Стекло известно человеку с древнейших времен. Сначала люди использовали его для изготовления украшений и посуды. Однако по — настоящему этот вид материала стал приносить пользу, когда люди заметили главное его качество — прозрачность. С тех пор стекло используется повсеместно для остекления оконных рам во всем мире.

Ученые до сих пор выдвигают различные гипотезы и спорят о том, когда и где на нашей планете впервые появилось стекло. Компоненты для его изготовления — песок, сода и известь — встречаются повсеместно, поэтому первое стекло могло быть изготовлено в любом месте на Земле.

По одной из существующих теорий, стекло было открыто древними финикийцами, потому что именно они стали первым продавать красивые и необычные изделий из стекла во всех странах Средиземноморья.


Еще одной страной, где о свойствах стекла было известно с глубокой древности, был Египет. Именно там при раскопках гробниц были найдены бусы и амулеты из цветного стекла, изготовление которых датируется еще 7000 годом до нашей эры. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что это изделия — дело рук местных мастеров, потому что их могли привезти из Сирии.

Но уже в 1500 году до нашей эры египтяне научились делать свое собственное стекло. Для этой цели они использовали смесь измельченной гальки и кварца с песком. Параллельно египтяне изобрели способ изготовления цветного . Если мастера добавляли к смеси кобальт, марганец или медь, то получалось стекло голубого, сиреневого или зеленого цвета.

Спустя три столетия (около 1200 года до нашей эры) египтяне уже умели отливать различные стеклянные изделия в специальных формах. Но трубка для выдувания стекла приобрела известность только в начале эпохи христианства.

Римляне же прославились тем, что они начали делать оконные стекла, которые быстро приобрели популярность и впоследствии распространились по всему миру. На сегодняшний день стекло повсеместно используется в строительстве, на производстве, а также для изготовления многих ценных и полезных предметов, украшений и посуды. Некоторые изделия из стекла являются настоящими произведениями искусства, и вполне могут стать декоративной деталью оформления

Ответить с указанием точных дат на вопросы, когда и как изобрели стекло, сегодня не может ни один ученый. Слишком много времени прошло с тех пор. Нет единства среди историков и по поводу места его изобретения.

Вероятнее всего родиной стекла была Месопотамия или Египет. Здесь археологи находят стеклянные сосуды, возраст которых приблизительно три с половиной тысячи лет. Именно тогда стеклянные изделия стали получать широкое применение среди состоятельных граждан. Но на современные образцы оно не было похоже – отсутствовало одно из основных качеств сегодняшнего стекла – прозрачность.

Считается, что рукотворное стекло могло быть открыто, как побочный продукт других ремесел. Гончары обжигали свои изделия в обычных ямах, часто вырытых в песке, а для поддержания огня использовали солому или тростник. Получившаяся при горении зола – то есть щелочь - при контакте с песком и высокой температурой превращалась в стеклянную глазурь. И внимательный мастер-гончар мог заметить это и начать специально изготавливать стекло.

Финикийцы были отличными мореплавателями. Они могли видеть процесс изготовления стекла во время своих посещений других стран. Но даже если они не были первыми в его изобретении, то, несомненно, они были лучшими в изготовлении. Их изделия невероятно ценились, несмотря на высокую цену. Неслучайно даже античные авторы предписывали изобретение стекла именно финикийцам. Древнеримский историк Плиний, живший в первом веке до нашей эры, описал, как было изобретено стекло: возвращаясь из морского путешествия в Африку, финикийские купцы пристали к берегу. Они развели костер на песчаном пляже, а в качестве очага использовали свой груз – соду. А потом обнаружили на месте костровища кусочки стекла.

Считается, что финикийцы научились первыми изготавливать прозрачное стекло. При этом они могли окрашивать его в любой цвет. В Тире и Сидоне - крупнейших городах Финикии - появились стекольные заводы. Постепенно стеклянные изделия превращались из роскоши в предметы для широкого пользования. Наивысшего расцвета это ремесло достигло в римскую эпоху, когда мастера Сидона изобрели трубку для выдувания стекла.

Римская империя переманивала к себе стеклодувов. Как центр стекольного производства зарекомендовала себя Александрия. Некоторые историки даже говорят о первом получении прозрачного стекла именно в этом городе, датируя это событие приблизительно сотым годом до нашей эры. Местные мастера добились прозрачности, добавляя в стекломассу оксид марганца. И неоспорим факт, что именно в Римской империи впервые стали стеклить окна. Технология изготовления плоских стекол для этих целей – секрет до сегодняшнего дня. Предполагают, что использовались плоские формы для их отлива.

И хотя никакой конкретики по поводу того, где и как было изобретено стекло, увы, нет, это событие занимает четвертую строчку среди самых важных изобретений человечества, пропустив вперед лишь периодическую таблицу Менделеева, технологию выплавки железа и создание первого транзистора.

Урок: Финикийские мореплаватели

Педагогические цели: Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни и культурными достижениями финикийцев; создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать развитию умения работать с картой.

Основное содержание темы, понятия и термины : Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств в Финикии. Города: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы-лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Контроль знаний.

Проверка знаний хронологии:(хронологический диктант)

1.Образование единого государства в Египте(3000 г.до н.э.)

2.Правление Хаммурапи(1792-1750гг. до н.э.)

3.Завоевательные походы Тутмоса (1500г. до н.э.)

4.Появление первых людей на Земле(2млн лет назад)

5.Появление человека разумного(40 тыс. лет назад)

6.Возникновение ремесла(10 тыс лет назад)

7.Появление письменности(5тыс. лет назад)

8.Начало обработки металлов(9 тыс. лет назад)

3. Постановка учебной задачи. Учитель предлагает посмотреть на карту и найти на восточном берегу Средиземного моря города: Тир, Библ, Сидон; прочитать название страны, с которой предстоит познакомиться на этом уроке.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств ( рассказ учителя с использование карты).

Проблемный вопрос:

Используя карту и рассказ, определите, как географические условия страны влияли на занятия людей? Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии, укажите общие черты и различия – на доске

Финикия отгорожена от Передней Азии горным хребтом. Побережье здесь скалистое, а полоска плодородной земли совсем узкая, почти непригодна для земледелия. Страна настолько невелика, что на карте надпись Финикия не уместилась на суше и как бы плавает в морской воде.

Главное богатство стране давало море.

Проплывая на корабле вдоль побережья, мы бы увидели красивые города, расположенные почти на берегу: Библ, Сидон и Тир. По узким дорогам, проложенным вдоль побережья, двигались с севера на юг и обратно торговые караваны.

В целом климат был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой – всего три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Температура воздуха летом достигала 27-31 о тепла; зимой же наступали холода, которые иногда достигали 7 мороза, но чаще воздух был в меру прохладен – приблизительно +5 о С. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию.

Плодородной почвы в Финикии было сравнительно мало, поэтому полеводство развивалось слабо, зато распространено было садоводство.

Города и селения располагались по береговой линии, что было связано с основными занятиями финикийцев – мореплаванием, ремесло и торговлей. В названиях главнейших финикийцев городов отражены географические условия страны.

Так, на севере располагался город, который греки называли Библ, в переводе означало гора . Самый крупный из финикийских городов греки назвали Тир, что соответствует – скала . Третий большой город назывался Сидон, что означает город рыбной ловли .

Главными занятиями населения Финикии были торговля, ремесло, мореплавание и рыболовство; эти особенности экономики определялись природными условиями и климатом страны.

Древние города Финикии.

Ученым пока трудно воссоздать внешний вид городов; известно лишь, что они были обнесены несколькими рядами массивных стен; существовали и высокие башни. К стенам прибивали щиты, которые прикрывали бойницы, откуда лучники поражали неприятеля. Чужестранцы, попавшие в город, оказывались в лабиринте домов и кривых улочек, которые вели к храмам и рыночным площадям.

(Доп.) Финикийские города были центрами торговли в Передней Азии. Из продуктов собственного производства финикийцы продавали, прежде всего, сушеную рыбу, оливковое масло, кедровый лес, шедший на постройку кораблей. Финикия также являлась центром транзитной торговли. Ее знаменитые купцы-мореплаватели установили связи с различными странами и народами.

Ремесло.

В финикийских городах издревле развивалось ремесло. Добрая слава литейщиков, строителей, ткачей – шагнула далеко за пределы их родных мест.

Кораблестроение.

В Финикии в отличие от Египта и Южного Междуречья росли кедровые и дубовые леса. Какое это имело значение? (Финикийцы сколачивали из бревен прочные корабли и отправлялись в далекие плавания). Купцы везли на продажу шерстяные ткани, стеклянную посуду и другие изделия. В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.

Стекло.

Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабли куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.

Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло.

Производить стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного – стали именно в Финикии. Где же его применяли? Стекло в древние времена не вставляли, как теперь в оконные переплеты. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились; стеклом отделывали и стены домов.

Задание : ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? (Подобно ткани и глиняной посуде, стекло в готовом виде в природе не существует. Его изобретение одно из самых крупных в истории человечества. И в наши дни стекло играет большую роль в обиходе, в каждом доме есть оконные стекла и разнообразные стеклянные предметы.)

Пурпурная краска.

Во многих финикийских городах, прежде всего в Тире и Сидоне, широко развита добыча пурпурной краски, высоко ценившейся в странах древнего мира. Как же был открыт этот краситель?

Рассказ ученика: Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.

Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани пурпурной краской. Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали по жиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.

Назовите изобретения финикийцев? (Cтекло прозрачное, пурпурная краска)

Про колонии читают учебник стр. 72 п.3 (найти на карте финикийские колонии и обозначить их на контурной карте)

Работорговцы.

Финикийцы были искусными ремесленниками и отважными мореплавателями, но пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев: случалось, они воровали детей.

Представьте себе, на берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости… Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто так глазеет на красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много. “Ах, какие славные мальчики! – говорит купец, обращаясь к двум приятелям.- Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс… - Купец делает вид, что снимает с себя пояс.- Впрочем, нет, на корабле у меня кое-что по лучше: хотите получить по маленькому кинжалу?” Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продадут мальчиков в рабство.

Древнейший алфавит.

Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

Тогда финикийцы создали собственное письмо - создали новую систему письма.

В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья?

Чтение п.4 § 15 с.73.

В чем недостаток финикийского алфавита?

C.74 – начертание букв: “г” - гимель (по-финикийски “верблюд”) Похожа ли эта буква на это животное? А на верблюжий горб?

“Д” - далет (по-финикийски “дверь”) – напоминала вход в шатер.

“М” - мем (по-финикийски “вода”) – напоминала волны.

Вывод: сходство русских букв с финикийскими не случайно: на основе финикийского алфавита создан греческий, а на его основе русский и многие другие.

Обобщение: все финикийские буквы – согласные, гласные звуки при письме пропускались. Отсутствие гласных букв затрудняло чтение.

В чем значение финикийского алфавита?

5. Закрепление знаний и способов действий.

Тестирование:

1. Какое древнее государство располагалось на восточном побережье Средиземного моря?

( Египет, Лидия, Мидия, Финикия)

2. Секрет изготовления какого вещества знали древние финикийцы?

(Пороха, бумаги, стекла, фарфора)

3.Сколько букв в финикийском алфавите?

4 . Плоды какого дерева финикийцы употребляли в пищу?

(Фикуса. пальмы, оливы, фейхоа)

5. Что являлось основным занятием финикийцев?

(Мореплавание, торговля; земледелие; военное дело; виноделие)

6. Какой город финикийцы основали в Северной Африке?

(Трою, Александрию, Фивы, Карфаген)

7. Что греки заимствовали у финикийцев?

(Карты, компас, алфавит, стекло)

8.Из чего древние финикийцы получали знаменитый пурпурный цвет, шедший на окрашивание дорогих тканей?

(Из оливок, из редких минералов, из морских раковин, из сока растений)

9. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

а) Поселения, основанные в местах стоянок кораблей.

б) Письменный знак, соответствующий звуку.

в) Душистые, ароматные вещества, используемые в косметических целях.

г) Разбойное ремесло, которым занимались финикийцы.

(Благовония, колония, пиратство, буква, звук)

10. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

а) Вещество, используемое для изготовления посуды.

б) Первая буква финикийского алфавита.

в) Лилово- красный цвет.

г) Продукт, получаемый из оливок.

(Алеф, масло, стекло, альфа, пурпур)

6. Домашнее задание.

§ 15, задания в рабочей тетради.

Цель:

  • познакомить учащихся с историей Финикии;
  • ее географическим положением, занятиями населения, вкладом финикийцев в развитие мореплавания и письменности;
  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное, воспитывать интерес к истории.

Оборудование урока:

  1. Карта «Египет и Передняя Азия в древности».
  2. Карточки с понятиями для опорного конспекта.
  3. Карточки для закрепления.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Цель.

(стук в дверь, посланец передает свиток).

– Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной!
Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.
Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

Какие же вопросы поставил перед нами фараон?

– А, что еще необычное вы заметили на уроке?

– Да, тема урока записана как-то странно. Это еще одна из загадок, ответ на которую мы найдем на уроке.

III. Новая тема.

Финикия расположилась на восточном побережье Средиземного моря. Обозначены ли на карте в Финикии крупные реки, такие как Нил, Тигр, Евфрат?

– Нет, таких крупных рек в Финикии не было. А какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир)

– Финикийские города были независимыми государствами. Города защищали высокие каменные стены и башни. Дома там строили двухэтажные, с балконами, в городах возводились великолепные храмы и дворцы.

– Как вы думаете, какой был рельеф на территории Финикии, если «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», а «Тир» – «скала»? (Горы и возвышенности)

– Финикийцы были опытными мореплавателями, докажите эту мысль.

Работа в группах:

1-я группа – учебник В.И. Уколовой стр. 74,
2-я группа – карта,
3-я группа – учебник Ф.А. Михайловского стр. 90-91

– Итак, какие доказательства вы нашли?

1-я группа

  • Строили прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. (Финикия славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно – таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло).
  • Плавали по всему Средиземному морюю

2-я группа

Где побывали финикийцы? (о. Кипр, о. Крит, о. Корсика, о. Сардиния, о. Сицилия, Испания, Северная Африка).

3-я группа

В 600 г до н.э. финикийцы первые в мире обогнули Африку.

– Послушайте исторический источник, и определите, какой образ финикийца сложился у древних народов?

Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,
Злой кознодей, от которого много людей пострадало;
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним.
В Ливии с ним в корабле, облетая моря,
Меня он плыть пригласил, говоря:
Товар свой там выгодно сбудем,
Сам же, напротив, меня, не товар продать там замыслил.

Да, финикийцы пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев. Очень часто, пристав к берегу для торговли, они неожиданно нападали на местное население и силой уводили людей на свои корабли или заманивали на свои корабли обманом. Рабов финикийцы использовали в качестве гребцов, чернорабочих, грузчиков, продавали этот товар в другие страны.

– Итак, о каком занятии финикийцев мы узнали? (Работорговля, торговля).

– Природные условия благоприятствовали выращиванию оливковых деревьев и винограда, из которых изготавливали вино и масло. Вино, оливки, изделия ремесла, строительный лес финикийцы обменивали на пшеницу т.к. в Финикии было мало простора для земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран. На основе всего сказанного обобщите, что покупали и чем торговали финикийцы?

Привозили в Финикию – зерно, скот, холсты для парусов, выделанные кожи, папирус, рабов.

Продавали – лес, вино, оливковое масло, ткани, янтарь, олово, рабов, изделия ремесла.

– Посмотрите на эти предметы (показ ювелирных изделий, вазы, сосудов, ткани). Как одним словом можно сказать, чем еще занимались финикийцы? (ремеслом).

– Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра, драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки, и изделия из слоновой кости (показ иллюстраций).

– Послушайте древнее предание и определите, какое изобретение было сделано финикийцами?

«Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была … (стеклом)».

Итак, финикийские мастера изобрели прозрачное стекло. Его выплавляли в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы.

– Что же еще дала Финикия миру?

Индивидуальное сообщение.

«Необычайно развилось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Как же добывали пурпурную краску? Опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета: розовый, алый, лилово-красный. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы, военачальники. В древности пурпур считался цветом царственности».

Итак, что Финикия дала миру? (Пурпурную краску).

– В удобных для жизни местах, куда доходили корабли финикийцев, они основывали колонии. Что такое колония?

Колония – поселение, основанное на чужой территории.

– Поселение росло и превращалось в город. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9 веке до н.э.

– Что являлось причиной того, что финикийцы покидали свою страну и основывали колонии, найдите ответ в учебнике на стр. 89-90?

  1. Торговля.
  2. Перенаселенность.
  3. Внутренние распри.

– Возможно, самое великое достижение финикийцев – изобретение алфавита.

Алфавит – способ письма, при котором каждая буква соответствует только одному звуку.

– Что побудило финикийцев сделать это изобретение? Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит. Почему? В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

– Тогда финикийцы создали собственное письмо – древнейший в мире алфавит. Чем отличался финикийский алфавит от египетского письма и клинописи? Почему им овладеть было намного легче? В чем особенность финикийского письма? Ответы на все эти вопросы найдите на странице 91-92.

  1. Каждый звук, являлся буквой и передавал один звук.
  2. Таких букв было 22. Их запомнить мог каждый. Писать их легко. Буквы были расставлены в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква «алеф», или «а», второй – «бет», или «б».
  3. Букв было 22 и все согласные, гласных букв они не придумали.
  4. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы.

– Так почему тема нашего урока записана справа налево?

– Так писали финикийцы, теперь это не забудется.

– Какое всемирное значение имело изобретение финикийцами алфавита?

Финикийский алфавит заимствовали древние греки. Они ввели буквы, обозначавшие гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Таким образом, научившись и писать, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами, создавшими первый алфавит.

IV. Закрепление изученного материала.

А) Заполнить пропуски.

На восточном побережье Средиземного моря находилась... (Финикия). Финикийцы сажали... (виноград) и... (оливковые деревья). Самыми крупными городами финикийцев были..., ... и... (Библ, Сидон и Тир). В Финикии изобрели прозрачное... (стекло), ... (алфавит) и пурпурную... (краску). Финикийцы основали... (колонии). В Северной Африке финикийцы основали город... (Карфаген).

Б) Коллективный экспресс-ответ фараону

Начиная со слов «Я написал бы фараону, что …».

V. Д/з п.15, ответить на вопросы

Литература.

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. – М., 2002.
  2. История древнего мира. Дополнительные материалы к урокам.- Брянск «Курсив»., 2003.
  3. Северина О.А. История древнего мира 5класс часть 1. - Волгоград., 2003.

Как известно, стекло, используемое нами в повседневной жизни, - материал искусственный. Но у него есть природный аналог - обсидиан. Он представляет собой застывшую вулканическую лаву или оплавленную скальную породу. Именно обсидиан использовался первобытными людьми для изготовления различных режущих инструментов, а также украшений.

Рукотворное стекло, история происхождения которого будет рассмотрена ниже, поначалу мало отличалось от природного. Оно не могло похвастаться ни красотой, ни прозрачностью.

История изобретения стекла: легенды и домыслы

Античный исследователь Плиний Старший приводит в своих трудах сведения о том, что искусственное стекло появилось благодаря путешественникам, которые готовили пищу на песчаном берегу и в качестве подставки под котёл использовали кусок натуральной соды. На следующий день на внешних стенках котла была обнаружена стеклянная корка. Гипотеза Плиния была опровергнута только в 20 веке. Ученые доказали, что выплавить стекло на открытом огне невозможно. Впрочем, уже несколько тысячелетий назад жители Древнего Египта и Двуречья научились плавить стекло в ямах. Температура в этих примитивных печах была достаточно высокой, чтобы из песка, щёлочи и извести образовался новый материал. Однако первое рукотворное стекло, скорее всего, действительно было создано случайно в процессе производства глиняной посуды.