Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Задачи:

  1. Образовательные:

Помочь детям запомнить стихотворение

2. Развивающие:

Развивать слуховое внимание

Развивать память

3. Воспитательные:

Формировать положительное отношение к родному краю

Словарная работа: активизировать: Жура – жура - журавель, облетел, обходил и т.д.

ввести: натрудил

Методы и приемы: вводная часть:

Приход сказочного персонажа

Вопросы

основная часть:

Выразительное чтение стихотворения

Пауза

Беседа

Индивидуальные указания

Повторное чтение

Чтение стихотворения детьми

заключительная часть:

Анализ выразительности чтения стихотворения детьми

– рисование на тему «Мой родной край»

Материал и оборудование: игрушка –журавль, портерет поэта Воронько Платона, лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа: - знакомство детей с журавлем (рассказ воспитателя о том, что в старину журавля ласково называли «журой»; показ картин с изображением журавля; беседа)

Рассказ воспитателя о родном крае – Чувашской республике

Беседа с детьми на тему «Мой родной край»

Индивидуальная работа: активизировать диалогическую речь у Саши П. в процессе ответов на вопросы.

Ход занятия:

стук в дверь.

Воспитатель (В): ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.

Воспитатель подходит к двери, берет в руки игрушку журавля и заходит обратно в групповую комнату.

(В): узнаете? Кто это?

Дети (Д): журавль

(В): верно, журавль. Поздоровайтесь с ним.

(Д): здравствуйте!

Журавль (Ж): здравствуйте, ребята! Какие вы все дружные! Я, журавль, лечу из очень далекой – далекой страны к себе на Родину, а к вам зашел передохнуть. Осенью, когда начались холода, пришлось мне перебираться из моего любимого края в чужую страну, где были совсем другие деревья, люди и животные. Сейчас, когда наступила весна, кругом все потеплело, я наконец-то могу возвратиться к себе домой, в свое родное гнездо. Скажите, а у вас есть свой родной край?

(Д): да.

(Ж): где же находится ваш родной край?

(Д): в Чувашской республике

(Ж): а что относится к вашему родному краю?

(Д): - села

Города

Леса

Поля

Луга

(В): верно, ребята говорят: к нашему родному краю относятся все деревни, села, города, леса, поля, луга, овраги и т.д., которые находятся в Чувашской республике. Журавль, а где находится твой родной край?

(Ж): мой родной край, ребята, тоже находится в Чувашской республике. Я очень рад тому, что родился здесь! Однажды вечером на закате дня, когда солнышко закатывалось за гору спать и я вновь увидел нашу природу во всей красе, один уже немолодой человек, украинский поэт, которого звали Воронько Платон, спросил меня: «Где же лучшая земля?» (воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта). Недолго думая, я ответил, что нет ничего лучше родного края. Вы не представляете, как он был рад моему ответу, что тут же сочинил стихотворение и прочитал его мне. Называется оно – «Лучше нет родного края». Хотите я прочту его?

(Д): да

(Ж): Лучше нет родного края.

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Маленькая пауза (в течение 10 – 15 сек).

(В): ребята, вам понравилось стихотворение?

(Д): да.

(В): мне тоже понравилось стихотворение, которое прочитал журавль. А почему Платон Воронько написал это стихотворение, любовь к чему побудила его написать такие строчки?

(Д): любовь к родному краю

Саша П.: хорошо, с любовью

(В): верно, с любовью, лаской. Ребята, вы согласны? А по каким словам в стихотворение можно понять, что автор относится с нежностью и лаской к журавлю?

(Д): Жура-жура-журавель

(В): ответьте хором на мой вопрос: жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

(Д): Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В): Катя, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Катя Д.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В): Дима, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Дима Ю.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(Ж): что я сделал?

(Д): облетел, обходил

(В): правильно. Журавль сто земель облетел, обходил, крылья, ноги натрудил. Знаете ли вы, что означает слово «натрудил»?

Дети молчат

(Ж): крылья, ноги натрудил – значит утомился от продолжительной, долгой ходьбы, работы крыльями

(В): Облетел, обходил. Крылья, ноги что сделал?

(Д): натрудил

(В): о чем же мы спросили журавля?

(Д): где же лучшая земля?

(В): а теперь скажите целым предложением.

(Д): Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): молодцы! Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?». Что же отвечал он, пролетая?

(Д): отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(Д): нет

(Д): - когда журавлю задают вопросы

Когда журавль отвечает на вопросы автора стихотворения

Лена Д.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

Юра И.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): правильно. Юра прочел вопрос очень выразительно. А как же нужно читать ответ журавля?

(Д): - с гордостью

С достоинством

Радостно

(Ж): Правильно, последнюю фразу журавля в стихотворение нужно читать с достоинством, радостью, громко, потому что я горжусь тем, что у меня такой замечательный, великолепный родной край! Прочитайте, пожалуйста, мне эти строчки выразительно.

(В): Юля, прочитай выразительно: «Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Юля Э.: отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(В): Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение еще раз, после чего вы расскажете мне его сами.

Педагог заново читает выразительно стихотворение.

(Ж): Маша, расскажи мне стихотворение, которое только что прочитала стихотворение.

Маша Д. читает стихотворение.

(Ж): умничка, Маша. Все правильно вспомнила, ни одно слово не перепутала и не пропустила. Только нужно было рассказывать стихотворение чуть медленнее и уменьшить силу голоса. Но я знаю, в следующий раз у тебя получится еще лучше.

Педагог совместно с другими детьми прослушивает еще 2 – 3 детей.

(В): Хорошо запомнили стихотворение. А теперь ответьте еще раз: вы любите свой родной край?

(Д): да!

(В): тогда давайте нарисуем все рисунки на тему «Мой родной край» и подарим их на память нашему Жура-жура-журавлю, чтобы он всегда нас помнил. Нарисуем?

(Д): да!

(В): тогда берем все листочки бумаги, карандаши и рисуем все, что вы любите в своем родном крае, лес, луг с цветочками и травкой, город, дома, реки – все – все, что вы хотите.

Дети берут бумагу, карандаши, начинают рисовать. В процессе рисования журавль ходит между ними, одобряет их рисунки. Когда все закончат, дети по очереди начинают дарить свои рисунки журавлю. Тот в свою очередь благодарит их, обещает прилететь к ним еще раз в гости.


Образовательная область «Речевое развитие»

Методическое объединение педагогов ДОУ.

ООД «Ознакомление с художественной литературой»

Тема: «Заучивание стихотворения

П.Воронько «Лучше нет родного края»

Образовательные задачи:

Помочь детям запоминать стихотворный текст, выразительно читать его, используя мнемотаблицу.

Уточнить и закрепить представления о Родине, родном крае.

Закрепить понятие «перелетные птицы»

Развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук, память.

Активизировать словарь детей по теме «Птицы».

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за нашу страну.

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Материал к занятию: игрушка журавль, портрет поэта Платона Воронько, лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка, мнемотаблица.

Предварительная работа:

Знакомство детей с журавлем (рассказ воспитателя о том, что в старину журавля ласково называли «журой»; показ картин с изображением журавля; беседа)

Беседа с детьми на тему «Мой родной край»

Ход ООД:

1.ВВОДНАЯ часть

Воспитатель: Что вы услышали? Чьи голоса были слышны?

Дети: Птичьи.

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Дети: Грустное.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что они громко, тревожно кричат.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они тревожно кричат и когда они так кричат?

Дети: Осенью, когда готовятся к отлету.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку и назовите птиц, которых вы видите.

Дети: Грачи, цапли, лебедь, соловей, журавль

Воспитатель: К какому виду они относятся?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А почему они называются перелетными?

Дети: Потому что они улетают осенью на юг.

Воспитатель: А почему они улетают от нас осенью?

Дети: Потому что становится холодно: замерзают водоемы, земля покрывается снегом, все насекомые прячутся и птицам нечего есть. Улетают на юг только те птицы, которые питаются насекомыми.

Воспитатель: Какую пользу приносят птицы?

Дети: Они радуют нас своим пением, оберегают деревья от вредных насекомых.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить «Кто как поет?»

Дидактическая игра «Кто как поет?»

кукушка - кукует,

ласточка - щебечет,

журавль - курлычет,

гусь - гогочет,

утка - крякает,

воробей - чирикает

голубь - воркует

ворона - каркает

(Стук в дверь)

Воспитатель : Ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.

Воспитатель подходит к двери, берет в руки игрушку журавля и заходит обратно в групповую комнату.

ОСНОВНАЯ часть.

Воспитатель : Узнаете? Кто это?

Дети: Журавль

Воспитатель : Верно, журавль. Поздоровайтесь с ним.

Дети: Здравствуйте!

Журавль : Здравствуйте, ребята! Я журавль, и сейчас осенью, когда начались холода, я покидаю свой родной край и держу путь на юг, в чужую страну, где совсем другой растительный и животный мир, другой климат. А к вам залетел передохнуть, потому что устал в пути.

Скажите, а у вас есть своя Родина, свой родной край?

Журавль : Как называется ваша Родина?

Дети: Россия.

Журавль : А как называется ваша малая родина, ваш родной край?

Дети: Серебряные Пруды.

Журавль : А как называют людей, живущих в вашем поселке.

Дети: Серебрянопрудцы.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним пословицы о Родине.

  • Кто за Родину горой - тот истинный герой.
    . Всякому мила своя сторона.
    . Если дружба велика, будет Родина крепка.
    . Жить - Родине служить.
    . Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    . Родина мать, умей за нее постоять.
    . Человек без Родины - что соловей без песни.
    . Родина любимая - что мать родимая

Воспитатель Журавль, а где находится твой родной край?

Журавль : Мой родной край, ребята, находится в России. Я очень люблю свой родной край. И мне грустно покидать свою Родину. Ребята, а вы знаете, как улетают журавли?

Физминутка

«Улетают журавли»

Улетают журавли

Далеко за край земли, (Бегут по кругу, плавно взмахивая руками.)

За поля и за луга,

За высокие стога. (Поскоки с ноги на ногу)

В платье ярко-золотом

Бродит осень над ручьем. (Шагают друг за другом, по кругу в обратную сторону.)

Листья по ветру летят,

Журавлей догнать хотят. (Останавливаются, наклоны вправо-влево.)

Улетают журавли

Далеко за край земли. (Скрещивают руки над головой несколько раз.)

Воспитатель : О любви к родному краю написано много песен, стихотворений. Одно из стихотворений написал украинский поэт Платон Воронько. (обращает внимание на портрет писателя) Называется оно «Лучше нет родного края». Послушай те его.

Воспитатель читает стихотворение «Лучше нет родного края».

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Маленькая пауза (в течение 10 - 15 сек).

Воспитатель : Как называется стихотворение?

Дети: Лучше нет родного края.

Воспитатель : Кто написал это стихотворение?

Дети: Платон Воронько.

Дети: Жура-жура-журавель.

Воспитатель : Сколько земель облетел журавль?

Дети: Облетел он сто земель.

Воспитатель : Что делал журавль, и что он натрудил?

Дети: Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил.

Воспитатель : О чем же мы спросили журавля?

Дети: Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля?

Воспитатель : Что же отвечал он, пролетая?

Дети: Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Воспитатель: С каким настроением покидает родные края журавль?

Дети: печальным, грустным.

Воспитатель: почему?

Воспитатель : Все ли стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией?

Дети: Нет.

Воспитатель : Не все стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией. А в каком месте голос нужно изменить?

Дети: - Когда журавлю задают вопросы

Воспитатель: Произнесите выразительно вопрос «Где же лучшая земля?»

Двое детей произносят.

Воспитатель : Правильно. А как же нужно читать ответ журавля?

Дети: - с гордостью

С достоинством

Радостно.

Воспитатель: Правильно, последнюю фразу журавля в стихотворение нужно читать с достоинством, радостью, громко, потому, что журавль гордится тем, что у него такой замечательный, великолепный родной край! Прочитайте, пожалуйста, эти строчки выразительно.

Двое детей читают: Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Воспитатель: Мы сегодня будем заучивать это стихотворение, а рассказывать его будем при помощи таблицы. Посмотрите внимательно и скажите: в правильной ли последовательности расставлены картинки?

Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение еще раз, после чего вы расставите рисунки в правильной последовательности и прочитаете его наизусть сами.

Педагог повторно читает выразительно стихотворение.

По заданию воспитателя дети в правильной последовательности расставляют картинки

Журавль предлагает детям прочитать стихотворение.

Дети читают стихотворение, используя мнемотаблицу.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Хорошо запомнили стихотворение.

Воспитатель : Я предлагаю нарисовать картину на тему «Мой родной край». Нарисуем?

Воспитатель : Берем все листочки бумаги, карандаши и раскрашиваем контурные рисунки.

Самостоятельная работа детей. В процессе рисования журавль ходит между рядами, одобряет работы. Дети вывешивают рисунки на доску, составляют единую картину. Журавль благодарит их.

Воспитатель : После занятия мы расскажем журавлю, о своем родном крае. После этого он продолжит свой путь в далекие теплые края.

Воспитатель : Из беседы я поняла, что вы любите свой родной край. Как вы думаете, что надо делать, чтоб и дальше наш родной край оставались такими же прекрасными и только хорошел год от года?

Дети: Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Итог занятия.

Журавль благодарит детей и спрашивает:

Что вы сегодня узнали нового?

Что было интересно?

Что было трудно?

Что захотелось сделать после занятия?

Тема: П. Воронько. Лучше нет родного края

Цель: расширять знания учащихся; развивать память, логическое мышление, связную речь; расширять словарный запас учащихся; совершенствовать умение учащихся читать звуковые схемы слов; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека.

Оборудование: символы Украины, слайды с изображением родного города, аудиозаписи.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Скажите, что изображено на этих картинках? (Герб, флаг Украины)

А как можно сказать одним словом? (Символы)

А какой ещё символ вы знаете? (Гимн)

Как называется наше государство?

Какие города Украины вам известны? (Иллюстрации - на доске.)

Какие самые большие реки текут в нашем краю?

Назовите столицу нашего государства.

Расскажите о своём маленьком родном уголке: где вы живёте? Куда ходите в школу? Где отдыхаете?

Чем вам дорог родной край?

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нашей Родине, послушаем много стихотворений, некоторые из них выучим.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

Послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Всё для тебя в родном краю!

Ты всех счастливее на свете!

В садах скворцы тебе поют,

С тобою дружит тёплый ветер,

Тебя в стране любимой ждут

Походы, игры и науки,

И каждый шаг твой берегут

Её заботливые руки.

Много стихотворений и песен написано об Отчизне, о родном крае. Поэты воспевали красоту Родины в своих произведениях. И с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Родина - это то место, где человек родился, где сказал первое слово, сделал первый шаг. И куда бы не забросила его судьба, Родина обязательно будет светить далёким огоньком.

Учащиеся учат стихотворение П. Воронько наизусть.

ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья-ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал, он, пролетая:

Лучше нет родного края!

- «Моя земля, мой край, моя любимая страна»,- говорит каждый человек о своей Родине, своей Отчизне.

Работа с пословицами и поговорками

Народ сложил много пословиц и поговорок о своей Родине.

Своя земля и в горести мила.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

На чужой стороне и весна не красна.

Где кто родится, там и пригодится.

Как вы понимаете эти пословицы?

Итог урока

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Какие стихотворения выучили?

Какую легенду прослушали?

За что вы любите свою Родину?

6-7 лет по программе «От рождения до школы»

(по выбору воспитателя)

Содержание

    Я. Аким. «Апрель»

    П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршак

    Е. Благинина «Шинель»

    Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»

    С. Есенин. «Берёза»

    С. Маршак. «Тает месяц молодой…»

    Э. Мошковская. «Добежали до вечера»

    В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка»

    А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»)

    Н. Рубцов. «Про зайца»

    И. Суриков. «Зима»

    П. Соловьева «Подснежник»

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»

Я. Аким «Апрель »

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

», пер. с укр. С. Маршака

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, отходил,

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (позвал),

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

Когда же гости подошли

То даже крошек (не нашли)

Е.Благинина «Шинель»

Почему ты шинель

Бережешь? –

Я у папы спросила, -

Почему не порвешь,

Не сожжешь? –

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине, вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу,-

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок,

На врага

И его одолели!

Вот тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет.

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

С. Есенин «Береза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Мы бежали и спешили,

Потому что быстро жили!

Мы бежали, и скакали,

И с утра не отдыхали,

И поели

На бегу,

И попили

На скаку,

Запыхались,

Спотыкались,

Утомились, удивлялись:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,

В небе звездочка зажглась,

Надо жить

Не торопясь…

Ты лети к нам, скворушка,

Принеси нам солнышко!

Разбуди весну скорей

Звонкой песенкой своей.

Ты лети к нам, скворушка,

Шелковое перышко,

На березе новый дом

Ждет тебя в краю родном

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

обнажалась,

Ложился на поля туман,

приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Н. Рубцов «Про зайца »

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,

Притаившись в тишине,

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

П. Соловьева «Подснежник»

В лесу, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся их всех

Своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода

Тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что

Это весна?»

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Я. Аким «Апрель »

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» - Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

П. Воронько «Лучше нет родного края », пер. с укр. С. Маршака

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, отходил,

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Н. Гарнет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (позвал),

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (съел).

Когда же гости подошли

То даже крошек (не нашли)

Е.Благинина «Шинель»

Почему ты шинель

Бережешь? –

Я у папы спросила, -

Почему не порвешь,

Не сожжешь? –

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине, вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу,-

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок,

На врага

И его одолели!

П. Соловьева «Подснежник»

В лесу, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся их всех

Своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода

Тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что

Это весна?»

С. Маршак «Вот тает месяц молодой…»

Вот тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет.

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

С. Есенин «Береза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Э. Мошковская «Добежали до вечера»

Мы бежали и спешили,

Потому что быстро жили!

Мы бежали, и скакали,

И с утра не отдыхали,

И поели

На бегу,

И попили

На скаку,

Запыхались,

Спотыкались,

Утомились, удивлялись:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,

В небе звездочка зажглась,

Надо жить

Не торопясь…

В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»

Ты лети к нам, скворушка,

Принеси нам солнышко!

Разбуди весну скорей

Звонкой песенкой своей.

Ты лети к нам, скворушка,

Шелковое перышко,

На березе новый дом

Ждет тебя в краю родном

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… (из «Евгения Онегина»)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень с печальным шумом

обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу:

приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Н. Рубцов «Про зайца »

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,

Притаившись в тишине,

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Тема: П. Воронько. Лучше нет родного края Цель: расширять знания учащихся; развивать память, логическое мышление, связную речь; расширять словарный запас учащихся; совершенствовать умение учащихся читать звуковые схемы слов; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека. Оборудование: символы Украины, слайды с изображением родного города, аудиозаписи. Тип урока: комбинированный урок. ХОД УРОКА I. Организация класса II. Актуализация опорных знаний учащихся - Скажите, что изображено на этих картинках? (Герб, флаг Украины) - А как можно сказать одним словом? (Символы) - А какой ещё символ вы знаете? (Гимн) - Как называется наше государство? - Какие города Украины вам известны? (Иллюстрации - на доске.) - Какие самые большие реки текут в нашем краю? - Назовите столицу нашего государства. - Расскажите о своём маленьком родном уголке: где вы живёте? Куда ходите в школу? Где отдыхаете? - Чем вам дорог родной край? III. Сообщение темы и задач урока Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нашей Родине, послушаем много стихотворений, некоторые из них выучим. IV. Мотивация учебной деятельности учащихся - Послушайте стихотворение Е. Трутневой. Всё для тебя в родном краю! Ты всех счастливее на свете! В садах скворцы тебе поют, С тобою дружит тёплый ветер, Тебя в стране любимой ждут Походы, игры и науки, И каждый шаг твой берегут Её заботливые руки. - Много стихотворений и песен написано об Отчизне, о родном крае. Поэты воспевали красоту Родины в своих произведениях. И с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке. V. Работа по теме урока 1. Слово учителя - Родина - это то место, где человек родился, где сказал первое слово, сделал первый шаг. И куда бы не забросила его судьба, Родина обязательно будет светить далёким огоньком. Учащиеся учат стихотворение П. Воронько наизусть. ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья-ноги натрудил. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? Отвечал, он, пролетая: - Лучше нет родного края! - «Моя земля, мой край, моя любимая страна»,- говорит каждый человек о своей Родине, своей Отчизне. Работа с пословицами и поговорками - Народ сложил много пословиц и поговорок о своей Родине. Своя земля и в горести мила. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. На чужой стороне и весна не красна. Где кто родится, там и пригодится. - Как вы понимаете эти пословицы? Итог урока - О чём мы говорили сегодня на уроке? - Какие стихотворения выучили? - Какую легенду прослушали? - За что вы любите свою Родину?Тема: П. Воронько. Лучше нет родного края Цель: расширять знания учащихся; развивать память, логическое мышление, связную речь; расширять словарный запас учащихся; совершенствовать умение учащихся читать звуковые схемы слов; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека. Оборудование: символы Украины, слайды с изображением родного города, аудиозаписи. Тип урока: комбинированный урок. ХОД УРОКА I. Организация класса II. Актуализация опорных знаний учащихся - Скажите, что изображено на этих картинках? (Герб, флаг Украины) - А как можно сказать одним словом? (Символы) - А какой ещё символ вы знаете? (Гимн) - Как называется наше государство? - Какие города Украины вам известны? (Иллюстрации - на доске.) - Какие самые большие реки текут в нашем краю? - Назовите столицу нашего государства. - Расскажите о своём маленьком родном уголке: где вы живёте? Куда ходите в школу? Где отдыхаете? - Чем вам дорог родной край? III. Сообщение темы и задач урока Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нашей Родине, послушаем много стихотворений, некоторые из них выучим. IV. Мотивация учебной деятельности учащихся - Послушайте стихотворение Е. Трутневой. Всё для тебя в родном краю! Ты всех счастливее на свете! В садах скворцы тебе поют, С тобою дружит тёплый ветер, Тебя в стране любимой ждут Походы, игры и науки, И каждый шаг твой берегут Её заботливые руки. - Много стихотворений и песен написано об Отчизне, о родном крае. Поэты воспевали красоту Родины в своих произведениях. И с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке. V. Работа по теме урока 1. Слово учителя - Родина - это то место, где человек родился, где сказал первое слово, сделал первый шаг. И куда бы не забросила его судьба, Родина обязательно будет светить далёким огоньком. Учащиеся учат стихотворение П. Воронько наизусть. ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья-ноги натрудил. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? Отвечал, он, пролетая: - Лучше нет родного края! - «Моя земля, мой край, моя любимая страна»,- говорит каждый человек о своей Родине, своей Отчизне. Работа с пословицами и поговорками - Народ сложил много пословиц и поговорок о своей Родине. Своя земля и в горести мила. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. На чужой стороне и весна не красна. Где кто родится, там и пригодится. - Как вы понимаете эти пословицы? Итог урока - О чём мы говорили сегодня на уроке? - Какие стихотворения выучили? - Какую легенду прослушали? - За что вы любите свою Родину?

Внеклассное чтение 3 класс ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ.docx

Картинками

Тема: П. Воронько. Лучше нет родного края Цель: расширять знания учащихся; развивать память, логическое мышление, связную речь; расширять словарный запас учащихся; совершенствовать умение учащихся читать звуковые схемы слов; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека. Оборудование: символы Украины, слайды с изображением родного города, аудиозаписи. Тип урока: комбинированный урок. ХОД УРОКА I. Организация класса II. Актуализация опорных знаний учащихся - Скажите, что изображено на этих картинках? (Герб, флаг Украины) - А как можно сказать одним словом? (Символы) - А какой ещё символ вы знаете? (Гимн) - Как называется наше государство? - Какие города Украины вам известны? (Иллюстрации - на доске.) - Какие самые большие реки текут в нашем краю? - Назовите столицу нашего государства. - Расскажите о своём маленьком родном уголке: где вы живёте? Куда ходите в школу? Где отдыхаете? - Чем вам дорог родной край? III. Сообщение темы и задач урока Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нашей Родине, послушаем много стихотворений, некоторые из них выучим. IV. Мотивация учебной деятельности учащихся - Послушайте стихотворение Е. Трутневой. Всё для тебя в родном краю! Ты всех счастливее на свете!

В садах скворцы тебе поют, С тобою дружит тёплый ветер, Тебя в стране любимой ждут Походы, игры и науки, И каждый шаг твой берегут Её заботливые руки. - Много стихотворений и песен написано об Отчизне, о родном крае. Поэты воспевали красоту Родины в своих произведениях. И с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке. V. Работа по теме урока 1. Слово учителя - Родина - это то место, где человек родился, где сказал первое слово, сделал первый шаг. И куда бы не забросила его судьба, Родина обязательно будет светить далёким огоньком. Учащиеся учат стихотворение П. Воронько наизусть. ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ Жура­жура­журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья­ноги натрудил. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? Отвечал, он, пролетая: - Лучше нет родного края! - «Моя земля, мой край, моя любимая страна»,- говорит каждый человек о своей Родине, своей Отчизне. Работа с пословицами и поговорками - Народ сложил много пословиц и поговорок о своей Родине. Своя земля и в горести мила.