В разделе вы найдете работы разные по жанру (научные, популярные, информационные) и по объему (тезисы, статьи, книги). Объединяет их одно - тема.

Социальное становление молодежи в клубе по месту жительства. Книга первая

Предлагаю вашему вниманию совместную работу с А.В. Волоховым, профессором, доктором педагогических наук, заместителем Председателя Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО». Алексей Васильевич - мой учитель, человек, благодаря сотрудничеству с которым мне удалось написать и защитить докторскую диссертацию, которая и положена в основу книги.

Социальное становление молодежи в клубе по месту жительства. Книга вторая

Эта книжка вместе с первой частью составляют научно-методический комплекс по проблемам организации работы по месту жительства в нашем веке. Если в первой части мы изложили теоретические подходы, то во второй части даны конкретные методики работы по месту жительства в контексте предлагаемой теории.

Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. Ярославль, 2008г.

Актуальная модель организации работы по месту жительства на основе сетевого подхода. Вариант

В брошюре представлена авторская модель организации работы по месту жительства, основанная на идеях теории сетевого общества Мануэля Кастельса. Центральным звеном модели являются досуговые потребности различных групп населения, а основными субъектами деятельности - жители города Москвы объединенные в некоммерческие организации, общественные объединения, клубы по месту жительства.

Психолого-педагогическое сопровождение самоорганизации молодежи в социо-культурном пространстве места жительства

Это первоначальный вариант статьи, который был подготовлена мною и Т.В. Шининой для публикации в Вестнике Московского государственного университета культуры и искусства. В последствии работу пришлось сократить. Но думается, что в первоначальном виде она более гармонична.

Несколько выводов из анализа опыта организации работы с населением в местных сообществах за рубежом

В октябре 2010 года Институт международных социально-гуманитарных связей проводил в Москве международную научно-практическую конференцию по организации работы с молодежью по месту жительства за рубежом. С этим докладом я выступала.

Актуальные проблемы модернизации деятельности подростково-молодежных клубов по месту жительства

Основные идеи модернизации - постепенный перевод системы деятельности по месту жительства с «заявительной модели» на «потребностную», формирование пространства свободного общения, разработка инновационных педагогических технологий, способствующих формированию у молодых людей персонального жизненного проекта и готовности к его реализации.

Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Положение детей в Российской Федерации

Доклад "Положение детей в Российской Федерации" был подготовлен Комитетом по социальной политике и здравоохранению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010г. Для тех, кто работает по месту жительства важным является тот факт, что впервые в официальных документах прозвучала информация о состоянии дел в этой сфере в отдельных регионах страны, а также даны рекомендации по тенденциям ее развития и нормативному обеспечению. Представляем вашему вниманию извлечения из этого документа.

Клубные технологии. Глава первая

Учебно-методическое пособие "Клубные технологии" вышло в 2005 году по заказу Федерального Агентства по образованию Российской Федерации. С тех пор прошло уже 6 с лишним лет. Многое изменилось. Были написаны другие научные и методические работы. Однако, именно эту книжку, почему-то, просят опубликовать на сайте наши пользователи. Идем на встречу коллегам.

Правовой основой организации физкультурно-оздоровительной деятельности по месту жительства со старшим поколением являются:

  • 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
  • 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.
  • 3. Трудовой кодекс Российской Федерации. № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.
  • 4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. № 159-ФЗ от 09.07.1999 г.
  • 5. Налоговый кодекс Российской Федерации. № 117-ФЗ от 09.07.1999 г. №155-ФЗ, от 05.08.2000 г.
  • 6. Земельный кодекс Российской Федерации. ФЗ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ.
  • 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.
  • 8. Закон РФ «О некоммерческих организациях». № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.
  • 9. Закон РФ "Об автономных учреждениях" № 174-ФЗ от 03.11. 2006 г.
  • 10. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации". № 329-ФЗ от 04.12.2007 г.
  • 11. ГОСТ Р 52024-2003 Государственный стандарт РФ. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования.
  • 12. Приказ МЗ РФ «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» от 20. 08. 2001 г. № 337.
  • 13. Приказ МЗ и СР РФ «Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» от 09.08.2010 г. № 613-н.
  • 14. Закон Красноярского края «О физической культуре и спорте Красноярского края». № 11-5566 от 21.12.2010 г.
  • 15. Долгосрочная целевая программа «От массовости к мастерству» на 2011-2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства Красноярского края № 575-п от 20.11.2010 г.

Методические документы

16. Программный материал, методические указания и примерные учебные планы по занятиям массовыми видами спорта с оздоровительной направленностью. Рекомендовано Управлением развития физической культуры Госкомспорта России 24.06.2001 г.

Цели и задачи спортивного клуба по месту жительства. Спортивный клуб по месту жительства создаётся для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере физкультуры и спорта, а также для широкого привлечения детей, подростков, молодежи и взрослого населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни, организации активного отдыха, повышения уровня физического развития.

Основными задачами спортивного клуба по месту жительства являются оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг разным категориям населения. К спортивным услугам относят:

  • - проведение занятий по физической культуре и спорту;
  • - проведение спортивно-зрелищных мероприятий;
  • - организацию и проведение учебно-тренировочного процесса;
  • - предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению;
  • - информационно-консультативные и образовательные услуги;
  • - прочие спортивные услуги.

Спортивные услуги должны соответствовать требованиям стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида. Требования к спортивным услугам должны учитывать интересы потребителей и обеспечивать:

  • - формирование здорового образа жизни потребителей;
  • - безопасность и экологичность;
  • - точность и своевременность исполнения;
  • - эргономичность и комфортность;
  • - эстетичность;
  • - зрелищность услуг;
  • - этичность обслуживающего персонала;
  • - социальную адресность;
  • - информативность.

Формирование здорового образа жизни потребителей предусматривает:

  • - соответствие оказываемой услуги потребностям и физическим возможностям потребителя услуги;
  • - доступность и обеспеченность населения спортивными услугами;
  • - использование исполнителем услуги индивидуальных методик (планов) занятий и индивидуальной системы тренировок по выбранным видам услуг;
  • - использование различных видов общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий по поддержанию здоровья, включая закаливание, массаж, правильное питание и пр.;
  • - систематическое врачебно-педагогическое обеспечение спортивных услуг в процессе их оказания потребителю;
  • - распространение знаний о спортивных услугах как важнейшем средстве формирования здорового образа жизни.

Финансово-хозяйственная деятельность спортивного клуба по месту жительства. Финансирование деятельности спортивного клуба по месту жительства осуществляется на основе муниципального заказа и муниципальных нормативов. Муниципальные задания для спортивного клуба по месту жительства в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает муниципальный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания спортивным клубом по месту жительства осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за спортивным клубом по месту жительства учредителем или приобретенных спортивным клубом за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовые средства выделяются спортивному клубу по месту жительства также на основе краевых целевых программ.

Спортивный клуб по месту жительства вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, направляются на укрепление материально-технической базы, организацию культурно-спортивной деятельности и на материальное поощрение работников спортивного клуба по месту жительства.

Имущество спортивного клуба по месту жительства закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества является муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения спортивным клубом по месту жительства своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кадровое обеспечение деятельности спортивных клубов по месту жительства.

Комплектование спортивного клуба по месту жительства кадрами производится на основе примерных штатных расписаний.

Непосредственное проведение занятий в обособленных подразделениях осуществляется штатными тренерами-преподавателями, инструкторами по физической культуре.

К выполнению работ, оказанию услуг могут привлекаться лица на основе договоров гражданско-правового характера.

К выполнению работ могут привлекаться добровольцы на основе договора о добровольческом труде.

Основной характерной чертой волонтерской деятельности является осуществление социально ценной деятельности без какой-либо оплаты в свободное время без принуждения или зависимости.

Успешное привлечение к деятельности движения волонтеров возможно при соблюдении следующих условий:

  • - подбор работы и заданий, совпадающих с интересами, способностями и возможностями участника движения;
  • - инструктирование с подробным обсуждением задач, ответственности, подчиненности, требований, технологии работы и ненавязчивый контроль;
  • - определение временных рамок (гибкого графика) деятельности каждого добровольца, сроков и продолжительности его деятельности в соответствии с его семейными, образовательными, производственными, финансовыми, жилищными и другими возможностями;
  • - поощрение проявления самостоятельности, инициативы, принятия решения в сложной ситуации, внимание и забота о каждом, доброжелательное обсуждение ошибок, отстранение от волонтерской деятельности в случае необходимости;
  • - распределение обязанностей и ответственности среди членов движения, их взаимозаменяемости; наличие постоянно пополняемого резерва добровольцев;
  • - обучение и повышение квалификации добровольцев; предоставление возможности каждому получения новых знаний, самостоятельности в создании собственных объединений и программ;
  • - пропаганда движения в средствах массовой информации, создание специальных газет, теле- и радиопередач.

Организация деятельности спортивного клуба по месту жительства.

Спортивный клуб по месту жительства разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов населения, муниципального заказа органов местного самоуправления. Программа деятельности спортивного клуба определяется в соответствии с профилем клуба.

Спортивный клуб по месту жительства организует свою работу в течение всего календарного года согласно плану и расписанию работы. На летний период составляется особое расписание, отражающее специфику сезона: отпускной период работников клуба, каникулы, общий план летних мероприятий района (города). Составляется также календарь спортивно-массовых и план культурно-массовых мероприятий клуба на год, квартал.

На здании, где располагается спортивный клуб по месту жительства, в обязательном порядке размещается вывеска с указанием названия клуба, режима его работы (в зимнее и летнее время).

Спортивный клуб по месту жительства сотрудничает с органами территориального общественного самоуправления по вопросам организации досуговой деятельности населения по месту жительства.

Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным программам.

Занятия в спортивном клубе по месту жительства проводятся в соответствии с графиками и расписаниями в форме тренировок, консультаций, соревнований, а также участия в физкультурно-спортивных праздниках, агитационно-пропагандистских пробегах, показательных выступлениях и другом.

Внимание к старшему поколению обусловлено тем, что одной из основных тенденций изменения демографической ситуации в Красноярске, как и по всей стране, остается прогрессирующий процесс старения его населения. Отметим, что для лиц старшего поколения характерно наличие значимого жизненного и практического опыта, творческого потенциала, сочетающегося с желанием быть активным членом общества. В тоже время отмечается невостребованность способностей и возможностей старших людей. Работа с людьми старше 45 лет целенаправленно ведется с сентября 2001 года.

В настоящее время в городе под руководством 15 опытных инструкторов занимаются 44 группы общей численностью свыше 1000 человек в возрасте от 45 лет. Каждая группа выбрала для себя приоритетное направление оздоровления средствами физической культуры. Это и элементы аэробики, шейпинга, хатха-йоги, йоги, пилатеса, аэробики, ритмической и дыхательной гимнастики, а также общие физические упражнения, адаптированные под людей старшего возраста. Занятия проходят под руководством инструктора. С каждым инструктором заключен договор о порядке и условиях работы согласно требованиям к проведению физкультурно-оздоровительных занятий и санитарно-гигиенических (эпидемиологических) норм. Главное управление по физической культуре и спорту администрации города Красноярска предоставляет помещения для организованных занятий физической культурой с лицами старшего возраста на безвозмездной основе (по 2-3 раза в неделю для каждой группы, продолжительность занятий 1,5 - 2 часа).

Группы здоровья принимают активное участие во многих районных и городских мероприятиях: «День города», оздоровительный конкурс «Стартуют все», «День физкультурника», «Красноярский городской форум», утренние и вечерние летние оздоровительные зарядки на открытых площадках города, мультиспортивные соревнования.

Начиная с 2004 года, в г. Красноярске проводится «Фестиваль возможностей» среди групп здоровья для лиц старшего поколения. Фестивальная форма в современной России, как впрочем, и в мировом сообществе необычайно популярна и распространена. Цель «Фестиваля возможностей» - предъявление и распространение опыта людьми старшего поколения, возрождение и сохранение спортивных традиций, решение воспитательных задач. Мы стремимся к событийной организации фестиваля, поскольку полнота связей и отношений между людьми обеспечивается только в структуре событийной общности, основная функция которой - развитие. Такая организация фестиваля предполагает определенный характер действия людей-организаторов и освящения события - все, что там происходит, происходит не случайно, а с определенным культурным (историческим, общественным) смыслом.

Первый фестиваль в 2004 году был ориентирован на физкультурно-показательные выступления людей старшего возраста. Второй фестиваль возможностей в 2005 году включал в себя, помимо демонстрации достижений по самооздоровлению средствами физической культуры, концертные выступления участников групп здоровья, посвященные 60-летию со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В программу фестиваля 2006 года были дополнительно включены показательные выступления ветеранов спорта.

Такие выступления являются лучшим показателем творческого и физического долголетия. Тематикой фестиваля 2009 года стал «Танцевальный марафон». Каждая команда представляет публике трехминутное музыкально-спортивное выступление с элементами танца, фитнеса, аэробики, и также с атрибутами свободного творчества (песнями и стихами).

Отметим, что проведение фестиваля дает возможность:

  • * поддержать активную жизненную позицию людей старшего поколения;
  • * приобрести опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности;
  • * осуществить поликультурное разновозрастное взаимодействия, что способствует оформлению успешной личной деятельности.

В рамках проекта «Эстафета поколений» особое место занимает работа среди горожан с ограниченными возможностями здоровья - еще одна добрая и светлая традиция спортивного Красноярска. Для реализации этого направления в семи районах города работают 11 инструкторов специализированных физкультурно-оздоровительных групп (по 1 инструктору при районных обществах инвалидов, 4 инструктора при обществах инвалидов по зрению и слуху). Для этой категории населения приобретается оборудование для занятий спортом, спортинвентарь, специализированные тренажеры, инвалидные коляски для членов районных обществ, приобретен и установлен подъемник в бассейне спортивного комплекса «Сибиряк».

Еще одно направление проекта «Эстафета поколений» - развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства.

С марта 2013 года в Кировском районе в спортивном комплексе «Армеец» и в спортзале ЭВРЗ открылись новые группы здоровья со старшим поколением. По программе «Старшее поколение» стали работать две группы: в Академгородке в библиотеке им. А.А. Блока и в Академии борьбы им. Д.Г. Миндиашвили. Таким образом, с начала 2013 года в Красноярске открылись две новые точки для занятий людей старшего поколения («ЭВРЗ» и «Армеец») и еще две ранее существующие группы («Академия им. Миндиашвили и Академгородок) были включены в программу «Старшее поколение» и переведены на бюджетное финансирование. В фестивале возможностей 2013 года примет участие рекордное число команд - 24. Они представят зрителям свои трехминутные спортивно-музыкальные выступления.

С 2002 года в Красноярске действуют группы здоровья среди людей старшего возраста в рамках реализации городской целевой программы «Старшее поколение». С 2008 года данное направление поддерживается еще и ГЦП «Физическая культура и спорт в городе Красноярске».

В 2012 году во всех районах города работают 20 инструкторов, которые занимаются физической культурой с людьми старшего поколения. В своих занятиях со старшим поколением инструкторы используют различные методики. Занятия проводятся бесплатно.

В группу здоровья может записаться любой житель Красноярска, достигший возраста 45 лет и старше. Обязательным условием является наличие у желающего заниматься допуска от врача о том, что его общее состояние здоровья позволяет заниматься физическими упражнениями.

На сегодняшний день в г. Красноярске действует 21 физкультурно-спортивный клуб по месту жительства, однако их работа в преимущественной степени ориентирована на детско-юношеский возраст. Единицы из них осуществляют работу со старшим поколением, в связи с отсутствием возможностей проведения, недостатком инфраструктуры, оборудования и инвентаря. В городе Красноярске в середине 2012г. было открыто учреждение "Центр Спортивных Клубов", которое занимается физкультурно-оздоровительной работой с населением по месту жительства. На базе этого учреждения были созданы физкультурно-спортивные клубы, в одном из которых ведётся физкультурно-оздоровительная работа со старшим поколением по месту жительства.

Положение о муниципальном клубе по месту жительства граждан

  1. Общие положения

1.1. Положение клубе по месту жительства граждан разработано на основании нормативных документов, применяемых в МБУ «КМЖ»: Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ № 1101 «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», Приказ Минспорта РФ № 1125 от 27.12.2013 г. «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Закон Кемеровской области № 30-ОЗ «О физической культуре и спорте», Уставом МБУ «КМЖ» и иными внутренними локальными актами МБУ «КМЖ».

1.2. Основные понятия:

а) клуб по месту жительства граждан — один из социальных институтов, объединяющий на добровольной основе детей, подростков и взрослых, совместно участвующих в деятельности клуба, созданный в структуре муниципального бюджетного учреждения «Клубы по месту жительства»;

б) объединения — кружки, секции, команды, студии, группы, ансамбли, творческие лаборатории по интересам, курсы и т.д., действующие в структуре клуба по месту жительства граждан;

в) участники клуба – дети дошкольного и школьного возраста, молодежь, взрослое население, систематически участвующие в деятельности одного из объединений клуба по месту жительства граждан, а также добровольные помощники, представители общественности, способствующие организации клуба.

  1. Основные требования к клубу по месту жительства

2.1. Клуб по месту жительства граждан осуществляет свою деятельность на основании Положения о клубе. Положение о клубе согласовывается с директором МБУ «КМЖ».

2.2. Клуб строит свою работу с учетом возраста (с 6 лет и старше), интересов участников клуба и может быть как профильным, так и многопрофильным.

2.3. По основным направлениям спортивной и досуговой деятельности в клубе могут быть созданы кружки, секции, команды, студии, группы, ансамбли, творческие лаборатории, театры, курсы.

2.4. В клубе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций, за исключением детских и юношеских общественных организаций, созданных по инициативе детей и подростков.

2.5. Клуб по месту жительства несет ответственность за:

а) качество предоставляемых услуг населению города (физическим и юридическим лицам);

б) соответствие форм и методов своей деятельности возрасту, интересам и потребностям участников клуба;

в) жизнь и здоровье детей дошкольного и школьного возраста во время их нахождения в клубе и проведения мероприятий;

г) нарушение прав и свобод участников клуба;

д)невыполнение функций, определенных Положением о клубе;

е) иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

2.6. Методическую помощь клубу, в соответствии с его основным видом деятельности, осуществляет отдел спорта МБУ «КМЖ».

3. Организация клуба

3.1. Клуб в структуре МБУ «КМЖ» создается по распоряжению Главы города по представлению соответствующего управления администрации города. Место расположения клуба и его профиль согласовывается с соответствующим территориальным управлением администрации города. При организации клуба учитываются наличие помещения, финансовая возможность материально-технического обеспечения клуба.

3.2. МБУ «КМЖ», в структуре которого действует клуб, утверждает расписание работы клуба, график работы сотрудников, расписание занятий в объединениях, штатное расписание, программы деятельности, смету доходов и расходов клуба.

4. Участники клуба и работники клуба

4.1. Возрастные рамки участников клуба определяются в Положении о клубе в соответствии с его профилем, программами деятельности.

4.2. Прием в клуб осуществляется на основании письменного заявления желающего участвовать в деятельности клуба или родителей (законного представителя), если ребенок не достиг 14-летнего возраста. Также предоставляется справка о состоянии здоровья и допуске к занятиям.

Основной прием в клуб осуществляется с 1 по 15 октября. Дополнительный прием в клуб осуществляется в течение всего календарного года.

4.3. Участники клуба должны быть ознакомлены с Положением о клубе, правилами поведения и другими документами, регламентирующими деятельность клуба.

4.4. Участник клуба имеет право участвовать в нескольких объединениях. Формирование контингента участников обуславливается финансовыми, материально-техническими, кадровыми возможностями и профилем клуба, а также существующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, регулирующими деятельность клуба.

4.5. Формирование списочного состава проводится на основе соблюдения равных прав желающих заниматься в клубе. Конкурсный отбор в объединения по любым основаниям запрещается. При приеме запрещено требовать какие-либо документы и информацию, за исключением адреса фактического проживания, места учебы, а также места работы родителей. Справка о состоянии здоровья, документ, удостоверяющий возраст, согласие родителей требуются только в случае специфики видов деятельности клуба, отраженной в планах и программах работы клуба.

4.6. Права и обязанности участников клуба определяются Положением о клубе.

4.7. Из состава участников клуба могут формироваться одновозрастные и разновозрастные объединения по интересам.

4.8. Основанием для исключения из клуба является неоднократное нарушение дисциплины и общественного порядка, приводящее к дезорганизации работы клуба. Решение об исключении принимается работником клуба, руководящим конкретным объединением.

4.9. К работе в клубе допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, специальные навыки работы с детьми, подростками, молодежью и взрослым населением и отвечающие тарифно-квалификационным характеристикам по должности (тренера, инструктора по спорту) клуба по месту жительства.

4.10.Трудовые отношения работника клуба регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

4.11. МБУ «КМЖ», в структуре которого находится клуб, устанавливает заработную плату работникам клуба на основании действующих нормативных правовых актов и внутренних локальных нормативных актов МБУ «КМЖ».

5. Основы деятельности клуба

5.1. Основные цели клуба:

а) создание условий для организации спортивного и культурного досуга, поисковой, трудовой, творческой, физкультурно-спортивной и другой деятельности по месту жительства граждан;

б) развитие творческих, физических и интеллектуальных способностей детей и подростков;

в) поддержка детей и подростков, взрослого населения в культурно — досуговой сфере, в профессиональном и личном самоопределении, адаптации их к жизни в обществе;

г) организация оздоровительной физкультурно-массовой работы по месту жительства граждан;

д) предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

е) организация семейного отдыха;

д) организация и проведение занятий для людей с ограниченными возможностями здоровья.

5.2. Клуб разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов населения, муниципального заказа органов местного самоуправления. Программа деятельности клуба определяется в соответствии с профилем клуба.

5.3. Клуб организует свою работу без выходных дней согласно расписанию работы. На летний период составляется особое расписание, отражающее специфику сезона: отпускной период работников клуба, каникулы учащихся, общий план летних мероприятий района. Составляется также календарь спортивно-массовых и план культурно-массовых мероприятий клуба на год, квартал, месяц. На здании, где располагается клуб, в обязательном порядке размещается вывеска с указанием названия клуба, режима его работы.

5.4. Клуб сотрудничает с педагогическими коллективами образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям по договору с ними. Клуб сотрудничает с органами территориального общественного самоуправления по вопросам организации досуговой деятельности населения по месту жительства.

5.5. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным программам.

5.6. Клуб может оказывать платные услуги согласно порядку установленному администрацией города. Данная деятельность не относится к коммерческой. Средства, полученные от платных услуг, направляются на укрепление материально-технической базы, организацию культурно-спортивной деятельности и на материальное поощрение работников клуба.

6. Руководство клубом и управление его деятельностью

6.1. Руководство клубом осуществляется начальником структурного подразделения (клуба) либо начальником клуба (спортивного), который несет ответственность за результаты деятельности клуба.

6.2. Согласно Положению о клубе в нем может создаваться Совет клуба из числа его участников. Формирование, порядок избрания, полномочия Совета клуба определяются Положением о клубе.

6.3. Клуб ведет учет своей деятельности по:

а) развернутому списку членов клуба;

б) списку подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

в) журналу учета посещаемости;

г) журналу учета посетителей;

д) календарю спортивно-массовых и плану культурно-массовых мероприятий клуба;

е) расписанию занятий для занимающихся;

ж) графику работы для сотрудников;

з) другим необходимым документам.

7. Финансово-хозяйственная деятельность клуба

7.1. В целях обеспечения деятельности клуба за ним закрепляется имущество на праве оперативного управления.

7.2. Клуб не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом клуба, в том числе приобретенным за счет бюджетных и внебюджетных средств.

7.3. Инструктор по спорту, тренер, начальник структурного подразделения (клуба), начальником клуба (спортивного) и другие материально ответственное лицо клуба несет ответственность перед МБУ «КМЖ» за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

7.4. Финансирование клуба осуществляется на основе местных нормативов финансирования.

7.5. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов для организации деятельности клуба могут быть:

а) бюджетные средства;

б) средства родителей занимающихся;

в) добровольные пожертвования физических лиц и юридических;

г) средства, полученные от предоставления платных услуг.

д) иные средства, незапрещенные действующим законодательством РФ.

7.6. Финансово-хозяйственные операции, бухгалтерский учет ведет МБУ «КМЖ».

Опыт воспитательной деятельности

в детском и подростковом клубе по месту жительства

С 2009 по 2014 год работала в детском и подростковом клубе по месту жительства «Огонек. Построение воспитательной системы в клубе было направлено на развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Главной своей задачей считаю создание в клубе единого коллектива детей, подростков и их родителей, в том числе содействие саморазвитию личности воспитанника, реализации его творческого потенциала .

Воспитывать нравственные качества детей и подростков не просто, тем более что в клубе разный контингент учащихся. Следовательно, необходимо формировать нравственную культуру ребенка, подростка - правдивой и искренней, в ней не должно быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с воспитанниками на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Для детей и подростков в клубе «Огонёк» создаю такую атмосферу, где им будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его ждут, любят, ценят, окружают заботой, помогут верным советом. Обустройство и оформление помещения играют важную роль в привлечении школьников.

Каждого воспитанника, в детском и подростковом клубе, должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Стараюсь найти для ребенка то занятие, в котором он будет чувствовать себя комфортно при этом, не ущемляя интересы других детей. Также индивидуально подхожу к разработке и написанию сценария, в котором подыскиваю образ персонажа под ребенка.

Особое внимание уделяю детскому самоуправлению. Это совместная деятельность воспитанников (младших и старших), их равноправное отношение и управление своим поведением и собственной деятельностью. В клубе «Огонёк» избран лидер и актив клуба, отвечающие за разные направления деятельности: планирование, организацию, проведение мероприятий; участие в соревнованиях и слетах; художественное оформление; фотографирование и видео съемку.

На протяжении 5 лет, в клубе создала хорошие отношения между воспитанниками: старшие терпеливо и доступно объясняют, рассказывают и делятся опытом с младшими школьниками, помогают им в творчестве, являются положительным примером; младшие в свою очередь стремятся к освоению и познанию нового и интересного, могут свободно, без стеснения задать интересующие их вопросы, узнать необходимую информацию у старших. Коллектив клуба «Огонёк» дружный и сплоченный.

Клуб по месту жительства является своеобразной группой продленного дня. Ребята приходят в клуб не только чтоб отдохнуть, развеяться, пообщаться и организовать свой досуг, но и сделать уроки. Оказываю помощь при подготовке и объяснении школьного материала, в этом мне охотно помогают старшеклассники.

Систему воспитательной работы с детьми и подростками строю опираясь на следующие виды деятельности: игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, познавательную, интеллектуальную, досуговую.

Применяю разнообразные формы работы: беседы, анкетирования, концерты, проектная и исследовательская деятельность, творческие конкурсы и олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, праздники, акции, просмотр фильмов, спортивные мероприятия и соревнования, трудовой десант, походы, игры КВН.

Одним из важных аспектов воспитательной системы, является духовно-нравственное воспитание. Для формирования нравственных чувств у детей и подростков, организую и провожу такие мероприятия как встречи с ветеранами ВОВ, цикл мероприятий к 23 февраля и 9 мая, а также военно-спортивные игры.

Особое внимание в воспитательной работе с детьми и подростками уделяю толерантности. Клуб «Огонёк» посещают дети разных национальностей, разного социального положения и статуса, дети детского дома, поэтому очень важно создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, взаимовыручки, сдержанности, уступчивости и терпимости.

Активно развиваю интеллектуальное направление, расширяя кругозор школьников, либо отдельно занимаюсь с ребенком по индивидуальному плану.

Спортивное направление является самым популярным среди воспитанников. Я провожу не только внутриучрежденческие мероприятия, но и городские в которых дети и подростки с радостью принимают участие. Выставляю команды от клуба в различных соревнования и конкурсах, ребята занимаю призовые места, чем радуют не только меня, но в первую очередь себя и своих родителей.

Например, ежегодное участие в играх-приключениях: городской туристический слет «Кто на новенького?», городские командные соревнования эколого-этнографического характера с элементами туристской техники «Лапландские легенды Хибин» и другие совместные мероприятия. Данные мероприятия способствующие формированию детской и подростковой толерантности и сплочению коллектива, но и повышения детской самооценки.

Для большинства воспитанников клуб «Огонёк» – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Игры, праздники, соревнования, настольный теннис, танцы, беседы – все это объединяет нас вместе. Но не только воспитанники принимают активное участие в жизни клуба. Родители детей и подростков помогают в подготовке, проведении и организации различных мероприятий; участвуют совместно с детьми в конкурсах; наблюдают за их творческими достижениями.

Воспитание ребенка, формирование личности - это общая цель педагога и родителей . Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, беседы, проведение семейных праздников), мне удается решать многие возникающие проблемы. Свою работу с родителями выстраиваю на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности всех участников образовательного процесса. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.

40. Клубные технологии в работе с молодежью.

Определение и основные типы клубов. Специфика клубных технологий в сфере работы с молодежью. Организация работы подростково-молодёжного клуба по месту жительства (документы, регламентирующие деятельность клуба, планирование работы клуба, способы мотивации и вовлечения членов клуба).

Определение и основные типы клубов. Самые первые клубы появились в Англии (клуб – сообщество людей, которые вносят взносы, чтобы реализовать свои интересы в разных областях). Это были элитные заведения, определенные места для встреч.

Клуб – форма собственной самоорганизации граждан, создаваемая в рамках определенного физического/виртуального пространства с целью реализации специфического интереса его участников, характеризующееся особыми параметрами клубности.

Клубность – совокупность признаков клуба как формы общественной самоорганизации.

Миссия молодёжного клуба: помощь молодому человеку осознать ценность и неповторимость своей личности.

Функции молодёжного клуба: досуговая, функция индивидуализации, социальной адаптации, социально-педагогическая, ценностная, социально-культурная, профилактическая, образовательная, рекреативно-оздоровительная.

Типы клубов:

1.созданные на основе ведущего интереса: а). танцевальные (шоу-мастер, электрик-лайт); б). в основе игровая деятельность(ролевые игры, военно-историческая реконструкция); в). в основе творчество (КВН, фан-клубы); г). на основе компьютерных технологий (досуг, игры, технологии); д). спортивные клубы.

2.клубы, членство в которых на основе совместно пережитом обществе: а). участники войны (Афган, Чечня); б). ликвидаторы Чернобыльской АЭС.

3.клубы, основанные на принадлежности к группе, выделенной на основе определенного признака (клуб выпускников ОРМ, миллионеров);

4.основа – вера (мусульманские, христианские и т.д.);

5.основа – национальность. Цель – национальная самоидентификация молодого человека (немецкие клубы);

6.основа – гендерный признак (таких клубов было много в 60-70-х гг, женских существовало больше, чем мужских);

7.основа – организация семейного досуга.

8.клуб как социальный заказ (на основе государственного учреждения).

Специфика клубных технологий в сфере работы с молодежью. Многофункциональное и многомерное клубное пространство есть объективно существующая устойчивая система связей между субъектами клубной деятельности, проявляющая себя в наборе социальных ролей субъектов клуба, взаимообусловленности и взаимозависимости различных видов деятельности, системе организации общения и взаимодействия субъектов, способах организации физического или виртуального пространства клуба. Сформированное клубное пространство является специфическим фактором социального становления молодого человека в подрастково-молодёжном клубе, способствующим развитию средствами клубной деятельности интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциональной сфер индивидуальности и сферой саморегуляции.

Механизмами социального становления, присущими подрастково-молодёжному клубу по месту жительства, являются: экзистенциональный механизм, проявляющийся в свободном выборе субъектом клубного сообщества типа клубного объединения, форм и способов участия в нем, а также меры ответственности, принимаемой индивидом за результат своего выбора и выборов своих товарищей.

Инструментами этого механизма выступают ситуации реального выбора молодым человеком формы и степени участия в клубной жизни; институт членства; разработка и реализация молодёжных социальных проектов; средовой механизм – формирование многофункционального клубного пространства, в котором обеспечивается развитие различных сфер индивидуальности, от интеллектуальной до экзистенциональной. Инструментами реализации данного механизма выступают многоуровневые программы клуба, территория свободного (непрограммируемого) общения, социальные пробы, система клубного самоуправления, механизм стилизации. Инструментами этого механизма выступают, во-первых, клубность, подразумевающая наличие специфического стиля клуба, во-вторых – возможность развития в клубе специфической молодёжной субкультуры; коммуникативный механизм социального становления реализуется благодаря общению как основе клубной деятельности. Клубная специфика этого механизма заключается в возможности организации разных уровней общения – индивидуального, группового, коллективного. Механизмы социального становления реализуются благодаря исполнению клубных технологий.

Клубная технология – описание условий протекания, содержания, форм, методов и структуры, системы организации и обеспечения деятельности клуба, направленной на достижение четко осознаваемой цели. Специфической ролью подростково-молодёжного клуба по месту жительства в социальном становлении подрастающего поколения является создание в непосредственной близости к месту жительства системы досуговой деятельности, в процессе которой становится возможными присвоение молодым человеком системы локальных ценностей и норм, актуализация на этой основе собственной системы ценностей, расширение индивидуального социального пространства молодого человека, формирование, развитие и реализация своего «жизненного проекта».

Организация работы подростково-молодёжного клуба по месту жительства (документы, регламентирующие деятельность клуба, планирование работы клуба, способы мотивации и вовлечения членов клуба).

Подрастково-молодёжный клуб (ПМК) – форма общественной самоорганизации подростков, молодёжи и взрослых, создаваемая в рамках определенного физического или виртуального пространства, с целью реализации социально-приемлемых личностных интересов его участников.

Место жительства – физическое или социальное пространство, в котором осуществляются жизнедеятельность населения, реализуются физиологические, бытовые, рекреационные, досуговые потребности людей, формируются жизненные, поведенческие, социально-культурные характеристики семей, складываются бытовые, социальные и культурные традиции, ценности и нормы общественной жизни – соседство.

В 1996 году было издано письмо: «О работе ПМК по месту жительства». В нем давалась характеристика ПМК по месту жительства – миссия ПМК – оказание дополнительных образовательных услуг; работа должна быть системной и являться частью работы трёх ведомств по работе с молодёжью: Министерство образования, Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по молодёжи; юридическая основа деятельности клубов: Закон «Об образовании»; финансирование клубов осуществляют органы местного самоуправления.

Виды ПМК по месту жительства: как юридическое лицо (самостоятельное учреждение дополнительного образования детей); как структурное подразделение.

Организационно-правовые формы ПМК по месту жительства: муниципальное учреждение, коммунальное предприятие, государственное учреждение, общественная организация, учреждение дополнительного образования, структурное подразделение отдела по делам молодёжи, муниципальное учреждение социального обслуживания молодёжи, некоммерческая организация, государственное предприятие, муниципальное унитарное предприятие.

Функции ПМК по месту жительства:

    Адаптационная – адаптация молодого человека к целям, традициям, нормам локального социума через включение молодого человека в различные виды социального творчества;

    Функция автомизации – соединение в клубе условий для формирования у подростка собственной системы ценностей через членство;

    Досуговая – проведение и организация досуга;

    Коммуникативная – общение с различными возрастными группами;

    Профилактическая – обеспечение положительной занятости;

    Образовательная;

    Рекреативно-оздоровительная.

Внутренняя организация ПМК по месту жительства как социального института обоснована целью досуговой деятельности ПМК по месту жительства – обеспечение позитивной занятости молодого человека, приобщение его к позитивным ценностям, нормам, традициям локального социума, а также формирование собственной системы ценностей, норм и правил. Это общение нескольких уровней: общение молодых людей в своих возрастных группах (свободное, равное общение в предметной, досуговой и социальной деятельности); общение взрослых в своих возрастных группах (свободное равное общение а педагогической деятельности); педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит субъект-обектная педагогическая парадигма.

Учредителями ПМК по месту жительства может быть государственный орган, государственное или общественное учреждение, инициативная группа граждан, физическое лицо, выполняющее по отношению к клубу функции формирования социального заказа на деятельность молодёжного клуба; поддержки программ м проектов клуба в рамках реализации социального заказа; формирования материальной базы клуба, предоставление и помощь в содержании помещения клуба. Определение сущностных характеристик ПМК по месту жительства как социального института, позиционирование его в общей социальной системе, выявление специфических функций социального института позволили разработать концепцию социального становления молодёжи в клубах по месту жительства на основе соиндивидуализированного подхода.

Соиндивидуализированный подход – система взглядов на процесс социального становления, основанная на понимании индивидуальности как динамичной системы, выраженной в совокупности интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциональной сфер и сферы самореализации человека, развивающееся по законам синергетики и являющейся основным субъектом социально-экономических и общественных процессов в условиях глобального общества. Особым фактором социального становления молодого человека в клубе становления включение индивида в клубное пространство. Задачей в становлении интеллектуальной сферы молодого человека является развитие внепредметных и предметных знаний и умений, что реализуется через пространство дополнительного образования в клубе – кружки, секции, студии.