Снимая с хорошей камерой и объективом с широко открытой апертурой, можно получить замечательную мелкую глубину резкости. Этот эффект часто используется в портретной фотографии. Вы отлично знаете, как он выглядит - прекрасный, мягкий, не сфокусированный фон и при этом резкий субъект. Если на фоне есть источники света, они превращаются в маленькие круги, называемые боке (англ. Bokeh). Их легко достичь на этапе съемки с достаточно хорошим оборудованием. Если у вас нет зеркалки или нужно улучшить уже имеющийся снимок, этот урок поможет достичь эффекта размытого фокуса в Photoshop.

Я покажу вам, как создать мягкий мечтательный фон на примере этой фотографии. У нас уже есть небольшой эффект боке, но я хочу сделать его выразительнее и романтичнее. Обычно он достижим при мелкой глубине резкости, достигаемой широкой апертурой.

Прежде всего нам нужно вырезать пару. После я покажу трюк для избавления от окантовки вокруг краев, которая обычно появляется при размытии фона, а затем мы перейдем к самому эффекту боке.

Шаг 1. Вырезаем субъект

Почему бы не начать с того, чтобы просто вырезать влюбленных инструментом Быстрое выделение . Выберите Быстрое выделение (Quick Select Tool) и проведите мышкой по нужным участкам. Удерживайте нажатой клавишу Alt, чтобы убрать ненужное выделение.

Шаг 2

Выглядит неплохо, но я хочу проверить свое выделение. Нажмите Q, активировав Быструю маску (Quick Mask). Смотрим на упущенные участки. Выглядит очень даже неплохо. Снова нажмите Q, вернувшись в стандартный режим.

Шаг 3

Откройте меню Выделение и маска (Select and Mask). Я добавлю немного сияния для лучшего вида и подчищу выделение. В настройках вывода нужно выбрать Слой-маска (Layer mask).

Примечание переводчика: инструмент Выделение и маска доступен только в новой версии Photoshop CC. В CS6 и младше можно воспользоваться инструментом Уточнить край ( Refine Edge) .

Шаг 4

Пара теперь находится на слое-маске.

Шаг 5

Скройте верхний слой и выберете нижний, чтобы видеть фон целиком. Обычно случается следующая ситуация: если попытаться просто размыть слой, то вокруг субъекта будет видна окантовка. Здесь она выглядит будто сияние или раздвоение. Сразу же нажимайте Отмена и позвольте мне показать лучший способ.

Шаг 6. Готовим фон

Вот как победить эту проблему. С активным фоновым слоем, кликните по миниатюре слоя маски, зажав при этом клавишу Ctrl, чтобы сгенерировать выделение.

Шаг 7

Перейдите в меню Выделение > Модификация > Расширить (Select > Modify > Expand), введите 1 пиксель и нажмите ОК. Таким же образом растушуйте выделение на 1 пиксель. В итоге мы получим более мягкий контур.

Шаг 8

Используйте Заливку с учетом содержимого (Content Aware Fill). Скройте верхний слой, чтобы видеть происходящее.

Нажмите Shift + Backspace , открыв диалоговое окно Заливка (Fill). Убедитесь, что в выпадающем меню выбрано С учетом содержимого (Content Aware), затем кликните ОК. Мы снова получили эффект окантовки, но он не создаст проблем в дальнейшем.

Шаг 9

Снова включите слой. Мы почти на месте.

Шаг 10. Создаем боке

Теперь нам нужен мягкий размытый фон, но также мы хотим подчеркнуть боке на заднем плане. Это придаст отличную романтическую атмосферу. Также появится впечатление, что снимок был сделан с более дорогим объективом.

Убедитесь, что фон выделен, затем перейдите в меню Фильтр > Размытие > Размытие поля (Filter > Blur Gallery > Field Blur).

Мы будем применять этот эффект в Photoshop CC/CS6. Галерея размытия появилась есть начиная с CS6 (если у вас более ранняя версия, просто воспользуйтесь фильтром Размытие при малой глубине резкости (Lens Blur), он создает похожий эффект).

При использовании Размытия поля обычно берут две точки. Нам будет достаточно одной. Прямо сейчас сила размытия около 15 и нам нужно увеличить этот параметр. Для правильного результата нужно будет немного попрактиковаться.

Шаг 11

Начнем с пункта Светлый боке (Light Bokeh). Переместите его вправо, пока не увидите, что появился нужный эффект. Хорошо, у нас получается, но результат пока выглядит не совсем как надо. Поиграйте со слайдером Светлый диапазон (Light Range). Нужно немного ослабить его, поэтому перетяните белый треугольник влево. Также переместите черный указатель вправо, чтобы они оба были почти друг на друге - вот мы получили нужный эффект.

Шаг 12

Давайте увеличим размытие, немного перетяните ползунок, и вы заметите, как возрос размер круглых дисков.

На этом этапе нужно получить правильный баланс, играя со Светлым боке (Light Bokeh), Светлым диапазоном (Light Range) и Размытием (Blur).

Если снова скрыть верхний слой и посмотреть на фон, можно увидеть, каким красивым и бесшовным он стал благодаря Заливке с учетом содержимого. Нет окантовки или чего-то подобного и нам удалось создать идеальный эффект.

Взглянув на результат до и после, становится очевидно насколько романтичнее и мечтательнее стала фотография.

Наверное, Вы уже не раз видели фотографии с размытым фоном - на языке профессиональных фотографов - эффект размытого фона - называется "боке". Применяется оно очень широко - в самых разных фотографических жанрах, и часто является неотъемлемым элементом фотографии.

Боке (bokeh) - слово японское, и означает - "размытость"... И это действительно так! Правда, не всякая размытость будет являтся - "боке ". Этим словом принято называть размытость фона фотографии, возникающую при малой глубине резкости изображаемого пространства (ГРИП) за четко отснятым объектом.

Боке в портрете. © Карпин Антон
Диафрагма = 1/4,5
Фокусное расстояние = 70мм.

Как получить боке на фотографии? Какую технику использовать?

Конечно, уже из определения понятно - что боке - родная дочь глубины резкости. И, руководствуясь принципами создания фотографий с малой ГРИП - логично предположить, что для создания данного эффекта ГРИП должна быть наименьшей!

Приведем пример настроек фотоаппарата для получения малой ГРИП и соответственно красивого боке...
Берем фотоаппарат: например, Canon 550D, 600D, 1100D или Nikon D3100, D5100 или любой другой зеркальный фотоаппарат и устанавливаем режим "приоритет диафрагмы" (AV), далее смотрим - какая минимальная диафрагма у Вашего объектива. Например - большинства "стандартных" объективов = 3,5 или 5,6 (или она же может маркироваться как 1/3,5 или 1/5,6), ее и устанавливаем. Далее устанавливаем максимальное фокусное расстояние объектива (у "обычных" объективов это чаще всего 55 мм., говоря простым языком - делаем "максимальное приближение"), его и устанавливаем... далее приближаемся к нашей фотомодели как можно ближе, например на пол метра и фотографируем! Если боке не видно - приближаемся еще сильнее

Какая техника поможет нам создать наикрасивейшее боке?

Объектив с предельно малой ГРИП - это объектив с наибольшей диафрагмой. Большинство объективов с F 1.4 - славятся очень даже симпатичным боке! Также - чем больший размер матрицы используется - тем также меньше становится ГРИП. Но - не всегда меньшая ГРИП - добавляет красоты боке...

Как сделать боке - красивым?

Фотографы частенько любят обсуждать - какой красивый или ужасный боке у того или иного объектива. Даже при одинаковой диафрагме и фокусном расстоянии - объектив может "размывать" изображение - вовсе не одинаково!

Возьмем для примера точечный источник света на "размытом" нами горизонте. У "идеального" объектива это пятно - равномерно освещённый круг. Но у реального объектива с диафрагмой, - форма пятна будет повторять формуотверстия диафрагмы. То есть если в объективе всего 4 лепестка диафрагмы - то например огонек далекого фонаря - не попавший в зону резкости - будет размыт не в форме круга, а в форме квадрата! Не очень-то красиво! Поэтому современные объективы имеют максимально возможное количество лепестков диафрагмы.

Например на этой фотографии видно - что у диафрагмы было 8 лепестков, т.к. на ней мы наблюдаем - восьмигранники...


Фотограф: © kevindooley .

Впрочем, и это еще не все различия между формами боке.

Даже если форма размываемой точки близка к кругу - круг этот может быть освещен не равномерно! Это зависит - от оптической схемы объектива - от таланта инженеров пребывающих в вечной борьбе с аберрациями. Например - круг может быть более ярким в центре - и прозрачным по краям. Или наоборот - быть очень ярким по краям - и прозрачным в центре - напоминая по своей форме - кольцо. Попробуем сравнить...

Poe Tatum


А здесь мы видим очень мягкое боке... © gazzat

Как видим - "кольца" смотрятся гораздо хуже и "жестче", чем "мягкие" пятна.

Поэтому перед покупкой объектива - если для Вас важно боке - обязательно посмотрите фотографии сделанные этим объективом до Вас!

Когда, зачем и как - используется боке?

Этот эффект используется для визуального отделения объекта съемки от фона, а также для придания фону некой нейтральности - дабы зритель не отвлекался на созерцание фона - а смотрел, например, на лицо человека на портрете. Кстати - фото-портрет - самый популярный жанр - в котором чуть ли не в обязательном порядке используется боке. Поэтому, если на фотоаппарате Вы выбрали режим "портрет", то фотоаппарат наверняка сам откроет диафрагму - до максимально возможной!

Для использования обозначенного эффекта - желательно чтобы объект съемки - находился на некотором удалении от фона и полностью входил в зону четкой фокусировки. Подбирать необходимые значения диафрагмы и расстояний до объекта и до фона - рекомендую опытным путем.

Можно ли сделать боке - в Photoshop?

Да - это возможно! Например, с помощью плагина alen skin exposure (раньше назывался "alen skin bokeh 2". Но это - тема для отдельной публикации, так как создание боке в Фотошопе, занятие довольно трудоемкое и не быстрое.


Комментарии

1 2 3 4

#34 A. Racter 29.07.2012 19:06

Цитирую Вяч:

A. Racter, а почему для фотоаппаратов с фотосилой 3.5-5.6. вы советуете для боке выставлять 5.6., хотя в статье говорится о необходимости выставления минимального значения?


Спасибо за вопрос!
Как я вижу, у меня написано "3,5 или 5,6 ", ибо, например, при фокусном расстоянии в 55 миллиметров диафрагму "3,5 " на дешевеньком китовом объективе выставить не получится, для этого фокусного расстояния - минимальной диафрагмой как раз будет "5,6 ". А ведь для максимального проявления эффекта боке - стоит выбрать как раз максимальное фокусное расстояние. Но если Вы снимаете с фокусным расстоянием в 18 мм., то выставляйте "дырку" в значении "3,5 " без сомнений!

22.02.2015 7714 Советы по фотографии 0

Боке́ (от яп. ボケ бокэ — «размытость», «нечёткость», «дымка») — термин, появившийся в нашем лексиконе в конце 1990-х годов и описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки. Особенно этот эффект визуализирует появление бликов, которые повторяют форму диафрагмы объектива (яркие кружочки, которые так любят многие).

Для создания боке нет четких настроек и системы измерения. Единственное, что действительно важно - это качество размытия. И, конечно же, надо понимать, что не существует четких границ между хорошем боке и плохим - на этот счет у каждого свое мнение.

Дмитрий Маркелов

Я же постараюсь кратко дать несколько советов, которые могут прояснить картину с этим эффектом у начинающих фотолюбителей.

1. Используйте широкую диафрагму

Фотографируйте на максимально возможной открытой диафрагме (если не при самом маленьком значении (оптические характеристики объектива на крайних значениях диафрагмы не оптимальны), которое позволяет ваш объектив, то на 1-2 стопа меньше). При широко открытой диафрагме глубина резкости уменьшается, а фокус сосредотачивается на небольшой части предмета съемки. Все пространство, окружающее точку фокуса, будет размыто, и соответственно будет образовано боке.

Дмитрий Маркелов

2. Фотографируйте на светосильные объективы

3. Не пренебрегайте зум-объективами

Очень часто зум-объективы подвергаются критике за недостаточно высокое качество боке в сравнении с объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что максимальная светосила зум-объектива чаще всего ограничена значением f/2.8, тогда как это значение у "фиксов" значительно больше (f/1.8, f/1.4 и больше). Однако, если в вашем арсенале имеется зум-объектив, особенно длиннофокусный, вы можете также использовать его с целью создания боке. Увеличив объект съемки, вы отделите его от остальной сцены, тем самым создав выразительное боке.

И не забывайте, что недорогие зум-объективы имеют малые значения максимальной диафрагмы на "длинном" конце (при диапазоне, например, f/3.5-5.6 при крайнем значении ФР значение диафрагмы составит f/5.6), что может оказаться недостаточным для получения боке и приведет к увеличению выдержки для получения нормально экспонированного снимка (что, при низкой освещенности, потребует применение штатива).

Дмитрий Маркелов

Чем ближе вы располагаете камеру относительно объекта съемки, тем более размытым получается фон, а соответственно вероятность появления боке выше. У каждого объектива есть минимальная дистанция от объектива до предмета съемки, при которой возможно наведение фокуса. Макро объективы позволяют фотографировать при самых минимальных расстояниях, размывая большую часть кадра. Конечно, такая техника неприменима к портретной съемке, и достаточно дорогая.

Дмитрий Маркелов

5. О лепестках диафрагмы

Количество лепестком диафрагмы обязательно указывает производитель объектива в его характеристиках. Некоторые утверждают, что диафрагма с большим количеством закругленных лепестков дает более качественное боке. Однако лепестки диафрагмы влияют исключительно на форму боке, которое в большей степени зависит от оптической конструкции объектива.

Дмитрий Маркелов

6. Используйте эффект боке правильно

Боке не должно выходить на передний план (если это не является художественным приемом в конкретной ситуации). Если вы снимаете портрет - глубина резкости должна быть по всему лицу модели, а не только на кончике носа. Поэтому для начала продумайте фотографию, составьте композицию и уж только тогда для большей выразительности прибегайте к использованию этого эффекта, грамотно выставив значение диафрагмы для каждого конкретного случая съемки.

Сегодня делать портретные снимки с не-размытым фоном считается чуть ли не признаком дурного тона. Хотя, разве это началось только сейчас? Пару лет назад, когда Google Camera одной из первых (если не первой) получила программное размытие фона, это стало небольшим, но заметным толчком для развития технологий, поэтому вскоре с той же опцией подтянулись и другие программы-камеры. Алгоритмы обработки фото были неидеальные, а потому и результат не всегда устраивал пользователей. Так о программном размытии фона постепенно позабыли. В 2017 боке вышло на новый виток развития. Теперь аппаратный, а не программный. Сдвоенные камеры сегодня есть даже на некоторых аппаратах среднего или бюджетного ценового сегмента. Увы, качество съемки “двуглазых” середнячков оставляет желать лучшего, а флагманы далеко не всем по карману. А снимать крутые фотки все равно-то хочется! Поэтому ищем обходные пути.

Snapseed

Это мой любимец, потому с него и начнем. Хочется сразу предупредить читателей, чтобы эффектно размыть фон в Snapseed вам придется поработать, но именно это приложение дает самую широкую функциональность и здесь результат будет наилучшим. Попробуем пошагово разобрать процесс создания размытого фона на любом снимке.

  • Выбираем снимок, жмем кнопку “Изменить” (карандаш в правом нижнем углу).
  • Переходим Фильтры-Размытие.
  • Подбираем желаемую форму фильтра (прямоугольник или круг), исходя из того, что фон должен полностью (это важно) быть размытым, границы объекта съемки тоже могут слегка размыться, на последующих этапах мы это исправим.
  • Сохраняем, нажав галочку. Ленивый пользователь на этом этапе может остановиться, но мы не из таких, потому идем дальше.
  • Выбираем историю правок (средняя кнопка в правом верхнем углу).
  • Жмем “Посмотреть изменения”.
  • На этапе “Размытие” нажимаем на стрелку, а в появившемся окошке “изменить” (центральная кнопка).
  • Самый трудный и интересный этап. Создаем маску, постепенно выделяя то, что нужно размыть (или оставить четким, это уж как удобнее). При этом меняем интенсивность размытия, она указана в процентах под фото по центру.

Меняя интенсивность фильтра вы сможете добиться наиболее реалистичного результата. Например, в случае с пони, круп животного мы обрабатываем кистью на 25%, чтобы передать расстояние, такой же кистью мы пройдемся по траве возле морды, чтобы избежать резкой границы.

Point Blur(Размытые фото)

Пожалуй, самая адекватная альтернатива Snapseed. Приложение порадовало приятным современным интерфейсом и богатым набором инструментов. Здесь можно масштабировать и двигать картинку (а можно это запретить), гибко настроить размытие, его интенсивность и тип, менять толщину кисти и многое другое. К недостаткам отнесем неочевидное расположение ластика (все же, пошаговый возврат назад не всегда спасает) и невозможность снизить силу размытия там, где оно уже сделано. Для удобства пользователя в программу встроен простейший корректор основных настроек: яркости, контрастности, насыщенности и т.д. При умелом обращении этих опций будет вполне достаточно для создания достойных фотографий.

AfterFocus

Программа, заточенная именно под создание эффекта боке, довольно известная и уже не новая. Со своими задачами программа справляется неплохо, плюс имеет два режима размытия: ручной и автоматический. Второй хорошо работает только в идеальных условиях, а вот с первым, хоть и придется заморочиться - результат будет отличным. Понравилось, что есть лупа, которая позволить приблизить и тщательнее обработать часть изображения, возможность сохранять незаконченные проекты и наличие гибкой настройки интенсивности размытия. После создания боке, фотографию можно будет дополнительно обработать: добавить виньетирование, изменить яркость, контрастность или применить один из многочисленных фильтров. Не понравилось оформление приложения: оно несовременное и не всегда удобное.

DSLR Camera Effect Maker

Самое лаконичное в нашей подборке приложение. В нем, по сути, всего две опции: или размыть часть фото или оставить четкой часть фото. Эффект боке получается довольно красивый, но сделать его идеально можно только на простых формах, так как масштабирование здесь отсутствует. Можно менять толщину кисти, но этого часто бывает недостаточно. Также, можно изменять интенсивность размытия, но применяется эта настройка только ко всему снимку в целом, а не к отдельным его участкам. К слову, тестовое фото повело себя в приложении странно: перевернулось на 90゜без видимых на то причин.

Tadaa SLR

На iOS аналогичных приложений меньше, но они имеются и хорошего качества. Например, Tadaa SLR. В программе можно быстро выделить основной объект съемки, исправить огрехи при выделении, приблизить часть картинки и отменить последние изменения - это основной набор, необходимый для успешного редактирования снимков. Приложение также позволяет менять интенсивность и тип размытия, имеет набор фильтров для дополнительной постобработки, удобно в работе и приятно оформлено. Стоит отметить, что приложение платное, его стоимость составляет примерно $5.

FabFocus

Эта программа, в первую очередь, создана для редактирования портретов и снабжена встроенным алгоритмом обнаружения лиц. Приложение может работать в автоматическом режиме, самостоятельно находя основной объект и размывая фон. При желании, пользователь может вмешаться в этот процесс, выбрать форму для боке и интенсивность эффекта. В работе программа проста, особого обучения не требует. Зато требует денег, покупка FabFocus обойдется пользователю примерно в $5.

На этом все. О своих любимых редакторах фотографий вы можете рассказать в комментариях.

Слово боке появилось относительно недавно - в конце 1990-х годов. Слово пришло из японского языка, на котором оно означает "нечеткость", "размытость". Боке - это своеобразный рисунок, который формируется из объектов, находящихся вне зоны резкости.

Человек не может своими глазами увидеть эффекта боке, так уж устроен наш глаз, что все видит резко (при нормальном зрении). Вся прелесть боке заключается в том, что при грамотном его использовании можно снимать очень необычные фотографии чуть ли не на ровном месте. Конечно, для этого крайне желательно наличие хотя бы одного "красиво размывающего" объектива.

Известно, что производители фототехники при разработке нового объектива изо всех сил стараются дать ему максимум разрешающей способности и снизить искажения, вызванные аберрациями разных видов - наносят на линзы многослойное просветление, вводят низкодисперсные и асферические элементы, совершенствуют оптическую схему и так далее... Это, впрочем, почти всегда удается - объектив каждой следующей модификации действительно дает более высокую детализацию, чем предшественник, и "прорисовывает" пропорционально растущие мегапиксели.

Но, обратите внимания - среди профессиональной оптики встречаются "нетипичные" объективы, которые намеренно смягчают картинку. Например, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus, Canon EF 50mm 1:1.2L и т.п. Если посмотреть лабораторные тесты, то разрешающая способность у них невысока (особенно по краям кадра). Зачем тогда люди платят бешеные деньги, покупая такую оптику? Они покупают боке!


Боке объектива Canon 50mm f/0.95. Автор фотографии - Moaan

Стоимость объективов, имеющих такое боке, иногда с легкостью переваливаливает за 100 тысяч рублей. Сумма, так скажем, подъемная далеко не для всех. Может есть какие-то варианты подешевле? Да, безусловно... Но впервую очередь нужно разобраться, в каких случаях боке "играет и выигрывает", а в каких "висит бесполезным балластом". Так, глядишь, и обойдемся тем, что имеем!

Обязательно ли иметь дорогую оптику, чтобы получать красивое боке?

Оказывается, нет! За поиском истины для начала обратимся к старой советской "мануальной" оптике, которая стоит копейки по сравнению с "настоящими" Цейссами и Лейками (зачастую, являясь их копиями). Посмотрите это фото (на нем так называемое "крученое" боке):

Как вы думаете, сколько стоит объектив, которым была сделана эта фотография? 20 тысяч? 30 тысяч? Может быть 45? Фотография сделана при помощи объектива "Гелиос" 44-го семейства, самый "крутой" из которого (44-7) можно купить в нормальном состоянии за 3000 рублей (+1000 рублей за переходник с программируемым чипом). В продаже есть и новые Гелиосы, правда, стоят они подороже.

Еще один пример фотографии, на этот раз, сделанной объективом Helios 77 M4 на Canon EOS 450D:

Фотограф - Наталья Ова

Не буду приводить большое количество примеров, вы их можете найти в группе М39-М42 Клуб. Гелиос 40 - там много замечательных фотографий, сделанных Гелиосами, Юпитерами, Индустарами, Таирами, и т.д. - советскими объективами, которые сейчас стоят весьма скромно по сравнению с оригинальной оптикой Canon, Nikon, Pentax и т.д.

Что касается оригинальной оптики - любительские недорогие фиксы в некоторых ситуациях тоже проявляют себя очень неплохо, хотя у них картинка может быть и не такой интересной. Например, эта фотография сделана любительским "полтинником" Canon EF 50mm 1:1.8 II:

Эта фотография интересна тем, что фактура боке перекликается с фактурой на переднем плане - круглые листочки, круглые "бокешки". В виду того, что на фотографии преобладают светлые тона, это добавляет ей легкости и воздушности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что более-менее приемлемое боке у "полтинника 1.8" только на открытой диафрагме, но при этом детализация в зоне резкости не высока.

Конечно, то боке, которое дает недорогая оптика может быть и не столь утонченно-изящное, как у топовых "творческих" объективов но учитывая 20-, 30-, иногда даже 100-кратную разницу в цене, недорогим объективам можно многое простить и рассматривать их как отправную точку в развитии нового виденья старых сюжетов.

Можно ли достичь хорошего боке на зум-объективе?

К сожалению, большинство зумов не может похвастаться хоть сколько нибудь оригинальным или, хотя бы, узнаваемым боке. Китовые объективы 18-55mm со светосилой f/5.6 на длинном конце размывают фон "для галочки", чтобы удовлетворить потребности тех, кто теоретически знает, что на портрете фон должен быть размытым. Вот максимум, что можно выжать из китового объектива:

Фотография была сделана аппаратом Canon EOS 400D с объективом 18-55 мм на длинном конце с максимально открытой диафрагмой (5.6). Дистанция фокусировки - минимально возможная - около 30 сантиметров. Рисунок боке по сравнению с теми же "Гелиосами" получился весьма унылый и безликий - сразу видно, что проектировщики объектива о боке задумывались в последнюю очередь. По пятнышкам размытия будто прошлись инструментом "размытие по Гауссу".

С китовыми объективами все понятно, но что если взять оптику посерьезнее? Ниже приведено несколько примеров фотографий, сделанных на Canon EOS 5D с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L.

Заметно, что боке уже более интересное, чем у китового объектива - вместо размытых пятнышек на заднем плане аккуратные "кругляши" (т.н. диски нерезкости). Однако, при съемке с очень близкой дистанции на длинном конце и максимально открытой диафрагме, диски нерезкости уже начинают отвлекать от перед переднего плана, а это уже не очень хорошо:

Так или иначе нужно найти некую золотую середину, при которой боке дополняет основной мотив, но не пытается его затмить. Следующая фотография сделана с фокусным расстоянием 105 мм и диафрагмой 7.1:

Вывод - интересное боке можно получить и с зум-объективом. Главное, чтобы максимальное фокусное расстояние было более-менее приличным (от 70 мм) и светосила на длинном конце была бы от 1:4 и больше. Но все равно, большинство зумов выглядит компромиссным решением по сравнению со светосильными фиксами.

Количество лепестков диафрагмы - для чего оно указывается в характеристиках объектива?

В характеристиках объектива всегда указывается такая вещь как количество лепестков диафрагмы . На что это количество влияет, знают не все. Тут принцип такой - чем больше лепестков у диафрагмы, тем ближе форма дисков нерезкости к кругу, если диафрагма прикрыта (на открытой диафрагме количество лепестков не оказывает на форму дискков никакоговлияния). Считается, что чем больше лепестков, тем более "правильное" получается размытие, так как диски нерезкости склонны принимать форму диафрагменного отверстия.

Некоторые объективы в виду своих конструктивных особенностей имеют очень необычный рисунок боке! Например, у объектива Зенитар МЕ1 диафрагма имеет форму ромба!

Соответственно, рисунок размытия у этого объектива очень своеобразный:

Еще интереснее боке у зеркально-линзовых телеобъективов, например, MC 3M-5CA 8/500 - оно уже в виде бубликов:


Как оценить боке объектива?

Возможно, после просмотра приведенных в статье фотографий, вы уже задумываетесь о покупке нового стекла, чтобы заняться подобными экспериментами. Как выбрать? Расскажу историю из своего опыта...

Когда-то давно при покупке портретного объектива , продавец продемонстрировал мне примеры портретных фотографий с настолько сильно размытым фоном, что складывалось впечатление, будто фотографировали на фоне покрывала. Что-то вроде этого:

Продавец с восхищением говорил: "Посмотрите, как он круто размывает задний план!" На самом же деле, задний план не просто размыт, он убит. Проблема здесь уже не в объективе, а в построении кадра. Если дистанция от объекта до заднего плана велика, задний план будет размыт "в ноль" и фотография легко может потерять объем - фигура портретируемого будет выглядеть будто наклеенной на задний план (хотя, некоторые это преподносят как достоинство). Лично я считаю, чтобы сохранить объем, лучше обеспечть плавный уход заднего плана в размытие. Проще всего это сделать, если между передним и задним планам будут располагаться какие-то промежуточные объекты (желательно, однотипные), которые будут размываться по-разному - чем дальше, тем сильнее. Пример фотографии, где боке является полноправной частью композиции:

Фотограф - David Hendrawan, Сanon EOS 7D + Helios 40-2 / 85mm f1.5

На этой фотографии видно, как меняется степень размытия объектов заднего плана по мере удаления от модели (да еще и тональная перспектива здесь играет не последнюю роль). Благодаря этому объем на фотографии передан "от и до". Кстати, неизвестно, что больше привлекает внимание в этой фотографии - модель или размытый фон. Если вы смотрели подборки художественных портретных фотографий, наверняка обратили внимание, что уходящие вдаль аллеи, по краям которых растут кусты и деревья - чуть ли не излюбленное место для фотографов-портретистов.

Возвращаясь к теме оценки боке (желательно, до покупки объектива), ищите в интернете примеры именно художественных фотографий - портретов, макро, просто крупных планов, сделанных именно на пестром фоне - только в таких условиях можно увидеть реальное боке объектива. И поменьше слушать продавцов! Почти всегда у них иные критерии оценки объективов, нежели у творческих личностей, вроде нас с вами:)

Ну и напоследок, еще одна тема, которая волнует многих...

Можно ли создать боке в Фотошопе?

Есть несколько программных способов смоделировать боке. Один из них - инструмент "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) в Adobe Photoshop.

Давайте попробуем сравнить результат программного и оптического размытия. В качестве объекта съемки выберем конструкцию из светодиодных гирлянд:

Сначала, давайте сделаем размытие в Фотошопе. Используем инструмент "размытие при малой глубине резкости", выбираем имитацию объектива с 8-лепестковой диафрагмой. Вот что получилось:

Мне одному кажется, что это очень похоже на боке китового объектива 18-55 мм? А вот так размыл картинку объектив Гелиос 44М (58 мм, 1:2):

Я думаю, и без объяснений видно, что второй вариант гораздо красивее и интереснее. Программное размытие получилось монотонным и скучным. Размытие оптическое имеет определенную фактуру, форму (у разных объективов она разная). Диски нерезкости имеют четкие края. Таким образом, боке, полученное при помощи подобного объектива способно превратить заурядный и банальный мотив в оригинальную художественную фотографию!


p.s. На заднем плане - такая же гирлянда, что и на переднем, но воспринимается она совсем иначе.