Рассказал(а):

Всю сознательную жизнь, я не уставала прикалываться...

Всю сознательную жизнь, я не уставала прикалываться над американскими ужастиками. Видят монстра, уходящего в лес - надо пойти за ним, убийца в доме - бежим на чердак и пр. Но однажды я сама стала участницей подобного ужастика.
Только появился в прокате фильм "Звонок". Я, будучи студенткой и проживая вместе с женой брата, стала обладательницей оного фильма и мы, втроем его посмотрели. Естественно, после титров, взгляд на часы: 22,00. А времена были еще те, когда на телефон без баланса, нельзя было дозвониться. И через 7 дней, и мне, и жене брата отрубают телефоны.
Жена брата, бросив бесполезный телефон дома, уходит в ночную смену на работу, а я остаюсь совсем одна. Снимали мы трехкомнатную квартиру, где кухня была у входных дверей, а комната жены брата на противоположном конце, ну, а моя - по середине. У меня в комнате телевизор и стоял.
Итак. Семь дней спустя - я пью чай на кухне, увлеченно читая какую-то книжку и слышу, как в дальней комнате разрывается отключенный телефон. Кидаю взгляд на часы в коридоре: 22,00. И не поверите, вместо того, что бы схватить куртку и убежать, я пошла смотреть. На мое счастье, это оказалось простым напоминанием.

История имела продолжение.
Спустя неделю, у меня ночевала подружка. И я, примерно часа в два ночи, сидя на допотопном диване (на котором нельзя сидеть на краю, ибо падаешь), рассказываю ей эту самую историю и когда заканчиваю, в тишине, раздается звук смс-ки и вибрация телефона. Мы подпрыгиваем и синхронно опустившись на край дивана, оказываемся на полу, корчась в истерическом смехе.

Жизнь человека может быть двоякого рода — бессознательная и сознательная. Под первою подразумевается жизнь, которая управляется причинами; под второю — жизнь, которая управляется целью.

Жизнь управляемую причинами, можно справедливо называть бессознательной, потому что, хотя сознание и участвует в деятельности человека, не оно определяет, куда эта деятельность может быть направлена.

Жизнь, управляемую целью, следует назвать сознательной, потому что сознание в данном случае является началом господствующим, определяющим. Ему принадлежит выбор, к чему должна направиться сложная цепь человеческих поступков.

Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных последствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные — необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно. Все эти слова выступают в таком случае как синонимы слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, разумеется, нет.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

Во второй половине XIX века широко развернулись поиски терапевтического использования гипноза. Особую известность приобрели два центра во Франции — один в Париже под руководством Известного психиатра Жане, другой в Нанси под руководством Бернгейма. Эти центры соперничали между собой, и каждый стремился изумить посетителей необычным экспериментом.

Однажды доктор Бернгейм внушил испытуемому, что после того, как тот будет выведен из гипнотического транса, он должен взять зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись дважды вперед и назад по веранде. Когда человек проснулся, он взял зонт — как ему внушили, и хотя он его не открыл, но вышел из комнаты, дважды прошелся вперед и назад по веранде, после чего вернулся в комнату. Когда его попросили объяснить свое странное поведение, он ответил, что дышал воздухом. Он настаивал, что имеет привычку иногда так прогуливаться. Когда же его спроси — почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно возвратил предмет на вешалку.

Факты поелегипнотического внушения были давно известны специалистам, но молодому венскому врачу Зигмунду Фрейду (1856—1939), который наблюдал это явление во время своего визита в Нанси в 1899 году, оно послужило основой для открытия, совершившего переворот в науке. Фрейда поразил именно тот факт, что человек что-то делал по причине, самому ему неизвестной, но впоследствии придумывал правдоподобные объяснения своим поступкам. Человек с зонтиком пытался объяснить свое странное поведение вполне рациональными соображениями и говорил вполне искренне. Не так ли и другие люди находят причины для объяснения своих действий? Хотя давно было замечено, что объяснения, которые дают люди своим поступкам, не всегда заслуживают доверия. Фрейд сделал это наблюдение краеугольным камнем теории человеческого поведения.

Согласно Фрейду, травматические события и связанные с ними бурные переживания не исчезают окончательно из психики, а вытесняются в сферу бессознательного, откуда активно воздействуют на психику, проявляясь в замаскированной (зашифрованной) форме, в частности, в виде невротических симптомов (например, в навязчивом мытье рук, в необоснованных страхах и т. п.). Невротические симптомы в данном случае понимаются как компромиссные явления, возникающие в результате столкновения вытесняемых в бессознательную сферу бурных переживаний и влечений с требованиями нашей совести, совпадающими с общепринятыми моральными нормами. Подобные же компромиссы, считает Фрейд, выражаются в сновидениях и ошибочных действиях (обмолвках, описках и т. п.) людей.

Лечение (устранение) невротических симптомов, согласно психоанализу, должно осуществляться путем вынесения на свет и суд самого больного вытесненного из его сознания материала, травмирующего его психику. Больной сам (правда, с ненавязчивой помощью врача-психоаналитика) должен расшифровать, понять сокровенный смысл того, что с ним происходит. Для помощи больному в достижении им понимания причин болезни Фрейд применял специально разработанную им технику свободных ассоциаций. Уложив пациента в удобной для него позе телесного расслабления и усевшись так, чтобы пациент его не видел (устраняется дополнительное обстоятельство, стесняющее больного, — вид врача, особенно его глаза), врач-психоаналитик просит пациента свободно высказывать все, что ему приходит в голову…

Высказывания пациента, манера, в которой он высказывается, задержки в потоке ассоциаций и т. п. — материал, на основе которого психоаналитик стремится, во-первых, сам уяснить причины недомоганий пациента, а во-вторых, ненавязчиво помочь пациенту в расшифровке смысла происходящего с ним. Конечная цель психоаналитической терапии — установление господства сознания над сферой психического неосознаваемого.

Известный русский философ XX века С. Франк писал, что жизнь не может быть самоцелью уже хотя бы потому, что страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями. И несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Жизнь — это не неподвижное пребывание в себе, а делание чего-то или стремление к чему-то. Миг, в который мы ничего не делаем и ни к чему не стремимся, мы испытываем как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неопределенности. Мы не можем жить лишь для жизни; мы всегда живем для чего-то (и) для кого-то.

Кто-то из писателей заметил аналогию между жизненным путем и дорогой, которую выбирает путешественник. Пускаетесь в путь с определенными планами, с определенной целью, уверенный в себе и подобный туристу, купившему железнодорожный билет. А потом вдруг оказывается, что вы очутились совершенно в другом месте, далеком от цели.

Почему так происходит? Да потому, что одни довольно резко меняют маршрут, повстречав на своем пути богатство, другие, — обнаружив талант или (и) славу, третьи не выдерживают груза жизненных невзгод. Оказывается, что богатый слишком привязан к своим владениям, к своим деньгам; интеллигентный человек порой слишком привязан к идеям, стремлению достичь их.

Философ В. Розанов считает, что человек всегда следует по пути к своему счастью, но это остается незаметным для него, когда он охвачен какой-либо идеей — правовой, политической, релиозной или какой-нибудь другой.

Однако ради истины или веры человек готов идти даже на костер, если к этой истине и вере он в самом деле так привязан, что для него легче не жить, нежели жить без них.

Тема стремления человека к своему счастью и поиску истины продолжается в следующем разделе «Голова или пустой котелок?» В этом рассказе можно найти хорошие примеры понятий бессознательной и сознательной жизни, а также наглядные иллюстрации к тезису С. Франка о том, что «жизнь не есть неподвижное пребывание в себе».

ВОПРОСЫ

1. Что называется бессознательной жизнью и что — жизнью сознательной? Почему?

2. Согласны ли вы с мнением С. Франка, что миг, в который мы ничего не делаем и ни к чему не стремимся, переживается как мучительно тоскливое состояние пустоты и неопределенности? Пожалуйста, подробно аргументируйте свое мнение.

Возраст ранней юности является для человека переходным этапом от детства к взрослости. Он возникает на рубеже привычной школьной жизни и новых неизведанных путей. Характерными для данного периода являются такие чувства, как ответственность перед собой и близкими людьми, страх за возможность выбора и ошибки.

Аспект самоопределения

Одним из важнейших аспектов самосознания является самоопределение. Оно подразделяется на личностное и профессиональное. Первое ставит перед старшеклассником вопрос: «Каким быть?». Этот аспект определяет характер, способности и личностные качества учащегося как индивида. Второе ставит перед человеком вопрос: «Кем быть?». Школьник пытается определить собственные интересы, старается почувствовать, какой род деятельности его больше всего привлекает.

К аспекту самоопределения также можно отнести наличие жизненного плана. Размытое чувство времени, неспособность видеть себя в будущем, страх перемен - всё это говорит о низком уровне самосознания. К окончанию школы ученик должен четко видеть свои способности, уметь мобилизировать внутренние ресурсы и сосредоточиться на одной деятельности. Это помогает человеку войти во взрослую жизнь, начать работать или учиться по специальности. Если это у индивида не получается, то он выбирает отрицательные образцы поведения: алкоголизация, наркотики, аморальный или праздный образ жизни.

Личностный аспект

К личностному аспекту самосознания относится три составляющих. Во-первых, это самоуважение. Степень принятия человеком себя как личности может быть как высокой, так и низкой. При удачном раскладе событий новое общество принимает человека так, как он себя подает. В ином случае ранимой личностью могут воспользоваться как студенты, так и коллеги по работе.

Во-вторых, важную роль в самосознании играет саморефлексия. Человек не может осознавать мир вокруг, не понимая своего внутреннего мира. Возможно, что в период ранней юности интерес к себе и своей уникальности будет повышен.

В-третьих, особое значение имеет саморегуляция. Человек, выходя в общество, должен понимать и принимать нормы поведения. Контроль над эмоциями и собственным состоянием в критической ситуации говорит о том, насколько сознателен человек.

Нравственный аспект

Нравственный аспект самосознания включает в себя две категории. Моральная устойчивость – способность ориентироваться в поведении на собственные взгляды и убеждения. Формирование мировоззрения – появление более или менее четкой картины мира, систематизация собственных убеждений по тем или иным вопросам.

Самопознание – это умение человека, его возможность и способность объективно посмотреть на себя с целью последующего саморазвития, то есть усовершенствования собственных потенциальных возможностей своими силами .

Процесс самопознания и саморазвития личности длительный, зачастую занимает всю сознательную жизнь. Однако, чтобы этот процесс начался, он должен стать потребностью данной личности.

Духовно развивается человек тогда, когда, он стремится познать свою истинную суть, как человека, старается оценить себя путем сравнения с окружающими людьми, общественным мнением, накопленными знаниями о смысле жизни и понимании бытия.

Познавая свой истинный потенциал и желания, человек совершенствует свою личность, улучшает качества жизни, мыслей, своих помыслов. Прилагает сознательные усилия, по координации потребностей своей личности и предпочтений души, раскрытию своего творческого потенциала, поиску истинной любви к себе и окружающему миру.

Причины отсутствия потребности в духовном развитии у современников

1. Современный человек слишком зациклен на своем бытие : уделяет много внимания учёбе,
работе, семье, возможности получения денег, социальному и карьерному росту. В бешеном жизненном ритме, гонки за материальными благами не у всех остается время побыть наедине с собой и поразмыслить, что он собой представляет, как личность.

2. Потребительское отношение к жизни, желание богатства формируют у населения средства массовой информации: интернет, телевизионные программы и печатные издания, в основном с помощью рекламы. Доверяя всем этим источникам, и навязанным ими жизненным идеалам, человеку трудно понять, какая информация нужна именно ему для дальнейшего саморазвития.

3. Не пробуждают в людях интереса к духовному развитию и , неуверенности, тревожности, подавленных желаний, нехватки любви, мышечные напряжения, боль, нервные срывы, неудовлетворенность и усталость, которыми сопровождаются их материальные стремления.

4. Социальные институты государства недостаточно мотивируют людей к познанию их истинной сущности и жизненного предназначения, к формированию духовно-нравственных качеств.

5. Тем людям, которые готовы к духовному развитию, сложно ориентироваться в массовых предложениях различных систем самопознания и духовного развития человек а, таких как йога, цигун, суфийские и славянские практики, рейки, космоэнергетика и др.

Получается замкнутый круг: отсутствие интереса к духовному развитию ведет к безрадостной и
вечной гонке за удовлетворение своих материальных потребностей, стрессам и болезням, а стремление устроить быт и добиться достатка и богатства не приносит человеку духовно – морального удовлетворения.

Последствия бездуховного образа жизни

Бездуховность – беда нашей современности. Есть немало, людей черствых, не способных к сочувствию и состраданию, с низкой культурой поведения.

Поскольку содержание мыслей и чувств человека формирует специфику его поведения и отношения к окружающей действительности, то эгоизм, безнравственность, циничность и меркантильность бездуховного человека придают его поведению жестокость и агрессивность. Ради личной выгоды бездуховные люди готовы пойти даже на тяжелые преступления. А ведь потеря духовности – это потеря духа, души!

Жаль, что в погоне за всевозможными материальными благами люди забывают о высших человеческих ценностях.

Отсутствие потребности в самопознании и духовном развитии отрицательным образом отражается на здоровье человека. Из-за неудовлетворенности своей материальной жизнью, постоянных стрессов люди заболевают.

Ежегодно увеличивается количество таких болезней, как , СПИД, сердечно-сосудистые
заболевания, туберкулез и др.

Тело человека, посредством болезни, учит обратиться к своей душе и духу, которые составляют единое целое с ним. Тело никогда не обманывает, потому что оно является инструментом воздействия духа (Бога) на человека. Если нарушается баланс между духовным и материальным развитием человека, болезнь тела призывает его заняться самопознанием, поразмыслить о том, какие ошибки он допускает. Ошибки надо осознать и попытаться исправит ь.

Но люди не верят этому. У моей знакомой – . Она очень критична, всех обвиняет и мужа, что был когда-то ей неверен, и дочку за мелочные обиды, и руководителей своей организации – за несправедливое отношение к ней и низкую зарплату, и соседей – за шум, и правительство – за нищенские доходы населения. Злость и чувство жертвы привели к опасной болезни, но пересмотреть свои взгляды на жизнь она не хочет, тем более – простить всех и каждого в отдельности, и прежде всего – себя.

Кроме роста смертельных болезней, последствием бездуховности некоторых наших граждан является, мягко говоря, безнравственность .

Так, недавно, просматривая статистику Яндекса по запросам пользователей со словами «духовное развитие» (их набралось за месяц 48 тысяч), я поинтересовалась, что больше всего волнует публику. Оказалось – секс, запросов – более 41 миллиона в месяц. Это понятно, но меня шокировало количество просмотров различных сексуальных извращений – 37,5 миллиона, 91% от общей цифры просмотров со словом “секс”. Это были запросы типа: секс – видео, фото, порно, извращенный секс с животными, групповой секс, с геями и т. п. И лишь 3,5 миллиона пользователей интересовались познавательной информацией о сексе.

О каком духовном развитии можно вести речь? Мне показалось, что мир сошел с ума, если большинству интересны сексуальные извращения!

Время требует обратиться к духовному развитию

Между тем, время идет вперед, и требует от человека, обратиться к духовному развитию, которое предполагает стремление к познанию себя, к гармонии с внутренним Я и окружающим миром.

Известно, что в материальном мире действует право более сильного и волевого, а в духовном плане самой сильной является безусловная любовь и прощение. Людям трудно понять, что энергия любви дает внутреннюю силу над сильным в материальном мире.

Любовь способствуют гармоничному развитию души и физического тела.

Чтобы совершенствоваться, стремиться стать цельной, высокоразвитой личностью, человеку нужно грамотно находить баланс между развитием своего духовного и материального мира. Нельзя погрязнуть в материализме в ущерб духовности. Это не значит, что занимаясь своим духовным развитием, человек должен забыть о материальных, физических потребностях своего организма. Надо искать «золотую середину».

Итак, самопознание и духовное развитие человека – это наша внутренняя работа по восприятию себя как единства духа, души и тела, постепенное преобразование своих замыслов, потребностей души и желаний в соответствие с божественным началом.

Дух человека следует божественной воле, он уравновешен и мудр, и наблюдает, как человек справляется с понятием Бога и обретением Бога в себе.

Существуют ли инструменты духовного развития, с помощью которых человек мог бы заниматься саморазвитием и самосовершенствованием?

Да, известны различные трактовки в описании инструментов духовного развития. Предлагаю остановиться на самых важных и понятных.

Любовь – самый главный «инструмент» и движущая сила духовного развития. Она вдохновляет нас на самые фантастические свершения и раскрывает лучшие стороны нашей души.

Духовное чтение позволяет изучать священные тексты, философские и психологические труды, а также исследования в области человекознания – науки, объединяющей знания о разумном и гармоничном существовании человека в трёх мирах: физическом, душевном и духовном.

Медитации – это уравновешивание трёх тел человека: физического, эмоционального и ментального с помощью йоги, цигун и других практик совершенствования личности.

Молитвы , очищающие физическую природу человека и успокаивающие эмоции. Они способны врачевать душевные раны своею благодатью.

Духовные практики – направлены на развитие культуры мысли и тела, контроль эмоций, гармонизацию внешнего и внутреннего мира человека.

Целительные практики – использующие жизненную энергию для самовосстановления и самооздоровления.

Творчество – музыкальное, художественное, поэтическое, писательское, узкопрофессиональное, совершенствует жизнь человека.

Гармоничная музыка – настраивает душу на любовь и счастье, вскрывает эмоциональные глубинные чувства, врачует, исцеляет.

Искусство танца соединяет тонкие телесные ощущения с восторгом движения и ритма, красоты и грации.

Перечисленные инструменты не являются исчерпывающими методами и способами личностного и духовного роста. Ищите приемлемые для вас способы духовного развития, осваивайте их и совершенствуйтесь!

У каждого человека свой путь самопознания и духовного самосовершенствования.

Наполняя каждое своё действие, любовью, и ответственно исполняя свои повседневные обязанности с чувством радости и жизненного азарта, вы, безусловно, будете способствовать своему развитию, невзирая на возраст, вероисповедание и социальный статус.

Удачи вам в познании себя, и духовного роста!

В большинстве случаев жизни людей течет по накатанной. Мало кто задумывается, что происходит именно здесь и сейчас. Люди поддаются стереотипному мышлению, начинают думать и жить практически одинаково. Но как жить осознано, насколько это сложно и какой результат можно получить?

Как понять что вы живете не осознано?

Есть хорошее выражение:

Нужно знать куда идти, чтобы не оказаться там, где ты хотел быть меньше всего.

Человек должен понимать, он проживает свою жизнь, и каждый момент на протяжении его существования является уникальным и неповторимым. Что же получается на самом деле?

Человек живет в планах. Через год он планирует поехать на море, через два планирует купить дом. Когда-нибудь в его жизни должна появиться семья, дети, стабильная работа. Это будет когда-то, но не сейчас.

Многие люди постоянно находятся в прошлом. Им легче жить в прошедших моментах. Они вспоминают, какое хорошее было время, насколько хорошие были отношения с близкими и друзьями. Возможно, когда-то имелась отличная работа, поэтому проще всего думать о прошедшем.

Монотонность и постоянные действия, которые не требуют размышлений. Это сильнее всего притупляет чувства человека и его осознанность относительно уходящего в никуда драгоценного времени. Каков результат? Человек мечется как белка в колесе, ведь у него вроде бы куча дел, и нет времени подумать о себе. Очень часто в этом случае долгие годы люди проводят на нелюбимой работе, получают минимальную плату за свой труд, не думают о том, что могли бы прожить это время иначе.

  • Какой итог?

В итоге не осознавая смысл каждого прожитого дня и момента, в котором вы сейчас находитесь, вы живете в абстракции. Начать осознанно жить – это значит понять, почему именно данное мгновение является не таким как другие, чем оно отличается? Это возможность посмотреть на себя с другой стороны и действительно изменить ход и ритм своей жизни. «Хочу остановить этот момент»– эту фразу повторяйте каждый день, а не раз в год.

Можно остановиться, и подумать о том, что именно вам нравится, и что вы хотите? Причем этот вопрос касается настоящего времени, а не того, что вы будете планировать через 5 лет или чего для вас хотят близкие.

Не придавая значения осознанной жизни, находясь постоянно в крысиных бегах, будут проходить день за днем, год за годом. В результате приблизительно лет в 60 человек понимает, что не добился и трети того, что хотел, а драгоценное время уже ушло.

Как выработать в себе осознанность относительно жизни?

У каждого человека будут свои советы на этот вопрос, и все они будут отличаться. Но, придерживаясь нижеприведенных правил, постепенно можно прийти к тому, что ваша жизнь, проходящая здесь и сейчас, вами же будет замечена. Теперь можно понять, что она для вас значит.

  1. Постарайтесь начать медитировать. Сначала это может быть сложным, но спустя некоторое время вы действительно увидите результат этого действия.
  2. Занимаясь каким-то важным, по вашему мнению, делом, прервитесь на две минуты и задумайтесь о том, насколько это важно для вас? Подумайте о том кто вы где сейчас находитесь, что именно делаете? Задайте себе вопрос относительно того, будут ли ваши действия в настоящий момент важны через месяц или год?
  3. Посмотрите киноленты, которые связаны с увеличением уровня осознанности. Во многих из них показано то, что человек проживал свою жизнь не так, как считал нужным. Вследствие каких-то событий он понял, что действительно его существования было построено не на важных принципах и правилах.
  4. Учитесь помогать людям. Только так вы поймете, что здесь и сейчас вы действительно смогли совершить то, что пошло на благо человеку.
  5. Посмотрите на людей, которые просто «выпали» из жизни. Возможно, они пережили катастрофу, сейчас являются отчасти недееспособными. Вы увидите, с какой внимательностью они наблюдают за окружающим миром. Поверьте, они отдадут все на свете за то, чтобы прожить этот момент так, как нормальный человек. Помните о том, что у вас есть то, чего нет у огромного количества людей.
  6. Постарайтесь не давать посторонним жить вашей жизнью. Это значит, что вы должны самостоятельно принимать решения, не плыть по пути меньшего сопротивления, не соглашаться на условия жизни, которые вас не устраивают.

Главное – мотивация жить осознанно

Ваша жизнь должна вам нравиться. Это один из главных критериев, на который стоит делать ориентир. Подумайте о том, приносит ли вам хорошее настроение и приятные ощущения работа, которой вы сейчас занимаетесь? Будет ли она полезна для вас и для других, сможете ли вы здесь развиваться, а не только постоянно быть занятым и не обращать внимания ни на что?

Постарайтесь сделать так, чтобы каждый день был непохож на остальные. Задумывайтесь о смысле своей жизни даже в тот момент, когда это кажется неактуальным. Так вы сможете ловить неповторимые мгновения, которые проживаете. Помните о том, что далеко не все люди хотят начать жить осознанной жизнью, это является достаточно сложным. Но только такой подход позволит не упустить ни единого мгновения из вашего пребывания на этой земле, и не пожалеть ни о чем в тот момент, когда ваша жизнь будет подходить к концу.Если вы еще не думали о том, что для вас является приоритетной задачей, то прочитав нашу статью в жизни каждого человека, вы облегчите свою работу по выработке самосознания.