Лидерство и руководство – две основные формы управления. Они имеют определенные отличия, но и немало сходства. Например, общую цель – управлять группой и создавать в ней благоприятный .

Самой популярной является теория о том, что лидерами рождаются, а не становятся, то есть теория характера, или «великого человека». Под этим подразумеваются врожденные личности, помогающие человеку стать лидером.

Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.

Особенности лидеров

Самая главная особенность лидеров – харизма. Подробнее об этом читайте в статье . К другим отличительным чертам лидера относится:

  • высокий уровень притязаний;
  • высокая ;
  • самоуважение;
  • адекватная оценка слабых и сильных сторон своей ;
  • стремление к успеху (важность и ответственность), признанию, власти (управление людьми, направление их в определенное русло).

Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:

  • выше среднего, умение решать сложные и абстрактные задачи;
  • самостоятельность, находчивость, деловая активность, готовность к действию, инициативность;
  • умение видеть ситуацию широко, рассматривать выше частного;
  • знания и опыт в конкретной сфере;
  • хорошее здоровье, развитое , ;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
  • способность к (умение снимать напряжение);
  • коммуникабельность;
  • способность к психоанализу;
  • красноречивость;
  • визуальность (внешняя привлекательность).

Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.

Виды лидерства

Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.

Эмоциональное

Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.

Деловое

Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать . Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.

Информационное

Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.

Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.

По направленности лидерство может быть:

  • Конструктивное. Помогает достигать целей организации.
  • Деструктивное. Стремления лидера наносят ущерб организации.
  • Нейтральное. Не влияет на производительность.

Типы лидерства

Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:

  • Вожак действует внушением. Он активен, силен, физически развит, здоров, стремится к успеху, уверен в себе, отличается способностью к адаптации, умен, имеет развитое творческое начало и интуицию, тактичен, контактен и легок в общении.
  • Лидер обладает меньшим авторитетом, чем вожак. Он тоже убеждает и внушает, но еще и побуждает методом «делай как я».
  • Ситуативный лидер выдвигается в конкретной ситуации за счет своих сильных способностей, необходимых в данный момент.

По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:

  • «Один из нас». Он ничем не выделяется среди группы, но ей воспринимается как первый среди равных.
  • «Лучший из нас». Практически по всем качествам выделяется из группы, выступает образцом.
  • «Хороший человек». Ценится и выделяется коллективом за свои нравственные качества.
  • «Служитель». Рассматривается как посредник, представитель интересов.

Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.

Лидер и руководитель

Руководство – формальная позиция человека, не имеющая отношения к его личностным качествам, хотя на они влияют. Лидерство – положение, занимаемое человеком благодаря своим индивидуально-личностным особенностям. Пожалуй, это главное отличие.

Среди сходств можно выделить следующие:

  • ориентация на цели организации;
  • общение с людьми и группами людей;
  • мотивирование работников и иное влияние на них;
  • создание и поддержание благоприятного психологического климата.

Иногда руководитель и лидер рассматриваются как синонимы, если эти роли уживаются в одном человеке. Но так бывает не всегда. Возможно также выделение руководителем лидера или лидеров группы и выявление неформальных лидеров.

Лидер сам заинтересован и участвует в рабочем процессе. Он консультирует, дает советы, поддерживает обратную связь и подталкивает людей к самостоятельности, ведет за собой, показывает личный пример. Руководитель же может этого и не делать, он может даже не знать своих подчиненных лично. Лидеры не дают готовых решений, совместно с другими участниками коллектива они развивают

Лидерство может передаваться от одного человека к другому в зависимости от того, какие именно знания, умения, навыки, качества и способности нужны для решения актуальной проблемы.

Отличается характер власти руководителя и лидера. Руководитель наделен полномочиями, статусом. Лидер же завоевывает расположение группы и мотивирует их на успешное выполнение задач своим авторитетом и харизмой. Власть авторитета в разы сильнее власти полномочий. Но эту же власть проще потерять, так как она основана на уважении самой личности лидера.

Таким образом, можно выделить следующие отличия лидера и руководителя:

  • Руководитель организует всю деятельность, лидер в большей степени отвечает за психологические отношения по вертикали.
  • Руководитель назначается официально сразу после создания организации, лидер выдвигается стихийно через взаимоотношения участников группы.
  • Руководитель управляет всей деятельностью и внешними связями организации, лидер отвечает за общение, деятельность и характер отношений внутри группы.
  • Руководитель контролирует и властвует, лидер сам исполняет нормы организации.
  • Руководитель ориентируется на прописанные права, лидер – на морально-психологические нормы, возникшие в группе.
  • Руководство более стабильно, лидерство зависит от отношений и мнений участников коллектива, вследствие чего лидерство изменчиво.

Руководство – социальное влияние, в основе которого лежит принцип правовых отношений, распределения ролей, власть, контроль и дисциплина. Лидерство – психологическое влияние, основанное на восприятии, подражании, взаимопонимании и внушении. Это добровольное подчинение и свободное общение.

Руководитель – верхняя позиция в правовой социально-ролевой иерархии. Лидер – вершина в иерархии авторитета и престижа.

Особенности руководителя-лидера

Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:

  • Способен воспринимать и принимать общие нужды и проблемы, брать на себя ответственность за их решение.
  • Способен организовывать совместную деятельность: формулирование актуальных для всего коллектива задач, создание условий для их исполнения, взятие ответственности, учет интересов и возможностей каждого участника, планирование работы с учетом этих особенностей, рассматривание и признание противоположных мнений, распределение обязанностей, мотивирование персонала.
  • Отличается , тактичностью, доверием, чуткостью: выслушает, поможет, разделит тайну, отстоит интересы, разрешит .
  • Умеет представлять от своего лица весь коллектив, выражать общее мнение, выступать с инициативой к вышестоящим организациям для удовлетворения нужд коллектива.
  • Умеет эмоционально и психологически воздействовать, привлекать людей без принуждений и приказов, убеждает и поощряет.
  • , чем вселяет веру в собственные силы всему коллективу.

В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.

В кратком словаре по социологии говорится: «Лидер - авторитетный член организации или малой груп­пы, личностное влияние которого позволяет ему играть глав­ную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля».

(Краткий словарь по социологии (М., 1988))

В психологическом словаре дано следующее определение понятия «руководитель»: «Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятель­ности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производ­ственную (научную, творческую и пр.) активность».

(Психология: Словарь (М., 1990))

Руководство и лидерство являются частью управления, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Управление – процесс руководства действиями, направленными на достижение поставленных целей.

Руководство – интеллектуальная и физическая деятельность с целью выполнения подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или группу.(Управленческая психология)

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной пси­хологии как групповые процессы, связанные с социальной вла­стью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоря­жаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Ли­дер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

Любая социальная группа в той или иной мере связана с про­блемами лидерства или руководства. Несмотря на различие поня­тий «руководитель» и «лидер», большинство исследований по проблемам управления идут в контексте общих теорий лидерства, где под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер - в системе неформаль­ных отношений, а руководитель - в системе формальных отноше­ний. В социально-психологическом смысле лидерство и руковод­ство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие дейст­вия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или ру­ководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, по­скольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер - на групповые интересы. В то же время выделяют два аспекта власти - формальный и психологический, в зависимости от ориентации лидеров и руководителей.

Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический оп­ределяется личностными возможностями руководителя воздейст­вовать на членов группы. Руководство, таким образом, всегда со­держит правовую основу в отличие от лидерства. Инструменталь­ный руководитель - это руководитель, ориентированный на зада­чу, а психологический руководитель - на людей и их интересы. Вполне понятно, что большинство руководителей сочетают в сво­ей деятельности и то, и другое.

Отличие лидерства от руководства.

Несмотря на то, что по своей психологической сущности про­цессы лидерства и руководства тождественны, существуют разли­чия между лидером и руководителем, которые традиционно выде­ляются в социальной психологии (Парыгин Б. Д. Основы социаль­но-психологической теории. - М., 1971).

Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а ру­ководитель - формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обес­печить определенный уровень отношений своей группы в микро­структуре организации (учреждения), т.е. вне группы.

Во-вторых, лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды. В то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений.

В-третьих, лидерство является стихийным процессом, в отли­чие от руководства. Никто не может гарантировать запланиро­ванное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемы. Руководство - процесс целенаправленный и запланированный. Он не зависит от групповых настроений, групповой динамики и реа­лизуется на уровне формальных отношений. Руководство всегда осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство.

В-четвертых, руководитель в процессе влияния на подчинен­ных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может ис­пользовать формальные (отрицательные и положительные) и не­формальные (отрицательные и положительные) санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции.

В-пятых, различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений - обязательной управленческой функции. Для ее реализации руководитель использует большой объем информации как внешней, так и внутренней. Лидер же вла­деет только той информацией, которая существует в рамках дан­ной группы. Таким образом, принятие решений лидером осущест­вляется непосредственно, а руководителем - опосредованно. На­конец, сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лиде­ра она ограничивается рамками данной группы. (Андриенко)

Понятия «руководство» и «лидерство» различны. Р.С. Филонович дает следующий перечень отличительных особенностей руководителя от лидера:

Таблица 7.

Руководитель

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

Основа действий – план

Основа действий – видение перспективы

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионал

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает движения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

В зависимости от официального положения в организации, наличия прав и обязанностей понятия «руководитель» и «лидер» различаются по следующим параметрам:

Таблица 8.

Руководитель

Лидер

Выдвигается официально

Выдвигается неофициально

Даны права и полномочия законом

Не является обладателем прав и полномочий

Выполняет несколько социальных ролей

Деятельность ограничивается рамками внутригрупповых отношений

Несет перед законом ответственность за деятельность группы и ее результаты

Не несет ответственности перед законом за работу группы и все, что в ней происходит

Руководство имеет организационную природу

Лидерство имеет психологическую природу

Параметры руководителя и лидера по отношению друг к другу определяются А.А. Романовым и А.А. Ходыревым:

Таблица 9.

Параметр

Реализация параметра

руководителя

лидера

«Рождение»

Назначение извне (по отношению к коллективу)

Выдвижение изнутри (из среды коллектива)

Предназначение

Выполнение санкционированных законом и должностными инструкциями функций

Выполнение ожидаемых коллективом функций (экономических, коммуникативных и т.д.)

Система санкций (обязанности и права)

Формализованная, нормализованная, согласованная, упорядоченная, последовательная

Разработка приказа и реализация решений

Согласованные и согласуемые, оформляемые документально, инструктивно предусмотренные, обязательные к выполнению

Несогласованные, документально не подтверждаемые, инструктивно не предусмотренные, необязательные к исполнению

Руководитель должен обладать лидерским влиянием для эффективного руководства.

Руководство и лидерство имеют и общие черты:

· полная подчиненность принятым в организации целям;

· постоянное общение с людьми, объединенными в группы;

· воздействие на членов группы для достижения целей;

· положительное мотивирование персонала;

· реализация социального влияния на рабочие группы. (управленческая психология)

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как совершенно идентичные. Так, Д. Майерс счи­тает, что лидерство - это процесс, посредством которого опреде­ленные члены группы мотивируют и ведут за собой группу (см.: Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997). При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и вы­двинут в процессе групповых взаимодействий. Такой взгляд вполне оправдан, поскольку социально-психологическая сущность лидер­ства и руководства совпадает. В связи с этим многие теории управ­ления справедливы как для лидерства, так и для руководства.

    Лидер и руководитель (менеджер)

    Основные составляющие поведения лидера

    Функции лидера (руководителя)

    Лидерство и власть. Стили руководства (лидерства)

    Лидерство и стратегия влияния

    Типы лидеров

    Классификации лидерства

    Подходы и теории изучения лидерства

1.1. Лидер и руководитель (менеджер)

Термин «лидерство» в английском языке обозначает поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи. В основе этого слова лежит глагол «lеаd» - «вести». Итак, ли­дер - это тот, кто ведет за собой.

Лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (после­дователи) готовы реализовывать предложенную инициативу и прикладывать для этого значительные усилия.

Лидерство – ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности.

Лидерство и руководство рассматриваются как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер - на групповые интересы.

Различия между лидером и руководителем:

1. Руководитель назначается официально, лидер выдвигается неофициально.

2. Руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство. Лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.

3. Руководителю права и полномочия даны законом. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями.

4. Руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер, он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции.

5. Руководитель входит в макросреду, его сфера деятельности шире. Лидер является представителем своей группы, ее членом, выступает как элемент микросреды, сфера деятельности лидера ограничивается рамками данной группы.

6. Руководитель регулирует формальные отношения. Деятельность лидера ограничивается рамками межличностных отношений.

7. Для принятия решений руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений руководителем осуществляется опосредованно, а лидером - непосредственно.

8. Руководитель несет внешнюю персональную ответственность за деятельность группы и ее результаты, в том числе перед законом. Лидер не несет подобной ответственности за работу группы и за все, что в ней происходит (если, конечно, группа в своей деятельности не нарушает закон).

Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние, как на действия, так и на мнение отдельного ее члена и что становление и развитие группы происходит, в том числе через постепенную кристаллизацию функций ее лидера- человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.

Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление - явления, различающиеся по целому ряду оснований.

Первое отличие - это происхождение. Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например, с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может не принадлежать к данной группе людей.

Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.

Третье отличие связано со сферами влияния лидеров и руководителей. Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снижает влияния на него распоряжений его формального начальника.

Три указанных отличия можно подытожить с помощью различения понятий «формальный» и «неформальный» аспекты группы. Каждая реально взаимодействующая группа имеет формальную и неформальную структуры, которые могут совпадать или не совпадать. Для каждой из названных структур есть лицо или лица, осуществляющие координирующие функции, являющиеся своего рода «цементом», удерживающим других людей в составе группы. Для формальной структуры таковым является руководитель, а для неформальной - лидер. Наиболее простой для рассмотрения случай, когда формальная и неформальная структуры совпадают. В этом случае можно говорить о руководителе-лидере. Быть таким человеком - большая удача и для него, и для членов подобной группы. Такой руководитель - лидер обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов группы. Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, группа гораздо лучше управляема.

На практике, однако, чаще всего бывает иначе. Формальные и неформальные аспекты не совпадают, и более компетентный руководитель нуждается в установлении и поддержании хороших отношений с неформальными лидерами групп, входящих в руководимую им организацию. Менее компетентный руководитель вынужден наиболее полно использовать властные полномочия, предоставленные ему сверху, для того чтобы добиваться решения внешних по отношению к группе и ее членам управленческих задач. Это приводит к разным стилям руководства.

Вопросы управления во все времена привлекали повышенное внимание людей, ищущих власти, ведь механизмы её получения и удержания никогда не будут изучены до конца. Отдельные школы менеджмента противопоставляют руководителя и лидера как две различные формы влияния на коллектив. Кем быть лучше: назначенным на должность управленцем или признанным авторитетом, которого любят и боготворят?

Определение

Лидер – гласный или негласный статус, позволяющий человеку пользоваться авторитетом и влиянием в социальной группе, управлять ею и реализовывать определённые проекты и идеи. Харизматические «вожди» получают власть за счёт своего обаяния и внутренней притягательности, формальные – в силу легитимности. Утрата статуса происходит по мере того, как на смену старым лидерам приходят новые, пользующиеся большим доверием и уважением.

Руководитель – лицо, обладающее формальным статусом и должностными инструкциями, уполномоченное управлять определённой общностью людей. Это может быть директор фирмы, начальник отдела, президент, председатель правления. Его главное отличие – легитимность, то есть обладание нормативно закреплённой властью и определённым кругом полномочий.

Сравнение

Не совсем правильно проводить границу между указанными категориями по таким основаниям, как стиль управления, вмешательство в деятельность коллектива, авторитет. Ведь и лидер, и руководитель могут быть одинаково пассивными или активными, деспотичными или демократичными, образованными или безграмотными. Обсуждая категории без эмоций, отличия видятся совершенно в ином.

Во-первых, лидер – понятие более широкое, чем руководитель. Это могут быть как формальные, так и неформальные «вожди» сообщества. Во-вторых, руководитель всегда имеет легитимный статус. Его утрата автоматически влечёт за собой потерю своего места. Лидер может быть негласным, духом нации или общества. Даже если его отстранят от занимаемой должности, он всё равно сохранит авторитет и статус.

Выводы сайт

  1. Объём понятия. Лидер – понятие более широкое, нежели руководитель.
  2. Способ получения статуса. Руководителей назначают, лидерами – становятся.
  3. Формальное выражение власти. Руководитель всегда имеет легитимность, лидер может быть избран негласно.
  4. Утрата функций. Руководитель теряет статус, когда его отстраняют от должности, лидер – когда появляется новый «вождь».