Курская магнитная аномалия - самый мощный в мире железорудный бассейн. В настоящее время границы простирания залежей железных руд КМА охватывают площадь размером свыше 160 тыс. км², захватывая территории девяти областей Центра и Юга страны. Крупнейшее предприятие Курской магнитной аномалии - «Лебединский горно-обогатительный комбинат» (Лебединский ГОК), который находится в Белгородской области.

1. Лебединский ГОК входит в состав холдинга «Металлоинвеста» и является крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии.

2. Сырьевая база комбината - уникальные по масштабам и качеству запасы железистых кварцитов.

Увеличить изображение

3. Начальным звеном технологической цепи производства железорудного сырья является карьер. Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом.

4. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.

5. Также с помощью железнодорожного транспорта производится перевоз ненужной скальной и рыхлой породы на специальные отвалы. В последствии, Воронежская лесотехническая академия засаживает эти холмы облепихой (10-15 гектаров в год).

Увеличить изображение

6. Отработке горной массы (вывозу ее из карьера) предшествует взрывная подготовка, проводимая с целью разрыхления массива горных пород. Бурение взрывных скважин осуществляется специальными буровыми станками. Скважины заполняют зарядом и по цепочке взрывают. За 1-2 секунды поочередно взрывается несколько десятков скважин. Если взорвать все одновременно, то сила детонации будет сравнима с землетрясением.

7. Отработка железистых кварцитов и скальной породы производится огромными экскаваторами типа «механическая лопата». Вместимость ковша такого экскаватора составляет 10 кубометров или кузов одного КАМАЗа.

8. Рабочий вес такой машины около 400 тонн, а высота (с головным блоком стрелы) почти с пятиэтажный дом. Гусеничное ходовое устройство позволяет передвигаться на уклонах до 12 градусов.

9. Если рядом с отработкой проходит железнодорожное полотно, экскаваторы загружают руду и породу сразу в вагоны.

10. В случае, когда до железной дороги далеко, руду грузят сначала в карьерные самосвалы, а потом перегружают в железнодорожный транспорт на специальных перегрузочных пунктах в карьере.

11. Кроме того, на рыхлой вскрыше (на разрыхленном взрывом массиве горных пород) применяются экскаваторы типа «драглайн», ковш которых подвешен на тросах. Наибольший радиус копания такого экскаватора достигает почти 100 метров, что в пять раз больше, чем у экскаваторов «механическая лопата».

12. Перевоз руды на обогатительную фабрику и скальной рыхлой вскрыши на отвалы производится с помощью специальных железнодорожных составов. Во главе состава стоит тяговый агрегат ОПЭ1А, который специально предназначен для работы на железных дорогах открытых горных разработок и способен вытянуть из карьера груженый состав вагонов-думпкаров (грузовых вагонов для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород). На комбинате такие поезда называют «вертушками» из-за опрокидывающегося при разгрузке кузова вагона.

13. Из-за постепенной разработки карьера железнодорожные пути часто приходится демонтировать и заново перекладывать. Так как «вертушки» работают на электричестве, все пути приходится электрифицировать.

14. Разумеется, сам рельсоукладчик работает на солярке.

15. Прямо в карьере расположена установка для измельчения щебня для автомобильных дорог и железнодорожных путей карьера.

16. В год из карьера Лебединского ГОКа вывозится до 50-ти миллионов кубических метров горной массы, что позволяет коллективу комбината производить около трети от общероссийского объема железорудной продукции.

17. По прогнозам специалистов запасы железной руды Лебединского месторождения составляют 11 миллиардов тонн, что гарантирует стабильную обеспеченность предприятия сырьем более чем на сто лет.

Увеличить изображение

18.

19.

20.

21. Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса:
Как предприятие, разрабатывающее уникальное по запасам месторождение железной руды (20,2 миллиардов тонн).

22. И, как предприятие, имеющее крупнейший в мире карьер по добыче негорючих полезных ископаемых.

23. Размер гигантской «миски» - шириной порядка четырех километров и длинной около пяти.

Увеличить изображение

24. Площадь карьера составляет тысячу триста пятьдесят гектаров, глубина – порядка четырехсот пятидесяти метров.

Увеличить изображение

25. Длина железнодорожных путей на комбинате составляет около 350-ти километров (примерно, как половина расстояния от Москвы до Белгорода).

Увеличить изображение

26. Cистемы осушения карьера включает в себя водопонижающие скважины, погружные электронасосы, водосборный коллектор и внутрикарьерные дренажные устройства. Всего этого не видно со стороны, но эта система является одной из самых важных на комбинате. Если отключить дренажную систему, то весь карьер заполнится водой за 3 дня!

Увеличить изображение

27. В центре карьера есть остров породы, похожий по форме на язык. Это пустая порода, и чтобы не тратить время на ее вывоз в советское время это место обходили стороной. Сейчас гора сильно мешает дальнейшему развитию карьера и ее планомерно начали вырабатывать.

Увеличить изображение

28. Заботясь не только о сегодняшнем дне, но и о будущем своих работников и региона в целом, Лебединский ГОК вкладывает значительные средства в природоохранные мероприятия. В этой связи положительным примером мирового значения является более чем тридцатилетний опыт сосуществования комбината и заповедника "ямская степь", включенного юнеско в международную систему биосферных резервов. Основой этих взаимоотношений является долгосрочная программа сохранения окружающей природной среды центрально-черноземного района.
Особо следует отметить, что возврат восстановленных и улучшенных земель для нужд сельского хозяйства более чем на 300 га превысил площади, занятые под горные работы.

Увеличить изображение

29. В 2003 году в карьере Лебединского ГОКа добыли миллиардный куб горной массы.

Больше спасибо всем, кто участвовал в организации данной съемки, отдельное спасибо Алексею Евдокимову за увлекательную экскурсию и интересный рассказ!

В пятницу мы покажем БЕЛАЗы, установку по производству горячебрикетированного железа, роторный заборщик, а также ночной карьер.
Также, рекомендую Ильи varlamov.ru .

Все фотографии, представленные в этом репортаже, принадлежат фотоагентству «VOSTOK» , по вопросам использования снимков, а также проведения фотосессий пишите на электронную почту

September 28th, 2015

Я живу в Старом Осколе вот уже более 30 лет, но только несколько дней назад мне выдалась возможность посетить карьер, который находится совсем рядом с городом. А ведь он дважды внесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый большой карьер в мире среди негорючих ископаемых и самый крупный карьер по разведанным запасам сырья.

«Лебединский горно-обогатительный комбинат» (ЛГОК) является крупнейшей компанией России в сфере производства железорудного сырья для черной металлургии и входит в десятку крупнейших в мире предприятий по добыче железной руды и производству сырья для черной металлургии. ГОК обеспечивает более трети российского экспорта сырья для сталелитейного производства. Комбинат входит в состав компании «Металлоинвест ».

Согласитесь, такое предприятие да еще в родном городе надо «знать в лицо». Давайте побольше узнаем о ГОКе и технологическом процессе на предприятии …

Вот мы и на территории ГОКа, все аккуратно и опрятно:

История предприятия ведется с принятия в 1967 году решения о строительстве в г. Губкин Белгородской области горно-обогатительного комбината на базе Лебединского месторождения железных руд Курской магнитной аномалии.

11 августа 1967 года принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве первой очереди Лебединского ГОКа и с этой даты комбинат ведет отчет своей истории, своих успехов и достижений.

В том же 1967 г. на действовавшем тогда Лебединском карьере богатых руд комбината КМАруда были начаты горно-капитальные работы по строительству карьера для добычи железистых кварцитов, а в следующем, 1968 г. приступили к строительству объектов обогатительно-окомковательного производства.

Фото 3.

В 1971 т. был введен в эксплуатацию Лебединский карьер по добыче железистых кварцитов, а в 1972 г. вступила в строй первая подочередь обогатительной фабрики, на которой 24 ноября того же года получен первый железорудный концентрат с высоким содержанием железа.

В августе 1975 г. сдана в эксплуатацию первая очередь фабрики окомкования по производству окатышей для доменных печей и получена первая партия высококачественного сырья, пользующегося большим спросом у металлургов. В конце 1976 г. зевершено строительство первой очереди комбината по переработке 30 млн. т. в год железистых кварцитови принято решение о строительстве второй очереди с доведением мощности предприятия по руде до 45,5 млн.т. в год.

Вот видите так называемый сланцевый язык по середине карьера? Это бедные породы. Я тоже ожидал, что карьер будет формы конуса, уходящий вершиной глубоко вниз. Да и в общем то по всем правилам его и не должно было быть. Просто в советские годы при разработке карьера старались выдать план и выбирали только «богатую породу». А теперь вот все же приходится разрабатывать и это язык, т.к. он уже ощутимо мешает работе в карьере:

На сырьевой базе Лебединского ГОКа в конце 70-х годов строится первенец бездоменной металлургии в России – Оскольский электрометаллургический комбинат, в июне 1982 г. на Лебединском ГОКе введена в эксплуатацию фабрика дообогащения железорудного концентрата.

В социалистичекий период развития высококачественную продукцию Лебединского ГОКа оставляли в стране, не давая ей выхода на мировой рынок. Потребителями продукции комбината были около 20 металлургических предприятий Советского Союза. Только в 1989 г. Лебединский ГОК начинает устанавливать торговые отношения с зарубежными фирмами, выходит со своей продукцией на европейский рынок и в 1994 г. становится ведущим экспортером железнорудного сырья в России.

Спускаемся на автобусе в карьер. Виды из окна все больше напоминают инопланетные.

Природа создала уникальные богатства в центре России – не случайно Лебединский ГОК называют «Жемчужиной КМА». «Лебеди» — так любовно называт комбинат тысячи беззаветно преданных своему делу горняков, обогатителей, металлургов, железнодорожников,автомобилистов, электриков, ремонтников, рабочих вспомогательных цехов, строителей и монтажников – все кому довелось строить Лебединский ГОК, осваивать его мощности, работать на Всесоюзной ударной комсомольской стройке. Эти люди достойны глубокого уважения, это их трудом, трудом советских и болгарских строителей в сжатые сроки построен гигантский комбинат, давший новый импульс к развитию городов Губкин и Старый Оскол, всей Белгородщины. У нас в городе даже есть памятник болгаро-советской дружбе.

Комбинат, названный президентом России Б.Н.Ельциным национальной гордостью России, является самым крупным предприятием Белгородской области, основным ее налогоплательщиком.

ЛГОК сегодня – один из ведущих российских производителей ЖРС, единственный в России производитель горячебрикетиров анного железа (ГБЖ) и крупнейший производитель товарного ГБЖ в мире. Основная продукция предприятия — железорудный концентрат, окатыши и горячебрикетиров анное железо.

И вот мы практически на самом дне карьера. Вокруг нас как в «Аватаре» проезжают огромные грузовики. Не хватает только стрел в колесах, помните же эту сцену из фильма?

Лебединский ГОК входит в компанию «Металлоинвест». Это — ведущий производитель и поставщик железорудной продукции и ГБЖ на глобальном рынке, один из региональных производителей стали. Компания обладает вторыми по величине в мире разведанными запасами железной руды – около 14,4 млрд тонн по международной классификации JORС (IMC Montan), что гарантирует около 150 лет эксплуатационного периода при текущем уровне добычи. Металлоинвест объединяет активы высокотехнологичных и эффективных предприятий горно-металлургической промышленности России: ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ОАО «Уральская Сталь». Является крупнейшей железорудной компаний в России и СНГ.

Несколько лет назад был приобретен экскаватор »Хитачи» с емкостью ковша 23 куб.м. (до этого времени максимальная емкость ковша карьерных экскаваторов составляет 12 куб.м.). Кстати, «питается» экскаватор как вы уже наверное заметили — по электрическим кабелям:

Сегодня ЛГОК продолжает увеличивать объёмы производства, повышает качество продукции, поступательно совершенствует технологический процесс.

В 2013 году на Лебединском ГОКе началась реализация Программа развития горно-транспортн ых комплексов компании «Металлоинвест». На сегодняшний день в буровзрывное управление ЛГОКа поступили два новых буровых станка СБШ-250, рудоуправление – по одному экскаватору отечественного производства с объёмом ковша 15 и 20 м3, три ЭКГ с объёмом ковша 10 м3 и высокопроизводит ельный экскаватор японской фирмы Hitachi с объёмом ковша 23 м3.

Про глубину карьера вы можете найти в интернете разные сведения, от 300 метров до 600. На самом деле работники комбината нам сообщили, что глубина карьера составляет примерно 440 метро.

Для автотракторного управления Лебединского ГОКа приобретены два автосамосвала марки БелАЗ грузоподъёмность ю 220 тонн, пять болшегрузов фирмы Caterpillar грузоподъёмность ю 180 тонн. До этого в карьере комбината использовались большегрузы Caterpillar с максимальной грузоподъёмность ю 136 тонн и БелАзы – 130 тонн. Параллельно к работе приступили пять гусеничных бульдозеров тяжёлого класса Т¬35 производства Чебоксарского завода «Четра». В распоряжение железнодорожнико в ЛГОКа пришли десять современных тяговых агрегатов Новочеркасского электровозострои тельного завода последнего поколения и один маневровый тепловоз

Сумма инвестиций компании «Металлоинвест» в развитие горно-транспортн ого комплекса Лебединского ГОКа с 2013 по июль 2015 года составила около 4 млрд. рублей.

В следующем году модернизация горно-транспортн ого комплекса ЛГОКа будет продолжена. На эти цели выделено около 1,3 млрд. рублей. В 2016 запланировано приобретение ещё одного экскаватора японской фирмы Hitachi с объёмом ковша 23 м3, экскаватора отечественного производства ЭКГ с объёмом ковша 15 м3, трёх большегрузных автосамосвалов Caterpillar грузоподъёмность ю 180 тонн и двух буровых станков.

Ключевым направлением инвестиционной программы является строительство третьего цеха горячебрикетиров анного железа, производственная мощность которого составит 1,8 млн. тонн. Реализация этого проекта позволит создать дополнительно около 500 рабочих мест в Губкинском городском округе, а рост объема производства и повышение эффективности работы будут способствовать увеличению доходов, и, соответственно, увеличению налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты.

К сожалению не получилось прокатиться на этих гигантах …

Сегодняшние экономические условия в отрасли сказываются и на работе Металлоинвеста, Лебединского ГОКа. Поэтому реализация проекта ГБЖ-3 принципиальна важна. Стратегия развития Компании предусматривает интенсификацию реализации этого проекта и в настоящее время работы ведутся с опережением плановых показателей.

Фото 12.

Лебединский ГОК имеет золотую медаль Лауреата международной выставки Металл-Экспо за разработку и внедрение комплекса работ по освоению производства новых видов железорудной продукции – концентрат железорудный с массовой долей железа более 69,5%, офлюсованные окатыши, брикеты железной руды (ГБЖ).

Лебединский ГОК Лауреат конкурса участников внешнеэкономичес кой деятельности в номинации «Лучший экспортёр». Конкурс организовывает Федеральной таможенной службой России Лауреатами конкурса признаются участники внешнеэкономичес кой деятельности и организации, работающие в сфере таможенного дела, которые достигли наибольших успехов в международной торговле, внедрении передовых таможенных технологий, обеспечении прозрачности совершаемых таможенных процедур.

Лебединский ГОК неоднократный победитель и призёр Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», отраслевого конкурса «Предприятие горно-металлурги ческого комплекса высокой социальной эффективности».

Вот блогеры фотографируются для сравнения — ровно половина колеса. Незабываемые ощущения от этой громадины конечно. Правда для меня как для местного жителя это не совсем новость — периодически встречаем их на дорогах за городом.

Лебединский ГОК победитель смотра-конкурса на лучшую организацию работ по охране труда и культуре производства среди предприятий горно-металлурги ческого комплекса Белгородской области, который проводится обкомом ГМПР и управлением по труду и занятости населения Белгородской области.

Лебединский ГОК вносит значительный вклад в развитие города и региона, являясь крупнейшим налогоплательщик ом Белгородской области. По итогам 2014 года отчисления компании «Металлоинвест» в консолидированны й бюджет Белгородской области превысили 6 млрд рублей. Общий объем отчислений за четыре последних года составил более 40 млрд рублей.

Металлоинвест вносит существенный вклад в развитие регионов присутствия в рамках Соглашения о социально-эконом ическом партнерстве. В 2015 году общий объем инвестиций Компании в развитие региона превысит 2,2 млрд рублей. За предыдущие четыре года сотрудничества Металлоинвест направил на социальные проекты и программы на территории Белгородской области 2,8 млрд рублей.

Почему закупают Caterpillar? Зарубежная техника находится на ремонте и обслуживани (при непрерывном использовании) 4 часа в месяц, а Белазы - неделю. Но конечно она значительно дороже.

Компании «Металлоинвест» реально является шефом многочисленных детских садиков, школ и спортивных сооружений города. Социальные обязательства компании видны жителям города не вооруженным взглядом.

Фото 15.

Хотелось бы посмотреть как взрывают породу на комбинате. Это происходит несколько раз в месяц. Буровые машины бурят скважины, туда закладывается взрывчатка. Вся техника и люди выводятся из карьера и производят взрыв. обрушившуюся породу выводят самосвалами на комбинат.

Фото 16.

Кстати, когда я жил в Юго-западной части города, близкой к карьеру, наша 9-этажка прилично так раскачивалась после взрыва.

Местная телекомпания «9 канал» берет интервью у блогера ZAVODFOTO . У меня тоже брали, но я так и не знаю показывали по телевизору или нет. Было бы интересно посмотреть на себя со стороны:-)

А еще бы интересно было посмотреть на ремонт этих гигантов, на их техническое обслуживание. Какие там к примеру гайки и гаечные ключи:-)

Фото 18.

Удаляя вскрышные породы комбинат попутно получает песок, мел и глину, которую потом используют другие производства, такие как например старооскольский цементный завод, расположенный неподалеку. Мел идет даже в «Госзнак» на изготовление денег. Так что вы возможно носите в кармане кусочек породы Лебединского ГОКа

Фото 19.

Вот площадка по добыче песка на одном из разрезов карьера. Из черного мира руды и металла попадаем в бело-желтый мир воды и песка. Очень странный и интересный контраст.

Фото 20.

По этим трубам поступает вода, для создания пульпы с песком, которая и транспортируется на место погрузки в машины.

Фото 21.

Вот так водяной пушкой вымывается песок и формируется и выкачивается пульпа.

Доставка песка таким способом намного выгоднее чем возить грузовиками. На показывали как пушкой обрушивали стену карьера. Эффектное зрелище.

Фото 22.

Перед тем, как мы отправимся из карьера на сам комбинат, посмотрите краткую технологическую схему производства:

Заходим на фабрику обогащения. Огромное сооружение почти что километр в длину.

Фото 23.

Рассматриваем мельницы и дробилки. В них происходит самоизмельчение руды (без мелющих тел) до 300 мм и сортировка.

Фото 25.

Цех уходит за горизонт.

Шум стоит оглушительный. В сам цех спускаться уже не стали — это целый город.

Фото 26.

Вот тут пульт управления. Тут происходит мониторинг и управление процессом.

Фото 27.

У меня кстати товарищ тут работает в отделе автоматизации. В общем то это и моя специальность тоже:-)

Фото 28.

Фото 29.

Измельченная руда проходит обработку и обжиг в печах, чтобы превратиться в металлизированные окатыши.

Вот этот процесс на видео:

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Вот собственно они.

Фото 34.

Вот оно — богатство Курской Магнитной Аномалии.

Фото 35.

Фото 36.

Однако современная металлургия предполагает постепенный переход от мартеновских и доменных процессов к получению чистых марок сталей путем все большего использования электродуговых печей. Сталевары предпочитают иметь дело с металлизованными окатышами, но у окатышей есть один существенный недостаток: они не любят сырой погоды и долгого хранения — быстро окисляются и становятся непригодными для производства стали. А металлизованные брикеты этого недостатка не имеют. Они для сталеваров предпочтительнее, хотя и дороже.

Плюс к тому окатыши железорудные офлюсованные имеют массовую долю железа около 66,5%, а вот брикеты железной руды (горячебрикетированное железо) уже массовую долю железа железа более 90%.



Вот их доставляют с завода ГБМ на погрузку.

Фото 38.

Фото 37.

Вообще эти огроменные машины очень впечатляют. Когда рядом с тобой агрегат высотой с дом, а совсем рядом крутится колесо в два твоих роста и что то гребет загребает — атас!

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Конечным этапом нашей экскурсии была площадка по строительству завода ГБЖ-3

Фото 43.

Ввод в эксплуатацию ЦГБЖ-3 намечен на декабрь 2016 года. Это позволит укрепить позиции Компании на мировом рынке железорудного сырья с высокой добавленной стоимостью.

ГБЖ имеет степень металлизации более 93 процентов и плотность выше 5,0 г/см3, в связи с чем является идеальным сырьем для производства стали как в электродуговых печах, так и конвертерах. Произведенное из руд Лебединского месторождения ГБЖ практически не содержит посторонних примесей, что обуславливает высокое качество производимой из него стали. Благодаря низкому содержанию мелочи, брикеты хорошо подходят для перевозки железнодорожным и морским транспортом. Энергоэффективно сть производства ГБЖ в 2 раза выше, чем при получении чугуна, что дает горячебрикетиров анному железу существенные конкурентные преимущества. При этом ГБЖ является более экологичным продуктом: при его производстве выбросы парниковых газов практически вдвое ниже по сравнению с классическим доменным производством.

Фото 44.

P.S. Сорри за качество фото, со штатным фотоаппаратом возникли технические проблемы, пришлось снимать на китайский телефон за 5 тыс.руб:-)

Посещение этого предприятия и организация этой интереснейшей экскурсии стало возможным благодаря компании «Металлоинвест»

Еще по теме можете посмотреть пост про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

  • 9 Белгородский филиал страховой группы "СОГАЗ" заключил договоры обязательного страхования с ОАО "Лебединский ГОК" и дочерними предприятиями, эксплуатирующими опасные объекты. СОГАЗ предоставил ОАО "Лебединский ГОК" и его дочерним предприятиям услуги по страхованию ответственности при эксплуатации 40 опасных объектов, расположенных в Белгородской области. Общая страховая сумма составила 1,055 млрд рублей. Договоры будут действовать в течение 2013 года.
  • Предприятие

    ЛГОК является единственным в России производителем горячебрикетированного железа, которое применяется в качестве высококачественного сырья при производстве стали. Главным отличием ГБЖ от своего аналога – лома черных металлов - является отсутствие посторонних примесей.
    Выпуск ГБЖ на комбинате начат в 2001 году с запуском цеха по производству горячебрекетированного железа мощностью 1 млн. тонн в год. В 2007 году завершено строительство второй установки по производству ГБЖ, работающего по технологии MIDREX. Ее мощность составляет 1,4 млн. тонн в год. Таким образом, сегодня ЛГОК может выпускать до 2,4 млн. тонн ГБЖ в год.

    Сырьевая база ЛГОКа – запасы железной руды, оцениваемые нормативами JORC в 4,2 млрд. тонн.

    На долю комбината приходится 20% российского выпуска аглоруды и железорудного концентрата.

    В 2010 году объем производства ЛГОКа составил:

    • 19,8 млн. тонн в год железорудного концентрата;
    • 8,8 млн. тонн в год окатышей.

    Важным фактором успешной деятельности Лебединского ГОКа стало внедрение информационной системы управления. Она позволяет в режиме реального времени наблюдать и управлять технологическим процессом – от погрузки горной массы в карьере до получения и отгрузки готовой продукции. Система обеспечивает специалистов информацией о содержании железа в руде, дает возможность оценивать состояние и работу обогатительного оборудования, обжиговых машин, цеха ГБЖ и другого оборудования. Все данные, необходимые для анализа и принятия решений, архивируются системой и доступны в любой момент. Внедрение системы дало возможность настроить оборудование на наиболее эффективные режимы использования и привело к существенной экономии энергоресурсов.

    Продукция

    • рядовой железорудный концентрат

    Массовая доля железа - около 68%.

    Нетоксичный, невоспламеняющийся, невзрывоопасный, с низким содержанием примесей серы, фосфора и оксида титана;

    • дообогащенный железорудный концентрат

    Массовая доля железа - около 70%;

    Производится путем дообогащения рядового концентрата;

    • сушеный железорудный концентрат

    Массовая доля железа - около 68;

    Благодаря низкому содержанию влаги, этот концентрат не смерзается при низких температурах, а потому пригоден для производства агломерата в зимнее время;

    • железорудные неофлюсованные окатыши

    Массовая доля железа - 66%;

    • офлюсованные окатыши

    Массовая доля железа - 66,5%;

    Применяются в производстве ГБЖ и металлизованных окатышей;

    Массовая доля железа - около 90%;

    Степень металлизации порядка 93,7%;

    • отсев железорудных окатышей и мелочь горячебрикетрованного железа

    Cубпродукты ЛГОКа, используемые в производстве агломерата.

    Объем выпуска основных видов продукции на ЛГОКе, тыс. тонн
    Виды продукции 2008 г. 2009 г. 2010 г. 1 кв. 2011 г. 2 кв. 2011 г.
    Первичная железная руда 47559 38614 47362 10581 12760
    Рядовой железорудный концентрат 19732 16040 19829 4400 5400
    Дообогащенный железорудный концентрат 7076 6522 6812 1712 1840
    Сушеный железорудный концентрат 105 394 381 200 219
    Неофлюсованные окатыши 4477 4265 5298 1240 1352
    Офлюсованные окатыши 3501 3267 3485 866 898
    ГБЖ 2144 2165 2271 578 618
    Отсев железорудных окатышей и мелочь ГБЖ 517 419 427 103 118

    Производство

    Горные работы

    ОАО "Лебединский ГОК" осуществляет комплекс работ по добыче и переработке железистых кварцитов Лебединского и Стойло-Лебединского месторождений.

    Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.
    Отработке горной массы предшествует взрывная подготовка, проводимая с целью разрыхления массива горных пород. Бурение взрывных скважин осуществляется буровыми станками СБШ. Взрывание выполняется скважинными зарядами.
    Отработка железистых кварцитов и скальной вскрыши производится экскаваторами типа «механическая лопата» ЭКГ-10, ЭКГ-8И, ЭКГ-8УС и ЭКГ-6,3УС, с последующей погрузкой на железнодорожный и автомобильный транспорт. Горная масса, отрабатываемая на автомобильный транспорт, подлежит последующей перегрузке в железнодорожный транспорт на перегрузочных пунктах в карьере. Перегрузка скальной горной массы выполняется экскаваторами ЭКГ-10. Рыхлая вскрыша отрабатывается экскаваторами ЭКГ-6,3УС. Кроме того, на рыхлой вскрыше применяются экскаваторы типа "драглайн" ЭШ-10/60 и ЭШ-10/70А.


    Перевоз скальной и рыхлой вскрыши на отвалы производится железнодорожным транспортом. Укладка перевезенных пород на отвалы осуществляется экскаваторами. Помимо экскаваторной отработки рыхлой вскрыши, применяется способ отработки средствами гидромеханизации с транспортировкой вскрышных пород на гидроотвал.

    Производство железорудного концентрата

    Производство концентрата железорудного с массовой долей железа менее 69,5%

    Железистые кварциты перевозятся железнодорожным транспортом на обогатительную фабрику, где подвергаются крупному дроблению. Дробленая руда поступает на обогатительную фабрику по конвейерным трактам и размещается в бункерах силосного типа, откуда с помощью пластинчатых питателей поступает на измельчение.
    Технологическая особенность обогатительного комплекса комбината – метод полного самоизмельчения железистых кварцитов, исключающий из процесса рудоподготовки традиционные стадии среднего и мелкого дробления, что обеспечивает значительное снижение капитальных и эксплуатационных затрат по всему обогатительному переделу. Данный метод, обеспечивающий наиболее полное раскрытие минеральных зерен, позволяет производить концентрат высочайшего качества. Для производства концентрата также применяются технологии магнитного обогащения и обесшламливания.
    Готовый концентрат по системам трубопроводов поступает на участок фильтрации, откуда после операции обезвоживания по конвейерным трактам поступает на склады для отгрузки потребителям или на фабрику окомкования. На обогатительной фабрике получают концентрат с массовой долей железа менее 69,5%.

    Производство концентрата железорудного с массовой долей железа более 69,5%


    Часть концентрата, полученного на фабрике обогащения, поступает на доработку в цех дообогащения, в котором выпускается концентрат с массовой долей железа более 69,5% и содержанием диоксида кремния до 3%. Производство дообогащенного концентрата осуществляется по технологии шарового доизмельчения и магнитного дообогащения рядового концентрата.
    Полученный на фабрике дообогащения концентрат поступает по системам трубопроводов на Оскольский электрометаллургический комбинат и на участок фильтрации, откуда после обезвоживания подается на фабрику окомкования для производства офлюсованных окатышей для металлизации.

    Производство окатышей


    Фабрика окомкования состоит из цеха шихтоподготовки, участков окомкования, четырех обжиговых машин конвейерного типа ОК-306, участка грохочения (сортировки), системы складирования и транспортировки готовой продукции, вспомогательных систем и систем газоочистки.
    Неофлюсованные окатыши
    Из концентрата с массовой долей железа менее 69,5% на фабрике окомкования производят неофлюсованные железорудные окатыши для доменной металлургии, которые отправляются внешним потребителям.
    Технологический цикл производства неофлюсованных окатышей включает в себя процессы шихтоподготовки, окомкования и грохочения сырых окатышей с их последующим обжигом и сортировкой.
    Офлюсованные окатыши
    Из концентрата с массовой долей железа более 69,5% на фабрике окомкования производят офлюсованные окатыши с содержанием железа 66,5%, которые являются сырьем для производства горячебрикетированного железа. Офлюсованные окатыши по трубчатому конвейеру передаются в цеха ГБЖ №1 и 2.
    Отличительной особенностью технологии производства офлюсованных окатышей является добавка в шихту флюсоупрочняющих компонентов, что обеспечивает стабильную работу цеха горячебрикетированного железа.

    Производство горячебрикетированного железа (ГБЖ)


    В основе производства металлизованных брикетов лежит процесс прямого восстановления железа, заключающийся во взаимодействии потоков реформированного природного газа и железорудных окатышей, происходящий при температуре около 900°С. Исходным сырьем для получения ГБЖ являются офлюсованные окатыши с массовой долей железа более 66,5%, произведенные из дообогащенного концентрата.
    По своим качественным характеристикам ГБЖ превосходит чугун и используется на многих сталеплавильных предприятиях мира наряду с ломом. Однако, в отличие от металлического лома, использующегося в настоящее время как основное сырье для получения стали в электросталеплавильных печах, брикеты являются первородным сырьем, не содержащим примеси пластмасс и цветных металлов, существенно ухудшающих качество стали.
    Цех горячебрикетированного железа №1 производит брикеты железной руды по технологии HYL–III и состоит из шахтной восстановительной печи, установки по получению реформированного газа, контуров движения технологического газа, системы загрузки сырья в печь, системы брикетирования, системы транспортировки и отгрузки готовой продукции, вспомогательных и газоочистных систем. Цех горячебрикетированного железа №2 производит брикеты железной руды по технологии МIDREX. Его структура аналогична цеху ГБЖ №1. Оба цеха выпускают брикеты железной руды с содержанием железа не менее 90%. Совокупная годовая мощность двух цехов – 2400 тысяч тонн брикетов. Брикеты отправляются внешним потребителям на железнодорожном транспорте.

    Акционеры

    Холдинг «Металлоинвест». Его основными акционерами являются Усманов (50%, через компанию Gallagher), Василий Анисимов (20%) и Андрей Скоч (30%).

    Страхование

    Год 2011

    В связи с поломкой оборудования и остановкой производства на предприятии, ОАО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" подало иск о взыскании с ОАО "АльфаСтрахование" 857,612 миллиона рублей.

    ОАО "АльфаСтрахование" ходатайствовало об истребовании у истца документов, подтверждающих причины повреждения оборудования.

    21 марта 2011 года Арбитражный суд города Москвы утвердил мировое соглашение между ОАО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" и ОАО "АльфаСтрахование" по иску на 857,612 миллиона рублей. Условия мирового соглашения на заседании не озвучивались. "Лебединский горно-обогатительный комбинат" и "АльфаСтрахование" заключили мировую на $30 млн.

    В сентябре 2011 года ОАО "Лебединский ГОК" подало иск в Арбитражный суд города Москвы с требованием взыскать с ОАО "АльфаСтрахование" 332 млн руб. долга.

    Дело (А40-101809/2011) будет вести судья Галина Ларина.

    Год 2009

    "АльфаСтрахование" обеспечит страховую защиту четырех региональных комбинатов – ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "Михайловский ГОК" и ОАО "Урал Cталь". Срок страхования – 1 год. По условиям договоров компания принимает на страхование имущество, здания и помещения, оборудование предприятий холдинга, риски, связанные с перерывом в производстве в результате страхового события. Общая страховая сумма по договорам превысила 18,5 млрд долларов.

    2013 год

    Белгородский филиал страховой группы "СОГАЗ" заключил договоры обязательного страхования с ОАО "Лебединский ГОК" и дочерними предприятиями, эксплуатирующими опасные объекты. СОГАЗ предоставил ОАО "Лебединский ГОК" и его дочерним предприятиям услуги по страхованию ответственности при эксплуатации 40 опасных объектов, расположенных в Белгородской области. Общая страховая сумма составила 1,055 млрд рублей. Договоры будут действовать в течение 2013 года.

    Честно скажу, даже не думал, что смогу попасть в такое место и увидеть все своими глазами. Не каждому улыбается такой шанс, но я попал и сегодня расскажу вам об этом. Про то, как добывают железную руду, как превращают ее в ГБЖ (и что это такое), и как из нее делают уже готовые стальные изделия.

    Сегодня специально для сообщества репортаж из Лебединского горно-обогатительного комбината и рассказ о том, что происходит с рудой после того, как она попадает на завод.


    Сперва расскажу про сам карьер. Лебединский ГОК — является крупнейшим российским предприятием по добыче и обогащению железной руды и имеет самый крупный в мире карьер по добыче железной руды. Комбинат и карьер расположены в Белгородской области, между городами Старый Оскол и Губкин.

    Вид на карьер сверху. Он действительно огромный и разрастается с каждым днем. Глубина карьера Лебединского ГОКа — 250 м от уровня моря или 450 м – от поверхности земли (а диаметр – 4 на 5 километров), в него постоянно просачиваются подземные воды, и если бы не работа насосов, то он заполнился до самого верха за месяц. Он дважды занесен в книгу рекордов Гиннеса как крупнейший карьер по добыче негорючих полезных ископаемых.

    Немного официальной информации: Лебединский ГОК входит в концерн «Металлоинвест» и является лидирующим производителем железорудной продукции в России. В 2011 году доля производства концентрата комбинатом в общем годовом объеме производства железорудного концентрата и аглоруды в России составила 21%.

    В карьере работает много всевозможной техники, но самая заметная конечно же многотонные самосвалы «Белаз» и «Caterpillar».

    В год оба комбината входящих в компанию (Лебединский и Михайловский ГОК) производят около 40 млн. тонн железной руды в виде концентрата и аглоруды (это не объем добычи, а обогащенная уже руда, то есть отделенная от пустой породы). Таким образом выходит, что в день на двух ГОКах производится в среднем около 110 тысяч тонн обогащенной железной руды.

    Этот малыш за один раз перевозит до 220 тонн (!) железной руды.

    Экскаватор дает сигнал и он аккуратно дает задний ход. Всего несколько ковшов и кузов гиганта заполнен. Экскаватор еще раз дает сигнал и самосвал отъезжает.

    Недавно были закуплены «Белазы» грузоподъемностью 160 и 220 тонн (до сих пор грузоподъемность самосвалов в карьерах была не больше 136 тонн), и ожидается поступление экскаваторов «Хитачи» с емкостью ковша 23 куб.м. (в настоящее время максимальная емкость ковша карьерных экскаваторов составляет 12 куб.м.).

    «Белаз» и «Caterpillar» чередуются. Импортный самосвал перевозит кстати всего 180 тонн. Самосвалы такой большой грузоподъемности – это новая техника, в настоящее время поступающая на ГОКи в рамках инвестпрограммы «Металлоинвеста» по повышению эффективности горно-транспортного комплекса.

    Интересная фактура у камней, обратите внимание. Если не ошибаюсь слева кварцит, из такой руды добывают железо. Карьер полон не только железной руды, но и различными минералами. Они, в основном, не представляют интереса для дальнейшей переработки в промышленных масштабах. Сегодня из пустой породы получают мел, а также делают щебень для строительных целей.

    Красивые камешки, точно не могу сказать, что за минерал, может кто-то подскажет?

    Ежесуточно в карьере Лебединского ГОКа работает 133 единицы основной горной техники (30 большегрузных самосвалов, 38 экскаваторов, 20 бурстанков, 45 тяговых агрегатов).

    Я конечно надеялся увидеть зрелищные взрывы, но даже если бы они проходили в этот день, мне все равно не удалось бы проникнуть на территорию карьера. Такой взрыв делают один раз в три недели. Вся техника по нормам безопасности (а ее немало) перед этим выводится из карьера.

    Лебединский ГОК и Михайловский ГОК – два крупнейших комбината по добыче и переработке железной руды в России по объему выпускаемой продукции. Компания «Металлоинвест» обладает вторыми по величине в мире разведанными запасами железной руды - около 14,6 млрд тонн по международной классификации JORС, что гарантирует около 150 лет эксплуатационного периода при текущем уровне добычи. Так что жители Старого Оскола и Губкина надолго будут обеспечены работой.

    Наверное заметили по предыдущим фотографиям, что погода была неважная, шел дождь, а в карьере стоял туман. Ближе к отъезду он слегка рассеялся, но все равно не сильно. Вытянул фото насколько возможно. Размеры карьера конечно впечатляют.

    Прямо посередине карьера стоит гора с пустой породой, вокруг которой добыли всю руду содержащую железо. В скором времени планируется ее взорвать по частям и вывезти из карьера.

    Железную руду загружают тут же в жд составы, в специальные усиленные вагоны, которые вывозят руду из карьера, они называются думпкары, их грузоподъемность – 105 тонн.

    Геологические пласты, по которым можно изучать историю развития Земли.

    Гигантские машины с высоты обзорной площадки кажутся не больше муравья.

    Затем руду везут на комбинат, где происходит процесс отделения пустой породы методом магнитной сепарации: руду дробят мелко, потом отправляют на магнитный барабан (сепаратор), к которому в соответствии с законами физики все железное прилипает, а не железное – смывается водой. После этого из полученного железорудного концентрата делают окатыши и горячебрикетированное железо (ГБЖ), которое затем используется для выплавки стали.
    Горячебрикетированное железо (ГБЖ) - один из видов прямовосстановленного железа (ПВЖ). Материал с высоким (>90 %) содержанием железа, полученный по технологии, отличной от доменного передела. Используется в качестве сырья для производства стали. Высококачественный (с малым количеством вредных примесей) заменитель чугуна, металлолома.

    В отличие от чугуна, в производстве ГБЖ не используется угольный кокс. Процесс производства брикетированного железа базируется на обработке железорудного сырья (окатышей) высокими температурами, чаще всего, посредством природного газа.

    Внутрь завода ГБЖ просто так не зайдешь, потому что процесс выпекания горячебрикетированных пирожков проходит при температуре около 900 градусов, а загорать в Старом Осколе у меня не входило в планах).

    Лебединский ГОК — единственный производитель ГБЖ в России и СНГ. Комбинат начал производство этого вида продукции в 2001 году, запустив цех по производству ГБЖ (ЦГБЖ-1) с применением технологии HYL–III мощностью 1,0 миллион тонн в год. В 2007 году ЛГОК завершил строительство второй очереди цеха по производству ГБЖ (ЦГБЖ-2) с использованием технологии MIDREX с производственной мощностью 1,4 миллиона тонн в год. В настоящее время производственная мощность ЛГОКа составляет 2,4 миллиона тонн ГБЖ в год.

    После карьера мы посетили Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК) входящий в Металлургический сегмент компании. В одном из цехов комбината производят вот такие стальные заготовки. Их длина может достигать от 4 до 12 метров, в зависимости от желания заказчиков.

    Видите сноп искр? В том месте отрезается брусок стали.

    Интересная машина с ковшом, называется бадьевоз, в него сливают шлак в процессе производства.

    В соседнем цехе ОЭМК обтачивают и полируют стальные пруты разного диаметра, прошедшие прокат в другом цехе. Кстати, это комбинат — седьмое по величине предприятие в России по производству стали и стальной продукции.В 2011 году доля производства стали на ОЭМК составила 5 % от общего объема стали, производимой в Роcсии, доля производства проката также составила 5%.

    ОЭМК применяет передовые технологии, включая технологию прямого восстановления железа и электродуговой плавки, что обеспечивает производство металла высокого качества, с уменьшенным содержанием примесей.

    Основными потребителями металлопродукции ОЭМК на российском рынке являются предприятия автомобильной, машиностроительной, трубной, метизной и подшипниковой промышленности.

    Металлопродукция ОЭМК экспортируется в Германию, Францию, США, Италию, Норвегию, Турцию, Египет и многие другие страны.

    Комбинатом освоено производство сортового проката для изготовления изделий, используемых ведущими мировыми автомобилестроителями, такими как Peugeot, Mercedes, Ford, Renault, Volkswagen. Из некоторых изделий делают подшипники для этих самых иномарок.

    Кстати, не первый раз замечаю на подобных производствах женщин — крановщиц.

    На этом заводе чуть ли не стерильная чистота, не характерная для подобных производств.

    Нравятся сложенные аккуратно стальные пруты.

    По требованию заказчика на каждое изделие клеится стикер.

    На стикере проштамповывается номер плавки и код марки стали.

    Противоположный конец может маркироваться краской, а к каждому пакету к готовыми изделиями крепятся бирки с номером контракта, страны назначения, марки стали, номера плавки, размера в миллиметрах, наименования поставщика и веса пакета.

    Эти изделия — эталоны, по которым настраивается оборудование для точной прокатки.

    А этот станок может просканировать изделие, и выявить микротрещины и дефекты до того, как металл попадет к заказчику.

    На предприятии серьезно относятся к технике безопасности.

    Вся вода, используемая в производстве очищается совсем недавно установленным суперсовременным оборудованием.

    Это установка очистки сточных вод комбината. После обработки она чище, чем в реке, куда ее сбрасывают.

    Вода техническая, почти дистиллированная. Как и любую техническую воду ее пить нельзя, но один раз можно попробовать, это не опасно для здоровья.

    На следующий день мы поехали в Железногорск, находящийся в Курской области. Именно там находится Михайловский ГОК. На снимке — строящийся комплекс обжиговой машины №3. Здесь будут производить окатыши.

    В его строительство будет инвестировано 450 млн. долларов. Предприятие будет построено и пущено в эксплуатацию в 2014 г.

    Это макет комбината.

    Затем мы поехали на карьер Михайловского ГОКа. Глубина карьера МГОКа — более 350 метров от поверхности земли, а его размер – 3 на 7 километров. На его территории на самом деле три карьера, это можно видеть на снимке со спутника. Один большой и два поменьше. Примерно через 3-5 лет карьер разрастется настолько, что станет одним большим единым, и возможно догонит по размерам Лебединский карьер.

    В карьере задействовано 49 самосвалов, 54 тяговых агрегата, 21 тепловоз, 72 экскаватора, 17 буровых станков, 28 бульдозеров и 7 автогрейдеров.

    В остальном добыча руды на МГОКе не отличается от ЛГОКа.

    В этот раз нам все-таки удалось попасть на комбинат, где железнорудный концентрат превращают в конечный продукт — окатыши..
    Окатыши - комочки измельчённого рудного концентрата. Полуфабрикат металлургического производства железа. Является продуктом обогащения железосодержащих руд специальными концентрирующими способами. Используется в доменном производстве для получения чугуна.

    Для производства окатышей используют железорудный концентрат. Для удаления минеральных примесей исходную (сырую) руду мелко измельчают и обогащают различными способами.

    Процесс изготовления окатышей часто называют «окомкование». Шихта, то есть смесь тонко измельчённых концентратов железосодержащих минералов, флюса (добавок, регулирующих состав продукта), и упрочняющих добавок (обычно это бентонитовая глина), увлажняется и подвергается окомкованию во вращающихся чашах (грануляторах) или барабанах-окомкователях. Они самые на снимке.