Когда говорят о потенциале наших вооружённых сил, надо исходить из того, как он соотносится с потенциалом вероятного противника. Иначе разговор теряет смысл.
А особую роль здесь играет военно-морской флот и атомные подводные лодки.

Не так давно американский президент Дональд Трамп заявил, что подводный флот США может уничтожить Россию. Действительно ли субмарины под звездно-полосатым флагом настолько грозное оружие или глава Белого дома блефует?

Равных нет

На данный момент военно-морской флот США – лидер как по количеству, так и по боевым возможностям подводных лодок и располагает 74 субмаринами 4-х классов. Три класса многоцелевых подлодок – «Вирджиния», «Сивулф» и «Лос-Анжелес» – отвечают за обнаружение и уничтожение вражеских судов, а также поддержку операций морского десанта. Подлодки класса «Огайо» относятся к оружию стратегического сдерживания и предназначены для нанесения ракетных ударов по важнейшим военно-промышленным объектам противника.

Главной ударной силой подводного флота США являются 15 лодок класса «Вирджиния» – более продвинутая и экономичная альтернатива «Сивулф». Они выполняют те же оперативные задачи что и лодки класса «Лос-Анжелес», однако имеют дополнительные преимущества, к примеру, способность эффективно работать в прибрежных водах, что используется для сбора разведданных и проведения спецопераций. Важно отметить, что все американские подлодки имеют атомные двигатели, что заметно повышает их автономность (у российского ВМФ почти половина субмарин – дизель-электрические).

Сегодня американские субмарины способны самостоятельно производить пресную воду и кислород, а запасов еды им обычно хватает на 90-100 дней плавания. Комментируя спуск на воду подлодки «Гавайи» (класса «Вирджиния»), министр ВМС США Дональд Винтер отметил, что «дальность плавания, маневренность и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Вне конкуренции

Примерно треть американских подводных лодок постоянно находится в море: либо ведут патрулирование, либо проводят учение. В случае необходимости все они могут приступить к выполнению боевой задачи в любой части мирового океана, что безусловно является преимуществом на фоне конкурентов. Западные военные аналитики считают, что в отличие от американских подлодок большая часть из находящихся на плаву российских субмарин будет дислоцироваться ближе к родным берегам.

Американские подлодки обладают более высоким ядерным потенциалом, чем российские: 24 межконтинентальные ракеты «Трайдент» установленные на «Огайо» против 16 МБР «Булава» на «Бореях». Кроме того, дальность полета «Трайдент» на пару тысяч километров дальше, чем у «Булавы», при этом мощность американской ракеты примерно в 1,7 раз выше российской. Впрочем, как заметил заместитель директора Центра международной безопасности при Атлантическом совете Магнус Норденман, в последнее время подводный флот США и НАТО не фокусировался на противолодочных операциях, что заметно ухудшило навыки в этой области. Но если преимущество американских субмарин перед российскими не столь критично, то китайский подводный флот конкурировать с американским пока еще не может. Эксперты уверены, если американское командование задействует подводные суда, к примеру, в спорной акватории Южно-китайского моря, то перевес США здесь будет более чем очевиден.

Главный научный сотрудник японского Института международных отношений Тетсуо Котани отмечает, что американская подводная лодка с управляемыми ракетами может ускользнуть от китайских гидролокаторов и спокойно приблизиться к берегам Поднебесной. Достаточно будет одного 170-метрового «Мичигана», несущего 154 крылатые ракеты, чтобы уничтожить взлетно-посадочные полосы ближайших китайских аэродромов. Идеальное оружие Оборонная промышленность США находится в процессе постоянного перевооружения своего подводного флота.

В частности, Пентагон разрабатывает новые технологии по отслеживанию и поражению подлодок противника с использованием беспилотных подводных аппаратов. Инженеры планируют оснастить их наиболее сложными и чувствительными сенсорными системами, у которых нет аналогов. Министерство обороны США намерено вложить свыше 8 млрд. долларов в модернизацию субмарин, в первую очередь, в IV и V серии подводных лодок класса «Вирджиния», каждую из которых предполагают вооружить 40 «Томагавками», а также оснастить современной электроникой. Разрабатываемые подлодки будут обеспечены атомным двигателем с ядерным реактором, срок службы которого рассчитан на 30 лет. Новый почти бесшумный двигатель (уровень шумности снижается за счет системы изолированных камер и современной конструкции энергетического блока с «глушащим» покрытием) позволит двигаться лодке даже по относительному мелководью. Модернизированные «Вирджинии», согласно концепции Пентагона, должны стать идеальными «шпионами» и «убийцами».

В годы Второй мировой войны ожесточенные сражения велись не только на суше, в воздухе и на воде, но еще и под ней. Боевые субмарины несли огромную опасность вражескому флоту. Большой ошибкой было недооценивать мощь и потенциал подводных лодок, которые были идеальными машинами войны.

1. Подводные лодки типа «Т», Великобритания

Боевые субмарины типа «T» (Triton Class) изготавливались в Великобритании с середины 1930-х годов. Всего было построено 53 подводных лодки, все из которых приняли активное участие во Второй мировой. «Тритонам» не было равных по боевой мощи среди всех подлодок ВМВ. Одно только упоминание о ней вызывало у моряков страх. 11-ти торпедный залп мог запросто потопить вражеский военный крейсер. В устрашающей носовой надстройке имелось еще несколько торпедных аппаратов и пулеметов.

Британцы одни из первых оснастили «Тритонов» новейшими гидролокатарами ASDIC. За время войны английские субмарины прошли долгий боевой путь и одержали несколько десятков побед. «Тритоны» развернули активную деятельность в Атлантике, в Средиземном море, потопили несколько японских крейсеров в Тихом океане. Две субмарины типа «Т» под Мурманском уничтожили четыре вражеских корабля с тысячами солдат на борту. После войны «Тритоны» вплоть до 1970-х годов стояли на вооружении британского ВМС.

2. Подводные лодки типа «Gato», США

Американские подводные крейсеры типа «Гато» вступили в войну в 1944 году и успели принести немало неприятностей Японцам на Тихоокеанском флоте. «Гато» намертво перекрыли большинство морских подходов, линий снабжения и связи, фактически оставив японскую армию без подкреплений, а страну без нормальной промышленности. В ожесточенных схватках с американскими субмаринами императорский флот потерял два авианосца, несколько крейсеров и пару дюжин эсминцев.

Лодки, названые в честь вида акулы обладали хорошими ходовыми качествами и мощнейшим вооружением. На «Гато» имелось 10 торпедных аппаратов и новейшее радиотехническое оборудование. Огромная автономность плавания позволяла совершать рейсы от военной базы на Гавайях до японских берегов без дозаправки. Именно благодаря мощи субмарин типа «Гато» американцы сумели одержать победу на Тихом океане.

3. Субмарины типа «VII», Германия

Одна из самых массовых военных субмарин не только времен ВМВ, но и за всю историю подводного флота. С 1935 по 1945 год было построено 703 экземпляра субмарины типа «VII». Данную подводную лодку по праву можно назвать самым эффективным военным кораблем за всю историю. «Семерки» уничтожали все подряд: авианосцы, крейсеры, линкольны, эсминцы, нефтяные танкера и даже самолеты противника. Ущерб от немецких U-ботов был неслыханный. Если бы США частично не компенсировали потери союзников, то у немецких «семерок» был бы вполне реальный шанс подавить английский и советский флот и изменить ход войны.

Успех немецких серийных субмарин был прост - относительная дешевизна, простота конструкции, но при этом отличное вооружение и массовость. По статистике в начале войны на одну немецкую «семерку» в среднем приходился один противолодочный корабль, поэтому они чувствовали себя практически неуязвимыми хозяевами океана. Ситуация в корне изменилась, когда противники Германии осознали всю мощь немецкого подводного флота и начали массового создавать собственные субмарины.

Субмарины типа «С», «Средняя» или «Сталинец» - общее название серии советских подводных лодок, разрабатывающихся в период с 1936 по 1948 год. Всего в период ВОВ использовалось 30 лодок класса «С», но и это относительно небольшое количество боевых машин сумело потопить немало вражеских кораблей. На счету «Эсок» 19 уничтоженных судов, 7 боевых кораблей и 1 немецкая подводная лодка.

Всего на борту находилось шесть торпедных установок и столько же запасных орудий на боковых стеллажах, две подрывные пушки и несколько пулеметов. «Эски» также отличались хорошими мореходными качествами. В надводном состоянии субмарина могла развивать скорость в 20 узлов, позволяя обогнать практически любой вражеский конвой.

В разгар войны СССР потребовалось немедленное усиление Тихоокеанского флота. Для этих целей было построено около сотни боевых мини-субмарин серии «М» или «Малютка», которые могли легко транспортироваться через страну на поездах. Несмотря на малые габариты и относительно слабое вооружение (два торпедных аппарата) «Малютки» обладали системой быстрого погружения и при умелом командовании могли потопить любую подлодку Третьего Рейха.

С другой стороны, по словам подводников, служба на «Малютках» была настоящим кошмаром. Крайне тяжелые бытовые условия, ограниченное пространство, постоянная «болтанка». Не каждый моряк мог выдержать такое психологическое и физическое испытание. Малейшая неисправность на борту субмарины в большинстве случаев грозила гибелью всему экипажу. Тем не менее за годы ВОВ субмарины серии «М» потопили 61 вражеское судно и 10 боевых кораблей.

Никто никогда не утверждал, что жизнь на борту судов ВМС является роскошной. Даже на самых современных военных кораблях планеты всё ещё может быть тесновато. И хотя на сегодняшний день сервис намного улучшился, моряки, патрулировавшие океаны во время Второй мировой войны, жили совсем другой жизнью, нежели их современные коллеги.

С одной стороны, подводные лодки времён Второй мировой войны было гораздо меньше. Будучи всего лишь на около 18 метров короче современной подводной лодки, субмарины классов Gato и Balao ВМС США имели водоизмещение только около одной трети современных подводных лодок класса Virginia.

В этом небольшом пространстве экипажу подводников — от 60 до 80 человек — приходилось размещаться самим, размещать свои вещи, а также находиться в течение 75 дней.

Каждый член экипажа имел на борту субмарины всего лишь около 0,03 куб. метра личного пространства. Койки подводников были разбросаны по многим отсекам лодки, включая торпедные помещения. Целых 14 человек ютились в переднем торпедном отсеке вместе с 16 торпедами.

Изображение: USS Cod Submarine Memorial via We Are The Mighty

Подводная лодка такого размера просто не могла вместить всё необходимое для длительного военного патрулирования в соответствующих пространствах. Поэтому экипажу приходилось прятать коробки с едой и другими вещами в любом подходящем месте — в душевых, моторном отсеке и даже на палубе, пока внутри не появлялось свободное пространство.

Хотя было и одно преимущество. Из-за опасного и изнурительного характера службы на подводных лодках командование делало всё возможное, чтобы подводники получали самую лучшую пищу, которую ВМС могли предложить. Там также находилось место для установки морозильной камеры для мороженого в качестве небольшой роскоши для экипажа.

К сожалению, у военных моряков не было ни достаточно времени, ни пространства, чтобы наслаждаться этой пищей. В основном людям выделялось на приём пищи около 10 минут, чтобы все три «смены» лодки смогли пройти через крошечный камбуз за короткий промежуток времени.

Приём пищи часто диктовался ограничениями на движение подводных лодок. Субмаринам строго приказывалось не подниматься на поверхность в течение дня, если они находились в пределах 500 миль от японского аэродрома, во избежание воздушного наблюдения и нападения. В первые дни войны такое правило действовало почти на всём пространстве Тихого океана, так как японцы контролировали обширные участки территории.

Это означало, что подводные лодки оставались под водой в течение дня и всплывали только в ночное время. Поэтому многие экипажи переносили графики своих обычных ежедневных процедур на ночное время. Экипажи называли это «переходить на реверса».

Это было важно, потому что при работе дизельных двигателей в течение нескольких часов лодка быстро нагревалась. В машинном отделении температура могла взлететь до более чем 38 градусов, распространяясь по всей субмарине. Добавьте к этому 80 работающих и дышущих мужчин и воздух внутри может быстро стать критически горячим.

Люди знали, что воздух становится плохим, когда у них были проблемы со свечением сигарет из-за недостатка кислорода.

С чем ещё было плохо, так это с купанием. Во время длительных походов большинство мужчин принимали душ примерно раз в десять дней, чтобы сэкономить воду. О прачечной не было и речи. Поэтому внутри подводных лодок был уникальный аромат — сочетание запахов дизельного топлива, пота, сигарет, гидравлической жидкости, пищи и сточных вод.

На старых подводных лодках времён Первой мировой войны S-boats, которые часто называют pigboats, условия были ещё хуже. Из-за отсутствия надлежащей вентиляции запахи были еще сильнее. Это также приводило к образованию плесени и грибка по всей лодке, а также к засилью довольно больших тараканов, которых экипажи никогда не могли полностью уничтожить.

Даже если сами условия были не очень плохи, экипажам всё равно предстояло плыть во враждебные воды, часто в одиночку, чтобы напасть на врага.

Субмарины часто действовали против грузовых судов, но иногда натыкались и на вражеские военные корабли. Обнаружив подводные лодки, вражеские корабли начинали бросать глубинные бомбы.


Изображение: US National Archives

Из 263 американских подводных лодок, которые несли боевое дежурство во время Второй мировой войны, 41 была потеряна из-за действий противника, а ещё 11 — из-за несчастных случаев или других причин. Это была почти каждая пятая подводная лодка, что делало службу подводника одной из самых опасных.

Еще одной опасностью, подстерегавшей американские подводные лодки, являлись атаки своих собственных торпед. Из-за проблем с ранней торпедой Mk. 14 она часто делала круг и возвращалась, чтобы поразить субмарину, выпустившую её. По крайней мере одна подводная лодка, USS Tang, была потоплена таким образом.

Несмотря на все перечисленные опасности, американские подводные лодки превосходно несли службу. В Тихом океане им удалось затопить почти 1400 японских кораблей различных типов общим водоизмещением более 5,5 млн. тонн. Они также спасли 504 сбитых летчиков, упавших в море.

Вдобавок к этому субмарины эвакуировали важных лиц из опасных районов, высаживали группы разведчиков на вражеские берега, а в некоторых случаях даже использовали свои 5-дюймовые палубные орудия для обстрела вражеских позиций.

Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны Кащеев Л Б

Типы американских подводных лодок

В конце 1930-х в мире ощущалось приближение войны. И в этот раз Америка, безусловно, не могла остаться в стороне. Потому рассмотрим все типы американских подводных лодок, которыми обладали США накануне и в годы войны.

Подводная лодка R-6 (SS-83).

Типы R и «Barracuda» (тип R – 17 шт.; тип Barracuda – 3 шт.: Barracuda, Bass, Bonita)

Два наиболее старых и неудачных типа американских подлодок, они находились в боевом строю до середины 1942 года. Их использовали для патрулирования у Восточного побережья и охраны Панамского канала, а после переклассифицировали в учебные единицы.

Спуск на воду ПЛ S-5. Portsmouth Navy Yard 10.11.1919.

Тип S (тип S – 36 шт.)

Лодки типа S были самыми старыми из американских подводных лодок, принявших непосредственное участие во Второй мировой войне. Они были призваны в «первую линию» не от хорошей жизни, а потому, что не хватало боевых лодок, чтобы закрыть все районы, куда направлялись лодки на патрулирование. В принципе, это были второстепенные направления – Алеутские и Соломоновы острова.

Конструктивно тип S представлял собой развитие типа R периода Первой мировой, чуть увеличенного аналога (900т, 5000 миль дальности) германской подлодки типа VIIA. Лодки разрабатывались для Атлантики с соответствующим радиусом действия.

Американская лодка типа «S» (S-20) в Панамском канале. Фото 1920-х годов.

ПЛ S-1 с бортовым гидросамолетом.

В 1920-е годы морские теоретики многих стран мира размышляли о целесообразности размещения на подводных лодках легких разведывательных аэропланов. Не миновала эта волна и американских подводников. В 1923г. подводная лодка S-1 (SS-105, 1918г. постройки) была оборудована цилиндрическим палубным ангаром. На лодке базировался специальный сборной биплан Martin MS-1. Испытания не выявили каких-либо преимуществ подлодки с гидросамолетом, дальнейшие эксперименты в этом направлении прекратили.

«Argonaut» (Argonaut – 1шт.)

Стремясь еще раз убедиться в правильности поговорки «Лучшее – враг хорошего», американцы решили «скрестить» потомка U-140 с минным оборудованием U-117. На вновь проектируемой лодке в корме поставили две минные трубы емкостью по 30 мин каждая. В итоге на свет появился первый и последний в американском подводном флоте минный заградитель SS-166 «Argonaut», сданный флоту в апреле 1928 года Портсмутской военно-морской верфью.

Подводная лодка «Argonaut».

Для лодки разработали специальный образец мины Mk-10 mod.II, на палубе разместили два шестидюймовых орудия. При подводном водоизмещении 4164т, лодка оставалась самой крупной в американском флоте до появления атомных субмарин. Вооружение – 4 торпедных аппарата в носу и 16 торпед (для сравнения: последняя модификация американских подводных лодок океанского класса, которая успела повоевать, – «Tench» при подводном водоизмещении 2428 тонн несла 24 торпеды или 40 мин).

«Argonaut» представляла собой развитие типа «Baracuda» и строилась специально для действий в Тихом океане. Она задумывалась как океанский истребитель торговли и одновременно разведчик с самолетом на борту и большим радиусом плавания. По идее такой корабль при генеральном сражении должен был идти впереди линейных сил и одновременно мог поставить в ходе боя минное заграждение на пути следования врага. В итоге получилось что-то среднее со способностью погружаться под воду. Под водой лодка очень трудно управлялась и не могла выдерживать запланированную скорость. Вообще SS-166 получилась самой тихоходной среди всех американских подводных лодок предвоенного периода – 14/8 узлов (вместо 21 планируемого). Чтобы закончить о подводном минзаге, можно отметить, что он выполнил неудачный боевой поход и вернулся в базу в январе 1942 года при планируемой автономности 90 дней. Лодка не поставила ни одной мины в боевых условиях, а после первого похода её использовали в транспортных операциях. Многочисленные изменения в специализации выразились в смене бортовых номеров: V-4, А-1, SM-1, APS-1. Самой яркой страницей в биографии неудавшегося минзага стал рейд на атолл Макин в августе 1942 года.

Погибла лодка в Коралловом море на подходах к Рабаулу, потопленная японскими эсминцами «Akizuki», «Hamakaze» и «Yukikaze» из состава охранения конвоя, когда попробовала атаковать транспорты. Вероятно, медвежью услугу оказали малая скорость и большая шумность американского подводного крейсера-минзага. Случилось это 10.01.1943.

ПЛ «Argonaut», окрашенная в светло-серые цвета мирного времени (Standard Navy Gray). В районе мостика едва различима довоенная надпись V4.

Тип «Narwhal» (тип Narwhal – 2 шт.: Narwhal, Nautilus)

Идея крейсерской лодки получила свое дальнейшее продолжение в субмарине SS-167 «Narwhal», вошедшей в строй 15.05.1930. Она лишилась минных труб, зато было добавлено 2 ТА, торпедный запас увеличился до 24 ед., скорость возросла на 3 узла. Всего у американцев было 9 подводных крейсеров, и все они получились неудачными, абсолютно не оправдав тех надежд, какие на них возлагались при строительстве. Две лодки типа «Narwhal» представляли собой лишь незначительно усовершенствованные модели по сравнению с 4 предшествующими лодками типа V. Как и остальные V-лодки, они были большими, медленными и трудноуправляемыми, хотя имели и несколько улучшенные эксплуатационные качества (17 узлов) при немного возросшем водоизмещении (2915т). Как и у предшествующих лодок, их дизели никогда не достигали объявленной мощности, и корпуса измучили экипажи постоянными протеканиями.

ПЛ «Nautilus» (V-6) с нетрадиционным силуетом – приподнятой палубой в средней части корабля. При своем водоизмещении около 3000т лодка была наибольшей субмариной США вплоть до появления одноименной ядерной лодки в 1954 году.

В годы войны «Narwhal» и «Nauyilus» использовались для самых разных задач. Лодки прошли довооружение, на них добавили по 4 торпедных аппарата. Два дополнительных аппарата разместили в носу, а два – в районе миделя (они были ориентированы назад для стрельбы в корму).

«Narwhal» выполнил 5 боевых патрулирований, потопив 6 вражеских судов. SS-168 «Nautilus» за 5 патрулирований потопил 5 судов. После этого «Nautilus» совместно с S-166 «Argonaut» перевозил морскую пехоту на Макин, а вместе с «Narwhal» высаживал десантную партию на Атту. После этого обе лодки использовались исключительно в специальных транспортных операциях по перевозке грузов филиппинским партизанам. В начале 1945г. обе лодки были выведены в резерв. Всего за годы войны «Narwhal» совершил 15 боевых походов, «Nautilus» – 14.

«Dolphin» (Dolphin – 1 шт.)

Признав очевидную неудачу в проектировании последних 6 подводных лодок, ВМФ США предприняли попытку координально пересмотреть свои установки на проектирование. Первоначально SS-159 «Dolphin» проектировался как очередная лодка типа V (V7), но по мере ухода от «родительского» проекта индекс лодки сменили на D1. При водоизмещении 1560т он был почти вдвое меньше «Narwhal», но нес то же вооружение при примерно таких же скоростных показателях. Меньший по размеру «Dolphin» был гораздо более маневренным и легко управлялся.

Идея проекта в целом была продуктивной, но, к сожалению, на уровне технологий 1930-х годов в США построить лодку средних размеров, не пожертвовав чем-либо существенным в проекте, было невозможно. При создании «Dolphin» конструкторы прежде всего почти вдвое уменьшили радиус действия (9000 миль), пришлось немного ослабить корпус, что уменьшило возможную глубину погружения.

В конце 1930-х годов ПЛ «Dolphin» была окрашена в черный цвет. В годы войны лодка выполнила 3 боевых патрулирования, а после использовалась как учебная. В конце второго боевого похода к берегам Японии на лодке обнаружили серьезную утечку соляра. Во время возвращения ее командир «Маш» Мортон разработал план, как при встрече с противником спасти команду, а потом взорвать лодку вместе с японцами. План этот назвали «deathtrap» (смертельная ловушка), но, к счастью, до его реализации дело не дошло.

Будучи примерно тех же размеров, что и основные лодки военных лет «Gato», «Dolphin» в боевых действиях себя никак не проявил, и после трех безрезультатных походов был переведен в учебные лодки.

ПЛ CI «Cachalot» (SS-170) в немодернизированном виде (как она была спущена на воду).

Тип «Cachalot» (тип Cachalot – 2шт.: Cachalot, Cuttlefish) Лодки SS-170 «Cachalot» (V8, CI) и SS-171 «Cuttlefish» (V9, C2) стали дальнейшей попыткой выпуска малых легких подводных лодок для использования в Тихом океане. При 1170 тонн водоизмещения они оказались меньше, чем лодки класса «Dolphin», и отличались от предшественника во многих параметрах. Конструктивные особенности лодок сделали их более скоростными, правда, за счет радиуса действия. И в конечном итоге по боевым параметрам новые лодки оказались почти эквивалентными предшествующему классу «Dolphin». Очевидно, что их дальность в 12000 миль не позволяла лодке выйти из Перл-Харбора, провести патрулирование у берегов Японии и вернуться назад.

Отличительной особенностью типа С стало широкое использование сварки, особенно в конструкциях прочного корпуса и топливных емкостей. Утечки, особенно из топливных танков, были существенно выше, чем у лодок предыдущих типов. (Например, за 30 дней учебных походов в 1941г. в общей сложности «Narwhal» потеряла 20 тысяч галлонов топлива из-за утечек). Причем, что было еще хуже потерь, за лодкой тянулся заметный след нефтяной пленки, позволявший легко обнаруживать субмарину противолодочной авиации. Хотя, в общем, применение сварки на типе С можно считать вполне целесообразным: она позволила существенно снизить вес при увеличении прочности. А проблему с герметизацией со временем удалось решить.

Учебная ПЛ SS-171 «Cuttlefish». Фото 15.11.1943.

Учебная ПЛ SS-170 «Cachalot». Фото 31.05.1944. При модернизации в бортах добавлены отверстия, чтобы увеличить скорость погружения.

Вторым важным нововведением стала установка на лодках TDC (Torpedo Data Computer). Это был механический аналоговый контроллер, автоматически устанавливающий угол цели, опережение и глубину погружения торпед по данным, переданным с мостика на гироскопы торпед. В этих двух нововведениях американский флот на несколько лет опередил все остальные флоты мира.

Лодки типа С оказались малыми для реального использования в Тихом океане. Совершив три почти безрезультатных боевых похода (один поврежденный танкер) подлодки С были переведены в учебные.

Тип Р (тип Р – 10 шт.: Perch, Permit, Pickerel, Pike, Plunger, Pollack, Pompano, Porpoise, Shark, Tarpon) С началом проектирования в 1933г. лодок типа Р американский подводный флот начал развитие новой линии подводных лодок, которая совершенствуясь от серии к серии (если не брать в расчет двух небольших лодок М) привела сначала к военной серии «Gato» и завершилась в 1951г. лодками типа «Tang». По сравнению с типом С прирост водоизмещения составил 140т, что в итоге привело к водоизмещению 1310т. Они были на 8м длиннее, что составило 92м длины. Скорость возросла до 19 узлов при радиусе 10000 миль.

Подводные лодки этого типа использовались в течение всей войны. С Перл-Харбора и до начала 1944г. их посылали на боевые операции. Четыре из десяти лодок Р были потеряны в ходе боев. Все пережившие войну лодки совершили примерно по 8 боевых походов каждая, и только SS-178 «Permit» выходила на боевое патрулирование 14 раз.

ПЛ SS-172 «Porpoise». Фото 20.07.1944.

Лодка «Stingray» представляет типичную модификацию лодок «Salmon»/«Sargo» 1942 года. Внешние отличия: вырезана площадка на рубке, добавлен SD или S J радар, две дополнительные торпедные трубы на носу.

Тип «Salmon»/«Sargo» (тип Salmon – 4 шт.: Salmon, Seal, Snapper, Stingray; тип Sargo -10 шт.: Sargo, Saury, Sculp in, Seadragon, Sealion, Searaven, Seawolf, Spearfish, Squalus/Sailfish, Sturgeon)

После вполне успешного типа Р американский флот принял решение о коррекции кораблестроительной программы в условиях кризиса. Дополнительно к 6 лодкам типа «Salmon» сразу же были дозаказаны 10 лодок типа «Sargo». Тип «Salmon» представлял собой улучшенный вариант лодок типа Р. Новые лодки были длиннее (94м) и больше (1450т). При этом конструкторам удалось увеличить их скорость хода на 1 узел как на поверхности, так и под водой (20/9 узлов). Удвоенная емкость батарей вдвое увеличила подводную дальность до 85 миль. Для увеличения наступательной мощи лодки «Salmon» оснащались парой дополнительных торпедных аппаратов (на родительском типе Р в последующем тоже установили два торпедных аппарата вне прочного корпуса). Запас торпед составлял 24 торпеды. При модернизации на SS-186 «Stingray» установили 2 внешних торпедных аппарата, доведя общее число аппаратов до 10 – число, которое Локвуд и его сторонники считали минимально необходимым для современной ПЛ.

Вполне удачный во многих отношениях тип «Salmon», однако, страдал одной роковой конструкторской недоработкой. Вентиляционный люк, через который осуществлялась подача воздуха к работающим дизелям, закрывался недостаточно надежно. Инциденты с этой автоматикой случались на SS-185 «Snapper» и SS-187 «Sturgeon», но должным образом сработала индикация на центральном посту. А вот «Squalus» затонул (история его описана выше), погибло 23 человека. Этот дефект был, в принципе, легко устраним, но репутация подлодок типа «Salmon» была подорвана. Несмотря на свою непопулярность в среде моряков, лодки этого типа активно использовались в годы войны. Как и лодки типа Р, большинство из них совершило не более 8 боевых походов. Исключение представляет лодка «Stingray», выполнившая 16 боевых походов – лидер среди субмарин США.

ПЛ «Sculpin», которая уже упоминалась в истории о гибели лодки «Squalus». Снимок 1.05.1943., до гибели лодки еще 6,5 месяцев.

ПЛ SS-182 «Salmon». Фото 1938г.

Тип «Tambor» (тип Tambor – 12 шт.: Gar, Grampus, Grayback, Grayling, Grenadier, Gudgeon, Tambor, Toutog, Thresher, Triton, Trout, Tuna)

Лодки типа T стали следующим логическим шагом в эволюции американских субмарин. 12 лодок типа «Tambor» имели увеличенную ударную силу (10 торпедных аппаратов), хотя и сохранили особенности конструкции лодок типа «Salmon». Таким образом, они представляли собой давно ожидаемые флотом лодки. Субмарины были достаточно дальнодействующими, чтобы достичь берегов Японии, и достаточно сильными, чтобы нанести на таком удалении противнику весомый урон. Оборудованные TDC, эти лодки могли успешно взаимодействовать с надводными силами. Но… Принимая на вооружение эти лодки, руководство подводными силами вынуждено было согласиться и на производство двух явно неудачных, не укладывающихся в стратегическую концепцию применения, малых подводных лодок М. В декабре 1941- го об этой уступке немало пожалели, поскольку лодок с большим радиусом действия явно не хватало.

ПЛ «Gar» выходит из Перл-Харбора 31.05.1944. в свое 12 боевое патрулирование. Лодка вооружена 5"/25са1 орудием.

ПЛ SS-201 «Triton» сфотографирована на выходе из Датч- Харбора в мае 1942 года.

«Tambor» стали последними подводными лодками, принятыми на вооружение до начала войны. С началом боевых действий они представляли основную ударную силу, пока с конца 1942г. их не стали теснить новые субмарины типа «Gato». Тем не менее лодки Т продолжали служить в первой линии до конца 1944г., после чего были переведены в учебные центры и на второстепенные направления. Из 12 лодок типа Т погибло 7. Лодка SS-199 «Toutog» лидирует по числу потопленных кораблей и судов.

Тип М (тип М – 2 шт.: Mackerel, Martin) В известной книге Д.Инрайта говорится: «Обучение в море проводилось на борту американских подлодок – «Mackerel» (SS-204) или «Marlin» (SS-205). Это были новые малые подводные лодки ВМС США с самым современным оборудованием. Их радиус действия не позволял использовать лодки в боевых походах в Тихом океане, но зато они вполне подходили для обучения и тренировок. Учения проводились в проливе Лонг-Айленд. Эсминцы, базирующиеся в Ньюпорте, служили «целями».

Типы «Gato», «Balao» и «Tanch» (тип Gato – 54 шт.: Albacore, Amberjack, Angler, Barb, Bashaw, Blackfish, Bluefish, Bluegill, Bonefish, Bream, Cavalla, Cero, Cobia, Cock, Cod, Corvina, Croaker, Dace, Dorado, Drum, Finback, Flasher, Flier, Flounder, Flying Fish, Gabilan, Gato, Greenling, Grouper, Growler, Grunion, Guardfish, Gunnel, Gurnard, Haddo, Haddock, Hake, Halibut, Harder, Herring, Hoe, Jack, Kingfish, Lapon, Mingo, Muskallunge, Paddle, Pargo, Peto, Pogy, Pompon, Puffer, Rasher, Raton, Ray, Redfin, Robalo, Rock, Runner, Sawfish, Scamp, Scorpion, Shad, Silversides, Snook, Steelhead, Sunfish, Tinosa, Trigger, Tullibee, Tunny, Wahoo, Whale

тип Balao – 120 шт.: Archerfish, Aspro, Atule, Balao, Bang, Barbero, Batfish, Baya, Becuna, Bergall, Besugo, Billfish, Blackfin, Blenny, Blower, Blueback, Boardfish, Bowfin, Brill, Bugara, Bumper, Burrfisli, Caberon, Cabrilla, Caiman, Capelin, Capitaine, Carbonero, Carp, Catfish, Charr, Chivo, Chopper, Chub, Clamagore, Cobbler, Cochino, Corporal, Crevalle, Cubera, Cusk, Dentuda, Devilfish, Diodon, Dogfish, Dragonet, Entemedor, Greenfislt, Guavina, Guitarro, Hackleback, Halfbeak, Hammerhead, Hardhead, Hawkbill, Icefish, Jallao, Kraken, Lamprey, Lancetfish, Ling, Lionfish, Lizardfish, Loggerfish, Macabi, Manta, Mapiro, Menhaden, Mero, Moray, Pampanito, Parche, Perch, Picuda, Pintado, Pipefish, Piper, Piranha, Plaice, Pomfret, Queenfish, Quillback, Redfish, Roncador, Rouquil, Rozorback, Sabolo, Sablefish, Sandlance, Scabbardfish, Seacat, Seadevil, Seadog, Seafox, Seahorse, Sealion, Sea Owl, Sea Peacher, Sea Robin, Segundo, Sennet, Skate, Spadefisli, Cutlass, Diablo, Irex, Medregal, Odax, Pomodon, Quillback, requin, Runner, Sea Leopard, Sirago, Spinax, Tench, Thornback, Tirante, Того, Torsk, Trutta)

ПЛ SS-212 «Gato», давшая название целому типу. Фото 29.11.1944.

ПЛ «Barb» 20 июня 1942 года. Лодки, построенные Electric Boat Co., отличались формой и расположением отверстий в легком корпусе.

ПЛ «Scabbardfish» – типичная лодка типа «Gato» поздних серий выпуска. Выход в первый боевой поход 30.05.1944.

Лодка SS-249 «Flasher», лидер no потопленному тоннажу в американском подводном флоте. Фото 4.11.1943.

Первой лодкой типа «Gato» стала подлодка SS-228 «Drum», принятая в состав ВМФ 1.11.1941, но в момент нападения на Перл-Хар- бор только «Gato» считалась боеготовой. Она стала первой из 73 подводных лодок этого типа, заказанных в 1940г. и ставших основными лодками США в разразившейся войне. После нападения на Перл-Харбор было заказано еще 132 лодки близкого типа «Balao».

«Gato» стала увеличенной версией предпоследней серии «Tambor». Эти лодки были на 350т больше (1825т) и на 1,2м длиннее (92м). Большая часть избыточного веса приходилась на усовершенствованные дизели и аккумуляторные батареи. Остальные изменения коснулись вопросов обитаемости (например, были увеличены танки для пресной воды).

Тип «Balao» был очень близок к «Gato» и иногда не рассматривался как отдельный тип. Основных отличий было два: во-первых, ряд корпусных элементов сделали более технологичными для серийного производства, во-вторых, силовые элементы корпуса перепроектировали под более значительное давление, что позволяло лодке погружаться на 100 футов глубже, итого – 400 футов. Эти лодки были очень популярны и не раз доказывали свою высокую живучесть.

«Gato» вынесли на себе всю тяжесть войны с 1942г. и до ее конца. Из 73 принятых в состав ВМФ лодок одна (SS-248 «Dorado») потоплена в Карибском море американским самолетом по пути к Панамскому каналу и 18 были потеряны в Тихом океане в результате противодействия противника. Наиболее известными лодками, имена которых прославились в годы войны, были ПЛ типа «Gato» – SS-249 «Flasher» (лодка, лидирующая по потопленному тоннажу), SS-220 «Barb», SS-215 «Growler», SS-236 «Silversides», SS-237 «Trigger», SS-238 «Wahoo» и многие другие, которым не хватило совсем чуть-чуть, чтобы попасть в группу лидеров.

На фото вверху: ПЛ «Growler» в феврале 1943 года столкнулась с японским транспортом. На фото 5.05.1943 лодка после восстановительного ремонта выходит на испытания.

Трое из 22 морских летчиков, спасенных лодкой «Tang» во время своего второго патрулирования. Спасательная операция в районе о.Тру к, апрель 1944 года.

Из 132 заказанных лодок «Balao» на последние 10 единиц заказ был отменен в связи с окончанием войны, 21 лодка находилась в стадии боевой подготовки и не приняла участия в боевых действиях. Все остальные 101 субмарина приняли участие в боях с Японией. Большинство из них вступили в строй слишком поздно, чтобы успеть совершить много боевых походов и добиться значительных результатов. В этом плане исключением стали SS-304 «Seahorse» и SS-306 «Tang». 10 лодок типа «Balao» были потеряны.

В конце войны было заказано 134 лодки типа «Tench». Но до конца боевых действий успели спустить на воду только 30, из них 11 успели закончить боевую подготовку и выйти в боевые походы. Ни одна лодка типа «Tench» потеряна не была.

Характеристики американских ПЛ Второй мировой войны

Рубка лодки «Dolphin» (типа N). Эта рубка светлого серо-голубого цвета типичной предвоенной окраски американских подводных лодок. Хорошо видны две радиоантенны по бокам рубки.

Три фотографии (1 вверху и 2 внизу) показывают с разных сторон рубку ПЛ «Bashaw», пришвартованную к своей плавбазе, Брисбен, 9 августа 1944 года. Обратите внимание на люк для обслуживания палубного орудия в носовой части рубки и ТВТ, смонтированный в коробчатом спонсоне по борту рубки (вместо носовой или кормовой оконечностей, как это практиковалось обычно). «Bashaw» окрашена по одной из двух серо-черных камуфляжных схем, принятых в июне 1944 г. Вероятно, это светлая схема Measure 32/3SS-B. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Кто из американских президентов был изобретателем? Единственным из американских президентов, кто получил патент на изобретение, был и остается Авраам Линкольн (1809–1865). Он придумал устройство, состоящее из поплавков, для приподнимания судна над мелями. Патент и модель

Из книги Зоопарк диковин нашей планеты автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

13 САМОЛЕТЫ ДЛЯ подводных лодок И ЛЕТАЮЩИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Идея использовать гидросамолеты с подводных лодок впервые возникла у немцев во время Первой мировой войны. В 1915 г. самолет FF 29, установленный поперек палубы в носовой части подводной лодки U-12, был доставлен к

автора Кащеев Л Б

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Тактика подводных лодок В первые годы войны, когда США потеряли свои базы в юго-западной части Тихого океана. В результате лодки оказались единственными боевыми американскими кораблями, действовавшим на японских коммуникациях.Несмотря на то, что океанские и морские

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Праздник лодок-драконов Весна прошла, наступило лето. Воздух напоён пряным ароматом зелени и цветущих растений, оживают насекомые и ядовитые твари. Жара временами стоит такая, что кажется, будто скоро всё вокруг увянет и земля превратится в пустыню. Жизнь в многолюдных

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

автора

НА ПОДВОДНЫХ БРОВКАХ Многие как хищные, так и нехищные рыбы предпочитают добывать себе пропитание на различного рода подводных бровках. Поэтому, чтобы добиться хороших результатов в ловле, нужно тщательно изучать эти места.Иногда некоторые виды хищных рыб устраивают

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

НА ПОДВОДНЫХ «СТОЛАХ» В принципе поведение озерного леща в начале осени вполне предсказуемо. Необходимо только учитывать ряд факторов как при поиске стоянок этой рыбы, так и относительно тактики и техники ловли.Даже принимая в расчет некоторые отличительные

Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич

Россия и США всегда были военными флагманами мира. Америка даже объединила в альянс НАТО многие государства. А конструировать подводные лодки штаты начали и вовсе раньше всех.

Первые в мире под водой

В 1775 году в Америке бушевала война за независимость и в её период Дэвид Бушнелл построил «Черепаху», первая субмарина, которая применялась в боевых действиях. Но сама история подводного флота началось почти на 100 лет позже, в 1862 году, когда USS «Alligator» была зачислена в строй флота. Строительство началось в первый день ноября 1861 года, правительство предъявило требование: построить судно за 40 дней. Несмотря на это, строительство затянулось и первый спуск на воду состоялся лишь 1 мая 1862 года. Если обратить внимание на современное достояние американцев в этом роде войск, то невозможно даже представить насколько малы были размеры «Аллигатора», длина/ширина/высота составляли 14/1,37/1,83 метров. А вооружена субмарина была лишь двумя шестовыми минами.

Так и не было войны

Сэмюель Дю Пон был заинтересован в использовании «Аллигатора», поэтому попросил отбуксировать подлодку в Южную Каролину. За эту миссию взялся пароход USS «Sumpter», за время плавания случился непредсказуемый инцидент, погода резко ухудшилась и начался шторм. Привязанная субмарина могла потопить корабль, который её буксировал, таким образом, было принято решение оборвать все тросы и бросить корабль на волю морской пучине. 2 апреля 1863 года подлодка утонула не далеко от мыса Хаттерас, именно там она лежит и в настоящем времени. «Аллигатор» не прошел боевое крещение, так как за время своей жизни, так и не поучаствовала в военных действиях. Но несмотря на это, судно множество раз привлекало художников и писателей, о которых были написаны несколько произведений искусства.

Боевое крещение

Впервые, американцы успешно применили подводный флот в 17 февраля 1854 года. Тогда подводная лодка «H. L. Hunley» атаковала вражеский корабль, разбив его, после чего экипаж подлодки подал сигнал на землю о возвращении, но после долгих ожиданий субмарина так и не вернулась. Она затонула на том же месте, где осуществила нападение. До сей поры идут споры о том, что же случилось с «Ханли». Основная версия гласит, что все члены экипажа погибли от ударной волны мины, которая взорвалась не далеко от судна.

Первая мировая война

Соединённые штаты Америки проявляли небывалую активность в расширении своего подводного флота на самом начальном этапе 20 века, в дальнейшем все подлодки поступили на вооружение на время Первой мировой.

В самом начале 20 века американцы заказывали следующие субмарины:

  1. Тип В – 3 лодки «Wiper» (1905)
  2. Тип С – 5 лодок «Octopus» (1906)
  3. Тип D – 3 лодки «Narwhall» (1907)
  4. Тип Е – 2 лодки «Salmon» (1908)
  5. Тип F – 4 лодки «Сагр» (1909)

«Сагр» (1909)

В самый последний момент перед Первой мировой войной, которая проходила с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918 года, Америка решает выпустить ещё несколько субмарин «Seawolf› (SS-28), «Nautilus» (SS-29) и «Garfish» (SS-30), которые составили тип Н. Обозначение (SS) в американском флоте соответствовало тому, что судно имеет дизельный двигатель, в последующем штаты и вовсе убрали их из своего арсенала. Выступая на стороне Антанты, на время войны американский флот придерживался оборонительных позиций. Это определило довольно позднее вступление Америки в военный конфликт, до него все описанные судна служили в Тихом океане, а после ввязывания в мировое противостояние были переброшены в Атлантику. Тем не менее расцвет всего подводного флота пришелся не на этот период.

Много лодок, мало пользы

Все построенные субмарины имели лишь теоретический успех, так как послужили примерами для заказов на постройку подлодок для 8 стран. А за времена Первой мировой так и не имели боевых столкновений с противником. Многие судна тонули, погибая в авариях.

25 марта 1915 года война уже бушевала на просторах Европы, но США в это время проводили учения своей новой подлодки, где её ждала погибель. SS-23 F-4 неподалеку от Гавайских островов погрузилась в воду, оставив за собой пятно из масла. Как оказалось, потом произошло полное потопление корабля. Глубина в том районе оказалась 90 метров, что не позволило спасти команду и саму подлодку. Её подняли на поверхность только через 5 месяцев. 29 августа этого же года, как спасатели показали исследователям вытащенное судно, начался анализ трагедии и восстановление картины событий. К сожалению, тайна так и не была разгадана, так как все отверстия были задраены, а корпус не поврежден.

Ещё один представитель военного семейства подлодок, также закончил свою жизнь, без какого-либо постороннего вмешательства со стороны противников Антанты. «SS-30 Н-3» 14 декабря 1916 года неподалеку от Калифорнийского побережья села на мель. Весь экипаж корабля уже начинал терять сознание от выброса хлора, но спасатели с берега добрались до команды и успели вытащить всех матросов. К счастью, пострадало лишь немного людей.

Вторая Мировая Война

Перед самым большим военным конфликтом 20 века многие государства стали модернизировать свою армию, вооружение, в том числе и . Американцы не остались в стороне и уже в 1930-х годах начали учитывать ошибки прошлого, готовясь к Второй мировой. На вооружении стояли следующие субмарины:

  • Тип R и Barracuda, первых было 17, а вторых 3 штуки, они стали не самыми удачными проектами, а также они были очень старые. Это становится понятно, когда видишь, что судна не дослужили даже и до конца войны, а перестали эксплуатироваться в середине 1942 года. Но и использовались они лишь для патрулирования Панамского канала.
  • Тип S был более распространен и уже их насчитывалось 36 экземпляров. Из участвующих в самой войне лодок, именно этот вид был самым старым, также он стал модернизацией типа R, в основном их направляли патрулировать Атлантику, а также с ними проводили исследования по переоборудованию их в носители аэропланов, на S даже построили необходимую палубу, но эта затея не оправдала ожиданий и эту модернизацию так и не осуществили в жизнь.
  • «Argonaut» SS-166 была оборудована двумя трубами, в которые помещалось по 30 мин, которые были разработаны специально для неё. Но зачислен во флот он также был довольно рано в 1928 году, несмотря на столь раннее рождение, субмарина, построенная Портсмутской военно-морской верфи, держала рекорд самого крупного подводного судна плоть до появления первых атомных подлодок. Её подводное измещение составляло 4164 тонн. Была вооружена 16 торпедами и 4 торпедными аппаратами. Именно «SS-166» замышлялся, как лидирующий флагман всего военного подводного флота, но с ним возникали некоторые проблемы. Во-первых, из-за большой массы его скорость была слишком низкой, планировался 21 узел, а в итоге лодка могла разогнаться только до 14 и 8 узлов, таким образом за весь период до войны она оказалась самой медленной субмариной. Во-вторых, она очень трудно управлялась. В-третьих, планировалось минирование пространства с чем она также не справилась в 1942 году вернулась на базу даже не пройдя заявленные 90 суток автономности. 10 января 1943 года она была потоплена 3 японскими эсминцами. Многие связывают подобную неудачу с слишком высоким уровнем издаваемого шума и маленькой скоростью.
  • Тип «Narwhal», 2 подводных представителя составили: «Narwhal», «Nautilus».
    Первый – «Narwhal» SS-167. Подлодка было готова к 1930 году, после этого вместо минных труб были установлены 2 торпедные установки, а разгонялась до 17 узлов с водоизмещением 2915 тонн. Данная подлодка также не оправдала ожиданий в качестве скорости и их двигатели не могли набрать необходимую мощь, для разгона до нужного количества узлов. Представитель же «Nautilus» обладал довольно странным силуэтом и водоизмещением около 3000 тонн. В конце войны, в начале 1945 года обе лодки перешли в статус резервных, накопив за свою жизнь 29 боевых походов. «Narwhal» потопил 6 вражеских судов за 15 вылазок, а «Nautilus» уничтожил 5 противников за 14 походов.
  • «Dolphin» был построен в единственном экземпляре и с водоизмещением 1560 тонн был в 2 раза меньше «Narwhal». Таким образом, он был гораздо маневреннее, но вместе с этим заимел слабее корпус, что уменьшило уровень погружения, а также уменьшился радиус действия до 9000 миль. За время работы отметился только тремя боевыми подходами, где не принёс полезных действий, после чего его «разжаловали» в учебные судна.
  • Тип «Cachalot» породил 2 подводные лодки «Cachalot», «Cuttlefish». В целом они ничем на войне не запомнились, кроме одного подбитого танкера, но благодаря нововведению, которое использовали американцы они обогнали любой флот мира. Контроллер устанавливал угол цели, опережение и глубину торпед в автоматическом режиме, данная система носила название – Torpedo Data Computer.
  • Тип Р имел 10 представителей, которые начали проектироваться в 1933 году. Если сравнивать их с типом С, то водоизмещение увеличилось до 1310 тонн, также их длинна увеличилась на 8 метров, а скорость была увеличена до 19 узлов. Не удивительно, что с такими характеристиками они использовались на протяжении всей войны до 1944 года, каждый представитель сходил 8 раз в боевой поход, а SS-178 и вовсе патрулировал заданные зоны 14 раз.

  • Тип «Salmon» США представила 6 подлодок. После успешной эры «P», ВМС Америки стремилось улучшить свою подводную технику. «Salmon» обладал даже улучшенными характеристиками, их длинна составляла 94 метра, а водоизмещение 1450 тонн. А скорость над водой и под ней составляла 20 и 9 узлов соответственно. Также подлодка была оснащена дополнительными двумя торпедными аппаратами. При всех преимуществах у «Salmon» был весомый недостаток, его вентиляционный люк закрывался не самым надежным образом и несмотря на то, что эту причину можно было легко устранить, она привела к аварии на одной из подлодок, где погибло 23 человека. Все подлодки провели не более 8 походов, исключение «Stingray», который стал лидером среди всех субмарин и совершил 16 вылазок.
  • Тип «Gato» был представлен большим количеством субмарин в количестве 73 штук, больше представителей было только у очень схожего типа «Balao», который мог погружаться на 100 футов глубже. Они были также продолжением линейки «P». Основные характеристики были следующие, длинна составила 82 метра, а водоизмещение 1825 тонн. Лодка могла погружаться на глубину 300 футов. Вообще данный тип подлодок ощутил на себе всю тягость войны, именно на их долю выпала служба с 1942 года и до самого её конца. А за всё время удалось потопить лишь SS-248 «Dorado» в Карибском море, а 18 представителей было утеряно в Тихом океане.

АПЛ (атомные подводные лодки) США

Если Россия обладает и атомными, и дизельными подводными лодками, то штаты отказались от дизельного двигателя и на данный момент имеют в своём арсенале только АПЛ.

Первая такая субмарина появилась у США в 1959 году, и носила название «Джордж Вашингтон» в честь первого президента Америки. С тех пор штаты строили свои субмарины только с атомными реакторами. А 28 июня 1960 года впервые в мире был осуществлен запуск баллистических ракет из-под воды. Именно они и были главным видом вооружения подлодки в количестве 16 штук. Также для самообороны были установлены торпедные аппараты с боезапасом в 18 торпед. Пускай и глубина погружения подлодки была 220 метров, но главный козырь «Вашингтона», запуск баллистических ракет можно было выполнять не глубже 25 метров, а скорость во время этого не должна была превышать 5 узлов. Когда максимальный разгон под водой/над ней составлял 25/20 узлов. Длина и ширина были 116,3 и 9,9 метров.

Самая сильная подводная лодка

В настоящее время США обладает субмаринами класса «USS Virginia», при спуске этого хищника в глубину стало ясно, что равных ему практически нет. Крылатые ракеты она посылает на расстояние до 1500 км, а «нырять» она способна на глубину 250 метров. ВМС США развиваются в этом направлении довольно давно и не меняют вектор. Вирджиния - это не просто новая вершина в подводном флоте мира, это громадные возможности страны-производителя. Она полна сенсоров и современных решений. К примеру, субмарина может на безопасном расстоянии замечать и обезвреживать мины, благодаря атомному реактору её срок плавания ограничен 30 годами. При разработке подлодки инженеры сначала создали трехмерную модель, а затем воплотили в реальность, что стало беспрецедентным способом моделирования подводного судна. Также техническому совершенствованию подвергся перископ, его убрали, заменив на камеры и маску-мультисенсор. В бурном течении судно может оставаться неподвижным также благодаря сенсорам, а его винт, который спрятан в трубе, позволяет передвигаться по глубинам почти бесшумно. На сегодняшний момент уже спущено пять субмарин класса, а в дальнейшем планируется спуск на воду ещё тридцать представителей класса. На данный момент у американцев 72 подводные лодки, но ориентир развития задан, и он определенно идет на усовершенствование класса «Virginia», а также увеличение количества его представителей.