Список не исчерпывается перечисленными именами, на ресурсе этого фотосообщества ещё много других одарённых фотографов.

Погружение в Альберте

Крис Буркард фотографирует и сплав на байдарках, и северное сияние, и сёрфинг в Арктике. Приключениями несёт от каждого из его изображений.

Крис – фотограф-самоучка из Калифорнии, известный различными творческими композициями в области съёмки на открытом воздухе. У него обширная коллекция фотографий, которые удержат ваше внимание в течение нескольких часов. Вот десяток из них:

На дальних берегах

Утро в Альберте, Канада

Верхом на лошадях в Вестрахорне

Холодные ночи Альберты

Закат в воздухе

Снежный сёрфинг

Каякинг в Альберте

Покорение волн

Поймал воздух

Сноубординг с Еленой Хайт

Многогранные работы Кевина Уинзелера включают всё – от студийных портретов до спортивных действий, от которых замирает сердце. Он описывает себя как коммерческого фотографа, вдохновляющего к деятельности мир, который ведёт сидячий образ жизни.

Среди клиентов Кевина Уинзелера именитые бренды, в том числе Adobe Systems, Columbia Sportswear, Skiing Magazine и Skullcandy.

Он живёт в штате Юта, но часто путешествует по всему миру. Изображения Уинзелера пропитаны чувством свободы, энергии, движения и деятельности.

Паркур в штате Юта

Катание на лыжах

На горном велосипеде в Уосатч

Горный подъём в Индиан Крик

Бег на закате в штате Юта

Вёсла! Вёсла!

Катание на лыжах

Друзья сёрфингисты

Спуск на велосипеде по дороге в штате Юта

Катание на лыжах

Сёрфинг под водой

Кирилл Умрихин – ещё один из фотографов с солидным списком клиентов, среди которых Quicksilver, Roxy, DC, Nike, Nissan и Red Bull.

Кажется, Кирилл с одинаковой лёгкостью снимает скейтбордистов на земле, сёрферов в воде и сноубордистов в воздухе.

Немногословный фотограф предпочитает, чтобы его снимки сами говорили за себя.

Линия восхода солнца

Опа!

Сноуборд бэккантри в Австрии

Линия

Отражение в солнцезащитных очках

Подъём к небу

Снег и солнце

Келли Слейтер

Прыжок в закат

Линия

Тропа света

Больше всего он известен своими спортивными фотографиями с удивительной светописью.

Дэйв Лел родом из города Денвера, штат Колорадо. Он начал карьеру в спортивной съёмке, стремясь заработать денег по пути в Нью-Йорк, где планировал стать фэшн-фотографом. Но остановка в горнолыжном курорте Саммит Каунти с целью подзаработать несколько долларов стала завершением поездки.

Следующие 7 лет Дэйв Лел провёл, снимая зимние виды спорта. В конечном счёте, он стал штатным обозревателем в Future Snowboarding Magazine, Rome Snowboards и Sims Snowboards.

Майкл Эш

Скорость света

Тропа света

Уильям Роджерс

Луи Вито, Чикаго

Тропа света

Рэйчел

Дорожная опрометчивость

Бьорн Лейнес

Спенсер Семин

Лукас Гилман , выросший в горах Западного Колорадо, всегда был близок к приключениям.

Путешествуя по миру в поисках нетронутых мест и новых впечатлений, Гилман захватывает экстремальные изображения от каякинга в Индии, Бразилии, Уганде и Коста-Рике до бэккантри на лыжах в Колорадо, Джексон Хоул, Вайоминге, Аляске и в Южной Америке. Среди его клиентов: Nat Geo, Sports Illustrated, ESPN Magazine, New York Times и Mens Fitness.

Замёрзший ад

Водопад Абикуа

Бразильские катания

Восход солнца на Блэктейл Бьютт

Чёрная вода

66 градусов северной широты

Динамичное течение

Время полёта

Дерби Кентукки

Спуск по водопаду Томата Фоллс

Катание на лыжах в регионе Арльберг

Кристоф Обершнайдер проживает в Зальцбурге, Австрия, где в основном фотографирует зимние виды спорта. Глядя на его снимки, так и хочется стать на лыжи или взяться за сноуборд.

Обершнайдер также фотографирует велосипедистов на горных треках и пейзажи, но его фотографии зимних видов спорта самые впечатляющие.

Чёрно-белый снег

Выбор лыжной тропы

Агрессивное и мощное катание на лыжах

Гуляющие тени

Нет боли – нет побед

Катание на лыжах стилем «телемарк» в Австрии

Велосипедист на закате

Спуск на лыжах по нетронутому снегу

Слишком глубоко

В гору.

Ярость

От снежного спорта вас отвлекут снимки прибоя фотографа Джеффа Дотсона , который легко вдохновляет зрителей на путешествие к океанскому побережью, где можно записаться на уроки сёрфинга.

Джефф Дотсон, проживающий в Южной Калифорнии, не только фотограф, но и отмеченный наградами художник по визуальным эффектам и режиссёр. Его изображения охватывают весь диапазон от напряжённых спортивных кадров до невероятных творений фотошопа.

Кадр из фильма «Kainos» Сары Ли и Джеффа Дотсона

Золотой прибой Калифорнии

Заход солнца

Возгорание

Замороженный

Размытие

Падать с неба

Золото

Сёрфинг в пасмурный день

Сердцебиение

Фармацевт по образованию, Адам Кокот предпочитает проводить время, цепляясь за скалы и пробираясь по снегу с фотокамерой в руках, чтобы снимать удивительные кадры.

Карьеру польского фотографа можно отследить с 2007 года, когда одно из его изображений опубликовали в журнале Mountain Climbing Magazine. С тех пор он прошёл долгий путь, стал членом Pro Team Phottix, получил разные награды, в том числе от Red Bull и National Geographic.

Хаски

Буря

Юра Краковско-Ченстоховская или Польская Юра

Бело

Падение

Снегоход

Когольос

Восхождение в долине Дюрон

Джеймс Рашфорт приобщился к 500px всего два месяца назад, но его работы ничуть не менее впечатляющие, чем у других авторов. Как и Адам Кокот, он часто фотографирует альпинистов, взбирающихся на скалистые горы или ледяные стены.

дмитрий куркин

В РУБРИКЕ «ДЕЛО» мы знакомим читателей с женщинами разных профессий и увлечений, которые нравятся нам или просто интересны. В этот раз Дария Конурбаева, спортивный фотограф и журналист, автор блога London Eye на sports.ru, рассказывает, как поймать в объектив эмоции победителей и проигравших, футбольных выездах и о том, насколько Россия готова к чемпионату мира.

О том, как с фанатской трибуны попасть в зону фотографов

Я в жизни не планировала быть спортивным журналистом, и тем более фотографом. Но так сложилось, что стала футбольным болельщиком со всеми вытекающими: ходила на матчи, каталась на выезды, песни на трибуне пела.

Я такой человек, которому всегда в определённый момент нужно больше и больше. Если нравится исполнитель, невозможно просто слушать его в плеере - нужно обязательно поехать на концерт, даже если он в другом городе или стране. На любимого актёра нужно посмотреть не только в кино, но и в театре, а после - пожать руку и сказать, какой он крутой. У любимого автора прочитать все книги и интервью, подписать новую книжку на презентации. Это не про близость к кумирам история, а про максимальное эмоциональное погружение. Если тебя от чего-то настолько прёт, то ты не можешь это дома переживать, нужно всю внутреннюю энергию на какие-то дурацкие и одновременно крутые поступки выплёскивать.

Тогда таким адреналином пробило, что мама не горюй. Совершенно охотничий азарт: успеть поймать момент

С футболом получилось так же. До определённого этапа болеть на трибуне было здорово, но хотелось большего. В то время у «Локомотива» был довольно популярный фанатский сайт, на который я потихоньку начала писать какие-то тексты, репортажи с поездок. Привозила фотографии из других городов, но понимала, что не хватает кадров игры. И, кажется, на матче в Новосибирске впервые случайно попала на кромку поля с фотоаппаратом. Камера тогда была дурацкая, чуть ли не мыльница, я почти не понимала, как всё работает, где стоять, какие кадры снимать. Но тогда таким адреналином пробило, что мама не горюй. Совершенно охотничий азарт: успеть поймать момент. И всё, на это подсаживаешься как на наркотик.

Так всё закрутилось. Обзавелась новой камерой и начала снимать много. Тренировалась «на кошках» - молодёжной команде. Приходила на матчи, тренировки какие-то и снимала. Больше для себя и в стол, но потом парни просекли - и после каждого матча у меня было с десяток личных сообщений: «Даш, а скинь фотки?»

О специфике работы спортивного фотографа

Я почти никогда не зарабатывала фотографией. Это совершенно нелепая история: меня губит собственная многофункциональность. Я работаю одновременно и корреспондентом, и фотографом, поэтому большинство текстов иллюстрирую своими же фотографиями, за которые отдельно никто никогда не платит. За отдельные кадры платили раз пять: просили кадры для газет вроде «Советского спорта», там гонорар тысячи 2-3 рублей за кадр на обложку. Но это ещё года четыре назад было.

Снимаю в основном футбол, потому что его больше всего и он доступнее по многим параметрам, но по возможности цепляю всё что можно. В прошлом году снимала водные виды, когда в Лондоне был чемпионат Европы. Осенью попробовала теннис на Итоговом турнире - это вообще восторг, очень хочу побольше с ним поработать. Но вообще новые виды - это сложный процесс. Начиная со специфики самого спорта и заканчивая точками съёмки, которые тебе дают. Везде свои особенности, и я знаю очень мало фотографов, которые универсалы и могут одинаково качественно снимать футбол, греблю и биатлон например. Если мы про качественные и художественные съёмки говорим, а не про просто «человек бежит с мячом».

Зарабатывать на жизнь можно. Не миллионы - но в журналистике в принципе миллионы зарабатывают единицы, тем более в спортивной. Работа мечты - Getty Images, конечно. Никто не снимает спорт круче них. Это очень правильный баланс между чистой спортивной фотожурналистикой и художественностью .

О профессиональном росте

Текстам уделяешь больше внимания и времени, а большинство отснятых кадров идёт в стол. В этом есть некоторая нерешаемая пока проблема. Я одинаково сильно люблю писать тексты и фотографировать, это разный профессиональный кайф. Плюс это значительно упрощает жизнь редакциям, хотя они не всегда осознают свое счастье: где в обычной жизни надо отправлять бригаду из корреспондента-фотографа, я справляюсь одна и привожу полноценные материалы с текстом и картинками.

Но из-за такого раздвоения профессиональной личности невозможно резко вырасти в рамках одного жанра. Чтобы начать качественно лучше снимать, нужно работать фотографом 24/7, снимать разное и много, пробовать себя в разных форматах, набивать руку. Такая же история с текстами: чем больше ты их пишешь, тем лучше они получаются.

Правило десяти тысяч часов работает всегда, но пока я пытаюсь усидеть на двух стульях, выходит максимум по пять тысяч на каждый. Поэтому я не лучший в мире, стране и даже городе фотограф и не лучший журналист. Но по сумме этих скиллов получается неплохо. По крайней мере, я не знаю в России другого человека в спортивной журналистике, который бы снимал и писал репортажи на схожем со мной уровне. Так что я такой Томас Мюллер (нападающий мюнхенской «Баварии» и сборной Германии. - Прим. ред.) от своей профессии. Никаких мегасильных сторон, весь какой-то корявый, ни удара, ни скорости - но по сумме качеств получается чемпион мира.

О переезде в Лондон и путешествиях

В Лондоне я оказалась почти случайно. Я никогда в жизни не была в Британии, но почти внезапно решила уехать туда учиться, за несколько месяцев собрала все документы и поступила. Прилетела в холодный зимний Лондон третьего января, а пятого уже началась учёба. В итоге окончила там восемь месяцев pre-masters (подготовительных курсов, предшествующих магистратуре. - Прим. ред.) и полтора года магистратуры. Параллельно работала журналистом для местных и российских изданий, водила экскурсии по Лондону.

И за два с половиной года случилось главное. Во-первых, я по уши влюбилась в Лондон. Хотя это даже не любовь: просто ты понимаешь, что максимально принадлежишь этому месту. Тебе в нём хорошо и счастливо независимо от погоды, жизненных сложностей и мировых новостей, ты в нём - как кусочек пазла, который нашёл своё место.

А во-вторых, увидела, каким красивым может быть спорт. Совершенный эстетический восторг: британцы помешаны на спорте, и любое событие, даже скучный крикет или гребля, - это сотни и тысячи болельщиков с разукрашенными лицами, в атрибутике и с искренними эмоциями на лицах. Это вообще мой любимый жанр, на самом деле. Мечтаю когда-нибудь сделать большой фотопроект про болельщиков самых разных видов спорта из самых разных стран. Они все одинаково прекрасны и похожи в своих переживаниях.

Жизнь в Англии учит тебя планированию. И аккредитацией на матчи - а я, как правило, к ним большинство поездок привязываю - нужно озаботиться за пару недель, и в принципе жизнь такая насыщенная, что все личные расписания на месяц вперёд согласованы. Езжу я много. Англия небольшая, из Лондона до Манчестера два часа на поезде, до Ливерпуля - три. С футболом очень удобно получается: рано утром выехал из столицы, приехал часам к десяти-одиннадцати, пару часов прогулялся по городу, к трём приезжаешь на стадион - и вечером перед поездом ещё хватает времени на местный паб и пинту сидра.

О ценности момента, пойманного в объектив

Чемпионский парад в Лестере был крут, такое раз в жизни бывает, но там больше весь день был ценен, каких-то прям мегакадров не было. Может, потому что я не работаю именно фотографом, имею возможность выбирать, на какие события ехать. Всё-таки если ты привязан к редакции или фотоагентству, то в определённый момент тебя отправят на скучную пресс-конференцию, где не то чтобы много историчности.

Все мои съёмки - это ещё и история про личные переживания. Поэтому да, всё, что связано с «Лестером», приправлено моей эмоциональностью. Я снимала все их матчи в Лиге чемпионов в прошлом году: история уникальная сама по себе, так что каждый кадр - своего рода фиксация истории.

Обожаю почти все кадры с домашнего матча [«Лестера»] с «Севильей» . Это вообще самое яркое и сильное футбольное переживание в жизни, наверное. Там шансы на победу были невелики, куча скандалов вокруг команды (накануне «Лестер» уволил тренера Клаудио Раньери, который за сезон до того сделал клуб чемпионом Англии, впервые в его истории. - Прим. ред.) - а они вышли и выиграли. Любимый кадр - с Марком Олбрайтоном в самом конце. Он мчался к воротам, и в момент финального свистка, когда игра закончилась, «Лестер» выиграл - он ещё бежит вперёд, скорости не сбавляет, но на лице уже вот это сбивающее с ног счастье. Или там же - Джейми Варди, который после упущенного момента принялся себе прописывать кулаками по лицу. Такие эмоции - самый сок любой игры.

Вообще, я не очень люблю «технические», как их называю, кадры. Футболист в борьбе, теннисист с ракеткой, пловец в воде - это можно снять красиво, но это всё немножко протокольное. Мы за что любим спорт? За эмоции.

В прошлом году снимала Итоговый теннисный турнир, и в финале решалось, кто по итогам сезона станет первой ракеткой мира: Новак Джокович или Энди Маррей. Самые ценные кадры с того матча не красивые размахивания ракеткой, а тот самый момент, когда Энди выигрывает матч-пойнт, роняет ракетку - и весь спектр эмоций от этого на лице. Или через пять минут, когда он сидит уже на своей скамейке, ждёт церемонии награждения - и слёзы в глазах стоят от усталости и эмоционального перенапряжения.

Я снимаю много и разное: путешествия, концерты, делаю обычные событийные репортажи. Но только от спорта внутри включается невероятный азарт и аж иголочки на кончиках пальцев. Потому что Эйфелева башня как стояла, так и будет стоять; концерт дадут ещё раз; спикеров на мероприятии при неудачном кадре можно попросить ещё раз улыбнуться. А если ты пропустил гол, удар, прыжок - то всё. Тут действительно один шанс зафиксировать историю, повторов не будет.

О гендерных предрассудках в спортивной журналистике

Чаще всего ответ на вопрос «почему репортаж доверили тому парню, а не мне?» лежит в плоскости не «потому что он мужик, а ты нет», а «потому что он лучший журналист». Я не акцентирую внимание на соображениях вроде «все видят во мне только красивую девушку и не ценят мой мозг». Плюс с фотографами особо не поакцентируешь: тебе физически будет неудобно работать на каблуках и с декольте, так что приходишь зимой на матчи в трёх свитерах и шапке - и кто там будет к тебе претензии предъявлять?

Может, это мне так повезло с коллегами и редакторами, но я ни разу не слышала от кого-то «иди вари борщ». С другой стороны, фразы «ой, у тебя тяжёлая техника, а ты девушка, давай помогу» тоже не часто слышишь, но это не страшно. Мы же за равноправие, так что если я претендую на место в профессии, то и свои 10–15 кг камер могу сама донести. Мужчины-спортсмены при прочих равных будут гораздо вежливее отвечать на вопросы девушки-журналистки. Я, когда работала в футбольном клубе, в числе прочего отвечала за то, чтобы вывести футболистов после матча к прессе. Даже после проигранных матчей отказов почти никогда не было: парня из пресс-службы психологически им было бы гораздо проще послать, а девушке особо не нахамишь.

С узнаванием, кстати, всё проще. Парней, пишущих про футбол, - сотни и тысячи. Девушек - десятки. И читатели, и коллеги тебя запоминают гораздо быстрее и лучше - именно потому что «диво-то какое!». А дальше только от тебя зависит, подкрепляешь ли ты это узнавание качеством своей работы или нет.

О Кубке конфедераций и подготовке к чемпионату мира в России

Честно - я вообще не собиралась на нём работать и планировала всеми силами игнорировать и этот турнир, и чемпионат мира в следующем году. Такая давняя история, ещё со времён Сочи: мол, большой турнир - это здорово, но «это же Россия, всё не готово, мы опозоримся, не хочу быть частью этого стыда».

А потом я неожиданно оказалась в Москве в даты турнира, совершенно случайно обзавелась аккредитацией за две недели до турнира, хотя официальный приём заявок закончился ещё зимой. Совсем неожиданно позвали в репортажный спецпроект. И оказалось, что Кубок конфедераций отличный и замечательный. Все переживали, что футбол в России никому не нужен, что стадионы были полупустыми. Но, кажется, средняя посещаемость 39 тысяч зрителей - это успех.

Мне повезло, потому что первым же городом была Казань, где вкусно, красиво, аутентично - и умеют проводить спортивные турниры. Я говорила всем коллегам, кому выпало базироваться в Татарстане: «Вы невероятные счастливчики». Казань со времён Универсиады и чемпионата мира по водным видам спорта научила волонтёров работать быстро и с позитивом, а полицейских - немножко говорить по-английски и улыбаться. Говорят, в Питере и Сочи с этим было чуть хуже, так что перед ЧМ я бы всем городам-организаторам советовала ехать в Казань и срочно учиться у них.

Об организации лучше всего говорили иностранные болельщики: удивлялись доброжелательности и хорошему уровню безопасности, ругались на языковой барьер и сложности с транспортной логистикой. Главное впечатление: как много людей пришло и приехало. Пятнадцать тысяч чилийских болельщиков, несколько тысяч мексиканцев - и сотни, сотни тысяч местных, которые пришли на футбол в первый раз в жизни.

Моё самое яркое впечатление от Евро-2016 во Франции - фан-зона в Париже. Приехала туда в день открытия, когда все болельщики только собирались в столице и оттуда разъезжались. И вот на огромном поле перед Эйфелевой башней - фанаты всех 24 стран. Пьяные, обгоревшие уже на солнце, поющие песни, братающиеся. Мой любимый момент любого турнира: когда вот-вот всё начнётся, все в предвкушении, но ещё нет ни скандалов, ни проблем, ни проигравших и победителей.

Спорт всегда был и будет одним из интереснейших объектов съемки. Живые неподдельные эмоции, командный дух и конкурентная борьба, переживания на грани срыва, горечь поражений и головокружительная радость побед - все это делает спортивные фотографии наглядными образцами самых мощных человеческих эмоций. Сегодня, специально к XXII зимним Олимпийским играм, мы представляем обзор лучших спортивных фотографов России.

Александр Земляниченко

Александр Земляниченко - один из самых известных современных российских фотожурналистов, начальник отдела фотографии московского бюро агентства Associated Press . Он дважды становился лауреатом Пулицеровской премии : первый раз - в составе команды из пяти фотографов Associated Press за репортаж о путче 1991 года, второй - за снимки президента России Бориса Ельцина, в 1996 году станцевавшего на рок-концерте.

  • Осознанно я начал снимать еще в старших классах, но думаю, тогда это все было игрой, не более, - вспоминает Александр. - Потом, уже учась в вузе, я начал сотрудничать сначала со студенческой газетой, потом с областной, а закончив институт, на следующий же день пошел работать фотокорреспондентом .

Сам Александр причисляет себя к «небольшому количеству профессионалов, которые претендуют, чтобы их называли фотожурналистами»: «Я бы выделил осознанное следование новостям и желание рассказать об увиденном своим языком, языком снимка. Фотограф, фотожурналист должен быть в теме всегда», - говорит он.

Как настоящий новостной фотокорреспондент, Александр за свою карьеру снимал в том числе и спортивные события. В одном из интервью он так рассказал об особенностях этого вида съемки:

  • Здесь делается большое количество кадров, потому как спорт - это движение, и лучше иметь выбор, чем не иметь. Но опыт редактирования - во-первых, просто опыт, а потом, во время любой съемки нужно знать, чего ты хочешь, будь то пресс-конференция или футбольный матч; опять же, надо знать предысторию. Если это пресс-конференция, например, сирийского оппозиционера, нужно знать, с какими целями он приехал, каков результат переговоров, которые он уже провел, и исходя из этого, снимать и выбирать картинки. Так же и в спорте: если «Спартак» играет с «Динамо», то, может, важен совсем не сам экшн, а интересна реакция тренера, это тоже надо знать заранее. Зачем вы идете снимать этот матч и что собирается писать спортивный журналист? Снимете вы прекрасный полет футболиста с мячом, а по сути, это никому не нужно: да, это будет замечательно висеть на стенке, но об этом никто не напишет, а напишут о нападающем таком-то, потому что завтра его перепродают; такова наша специфика.

По словам Александра, для него всегда интересен прежде всего человек:

  • С его помощью я могу и событие показать. Если ты снимаешь спортсмена, который только что выиграл забег на сто метров, то по возможности возьми в кадр и того, кто занял второе место, хотя рассчитывал на первое: у них будут разные выражения лиц, это создаст глубину и объемность события, поэтому любую тему я стараюсь решать с помощью героя, - подчеркивает он.

Александр Неменов

Александр Неменов, один из самых заметных фотографов современности, рассказывает о себе так:

  • Служил в погранвойсках КГБ СССР в 1987–1989 годах старшим МЭПом на заставе, но самое интересное началось потом. Как это так - служить в погранвойсках и не быть круче всех. Зацепило что-то, когда увидел ребят, пришедших из Афгана дослуживать, в танковом полку, в тылу, у нас. Они сидели на автобусной остановке в афганском х/б - диковинной тогда вещице в Союзе - и улыбкой провожали наш ГАЗ-66 с тревожной группой, выглядывающей из кузова в таком же х/б, только камуфлированном. Моя война растянулась на все девяностые и продолжается до сих пор, к счастью, все реже и реже. С 1990 года я фотокорреспондент ТАСС, с 1997 - агентства France Presse, много поездил. Захотелось рассказать что-то не только в картинках.

Наибольшую известность получили его снимки, сделанные на чеченской войне, однако и в спорте он достиг весьма влиятельного уровня.

Фото: Александр Неменов/AFP/Getty Images. Теннисный турнир «Кубок Кремля - 2010», финал, Виктор Троицки против Маркоса Багдатиса

Юрий Кадобнов

Юрий Кадобнов - руководитель фотослужбы российского бюро Agence France Presse, неоднократный победитель конкурсов спортивной фотожурналистики, на его счету - десятки соревнований по всем видам спорта.

Григорий Дукор

Григорий Дукор - шеф-редактор фотослужбы агентства Reuters в России и странах СНГ. Говорить лично о себе он не любит, для него это неотделимо от рассказа о работе:

Уже давно я руковожу службой агентства Reuters, люблю снимать. Объемы работы возрастают, конкуренция обостряется. Сейчас мы меняемся, как и весь мир, хотим по-прежнему быть узнаваемыми. Если раньше стояла задача рассказать историю одной картинкой, то сейчас мы делаем все больше фоторепортажи.

О работе фотографа Григорий говорит однозначно. Вот что он ответил в интервью Челябинскому отделению Союза фотохудожников России на вопрос о гражданской позиции фотографа:

  • У тебя должна быть такая позиция: приходи домой - и говори что хочешь. Но на съемке ты обязан быть абсолютно беспристрастным, иначе работать не сможешь, тому есть немало подтверждений. Иногда спортивные фотографы, пользуясь тем, что у них есть аккредитация, приходят на спортивные мероприятия поболеть, и они не снимают, а болеют. Я это не для того говорю, чтобы осудить их, но делать эти два дела одновременно нельзя, так не получится. Точно так же, если прийти на какое-либо мероприятие, например, собрание коммунистов или кого-нибудь еще, кого лично ты не любишь, хороший снимок не получится. Будешь сторонником происходящего - опять пропустишь все интересное, поэтому свои эмоции надо оставлять в стороне. Если не можешь быть беспристрастным, попроси сделать фотографию кого-то другого.

Григорий любит снимать спорт, «поскольку в нем все время что-то происходит, все время есть действие. Бывают хорошие фотографии, бывают просто удачные, потому что повезло», - сказал он в интервью порталу Rostov.ru. Григорий уверен, что в спортивной фотографии важно везение:

  • Дубля не будет, на бис никто не повторит, поэтому фотограф готов к тому, что все происходит очень быстро. А везение, конечно, нужно: может произойти то, что и сделает кадр хорошим. Допустим, люди просто пробежали - будет фотография бегущих людей; если один бежал, а второй прыгал - будет уже забавно; один бежал, а второй упал - совсем другая история, вот это снимет не каждый, кому-то повезет, кому-то нет. Но если такого не случилось, то этого не снимет никто, никому не повезет, и получатся обычные фотографии.

Александр Федоров

Александр Федоров - специальный фотокорреспондент газеты «Спорт-Экспресс», уже более 20 лет своей жизни посвятивший спортивной фотожурналистике. Преданный своей профессии, он проводит в работе все праздники и выходные дни.

Так, в 2012 году, в свой 50-летний юбилей, Александр отправился на свой пятый европейский чемпионат. Футбол - его любимый вид спорта, но за свою карьеру он снимал самые разные состязания. В галерее работ Федорова - эмоциональные, яркие, запоминающиеся кадры футбольных, хоккейных и других спортивных соревнований.

Евгений Тумашов

Евгений Тумашов - признанный профессионал биатлонной фотографии. Заниматься фотоделом он начал еще в школе. Его карьера началась с газеты «Вечерняя Москва», куда его взяли сначала в лаборанты, а уже через год перевели в фотографы. С 2001 года он работал на биатлонных соревнованиях в качестве фотокорреспондента газеты «Советский спорт», а с 2011 года - фотографом Союза биатлонистов России. В течение 10 лет он следил за гонками и их героями сквозь объектив фотоаппарата и собрал уникальную коллекцию снимков. Осенью 2012 года, накануне старта предолимпийского сезона, в Москве состоялась персональная выставка Евгения Тумашова «Биатлон. 10 лет в объективе».

  • Мне всегда хотелось делать красивые снимки, - рассказывал Евгений порталу «Москва спортивная», - а биатлон дает такую возможность, ведь соревнования обычно проходят в горах. Ни один вид спорта, по-моему, не окружен такой красотой. Не знаю, где еще можно найти подобное разнообразие цветов и оттенков... Вдоль трассы установлены фонари, поэтому съемку можно вести и вечером, и в тумане.

Сергей Ильницкий - один из лучших современных репортажников. Его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в 2013 году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса .

  • Все больше людей обладает хорошей фототехникой, - поделился он своими мыслями с корреспондентом портала Colta.ru. - Технически грамотный кадр сейчас может сделать каждый, то есть технический навык уже не является критерием успеха. Нужно быть очень быстрым, суметь вложить в снимок, желательно в один, всю суть происходящего, а тут нужны и адресный план, и тот самый решающий момент, и мысль, тогда получится та самая фотоикона - icon picture. И вот это уже не так просто сделать, этим сейчас владеют очень немногие, а для фотоагентства подобное умение - самое главное.

Премия World Press Photo была присуждена Сергею за серию фотографий фехтовальщиков.

  • Я был сильно удивлен эмоциональностью этого вида спорта, когда снимал, - вспоминает Сергей. - Со мной были иностранные коллеги, более опытные в съемке фехтования, и я спросил: «А эти ребята, они всегда так эмоциональны? Кричат, плачут, прыгают, масками кидаются?» А фотографы какую-то шуточку отпустили, вроде: «Так это ж тебе на руку, братан», и поржали. На наш разговор отреагировал спортсмен, сидевший рядом ниже и не участвовавший в соревнованиях в тот день. Он объяснил, что всю жизнь готовился именно к этим Играм: с самого детства мечтал выиграть олимпийскую награду, даже если не золото - неважно, главным для него было взойти на пьедестал почета. И он 15 лет непрерывно тренировался. Выигрывал, конечно, кубки Европы и мира, но готовился именно к Олимпийским играм. И вот у него есть единственный шанс, один на всю его жизнь: в следующих Играх он, может, не будет участвовать, так как пик его физической и психической формы пройдет, отсюда и эмоции. Я его так понял в тот момент, что мне стало гораздо легче снимать. Я просто прочувствовал все, что происходит в этом спорте. Один раз отвлекся - и в тебя вонзили клинок. Вся твоя жизнь сосредоточена на кончике этой шпаги. Одно касание, один укол - и ты либо победитель, либо проигравший. Поэтому серия и называется The Golden Touch.

Дмитрий Азаров

Дмитрий Азаров - фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ», входящий в так называемый кремлевский пул, и ученик Владимира Гургеновича Мусаэльяна, личного фотографа Брежнева, позже написавшего книгу «Генсек и фотограф». Наиболее известные проекты Дмитрия посвящены критическому осмыслению политической ситуации в России. Одни из самых известных его работ - серии «Удвоение личности» и «Четыре сезона Владимира Путина». Большую популярность получила фотокнига об олимпийцах «Околоколец, или Уроки канадского», изданная Дмитрием вместе с журналистом Андреем Колесниковым.

Российский фигурист Евгений Плющенко (слева) и японский фигурист Дайсуке Такахаши (справа)/ Фото Дмитрия Азарова

Иван Секретарев

Иван Секретарев - фотограф Associated Press. За свою творческую карьеру он сделал огромное количество репортажных снимков - спортивные соревнования, горячие точки, политические и культурные события.

Карьеру фотокорреспондента Иван Секретарев начал в 1991 году в детской газете «Глагол», позже работал в «Московской правде», «Российской газете» и «Известиях». Как надо пользоваться фотокамерой, ему объяснил отец. «Вот это объектив, а это кнопка, - сказал он, - а нажимать на нее надо вот так», - вспоминал Иван.

  • В моем становлении как фотографа, - отметил он в интервью порталу «Москва спортивная», - большую роль сыграли двое друзей отца: Александр Григорьевич Курбатов, бывший для меня образцом, когда я работал в газетах, и шеф-фотограф агентства Associated Press Александр Владимирович Земляниченко. Именно он позже подобрал меня, выучил и выпестовал под своим крылом. А в мае 1998-го я стал фотографом московского бюро этого новостного агентства.

Снимая спорт, Иван ощущает себя «вовлеченным в игровой процесс», а потому не может «объективно оценивать эти картинки»:

  • Хочется только, чтобы, вглядываясь в них, можно было и через год вспомнить и ощутить всплеск эмоций, который поразил меня когда-то. В спорте есть и драматизм, и красота, и разнообразие чувств. Мне это нравится и как зрителю, и как фотографу. Я стараюсь не просто зафиксировать какую-то фазу спортивного действа, а запечатлеть такой момент разворачивающейся передо мной истории, который может стать решающим или же открыть нам то, о чем мы даже не в состоянии догадаться, - говорит он.

Олег Наумов

Олега Наумова называют одним из самых востребованных спортивных фотографов. Он сотрудничает с Олимпийским комитетом России, компаниями Bosco Sport, Forward и «Ледовая симфония», журналами LED и «Олимпийская панорама», спортивными федерациями России - художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания, хоккея и синхронного плавания.

Олег - выпускник Российской государственной академии физической культуры, сам занимался борьбой и самбо. Фотографией он заинтересовался еще в детстве.

  • Когда появились дети и мне захотелось запечатлеть каждый их шаг, я снова взял в руки камеру, - рассказал он в интервью компании Nikon. - Получившиеся снимки показывал знакомым, а когда все чаще стал слышать восторженные отклики о своих работах, заинтересовался, как же становятся профессиональными фотографами. Объединив спортивное прошлое и вновь обретенное хобби, я посвятил себя спортивной фотографии.

По мнению Олега, здесь не обходится без везения, чутья хорошего кадра и мастерства.

  • Спортивный фотограф должен работать по правилам того вида спорта, который он снимает, - говорит Олег. - Самое интересное на хоккейной площадке происходит в площади ворот, где игроки дерутся, толкаются, залетает шайба или, наоборот, вратарь делает красивый сейв. Хорошие кадры получаются и около скамейки запасных - только там можно передать посредством фотографии настоящие эмоции игроков и тренеров, все то, что так интересно болельщику. Эти моменты нужно почувствовать, спортивный фотограф должен быть на полшага впереди действия.

Роберт Максимов

Роберт Максимов - член Международной ассоциации спортивных журналистов, член Союза журналистов России, один из авторов-разработчиков программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъемки спортивных мероприятий, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских выставок и конкурсов спортивной фотографии. Он посвятил спортивной фотожурналистике более 40 лет.

  • За эти годы я принимал участие в 14 Олимпийских играх и большинстве чемпионатов мира и Европы по легкой атлетике и другим видам спорта, - рассказывает он. - Мой архив содержит сотни тысяч фотографий этих событий.

Роберт Максимов принимал участие в подготовке итогового альбома «Москва-80», официального трехтомного отчета оргкомитета XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, альбомов и книг по олимпийской тематике, в частности, иллюстрированного двухтомника «Век олимпийский», вышедшего в 2002 году.

Андрей Голованов и Сергей Киврин

Фоторепортеры Андрей Голованов и Сергей Киврин работают вместе уже больше 25 лет. За это время им удалось получить награды на самых престижных фотоконкурсах в России и за рубежом: World Press Photo, Adidas AIPS Canon, Inter Photo, Nikon и других. Они сотрудничали с журналами Newsweek, «Огонек», Cosmopolitan, Burda, «PROСПОРТ», «ТВ-парк», газетами Los Angeles Times и New York Times. Сейчас их фотографии с радостью продолжают печатать издания «Русский репортер», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Итоги». Они сотрудничают с информационными агентствами Associated Press, Reuters, AFP, IMAGO, AFLO.

Андрей и Сергей не представляют себе работу поодиночке. Вот как они прокомментировали свое решение работать в паре журналу «Итоги»:

  • Это связано со спецификой работы на спортивных соревнованиях, - сказал Сергей. - Одному человеку очень трудно обежать весь стадион и поймать нужный кадр. Вообще, тактику совместной работы мы начали использовать еще задолго до того, как создали общий бренд: просто, когда мы еще работали в журнале «Советский Союз», я, Андрей и наш хороший друг Евгений Миранский начали аккредитовываться на все спортивные мероприятия втроем, а затем, сдавая тему в журнал, подписывать фотографии тремя фамилиями. Такой коллективный репортаж всегда получался интереснее, чем если бы каждый работал поодиночке. Мы занимали разные позиции, снимали с разных точек и могли осветить соревнование максимально полно. Но вскоре Советский Союз развалился и журнал тоже, мы какое-то время работали по отдельности: Андрей - в «Коммерсанте», в «Лицах», я - в американских изданиях Los Angeles Times и New York Times, а Женя вообще перестал профессионально заниматься фотографией.
  • В 1996 году мы встретились на Олимпиаде в Атланте и решили не просто работать вместе, но и создать общий бренд, - дополнил Андрей. - Мы выработали определенный стиль съемки, который нам нравится, к тому же вдвоем мы больше успеваем.

Александр Вильф

Корреспондент агентства РИА Новости.

Начинал свою карьеру в газете «Спорт-Экспресс», стал активно заниматься фотографией в советское время - снимал запрещенные митинги оппозиции для западных изданий, после чего увлекся фотосъемками спорта.

Следите за нашими новостями! Вас ждут эксклюзивные интервью с лучшими спортивными фотографами России, материалы об их творчестве и лучшие фотографии с Олимпиады в Сочи!

А закончить материал мы хотим словами Сергея Киврина: «Для меня в спорте главное выложиться на 100% и выступить честно и достойно. А будут медали или нет - это уже дело второе».

Желаем нашим спортсменам достойных выступлений! Болеем за наших!

За помощь в подготовке материала редакция выражает отдельную благодарность куратору-координатору Всероссийского ежегодного открытого проекта Best of Russia, аспиранту кафедры фотожурналистики МГУ Марии Ващук.

Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, какие особенности спортивного репортажа нужно учитывать и о чем стоит помнить при съемке спортивных мероприятий, а также обсудим техническую сторону спортивных фото.

Текст: Иннокентий Нестеренко

Основные особенности спортивной съемки

Практически все правила, которые работают для репортажа, будут актуальны и для съёмки спортивных мероприятий. Спорт в целом — исключительно благодарный материал для репортажа. Тут вам и зрелищность, и обилие событий, и яркие эмоции (как у самих спортсменов, так и у зрителей, тренеров и других участников). Скорее всего, вам не придётся мучительно выискивать объект для съёмки — надо будет просто внимательно смотреть по сторонам.

Если результатом съёмки будет не один, а серия кадров, это даст возможность полнее раскрыть историю, развернуть ее во времени (например, так: подготовка к забегу, старт, волнение на трибунах, напряжение и развитие, переломный момент, финал и развязка, кто-то ликует, кто-то негодует). Кроме того, спортивные события — благодатное поле для съёмки портретов.

В чем сложность спортивной съемки?

ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ
В первую очередь, в спортивной съёмке, как и в почти любом репортаже, вы не можете влиять на событие. У фотографа есть только право зрителя.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ
Во-вторых, фотограф ограничен во времени. Вы не можете ни остановить действие, ни повторить его. Если вы пропустили какой-то момент, то вы пропустили его окончательно и бесповоротно.

СКОРОСТЬ!
Третий момент: скорость. Как правило, любая репортажная съёмка, а уж особенно спортивная, связана с достаточно активными действиями, и интересный для съёмки момент — это действительно «момент», а не многочасовое действие (сравните со съёмкой пейзажа, где изменение объекта происходит, как правило, со скоростью движения солнца по небосклону).

ТОЧКА СЪЁМКИ
Кроме того, в спортивной съёмке особенно важно заранее продумать точку съёмки, ведь в решающий момент менять положение съёмки будет уже поздно и драгоценное время будет упущено.

ОСВЕЩЕНИЕ
В зависимости от характера мероприятия, при съёмке в помещении необходимо будет решать проблему недостаточного освещения или «плохого» искусственного света. При съёмке на открытых пространствах освещение может оказаться также не вполне подходящим, и по интенсивности, и по направлению. А подсветить вспышкой удалённые объекты либо невозможно, либо для этого потребуются системы синхронизации, по сложности выходящие за рамки нашего разговора.

ВОПРОС ТЕХНИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТАТИВА И/ИЛИ МОНОПОДА, ТЯЖЁЛОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Несмотря на короткие выдержки, для качественных снимков на длинном фокусе обязательно использование штатива или монопода — это помогает как исключить шевеленку, так и сэкономить силы фотографу, ведь часами держать тяжелый объектив на весу очень тяжело.

Личный взгляд на событие

В репортажной съёмке влияние авторского взгляда фотографа сложно переоценить. Именно выбор фотографа «что и как снимать» создаст радостную или трагическую атмосферу, позволит посмеяться над участниками или посочувствовать им, или даже позволит увидеть забавные детали вне «основного действия».

Взгляните, как по-разному видят один и тот же вид спорта два фотографа.

Сергей Ильницкий

Как и у любого из зрителей, у фотографа будет своё собственное впечатление от происходящего — возможно, отличающееся от других. Тут, правда, нужно опять-таки помнить о цели съёмки: если это личная творческая съёмка, то авторский взгляд и своеобразие самовыражения будут сильной стороной. Если это коммерческая съёмка, где цель — максимально точно и ясно показать событие, то с авторским взглядом и художественным подходом важно не переусердствовать.

Иногда приходится выбирать между точностью передачи происходящего и авторским взглядом на мир. Однако и здесь всегда есть место удачному сочетанию первого и второго. Именно редкие, оригинальные авторские фото будут лучшими среди всех репортажных.

В примерах ниже: автор фото не просто нажимал на кнопку фотоаппарата, сидя в первых рядах на трибунах. Очевидно, он заранее продумал всю съёмку, начиная от точки съёмки и заканчивая подбором специальной техники. Результат вы видите сами.

Точка съёмки, общий и частный план. Дополнительные объективы

Интересна та съёмка, которая покажет либо разные планы, либо наиболее выигрышный для данного мероприятия ракурс. Поскольку не всегда есть возможность отснять событие с разных планов, фотограф должен хорошо продумать заранее, что снимать, откуда и как. Учитывайте ваши технические и физические возможности, погоду, обстановку. Помните также, что, выбирая точку съёмки, вы выбираете не только ракурс, но и задний план.

Adam Pretty

Крупный план всегда интересен зрителю, т.к. находится за пределами восприятия: даже те, кто лично присутствовали на этом же чемпионате, редко рассматривают происходящее в столь же мощную оптику как та, что у вас на камере.

Широкий план — лучший способ передать общую атмосферу.

Отдельные портреты и детали всегда украсят фотоотчёт, сделают его более интересным для зрителя.

Дополнительные камеры и объективы дадут вам больше возможностей для съёмки (в том числе для смены общих или узких планов не сходя с места). Минусы: если вы не профессиональный фотограф, придется учиться жонглировать техникой в условиях, когда времени мало и нужно быстро выбирать, что и как снимать. Отдельный навык, нарабатываемый практикой — это умение вовремя продумать сцену, свет и сюжет, и заранее поставить на фотоаппарат нужный объектив, если вы снимаете на одну камеру и постоянно меняете разные объективы.

Вы можете спросить, зачем такие сложности? Если работать с несколькими объективами так сложно, зачем мне это нужно? Вот я прикупил неплохой зум, он отлично справляется!

Отчасти вы будете правы, но только отчасти. Универсального ответа, как обычно, не существует. С одной стороны, универсальный зум проще в работе. Однако несколько фиксов или специализированных зумов дадут вам гораздо больший диапазон по возможностям съёмки. Хороший короткофокусный фикс (возможно, даже и фиш-ай) позволит снимать очень широкие планы, а также за счёт хорошей светосилы позволит не поднимать ISO даже при съёмке в помещениях. Длиннофокусный объектив позволит поймать хорошие крупные планы — а при репортажной съёмке спортивных мероприятий это бывает критично, т.к. именно при съёмке спорта, как правило, физически подобраться близко к объекту проблематично.

Поймать момент

Спорт — это практически всегда какое-то действие (мы сейчас не говорим о съёмке шахматных чемпионатов), движение. Однако мы снимаем не видео. Наша задача — поймать и остановить ключевой момент, а также увидеть важные детали во всём происходящем.

Выше мы уже упоминали о скорости как об одной из особенности репортажной съёмки. Говоря о съёмке именно спортивного репортажа, нужно учитывать, что всё самое интересное обычно происходит ещё и одновременно. Вы могли сколько угодно скучать в течение не очень эффектного матча. Пять минут до конца игры — и вдруг напряжённый момент! Вот именно сейчас, когда забивают решающий гол, хочется одновременно снять и как вратарь красиво летит в грязь, не успев схватить мяч, и как тренер одной команды ликует одновременно с одной половиной стадиона, и как тренер другой команды сходит с ума и рвёт на себе волосы, и так далее — всё одновременно, и с каждой секундой всё меняется.

А фотографу нужно не только всё увидеть, но и в какой-то степени предугадать. Способность предугадывать события — вообще одна из особенностей репортажной съёмки. И чем больше у вас опыта, тем лучше вы видите процесс и тем удачнее можете строить свои кадры.

Чтобы не пропустить интересный кадр, попробуйте держать глаза открытыми — буквально, оба глаза. Обычно, глядя в объектив, мы закрываем второй глаз, так проще «прицелиться». Открытый второй глаз позволит вам боковым зрением вовремя заметить, если начнёт происходить что-то особенное где-то в стороне.

Очевидно, «поймать момент» можно и без помощи навороченной техники. Важно вникнуть в происходящее, продумать возможные варианты развития событий, и быть готовым быстро среагировать в нужную секунду. Фотограф Дмитрий Донской в одном из интервью по поводу очень удачного, но практически случайно снятого кадра отвечает на вопрос, как ему удалось это сделать: «- А там же только одна плоскость. Значит, нужно было наводить резкость на середину ворот, чуть ближе к дальней от меня штанге. И я заранее позаботился об этом.»

Строго говоря, «слишком умная» техника зачастую даже мешает: расслабляет, заставляет поверить в иллюзию, что можно не напрягаться, волшебная кнопочка всё сделает за нас. Однако глупо было бы совсем не пользоваться доступными сейчас удобными возможностями. Скажем, функция серийной съёмки невероятно полезна при съемке спорта. Наш совет: больше практики в разных режимах и с разными настройками, чтобы самому «прощупать» и возможности техники, и собственные возможности.

Говоря о настройках серийной съёмки, заранее потренируйтесь с вашей камерой, исследуйте её возможности. Обратите внимание, есть два типа серийной съёмки, «burst» и «continuous». В русском языке и то и другое (burst/continuous) называют серийной съемкой, но у них есть большое отличие. В режиме continuous (дословно — непрерывная) съемка идет непрерывно 3-5 кадров в секунду, на полном разрешении, обычно без ограничения длины серии. А в режиме burst (взрыв) камера делает около 30 снимков в секунду на пониженном разрешении, потом останавливается для сохранения фотографий.

Чем отличается хорошее спортивное фото?

ЯСНОСТЬ

Спортивная фотография, как и фотография вообще — это в первую очередь рассказ. До, во время и после съёмки при отборе пройдитесь по следующим пунктам:

  • Как и любой рассказ, ваш фото-рассказ должен показать предельно ясно для зрителя: что происходило, как, когда, с кем. Можете ли вы сами ответить на вопрос «что тут происходит», основываясь только на фото?
  • Если в данном виде спорта есть победители, покажите, кто и как победил. Видны ли победители на ваших фото?
  • Если важны эмоции и переживания участников — покажите их;
  • Подумайте заранее, что будет критичным при съёмке именно этого вида спорта — очевидно, съёмка на ипподроме будет существенно отличаться от съёмки синхронного плавания;
  • Что эффективнее в данном случае: снять фотоисторию из ряда фотографий, или достаточно одного кадра? Обоснуйте.

Владимир Вяткин

Одна фотография:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Результатом хорошей съёмки будет не просто пачка кадров, фиксирующих события. Вы — художник, а не патологоанатом. Хорошая съёмка передаёт эмоции, атмосферу, позволяет зрителю присоединиться к участникам этого события. И добиться этого не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Взгляните ещё раз на примеры, приведённые выше. Согласитесь, нам, зрителям, не приходится гадать, что происходит в кадре. Мы моментально видим глубокие эмоции, все тонкости человеческих переживаний. И если у нас самих есть такой опыт — страсти, надежды, отчаяния, злости или усталости от тяжёлой физической работы, нацеленной на результат и победу — мы присоединимся к героям снимка. Мы сможем им посочувствовать, если эмоции тяжёлые, или возликовать вместе с ними, если это радость победы. Более того, глядя на выразительную фотографию, мы не просто эмоционально присоединяемся к героям, мы не можем этого избежать.

Обратите внимание: выразительность — это характеристика и каждой отдельной фотографии, и серии целиком. Сам по себе факт съёмки «серией» не добавит выразительности. Всегда задавайте себе вопрос, зачем нужна в кадре та или иная деталь, что она передаёт? Зачем нужна в серии та или иная фотография, помогает она или мешает? И обратите внимание: в примере серии выше, каждая отдельная картинку из серии выразительна и сильна сама по себе, даже взятая вне контекста. Она не раскроет нам всю историю полностью, но передаст и эмоцию, и настроение.

ПОЛНОТА

Ниже приведён пример серии кадров — еще одна работа Владимира Вяткина под обшим названием «Падение». На первый взгляд кажется, что некоторые кадры излишне повторяют друг друга. Однако как только пытаешься сократить и выкинуть «как бы лишнее», понимаешь, что лишнего здесь нет. Каждый кадр работает на общий результат, добавляя свою часть к общей истории.

Владимир Вяткин

Этот пример — про серию кадров, посвящённую одному эпизоду на скачках. Однако серия может отражать и всё мероприятие в целом. В таком случае для полноты серии нужно будет заранее максимально продумать — какие действующие лица важны, какие точки действия будут ключевыми, что нельзя пропустить. Дополнив съёмку необязательными характерными деталями, вы получите разносторонний и действительно полный, глубокий фотоотчёт.

Чтобы максимально полно охватить такую съёмку, пользуйтесь всем широким спектром инструментов и возможностей. Снимайте с разных расстояний и ракурсов, берите разные планы, разбавьте широкий план личными портретами. Чем шире будет ваш диапазон, тем интереснее и качественнее будет съёмка. И главное: только так можно действительно глубоко и полно охватить материал. Для примера посмотрите этот фотоотчет про каскадеров.

КАЧЕСТВЕННАЯ КАРТИНКА

Даже самый технически совершенный кадр не становится автоматически хорошей фотографией. Современная техника в разы упрощает задачу съёмки спорта: автофокус поймает нужную глубину резкости. Объектив с возможностью зуммирования позволяет меньше скакать по трибунам в поисках лучшей точки съёмки. Скорострельность камеры и объектива позволяют сделать большое количество дублей с огромной скоростью, упрощая задачу «поймать момент». В Фотошопе можно подретушировать какие-то погрешности уже после съёмки. Поглядите на фотографии в стоковых базах . Огромное количество технически неплохих, однообразных и безликих фотографий. Вроде и моменты пойманы «правильные», и сфокусировано всё идеально — но фотографии в массе своей ничем не цепляют зрителя.

А вот несколько примеров спортивного фото, снятых ещё до эпохи массового цифрового фотографирования.

Мартин Мункачи

Александр Абаза

Другие удачные примеры: современная съёмка.

Adam Pretty

Wei Seng Chen (Суматра)

Очевидно, что с точки зрения цвета, чёткости и технического качества современные фотографии отличаются разительно. При этом профессионалы всех времён прекрасно знают законы композиции, построение кадра. Изображение сбалансировано, картинка красива — ничего лишнего. Нет и пустых, «провальных» зон.

Технические параметры

ВЫДЕРЖКА-ДИАФРАГМА-ISO

На цифровых камерах с предустановленными режимами съёмки, как правило, есть и режим «спорт». Обычно это предельно высокое ISO и минимально возможная выдержка, то есть настройки, соответствующие съёмке наиболее популярных видов спорта — бег, прыжки. Однако наша цель не просто использовать возможности робота, а самостоятельно контролировать ситуацию.

Во-первых, сам по себе спорт может быть очень разным (сравните: хоккей, бильярд, триатлон, авторалли, прыжки с парашютом). Во-вторых, условия съёмки одного и того же мероприятия могут отличаться. Возьмем, скажем, бег: настройки будут зависеть от того, на улице или в закрытом помещении проходит мероприятие, искусственный или естественный свет, какие есть возможности по расположению точки съёмки относительно бегунов, какая ваша цель (художественное фото, эмоциональный портрет, эффектный общий план для фотоотчёта о мероприятии).

Короче, обдумываем цель и выбираем соответствующие параметры. Скорее всего, вам потребуются такие настройки: максимальный уровень ISO (не максимально доступный для камеры, а максимальный исходя из условий съёмки), минимальная выдержка, режим съёмки «приоритет выдержки».

Артем Голощапов

Владимир Вяткин

ТЕХНИКА: ОБЪЕКТИВЫ, ШТАТИВЫ, МОНОПОДЫ

Можно много рассуждать о ценности авторского взгляда, но суровая реальность такова: в спортивной съемке чаще всего важно именно техническое качество картинки. Зрителя всегда будет меньше интересовать боке, и больше — номер победившей на скачках лошади.

Так что здесь особенно важно подобрать максимально светосильный объектив (или несколько объективов). В категорию «спортивных» попадают светосильные, быстрые длиннофокусные линзы. Дополнительный широкоугольный объектив поможет захватить больше деталей, показать общий план (многие любят даже и фиш-ай).

При съёмке на длинном фокусе нужно особенно тщательно избегать вибрации (чем длиннее фокус, тем больше воздействие любых вибраций на качество картинки). Чтобы избежать смазывания за счет трясущихся рук, старайтесь выбирать выдержку короче, чем 1/фокусное расстояние. То есть на фокусном расстоянии 200mm надо снимать с выдержкой 1/300 или короче.

Несколько советов на эту тему:

  • Обратите внимание на объективы со встроенными стабилизаторами, они позволяют заметно увеличить допустимые выдержки (3-5 ступеней);
  • Если есть возможность приобрести более светосильный объектив (позволяющий снимать на меньших выдержках) — не скупитесь, результат оправдает затраты;
  • Учтите, что длиннофокусный объектив — это всегда существенный дополнительный вес. Возьмите штатив, монопод или продумайте какую-то подставку под камеру уже на месте. Возможно, стоит присмотреться к объективам с крепежом для монопода;
  • использование монопода не только освобождает вам руки, но и ускоряет автофокусировку камеры.

Один из способов снизить вибрацию при съёмке.

Существуют также и внешние кольца с гнездом для крепления на монопод.

РЕЖИМЫ ФОКУСИРОВКИ

Статичные сюжеты мы обычно снимаем в режиме фокусировки «One Shot AF». Выбрали композицию, наполовину нажали кнопку затвора, автофокус сфокусировал объектив, зафиксировал фокус на нужном расстоянии. Дальше мы можем по желанию скорректировать композицию, сдвинув объектив, и дожать кнопку спуска до конца. У этого режима есть ещё полезный бонус — он не даёт сделать кадр, если сфокусироваться вообще не удалось (как правило, при этом мигает специальный индикатор).

Меню выбора режима фокусировки

Для съёмки более динамичных объектов нужно освоить AI SERVO AF. Фактически это тот же One Shot AF, только без блокировки фокуса. Объектив автоматически перефокусируется каждый раз, когда изменяется расстояние между камерой и объектом съемки.

Однако будьте бдительны: в этом режиме вы можете сделать кадр даже тогда, когда объектив ещё не сфокусировался. Кроме того, если между камерой и объектом съёмки появится какой-нибудь перемещающийся объект — объектив может сфокусироваться на объект, находящийся ближе к камере. Будьте также готовы к тому, что в режиме AI Servo AF фотоаппарат не будет подавать ни световые, ни звуковые сигналы об успешной фокусировке.

Между фокусировкой объектива и срабатыванием затвора происходит небольшая задержка. Хотя она измеряется долями секунды, её следует принимать во внимание при съёмке быстро движущихся объектов — к примеру, гоночная машина на скорости 160км/ч проезжает примерно 4.5м за 1/10с. Это означает, что хотя машина могла быть в фокусе в момент нажатия кнопки спуска, она может быть не в фокусе в момент открытия самого затвора.

Многие камеры решают эту проблему с помощью технологии предугадывающей фокусировки. Камера измеряет расстояние до объекта съёмки каждый раз, когда объектив перефокусируется. Анализируя эти данные, камера может просчитать скорость и направление движения объекта. Далее она экстраполирует полученную информацию, чтобы определить, где окажется объект съёмки в момент срабатывания затвора. Затем камера перефокусирует объектив на вычисленное расстояние, чтобы объект съёмки был в фокусе в момент экспозиции.

НЕСКОЛЬКО ФИНАЛЬНЫХ СОВЕТОВ

  • Снимайте спорт в jpeg, а не в raw. Во-первых, это сэкономит место на карте при съемке сериями (а исчерпать свободное место за пять минут до финала весьма обидно!) Во-вторых, запись raw может существенно замедлить работу камеры при серийной съёмке;
  • Повторимся: не рассчитывайте на вспышку. Практически всё интересное будет происходить за пределами её возможности. Кроме того, её использование может быть официально запрещено правилами соревнований;
  • Размер имеет значение! Выбирайте объектив с длинным фокусом. Он вам точно пригодится. Если можете себе позволить, возьмите 300-400мм (жители крупных городов могут воспользоваться фотопрокатами). Если нет, пусть это будет хороший светосильный зум порядка 80-200мм;

  • Помните об окружении. Снимайте общие планы и побочные детали за пределами игры;

Этот урок будет первым из трёх, посвящённых фотосъёмке спортивных соревнований и спортивной фотографии в целом. В нём мы затронем самые основы, которые будут полезны, прежде всего, новичкам и фотолюбителям, делающим свои первые шаги в спортивной фотографии. Вторая часть будет ориентирована на развитие опыта фотолюбителей, усвоивших основы спортивной фотосъёмки, и, наконец, в третьем уроке мы соберем информацию для тех, кто решит подготовить себе портфолио со спортивными фотографиями.

Всего несколько недель назад компания Nikon объявила об отмене производства компактных камер премиум-класса . Иными словами, смартфоны благодаря усовершенствованному программному обеспечению, компактным размерам и довольно хорошему качеству изображения, превратили цифровые мыльницы в мало востребованный и постепенно вымирающий вид фототехники. Спортивная фотография – это, пожалуй, один из немногих жанров фотографии, в котором смартфоны пока не могут заменить фотокамеры, и, вероятно, никогда не смогут. Ведь для получения от фотосъёмки спортивных мероприятий сколь-либо удовлетворительного без специализированного фотооборудования не обойтись.

Спортивные фотографы, как правило, владеют самым топовым оборудованием, ведь сделать отличную спортивную фотографию гораздо проще, когда используешь высококачественную камеру и оптику. Однако крутая зеркалка не делает из фотолюбителя профи, и в этом уроке мы будем говорить об обучении основам спортивной фотографии, а не о том, сколько и какое фотооборудование у вас есть.

Свои первые спортивные фотографии я делал на Nikon D3300 (обзор Nikon D3300 читайте ) с объективом Nikon 55-200mm f/4-5.6. Просматривая те первые изображения, я радуюсь тому, что акцентировал внимание на захвате удачного момента, а не на получении изображений, где каждый пиксель будет идеальным. Всё, что вам нужно, чтобы начать снимать спортивные мероприятия, это цифровая зеркальная или беззеркальная камера со съёмным объективом, имеющим фокусное расстояние хотя бы 200 мм (или его полнокадровый эквивалент).

NIKON D3300 @ 200mm, ISO 3200, 1/640, f/5.6

Спортивная фотография: Как подготовиться к съёмке

Большинство людей начинают фотографировать спортивные состязания, потому что они ввязались в выпуск школьной или университетской газеты, или же потому, что их ребенок записался в какую-нибудь спортивную секцию. В такие моменты новичков переполняет энтузиазм и вдохновение, при помощи которых они надеются создавать эффектные спортивные фотографии. Но всё не так просто, как кажется. Прежде чем приступить к спортивной фотосъёмке, нужно тщательно подготовиться.

Первое, что необходимо сделать новичку – освоить свою камеру и ! Нет ничего более ужасного, чем, просматривая отснятые фотографии, видеть, что все они размыты, вне фокуса или пере-/недоэкспонированы. Крайне важно точно знать, что и как работает в вашей камере ещё до того момента, как вы решите приступить к съёмке. Изучите работу камеры в автоматических режимах, настройки фокусировки и баланса белого, способы управления экспозицией и другие ключевые особенности своего фотоаппарата.

Разобравшись со своей фототехникой, вы можете переходить ко второму этапу подготовки – установлению контакта с организаторами соревнований. Правилом хорошего тона является получение согласия на фотосъёмку у организаторов спортивных состязаний, независимо от их уровня и статуса. В большинстве случаев вы, конечно, можете фотографировать и без согласования с организаторами, но, заручившись их согласием, вы получите доступ к самым удобным и выгодным точкам съёмки. Чем масштабнее спортивное соревнование, тем важнее для успешной фотосъёмки хорошо налаженный контакт с его организаторами.

Наконец, вам желательно разобраться в правилах и тонкостях вида спорта, который вы собираетесь снимать. Чем лучше вы знаете игру, тем эффектнее будут ваши фотографии.

Как фотографировать спортивные состязания: Съёмка

Итак, вы подготовились к съёмке, и чувствуете себя уверенным и полностью готовым сделать отличные фотографии. И практические советы, приведённые ниже, помогут вам в этом.

  • Следите за полем (рингом, треком и т. д.) до тех пор, пока на нём остаются спортсмены – в любой момент может произойти событие, способное подарить вам незабываемый кадр.
  • Уважайте спортсменов, тренеров, вспомогательный и обслуживающий персонал. Их работа важнее ваших фотографий!
  • Воздерживайтесь от неспортивного поведения (надеюсь, это очевидно).
  • Будьте внимательны к тому, что происходит вокруг вас. Вы ведь не хотите получить травму из-за того, что ваша голова оказалась в неподходящий момент в неподходящем месте.
  • Не используйте накамерную вспышку. Встроенную и внешнюю вспышку тоже не используйте. Это очень отвлекает окружающих.

NIKON D810 @ 24mm, ISO 2500, 1/500, f/2.8

Один из самых распространенных вопросов, возникающих у начинающих фотографов, звучит примерно так: «Какие настройки камеры мне следует использовать для съёмки спорта?». Ответов на этот вопрос может быть множество, поэтому ниже будут приведены варианты настроек, которые, по нашему мнению, подойдут для съёмки большинства спортивных соревнований.

Выдержка: старайтесь не использовать выдержки длиннее 1/1000 сек. При съёмке в плохо освещённом помещении сохранить такую выдержку будет непросто. В солнечный же день, на открытом воздухе, вы сможете использовать даже более короткие выдержки.

Диафрагма: открытая диафрагма (меньшие диафрагменные числа), как правило, хорошо подходит для фотосъёмки спортивных соревнований, поскольку они позволяют попадать на сенсор камеры большему количеству света, а также способствуют размытию заднего фона изображения. Оптимальным вариантом будет диафрагма в пределах от f/2.8 до f/5.6.

ISO: Начните с базового ISO вашей камеры (вероятно, ISO 100) и постепенно изменяйте его до тех пор, пока не добьётесь правильной экспозиции. Старайтесь избегать значения выше ISO 6400.

Ещё один совет: не отвлекайтесь во время съёмки. Как бы ни было заманчиво проверить только, что отснятые фотографии на ЖК-дисплее камеры, старайтесь не делать этого. Ведь за то время, пока вы смотрите на ЖК-монитор камеры, вы можете упустить интересный кадр.

Спортивная фотография: После съёмки

Вернувшись домой после съёмки, загрузите полученные фотографии на компьютер, и оцените их (о том, как выбрать компьютер для фотографа, читайте в ). С какой бы целью вы ни снимали спортивные состязания, вы всегда должны анализировать результаты своей работы, чтобы набираться опыта. Все ли фотографии вышли такими, как вы хотели? Что с некоторыми пошло не так? Что можно улучшить? Какие приёмы вы бы повторили, а от каких отказались бы при следующей съёмке?

При просмотре фотографий на мониторе, вы можете заметить детали, которые не разглядели на ЖК-дисплее камеры. Вот несколько моментов, на которые вам следует обратить внимание (и варианты их исправления):

  • На фотографиях присутствует размытость? В следующий раз пробуйте использовать более короткую выдержку.
  • Вы запечатлели не кульминацию действия? Попробуйте реагировать быстрее и научиться предвидеть действия снимаемого объекта.
  • Слишком невыразительные фотографии? Попробуйте сменить точку и/или ракурс съёмки.
  • Объекты съёмки не в фокусе? Попробуйте использовать режим непрерывной автофокусировки или его аналог, имеющийся в вашей камере.

NIKON D4S @ 420mm, ISO 900, 1/1250, f/5.0

Итак, если вы остались довольны результатами своей фотосъёмки спортивного состязания, то вы достигли своей цели, примите поздравления! Продолжайте снимать и оттачивать своё мастерство! Старайтесь сделать как можно больше фотографий, которые бы вас радовали не только качеством, но и эмоциональной насыщенностью!

Если же вы разочарованы результатом, то не падайте духом, и ни в коем случае не отказывайтесь от спортивной фотографии. Просто в следующий раз уделите больше внимания тем моментам, из-за которых ваши снимки кажутся вам неудачными.

Спортивная фотография: Заключение

Спортивная фотография – удивительный жанр, позволяющий делать эффектные и неповторимые снимки, имея небольшой опыт и немного терпения. Надеемся, в первой части урока вы нашли полезную для себя информацию. Следите за обновлениями нашего сайта, чтобы не пропустить вторую часть урока по спортивной фотографии.

И в качестве бонуса предлагаем вам посмотреть видеоролик по спортивной фотосъёмке:

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!