В этом уроке рассказывается о методе ретуши в Photoshop с помощью разложения изображения на низкочастотную и высокочастотную составляющие. Низкочастотная составляющая позволяет исправлять цвет и тон, не затрагивая мелкие детали, такие как текстура кожи. Высокочастотная составляющая напротив, позволяет работать с текстурой, не затрагивая цвет и тон

Возьмем исходное изображение с дефектами кожи в виде прыщей – распространенная проблема у подростков.

1. Откроем наше изображение в программе Adobe PhotoShop CS5. Создадим 2 копии фонового слоя (можно использовать сочетание клавиш J+CTRL – скопировать на новый слой). Верхний слой назовем текстура, нижний – ТОН.

2. Отключим видимость слоя ТЕКСТУРА и перейдем на слой ТОН. Размоем этот слой с таким радиусом, чтобы у нас исчезли явные дефекты.

Небольшие дефекты останутся, но мы их сможем легко поправить.

Мы создали низкочастотный слой. На нем нет мелких деталей изображения, таких как текстура кожи. На этом слое можно поправить некоторые дефекты: пятна, цвет, тон, светотеневой рисунок, не затрагивая текстуру кожи.

3. Перейдем на слой ТЕКСТУРА. Включим его видимость. Применим фильтр ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ с радиусом таким же как в размытие по Гауссу.

ФИЛЬТР → ДРУГОЕ → ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Изменим режим наложения для слоя ТЕКСТУРА на ЛИНЕЙНЫЙ СВЕТ. Получается изображение с избыточной резкостью.

4. Необходимо в 2 раза ослабить воздействие режима наложения ЛИНЕЙНЫЙ СВЕТ. Для этого воспользуемся корректирующим слоем КРИВЫЕ, который привяжем к слою ТЕКСТУРА с помощью обтравочной маски.

Надо, удерживая клавишу ALT, кликнуть по значку создания корректирующего слоя , который находится внизу на панели СЛОИ.

Включаем параметр ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДЫДУШИЙ СЛОЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБТРАВОЧНОЙ МАСКИ.

Смещаем черную и белую точки кривой на ¼ диапазона. Это позволяет ослабить контрастность нижележащего слоя на 50%.

После применения всех выше описанных действий, наше изображение ДО и ПОСЛЕ должно выглядеть одинаково. Вот теперь мы можем производить ретушь слоев, не зависимо друг от друга.

Ретушь

1. Переходим на слой ТЕКСТУРА. Для удобства создаем новый пустой слой, он автоматически привяжется к слою с текстурой.

2. Отключаем нижележащие слои и корректирующий слой, чтобы контрастность изображения стала выше, и нам было удобнее следить за изменениями текстуры кожи. Можно использовать любые стандартные инструменты ретуши, например ШТАМП.

Итак, мы подправили текстуру кожи, но могли остаться небольшие пятнышки и неровности цвета кожи.

Исправить эти дефекты можно следующим образом.

3. Переходим на слой ТОН. Для удобства создаем пустой слой. Инструментом КИСТЬ с непрозрачностью 50%, отбирая соседний цвет (удерживая клавишу ALT) накладываем его в нужных местах. Так мы можем легко править цвет, не затрагивая текстуру.

Другой вариант ретуши тона. Его можно использовать как дополнительный способ, для достижения более качественного результата.

4. Для этого создаем копию фона и перемещаем между слоями ТЕКСТУРА и ТОН. Отключаем все вышележащие слои.

ФИЛЬТР → РАЗМЫТИЕ → РАЗМЫТИЕ ПО ГАУССУ

Метод частотного разложения, на мой взгляд – это лучшая на сегодняшний день технология, позволяющая отдельно работать с детализацией и цветом. Для тех, кому интересны теоретические основы этого метода, рекомендую почитать соответствующие материалы в ЖЖ Андрея Журавлева, так как не вижу смысла дублировать то, что уже было сделано до меня, причем, максимально подробно, с описанием математики.

Мы же с вами коснемся чисто практических аспектов и нюансов применения данного метода, рассмотрим как достоинства, так и недостатки, а точнее, ограничения различных способов реализации метода частотного разложения.

Если вы уже сталкивались с этим методом, то знаете, что существует несколько способов его реализации.

Разложение на две частоты с помощью фильтров Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) и Цветовой контраст (High Pass).

Именно этот метод получил поначалу самое широкое распространение в сети. Он прост в реализации, но имеет некоторые ограничения в применении. Для начала кратко рассмотрим сам метод.

Для того, чтобы разложить изображение на две частоты, нужно выполнить следующие операции:

1. Создаем копию фонового слоя или объединяем видимые слои на отдельный слой.

2. Называем ее как-то осмысленно, исходя из того, что этот слой будет являться основой для дальнейших действий. Например, Base или Основа .

3. Делаем две копии слоя Base . Первую называем Low или Низкая частота, вторую, соответственно, High или Высокая частота.

4. Дальнейшие действия зависят от того, на какую составляющую мы будем ориентироваться. Если нам важно вынести на слой High всю хорошую текстуру, оставив более крупные дефекты на слое Low , то поступаем следующим образом:

5. К слою High применяем фильтр Цветовой контраст (High Pass) с таким радиусом, чтобы видеть только ту текстуру кожи, которая нам нужна. Радиус не должен быть слишком малым, иначе часть хорошей текстуры уйдет на слой с низкой частотой, то есть Low . Также он не должен быть и слишком большим, чтобы не выносить на слой с высокой частотой те самые, более крупные дефекты в виде локальных объемов, от которых нам необходимо избавляться.

Неправильный выбор радиуса фильтра Цветовой контраст. Слишком большой радиус.

Неправильный выбор радиуса фильтра Цветовой контраст. Слишком маленький радиус.

Оптимальный радиус фильтра Цветовой контраст

6. Подобрав необходимый радиус фильтра Цветовой контраст (High Pass) , например, 5 пикселей, запоминаем его и применяем. Очень желательно прописать радиус фильтра в названии слоя. Например, High 5 . Дело в том, что если вас неожиданно отвлекут от работы, например, телефонным звонком, вы вполне можете забыть значение и тогда придется начинать все заново.

7. Применяем фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) с таким же радиусом, то есть, в данном случае, 5 пикселей.

High на Линейный свет (Linear light)

9. Снижаем контраст слоя High в два раза. Для этого создаем корректирующий слой Яркость/Контрастность , включаем параметр Использовать прежние и ставим значение контраста на минус 50. Применяем через обтравочную маску к слою High .

10. Мы разложили изображение на две частоты. Теперь можно по отдельности работать с детализацией, цветом и объемом. Я не буду подробно останавливаться на процессе, так как на сайте есть видеоуроки, например, Ретушь по методу частотного разложения .

11. Если же нам важно наоборот, контролировать, какие дефекты останутся на низкой частоте, то есть, работа с низкой частотой в приоритете, то нужно сначала отключить видимость слоя High , затем подобрать нужный радиус Размытия по Гауссу для слоя Low , прописать это значение в названии слоя, а затем, включив видимость слоя High , применить фильтр Цветовой контраст с тем же радиусом, что и фильтр Размытие по Гауссу . Далее все аналогично.

12. После этого можно создать дополнительные слои для ретуши низкочастотной и высокочастотной составляющих.

Достоинства метода: простота в освоении даже для новичков, возможность временно усилить текстуру для ретуши путем простого отключения корректирующего слоя, снижающего контраст.

Недостатки и ограничения метода: недостаточная гибкость, по сравнению с разложением изображения на три пространственных частоты, опасность появления артефактов на контрастных границах при работе на слое с текстурой, некоторая математическая неточность, обусловленная особенностью математики фильтра Цветовой контраст (подробнее об этом можно почитать здесь ). Впрочем, надо отметить, что в 99% случаев этой погрешностью можно пренебречь, так как вы сами при ретуши вносите гораздо более существенные "погрешности", несоизмеримо большие.

Разложение на две частоты с помощью операции вычитания.

Для реализации этого метода нужно выполнить следующее:

1. Сделайте копию фонового слоя или копию видимых слоев, аналогично предыдущему алгоритму.

2. Точно также сделайте две копии, назвав одну Low , а другую High .

3. Отключите видимость слоя High .

4. Подберите радиус размытия для слоя Low , примените фильтр Размытие по Гауссу .

5. Перейдите на слой High 8 бит , то примените команду Внешний канал (Apply Image) Low , канал RGB , режим наложения Вычитание , масштаб 2 , сдвиг 128 . Если вы работаете с глубиной цвета 16 бит , то примените команду Внешний канал , установив следующие параметры – слой Low , канал RGB Добавление , масштаб 2 , сдвиг 0 .

Параметры команды Внешний канал для режима 8 бит

Параметры команды Внешний канал для режима 16 бит

6. Измените режим наложения слоя High на Линейный свет (Linear light).

Достоинства метода : более аккуратная математика, отсутствие "проблемы High Pass", возможность применения любых фильтров размытия, а не только Размытия по Гауссу. Например, за счет применения фильтра Размытие по поверхности можно полностью решить проблему грязи на контрастных границах, легкость применения при построении "частотных эквалайзеров", то есть, многополосного разложения на пространственные частоты.

Недостатки метода : необходимость дополнительных операций для визуализации высокой частоты. Как выполнить такую визуализацию, я расскажу в конце статьи. Также к недостаткам (скорее к особенностям) метода можно отнести недостаточный контраст слоя High , что вызывает необходимость создания дополнительного корректирующего слоя, повышающего контраст, для облегчения ретуши высокочастотной составляющей. Точно также, метод имеет недостаточную гибкость, по сравнению с разложением на три пространственных частоты.

Разложение на три полосы частот.

Обеспечивает гораздо большую гибкость в работе, чем двухполосные методы. В частности, на низкой частоте можно полностью сосредоточиться на крупных участках, цвете, светотеневом рисунке, на высокую частоту вынести только необходимую текстуру, а все остальное оставить на промежуточной, средней частоте. В диапазон средних частот попадают такие дефекты как родинки, прыщи, пигментация кожи, веснушки, целлюлит, растяжки и т.д. Ретушируя среднюю полосу частот, мы избавляемся от этих дефектов. Иногда можно встретить рекомендации размывать среднюю полосу или просто вырубать ее черным цветом на маске. Я считаю такой подход несколько некорректным, так как именно ретушь средней полосы частот даст гораздо лучший результат.

Именно метод с разложением на три полосы частот я использую для ретуши фотографий, к которым предъявляются очень высокие требования по качеству постобработки. Подробный процесс ретуши со всеми объяснениями вы сможете найти в видеокурсе "Фотошоп для фотографа – 2013" .

Как разложить изображение на три пространственных частоты:

1. Делаем базовый слой, как описано выше.

2. Создаем три копии слоя, называя их соответственно Low, Mid и High .

3. Подбираем радиус фильтра Цветовой контраст для слоя High . На этом слое будет только текстура кожи, без излишней информации о локальных объемах и дефектах. Радиус фильтра прописываем в названии слоя.

4. Подбираем радиус фильтра Размытие по Гауссу для слоя Low . Основным критерием здесь является размытие дефектов мелких и средних размеров. Должны остаться только дефекты относительно крупные, такие как следы крупных родимых или пигментных пятен, неровностей светотеневого рисунка. Однако, переусердствовать тоже не следует, иначе средняя частота получится слишком широкой. Как показала практика, оптимальное соотношение между высокой и низкой частотой в большинстве случаев лежит в пределах от 1:3 до 1:4 , то есть, радиус размытия в 3-4 раза больше радиуса фильтра Цветовой контраст . Прописываем радиус фильтра в названии слоя.

5. Все, что лежит между этими радиусами, будет вынесено в среднюю полосу частот. Для этого переходим на слой Mid и выполняем вычитание из него слоя Low . Делаем это с помощью команды Внешний канал , аналогично тому, как делали разложение на две частоты. Таким образом мы убиваем двух зайцев: получаем честный математический алгоритм, что критично для довольно больших радиусов, а также имеем возможность использовать на слое НЧ любые фильтры размытия, отличные от гауссова.

6. Размываем слой Mid по Гауссу с радиусом, который использован на слое High для фильтра Цветовой контраст .

7. Меняем режим наложения слоя Mid на Линейный свет .

8. Меняем режим наложения слоя High на Линейный свет . Уменьшаем контраст этого слоя в два раза, аналогично первому методу.

9. Теперь мы сможем работать раздельно с тремя пространственными частотами.

Достоинства метода : больше гибкости в работе, более качественный результат ретуши.

Недостатки метода : те же, что и у метода с разложением на две частоты, требуется больше времени для ретуши, так как приходится работать на трех слоях, вместо двух. Сложность в освоении метода, если нет необходимых базовых знаний Photoshop.

Полосовой фильтр.

Этот метод в зарубежных источниках имеет название Inverted High Pass , однако, по аналогии с электрическими фильтрами, здесь имеет место простое подавление некоторой полосы частот, то есть это аналог режекторного или полосового фильтра.

Полосовой фильтр хорошо использовать для быстрой ретуши, когда требуется с минимальными затратами времени и приемлемым для массовых работ качеством избавиться от дефектов в средней полосе частот.

Алгоритм действий:

1. Делаем копию фонового слоя, называя ее, например, Fast Retouch , то есть Быстрая Ретушь .

2. Размываем данный слой по Гауссу с таким радиусом, чтобы убрать ненужные локальные объемы.

3. Вычитаем из размытого слоя исходный, то есть, в данном случае процесс происходит наоборот, так как в предыдущих методах мы вычитали из исходного слоя как раз размытый. Делаем это с помощью команды Внешний канал .

4. Изменяем режим наложения слоя Fast Retouch на Линейный свет . Мы должны увидеть размытую картинку.

5. Теперь снова размываем данный слой по Гауссу, только теперь с радиусом в 2-4 раза меньшим, проявляя мелкую текстуру кожи. Мы получим изображение, которое выглядит несколько необычно.

6. Прячем данный слой в черную маску и белой кистью проявляем его в нужных местах. При этом избегайте работы вблизи контрастных границ, так как получите грязь на этих местах.

Впрочем, проблему грязи на контрастных границах довольно легко решить. Уже догадались как?

Правильно! Использовать для размытия фильтр, оставляющий четкие границы, например, Размытие по поверхности.

Достоинства метода : простота и эффективность, быстрота в применении для массовой обработки. В отличие от плагинов, более контролируемый результат.

Недостатки метода : отсутствие какой-либо гибкости в работе, невозможно получить результат высокого качества.

Многополосное разложение или "эквалайзер".

Для упрощения процесса ретуши можно модифицировать предыдущий метод, раскладывая изображение на несколько пространственных частот, с использованием различных радиусов для размытия изображения. Таким образом мы получим возможность, работая по маске слоя, быстро убирать дефекты различных размеров.

Алгоритм создания эквалайзера:

1. Определяемся со значениями радиусов, которые будем использовать. Обычно используются значения 5, 10, 15, 25, 40 пикселей, но вы можете выбирать любые, которые вам подходят.

2. Создаем базовый слой, как в предыдущих методах.

3. Создаем необходимое количество копий, по числу радиусов плюс один слой. В данном случае шесть копий базового слоя.

4. Называем копии осмысленно, например, по диапазонам радиусов, то есть, 40, 40-25, 25-15, 15-10, 10-5, 5.

5. Отключаем все слои выше слоя 40 . Размываем этот слой по Гауссу с радиусом 40 пикселей

6. Включаем вышележащий слой 40-25 , переходим на него и выполняем вычитание слоя 40 с помощью команды Внешний канал .

7. Размываем данный слой по Гауссу с радиусом 25 пикселей. Получаем полосу частот от 40 до 25 пикселей.

8. Меняем режим наложения на Линейный свет .

9. Переходим на слой 25-15 и, ВНИМАНИЕ! Не включаем видимость слоя!

10. Выполняем вычитание из данного слоя содержимого всех слоев. То есть, в настройках команды Внешний канал в качестве источника нужно поставить Объединено . Таким образом мы вычтем из данного слоя изображение, размытое на 25 пикселей.

11. Теперь включаем видимость слоя 25-15 и меняем режим наложения на Линейный свет .

12. Размываем слой 25-15 на 15 пикселей.

13. Повторяем операции с другими слоями. Последний слой, с названием 5 , не размываем, так как на нем будет находиться текстура с размерами элементов до 5 пикселей.

14. Таким образом, мы получаем эквалайзер пространственных частот. Теперь мы можем как ослаблять нужный диапазон частот, так и усиливать его. Ослабление производится путем наложения маски слоя и рисования по нужным местам черной кистью с необходимой непрозрачностью. Усиление производится с помощью корректирующего слоя, например, Кривые, действующего через обтравочную маску на конкретный слой. Поднимая контраст простым поворотом кривой против часовой стрелки, мы усиливаем контраст слоя, тем самым усиливая видимость данной полосы частот.

Подобный метод используется в видеоуроке "Еще один метод быстрой ретуши" .

Достоинства метода : возможность быстрого подавления или усиления в выбранных полосах частот, таким образом можно значительно ускорить процесс ретуши.

Недостатки метода : сложность в реализации для начинающих, накопление ошибок округления из-за большого количества слоев, при работе вблизи контрастных границ те же проблемы с грязью из-за ореолов размытия.

Частотное разложение без потерь.

Все предыдущие способы разложения изображения на пространственные частоты имеют общий недостаток (хотя это скорее особенность), возникающий из-за целочисленной арифметики Photoshop, то есть, из-за округления чисел до целых при расчете. В результате, например, 5 разделить на 2 будет равно уже не 2.5, а 3.

Поэтому, если вынести изображение, получаемое частотным разложением, на отдельный слой и сравнить его с исходником, наложив в режиме Разница (Difference) и сильно подняв контраст, мы увидим, что изображения имеют небольшое отличие друг от друга.

Как правило, это отличие не превышает один-два тоновых уровня. Те изменения, которые вносятся впоследствии в картинку при ретуши, несоизмеримо больше. Поэтому не следует обращать на это внимания.

Однако, если для вас все же критична даже такая микроскопическая разница, можете воспользоваться способом честного частотного разложения, без потерь.

Для режима 8 бит алгоритм будет следующий:

1. Создаем базовый слой. Делаем три копии базового слоя.

2. Называем первый слой Low , следующий High_ Dark , и верхний High_ Light .

3. Отключаем видимость слоев High_ Light и High_ Dark .

4. Размываем слой Low с необходимым радиусом. При этом можно использовать любые фильтры размытия.

5. Включаем слой High_ Dark . Переходим на него. Применяем команду Внешний канал со следующими настройками: источник слой Low , канал RGB , инвертировать, режим наложения Линейный осветлитель (Linear Dodge) .

Если вынести разложенную картинку на отдельный слой с помощью комбинации клавиш CTRL+ ALT+ SHIFT+ E , то при наложении ее на исходную в режиме Разница , с предельно усиленным контрастом, мы ничего не увидим. То есть, метод обеспечивает математически точное частотное разложение. К сожалению, в режиме 16 бит данный метод имеет видимую погрешность. Для 16 бит используется несколько другой алгоритм, который также дает погрешность, но уже на уровне единичных пикселей, что абсолютно некритично.

9. Таким образом, мы получаем два слоя для текстуры – один High_ Light со светлой составляющей на черном фоне и второй High_ Dark с темной составляющей на белом фоне. Ретушь текстуры в данном случае придется производить в два этапа, сначала одну составляющую, затем другую.

Достоинства метода : математически точное частотное разложение, без погрешностей.

Недостатки метода : необходимость ретуши высокочастотной составляющей в два этапа.

Алгоритм визуализации высокочастотной составляющей.

При работе с фильтрами размытия, такими как Размытие по поверхности (Surface Blur) или Медиана (Median) имеется определенная проблема. Заключается она в том, что довольно часто хочется реализовать видимость высокочастотной составляющей, как будто мы применяем фильтр Цветовой контраст . Это необходимо для того, чтобы иметь возможность контролировать, какая текстура будет впоследствии вынесена на высокочастотный слой.

Для визуализации высокочастотной составляющей я предложил следующий метод, который основан на знании математики режимов наложения и особенностей работы фильтров в Photoshop. Теперь этот метод используют многие ретушеры и преподаватели в различных онлайн и оффлайн школах, обучающих обработке изображений.

Алгоритм визуализации следующий:

1. Создаем базовый слой. Делаем две копии, называем одну Low , другую High . Слой High отключаем.

2. Копируем слой Low , называем копию Temp , что означает временный.

3. Слой Temp инвертируем и устанавливаем непрозрачность 50%. Получаем 50% серый.

4. Теперь над слоем Temp создаем временный корректирующий слой Инверсия (Invert) .

5. Для дополнительного усиления контраста, чтобы лучше видеть текстуру, желательно создать еще один временный корректирующий слой Кривые , закрутив кривую RGB против часовой стрелки вокруг центральной точки.

6. Теперь, если мы будем размывать каким-либо фильтром слой Low , мы увидим серую картинку с текстурой, как будто мы применяем фильтр Цветовой контраст . В данном случае я применил фильтр Медиана

7. Подобрав таким образом параметры фильтра, применяем его, удаляем все временные слои.

8. Затем включаем слой High и получаем высокочастотную составляющую путем вычитания с помощью команды Внешний канал .

Надеюсь, что данный сборник рецептов поможет вам лучше разобраться в использовании метода частотного разложения для ретуши в различных его вариациях. Если какие-то операции вызывают у вас затруднение, не знаете, где какая команда находится, это означает, что нужно повременить пока с изучением частотного разложения, а переключиться на что-нибудь попроще, например, на видеокурс "Фотошоп с нуля в видеоформате" или "Photoshop CS5 от А до Я" , где рассматриваются как раз те самые основы работы, обеспечивающие в дальнейшем легкость изучения любого материала по обработке изображений. Все основные инструменты Photoshop уже лет 15 как остаются без существенных изменений, поэтому вас не должно смущать, что в видеокурсах используются не последние версии программы.

По всем вариантам частотного разложения вы можете записать экшены и использовать их в своей работе. Пусть это будет вашим домашним заданием.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

    Сообщения

    С практической частью частотного разложения вы уже познакомились и, думаю, уже осознали, что это крутой метод =) Если еще не ознакомились – то загляните и .

    Давайте теперь ознакомимся с теорией.

    Пожалуй самый крутой теоретический материал по частотному разложению в рунете можно найти у Андрея Журавлева , он, кстати, проводит обучающие онлайн семинары на эту тему =)
    Специально для вас я собрал этот материал в одном месте.

    Люди, берегущие свое время, могут освоить метод частотного разложения за 10 минут при помощи новейшей панели расширения для Photoshop “Retouch Panel ” . Применяйте этот метод в дальнейшем ко всем своим фотографиям за считанные секунды.

    Начнем с основных моментов и определений.

    Что такое пространственные частоты.

    Частота с которой меняется яркость при перемещении по горизонтали или вертикали
    Чем выше частота, тем быстрее меняется яркость, тем мельче детали которые она задает
    Самые мелкие детали - это перепады яркости на контрастных контурах
    Самые низкие частоты задают общее распределение яркости и, как следствие, цвета
    Средние частоты уточняют эту картинку принося основные объемы объектов
    Верхние частоты добавляют самую мелкую детализацию - фактуру поверхностей

    Разложение изображения на две полосы частот.

    Gaussian Blur - фильтр нижних пространственных частот
    Чем больше Raduis, тем более крупные детали убираются, тем ниже оставшиеся частоты
    High Pass - фильтр верхних пространственных частот, дополнительный к Gaussian Blur
    High Pass показывает детали, которые убрал Gaussian Blur при том же значении Radius
    Эти детали отображаются в виде отклонения от средне-серого цвета
    Добавить эти отклонения к исходному изображению может режим Linear Light
    Контраст ВЧ-слоя надо понизить в два раза, чтобы скомпенсировать заложенное в Linear Light удвоение

    Почему выгодно править частотные полосы по отдельности.

    При ретуши необходимо согласовывать цвет и его переходы с одной стороны и фактуру поверхности с другой
    При исправлении формы крупных объектов выгодно использовать пониженную непрозрачность
    Для сохранения мелких объектов (фактура поверхности) необходимо использовать 100% непрозрачность
    Мягкая граница кисти у штампа - вынужденный компромисс между этими двумя требованиями
    Жесткий стык между однородными однотипными фактурами заметен не будет

    Выбор радиуса при разложении на две полосы частот.

    Для Gaussian Blur выгодно задавать большой радиус, чтобы максимально убрать фактуру
    Для High Pass выгодно задавать малый радиус, чтобы не пропустить объемы
    Конкретное значение выбирается как компромиссный вариант между этими двумя условиями
    При этом учитывается детали какой крупности мы относим к фактуре
    Радиус Gaussian Blur удобнее подбирать плавно увеличивая его, пока не исчезнут ненужные детали
    Радиус High Pass удобнее подбирать плавно уменьшая его, пока не пропадут ненужные объемы

    Ретушь НЧ-составляющей - исправление формы.

    Работаем штампом с мягкой кистью и пониженной непрозрачностью
    Можно работать на новом прозрачном слое с настройкой штампа Sample: Current & Below
    При этом на экран можно вывести общий вид картинки, а не только НЧ слоя.
    При необходимости можно рисовать кистью или любыми другими инструментами

    Ретушь ВЧ-составляющей исправление фактуры.

    Работаем штампом с жесткой кистью и 100% непрозрачностью
    Можно работать на новом прозрачном слое с настройкой штампа Sample: Current & Below и отображением только ВЧ слоя
    Чтобы ретушировать глядя на финальную картинку надо работать на самом ВЧ слое (его копии) с настройкой штампа Sample: Current Layer
    При необходимости можно перенести текстуру с другой фотографии

    Как побрить человека.

    Вынести волоски (щетину) на ВЧ слой и заменить их фактурой чистой кожи
    Если щетина была темная, поправить цвет на НЧ слое
    Внимательно следите за фактурой, она сильно отличается на разных участках лица
    «Брить» мужчину тяжело, поскольку на лице не хватает нужной фактуры
    При необходимости нужную фактуру кожи можно взять с другой фотографии

    Как работает Healing Brush.

    На НЧ слое после размытия на участках рядом с контрастной границей появляется цвет соседней области
    На ВЧ слое вдоль контрастных границ появляются ореолы противоположных цветов
    Если в процессе ретуши ВЧ слоя убрать ореол на финальной картинке на этом участке появится цвет соседней области
    Healing Brush переносит фактуру стараясь сохранить цвет редактируемого участка
    Его работа построена на алгоритме частотного разложения, а значение радиуса привязано к размер кисти

    «Честное» вычисление ВЧ-составляющей.

    При наличии мелких деталей на массивном фоне отличающихся по яркости более чем на 128 уровней High Pass ошибается
    Обычно это случается на точечных бликах расположенных на темном объекте
    Чем больше радиус размытия, тем больше сама ошибка и вероятность ее появления.
    Альтернативой High Pass является наложение на исходное изображение размытой версии при помощи команды Apply Image в режиме Subtract с установками Scale:2 Offset:128
    Применять корректирующий слой понижающий контраст в этом случае не нужно, поскольку он уже понижен установкой Scale:2
    Дополнительным плюсом такого метода является возможность применить для размытия не Gaussian Blur, а какой-нибудь другой фильтр

    Борьба с пробойными бликами. Ретушь НЧ.

    Изображение раскладывается на две полосы с установками обеспечивающими полный переход фактуры кожи на ВЧ слой
    На НЧ слое участки пробойных бликов закрашиваются цветом кожи
    При необходимости на них наносится свето-теневой рисунок передающий объем объекта

    Борьба с пробойными бликами. Ретушь ВЧ.

    Если блик пробойный и вообще не содержал фактуры, она переносится с целых участков кожи
    Если блик близок к пробойному и фактура кожи все-таки содержится, после ретуши НЧ она визуально усилится
    Чтобы смягчить этот эффект можно наложить на нее фактуру с более гладких участков на отдельном слое с пониженной непрозрачностью

    Разложение на три полосы частот.

    Задача такого разложения - вынести все дефекты в среднюю полосу частот
    Для НЧ увеличиваем радиус Gaussian Blur пока не останется чистая форма
    Для ВЧ уменьшаем радиус High Pass пока не останется чистая фактура
    Создаем между нами слой средних частот применив к нему сначала High Pass с радиусом который использовался для создания НЧ, а потом Gaussian Blur с радиусом который использовался для создания ВЧ
    Универсальное правило: High Pass следующего слоя имеет такой же радиус, как Gaussian Blur предыдущего
    Теперь можно ретушировать средние частоты не обращая внимание не только на фактуру, но и на разницу цвета исходной и ретушируемой области
    Таким образом можно бороться с объектами определенного типоразмера, например веснушками
    Кроме того, в средних частотах находится большинство «старящих» элементов: глубина морщин, жилистость, вены, провисания, мешки под глазами и т.п.

    Выделение средних частот - упрощенный метод.

    Ретушируя средние частоты мы убираем лежащие в них излишние локальные объемы
    Это можно сделать проще, не раскладывая изображение на три полосы, а выделить среднюю и вычесть ее из исходника
    При этом подбирать радиус для High Pass удобнее через Gaussian Blur и наоборот
    Делаем копию исходного слоя
    Вызываем Gaussian Blur, плавно увеличиваем радиус пока не исчезнут ненужные детали, запоминаем его значение и нажимаем Cansel
    Вызываем High Pass, плавно уменьшаем радиус пока не пропадут ненужные объемы, запоминаем его значение и вводим радиус подобранный на предыдущем шаге
    Применяем Gaussian Blur с радиусом подобранным на предыдущем шаге
    Инвертируем изображение
    В два раза понижаем контраст вокруг средней точки
    Переключаем режим наложения на Linear Light
    Набрасываем черную маску
    Белой кистью по маске прорисовываем те участки, на которых нужно подавить крупные детали
    Соотношение радиусов должно быть 1:3 или меньше, иначе результат будет выглядеть слишком неестественным
    За скорость и простоту приходится расплачиваться механистически правильной формой объектов, что визуально удешевляет работу

    Для чего еще можно применять частотное разложение

    Частотное разложение - это универсальный метод применимый к любому жанру фотографии
    С его помощью можно смягчать слишком жесткие тени
    Убирать складки на ткани или других материалах
    Избавляться от разводов оставшихся после общей ретуши
    Решать любые задачи, требующие различной работы с общей формой и мелкими деталями

    Кратчайший путь освоения метода частотного разложения – использование готовой системы автоматизации – панель расширения “Retouch Panel” для пользователей Adobe Photoshop версий CS5, CS6, CC. Познакомьтесь с этим чудом на этой .

    Продолжаем впитывать знания.

    Ретушь портрета на основе частотного разложения изображения

    В теле статьи содержатся уменьшенные в два с половиной раза превьюшки.

    Замечание второе. На форуме сайта //www.modelmayhem.com есть пост с милым названием «HighPass курит взатяг (+решение)» , в которой утверждается, что High Pass дает не аккуратный результат и предлагается следующая методика:


    2. применить к нижней Gaussian Blur с желаемым радиусом
    3. к верхнему слою применить команду Apply Image, выбрав в качестве накладываемого изображения размытый слой, режим наложения - Subtract, в поле Offset ввести 128, в поле Scale ввести 2.
    4. наслаждаться результатом, который «не курит взатяг».

    Замечание третье. Иногда вместо кривых для компенсации вносимого Linear Light усиления предлагают уменьшить непрозрачность ВЧ-слоя до 50%. В частных случаях такая замена может быть равнозначна, но в общем - нет. В областях светлых деталей на светлом фоне (или темных деталей на темном фоне) после неослабленного Linear Light наложения может начаться постеризация и уменьшение непрозрачности от нее не спасет.

    Зачем было городить огород?

    Ответ на этот вопрос очевиден: если мы разложили изображение на составляющие, то теперь можем править каждую из них по отдельности.

    Для ретуши формы удобнее всего применять штамп с уменьшенной непрозрачностью. Это позволяет плавно сгладить свето-теневой рисунок. Но при ретуши лица нас удерживает от этого фактура кожи: она начинает замыливаться и лицо превращается в латексную маску. Частотное разложение решило эту проблему. На НЧ-слое осталась только форма, вся фактура кожи ушла на ВЧ-слой. Поэтому можно совершенно спокойно работать полупрозрачным штампом, кисточкой и даже пальцем (Smudge Tool). Можно сгладить форму. Таким образом легко убрать неравномерность макияжа, огрехи постановки света, уменьшить глубину морщин, убрать воспаление (на иллюстрации я убрал покраснение с царапины на лбу, сохранив ее). На отдельных участках можно не просто сгладить, но и перерисовать свето-теневой рисунок (так убираются мешки под глазами). Пальцем можно протянуть, плавно удлинить уже имеющиеся тени.

    Я делал ретушь на новом прозрачном слое, включив для штампа режим Sample: Current & Below. На картинке ниже зеленым цветом отмечены отредактированные на НЧ-слое области (это специально сделанное превью, при ретуши такой картинки не будет). Далее приведен внешний вид слоя ретуши на прозрачном и белом фоне.

    С ретушью текстуры неплохо справляется Healing Brush, но при работе по цельному изображению у нее не очень хорошо получается согласовать яркости исходной и ретушируемой областей. В результате на изображении остаются неприятные пятна. При работе по ВЧ-слою эта проблема снимается. Обратите внимание на большой старый шрам на лбу справа. Я брал образцы для ретуши как слева (где лоб прилично светлее), так и справа (где лоб намного темнее) от него. Но все отличия по яркости и цвету остались на нижнем НЧ-слое, поэтому условия работы для Healing Brush были просто тепличными.

    Как и в предыдущем случае ретушь делалась на новом пустом слое с настройкой инструмента Sample: Current & Below. Перед ретушью надо переключить ВЧ-группу в режим наложения Normal (или Pass Trough) и отключить слой кривых понижающий контраст. Более контрастная картинка позволяет легче ориентироваться и работать более аккуратно. На картинке ниже зеленым цветом отмечены отредактированные на ВЧ-слое области. Далее приведен внешний вид слоя ретуши на прозрачном и белом фоне.

    Так как это техническая иллюстрация, «глянцевое» вылизывание не производилось (я вообще не сторонник полировки всех лиц под одну обложку). В качестве образца поправлены несколько характерных дефектов. Чтобы разглядеть все тонкости надо смотреть полноразмерный файл. Для тех кто не может (или не хочет) качать большой psd ниже приведены уменьшенные в два с половиной раза картинки «До-После». Если разница не заметна, можно сдернуть их к себе на компьютер, наложить двумя слоями друг на друга и помигать.

    UPD: Для тех, кто в танке. Мне все равно сколько на ваш взгляд прыщиков я не дочистил. Это демонстрация методики. Кто хочет вместо обучения любоваться чужими результатами, может поискать себе другие статьи.

    В самых критических случаях можно просто пересадить кожу с одного лица на другое. Мне однажды пришлось ретушировать фотографию девушки у которой большая прядь волос разметалась по всему лицу. Задача была простая: все волосы с лица убрать, сделать как живую. После вытирания волос лицо превратилось в латексную маску (практически чистая НЧ-составляющая). Выручила пара ее же фотографий с похожим ракурсом. С «доноров» взята ВЧ-составляющая и несколькими лоскутами пересажена на обрабатываемый снимок. При этой операции не обязательно использовать фото одной и той же модели (я взял эти фото просто потому что они были под рукой). Можно пересаживать кожу с любого лица на любое.

    Разложение на большее количество составляющих.

    Нет смысла соревноваться с шумодавами (а некоторые из них работают именно по такому принципу) и раскладывать картинку на очень большое количество составляющих. Но в некоторых случаях разложить картинку на три составляющие представляется разумным.

    Разложение на три составляющих может пригодиться при борьбе с дефектами однородного размера. Например, с веснушками. На НЧ-слое для фильтра Gaussian Blur надо выставить минимальное значение параметра Radius при котором веснушки уже исчезают. На ВЧ-слое для фильтра High Pass надо выставить максимальное значение параметра Radius при котором веснушки еще не появляются.

    Средне-частотный слой располагается посередине. Это копия исходного изображения к которой применены фильтр High Pass со значением радиуса как у Gaussian Blur НЧ-слоя, а потом Gaussian Blur со значением радиуса как у High Pass ВЧ-слоя. Потом к нему применяется корректирующий слой кривых понижающий контраст и всей группе присваивается режим наложения Linear Light. Финальная структура слоев изображена на рисунке внизу.

    Таким образом веснушки остаются на седнем слое и легко ретушируются. В областях где они расположены очень кучно может потребоваться так же небольшая коррекция НЧ-слоя.

    Упрощенный метод применения.

    В его основе лежит вычитание и он подойдет только для сглаживания формы лица («убийства объема»).

    К копии исходного изображения примените Gaussian Blur с таким значением Radius, чтобы с картинки ушла вся интересная для вас детализация. После этого примените High Pass с таким значением Radius, чтобы на картинке сохранились только те элементы, объем которых вы считаете излишним (мешки под глазами, скулы, глубокие морщины, складки кожи и т.п.). Инвертируйте результат (если вы работает со смарт-объектом, инвертируйте картинку внутри него) и поменяйте режим наложения на Linear Light (в этом случае даже нет необходимости применять понижающие контраст кривые). Замаскируйте весь слой (Add Layer Mask \ Hide All) и полупрозрачной мягкой кистью белым цветом прорисуйте по маске те участки, которые хотите сгладить.

    Ориентиры и перспективные направления.

    Я не люблю приводить конкретные настройки инструментов, так как каждая картинка требует своих значений. Но в качестве общего ориентира могу дать вам примерные значения Radius при которых на ВЧ-слой уходят соответствующие элементы (для грудного портрета 12-25 мегапикселей).

    Radius 1-2 - мелкая фактура кожи
    Radius 4-5 - полная фактура кожи за исключением глубоких морщин и подобных дефектов
    Radius 10-12 - полная фактура кожи с крупными дефектами
    Radius 25-30 - практически все локальные блики и тени (мешки под глазами, носогубные складки, второй и прочие подбородки и т.п.)

    Кроме явных и неоднократно описанных идей (например, возможность изменить глобальный контраст, сохраняя локальный), я вижу еще несколько путей развития данного метода обработки. Я сам навряд ли смогу заняться этим в ближайшее время, если хотите, можете поэкспериментировать в этом направлении самостоятельно. Будет интересно узнать результаты

    1. Макияж. Частотное разложение позволяет легко бороться с огрехами работы визажиста. Но крайний случай такого дефекта - это полное отсутствие макияжа. Можно попробовать наложить его, работая по НЧ-составляющей. Возможно, что придется как-то дорабатывать и ВЧ. Конкретные методы лучше разрабатывать имея в качестве образца фото с макияжем (желательно при том же свете, в том же ракурсе и с той же моделью).

    2. Быстрое и мягкое приглушение фактуры кожи при сохранении остальных деталей без махания кисточкой по маске. Работая на ВЧ-слое использовать содержащие мало фактуры кожи, но достаточно много остальных деталей, красный (RGB) и черный (CMYK) каналы для смешивания и наложения внутри ВЧ-группы.

    3. Побрить мужчину. Не надо большого ума, чтобы пересадить кожу с бритого подбородка. А вот аккуратно «сбрить» одно-двух дневную щетину не прибегая к помощи «доноров» задача интересная. Возможные варианты решения - комбинация двух предыдущих примеров.

    В конце хочу напомнить. Данная методика- это не способ ретуши кожи и даже не прием портретной ретуши. Она универсальна и подходит для любых изображений, когда вам необходимо рездельно править детали различных размеров.

    Оригинал статьи и кучу полезных комментариев можно увидеть .

    Панель расширения “Retouch Panel” поможет вам освоить метод частотного разложения в 10 раз быстрее, чем самостоятельное изучение, кроме того, при помощи этой секретной фишки вы будете экономить свое время на обработке каждой своей последующей фотографии. Только для вас я раскрываю секрет =) Познакомьтесь с этой новинкой прямо сейчас

    И немного о проблемах, которые могут возникнуть: Частотное разложение 2. Проблема High Pass.

    Частотное разложение 2. Проблема High Pass.

    Этот прием был известен до меня. Более того, в свое время я получил этому наглядное подтверждение. Одна из слушательниц семинаров передала мне диск с просьбой разобраться, что же было сдлано в файлах, которые ей выдали в одном агентстве примерно со следующими словами: «… если понимаете что здесь сделано и можете не хуже, мы вас возьмем…». Окрыв его я увидел знакомые картинки: вся ретушь строилась на упрощенном приеме с выделением среднечастотной составляющей и ее выборочным подавлением в исходном изображении (как убрать веснушки).

    Тем не менее, мне приятно сознавать, что во многом благодаря моим усилиям этот прием покинул маленькое болото профессиональных ретушеров и пошел в массы. А предложенный Александром Миловским мы можем более подробно разобраться: в чем состоит проблема High Pass, насколько она велика и стоит ли ее бояться.

    Давайте я вкратце напомню о чем идет речь.

    High Pass выполняет очень простую операцию: находит разницу яркости исходной и размытой по гауссу картинок и показывает ее в виде отклонения яркости от средней (тон 128). Если исходник светлее размытой версии - результат будет светлее средне-серого, если исходник темнее - и результат темнее средне серого. Мы получаем средне-серое изображение в области однотонных полей исходника с ореолами вдоль его контрастных контуров. При работе с цветным изображением эта операция выполняется для каждого канала в отдельности.

    Все идет хорошо до тех пор, пока яркость исходного и размытого изображения отличаются меньше чем на 128 тоновых уровней. Как только разница становится больше 128 High Pass не может ее отобразить. Возникает погрешность округления. Именно ее nikitos_r и показал на приведенной выше картинке.

    В качестве альтернативы High Pass надо:

    • 1. cделать две копии слоя с исходным изображением
    • 2. применить к нижней Gaussian Blur с желаемым радиусом
    • 3. к верхнему слою применить команду Apply Image, выбрав в качестве накладываемого изображения размытый слой, режим наложения - Subtract, в поле Offset ввести 128, в поле Scale ввести 2.

    В режиме Subtract из яркости исходника вычитается яркость размытой версии (находится разница между ними с учетом знака). При помощи поля Offset задается средняя яркость финальной картинки вокруг которой будут плясать ореолы. Поле Scale позволяет отдать команду сразу разделить разницу яркости пополам.

    Плюс последней операции не столько в избавлении от понижающих контраст кривых перед применением Linear Light, сколько в возможности отобразить все возможные отличия яркостей исходной и размытой версии. А теперь давайте подумаем, когда яркость размытой картинки будет отличаться от исходной больше чем на 128.

    Такая ситуация невозможна на протяженной границе двух больших полей, даже если они кардинально отличаются по яркости: одно черное, а другое белое.

    При размытии яркость на границе усреднится, таким образом ее отклонение от исходной будет не больше чем половина перепада яркости на границе. То есть меньше 128. Основное условие в данном случае - размер полей. Он должен быть достаточно большим по сравнению с радиусом размытия, чтобы соседние (находящиеся «за спиной») участки не оказали влияния на яркость размытой области.

    Если поля небольшие по сравнению с радиусом размытия, но их много и они примерно уравновешивают друг друга, тоже ничего страшного не произойдет. На примере ниже примененно размытие с радиусом 50 пикселей к реальному размеру картинки (края были обрезаны для чистоты демонстрации).

    Проблемы наступают когда отдельная маленькая по размеру область находится на фоне отличающемся по яркости более чем на 128 уровней. На иллюстрации внизу приведены две узкие полоски: черная на массивном белом поле, и белая на черном.

    Их ширина (10 px) существенно ниже радиуса размытия (50 px), поэтому после размытия они просто исчезнут. А вот как выглядят вычисления ВЧ составляющей. Вверху вычитание размытой картинки из исходной при помощи Apply Image, внизу применение у исходному изображению High Pass и поснижение контраста в два раза относительно среднего тона.

    Apply Image сработал правильно, а High Pass действительно покурил взатяг. Таким образом, High Pass лажает когда малый по сравнению с радиусом размытия участок окружен областью отличающейся от него по яркости более чем на 128 тоновых уровней .

    На практике такими участками чаще всего являются мелкие точечные блики, а погрешности будут тем больше, чем больший радиус размытия используется. Ниже на примере предложенной nikitos_r фотографии показаны области в уоторых High Pass дает ошибку при разных значениях радиуса.

    Давайте подсчитывать убытки.

    То, что High Pass ошибается, конечно плохо. Но, не надо забывать, что показанная здесь разница здорово усилена. При взгляде на обычную картинку (без промигивания), а тем более на отпечаток разглядеть ее будет практически невозможно. Для желающих самостоятельно все проверить я выложил послойный файл (14,9 мБ) в котором оба метода реализованы с тремя радиусами: 3, 5 и 10 пикселей.

    При использовании малых радиусов (3-5 пикселей) характерных для отделения фактуры кожи, различия настолько малы, что ими можно принебречь. Более того, легкое «гашение» маленьких бликов автоматически защитит вас от пробоев и упреков: «А вот там у вас есть три пикселя выбитые в 255».

    При больших значениях радиуса ошибки увеличиваются, но по прежнему остаются в окрестностях высококонтрастных границ и при простом просмотре финального изображения глазом не считываются. При этом в связке со смарт-объектами фильтр High Pass позволяет более удобно и интерактивно подбирать значение радиуса. А при записи экшена полностью избавиться от участия оператора в процессе разложения, с возможностью подстроить радиус по окончании работы экшена.

    Исходя из написанного выше я считаю, что High Pass более удобен в работе, особенно для начинающих. Для более опытных пользователей, не испытывающих трудностей с быстрым подбором радиуса, можно смело рекомендовать метод вычитания размытой копии из исходного изображения при помощи команды Apply Image. Тем более, что все рутинные операции можно записать в экшен. Правда, в процессе его работы вам необходимо будет задать радиус размытия.

Продолжая «Санта Барбару» по методам ретуширования предлагаю к рассмотрению ещё один, пожалуй, дающий самый качественный результат. Однако требующий некоторых навыков работы с инструментами фотошоп и собственно времени на реализацию. Картинка для работы перед вами.

В двух словах о сути метода частотного разложения . Заключается эта самая суть в умелом разделении картинки на составляющие:

  • Низкочастотную — содержащую крупные элементы (редко встречающиеся на единицу площади), к примеру, тени блики образующие объёмы на изображении, различные пятна и другие индивидуальные особенности
  • Высокочастотную – мелкая детализация (часто встречающиеся) применительно к портрету к ним можно отнести поры кожи, жилки, венки, волоски и другую мелкую дребедень.

И последующем ретушировании каждой из них отдельно это дает гибкий подход к процессу ретуширования, ибо, работая на одной частоте мы никак не затрагиваем другую.

В реальности разделять изображение можно и на большее количество частот, однако в основном, как в случае с сегодняшней картинкой, достаточно двух.

Частотное разложение на две полосы частот

Перед тем как перейти непосредственно к разложению открытой в фотошопе картинки на частоты я инструментом « » прямо на фоновом слое удалил некоторые явные дефекты как описано в статье.

Теперь комбинацией клавиш Ctrl+J создам две копии фонового слоя они же заготовки для низкой и высокой частоты.

Скрыв видимость верхней копии сделаю активной нижнюю, фильтром «Размытие по Гауссу» обработаю этот слой с радиусом размытия подобранным таким образом, чтобы все мелкие детали оказались размытыми. Однако не нужно «фанатизма».

Можно использовать следующий подход – установить большое значение радиуса, затем постепенно снижать его до момента, когда начнет проявляться мелкая детализация для этой картинки значения в (указать значение) оказалось достаточно.

Низкую частоту я получил, теперь нужно вычесть её из верхней копии фонового слоя так чтобы на ней осталась только частота высокая. Использую для этой цели команду «Внешний Канал» из меню «Изображение» правда с несколько другими параметрами нежели описанные

Теперь нужно изменить режим наложения этого слоя на «Линейный Свет», объединить оба этих слоя в группу и начать ретушировать.

Ретушь на низкой частоте

Переходу ретуши на разделённых частотах изображения, начну с низкой частоты, задача сделать общие формы лица модели более плавными. Работать буду связкой из инструмента «Лассо» читать о нём и фильтра «Размытие по Гауссу» усредняя им содержимое выделенных областей.

Для начала нужно провести небольшую настройку «Лассо», заключающуюся в растушевывании краёв создаваемых выделений. На размытом слое делаю небольшую выделенную область, перехожу в режим быстрой маски нажатием клавиши Q.

Область выделения при этом окажется не закрашенной в отличие от остальной картинки, залитой полупрозрачным цветом. Края области будут отлично видны.

Для возврата в «обычное состояние» нужно еще раз нажать Q. Изменяя параметр Feather «Растушевка» и повторяя процедуру использования режима быстрой маски легко подобрать значения этого параметра для получения гладких границ выделений. Я остановился на значении 12 пикс.

Начинаю работать: создаю небольшую выделенную область, вызываю диалог фильтра «Размытие по Гауссу» устанавливаю радиус размытия произвольно ориентируясь на изменения выделенного участка картинки.

Повторяю эту процедуру, проходя постепенно по всем участкам кожи. Фильтром размытия удобно действовать при помощи комбинаций клавиш, происходит это так:

Выделяем участок кожи, комбинацией Ctrl+F применяем фильтр с настройками, сделанными ранее. То есть если использовался фильтр «Размытие по Гауссу» с радиусом 5 пикс. он будет применён к выделенному участку с такой настройкой, при этом диалога фильтра не появится.

При повторном нажатии Ctrl+F эти настройки будут применены ещё раз. Если по ходу работы появится необходимость изменения радиуса размытия, она обязательно появится, используйте комбинацию Alt+Ctrl+F откроется диалог настроек и радиус размытия можно будет изменить.

Использование этих комбинаций клавиш заметно сокращает время ретуши избавляя от постоянного прохождения до фильтра из меню.

В результате обработки низкочастотной составляющей получилась такая картинка.

Осталось обработать высокую частоту для удаления мелких дефектов фактуры.

Ретушь на высокой частоте

Перехожу на слой с высокой частотой работать на нем как мне кажется много проще чем с частотой низкой. Используется для ретуши инструмент «Штамп» Clone Stamp работа с ним описана в статье она не затейлива и логически понятна.

Небольшим радиусом с жесткими краями берем образец с хорошего «участка» картинки и переносим на «плохой». Размер и жесткость инструмента во время работы, меняются как у обычной кисти читать .

Выбирать участки для «пересадки» нужно рядом с повреждённым, перенос клонов кожи с подбородка на лоб и на оборот не очень хорошая идея. Процесс ретуши высокой частоты хоть и не быстр, зато и результаты даёт качественные.

Вот собственно и весь процесс, от вас только желание и время для его освоения, результаты не заставят себя ждать. Применение техники обработки глаз описанной обработка зубов из статьи, немного филтра «Пластика» и D&B о которых я расскажу в следующих статьях дали результат показанный ниже.

Надеюсь эта техника ретуши фото с разложением картинки на две полосы частот найдёт применение в вашей работе.

16.04.2017 3361 Тематические статьи 0

Важную часть в ретуши портретов занимает детализация кожи. Одним из наиболее удобных способов обработки является метод частотного разложения. Он очень прост, если работать с ним чётко по инструкции, и в последующем довести этот алгоритм действия до автоматизма.

Метод частотного разложения работает безотказно, даже в самых сложных ситуациях, когда фотограф не знает, с чего начать. Для ретуши портретов важно охранить мелкие детали. Поэтому лучше использовать метод частотного разложения, нежели обработку с помощью умных инструментов.

ПОДГОТОВКА

Для начала проведем с изображением ряд предварительных обязательных процедур. Разделим его на те самые частоты, составные части. Приступаем.

1. Первым делом создаем 2 слоя, копии исходного изображения. Сделать это можно разными способами: например, кликнув правой клавишей мыши и выбрав "создать дубликат слоя" или нажав сочетание клавиши на клавиатуре Ctrl+J. Сразу дадим слоям имена и назовём их low и hi, впоследствии это и будут наши низкие и высокие частоты.

Делать копии слоя — это очень простая и полезная привычка, особенно при ретушировании. У вас всегда будет возможность обратиться к исходнику, если что-то пойдёт не так.

2. Верхнему слою hi выключаем видимость, им мы займёмся позже. Переходим к слою low.

3. Этот слой hi необходимо размыть с помощью фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу), в котором необходимо выбрать радиус размытия. Нам нужно убрать неровности кожи, мелкие морщинки, пыль и тому подобное. Но глаза, нос и брови мы, скорее всего, захотим оставить. Поэтому, начиная увеличивать радиус, внимательно смотрим, как меняется картинка. Результат очень зависит от размера исходника, а также от того, сколько места занимает человек в кадре. Для этого изображения давайте остановимся на отметке 12,5px для радиуса размытия. Важно запомнить выбранное значение, это число пригодится нам уже в следующем шаге.

Со временем вы научитесь определять подходящий радиус сразу.

4. Теперь переходим к верхнему слою hi. Нам нужно скомпенсировать изображение таким образом, чтобы при наложении на наш размытый слой low в результате получить исходную картинку. Для этого используется фильтр, который в совокупности с подходящим режимом наложения даст эффект, противоположный Gaussian Blur, который мы использовали ранее. И имя этому фильтру High Pass (Фильтр - Другое - Цветовой контраст).

В открывшемся окне High Pass всего один регулируемый параметр, и это опять радиус. Здесь нужно выставить значение из прошлого шага. Выставляем 12,5px, именно на столько мы размывали слой low.

5. Переводим слой hi в режим наложения Linear Light (Линейный свет).

Этот режим работает таким образом, что серый цвет становится прозрачным, а любые отклонения от серого драматически увеличивают яркость и контраст. Результат после наложения на размытый слой получается ровно в два раза более контрастный, чем оригинальный снимок.

6. Уменьшить контраст можно разными способами, я предпочитаю использовать корректирующие слои, т. е. слои с настройками (например, слой с кривыми). Такой способ легко позволяет на время отключать понижение контраста. С контрастной версией очень удобно работать во время ретуши, сразу выделяются все неровности и детали, которые можно случайно пропустить, глядя на исходный вариант.

Итак, создаем корректирующий слой: New Adjustment Layer - Curves (Слои - Новый корректирующий слой - Кривые).

7. Для того чтобы применить понижение контраста только к нашему верхнему слою, создаем Clipping Mask (Слои - Слои - Создать обтравочную маску).

Также это можно сделать, удерживая Alt, кликнуть на стык между слоями, для которых мы хотим создать Clipping Mask. В этот момент курсор изменит значок на стрелочку с квадратом, а после клика напротив слоя останется только стрелочка. Это значит, что всё прошло удачно.

Переходим в настройки корректирующего слоя (они появляются по двойному клику на изображении кривой в палитре слоёв). Здесь нас интересуют крайние точки, они отвечают за границы яркости изображения: левая нижняя — самая чёрная, правая верхняя — самая белая. Чтобы уменьшить контраст, необходимо потянуть нижнюю вверх, а верхнюю вниз. Чтобы точно попасть в значение и уменьшить контраст в два раза, нужно подтянуть эти точки ровно на четверть сверху и снизу соответственно.

Всё сошлось, картинка на экране выглядит ровно так же, как исходный оригинал. Наше изображение разложено на две части и готово к работе.

Слой с высокой частотой, который у нас называется hi, содержит текстуру кожи, мелкие детали одежды и волосы. Но цвет волос и цвет кожи находятся в слое low. Таким образом, исправлять неровности и дефекты кожи удобно именно в слое с высокой частотой hi.

ВЫСОКИЕ ЧАСТОТЫ

Отключаем видимость корректирующего слоя с кривыми и меняем режим наложения серого слоя hi обратно на Normal. Создаём новый слой поверх hi, и он автоматически переходит в Сlipping Mask. В этом слое и будет наша ретушь.

Обязательно 100 % непрозрачность и 100 % жёсткость кисти (настраивается вместе с размером кисти по правому клику), чтобы не появлялись размытые участки. Мы игнорируем цвет на данном этапе, поэтому все текстуры отлично стыкуются с жёсткими настройками штампа.

Наконец переходим к самой ретуши кожи. А это обычная работа штампом: берём область с понравившейся текстурой и заменяем то, что требуется. Родинки не являются дефектами, но все остальное нуждаются в вашем внимании.

ИТОГИ

На мой взгляд, картинка в результате получилась достаточно естественной. Детальной проработке подверглась текстура кожи, оттенки цвета, перепады яркости и некоторые дефекты в портрете .

Результат вы уже видели в начале урока:

Вот и все. Всего вам фотографического, друзья!