Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.

Лепка и ее польза

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:

  • разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • создавать объемные поделки;
  • развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.

Материалы. Какие они?

Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.

Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.

Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.

Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:

  1. Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
  2. Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.

Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.

Глина и пластилин: сравнение свойств

Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.

Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:

  • нейтральный цвет;
  • способность прекрасно сохранять форму;
  • возможность выбрать кусок любого размера;
  • наличие однородной текстуры;
  • дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
  • изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).

К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.

Пластилин - материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:

  • достаточно прочный материал;
  • детали легко скрепляются;
  • цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.

Из минусов пластилина:

  • не подходит для малышей из-за состава;
  • перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.

Когда и с чего начинать

Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.

Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.

Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.

Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.

Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.

Приемы лепки

В самом начале они отличаются простотой:

  • отщипывание - отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • разминание - надавливание пальцами или рукой;
  • сплющивание - сжатие материала и придание ему плоской формы.

Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:

  • скатывание - создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • раскатывание - формирование „колбасок” ладонями;
  • сглаживание - придание округлости форме;
  • вдавливание - нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • заострение - придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
  • прищипывание - оттягивание и заострение одного края;
  • соединение - скрепление деталей друг с другом.

Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.

Основные виды лепки

От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.

Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:

  1. Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
  2. Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост - значительно меньше.
  3. Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.

Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.

Какие еще существуют виды лепки

Имеется еще одна классификация - с точки зрения сюжета:

  1. Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
  2. Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
  3. Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.

Лепка в детском саду

На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.

Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.

Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.

Что необходимо знать и уметь

Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:

  1. Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
  2. Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
  3. При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
  4. Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.

Пластилиновые картины

Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.

Техника, принцип которой заключается в создании называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.

Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.

Заключение

Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.

1.Скульптурный способ. Ребенок представляет задуманный образ, берет подходящий по цвету и размеру кусок глины или пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму.

2.Конструктивный способ. Образ создается из отдельных частей, как конструктор.

Ребенок задумывает образ, представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.

3.Комбинированный способ. Объединяет два способа – конструктивный и скульптурный. Крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие конструктивным.

4.Модульная лепка . С помощью этого способа можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых деталей – модулей.

5.Лепка на форме . Иногда для лепки используются готовые прочные формы (банки, бутылки, коробочки и т.д.). Они служат прочной и удобной основой и помогают избежать лишней работы.

Способы лепки дети начинают осваивать с младшего возраста под руководством воспитателя с простейших приемов: отрывание, раскатывание, соединение, расплющивание шарообразной формы между ладонями, лепят несложные предметы (мячики, палочки).

Основные приемы лепки:

Прежде чем приступить к лепке из, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

    Скатывание . Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

    Раскатывание . Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

    Сплющивание . Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

    Прищипывание . Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

    Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

    Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

    Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

    Соединение . Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Практические умения - это знания приемов практической работы. Практические умения дети приобретают через освоение различных приемов и способов лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание мелких частей и деталей изображения; лепки по частям и из целого куска. Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предмета (выпуклости, углубления). Как показывают исследования, двигательные функции составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве.

Материаловедческие знания дети получают при использовании в лепке различных материалов: глины разных видов, пластилина, гипса. Они узнают о свойствах этих материалов, сравнивают их, анализируют. Знание свойств необходимо для развития технологических умений. Суть технологических умений заключается в правильном подборе приемов, способов и инструментов для обработки тех или иных материалов, способы их декоративной обработки.

На занятиях лепкой ребенок должен четко научиться понимать последовательность изготовления изделия, будь то народная игрушка или декоративный сувенир, или скульптурное произведение. Ребенок должен понять, что каждая операция при изготовлении имеет свое место: сначала происходит процесс создания и уточнения формы, затем проработка и декорирование.

2.3. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Большое значение имеет природный материал для лепки. Лепить можно из разных пластических экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто

С первыми азами лепки можно познакомить ребенка при помощи соленого теста. Тесто - один из лучших доступных материалов из которого легко и приятно лепить.

Так же, на детей благотворно влияет лепка из глины.Лепка из глины помогает развивать у ребенка не только воображение и фантазию, но и выражать свои эмоции. Кроме улучшения моторики рук, концентрации внимания, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, с взрослыми.

Глина является экологически чистым, безопасным натуральным материалом, который обладает полезными свойствами. Пластичность глины умиротворяет, успокаивает, уверенные движения рук завораживают. Глина легко ломается, крошится, растягивается, скатывается в причудливую форму. Глину можно быстро поделить на части, раскатать кусочками или соединить концы выкатанной палочки, образовав первый бублик или баранку. Глина является отличным материалом для декоративных поделок.

Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы. Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него. В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы. Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной. В старшей и подготовительной к школе группах вместо досок можно пользоваться настольными станками с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать свою работу. Для демонстрации модели в старшей и подготовительной группах хорошо применять высокие подставки с вращающимся диском, чтобы можно было показать предмет со всех сторон, не загораживая его руками.

Способы и приёмы лепки в разных возрастных группах детского сада.
По вопросу работали: Хализова Н.Б.; Касминская В.Б.

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.
В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.
В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).
В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.
В подготовительной группе – все виды лепки.
Существует 3 способа лепки:
1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;
2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;
3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.
Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.
Задачи:
1. заинтересовать детей новым видом деятельности – лепкой;
2. познакомить детей с материалами и показать его изобразительные возможности;
3. воспитывать у детей желание самим лепить несложные предметы;
4. обучать простейшим техническим приёмам (отрывать, раскатывать, соединять части);
5. приучать детей к выполнению определённых правил, культуре труда (работать на дощечке, не разбрасывать, не пачкать).
Программа дана на весь год, не распределяется поквартально.
Методы и приёмы.
Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей.
Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать).
Программные задачи обучения.
I квартал:
1. совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);
2. учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);
3. учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;
4. учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);
5. учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).
II квартал:
1. учить детей расплющивать шар, для получения диска (блинчики, лепёшки, торт, украшая мелкими шариками;
2. учить детей защипывать края формы пальцами от общего куска глины (блюдца; защипнуть кроя сделать пельмень; пирожки – сверху защипнуть гребешок).
III квартал: учить детей лепить предметы состоящие из нескольких частей, одинаковой и разной формы (гриб, неваляшка, пирамидка, матрёшка, корзинка).
IV квартал: в летний период идёт закрепление знаний полученных в течении года.
Методы и приёмы обучения.
1. обследование предмета (ребёнок обводит предмет, катает его между ладонями, чтобы ощутить форму);
2. показ и объяснение;
3. игровые приёмы
4. анализ всех работ (положительный).
Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
Задачи:
1. продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям по лепке;
2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;
3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прищипывания);
4. учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.
Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. Однако создавая предмет дети мало работают над уточнением форм. Объясняется это тем, что для них важны наличие частей предмета и чисто внешние признаки форм. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают заранее действие. Содержание занятий в старшей группе всё более усложняется, дети 5-6 лет лепят разнообразные формы, несложные сюжеты и появляется декоративная лепка (украшение предметов). Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.
Задачи:
1. продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям по лепке;
2. учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);
3. учить детей создавать сюжетные композиции;
4. обучать детей декоративной лепке: украшать изделия налёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);
5. обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска.
I квартал. В начале года дети лепят наиболее простые, знакомые предметы и учатся передавать характерные детали. Чтобы дети научились передавать характер формы, они лепят не один предмет, а несколько, ярко выраженной формы (груша, яблоко, морковь, свекла). Дети также лепят фигуры, как из целого куска, так и по частям (лебедь, петух, утка), а так же фигуры человека.
II квартал. Дети лепят фигурки животных (по частям). Появляется лепка фигуры человека, которую ставят на ноги. Можно передавать движения этих фигур (посадить на санки, при лепке снежной бабы, девочка опирается на снежный ком). Для устойчивости фигуры можно использовать третью точку опоры (у Деда Мороза – посох, у Снегурочки – ёлочка).
Сюжетная лепка – сначала лепится подставка 1-1,5см. – толстая, к ней примазываются фигурки.
Программа старшей группы предусматривает лепку посуды новым способом, который называется ленточный (сначала лепится дно, затем всё остальное). Желательно посуду оформлять, иногда расписывают (на рисовании). С детьми можно делать различные изделия в декоративном плане (бусы, кулоны, блюда, подносы).
III квартал. Расширяются знания детей об окружающем и совершенствуются умения в лепке. Фигурки становятся более выразительными. Большая часть занятий посвящаются сюжетной лепке (по сказкам). Дети лепят по представлению.
IV квартал. Только закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы обучения.
Использование натуры. Полный показ приёмов изображения в старшей группе почти не применяется. Показываются только новые приёмы. Беседа направлена на решение композиции (какая должна быть подставка, как примазать). Применяются игровые приёмы (например, «ребята, мы сегодня будем гончарами»). Используется художественное слово (загадки, стихи).
Анализ детских работ. Что мы делали? Какое было задание? Сказать, что хорошо получилось, что не очень, не называя конкретных имён детей.
Лепка в подготовительной группе. Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали дополняющие образ, они более точно могут передавать движения. Но не смотря на это, форма предметов остаётся так же обобщённой. Это свидетельствует о том, что детям 6-ти лет ещё не доступно полное изображение всех особенностей формы, они лепят лишь её основу.
Задачи.
1. Учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует);
2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;
3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой налёп, выбирание глины);
4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;
5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.
I квартал. Перед воспитателем стоит задача научить детей лепить предметы характерной формы. В начале года им предлагают лепить два однородных предмета, но разной формы (2 яблока: одно вытянутое, другое округлой формы; 2 помидора и т.д.). Учить детей лепить предметы в движении (2 петушка: один поющий, другой клюющий зёрнышки). Дети лепят фигурки человека. Предлагается лепить соблюдая пропорции. Кроме этого дети лепят различных животных.
II квартал. Основное внимание направленно лепке сюжетных композиций. Учат лепке посуды двумя новыми способами: лепка из колец, выбирание глины – лепится внешняя форма, а затем степлером из нутри затирается, делаются внутреннее углубление. Перед украшением изделие выравнивается, делается ровная поверхность.
Работа декоративная – по мотивам глиняных образцов.
III квартал. Большое внимание уделяется коллективной работе (птицеферма, зоопарк, футбольное поле). Даются мерки, чтобы знать каждый размер фигурки. Предлагаются картины, предметные ситуации, дети выбирают, что им нравится и лепят.


Лепка развивает мелкую моторику, воображение, логическое мышление, творческие способности, тактильные ощущения и прежде всего речь. Лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Слепить что-нибудь осмысленное дети могут не раньше 2,5 лет, а до того они знакомятся с материалом и с основными приемами лепки.

Как заинтересовать ребенка лепкой?

Если вы купите материал для лепки и дадите его ребенку, оставив его с ним наедине, то можете не сомневаться, что ребенок ничего толкового не сделает - он весь перепачкается, наестся пластилина и измажет все обои. После такой ситуации проще всего сказать, что ребенок не дорос до таких игр, но это совсем не так! Начинать лепить можно уже с 1 годика.

Как же быть? Ребенка нужно заинтересовать! Во время занятий не просто наблюдайте за ребенком, а лепите вместе с ним. Предоставьте ребенку выбор: пусть он выберет именно тот материал, который ему понравиться, но конечно учитывайте возрастные особенности.

Лепим из жвачки для рук

Это интересный материал, который может находиться в трех состояниях. Из него можно просто лепить фигурки и использовать как пластилин, если слепить шарик и бросить об пол - он будет прыгать как мячик - прыгун, а если оставить его на месте он растечется и станет жидким.

Лепим из пластилина

Важно выбрать хорошего качества - не слишком твердый и не пачкающий руки. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него затруднительно. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали поделки могут разваливаться. Из пластилина можно лепить как объемные фигурки, так и делать различные аппликации. Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

Лепим из шарикового пластилина

Это необычный вид пластилина, который отличается от других материалов своей структурой. Он состоит из маленьких пенопластовых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Шариковый пластилин очень легкий, воздушный, интересный по фактуре и совсем не прилипает к рукам, волосам, одежде и рабочей поверхности стола - лепить из него одно удовольствие.

Пластилин различают мелкозернистый и крупнозернистый. Из крупнозернистого вида пластилина удобно лепить как различные фигурки, так и декорировать любые поделки. Мелкозернистый пластилин плохо держит форму, поэтому его лучше использовать для объемных аппликаций, заполнения витражей, декорирования различных поверхностей.

Лепим из глины

Глина пачкает руки во время лепки, но зато легко смывается обычной водой. Некоторым детям не нравится лепить из глины, потому что она темная и неприметная. Зато изделия из глины легко высушить и потом расписывать их красками. Продаются специальные наборы для творчества , в которые входит глина и подробная инструкция по лепке. Из глины отлично можно лепить посуду для кукол, а также персонажей для сказки.

Воск очень приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми старше 5 лет, а малыши не успевают сообразить, что нужно сделать.

Воск разрезают на кубики 3х3 см, погружают в горячую воду и лепят, пока он теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, потом застывает.

Сразу оговоримся – под пластилином в данной статье мы понимаем все виды пластичных материалов для детского творчества, будь то тесто для лепки, глина и любые другие разновидности. Из-за разнообразия материалов родители часто путаются и не знают, что именно нужно их ребенку. Мы постараемся разобраться во всех разновидностях пластичных материалов.

Лепка, моторика и развитие ребенка

Любому ребенку с самого раннего возраста необходимо заниматься творчеством. Таким образом малыш устанавливает контакт с окружающем миром, познает его и учится выражать свои чувства и мысли. Недооценивать этот процесс нельзя.

Как правило, первые попытки самовыражения ребенка проявляются в играх и попытках рисовать. Также, с определенного возраста, малыш начинает нуждаться в развитии моторики. Тактильный контакт является еще одним способом познания мира. Кроме того, он тесно связан с общим развитием ребенка – зачастую отстающие малыши имеют те или иные проблемы с мелкой моторикой.

Для полноценного развития ребенка необходимо дать ему возможность создавать что-либо своими руками. Лепка идеально подходит в качестве способа задействовать тактильные ощущения ребенка и мелкую моторику.

Разновидности материалов для лепки

Все встречающиеся в продаже разновидности условного «пластилина» можно разделить на 10 позиций. Рассмотрим подробно каждую из них.

1. Пластилин отечественного производства

Знакомый всем нам с детства классический пластилин . Он доступен и повсеместно распространен. Достаточно прочный – с поделками из него можно долго играть не опасаясь, что они развалятся. Из-за его свойств отдельные элементы легко соединяются между собой, образуя устойчивую композицию.

Тем не менее, у классического пластилина масса известных минусов. В первую очередь, он очень твердый. Маленький ребенок не сможет сразу работать с ним, так как родитель должен предварительно размягчить материал, например, с помощью теплой воды. По этой же причине очищать загрязнения от классического пластилина очень сложно. Кроме того, все мы помним его тусклый и непримечательный цвет.

Обычный пластилин не подходит для первых экспериментов с лепкой, так как он недостаточно податлив и имеет состав, не рекомендованный для малышей. Использовать этот материал можно начиная с 3-летнего возраста.

2. Пластилин зарубежного производства

Импортный пластилин отличается от отечественного исключительной мягкостью и яркостью, которую ему придают натуральные красители. Он не пачкает руки и одежду, легко очищается. Из-за его податливой фактуры и состава из растительных компонентов он рекомендуется для самых маленьких детей. Ярким и всем известным примером является Play-Doh .

Недостатки импортного пластилина заключаются в его мягкости. Поделки получаются не очень прочными и легко разваливаются. Отдельные детали плохо соединяются между собой.

3. Глина

Глина мягкая и приятная на ощупь. Она превосходно сохраняет форму, поэтому поделки могут храниться неограниченное время. Это недорогой и доступный материал, который, к тому же, можно раскрашивать.

Минусы глины – любая поделка требует сушки. Кроме того, сушка занимает определенное время, за которое маленький ребенок может потерять интерес к только что сделанной своими руками игрушке.

4. Паста для моделирования

Паста для моделирования дарит приятные тактильные ощущения и напоминает глину. При этом ее не нужно сушить, так как она затвердевает при контакте с воздухом. И, точно так же, как изделия из глины, поделки из пасты можно раскрашивать.

Различные детали из пасты для моделирования не склеиваются между собой, а так как паста быстро сохнет, то поделку можно не успеть доделать. Материал однозначно не подходит для маленьких детей.

5. Тесто

Популярный материал, отличающийся своей мягкостью и податливостью. Абсолютно безопасен – в состав входит мука, соль и вода. Иногда – цветные пищевые красители, если нет цели впоследствии раскрасить поделку. Не прилипает к рукам, отдельные детали легко склеиваются между собой. Готовое изделие можно сохранить на память. Тесто доступно, его вполне можно изготовить в домашних условиях.

Поделки из теста сохнут в течение 12-ти часов. Кроме того, они размокают при контакте с водой.

6. Шариковый пластилин

Шариковый пластилин – превосходный материал для развития мелкой моторики. Он не прилипает к рукам и обладает яркими, сочными цветами. Чаще всего этот материал используется для декорирования (облепливания) формочек, фигурок и особенно детских поделок, так как отлично скрывает неровности и недостатки изделий.

К сожалению, шариковый пластилин рекомендуется только детям, достигшим 3-летнего возраста. При этом родители в любом случае должны следить за детьми, работающими с этим материалом. Сохнут поделки из шарикового пластилина около суток, сохраняя даже после высыхания хрупкость. Играть с такими поделками затруднительно.

Плавающий пластилин очень мягкий и податливый, поэтому чаще всего с ним работают малыши. Не пачкает одежду и легко очищается с рабочих поверхностей. Держится на воде.

Тем не менее, работа с плавающим пластилином – это самый начальный уровень лепки. Этот материал легко крошится, а детали из него плохо соединяются между собой.

8. Восковый пластилин

Восковый пластилин отличается исключительной мягкостью и отлично склеивается. При этом поделки из него долгое время сохраняют форму. Цвета, как правило, яркие и насыщенные. Не оставляет загрязнений на рабочем месте или одежде.

Выбирая восковый пластилин следует помнить, что он походит для лепки только самых простых поделок. Приобретать необходимо только те наборы, в которых каждый кусочек пластилина находится в индивидуальной упаковке, так как материал легко слипается.

9. Масса для лепки

Масса для лепки – один из самых популярных и практичных материалов для детского творчества. Она очень мягкая и пластичная, не прилипающая к рукам и окружающим предметам. При этом готовые поделки высыхают за 8 часов, после чего ими можно достаточно долго играть. Любопытная особенность материала – до 12-ти часов с момента контакта с воздухом он может сохранять пластичность. Даже если 8 часов прошло, поделку можно сбрызнуть водой и исправить недостатки.

При всех достоинствах, масса для лепки стоит довольно дорого.

10. Домашняя песочница: кинетический, живой радужный песок

Кинетический песок знаменит своим терапевтическим эффектом, благодаря которому снимается стресс как у ребенка, так и у взрослого. Он отлично развивает воображение и мелкую моторику. Кроме того, у малыша всегда под рукой своя маленькая песочница, независящая от погоды и времени года. Кинетический песок может иметь разные цвета.

Минус кинетического песка заключается в том, что с ним нельзя оставлять ребенка наедине. Песок прилипает к рукам и, соответственно, может попадать в глаза. Также необходимо стелить под домашнюю песочницу клеенку, так как песок попадает за ее пределы.

Мнение эксперта

«Выбирая подходящий материал для лепки и развития мелкой моторики, нужно исходить, в первую очередь, из возраста малыша. Очень важно выбрать ту разновидность материала, которая будет безопасна для ребенка и поможет ему развивать свои способности».

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Леонович Юлия

Таблица 1. Виды материалов для лепки с детьми
Преимущества (+) Недостатки (-)
Пластилин отечественного производства
Низкая стоимость.Надежный материал для лепки. Фигурки, сделанные из него, могут долго сохранять форму, поэтому ребенок может играть с ними. Детали поделки из этого материала прочно соединяются друг с другом, поэтому поделка из пластилина отечественного производства не разваливается при первом касании. Пластилин слишком твердый, поэтому маленький ребенок не сможет размягчить его без помощи взрослого.
Материал нужно разогревать в теплой воде или на батарее перед работой. Не подходит для первого знакомства с пластилином. Пластилина имеет тусклые оттенки.
Пачкает руки. Трудно очистить без помощи стека или специальных средств рабочую поверхность после лепки. Состав материала не всегда подходит для маленьких детей, чаще всего пластилин рекомендован для детей от трех лет.
Пластилин зарубежного производства
Очень мягкий. Подходит для самых маленьких.
Сделан на натуральной растительной основе. Для окрашивания материала использованы натуральные красители. Не пачкает руки. Не прилипает к рукам.
Представлен в ярких цветах. Легко очищается с рук и рабочей поверхности.
Пачкает руки, но легко оттирается. Фигуры из этого материала плохо соединяются между собой.
Поделки из этого пластилина хрупкие, могут сразу же развалиться. Поделки легко деформируются.
Глина
Мягкий, приятный на ощупь материал для лепки. Долго сохраняет форму, может храниться в семье в качестве дорогих сердцу детских поделок долгие годы. Доступная цена.
Готовую поделку после высыхания можно раскрасить по своему желанию.
Любая поделка из глины требует сушки. Ребенок не сможет сразу поиграть со сделанной игрушкой, так требуется дополнительное время на сушку.
Паста для моделирования
Приятная на ощупь. Пластичная. По свойствам напоминает глину, но не требует сушки в духовке или микроволновке. Твердеет на воздухе. Поделку можно раскрасить красками или покрыть лаком. Нельзя склеить несколько деталей между собой. Из-за быстрого высыхания можно не успеть доделать поделку. Не предназначена для маленьких детей.
Тесто
Мягкое и пластичное, поэтому даже маленьким деткам работать с ним легко. Так как тесто засыхает поделку малыша можно сохранить на память. Тесто полностью безопасно. В его составе лишь вода, мука и соль. Если тесто цветное, то добавляются пищевые красители. Не прилипает к рукам. Легко смешивается. Можно использовать неокрашенное тесто, что является дополнительным благотворным полем для развития творчества. Высохшую поделку ребенок может раскрасить по своему желанию. Можно приготовить в домашних условиях. Высыхает в течение 12 часов. Размокает в воде.
Шариковый пластилин
Можно использовать для развития мелкой моторики. Пластилин разных цветов хорошо смешивается друг с другом. Чаще этот материал всего применяют для декорирования поделок, потому что он хорошо скрывает неровности и шероховатости на детских поделках. Шарики пластилина отлично соединяются между собой. Не липнет к рукам.Имеет насыщенные и яркие цвета. Не подходит для работы с малышами, до трех лет. А дети старше 3 лет должны работать с данным материалом строго под присмотром родителей. Поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Даже высохшие поделки довольно хрупкие. В отличие от изделий из теста или массы для лепки трудно использовать в игре.
Мягкий материал, поэтому из него легко лепить. Не прилипает к рукам и одежде. Подходит для малышей. Держится на воде, что особенно радует детей. Крошится. Детали из этого материла плохо соединяются между собой.Пригоден только для самых простых поделок.
Восковый пластилин
Восковый пластилин как отечественного, так и зарубежного производства очень мягкий пластилин. Обладает очень хорошими склеивающими свойствами.Легко разминается. Держит форму. Выпускается в ярких цветах. Не окрашивает руки малыша.Не липнет к рукам. Покупать стоит только те наборы, где каждый брусочек пластилина находится в своем отделении или пакете, чтобы предотвратить слипание всех брусков в единый большой кусок.Мелкая расфасовка.Подходит для лепки только простых фигурок.
Масса для лепки
Мягкая, пластичная, хорошо растягивается. Не прилипает к рукам. Поделка из массы высыхает на воздухе за 8 часов. Если не полное высыхание (до 12 часов), то может восстанавливаться, если сбрызнуть водой. Это свойство хорошо тем, что можно исправить какие-либо недочеты в поделке. Поделки не деформируются, ребенок может играть ими довольно долго. Высокая цена.
Домашняя песочница: кинетический, живой радужный песок
Терапевтический эффект от занятий с материалом: расслабляет, снимает стресс. Подходит для игр для развития воображения. Стимулирует развитие мелкой моторики. Ребенок может довольно долго играть с данным материалом. Возможность для малыша играть в песочнице в любое время года и при любых погодных условиях. Не имеет неприятных запахов. Может быть как одного цвета, так и разноцветным. Никогда нельзя оставлять маленького ребенка наедине с песком. Песок остается на руках, маленький ребенок может натереть им свои глаза. Даже если играет ребенок в домашней песочнице, лучше подстилать клеенку или газету, так как после игры много песчинок могут остаться за пределами песочницы. Прилипает к пальцам ребенка и одежде.

Выводы

Имеющиеся в продаже материалы для лепки способны удовлетворить любые пожелания детей и их родителей. Выбор действительно впечатляет, и, разобравшись получше во всех вариантах, вы всегда сможете найти тот материал, который подойдет вашему ребенку.