических шумов.

На корабле имеются два дополнительных винта с малым диаметром, предназначенных для движения с невысокой скоростью. Винты приводятся во вращение отдельными электродвигателями с максимальной мощностью до 370 кВт.

Система малого хода применяется для выполнения маневров под водой со скоростью до 5 узлов, а также в качестве аварийной системы надводного хода. Двигатели и винты расположены в выдвижных обтекателях и находятся вне пределов легкого корпуса «Барракуды» только при их использовании.


Кроме этого на лодках «Барракуда» смонтированы генераторы переменного тока с приводами от отдельных паровых турбин в количестве двух штук. При возникновении аварийной ситуации, на борту обеспечение электроэнергией ведут две ДГУ с дизелями типа ДГ-350 (по 750 сил каждый).

ДГУ способны вырабатывать как постоянный ток для электродвигателей выдвижных винтов, так и переменный, для обеспечения электричеством оборудования лодки.

Запас, размещенного на борту корабля топлива, позволяет обеспечить работу этих генераторов в течение 10 суток.

Генераторы заряжают аккумуляторные батареи, которые размещены двумя группами в так называемых аккумуляторных ямах. Переменный ток, необходимый для питания электронного оборудования лодки формируется инверторными преобразователями.

АПЛ серии «Барракуда» оснащались гидроакустическим комплексом модели МГК-503, оборудованным аналоговой системой обработки данных. Улучшенные характеристики комплекса и снижение гидроакустических параметров работы механизмов лодки позволили в два раза расширить радиус поиска целей (по сравнению с лодками предыдущих поколений).

Кроме этого, сократилось число ошибок при вычислении координат корабля, что позволяло реже подниматься на поверхность для уточнения местоположения.


Для связи на кораблях «Барракуда» применялся комплекс «Молния-М», который поддерживал систему связи через спутники с помощью буксируемой антенны типа «Параван». Применение модернизированного комплекса связи улучшило дальность приёма и передачи сигналов, а также их различимость.

Характеристики и вооружение

Параметр Значение
Водоизмещение надводное/подводное, тонн 5940/9600
Длина, м 107,16
Ширина, м 12,28
Средняя осадка, м 9,62
Скорость хода надводная /подводная, узлов 12,1/35,15
Рабочая глубина, м 480
Предельная глубина, м 550
Автономность плавания, сутки 100

На лодках «Барракуда» в носовой части установлено шесть торпедных аппаратов, приспособленных для пуска торпед или ракето-торпед:

  • два с диаметром труб 650 мм;
  • четыре с диаметром 533 мм.

Боекомплект лодки включает в себя до 40 торпед и ракето-торпед (из них 12 с калибром 650 мм) или до 42 мин заграждения. В качестве основного вооружения «Барракуды» оснащались малозаметной 533 мм электрической торпедой типа ТЭСТ-71, оснащенной прибором самонаведения.


Для наведения торпеды на малых дистанциях могло применяться ручное дистанционное наведение по проводам, выполняемое оператором с борта лодки. В случае необходимости, он мог переназначать цели или отключать режим самонаведения.

Ракето-торпеды комплекса ПРК-7 «Ветер» с калибром 650 мм обладали увеличенным радиусом действия и могли оснащаться обычной (УГМТ-1) или ядерной боевой частью.

В качестве средства ПВО на борту лодок типа «Барракуда» имелся ЗРК «Игла-1», боекомплект составлял 8 ракет.

Применение титана в конструкции корпуса заметно уменьшило магнитное поле от корабля. Показатели поля АПЛ проекта 945 «Барракуда» оставались непревзойденными на начало 2000-х годов, т.е. спустя 30 лет после начала проектирования.


Субмарина К-276 зимой 1992 года столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» (класса «Лос-Анджелес»). В результате контакта на К-276 была частично разрушена верхняя часть рубки, оснащенная усилителями для всплытия во льдах.

Американский корабль остался на плаву, но получил значительные повреждения, и в строй обратно введен не был.

Экипаж К-276 впоследствии нанес на рубке звезду с расположенной внутри цифрой 1. Подобная практика обозначения побед была распространена на советских подлодках во время Великой Отечественной войны.

Влияние на историю

Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.


На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.

Первый корабль серии «Карп» поставили на долговременное хранение на базе в Североморске в 1998 году, но перед этим ему успели присвоить новое имя «Тула». В 2013 году корабль передали на завод «Звездочка» в Северодвинске для проведения ремонта и модернизации.

В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.

Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.

Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.

Видео

В 60-ые годы идет строительство подводных кораблей второго поколения, проектируются новые подлодки данного класса. Однако советские конструкторы ведут активные поиски по созданию подлодки следующего поколения. Например, проект 673, представленный Горьковским конструкторским бюро №112 в начале шестидесятых – это уже была многоцелевая ПЛА третьего поколения. Конструкторы заложили в нее известные передовые решения. Схема корпуса – полуторная, эффективные обводы, ЭУ с одним реактором, одновальная, а также ряд других инновационных в то время решений. Кроме данного проекта Горьковское ЦКБ разработало еще несколько проектов. В 1971 году один из таких проектов стал базой для проектирования ПЛА третьего поколения.

Успехи американских конструкторов в области построения новейших подводных кораблей и сопутствующего вооружения, что особенно стало заметно к 80 годам, требовали адекватных действий со стороны Советского Союза. 1973 год: в СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию ПЛО государства. Для успешной реализации данной концепции центральное НПО «Комета» создает КСОПО «Нептун» - программу создания комплексных систем освещения подводной обстановки. Программа «Нептун» состоит из:
- центрального звена системы. В нем осуществлялись сбор, обработка, отображение и распределение всей информации;
- стационарные системы освещения подводной обстановки. Они обрабатывали широкий спектр физических полей;
- радиогидроакустические буи, которые оставляли в заданных районах корабли и самолеты;
- системы для обнаружения подлодок из космоса по характерным признакам и следам;
- силы маневрирования, состоящие из кораблей, подлодок и самолетов. А многоцелевые ПЛА 3-го поколения играли здесь важнейшую роль в обнаружении, слежении и уничтожении подводных кораблей противника.

Конструкция, устройство и вооружение ПЛАРК проекта 945

В 1972 году, согласно выданному заданию, начинается процесс проектирования многоцелевой ПЛА. Одно из условий задания – водоизмещение подводного корабля не должно превышать возможности отечественных судостроительных заводов, то есть она должна вписаться в верфи завода. Основное предназначение новых подводных кораблей – обнаружение, слежение и гарантированное поражение ракетных подлодок, АУГ, КУГ, ДЕСО и КОН противника. Применение новой технологии построения корпуса из титанового сплава позволило увеличить максимальную глубину погружения более чем в полтора раза в сравнении с подлодками 2-го поколения. Это же позволило уменьшить массу корпуса и добиться требуемого водоизмещения. Такая конструкция корпуса снизила, вдобавок, и магнитные характеристики подводного корабля, по данным характеристикам они выделяются в лучшую сторону и по сей день. Но производство корпуса из титановых сплавов привело к значительному росту всех затрат на строительство одной подлодки, что свело построение будущих подлодок к ограниченному числу экземпляров.

Согласно проекту, ТРК подлодки должен получить увеличенный вдвое боезапас. Это достигалось применением в ТРК новых видов боеприпасов. Усовершенствовали систему целеуказания, возросла дальность применения ракето-торпед, сократилось почти в 2 раза время, необходимое для осуществления первого залпа. В конце 1969 года ОКБ «Новатор» приступило к работам по созданию новейших ракетных противолодочных комплексов 2-го поколения "Водопад" и "Ветер", калибра 533 и 650 мм соответственно. Основное предназначение – вооружение ПЛА нового поколения. Они получили два типа боеприпасов, увеличенный диапазон применения и скоростные характеристики. Водопад получил название РПК-6 и поступил на вооружение флота в 1981 году, мог использовать малогабаритные самонаводящиеся торпеды и специальные БЧ. "Ветер" получает название РПК-7 и в 1984 году поступает на вооружение флота, как и РПК-6 может использовать УМГТ и ядерные БЧ.

Следующим вооружением, которое получает новая ПЛА, становятся торпеды типа ТЭСТ-71. Основное назначение торпед – нанесение критических повреждений подводным лодкам противника. ТЭСТ-71 оснастили системой гидроакустики активно-пассивного типа с самонаведением. По проводам осуществляли телеуправляемое наведение в 2-х плоскостях с борта подлодки. При необходимости торпеду можно было быстро перенацелить или выключить самонаведение. По скрытности действия торпеда опережала американскую Мк.48, но проигрывала по скоростным характеристикам. Для наблюдения за надводно-подводной обстановкой в новой ПЛА установили комплекс гидроакустики МГК-503 «Скат». Из-за малой шумности и сниженных помех от подлодки дальность действия гидроакустики выросла с два раза по сравнению с существующими ПЛА. Радиоэлектронное вооружение, устанавливаемое на ПЛА типа "Барракуда", увеличило точность определения координат противника в 5 раз. Увеличилось время между всплытиями, необходимое для уточнения собственных координат. Дальность действия связи увеличилась в 2 раза. Для создания ПЛА на заводе «Красное Сормово» строят настоящий отсек из сплавов титана, на котором отрабатывают технологии прочности корпуса и отсеков. Для перспективных ПЛА с теми же целями строят отсек в половину реальной величины из сплавов титана повышенной прочности. Оба отсека перевозят в Северодвинск, где собственно в доковой камере и проходили испытания характеристик прочности. ПЛА класса 945 «Барракуда» изготовлена по двухкорпусной концепции. Легкий корпус получил носовое эллипсоидное окончание и кормовое веретенообразное окончание. Внешние отверстия всех цистерн в нем закрываются с помощью кингстонов и затворов шпигатного типа. Прочный корпус, изготовленный из сплавов титана, получил среднюю цилиндрическую часть и конические носовую и кормовую оконечности. Переборки в концах корпуса – сферические. Конструкция креплений выполнена без возможности получить изгибные напряжения на глубине.

ПЛА разделена на 6 отсеков. На борту находится аварийная система продува 2-х цистерн главного балласта при помощи результатов сгорания топлива. Экипаж подводного корабля - 61 человек, из которых больше половины офицеры. Условия обитания на борту ПЛА достаточны комфортные на то время. Подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, рассчитанную на всю команду. ГЭУ – мощность 43 тысячи л.с. Состоит из одного водоводяного реактора ОК-650А и паро-зубчатого агрегата. Реактор обеспечен 4-мя парогенераторами и насосами для каждого контура. На борту подлодки находятся также два турбогенератора с обслуживающими насосами, вырабатывающими переменный ток. Для использования электроэнергии имеются 2 группы батарей аккумуляторного типа и 2 преобразователя. Винт гребной изготовили малозаметным в плане гидроакустики и уменьшили частоту его вращения. Имеются на ПЛА резервные двигатели - 2 дизеля ДГ-300 со своим запасом топлива, которого хватит на десять дней работы. Они вырабатывают постоянный ток для гребных ЭД и переменный ток для систем подлодки. Гребные ЭД заставляют двигаться подлодку на скорости до 5 узлов, где каждый из них движет свой винт.

На борту установили комплекс «Молния-М», состоящий из спутниковой системы и антенны «Параван» буксируемого типа. ТРК и БИУС сохраняют возможность проведения выстрела даже на большой глубине. Носовая часть получила 4 ТА калибра 533 мм и 2 ТА калибра 650 мм. Боезапас - более 40 единиц боеприпасов.

ПЛА проекта 945/945А/945Б

Головной подводный атомный корабль, получивший название "Карп" и номер К-239, начали строить в 1982 году, в1983 году он сошел со стапелей и в 1984 году поступил на вооружение советского флота. Списан в 1998 году.

Следующий корабль, получивший название "Краб" и номер К-276, начали строить в 1983 году, в 1984 году он сошел со стапелей и в 1987 году поступил на вооружение. В 1993 году получает номер Б-276. В 1996 году подлодку переименовали в «Кострома».

Следующими подводными кораблями из серии 945 стали модернизированные подлодки проекта 945А «Кондор». Модернизация коснулась в основном состава вооружения – на борту ПЛА устанавливают 6 ТА калибра 533 мм вместо 4-х однотипных на «Барракуде» и 2-х ТА калибра 650 мм. ПЛА получает стратегические КР «Гранат» и 8 комплектов ПЗРК «Игла». Увеличили число отсеков – их становится 7 единиц. Модернизировали реактор ОК-650Б, он стал более мощным – 48 тысяч л.с. По характеристикам скрытности данный проект 945А «Кондор» становится самым малозаметным в Советском ВМФ.

Первая подлодка проекта 945А, получившая название "Зубатка" и номер К-534, начала строится в 1986 году, в 1988 году она сходит со стапелей и в 1990 году поступает на вооружение советского флота. В 1993 году получает номер Б-534. В 1995 году ее переименовывают в «Нижний Новгород».

Следующая подлодка данного проекта, получившая название "Окунь" и номер К-336 начала строится в 1990 году, в 1992 году она сходит со стапелей и в 1993 году поступает на вооружение под номером Б-336. В 1995 году получает новое имя «Псков».

Последняя подлодка в серии 945 строилась по модернизированному проекту 945Б «Марс». Основное отличие – согласно проекту, подлодка получалась четвертого поколения. Начало строительства подлодки под рабочим номером 305 - 1990 год, в 1993 году из-за нехватки финансирования строительные работы прекращают. Немного позже подлодку разрезают прямо на стапелях. Все ПЛАРК 945/945А несут службу на Северном флоте, приписаны к базе Ара-губа.

Основные характеристики ПЛАРК 945/945А

Водоизмещение 9.1/10.4 тысяч тонн;
- длина 107/110.5 метров;
- ширина 12.2/12.2 метра;
- осадка 8.8./9.4 метра;
- скорость подводного хода 35/35 узлов;
- скорость надводного хода 19/19 узлов;
- стандартная глубина 480/520 метров;
- команда 61/65 человек.

Аварии многоцелевых ПЛА пр. 945

Начало 1992 года. Российская атомная торпедная подводная лодка находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т.н. "Л-2") и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Сиеррой" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир "Батон Руж" решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Кострома" своей рубкой протаранила днище американского "филера". Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке "Костромы" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту. Американская ПЛА получила тяжелые повреждения, но сумела самостоятельно дойти до своей базы. Ремонт лодки признается нерентабельным, и ее выводят из состава ВМС Соединенных Штатов.
2001 год. Внештатная ситуация произошла в отсеке реактора на подлодке «Нижний Новгород». Семь лет подлодка простояла на судоремонтном заводе «Нерпа», и только в 2008 году работы по восстановлению «Нижнего Новгорода» были закончены, ПЛАРК возвращается в пункт базирования.

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана, рассказал высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, подчеркнув, что решение восстановить лодки было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. «Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать», - пояснил он.

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» - К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» - К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Слева большая АПЛ "Псков" проекта 945А "Кондор", справа АПЛ "Кострома" проекта 945 "Барракуда". Главное визуальное отличие - форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» - авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже - до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.

АПЛ "Кострома" на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945

Как рассказал один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся на первой лодке уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», - пояснил представитель «Звездочки».

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». «Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие», - добавил судоремонтник.

АПЛ "Псков"

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S).

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома"), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота

Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда" после столкновения 11.02.1992. с АПЛ "Батон Руж" ВМС США

«Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок - это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 - бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу лодки могут служить до 100 лет», - сказал он.

Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда"

Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, - не самое правильное решение.«Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановые. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Поэтому я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше», - пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.

Наряду с разработкой многоцелевых атомных подлодок второго поколения в ведущих КБ страны, флотских и отраслевых научных центрах, вели поисковые работы по субмаринам третьего поколения. К примеру, сначала 1960-х годов Горьковское (сейчас нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» разработало предэскизный проект № 673 - многоцелевая атомная подводная лодка, в конструкции которой заложили много передовых решений - рациональные исходя из убеждений гидродинамики обводы (без огораживания рубки), полуторакорпусная схема, одновальная энергетическая установка, имеющая один реактор и тому схожее. Позже работы по новым многоцелевым атомным подлодкам в Горьком продолжили. Одна такая проработка и была в 71-м году взята за базу проекта первой русской АПЛ третьего поколения.

Расширение боевых способностей флота США - сначала, подводной составляющей, которая в 1960-80-х годах развивался более оживленно, добивалось резкого прирастить противолодочный потенциал русского военно-морского флота. В 73-м году в СССР в рамках программки «Аргус» разработали концепцию противолодочной обороны. В рамках данной концепции ЦНПО «Комета» (управляющий – генеральный конструктор Савин) начали реализовывать программку сотворения КСОПО «Нептун» (всеохватывающая система освещения обстановки) которая включала:

— центральным звеном системы являлись центр сбора, обработки, рассредотачивания и отображения инфы, отражения;

— стационарная система освещения подводной обстановки, которая работала по разным физическим полям подводной лодки;

— гидроакустические буи, которые выставляются в океанах самолетами и кораблями;

— галлактические системы обнаружения подлодок по различным демаскирующим признакам;

— маневренные силы, которые включают самолеты, подлодки и надводные корабли. При всем этом многоцелевые АПЛ последнего поколения, которые обладали завышенными поисковыми способностями, рассматривали как важное средство обнаружения, слежения и поражения (после получения соответственной команды) субмарин противника.

ТТЗ на разработку большой многоцелевой атомной подводной лодки выдали в марте 72-го года. При всем этом военно-морской флот ставил задачку ограничить водоизмещение лодок в границах, которые обеспечивают строительство подлодок на внутренних заводах (а именно - на заводе «Красное Сормово» г. Горьковатый). Главным предназначением новых субмарин проекта 945 («Барракуда») было слежение за ракетными авианосными ударными группами и подлодками потенциального противника, также ликвидирование данных целей в случае начала боевых действий. Главный конструктор проекта – Н.И. Кваша, а главный наблюдающий от военно-морских сил - И.П. Богаченко.

Принципно принципиальным элементом новейшей атомной подлодки было применение в ее крепком корпусе титанового сплава имеющего предел текучести 70-72 кгс/мм2, что обеспечивало повышение в 1,5 раза предельной глубины погружения по сопоставлению с субмаринами второго поколения. Внедрение титанового сплава имеющего высшую удельную крепкость позволяло за счет понижения массы корпуса сберечь на водоизмещении подлодки до 30%, что давало возможность строить атомные подводные лодки в Горьком и транспортировать их внутренними аква способами. Не считая того, титановый корпус позволял существенно уменьшить магнитное поле судна (по данному параметру подлодки 945-го проекта сохраняют лидерство посреди подлодок и сейчас).

Но внедрение титана тянуло за собой существенное повышение цены атомной подлодки и по тех. причинам ограничивало количество строящихся судов, также число компаний, участвующих в программке (в Комсомольске-на-Амуре разработка постройки корпусов из титана освоена не была).

Торпедно-ракетный комплекс новейшей подлодки по сопоставлению с атомными субмаринами предшествующего поколения был должен владеть в два раза огромным боезапасом, возросшей дальностью стрельбы, за счет использования улучшенной системы целеуказания и новых боеприпасов, (для ракето-торпед – в 3 раза, для торпед – в 1,5 раза), также завышенной боеготовностью (для подготовки к стрельбе первым залпом требовалось вдвое меньше времени).

В ОКБ Минавиапрома «Новатор» под управлением Л.В. Люльева в декабре 1969 года начали работать над новыми 533-миллиметровыми противолодочными ракетными комплексами второго поколения «Водопад» и 650-миллиметровыми «Ветер», предназначенных приемущественно для оснащения многообещающих атомных подводных лодок третьего поколения. «Водопад» в отличие от ПЛРК «Вьюга-53» был должен оснащаться не только лишь специальной боевой частью, да и компактной самонаводящейся торпедой УМГТ-1 (разработан в НПО «Уран») с дальностью реагирования 1500 м по акустическому каналу, дальностью хода до 8000 м и наибольшей скоростью подводного хода 41 узел. Применение 2-ух типов комплектации расширяло спектр использования орудия. У «Водопада», по сопоставлению с «Вьюга-53», росла наибольшая глубина пуска ракеты, которая составляла до 150 метров, увеличивался спектр дальностей огня (с глубин от 20 до 50 метров - от 5 до 50 тыс. м, со 150 метров - от 5 до 35 тыс. м), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (которое составляло 10 секунд).

«Ветер», который имел вдвое огромную, по сопоставлению с «Водопадом», наивысшую дальность, мог оснащаться торпедой УМГТ либо ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» (индекс РПК-6) на вооружение ВМФ поступил в 1981 г (им оснащались как АПЛ, так и надводные корабли), «Ветер» (индекс РПК-7) - в 84-м г.

Еще одним типом орудия, которое было внедрено на АПЛ третьего поколения, стала самонаводящаяся телеуправляемая торпеда ТЭСТ-71. Данная торпеда предназначалась для поражения подлодок и оснащалась активно-пассивной Угасал самонаведения, которая совместно с системой телеуправления обеспечивала двухплоскостное наведение на цель. Наличие системы телеуправления давала возможность производить контроль за работой аппаратуры самонаведения и маневрированием торпеды, также управлять ими при выстреле. Оператор на борту атомной подводной лодки, зависимо от тактической ситуации, мог перенацелить торпеду либо запретить ее самонаведение.

Электронной силовой установкой обеспечивалось движение торпеды в 2-ух режимах - поисковый (скорость 24 узла) и режим сближения (скорость 40 узлов) с неоднократным переключением режима. Наибольшая дальность хода (находится в зависимости от преобладающей скорости) составляла от 15 до 20 тыс. м. Глубина поиска/поражения цели от 2 до 400 метров. По уровню скрытности ТЭСТ-71 почти во всем превосходила южноамериканскую торпеду Мк.48, снаряженную поршневым движком, хотя южноамериканская торпеда, при сравнимой дальности, имела несколько огромную скорость хода (около 50 узлов).

АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. — Б-276, с 06.04.1993. — "Краб", с 15.11.1996. — "Кострома"), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота

Боевые повреждения огораживания выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. — Б-276, с 06.04.1993. — "Краб", с 15.11.1996. — "Кострома") проекта 945 "Барракуда" после столкновения 11.02.1992. с АПЛ "Батон Руж" ВМС США

Для освещения надводной и подводной обстановки и целеуказания было принято решение применить улучшенный ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря мерам по уменьшению шумности атомной подлодки и уменьшению собственных помех во время работы гидроакустического комплекса дальность обнаружения целей возросла более вдвое по сопоставлению с субмаринами второго поколения.

Внедрение новейшей системы радиоэлектронного вооружения отдало возможность уменьшить в 5 раз предельную ошибку при определении места, также существенно прирастить интервалы меж всплытиями при определении координат. Вдвое возросла дальность связи, втрое – глубина приема радиосигналов.

Для отработки технологии и вопросов прочности заводом «Красное Сормово» из титанового сплава выстроили натурный отсек, также полунатурный отсек с внедрением другого, более крепкого титанового сплава, который предназначался для использования на сверхглубоководных многообещающих АПЛ. Отсеки доставили в Северодвинск, где провели усталостные и статические тесты в специальной док-камере.

Атомная подлодка проекта 945 предназначалась для ведения борьбы с ракетными подлодками противника, и с надводными судами из состава ударных группировок и авианосных соединений. Боевой потенциал повышался за счет усиления торпедного и ракетно-торпедного вооружения, прогресса в развитии систем целеуказания, обнаружения, навигации, связи, внедрения информационно-управляющих комплексов и улучшения тактико-технических частей - глубины погружения, скорости, скрытности, маневренности, живучести и надежности.

Подводная лодка 945-го проекта была выполнена по двухкорпусной схеме. У легкого корпуса эллипсоидная носовая и веретенообразная кормовая оконечность. Забортные отверстия запираются с помощью шпигатных затворов, также кингстонов на цистернах головного балласта.

Крепкий корпус, сделанный из сплава титана, имеет относительно обыкновенные формообразования – конические оконечности и цилиндрическая средняя часть. Концевые переборки - сферические. Крепкие цистерны к корпусу крепятся таким макаром, что исключаются изгибные напряжения, которые появляются при обжатии подлодки на глубине.

Корпус субмарины разбит на 6 водонепроницаемых отсеков. Лодка вооружена системой аварийного продувания цистерн головного балласта с помощью товаров сгорания горючего.

Экипаж лодки состоит из 31-го офицера и 28-ми мичманов, для которых сделали отличные условия обитаемости. Атомная подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, способную вместить весь экипаж субмарины.

Основная энергоустановка номинальной мощностью 43 тыс. л. с. включает водоводяной реактор ОК-650А (мощностью 180 мВт) и паро-зубчатый агрегат. ОК-650А имеет 4 парогенератора, по 2 циркуляционных насоса первого и 4-ого контуров и 3 насоса третьего контура.

Лодка имеет два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Для обслуживания потребителей, которые употребляют неизменный ток, имеется два обратимых преобразователя и две группы аккумуляторных батарей.

Многолопастный гребной винт имеет усовершенствованные гидроакустические свойства и уменьшенную частоту вращения.

При выходе из строя главной энергоустановки для следующего ввода были предусмотрены аварийные источники питания, также запасные средства движения. Имеются пара дизельных генераторов ДГ-300 снаряженных обратимыми преобразователями (каждый 750 л. с.) с десятисуточным припасом горючего. Они предназначались для выработки переменного тока для общекорабельных потребителей и неизменного – для гребных электродвигателей.

Для обеспечения движения в подводном положении со скоростью до 5 узлов атомная подводная лодка оборудовалась 2-мя гребными электродвигателями неизменного тока (мощность каждого 370 кВт), каждый работает на свой винт.

Подлодка вооружена ГАК МГК-503 «Скат-КС» (имеет аналоговую обработку инфы). Комплекс «Молния-М» состоит из системы спутниковой связи и буксируемой антенны «Параван».

Комплексом ракетно-торпедного вооружения и боевой информационно-управляющей системой обеспечиваются одиночная и залповая стрельба без ограничений по глубине (прямо до предельной глубины погружения). В носовой части смонтировано четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два 650 мм. В боекомплект заходит 40 единиц орудия - торпеды и ракето-торпеды.