Российский стройкомплекс нуждается в большом количестве современной техники. Она есть, но в основном импортного производства. Где же продукция отечественного машиностроения?


В современном мире невозможно успешно развивать ни одну отрасль без серьезной машиностроительной базы. Это в полной мере относится и к строительству. Одна из причин низкой производительности труда в этой сфере недостаточное использование передовой техники и механизмов.

Импортовозмещение

Строительно-дорожное машиностроение в России отнюдь не впечатляет своими масштабами. На всю огромную страну — всего 70 предприятий, на которых работают 50 тыс. человек. Ежегодно они выпускают продукцию на 60 млрд руб., часть которой «весом» в 12 млрд руб. отправляется на экспорт.

Кризис больно ударил по отрасли. Спрос на технику сократился примерно в два раза, а по некоторым ее видам — в три раза. В результате, по словам Президента ассоциации Росспецмаш Константина Бабкина, за три последних года объем производства упал на треть.

Это привело к еще большему засилью импортной техники, в 2017 году ее доля составила 71%. Согласно прогнозам на текущий год, эта величина будет равна 66%. Сегодня количество работающей отечественной строительной техники даже меньше, чем сельхозтехники на наших полях. Есть сегменты, где этот показатель еще ниже. Так, доля экскаваторов не превышает 20%.

Но даже при такой ситуации предложение превышает спрос. К тому же рынок открытый, на него заходят все желающие. По словам Дениса Стесина, директора по продажам и развитию компании «Эксмаш», конкуренция не позволяет максимально развиваться отечественным производителям. Вот и идет товар из Китая, Южной Кореи и других стран.

— Грустно смотреть на то, как на ключевых стройках страны, таких как олимпийские объекты в Сочи и стадионы предстоящего чемпионата мира по футболу, работает преимущественно импортная техника, — сетует Константин Бабкин.

На госадреналине

Между тем с начала года ситуация стала меняться. Рынок спецтехники восстанавливается быстрыми темпами. Скорее всего, сказывается отложенный спрос. По мнению руководителя Росспецмаша, по итогам года можно прогнозировать общий рост производства на уровне 25—30%.

Определенный вклад в это вносит правительство, предпринимающее меры по поддержке отрасли. В последнее время Минпромторг запустил сразу несколько проектов, что, по мнению представителей индустрии, положительно сказывается на ее состоянии. Был введен утилизационный сбор на импортную технику, определены льготные условия лизинга на отечественную машиностроительную продукцию и субсидирование пилотных партий.

По словам Константина Бабкина, еще два года назад никто и не мечтал о таких преференциях, теперь же они стали реальностью, что непременно скажется на производственных показателях.

Экспорт нам поможет

Впрочем, обольщаться не стоит. Отдельные позитивные тенденции не меняют общей ситуации — положение в отрасли остается плохим. Да, идет рост производства, но одновременно увеличивается и доля импорта. Директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга Евгений Корчевой отмечает, что меры государственной поддержки хотя и улучшили ситуацию, но ее перелома добиться не смогли.

К тому же далеко не все меры оказываются эффективными. Например, импортеры полуприцепов сумели найти лазейку в законодательстве и не платят утилизационный сбор, получая таким образом конкурентные преимущества.

Остро не хватает новых образцов отечественной техники, их почти нет на рынке. Отсюда — важность поддержки НИОКР, констатирует чиновник. Но процесс разработки новых моделей в любом случае займет немало времени.

Отдельная тема — увеличение и поддержка экспорта. По мнению Евгения Корчевого, отрасль никогда не выберется из затяжного кризиса, если не будет поставлять в другие страны конкурентоспособную продукцию. Этот вариант опробован в мире неоднократно, а существующие в России мощности позволяют потенциально увеличить экспортные поставки с 12 млрд руб. до 40 млрд руб., то есть почти в 4 раза.

В то же время, признает Евгений Корчевой, вложения в экспорториентированные производства сопряжены с немалыми рисками. Но неверно зависеть только от внутреннего спроса, в этом случае отрасль не будет иметь простора для развития. К тому же экспорт стимулирует улучшение качества продукции. А в наших условиях эта тема более чем актуальна.

Кустари рулят

Мешает развитию отрасли и контрафакт. Причем не только завезенный из-за рубежа, но и «доморощенный». Как рассказывает директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами «ЧТЗ-Уралтрак» Андрей Печеркин, в Челябинске, где расположен знаменитый тракторный завод, действует более десятка кустарных предприятий — чаще всего в неприспособленных помещениях, подчас в обычных гаражах. Они восстанавливают старые тракторы и продают их как новые под маркой ЧТЗ.

Объем продукции таких кустарей отнюдь не маленький — до 10% от уровня легального производства в стране. Как и ущерб от их деятельности, который оценивается в 1 млрд руб. Покупателей, понятно, привлекает низкая цена «перешитой» техники, она обычно на 20—30% меньше рыночной.

По словам Андрея Печеркина, сотрудники компании неоднократно выявляли этих нелегальных производителей. Но возбудить против них уголовные дела не удается — они быстро меняют адреса и названия, да и прокуратура в этом вопросе ведет себя чересчур пассивно.

Урезонить тракторостроителей-кустарей можно введением обязательной сертификации продукции, наведением порядка в аттестации производств. Но пока этого не случилось, «работа на дому» продолжается — насчитывается уже 25 подделок известных брендов.

Впрочем, как считает заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов , еще не факт, что эти меры подействуют. На Западе декларирование продукции — это способ заявить о том, что она отвечает всем предъявляемым к ней требованиям, у нас — возможность обойти требования к безопасности техники, что ведет к снижению доли добросовестных производителей на рынке.

Одной из мер борьбы с контрафактом может стать создание при Минпромторге реестра добросовестных законопослушных предприятий. Тем более что они все известны. Это позволит более эффективно осуществлять контроль рынка. Пока же, по мнению представителей отрасли, государство уклоняется от борьбы с контрафактной продукцией, возложив всю ее тяжесть на предприятия.

Пятый элемент

Еще одна острая проблема отечественного машиностроителя — отсутствие своей элементной базы. Без нее невозможно проектировать новые машины, увеличивать модельный ряд.

В России явный недостаток выпускаемых компонентов, а те, что есть, — зачастую плохого качества. По мнению коммерческого директора компании «ДСТ-Урал» Евгения Калашникова, до тех пор пока мы не создадим собственную современную элементную базу, тягаться с импортом будет трудно. Без господдержки, без соответствующих программ не обойтись. Например, крайне важно освободить от таможенных пошлин импортируемое для выпуска компонентов оборудование.

И еще одно — подготовка кадров. Их сегодня явно не хватает.

Недомеры

Государство долго не обращало внимания на отрасль строительного и транспортного машиностроения. Меры принимаются, но их явно недостаточно. Вот, пообещали разработать стратегию развития индустрии до 2030 года. Но если вспомнить, сколько у нас подобных «стратегий» и как они реализуются, то оптимизма это вряд ли прибавит. Поэтому — «спасайся, кто может». Примерно это сегодня и происходит.

Владимир ГУРВИЧ

Дата поступления: 17 Мая 2012 в 17:21
Автор работы: a*****************@mail.ru
Тип: реферат

Скачать целиком (37.94 Кб)

Содержимое работы - 1 файл

Скачать файл Открыть файл

Практическая работа по географии.doc

- 113.50 Кб

7.Главные районы экспорта (импорта)

Почти вся продукция машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции.

Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется

следующим образом:

Япония à США

США à Западная Европа

Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству продукции низкого качества.

8, Перспективы развития машиностроения.

Главная перспектива-это экологическое машиностроение. Сейчас ученые работают над созданием безотходного производства, установки специальных очистных сооружений и так далее. Так же внедрение научных знаний может увеличить продуктивность предприятий и компьютеризировать их, облегчив ручной труд. В недалеком будущем появятся новые отрасли машиностроения, и получит огромное развитие и поддержку микроэлектроника и экологическое машиностроение. Важным районом отраслей машиностроения будет Азия, для развития которой есть все необходимое.


Краткое описание

Прогрессивные сдвиги произошли в последние десятилетия в структуре обрабатывающей промышленности, где на передний план постепенно вышла машиностроительная отрасль, которая и ранее занимала ведущие позиции в структуре мирового хозяйственного комплекса.

Содержание работы

Значение отрасли в мировом хозяйстве. Ее отраслевой состав. Влияние НТР на ее развитие.
Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
Размеры производства продукции с распределением по главным географическим районам.
Главные страны производители.
Главные регионы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих регионах.
Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
Главные районы экспорта (импорта)
Перспективы развития

По экспорту машиностроение РБ занимает 2 место после ТЭК.

По итогам 2003 года предприятия увеличили общий объем экспорта на 22%. При этом поставки в Россию выросли на 18%, в другие страны СНГ увеличение объема экспорта составило около 30%. По итогам года положительное торговое сальдо по министерству промышленности составило более 1 миллиарда долларов.

Тенденции прошедшего года свидетельствуют об опережающем росте поставок промышленной продукции в другие страны СНГ по сравнению с Россией, отметил он. По его данным, в 2003 году значительно увеличен объем экспорта в Украину, которая охотно покупает белорусские двигатели, тракторные машинокомплекты и др. По мнению Геннадия Свидерского, в белорусской промышленности наиболее конкурентоспособной является такая структурообразующая отрасль, как машиностроение, где выпускается автомобильная и тракторная техника. «В СНГ такого объема производства и сменяемости моделей автомобильной техники не имеет ни один производитель. Сейчас может производиться более 500 моделей под заказ с индивидуальными требованиями по грузоподъемности, проходимости и другим техническим характеристикам», - сказал заместитель министра. Аналогичная ситуация и в тракторостроении, где наряду с традиционными заказами для сельского и коммунального хозяйства появились модели с навесным деревообрабатывающим оборудованием, производящие распиловку леса, его заготовку, погрузку и другие операции.

В нашей республике этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

В настоящее время машиностроительный комплекс РБ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами:

внешние факторы - разрушение предметной специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

Внутренние факторы - низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Продукция республиканского машиностроения экспортируется в 48 стран мира.

Приоритетными направлениями экспорта отрасли принадлежат странам Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (Китай, Южная Корея), на них приходится 80% экспорта продукции машиностроения. Новый импульс приобрели экспортные операции со странами СНГ. На страны СНГ приходилось 25,7 млн.долл. экспорта машиностроения, что более чем в 2 раза выше уровня 2000года.

Казахстан и Украина входят в пятерку стран - крупнейших потребителей данной продукции, на них приходится соответственно 11,3 и 2,4% экспорта отрасли.

Экспорт машиностроительного комплекса в 2001 году характеризовался отличительной от большинства других отраслей положительной динамикой. Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается практически у всех ведущих предприятий отрасли.

В 2002 году экспорт продукции машиностроения по сравнению с предыдущим годом увеличился на 31% и составил в 202,8 млн. долл.

Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения по сравнению с импортными аналогами по уровню цен стимулировало расширение выпуска оборудования для отраслей потребительского комплекса; 58 предприятий республики экспортировали машиностроительную продукцию в 50 стран мира.

Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается почти практически у всех ведущих предприятий отрасли.

Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными машинами.ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
МАШИНОСТРОЕНИЯ – ОБЕСПЕЧИТЬ
ОБЩЕСТВО НОВЫМИ, ВСЕ БОЛЕЕ
СОВРЕМЕННЫМИ МАШИНАМИ.

Роль и значение машиностроения.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
МАШИНОСТРОЕНИЯ.
На его долю приходится 36%
предприятий, 40% работающих, 20%
валовой продукции промышленности
России.
Продукция машиностроения
применяется повсеместно: в
промышленности, сельском хозяйстве,
быту, на транспорте, в вооруженных
силах.
Определяет темпы научно­технической
революции.

Группы отраслей машиностроения
Тяжёлое
Оборудование для
металлургии;
горно-шахтное,
энергетическое,
подъемнотранспортное.
Общее и
среднее
Станкостроение,
транспортное,
Транспорт
оборудование для
ное
легкой и пищевой
промышленности
Точное
Электроника.
Приборостроение
Производство
оргтехники,
бытовой и
робототехники.

Тяжелое машиностроение обеспечивает оборудованием энергетику, металлургию, химическую, горнодобывающую промышленность.

ТЯЖЕЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ
ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Справочные сведения

Машиностроение – наиболее
динамичная отрасль
промышленности, которая
отражает уровень развития стран
(в структуре промышленности
развитых стран доля
машиностроения – 34 %).
Для нее особенно характерно
углубление специализации
производства и расширение ее
масштабов.
Как отрасль возникла 200 лет
назад во время промышленной
революции в Англии.
В наши дни по числу занятых (80
млн. человек), и по числу
стоимости продукции оно
занимает первое место среди
отраслей мировой
промышленности.
СПРАВОЧНЫЕ
СВЕДЕНИЯ

Состав машиностроительного комплекса

СОСТАВ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
Отрасли,
Отрасли,
Общее
определяющие определяющие НТП в машиностроение
НТП во всем
самом
хозяйстве
машиностроении
Электротехническая Станкостроение и
Железнодорожное
промышленность
инструментальная
машиностроение
промышленность
Приборостроение
Радиотехника
Электроника

Автомобильная
промышленность
Авиационная
промышленность
Тракторное и
сельскохозяйственное
машиностроение

Тяжелое
машиностроение
Производство машин для
металлургии и
горнодобывающей
промышленности
Судостроение
Подъемно­транспортное
машиностроение
Машиностроение для Химическое и нефтяное
легкой и пищевой
машиностроение
промышленности

Строительно­дорожное и
коммунальное
машиностроение
Промышленность
металлических
конструкций и изделий

Группы отраслей

ГРУППЫ ОТРАСЛЕЙ

Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЯ В РЕГИОНАХ И
СТРАНАХ МИРА
Высокий
Зарубежная
Европа,
США,
Канада,
Япония,
Россия
Средний
Австралия, Китай,
Индия, НИС Азии,
Казахстан,
Португалии,
Норвегия,
Финляндия,
ЮАР, Бразилия,
Аргентина,
Мексика
Слабый
Индонезия, Монголия,
Турция,
Иран, Афганистан,
Пакистан,
ДР Конго,
Алжир,
Марокко,
Египет,
Венесуэла,
Колумбия,
Перу, Чили
Отсутствует
Саудовская
Аравия, страны
Тропической
Африки
Центральной
Америки

География машиностроения

ГЕОГРАФИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЯ

Машиностроительные центры мира

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ
ЦЕНТРЫ МИРА
Северная Америка, где производятся практически все виды
машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и
низкой степени сложности.
Зарубежная Европа, которая производит главным образом
массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои
позиции в некоторых новейших отраслях.
Восточная и Юго­Восточная Азия, в котором лидирует Япония,
так же сочетающая продукцию массового машиностроения с
изделиями самой высокой технологии; в него входят и «азиатские
тигры», специализирующиеся, прежде всего, на выпуске бытовой
электроники; и Китай.
СНГ, для большинства стран которого машиностроение – одна из
главных отраслей международной специализации.

Главные экспортеры и импортеры авто

ГЛАВНЫЕ ЭКСПОРТЕРЫ И
ИМПОРТЕРЫ АВТО

Составление ЭГХ отрасли хозяйства

СОСТАВЛЕНИЕ ЭГХ ОТРАСЛИ
ХОЗЯЙСТВА
1.
Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав,
влияние НТР на ее развитие.
2.
Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
3.
Размеры производства продукции с распределением по
главным географическим регионам.
4.
Главные страны­производители.
5.
Главные районы и центры производства; факторы,
обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.
6.
Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в
связи с развитием отрасли.
7.
Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные
страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
8.
Перспективы развития и размещения отрасли.

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств (в методике Росстата и ФТС России) в 2017 г. составил 28,1 млрд долл., показав рост на 14,6% или 3,57 млрд долл. Это стало вторым результатом в российской истории, немного уступающим показателю 2013 г. (28,8 млрд долл.). При этом поставки в дальнее зарубежье достигли 19,8 млрд долл., что стало абсолютным максимумом, и если в 2013 г. дальнее зарубежье и СНГ соотносились в экспорте как 58:42, то в 2017 г. соотношение стало 70:30.

Российский экспорт продукции машиностроения имеет свою специфику. Крупные экспортные контракты для большинства отраслей не являются привычным делом, а потому от года к году поставки могут сильно колебаться. По этой причине мы в большинстве случаев говорим о достижениях применительно к периоду с 1996 г., по которому есть довольно подробная статистика, хотя с большой вероятностью его можно расширять на весь период независимой России (с 1992 г.). Сравнение с советской эпохой затруднено принципиально иными подходами к формированию групп машиностроительной продукции во внешнеторговой статистике и общей её скудостью; тем не менее, по ряду товаров мы имели основания утверждать и исторические максимумы.

Не секрет, что существенная часть российского экспорта продукции машиностроения связана с ВПК и атомным комплексом. Это наша специфика, и мы не пытались в анализе от нее уходить, есть рекорд по товару — значит, есть рекорд, безотносительно назначения продукции. Кстати, Европа, Америка и многие другие страны точно так же учитывают экспорт продукции военного назначения вместе с аналогичными гражданскими товарами.

Представлены в российских поставках и реэкспортные операции, и продажи б/у техники (например, очень активно идут различные корабли). Это характерно для многих стран, ничего особенного в этом нет. Но имея основания полагать именно такую природу рекорда, мы о нем не говорили — все-таки это не достижение категории «Сделано у нас». То, что в производстве нашей продукции активно используются импортные комплектующие и их доля порой может быть велика, не имеет отношения к сути дела — так работает все мировое машиностроение.

В анализе мы старались упростить официальные длинные и сложные названия товарных позиций, не потеряв при этом их сути. Товары выделялись по 4 или 6 знакам ТНВЭД.

Энергетическое и силовое оборудование

Экспорт турбореактивных двигателей в 2017 г. вырос на 28% до 1547 млн долл. Это второй результат в истории, немного уступающий максимуму 2013 г. (1603 млн долл.). При этом в количественном выражении рекорд обновлен — 447 штук. Кроме того, 246 млн долл. составил экспорт частей турбореактивных и турбовинтовых двигателей — это третий результат в истории после пика 2009-2010 гг. Россия входит в пятерку ведущих мировых экспортеров турбореактивных двигателей (исключая реэкспортные операции).

Экспорт реактивных двигателей в 2017 г. вырос на 40% до 292 млн долл. Это новый абсолютный рекорд ! При этом рубеж 100 млн долл. был впервые преодолен только в 2011 г., 200 млн долл. — в 2015 г. Россия — крупнейший в мире экспортер реактивных двигателей.

Экспорт ядерных реакторов и их частей вырос в 2017 г. в 2,7 раза до 283 млн долл. Это стало лучшим результатом в новейшей истории России, прежний рекорд составлял 243 млн долл. в 2010 г. По имеющейся международной внешнеторговой статистике, Россия в 2017 г. должна занять первое место в мире, но не исключено, что часть поставок зарубежных стран может быть засекречена.

Экспорт котлов центрального отопления в 2017 г. вырос на 37% до 31 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, а вполне возможно, что и вообще в российской истории, т.к. в середине 90-х экспорт составлял в среднем всего лишь 2 млн долл. в год. Прежний рекорд равнялся 25,9 млн долл. в 2010 г.

Экспорт вспомогательного оборудования для котлов в 2017 г. вырос в 2,9 раза до 99 млн долл. Это лучший результат за период с 1996 г., прежний рекорд составлял 96 млн долл. в 1998 г. По нашей оценке, в 2017 г. Россия заняла седьмое место в мире по экспорту вспомогательного оборудования для котлов.

Экспорт электрических аккумуляторов в 2017 г. вырос на 18% до 77 млн долл. Это второй результат с 1996 г., уступающий только максимуму 2004 г. (106 млн долл.), когда был странный скачок поставок в Белоруссию.


Отраслевое и универсальное оборудование

Экспорт термического оборудования вырос в 2017 г. в 2,5 раза до 518 млн долл. Это новый абсолютный рекорд , прежнее российское достижение составляло 381 млн долл. в 2015 г. Рекорд обеспечен трехкратным ростом поставок теплообменников, которые составили более 80% экспорта рассматриваемой продукции (419 млн долл.). Также к термическому оборудованию отнесены промышленные водонагреватели, сушилки, стерилизаторы, аппараты для дистилляции и ректификации, градирни и т. п. , а также части.

Экспорт жидкостных насосов (включая части) в 2017 г. вырос на 32% до 361 млн долл. Это третий результат в новейшей истории России, после показателей 2008 г. (569 млн долл., очень крупная поставка в Казахстан) и 2013 г. (382 млн долл.).

Экспорт фильтровального оборудования в 2017 г. вырос на 37% до 212 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, прежний рекорд составлял 211 млн долл. в 2013 г.

Экспорт холодильного оборудования (кроме бытовых холодильников) в 2017 г. вырос на 49% до 141 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, прежний рекорд составлял 127 млн долл. в 2013 г. Наибольшую часть поставок формируют холодильные витрины (78 млн долл.), по которым третий год подряд отмечается значительный прирост.

Экспорт механических распылителей в 2017 г. вырос на 92% до 73 млн долл. Это новый абсолютный рекорд ! Прошлогодний рекордный результат превзойден почти вдвое.

Экспорт машин для обработки почвы (сеялки, сажалки, рыхлители, бороны и пр., включая части) в 2017 г. вырос на 62% до 58 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, прежний рекорд составлял 37 млн долл. в 2014 г.

Экспорт кондиционеров (включая части) в 2017 г. вырос на 28% до 47 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, прежний рекорд составлял 41 млн долл. в 2000 г. Экспорт растет седьмой год подряд!

Экспорт оборудования для птицеводства в 2017 г. вырос в 2,6 раза до 35,1 млн долл. Это новый абсолютный рекорд ! В текущем показателе, правда, есть вероятность ошибки по Казахстану, но даже его корректировка до среднестатистического уровня даст суммарный показатель более 20 млн долл., что тоже будет рекордом. Долгое время экспорта этой продукции практически не было, отметку 5 млн долл. Россия впервые превзошла в 2013 г.


Приборы

Экспорт лазеров и спецоптики (включая части) в 2017 г. вырос на 84% до 490 млн долл. Это очередное обновление исторического максимума ! Экспорт растет четвертый год подряд, прежний пик 2012 г. превышен уже в 3,1 раза.

Экспорт приборов автоматического регулирования в 2017 г. вырос на 18,7% до 242 млн долл. Это второй результат в новейшей истории России, уступающий только максимуму 2013 г. (277 млн долл.).

Экспорт измерительных приборов для электрических величин и излучения в 2017 г. вырос на 36% до 119 млн долл. С середины 90-х годов более значительным был только экспорт в 2001 г. (151 млн долл.) и 2008 г. (122 млн долл.).

Экспорт демонстрационных устройств и моделей в 2017 г. вырос на 5,1% до 105 млн долл. Это второй результат в новейшей истории России, уступающий только максимуму 2013 г. (125 млн долл.). Россия входит в десятку ведущих мировых экспортеров данной продукции.

Экспорт медицинских приборов и инструментов (кроме рентгеновской аппаратуры) в 2017 г. вырос на 16,9% до 75 млн долл. Это стало лучшим результатом в новейшей истории России, прежний рекорд составлял 66 млн долл. в 2011 и 2013 гг. Кроме того, еще 9,5 млн долл. (+26%) составил экспорт устройств для механотерапии и дыхательной аппаратуры, 22,3 млн долл. (+52%) — ортопедических приспособлений и искусственных частей тела; оба показателя лишь немного уступают максимуму 2008 г.

Экспорт аппаратуры для физического или химического анализа в 2017 г. вырос на 28% до 62 млн долл. С середины 90-х годов более значительным был только экспорт в 2001 г. (66 млн долл.). Наиболее заметным экспортным продуктом выступают газо- и дымоанализаторы, обеспечившие половину прироста.


Автомобили и комплектующие

Экспорт легковых автомобилей в 2017 г. составил 84,4 тыс. штук (+23%) на 1320 млн долл. (+19,4%). В количественном выражении общий итог скромный, а в стоимостном — это третий результат в истории, уступающий только пику 2013-2014 гг. (примерно по 1,5 млрд долл.). В то же время третий год подряд существенный рост показывает экспорт легковушек в дальнее зарубежье — в 2017 г. он достиг 32,4 тыс. штук (+42%), что стало максимумом с 2006 г.

Экспорт прицепов в 2017 г. вырос на 29% до 8 тыс. штук. Это второй результат с середины 90-х годов, немного уступающий пику 2007 г. (примерно 8,4 тыс. штук). В стоимостном выражении экспорт составил 141 млн долл. (+21%), это второй результат в новейшей истории, уступающий только 2008 г. (152 млн долл.).

Экспорт автозапчастей (основная номенклатура, классифицируемая в позиции ТНВЭД 8708) в 2017 г. вырос на 44% до 518 млн долл. С середины 90-х годов более значительным был только экспорт в 2007-2008 и 2012-2013 гг. При этом в 2017 г. поставки отдельных компонентов, таких как бамперы, тормоза, глушители и выхлопные трубы, сцепления, стали максимальными за весь рассматриваемый период, а экспорт коробок передач уступил только показателю 2012 г.

Экспорт автомобильных кузовов в 2017 г. составил 36 тыс. штук на 108 млн долл. В количестве поставки возросли в 4,2 раза, по стоимости — в 2,7 раза. Более масштабным за последние 20 лет экспорт был только в середине 2000-х гг., когда в Украине собиралась «Лада»: пиковые показатели 2006 г. составили 141 млн долл. и около 58 тыс. штук. Теперь в российском экспорт вновь превалируют кузова для легковушек, только теперь это Renault в Алжир.

Экспорт автомобильных световых устройств в 2017 г. вырос на 64% до 31,9 млн долл. Это второй результат в новейшей истории России, уступающий только рекорду 2013 г. (36,7 млн долл.).


Железнодорожная техника

Экспорт грузовых вагонов в 2017 г. вырос на 43% до 9943 штук. Это практически повторяет второй в истории результат 2015 г. (9947 штук), более масштабным был экспорт только в 2012 г. (11-12 тыс. штук, с поправкой по Казахстану). У СССР экспорт грузовых вагонов был маленьким: так, в 1970-е — первой половине 1980-х гг. поставки самого массового их типа, полувагонов, составили на пике чуть больше 500 штук. В стоимостном выражении экспорт России грузовых вагонов в 2017 г. составил 250 млн долл. (+58%), что сильно уступает пику 2012 г. (693 млн долл.) из-за изменения товарной структуры поставок в пользу дешевых полувагонов и общего снижения цен на вагоны на постсоветском пространстве. Из общего объема экспорта в 2017 г. 5989 штук составили полувагоны, 2563 — саморазгружающиеся вагоны, 304 — крытые вагоны, 248 — цистерны, 839 — прочие виды. Россия последние три года входит в тройку ведущих мировых экспортеров грузовых вагонов в количественном выражении и в пятерку — в стоимостном.

Экспорт пассажирских вагонов в 2017 г. составил 53 млн долл. Это второй результат с 1996 г., уступающий только рекорду 2008 г. (79 млн долл.). По сравнению с предыдущим годом экспорт вырос в 3,8 раза, но для этого товара характерны сильные колебания поставок от года к году. В количественном выражении экспортирован 61 вагон — это далеко не рекорд, т.к. в этой позиции учитываются не только магистральные железнодорожные вагоны, но и трамвайные, шахтные и т. п.


Подготовлено на основе анализа данных ФТС России.