Система газоснабжения России - основополагающий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП, обеспечивает значительную часть доходов бюджета, а также более 19% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа (45% в структуре экспорта топлива из России). В России ежегодно потребляется (с учетом расхода газа на технологические нужды системы газоснабжения) 410 млрд. куб. м газа, или более 70% от всего объема газа, добываемого в стране. Масштабы внутреннего рынка, начиная с 1998 года, стабильны и имеют тенденцию к некоторому росту (3,3% в год). Газ составляет 50% в структуре баланса первичных энергоносителей в стране и будет оставаться основным топливным ресурсом, но с постепенным сокращением его доли в потреблении топливно-энергетических ресурсов до 45% к 2010 году. Динамичное развитие газового сектора способно обеспечить поступательное движение и другим отраслям экономики. В условиях наметившегося экономического подъема обеспечение газом платежеспособных российских потребителей представляется одной из основных задач по модернизации экономики и обеспечению ее поступательного развития. На основе комплексной оценки потенциала, проблем и тенденций сложившегося рынка газа сформулировать цели, задачи, принципы и приоритетные направления развития полноценного рынка газа, условия и этапы его формирования. Формулирование целей, задач и основных принципов развития рынка газа в Российской Федерации основано на анализе текущего состояния газового рынка, его основных проблем и диспропорций, с учетом основных аспектов его функционирования, в том числе:

    оценки ресурсной базы и состояния рыночной инфраструктуры;

    анализа состава рынка, функций его участников и сложившейся системы торгово-экономических отношений;

    налоговой, ценовой политики государства и системы регулирования газового рынка;

    прогнозной динамики внутреннего и внешнего спроса на газ, добываемый в Российской Федерации, с учетом разных сценарных условий формирования спроса;

    формирования перечня объективных ограничений развития, требующих принятия экономических и структурных мер со стороны государства в целях обеспечения устойчивости газоснабжения в процессе реформирования сложившегося рынка газа;

    анализа международного опыта реформ в газовой отрасли.

1.2. Характеристика современного состояния, структуры и основных проблем газового рынка.

1.2.1. Современное состояние системы газоснабжения.

Сформировавшаяся в газовой отрасли в течение последних десятилетий производственная структура обеспечивает непрерывность процесса газоснабжения от бурения скважин, добычи, транспортировки газа до поставки его непосредственно потребителям. Сырьевая база природного газа в России, как ее разведанная, так и прогнозная часть, достаточна и надежна для текущего и перспективного обеспечения потребностей внутреннего рынка и нужд экспорта. Разведанные запасы природного газа (промышленных категорий A+B+C1) составляют около 47 трлн. куб. м, в том числе в Западной Сибири - около 35 трлн. куб. м (74%). Ближайшие для освоения ресурсы газа (запасы категории C1 и ресурсы категорий С3+Д1) оцениваются в 100 трлн. куб. м, в том числе по Западной Сибири - около 51 трлн. куб. м (северные районы). Такого объема запасов достаточно для обеспечения ежегодной добычи газа в размере 700 млрд. куб. м в течение 60-80 лет. Особенностью разведанных запасов является их высокая степень концентрации в отдельных регионах страны, в основном, на севере Западной Сибири. 75 процентов этих запасов сосредоточено на 21 крупном месторождении. Большинство месторождений газа эксплуатируется уже 15-25 лет, причем все четыре крупнейшие месторождения газа (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вынгапурское), на долю которых приходится около 80% текущей добычи, уже вступили в падающую фазу. В последние годы добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 году до 595,1 млрд. куб. м в 2002 году [По 2002 году приведены оперативные данные об объемах добычи газа] . Вместе с тем в 2002 году отмечается рост объемов добычи газа по сравнению с 2001 годом на 14,1 млрд. куб. м (на 2,4%). Доминирующим производителем газа является ОАО "Газпром" со своими дочерними и зависимыми обществами, которые в 2002 году добыли 521,7 млрд. куб. м (88% от общего объема газодобычи), что на 9,7 млрд. куб. м больше чем в 2001 году. Нефтяные компании в 2002 году добыли 35,9 млрд. куб. м газа (6% от общего уровня добычи), увеличив добычу на 4,1% против уровня 2001 г. (на 1,4 млрд.куб. м). Весьма высок потенциал газодобывающих районов Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение в Иркутской области с запасами 1,6 трлн. куб. м, месторождения Республики Саха-Якутия) и Дальнего Востока (Сахалина и Камчатки с начальными суммарными ресурсами около 47,6 трлн. куб. м, 31,5% из которых находятся на шельфе морей). Важнейшей задачей для поддержания устойчивости газоснабжения в течение последующих лет является разработка новых месторождений. Эти месторождения расположены в основном в неосвоенных районах, не имеющих специальной инфраструктуры, на больших глубинах и на шельфе, что, в свою очередь, потребует значительных финансовых ресурсов. Для обеспечения поставок газа с действующих месторождений, большинство которых расположено в отдаленных районах, создана и эксплуатируется уникальная газотранспортная система. До 1992 года она не имела избытков мощности, однако, падение платежеспособного спроса и производства газа привели к образованию в указанной системе некоторого резерва мощности на отдельных ее участках. Вместе с тем по мере старения фондов, освоения новых газовых месторождений и увеличения добычи газа потребуется реконструкция действующих и строительство новых газотранспортных сетей. Протяженность магистральных газопроводов и отводов, входящих в газотранспортную систему, составляет 154,8 тыс. км (газопроводы диаметром 1020, 1220 и 1420 мм составляют более 62%). В систему входят газоперекачивающие агрегаты установленной мощностью около 42,6 млн. кВт и 3645 газораспределительных станций, обеспечивающих выдачу газа в газораспределительные системы (системы газопроводов низкого и среднего давления, обеспечивающие доставку газа розничным потребителям). Техническое состояние газотранспортной системы требует ее существенной модернизации: износ основных производственных фондов здесь составляет 56%, в том числе оборудования компрессорных станций - более 89%. Технически возможная производительность газотранспортной системы ограничена, и составляет 518,1 млрд. куб. м в год, что ниже ее проектной производительности (577,8 млрд. куб. м в год) на 59,7 млрд. куб. м. Имеющиеся инфраструктура и мощности хранения газа в ПХГ составляют порядка 60 млрд. куб. м в год или около 18% от объемов потребления газа в стране, что в целом позволяет поддерживать надежное снабжение газом российских потребителей. Вместе с тем имеются реальные проблемы обеспечения пиковых отборов газа из хранилищ в зимние периоды времени. Отсутствие сезонной дифференциации регулируемых цен на газ экономически не побуждает потребителей равномерно осуществлять закупку газа. Потребление природного газа населением страны увеличилось за последние 10 лет более чем в 3 раза. Однако уровень газификации особенно в сельской местности остается недостаточным и составляет в настоящее время около 31% против 60% в городах. В России при наличии достаточной ресурсной базы и уникальной технологической инфраструктуры в процессе развития газового рынка должны быть созданы финансово-экономические условия и инвестиционные ресурсы для освоения новых месторождений газа, осуществления модернизации магистральной и газораспределительной инфрастуктуры, развития и повышения устойчивости и маневренности этих систем для обеспечения транспорта газа из новых месторождений, в том числе разрабатываемых независимыми производителями, строительству реверсных газопроводов и ликвидации узких мест, а также наращивания мощностей подземных хранилищ газа для обеспечения балансировки спросовых колебаний на газовом рынке. Следует отметить принимаемые меры государственной политики, направленные на увеличение прозрачности рынка, в частности, введение системы тарификации транспортировки газа по распределительным газопроводам, отдельной регулируемой платы за сбытовые услуги, а также возможности реализации на внутреннем рынке газа, закупаемого по импорту, по свободным ценам. На регулярную основу поставлен анализ бюджета и инвестиционной программы ОАО "Газпром".

Международная система поставок углеводородов и обеспечения базового спроса и предложения – самое эффективное направление бизнеса, которое основано на технологических и коммерческих связях, экономических и, соответственно, политических интересах. На сегодняшний день, в основном все технологические цепочки в промышленном производстве, энергетике, транспорте зависят от использования углеводородов, и поэтому финансово-экономические механизмы в современном мире должны быть надежно обеспечены стабильными поставками сырья.

Перспективным направлением в мировой энергетике в области энергоресурсов является производство сжиженного природного газа. Главная особенность сжиженного природного газа – это возможность уменьшения его объема в 600 раз при отрицательной температуре (≈ - 161 С°), что позволяет эффективно транспортировать его на большие расстояния и производить газификацию труднодоступных и удаленных регионов, где альтернативные варианты поставки энергоресурсов оказываются нецелесообразны.

Мировая торговля СПГ развивается весьма активно – на сегодняшний день это наиболее динамичный сегмент газового бизнеса. За последние 12 лет международные поставки СПГ увеличились по данным Cedigaz, в 2,4 раза.

По мере быстрого роста потребности в природном газе в различных регионах мира, которые не могут быть обеспечены собственной добычей, интерес к торговле СПГ увеличивается. На рисунке 1 представлен прогноз торговли СПГ в мире.

Рисунок 1. Диаграмма и прогноз торговли СПГ в мире, млн. т. год

В мировых масштабах Россия пока контролирует менее 5% рынка СПГ. На сегодняшний день в нашей стране работает один завод крупнотоннажного производства СПГ, ориентированный на экспорт. Месторасположение завода находится в посёлке Пригородное на юге о. Сахалин. Мощность завода составляет 14 млрд. м³. В то время как лидерами в этом сегменте отрасли являются Катар (49,4 млрд куб. м³), Малайзия (29,5 млрд куб. м³), и Индонезия (26,0 млрд куб. м³). Однако, по некоторым оптимистичным прогнозам к 2030 г. наша страна надеется довести свою долю до 20%. Поспособствовать этому может реализация намеченных проектов, таких как «Владивосток – СПГ», «Балтийский СПГ», проект завода СПГ на полуострове Ямал.

Можно выделить несколько основных причин, по которым Россия контролирует столь небольшой объем рынка СПГ, являясь мировым лидером по добычи природного газа:

  • ориентация на трубопроводный способ доставки газа до потребителей в Европу и на внутренний рынок и как следствие отсутствие необходимости инвестиций в более капиталоемкие технологии, такие как производство СПГ;
  • программа сокращения потребления нефти в качестве топлива посредством замены на сжиженный природный газ, разработанная в начале 1980 г. способствовала началу развития отечественных технологий производства СПГ, однако начавшаяся в 1985 г. «перестройка» и дальнейшее ослабление отечественной экономики остановили развитие данного направления.

Особенностью российского рынка СПГ является очень низкая конкуренция среди производителей или другими словами не допускается конкуренция российского газа с российским газом.

Первым шагом для демонополизации производства СПГ в России стало принятие поправок в Федеральный закон № 117 «Об экспорте газа», из которого следует, что экспортировать СПГ в России имею право:

  1. Владелец Единой системы газоснабжения ОАО «Газпром» и его 100% дочернее общество ООО «Газпром экспорт»;
  2. Пользователи участков недр федерального значения, в лицензии которых на 01.01.2013 содержалось требование производства СПГ (ОАО «НОВАТЭК»);
  3. Госкомпании (доля РФ более 50%), разрабатывающие морские участки недр и сжижающие добытый газ или газ, добытый в рамках соглашения о разделе продукции (ОАО «НК «Роснефть»).

Но как видно, даже такие меры государственного регулирования недостаточны и имеют ряд существенных ограничений, не позволяющих, например такой крупной нефтегазовой компании как «Лукойл», участвовать в развитие российского крупнотоннажного производства СПГ.

ОАО «Новатэк» и ОАО «НК «Роснефть» после отмены монополии на экспорт СПГ скорректировали стратегии развития в данном направлении отрасли. До момента принятия поправок в Федеральный закон № 117 «Об экспорте газа» Новатэк заявлял только о планах по проекту «Ямал СПГ» проектной мощностью 16,5 млн. т/год, а Роснефть о сооружении завода на о. Сахалин производительностью 5 млн. т/год, с возможным расширением до 10 млн. т/год. Реализация этих проектов намечена до 2020 г. На сегодняшний день в планах ОАО «Новатэк» до 2025 года ещё один проект по производству СПГ в России.

В условиях сложной политической и экономической обстановки на мировой арене необходимо акцентировать внимание на работе по внедрению новых инновационных отечественных разработок, сформировать комплекс эффективных мер, направленных на снижение зависимости от импортных технологий по производству СПГ и, как следствие, увеличение доли продукции отечественного производства в газовой отрасли, что в общем благоприятно скажется не только на технологическом, но и экономическом развитии России.

Ключевой задачей отечественных производителей является необходимость занять ведущую роль на рынке СПГ и вести конкурентную борьбу с австралийским и американским СПГ в странах АТР и Европы, эффективно реализуя свой ресурсный потенциал. Либерализация отечественного рынка СПГ будет способствовать укреплению позиций России и увеличению поставок сжиженного природного газа иностранным потребителям.

В целом необходимо отметить, что освоение рынков СПГ требует построения скоординированной политики государством, а также создание отечественными нефтегазовыми компаниями эффективных планов развития, привлечения высококвалифицированных специалистов и инвестиций для роста крупнотоннажного производства СПГ в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА (НИУ) ИМЕНИ И. М. ГУБКИНА

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики нефтяной и газовой промышленности

Курсовая работа

на тему: «Характеристика и проблемы развития внутреннего рынка газа»

Выполнила:

Дарьина Анна

Проверил:

Профессор, к.э.н., доцент

Шпаков Владимир Александрович

Москва, 2016

Введение

газ монополия природный

Нефтегазовый сектор Российской Федерации, являясь ключевым в экономике нашей страны и обеспечивая более 45% доходов государственного бюджета ежегодно, выступает одной из наиболее привлекательных площадок для формирования монопольной власти.

В современных условиях для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком и сосредоточение власти в своих руках, поэтому неизменно существует тенденция к монополизации рынка. Однако это неизбежно ведёт к нерациональному использованию производственных мощностей и, как результат, к снижению эффективности всей рыночной системы. В первую очередь, это возможность устанавливать неоправданно высокие цены на товары, недостаточное производство товаров, ухудшение качества продукции, застой технологического развития, неэффективное распределение ресурсов между предприятиями и отраслями и т.д. Именно этим обусловлено существование такого направления экономической политики государства, как антимонопольное.

Общеизвестным является тот факт, что, несмотря на очевидные недостатки подобной системы, российский рынок природного газа является монополизированным: доля ПАО «Газпром» на рынке, например, в 2011 г. составила 76%, в 2012 г. - 73%, в 2013 г. - 72%, в 2014 - 72%, в 2015 - 72%. Монополизация и является основополагающей чертой газового рынка нашей страны. Как видно по приведенным данным, удельный вес Газпрома постепенно снижается, однако темпы не столь высоки, чтобы сложившаяся уже давно ситуация изменилась кардинально.

Основной целью моей работы будет выявление особенностей функционирования и развития рынка газа в Российской Федерации. В связи с этим особое внимание будет уделено формированию и функционированию естественных монополий. Кроме того, будут проанализированы возможности реформации и либерализации в этой отрасли.

Глава 1. Теоретические основы монополизации рынка

1.1 Возникновение, сущность и характерные черты монополий

В первой главе своей работы я рассмотрю основные теоретические аспекты появления и существования монополий на рынке.

Итак, монополия представляет собой отдельное крупное предприятие или объединение нескольких предприятий, являющееся единственным производителем той или иной продукции. Благодаря этому они завоевывают доминирующее положение на рынке, получают возможность влиять на ценообразование и других участников рынка, навязывая им свои условия, а также достигают более высоких, монопольных прибылей. На подобном рынке, где предложение обеспечивает лишь один производитель, цены будут необоснованно высокими, а выпуск продукции, напротив, низким .

Однако, исходя из экономического опыта, можно сказать, что монополии, захватив власть в какой-либо отрасли, со временем теряют темпы развития и роста эффективности. Это объясняется тем, что преимущества крупного производства не являются постоянными и абсолютными, а приносят увеличение финансовых результатов деятельности лишь до определенного момента времени.

Выделяют три основные причины возникновения монополий . Во-первых, это ситуация, когда лишь одна фирма обладает доступом и контролирует те или иные виды ресурсов. Во-вторых, государственное ограничение, когда только одному предприятию государством предоставляется исключительное право на производство определенного товара. Наконец, в-третьих, выделяют так называемые естественные монополии, когда производство товара одной фирмой гораздо выгоднее чем двумя или тремя. Так, в российской экономике этот фактор является наиболее весомым и значимым.

Кроме того, при характеристике монополий необходимо владеть таким понятием, как барьеры для входа в отрасль . Они возникают вследствие того, что стать монополистом достаточно сложно, а удержать это положение еще сложнее. Другими словами, это определенные преграды для входа на рынок дополнительных производителей той же продукции. Барьеры могут носить юридический, экономический или естественный характер. Не является исключением в этом отношении и нефтегазовый сектор экономики: в РФ практически весь рынок углеводородов находится в руках крупных вертикально-интегрированных компаний, которые обеспечивают выполнение всех операций нефтегазовой цепочки, от геологоразведки до переработки и сбыта. Соответственно, существуют определенные преграды для входа в отрасль независимых производителей. Зачастую это ведет к негативным последствиям, например, таким, как угроза кризиса производства, нерационального использования ресурсов, негативных последствий социально-экономического характера и др.

Таким образом, основные черты монополий следующие: доминирующее положение на рынке, контроль цен и объема предложения, уникальность производимой продукции, наличие входных барьеров.

1.2 Виды монополий

Существуют три основных типа монополии, которые соответствуют причинам возникновения этих экономических образований: естественная, административная и экономическая .

Административная монополия образуется вследствие деятельности государственных органов. Выделяют два варианта развития событий: либо предоставление какой-либо организации исключительного права на производство продукции, либо государственные объединения организаций, подчиняющиеся различным министерствам. Наиболее яркий пример такой монополизации - это экономика Советского Союза, основанная на государственной собственности на все средства производства.

Экономическая монополия наиболее распространена в мировой экономике. Здесь также наблюдается два основных пути: во-первых, наращивание масштабов отдельного предприятия и его успешное развитие, а во-вторых, централизация капиталов, т.е. добровольное объединение организаций или поглощении более слабых хозяйствующих субъектов. Именно так в экономике появляются различные организационные объединения, такие, как холдинги, тресты, картели, синдикаты, концерны, финансово-промышленные группы.

Естественная монополия возникает, когда потребности в определенном товаре удовлетворяются одним предприятием с меньшими издержками, чем несколькими, когда конкуренция невозможна или нежелательна. Например, это такие отрасли, как связь, энергообеспечение, транспорт и т.д. Наиболее часто подобный вид монополии представлен единственным национальным предприятием. Другое название этого типа - технологическая - отражает важность технологических характеристик конкретных производств. Именно эта разновидность наиболее интересна в контексте моей работы: предприятия нефтегазового сектора экономики РФ, а, в частности, ПАО «Газпром», деятельность которого будет рассмотрена позже, подпадают именно под этот пункт.

Вопрос о необходимости деления и дробления естественных монополий сложен и неоднозначен. В большинстве случаев придерживаются мнения, что их существование объективно объяснено, однако не отрицает необходимости государственного контроля их деятельности. Подобная ситуация сложилась и в газовой отрасли нашей страны.

В современной науке выделяют другие типы монополий. Первая из них - монополия отдельного предприятия, достичь которой чрезвычайно сложно. Вторая - монополия как соглашение - аналогична объединению нескольких организаций. И третья - монополия, основанная на дифференциации продукции. Необходимо заметить, что основание для классификации монополий осталось прежним, однако сами термины несколько видоизменились.

Итак, в данной главе был приведен необходимый теоретический базис для дальнейшего анализа сложившейся ситуации на рынке природного газа Российской Федерации.

Глава 2. Состояние рынка природного газа в РФ

В настоящее время газовая отрасль является основополагающим элементом национальной экономики России. Это наиболее молодая и динамично развивающаяся составная часть топливно-энергетического комплекса. Природный газ широко применяется как топливо в промышленности и в быту, а также в качестве сырья для химической промышленности. Приведем некоторые статистические данные, подтверждающие абсолютную достоверность данного тезиса.

Российская Федерация обладает почти третью мировых запасов природного газа (около 49 трлн. кубометров). Доля газа в топливно-энергетическом балансе составляет около 50%, при этом это 8% от структуры ВВП и около 20% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок. Кроме того, газовая промышленность обеспечивает около 25% налоговых поступлений в государственный бюджет.

Что касается сырьевой базы газовой промышленности РФ, то ресурсы составляют около 236 трлн. кубометров, 31 из которых приходится на шельфовые месторождения . Из них предварительно оцененные запасы категории С2 - 14,2 трлн. кубометров, а прогнозные ресурсы категории С3+D, требующие подтверждения геологоразведочными работами, - 162,8. Таким образом, количество доказанных запасов составляет около 49 трлн. кубических метров природного газа. Благоприятной особенностью ресурсной базы выступает ее высокая концентрация: более 94% ресурсов находится в уникальных крупных и средних месторождениях (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное, Оренбургское).

Спецификой функционирования газовой отрасли в нашей стране, как уже не раз было отмечено в 1 главе, является монополия ПАО «Газпром» на данном рынке. Именно эта компания обеспечивает около 85% общей добычи газа, его дальнейшую переработку, транспортировку по собственной сети магистральных и распределительных газопроводов, дальнейшую реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Газпром является регулируемым сегментом рассматриваемого рынка и занимает на нем доминирующее положение. Кроме того, самостоятельно в РФ действуют независимые газодобывающие компании, ВИНК, распространившие свою деятельность и на газовый сегмент, а также операторы, работающие на основании заключения соглашений о разделе продукции. Все они составляют так называемый нерегулируемый сегмент рынка. При его анализе особенно большое внимание следует уделить нефтяной компании ПАО «Роснефть» и ведущему независимому производителю газа ПАО «Новатэк».

Что касается структуры участников газовой отрасли в нашей стране, то на начало 2014 года соотношение сил было следующим: добычу природного и попутного нефтяного газа (ПНГ) осуществляют 258 добывающих предприятий, в том числе 97 входят в структуру нефтяных ВИНК, 16 предприятий принадлежит группе Газпром, 2 предприятия - НОВАТЭК, 140 являются независимыми добывающими компаниями и 3 предприятия -- операторы СРП . Именно эти субъекты рынка и обеспечивают совокупный объем предложения природного газа на внутреннем рынке РФ.

Газовая отрасль промышленности, как и любая другая, в своей деятельности опирается на определенные нормативно-правовые акты. Так, институциональную базу для функционирования этого сегмента ТЭК составляют следующие документы:

Постановление Правительства РФ №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года;

Постановление Правительства РФ №1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года;

Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» №333 от 28 мая 2007 года и №1205 от 31 декабря 2010 г.

Вследствие монополизации рынка природного газа в России встает проблема ценообразования. В соответствии с действующими на территории РФ законами Газпром реализует газ внутренним потребителям по ценам, регулируемым государством. Оптовые цены на газ устанавливаются Правительством РФ и утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) исходя из фактора удаленности потребителей от районов добычи газа и категорий конкретных потребителей. В частности, этот государственный орган определяет поправочные коэффициенты для дифференциации цены на газ по регионам. Розничные цены на газ для населения, в свою очередь, устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации.

Ситуация, сложившаяся в ценообразовании на природный газ, и тотальные неплатежи (которые являются основной проблемой российской газовой промышленности из-за отсутствия эффективных рычагов принуждения потребителей платить по счетам) несомненно приводят к искажению топливно-энергетического баланса страны, дефициту газа и ослаблению устойчивого развития Единой системы газоснабжения.

В основном же государственное регулирование цен на природный газ состоит в сдерживании их роста, что в настоящее время и привело к значительно возросшей доле газа в топливно-энергетическом балансе страны и снижению доли других источников энергии (угля, альтернативных ресурсов и т.д.). В таблице 1 представлен средний уровень цен на газ в России в 2011-2015 гг. двух участников газового рынка - монополии Газпром и независимого производителя Новатэк .

На основании приведенных в ней статистических данных, можно утверждать, что Газпром, будучи государственной монополией, устанавливает высокие по сравнению с независимыми производителями (в данном случае, компанией Новатэк) цены на газ. Так, за последнее пятилетие цены Новотэка для конечных потребителей были стабильно ниже цен Газпрома на 3-4 процента, а средневзвешенные цены - от разницы в 6% в 2013 г. до 24% в 2011 г.

Таблица 1 Средняя цена реализации газа в России (руб./1000м3)

Однако, несмотря на эти показатели, внутренний рынок долго оставался не самым привлекательным для Газпрома из-за низких для него цен на газ и, соответственно, низкой рентабельности продаж. В этом заключается некий парадокс функционирования газового монополиста: директивно установленные государством цены являются завышенными по сравнению с предложением газа другими российскими производителями и чрезвычайно низкими при их сопоставлении с ценами реализации газа заграницу.

На монопольную организацию Газпром законодательно возложена обязанность обеспечить стабильное и бесперебойное газоснабжение внутренних потребителей с одновременным выполнением условий по внешним контрактам и повышением рентабельности собственных продаж. Однако никуда не исчезает вопрос о невозможности эффективного функционирования рынка природного газа и газовой промышленности в целом в условиях сложившейся монополизации. Рассмотреть именно эту проблему, а также проанализировать возможности ее решения и будет моей задачей в последующих частях данной работы.

ПАО «Газпром» является одной из крупнейших в мире компаний, которая обеспечивает выполнение всех звеньев производственного цикла, т.е. является вертикально-интегрированной организацией. Его производственно-хозяйственная деятельность состоит из следующих составных частей: добыча газа, транспортировка газа, хранение газа в подземных хранилищах, переработка и реализация газа как на внутреннем рынке, так и на международной арене. По своей сути Газпром стал аналогом Министерства газовой промышленности СССР. Так, этот государственный орган в 1989 году был преобразован в Государственный газовый концерн «Газпром» (открытым акционерным обществом он станет лишь в 1992 году).

Уже к концу 1990-х гг. стала достаточно прозрачной необходимость реформирования структуры газовой отрасли России и Газпрома в частности. Приобретя в 1990х, в период трансформации всей экономической, социальной, правовой системы, статус рыночной, российская экономика в отношении газовой промышленности не продвинулась в этом направлении ни на шаг. До сих пор наблюдается чрезвычайно высокая доля влияния государства в делах компании, монополия Газпрома на рынке. Поэтому существовала объективно обоснованная необходимость для создания на рынке газа конкуренции, условия которой должны были быть равными для всех участников, и в том числе для Газпрома.

Итак, Газпром на сегодняшний день является как безоговорочным лидером отрасли в области добычи природного газа и формирования его предложения на рынке, так и полным монополистом относительно транспортировки газа по сети магистральных газопроводов. Так, компания обладает крупнейшей в мире газотранспортной системой, протяженность которой в 2013 г. составила 168,9 тыс. км . Основная задача предприятия в этой сфере - бесперебойная поставка газа потребителям на внутреннем рынке и за рубежом.

По объемам добычи газа «Газпром», на долю которого приходится 13% мировой добычи, находится в числе лидеров среди нефтегазовых компаний мира. Итак, рассмотрим, какой объем газа ежегодно добывает ПАО «Газпром», и проанализируем динамику добычи за последние годы.

Таблица 2 Объем добычи газа в РФ в 2009-2013 гг.

На основании приведенных данных можно сделать следующие выводы. Наибольший рост общей добычи газа в РФ наблюдался в 2010 г. и составил 68609,7 млн. м3 или 11,8% от уровня прошлого года. В то же самое время рост добычи ПАО «Газпром» в натуральном выражении также имеет положительное значение, однако темп прироста менее значим (10,2%), а его удельный вес, напротив, снизился на 1,1%. Далее ежегодные изменения не принимали существенных значений, добыча оставалась примерно на одном и том же уровне. В 2011 г. добыча Газпрома (в абсолютном значении) уменьшилась на 0,1%, в 2012 г. - еще на 5,2% и в 2013 г. еще на 1,1 процентных пункта. Аналогичную ситуацию можно увидеть и в ряде значений удельного веса компании в общей добыче. Таким образом, совершенно очевидно незначительное, но стабильное и постепенное снижение доли газового монополиста.

Вплоть до 2008 г. наблюдалось ежегодное постепенное наращивание объемов добычи, однако в 2009 г. произошло их обвальное падение, которое можно обосновать целым рядом факторов. В первую очередь, это снижение спроса на внутрироссийском рынке, а также некоторые чрезвычайные обстоятельства, затронувшие европейские рынки :

Во-первых, это глобальный мировой кризис, повлекший за собой повсеместное снижение спроса на газ;

Во-вторых, постепенное наращивание добычи сланцевого газа в США, что стало причиной частичной переориентации европейского рынка;

В-третьих, существенное наращивание мощностей по производству сжиженного природного газа, а также агрессивная политика его производителей (в первую очередь, Катара).

Перечисленные причины стали существенным стимулом для появления различных мнений по поводу возможности изменения монопольного характера рынка газа. Тенденция падения доли Газпрома в общем добыче продолжилась и по сей день. На рисунке 2 представлена ситуация, сложившаяся к 2013 г.

Рис. 1 Отраслевая структура добычи газа по группам компаний в 2013 г.

На основе представленной диаграммы можно сделать следующие выводы: в общей структуре производителей 71,3% добычи обеспечил Газпром (темп прироста составил -2,3% к 2012 г.), добыча ВИНК составила 11,4% (+0,6 процентного пункта к 2012 г.), независимых компаний -- 5,3% (+1,1 процентного пункта), НОВАТЭК -- 7,9% (+0,1 процентного пункта) и операторов СРП -- 4,1% (+0,1 процентного пункта к 2012 году). Необходимо заметить, что НОВАТЭК, хоть и выделен отдельным сегментом на диаграмме, все же относится к группе независимых производителей и уверенно в ней лидирует.

Выявим основные причины, ставшие стимулом к изменению в структуре численности поставщиков газа.

Что касается независимых производителей газа (например, НОВАТЭК, Нортгаз, Сибнефтегаз), то ускоренное увеличение их доли в общей добыче было обеспечено следующими факторами:

Оживление промышленности и экономики в целом повлекло за собой восстановление и увеличение спроса на внутреннем рынке, на что изначально и рассчитывают в своей деятельности независимые поставщики газа.

Освоение и эксплуатация подготовленной сырьевой базы. Так, например, стратегической целью НОВАТЭКа является обеспечение устойчивого и эффективного наращивания добычи углеводородов.

Некоторая степень либерализации условий доступа к Единой Системе Газоснабжения России (ЕСГ) .

Эффективный менеджмент организаций, гибкая система принятия производственных, финансовых и маркетинговых решений.

Вертикально интегрированные нефтяные компании, в свою очередь, также увеличили свой удельный вес в общей добыче газа в России . Если раньше, долгое время газ для них был лишь второстепенным продуктом, то теперь, когда он постепенно наращивает популярность по сравнению с «чёрным золотом», ВИНК постепенно пересматривают свои позиции по этому вопросу. Активнее всех, что очевидно, проявляют себя ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл». В рамках Роснефти сформирована специальная газовая стратегия, по которой газовый сегмент с каждым годом приобретает все большее значение для компании. Организация обладает значительными прогнозными и разведанными ресурсами благодаря приобретению за последние годы газовой компании «Итера», «ТНК-ВР», а также разведочным работам на Сахалине. Перспективы Лукойла в газовой отрасли, по мнению многих аналитиков, гораздо радужнее, чем в нефтяной: он собирается добывать 60-70 млрд. куб. м газа в год к 2020 г. (основной ресурсной базой являются месторождения Западной Сибири) .

Однако темпы наращивания вертикально интегрированными нефтяными компаниями добычи газа также значительно разнятся (рисунок 3). Так, в 2013 г. наибольший прирост показали такие компании, как Газпромнефть (31% к уровню прошлого года) и Башнефть (25% к уровню прошлого года). Вышеупомянутые Роснефть и Лукойл двигаются более медленными, но стабильными темпами: 5,8 и 7,7% соответственно. Сдал свои позиции Сургутнефтегаз (-1,6%).

Наконец, осталось выяснить, что повлияло на рост доли производства и, соответственно, предложения газа со стороны операторов СРП. На данный момент в нашей стране функционируют 2 обеспечивающих производство газа проекта на основе СРП: Сахалин-1 и Сахалин-2. Их динамичное развитие и успешное функционирование обеспечивается значимыми выгодами как для инвесторов проектов, так и для государства: стабильная и предсказуемая инвестиционная среда; объективность разделения доходов; гибкий учёт разработки месторождений; рост производства и занятости и т.д. Более того, в рамках Сахалина-2 в 2009 г. в России был построен первый завод по производству сжиженного природного газа, что еще больше повысило его прибыльность и привлекательность для операторов.

Однако, как уже было сказано, лидирующую позицию среди поставщиков природного газа на рынке РФ неизменно занимает его регулируемый сегмент, представленный Газпромом. На внутреннем рынке компания реализует более половины продаваемого газа. В таблице 3 представлены такие показатели его деятельности, как объем продаж и выручка за 2009-2013 гг. Продажи достигли своего максимума - 265,3 млрд. кубометров газа - в 2011 г., а к 2013 г. успели снизиться на 14%. Ситуация с выручкой несколько другая: наблюдается ее стабильный рост. Наибольший темп прироста составил 24% в 2010 г. Далее увеличение менее заметно, однако необходимо отметить его явное постоянство.

Таблица 3 Объем продаж и выручка ПАО «Газпром» на внутреннем рынке в 2009-2013 гг.

Однако любой рынок, в том числе и рынок природного газа, так или иначе формируется на основе соотношения спроса и предложения. Предложение, т.е. возможности производителей газа обеспечить им рынок и собственных потребителей, полностью рассмотрено выше. Перейдем к характеристике возможностей потребителей приобрести данную продукцию.

Что касается основных потребителей газа на внутреннем рынке, то их структура в 2013 г. имела следующий вид:

Электроэнергетика - 27%;

Население - 21%;

Коммунальный комплекс - 15%;

Агрохимия - 8%;

Металлургия и цементная промышленность - 7%;

Прочее - 22%.

Итак, перечисленные группы потребителей обеспечивают потребительский спрос на газ, поставляемый его производителями. Подводя некий итог характеристике современного состояния газового рынка Российской Федерации, нельзя не привести статистические данные, характеризующие действительное состояние потребления газа на рынке и участие монополии Газпром в его обеспечении. Подобным показателем представляется реальное участие компании в удовлетворении рыночного спроса потребителей. Соответствующие цифры представлены в таблице 4 :

Таблица 4 Участие ПАО «Газпром» в обеспечении потребления газа в России в 2009-2013 гг. (млрд. м3)

Приведенные данные еще раз подтверждают монопольное положение Газпрома на газовом рынке РФ. Из года в год участие компании в удовлетворении внутреннего спроса на природный газ остается на чрезвычайно стабильном и высоком уровне: в районе 76-77%. Разброс значений здесь практически незаметен: максимальный удельный вес Газпрома наблюдался в 2012 г. и составлял около 77,2%, а минимальный - в 2013 г. - 76,2%. С другой стороны, на фоне общего снижения доли предприятия в добыче газа подобное снижение на 1% за последний год может служить тревожным звонком для эффективного функционирования и развития Газпрома в пределах внутреннего газового рынка в будущем.

Кроме того, для полноценной характеристики рынка природного газа, необходимо обратиться к его институциональным аспектам и непосредственному механизму его функционирования. Одной из характеристик развитой торговли природным газом является применение биржевых котировок в качестве рыночных индикаторов цены на газ. В некотором смысле эта система является противоположной системе применения директивного ценообразования.

На основании этого утверждения в 2006-2008 гг. был проведен определенный эксперимент, в ходе которого Газпром получил возможность продать около 5 млрд. кубометров газа по свободным ценам. Независимые производители при этом могли реализовать примерно такое же его количество. Опыт проводился на электронной торговой площадке сбытового подразделения Газпрома - ООО «Газпром-межрегионгаз». В 2008 г. было на этой площадке было реализовано уже 6,1 млрд. м3 газа, причем 3 из них принадлежало независимым производителям. Подобная практика показала действительную эффективность биржевого механизма, который помог отработать субъектам газового рынка системы взаимодействия друг с другом, продемонстрировал возможность прозрачности формирования цен на газ. Был получен существенный прогресс в интеграции электронных технологий и существующей системы газоснабжения, отладить механизмы участия независимых поставщиков в обеспечении спроса на природный газ в РФ. Однако эксперимент был завершен, и 1 января 2009 г. эта электронная торговая площадка закрылась.

Следующий этап создания биржевой торговли газом в РФ датируется весной 2012 г., когда Правительство РФ приняло постановление «О реализации природного газа на товарных биржах». Несмотря на то, что Газпром выступал сторонником подобных реформ, это преобразование должно было ослабить его позиции в силу обеспечения невозможности повышать регулируемые цены. Но данный документ позволяет реализовывать газ только на товарных площадках, электронные же в данном случае не обсуждались. Газовый монополист поднимал вопрос и о них, ссылаясь на то, что торговать газом в отрыве от системы диспетчеризации добычи и транспорта невозможно. В данном случае появляется опасность разделения добычи и «трубы», а значит, и разделение самого Газпрома.

Однако в действительности товарно-сырьевая биржа природного газа начала свою работу совсем недавно - с 4 июня 2014 г. в рамках подписания проекта торгов газом на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже. Появление ее обусловлено необходимостью российской экономики в демонополизации газовой отрасли и формировании более прозрачных и низких цен на газ для населения.

Глава 3. Развитие рынка природного газа в РФ

3.1 Необходимость организации конкурентного рынка газа

Конкурентный рынок, характеризующийся ценообразованием на основе существующего уровня спроса и предложения, представляется необходимой базой для получения достоверной информации о реальной потребности газа в экономике и, в свою очередь, для повышения эффективности газоснабжения в стране. На протяжении последних двух десятилетий в российской экономике наблюдается тенденция к либерализации рынка газа, целью которой является снижение прямого вмешательства государства в функционирование рынка и установление эффективных и прозрачных цен на «голубое топливо».

В существующей в настоящий момент структуре газового рынка можно выделить следующие достаточно очевидные проблемы:

Уровень регулируемых цен на газ определяется не соотношением спроса и предложения, а макроэкономическими и политическими соображениями, что неизменно ведет к нерациональному расходованию ресурса;

Новые потребители, а также те, кто испытывает необходимость в увеличении потребления газа, испытывают трудности из-за определенных лимитов Газпрома на поставку газа;

Наблюдается рост увеличения спроса со стороны зарубежных потребителей, что может привести к дефициту производства газа с целью реализации на внутреннем рынке;

В силу ежегодного снижения собственного объема добычи газа Газпром вынужден закупать ресурс у независимых производителей и у зарубежных партнеров по не регулируемым государством ценам.

Перечисленные факторы не раз представлялись причиной для формирования конкурентной среды в газовой отрасли РФ. В первую очередь, подчеркивается необходимость формирования действенной нормативно-правовой базы в данной отрасли. Международный опыт торговли газом показывает, что основной объем сделок заключается на двусторонней основе. Особенности газовой отрасли нашей страны в связи с этим требует обеспечения необходимого уровня прозрачности условий сделок.

В марте 2014 г. Совет Директоров ПАО «Газпром» принял к сведению необходимость формирования конкурентного газового рынка и начал отстаивание позиции формирования равных условий для всех его участников. Одной из фундаментальных проблем газовой отрасли, по мнению монополиста, является перекрестное субсидирование в ценах на газ для регионов. Существующая на данный момент система предполагает, что Газпром обязан компенсировать убытки при поставке газа далеко находящимся от газовых промыслов регионам за счет высоких доходов от реализации газа потребителям, расположенным близко к ним. Однако в действительности эти (близко расположенные к местам добычи) регионы обслуживаются в основном независимыми производителями, предоставляющими гибкие условия поставок. Подобная ситуация приводит к перекосам на газовом рынке и снижает всякую возможность формирования конкуренции на нем.

Более того, Газпром сообщает, что «не боится конкуренции», а также на постоянной основе ведет работу с федеральными органами по совершенствованию подходов к регулированию газовой промышленности. Компания считает необходимым формирование равной доходности поставок в различные регионы всех участников рынка, а также регулирование цен на газ на основании экономических показателей деятельности производителей (капитальные и эксплуатационная затраты, норма прибыли).

Таким образом, к настоящему времени сформировалось достаточно объективных факторов, обосновывающих необходимость перестройки российской газовой отрасли с целью ее оздоровления и повышения эффективности национальной экономики нашей страны в целом. Сегодня сформировано огромное количество различных теорий и концепций по формированию конкурентной среды на газовом рынке, некоторые из которых я приведу в следующей части своей работы.

3.2 Концепции либерализации российского рынка газа

Попытки разработки реформирования газового рынка России начались уже достаточно давно, в конце 1990х гг. Начало этому процессу положили рекомендации Мирового валютного фонда «О реструктуризации естественных монополий» предоставление данной организацией нашей стране кредита в размере 6 млрд. долл. на проведение рыночных реформ. Далее в 1997 г. имел место быть указ Президента №426 о реструктуризации газовой отрасли и обособлению добывающих и транспортных подразделений Газпрома. Косвенно касалось этой проблемы также Заявление Правительства и ЦБ 1998 г., однако документ носил общий характер и не содержал объективной оценки состояния рынка газа, поэтому был не востребован на практике. Кроме того, свою концепцию в том же 1998 г. выдвигало и Минтопэнерго, которое в основном анализировало существующее положение и предлагало реформирование внутрикорпоративной среды ПАО «Газпром».

Начало нового столетия ознаменовало появление стратегии к повышению цен на газ, ключевые документы по которой так и не были приняты. В это же время была сформулирована концепция Союза независимых производителей газа, предполагающая постепенное, эволюционное реформирование рынка в течение 8-10 лет с целью поддержания энергетической безопасности РФ .

Долгое время ПАО «Газпром» занимал выжидательную позицию по вопросам реформирования газовой отрасли. Однако это не означало, что ничего не делалось для того, чтобы сохранить свои привилегированные позиции. Напротив, на все ветви государственной власти осуществлялся постоянный и планомерный нажим, о чем свидетельствует один лишь лозунг «Газпром - национальное достояние». Однако неудовлетворительное положение дел в отрасли все же не позволило исключить вопрос либерализации рынка газа из наиболее злободневных. Фактически первый раз мнение Газпрома о либерализации в отрасли было высказано в апреле 2002 г. Основополагающий тезис компании заключается в том, что именно за ней должны сохраниться основные рычаги управления отраслью.

Таким образом, практически все теории по данной проблеме строились на следующих фактах (кроме, естественно, варианта самого Газпрома):

Необходимость формирования конкурентной среды;

Необходимость обособления газотранспортной системы в отдельное предприятие и равнодоступность всех производителей к сети магистральных газопроводов, что оптимизирует газоснабжение на уровне всего государства;

Возможность независимых производителей к участию в экспортных поставках;

Ликвидация перекрестного субсидирования в газовой отрасли;

Совершенствование нормативно-правовой базы и ужесточение санкций за невыполнение законных актов и т.д.

Однако все представленные выше концепции были созданы уже достаточно большое количество лет назад, и на протяжении прошедшего после их разработки времени экономическая ситуация в стране в целом и в газовой отрасли в частности, естественно, претерпели некие изменения, которые в принципе и были рассмотрены во 2 главе моей работы. Поэтому приведу пример еще одного прикладного анализа газовой промышленности, который был произведен уже в наше время.

В 2013 г. экспертами Московской школы управления «Сколково» было проведено исследование о возможных подходах к ценообразованию на газовом рынке РФ. Ими были проанализированы три различные модели рынка: вариант сохранения действующих правил, снижение нижней границы цены газа при формировании фиксированного предельного значения монополии Газпрома (в особенности, на транспорт) и частичная либерализация, т.е. отмена нижней границы цены на газ при регулировании верхней границы и возможности независимых производителей участвовать в экспортных поставках газа. При этом последний сценарий является наиболее предпочтительным, по прогнозным оценкам позволяя выигрывать около 192 млрд. руб. в год за счет налоговых поступлений. Частичная либерализация в данном случае заключается в формировании равных рыночных условий для производителей газа и создание справедливой конкуренции за потребителей. Одним из механизмов достижения этих целей должно стать замещение 33 млрд. кубометров газа из Центральной Азии, добываемых Газпромом, газом независимых производителей .

3.3 Перспективы развития

Монополизированный рынок природного газа, представленный ПАО «Газпром», вряд ли можно назвать действительно эффективным. Ситуация, которая складывалась на нём долгие годы и продолжает развиваться на данный момент, нуждается в значительной корректировке, хотя бы в силу выигрыша очень небольшого и определенного количества участников. Регулируемые государством цены на природный газ не являются эффективными: навязав себе так называемую «социальную защиту» перед потребителями, Газпром существенно занижает цены на топливо на внутреннем рынке (относительно экспортных расценок). Однако в то же время на арену выступают независимые производители и в частности НОВОТЭК, предлагающие еще более низкий уровень стоимости газа. Основываясь хотя бы на этом факте, факте так называемого неоптимального ценообразования, возникают закономерные вопросы об эффективности функционирования отрасли в целом, о ее влиянии на национальную экономику, а также о необходимости расширения роли нерегулируемого государством сегмента газового рынка и поощрения конкуренции на нем.

В первую очередь, хотелось бы определиться, насколько эффективно совмещение основного производителя и транспортного монополиста в лице одного и того же предприятия. С одной стороны, монополия Газпрома на сеть магистральных газопроводов ведет к ценовым искажениям, которые дискриминируют независимых производителей, с другой же, подобное соединение позволяет обеспечивать планирование добычи газа на многие годы вперед. Большинство экспертов, основываясь на недостатках монополистической системы, склоняются к первому варианту. Однако и здесь необходимо внести некие поправки: ввести систему долгосрочных и, что необходимо в условиях непроработанности институциональной базы российского НГС, прозрачных двусторонних контрактов Газпрома с независимыми добытчиками газа, которые помогли бы справедливо разделить риски и выгоды от производства и транспорта газа.

В любом случае (и в условиях оставшейся монополизации, и в условиях частичной либерализации рынка, если она когда-либо и будет иметь место в газовой отрасли РФ) наблюдается значительное несовершенство системы налогообложения. Будучи ключевым источником налоговых поступлений в государственный бюджет, газовая отрасль несомненно нуждается в разработке дифференцированной и гибкой системы. Это может быть дифференциация НДПИ по различным производителям с целью оптимального разделения рисков и по отдельным участкам разработки недр (подобный производственный подход, например, используется в газовой промышленности США и Канады) . Говорить о внедрении в газовую отрасль налога на дополнительный доход не приходится: даже в условиях возникновения какого-либо уровня конкуренции, Газпром так или иначе оставит за собой лидирующее положение, а производители газа, реализующие более 80% продукции по государственным ценам, налогоплательщиками НДД не являются. Поэтому так или иначе налицо явное возникновение неравных условий для участников рынка.

Таким образом, проблема реформирования газового рынка России является очень сложной и неоднозначной. С одной стороны, понять, зачем государству делиться высокими монопольными прибылями Газпрома с другими производителями газа, очень сложно. Перестраивать для формирования конкуренции и рационального разделения рисков и прибылей между участниками рынка всю систему представляется делом достаточно эфемерным, затратным и малопредсказуемым по своим последствиям. Гораздо проще было бы сформировать систему заключения договоров с партнерами в каждом конкретном случае. С другой стороны, система, полностью находящаяся под контролем государства, в современных, официально рыночных, условиях вряд ли сможет работать с максимальной эффективностью. Формирование конкурентного рынка газа помогло бы решить следующие задачи: создание благоприятных условий для развития добычи и реализации природного газа, т.е. разработке новых месторождений, вводу новых транспортных и перерабатывающих мощностей, т.е. совершенствование системы государственного газоснабжения; рациональное использование ресурса и оптимальное ценообразование, формирующееся на основе соотношения спроса и предложения; повышение открытости торговли и рыночной информации; привлечение новых производителей газа и т.д.

На основании подобных фактов и целей реформирования отрасли, легко сказать, что преобразование необходимо. В частности, важное значение на данный момент получает развитие недавно появившейся биржевой торговли газом. Однако, даже в условиях ежегодно падающей доли Газпрома в общем объеме добычи и обеспечении спроса на рынке, с ростом значения газового сегмента российских ВИНК, добычи газа на условиях СРП и независимыми производителями, вряд ли подобная схема сможет быть реализована, во всяком случае, в ближайшее время. Существующая система настолько отлажена годами и благополучно поддерживается своими создателями и их преемниками, что ее далеко не так просто разрушить. Для этого необходимо возникновение глобальных на то причин и стимулов и, что является основным фактором, формирование по-настоящему эффективной и действенной нормативно-правовой базы, обеспечивающей соблюдение всех норм и правил данной отрасли и контроль за их выполнением.

Заключение

Газовый рынок является одним из наиболее динамично развивающихся элементов национальной экономики РФ. В данной работе были рассмотрены основные особенности, присущие ему на сегодняшний день, и в частности, уделено внимание максимальной степени рыночной монополизации, а также освещены основные проблемы его функционирования и перспективы развития в будущем.

На основании проведенного исследования можно выделить следующие основные тезисы: рынок природного газа подразделен на регулируемый сектор, обеспечивающийся государственной монополией ПАО «Газпром», и нерегулируемый, представленный независимыми производителями газа, ВИНК, расширяющими свою деятельность в газовой промышленности, и операторами проектов на основе СРП. Существующий уже долгие годы монопольный характер рынка, обусловленный полным доминированием первого из них, является предметов обсуждения для всех специалистов отрасли. С одной стороны, обеспечивая максимальную степень власти и влияния и высокий уровень доходов государства, он абсолютно противоречит официально господствующим в экономике рыночным принципам и подрывает каноны конкуренции, заключающиеся в возможности равнодоступности рынка и его инфраструктуры (в данном случае, сети магистральных газопроводов) для всех участников рынка.

Таким образом, существующую монопольную структуру газового рынка необходимо кардинально реформировать. Неким началом данного процесса можно назвать минимальное, но стабильное ежегодное снижения доли Газпрома в совокупном объеме производства «голубого топлива» и его участия в обеспечении внутреннего потребления газа, а также формирование биржевой торговли газом. В любом случае необходимо усовершенствовать систему газоснабжения в стране, чему в первую очередь должно поспособствовать формирование эффективной нормативно-правовой базы в отрасли.

Список использованной литературы

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, Норма, М., 2005 г.

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики, Финансы и статистика, М., 2003 г.

3. Официальный сайт Министерства Энергетики РФ, точка доступа: http://minenergo.gov.ru

4. Официальный сайт ПАО «Газпром», точка доступа: http://www.gazprom.ru

5. Чужая добыча, 2009 г., точка доступа: деловой журнал Neftegaz.ru,

6. Бирг Г. Битва титанов: газовый рынок России, 2013 г., точка доступа: http://investcafe.ru/blogs/grbirg/posts/26732

7. Михальчук В. Лукойл: стратегия добычи нефти и газа, 2012 г., точка доступа: http://investcafe.ru

8. Доминирование под угрозой, научный журнал Нефть и капитал, №05/2014

10. Либерализация рынка газа поможет бюджету, 11 декабря 2013 г., точка доступа: http://www.interfax.ru/business/346106

11. Кудрявцев М.А. 2, Олейник Т.Л. 1, Сизова О.В Проблемы регулирования газовой отрасли в России, научный журнал Успехи современного естествознания, №05/2013

12. Токарев А.Н. Влияние институциональных условий на реализацию социально-экономических выгод освоения недр (на примере нефтегазовых ресурсов) // Диссертация на соискание ученой степени д.э.н.: 08.00.05. - Новосибирск, 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития производства сжиженного природного газа. Современное состояние и перспективы развития отрасли. Процесс производства сжиженного природного газа. Морская транспортировка и российские проекты по экспорту сжиженного природного газа.

    реферат , добавлен 06.12.2009

    Регулируемый сектор российского рынка газа. Добыча природного газа в Иркутской области. Современное состояние и перспективы развития газовой промышленности. Прогноз востребованности полезных ископаемых Иркутской области на российском и мировом рынках.

    реферат , добавлен 16.03.2015

    Сущность и эволюция структуры мирового рынка природного газа. Особенности международной торговли природным газом. Анализ современного состояния российского газового комплекса. Оценка внешних и внутренних угроз развитию газового комплекса России.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2013

    Системный анализ факторов формирования спроса и предложения на нефть. Экономика невозобновляемых ресурсов. Современные проблемы развития российского рынка нефти, его состояние, проблемы и перспективы экспорта. Тенденции развития мирового рынка нефти.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2011

    Основные понятия рынка недвижимости. Состояние рынка жилья на середину 2009 года: стадии становления и развития рынка жилья, цены на недвижимость в настоящее время, факторы, на них влияющие. Закономерность долгосрочного развития региональных рынков.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Понятие и типы монополий. Общая характеристика и основные причины возникновения естественных монополий, этапы и направления их развития в России. Тенденции мирового рынка нефти, анализ его современного состояния, перспективы дальнейшего развития.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    История создания компании Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз". Тенденции развития мирового энергетического рынка. Основные направления деятельности компании: разведка, добыча, переработка и реализация природного газа и жидких углеводородов.

    отчет по практике , добавлен 07.07.2014

    Экономический механизм функционирования рынка труда, его сущность и специфика. Виды рынков труда и их сегментация. Особенности формирования общероссийского рынка труда. Анализ рынка труда Кемеровской области, меры по поддержке и перспективы развития.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Характеристика деятельности "Газпрома", его государственная поддержка и значение в экономике страны. Современное состояние ресурсной базы и рынков газа в России. Перспективы развития газовой промышленности и усиление ее роли в экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2012

    Сущность заработной платы, ее функции. Понятие рынка труда, его состояние, перспективы развития и особенности функционирования в Республике Беларусь. Государственное воздействие на занятость и безработицу. Предложение труда в кейнсианской концепции.


Анализ рынка газа в России

А.С. Попов.
Сегодня газовая промышленность России представляет собой единый комплекс, деятельность которого направлена на решение широкого круга задач, включая геолого-разведочные работы на суше и морском шельфе, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и переработку природного газа, газового конденсата и нефти, транспорт и распределение газа и газового конденсата, подземное хранение газа, использование газа в качестве моторного топлива, производство бытовой и промышленной газовой аппаратуры, ремонт и восстановление газопроводов и оборудования, научно-исследовательские и проектные разработки, машиностроение и строительно-монтажные работы.
Разведанные запасы газа России на сегодняшний день составляют более 46 триллионов кубических метров. Причем из общих разведанных запасов газа промышленных категорий около 80 процентов приходится на месторождения Западной Сибири.
Транспортировка газа от месторождений до потребителя осуществляется по уникальной газотранспортной системе, включающей более 150 тысяч километров магистральных газопроводов, 689 компрессорных цехов мощностью более 42 миллионов киловатт, 22 объекта подземного хранения газа. Протяженность газораспределительных сетей составляет 359 тысяч километров.
В настоящее время система газоснабжения России - основополагающий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП, обеспечивает значительную часть доходов бюджета, а также более 19% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа (45% в структуре экспорта топлива из России). В России ежегодно потребляется (с учетом расхода газа на технологические нужды системы газоснабжения) 410 млрд.куб.м газа, или более 70% от всего объема газа, добываемого в стране. Масштабы внутреннего рынка, начиная с 1998 года, стабильны и имеют тенденцию к некоторому росту (3,3% в год). Газ составляет 50% в структуре баланса первичных энергоносителей в стране и будет оставаться основным топливным ресурсом, но с постепенным сокращением его доли в потреблении топливно-энергетических ресурсов до 45% к 2010 году.
Динамичное развитие газового сектора способно обеспечить поступательное движение и другим отраслям экономики. В условиях наметившегося экономического подъема обеспечение газом платежеспособных российских потребителей представляется одной из основных задач по модернизации экономики и обеспечению ее поступательного развития.
Сырьевая база природного газа в России, как ее разведанная, так и прогнозная часть, достаточна и надежна для текущего и перспективного обеспечения потребностей внутреннего рынка и нужд экспорта. Разведанные запасы природного газа составляют около 47 трлн.куб.м, в том числе в Западной Сибири - около 35 трлн.куб.м (74%). Ближайшие для освоения ресурсы газа оцениваются в 100 трлн.куб.м, в том числе по Западной Сибири - около 51 трлн.куб.м (северные районы). Такого объема запасов достаточно для обеспечения ежегодной добычи газа в размере 700 млрд. куб. м в течение 60-80 лет.
Особенностью разведанных запасов является их высокая степень концентрации в отдельных регионах страны, в основном, на севере Западной Сибири. 75 процентов этих запасов сосредоточено на 21 крупном месторождении. Большинство месторождений газа эксплуатируется уже 15-25 лет, причем все четыре крупнейшие месторождения газа (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вынгапурское), на долю которых приходится около 80% текущей добычи, уже вступили в падающую фазу.
Протяженность магистральных газопроводов и отводов, входящих в газотранспортную систему, составляет 154,8 тыс. км (газопроводы диаметром 1020, 1220 и 1420 мм составляют более 62%). В систему входят газоперекачивающие агрегаты установленной мощностью около 42,6 млн. кВт и 3645 газораспределительных станций, обеспечивающих выдачу газа в газораспределительные системы (системы газопроводов низкого и среднего давления, обеспечивающие доставку газа розничным потребителям). Техническое состояние газотранспортной системы требует ее существенной модернизации: износ основных производственных фондов здесь составляет 56%, в том числе оборудования компрессорных станций - более 89%. Технически возможная производительность газотранспортной системы ограничена, и составляет 518,1 млрд. куб. м в год, что ниже ее проектной производительности (577,8 млрд.куб.м в год) на 59,7 млрд.куб.м.
Имеющиеся инфраструктура и мощности хранения газа составляют порядка 60 млрд. куб. м в год или около 18% от объемов потребления газа в стране, что в целом позволяет поддерживать надежное снабжение газом российских потребителей. Вместе с тем имеются реальные проблемы обеспечения пиковых отборов газа из хранилищ в зимние периоды времени. Отсутствие сезонной дифференциации регулируемых цен на газ экономически не побуждает потребителей равномерно осуществлять закупку газа. Потребление природного газа населением страны увеличилось за последние 10 лет более чем в 3 раза. Однако уровень газификации особенно в сельской местности остается недостаточным и составляет в настоящее время около 31% против 60% в городах.
Состав участников сложившегося рынка газа включает производителей газа, газосбытовые компании, газораспределительные организации, операторов инфраструктуры (газотранспортные организации) и потребителей газа. Рынок газа в определенной степени сегментирован, что обусловлено естественной территориальной изоляцией от Единой системы газоснабжения ряда регионов добычи газа (месторождения Республики Саха-Якутия, Таймырского автономного округа, Камчатки и Сахалина).
В настоящее время ОАО «Газпром», как субъект рынка, осуществляет меры по совершенствованию системы поставок газа на регулируемый и нерегулируемый сегменты рынка; в том числе, путем установления прямых договорных отношений с крупными потребителями газа. В условиях сформированной развитой рыночной системы сбыта газа планируется, что потребители будут иметь возможность выбора в приобретении газа на торговых площадках, у сбытовых структур ОАО «Газпром», либо у независимых производителей (поставщиков).
Ключевым условием развития конкурентного рынка газа является осуществление мер по повышению эффективности ценовой политики и внедрению рыночных принципов ценообразования. Прогноз роста тарифов на газ приведен в таблице.
В последние 3 года в российской экономике, наблюдается заметное увеличение потребления газа. За этот период оно возросло с 338,2 до 360,7 млрд.куб.м, т.е. прирост составил 22,5 млрд.куб.м с ежегодным темпом роста в среднем 3,3%.
В результате диспропорции цен на топливно-энергетические ресурсы потребность в газе как наиболее дешевом виде топлива искусственно завышается. В результате, в структуре потребления энергоресурсов России доля нефти и нефтепродуктов составила 21% , угля - 17%, а газа - до 48,8%. До 63,7% возрос удельный вес газа в котельно-печном топливе. В таких промышленно развитых регионах России, как Поволжский, Центральный, Северо-Кавказский и Северо-Западный, за счет сокращения использования мазута и угля в 2 раза доля газа в котельно-печном топливе достигла 77-83%. В Москве этот показатель уже превышает 95%. Между тем удельный вес газа в запасах топливно-энергетических ресурсов России (уголь, газ, нефть) составляет только 27%.
Структура потребления газа в отраслях народного хозяйства.
    № п/п Наименование отрасли Потребление, млрд.куб.м От общего объема потребления, %
    1 Электроэнергетика 140,6 39
    2 Металлургическая 28,6 7,9
    3 Агрохимическая промышленность 17,8 4,9
    4 Агропромышленный комплекс 10,1 2,8
    5 Нефтехимическая промышленность 6,1 1,7
    6 Коммунально-бытовые хозяйства 30,8 8,5
    7 Население 41,7 11,6
    8 Другие 85,0 23,6
    Россия всего 360,7 100
Потребление природного газа населением быстро растет, при этом уровень розничных цен на газ для населения остается значительно более низким, чем для других категорий потребителей.
Приоритетными потребителями природного газа в ближайшие годы и в перспективе должны стать химия, сельское хозяйство, производство стройматериалов для жилищного строительства, коммунально-бытовой сектор и население при сокращении поставок газа электростанциям. Существует 2 основных сценария динамики спроса на газ на внутреннем рынке, существенно отличающихся между собой. Первый сценарий основан на предложении об инерционном изменении действующих цен на газ, относительно низких с точки зрения потребительских свойств газа и не допускающих возникновения серьезных экономических стимулов для экономии газа и межтопливной конкуренции.
Второй предполагает существенное включение механизмов давления на спрос посредством ценовых сигналов в результате либерализации цен и приближения их к уровню, в большей степени соответствующему реальному соотношению спроса и предложения на газ, позволяющему обеспечить условия для создания межтопливной конкуренции.
В случае реализации первого сценария рост спроса на газ при различных сценариях социально-экономического развития страны может составить 3-4% в год и превысить ресурсные возможности газового рынка в случае падения газодобычи ОАО «Газпром» и умеренных темпов роста добычи газа независимыми производителями (4-5 в год).
Газоемкость экономики в этом случае не снизится, а техническое перевооружение газоемких производств (электростанций, котельных, химических, нефте- и газохимических производств) будет происходить по газоемкому сценарию, без вложения средств в модернизацию оборудования и технологий с целью снижения газоемкости.
По второму сценарию, связанному с некоторым сжатием спроса под воздействием роста цен, ресурсных ограничений можно будет избежать. Рост спроса будет происходить в пределах 1-1,5% в год (с учетом общего роста производства в стране), при этом наиболее крупные потребители газа будут инвестировать средства в снижение газоемкости производства, закладывая таким образом основу для предотвращения резкого роста спроса на газ в будущем. Объем потребления газа на внутреннем рынке, включая технологические нужды газовой отрасли, не превысит 430 млрд. куб. м в год, что с учетом ожидаемой стабилизации добычи газа ОАО «Газпром» и возможного увеличения темпов роста добычи газа независимыми производителями позволяет говорить об отсутствии перспективы ресурсных ограничений на внутреннем рынке газа.
Таким образом, спрос на газ и уровень газоемкости экономики страны находятся в прямой зависимости от проводимой ценовой политики.
Не смотря на значительные положительные тенденции в данном секторе экономике, имеется ряд существенных проблем.
Российский рынок газа в современном состоянии не имеет развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды. Его характерной особенностью является весьма высокая степень государственного регулирования.
Нерегулируемый сегмент рынка, на котором газ является предметом купли - продажи по свободному выбору с применением рыночных цен, определяемых спросом и предложением, не развит. Этот сегмент рынка пока не оказывает конкурентного воздействия на доминирующее положение регулируемого сегмента рынка газа.
В сфере добычи газа основную долю (90%) занимает ОАО «Газпром». В значительной степени это обусловлено концентрацией запасов газа в отдельных крупных месторождениях и структурой выданных лицензий на их разработку. Прогноз добычи газа в России на 2010 годах приведен в таблице.
Прогноз добычи газа в России с 2000-2010 годах, млрд. куб. м
Независимые организации владеют примерно 30% лицензий на освоение запасов газа и имеют право реализовывать его по свободным рыночным ценам, но их доля в совокупных объемах добычи и поставки газа на рынок составляет немногим более 10%.
В условиях, когда основная часть газа реализуется потребителям на регулируемом секторе рынка газа, возможности использовать указанное право у независимых производителей весьма ограничены.
Сфера транспортировки газа по магистральным трубопроводам отнесена к естественно монопольным видам деятельности. Этот вид услуг предоставляет ОАО «Газпром», являющееся собственником газотранспортных сетей.
Сектор газораспределения, в котором действует достаточно большое количество организаций (в основном в форме акционерных обществ), также функционирует в регулируемом режиме естественно монопольных видов деятельности.
Несмотря на то, что к сфере естественных монополий законодательством отнесены только услуги по транспортировке газа по трубопроводам, включая магистральные, по решению Правительства Российской Федерации осуществляется государственное регулирование оптовых цен на газ, поставляемый конечным потребителям.
Таким образом, основная доля поставляемого на российский рынок газа реализуется по оптовым ценам, директивно устанавливаемым уполномоченным регулирующим органом.
Помимо оптовых цен и тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным сетям трубопроводов, оказываемые независимым организациям, этим органом регулируются тарифы на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям трубопроводов, а также размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям.
В сфере сбыта газа функционируют специализированные организации по продаже газа - Регионгазы, со смешанным участием в их капиталах ООО «Межрегионгаз», дочерних обществ ОАО «Газпром», администраций регионов и других хозяйствующих субъектов. Доля независимых сбытовых организаций по продаже газа невелика.
Для функционирования полноценного газового рынка пока не созданы основные структурные элементы и рыночные институты, которые должны способствовать его становлению. Реализация газа на торговых площадках, которая позволяет выбирать продавца (покупателя), условия, сроки поставки и другие аспекты рыночной купли-продажи продукции находится на начальной стадии. Не развита система страховых предприятий, обеспечивающих гарантиями сделки купли-продажи, и других структур, которые могут с помощью рыночных инструментов управлять рисками, связанными с непредвиденными ситуациями на рынке газа. Отсутствует налаженный механизм привлечения российских инвесторов в газовый бизнес. Не разработаны правила поведения участников нерегулируемого сегмента рынка газа.
Неразвитая рыночная инфраструктура на российском рынке газа обусловлена отсутствием необходимых финансово- экономических условий для развития полноценного конкурентного рынка.
Инвесторы, которые могли бы вкладывать средства в потенциально конкурентную сферу деятельности (прежде всего в разработку и обустройство новых газовых месторождений) и тем самым создавать конкурентную среду в основополагающей производственной сфере, испытывают значительные финансовые риски и отсутствие достаточных гарантий эффективного возврата вложенных средств. Главным образом эти риски обусловлены тем, что общий уровень цен (тарифов) на газовом рынке определяется заниженными ценами (тарифами), директивно устанавливаемыми для регулируемого сектора рынка газа.
Пока не в достаточной степени обеспечивается соблюдение прав участников рынка - собственников продукции. В частности, не в полной мере урегулирован вопрос возврата долгов потребителей за ранее поставленный газ.
Участники рынков альтернативных видов топлива, металла, минеральных удобрений и другой продукции, выпускаемой с использованием газа, функционирующие в условиях свободного ценообразования, имеют безусловное экономическое преимущество по сравнению с участниками газового бизнеса, который сегодня не является привлекательной сферой вложения капитала и инвестиций.
Структура и участники рынка сжиженного газа России.
На топливном рынке России реально существуют два сегмента рынка СУГ:
- нерегулируемый – на котором газ продается по розничным ценам для экспорта, дальнейшей переработки или в качестве моторного топлива.
- регулируемый рынок – по его каналам идет поставка балансового газа населению по следующей схеме:
    Министерство энергетики определяет потребности регионов.
    переработчикам устанавливается балансовое задание на производство топлива для удовлетворения потребностей в регионах.
    производители передают свою продукцию монопольному перевозчику – ФГУП «СГ-Транс» для дальнейшей доставки населению.
Сжиженными углеводородными газами для бытовых нужд в России пользуются более 50 млн. человек, что делает этот вид топлива социально важным. При развитии в РФ системы газоснабжения предусматривалась газификация регионов как природным, так и сжиженными углеводородными газами. Исторически региональные газораспределительные организации осуществляли газоснабжение как природным, так и сжиженными углеводородными газами.
Рынок сжиженного углеводородного газа (СУГ) является сравнительно небольшим, но динамично развивающимся мировым рынком углеводородных топлив для автотранспорта:
    на мировом рынке спрос на сжиженное углеводородное топлива растет вдвое быстрее, чем на сырую нефть.
    в Западной Европе действует более 10 тыс. автогазозаправочных станций, работающих на сжиженном газе.
Среднегодовые темпы роста количества газозаправочных станций на российских автодорогах достигают 30% в год.
За последние 15 лет среднегодовой темп роста спроса на сжиженные нефтяные газы в Российской Федерации составляет 3,6% в год.
Основными участниками рынка СУГ являются:
1. Заводы - производители (газоперерабатывающие заводы ОАО «Газпром», газоперерабатывающие заводы нефтяной промышленности, нефтеперерабатывающие заводы, нефтехимические комбинаты);
2. Компании - операторы по централизованной поставке СУГ на рынок (поставщики)
3. Компании по транспортировке СУГ от заводов-производителей до кустовых баз и газонаполнительных станций и пунктов;
4, Газонаполнительные станции (ГИС) и кустовые базы, осуществляющие слив/налив и хранение СУГ (оптовое звено);
5. Газонаполнительные пункты, групповые емкостные установки, осуществляющие хранение СУГ, заправку и обмен бытовых газовых баллонов (розничное звено);
6. Автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) осуществляющие хранение и установку газобаллонного оборудования;
7. Потребители - коммунально-бытовой сектор, население, промышленные предприятия.
Основными этапами технологической схемы производства и реализации сжиженного газа являются:
    Производство сжиженного газа;
    Транспортировка сжиженного газа;
    Оптовый рынок сжиженного газа;
    Розничный рынок сжиженного газа
Ниже приводится краткое описание каждого этапа.
Производство сжиженного газа.
На данный момент лидерами на рынке производства сжиженного газа в России являются ОАО «Газпром» и ОАО СИБУР», на долю которых приходится около 60% в общем объеме российского производства сжиженного газа. Остальная доля рынка приходятся на нефтеперерабатывающие предприятия, которые входят в состав крупных нефтяных компаний («Сургутнефтегаз», «СИДАНКО», «ЮКОС», «Роснефть», «ТНК», «НК ЛУКОЙЛ» и др.). Сжиженный газ на данных предприятиях производится в процессе переработки нефти.
Сырьем для производства сжиженного газа является природный газ, нефтяные попутные газы, газовый конденсат и нефть. Сжиженный газ в Российской Федерации производится на нефтехимических, нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих предприятиях. При нефтепереработке сжиженный газ фактически является дополнительным продуктом при получении бензинов и прочих продуктов. В отраслях газопереработки и частично в нефтехимии производимый сжиженный газ является основным продуктом для реализации и/или последующей переработки в продукцию более высоких переделов.
Транспортировка сжиженного газа.
Большая часть перевозок сжиженного газа приходится на железнодорожный транспорт. Наиболее крупным перевозчиком сжиженного газа является ФГУП «СГ-транс» осуществляющее перевозки в специализированных цистернах. На долю данного предприятия приходятся более 70% общего объема железнодорожных перевозок сжиженного газа в стране. Важное значение играют территориальные филиалы ФГУП «СГ-транс» (осуществляющие реализацию газа), являющиеся базами хранения для обеспечения населения сжиженным газом. Для доставки сжиженного газа до потребителей создана сеть кустовых баз (общее количество - 14) и газонаполнительных станций (общее количество - 235), предназначенных для приема, хранения и распределения сжиженного газа.
Другими крупными владельцами цистерн и перевозчиками сжиженного газа являются компании, входящие в состав ОАО «Газпром» и ОАО «НК ЛУКОЙЛ».
Кроме железнодорожного транспорта, транспортировка сжиженного газа осуществляется непосредственно по трубопроводам (продуктопроводам), которые, как правило, соединяют несколько предприятий, объединенных единой технологией, или предприятия и наливные железнодорожные эстакады. Протяженность продуктопроводов незначительна.
Оптовый рынок сжиженного газа.
Основными оптовыми покупателями производимого в России сжиженного газа являются предприятия нефтехимической промышленности (прежде всего, ОАО «СИБУР»), региональные газораспределительные организации, а также поставки на экспорт.
Оптовую покупку и последующую розничную продажу сжиженного газа потребителям коммунально-бытового сектора в основном осуществляют региональные и местные газораспределительные организации. Наибольший объем потребления сжиженного газа в коммунально-бытовом секторе приходятся на сельскую местность и населенные пункты городского типа с населением не выше 80 тыс. человек. Общее количество населения, использующего сжиженный газ, оценивается в 50 млн. человек в 76 регионах России (природный газ 78 млн. человек). В нефтехимической промышленности наблюдается рост потребления сжиженного газа, где он используется в качестве сырья. Это обусловлено наращиванием объемов производства и увеличением загрузки производственных мощностей нефтехимической, химической и шинной промышленности, являющихся основными потребителями сжиженного газа.
Отпускная цена сжиженного газа у производителей в основном зависит от состава реализуемого сырья, а также от расстояния до основных рынков сбыта (особенно в случае экспорта). Следует также отметить, что внутренний рынок сжиженного газа носит ярко выраженный сезонный характер.
и т.д.................