Л. Г. ,
МОО СОШ № 5, г. Абдулино, Оренбургская обл.

«Нам без физики удачи не видать»

Оформление. На доске написаны слова: «Физика важна! Физика нужна! Без неё не сделать нам ни шагу!»

Реквизит: стол, стулья, стопка учебников по физике, видеоролики с интервью, взятыми у представителей разных профессий, родителей.

Цели занятия: в доступной и увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики может пригодиться им в различных жизненных ситуациях поднять престиж учебного предмета заронить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни научить владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельными.

Ход занятия

Вступление (2 мин)

Звучит песня на мотив «Учат в школе» в исполнении учащихся. На экране сменяются фотографии из цикла «С уроков физики».

Массу с весом различать и мензуркой измерять

Как длину волны найти, в метры всё перевести,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Задачу сложную решить, путь на скорость разделить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Как устроен тепловоз, что таится в недрах звёзд,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Амперметр подключить, атом как изобразить,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе...

Сценка «После урока физики» (4 мин)

Первый ученик. Не буду физику учить, пусть её учат технари! Я от рождения гуманитарий. Юристом буду, и без физики себя прославлю!

Второй ученик. А я пойду учиться в МГУ и стану знаменитым журналистом! Скажите, в толк я не возьму, где физика мне может пригодиться?

Третий ученик. А я тем более учить её не буду, мне папа долю в бизнесе отдаст. И школу быстро я забуду! Законы физики для нас – балласт!

Четвёртый ученик. Я, как папа, менеджером буду! Торговать – моё призвание! И без физики смогу я товаров выучить названия!

(Уходят. )

Ведущий. Прошли годы...

Сценка «Менеджер» (4 мин)

Стол с табличкой «Генеральный директор». За стол садится ди­ректор, нажимает на кнопку и просит секретар­шу пригласить менеджера Соколова. Приходит Соколов – ученик, ко­торый когда-то хотел стать менеджером. Директор ставит перед ним большую коробку и даёт задание: разо­браться в находящемся в ней бытовом приборе нового поколения, принести завтра полное описание этого прибора, его основные характеристики, рассказать, как им пользо­ваться, чтобы затем научить продавцов успешно продавать этот прибор и инструктировать покупателей. Менеджер начинает перебирать детали, относящиеся к прибору, что-то мямлит.

Директор. Ты что, ни одной лабораторной работы не сделал? Придётся тебя уволить.

Менеджер идёт прочь, берёт учебник физики и садится читать.

Сценка «Журналист» (5 мин)

На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик, когда-то собиравшийся стать журналистом. За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка.

Редактор. Принёс репортаж?

Журналист. Принёс. (Подаёт рукопись. Редактор читает её. )

Редактор. Ты что написал?! «Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный».

Журналист. А почему бы и нет?

Редактор. А это?! «Теплоход проплывал мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянущейся по всему борту теплохода».

Журналист. А разве так не бывает?

Редактор. Слушай! «Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, вглубь». Ты сколько классов окончил?

Журналист. Одиннадцать классов и факультет журналистики.

Редактор. На уроках физики спал, наверное? А это что? «Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть». Нельзя в печать это отдавать, засмеют нас! Ты совсем не знаешь ни физику, ни биологию! У нас серьёзный журнал, и без знания физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!

Журналист хватает учебник и подсаживается к менеджеру учить физику.

Игра со зрителями «Что не понравилось редактору?» (5 мин)

Сценка «Бизнесмен» (5 мин)

За столом сидит и играет с мобильным телефоном тот, кто хотел стать бизнесменом. К нему подходит дочка и просит помочь выполнить трудное задание по физике.

Девочка. Пап, ты у меня такой крутой, почему ты не делаешь со мной уроки? Ты плохо учился?

Бизнесмен. Да ты что? Я был лучшим учеником!

Девочка. И по физике?

Бизнесмен. Само собой!

Девочка. Тогда помоги мне ответить на вопросы по физике!

Бизнесмен (нехотя ). Давай.

Девочка. Кто впервые измерил атмосферное давление?

Бизнесмен. Ньютон, конечно!

Девочка. В горах или в долине вода кипит при 80 °С?

Бизнесмен. Вода везде кипит при 100 °С!

Девочка. Почему молекулы воздуха не падают на Землю?

Бизнесмен. Потому что они очень лёгкие.

Девочка. Чему равно нормальное атмосферное давление?

Бизнесмен . 1000 ньютонов.

Девочка. Легко ли дышится на Эвересте?

Бизнесмен. На любом курорте легко дышится!

Девочка. Что такое вакуум?

Бизнесмен. Пылесос такой есть.

Девочка. Что измеряет барометр?

Бизнесмен. Хм... Судя по названию, это связано с баром... Объём, похоже!

Девочка. Всё. Спасибо, папочка! Ты такой умный у меня!

Ведущий. На следующий день...

Папа сидит там же. Приходит из школы дочка и закатывает отцу истерику.

Девочка (плача ). Что ты мне наговорил! Ты меня опозорил! Меня высмеяли на уроке. Я получила «2» за ответы! Ничего ты не знаешь! Я не люблю тебя больше!

Убегает вся в слезах. Бизнесмен со вздохом берёт учебник и садится к тем двоим.

Игра со зрителями «Чего не знал бизнесмен?» (4 мин)

Сценка «Юрист» (5 мин)

Появляется ученик, желавший стать юристом. В руках у него пакет «Кодак».

Юрист. Ура! Меня недавно назначили следователем и поручили сложное задание! Я выследил банду грабителей! Теперь они не отвертятся! Иду сдавать отчёт о выполнении работы. У меня есть неопровержимые доказательства! Я все их пере­говоры и само ограбление записал на диктофон и сфотографировал! Нелегко мне это далось. Всю ночь в засаде просидел! (Вынимает из пакета и показывает большой фотоаппарат. Подходит к столу, за которым сидит начальник отдела, и докладывает о проделанной работе. Начальник радуется, включает диктофон... Раздаются шорохи, шипение. )

Начальник. Это что такое?! Ты где записывал? Почему одни шорохи?

Юрист. Не знаю! Я за стеной стоял, снаружи.

Начальник. Там же толстая бетонная стена, звук просто потерялся!

Юрист. Ну что вы! Я хорошо знаю, что для электромагнитных волн такие стены - не препятствие.

Начальник. Ты считаешь, что звук - это электромагнитные волны?

Юрист. Конечно!

Начальник. Я смотрю, ты физику совсем не знаешь! Стыдно! (Смотрит фотографии. ) Не понял! Почему на снимках одни силуэты? Никого не узнать!

Юрист. Так ночь же была! А вспышкой нельзя было пользоваться!

Начальник. Так в инфракрасном свете надо было снимать! Тебе же дали ИК-аппарат!

Юрист. При чём здесь красный свет? Не было там красных ламп!

Начальник (задумчиво ). Не думал я, что есть такие неучи, которые не знают, что такое инфракрасное излучение. Иди физику учи! Завалил такую операцию!

Горе-юрист берёт учебник и садится к другим неучам.

Заключение (3 мин)

Выходят все участники представления и по очереди (по строчкам) читают стихи:

Физика нужна! Физика важна!
Без неё не сделать нам ни шагу!
Как из берёзы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костёр?
Как сделать умный полотёр?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нанотехнологии внедрить?
Как параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи её, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней в карьере высоты!

Подведение итогов (3 мин)

Людмила Геннадьевна Курдюмова – учитель физики первой квалификационной категории, окончила Орский ГПИ по специальности «Учитель физики и математики», педагогический стаж 26 лет. По распределению приехала в г. Абдулино и начала свою педагогическую деятельность в СОШ № 5, где и работает по сей день. Высокий уровень предметно-методической подготовки позволяет ей отбирать учебный материал, организовывать самостоятельную и исследовательскую работу учащихся. На её уроках царят полное взаимопонимание и взаимоуважение учителя и учащихся. Микроклимат на уроке определяет их творческое содружество. Педагогический труд Людмилы Геннадьевны высоко оценён: она имеет звание «Почётный работник общего образования РФ». В настоящее время учитель работает над проблемой «Телекоммуникационный проект как форма организации продуктивной деятельности учащихся на уроках физики».


Методическая разработка

«Неделя физики

в общеобразовательной

школе»

(для 7-11 класса)

Выполнили: учитель физики

МБОУ СОШ № 48 г.Белгорода

Перервенко Эльвира Олеговна

2014 год

  1. Пояснительная записка
  2. План-программа методической разработки
  3. Содержание мероприятия «Вечер занимательной физики »

1. Пояснительная записка

Не секрет, что в последние годы к изучению предметов естественно-математического цикла интерес падает. Нельзя забывать, что будущее наших учеников и страны зависит от развития науки и техники. Это накладывает на учителей физики, определенные обязанности по подготовке первичных знаний, на которых и будет проводиться формирование успешных специалистов в разнообразных областях.

Один из способов повысить интерес учащихся - внеурочная работа, например предметные недели. Основная задача проведения недели физики - развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний школьников. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие учащиеся всех классов школы.

План недели выглядит следующим образом: каждый день проходит по одному мероприятию. Они подготовлены для каждой возрастной группы в отдельности (7-11 классы) и проходят в виде различных конкурсов, игр и экскурсий. Учтены особенности школьников; уровень их знаний, умений, навыков; их профориентированнность.

Мы, как молодые специалисты работающие в школе лишь первый год, не имеем такого обобщенного опыта работы, но пламенное стремление к самосовершенствованию, самообразованию и развитию себя как педагогов помогают нам в работе.

2. Методическая разработка «Неделя физики в школе»

Цели:

1. Активизация познавательной и исследовательской активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде, со старшими товарищами, преподавателями вуза.

3. Обзор учащимися роли науки в повседневной жизни

Задачи

1. Сделать школьную жизнь учащихся более интересной, насыщенной, запоминающейся, сопряженной с обыденной жизнью.

2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли исследователей, лаборантов и студентов

Человеческие ресурсы:

1. Учителя физики и классные руководители, преподаватели НИИ БелГУ.

2. Учащиеся школы с 7 по 11 классы

Временной ресурс : одна учебная неделя

3. План-программа методической разработки

1. Физические Игры (7-9 классы)

2. Физические Конкурсы (10-11 классы)

3. Физические Экскурсии (10 классы)

I. Подробное рассмотрение программы физических игр (7-9 классы)

В физических играх принимают участие школьники с 7 по 9 классы. Соревнования проходят во время уроков физики по расписанию, составленному учителем физики.

Физические Игры 2014 (проводимые в каждом классе отдельно).

Сводная таблица.

Игра

Класс

« Вечер Занимательных опытов»

«Электричество и мы»

«Увлекательная оптика»

Понедельник

8 класс

Вторник

Среда

7 класс

Четверг

9 класс

Пятница

В каждой игре объявляется победитель, который награждается грамотой-победителя. Остальные участники получают грамоту-участника данного мероприятия.

II. Краткий обзор Физических Конкурсов .

Физические Конкурсы 2014.

Сводная таблица.

Игра

Класс

«НаноУмники и Наноумницы»

Конкурс газет «Физика в школе»

«Мисс и Мистер Физик 2014 »

Понедельник

8 классы

Вторник

10 классы

Среда

Четверг

Пятница

11 классы

Итоги данных конкурсов (кроме конкурса газет) подводятся в день его проведения в рамках «Недели физики». Победители награждаются специальными призами и грамотами. Итоги конкурса газет объявляются в конце предметной недели.

III. Проведения Физических Экскурсий .

Проходятся на кафедрах Инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ»

Физические Экскурсии 2014.

Сводная таблица.

Ученики 10 класса оказываются на экскурсии в лабораториях Инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ», где просматривают красочные опыты и пробуют себя в роли студента- исследователя.

Обобщенная план-сетка

мероприятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

7 класс

«Занимательные опыты»

8 класс

Конкурс газет «Физика в школе» «Электричество и мы»

9 класс

«Увлекательная оптика»

10 класс

«НаноУмники и Наноумницы»

Экскурсия «Я исследователь»

11 класс

«Мисс и Мистер Физик 2014 »

Внеклассное мероприятие в 7 классах

«Вечер занимательной физики»

Цель мероприятия : способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.

Задачи мероприятия :

  1. Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.
  2. Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Атмосферное давление».
  3. Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.
  4. Формировать умение четко излагать свои мысли.
  5. Формировать умение работать в коллективе, в группе.
  6. Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.

Подготовительный этап.

На этом этапе группа учащихся 7 класса оказывала практикантам помощь в оформлении стенгазеты, посвященной вечеру занимательной физики. В газете были представлены интересные материалы из жизни физиков, загадки, цитаты великих ученых, кроссворд. Ребята ярко и красочно оформили газету, и повесили ее на всеобщее обозрение за неделю до мероприятия.

Ход мероприятия.

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук.

Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас принять участие в нашем веселом вечере физики. Бороться за победу сегодня будут 3 команды 7ых классов. А чтобы восторжествовала справедливость, мы решили создать судейскую комиссию. Занять почетное место жюри, просим:

  1. Чуркину Настю, ученицу 10 класса.
  2. Валуйскую Дарью, ученицу 11 класса.
  3. Левину Валентину, студентку 5 курса инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ».

А к жюри у нас такая просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого тура объявляйте результаты.

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Приветствие.

Команды выбирают капитанов, придумывают название команды, девиз и пожелание соперникам. Все это должно быть связано с физикой. После этого ведущие делят доску на три части. Там фиксируют названия команд. Далее в этих трех колонках будут фиксироваться баллы. Максимум за 1-й конкурс – 3 балла.

2 конкурс. Викторина по физике.

А сейчас мы проверим ваше знание физики. Каждая команда должна будет ответить на 3 вопроса викторины. Если команда не знает ответа, то отвечает команда соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

  1. Кто впервые измерил атмосферное давление? (Торричелли)
  2. Назовите прибор для измерения атмосферного давления. (Ртутный барометр)
  3. Назовите прибор для ориентирования на земной поверхности и определения сторон света. (Компас)
  4. Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья? (При замерзании вода расширяется, кора рвется с треском)
  5. Почему теплый хлеб тяжелее холодного? (В горячем много влаги, в холодном она испарилась)
  6. Почему вода тушит огонь? (Охлаждает горячее тело, поглощает много теплоты, образующийся пар не пропускает к горящему телу кислород)
  7. Что тяжелее – пуд железа, или пуд пуха? (Их масса одинакова)
  8. В какой комнате быстрее распространяется запах духов – в теплой, или холодной? (Диффузия происходит быстрее в теплой комнате)
  9. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?

(Сила притяжения со стороны Луны)

Пока наше уважаемое жюри выставляет оценки, мы покажем вам небольшой фокус. Попробуйте объяснить его с точки зрения физики.

«Летающие чайные пакетики». Вскрываем чайные пакетики, отрезаем нитку с этикеткой, высыпаем заварку. Ставим пакетики на стол и поджигаем. Теплый воздух увлекает догорающие пакетики за собой вверх.

3 конкурс. «Объясни опыт»

Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. Максимум за конкурс – 5 баллов.

  1. «Тяжелая газета». На стол кладут длинную деревянную линейку и ударяют рукой. Линейка падает. Затем линейку накрывают газетой и снова с силой ударяют. Газета рвется, а линейка остается лежать на месте. Так как площадь газеты велика, до давление воздуха на ее поверхность достаточно большое, поэтому линейка не падает.
  2. «Две жидкости меняются местами». В одну рюмку наливается вино, в другую – вода. Рюмку с водой накрываем пластиковой карточкой и переворачиваем на рюмку с вином. Между рюмками делаем маленькую щель. Наблюдаем, как вино тонкой струйкой поднимается в верхнюю рюмку, а вода перетекает вниз. Происходит это потому, что плотность воды больше, чем плотность вина. Поэтому более легкая жидкость стремится наверх, а более тяжелая – вниз.
  3. «Расплющиваем банку». Немного воды кипятим в алюминиевой банке из-под газировки. Щипцами берем банку и переворачиваем в емкость с холодной водой. Банка расплющивается. Дело в том, что в не нагретой банке – вода и воздух. Когда вода кипит – воздух в банке замещается паром. Затем холодная вода охлаждает пар, и он превращается в несколько капелек воды. Воздуха в банке уже нет, следовательно, давление в ней ниже атмосферного. Под его действием банка расплющивается.

4 конкурс. «Пантомима»

А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти в центр класса и показать с помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на карточке. (Карточки с названием агрегатного состояния получили перед конкурсом.)

  1. Жидкое
  2. Твердое
  3. Газообразное

Максимум за конкурс – 3 балла.

5 конкурс. «Конкурс капитанов».

  1. Поставить полоску бумаги на стол ребром. (Сложить пополам, скрутить и т.д.)
  2. Отгадать, что в черном ящике.

Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.» (Правильный ответ - вода)

  1. Перелить из цилиндрического стакана ровно половину воды в один прием. (Аккуратно лить воду, пока не покажется край донышка)

Капитан, первый справившийся с каждым заданием, приносит своей команде 1 балл.

6 конкурс. «Загадки»

  1. Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)
  2. Что с земли не поднимешь? (Тень)
  3. Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)
  4. Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)
  5. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
  6. Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда – облака. (Барометр)
  7. Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
  8. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)
  9. Днем спит, а ночью – глядит. (Луна)
  10. Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)
  11. Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)
  12. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

Каждой команде загадываем по 4 загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.

7 конкурс. «Объясни опыт»

Каждой команде демонстрируем по 1 опыту. Участники команды должны его объяснить. Максимум за конкурс – 5 баллов.

  1. «Четыре этажа жидкостей». Жидкости разных плотностей, подкрашенные в яркие цвета, наливаются слоями в высокий бокал. Школьники видят, что жидкости не перемешиваются. Объяснение - см. опыт «Две жидкости меняются местами».
  2. «Яйцо в бутылке». В бутылку с широким горлышком бросаем зажженную бумагу. Воздух в бутылке становится разреженным, и яйцо под действием атмосферного давления всасывается в бутылку.
  3. «Достань яйцо из бутылки». В трехлитровую банку бросаем зажженную бумагу, на горлышко для герметичности лепим пластилин. Опускаем бутылку с яйцом горлышком вниз. Яйцо подает в банку. Так как воздух банке стал разреженным, давление внутри бутылки оказалось выше, чем в банке.

8 конкурс. Викторина по математике.

Математика – царица всех наук, но служанка физики. Физикам без знания математики – никуда. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей шуточной викторины.

  1. Росла береза. У нее было 28 веток. На каждой ветке росли по 5 яблок. Сколько было яблок на дереве? (Яблоки на березе не растут)
  2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по 1 кошке. А против каждой кошки сидят еще 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
  3. Однажды, сидя в троллейбусе, я решила сделать небольшой подсчет. Я пересчитала всех пассажиров в троллейбусе. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем на остановке вышло 2 человека и вошло 6 человек. Будьте внимательны. На следующей остановке вошло 10 человек и никто не вышел. На следующей – вошло 12, а вышло 7. На следующей – вошло 4 человека, а вышло – 8. А потом, на следующей остановке господин вошел один с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (5 остановок)

Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Наш веселый вечер подходит к концу. А пока жюри подводит итоги всех конкурсов, мы хотим показать вам одну волшебную жидкость.

Готовим Неньютоновскую жидкость, приглашаем ребят поиграть с ней, рассказываем о ее свойствах.

Рефлексия. Подведение итогов.

Ведущие, члены жюри, представители команд делятся впечатлениями от прошедшего вечера занимательной физики. Члены жюри подводят итоги.

Ведущие награждают благодарностями школьников, которые помогали оформлять стенгазету к вечеру занимательной физики.

Председатель жюри объявляет итоги конкурса, ведущие награждают дипломами команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.

5. Список используемой литературы и источников

1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. - Мозырь: Белый Ветер, 2002.

2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. - Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.

3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. - Минск: Народная асвета, 1981.

5. Маркович, Л. Г. Физика удивительных игрушек / Л. Г. Маркович. - Минск: Красико-Принт, 2000.

6. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. - М.: Просвещение, 1990.

7. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.

8. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2008

9. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.

10. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.

11. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – Москва.: НЦ ЭНАС, 2006

12. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: книга для учителя. сост.: Э.М. Браверманн, под редакцией В.Г. Разумовского - М.: Просвещение, 2003.

13. http://www.openclass.ru

15. http://class-fizika.narod.ru

16. http://scool.edu

17. http://physmatica.narod.ru

18. http://www.alsak.ru


Музыка № 1
Часть № 1 (Приветствие. Объяснение целей и задач мероприятия)
Выходит профессор (разговаривает по телефону):
В: – Алло! Алло! Профессор Всезнайкин у телефона! Кто говорит? Исследовательский центр!?… Так, ти-хо (показывает указательным пальцем у рта), ти-ши-на! У меня важный разговор! Что за вздор вы говорите…у нас нет умных детей?!! Как вы смеете!… Это полная Чепуха!… (Растеряно) Исследования? Какие исследования?! Нет, нет я вам докажу! Прямо сегодня, прямо сейчас, находясь в этом зале! я найду Вам талантливых, умных и сообразительных детей!!! Разговор окончен! (Бросает трубку)
П: – (Растеряно) Нет, ну надо же такое придумать…Так, так, что же делать…Я думаю мне поможет мой ассистент – Дормидонт Мензуркин.(Хлопает в ладоши2 раза)
(Появляется М)
М: – Профессор, Вы меня звали?
П:- Да, представляешь, звонили из академии наук, они утверждают, что все дети, ничего знать не хотят, они мол только и знают, что 2 на 2=
Денис (Не уверенно) 4 ?
5 на 5=
Денис (Более уверенно) 25
7 на 7=
Денис гордо 47
Проф: Что с Вами, дружок? Запамятовали? Ребята сколько будет 7-ю 7 ? Ребята сколько?
М: – Профессор я плохо спал (виновато)…Однако, профессор, где же будем искать умных, да еще и сообразительных детей?
П: – Ты сюда посмотри, внимательно (показывает в зал)
М: – Ого, так… я знаю как проверить их сообразительность. (Профессор Убегает за ширму) Во все времена ребята, были ученые, а были шарлатаны и сейчас мы с вами убедимся в этом. Встречайте- Великий фокусник Леопольд Мухлюев.
Часть №2 (Шуточная импровизация фокусов) Я включаю музыку

Звучит загадочная музыка появляется Профессор (в образе мага) и начинает показывать смешные фокусы:
Скотч с ложкой (2 ложки, скотч)
Откушенный палец с сосиской (сосиска)
Платочек в руку (платочек)
Диски (диски)
Помощник взлетает (накидка)
Мейд.mp4(пример)

Часть № 3 (ЛЕКЦИЯ)

Профессор: Нет, нет и нет! Вы же не подумали, ребята, что это настоящие фокусы? раскрыть вам секрет? Это делается очень легко.
А Вы заметили как быстро убежал мой помощник? Хотя, все относительно…Если сравнить скорость бега Человека, например, со скоростью ползущей УЛИТКИ, то конечно человек пря-таки очень быстрый, потому что Улитка ползет со скоростью 1,5 мм в секунду или 5,5 метров в час,а это в 1000 раз медленнее человека. По сравнению-то с улиткой ЧЕЛОВЕК, конечно, быстрый…Но а если сравнить Человека, например, с ЗАЙЦЕМ, или ЛОШАДЬЮ? А? (Громко смеётся), А орла мы вообще только на самолете сможем обогнать. Да, все относительно (чешет затылок)…
В: – Друзья мои! А как вы думаете, какое движение человек может делать быстрее всего?
Дети: – Бегать, прыгать..
В: -Убегать в столовку?
Появляется М: – А я вот так могу быстро (показывает движение и убегает за ширму)
П: – (Профессор берет со стола мешок с круглой головой и со словами):
Самое быстрое движение…(заходит за перегородку, ставит голову М. на перегородку, раскрывает, показывает как на макете), на которое способен ЧЕЛОВЕК – это МОРГАНИЕ глазами. (М. демонстрирует). Не зря люди говорят – “в мгновение ока”, или “миг” – от слова мигать. Мигание совершается так быстро, что мы не замечаем даже временного затмения поля зрения. (Закрывает мешок. Снимает с перегородки. Выбрасывает за сцену.)
Некоторые умники утверждали, что они настолько быстрые, что могут поймать пулю зубами! В одном старом, старом цирке я увидел один номер.
Музыка цирк № 3 Денис
2. Поймать боевую пулю руками (фокус с пулей клоун)

Дамы и господа, только сегодня, только сейчас Вашему вниманию будет представлен смертельный номер. Бесстрашный Джузеппэ Гарибальди, который поймает пулю зубами! Во время этого номера погибло 15 артистов, трех ранило, а один до сих пор просыпается по ночам и кричит: Мама, мама, я хочу пи-пи. Выстрел очень громкий, так, что если в зале есть трусишки, пусть закроют ушки. Итак мы начинаем, встречайте Всемирно известный, бесстрашный Джузеппэ Гарибальди. Появляется Джузеппэ. (Рычит, видит пистолет не много пугается) Пуля вылетит из пистолета, порвет газету и окажется в зубах у Джузеппэ. Выстрел производится с 5 шагов!
Аплодисменты. А теперь дамы и господа усложним номер, выстрел будет произведен с 3 шагов. Джузеппе ты готов? (Дж.качает головой, типа нет, зуб болит) Ему показывают кулак
ложный выстрел
Вот Шарлатан!(обегает с другой стороны) Жулик! (обегает с другой стороны) Я застрелю тебя. Эх, патроны кончились. Я вызываю тебя на дуэль трус. (в ответ «Я не трус, но я боюсь… Фигушки)
Конечно эта была шутка, пулю поймать зубами ни как нельзя, даже глупо и опасно! Но Как вы думаете можно ли поймать пулю руками? спроси у ребят?
Во время империалистической войны, с французским летчиком произошел совершенно необыкновенный случай. (Пантомима под французскую музыку)
Летая на высоте двух километров, летчик заметил, что близ его лица движется какой-то мелкий предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой.
М:-Представьте изумление летчика, когда оказалось, что он поймал не насекомое…, а немецкую боевую пулю!
П:-А между тем в сообщении об этом летчике нет ничего невозможного. В конце своего пути пуля начинает двигаться очень медленно – всего 40 метров в секунду. Именно с такой скоростью в те времена летали самолеты. То есть пуля
(М: – Я,я!! Изображает пулю)
и самолет летчика (Изображает П) двигались с одинаковой скоростью и вполне очевидно, что летчик смог поймать её рукой.
М:– Только в перчатке, потому что пуля, движущаяся в воздухе, сильно разогревается.
Кланяются. 3 раза, на третий помощник засовывает пулю проф. За шиворот. Тот убегает
Так, что ребята при определенных возможностях можно схватить пулю руками!
Часть № 4
Профессор за ширмой Включает музыку № 4
П: (Выходит с прибором на голове «Для считывания мыслей»)
М: – Профессор, а что это у вас за прибор на голове и Вы что играете в карты? Можно шарики красный или черный
П: – Нет. А это прибор моего изобретения. С его помощью, я могу угадывать какой масти карта: красная или черная, даже если я её не вижу.
М: – Как это профессор?
П: – Сейчас покажу. Мне только помощник понадобиться. Выводит из зала ребенка. Желательно из первого ряда.
: – Профессор, я тоже хочу посмотреть (занимает место ребенка)
П: (Тем временем дает ребенку колоду карт и говорит, чтобы тот по одной показывал залу)
– Внимание…сейчас Сережа будет вам показывать по одной карте, а я, не видя их, буду угадывать, какой они масти (красной или черной).

Фокус с угадыванием масти.
нужна музыка № 4 (будет включать профессор, музыка с тишиной впереди)
Повторяем с желающим, которого мы «загипнотизируем» можно с завязанными глазами.
Ассистент проходит за ширму натягивает чулок на голову переодеваясь в индейца и включает музыку!!

Выносит стул, садится (профессор) :
Ребята, а Вы любите путешествовать? Я очень люблю. Я много, где побывал, видел кучу разных фокусов. Либо раскрывает секреты фокуса с исчезновением сигареты и вгон монеты в бутылку или разные интересные факты:
Когда европейцы впервые увидели жирафа, они назвали его “верблюдопардом”, решив, что это смесь верблюда и леопарда.
Змеи могут спать 3 года подряд, ничего не принимая в пищу.
В молодости черноморские окуни в основном девочки, но уже к 5 годам они радикально меняют пол, превращаются в мальчиков!
Когда жирафа рожает, ее детеныш падает с высоты полутора метров.
Животное, которое дольше всех может не пить – крыса.
Колибри не могут ходить.
Европейцы, приехав в Австралию, спрашивали у аборигенов: “А что это тут у вас за странные прыгающие звери?” Аборигены отвечали: “Кенгуру”, – что значило: “Не понимаем!”
У жирафов абсолютно черный язык, длина которого может доходить до 45 см.
Сердце кита бьется только 9 раз в минуту.
Встаньте!
Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, (и садится)что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку.
Так вот друзья мои, как то я путешествовал по южной Америке и попал в плен к индейцам. А вы знаете как кричат индейцы, давайте попробуем. И пробуют. На крик Появляется индеец, бегает за профессором. Усаживает его на стул.
Профессор: И вот индеец посадил меня не на стул, а на скалу, ноги под себя не подвинешь, а к груди подставил острое копье и..
Индеец: Абра кадабра швабра
Профессор:…И приказал мне встать, но у меня не получалось…
Индеец убирает копье.
Профессор: Оказывается, что бы встать нужно или наклонить туловище вперед, или пододвинуть ноги под себя. По другому никак. Попробуйте. Спускается в зал пробует вместе с ребятами. Что, не удается? Никаким усилием мускулов не удастся вам встать со стула, пока вы не пододвинете ног под сиденье или не подадитесь корпусом вперед. Эта наука называется равновесие. Когда вы будете изучать физику Вы поймете почему это происходит.
Выбирает лучших, поднимает с собою на сцену (среди них одна девочка), в это время индеец запускает музыку № 6

Оборачивается и видит, что индеец не отпускает девочку. «В чем дело?»
Индеец что то проговорил.
Профессор:он говорит, что ты ему понравилась, ты Принцесса и он хочет на тебе жениться, как тебя зовут? будешь с ним вместе охотиться на крокодилов, жарить черепашьи яйца, пить сок кокосов, и во всем ему прислуживать. должна отказаться… «Ребята (к тем кто на сцене) поможете освободить принцессу?»
Но для этого Вам потребуется пройти опасные испытания. Не по боитесь ребята?
Итак у нас есть 5 яиц. (раздает) Знаю, что три из них вареные, а 2 сырые! Как мне узнать кто из них вареные, а кто сырые?
Просто разбить их (и разбивает свое яйцо)
Папуас: делает отрицательные жесты.
Профессор: Нет! Мы же хотим найти сегодня самых храбрых, поэтому яйцо нужно разбивать об…(индеец показывает на лоб)…. лоб!
Профессор: Но мы не побоимся этого испытания. Итак, кто самый храбрый?
(Папуас: исполняет барабанную дробь, можно привлечь к этому участников испытания)
В конце выясняется, что все яйца вареные.
Папуас радостный играет с яйцами
Профессор: Он, я перепутал. Оказывается все вареные.
Ребята есть более легкий способ. Знание механики поможет нам с успехом выйти из этого маленького затруднения.
Дело в том, что яйца вареные и сырые вращаются по разному. (яйцо кладут на плоскую тарелку и крутят его) Варенное яйцо вращается очень хорошо. А сырое трудно даже заставить вращаться.
Кручение яиц.
Профессор: Ой, он перепутал. Но сколько у него теперь еды! Теперь ему жена не нужна. Ребята проходите на места. Вслед девочке «УУУУ» грустно смотрит и уходит за ширму, включает музыку № 7
Звучит гром небесный, музыка № 7, голос с неба:- Ойехало-манахоло! Индеец падает, трясется.
Профессор:- : Ой ребята это гневается на нас верховный бог Чупакабра. Он требует подарков. О великий Чупакабра сейчас мы тебе, что нибудь подарим. Обращается к ребятам. У кого есть сотовый телефон? Давайте его Чупакабре подарим.
Постой у тебя же есть еда. Принеси ему в дар свою еду. Что для этого требуется?
Папуас: У великого Чупакабры есть священные сосуды которые необходимо наполнить. (выносит бутылки) Папуас: Но как же я помещу свою еду в эти сосуды, яйцо не лезет! ААА (истерика)
Профессор: Нам поможет знание законов физики. Бутылку нужно разозлить!
С первого взгляда она (бутылка) показалась всем обычной пол-литровой бутылью с широким горлом. Очистил от скорлупы профессор варёное вкрутую куриное яйцо, поставил стоймя на горлышко – не провалилось.
– Скушай, бутылочка, яйцо! – стал упрашивать, – прояви характер.
Но та показала себя не «прожорливой», а «капризной». Не ответила на обращение.
– Тогда мы её разозлим! – взялся за дело профессор: сложил гармошкой лист бумаги, поджёг и запихнул внутрь бутылки. Подождал несколько секунд.
– Разозлилась! – и поставил сверху яйцо.
Бумажка потухла, воздух внутри, охладившись, сжался, и невидимка, знакомо «чпокнув» протолкнул в бутылку яйцо.
Проделать опыт на воздушном шарике и банке

В конце концов, яйцо внутри. Радостный индеец уходит за ширму

Музыку № 8
Коперфильд
Профессор:- Друзья мои, Вы хотели бы полететь в космос? И сейчас мы с вами облетим все наши планеты, и в конце я считаю ваши мысли и точно узнаю на какой планете вы находитесь. Итак Загадайте любое число от 5 до 15. Например Вы загадали число 6. Давайте попробуем. Начинаем отсчет нужно от космодрома и только в левую сторону 1,2,3,4,5,6 Мы оказались на красной планете. Или вы загадали цифру 10 мы оказались на планете Зеленявка… Выбор большой. Всем понятно как считать и в какую сторону? Помните какое число вы загадали в самом начале. Итак. 1,2,3,4, а дальше то число какое вы загадали. Все прилетели на свою планету? Теперь нужно идти назад, тоже число ходов и та же цифра, которую вы загадали в начале. Только назад. Я убираю космодром и луну Готовы? А я буду считать 1,2,3,4, и так далее. Когда закончите запомните на какой планете вы находитесь. Получилось? Я знаю, что вас нет на планете «О», нет на «Венере» и на «Марсе», вас нет и на планете «Зеленявка». Теперь отсчитайте 4 хода в любую сторону. Вас нет на розовой планете и т.д. Я знаю вы все, прилетели на планету(пауза) «Знание»
Друзья мои знания помогают нам всем и во всем. Сегодня вы узнали много интересного и мы поняли, что вы именно те дети которых мы искали: Храбрые, умные, талантливые и сообразительные. Тянитесь к знаниям как цветочек к солнцу. Учите уроки и слушайте маму с папой. Вырастайте большими и сильными. Именно такие люди нужны нашей большой стране. До новых встреч ребята. Сегодня для Вас старались Андрей и Денис, с театра «Обыкновенное чудо» Пока!

http://www. *****/load/97 Биттирова

В Оргкомитет XIII Всероссийского

конкурса методических разработок «Сто друзей»

ЗАЯВКА

Прошу принять на конкурс работу:

Вечер физики «ГОСПОЖА ФИЗИКА»

Номинация:

2-ой: на первой странице – передовица.

3-ий: Обычно физику учащиеся видят строгой, официальной, последовательной, состоящей из опытов, наблюдений, рассуждений, выводов, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что нередко оживляет её, делает привлекательной, интересной. Творцы физической науки оставили нам не только законы, но и юмор, розыгрыши, парадоксы и смешные истории

4-ый: Много интересных историй связаны с академиком, который записывал адреса и телефоны своих знакомых не в алфавитном порядке, а в порядке убывающей красоты.

А закончить эту статью хотелось бы словами А. Эйнштейна: «Юмор и скромность создают равновесие»

1-ый: Вести с рубежа 20 века.

2-ой: Заканчивался 2000 год. Приближалось третье тысячелетие. Переход в XXI век ознаменован радостным для всех событием: Лауреатом Нобелевской премии по физике в 2000 году стал Жорес Иванович Алфёров!- наш соотечественник.

1-ый и 2-ой вместе: Какой успех! Какая удача!

1-ый: Первая же Нобелевская премия по физике была присуждена Рентгену. Мария Складовская-Кюри дважды получила Нобелевскую премию: по физике и по химии

2-ой: Прошу внимания! Госпожа Физика! (выходит девушка, на голове корона: «ФИЗИКА», её длинный шлейф поддерживая, идут с обоих сторон ученицы 5 класса , на них короны с надписями: механика, электродинамика, оптика и т. д.)

Госпожа Физика: Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что значит «природа». Я изучаю механические, тепловые, световые и электрические явления. Есть и другие науки, которые изучают природу, но все они используют мои законы.

Слово «физика» в науку ввёл древний ученый Аристогг до нашей эры)

Я пришла к вам сегодня не одна и хочу представить вам мои разделы (представляет)

1-ый: Мы представляем вам бюро экскурсий, итак раздел «Механика» полный загадочного содержания.

Выступает вперед «МЕХАНИКА»: «Ребята, ответьте на мои вопросы, покажите моим сестрицам, что вы меня знаете, любите» (Задает вопросы-загадки)

1. Как называется прибор для определения скорости автомобиля? (спидометр)

2. Назовите старинную единицу измерения массы (унция 28.35 г.)

3. Почему слетает грязь, с вращающихся колёс велосипеда ? (вследствие инерции)

4. Что легче улететь с Земли на Луну или с луны на Землю? (С Луны, так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше)

Спасибо большое, я очень рада, что вы меня знаете. (Отходит на свое место)

Выступает вперед «ОПТИКА»: Я росла и развивалась как ребёнок. Росла я в различных лабораториях на основе опытов и наблюдений тысячи людей. Законы и правила, изложенные во мне доказаны И. Ньютоном, Х. Гюйгенсом, Ю. Томасом, О. Френелем.

Я очень важная, так, как изучаю свет.

Ребята, а с какой скоростью распространяется свет? (300 000 км в с)

А за сколько минут свет доходит от солнца до нас? (8 минут)

Кто сформулировал закон прямолинейного распространения света? (Евклид, III в. До н. э.)

Спасибо большое, я то же очень рада, что вы меня знаете. (Отходит на свое место)

Выступает вперед «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА»

У меня нет таблички «Руками не трогать» как в Электричестве, но требования подобны.

Я наука о свойствах и закономерностях поведения особого вида материи - электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействия между электрически заряженными телами или частицами. Электромагнитные взаимодействия позволяют видеть книгу, которую вы читаете, так как свет - одна из форм электромагнитного поля. Современная цивилизация немыслима без широчайшего применения энергии электрического тока.

А теперь и моя загадка к вам: К дальним селам, городам, кто идет по проводам?

Летит огневая стрелка, никто её не поймает:

Ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)

Выступает вперед «МКТ»

А всё же я, самая интересная из всех разделов физики, ведь изучая меня вы найдете ответы на все вопросы, которые возникают у вас в быту.

Почему чай скорее охлаждается, когда мешают ложкой?

Какая каска лучше защищает голову от жары грязная или блестящая

Почему при помощи спичек нельзя зажечь полено?

(И т. д. по желанию можно добавить еще разделы, пока жюри собирает и считает лоты ФИЗИКА и её разделы поют песню на мелодию Ф. Закирова - Три колодца)

Любой в школе расскажет ученик

Как физику учит и хочет учить

Как много законов он знал и не знал.

Лабораторки всегда он сдавал.

Физика - ты всё же королева всех наук

Пусть над тобой, пусть над тобой – светит солнце

В жизни нашей спасительный круг - физика

А вот и физики спасительный страж

В конце коридора учителя мираж

А может быть это усталость и бред

Учите физику, учите все

1-й: Наш вечер приближается к концу. Сейчас мы подведем итоги и заодно предлагаем вам на заметку рецепт нового кондитерского изделия

«ТОРТ ФИЗИКА»

2-ой: Берется двойка по физике из дневника, тщательно стирается ластиком, добавляются мелко натёртые тройки. Четверки и пятёрки перетираем до густой пены и осторожно вливаем в основную массу. Равномерно посыпаем смесь заготовленными шпаргалками, всё смачивается слезой и ставится в портфель до следующего урока физики.

Если вы, подумав, решитесь выучить домашнее задание, то торт высоко поднимается и украсится пятёркой за четверть, которая непременно вас порадует.

До свидания, до новых встреч!